Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2007-09-15

15.09.2007

К. ЛАРИНА – Ну вот, собственно говоря, и все.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да не все, а все только начинается.

К. ЛАРИНА – Ирина Петровская в студии. Начинается наш телевизионный радиоэфир. Радио…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да радио, а что же, по-твоему. Интернет?

К. ЛАРИНА – Телевизионный радиоэфир.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пока радио.

К. ЛАРИНА – Радийный телеэфир, можно так сказать?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное.

К. ЛАРИНА – Продолжение будет, сразу анонсирую, поскольку вчера состоялось торжественное вручение премий клуба «Телепрессы» обычно это происходит каждый год перед ТЭФИ, такой «Золотой глобус», если с Оскаром сравнивать. Сначала профессиональное жюри дает, критики дают свои призы к фильмам, а потом на Оскаре проверяют, насколько это совпадает. А ТЭФИ у нас через неделю будет…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Первое, сейчас ТЭФИ разделено на две части. Первая часть «Профессия» - 19-го, а вторая часть «Лица» - 21.

К. ЛАРИНА – А вчера Ирина Петровская в торжественной обстановке вручала призы нашим лучшим телевизионным силам, таки, оказывается есть, и мы продолжим обсуждение этой темы сегодня в программе «Культурный шок». Куда подгребут, я надеюсь, участники этого мероприятия Анна Качкаева, Арина Бородина и Сергей Варшавчик. А Ира сейчас все прокомментирует.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно об этом говорить или продолжим уже без меня. Я думаю, что наши постоянные радиослушатели знают, что где-то, по-моему, 7 лет назад мы создали совершенно никем не организованное, сами по себе стихийно, самостийно…

К. ЛАРИНА – Меня приняли туда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебя поздравляю. Ксения Ларина новый наш участник нашего клуба «Телепресса».

К. ЛАРИНА – Там еще Ольгу Галицкую приняли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Юрий Богомолов, обозреватель «Российской газеты» вошел, раньше он не входил. Слава Тарощина из газеты «Газета», так что периодически этот список пополняется. Кто-то уходит, кто-то снова приходит, но костяк так или иначе неизменен. Это люди пишущие, говорящие о телевидении…

К. ЛАРИНА – Ругающие телевидение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В основном да. Так или иначе, анализирующие с той или другой стороны процесс телевизионный, пытающиеся понять какие-то тенденции и соответственно выделить то, что в сезоне было достойно. У нас есть три номинации, это «Событие сезона», «Программа сезона», необязательно одна программа, в этот раз даже было три, то есть три какие-то заметные работы, которые так или иначе повлияли на или составили какую-то тенденцию. И «Персона». Там еще есть спецпризы, но оставлю коллегам возможность подробнее об этом поговорить. Думаю, что без труда наши слушатели угадают, что мы назвали событием сезона. Событие это, конечно же, не только телевизионное, а это, как правило, событие такое социокультурное. И поэтому сериал, даже его не назовешь сериалом, а фильм «Завещание Ленина», безусловно, такое событие, которое выламывается из всех сегодняшних тенденций. Это определенное очень внятное и важное и художественное и философское, если хотите высказывание. И поэтому другого равного события, безусловно, мне кажется, в этом сезоне было не найти.

К. ЛАРИНА – Я, кстати, хочу сказать сразу, что вышел на DVD фильм «Завещание Ленина», я видела, он продается в Доме книги. Так что в больших магазинах есть в хорошем, нормальном виде. Если кто пропустил эту работу, обязательно посмотрите. Это кино, которое действительно стоит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это кино, это то событие, которое я считаю, что это огромное счастье, достижение, что время от времени редко действительно очень редко, иногда раз в сезон, а иногда и ни разу за сезон, телеканалы идут на такие вот поступки. Даже такие действия, скорее репутационные, они, в общем, в этот момент уже понимают, что на рейтинг, на прибыль, может быть, и не стоит в этом случае рассчитывать, но это очень важно для сохранения даже и собственного реноме и репутации. И это в конечном итоге, как ни странно получается, для меня, например, и для многих коллег, это оправдывает, извиняет, существование всего того чудовищного, что мы имеем. Но в каком-то смысле оправдывает и извиняет телевидение, потому что раз они способны еще на такого рода поступки, хотя мы знаем, как трудно пробивалось «Завещание Ленина» на экран и его поставили фактически уже в начале лета, когда сезон заканчивается. И не сказать, что в этот раз сам канал «Россия» каким-то образом специально его, извините за выражение, раскручивал, но так или иначе все равно это состоялось. Это значит «Завещание Ленина» и вчера на нашей очень камерной скромной церемонии был режиссер фильм Николай Николаевич Досталь. Два года назад или три, не помню, ему же мы вручали такой же приз прессы за «Штрафбат». То есть понятно, что для него это линия не случайная. Его обращение к такого рода абсолютно иногда закрытым как «Штрафбат» темам, а иногда может быть и не закрытым, но отходящим куда-то на периферию отечественного сознания, сознания наших граждан, хотя это необходимо знать, необходимо думать об этом и делать все, что угодно, чтобы этого ни в какой степени, стадии никогда не повторилось. Персоной мы назвали даже точнее, коллективную персону это Марьяна Максимовская и коллектив ее программы «Неделя». И формулировку придумали за профессиональную гражданскую отвагу. Хотя, конечно, здесь не только отвага, а это то, что раньше мы называли просто следование своему профессиональному долгу. И был руководитель канала Орджоникидзе, который тоже честь ему и хвала, что он в силу разных обстоятельств, мы не знаем, может быть оттого, что это разрешенная гласность, что называется, но так или иначе это на канале сохраняется. Так или иначе, безусловно, из всех сегодняшних политических, информационно-аналитических программ «Неделя» единственная, которая все-таки пытается какие-то вопросы задавать, и пытается на некоторые из них ответы находить. Или как минимум представлять все-таки весь спектр существующий сегодня каких-то мнений, событий. Думаю, что здесь, в общем, тоже решение вполне очевидное и, на мой взгляд, единственно верное, что называется. Фильмом тоже в этой же номинации программы «Неделя», то есть третья уже номинация, назвали мы все к счастью документальный фильм Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР». Потому что это тоже было событие, потому что кино такого уровня документальное практически на экраны не доходит.

К. ЛАРИНА – Кстати, я его пропустила, я его не видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он обещал, сказал, что…

К. ЛАРИНА – Это где вообще было?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это было на канале «Россия» тоже летом, пока ты была в отпуске. Мы это обсуждали с Венедиктовым. Он тоже, кстати, не видел и тоже очень заинтересовался. Это я напомню, это вообще международный проект, он идет в разных странах, основали его англичане, называется он «Seven-up». Начинают снимать детей с семи лет и каждые семь лет к ним возвращаются. Нынешним, например, героям первой британской версии сегодня уже 49 лет.

К. ЛАРИНА – А в СССР?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нашим, это была серия – 21 год. Здесь еще очень много наложилось именно почему называется «Рожденные в СССР», потому что эти ребята родились еще в СССР. Сейчас им по 21 году, и каждые семь лет к ним возвращаются. И Сергей Мирошниченко вообще человек очень глубокий, очень талантливый документалист, ты знаешь его, это «Русский крест» с Жженовым. И вообще все его работы он очень долго, кропотливо, тщательно работает, и все становятся очень заметными. И побеждают на множестве фестивалей. Он ведет этот проект с семи лет детей, снимает. Вчера он мне сказал, что он сейчас уже будет готовить себе замену. Потому что он до смерти боится, что не дай Бог, что все-таки уже люди не юные, оборвется и поэтому он всякий раз, когда заканчивает очередную серию, он оставляет, есть люди в группе, которые знают все адреса, все телефоны участников, чтобы было кому, если что подхватить. Потом он очень трудоемкий во всех смыслах. Это снимается в разных республиках, в разных странах, потому что часть героев, родившихся здесь, оказались кто в Израиле уже, кто в Америке. Кто просто с других странах: Грузия, Литва и так далее. Это невероятно интересно.

К. ЛАРИНА – Можно будет это увидеть еще, они будут повторять?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю, будут ли они повторять. Кстати, этот фильм 21-летние еще показывали в рамках международного кинофестиваля в октябре. Сомневаюсь, что будут повторять. Потому что ты понимаешь, у нас есть что повторяют, так это чего-то такое полегче. Но очень бы хотелось, чтобы конечно, это было на DVD, и чтобы могли люди посмотреть. Потому что это действительно мы сформулировали, что это подлинно документальное кино, которое дает в каком-то смысле ключ к пониманию и прошлого, и настоящего и возможно, будущего. И наблюдать эволюцию людей от самого малого возраста и потом дальше, дальше, в общем, не имея предела, каждые семь лет возвращаются, это самое интересное, что можно себе только представить. Вот развитие этих характеров, как люди кем-то становятся, как меняются их взгляды в зависимости от того, как складывается их жизнь, где они живут. Это невероятно интересно. Это я сказала о таких основных вещах. Там еще были спецпризы. В частности, канал ТВЦ за эту линейку разговорных шоу, которые можно одобрять именно как попытку возвращения к разговору о каких-то смыслах. И вчера были как раз почти все ведущие или люди, работающие над этими программами. Это я повторю сейчас «Сто вопросов взрослому», «Ничего личного» Тани Малкиной, «Народ хочет знать» Киры Прошутинской и «Скандальная жизнь» с Ольгой Бакушинской. И мы вдруг обнаружили, что вся, в общем, линейка женская. И «Сто вопросов взрослому» тоже делают в основном женщины и все мужчины какие-то у нас все, я не хочу всех обидеть, но, тем не менее, как-то немножко подтухли. Тигран Кеосаян зажигает у себя на канале РЕН-ТВ. Тиграна тоже кстати рассматривали, но все-таки еще…

К. ЛАРИНА – Пусть порепетирует.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, да.

К. ЛАРИНА – Если продержится до следующего сезона…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но, тем не менее, голоса в его пользу были. Вот такое было небольшое, оно, в общем, довольно камерное мероприятие, но единственное, я должна заметить, что телевизионщики, которые в обычной жизни плюются, говорят, что эта пресса вообще, эта телевизионная ничего не понимает…

К. ЛАРИНА – И вообще мы делаем нашу передачу, чтобы позлить критиков.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, мы делаем для зрителей исключительно. А критики вообще все уроды и пусть они сами чего-нибудь попробуют сделать, это обычная логика. Так вот, мы заметили, что все, включая руководителя, вчера даже Константин Львович Эрнст приходил, и Александр Сергеевич Пономарев, руководитель канала ТВЦ, и Александр Ефимович Роднянский, руководитель канала СТС. Все они, а также уж конечно, создатели программ приходят с огромным удовольствием и чувствуют себя очень польщенными, получая именно этот даже не приз, а это, собственно говоря, диплом. Это просто сформулировано - приз прессы, какой у нас приз. Цветок и диплом.

К. ЛАРИНА – Ира, скажи, пожалуйста, а вы спрашивали что-нибудь у Эрнста? В неформальной обстановке.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А что ты хочешь, чтобы мы спросили?

К. ЛАРИНА – Потому что все жалуются, что до этого тела добраться невозможно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, вот он, пожалуйста, пришел.

К. ЛАРИНА – Ты не спросила ничего?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты можешь себе представить, у меня нет вопросов.

К. ЛАРИНА – Я бы спросила.

И. ПЕТРОВСКАЯ - О чем?

К. ЛАРИНА – Про Бермана с Жандаревым.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В этом смысле.

К. ЛАРИНА – Потому что Берман с Жандаревым как-то не могут этот вопрос ему задать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, может быть, кто-то из моих коллег и спросил.

К. ЛАРИНА – Просто интересно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я понимаю прекрасно, какие будут ответы.

К. ЛАРИНА – А какие?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Послушай. Несколько вариантов возможно: мы сейчас над этим работаем, мы посмотрим, куда это вставить.

К. ЛАРИНА – Вот сейчас рассказывал Козаков, написали они сценарий с Розовским про Михоэлса. «Смерть Михоэлса». Сценарий художественного фильма. Который как я поняла, в планах стоял на Первом канале. Сценарий появился, они его вычеркнули сразу же. Сколько вопросов к взрослому.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но это вопросы к другим взрослым, вот в чем дело. И не сто. В общем, вопросов к тем людям, которые это все осуществляют, у меня лично практически не осталось. Потому что они это делают, исходя из своего понимания своего долга перед главным телезрителем или некоторой маленькой группкой телезрителей, которые совершенно не здесь сидят. Не у экранов. И поэтому выслушивать какие-то отговорки, оправдания, можно послушать. Но я тебя уверяю, что будет опять же один и тот же ответ, что это нужно зрителю, а это не нужно. Ведь никто же не понимает, по их мнению, лучше, чем они, что нужно зрителю. И что будет им востребовано.

К. ЛАРИНА – Наш зритель рвется в бой, просят наши слушатели перейти уже к обсуждению программ, которые на неделе можно было бы увидеть. Мы это сделаем. Сейчас можно уже зацепить какие-то вещи, я не знаю, по моей рекомендации смотрела ли Ира фильм, который сейчас идет на Первом канале. Кстати, спасибо Константину Львовичу Эрнсту за то, что этот фильм поставили. Говорю без всякой иронии. Потому что я очень хотела, я его посмотрела на DVD, и очень хотела, чтобы его увидели. Это фильм «Русский перевод» по роману Андрея Константинова, по сценарию Эдуарда Володарского, фильм, который сейчас идет на Первом канале. Если бы его пропустили, досмотрите, там еще неделю этот фильм будет идти. Мне кажется хорошая работа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я это естественно смотрю как все сериалы.

К. ЛАРИНА – Ну и как тебе?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Большинство сериалов выборочно. Довольно, на мой взгляд, все это сделано…

К. ЛАРИНА – Хорошо, правда?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Крепко и хорошо. Но вот хорошо, что есть на DVD, потому что я естественно потом посмотрю это целиком.

К. ЛАРИНА – А что касается передач, то здесь народ просто хочет, чтобы ты сказала…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Народ хочет знать?

К. ЛАРИНА – До какого плинтуса можно дойти в стремлении получить вожделенный рейтинг, имеется в виду передача «Ты не поверишь».

И. ПЕТРОВСКАЯ - На самом деле я, честно говоря, думала, что наступила некая граница, пройдена эта точка, которая вызывает по этому поводу какие-то крики, вопли, дискуссии.

К. ЛАРИНА – То есть буквально до мышей уже. Все.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вдруг выяснилось, что да, нет предела, есть выражение: нет предела совершенству. А есть: нет предела вот этому падению. И как в довольно редких случаях бывает, у меня действительно начал разрываться телефон и звонили люди…

К. ЛАРИНА – Ты не поверишь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …разные и неожиданные для меня, которые просто говорили даже не: ты не поверишь, а я не мог поверить. Мы не могли поверить.

К. ЛАРИНА – Что это возможно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ушам, глазам. Тому, что это возможно. Хотя я вспоминаю то знаменитое просто суперобразец такого цинизма интервью Кулистикова Арине Бородиной, когда он говорил, что то ли еще будет, мы еще такое засандалим. Ну вот, засандалили. Причем, я же не сразу даже поняла, что оказывается, один из этих ведущих это разгримированная как раз Заза Наполи. То есть это…

К. ЛАРИНА – Правда?!

И. ПЕТРОВСКАЯ - Заза Наполи тот самый человек, то ли трансвестит, то ли человек, который под него косит, который был ведущим «Сука. Любовь» а теперь он в мужском обличии.

К. ЛАРИНА – А я его не узнала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вообще удобно ли произносить слово карлик, но все произносят, да, карлик.

К. ЛАРИНА – Знаешь что, то, что они там делают, обсмеивают и обшучивают…

И. ПЕТРОВСКАЯ - В том-то и дело.

К. ЛАРИНА – До свидания политкорректность. Сами напросились.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отставим в сторону политкорректность, и будем называть вещи своими именами. И мышей мышами, то, что они сделали, этот процесс…

К. ЛАРИНА – Этот карлик, я не знаю, как его зовут, этот человек, артист или кто он, он сам сознательно на это пошел. Это его…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но это дешевка.

К. ЛАРИНА – …зона риска.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Что меня потрясает, наверное, может быть какой-то невероятный эпатаж, но если только это сделано остроумно, например. Или гротесково. Или как-то может быть, я не сторонник этого, но вдруг может быть. Но это все такая дешевка, такое глупое дешевое глумливое убогое, я сейчас пока будут новости, еще подберу…

К. ЛАРИНА – Брезгливое какое-то чувство.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот именно брезгливость возникает оттого, что это все даже, понимаешь, профессиональные критерии вообще не подходят сюда к разговору об этом. И уж не говоря о моральных, этических. Это все уже за той гранью, которая в принципе не обсуждается. Если бы это не было на федеральном фактически канале. Особенно меня трогает, что это идет непосредственно перед программой «Реальная политика» Глеба Павловского. В связи с этим его отодвинули…

К. ЛАРИНА – Все правильно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, правильно.

К. ЛАРИНА – Все вписывается в контекст.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это реальная политика канала.

К. ЛАРИНА – Мне Заза нравился больше в женском обличье. Он все-таки там был такой симпатичненький.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Этот вопрос обсуждается.

К. ЛАРИНА – Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Продолжаем программу. Рекламу ты с тобой делаем каналу НТВ, поскольку очень много людей заинтересовались передачей с карликом и спрашивают, как называется. А где посмотреть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ой, обрящет, как там у нас.

К. ЛАРИНА – Ищущий да обрящет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не будем мы вам говорить ничего. И вообще надо теперь так говорить: вот на одном канале есть одна поганая программа, которую смотреть не надо. Но прекрасно же мы понимаем, что именно это и дает некоторым рейтинг. Это вообще такой особенно этот канал, о котором речь идет, такой зелененький он.

К. ЛАРИНА – Где «Школа злословия»?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю. Никто ничего не объявляет. Не говорят ни то, что она закрыта, ни то, что она вернется. Но в принципе уже пора всем возвращаться, потому что уже на следующей неделе возвращается «К барьеру!», на этой неделе Соловьев с «Воскресным вечером».

К. ЛАРИНА – На этой неделе появился уже Шевченко.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это меня потрясло до глубины души. Я не знаю, конечно, как тебя. Но весь предыдущий день, когда у нас отставка случилась, во вторник или среду, в среду, по-моему. Я естественно, как все люди сидела и, не отрываясь, смотрела новости, потому что я все время ждала, я вспоминала события 1999, но вот эти последние годики прежних традиций, когда, безусловно, это событие достойное того, чтобы как-то переверстывать сетку, какие-то выпуски внеплановые организовать. Для этого были в свое время «Свобода слова», например или «Глас народа». И здесь меня совершенно поразило, я сейчас не о Путине, друзья мои, я понимаю, что вы, наверное, уже ошалели от этих разговоров, зачем, почему, Путин этого, не этого. В конце концов, Бог с ним. Он может делать все, что угодно.

К. ЛАРИНА – Вчера Сванидзе сказал, почему президент обязан вообще с вами что-то обсуждать. Ничего он не обязан.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже я не об этом. Пусть делает, он может это сделать и он это делает. Снять, поставить и так далее. Но меня поразило, что все наше телевидение сработало как пресс-служба и PR-отдел кремлевской администрации, правительства, чего угодно. То есть то, что в принципе родовой признак телевидения, я понимаю, что это все, наверное, звучит, задать вопрос и попытаться хоть какую-то найти приемлемую причину, объяснение.

К. ЛАРИНА – Ты же давно живешь на свете.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я давно живу…

К. ЛАРИНА – Ты вспомни советское телевидение. Абсолютно то же самое. Не надо никуда ходить. Это все придумал Лапин в 19-м году.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Правильно.

К. ЛАРИНА – Отставка, назначение, тут же биография назначенца. И малая родина.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Есть одна маленькая разница. Мы их не избирали. Как ты помнишь. Мы генерального секретаря себе сами не избирали или может, я сошла с ума. Мы не избирали никого тогда. Только были такие витринные выборы с явкой 99,9%. В данном случае просто раздвоение какое-то сознания возникает. С одной стороны все эти заявления о том, что мы страшно все, ну это ладно, в конце концов. Короче, в среду я увидела только одну маленькую попыточку как-то задать вопрос, и получить ответ. Это в «25-м часе» на ТВЦ, очень кстати достойная программа. Ее ведет Илья Колосов. Был приглашен Леонид Радзиховский. Я так понимаю, что из записных политологов вообще никто не пошел. Но Леонид Радзиховский хотя бы реагировал, вот я понимала, что, наверное, я хотя бы с ума не сошла, это все проглядев. Он реагировал в свойственной себе манере. Иронически и именно произнося те самые слова, что это невозможно объяснить, потому что это необъяснимо, непредсказуемо, абсолютно в ситуации информационной закрытости, поэтому совершенно нет смысла гадать нам на кофейной гуще, почему зачем, за что, преемник, не преемник. Все, больше я ничего не увидела. Я знаю, что в четверг после долгого перерыва возвращается суперформат Первого канала, как было заявлено, когда они возвращались, нам прислали анонсы, что это самая дискуссионная программа, реагирующая на все болевые проблемы, не чурающаяся остроты любого разговора, для которой нет ни запретных тем, ни каких-то не приглашаемых людей. Я вот досиживаю до полуночи или когда они вышли, и фактически начинаю хохотать в голос. Потому что тема…

К. ЛАРИНА – Миф или реальность Усама бен Ладена.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Усама бен Ладен: миф или реальность.

К. ЛАРИНА – А ты видела, что они сами хохотали? Что Павловский хохотал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С тем же успехом хан Батый, например, благо или зло для…

К. ЛАРИНА – Они даже себя не утруждают изображением серьеза.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно. Это такой просто фактически шок. Именно Усама бен Ладен…

К. ЛАРИНА – Народ ведется, ну чего ты.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я даже не понимаю, когда они это писали. Я подумала, может, они это к 11 сентября попытались, наверное, логика и записали заранее.

К. ЛАРИНА – Судя по их веселью, я думаю, что нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела на нашем днем рождения «Эхо Москвы», когда мы собирались, я видела ведущего Максима Шевченко. То есть совершенно очевидно, что он на момент отставки был в Москве, записать программу хотя бы минимально дискуссионную, где бы какие-то небольшие вопросики были заданы, но это особенно труда не надо. И людей можно набрать. И делается это быстро. В конце концов, они в прямой эфир выходили, когда Ельцин умер, если ты помнишь.

К. ЛАРИНА – Старший приказал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот это одно из самых таких…

К. ЛАРИНА – Приказал старший: отдать по полной программе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это я все понимаю. Главный телезритель называется страны, он же видимо, заказывает как раньше музыку.

К. ЛАРИНА – Здесь есть еще вещи, которые надо поучиться у совка, они все-таки еще молодые, не знают, как выполняется, под козырек брать умеют, а исполнение хромает. Потому что когда все это случилось с отставкой, и с назначением нового премьера, все было правильно, как я тебе напомнила советскую власть, назначили, тут же биография, тут же тебе и репортаж с малой родины.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сюжет.

К. ЛАРИНА – Тут же тебе друзья и все говорят: замечательный хороший прекрасный человек. Всего облизали бедного замечательного роскошного, сделали нам, зайчика подарили. Но при этом поблагодарил старший Фрадкова за работу. Сказал, что мы с вами тыр-тыр, спасибо вам за все. А после этого что делает Первый канал. Они дают нарезку из фрадковских глупых шуток.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Которые они называют образными выражениями, за которые его особенно ценили журналисты.

К. ЛАРИНА – Но получилась такая странность, получается, что президент России…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не президент. Премьер.

К. ЛАРИНА – Президент России поблагодарил премьера за работу, сказал, что мы с вами столько сделали…

И. ПЕТРОВСКАЯ - За хвостик от морковки.

К. ЛАРИНА – И после этого нам показывают нарезку, представляющую нашего премьера полным идиотом, ты меня извини. Просто кто не знает, кто такой Фрадков, вот посмотрит такую нарезку, скажет: идиот. И за что он его благодарил?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Послушай, а если так объективно, что мы еще может сегодня опять же…

К. ЛАРИНА – Предъявить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тому же благодаря телевидению, ведь Фрадков я ни разу не видела его ни на каком другом неформальном телевизионном мероприятии, может он и не обязан, конечно, по должности, но, так или иначе. Кроме этих заседаний так называемых правительства, где естественно, это все тоже расписано по ролям. Это только наивный человек может представить себе, что так камера, а потом все монтируют. На самом деле все расписано, все ключевые фразы, выступления, может быть единственное, что все эти перлы они рождались, конечно, не заранее, а прямо на месте. И получается действительно реально, что весь итог, резюме деятельности трех с половиной лет премьера страны, это фраза про свой хвостик и хвостик от морковки и там еще несколько…

К. ЛАРИНА – Ну понятно, вся эта чушь собачья.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И еще несколько, причем они на самом деле даже не образные, не смешные, это вам не сочный Виктор Степанович, которого до сих пор цитируют.

К. ЛАРИНА – Ну сам факт ты согласна?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Согласна.

К. ЛАРИНА – Что тут что-то нарушено.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, а дальше у меня возникает еще на следующий день, через день, когда вдруг президент говорит наоборот, что они не так работали, что ребята расслабились. Тогда за что орден…

К. ЛАРИНА – Почета или чего там.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да нет. За заслуги перед Отчеством аж первой степени. Которая вообще вручается 10 всего за всю историю орденов.

К. ЛАРИНА – И нам представляют такой кукольный театр.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, за хвостик практически. Что-то конечно невероятное.

К. ЛАРИНА – Поработайте еще. Пока не очень.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Единственное у меня конечно надежда теперь на исключительно Владимира Владимировича Познера, который в прошлой прощалке вдруг сообщил, что «Времена» не безгрешны. Ты не видела?

К. ЛАРИНА – Видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И что он теперь обязуется говорить правду и только правду.

К. ЛАРИНА – Так он здесь повторил…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Повторил на «Эхо Москвы». Вот теперь хочется понять.

К. ЛАРИНА – Для себя он все решил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Для себя именно решил. Интересно, чему все-таки будет это посвящено… Про рыбу, может быть, которая гибнет, например, очень актуальная тема.

К. ЛАРИНА – Вот посмотрим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Посмотрим.

К. ЛАРИНА – Записка. Татьяна Толстая сообщает. «Школа злословия» возвращается в эфир 24 сентября.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ура.

К. ЛАРИНА – Через неделю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Получается, 24 это понедельник. Поэтому у меня в анонсах этого еще не было, потому что я именно расписание НТВ прошарила опять в очередной раз просто прошерстила, вот по этому принципу, найти признаки «Школы злословия».

К. ЛАРИНА – Из первых рук. Надеемся, что это случится.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай я еще скажу, потому что не могу не сказать. Из того, что позитивного было на этой неделе. Потому что мы все только ругаем, я совершенно после программы «Сто вопросов взрослому» влюбилась в Кобзона. Казалось бы, человек совершенно…

К. ЛАРИНА – Я с тобой согласна.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По идее, ты его знаешь уже как, извините, Иосиф Давыдович, с днем рождения вас прошедшим, как облупленного. Что называется мы на нем выросли. И вдруг приходит, ты понимаешь, что такой масштаб личности. Он с этой аудиторией, притом, что он совершенно под нее не подстраивался…

К. ЛАРИНА – Играючи, естественно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не популистски, не стараясь понравиться, но он совершенно искренне, мне безумно нравилось, как он хохотал на какие-то такие совершенно идиотские вопросы, задаваемые: вы еврей или…

К. ЛАРИНА – Скажи, он мужик.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И главное, ты у меня вырвала буквально изо рта, потому что я поняла, что в нем особенно привлекательно, это то, чего такой страшный дефицит сегодня на телевидении, вот эта абсолютно прущая мужская харизма. И вчерашние хотя опять же…

К. ЛАРИНА – А фильм какой хороший был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Фильм замечательный, которые сделали «Совершенно секретно». Я очень боялась, что сейчас начнется опять размазывание истории болезни или что-то…

К. ЛАРИНА – Очень естественно. Какая жена замечательная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видно притом, что это тоже не наиграно, что это жизнь и видно, но в первую очередь конечно, масштаб. И оставим сейчас за скобками разговоры, вчерашний конечно маразм контрпрограммирование…

К. ЛАРИНА – Это один и тот же концерт был?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Два разных концерта. Один был десятилетней давности…

К. ЛАРИНА – На каком канале?

И. ПЕТРОВСКАЯ - На Втором. Тот самый знаменитый концерт, достойный книги рекордов Гиннеса, когда он пел 11 часов.

К. ЛАРИНА – Я думала, что один опаздывает…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, ты бы мне позвонила. Потому что в тот 10 лет назад я тоже об этом писала и весьма иронически и, кстати, именно тогда запустила эту хохму, что потом выяснилось, в отличие англичанина, который уходит, не прощаясь, Кобзон прощается и не уходит. И тогда мне это казалось все таким избыточным, но видимо, на фоне тогдашнего вообще многообразия этого поля. А вчера даже несмотря на этот идиотизм мне было даже мало этого основного премьерного концерта, юбилейного, который был на Первом канале. Хотя там очень много совпадало и естественно, тот же репертуар, особенно смешно было, когда я в паузе например, спел Иосиф Давыдович песню на Первом канале, пошла рекламная пауза, я переключаюсь, а он там только начинает ее петь. Возможны, в таком случае, естественно, всякие идиотские совпадения. Но никакой фанеры вот точно абсолютно.

К. ЛАРИНА – О чем там говорить. Да никогда в жизни.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В 70 лет голосище звучит хошь ты народную, хошь… Это ты чего делаешь?

К. ЛАРИНА – Сплюнула.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Стучишь. Хочешь сказать: войдите. Любую абсолютно. Романсы, арии, вот все человеку подвластно.

К. ЛАРИНА – Поучиться надо действительно. За хвост сейчас молодые люди могут ухватить хотя бы настоящее. Потому что этого нет нигде.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А не фанерное, и не фабричное.

К. ЛАРИНА – Ира, у нас очень мало времени, давай мы послушаем несколько звонков, а то обидим людей. Несколько звонков от вас, уважаемые слушатели. А то время идет, а мы с вами еще не поговорили. А это безобразие, нарушение формата. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день, любимая радиостанция. Ксения и Ирина. Это Игорь, Санкт-Петербург. Я бы хотел насчет телевидения нашего, подписываюсь под каждым вашим словом, что слышал раньше и хочу сказать, что пока весь мир оплакивал великого тенора Паваротти, к которому я отношусь как к своему родному человеку, наше телевидение показало только в новостях. На стадионах пели его арии. А мы ни одного концерта, ни одной передачи ничего вообще не показали. Это же ужас просто.

К. ЛАРИНА – Я думаю, что можно согласиться с этим замечанием. Поскольку я, например, тоже ждала, что-то по «Культуре» покажут. У нас очень много записей Паваротти.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Насколько я знаю, друзья, посмотрите только внимательно, я сейчас не могу вспомнить, в это воскресенье или следующее, замена на канале ТВЦ и будет транслироваться вечер памяти Лучано Паваротти из Большого зала консерватории.

К. ЛАРИНА – Да что ты. А, я видела, Федосеев там дирижирует. Анонс я видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Анонс какой-то пришел, и я это отметила про себя, что это единственный канал, который действительно это сделал. Но это разве один случай. Таких случаев огромное количество.

К. ЛАРИНА – А своих-то забываем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В первую очередь о своих.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Вероника Ивановна. Добрый день. Хотелось бы услышать ваше мнение о передачах таких как «Секс в большом городе» и наш «Бальзаковский возраст».

К. ЛАРИНА – Как вам, Вероника, скажите для начала.

СЛУШАТЕЛЬ – Однозначно наш фильм очень проигрывает. Во многом.

К. ЛАРИНА – А вы смотрите и тот и другой?

СЛУШАТЕЛЬ – Смотрит моя дочь довольно взрослая. Я считаю, что «Секс в большом городе» он все стороны охватывает не только секса, но и вообще поведения в жизни. А наш фильм извините, это я не знаю, чему учат они. Погоня за мужиками, какие-то глупые сцены.

К. ЛАРИНА – Спасибо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы многократно это обсуждали.

К. ЛАРИНА – Чему учит, мне кажется неправильный вопрос. Потому что это все-таки не для молодых сериал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вообще сериалы нынешние еще ничему не учат.

К. ЛАРИНА – И не надо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вы должны это понять. Они просто сами по себе делаются. Берется, даже как в случае с этим сериалом, некая калька, опять же по сравнению с другим, слушайте, я тогда сказала про сериал «30-летие», которые запустили на канале СТС.

К. ЛАРИНА – Ты так хотела, чтобы он был хороший.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думала, что нам расскажут о том, как происходит процесс становления человека, его идентификации, его существования в среде и существования в нынешней ситуации. Притом это тоже рожденные в СССР что называется.

К. ЛАРИНА – Название, которое претендует на какую-то поколенческую историю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. На самом деле честно сказать, у меня ощущение, что герои это не 30-летие, а такие подростки в пору гиперсексуальности, гормонального именно взрыва, от 14 до 18. Которые озабочены только одним, вот только, то, о чем вы сказали. Даже не поисками себе партнера, а бесконечно только как бы этого партнера где-нибудь в тихом или не тихом месте прислонить. Особенно меня потрясает один персонаж, который совершенно не может совладать со своими физиологическими реакциями и периодически он то с переговоров, то из кафе, где он встречается с женщиной, бежит в туалетную кабинку и начинает переговоры, собственно говоря, с этим своим партнером по жизни.

К. ЛАРИНА – Дорогая Ира, но мы-то с тобой все-таки не знаем, может быть у 30-х именно такие проблемы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Послушай. Ты знаешь…

К. ЛАРИНА – У тебя есть 30-летние знакомые?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Полно 30-летних знакомых. Я знаю, что они как звери работают, в этот момент как раз у них появляются иногда вторые уже дети. И я ни разу даже представить себе не могу вот этого, может быть в каких-то редких случаях эти диалоги со своим собственным органом, причем вслух. Но это что-то запредельное. Главное, что действительно ничего реально отображающего жизнь человека, хоть люди-то в общем, пусть 30, хоть 50, хоть 20, - все равно, если это люди, они все-таки живут каким-то помимо…, это очень важная составляющая, кто же будет говорить.

К. ЛАРИНА – Это может быть темой для какого-то исследования или детективного произведения. «Основной инстинкт» например.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и вообще все, что с этим связано…

К. ЛАРИНА – Триллер какой-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ - … конечно очень важно. Но это не составляет суть поколения, то есть основную думу этого поколения. Именно исключительно только о том, чтобы эту потребность удовлетворить. Поэтому даже «Бальзаковский возраст», возвращаюсь я, Вероника, на этом фоне кажется вполне себе хоть и глуповатым, но вполне себе нормальным сериалом, который хотя бы до такой степени не то чтобы не сказать, что не шокирует…

К. ЛАРИНА – Жанр выдерживает все-таки юмористического сериала больше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там скорее мне кажется, если это не воспринимать как руководство к действию, и показ каких-то типичных, ну конечно, не типичный, и тоже действительно…

К. ЛАРИНА – Такой набор анекдотов на женскую тему, которая соответственно исполняется, мне кажется в водевильном жанре.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Скорее да, фарсово где-то. Поэтому все познается в сравнении, чем дальше как мы видим, тем все ниже, ниже, ниже полет наших чего там…

К. ЛАРИНА – И еще телефон.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Вопрос можно? Я хотела бы узнать ваше мнение, вы смотрите передачу «Территория призраков».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, к сожалению. А что это расскажите.

СЛУШАТЕЛЬ – Это какая-то странная передача, она идет ночью, по-моему, по СТС. Я не помню точно канал. Несколько раз смотрела, вы знаете, до сих пор не могу понять, что там показывают.

К. ЛАРИНА – А зачем смотрите?

СЛУШАТЕЛЬ – Это мистика какая-то. Но она так долго идет, что, переключая канал, опять попадаешь…

К. ЛАРИНА – Завораживает, если вы это смотрите.

СЛУШАТЕЛЬ – Две передачи идет про каких-то кошек. Абсолютно практически одно и то же повторяя…

К. ЛАРИНА – Мы посмотрим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще хотелось бы понять, на каком канале.

К. ЛАРИНА – Найдем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что мне кажется, что на СТС я этого не видела.

К. ЛАРИНА – А может быть ДТВ. Они любят такие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вообще у нас призраки и всякую мистику теперь любит канал ТНТ.

К. ЛАРИНА – ДТВ тоже, по-моему, там что-то призрачное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вероятно. Еще только кошек на ночь призраков, после карликов.

К. ЛАРИНА – Кошки-убийцы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще и кошки-убийцы.

К. ЛАРИНА – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Я Екатерина Евгеньевна. Вот я, будучи в больнице слышала вашу передачу, и вы говорили о работе Елизаветы Листовой. Современная история.

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Советская империя».

СЛУШАТЕЛЬ – Да, простите. И вы знаете что, вы назвали филигранной работой. Работа действительно очень хорошая, но достаточно много неточностей. Я бы сказала, что она говорит о том, что строительство каналов сделало Москву портом пяти морей. Единая глубоководная система стала возможна лишь после…

К. ЛАРИНА – Понятно, мы поняли. Много замечаний.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что, наверное, это нам говорит специалист именно по гидро всем этим делам. Это разные немножко задачи. Потому что все-таки речь шла именно в этой программе о тех символах, мифах, которые сложились вокруг этого строительства и каналов. И для того чтобы рассказать и показать это, мне кажется автору, в общем, необязательно знать, как гидро какая-то система складывалась. Это о нашей истории, о том, какими силами и жертвами все это давалось. И если даже и есть какие-то технические неточности, я думаю, что в данном случае они вполне себе простительны. Тем более что потом Лиза, я ее видела на нашей встрече на «Эхо Москвы», она рассказала, что она над каждым фильмом работает по полтора-два года. И у нее нет команды, которая ей подтаскивает материал, как это бывает. Она все сама. Во всех архивах, в кинофотоархиве, везде, где только можно взять картинку, взять информацию. Массу всего читает. Возможны ли какие-то огрехи. Безусловно, все живые люди. Но это все равно тоже работа событие.

К. ЛАРИНА – А я, кстати, советую нашей слушательнице написать об этом, я думаю, что в любом случае поможет для дальнейшей работы, если есть какие-то конкретные фактологические ошибки, почему бы об этом ни написать. Я имею в виду Лизе написать, может быть отправить на канал. Российский. Или по электронной почте.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть. Но меня радует, что и наша слушательница все равно отметила все-таки тоже, что это заметная работа. И кропотливая и филигранная.

К. ЛАРИНА – Не успеваем мы больше звонков принять. Мы все равно на телевизионную тему продолжим в два часа. Если что недоговорили, там договорите. Но если есть какие-то у тебя наводки на следующую неделю, то поделись с нами.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я единственную наводку, потому что мне это будет интересно и надеюсь, что кому-то тоже. В пятницу как раз прошла запись программы «Сто вопросов взрослому», где героем стал Юрий Михайлович Лужков.

К. ЛАРИНА – Я думала ты.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да ну что ты. Я не из тех взрослых, которые интересны.

К. ЛАРИНА – Подожди еще.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я вряд ли. И вчера просто девочки, работавшие над программой, рассказывали, что они просто были потрясены, что тоже давно, то есть никогда его не видели таким. Ну и вот это я отметила для себя, что посмотрю обязательно в понедельник в 23 часа. Ну а там, на неделе можно много всякого найти. Там будет опять большая порция так называемой документалки. В общем, смотрите программу, и себе составляйте свое собственное меню. Это очень хорошая штука, чтобы избежать раздражения и вопросов, почему кошки убийцы ночью бродят.

К. ЛАРИНА – Надо посмотреть «Территорию призраков».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо, мы посмотрим кошек и «Территорию призраков». Но просто по профессии положено. А в принципе составляйте свой собственный канал, это не очень сложно.

К. ЛАРИНА – Посмотрите «Русский перевод», если пропустили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Посмотрите «Русский перевод», да много чего можно посмотреть. И по «Культуре» много чего можно посмотреть.

К. ЛАРИНА – А можно мы новостям дадим слово уже?

И. ПЕТРОВСКАЯ - А сейчас послушайте.

К. ЛАРИНА – Давайте. Пока.