Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2007-03-17

17.03.2007

К.ЛАРИНА: Это Ирина Петровская, Ксения Ларина и вы, уважаемые телевизионные зрители, которые сейчас, буквально в эти минуты готовятся к тому, чтобы выступить в прямом эфире и рассказать о своих телевпечатлениях прошедшей недели. Я напомню наши средства связи – 7839025, 7839026 и, наконец, смс - +7 985 970 4545. Пожалуйста, Ирина.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хорошее или плохое, Ксения?

К.ЛАРИНА: Я думаю, что надо с плохого начинать, разогреться, приятненько так, бодрит, давай!

И.ПЕТРОВСКАЯ: Каждый день я теперь разогреваюсь в 22.40 сериалом «Победившие смерть».

К.ЛАРИНА: Так. Это же страшные реальные истории.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Они, конечно, может и победили смерть, но когда посмотришь эту программу, то жить почему-то тоже не очень хочется, понятно, что больше никогда не спустишься в метро без крайней необходимости, просто не пройдешь по улице и, не дай господь, ни с кем не познакомишься, потому что можешь оказаться в заложниках, ну, и самое главное – вот этот человек, который это делает, если ты узнала голос, это господин Полянский, это такой голос НТВ был, он озвучивал все эти страшилки – «Чистосердечное признание»…

К.ЛАРИНА: А вот эти вот ЦРУшные заказы, простите, ФСБэшные заказы – это тоже он озвучивал?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, голос очень узнаваемый.

К.ЛАРИНА: Вот те, которые без выходных данных, фильмы?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, я говорю, что основную документалку на НТВ он озвучивал, а теперь решил выйти из тени.

К.ЛАРИНА: А он здесь появляется, в кадре?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Он не просто появляется, он идет на тебя с неотвратимостью судьбы, громко крича прямо тебе в лицо, жестикулируя, и практически он отнимает хлеб у Глеба Пьяных, который тоже большой мастер.

К.ЛАРИНА: А это тоже на НТВ все происходит?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это все на НТВ, но раньше это все было, эта линейка относилась туда, на субботу-воскресенье, чтоб народ уже, отдыхая, расслабился, а теперь каждый день после 10-часового выпуска новостей… ну, в известном смысле, конечно, это продолжение той линии, которая есть на НТВ, но, честно говоря, ужас-ужас, и вся эта стилистика, и все эти красивости литературные…

К.ЛАРИНА: Но истории-то реальные?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Понимаешь, любую реальную историю можно рассказать, как историю, например, победы духа над обстоятельствами.

К.ЛАРИНА: Или счастливого случая.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, а можно рассказать, как совершенно нечеловеческий ужас, который в любой момент может тебя настигнуть, и ничто тебя в этой жизни не защитит. Все зависит от посыла авторского – напугать или предупредить, показать способы выхода из какой-то самой запредельной ситуации. Вот здесь есть основной, главный позыв, посыл, не знаю, что, - максимально шокировать, напугать, ужаснуть, в общем, фактически лишить воли, потому что огромное количество…

К.ЛАРИНА: Парализовать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Парализовать – вот точное слово, огромное количество людей, в общем, эти все ужасы и страшилки действительно ввергают в некую депрессию, и если системно это посмотреть, несколько дней подряд, я поняла, что да, пожалуй, я тоже отношусь к этой категории нашей аудитории. Действительно после этого ты реально понимаешь, что жить страшно невозможно и от судеб спасенья нет.

К.ЛАРИНА: Это как-то, по-моему, тоже было по НТВ, или ты меня поправишь, мы с тобой это обсуждали, - про всяких паразитов и микробов, которые нас везде подстерегают, помнишь? В метро, в автобусе, грибки всякие…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну это реклама, по-моему, была, нет?

К.ЛАРИНА: Здрасьте, это был документальный фильм, который смотрелся как абсолютная реклама типа…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Грибков, паразитов, вирусов.

К.ЛАРИНА: Да, что вот-вот должно появиться какое-то средство. Это был документальный фильм – ты спускаешься в метро, и тут на тебя напрыгивают такие микробы, от которых ты потом не спасешься никогда; педикулез возникает именно там.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот это, мне кажется, даже можно посоветовать товарищу Полянскому, еще усугубить некоторым образом, то есть поговорить еще и не только об ужасной ситуации как таковой, а еще о сопутствующих микробах, вирусах, можно еще как-то анимационным способом показать или под микроскопом, наверное, будет очень красиво.

К.ЛАРИНА: Как тот микроб, который в унитазе сидит, помнишь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да-да-да, но он уже, к счастью, все-таки исчез. Ты знаешь, видимо, количество людей, которые перестали просто в этот момент есть, когда этот, даже не микроб, а червь огромный появлялся и плотоядно на тебя смотрел, после этого, в принципе, в туалет, мне кажется, уже люди тоже могли бы уже и не заходить – страшно, реально - особенно дети. Нет, это все не так безобидно, на самом деле, потому что мне кажется, в той ситуации в принципе достаточной депрессии, в которой очень многие люди существуют, и реальных опасностей, вот эти вещи должны быть очень дозированы, очень аккуратны, если уж к ним обращаться, и действительно, если обращаться, то как мне кажется, наверное, должен быть другой акцент. Мы видели такого рода какие-то документальные фильмы, в разное время они выходят, как люди вопреки всему выживают, вопреки самым страшным обстоятельствам, побеждают в себе этот вот пережитый ужас, и плюс это еще что-то полезное, как себя вести, а здесь дикая смесь из хроники, реконструкции, чудовищного антихудожественного… реконструкция – это и есть, когда актеры воспроизводят некие ситуации, и все это под блямс, бумс, кошмар, пиротехнические эффекты, и самое страшное, страшнее даже того микроба, - это автор, который идет на тебя, практически создается ощущение, что брызгает тебе слюной в лицо и орет, как сивый мерин…

К.ЛАРИНА: И он каждый день это делает?

И.ПЕТРОВСКАЯ: С понедельника по четверг просто вынь да положь. Я думаю, что это еще продлиться.

К.ЛАРИНА: Дорогая Ира, на самом деле, я должна была с другого, у меня выпало это из головы, я сегодня проснулась с этой мыслью, думаю, ага, начнем с этого передачу, поскольку это событие, которое имеет непосредственное отношение к телевидению - про НТВ заговорили…

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, ну я поняла, о чем.

К.ЛАРИНА: Да, поэтому давай мы вернемся к событиям околотелевизионным – о том, что вышли из состава Телевизионной академии каналы НТВ и ТНТ.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И АТВ еще раньше.

К.ЛАРИНА: Татьяна Миткова декларировала свой демарш достаточно ярко, она об этом говорила у нас на «Эхе Москвы»…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я слышала, да.

К.ЛАРИНА: Вот, пожалуйста, твой комментарий. Во-первых, ты академик, то есть не только как телекритик, но и как академик.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ты знаешь, мы эту историю, точнее, эту коллизию после того, как все получили…

К.ЛАРИНА: А ты комментировала у нас что-нибудь на «Эхе»?

И.ПЕТРОВСКАЯ: По поводу чего?

К.ЛАРИНА: Это событие.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это событие не комментировала, мне его сложно комментировать, потому что во многом я очень согласна с Татьяной Митковой о том, что, она говорит, ей не нравится в жизни Академии.

К.ЛАРИНА: А что нам не нравится в жизни канала НТВ, она не говорила?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это давай отдельно. Вот то, что нам не нравится в жизни канала НТВ, мы уже сейчас частично обсудили, и почти каждую неделю мы это обсуждаем, поэтому мы говорим сейчас о мотивах, которые заставляют конкретную Татьяну Миткову, я о Кулистикове не говорю, его мотивы меня, честно, не интересуют. Скорее всего, это обида, потому что НТВ действительно перестало получать премии и, на мой взгляд, это во многом справедливо.

К.ЛАРИНА: Вполне заслуженно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, какие-то репортажи достойны, может быть, опять же, это вопрос спорный - когда представляются три хороших репортажа, тут всегда лотерея, кто получит, но может, вот в небольшой репортажной части да, НТВ заслуживает или, скажем, за «Доктора Живаго» они взяли за лучшие женские и мужские роли, но если наградить канала высшей телевизионной премией, это всегда означает, что сообщество поддерживает тенденцию, а эту тенденцию поддерживать невозможно, если ты в уме и полном здравии, поэтому можно говорить только о личных мотивах, и в этом смысле личные мотивы Тани Митковой я понимаю – действительно, очень многое мне тоже не нравится в Академии, то, что она превратилась в такой формальный орган, что раз в году люди часто действительно, или мало смотря, или вообще не смотря конкурсные работы, тем не менее, позволяют себе голосовать, и голосование это происходит, это многим очевидно, и мне очевидно, по корпоративному признаку, и трудно себе представить, что это может быть иначе, когда в зал приходят эти 13 выборщиков, якобы отобранные, якобы, потому что я не знаю, может и действительно их отбирает компьютер. Тем не менее, 13 человек, получается, мало. Если это случайная выборка, то часто люди из совсем каких-то других областей. При этом, ну, то есть они какое-то к телевидению имеют отношение, но, скажем, мне сложно судить, например, работу телевизионного звукорежиссера. Наверное, при этом ты должен что-то учитывать, я не до такой степени знаю эту профессию, но не в этом дело.

К.ЛАРИНА: Дело не в этом, она там говорила про людей, которые являются типа академиками, судят телевидение, давно в нем не работая – кого она имела в виду?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну есть там некоторое количество людей, которые…

К.ЛАРИНА: Ну как, вот Киселев – академик, но в телевизоре не работает, и что теперь, его выгнать, что ли?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это несправедливо, потому что Киселев при этом не утрачивает профессионального взгляда.

К.ЛАРИНА: Или Парфенов.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И Парфенов не утрачивает, Анатолий Григорьевич Лысенко не утрачивает, и Попцов не утрачивает, и кто там еще, масса людей…

К.ЛАРИНА: Сорокина.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, Витя Шендерович в Академии, но уже на телевидении не работает, масса людей не работает.

К.ЛАРИНА: Она что, про этих людей говорила?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не знаю, с этим я не согласна, потому что, в конце концов, я тоже сбоку припеку, я из другого цеха и вообще чужой на этом празднике жизни.

К.ЛАРИНА: Ты все-таки профессиональный телевизионный критик. Это другой вопрос.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, самое неприятное – это вот эта вот корпоративность, когда люди, выходящие голосовать, они же все на виду, и тут же сидят их начальники, и я абсолютно точно знаю, что у людей были проблемы, когда они голосовали против программы своей компании и своего канала, и им это впрямую говорили, в лучшем случае.

К.ЛАРИНА: Это же открытое голосование?

И.ПЕТРОВСКАЯ: В том-то и дело – высвечиваются все фамилии, после чего любой начальник говорит «Вася, ты что вообще – ты в команде или ты не в команде?»

К.ЛАРИНА: И он прав, начальник прав.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Значит, тогда нужно вернуться к системе общего закрытого голосования, как это было раньше. Хотя бы это тогда позволит избежать вот этого вот страха перед тем, что твой начальник тебя за это осудит.

К.ЛАРИНА: Скажи мне, АТВ тоже вышло, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: АТВ вышло, но руководители остались.

К.ЛАРИНА: Конструкция же должна пошатнуться Телевизионной академии, когда все-таки уже три компании из нее вышли, по сути, не принимают участие в этом фестивале.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, что значит, не принимают участие? Учредительство, как я понимаю, это, в первую очередь, предполагает выплачивание взносов каких-то ежегодных. Если я не права, то тот же президент Академии меня немедленно, надеюсь, поправит. Но это не просто учредительство - я, компания такая-то, захотела быть учредителем – ты должен еще выплачивать какие-то деньги, как это бывает во многих общественных организациях, если ты являешься учредителем. Плюс сюда входят твои обязанности время от времени транслировать эту церемонию, ну а все остальное – это уже добровольное членство, и я тоже очень надеюсь, что те же НТВ и ТНТ, и АТВ не станут препятствовать выдвижению работ своих сотрудников, если они этого захотят, но в любом случае, эта ситуация вся сегодняшняя, нынешняя говорит о том, что конечно, в нашем королевстве…

К.ЛАРИНА: Кризис существует.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …не все в порядке, существует кризис.

К.ЛАРИНА: Давно уже.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И давно, действительно, не все в порядке, и надо что-то делать, и сейчас возникла опять эта, даже не дискуссия, в общем, принято решение, направление, что Академию нужно расширять, но там сталкиваются тоже взгляды и мнение – одни за то, чтобы расширять, другие считают, что это должен быть некий ареопаг, но это давно уже тоже не ареопаг, потому что она в свое время изрядно расширилась, - там, скажем, много региональных, но как правило, тоже руководители региональных компаний, есть некоторое количество творцов. Но я скажу, что точно так же, как и Татьяна, я с некоторым количеством людей, небольшим, правда, моих коллег по Академии, мы обсуждали этот вопрос, получив письмо о том, что мы обязаны подтвердить свое членство в этой Академии, и там очень как-то было нехорошо сформулировано, я не понимаю, почему; конечно, это не сам Познер, наверное, писал…

К.ЛАРИНА: Это когда все было?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну вот совсем недавно – каждому члену Академии…

К.ЛАРИНА: Уже после?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет-нет, до. Прислали уведомление, что принято решение о расширении Академии, при этом Академия констатирует, что есть некоторое количество членов, которые никоим образом давно не работают и ничего не делают для Академии, и если они готовы работать, то они обязаны написать заявление «Я, Пупкин Иван Петрович, подтверждаю, что я остаюсь членом Академии, обязуюсь участвовать в ее работе». Понимаешь, когда там действительно Пупкин Иван Петрович ничего не делает, может, ему и не обидно, он механически подпишет, а я так понимаю, что та же Миткова, например, ей это обидно, потому что она работала, мы вместе ездили на региональные «Тэффи», там была, действительно, серьезная работа, это же не просто, как здесь - то есть ты смотрел, не смотрел, проголосовал и пошел, а там ты на виду, приезжают телевизионщики информационных редакций всех телекомпаний со всей России, и каждый потом у тебя спрашивает «А что плохого в моей работе?», и я тогда потряслась ее работоспособности и ее ответственности, и я много лет подряд езжу на эти региональные «Тэффи», и еще до того, как была членом Академии, после того, как выбрали в эту Академию, и когда всех вот так под одну гребенку, как-то тоже возникает ощущение, а нужно это или не нужно. Ну, в общем, с еще некоторым количеством товарищей мы решили как-то еще посмотреть, куда чего дальше пойдет.

К.ЛАРИНА: То есть ты не исключаешь такого, что тоже можешь выйти из состава?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно нет, и еще некоторое количество людей этого не исключает, потому что в какой-то момент ты ощущаешь бессмысленность этого.

К.ЛАРИНА: Хочу сказать, добавить уже, закрывая тему, если у вас возникнут какие-то вопросы, пожалуйста, мы не запрещаем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хотя обидно, конечно, потому что это, в общем, нормальная хорошая идея, она плодотворная, и был период, когда действительно наличие премии Академии…

К.ЛАРИНА: А когда она родилась, в каком году?

И.ПЕТРОВСКАЯ: В 95-м ее первый раз провели.

К.ЛАРИНА: Ты меня извини, какое было тогда телевидение, какое это было конкурентоспособное телевидение?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно, а она не могла родиться… я к десятилетию «Тэффи» писала такой буклет по заданию Академии, тоже, кстати, работа от Академии, и анализировала - встречалась с теми, кто ее придумывал, учреждал, было некоторое количество людей, в том числе на одном из первых мест Михаил Юрьевич Лесин, надо отдать ем должное, при этом его даже теперь не зовут на церемонии, а он отец-основатель. Тот же Попцов, тот же Лысенко, и Павел Корчагин и Сергей Скворцов там были, нынешние продюсеры и тогдашние руководители компаний. Конечно, в другое время она просто не могла родиться, потому что тогда телевидение в такую попало питательную среду, он начало бурно развиваться, и нужны были какие-то в том числе и профессиональные, критерии, которые позволяли бы оценивать и определять мало того что лучших, но еще и определенные тенденции, которые поддерживались. Я вот не понимаю этих разговоров насчет того, что пусть зрители оценивают – зрители оценивают и рейтингом своим голосуют, очень важно, что это было первое время достаточно честное профессиональное голосование, тогда было немного членов Академии, тоже все были на виду, но не было такой клановости, такой корпоративности, и тогда это было очень позитивным моментом – появление Академии и этой премии.

К.ЛАРИНА: Пока закроем эту тему, если будут какие-то вопросы у вас, то мы не запрещаем, пожалуйста, следующая часть у нас будет интерактивная. Я только добавлю к тому, что Ирина говорила, что Владимир Владимирович Познер отказался комментировать эту ситуацию, во всяком случае, в нашем эфире, когда наши журналисты просили какой-то комментарий дать в эфир, он сказал, что нет, комментариев не будет. Сейчас у нас новости, потом продолжаем передачу.

/новости/

К.ЛАРИНА: Итак, мы продолжаем программу «Человек из телевизора», Ксения Ларина, Ирина Петровская, еще раз напомню телефоны – 7839025, 7839026, смс присылайте, и вы это делаете - +7 985 970 4545, пошли вопросы по конкретным передачам, здесь спрашивают о двух программах, которых не было в эфире. «Почему сняли программу о Довлатове?», спрашивает Елена. И второй вопрос: «Почему вчера программа «Народ хочет знать» была в повторе?» Да, я тоже обратили внимание, я всегда смотрю за программой «Народ хочет знать», потому что это единственное ток-шоу в пятницу, и вчера был повтор на тему попсы – хорошая программа, но повтор, ч тоже удивилась.

И.ПЕТРОВСКАЯ: С чего начать – с Довлатова или с «Народа…»?

К.ЛАРИНА: Давай с Довлатова.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Довлатова не сняли, его перенесли с 15-го на 14-е, потому что… не знаю, почему, но мне приходят анонсы, расписание, и было написано, что программа, которая значится в среду, она пойдет, а которая в четверг, пойдет в среду.

К.ЛАРИНА: То есть она была?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Она была. К счастью, мне позвонили создатели, Лена Якович и Алексей Шишов, и я успела ее посмотреть – хорошая программа, и точно бы я ее прозевала, если бы они меня не предупредили. Но это такие вот программные заморочки, вроде бы это связано с тем, что как раз 15-го числа был юбилей Распутина, а в это день на канале «Россия» стояла программа о Довлатове, - не знаю, потому что потом я думала, что его заменят как минимум фильмом о Распутине, но там был фильм о Прибалтике, я его не посмотрела как раз.

К.ЛАРИНА: Кстати, тут про Полянского пишут, про микробов нам написала, что Полянский про микробов и делал передачу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, может, он не сам делал, может, он озвучивал?

К.ЛАРИНА: Ну наверное.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну потому что голос такой необычайно красоты и мощи - конечно, его нужно использовать максимально. Теперь возвращаемся к «Народ хочет знать» - да, я тоже вчера крайне изумилась, я тут же набрала номер Киры Прошутинской и Анатолия Малкина, но поскольку они оба не отвечают, то, очевидно, они до сих пор не вернулись из отпуска, поэтому у меня конкретной информации по этому поводу нет.

К.ЛАРИНА: По-моему, когда-то такой случай был, не помню, с чем связанный. Ну давайте мы сделаем так – поскольку мы уже не раз обращались за помощью к нашим слушателям, давайте мы это сделаем – если у вас есть какая-то информация, дорогие друзья…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Может, у сотрудников.

К.ЛАРИНА: Или у сотрудников, тоже мы не раз обращались, может, кто-то из сотрудников Авторского телевидения нам скажет, что случилось. Пожалуйста. Пришлите нам смсочку - +7 985 970 4545. будем ждать. «Как вам Ксения Собчак с собаками в «Цирке со звездами»? По-моему, впервые она показалась довольно милой», пишет нам Елена, «отсюда вывод: ей надо работать в цирке».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вы знаете, что самое удивительное – что мне понравилась Собчак, именно с собаками в «Цирке со звездами», одна из немногих, кто понравился.

К.ЛАРИНА: А так все очень скучно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ужасно скучно, ужасно неумело, я не знаю, может, нужно какое-то там старание, чтоб научиться на заднице вертеть обруч, халахуп, как это делает Жанна Фриске, но просто мне это неинтересно смотреть. Ксения Собчак так это искренне делала, и видно было, что она так в это вложилась…

К.ЛАРИНА: Она их боялась.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И она, в то же время, их еще и боялась, и она в каком-то образе была – просто на удивление, да, такое бывает. Да, еще, пока не забыли, потому что у нас до хорошего всегда руки не доходят. Не знаю, посмотрела ли ты, но надеюсь, что ты посмотрела, и слушатели наши тоже, на мой взгляд, была очень хорошая, очень тонкая и совершенно не в стилистике нынешней документалки программа, посвященная Элему Климову и Ларисе Шепитько.

К.ЛАРИНА: Да. видела.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я все время с внутренним содроганием ждала, что сейчас наверняка нам скажут «А на самом деле не было никакой любви. Она была педофилом. Он был…» - ну, как обычно. И просто великое спасибо и благодарность автору, Лилии Вьюгиной, она действительно очень хороший автор, что даже если она что-то там и узнала, что наверняка, как во всякой семье, во всякой жизни, могли быть всякие свои скелеты в шкафу…

К.ЛАРИНА: Да ничего там не было, они не успели появиться.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я еще раз говорю, даже если что-то, то она очень деликатно, ей удалось этого избежать, этого почти обязательного для нынешнего документального продукта элемента какой-нибудь бульварщины, желтушности и прочее. Просто действительно, у меня в этот момент были еще мои коллеги дома, и мы, не отрываясь, это смотрели, и как-то очень точно и тонко все было сделано, очень хорошая программа. Второе, что я приветствую и прошу вас обратить на это внимание – на канале ТВЦ появилась по понедельникам музыкальная линейка – это называется «Собрание сочинений», это очень поздно, правда, ближе к часу ночи, по-моему. В первом выпуске – я тоже переключилась и не смогла оторваться, потому что Денис Мацуев с виртуозами Москвы и Спиваковым играл 3-й концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, и выяснилось, что это не разовая акция, а это будет постоянная рубрика; в следующий понедельник это будут звезды балета на концерте, посвященном памяти Мориса Лиепы.

К.ЛАРИНА: А что они будут делать?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Они будут танцевать. Ну то есть это линейка, которая позволяет хорошую музыку использовать, включать на канале, называется «Собрание сочинений», и потом, я читала, Пономарев рассказывал, что там может быть и авторская песня хорошая, и джаз, и все что угодно, то есть не только классика.

К.ЛАРИНА: Понятно. Можно несколько слов все-таки еще сказать про новые передачи? Здесь вот, во-первых, понедельник «Ничего личного» вышла передача, на ТВЦ, и во вторник передача «Скандальная жизнь с Ольгой Б.: Страсти вокруг няни». У меня такие сложные, смешанные чувства, я испытывала, смотря эти программы. Мне кажется, что они пока еще не очень сделанные, и в той, и в другой, кстати, кажется, одинаковые ошибки, не очень понятно, что там ведущий делает, роль его не прописана в драматургии этих программ.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но по-разному непонятна, честно говоря.

К.ЛАРИНА: Таня Малкина – замечательный газетчик, журналист, и Ольга Бакушинская, но мне кажется, ни та, ни другая не справляются с аудиторией, она как-то параллельно существует, хотя, я прекрасно понимаю, это ж не прямой эфир.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Давай все-таки немножечко…

К.ЛАРИНА: Слишком много народу, не знаю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …подождем, и вот почему – потому что я уверена и знаю, что для Малкиной это первый опыт, и для Бокушинской, скорее всего, тоже первый опыт ведения, а первые блины редко у кого получаются не комом.

К.ЛАРИНА: Неважно, нельзя было столько людей приглашать, половину выгонять надо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хорошо, но это корректируется, тут нужно посмотреть, мне кажется, в развитии, насколько вообще потенциальны эти идеи.

К.ЛАРИНА: Они хорошие идеи, почему – интересные темы…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Начнем с «Ничего личного», потому что это мне более понятно, то есть мне понятно, куда это может развиваться. То есть это, наверное, один из аналогов «Тем временем».

К.ЛАРИНА: Тут все – и «Культурная революция», и «К барьеру», и «Тем временем».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, тут в меньшей степени, я думаю, будет «К барьеру»…

К.ЛАРИНА: Нет, ну как – две команды, «за» и «против», человечки бегают.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ты имеешь в виду в чистом виде форму, я имею в виду все-таки смысл и содержание – судя по всему, речь будет идти все-таки в большей степени о каких-то культурологических аспектах и культурных. Малкина мне показалась абсолютно, что называется, небезнадежной, она живая, она нормально реагирует, она сечет все, что говорят.

К.ЛАРИНА: Но они не слушают ее.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это вообще общая проблема участников всех ток-шоу, которые не слушают друг друга и не слушают ведущую.

К.ЛАРИНА: А потому что нельзя столько людей нагонять, нельзя такое количество людей, мало времени очень.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, или тогда их нужно ставить не к барьеру, а каким-то другим образом распределять.

К.ЛАРИНА: Сажать кругом.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне вообще показалась чудовищной декорация – это вообще проблема ТВЦ, такое ощущение, что они стоят в пещере – сталактиты, сталагмиты – не могу понять, для чего эти все навороты. Само голосование забавно электронное - с человечками, которых мы видим. Оно забавное, скажем так, не бог весть что. Тема…

К.ЛАРИНА: Тема народная – беспроигрышная.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Для первого выпуска беспроигрышная, тем более, если учесть, что действительно, эта лексика врывается под разными личинами на экран.

К.ЛАРИНА: Тут есть один момент, Ир, еще очень важный, к нашему с тобой разговору по поводу прямых эфиров – вот что происходит, когда их не происходит. происходит какая-то фигня, в том смысле, что события исчезают, которые, по идее, должны звучать в этом разговоре, их нету, потому что когда записывается программа, они еще не произошли. Эта передача – не знаю, когда она записывалась, но явно, до показа фильма «Изображая жертву» и разговора на эту тему с Александром Гордоном.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это абсолютно, но с другой стороны, поскольку это совершенно другой канал…

К.ЛАРИНА: Этого нельзя не учитывать. Причем здесь это? у них же там эта тема возникла – что это ж не по телевидению показывают – а вот показали уже по телевидению этот фильм, про который вы вспоминали.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Согласна.

К.ЛАРИНА: Это как была передача «Школа злословия» с вратарем Овчинниковым, который был героем, просто супер-героем этого дня, поскольку накануне 1:7 мы проиграли Португалии.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Понимаешь, это все равно наша реальность, прямых эфиров нам ждать не приходится, как мне кажется…

К.ЛАРИНА: Так тогда берите такие темы, как вы говорите, вечные, тогда разговор не выходит на эту тему.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вечные, но с другой стороны, невозможно же все время обсуждать вечные темы, хочется иногда что-то актуальное обсудить. И тем не менее, я вижу в программе «Ничего личного», при том, что возможно, сделают чуть более человеческую студию…

К.ЛАРИНА: Поменьше людей…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, меньше людей.

К.ЛАРИНА: Вы обратили внимание, что люди скучают?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну правильно, потому что…

К.ЛАРИНА: Герои скучают, потому что пока до него дойдет очередь, чтобы он сказал. Он должен полпрограммы простоять у этого камня.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Даже, может, и не скучают, а все равно, опять же, то, о чем мы в прошлый раз говорили – хочешь не хочешь, наверняка, а тем более первая программа, они пишутся подолгу, и все равно это получается нарезка, и таким образом немножко исчезает смысл. Вторая программа – это моя коллега из газеты «Известия», я ее знаю, и она, в принципе, очень симпатичный человек, мне кажется, тут ее стилисты должны над образом поработать, потому что пока что, видимо, именно отталкиваясь от довольно, как мне кажется, неудачного названия «Скандальная жизнь с Ольгой Б.»…

К.ЛАРИНА: Предполагается некая желтизна.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Даже не то что желтизна, а образ такой вот стервы.

К.ЛАРИНА: Светланы Конеген.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Даже не Конеген, а мне кажется, там брали за основу Лолиту, но дело в том, что Лолита – она одна такая, кто-то может любить, кто-то не любить, но у нее своя харизма – в каких-то проявлениях она может быть вполне стервозной во время программ. Но дело в том, что Лолита сама по себе… я часто ловлю себя на том, что когда я смотрю ее программу, мне даже неинтересно, что там обсуждают – например, муж стервец или ребенок плохо себя ведет, - даже мне люди в меньшей степени интересны приходящие, мне интересно, как он живет в этом пространстве, как она заводит людей, как она раскручивает самых безнадежных людей.

К.ЛАРИНА: Потому что там прописана роль ведущего - ведущий ведет передачу, он ее тащит на себе.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, эту роль она сама себе и прописала, судя по всему.

К.ЛАРИНА: Уважаемые господа ведущие, будьте поактивнее тогда, принимайте на себя эту ответственность, я тогда обращаюсь к ведущим.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, дело в том, что у Ольги здесь тоже достаточно активная роль прописана, но она…

К.ЛАРИНА: Значит, так смонтировано, не знаю…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я говорю, здесь первое – это работа над образом, и второе, конечно, там есть этот элемент – с чего начинается программа, что она сама участвует в некой провокации – как в этом случае с няней, поскольку обсуждалась проблема плохой-хорошей няни, она пришла наниматься на работу в агентство. Дело в том, что это хорошая история – провокация, но это исчерпываемо на третьем выпуске, потому что человек уже становится узнаваемым и дальше нужны, наверное, актеры.

К.ЛАРИНА: Подсадные утки.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И все-таки я считаю, что первое шоу получилось дневное и для домохозяек, как ни крути, то есть не вышло разговора, за какой-то уровень выходящего.

К.ЛАРИНА: И в чем скандальность, тоже не очень понятно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, скандальность только в том, что няни бьют детей…

К.ЛАРИНА: Бьют и воруют.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И кормят их из одной ложки, а няня защищается – наверное это. хотя понятно, что там темы будут именно такого социально-актуального плана. Что-то ты меня перебила-то, со скандальностью, я что-то хотела сказать.

К.ЛАРИНА: Я стала говорить про то, что ведущий, если это ведущий, должен брать на себя ответственность за всю передачу, и делать это от начала до конца, и монтировать ее тогда, если это ток-шоу выходит в записи, потому что я прекрасно понимаю, что, судя по всему, здесь происходит так: она пришла, некая она, пусть будет или Малкина, или Ольга Бакушинская, у нее есть тема, у нее есть гости, у нее есть в ухе человек, который ей подсказывает…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет-нет, они активно участвуют, я это абсолютно точно знаю.

К.ЛАРИНА: Ну тащи тогда на себе.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну пойми, это тоже профессия.

К.ЛАРИНА: Ну как – Света Сорокина тащила на себе программу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, но это требует определенной практики, поэтому это нужно еще посмотреть, увидеть. Единственное, что я не договорила, с Ольгой Бокушинской – мне кажется, что ведущий не может быть на одной стороне, он все-таки исследователь разных точек зрения, а здесь получилось, что она со стороны родителей наскакивает, причем эта наступательность часто у нее была совершенно ненужная.

К.ЛАРИНА: Ненужная, поэтому какая-то неорганичная.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И выглядела, да, несколько агрессивно-базарноватой, я бы сказала.

К.ЛАРИНА: Ира.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.

К.ЛАРИНА: Пришло письмо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А от кого?

К.ЛАРИНА: «Была записана программа с Владимиром Рыжковым и Владимиром Мединским – ее в эфире не было». Подпись – «Сотрудник АТВ».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну тогда это многое объясняет.

К.ЛАРИНА: Напомню, что речь идет о передаче «Народ хочет знать», которая вчера была в повторе. Мы получили телеграмму от сотрудника «Авторского телевидения», надеюсь, что это чистая правда, он пишет нам, что программа была записана с участием Рыжкова и Мединского, и этой передачи в эфире не было, по каким причинам, не очень понятно. А Рыжков же в черных списках – зачем они вообще его взяли? они что, не знали, что его нельзя?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Дело в том, что в этой программе часто бывают люди, не то что из черных списков, но люди не из, так скажем, часто попадающих на другие телеканалы, и, тем не менее, они там бывают.

К.ЛАРИНА: Рыжкова нельзя было брать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Давай будем теперь советовать каждой компании…

К.ЛАРИНА: Нет, это Рыжков должен был сказать «Ребята, вы чего? Мне ж туда нельзя, вас закроют». Рыжков должен был предупредить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ты представляешь, какая тогда наступит шикарная жизнь? компания зовет, а цензуре уже подвергают себя сами герои, говорят «Меня нельзя, ребята, вы что?». Там, допустим, отвечают «Да можно, мы ручаемся» «Нет, меня нельзя» - представляешь, какая сознательность будет, и до какого мы дойдем предела совершенства?

К.ЛАРИНА: Я по-другому предлагаю поступить – поскольку в этой передаче принимал участие Владимир Мединский, который представляет партию «Единая Россия», собственно говоря, представитель власти…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Давайте еще раз оговоримся, что эту информацию мы еще проверим.

К.ЛАРИНА: Нет, пусть Владимир Мединский поинтересуется, почему передачи не было в эфире. Господин Мединский, поинтересуйтесь, а почему программы не было в эфире? Я как дурак пришел записался, а где она?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Между прочим, обидно, времени тратится на это такая невероятная уйма – ехать надо, по пробкам, участвовать…

К.ЛАРИНА: Понятно, что Рыжков сказал «Ну, я так и знал».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мы оставляем надежду на то, что, может быть, ее покажут, хотя, скорее всего, если были Мединский и Рыжков, то речь шла, наверное, о выборах, о чем еще можно было, о политике, но судя по тому, что вчера именно была замена на вечнозеленую тему, то понятно, что слетел какой-то актуальный выпуск – всегда есть в загашнике некоторое количество программ, которые можно поставить, и те, кто не видели, порадуются, те, кто видели, ну, еще раз посмотрят – там люди были интересные, критики музыкальные.

К.ЛАРИНА: Нет, передача хорошая.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, главное что там, если ты заметила, может, я отвлеклась, но ни разу не было титра, что это повтор.

К.ЛАРИНА: Не было.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И только в конце, когда уже появилась конечная заставка.. потому что я все время ломала голову, повтор или нет, вроде видела, а вроде, может, и не видела.

К.ЛАРИНА: Я тоже, когда началась, думаю, а вроде на эту тему говорили, я сразу поняла по гостям – там Аксюта, Троицкий – та программа, которую мы обсуждали, она была хорошая.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну да. у меня тут же этот эффект начался, я тут же начала набирать их телефон - никто не отвечает, вне доступа, ну, думаю, тоже неслучайно, наверное.

К.ЛАРИНА: Два звонка, да? а то же мы унижаем аудиторию.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, ну да. И только в конце дали, когда уже была заставка – «производство компании АТВ», было написано «2006 год», что, кстати, тоже безобразие, потому что компания, я имею в виду канал вещательный, обязан предупреждать, что это повтор, и, более того, желательно еще все-таки сообщить, от какого числа.

К.ЛАРИНА: Два звонка успеваем принять. Давайте, 7839025, 7839026, у нас осталось пять минут до конца программы, и если будете лаконичны, то успеем два звонка принять. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Татьяна, хотела с вами поделиться своим разочарованием неким, вопреки ожиданиям, - на канале СТС «Игры разума», я не знаю, вы обсуждали это вообще?

К.ЛАРИНА: Нет еще.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну так, по самым предварительным следам.

Слушатель: Такая бледная копия между КВНом и «Хорошими шутками», что-то такое получилось.

К.ЛАРИНА: Ну. Они, видите, хотят выжать все из удачного проекта «Хорошие шутки», судя по всему. Спасибо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Здесь скорее даже не из «Хороших шуток» хотят выжать, а из «Посмотрите, кто пришел», смесь, да. Хотя я первые выпуски смотрела с интересом, но потом я поняла, что, действительно, это уже просто становится вторичным, поскольку люди одни и те же в результате попадают что туда, что туда, потому что по-настоящему зажигающих не очень и много. Но это еще ничего – я вчера посмотрела на Ren-TV, это возвращаюсь к тому, о чем на спрашивали пару недель назад – «Бла-бла-шоу», вот это даже не «бла-бла», а это какое-то «блевантин-шоу», ей-богу…

К.ЛАРИНА: Это Пряников там, или кто?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Это запредельный юмор, выделительно-генитально какой-то, я не знаю, мочеиспускательный.

К.ЛАРИНА: А кто это придумал?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это тоже квнщики.

К.ЛАРИНА: А Грушевский не там?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, Грушевский – это совсем другое, он ток-шоу ведет «Бабий бунт», там Пряников, ты права. А предыдущие шутки – ну просто… там была Александра Буратаева в публике, и если бы, мне вот очень бы хотелось…

К.ЛАРИНА: Депутат Госдумы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да не в этом дело, мне б очень хотелось, чтоб она встала и вышла, потому что когда ей говорят «Вы кореянка?», она говорит «Да нет, я калмычка» «Это от слова колымить?» ха-ха-ха «А можно, мы собачку в студию пустим – вы ее не съедите, случайно?» - вот на этом уровне, понимаешь?

К.ЛАРИНА: Иди ты.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я тебе клянусь, я ошалела, это я просто еще более или менее пристойно пересказываю.

К.ЛАРИНА: А она чего?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ничего, как-то так улыбнулась.

К.ЛАРИНА: А она любит молодежь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Может, она и любит молодежь, но за это просто хочется по морде дать.

К.ЛАРИНА: Нет, молодежь хорошая у нас.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И вчера был запредельный юмор, там просто прямой мат, например, хотя он и пытается его запикать, но это невозможно, потому что в этот момент держат за то место, про которое говорят. Это сейчас идет экспансия клубного, якобы иного, юмора.

К.ЛАРИНА: Как Comedy Club.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но то, что в Comedy Club в лучших проектах удавалось, в лучших программах, и то это часто было за некоторой гранью, и переходили грань, здесь это еще Comedy Club для бедных, совсем уже, ну вот клянусь, давно у меня не вызывало ни одно развлекательное шоу желание немедленно отключиться и плюнуть в ящик.

К.ЛАРИНА: А можно, я тебе похвалю тогда Пряникова того же?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну давай.

К.ЛАРИНА: На другом канале, который называется MTV, мы уже с тобой это обсуждали как-то, ток-шоу «Молодцы», которое ведут Пряников и, по-моему, Тутта Ларсен…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, это я видела.

К.ЛАРИНА: … я прямом эфире.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Всю неделю обсуждали фашизм.

К.ЛАРИНА: Ты знаешь, меня просто поразило, насколько можно вдруг сделать ток-шоу молодежное интересным и честным – там Митрофанов смотрелся совершенно идиотическим образом, потому что он говорил заученные фразы, которые хорошо проходят на этих вот федеральных каналах, предсказуемых, а здесь, когда рядом с тобой сидят люди, которые говорят то, что думают, ты выглядишь плохо, дорогой товарищ депутат, потому что ты сталкиваешься с реальной жизнью и с реальным мировоззрением человеческим, на сегодняшний день. И прекрасно там работают и Пряников, и Тутта Ларсен.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Прекрасно. А вот здесь тогда огромное пожелание, я не знаю, ну чтоб не позориться, это правда.

Ю .Такая работа, значит.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну какая такая работа?

К.ЛАРИНА: Другая задача ставится.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну естественно, назови что-нибудь «Бла-бла-шоу», там и не то будет задачей. И уж раз ты упомянула, очень коротко о Тигране Кеосаяне – я видела на этой неделе пару программ, и мне кажется, в ней как раз есть потенциал, во-первых, сам Тигран, как только перестанет думать, что он еще актер и перестанет играть, иногда больше чем нужно получается у него в программе, но поскольку она пишется прямо в день происхождения каких-то событий, то она получается как раз актуальной и живой, и интересные герои. То есть это то самое вечернее шоу, которые были в свое время на разных каналах – с Угольниковым, не с Угольниковым.

К.ЛАРИНА: с Угольниковым я бы меньше, кстати, сравнивала, потому что там был чисто актерский…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, более развлекалово.

К.ЛАРИНА: Да, у Тиграна есть взгляд на события собственный.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и вот как только он еще в большей степени его проявит, мне кажется, что это потенциально очень интересное шоу. Во всяком случае, я поняла, что у меня уже начинает вырабатываться на 11 часов рефлекс, а это о многом говорит, потому что у меня рефлексы идут туда, где интересно все-таки.

К.ЛАРИНА: Очень много вопросов – оказывается, какая активная и яркая жизнь на телевидении, есть что обсуждать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А все уже.

К.ЛАРИНА: Все, конец фильма. К сожалению, все, прощаемся до следующей передачи, Ирина Петровская в программе «Человек из телевизора».