Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2006-12-02

02.12.2006

К. ЛАРИНА – Это уже наша заставка?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это вам лучше знать.

К. ЛАРИНА – Утро доброе тебе. На родной земле в родном городе Петровская Ирина здесь, приехала из города Томска.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да не Томска, а Омска.

К. ЛАРИНА – В городе Омске у нас слушательская аудитория очень большая, поэтому омичам будет очень интересно услышать твои впечатления.

И. ПЕТРОВСКАЯ – О городе? Ровно никаких, потому что мы работали. Просто коротко говорю, что это был такой конкурс профессиональный, участвовали все телекомпании Сибири, Урала – информационный такой конкурс, и я была председателем жюри. Мы оценивали работы. Поскольку работ было немыслимое количество, 240, по-моему, а дней у нас было 2,5 таких, для работы, то соответственно город Омск, к сожалению, мимо меня прошел. Плюс там невероятно холодно. Мы прилетели в понедельник поздно ночью из + 4 в – 26. И соответственно улетали из – 25 сюда в + 4.

К. ЛАРИНА – А вас предупредили?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну как, мы знали, что там холодно.

К. ЛАРИНА – Ты же с приема прямо полетела.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я переоделась.

К. ЛАРИНА – Конечно же интересно узнать мнение очевидца. У нас первая часть передачи будет «Своими глазами», поскольку Ирина Петровская участвовала в этом торжественном приеме, посвященном 75-летию отечественного телевидения. Вся эта церемония награждения с последующим банкетом.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, там не было церемонии награждения. Там Путин только объявил, что в связи с 75-летием телевидения он подписал указ о награждении лучших людей телевидения. Во время приема даже было неизвестно, кто награжден еще.

К. ЛАРИНА – Ну расскажи, пожалуйста, про свои ощущения.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну, какие ощущения? Во-первых, позитивное мое ощущение – пригласили действительно людей, которые много лет были связаны с телевидением, а сейчас уже на нем не работают, но, тем не менее, это настоящие ветераны. И все ныне живущие председатели еще Гостелерадио, начиная от Месяцева. Месяцев был руководителем Гостелерадио с 64-го по 68-й год. И он тоже был на приеме. Был Михаил Федорович Ненашев, который одно время возглавлял. Был Леонид Петрович Кравченко. Были зампреды, в том числе такой легендарный зампред Гостелерадио Энвер Мамедов. Были уже люди, давно не работающие в эфире. Например, Александр Тихомиров. Я его сто лет не видела. Наверное, зрители старшего поколения помнят «Прожектор перестройки», еще ту программу «Время», даже «Семь дней» это называлась, которую начали вести тогда Сагалаев и Тихомиров. Ксения Борисовна Маринина – легендарная основательница «Кинопанорамы». И, разумеется, все начальники крупные, и, разумеется, все звезды большинства каналов. Это было любопытно. Естественно, все ждали появления главного персонажа и смотрели, за какой стол и с кем сядет. Он через 10 минут после начала появился, сказал…

К. ЛАРИНА – Он сказал какие-нибудь слова? Оценил вклад?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Сказал. Сказал о том, какую сегодня роль играет телевидение.

К. ЛАРИНА – То есть он доволен?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, что телевидение в целом очень даже неплохо, нехудое. Пожелал ему побольше художественного вкуса. Имелось в виду, как раньше было. И дальше уже пошел сам этот прием, который вели разные пары ведущих. И в это время показывали на экранах историю телевидения…

К. ЛАРИНА – То есть там не просто ели, пили, там какая-то была программа художественная?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Была вот такая программа, немного музыкальных номеров. А на экранах истории телевидения мы посмотрели фрагменты из Ираклия Андроникова, Аркадия Райкина, старую «Кинопанораму». И потом давались слова людям, которые имели к этому отношение, вспоминали фамилии и имена, то время. Все поминали даже тех людей, которых уже нет, и которых не было в этот момент. Но это было довольно трогательно. В целом прием с участием Владимира Владимировича длился где-то час. Через час он нас покинул. С ним за столиком сидели (это, видимо, олицетворяло связь поколений и времен телевидения), с двух сторон от него сидели: Анна Шатилова (старый диктор наш) и Игорь Леонидович Кирилов, дальше Радзинский, Миткова, Масляков, Дроздов, Мария Ситтель, Екатерина Андреева и Татьяна Миткова.

К. ЛАРИНА – Брилев.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, Брилев сидел за другим столиком.

К. ЛАРИНА – Да?!

И. ПЕТРОВСКАЯ – Совершенно не понято, почему, потому что вроде как Андреева и Брилев – основные персонажи, которые общаются. Но почему-то Брилев сидел за другим столом. Был момент, когда за этот стол (еще когда не пришел Владимир Владимирович) сел господин Соловьев…

К. ЛАРИНА – То есть на место Путина он сел?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет. Еще не все там расселись, и мы решили, что он тоже за этим столиком, но потом он оказался за каким-то другим. И в какой-то момент, когда уже там началось такое легкое брожение, мы также увидели, как Андрей Малахов, Татьяна Веденеева, Лена Малышева и товарищ Соловьев, они как-то так начали мелкими шажками перебираться поближе к столу, за которым сидел Владимир Владимирович. И в какой-то момент они совершили рывок, встали перед ним вот так: встань передо мной как лист перед травой – он поднялся им навстречу (видимо, они заготовили какую-то речь), но тут случилось неожиданное, потому что тут же возник такой старый диктор Виктор Иванович Балашов. Старшее поколение наверное его знает. И видимо, уже через Виктора Ивановича даже эта замечательная четверка пробраться не могла, и они так и стояли молча, а Владимир Владимирович общался с Виктором Ивановичем. И понадобилась помощь Алексея Громова, пресс-секретаря президента, чтобы как-то освободить Владимира Владимировича от этого общения.

К. ЛАРИНА – Ну, ходоки дошли до Владимира Владимировича?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Они как дошли, так и отошли в результате, потому что большую часть времени, которое могло им достаться, занял наш славный ветеран телеэфира.

К. ЛАРИНА – А Познер-то был?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, Познера не было, потому что Владимир Владимирович в Америке. Он не был на ТЭФИ и его не было здесь тоже. Но он оказался среди награжденных орденами и медалями в честь 75-летия, что справедливо, на мой взгляд. Ты говоришь, уже обсуждали эту тему?

К. ЛАРИНА – Да, мы со слушателями обсуждали в понедельник.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Есть какие-то там явно несправедливые вещи. Я не знаю, оценили ли это наши слушатели. Потому что все-таки это 75 лет телевидения.

К. ЛАРИНА – Наши слушатели сказали, что надо было награждать только ветеранов – такое основное мнение высказали. А остальные могли бы ограничиться благодарностями.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Когда я прочитала весь список награжденных, во-первых, ощущение, что это 75 лет «Первому каналу». Сложилось такое ощущение. Во-вторых, я могу оценить, конечно, вклад в развитие телевидения Максима Галкина, Валдиса Пельша, Малахова, но при этом вообще не заметить и не наградить ту же самую Ксению Борисовну Маринину, которая создала «Кинопанораму» и много-много лет была режиссером ее, мне кажется, это не очень справедливо.

К. ЛАРИНА – А Ирэн Стефановна Лисневская что-нибудь получила? Потому что я в списках ее не нашла.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Она получила медаль ордена.

К. ЛАРИНА – Это что такое?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Там идут ордена вначале за заслуги перед отечеством, дружбы народов, орден или знак почета, а потом медаль ордена за заслуги перед отечеством. Это ниже, я так понимаю, по рангу. И там Ирэн Стефановна оказалась среди, в основном, технических работников телевидения. На мой взгляд, тоже это не вполне справедливо.

К. ЛАРИНА – Кстати, Ира, я хотела как раз у тебя спросить…

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, Леонтьеву, например,

К. ЛАРИНА – Орден дружбы.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, Леонтьев. А у нас есть Леонтьева.

К. ЛАРИНА – А, тетя Валя.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Конечно.

К. ЛАРИНА – И она была?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, она не была. Но не в этом дело. Мало ли кого не было. Между прочим, здоровье уже не позволяет. Но, отмечая 75 лет телевидению, не отметить Валентину Михайловну Леонтьеву и не наградить, мне кажется, это тоже какая-то несправедливость, и явно у кого-то проблемы с памятью.

К. ЛАРИНА – Я когда смотрела списки этих награжденных (ты говоришь, что «Первый канал» главный взял улов орденов), но как я поняла, «Первый», «Россия» и НТВ, а больше там… я в ТВЦ вообще ни одного человека не увидела.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, почему. Там Александр Сергеевич Пономарев был награжден.

К. ЛАРИНА – Я этого не увидела в информационных сообщениях. И других каналов: СТС…

И. ПЕТРОВСКАЯ – Попсов не награжден, а Александр Сергеевич награжден.

К. ЛАРИНА – А СТС?

И. ПЕТРОВСКАЯ – СТС – нет, кстати. Но я думаю, что логика здесь такая же, как у нашего одного слушателя в прошлый раз, что типа, не наш – чужое гражданство. Что тоже несправедливо. Изучая список награжденных, я не смогла для себя определить критерии, по которым награждались, и логику этого награждения. Я повторю, что это не что-нибудь, а это историческая дата – 75 лет. Тоже очень она спорная эта дата, потому что 75 лет – еще никакого массового вещания не началось, если говорить о начале массового вещания, с 49-го года примерно. В 51-м была создана центральная студия телевидения, а с 49-г года в производство были запущены массовые народные телевизор КВН-49.

К. ЛАРИНА – А почему же 75 лет? 75 лет чего? Изобретения телевизора?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Объясняю. Нет, тоже нет. Изобретение как таковое состоялось в 1907-м году. Профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг запатентовал само по себе открытие… там очень сложно…

К. ЛАРИНА – Это я все прочитала у тебя в статье.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Электротелескопии – то есть возможности передачи изображения на расстояние. Потом в 23-м году его ученик Владимир Зворыкин, который эмигрировал в Америку, а Борис Львович, к несчастью для себя, не эмигрировал, он там то, что мы называем трубкой передающей, запатентовал. Потом он стал одним из ведущих специалистов по телевидению и даже приезжал в Россию консультировать правительство в связи с идеей создания телецентра. Это был 33-й год.

К. ЛАРИНА – А когда первый телевизор был в Советском Союзе?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это еще нельзя было назвать телевизорами в нашем понимании, потому что в 31-м году состоялось то, от чего сегодня мы пляшем и отмечаем 75 лет – на Никольской, где потом была радиостанция «Эхо Москвы» долгое время, состоялся запуск в экспериментальном режиме вещания механического телевидения. Это очень сложно объяснить, я сама не понимаю, но там…

К. ЛАРИНА – То есть какая-то первая проба какого-то аппарата?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Там была проба. Изображение было размером меньше спичечного коробка.

К. ЛАРИНА – Я помню эту историю. У нас, по-моему, даже фильм был документальный про это.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Потом стали появляться какие-то мини-телевизорчики. Но естественно, говорить о каком-то массовом их производстве невозможно. И более того, еще и передавать-то было нечего. То есть, это был в чистом виде эксперимент. Показывали, как можно передать: вот трамваи идут, вот человек движется. А уже с 49-го года, когда уже возникли телевизоры, и постепенно началось вещание в этом прямом режиме, потому что ни записи, ни кино, естественно, тогда… кино было, но не снималось еще на… кино можно было уже показывать, но не было записи, поэтому передавали прямо из студии концерты, стихи читали.

К. ЛАРИНА – Я поняла, все равно выбрали самую старую историю для того, чтобы какой-то солидный возраст обозначить отечественного телевидения. А то как-то неприлично, действительно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Опять же только единственное, если сейчас прочитать все публикации всех историков, это технический момент, это праздник техников, потому что ясно было, что появилась вот эта возможность технической передачи изображения на расстояния, а уже потом идеологическое, эстетическое и прочее – это через много лет только возникло. Во всех странах, естественно, работа и опыты шли. Я вспоминала знаменитое стихотворение Булата Шалвовича Окуджавы: «Как хорошо, что Зворыкин уехал и телевидение там изобрел, если бы он из страны не уехал, он бы, как все, на голгофу взошел. И не сидели бы мы…» Все, дальше не помню. Но, короче говоря, сидели бы в любом случае, даже если бы Зворыкин не уехал или, не дай господь, как Розинг, взошел на эту голгофу. Все равно телевидение к этому моменту, где-то в 30-х годах, все ученые многих стран подошли к этому открытию. И, так или иначе, стало понятно, что вот это нас ждет.

К. ЛАРИНА – Вот такой краткий экскурс в историю развития отечественного телевидения в исполнении Ирины Петровской. Дипломированный специалист, между прочим.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И, кстати, изобретатель вот этого способа электротелескопии Борис Львович Розинг именно в 31-м году, когда начались вот эти опыты в экспериментальном режиме, был арестован и сослан, в результате в 33-м году погиб в архангельской ссылке. А его ученик Владимир Зворыкин именно в 33-м году приехал в Москву по приглашению правительства с консультациями, его принимал Берия в частности. А в этот момент его учитель погибал уже у себя в архангельской области в ссылке.

К. ЛАРИНА – Ира, возвращаюсь к церемонии. Тут тебя упрекает наша слушательница Ольга, что…

И. ПЕТРОВСКАЯ – Церемонии чего?

К. ЛАРИНА – Награждения.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А не было церемонии награждения.

К. ЛАРИНА – Ну, в смысле списка награжденных. Что вы тут, мол, не довольны, а вот вы, как известный на телевидении человек, могли бы послать свои предложения в отборочную комиссию. А вы этого не сделали! Значит, специально припасли материальчик, чтобы критиковать сегодня.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Поверите ли…

К. ЛАРИНА – Ольга ее зовут.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ольга, никто никого в таких случаях не спрашивает и никакой отборочной комиссии. Это же не конкурс, не фестиваль, это исключительно воля божья фактически. Сами там решают, кого награждать, кого не награждать. Но я думаю, что представление делалось министерством печати, ведомствами Михаила Сеславинского. То есть не думаю, а уверена просто.

К. ЛАРИНА – И Соловьев тоже уверен.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, известное дело, потому что в Кремле могут. Да, они знают, конечно, наверное, и Малахова, и Познера и всех, но технических сотрудников, конечно, они не знают. И наверняка «Первый канал» свои давал Минпечати списки, второй канал, но уверяю вас, это не было предметом общественного обсуждения. И более того, о награждении вообще и о присуждении орденов и медалей я лично узнала исключительно из уст Владимира Владимировича в понедельник, когда шел этот торжественный прием.

К. ЛАРИНА – А Владимир Соловьев очень оскорблен сильно, что его не представили ни к какой награде. Я это слышала по радио, он делился своей скорбью и негодованием по этому поводу, сетовал на то, что он в списках был. Он решил размотать эту цепочку, решил все-таки понять, где тот завелся враг, который каким-то образом лишил его этого счастья, этой заслуженной награды и обнаружил он что враг сидит как раз в министерстве печати под крылом Михаила Сеславинского, сидит и вычеркивает Соловьева. Вот сидит и вычеркивает. Но особенно меня повеселило то, что Владимир Соловьев заявил, что администрация президента разделила с ним это возмущение и просто в полном возмущении и негодовании находится и не понимает, как вообще это могло произойти. Так что же за происки такие?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я думаю, что исправят ошибку. И Героя России дадут.

К. ЛАРИНА – Героя России дадут, тем более, что он намекнул на это в программе «К барьеру!», когда стал кричать, брызжа слюной, что он работает на родину и на Россию, поэтому я думаю, что Герой России у него уже в кармане.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Прокомментируем после новостей.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Я, кстати, не напомнила наши средства связи. Они, между прочим, и без того работают активно очень. 725-66-33 – это пейджер и SMS + 7 985 970-45-45. Людмила нам пишет: «Познер говорил, что у него двойное гражданство, а с двойным гражданством тоже награждают орденами?»

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да я бы со всеми гражданствами бы награждала. В конце концов, Познер работает здесь.

К. ЛАРИНА – И Роднянский работает на российскую аудиторию.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, именно. И создает именно канал для России. Что здесь за вопрос, я не понимаю? Ну вот, Савик Шустер работает сейчас на Украине, что теперь от этого он становится кем-то другим? Нет, он делает для Украины программу, причем дико популярную. Это все по-прежнему отголоски «железного занавеса», это история, когда мы исключительно варились в своем соку, и всюду кругом были враги, кто не нашего гражданства. Кстати, у Познера тройное, уж если на то пошло. Потому что он по рождению гражданин Франции, поскольку он там родился и получил спустя уже, правда, долгие годы французское гражданство. Американское – потому что он там прожил большую часть жизни. И российское. И что теперь? Мне, например, Познер интереснее со своими тремя гражданствами, чем иные с одним исключительно правильным или сомнительным.

К. ЛАРИНА – Из Омска привет тебе большой: «Омск слушает вас, искренне любит, у нас – 27, но с вами всегда тепло», – пишет нам Лариса.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Спасибо большое. Мне очень жаль действительно, что я так и не посмотрела город – исключительно из окна, но и то даже не из самого окна, из дырочки, которую продышали сквозь заледеневшие окна. Ну, холодно там. Держитесь, ребят!

К. ЛАРИНА – Хотелось бы что-то обсудить, Ира, из телевизионных программ, которые были. Я просто могу сказать, что мне ужасно понравилось, о хорошем. Я не устаю радоваться появлению Эльдара Жандарева и Бориса Бермана. И на этой неделе была совершенно замечательная программа с Александром Збруевым в среду. Великолепная! Несмотря на то, что поздно выходит, просто удовольствие получаешь, эстетическое наслаждение. Во-первых, людям интересны их гости, это никуда не денешь, это сыграть невозможно. Это самое главное.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Людям – ты имеешь в виду…

К. ЛАРИНА – Ведущим. Это сыграть невозможно. Этот живой интерес, несмотря на то, что понятно, что они друг друга знают, большинство гостей, которые к ним приходят, приходят не первый раз, Они с ними знакомы и как журналисты, и в разные другие времена с ним встречались. Но вот этот такой живой интерес к человеку, он мне конечно очень сильно импонирует. Это передается через экран. И ты сидишь просто вместе с ними, постигаешь какие-то удивительные вещи в знакомых людях. На прошлой неделе тоже для меня было совершенно таким приятным удивлением беседа с Кларой Новиковой.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это я видела тоже.

К. ЛАРИНА – Скажи, ну, просто подарок! И она человек очень умный, какой-то очень ироничный и относится к своей деятельности с такой иронией. И какая-то горечь в этом есть. Я ждала этого момента, кстати, безотносительно к телевидению, она должна где-то в декабре сыграть спектакль в драматическом театре, где она сыграет трагическую роль. И у меня все время было подозрение, что когда-нибудь она к этому придет (Клара Новикова), потому что мне кажется, она очень талантливая актриса, просто хороший человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Потом всегда очевидно, что ее потенциал конечно больше, чем вот это использование в юмористических программах.

К. ЛАРИНА – Потом я бы еще отметила…. Это я тебе все рассказываю, делюсь.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я тоже можно потом вступлю?

К. ЛАРИНА – Да. «Дети-актеры. Жизнь после славы» – это документальный фильм на «Первом канале». Не первый раз уже обращаются ко многим из персонажей, которые в этом фильме были, но все равно вот это очень, как мне кажется, яркий ход – «Республику ШКИД» - проследить судьбы главных исполнителей ролей в этом фильме и в основной своей массе это все трагические судьбы.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Трагические. И во многом именно связано с тем, что люди в таком нежном возрасте пережили триумф и славу и в результате…

К. ЛАРИНА – Многим урок, кстати. Безотносительно к жизни советской, несоветской.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, это урок, уже когда сам человек через что-то прошел, а кажется, что с тобой этого не будет.

К. ЛАРИНА – Но фильм хороший получился, мне кажется.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да-да, я видела.

К. ЛАРИНА – Не перешел границы какие-то этические.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Вчера мы с тобой, как выяснилось, правда, не вместе, а параллельно, смотрели «Тихий Дон». Это после только что закончившегося показа бондарчуковского «Тихого Дона». Тем более интересно, потому что действительно я когда смотрела «Тихий Дон» Бондарчука, у меня было такое воспоминание, но в ощущениях.

К. ЛАРИНА – Помнишь, ты говорила, а разве они говорили с говором. Я тебе сказала, да. Но как!

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я специально прислушалась.

К. ЛАРИНА – Как это естественно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Они говорят, но это абсолютно не режет. И эта фрикативное «г», оно чуть-чуть оно дано каким-то намеком.

К. ЛАРИНА – Потому что люди работали над этим. Для них это стало естеством, абсолютным естеством. Ничего не режет слух. И конечно актерские работы просто поразительные по своей глубине. Абсолютно по жанру такая высокая трагедия, ничуть не хуже «Унесенных ветром», согласись.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Абсолютно согласна. И еще вот это попадание в образы, которого, к сожалению, не случилось в «Тихом Доне». Я думаю, что НТВ конечно не без умысла поставило.

К. ЛАРИНА – Ну, и молодцы. Мы с тобой говорили, кто это сделает, помнишь?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я бы на месте «Первого канала» в первую очередь это бы сделала, чтобы потом обсудить проблемы вообще экранизации, почему что-то где-то у кого-то удается, а у кого-то не удается. Но увы. Поэтому приходится зрителям самостоятельно сравнивать и участвовать в этой дискуссии заочно. А могли бы увидеть, как и что на эту тему говорят разные знающие люди, и в том числе актеры, которые исполняли, они, слава богу, живы (главные роли). Ну, большинство из них.

К. ЛАРИНА – Не все, Глебова нет. Кириенко нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Быстрицкая, слава богу… Как Кириенко нет? Здрасте.

К. ЛАРИНА – Есть, конечно. Тьфу, тьфу, тьфу!

И. ПЕТРОВСКАЯ – Жива, здорова, и очень хорошо выглядит. И еще пожелаю здоровья огромного.

К. ЛАРИНА – Умоляю, простите, простите! Долго будете жить. Зиночка, простите, ради бога!

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, все в порядке. И более того она участвует регулярно в разных программах и выглядит совершенно шикарно. И Хитяева тоже.

К. ЛАРИНА – Ну и Быстицкая, конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, это все это поколение актрис-женщин, которые просто меня не устают поражать тем, что они сохраняют вот эту красоту в течение многих-многих лет. И совершенно не важно, сколько кому лет, потому что они как-то существуют уже вне такого традиционного возраста.

К. ЛАРИНА – И вот эта сцена, которая практически абсолютно так же снята Бондарчуком – сцена во время дождя, грозы, когда покаяние Натальи. Помнишь эту сцену жуткую?

И. ПЕТРОВСКАЯ – А вообще очень много, ты посмотри, очень много сцен, как будто бы повторено даже по всему: по мизансцене, покадровая.

К. ЛАРИНА – И все-таки когда особенно полная идентичность, тогда понимаешь ту колоссальную разницу. Эта сцена, где Кириенко играет и Алена Бондарчук. Вот здесь просто все сжимается у тебя внутри, насколько этот человек отдает все. Все отдает. Как Быстрицкая рассказывала в этих анонсах, она рассказывала, как они снимали сцену гибели Аксиньи, когда было два дубля. И настолько отдаешь, как она говорит, что я прекрасно понимала и уже даже сказала Сергею Герасимову, что если еще один дубль, то я умру по-настоящему. Вот настолько это было сделано, сыграно от самого сердца, по-настоящему, по-живому. А здесь роли играли.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И даже хуже того. Где-то я услышала или прочитала, кто-то признался, по-моему, чуть ли не в твоем эфире (последняя «Коробка передач»), кто-то позвонил из очевидцев, кто принимал участие в массовке, и он сказал, что было ощущение у актеров, они даже это не скрывали, что как-нибудь это отыграем, это никто никогда не увидит.

К. ЛАРИНА – Да, ужасно. Ужасная горькая история, просто горькая. Ну что, надо телефон включить, наверное?

И. ПЕТРОВСКАЯ – А там у нас еще может быть вопросы.

К. ЛАРИНА – Там больше вокруг одного и того же. Мне бы хотелось как-то расширить уже диапазон наших тем сегодняшних. Пожалуйста. Наши телефоны 783-90-25 и 783-90-26. Пожалуйста, давайте. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Михаил Алексеевич. Ивантеевка. Здравствуйте. Мне бы хотелось выделить канал «Культура» на этой неделе. «Крутые дороги. Дни Лихачева» – прекрасный получился сериал. Прекраснейший. И второе отметить – канал же «Культура», показ спектаклей в московском художественном театре. Совершенно новые практически свежие спектакли. Такого, мне кажется, еще у нас не было на телевидении.

К. ЛАРИНА – Вы знаете, Михаил, я вас немножко поправлю, уже был аналогичный фестиваль театра «Современник». Там как раз они показали тоже и архивные записи, и вечно живые, спектакль был старый, и показали совсем новые и «Гроза» и «Мама, папа, сын, собака». Но я с вами совершенно согласна. Ира, я знаю, тоже отмечает это.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Болеет ого, это акция вообще канала «Культура». Они еще планируют и фестиваль…

К. ЛАРИНА – «Ленком» - был, кстати, тоже фестиваль.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Были к какой-то дате императорских театров…

К. ЛАРИНА – 250 лет российскому театру.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Был фестиваль. Сейчас идет вот этот МХАТовский. И в планах еще до детского театра фестиваль. И по-моему, еще какие-то. То есть это не разовая акция, а это такая постоянная у них история.

К. ЛАРИНА – Спасибо вам, Михаил.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И как раз именно весь смысл в том, чтобы показать репертуар во всем его многообразии и в то же время еще и старые спектакли, потому что фестиваль МХАТа начался с показа «Соло для часов с боем». Лихачевские вообще все программы были хороши. А это, кстати, делал руководитель проекта, это была Куркова. На канале «Культура». А ведущий был Даниил Гранин.

К. ЛАРИНА – Я, кстати, возвращаюсь к театру. Что для меня очень важно как для человека, который в театр иногда ходит,

И. ПЕТРОВСКАЯ – И я тоже.

К. ЛАРИНА – Что большинство зрителей, учитывая огромную нашу страну, они актеров видят по телевизору и судят об их дарованиях, об этих способностях исключительно по сериалам или по фильмам, которые показывают. И я ужасно рада, что сегодня, благодаря каналу «Культура», наши зрители, наши люди могут оценить степень таланта многих-многих молодых артистов, например, того же Константина Хабенского, которого «Ночной», «Дневной дозор» или какая-нибудь «Убойная сила». А здесь они показали «Утиную охоту», где он играет Зилова. Совершенно потрясающая его работа актерская.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Или скажем, Юрий Чурсин, который тоже играл в сериалах, а здесь он играет в «Лесе».

К. ЛАРИНА – Так что огромное спасибо «Культуре», и правильно делает.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И еще мы забыли, еще был фестиваль «Театра Фоменко», что еще более важно, потому что «Театр Фоменко» - туда записываются за несколько месяцев. И в силу того, что не имеет своего постоянного большого помещения, туда попадает очень мало народу. И благодаря телевидению для тех, кто это любит и хочет узнать, аудитория расширяется до многомиллионной.

К. ЛАРИНА – Здесь очень много просьб прокомментировать передачу «К барьеру!» последнюю.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ты комментируй, потому что я, увы, не видела из-за того, что у нас с Омском разные часовые пояса.

К. ЛАРИНА – Я в шоке была. Вообще это был четверг, у меня день потрясений. Культурный шок. Потому что у меня был выходной день, я сдала свой журнал и вот в четверг просидела у телевизора весь вечер. Я была в шоке. Я посмотрела эту передачу «К барьеру!» вечером с Митрофановым (записной игрок) и Валерией Ильиничной Новодворской. И речь шла о деле Литвиненко. Я не помню, как точно там формулировалась тема программы, но важно, что схлестнулись на тему, кто убил. И естественно, разговор вышел на совок, на ФСБ, на КГБ, на сегодняшнюю власть. Отвратительно вел себя Владимир Соловьев, говорю это честно и откровенно. Не хотела я, честно говоря, публично говорить об этом, потому что мы с Владимиром Соловьевым знакомы были, скажу так, и как-то все-таки у меня были совсем другие впечатления от него в то время. А сейчас я была в состоянии просто таком, шоковом. Объясню тебе, в чем дело. Во-первых, он совершенно по-хамски вел себя с Новодворской. Кем бы она ни была, в конце концов, она его старше, у нее совсем другая жизнь, и вообще будь, пожалуйста, держи себя в руках. Здесь опускался до откровенного хамства. И какие-то даже уркаганские появились нотки, такой жаргон уголовный.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Но это часто появляется, кстати, у него.

К. ЛАРИНА – Такое хамство, такой бытовой трамвайный хам с окриками, интонациями типа, да ладно, да ладно, да перестаньте сказки мне рассказывать – вот так разговаривал. Но это я еще самое милое беру. Но самое главное, что здесь уже я это по радио слышала, а на другой день увидела это в передаче, потому что я так понимаю, что он на радиостанции, на которой работает, некие вещи, которые для себя как-то обозначает, он их разминает на аудиторию радийную, а потом выходит с этой идеей на телевизор. Владимир Соловьев не то что предложил, а призывал составлять списки врагов России. Причем как внешних, так и внутренних.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А кто это должен делать?

К. ЛАРИНА – Я думаю, что власть. Он туда взывал. Составлять списки, что давным-давно пора уже перестать стесняться, мы должны быть сильной страной, мы должны расправляться со своими врагами. Я неточно цитирую, если что. И главное, что составлять списки врагов России и уничтожать их, Объявить о том, что эти люди должны быть уничтожены. Что, мол, тут стесняться. Вот пафос его выступления был такой. Что совершенно меня этим убил. Я понимаю прекрасно, что такие вещи не говорятся в порыве, в запале, или в прямом эфире вдруг кого-то понесло. Ясно, что Владимира Соловьева уже не может понести. Это совершенно спланированная акция, тем более повторенная уже на телевидении. Ну и естественно то, что я тебе еще сказала до перерыва, что Валерия Ильинична Новодворская говорит, Владимир, если вы не будете работать на эту власть, то вы не будете так нервничать. На что он совершенно взвился и заорал, что он работает на эту власть, а на страну, на родину и на Россию. Типа, мол, вам бы поучиться у меня, уважаемая. Вот такая вот «К барьеру!» получилась.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну, что тут комментировать? Если это связать с его же речью в связи с тем, что его обделили орденом, ну, понятно, что…

К. ЛАРИНА – Может быть, он обиделся на это сильно?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да нет. Ну как обиделся. Он же в данном случае он не сказал, что нужно умножать списки врагов России, а наоборот составлять списки – нет. Он действительно, ты права, наверное, ничего случайно и просто так не делает. Но тут, мне кажется, еще на лицо такое преувеличенно серьезное отношение к себе и выход за рамки и границы того, что называется профессией. Если ты модератор, как мы уже много раз говорили, во время дискуссии ты должен управлять этой дискуссией, ты не имеешь права ни высказывать собственную точку зрения, ни тем более подыгрывать кому-то из гостей или наоборот уничтожать во время программы или хамить другому гостю.

К. ЛАРИНА – Он уже об этом забыл.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Значит мы уже имеем в виду…

К. ЛАРИНА – Идеологическое оружие.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Вот именно. Мы имеем дело уже не с телевизионной программой в чистом виде и с дискуссией. Иногда говорят, вот, вы там орете, что нет свободы слова, а посмотрите, Соловьев – вот у него дискуссия, вот у него полемика, приглашает людей из разных лагерей. Нет, это уже что-то совершенно другое. Тут поставлено тоже на службу некоему институту, который вырабатывает сегодня там где-то наверху смыслы и выдает их сюда нам в эфир.

К. ЛАРИНА – Причем, судя по эмоциональному накалу, с которым он все это произносит, эти дикие для меня речи, Это такой уже цепной пес, как мы когда-то говорили, помнишь, про Доренко шутили, что это цепной пес Березовского, когда он по телевизору выступал. Вот здесь точно такой же запал, точно такие же эмоциональные затраты. Мне кажется, что он уже ничего не слышит абсолютно. Не слышит. Он не способен уже ни к какому диалогу. Но я тебе клянусь, Ира, мне по-настоящему стало жутко оттого, что я увидела. Когда я поняла, боже мой, это я сморю, мне жутко, а это же смотрит вся страна. И сколько людей поднимутся с криком, давай-давай, давай списки составлять! Давай! Правильно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Почему давай, уже составляют.

К. ЛАРИНА – Давайте убивать будем, резать, бить и говорить, что это мы, врагов России уже можно назвать, уже кое-какое количество внутренних, в том числе. Еще одно последнее, Ира. Параллельно в этот же четверг, почему мне стало так плохо, я посмотрела по каналу ТВЦ необъявленную передачу, традиционно необъявленную на тему: «Литвиненко – преступник или жертва?» Это такая нарезка с закадровым текстом абсолютно без подписи, анонимное произведение в стиле агиток против «ЮКОСа», то, что уже было, вот здесь про Литвиненко. И здесь была нарезка бог знает из чего. Сюда приплели и Доренко с Березовским, и Хинштейна, кого здесь только не было, и какие-то распечатки телефонных разговоров. И все это нас подводило к мысли, что это конечно же какой-то охранник паршивый, конвоир, никто, пешка, кто это такой. И рассказывали, что он пытал заключенных в камерах на Лубянке. То есть образ нам нарисовали жуткий.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это ТВЦ? Это что-то новое, потому что ТВЦ обычно бывало в стороне от прямого участия в каких-то акциях.

К. ЛАРИНА – Вот видишь, сколько интересного я без тебя увидела.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А я в это время в Омске была.

К. ЛАРИНА – Ну, расскажи мне еще тогда. Скажут, вот, сидит тут. Я же Ире рассказываю.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Дело в том, что я только вчера прилетела, и вечером я смотрела юбилейный КВН, где был главный зритель прямо непосредственно на записи.

К. ЛАРИНА – Путин?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да.

К. ЛАРИНА – Опять?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Что значит, опять?

К. ЛАРИНА – А он уже был на КВН.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Он бывал на КВН, а сейчас он пришел на юбилейную игру. И как-то меня несколько коробило, естественно, очень многие участники напрямую обращались к нему, и вот эти все шутки, они были того же свойства, тоже приседали, придыхали. И вроде как и смелость какая-то. Но естественно, все вот такие очень приятные шутки. И почему-то мне показалось, что даже самому Путину как-то это было не сказать… он улыбался, но вежливо улыбался, потому что, мне кажется, он просекал некий подхалимаж этих шуток. Мне, честно скажу, было здесь не очень приятно и ловко. Именно потому, что это КВН, а все-таки КВН в свое время прославился тем, что делал пародии на представителей власти, когда еще это было делать рискованно, ну, и вообще был такой вполне вольнодумный. А здесь все шутки в основном: телевидение, реклама – это уже давно, в принципе, прошло. Но когда в лицо приятно шутят государю, почему-то что-то меня ужасно в этом коробило.

К. ЛАРИНА – Вообще атмосфера конечно. Я не знаю, какая атмосфера была на приеме у государя, но…

И. ПЕТРОВСКАЯ – На приеме была атмосфера приема, ничем не отличающегося от других мероприятий подобного рода. Единственное могу сказать, что не было никаких славословий телевизионщиков в адрес главного человека. И повторю еще, что на приеме меня порадовало, что вспомнили очень много людей, которые действительно делали телевидение. Мне кажется, это очень важно, потому что многие нынешние молодые люди считают, что телевидение с них началось. Каждое новое поколение, приходящее говорит, телевидения раньше вообще не было, это все мы первые, мы начали. Да ничего подобного. Было. И даже в самые тяжелые времена, тем не менее, телевидение создавало высокие образцы (не побоюсь этого слова) даже искусства. Потому что когда нам показали отрывки из программы Ираклия Андроникова, даже сегодня или может быть именно сегодня понятно, что это искусство. И много чего другого было. И кстати, возвращаясь к орденам. Тот же самый Юрий Фокин, знаменитый ведущий эстафеты новостей.

К. ЛАРИНА – Что-то не помню.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ты не можешь помнить. И я даже с трудом помню. Но этот человек который вошел в историю телевидения. И он жив. Он уже тоже очень-очень пожилой. И его тоже не отметили. Его на приеме вспомнили, но никаких наград он тоже не получил. Повторю, это мне просто обидно за некоторых людей, хотя, с другой стороны, ну что эти награды дают. Да, согласна, ничего такого особенного. Но с точки зрения их самоощущения, тем более пожилые люди, мне кажется, что им было бы приятно, что о них помнят и их заслуги таким образом отмечают.

К. ЛАРИНА – Что у нас дальше-то будет с тобой на следующей неделе? А мы не вспоминали сегодня ту передачу (ты же видела), мы же с тобой ее не обсуждали, она мне очень понравилась, кстати. Познера с Говорухиным, с Аксеновым, с Кончаловским и Лужковым. По-моему, очень удачная программа.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это было очень интересно именно потому, что это была нормальная такая политическая дискуссия.

К. ЛАРИНА – Без политиков профессиональных практически.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Без политиков с одной стороны, хотя и Юрий Михайлович тоже был очень любопытен. Но самое главное, что наконец вышли за рамки того, чем сегодня мы подменяем политическую дискуссию. Это тоже важно: социалку обсуждать, дороги, ЖКХ и прочее. Но все-таки должны быть какие-то места, пусть их немного на телевидении, где обсуждается что-то большее, где формируются какие-то смыслы.

К. ЛАРИНА – Они говорят вещи более важные, чем профессиональные политики.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Конечно, об этом и речь. И еще важно мне кажется, что канал «Культура» в день похорон Любови Полищук отменил «Культурную революцию» и поставил «Линию жизни» с участием актрисы. Это было очень по-человечески. И хорошо и важно.

К. ЛАРИНА – Вообще конечно как-то душновато становится.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да нет, душно, не просто душновато, а давно уже душно. Просто все время кажется, что кто-то поймет, что хватит уже, ну, все уже, все уже задушили, уже не осталось ни площадок никаких для более или менее свободного высказывания мыслей или хотя бы разных точек зрения. А выясняется, что все дальше и дальше и дальше. И в результате только развлекательные форматы скоро можно будет обсуждать.

К. ЛАРИНА – И ощущение, что один день посмотреть телевизор целиком, все эти общественно-политические программы, вот это в кольце врагов, куда ни плюнь, везде враги. Польшу вообще уничтожили у Шевченко на «Судите сами» передаче, Кшиштова Занусси позвали великого человека. И что это было? Вы не любите Россию? Да нет, мы любим Россию. Нет, вы не любите Россию! Да нет, мы любим! Нет, вы не любите Россию!

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я очень люблю этот аргумент последнего времени, когда не остается никаких других, То в первую очередь кричат, за что вы не любите Россию, вы не любите Россию, и уезжаете туда, где…

К. ЛАРИНА – В свой Израиль.

И. ПЕТРОВСКАЯ – В лучшем случае. Там, где вы сможете открыто и безнаказанно не любить Россию.

К. ЛАРИНА – Кшиштоф Занусси у него было такое выражение лица, ты себе не представляешь, тебе надо посмотреть эту передачу.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я посмотрю, у нас все ходы записаны.

К. ЛАРИНА – Глазами нормального человека когда это все смотришь, это конечно жуть. Потому что у нас глаз уже замылся, мы как-то привыкаем к этому набору людей, к этой риторике, кажется, что, мол, ну ладно, что теперь делать. Но для человека, который это слышит все впервые, для него конечно это все дико. Как у Василия Павловича Аксенова был такой же ужас, когда он слушал Говорухина. У него в глазах был ужас. Такое «дежа вю» абсолютное. Мы закончили уже нашу сегодняшнюю программу. Видите, сколько много мы посмотрели и обсудили.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну, мы – это преувеличение в данном случае.

К. ЛАРИНА – Ты уж прости, что сегодня больше получилось, я рассказывала. Я хотела с тобой поделиться. С тобой же тоже не разговаривала.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, но это редкий случай, потому что когда ты приезжаешь из другого часового пояса, там где нет возможности так же в том же режиме посмотреть, как в Москве, то увы, но поскольку это только вчера произошло, я приехала, то у меня еще все записано, я все обязательно посмотрю.

К. ЛАРИНА – Хорошо. Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024