Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2007-05-26

26.05.2007

К.ЛАРИНА: Мы начинаем нашу передачу. Ирина Петровская здесь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Мы начинаем…»

К.ЛАРИНА: КВН!

И.ПЕТРОВСКАЯ: Доброе утро.

К.ЛАРИНА: Доброе утро, Ирочка. Здесь же Ксения Ларина. Здесь же наши слушатели, которые превращаются на ближайшие 50 минут в телевизионных зрителей, а не в радиослушателей, поскольку мы говорим в этой программе о телевидении. Напомню номер, по которому можно присылать смс - +7 985 970 4545. Телефон прямого эфира, который сегодня работает для вас – 363 36 59. Еще раз повторю – 363 36 59. Я бы хотела начать с конца недели.

И.ПЕТРОВСКАЯ: ну давай.

К.ЛАРИНА: Потому что вчера буквально, не знаю, смотрела ты или нет, программа «Народ хочет знать»…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно. Вот поверишь ли, я сейчас сижу и думаю, что надо начать с того, что ты увидел последним за этот вечер, за эту неделю.

К.ЛАРИНА: Да, это, получается, сделали программу по типу той, которую сняли. Помнишь, мы с тобой говорили про программу Мединский-Рыжков, которую сняли с эфира?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, там просто тема была, по-моему, про многопартийность, но в общем да.

К.ЛАРИНА: Ну а тут про оппозицию. Судя по всему, той оппозиции, которую Рыжков представляет, нельзя выступать в качестве оппонента Владимиру Мединскому, а вот эта оппозиция, которая в виде такого мачо Бориса Немцова в маечке и с загорелыми крепкими ручонками, можно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но знаешь, я как бы позитивно, тем не менее, оцениваю, что эта тема возникает, что этот разговор возникает, что там присутствовала та же самая Маша Гайдар.

К.ЛАРИНА: Маша чУдная, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: То есть они попытались даже, взяли и в условиях почти невозможного попытались в этих рамках позвать и разнообразных людей, и все-таки поговорить, как мне кажется, достаточно серьезно на эту тему.

К.ЛАРИНА: Но все равно, согласись, получается, что Рыжкову нельзя, да? нельзя. А Немцову можно? Немцову можно, пожалуйста. Хорошо, да, тогда давайте Немцова.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну хорошо, можем говорить о том, что… такой вот, идеалистический взгляд – вот нет, если Рыжкову нельзя, то и вообще, тогда мы будем говорить только… я не знаю, о чем…

К.ЛАРИНА: О траве.

И.ПЕТРОВСКАЯ: О траве, о погоде. Кстати, тоже уже все говорили и о погоде в разных аналитических программах, и о чем только не говорили. Поэтому необходимо, это вот как раз искусство возможного – политическое телевидение: все-таки да, в рамках того, что дозволено, выбирать тех персонажей, которые проходные, и, в конце концов, все-таки говорить о том, что сегодня реально, как мне кажется, представляет какой-то интерес, а не потусторонние или какие-то периферийные темы, которые можно обсуждать в любое время при любом режиме без всякой опасности кому-то не угодить. Поэтому мне показалось, что этот разговор был в целом полезный и осмысленный.

К.ЛАРИНА: Почему Жириновский рвал деньги в программе Соловьева? Ты видела этот момент?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, вот когда он рвал, я не видела, честно скажу.

К.ЛАРИНА: Какие-то деньги там валялись вокруг него.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не видела, потому что в этот момент я еще на что-то переключалась и оставила записываться для того, чтобы потом посмотреть.

К.ЛАРИНА: Он там рвал деньги, говорят, бросал на пол.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Видела только, что, в общем, была достаточно бессмысленная дискуссия…

К.ЛАРИНА: С Прохановым?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, это был Николай Злобин. Он такой замечательный умный человек. К сожалению…

К.ЛАРИНА: К сожалению, он американец.

И.ПЕТРОВСКАЯ: К сожалению, во-первых, он американец, да, и это бесконечно подчеркивалось, а в том, что он и русский, он был вынужден показывать паспорта и доказывать, что он и тот, и другой, но этого уже достаточно, чтобы для него уже вообще не голосовала публика. Там был тоже какой-то колоссальный разрыв. Хотя и мало вообще народу голосовало. Я думаю, что вот этот перенос времени на 21.45, конечно, не лучший.

К.ЛАРИНА: А про что они спорили?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну как всегда – нужна нам Америка? Мы нужны Америке? Вообще про тлетворный Запад.

К.ЛАРИНА: А там какой-то человек из секундантов Жириновского все время грозился перейти на ненормативную лексику. Кто это был, не знаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, там двое каких-то было, я их, к сожалению, не могу всех запомнить.

К.ЛАРИНА: «Сейчас перейдем на ненормативную лексику!»

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я помню, что один из секундантов Николая Злобина, это был Александр Бялко, бывший знаток. Ну, то есть бывших знатоков, наверное, не бывает, но я имею в виду участник клуба «Что? Где? Когда?», который решил с Жириновским по его же методам действовать и начал кричать, что он, на самом деле, работает на Израиль и проливает свои слезы на Земле обетованной. Как-то это выглядело до такой степени чуднО и дико, что даже, по-моему, и Соловьев был потрясен и на всякий случай уточнил «ваше политическое кредо», и когда тот сказал, что он член СПС, то он просто развел руками. Действительно, разведешь руками. Я понимаю, что человек, видимо, решил действовать вот так же.

К.ЛАРИНА: Его же методами.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Его же методами, да. Но дело в том, что одно дело – это Жириновский. Это отдельный жанр. А другое дело – все-таки, как мне кажется, люди, которые придерживаются каких-то либеральных взглядов и которые, в общем, по сути говорят «А ты сам еврей», такая логика была, довольно диковатая.

К.ЛАРИНА: Ну, судилище было привычное, о чем мы сейчас поговорили, в программе «Судите сами» у Максима Шевченко. С кем боролись мы? С Польшей.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, и вообще с теми, кто осмеливается с Россией такие…

К.ЛАРИНА: Начали с проклятых поляков, шляхтичей, а потом перешли на привычную риторику. Ужасно мне жалко. Там, кстати, хорошие люди собрались на скамейке приличных людей. Там были и Сергей Бунтман, и Леонид Млечин, и Борис Соколов, но справиться невозможно. Может, Бялко и прав – может быть, надо с ними разговаривать на их языке?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну видишь ли, так или иначе, если говоришь на их языке, тоже проигрываешь. Ладно б, если б перешел на их язык и выиграл. Нет, еще больше проиграешь. Поэтому как раз я считаю, что это очень правильно – говорить на своем языке, пытаться свою аргументацию, тем не менее, приводить. Другой вопрос – мы уже много раз обсуждали, что именно в формате программы «Судите сами» приличные люди каким-то образом оказываются зашиканными, затурканными, и по сути они даже и не успевают ничего толком сказать, потому что мгновенно тут же находится кто-то, кто перекричит, или тот же самый Шевченко, который прервет, если он понимает, что не в ту дуду дуют, в которую ему это нужно и выгодно.

К.ЛАРИНА: Да еще и нахамит, да еще и оборвет, крикнет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: причем злобно это делает. Я всегда поражаюсь, как он. И так-то не очень милое лицо и доброе, но меняется просто – на нем написана такая ненависть, что если б он не был ведущим, то сейчас бы, мне кажется, взял бы дубину и шарахнул бы по голове. Но тут он связан все-таки определенными экранными рамками, и шарахнуть он не может по голове. Но все-таки вы товарищ ведущий или вы, извиняюсь, кто, да? или вы митинг разгонять пришли? Ой, кстати вчера, опять же, в программе «Народ хочет знать» - там отметили, и Кира Прошутинская это подчеркнула, с каким презрением и высокомерием говорил представитель правящей партии Мединский, хотя человек вполне вроде бы интеллигентный.

К.ЛАРИНА: Мне было даже за него неловко.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да-да-да. о том, что там фактически какой-то там сброд ходит на эти митинги, и говорить не о чем. И та же самая Маша Гайдар, и та же Кира как-то очень, мне кажется, с одной стороны, очень корректно, но очень жестко поставили его на место.

К.ЛАРИНА: Ну как, он ведь все равно не поставился.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хорошо, но хотя бы…

К.ЛАРИНА: Он сказал – «жалкая кучка очень хороших людей».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, но тем не менее, когда ему это сказали, он сказал «Извините, я не хотел, чтоб так получилось». Это неважно.

К.ЛАРИНА: Это они так разговаривают у себя в партии, в штаб-квартире.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В том-то и дело – они так разговаривают, а человек не успел перестроиться и хотя бы какую-то риторику подходящую подобрать.

К.ЛАРИНА: мне так неловко все время, потому что мне кажется, что человек, который имеет хорошее образование, который говорит на разных языках, который читает много умных книжек, он не может так разговаривать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, журналист тоже в прошлом, между прочим.

К.ЛАРИНА: И потом, он все-таки человек, как мне казалось всегда, который уважительно относится к своему сопернику во всяких интеллектуальных спорах и дискуссиях.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и он тоже несколько раз к Немцову… вначале он это сделал вроде как это шутка – «Я бы тоже хотел так выглядеть, такой загорелый, накаченный, серфингом или чем-то там занимается…», но в целом это говорилось – «Господи, да чем вы там занимаетесь? Просто у вас времени полно. Вот мы в своих пыльных кабинетах…» На самом деле, это тот самый случай, когда…

К.ЛАРИНА: О народе, о народе все.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …среда засасывает, что называется, и, к сожалению, даже и вполне приличные люди начинают быть похожими на тех, с кем они общаются – усваивают их лексику, усваивают их манеры.

К.ЛАРИНА: То есть профессиональные травмы?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну да, это даже не травмы профессиональные, а любая профессия и существование в определенной среде накладывает отпечаток, хочешь-не хочешь.

К.ЛАРИНА: «Минута славы» закончилась.

И.ПЕТРОВСКАЯ: По-моему, сегодня еще будет последний.

К.ЛАРИНА: Еще будет?!

И.ПЕТРОВСКАЯ: А миллион-то должны сегодня вручать.

К.ЛАРИНА: Я не смотрю, я так устала от них.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну я тоже до конца не могу это смотреть, конечно же. но закончилось, народ там…

К.ЛАРИНА: Это все долго очень длилось.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А мне показалось, что наоборот, это как-то все быстро. Нет? ну, я…

К.ЛАРИНА: Не смотрела ты вчера?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Смотрела, но не все, потому что потом я потом переключилась - вначале товарища Караулова посматривала, чтоб так вот потом, знаешь, не попасть впросак.

К.ЛАРИНА: А, тебя показывали в белом костюме, Петровскую показывали!

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это меня совершенно потрясло…

К.ЛАРИНА: Ты ходила за каким-то бейджиком, и говорили про продажную журналистику, как всегда?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, абсолютно, причем съемки эти уже почти десятилетней давности. Я пыталась опознать – ну, во всяком случае, далеко не свежие. А самое главное – именно контекст. Причем говорит Поляков – ни сном ни духом главный редактор «Литературной газеты» не предполагает, что сейчас покажут в кадре. Говорилось о безнравственности нынешней интеллигенции, которая, в общем, нарушает все табу, и, по сути, тлетворно влияет на народ. Это прекрасный такой манипулятивный способ в это время подсунуть… причем вначале я была, а потом кадр каких-то фотографий целующихся милиционеров взасос.

К.ЛАРИНА: Да-да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Поэтому, с одной стороны, на меня распространяется вот эта вся история про разрушение табу и нравственности общественной, хотя уж меня-то, нравственного светоча… если уж кто-то больше говорит… даже не знаю, вернее, кто больше говорит о том, что необходимо как раз эту нравственность все-таки как-то щадить, да? и сохранять. Но самое главное – меня потрясли эти целующиеся менты.

К.ЛАРИНА: Твои друзья.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И мы с этими целующимися ментами в одном ряду оказались. Ну, браво, товарищ Караулов, я вообще потрясаюсь всегда, как он подбирает зрительный ряд, особенно не тратясь. Во всех смыслах. Всегда это вторичный ряд, всегда это весьма и весьма условная иллюстрация. А самая простая – это просто в окошечке появляется: два окошечка, третий кто-то сидит за столом, как вчера Зюганов – у него на плече в этот момент, в другом окошечке…

К.ЛАРИНА: Чья-то рука пересчитывает купюры.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно, совершенно произвольный ряд, но в данном случае со мной, я думаю, таким образом товарищ Караулов отреагировал на нашу с тобой очередную полемику недели две назад, когда мы…

К.ЛАРИНА: По поводу карауловщины?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …обсуждали его всякие обвинения в адрес нашей с тобой радиостанции. Но поскольку никаких мы… я помню, я только говорила, что, слава богу, в нашем цехе, в цеху нашем журналистском есть такой светлый и чистый человек, который всех выводит на чистую воду, а сам в белых одеждах…

К.ЛАРИНА: Ты была в белых одеждах. Месть была страшна! Вот кто в белых одеждах у нас ходит!

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну главное – к моим словам не подкопаешься. Ну как это оспорить? Я же фактически похвалила Караулова, но он, видимо, какой-то душок уловил и решил таким образом со мной поквитаться. Но я себе понравилась, я там хорошенькая. Во-первых, несколько лет назад снято – еще моложе, такая свеженькая, действительно, в белом, и, по-моему, еще хромаю – значит, где-то вскоре после моей тяжелой травмы эти съемки были сделаны.

К.ЛАРИНА: Ира, теперь, значит, я хотела тебя спросить…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Давай.

К.ЛАРИНА: Забыла.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Забыла о чем? Вернись, как говорила моя бабушка, на то же место и вспомни.

К.ЛАРИНА: В исходную точку.

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Минута славы», нет?

К.ЛАРИНА: А, Золотухин. Вот, про фильм Валерия Золотухина.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ой, ну что на эту тему говорить? Понимаешь…

К.ЛАРИНА: Как он назывался, я забыла.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Назывался «Очень личное». Я всегда потрясаюсь, и даже на эту тему в очередной раз писала колонку. Я всегда потрясаюсь, для чего люди это все рассказывают? Ну, у каждого своя жизнь, у каждого свои…

К.ЛАРИНА: Он оправдывается.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну а чего оправдываться-то перед нами, перед публикой?

К.ЛАРИНА: Перед богом.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Перед богом оправдайся в другом месте, это называется. А чего оправдываться? Действительно, там правильно говорит Хмельницкий – так складывается жизнь. Может, это с какой-то высокой точки зрения неправильно, но вот такой его выбор, такой выбор его людей. И хорошо, и живите себе. Почему? Вот это для меня вопрос – почему это нужно делать достоянием широчайших масс?

К.ЛАРИНА: Потому что звонит корреспондент или руководитель программы и говорит «Валерий Сергеевич, вот мы хотим сделать программу «Очень личное», вот скажите, вы не против, чтобы мы немножко рассказали о вашей семье, а ваших детях, о ваших женах?» Валерий Сергеевич говорит – «А мне нечего скрывать. Конечно, давайте». Вот и все, вот и весь разговор.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я понимаю, но другой человек скажет – «Никогда и ни при каких обстоятельствах».

К.ЛАРИНА: Значит, это выбор человека.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот недавно совсем я разговаривала… просто она меня не уполномочивала, поэтому не могу привести, с кем. Очень известная актриса, которая не пускает в свою личную жизнь никого. С ней из одного таблоида договорились об интервью. Ну, из такого, бульварного издания. И пришла оттуда девочка и, естественно, начала расспрашивать не о творческих всяких там планах и ролях, а – «Расскажите о мужьях, у вас это все закрыто». Та сказала, что «Вообще-то я себя не на панели подобрала, и я не буду об этом рассказывать». И тогда это интервью как-то она свернула, а потом позвонил главный редактор и сказал «Ну что ж вы делаете? Во-первых, вы девочку подставили. Раз она не смогла вас раскрутить, мы ее оштрафуем, а во-вторых, мы же вам заплатили бы за это интервью 3000 долларов», - сказали ей. – «Но только при условии, если вы поделитесь всеми своими интимными подробностям». Понимаешь? Но даже 3000 долларов – она театральная актриса, и думаю, что они были бы нелишними для нее, - не заставили ее в этом участвовать и разоблачаться.

К.ЛАРИНА: Это выбор каждого человека.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, это абсолютный выбор каждого человека. Тем более речь шла, в общем-то, не о телевидении, которое такой охват дает, а о хотя и не очень тиражном, но все-таки печатном издании. Поэтому это личный выбор каждого, но я все равно я не могу понять…

К.ЛАРИНА: Это еще печатное издание, извини меня, достойное – даже оно обиделось, что ж вы делаете, но все-таки ничего не напечатало.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А что оно могло напечатать, если это интервью?

К.ЛАРИНА: Да придумать все что угодно. Ты же видишь, сколько они в принципе придумывают или в темную используют.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Тоже может быть, да.

К.ЛАРИНА: Так что еще спасибо им можно сказать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, поскольку это тоже тема недели – в связи с Валентиной Михайловной Леонтьевой я тоже вспоминаю несколько фильмов, которые были. По-моему, все-таки в этот раз их не показывали, но они были, где, действительно, тоже человека в темную использовали, потому что ясно, что уже Валентина Михайловна последнее время, может быть, даже и не отдавала себе в какие-то мгновения отчет, что это все будет на экране, когда из нее выдавливали… да там и выдавливать не нужно было. Естественно, она часто, наверное, последнее время и плакала, и все - и вот эти слезы крупным планом, и этот рассказ о трагических отношениях с сыном.

К.ЛАРИНА: Тоже такая мистификация – мне кажется, там столько придуманного. Вот эта вот фраза, которую все уже, кому не лень, цитируют, что «Ты всехняя мама», мне все это как-то ужасно неприятно слушать. Потому что какой-то один придумал человек…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Даже, может быть, если это и было, действительно, мы много раз об этом говорили, - многие люди, которые проживают яркую, звездную часто, красивую жизнь, становятся популярными. К несчастью, да, так получается, платят за это своей собственной личной жизнью, своим семейным счастьем. Так случается, а тут получается, вот в этих работах, о которых мы говорим, что вроде как, ну, мне кажется, с точки зрения обывателя, может, я и ошибаюсь, - какая, на самом деле, а мы-то думали, такая милая, с детишками там…

К.ЛАРИНА: А на самом деле сволочь какая.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, сволочь – действительно, сына своего не могла по-настоящему…

К.ЛАРИНА: А сын где-нибудь появлялся во все этих..?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, сын нигде не появлялся.

К.ЛАРИНА: Понимаешь, какая штука – это загадка для меня.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Фотографии его тоже показывали в этих фильмах.

К.ЛАРИНА: Но сын никогда ничего не говорит. Ну давайте тогда уж пусть сын все расскажет, если уж вы этим занимаетесь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, судя по всему, естественно, там есть какая-то драматическая ситуация, но я глубоко уверена, что все равно люди такого типа, уровня, сделавшие много, оставившие память о себе, оставшиеся в истории, неважно, чего – науки, телевидения, культуры, - они тем хороши и тем интересны, что они делали, в первую очередь. Сейчас уже, конечно, новое… сейчас вот в журнале «Театрал», пока тебя ждала, программу прочитала, - вот этот опрос – Берман, Джиндарев, Вульф и прочие люди…

К.ЛАРИНА: Как снимать про личности.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, как снимать про личности. И действительно, прав Берман, когда говорит, что нынешние законы эти медийные уже требуют вторжения в личную жизнь, и, к сожалению, без этого уже практически невозможно ни один из фильмов просто элементарно показать, продать телевидению.

К.ЛАРИНА: Показательный пример – была гундаревская история. Вот там как раз втемную использовали.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну конечно, и гундаревская. Да почти каждую неделю бери и показывай.

К.ЛАРИНА: Так что, может, поэтому Золотухин прав? Лучше уж сам, чем кто-нибудь другой про тебя расскажет?

И.ПЕТРОВСКАЯ: При этом, кстати, я в одной газете прочитала анонс, эти вот ежедневные газеты, не помню просто сейчас, какая, сегодня вот покажет такой-то фильм, мы позвонили Золотухину и спросили, как он к этому фильму относится. И он мрачно сказал – «Да я его вообще смотреть не буду».

К.ЛАРИНА: Золотухин?

И.ПЕТРОВСКАЯ: То есть тоже странно. Я не исключаю, такое тоже бывает, я не утверждаю, но и не исключаю, что действительно, некоторых людей используют втемную, говорят, что будет тема одна, а потом совершенно другая появляется или, во всяком случае, доминирует в той или иной программе. Хотя бывают такие редчайшие случаи, когда даже о личном рассказывается в высшей степени деликатно и без смакования, и мы недавно как раз с тобой говорили, просто на памяти один из таких свежих примеров – это вот фильм был Лили Вьюгиной о Элеме Климове и Ларисе Шепитько.

К.ЛАРИНА: История любви.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Безусловно, история любви, но, опять же, я знаю – в принципе, заказчики тоже это обсуждали, что хорошо бы чего-нибудь там подвытянуть, чтобы у нее было еще на стороне хорошо бы что-нибудь, и у него, ну а потом из этого что-то слепить. При желании, я думаю, из любой судьбы можно вытянуть своих тоже, найти своих скелетов в шкафу, но это дело профессиональной чести человека, который делает такое кино – найти или обойтись и попытаться из того, что есть, сделать все-таки полноценную, драматическую и красивую историю, а не лезть и не выискивать какие-то там шероховатости в личной жизни каждого.

К.ЛАРИНА: А я тебе еще один пример приведу, кстати. Про историю любви, в которой были разные периоды. Это Рыбников – Ларионова. Тоже фильм был. По-моему, очень неплохой. Очень корректный.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я говорю, на полсотни таких желтушно-стриптизного находится ну, пяток, может быть, но это даже очень большой процент получается – 10, да? Один, я думаю, процент из этого работ, которые каким-то образом, и я восхищаюсь их создателями, все-таки удерживаются в рамках пристойности и прежнего понимания того, что есть знаменитость и как с ней нужно работать.

К.ЛАРИНА: Давайте мы новости послушаем, а потом продолжим нашу программу, уже с участием зрителей и слушателей.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Продолжаем программу «Человек из телевизора». Ирина Петровская, Ксения Ларина и вы, дорогие друзья. Здесь много уже вопросов пришло на наш смс. Напомню номер - +7 985 970 4545. Вот про Калягина спрашивают. Вот мы с Ириной поделились, что, к сожалению, не видели мы ни одной работы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, увы.

К.ЛАРИНА: Посвященной Калягину.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Там в один вечер так все совпало, что уже не было возможности это увидеть, но я вчера… я вот только хочу еще сказать два слова про фильм Поборцева такой, любопытный. К сожалению, уже мало сейчас осталось такого типа. Это раньше было для НТВ очень фирменно.

К.ЛАРИНА: Про Матиаса Руста?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, ну, исторические такие фильмы. Хотя история не очень давняя – 20 лет, но очень интересно это все вспомнить, и там множество версий разбирается, что и как. Но наши военные уверены, что Матиас Руст был просто использован, что какую-то там шпионскую линию, шпионскую деятельность вел, хотя это совершенно не доказано. Но меня там особенно поразили – оказывается, это были связаны кадры любительской камерой, про то, как он садился на Красной площади…

К.ЛАРИНА: А кто это снимал?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кто-то из любителей оказался в этот момент с камерой на Красной площади.

К.ЛАРИНА: То есть тогда же не было еще мобильных телефонов.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, конечно, ни мобильных телефонов, ни, собственно, 20 лет назад такого обилия в частных руках видеотехники. Ну, я не поняла и не услышала, что любительское, но может, это кто-то из иностранных туристов снимал…

К.ЛАРИНА: Наверное, которые там ходили и снимали.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А оказался там рядом, просто был где-то поблизости офис, Олег Вакуловский, который тоже рассказывал, как он был первым журналистом… И удивительна реакция людей, что до последнего, пока не подъехал воронок и не забрал, люди не понимали, что произошло что-то чрезвычайное, потому что им не могло в голову прийти, что над Красной площадью свободно кто-то или что-то пролетит, сядет. У них было абсолютное ощущение, что это санкционировано, его там обступили и фактически как героя приветствуют и встречают…

К.ЛАРИНА: Такой авиапраздник.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И еще очень любопытные, конечно, показания летчиков, этих вот работников ПВО, которые вначале вели, потом один из летчиков даже, поднявшийся в воздух, видел этот самолет, но пытались все… потому что оказалось, что если даже они это засекли, то это все равно это их какой-то был бы серьезный проступок, поэтому проще было – а, непонятно, облачность – наверное, это стая гусей. Ну и, значит, гуси, гуси. Один начальник передает другому, когда он влетает в следующий регион, что нету никакого неопознанного летающего объекта, а есть плотный косяк птиц ил рыб, неважно. Но в любом случае это, конечно, дико скандальная была история, потому что доблестный абсолютно щит родины оказался, в общем, немножечко дырявым.

К.ЛАРИНА: Про другой фильм спрашивают наши слушатели. «Прокомментируйте фильм Сванидзе про лимоновцев. Анна просит».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это уже показывали.

К.ЛАРИНА: Это повтор, да. «Цыпленок жареный», да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, «Цыпленок жареный». Это второй раз показывали. Ну а чего там комментировать? по-моему, он снят года два назад, когда вот эти все были процессы против лимоновцев. Николай Сванидзе не скрывает своего крайне негативного отношения к нацболам.

К.ЛАРИНА: Да, у него очень ясная позиция.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Или как теперь, нельзя их упоминать, да? я забыла, как их…

К.ЛАРИНА: К лимоновцам.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, лимоновцам, да, короче говоря. И действительно, он считает тоже, что молодых людей втемную используют, эксплуатируя их молодой задор и протестные настроения. Это его позиция, он там сам сидит в кадре.

К.ЛАРИНА: Другой вопрос – почему повторили сейчас?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Другой вопрос – почему сейчас повторяется.

К.ЛАРИНА: Понятно же, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но в данном случае, я думаю, что это к Сванидзе уже не имеет отношения, а просто вот…

К.ЛАРИНА: Его использовали втемную.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, втемную, всветлую, в любом случае человек, снимающий для телевидения кино, отдает с потрохами этот продукт, и вот в каком контексте это будет использовано, вот это уже большой вопрос.

К.ЛАРИНА: Я думаю, что Николай Сванидзе тоже прекрасно это понял.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Смотри, второй раз ты меня прямо ловишь. Именно практически одними и теми же словами. «Другой вопрос…»

К.ЛАРИНА: Ну, в том-то все и дело.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно.

К.ЛАРИНА: Так. «Насколько актуальны и злободневны темы, которые обсуждаются в передачах Владимира Познера «Времена»? – спрашивает Сергей из Тюмени. А я что-то уже запуталась. Вот неделю назад что там было?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Там очень забавно – Познер начал с того, что столько всего произошло – и Марш несогласных, и дискуссия о «чистой демократии», и саммит самарский, и чего там, объединение церквей, но «мы поговорим об образовании». Ну, в общем, обсуждали образование, реформу образования, переход, если я не ошибаюсь, на это двухступенчатое получение – бакалавр-магистр. Ну, короче говоря, тот самый случай, когда… в общем, понятно, что сейчас май, и начинаются экзамены – и выпускные, и вступительные.

К.ЛАРИНА: Ну, актуально. Вчера был Последний звонок.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И последний звонок… вот так вот вроде все актуально. Но это вот из разряда вечнозеленых тем, которые можно сегодня обсудить, можно завтра, можно вообще прока не обсуждать, хотя он же не скрывает, что программа у него, в первую очередь, теперь обращается к социальным различным темам, и совершенно намеренно, поскольку он не очень давно сообщил, что он ничего не понимает в высокой политике и намеренно от этой политики уходит. Но даже если бы и понимал, мне кажется, это тоже вполне разумно – уходить от политики, тем более, когда главное требование сегодня и условие существования на экране – все-таки действительно от нее уходить и не муссировать. И нечего там обсуждать…

К.ЛАРИНА: Раскачивать лодку, опять же.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И раскачивать лодку. И предоставлять слово, тем более, уж каким-то там маргиналам. Вчера, например, показательно в «Народ хочет знать», что все-таки бОльшая часть зрителей сидевших считают, что оппозиция преследует одну-единственную цель – любой ценой попасть во власть. А более там ничего. Хотя тоже, честно сказать, я не вижу никакого криминала в том, что люди, представляющие оппозицию, стремятся во власть, поскольку, действительно, иначе как во власти, невозможно ничего для этого самого народа, которым все прикрываются и о котором все кричат, или общества совершенно ничего невозможно поделать, если ты стоишь на этой вот обочине и тебя еще с нее бесконечно тычут и пытаются столкнуть даже с этой обочины. Поэтому, я думаю, Владимир Владимирович наш, Познер, он, конечно, поступает в высшей степени…

К.ЛАРИНА: Умно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот так скажем.

К.ЛАРИНА: В духе времени.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В духе времени.

К.ЛАРИНА: Тогда вопрос академику Петровской.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.

К.ЛАРИНА: Что у вас там происходит?

И.ПЕТРОВСКАЯ: В смысле?

К.ЛАРИНА: У вас что-то происходило на прошлой неделе. Встреча в верхах. Вы там решили теперь, как я поняла, что каждый академик может двоих своих кандидатов представить, чтобы расширять Академию.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, не может, Академия уже расширена.

К.ЛАРИНА: Так.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот этих двоих своих кандидатов мы представляли некоторое время тому назад. Если не ошибаюсь, уже месяца три назад.

К.ЛАРИНА: А ты кого представила?

И.ПЕТРОВСКАЯ: А почему? Я тебе не должна говорить, это тайное голосование.

К.ЛАРИНА: Ну почему? скажи, ну интересно же.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А я не знаю, честно, не видела еще списка, прошли ли они. Мои личные были кандидаты – Дондурей и Анатолий Миронович Смелянский.

К.ЛАРИНА: Ну так а чего ты стесняешься таких замечательных имен?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но только я вот не знаю – Дондурей, кажется, прошел. Прошел ли Смелянский, я не знаю.

К.ЛАРИНА: Неважно, прошли ли они. Главное, кого ты вообще выбрала. Молодец.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну это я предложила этих людей, а остальные, каждый из членов Академии имел право тоже предложить двоих на расширение Академии. А дальше, очевидно, может, там… я не знаю, как правление подсчитывало эти голоса. Все ли упомянутые люди вошли, или было какое-то мягкое рейтинговое голосование, но в любом случае, Академия увеличилась, по-моему, даже больше, чем в два раза.

К.ЛАРИНА: Это правильно?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Разные мнения. Я, честно говоря, не понимаю, правильно это или неправильно. Ну, наверное, правильно, потому что предполагается, что чем больше народу, причем разных телевизионных профессий, тем более объективный будет выбор. Но вот при нынешней системе голосования, окончательного, основного голосования, так-то мы работаем по секциям, все распределены по секциям, и вот эту вот первоначальную тройку финалистов выбирают вот таким образом. Потом общее собрание это все, обсуждая, конечно, либо утверждает, либо по каким-то спорным вопросам устраивается повторное голосование, а потом уже вот эти тройки финалистов на последнем, на финальном Тэфи, уже на торжественной церемонии, как ты знаешь, открыто голосуется, и по 13 человек выбирается. Ну, вот два года подряд использования этой системы по 13 выборщиков доказало, на мой взгляд, порочность этой системы. Потому что даже если это компьютер абсолютно объективно выбирает, то никогда невозможно этот компьютер, тем более, заставить выбрать все-таки людей из разных компаний, разных профессий, а от того, кто выбирает, очень часто зависит… ну, вот как было в случае с Брилевым, скажем, и Марианной Максимовской, да?

К.ЛАРИНА: Переголосовывали в итоге.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не было переголосовывания. Какое переголосовывание?

К.ЛАРИНА: Нет, не переголосовывали?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну там когда равно количество голосов набрали, то потом уже да, тут же было переголосования, и одним голосом победил Брилев, что в нынешнем году и в нынешней ситуации, на мой взгляд, было не вполне справедливо, потому что, конечно же, «Неделя» Марианны Максимовской, по сегодняшним меркам, - программа, наиболее отвечающая жанру этой итоговой информационно-аналитической программы.

К.ЛАРИНА: Да, каждый раз думаешь – господи, не будет в следующий раз, не выйдет в следующий раз…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну да. И потом, всегда возникает такой момент всегда, я тоже потрясаюсь теперь, насколько изменился угол зрения и контекст, что – как же ей это удается! При том, что она совершенно спокойно - она человек совершенно не пафосный – отвечает «Да как удается? Вот взяли да сделали». При этом, конечно, мы понимаем, что если ее руководство захочет, чтобы не взяли и не сделали, конечно, это не выйдет. Но с другой стороны, - это тоже вчера обсуждали в программе «Народ хочет знать», и говорили открыто про то, что сегодня телевидение особенно несвободно, даже по сравнению с другими СМИ. Другое дело, что прав был, по-моему, Мединский об этом сказал, что часто, действительно, уже вот эта внутренняя самоцензура становится даже страшнее и более жесткой, чем цензура сверху. В конце концов, сверху нужно очень долго и много глядеть, и что-то, может быть, и прошло, но уже до такой степени все построены или запуганы, что даже не пытаются. Вы бы хотя бы попытались, ребята. Это вот у Познера любимая история. Он очень любит говорить, что на него страшно повлиял в свое время фильм замечательный, я тоже его очень люблю, - «Пролетая над гнездом кукушки», где есть вот этот эпизод…

К.ЛАРИНА: С трубой с этой, колодец?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Раковина. Не раковина, а как это называется? Такой большой умывальник, тумба такая мраморная, которую нужно поднять…

К.ЛАРИНА: Хотя бы попытаться.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И он говорит, да, герой, ему говорят «Что ж ты, дурак такой? чего там пытаться-то? понятно, что ничего не выйдет», он говорит «Я хотя бы попытался». Вот действительно, многие наши сегодняшние коллеги даже пытаться не хотят.

К.ЛАРИНА: Давай попытаемся включить телефон?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Давай.

К.ЛАРИНА: Это практически то же самое, что выдрать раковину из пола. Пожалуйста, наш телефон – 363 36 59. Телефон, по которому принимаются ваши звонки в программу «Человек из телевизора». Пожалуйста. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Доброе утро, Ксения. Доброе утро, Ирина. С хорошим днем всех, с началом лета, с теплом.

К.ЛАРИНА: Спасибо.

Слушатель: Спасибо за передачу вашу. У меня вот, знаете, такая тема – а вот тема алкоголизма, пьянства – она как-то обсуждается вообще на телевидении? Меня, знаете, что поразило больше всего? Вот это сообщение про Последний звонок: главная забота милиции – чтобы школьники не напились и не устроили попойку. Я не знаю, как дело на самом деле обстоит. Может, родительский час, кстати, посвятить этому?

К.ЛАРИНА: Алкоголизм в школе, да?

Слушатель: И вообще, мне кажется – вот вы разделяете мое мнение? – что пьянство – это наша самая страшная беда, страшнее всех внутренних катаклизмов, всех политических каких-то бед, это то, что действительно убивает в самом зародыше. Вот как это освещается и как вы к этому относитесь?

К.ЛАРИНА: Спасибо за вопрос. Я разделяю, что это одна из самых страшных бед.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да я тоже разделяю. Даже не пьянство, а этот самый алкоголизм, потому что есть некоторые… ну хотя да, по большому счету, и пьянство, и алкоголизм – один черт, да? Ну как освещается – специально, по-моему, нет. Иногда, как сейчас вот, обсуждение закона о запрете на курение и распитии пива в публичных местах, возникают какие-то такие сюжеты. Но чтобы вот так специально кто-то об этом говорил, давно не помню. Была когда-то, я помню, несколько лет назад, в тех же самых «Временах» - ну, больше говорили о рекламе, но так или иначе там обсуждалась тема пивного, скажем, алкоголизма, на который подсаживаются именно молодые люди.

К.ЛАРИНА: Про наркотики иногда разговор ведется какой-то, попытка.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Иногда ведется, да. Системного какого-то разговора, на мой взгляд, нет. Ну, может, в каких-то программах типа «Здоровье». Но я вот не помню в последнее время, чтобы что-то на эту тему говорили.

К.ЛАРИНА: Или в криминальной хронике.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Или в криминальной хронике, или во всех этих трэшевых программах, где рассказывают, скажем, о… ну вот сегодня, в частности, анонсирована «Профессия «Репортер» про матерей-кукушек, и в том числе, судя по анонсам, это и мамаши, которые страдают именно этим пороком, и именно это заставляет их и рожать непонятно зачем, и тем более потом бросать своих детишек. В лучшем случае, оставлять в роддоме, а в худшем – так и просто выбрасывать на помойку.

К.ЛАРИНА: Ужас. Еще звонок. Пожалуйста. 363 36 59 – напомню телефон, по которому мы с вами связываемся в прямом эфире. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Это Андрей из Москвы. Приветствую вас.

К.ЛАРИНА: Да, Андрей, здравствуйте.

Слушатель: Вы знаете, я вам очень завидую, что вы постоянно смотрите то, что французы называют «béate bêtise» - глупости…

К.ЛАРИНА: Круглые сутки.

Слушатель: Да, вам молоко надо за вредность.

К.ЛАРИНА: Вы этот вопрос уже задавали нам не раз. У вас есть что-нибудь новенькое?

Слушатель: Я думаю, что и большинству зрителей вместо пива надо бы все-таки на молоко переходить, потому что смотреть там решительно нечего.

К.ЛАРИНА: Андрей, вопрос у вас есть?

Слушатель: Вопрос у меня такой: прокомментируйте, пожалуйста, – НТВ стало в последнее время какие-то такие поделки выдавать, вот уже достаточно давно по поводу Литвиненко там у них был такой сюжетик, какой-то там, насчет самого Литвиненко.

К.ЛАРИНА: Да-да-да.

Слушатель: Это уже устаревший. Потом, по-моему, те же безвестные авторы выдали недавно еще один продукт на эту тему.

К.ЛАРИНА: «Кто заказывает хаос?»

Слушатель: Вот кто это все делает?

К.ЛАРИНА: Тот, кто заказывает хаос.

Слушатель: Ну понятно, кто заказывает, а вот кто конкретно? Почему это анонимные произведения? Спасибо за ответ.

К.ЛАРИНА: Спасибо, Андрей, за вопрос.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, там иногда некоторые бывают анонимные, а в некоторых все-таки указывают авторов. В частности, некий Алексей Малков – я не знаю, кто это, но думаю, что это какое-то спецподразделение, которое…

К.ЛАРИНА: А там еще твой любимый есть…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кто?

К.ЛАРИНА: Полянский.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, это голосом его озвучивается, и то, не уверена, что все это озвучивается.

К.ЛАРИНА: Арина Бородина узнала – «Кто заказывает хаос?» озвучивался Полянским.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это дело двадцать пятое, кто это озвучивает. Главное – кто это делает. По-моему, это целая редакция внутри существует…

К.ЛАРИНА: Внутри чего?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, внутри компании.

К.ЛАРИНА: Ты думаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Отдел, который на этих вот спецпроектах специализируется.

К.ЛАРИНА: А может, это не здесь, не внутри, а внутри другой компании?

И.ПЕТРОВСКАЯ: А ты думаешь, со стороны? Нет, я думаю, что нет, хотя не исключено, что это двойное подчинение. Ну что, мы это много раз обсуждали. Это странное возвращение к прежним практикам – создание неких пропагандистских произведений, которые выдаются весьма нерегулярно, но под то или иное событие или когда происходит что-то с конкретным человеком. Почему для этого выбрано НТВ, вот это для меня загадка, потому что все-таки у НТВ долгое время сохранялся, при том, что давно уже он был, в сущности, утрачен, вот этот либеральный имидж.

К.ЛАРИНА: Минуточку. Это не только на НТВ. И на «России» появляется частенько.

И.ПЕТРОВСКАЯ: На «России» появляется – это, как правило, мамонтовские произведения, но это тоже такой отдельный жанр. Как это у него называется-то? «Специальный корреспондент» - очень точно сказано. Вот он там специальный корреспондент.

К.ЛАРИНА: И на ТВЦ появляются тоже.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Тоже в значительной степени намного реже, чем… все-таки НТВ как-то используется в этом направлении прицельно и наиболее часто. Видимо, для того, чтобы охватить, может быть, еще…

К.ЛАРИНА: Промыть мозги и этой аудитории.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хотя она уже изменилась, и изменилась уже довольно давно, потому что, понятно дело, что та аудитория, которая была, она давно оттуда уже сбежала, и…

К.ЛАРИНА: Я даже новости уже там не смотрю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, там, кстати, новости же тоже претерпели большие изменения. Мало того, что время изменили, впервые за много лет, но теперь это уже такой дайджест новостной – бывший десятичасовой выпуск с одним ведущим. Совершенно понятно, что канал, что называется, перелицован, перепрофилирован.

К.ЛАРИНА: Давайте еще послушаем, а то времени мало остается. Алло.

Слушатель: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Добрый день, здравствуйте.

Слушатель: Я Александр. Можно, я скажу про Караулова, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну-ка.

Слушатель: Вот две недели была передача. Я думаю, правильная тактика должна быть такой – если он сказал неправду, то значит, станция должна подать на него в суд и выиграть этот суд. Если же станция не подает в суд, значит, он сказал, судя по всему, что-то…

К.ЛАРИНА: Логика идиотская, Александр, простите ради бога за то, что я так резко реагирую. Если я не подаю в суд на оскорбление, это не значит, что я согласна с тем, что меня оскорбили. Это как раз личное дело, как мне кажется, каждого человека. Никаких выводов здесь делать нельзя. чушь собачья. Но насколько я знаю, Алексей Венедиктов направил письмо Андрею Караулову с просьбой пока предоставить некие подробности все-таки его заявлений. Вот что я знаю. Правда же?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну да. В моем случае, когда мое изображение таким вот образом используют – вот что я могу там доказать?

К.ЛАРИНА: Да, что - в суд подавать?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Что это что-то там умаляет?

К.ЛАРИНА: Да и потом, много чести.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И потом, мы же знаем… я говорю, я проходила пару раз эту ужасную нашу историю с судами. И сама судилась, и со мной судились. И это настолько все долго длится, и это нужно доказывать – совершенно очевидное. А если это очевидное у тебя не подкреплено какими-то точнейшими доказательствами в форме документов, хотя все при этом вокруг подтверждают, что так было, то ты абсолютно беззащитен и бессилен что-либо доказать. И поэтому я себе дала такое вот слово… ну, конечно, могут быть какие-то изменения в моей позиции, но это в крайнем случае… судиться еще. Потому что это просто страшная волокита, унижение, между прочим, потому что именно в суде, спустя много лет, я себя почувствовала такой вот провинившейся, хотя не была ни в чем повинна, девочкой, с которой разговаривают таким вот лающим тоном, как самые дурные, дурного пошиба директора школы – вызывают на ковер и требуют родителей.

К.ЛАРИНА: Как Максим Шевченко.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хуже даже. Еще хуже.

К.ЛАРИНА: Еще звонок, пожалуйста. Алло.

Слушатель: Доброе утро.

К.ЛАРИНА: Здравствуйте. Как зовут вас?

Слушатель: Ой, извините, Тамара, Москва. Ирина и Ксения, здравствуйте. Я хотела спросить, Ирина, сколько сейчас академиков, пока не расширился состав? И насколько я знаю, их достаточно много. И не примите как личное – вы здесь в меньшей степени можете быть виноваты, если это можно назвать виной, - в день прощания с Леонтьевой ни один из академиков многочисленных не почти память ее, так бы я сказала.

К.ЛАРИНА: В смысле, не поехал никто туда?

Слушатель: Это не так далеко, это не космос, правда?

К.ЛАРИНА: Кстати, меня тоже это удивило. Тамар, спасибо.

Слушатель: И можно, я скажу еще? И показали старые кадры, когда, по-моему, в 2000 году ей вручали «Тэфи», она еще была очень слабенькая, но, как говорится, еще передвигалась, ее под руку вел артист, который вместе с ней работал в «Спокойной ночи, малыши» - хотя бы от машины кто-то из академиков, тот же Эрнст, - представляете, насколько это было бы ей приятно. Она была человек не амбициозный, судя по всему, несмотря на то, что все любили ее.

К.ЛАРИНА: Спасибо, Тамар, за напоминание. Простите, ради бога, что вас отключили, времени мало. Я не знаю, у Иры есть информация? Я боюсь вот так говорить, а вдруг кто-нибудь поехал?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я знаю, что если кто-нибудь бы поехал…

К.ЛАРИНА: То его бы показали.

И.ПЕТРОВСКАЯ: То его бы, конечно, показали, и об этом сказали бы.

К.ЛАРИНА: Нехорошо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне кажется неприятным то, что не поехал… вот я про себя, честно скажу, к моему большому сожалению, не была знакома с Валентиной Михайловной, но так сложилось, что когда я в этой своей профессии появилась, то уже Валентина Михайловна не работала, но…

К.ЛАРИНА: Но Первый канал должен был… нехорошо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я надеюсь, что они взяли хотя бы на себя оплату всего. Хотя бы, я надеюсь на это. Но естественно, дикторы, многие из них еще в силе, те, кто в дикторском отделе работали, те, кто работали на программе «От всей души», на «Спокойных ночах», на «Сказке», еще очень многие люди живы и в полном здравии. Почему никто не поехал? Не знаю. Наверное, именно уже ощущение, что с глаз долой из сердца вон. А что касается «Тэфи», в общем, честно сказать, в 2000 году это было достаточно все торжественно, и ее награждал сам президент Академии Познер, и ей там устроили овацию, рукоплескали. Но стоит ли, конечно, говорить о том, что… наверное, стоит, и в первую очередь, об этом стоит говорить – отношение в целом вот к такому человеку: как только он сходит, как только он заболевает, как только он слабеет и не может работать, его практически вычеркивают. И до тех пор, пока – я знаю это точно, что Константин Эрнст – единственный, кто, действительно, некоторую сумму денег доплачивал все эти годы Валентине Михайловне, потому что пока этого не произошло, пока он не принял такое решение, действительно, человек реально бедствовал.

К.ЛАРИНА: Вообще, очень грустно было смотреть – эта убогая квартира, и там эта «Тэфи» стоит с развернутой грудью. Очень тяжело.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, знаешь, к тому моменту академия уже 5 лет существовала, и вручали, и слава богу, что хотя бы через 5 лет вспомнили и вручили эту премию за личный вклад. В любом случае, я думаю, что она была очень довольна. Но вообще, конечно, это все свидетельствует о… это же не только в мире телевидения, а вообще – уходит человек, сходит со сцены, и все…

К.ЛАРИНА: Никто никому не нужен.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и забыт, бедствует. И это нынешнее телевидение, современное позволяет людям накопить и обеспечить себе достойную старость, а то телевидение – вот, работали тоже на зарплату, на гонорары, жили неплохо. Мы понимаем, что потом изменились времени, и все, что было накоплено, тут же пропало или было съедено.

К.ЛАРИНА: Ирочка, ответь, пожалуйста, на последний вопрос от Дианы: «Зато Максимовская работает, и Брилева уже и не видно».

И.ПЕТРОВСКАЯ: А вот уже будет видно. На следующей неделе первый раз, я почему-то не заметила это и думала, что только по воскресеньям, но сейчас внимательно просмотрела программу…

К.ЛАРИНА: «Пятая колонна» или как он там?

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Пятая» не колонна, а «студия» - программа выйдет в пятницу, 1 июня, в 20.15. А следующая в воскресенье сразу после «Вестей недели», и будет обсуждать, поскольку там тема заявлена, «Завещание Ленина». Это сериал Николая Николаевича Досталя…

К.ЛАРИНА: А, про Шаламова.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, анонсы которого уже сейчас пошли на канале «Россия», и очевидно, он будет не на следующей, а через неделю. И мы обязательно в следующую субботу, я вас еще раз обязательно предупрежу, чтоб вы это не пропустили, потому что это действительно будет событие сезона, вот этого совершенно пустого, голого сезона. Другой вопрос – очень странно, что это ставится на лето, когда, конечно же, наблюдается отток зрительской аудитории. Но хоть так.

К.ЛАРИНА: Спасибо. Ирина Петровская. Мы на этом не прощаемся с телевизионной темой. Все, что касается шокирующего ведущего или ведущей, о которой мы спорили на прошлой неделе, мы продолжим тему телевизионного шока в программе «Культурный шок» сегодня с участием коллег Ирины - Арина Бородина будет, Сергей Варшавчик и Александр Мельман. Иру вот просила остаться, но, к сожалению, она не может. До встречи.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да многовато нас будет.

К.ЛАРИНА: Пока.