Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2007-04-07
К.ЛАРИНА: Это они нам сообщают, что у них в Одинцово идет снег, а? ну, народ!
И.ПЕТРОВСКАЯ: А у нас вообще в самом центре.
К.ЛАРИНА: У нас вообще просто ужас, я выглянула в окошко и подумала, что я сошла с ума, что у меня глюки после передачи «Все на выход», нет, действительно снег, это вьюга.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну вот, зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в апрелЕ.
К.ЛАРИНА: Да, утром я читаю «Метеоскоп», и ни мне пишут из своей лаборатории, или как она там у них называется, что у них местами небольшие осадки в течение дня в Москве.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, они местами, иногда заканчиваются – несколько раз принималось-занималось-отнималось, ничего – потом все тает.
К.ЛАРИНА: Да, не пойми что. Это Ирина Петровская, доброе утро.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Доброе утро.
К.ЛАРИНА: Мы в телевизор будем смотреть сегодня, вместе с вами, конечно. Телефоны – 7839025 и 7839026, эсмээс, как говорит Михаил Ефимович Швыдкой…
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, вот удивительная вещь, при том, что все остальные говорили эсэмэс.
К.ЛАРИНА: Да, а для него, чувствуется, это слово какое-то непривычное.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Непривычное и, по всей видимости, не вошедшее в его обиход.
К.ЛАРИНА: Не употребляет. Итак, эсмээс - +7 985 970 4545. Ну, с чего начать-то? С хорошего, с плохого?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Не знаю, мне кажется, с хорошего лучше начать, задать высокий тон.
К.ЛАРИНА: Давай.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я уже слышала, когда ехала, ты уже этим поделилась, но я тоже не могу не поделиться, поскольку, опять же, не день, а ночь Тарковского получилась. Действительно, невозможно было оторваться, я из-за этого села писать текст уже под утро, в ночь со среды на четверг. И конечно, это что-то невероятное, и когда еще проходит время, я как-то уже давно не видела ни «Иваново детство», ни «Зеркало».
К.ЛАРИНА: «Солярис» был на Культуре.
И.ПЕТРОВСКАЯ: «Сталкер» до этого был тоже на Культуре.
К.ЛАРИНА: А на Первом был еще фильм.
И.ПЕТРОВСКАЯ: На Первом был документальный фильм.
К.ЛАРИНА: «Крестный путь Андрея Тарковского».
И.ПЕТРОВСКАЯ: И вчера был еще итальянский фильм, но он старый, насколько я понимаю.
К.ЛАРИНА: В этом и ценность. Абсолютный эффект присутствия, Олег Янковский, вообще как это все происходило.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да-да, и вообще, опять же, это пример настоящего документального кино, неторопливого наблюдения, но не отстраненного, а камера знает прекрасно, и тот, кто за камерой, за чем следить, за кем наблюдать, что оставлять, что фиксировать. Это о таких всплесках духа, которые время от времени у нас случаются, потому что за пределами этого, конечно, это бывает крайне редко, но не могу не отметить, тем не менее, все равно, это было мне интересно, очередной выпуск «Закрытого показа», где смотрели и обсуждали «Многоточие».
К.ЛАРИНА: Это было… забыла.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это тоже было в ночь, с субботы на воскресенье.
К.ЛАРИНА: Вот смотри, я просто хотела, чтобы ты подробнее рассказала, потому что я, естественно, не досидела до обсуждения, потому что это очень поздно для меня – вставать-то в какую рань. Поэтому я посмотрела начало, фильм я раньше видела на DVD, и он мне очень нравится. А вот что было дальше? Почему в анонсе Женя Симонова слезы вытирала – что это такое было? Ее довел кто-то?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, наоборот, она…
К.ЛАРИНА: Как вообще фильм восприняли в студии?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, если говорить об экспертах и специалистах, то тут, понятное дело, они были, как всегда, поделены по принципу кто-то за, а кто-то против.
К.ЛАРИНА: Это было лучше, чем в первый раз?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это было лучше, чем в первый раз, потому что дискуссия вышла за пределы обсуждения конкретно фильма – кто как сыграл, кто как снял – а начали обсуждать более важные и глубокие, как мне кажется, вещи, на которые фильм наводит: взаимоотношения власти и художника, интеллигенции и власти, и вот эта тема как раз прозвучала, и было очень интересно. А Симонова слезы обронила в момент, когда о фильме говорил Дима Быков очень ярко и эмоционально, об украденной жизни, об украденном счастье…
К.ЛАРИНА: То есть она пожалела свою героиню.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Видимо, да. Она до такой степени восприняла это эмоционально, что в том числе и слезы появились. Там были, конечно, персонажи и из паноптикума уже – например, бывший, по-моему, он тогда был член ЦК КПСС, Олег Шейнин…
К.ЛАРИНА: А вот ты знаешь, это меня и смутило вначале. Когда Гордон, ведущий передачи, представлял участников, меня смутило, что на такую тему, фильм, который действительно стоит серьезного разговора, и за и против в том числе, позвали людей, которые против, очень понятно. Вот мне как-то это было обидно. Мне кажется, что стоило, может быть, глубже найти…
И.ПЕТРОВСКАЯ: Там были разные люди – там был и философ, там была и критик, но эти краски тоже довольно любопытны, в том числе и весьма одиозный историк Юрий Жуков.
К.ЛАРИНА: Которого мы с тобой вспоминали добрым словом, помнишь?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет-нет, мы другого вспоминали Юрия Жукова, не историка, а ведущего телепрограммы, поэтому произошла какая-то путаница. Нет, все вместе обсуждение было очень интересным. Что касается студии, то это тоже отдельный разговор возник.
К.ЛАРИНА: В смысле, зрителей?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. После того, как зрители высказались. В общем, смысл был такой, что очень вы долго запрягаете, невозможно въехать долго, все это достаточно занудно, нужно объяснять, и возник после этого разговор о потерянном поколении для кино или о поколении, которое придется воспитывать заново, которое будет в состоянии отличить хорошее от плохого, настоящее от попкорнового, как говорили они, кино, потому что, тоже на эту тему многие говорили, что как раз выросли люди, которые уже, может, и хотели бы, но в силу того, что десятилетие как минимум они воспитаны на таком попкорновом кино и на облегченном кино, им очень сложно въезжать. И даже более того, нет даже желания въезжать в более сложную какую-то материю, и нет инструмента, с помощью которого они могли бы это постигать.
К.ЛАРИНА: Я бы тоже не обобщала, Ир, люди разные.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, безусловно, и это тоже говорилось, а это тоже очень важная вещь и она справедливая, об этом сегодня многие говорят.
К.ЛАРИНА: В совке тоже уж такую жвачку жрали в кино, уж таким нас кормили кошмаром.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Тоже верно, но при всем при том как-то репутационно было важно и серьезное кино, которое тоже считалось, не знаю, престижным, не престижным, но во всяком случае очень важным смотреть.
К.ЛАРИНА: Во-первых, его не показывали на широком экране, давай начнем с этого.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Хорошо, ездили, и ты прекрасно знаешь, вот я помню, по всяким закрытым, полузакрытым…
К.ЛАРИНА: Так это ты ездила – тебе это было нужно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Было очень много народу, кому это было нужно.
К.ЛАРИНА: Все равно, это такая концентрация людей. Я почему-то уверена в том, что их количество не уменьшилось, и в новом молодом поколении, может, даже больше людей, которые способны воспринимать серьезное кино. Ты поговори с ними, как они хорошо разбираются…
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, мне кажется, уменьшилось.
К.ЛАРИНА: …в кино западном, они очень чувствуют настоящее.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Опять же, в каком западном?
К.ЛАРИНА: В настоящем, не в этой фигне.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Кто они?
К.ЛАРИНА: Молодые люди, которые понимают, что такое настоящее искусство. Просто мы об этом не разговариваем, мы с тобой судим по массовке, по массовости, по тому, что показывают по телевизору, по тому, что идет большим экраном и собирает миллионы и стадионы, вся это дребедень. Ну дребедень, и бог с ней, а то настоящее – вот Ларс фон Триер – я тебя уверяю, молодые люди гораздо тоньше разбираются в такого уровня режиссуре, такого уровня кинематографе, чем многие мои ровесники или старше.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, но у меня, к сожалению, действительно, нет возможности вот так вот…
К.ЛАРИНА: В Интернете посмотри, какие там ведутся споры по поводу кино.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но что касается нашего кино, здесь есть еще одна вещь, потому что очень многим еще нужно объяснять, что это было за время, в чем была трагедия, почему так, а не иначе, в чем вообще драма там, откуда возвращается человек, и т.д. Есть вещи, которые просто уже непонятны именно из-за того, что есть некоторые провалы еще и в историческом знании, мне так кажется, но опять же, говорю, что это было все в той или иной мере темой для обсуждения на этом «Закрытом показе», и мне кажется, очень хорошо это провел Гордон.
К.ЛАРИНА: А во сколько это закончилось?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Закончилось уже в ночи в глубокой, потому что все началось в 11 или позже.
К.ЛАРИНА: Ну да, фильм закончился где-то в час.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Фильм, а потом еще обсуждение, причем оно было довольно долгим. Здесь, в данном случае, я понимаю, что Гордон абсолютно на месте, потому что он во всех этих темах, и он как-то умеет вовремя обострять дискуссию, вовремя ее направлять, хорошо разговаривать с людьми. На мой взгляд, при каких-то минусах, безусловно, и шероховатостях, все равно это удача.
К.ЛАРИНА: Можно о хорошем?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Давай.
К.ЛАРИНА: Я хочу прочитать небольшой список произведений, все эти произведения проходили в течение этой недели, с понедельника по субботу.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Где они проходили?
К.ЛАРИНА: А вот угадай, на каком канале. Итак, встреча с Булатом Окуджавой – концертная студия «Останкино», фильм «Вертикаль», «Чехов и компания» - телеспектакль по рассказам Чехова с участием лучших артистов Москвы, «Гнездо глухаря» - программа, посвященная бардовской песне, документальный фильм «Высоцкий. Песни-монологи», документальный фильм «Булат Окуджава поет свои песни», театр Александра Иванова – нашего замечательного пародиста и философа.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И ведущего программы «Вокруг смеха».
К.ЛАРИНА: Фильмы: «Военно-полевой роман», «Вертикаль» я назвала, «Дворянское гнездо» Андрея Кончаловского, «Какая чудная игра» Петра Тодоровского, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Бедный бедный Павел» Мельникова – где это все показывают?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Даже угадывать не буду, скажу сразу и однозначно – «Звезда».
К.ЛАРИНА: Это чудо чудное какое-то.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я его тоже теперь довольно регулярно смотрю. Там появилась еще одна программа, которую я тоже, когда есть возможность, с интересом смотрю – это такое ток-шоу «Предметный разговор», которое ведет Иван Кононов, на самые разные темы.
К.ЛАРИНА: Канал обрел, не то что свое лицо, а просто активно вмешивается в наше интеллектуальное пространство.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я бы о лице не сказала, потому что я не могу пока понять, какое это лицо.
К.ЛАРИНА: Лицо с осмысленным выражением.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что наряду с этим там бывает и нечто странноватое, но не будем говорить о военной проблематике, даже не военной, а военно-патриотической, но в целом да. И, кстати, насчет кино, у них там даже такой слоган – «Кино без рекламы».
К.ЛАРИНА: Да, и кино они выбирают, действительно, лучшее, обрати внимание.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, в общем, видишь, значит, полку мало-мальски чего-то осмысленного пребывает. Я не знаю, правда, какой у них сейчас охват, и сколько жителей страны могут это смотреть, но в целом, когда я туда попадаю… и, кстати, эти бардовские программы…
К.ЛАРИНА: «Гнездо глухаря» - это же оригинальная передача.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Во-первых, на эту же тему есть еще какая-то передача, тоже с участием популярных людей, авторов-исполнителей – тоже начинаю всегда смотреть, и, поскольку это мне близко…
К.ЛАРИНА: А вот Окуджаву когда я увидела, я не могла оторваться где-то, наверное, год 95-96, встреча с Окуджавой в концертной студии «Останкина» - там просто крамольные вещи, по нынешним временам, я слышала из уст Булата Шалвовича, что касается власти страны, свободы и прочее, каких-то разочарований, крушение каких-то важных надежд. Это, конечно, дорогого стоит, и когда ты обращаешь внимание, что это на канале «Звезда», вдруг понимаешь, что не все еще потеряно в этой жизни. Хотя, может, мы стучим, может, сейчас с проверкой к ним нагрянут из Министерства обороны.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Хотя, это все, вот Булат Шавлович, встреча, киноконцертная студия «Останкина» - это уже вроде Золотой фонд и вроде как не придерешься, человека уже нету.
К.ЛАРИНА: И, кстати, в прайм-тайм показывают, не ночью, а в прайм-тайм – и фильмы лучшие, и вот эти передачи, и Высоцкого, так что не все потеряно. У меня теперь вопрос к тебе вот какой, связанный с каналом ТВЦ: если это возможно, поговорить подробнее о линейке ток-шоу вечерней. Там прибыло же полку – там «Бойцовский клуб» еще появился.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я все эти видела линейки.
К.ЛАРИНА: Пожалуйста.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, что сказать? Это пока для меня заявка, потому что пока ни одна из программ, из этих ток-шоу появившихся не приблизилась к какому-то, идеалу вообще не будем говорить, но к какому-то минимальному стандарту. Скажем, из всего, что я с большим интересом смотрю, - «Ничего личного» - странное название, уже не очень удачное.
К.ЛАРИНА: Оно было у Светланы Сорокиной.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, у Светланы Сорокиной было, но почему вот это называется «Ничего личного», не понимаю, ну да ладно, очень часто название существует само по себе, и привыкаешь. Темы любопытные и интересные, последняя была – «Нужны ли России духовные лидеры?», был разговор о Солженицыне, но все не доделано. Да, Татьяна Малкина для меня вполне нормальный и обнадеживающий пример ведущей, вполне себе интеллектуальной, с юмором, понимающая, о чем речь в каждом отдельном случае, то есть не просто подставка, которая повторяет из уха, из микрофона какие-то редакторские слова, а совершенно самостоятельный ведущий. Но, как мы уже говорили, вот эти стоящие в течение всей передачи люди, который много, стоят то ли у каких-то пеньков…
К.ЛАРИНА: Фаллические символы.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, видишь, все тебе мерещится. Даже это не мерещится, а ощущение такое, что это какие-то соляные столбики застывшие. Ну, знаете, по тому принципу – «Я завсегда об этом думаю». Я не завсегда, поэтому я только понимаю, как неудобно людям стоять в такой дурацкой позе за этими беленькими сталактитами или чем-то непонятным. Табло это начинает в результате раздражать с перебегающими электронными человечками. Из-за того, что людей много, получается в результате не аргументация, а нарезка из аргументов. Вот что-то здесь не продумано, с точки зрения визуального восприятия телевидения, то есть о смысле подумали, а дальше начали что-то наворачивать такое, что в результате ты перестаешь следить за этим смыслом, и тебя дико начинает раздражать сама картинка. Непонятно, главное, зачем такое было изображать, хотя, мы знаем, есть множество примеров нормальных ток-шоу с нормальной студией. Наверное, они могут даже и стоять, но за какими-то более или менее…
К.ЛАРИНА: Немножко все перенасыщенное, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и причем бывает такое, что, наоборот, очень все наворочено, оригинально придумано, а здесь нет ни оригинальности, ни чего-то придуманного.
К.ЛАРИНА: И никто ничего не успевает.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Именно наворочено, и главное – что никто ничего не успевает. Это очень печально. Но я, правда, надеюсь, что со временем, с небольшим, правда, потому что долго ждать нельзя, зритель может просто уйти, это как-то все приведется к какому-то стандарту, с точки зрения того, как делается современное телевидение по картинке.
К.ЛАРИНА: А вот эти вот дальше, Ольга Б.
И.ПЕТРОВСКАЯ: «Скандальная жизнь с Ольгой Б.» - название тоже крайней неудачное, на мой взгляд. Чем дальше, тем больше я это понимаю. Это моя коллега, Ольга Бокушинская, к которой я очень хорошо отношусь.
К.ЛАРИНА: Ее, кстати, уволили действительно?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, она ушла из газеты «Известия». Желающие узнать, почему, пусть почитают на сайтах, но это уже история двухнедельной или недельной давности.
К.ЛАРИНА: А куда она шла, неизвестно?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Насколько я знаю, она собиралась каким-то образом совершенствовать, больше сил вкладывать в эту программу. Здесь совершенно ужасно, как ее представляют – все, начиная от прически, очков, одежды, планов, чудовищный свет в студии, все до такой степени залито светом, что получается какая-то такая размытая серая картинка, огромное количество людей, причем ты не можешь до конца понять, по какому принципу они подобраны, то есть по идее, к трибунам выходят антиподы, но потом еще на трибунах сидят еще какие-то люди, про антиподов вообще забывают иногда.
К.ЛАРИНА: Та же самая проблема, что и в «Ничего личного».
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, плюс еще, видимо, они исходят из названия «Скандальная жизнь», поэтому Ольге отводится роль такой скандалистки и провокаторши, но, к сожалению, это ты понимаешь как актриса, такая роль требует определенных артистических навыков, и просто так покричать, как было в последней программе, насчет того, что пешеходам нету места на городских улицах и их давят, это была небольшая документальная провокационная съемочка, когда джип не останавливается, когда сама Ольга пытается перейти на «зебре», и оттуда вылезает хамло, конечно же, начинает на нее орать, но мы знаем, сколько хамов, и отвечать ему в такой же, адекватной ему манере – «Козел» и прочее – это вызывает какое-то чувство протеста.
К.ЛАРИНА: Ну, кто у нас такую роль исполнял? Светлана Конеген, безусловно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет-нет, у нее была совсем другая роль – эпатажная, провокативная, но это все-таки было такое, эстетическое…
К.ЛАРИНА: Пьяных.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, Пьяных не столько провокатор, сколько в этом образе…
К.ЛАРИНА: Скандалист.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И не скандалист, тоже что-то другое. Если он кричит, это еще не значит, что он скандалист. Это скорее такой…
К.ЛАРИНА: Трахтенберг.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Даже не Трахтенберг. Я про Пьяных – это такой глашатай концентрированного ужаса, чтобы привлечь как можно больше людей, при том, что в самих сюжетах ужаса, на самом деле, бывает меньше, чем в этих анонсах и воплях Глеба Пьяных.
К.ЛАРИНА: Подожди, ну вот я начал вспоминать ведущего – кого можно привести в пример, кто такую роль пытался исполнить?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Если говорить не о скандальности, не о том, чтобы кричать, во «Взгляде» был Политковский.
К.ЛАРИНА: Ну, он все-таки положительный персонаж.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Не в этом дело – он тоже выходил на улицу и конкретную ситуацию проигрывал.
К.ЛАРИНА: На себе проверял.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, до той поры, пока он не сделался до такой степени знаменитым, что уже невозможно было никаких анонимных провокаций проводить.
К.ЛАРИНА: А, Комиссаров.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, тоже другое. Сейчас у нас, видишь, опять новости. Продолжим. Интересно, я пока подумаю.
К.ЛАРИНА: Хорошо, новости, а потом вернемся в передачу.
/новости/
И.ПЕТРОВСКАЯ: «Вот так вот, ругались на «Звезду», а теперь хвалите». Это лишнее подтверждение, что мы очень всегда честны в эфире в нашем. Правда, Ир?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну со «Звездой» просто проблема, что когда это появилось и когда это декларировалось как канал Министерства обороны, который впрямую займется военно-патриотическим воспитанием, то мы задавали некоторые вопросы, нам казалось, что телевидение в принципе, его задачи и функции шире, чем, например, военно-патриотическое воспитание, а потом всегда вопрос, опять же, а как воспитывать? Можно с помощью хороших фильмов, а можно курс молодого бойца и какие-то клятвы в эфире. Он прошел всякое-разное, там руководство сме7нилось, там, кстати, новости появились свои.
К.ЛАРИНА: Что хорошо, то хорошо.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И пока непонятно, то есть я что имею в виду, когда говорю, что нет лица – то есть непонятно, какая у этого канала ниша. Понятно, что все каналы, которые появились в недавнее время, они в той или иной степени нишевые, то есть они на какую-то группу интересов работают, я имею в виду, не интересов того, кто стоит за каналом, а зрительская аудитория – она делится сегодня на конкретные определенные сегменты.
К.ЛАРИНА: На две части – на нормальных и на психически неуравновешенных.
И.ПЕТРОВСКАЯ: На разных – по возрасту, по интересам, хотя и это тоже, дальше мне интересно смотреть, куда он будет развиваться, чтобы понять, на какую аудиторию или это попытка сделать еще один канал общего интереса.
К.ЛАРИНА: Ну вот пока мне нравится определение, которое я сейчас привела – что на нормальных людей пока ориентирован, то, что я вижу, на нормальных людей, которые в жизни еще могут что-то чувствовать.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Соглашусь с тобой.
К.ЛАРИНА: И отличить хорошее от плохого.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Давай коротко вернемся, просто мы оборвали разговор.
К.ЛАРИНА: Про линейку, там еще «Бойцовский клуб», я хотела, чтоб ты сказала.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Итак, заканчивая разговор о программе «Скандальная жизнь», я бы все-таки убрала каким-то образом из названия «скандальную», потому что это несколько дезориентирует зрителя, не говоря уже о «Б.», это вообще для меня как-то диковато. Еще когда это в газете было – просто «Жизнь с Ольгой Б.» - понятно, что Бокушинская, а когда это произносится, то это вызывает еще какие-то совершенно ненужные здесь смыслы.
К.ЛАРИНА: Тем более что Ольга все-таки, при всем уважении к ней как журналистке, не является таким раскрученным медийным персонажем, когда каждый должен понять, о ком идет речь, согласись.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Согласна в том смысле, что…
К.ЛАРИНА: Одной дело Лолита без фамилии, это понятно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Там, в первую очередь, нужен режиссер, Ольге нужен профессиональный и очень хороший тонкий визажист-стилист, редактор, наверное, который бы как-то структурировал это все более конкретно.
К.ЛАРИНА: По драматургии.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я смотрела последнюю передачу и диву давалась, то есть там ювелирнейший получается монтаж, потому что, наверное, это все пишется намного дольше, чем потом конкретный вариант выходит уже в эфир, и приходится это все резать, подрезать. Ну, в общем, опять же, может быть, но необходимо очень много вложиться, вложить туда сил, я имею в виду даже не денег, а именно сил, и посмотреть на это профессиональным взглядом. И это для меня, опять же, загадка, - почему на ТВЦ даже хорошие начинания сопровождаются каким-то удивительным непрофессионализмом исполнения, при том что во главе канала стоят люди вполне профессиональные и знающие сегодняшнее телевидение.
К.ЛАРИНА: А кто делает вот эти вот ток-шоу? По-моему, они не ТВЦэшные.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это делают разные производящие компании, но дело не в этом, дело в том, что все равно же канал это верстает, принимает, поэтому…
К.ЛАРИНА: Про «Бойцовский клуб» то скажи, это такая клубная передача, для тех, кто не видел.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Там любопытно, что это снимается в живой атмосфере живого клуба, где действительно много народу.
К.ЛАРИНА: Курят и пьют пиво.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, в меньшей степени я как-то заметила, что там пьют пиво.
К.ЛАРИНА: Очень сильно, нет, абсолютно свободная клубная атмосфера.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Хорошо, да. Поскольку это выходит после 11, это тоже не самая большая проблема этой программы. Проблема, как ни странно, все та же – опять в дикой многолюдности: когда с одной стороны двое, с другой двое…
К.ЛАРИНА: Зачем два ведущих и два героя?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Потом выстраивается у микрофона очередь, тут же Свежая голова, ну, это не Свежая голова…
К.ЛАРИНА: Что делает Свежая голова? Она кого судит?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Она судит аргументацию сторон этих.
К.ЛАРИНА: А почему она судит? Это мне напомнило ток-шоу «Большие», здесь все-таки взрослые люди сидят, а их судит какой-то дядька типа Мережко, вот в этот раз был.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Именно так.
К.ЛАРИНА: А вот почему?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Не знаю.
К.ЛАРИНА: Это типа дети?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Не знаю, вообще-то, молодые люди, безусловно, потому что все-таки в клуб ходят молодые люди, тогда непонятно, почему это все судит уже не самый молодой Мережко, и что он судит. Там темперамента больше, чем смысла в результате получается, и в какой-то момент просто устаешь от этой перенаселенности кадра, смысл теряется, именно потому, что ты не можешь следить за всем. В результате, к сожалению, это получается часто гвалт. Претензии к картинке отдельные, но наверное в клубе труднее добиться особенного какого-то качественного изображения, по сравнению со студией. Но так или иначе, все три, суммируя впечатление от всех этих трех ток-шоу, хочу сказать, что все равно в основе своей оно все живое, что дает надежду, что со временем, когда отшлифуется, когда всякие глупости и ненужности отпадут, это все-таки будет достаточно интересным и качественным.
К.ЛАРИНА: Я бы добавила еще, чтобы вы обратили внимание, наши слушатели и Ира тоже, что это попытка вытащить из Интернет-сообщества ту публику, которая в телевизоре не появляется. Обратите внимание, что «Бойцовский клуб» - это абсолютно ЖЖ-шная передача, потому что это передача, вышедшая из недр Живого Журнала, LifeJournal, который сегодня является самым популярным Интернет-ресурсом, именно там происходят все дискуссии политические, о которых мы так тоскуем, политические дебаты, а они очень часто проходят как раз в тех самых клубах, так я понимаю, что это одна из политических тусовок ЖЖ, которая переведена на телеэкран. Они там куда-то снимают уже, там есть какое-то свое телевидение, которое в Интернете транслируется, и они дискусионные передачи уже делали, но одно дело, когда ты это делаешь для потребления внутреннего, когда это рассчитано на пользователей Интернета, где другая публика, а другое дело – когда это переносится на телеэкран. Мне кажется, что вот здесь какая-то ошибка есть, здесь они что-то не учли, поэтому ощущение гвалта, но я тебе клянусь, что так это все и происходит – в этом нету специально подогнанного какого-то формата под телевидение.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Наверное, значит, нужно придумать более четко роли оппонентов. Но вот зачем два ведущих, совершенно непонятно Стас Кучер – вполне себе темпераментный, даже, может, иногда переигрывает в этом.
К.ЛАРИНА: Он немножечко играет молодого.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, он еще, на самом деле, не старый, прямо скажем.
К.ЛАРИНА: Нет, ну хорошо, но там он играет во взрослого политического обозревателя тогда, или играл, когда вел передачу по телевидению.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, он просто очень рано начал, поэтому когда он был взрослым политическим обозревателем и вел итоговую программу, то это выглядело иногда немножечко забавно, но это мы уже много раз говорили, что такого рода программы, как ни странно, все-таки лучше воспринимаются, когда в кадре сидит чуть-чуть уже умудренный жизнью и опытом человек, не обязательно старый, но все-таки с некоторым опытом, а бедному Стасу приходилось, в отсутствие этой мудрости и опыта, восполнять это сверканием очей, утрированием голосовым…
К.ЛАРИНА: Да, немножко переигрывал, я с тобой согласна.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Как бы такой солидняк выдавать.
К.ЛАРИНА: Подпрыгивал немножечко даже.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и это, естественно, выглядело… Хотя программа, вспомним, была тем не менее, неплохая – молодость оказалась тем самым недостатком, который очень быстро проходит.
К.ЛАРИНА: Короче, мне кажется, здесь есть тоже какая-то перспектива роста, она существует, я знаю, что я буду это смотреть, вот передачу «Бойцовский клуб» я буду стараться не пропускать.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да я смотрю все эти три ток-шоу каждый раз, сколько они идут-то, всего ничего, по месяцу, наверное, и, тем не менее, я уже знаю прекрасно, что в понедельник одно, во вторник другое, в среду третье – обязательно смотреть, потом записывать.
К.ЛАРИНА: А кто там второй ведущий-то, мы не сказали, я вот его не знаю. Хотела у тебя спросить – ты знаешь?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Первый раз слышала.
К.ЛАРИНА: А Кушанашвили там был, зайка. Ругался матом на всех.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Служишь украшением стола, называется. Ну а что, тоже, между прочим, он как-то взрослеет. Хотя и продолжает иногда эксплуатировать свой образ трамвайного хама.
К.ЛАРИНА: Кстати, никто, кроме него, матом там не ругался, обрати внимание, это уже не модно, мне так кажется. Если мы считаем, что молодежная тусовка, там матом никто, кроме Кушанашвили, дурачка, не ругался.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, мы знаем одну из самых модных девушек, которая себе в этом никогда не отказывает удовольствии, в том числе и с экрана.
К.ЛАРИНА: Ну и бог с ней.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Просто к слову, что это модно или немодно. А здесь нет, не было. Ну и, в общем, на большинстве программ, даже если там участвуют молодые люди, все-таки, мне кажется, это редчайший случай, если доходит до…
К.ЛАРИНА: Понятно, ну все равно, здесь такая атмосфера, которая предполагает такого рода свободы, но никто этими свободами здесь не пользовался, все пытались говорить всерьез, а он опять предпочел роль клоуна, понимаешь, Отар.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я понимаю.
К.ЛАРИНА: И выглядел совершенно идиотическим образом.
И.ПЕТРОВСКАЯ: При том, что внешне он уже… вот когда он вроде как еще пацаном, а сейчас уже вырос мальчик, и по-прежнему вот это эксплуатировать странно, хотя я уже не раз видела его в каких-то других программах, ток-шоу, где он этим уже не спекулировал и не занимался, и он вполне способен внятно рассказать, внятно что-то объяснить, но ему, видимо, кажется, что без этого его забудут и перестанут так ценить.
К.ЛАРИНА: Ну что, мы уже готовы к принятию звонков?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Мы готовы, давно.
К.ЛАРИНА: Мы готовы к принятию звонков. Мы – это Ирина Петровская, которая сидит напротив меня, и Ксения Ларина, которая здесь сидит, за пультом.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Сидит напротив меня.
К.ЛАРИНА: А вы, пожалуйста, набирайте номера – 7839025 – линия московская, 7839026 – для тех, кто слушает нас в других городах. Все, что угодно. Хотите к чему-то вернуться, давайте вернемся. Хотите что-то обсудить, что уже обсуждали, пожалуйста. А может, что-нибудь новенькое нам подкинете для обсуждения. Алло, здравствуйте.
Слушатель: Добрый день, Ирина Евгеньевна и Оксана Андреевна, это Георгий Васильевич.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Здравствуйте.
К.ЛАРИНА: Да, добрый день.
Слушатель: Вот зашел разговор о «Звезде». Мне кажется, что этот канал по своему насыщению очень близок каналу Культура, он менее академичен, но не менее насыщен, но самое печальное другое – что главный канал, я имею в виду «Россия», деградирует: все его насыщение – это какие-то сопливо-вонючие сериалы, дешевые причем, или заезженные вдрызг.
К.ЛАРИНА: Ну не ругайтесь так уж сильно.
Слушатель: Но одна интересная история, возвращаясь назад. Вы помните, что прошел по каналу «Россия» сериал «Гражданин начальник-3», прошел по-тихому. По заявлению авторов, создателей фильма, он был вообще предназначен для выпуска на DVD, но после прохода на «России», на DVD не выходил ни разу и не выйдет. Создается впечатление, что наши структуры силовые, зная, кто занимается выпуском пиратских копий, собрали их и сказали «Если выпустите этот сериал, убьем».
К.ЛАРИНА: Спасибо, Георгий Васильевич. Мне кажется, слишком сложная цепочка.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Сомневаюсь я, что у спецсиловых структур руки доходят еще и до того, чтобы про DVD слушать. Да и вообще, никакое кино, тем более сериальное, неспособно уж так сильно задеть эти самые силовые структуры. Что касается канала «Россия», мне кажется, действительно, есть ощущение застойности, стагнации – на нем очень мало чего появляется нового, практически нет никаких линеек, извините за телевизионный профессионализм, связанных с какими-то обсуждениями, дискуссиями. Ну, есть «Национальный интерес» днем в субботу.
К.ЛАРИНА: Я вот посмотрю… даже ничего не написала.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И я тоже, я заметила – я ж занимаюсь тем, что анонсирую каждую пятницу в «Известиях» программы следующей недели – ну, в лучшем случае, пара-тройка каких-то документальных проектов мне попадает. Потому что у нас разделение: кино, сериалы делает рядом со мной на полосе Ваня Дыховичный, а я исключительно пытаюсь найти смысл в программе, и естественно, людям всегда интересно, на какую тему будет то или иное ток-шоу, кто придет в гости на ту или иную программу, и о чем та самая документалка. Два-три – это в лучшем случае, иногда вообще ни одной программы, потому что суббота-воскресенье эти уже глубоко устаревшие юмористические программы и форматы, в обычное время вечером да, документалка выходит, но тоже самая разная, иногда повторы. Сериалы бывают лучше, бывают хуже, в основном проходные, при всем при том. И, кстати, рейтинги это тоже показывают. Я регулярно у нашей с тобой коллеги, Арины Бородиной, читаю ее колонки, где она анализирует с точки зрения рейтинга продукцию за неделю. И действительно, разрыв увеличивается между Первым и Вторым, хотя в конце прошлого года они сравнялись, а были какие-то периоды, когда даже на какие-то небольшие доли процентов «Россия» опережала Первый, и Первый поэтому, как к нему ни относись, можно его упрекать, наоборот, в том, что канал стал слишком развлекательным, бесконечные уже новые развлекательные форматы…
К.ЛАРИНА: А у них линейка документальная, ты видела, в 8.45 идет?
И.ПЕТРОВСКАЯ: На «России».
К.ЛАРИНА: Нет, почему, на Первом.
И.ПЕТРОВСКАЯ: На «России» в 8.45 документальная линейка идет.
К.ЛАРИНА: А, да, там фильмы, которые не премьерные, но они новые, недавние.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну вот на прошлой неделе, возвращаясь к Вишневской и Ростроповичу, как раз в день рождения маэстро фильм показали, уже прежде показанный, в 8.45. Наверное, может, для кого-то и хорошо, а для большинства людей достаточно не очень хорошо.
К.ЛАРИНА: Про Бернеса, про Папанова.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но это повтор, опять же. если иметь в виду, что это повторы, может, для кого-то хорошо, кто в состоянии в 8.45 посмотреть телевизор, причем не в режиме «отвлекся, съел бутерброд, пошел почистил зубы», а все-таки эти программы нужно смотреть более внимательно.
К.ЛАРИНА: Ну вот я смотрю, это время для меня нормальное.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я думаю, ты составляешь существенную долю.
К.ЛАРИНА: Одна?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну конечно, не одна, я к этому моменту иногда даже еще и не засыпаю, если ночью работаю, - тоже чего-нибудь подсмотрю, если не видела раньше.
К.ЛАРИНА: Ир, давай послушаем, а то неудобно – люди же звонят. Алло, здравствуйте.
Слушатель: Здравствуйте.
К.ЛАРИНА: Как вас зовут?
Слушатель: Валерий.
К.ЛАРИНА: Вы откуда звоните?
Слушатель: Из Москвы.
К.ЛАРИНА: Валерий, уважаемый, это телефон для тех, кто слушает нас в других городах. 7839025 – Москва, 7839026 – для тех, кто в других городах нас слушает, именно эту линию я сейчас в эфир и вывожу. Алло, здравствуйте.
Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Тарас, я из Подмосковья.
К.ЛАРИНА: Да, Тарас.
Слушатель: У меня вопрос к Ирине. Помнится, в предыдущей вашей программе или немного раньше был затронут такой вопрос – о том, что сняли с эфире на ТВ-Центре программу «Народ хочет знать» именно с Владимиром Рыжковым. Не подскажете, может, вы знаете, почему сняли и будет ли она вообще в эфире?
К.ЛАРИНА: Спасибо.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я думаю, что уже не будет. Думаю, что сняли по той самой причине, что там был Рыжков, так мне кажется, хотя канал объяснил, когда к ним обратились с этим вопросом, была высказана версия, что программа некачественная, потом через полчаса легенда поменялась, и сказали, что просто по техническим причинам. Очевидно, техническая причина – присутствие в ней как раз Рыжкова-младшего и разговор о политических партиях.
К.ЛАРИНА: Недопустимый в наше время.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, в наше время сомнительный.
К.ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.
Слушатель: Здравствуйте.
К.ЛАРИНА: Как вас зовут?
Слушатель: Роман. Я хочу сказать, вот вы говорите о Кушанашвили, а я вот посмотрел по СТС вашу любимую Лолиту – вот уж где мат лился.
И.ПЕТРОВСКАЯ: А это где ж было, по какой программе?
Слушатель: А вот как раз где Майоров ведет, и там уж она все свое грязное белье вытащила.
И.ПЕТРОВСКАЯ: «Истории в деталях»?
Слушатель: И мама плохая, и папа плохой, и дочь дефективная, ужас.
К.ЛАРИНА: Да вы что, она прямо так и говорила?
Слушатель: Ну, практически так рассказывала. Зачем это нужно, мне непонятно. Еще я хочу сказать, что канал «Звезда» я призываю не смотреть, сколько можно ковыряться в этом старье? Вот я живу меньше, чем вы, но мне уже до смерти надоели эти советские фильмы. Вот сейчас открылся канал «2X2» - замечательные мультфильмы – вот что нужно смотреть.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, там прекрасные слоганы на канале «2X2» - выключи мозги и включи канал «2X2», очень обнадеживающий.
К.ЛАРИНА: Валерий вас зовут, да? Роман, да, удачи вам, Роман!
И.ПЕТРОВСКАЯ: Действительно, ну, кому-то надоело, а кому-то не надоело.
К.ЛАРИНА: Алло. Здравствуйте, как вас зовут?
Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Виктор, я из Ростова-на-Дону. Я вот не знаю, смотрели вы передачу или нет – о бедности у Познера во «Временах» и у Соловьева ток-шоу.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Смотрели, ну? Но только это не на этой неделе, а уже недели две-три.
Слушатель: Совершенно верно. Хотелось бы знать ваше мнение, но мне кажется, что рассуждения этих господ о бедности – это речь Шуры Балаганова на могиле Поняковского – никто из этих уважаемых господ, это рафинированные интеллигенты, ничего не могли членораздельно сказать. Каково ваше мнение, будьте любезны?
К.ЛАРИНА: Спасибо, Виктор. Пожалуйста.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не понимаю, почему это какие-то рассуждения в пользу бедных, извини за невольный каламбур. Тема очень важная. На мой взгляд, важно, что ее начали как-то проговаривать, люди высказывают свою точку зрения, рафинированный особо я там не заметила. возможно, задевает то, что говорится не о том, что необходимо вот так впрямую брать и помогать бедным, а предоставлять бедным возможности для роста, для самореализации. Тема, действительно, чрезвычайно сложная. На мой взгляд, пока телевидение чуть-чуть, осторожно, робко к ней подходит, потому что если ее попытаться грубо препарировать, она достаточно взрывоопасная, тем более, в нашей стране, но говорить об этом, пытаться минимально обнаружить причины такого положения, плюс еще, важная вещь, говорить об ответственности богатых, об этичности их поведения, о необходимости их благотворительности, опять же, уже в хорошем смысле, в пользу бедных – отчего бы и нет? понимаете, мы, не мы, а телевидение наше, привыкли говорить только об абсолютной аморальности и неправедности богатства, что тоже совершенно неправильно, потому что это формирует образ абсолютно криминального носителя миллионов, но мы прекрасно знаем, уже вокруг немало людей выросло не на криминальных капиталах, а работает как следует, создавая те же самые рабочие места. У нас все это смещено, у нас всегда было – бедность не порог, и вот богатство огромное свинство. А на самом деле, все не так однозначно, и попытка хотя бы к этому подступиться, я бы ее приветствовала. Другой вопрос – конечно, не всегда бывают удачные высказывания тех или иных персонажей, которые приходят на эти ток-шоу.
К.ЛАРИНА: Вопрос в том, кто принимает участие в таком разговоре, еще правильно подобрать надо людей.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Кто принимает участие, да, и в какой степени…
К.ЛАРИНА: Это их волнует по-настоящему.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и в какой степени ответственно они подходят к этому разговору, чтобы не просто, извините, бла-бла-бла.
К.ЛАРИНА: Еще звонок успеваем, пожалуйста. Алло, здравствуйте.
Слушатель: Здравствуйте.
К.ЛАРИНА: Как вас зовут?
Слушатель: Меня зовут Аня, я вообще человек очень занятой, телевизор практически не смотрю, но я все время слушаю вашу передачу по субботам, и мне очень нравится Ирина Петровская. Я просто хочу сказать ей хорошие слова, что она замечательный ведущий, замечательный человек, чувствуется, очень добрый, и просто хочется пожелать, чтобы у нее в жизни все было очень хорошо. Я хоть телевизор и не смотрю, но каждую субботу, как наркоманка, включаю вашу передачу и слушаю ваши отзывы о телевидении.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо.
К.ЛАРИНА: Спасибо вам, Аня. Я думаю, что после такого звонка неприлично принимать что-то еще, любое другое будет лишнее лекарство. Ир, давай мы проанонсируем что-нибудь хорошее.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Что будет на следующей неделе?
К.ЛАРИНА: Да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Давай быстро мне напомни.
К.ЛАРИНА: Что напомнить? Понедельник, вторник, среда…
И.ПЕТРОВСКАЯ: У тебя там программа на следующую неделю. Давай-ка мне быстренько.
К.ЛАРИНА: А, сегодня, я пока напомню, что сегодня будет «Мне не больно». Сегодня этот фильм?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, пусть посмотрят. По-моему, да. Кстати, на канале «Россия». Стартует еще одно развлекательное шоу со звездами в следующее воскресенье под названием «Король ринга». Вот шутили-шутили, что звездам еще осталось только боксировать, и таки они до этого додумались.
К.ЛАРИНА: По лицу! Йес!
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот я и думаю, понимаешь, самое дорогое, что есть у звезды, - лицо. И подставить это под удар – это, конечно, стоит довольно большого мужества.
К.ЛАРИНА: А кто там принимает участие?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Валдис Пельш, Шоколадный Заяц Пьер Нарцисс, дрессировщик Запашный молодой, потом мало мне известные, хотя тоже обозначенные как звезда, видимо, какие-то актеры.
К.ЛАРИНА: А женщины?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Женщины будут участвовать только в показательных боях.
К.ЛАРИНА: Знаете, куда женщин надо? Как называется этот вид спорта, который был очень популярен в начале века, где они в грязи дерутся, тетки, помнишь?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не знаю, как называется. До сих пор в разных западных кино показывают.
К.ЛАРИНА: Вот это было бы классно! Я вам продаю идею, ребята, вот это классно для женщин-звезд»
И.ПЕТРОВСКАЯ: Женщины будут, тем не менее, участвовать в показательных боях, и там еще ряд звезд будет именно в показательных, консультирует это все Костя Цзю, а ведет, как я прочитала в анонсах, такой рефери, который объявляет очки, Владимир Познер в «бабочке», вот так вот.
К.ЛАРИНА: А почему, кстати, 1 апреля не было «Времен»?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что в дни больших национальных праздников…
К.ЛАРИНА: Типа? Какой это был?
И.ПЕТРОВСКАЯ: День дурака.
К.ЛАРИНА: Иди ты. Поэтому отменили программу «Времена»?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Отменили, потому что А – был День дурака, во-вторых, день рождения канала, что удачно совпало, одно к другому приурочено, ну и все, этого достаточно.
К.ЛАРИНА: А у Познера не день рождения?
И.ПЕТРОВСКАЯ: День рождения, но это как раз не имеет отношения к этому национальному празднику.
К.ЛАРИНА: Ты думаешь? А может, он просто решил отдохнуть? Сказал «Ребята, оставьте меня в покое».
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я знаю ,что в этих случаях за него решают, отдохнуть ему или не отдохнуть. Но я уже на эту тему написала, что жаль, потому что был бы прямой информационный повод обсудить главную российскую беду, потому что дороги уже обсуждали, а вот дураков было бы шикарно обсудить, но не вписалось в то лучшее, что в этот день Первый канал решил представить зрителям, как отчет за некоторое количество прожитых годов.
К.ЛАРИНА: Ничего мы не успели анонсировать.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну вот, мы уже анонсировали «Короля ринга», потому что я говорю о премьерах, премьер очень немного, следующая неделя, на мой взгляд, вполне рутинная. Знаю, что в «100 вопросов взрослому» придет, например, Комиссаров, что должно быть очень любопытно и весело.
К.ЛАРИНА: Ну все пока тогда. Спасибо, Ирина Петровская.