Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2006-11-18
К. ЛАРИНА – 11 часов 15 минут. Программа «Человек из телевизора». Здесь в студии «Эха Москвы» Ксения Ларина и напротив меня Ирина Петровская. Добрый день, Ира.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Доброе утро.
К. ЛАРИНА – Нашим слушателям напомню все наши средства связи. 725-66-33 – это номер пейджера, SMS можно отправлять по телефону + 7 985 970-45-45 и телефоны прямого эфира обязательно напомню – 783-90-25 – московский и 783-90-26 – для тех наших слушателей, которые живут и слушают нас в других городах России и не только России. Давайте мы начнем сегодняшний разговор с телевизионного события. Я имею в виду не экранного…
И. ПЕТРОВСКАЯ – А оно экранное в каком-то смысле. Показывал вчера канал СТС поздно ночью. Там была одна странность…
К. ЛАРИНА – Мы говорим про ТЭФФИ.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Я посмотрела, уже приехав домой, это в записи естественно. Была церемония на канале СТС и почему-то выпал последний блок, там, где был сценарист художественного сериала, оператор художественного сериала. То есть последний блок вели Татьяна Лазарева и Михаил Шац. И вдруг…
К. ЛАРИНА – Их вообще не было?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, осталась одна какая-то последняя реплика Михаила Шаца. И потом они с Татьяной спели песню «До свидания, дорогие москвичи». Вот это меня удивило. Я не поняла, это в монтаже как-то случайно выпало?
К. ЛАРИНА – А что, может, там была какая-нибудь крамола?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, никакой решительно не было крамолы. А было наоборот наиболее смешно, потому что Татьяна и Михаил, они ребята исключительно зажигательные.
К. ЛАРИНА – Может быть, шутки были не те?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет-нет, там все было нормально.
К. ЛАРИНА – Все политкорректно?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, вообще никаких особых политнекорректностей не было. Не знаю.
К. ЛАРИНА – Никакого скандала не было?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Ты какого хочешь скандала?
К. ЛАРИНА – Какого-нибудь скандала. Так не может быть.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, как такового скандала конечно не было. Были просто какие-то драматические голосования.
К. ЛАРИНА – Никто не напился, не подрался?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, никто не напился, потому что не было фуршета. Не подрался, потому что… может быть я не знаю, вышли когда уже за пределы зала, может, кто-то кого-то…
К. ЛАРИНА – И никто пощечину не дал? Не было?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, давно уже телевидение существует в ситуации внешнего такого мира. И особенно на церемониях, где все друг друга, даже если это не очень искренне, поздравляют. Драматическим, на мой взгляд, наиболее было голосование в номинации «Информационно-аналитическая программа», куда вышли Марьяна Максимовская с «Неделей», Сергей Брилев с «Вестями недели» и Саша Архангельский с программой «Тем временем». Но здесь в данном случае не очень удачное, мне кажется, попадание в эту номинацию программы «Тем временем», потому что она не вполне форматная, информационно-аналитическая, как мы ее привыкли себе представлять. Это все-таки скорее ток-шоу на определенную тему культурную, поэтому Архангельский сразу получил один голос и отпал, а Брилев и Марьяна получили по шесть голосов. И вот тут состоялось повторное голосование. И тот самый человек, который отдал голос Александру Архангельскому, передал его Сергею Брилеву.
К. ЛАРИНА – Это кто?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, это очень хороший режиссер, очень тонкий человек. Он много лет работал в литературно-драматической, по-моему, редакции и сейчас на канале «Культура». Такой Андрей Торнстенсен. Замечательный человек. Почему в данном случае оказалось такое решение, совершенно не понятно. Очевидно было, что симпатия зала конечно была на стороне Марьяны. Но и более того, уж если действительно говорить «по большому гамбурскому счету», это единственная программа, которая сегодня отвечает всем вот этим определениям информационно-аналитической программы, и уж не говоря о том, что темы, к которым обращается эта программа, проблемы, персоны, они конечно намного шире, чем те темы и персоны, к которым обращаются другие программы.
К. ЛАРИНА – А может быть, потому что нет «Вестей» в номинации «Лучшая информационная программа»? Должны были хоть какие-то…
И. ПЕТРОВСКАЯ – Во-первых, второй канал получил пока, командный зачет если взять, уже канал «Россия» сегодня пока – абсолютный лидер. По-моему, 12 номинаций, где они победили.
К. ЛАРИНА – Может не получить информационная программа главного канала страны.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Что значит, не может? Это не раздача всем сестрам по серьгам. Это определенное должно быть, как мне кажется, мало того, что объективное голосование, плюс еще мы уже много раз об этом говорили, академия и члены академии должны, на мой взгляд, всемерно способствовать поддержке тех проектов, тех программ, тех фильмов, которые развивают телевидение и делают его тем, чем оно должно быть. В данном случае речь идет о вымирающем действительно сегодня жанре телевизионной аналитики. Я совершенно ничего не имею против Сергея Брилева.
К. ЛАРИНА – Он блестящий профессионал.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Он профессионал, но он действует в рамках тех правил, в которых он действует. Это государственная компания, это главная государственная программа на государственном телевидении. И опять же, не имею ничего против государственного телевидения, но я бы все-таки в меньшей степени считала эту программу информационно-аналитической, нежели программу Марьяны Максимовской.
К. ЛАРИНА – Можно я тебе возражу?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, пожалуйста.
К. ЛАРИНА – Я очень уважаю и, даже скажу больше, люблю Марианну Максимовскую, всегда ее смотрю, но, тем не менее, я бы не назвала ее программой аналитической. Все-таки больше информационная.
И. ПЕТРОВСКАЯ – А я бы назвала ее информационно-аналитической, потому что аналитика – это не обязательно говорящая голова, которая говорит, а вот так было, а вот сяк, а могло быть так, и могло бы быть сяк.
К. ЛАРИНА – А что это тогда?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Сопоставление тем.
К. ЛАРИНА – Это компоновка, это информационная программа.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Хотя у нее в программе присутствуют и аналитики часто, и разбирают…
К. ЛАРИНА – И она тоже должна быть аналитиком хоть в какой-то мере.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Хорошо, назовем тогда это в большей степени итоговыми программами, которые…
К. ЛАРИНА – А есть такая номинация?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет. Может быть, она потом появится. Потому что информационно-аналитического жанра по большому счету, как это было во времена «Итогов», потому что это можно считать эталоном, опуская какие-то идеологические проблемы, тем не менее, вот в этом смысле конечно мы уже давно ушли от информационной аналитики. Но, короче говоря, мне кажется, это решение было для меня лично несправедливым. И очень мне не понравилось потом выступление победителя Сергея Брилева, который сказал, что он очень благодарит руководство своего канала, потому что «ему позволяют хулиганить». Ты видела когда-нибудь хулиганство в формате программы «Вести недели»? А также сегодня в стране присутствует плюрализм, а то, что он победил в соревновании с Марьяной и Архангельским, он считает признаком того, что и конкуренция на этом поле тоже присутствует. И вот это было действительно драматическое голосование, когда одни голос все решил. Вторая история была странная и для меня она в каком-то смысле свидетельство того, что все-таки мои коллеги мало чего смотрят, скорее всего.
К. ЛАРИНА – Я думала, ты скажешь, мало чего понимают.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, мало чего смотрят, к сожалению. Когда в тройке «Режиссер документального фильма» совпали режиссеры…. Вначале, когда «Документальный сериал», там были «Война в Крыму» Леонида Парфенова, «Братство бомбы» и «Высотки» Елизаветы Листовой. И вот «Война в Крыму» Леонида Парфенова набрала меньше всего голосов. Для меня это верный показатель того, что, к несчастью, те люди, которых методом случайной выборки определил голосовать компьютер, не видели Парфенова, потому что здесь все сильные были работы безусловно, но тогда, как минимум, я не знаю, голоса должны были распределиться поровну между ними, но не меньше всего блистательной абсолютно с точки зрения именно телевизионного документального искусства парфеновской работы. Но победило «Братство бомбы». И это замечательно. А вот потом следующая возникла коллизия, когда режиссер документального кино определялся, и туда попал режиссер как раз «Братства бомбы» Виктор Ющенко. (действительно так его зовут, не имеет отношения к известному тезке), «Великая тайна воды» и что-то третье, сейчас не могу вспомнить. Но по четыре голоса все они получили, потому что кто-то по каким-то этическим соображениям из академиков не проголосовал в этот раз. И тогда должен был решить судьбу Владимир Познер, президент академии. И вот он вышел и, долго подумав, сказал «Великая тайна воды». Но проблема эта говорит мне о том, что, видимо, и Владимир Владимирович тоже не вполне понял, о чем идет речь, потому что «Великая тайна воды» - это очень красивая такая история, очень красивая с точки зрения телевизионной картинки, но при этом очень сомнительная с точки зрения соответствия научной истине, потому что там доказываются такие вещи, что вода, как живой организм, она имеет память, она реагирует на агрессивные слова. Это может быть очень интересно. Но дело в том, что немедленно люди, связанные с наукой, имеющие отношение к науке, сказали, что это полнейшее мракобесие.
К. ЛАРИНА – Ну может, это такая провокация художественная? Как «Ленин-гриб», помнишь, Курехина?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Знаешь, не похоже было на художественную провокацию, потому что там сидели какие-то похожие вроде бы на ученых люди, это все доказывали. И опять же, если бы это кто-то другой решил эту судьбу таким образом, то было бы одно, а Владимир Владимирович у нас не только президент академии, но и биолог, и мне кажется, что если бы он…
К. ЛАРИНА – Подожди, Ира. Но это же написано жанр телевизионный документальный фильм, а не программа о науке. Все-таки здесь нужно оценивать художественные достоинства.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Тогда давайте назовем это документально-художественным сериалом.
К. ЛАРИНА – Ради бога. Он может быть и документально-художественный.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Может быть. Если бы он так формулировался, я бы ничего против не имела.
К. ЛАРИНА – Я не видела, но мне нравится, что вода имеет память.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Это, правда, завораживающее было зрелище. И оператор совершенно по достоинству получил в номинации оператор документального кино свою ТЭФФИ. Но вот остальные вещи, скажем, это то, что не попало в телевизионную версию, мы уже говорили об этом, что когда ты читаешь шорт-листы, написано: «сценарист художественного сериала Александр Солженицын, Зоя Кудрия и Юрий Арабов», ну само по себе сочетание имен такое несколько: смотришь и изумляешься. Ну и понятно было, что Александр Солженицын просто по масштабу имени, разумеется, получит это. Это странные вещи.
К. ЛАРИНА – Я тебе скажу больше. Даже относительно этой номинации (это мои личные убеждения) мне кажется, что как раз идеальный сценарий – это именно Юрий Арабов, поскольку это переложение литературы на язык кино, как сценарист просто абсолютный победитель. А вот то, что касается «В круге первом», самое слабое, что там есть, это как раз сценарий Александра Солженицына, который боялся потерять самое главное, по его авторскому мнению. Но мне кажется, если бы сценарий писал другой человек, не автор книги, фильм был бы гораздо интереснее.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Совершенно верно. А Юрий Арабов сделал то, что должен сделать сценарист именно. Не следовать буквально и дословно за первоисточником, не отступая ни влево, ни вправо, а вычленить из этого некую кинематографическую историю, перевести, при этом адекватное абсолютно произведение.
К. ЛАРИНА – Так что наше ТЭФФИ (наше с Петровской) отдано, я надеюсь, ты со мной солидарна, мы отдаем Юрию Арабову как лучшему сценаристу сезона.
И. ПЕТРОВСКАЯ – К сожалению, в этой номинации меня компьютер не выбрал. И поэтому мой голос здесь не мог никак прозвучать.
К. ЛАРИНА – Кому ты отдала свой голос?
И. ПЕТРОВСКАЯ – У меня была самая первая вот эта группа номинаций. Я понимаю, что невозможно говорить, это мое, не мое, в конце концов, действительно компьютер выбирает. Но это был «Эфирный промоушн», это был дизайн канала.
К. ЛАРИНА – Какая тоска. Как там выбирать-то?
И. ПЕТРОВСКАЯ – В том-то и дело. Я понимаю все, что телевидение без этого невозможно, что очень хорошо, что и художники, и промоутеры, и дизайнеры соревнуются, но проблема моя лично в том, что я привыкла иметь дело все-таки в большей степени со смыслами, а не с чистым изображением.
К. ЛАРИНА – И кого ты выбрала за это?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Я сейчас тебе не могу сказать, потому что я, к сожалению, с утра забыла.
К. ЛАРИНА – Кого ты выбрала-то?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Хорошо, я тебе скажу, Петр Иванович Иванов. Но мы не знаем, к сожалению, этих людей.
К. ЛАРИНА – Какой канал-то?
И. ПЕТРОВСКАЯ – «Эфирный промоушн», по-моему, я голосовала за…
К. ЛАРИНА – «Первый канал» тут выиграл.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Это не я. То есть мой голос был за второй. «Дизайн»… сейчас не могу тебе точно. Там кто у нас, посмотри, «Дизайн».
К. ЛАРИНА – Вот здесь выиграл «Первый канал» только единицы играют превосходно.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Но это тоже был не мой голос. «Продюсер» - мой голос совпал с большинством – это Роднянский, Окопов и еще несколько человек за сериал «Не родись красивой», потому что продюсер – это как раз то, насколько человек верно или группа людей, продюсировавшие тот или иной проект, насколько они попали в зрительские ожидания. Этот успех заложен, как правило, уже в самом проекте. То есть в проекте уже не как программа, как мы иногда знак равенства, а в плане продюсерском. Очень четкое попадание. И этот сериал действительно вывел канал СТС в прошлом сезоне на чуть ли не третью временами позицию.
К. ЛАРИНА – Кстати, очень точно, что именно продюсерская номинация, не кино как кино, а именно как продюсер.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Совершенно верно.
К. ЛАРИНА – Так, а «Дизайн»? «Первый канал» здесь опять.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну а у меня был тоже какой-то другой выбор. Но сейчас я тебе не могу сказать, потому что еще раз повторяю, почти во всех номинациях я примерно помню смысловых номинациях, кто составлял… Здесь у нас (я объясню) лежит список только победителей, а у меня, к сожалению, дома остался каталог с номинантами, с тройками. Но мы их сто раз называли. Скажем опять же, неточное попадание в номинацию. «Дежурный по стране» и «Хорошие шутки», Светлана Лазарева и Михаил Шац.
К. ЛАРИНА – Почему? Развлекательная программа, юмор.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Но Жванецкий – не развлекательная программа, на этом я настаиваю.
К. ЛАРИНА – Но он же юмор.
И. ПЕТРОВСКАЯ – В очень незначительной части…
К. ЛАРИНА – Я думаю, сейчас ты его обидишь.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет.
К. ЛАРИНА – А куда бы ты его поместила? Программа о науке?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, если бы была такая номинация, скажем, «Публицистическая программа», то может быть, он бы попал туда, потому что юмор – это «Хорошие шутки». И это качественный юмор. Поэтому в данном случае прокатили…
К. ЛАРИНА – А я рада, что Жванецкий получил ТЭФФИ. В нашей стране, по которой он дежурит, чтобы Жванецкий получил ТЭФФИ, я тебя умоляю, это подвиг.
И. ПЕТРОВСКАЯ – В данном случае ТЭФФИ получил именно Жванецкий. И более того Максимов, который вышел получать самого этого бронзового…
К. ЛАРИНА – А почему не было Жванецкого?
И. ПЕТРОВСКАЯ – А Жванецкого не было, был его коллега и вроде как пресс-секретарь постоянный. И Максимов прямо на сцене передал этому Олегу пресс-секретарю ТЭФФИ и сказал, это Орфей Михаила Михайловича. В общем, так и получилось, это лично от меня.
К. ЛАРИНА – Новости. Потом продолжим.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА – Продолжаем программу «Человек из телевизора», напомню, что мы с Ириной Петровской обсуждаем вчерашнее вручение ТЭФФИ, первая часть, что называется. А можно задать простой вопрос, а потом мы послушаем несколько вопросов от слушателей, чтобы мы про них не забывали. А что же будет во второй тогда церемонии?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Это называется «Лица».
К. ЛАРИНА – Я смотрю, здесь все вручили.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, это 27 номинаций, всего их 42 по-моему, дальше идут конкретные лица: ведущие информационной программы, ведущие развлекательной… в общем, еще масса: репортер, журналистское расследование, актеры, мужская и женская роль лучшие. В общем, там еще полно всего, не волнуйся.
К. ЛАРИНА – Я очень рада, что получила программа «Линия жизни». Кажется, это заслуженная, на «Культуре». Очень рада, что Николай Карлович Сванидзе получил.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, причем за очень сильную действительно программу о Михоэлсе.
К. ЛАРИНА – Рада и за фильм «В круге первом», потому что, конечно же, это безусловно событие и с точки зрения режиссуры прежде всего.
И. ПЕТРОВСКАЯ – «История в деталях» как развлекательная информационная программа.
К. ЛАРИНА – Да и Владимира Бортко я бы поздравила. Все-таки событие, безусловно, сезона «Мастер и Маргарита» при всем критическом подходе к этому делу, сколько мы уж там обсуждали, но все равно мне кажется…Мне жалко, что нет «Живаго» вообще как факта.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Я бы скорее перенесла бы Бортко и «Мастера и Маргариту» скорее в какие-то события, если бы было такое. Есть спецпроект какой-то сезона, но нет уже события сезона.
К. ЛАРИНА – А «Живаго» прокатили?
И. ПЕТРОВСКАЯ – «Живаго» был номинирован оператор. Прошел Михаил Агранович «В круге первом» - достойная, в принципе. И сценарист. И еще «Живаго» номинирован Олег Янковский – лучшая мужская роль и Чулпан Хаматова – лучшая женская. Это будет на церемонии «Лица».
К. ЛАРИНА – То есть могут еще и получить?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну конечно, все может быть. Никто не знает.
К. ЛАРИНА – А «Композиторы» есть, интересно? Я не помню.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, «Композиторов» вообще нет номинации.
К. ЛАРИНА – А вот жалко, потому что мне кажется, уже пришло время, когда можно выбирать музыку. Индустрия музыки кино возвращается.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати сказать, когда Бортко получал своего ТЭФФИ как лучшей режиссер, он сказал, что поскольку эта бронзовая штуковина моя теперь, то я ее отдам теперь Игорю Корнелюку композитору. Само собой, разумеется. Я, например, считаю, что в «Тихом Доне» (что называется, не к утру, не к ночи будь помянут) единственная для меня несомненная вещь – это музыка. Мне понравилась музыка в «Тихом Доне», которая создает какое-то отдельное настроение, правда, не имеющее отношения… к сожалению, не имеющая в данном случае, к произведению.
К. ЛАРИНА – И «Живаго» тоже очень хорошая музыка.
И. ПЕТРОВСКАЯ – И «Живаго» очень хорошая музыка, согласна. Но пока еще нет. Вообще, в принципе, конечно тут много разных странностей в номинациях, и часто это связано с тем, что ведь академия сама никого не выдвигает, она имеет дело уже с теми, кого выдвинули каналы, кого выдвинули производители телевизионные. И иногда хотелось бы, как в случае с «Дежурный по стране» - очень достойная программа, но мне кажется, она не вполне попала в ту номинацию, которой она достойна, а для нее номинации нет. Или тем временем – очень серьезная достойная программа. Но она опять же попала не вполне в ту номинацию, в которую она могла бы попасть, а такой номинации тоже и нет, потому что она такая синтетическая программа.
К. ЛАРИНА – Кстати, я смотрю на этот список победителей у меня нет здесь особых раздражителей. Я не сказала, что Трояновский – замечательный совершенно телевизионный режиссер.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, программа «Страна. Острова. Тарковский», да.
К. ЛАРИНА – У тебя есть что-то, что тебя…
И. ПЕТРОВСКАЯ – Я тебе сказала то, что мне…
К. ЛАРИНА – По поводу «Воды».
И. ПЕТРОВСКАЯ – «Вода», плюс мое личное мнение Марьяна Максимовская все-таки, потом спортивный комментатор. Попали Гусев и Михалков. И это магия имени. Я думаю, сработала.
К. ЛАРИНА – Ну что ты хочешь, Гусев – Уткин, Уткин – Гусев. Губерниев. Вот у нас три комментатора, по сути.
И. ПЕТРОВСКАЯ – В данном случае, если говорить о системной работе, все-таки спортивный комментатор не вот так комментирует церемонию закрытия, а Губерниев давно и, по-моему, раз от разу все лучше работает в эфире, если говорить о спортивных комментаторах. И в данном случае для меня было бесспорно, что победит Губерниев. И вдруг…
К. ЛАРИНА – Ну куда же Никита Сергеевич, надо же его чем-то наградить, он же хоть что-то должен получить.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Тогда нужно просто такая номинация «Михалков». И пусть он получает во всех абсолютно по всем практически видам искусства. А в следующий раз его могут наградить за чтение авторского текста в сериале «Тихий Дон». Возможны всякие неожиданности.
К. ЛАРИНА – «Казуса» Кукотского не было, по-моему, нигде», – спрашивает Ирина. Вообще нигде не был номинирован.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Не было.
К. ЛАРИНА – Сейчас, кстати, повторяют по НТВ этот сериал. И мне кажется, что это хорошее время сейчас они выбрали.
И. ПЕТРОВСКАЯ – И еще по две серии.
К. ЛАРИНА – Хорошее кино какое.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Лишний раз понимаешь, что хорошее действительно кино. И, кстати, должна тут уж сказать, что удивительно в этом году… не знаю, еще будет все-таки еще одна церемония «Лица». Но пока ничто с НТВ не попало. И очень мало было номинировано и мало дошло до этого финала. То есть фактически «Доктор Живаго» и «Квартирный вопрос» в номинации «Развлечения как образ жизни» до финала не дошел. И если говорить о командном зачете, я вчера посчитала, может быть, я где-то на одну ошиблась, но 12 призов ТЭФФИ пока в этой категории «Профессия» у канала «Россия», 8, у «Первого канала», если ошиблась, прошу прощения, ни кого не хотела умалить. И, по-моему, по три у СТС и у канала «Культура». И приз за личный вклад в этом году получил Андрей Разбаш посмертно. И этот приз получала за него дочь его Ксения Разбаш. Как-то зал искренне очень и встал, и реагировал. И очень хорошую сделали подборку кадров, и фотографии, и видеокадров, которые напомнили об Андрее. Вообще я должна сказать, атмосфера была хорошая. Такая была легкая атмосфера необязательная не пафосности…
К. ЛАРИНА – Не было злобности, которая обычно присутствует в зале.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Очень хорошо, что практически не было… один был и довольно забавный и такой ностальгически милый объединяющий поколения музыкальный номер, когда вышла Савичева, девочка юная, которая ездила в свое время не так давно не Евровидении (из «Фабрики звезд»), и она начала петь песню из репертуара давнего Людмилы Сенчиной «Хоть поверьте…» («Золушка»). А потом вышла Людмила Сенчина, которая стала петь песню из репертуара Юлии Савичевой. Я сейчас не могу, к сожалению, ее воспроизвести, она не до такой степени… во всяком случае я ее не до такой степени хорошо знаю.
К. ЛАРИНА – А вообще номера художественные как?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Вот это был единственный номер. Конечно, атмосферу такого интеллектуального некоторого легкого стеба очень удачно создавал Иван Ургант, который был основной ведущий. Дальше менялись пары.
К. ЛАРИНА – Можно я прочту сразу тебе? Тут наши слушатели присылают свои впечатления.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Они смотрели?
К. ЛАРИНА – Тот, кто смотрел. Алексей пишет: «Что вы скажете о ведущих мероприятие, лично мне было очень жаль Друзя, который просто не знал, о чем говорить с юной выдающейся интеллектуалкой, активно кем-то продвигаемой, я не знаю, кто она и за какие заслуги попала на высокую сцену». О ком это?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Там по четыре голосовали номинации. И ведущие этого блока были действительно Александр Друзь, знаменитый ветеран-знаток, и девочка… я не знаю, как ее фамилия.
К. ЛАРИНА – Это ты-то не знаешь, и Алексаей не знает.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Послушай, я скажу, кто она. Она играла в сериале «Прекрасная няня» дочку Сергея Жигунова. У него там двое или трое детей. Ей лет 13, наверное, может, 14 сейчас. Поскольку канал СТС проводил, то там чередовались ведущие с разных каналов, но обязательно был кто-то с канала СТС. Конечно, представьте себе 13-14 летнюю девочку, которая… взрослые-то люди теряются в такой ситуации, конечно, она тоже растерялась, и это выглядело довольно странно: такой понурый несколько занудный Александр Друзь и дитя растерявшееся. Но в данном случае опять же довольно элегантно. Я не знаю, эту часть я еще не успела посмотреть в трансляции.
К. ЛАРИНА – А ты записала?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, зачем мне записывать? Надо смотреть! Во время какого-то диалога Ургант, как раз прозвучал гонг, говорящий о том, что минута голосования прошла, и есть победитель, сказал, я позволю себе прервать ваш набоковский диалог…
К. ЛАРИНА – Молодец! Ваню вообще я обожаю!
И. ПЕТРОВСКАЯ – Причем очень это было ненавязчиво и неизбыточно, а конкретные какие-то есть небольшие, но точные реплики. Совершенно серьезным видом. И Михаил Шац, и Татьяна Лазарева тоже… Еще была пара ведущих – это уже теперь просто звезда из звезд Гарик Мартирасян и Тута Ларсен.
К. ЛАРИНА – Ну как?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну, тоже такой очень специфический юмор. Но повторю, что он для церемонии мне представляется даже больше уместным, нежели какие-то пафосности. И еще не было посторонних людей, которые выходили, знаешь, как на некоторых церемониях, для вручения этого приза…
К. ЛАРИНА – Вручанты, номинанты.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, да, да. Это все конечно облегчило. Не было этого ощущения, что это бесконечно тянется, перегружено номерами художественными или вот этими вручантами или даже этими девушками двухметровыми, которые на всех церемониях вышагивают с голыми спинами и чего-то носят цветы и подарки. Вот этого всего не было, и поэтому церемония получилась такая легкая.
К. ЛАРИНА – Сейчас мы телефон послушаем. Но перед этим еще две реплики по поводу программы вчерашней «Народ хочет знать», я вот все скандалов требовала, оказывается, там скандал был, а мужики-то не знают. Ваня пишет: «Вчера на программу «Народ хочет знать» пришел самоуверенный Радзиховский, привыкший говорить без оппонентов, ему так вчера врезали! – говорит Ваня. А с другой стороны еще один из наших слушателей пишет Рикар: «Вчера была отвратительная публичная порка Грузии у Прошутинской».
И. ПЕТРОВСКАЯ – Ничего не могу сказать, потому что к этому моменту еще не успела приехать домой.
К. ЛАРИНА – Если кто знает про «Народ хочет знать», позвоните нам, пожалуйста, или расскажите, что там такое случилось. По-моему, программа в прямом эфире по-прежнему выходит.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, по-моему, уже не в прямом. Могу ошибаться. Но мне кажется, она уже… наверное пишется непосредственно незадолго до выхода. Я не верю, что там могла быть грузинская публичная порка, тем более, если верить этому сообщению, там был Радзиховский. Просто может быть сторонники вот этой антигрузинской кошмарной кампании каким-то образом более убедительно в чьих-то глазах могли выглядеть, но это уже другая история. Чтобы эта программа затеяла такую порку, в это я поверить не могу.
К. ЛАРИНА – Берите наушники, Ирина Петровская..
СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Здравствуйте. Меня зовут Роман. Я считаю, что премия ТЭФФИ девальвировала себя, и всерьез это обсуждать не стоит. При том скудном количестве каналов и программ 42 номинации – это посмешище. Уже скоро уборщицы в «Останкино» получат ТЭФФИ. Поэтому вы не беспокойтесь, и Максимовская ваша, и Парфенов, и Кисель, все получат и по многу раз.
К. ЛАРИНА – А чего вы так переживаете?
И. ПЕТРОВСКАЯ – А главное, так агрессивно: ваша, наша.
К. ЛАРИНА – А все уже. Это просто человек плохо себя чувствует сегодня. Магнитная буря. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Здравствуйте, Ксения. Здравствуйте, Ирина.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Это ваш старый поклонник. Я как-то разговаривал с вами. Из Екатеринбурга Николай. Я как раз хочу сказать о «Народ хочет знать». Я думаю, что слушатель, который назвал поркой, видимо, был там элемент, когда Прошутинская больше давала сторонникам грузинских симпатий, прерывала. Был какой-то такой элемент.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Простите, извините, я перебью. Именно что Кира Прошутинская симпатизировала тем, кто был за грузин?
СЛУШАТЕЛЬ – Да. Ирина, вы знаете, было какая-то заданность, понимаете. Поэтому впечатление сильно такое было. Но я считаю, что там были достаточно трезвые и довольно аргументированные высказывания как раз самих семей.
К. ЛАРИНА – А Радзиховский-то что там натворил?
СЛУШАТЕЛЬ – Радзиховский все время такую мысль проводил, что как мы можем говорить, что-то о Грузии, здесь никого не присутствует с их стороны. На что Прошутинская сказала, что мы приглашали, никто не приехал, не пришел.
К. ЛАРИНА – А вот еще, Николай, вопрос. То что наш слушатель пишет, что врезали Радзиховскому, ну, понятно, что фигурально.
СЛУШАТЕЛЬ – А, врезали вот как. Потом, когда он уже в третий или в четвертый раз опять сказал, что нельзя говорить о людях, когда они не присутствуют, то есть в их отсутствие обсуждать их поступки и высказывания, то один, по-моему, тоже из экспертов, а не из публики, несемейный, сказал, а где же вы были, то есть вы обсуждали Бен Ладена и «Аль-Каеду» в каком-то году, которая тоже здесь не присутствовала. На что появились аплодисменты. Но Радзиховский парировал, что я не могу назвать Грузию и поступки его лидеров «Аль-Каедой», а президента Грузии Бен Ладеном.
К. ЛАРИНА – Спасибо вам большое, Николай, за такие подробности.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Мне стало дико интересно, я думаю, что я обращусь просто в компанию «Авторское телевидение» непосредственно к Кире Прошутинской, попрошу запись посмотреть и к следующему разу отчитаюсь, потому что меня заинтересовало ровно две полярные точки зрения: Николай из Екатеринбурга говорит, что Кира Прошутинская высказывала симпатии тем, кто был за Грузию, а до этого мы услышали, что грузинская порка. Это любопытно, потому что как правило наши многие ток-шоу вполне однозначное оставляют впечатление: за – за, против – против.
К. ЛАРИНА – Можно я еще прочту?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, конечно.
К. ЛАРИНА – Просто подробности о программе Киры Прошутинской «Народ хочет знать», Андрей пишет: в программе участники оскорбляли Радзиховского и Юлию Латынину, постоянно указывая, что они не любят Россию и желательно нам из нее уехать. А ведущая ни разу не прервала оскорбляющих. Н, это понятно. Я имею в виду понятно не то, что не прервала, а то, что говорят Радзиховскому и Латыниной, чтобы они уезжали – это мы все знаем. Дальше Александр пишет (совсем тоже другое видение): «В передаче Прошутинской было сплошное обливание грязью Грузии при отсутствии грузинской стороны, о чем недвусмысленно сказал Радзиховский. Было позорное и отвратительное зрелище». Дальше Лена пишет: «В «Народ хочет знать» соревновались Затулин и Латынина, а в публике Кокойты, Маша Гайдар, Митрофанов, Радзиховский. Было очень интересно».
И. ПЕТРОВСКАЯ – Я бы предложила на этом закончить, потому что получается, что мы…
К. ЛАРИНА – Я читаю отзывы.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Получается, что мы обсуждаем то, что…
К. ЛАРИНА – А мы не обсуждаем, слушатели обсуждают.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Я все понимаю. Еще раз говорю, что я все понимаю. Мне интересно. Мне стало особенно интересно именно потому, что столь разные точки зрения. И поэтому давайте, если кому-то будет интересно, вернемся к этому еще раз. А я обещаю это посмотреть.
К. ЛАРИНА – Еще скандал. Лена пишет «Вчера был скандальный выпуск «Времечко» о «Тихом Доне». Затронули степень талантливости Бондарчука и сексуальную ориентацию исполнителя роль Мелехова».
И. ПЕТРОВСКАЯ – Еще раз опять, друзья мои. Вчерашний день – у меня сбор был в пять часов в Доме музыки. (у нас, у членов академии), поэтому и «Времечко» тоже, которое выходит в 16.30, теперь оказалось вне поля моего зрения. Поскольку и «Времечко» – это тоже продукт компании «Авторское телевидение», то я опять-таки обещаю попросить, во всяком случае, надеюсь, что мне пойдут навстречу, дадут эту программу, и посмотреть, чтобы составить представление. Не знаю, что уж тут может быть скандального после огромного количества публикаций в связи с «Тихим Доном», может быть только то, что это обсуждалось в самом эфире. Мне показалось, мы уже об этом говорили, и ты меня назвала идеалисткой на прошлой неделе, что…
К. ЛАРИНА – Оскорбила практически.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, практически оскорбила. Сам «Первый канал» инициатор в первую очередь даже не показа, а инициатор возвращения, потому что он, наверное, деньги заплатил; и вот этой дикой рекламной кампании, которая в результате обернулась против и «Тихого Дона» и «Первого канала», она до такой степени разогрела зрительские ожидания, что когда получили то, что получили, даже те люди, которые, может быть, восприняли бы это в другом случае более или менее спокойно, почувствовали себя обманутыми в этих ожиданиях и оскорбленными. Так вот, тем не менее, мне казалось, что, поскольку был такой резонанс, то «Первый канал» устроил бы очень полезную вещь, если бы наступили на горло своему самолюбию и амбициям, устроил бы объективное нормальное честное обсуждение…
К. ЛАРИНА – В программе «Пусть говорят» у Андрея Малахова!
И. ПЕТРОВСКАЯ – Почему?
К. ЛАРИНА – А где теперь? Больше негде.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Есть. Просто он редко используется этот формат поздней программы, как она называется, «После премьеры», то, что вела Катя Мцетуридзе, только другое там было, когда показывали какое-то кино, «Гарпастум», «Настройщик». И это собирало фантастические рейтинги, несмотря на то, что было очень позднее время.
К. ЛАРИНА – Ира, мне не удобно перед слушателями. Мы только один звонок приняли. Не красиво.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Давай. Я просто говорю, если бы это сделал «Первый канал», была бы честь ему и хвала, потому что там есть действительно, что обсуждать.
К. ЛАРИНА – Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Здравствуйте.
К. ЛАРИНА – Здравствуйте. Говорите.
СЛУШАТЕЛЬ – Москва.
К. ЛАРИНА – Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Александра Николаевна. Я по поводу, может быть, я немножко возвращаюсь назад, по поводу программы вчера «Народ хочет знать». Совершенно возмутительно вела себя публика и действительно в отсутствие любого грузинского представителя просто поливали эту Грузию и Радзиховского, и…
К. ЛАРИНА – Понятно. Светлана Николаевна, я вас отключу. Мы решили, что мы не будем обсуждать передачу, пока ее не посмотрим, Но спасибо вам большое. Вы просто повторяете то, что уже говорили наши другие очевидцы.
И. ПЕТРОВСКАЯ – И давай попросим наших очевидцев эту тему сейчас пока временно не затрагивать, потому что получается, не вполне корректно обсуждать то, что мы не видели с тобой.
К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день.
К. ЛАРИНА – Добрый день. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Александр меня зовут. Я звоню из Саратова. Может быть, не по теме вопрос. Всего лишь на всего попрошу, ответьте, пожалуйста, Евгений Алексеевич Киселев – не видно, не слышно, где сейчас?
К. ЛАРИНА – Здесь он, здесь, рядом. Вот он.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Не пугай? Он на «Эхо Москвы».
К. ЛАРИНА – Сопит за стенкой. Скоро программа выйдет новая.
И. ПЕТРОВСКАЯ – И насколько я слышала, 8-го декабря выйдет его новая радиопрограмма. А на телевидении его уже нет как нет некоторое количество лет.
К. ЛАРИНА – Алло. Говорите!
СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Здравствуйте. Это Михаил. Москва. У меня такой вопрос по поводу «Живой воды».
И. ПЕТРОВСКАЯ – «Великая тайна воды».
СЛУШАТЕЛЬ – Конечно если так мягко говорить, это конечно нонсенс. Хотелось бы чтобы в жюри, если бы снимали такие программы, присутствовали какие-то люди из науки, я не знаю. Это просто смешно, присуждать такому фильму премию.
К. ЛАРИНА – Спасибо, Михаил, за ваше мнение, но я категорически против такого предложения.
И. ПЕТРОВСКАЯ – А я категорически «за».
К. ЛАРИНА – Шахтеров должны судить шахтеры. Фильм о продавцах должны судить продавцы это неправильный подход.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Послушай, у такого рода программ, мне кажется, должны быть тогда или консультанты, или оппоненты. Для меня, например, мнение очень авторитетного ученого, потому что Лев Николаев еще и ученый, про то, что это, мягко говоря, шарлатанство, действительно много значит, потому что зритель волей-неволей оказывается втянутым вот в эту историю. В обсуждение того, чего нет в природе. Огромное количество существует, мы и так это видели, мракобесных сегодня программ про черную магию, про черт знает что. И благодаря телевидению это становится неким объективным фактом, неким фактом, имеющим право на существование. Нет отдельно. Здесь в данном случае отдельно художественное достоинство, картинки…
К. ЛАРИНА – Если бы ее поместили в другую номинацию, ты бы…
И. ПЕТРОВСКАЯ – Не знаю. Это же подавалось как некое научно-популярное или научное исследование. Ведь нам же не говорили, а точнее даже наверное и авторы тоже сами не предполагали, что может быть это какая-то гипотеза.
К. ЛАРИНА – Мне кажется, это очень важный момент, потому что с этой точки зрения любая историческая программа по своей сути необъективная. Там же тоже свои авторские взгляды на историю, которая тоже наука, ты меня извини, но вопрос трактовки все равно очень субъективный всегда.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Мы видели авторские взгляды на историю. Недавно как раз я большую довольно рецензию на это писала в «Известиях». Фильм был такой «Смерть Сталина. Последний свидетель».
К. ЛАРИНА – Но этот тоже имеет право на существование.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Почему это имеет право на существование, если уже тысячу раз сказаны какие-то вещи, тысячу раз проговорено то, какую роль человек сыграл в истории собственной страны.
К. ЛАРИНА – Это твои убеждения.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Почему?
К. ЛАРИНА – Я как раз считаю, что хотя бы тут должен быть плюрализм в оценке прошлого.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Плюрализм сказать, что был великий гений вождь всех времен и народов и все…
К. ЛАРИНА – Не знаю, исчезает вообще всякое поле для дискуссии. По поводу чудодейственных свойств воды, я не знаю, ту пургу, которой нас кормит товарищ Малахов в передаче «Малахов плюс», она же идет, ты же к ним претензий не предъявляешь.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Почему же? Вот именно к ним я бесконечно проявляю претензии, когда мне рассказывают о воскресших каких-то Буддах…
К. ЛАРИНА – А программы про уфологов, про барабашек, про НЛО, почему их нельзя оценивать как телевизионный продукт?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Я о том же. Иногда бывает телевизионный продукт где сидит несколько или один человек, знающий компетентный умный и оценивают ту лабуду, которую несут другие люди, делающие на этом, как правило, большие деньги.
К. ЛАРИНА – Но лабуда – это предмет художественного осмысления.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Тогда художественно осмысляйте, а не выдавайте мне это за научное исследование.
К. ЛАРИНА – А Курехин и Шолохов?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Это другое дело.
К. ЛАРИНА – Вся страна тогда поверила.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Понятно дело, но это был Шолохов и Курехин. Они в этой стилистике были работали. Во-первых. Во-вторых, были вполне органичны. И Курехин не выдавал себя за миколога, специалиста по грибам.
К. ЛАРИНА – Короче, я за живую воду выступаю. Есть такая на свете живая вода!
И. ПЕТРОВСКАЯ – Я чувствую, ты ее даже попила где-то перед сегодняшним эфиром. (Смеются), По некоторому такому возбуждению. Где, скажи… я попробую. В следующий раз приду, скажу.
К. ЛАРИНА – Я тебе покажу место. Там живая вода будет точно.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Идем сейчас на родник.
К. ЛАРИНА – Мы на этом заканчиваем программу «Человек из телевизора». Ирина Петровская, Ксения Ларина. До встречи.