Арина Бородина - Человек из телевизора - 2006-09-30
К.ЛАРИНА: Добрый день. В эфире программа «Человек из телевизора». У нас в гостях Арина Бородина, телевизионный обозреватель газеты «Коммерсант». Здравствуй, Арина.
А.БОРОДИНА: Здравствуй.
К.ЛАРИНА: Напомню нашим слушателям средства связи. 7256633 – пейджер. 9704545 – телефон, по которому можно отправлять sms-сообщения. Телефоны прямого эфира, которые мы обязательно используем: 7839025 и 7839026. Пока не уходим далеко от темы предыдущего разговора – мне интересно мнение Арины, поскольку ненормативная лексика стала общепринятой нормой, в том числе на телевидении. Запикивай – не запикивай, а слова мы все узнаем. Эти слова иногда является основной составляющей какого-нибудь молодежного шоу. На молодежных каналах на каком-нибудь реалити-шоу участники просто матом разговаривают. Твое отношение к этому.
А.БОРОДИНА: Я слушала конец Вашего предыдущего эфира и вспоминала свое впечатление от спектакля Андрея Житинкина начала 90-ых «Игра в жмурки». Я помню, что у меня был шок. К мату я, конечно, отношусь плохо. Кстати, на прошлой неделе в программе «100 вопросов к взрослым» на ТВЦ был в гостях Михаил Швыдкой. Ему тоже задавали этот вопрос. Он тоже сказал, что это плохо, но добавил, что не будет скрывать, что сам ругается. В публичном общении это вредит. Другого ответа здесь быть не может. С другой стороны, понятно, что это неотъемлемая часть современного общения. Не все, что современно, что в бытовом общении часто бывает, надо нести на телеэкран.
К.ЛАРИНА: С другой стороны, это же правда жизни.
А.БОРОДИНА: И клеймить позором я это не могу, но я и не приветствую это. В некоторых художественных фильмах, которые идут по телевизору…
К.ЛАРИНА: Например, вспомните, в какое время показывали фильм «Старухи». Это было глубокой ночью.
А.БОРОДИНА: В художественных фильмах на телевидении это часто бывает оправданным приемом, но есть люди, которые считают, что это категорически нельзя рассматривать как художественный прием. Приведу пример. В очень хорошем, на мой взгляд, фильме «Водитель для Веры» Павла Чухрая, когда он шел на Первом канале в телеверсии, была вырезана одна реплика. Она не была даже нецензурной, она была очень жизненной в исполнении героя Андрея Панина. В жизни люди именно так и говорят, но там ее так аккуратно срезали, что было незаметно и смысл остался, хотя это краска. В прокате в кинотеатрах эта реплика была, а по телевизору ее не было. Это было сделано сознательно, потому что фильм шел в достаточно смотрибельное время – в половине 10 вечера. Первый канал посчитал, что для его аудитории это неприемлемо. Хотя это тоже лукавство, потому что здесь вырезали одну реплику, а в 11 вечера показывают какие-то жестокости и издевательства. Это же тоже вроде нехорошо. Что лучше: заглушенный нецензурный мат или жестокость и неэтичный сюжет – трудно сказать. Мне не хочется скатываться в оценку моральности, потому что у каждого должно быть свое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но телевидение этим не всегда руководствуется.
К.ЛАРИНА: Кстати, в фильме, который не ругал только ленивый, к которому я отношусь с большим уважением (мне кажется, это очень достойная и режиссерская, и актерская работа), - это фильм «Бригада» - между прочим, даже ничего не запикивают. Там нет матерных слов, хотя подразумевается, что герои так и разговаривают. Я в это верю. У меня даже мысли не возникает, что они говорят «извините, пожалуйста» или «будьте добры».
А.БОРОДИНА: Я и говорю, что в некоторых фильмах эти вещи оправданы: и в наших фильмах, и в американских есть масса примеров. И это не режет слух. Почему я говорю, что не хочу клеймить это позором или вставать на чью-то сторону? У меня есть друзья, которые категорически не приемлют мат вообще, таких людей много. А есть другие люди. Я возвращаюсь опять к Михаилу Швыдкому, который сказал, что его бабушка умела делать это так, что за ней записывали. Я слушала и думала, что моя бабушка была родом из Нижегородской области и там так говорили многие. Это было целое искусство так говорить. Это никогда не воспринималось как ругань и нецензурщина. Это мы говорим о бытовой стороне. Если же мы говорим о телевидении, то в художественном кино порой это может быть оправдано, а в телепрограммах имеет смысл этого избегать.
К.ЛАРИНА: А «Дом-2»?
А.БОРОДИНА: Я так и поняла, что Вы имеете в виду эту телепрограмму. Я просто всегда переключаю кнопку с этой программы. По долгу службы я ее видела, смотрела, но мне кажется, что это неправильно.
К.ЛАРИНА: Чем телевизор отличается от театра, о котором мы в предыдущем часе говорили? Тем, что можно переключить кнопку. Хотя бы здесь есть возможность у людей как-то сориентироваться. Если я это принимаю, то я с этим остаюсь. Если нет, то отказываюсь.
А.БОРОДИНА: Я считаю, что самый важный регулятор – выключение телевизора или переключение кнопки.
К.ЛАРИНА: Теперь возвращаемся к теме нашей сегодняшней программы. На прошедшей, завершающейся неделе Арина Бородина, по традиции, подвела первые итоги рейтингов за первый месяц.
А.БОРОДИНА: Там не месяц, а до предпоследней недели сентября.
К.ЛАРИНА: Начало большого телевизионного сезона – можно сделать уже какие-то выводы. Я прочитала статью. Помимо вопросов, связанных с отдельными программами, меня удивило одно, что, по подсчетам социологических служб, телевизор сегодня смотрят меньше, чем делали это ровно год назад в то же самое время. Правда ли это?
А.БОРОДИНА: Я поправлюсь: социологические службы такого подсчета пока еще, видимо, не делали. Я просто сравнила свою колонку за этот период и прошлогоднюю. Поскольку я занимаюсь этими телеобзорами третий сезон, то я могу сделать выводы. Мы немного задержались в этом году с началом выхода колонки. Мне показалось, первая должна содержать какое-то обобщение, потому что это начало сезона. Я посмотрела, что цифры действительно меньше. Это общее по всем каналам во всех возрастных аудиториях и для дневных, утренних, вечерних эфиров. Доли каналов несколько уменьшились, и рейтинги программ тоже. Количество населения, если говорить о рейтинге, и общее количество телезрителей, находящихся у телеэкрана в данный момент, уменьшилось. Я это увидела на конкретном примере. Будет ли это обобщать какая-нибудь социологическая служба, я не знаю, но свои выводы я предложила.
К.ЛАРИНА: Для меня это радостные выводы. Значит наша круглосуточная работа, в том числе в эфирах, не проходит даром. Мы все время убеждаем людей, что телевизор не главный смысл в жизни, что не надо на него так тратиться, что нужно найти что-нибудь более важное, более значимое, более наполненное в жизни. Когда я прочитала эту колонку Бородиной, мне было очень приятно. Значит люди услышали этот глас телевизионных критиков и пошли вон от телевизоров искать что-то.
А.БОРОДИНА: Я, честно сказать, никогда не призывала смотреть меньше телевизор, потому что это не совсем моя работа и не совсем мое призвание.
К.ЛАРИНА: Ты не призывала смотреть его больше.
А.БОРОДИНА: Да, я констатирую данность и опираюсь на факты. Для телевидения-то, для тех, кто делает телевидение, это печально, смысл их работы в том, чтобы сеять, хотелось сказать – разумное, доброе, вечное, но иногда и жестокое, лживое и т.д. Им есть о чем задуматься. Тревогу бить еще рано, но некоторым каналам стоит особенно задуматься, если аудитория уходит от телевизора. Но надо принимать во внимание, что это еще только первый месяц и будет разгон, что впереди еще будут премьеры. Хотя есть ощущение, что очень медленно крутят ручку и все равно сентябрь прошлого года был более активный.
К.ЛАРИНА: А с чем это можно связывать? Не будем говорить, что аудитория уходит, но более спокойно относится, ажиотажа не наблюдается.
А.БОРОДИНА: Я себе задавала этот вопрос. Мне кажется, это связано прежде всего с однообразием, потому что новых идей нет. Я удивилась, что даже нового оформления межпрограммного пространства нет. Главные каналы, в этом году не делают это, как было обычно. Может быть, это и неплохо в том смысле, что зритель консервативен. Он привыкает к чему-то одному, ему не нужна резкая смена картинки, но новых форматов, кроме «Звезд на льду» и «Танцев на льду», нет. Нет ярких сериалов. «Остаться в живых» - это безусловно событие, но оно рассчитано на определенную категорию зрителей. Всплеск документального кино (хотя его нельзя назвать в полном смысле документальным кино) продолжается третий сезон. Сейчас одни и те же темы развиваются или идут даже повторы. Они идут очень хорошо, с высокими рейтингами, но это повторы. На НТВ, например, тоже ничего нового по форматам не предложено. Из того, что пользовалось успехом, как к этому ни относись, идет довольно скромно. И «Чистосердечное признание» идет гораздо хуже. Программа «Максимум» идут хуже своих показателей. В Москве доля 15 % - это очень мало для программы «Максимум», которая завершала сезон с долей в 30 %. Но это первая программа в сезоне. Возможно, динамика будет идти. Показывают одни и те же темы, которые пусть и пользуются успехом, но изживают себя, ничего нового, интересного нет. Я вижу это так, социологи, наверное, назовут массу факторов. Главная проблема, по-моему, в этом: сетки не меняются.
К.ЛАРИНА: Все очень предсказуемо.
А.БОРОДИНА: С одной стороны, говорят, стабильность – признак мастерства. Это неплохо, но с другой стороны, зрителю это уже, видимо, надоедает. Зритель интеллектуальный, образованный, который чего-то хочет, ушел в большей степени, потому что площадку зачистили совсем. Нет форматов, даже ночных, и за исключением программы «Школа злословия», нечего смотреть даже ночью. На Первом канале есть интеллектуальные программы – циклы Льва Николаева, глубоко мной уважаемого, но он все равно рассчитан на очень маленький круг зрителей. Я ловлю себя на мысли, что поздним вечером уже нечего смотреть.
К.ЛАРИНА: Как не вспомнить нам программу «На ночь глядя».
А.БОРОДИНА: Очень не хватает.
К.ЛАРИНА: Не понимаю, в чем дело. Для меня это загадка, хотя там наверняка присутствует своя логика у руководителей Первого канала. Может быть, Арина Бородина поможет нам разобраться. Какие здесь причины?
А.БОРОДИНА: Я слышала Вашу программу, где Вы шутейно называли себя пресс-секретарем программы. Я представляю себе историю примерно так, что это был летний режим. На лето была договоренность у Константина Эрнста с уважаемыми мной ведущими Берманом и Жандаревым на эту программу. Я думаю, что они появятся. У меня есть основания в это верить. Я не ожидала, что они появятся так скоро, потому что канал должен понять, что будет в ночном эфире, я думаю, что какие-то недоброжелатели тоже сыграли свою роль. Конечно, Вы понимаете, что каждый день в ночном эфире актуальные интервью Первый не будет сейчас практиковать даже несмотря на то, что это интервью не политическое и даже не социальное, а просто интервью с умными, интересными, яркими людьми. Я думаю, что серия этих интервью появится, но до конца осени вряд ли придется их ждать. Я вижу, что на Первом канале Константин Эрнст меняет сетку по тайм-слотам, если говорить научно, то есть он меняет временные линейки, он смотрит, что когда лучше пойдет, поэтому он понимает, что у него есть хороший запас в виде программы «На ночь глядя», но я не рассчитывала, что она пойдет осенью, хотя очень хотелось бы ошибаться. Лично мне, если нас слышат Борис и Эльдар, вас очень не хватает в ночном эфире, потому что летом я не пропускала, за исключением отпуска, ни одной программы.
К.ЛАРИНА: Про себя я уже вообще молчу. Скажи, Арина, возвращаясь к несчастной передаче «В круге света», которую мы поминаем добрым словом, она чем-нибудь успела ухватить, по твоим наблюдениям? Я имею в виду, успела ли она схватить какую-то аудиторию за то малое количество выпусков, которое позволил себе канал «Домашний», или ничего там не было?
А.БОРОДИНА: Ксения, мне сложно ответить на этот вопрос однозначно. Это очень широкий вопрос. Мы все посвятили этому не одну минуту своих обсуждений и не одну страницу в газетах. За 4 выпуска о программе целиком говорить сложно, хотя я не соглашусь с теми, кто говорит, что разгон должен быть больше. Иногда по программе видно, что у нее есть потенциал и она начинает расти, так бывает и у сериалов, и у цикловых программ. Это совершенно разные форматы, но тот же Берман и Жандарев после первого эфира имели очень хороший рейтинг и было понятно, что программу будут смотреть. Берман и Жандарев – это имена известные, про Сорокину и говорить нечего, Венедиктов тоже величина известная. Я думаю, что зацеплена была очень небольшая аудитория именно на канале, потому что я знаю, что на «Эхе» рейтинги только росли. Как говорил ваш главный редактор, она приносила прирост аудитории, когда шла. Канал «Домашний» имеет не очень широкую аудиторию сам по себе. В рамках этого канала революции программа, конечно, не сделала, но и странно было бы. Там и вокруг все лежит на таких же цифрах, как и программа «В круге света». Я думаю, что если бы программа состоялась, если бы это грамотно подавали, аудитория «Эха Москвы» смотрела бы эту программу. Тут очень много проблем. Канал должен был заниматься ей в том числе. Мы уже много говорим про политические, репутационные проблемы вокруг этого проекта и со стороны Александра Роднянского, и со стороны канала, но канал должен был подойти к этому проекту очень жестко, предложив конкретный жесткий формат, с которым должны были заниматься. Хотя сама дискуссия, сам разговор, интерактивное голосование, звонки – это те элементы, которых хронически не хватает в эфире.
К.ЛАРИНА: Суть телевидения – это интерактив.
А.БОРОДИНА: Да, а этого очень не хватает. В этом смысле я смотрела все 4 программы – это был большой плюс. Была обратная связь. Несмотря на то, что звонки, видимо, все равно фильтруются, их отбирают, все-таки это было живое общение.
К.ЛАРИНА: Прямой эфир.
А.БОРОДИНА: И живой голос. Почему мы так любим смотреть футбол и другие виды спорта? Потому что прямой эфир – это прямой эфир.
К.ЛАРИНА: Прямой эфир – это действительно прямой эфир. Сейчас у нас время новостей. Потом мы продолжим наш разговор с обозревателем «Коммерсанта» Ариной Бородиной с вашим участием. Готовьте ваши вопросы, уважаемые друзья.
/новости/
К.ЛАРИНА: Напомню, что сегодня в нашей программе Арина Бородина. Мы говорим, естественно, о телевидении. Пока шла реклама, я посмотрела вопросы, которые приходят на наш пейджер. Начну с последних информационных поводов. Я ничего не знаю. Может быть, ты что-то знаешь в связи с тревогой по поводу дальнейшей судьбы программы «Жди меня»?
А.БОРОДИНА: Я надеюсь, что замечательной программе ничего не угрожает. В телекомпании «Вид», которая сидит на Фрунзенской набережной, отключили воду уже 3 дня назад. Там конфликт с московскими властями. Он начался еще на прошлой неделе. Конфликт, надеюсь, не очень политический. У них отключили воду. Без коммуникаций люди, естественно, не могут работать. А на Фрунзенской сидит большая часть съемочной группы «Жди меня». Пока несколько выпусков, как я вчера читала в официальном пресс-релизе компании «Вид», готовы, но выпуск последующих программ осложняется. Поскольку эта программа стала уже давно национальной службой поиска, то проблема есть. Хочется верить, что конфликт урегулируется. Вчера даже в программе «Время» был специальный сюжет, то есть Первый канал доступными себе средствами пытается разрулить ситуацию. Я считаю, что это важно, потому что эфир – это главное для любого телеканала.
К.ЛАРИНА: Следующая группа вопросов связана с соревнованием по фигурному катанию. У нас идет межканальное соревнование - на Первом канале и на канале «Россия». Многие слушатели спрашивают, что выбирают ведущие. Есть люди, которые активно возмущаются, что зрители находятся в такой «раскоряке» и должны выбирать что-то.
А.БОРОДИНА: Я не понимаю этого вопроса: все разведено не просто по времени, но и по дням.
К.ЛАРИНА: Спрашивают, зачем делать два одинаковых проекта, кто у кого ворует.
А.БОРОДИНА: Моя первая колонка, которая теперь состоит из двух частей, посвящена танцам. Конечно, об этом писали. Я постаралась сказать о том, о чем, как мне кажется, не говорят. Судя по комплексу вопросов, я отвечала на них в «Телелидерах». Если спрашивать о том, что смотрю я, то я смотрю оба проекта, потому что один выходит в субботу вечером на Первом канале, а второй – в воскресение на «России». Конечно, если говорить о себе (я этого не скрываю и писала об этом), то я отдаю пальму первенства Первому каналу, потому что то, как это сделано, заслуживает самой высокой похвалы.
К.ЛАРИНА: Не получится у нас спора с Бородиной. Главный редактор требует от меня спора. С Петровской у нас иногда получаются камни, которые мы начинаем друг в друга кидать, а здесь нет.
А.БОРОДИНА: Я хочу пояснить, что в этой ситуации никто ни у кого ничего не украл. Два государственных канала («Россия» и Первый) купили лицензии у двух британских телекомпаний. Первый купил у BBC.
К.ЛАРИНА: То есть это тоже лицензионный проект?
А.БОРОДИНА: Конечно, я слышала в Вашем эфире несколько другую информацию. Я хочу пояснить, что это мировая тенденция. Эти проекты занимают верхние строчки в Америке, в Англии, в Италии, во Франции. Насколько я знаю, как мне говорил продюсер программы «Танцы на льду» Сергей Кардо, по-моему, во Франции эти проекты тоже идут на разных каналах в разное время. Я могу ошибаться в деталях, но то, что они идут во всех вышеперечисленных странах, точно. Это самые рекламоемкие и самые популярные проекты. Было бы странно, если бы Россия, достаточно продвинутая страна, не воспользовалась…
К.ЛАРИНА: Держава фигурного катания.
А.БОРОДИНА: Где звезды – самые титулованные фигуристы. Это еще с советских времен идет, поэтому было бы странно, если бы наши каналы это не взяли. С другой стороны, понятно, что все проекты лицензионные. Но в оправдание нашему телевидению, о чем я писала в своей колонке, у нас делают очень многое лучше. Лицензию покупают у них, а делают лучше у нас. Первый купил лицензию BBC, а Россия купила у британской компании GRANADA. Она продавала лицензию также в европейские страны. BBC свой формат еще не реализовала, то есть Первый канал был первым каналом, который реализовал лицензию. Там был конфликт, как мне рассказывали, по сумме лицензий были споры. Один канал хотел купить у одной компании, но там кто-то перекупил. Но это уже неважно, купили в итоге в двух разных компаниях. Оба канала подошли к этому так, как подошли. Мы видим результат. Судя по рейтингам, программы идут ноздря в ноздрю. Второй канал начал на две недели раньше, и их рейтинги были выше. По стране сейчас Россия чуть-чуть впереди, по Москве последний выпуск на Первом канале был популярнее. Мне кажется, это неплохо, что идут два проекта. Конечно, можно было сказать, что надо показывать что-то другое, но если это востребовано зрителем, судя по рейтингам, то с этим трудно спорить. Я опять же повторяю свою колонку, но просто трудно выдумать что-то новое.
К.ЛАРИНА: Мне нравится, что это чистая конкуренция. Она не искусственная.
А.БОРОДИНА: Это вообще разные форматы. Они купили разные лицензии, и подходы к программам совершенно разные. На «России» больше конкурса, больше спортивных соревнований, там добавляются элементы, предметы, прыжки, а на Первом канале шоу. Я, честно говоря, считаю и написала, что подобного шоу как развлекательного шоу выходного дня с таким телевизионным воплощением у нас на телевидении еще не было. Есть очень много вещей, за которые можно ругать наше телевидение, в том числе государственные каналы: за цензуру, за искажение информации. Но есть вещи, за которые хочется их иногда похвалить, и они того заслуживают.
К.ЛАРИНА: Мне кажется, колоссальное значение имеет тот, кто делает. Я имею в виду личностей. Я не устаю об этом говорить. Меня поражает Татьяна Анатольевна Тарасова. Я знаю предысторию. Я знаю, сколько нервов и сил она положила, чтобы увидели фигурное катание в нашей стране.
А.БОРОДИНА: Безусловно. Впервые за долгое время наши фигуристы уехали за океан. Им за это платят большие гонорары. Это не бесплатно. Надо отдавать себе в этом отчет.
К.ЛАРИНА: Да ради Бога.
А.БОРОДИНА: Но они не уехали впервые. Я знаю, что Константин Эрнст с гордостью говорил о том, что в этом проекте все олимпийские чемпионы. Прошла олимпиада в Турине, и вот они все на Первом канале и все катаются. Это тоже было важно. Когда Вы сказали, кто делает, я подумала про Александра Файфмана, который продюсирует этот проект с точки зрения технологий. А Вы сказали о Татьяне Тарасовой.
К.ЛАРИНА: Он главный идеолог.
А.БОРОДИНА: Я бы упомянула еще Илью Овербуха.
К.ЛАРИНА: Для меня это вообще отдельный разговор.
А.БОРОДИНА: Это открытие. Не только для Вас, я знаю, что на канале это тоже стало открытием. Сейчас мы подводили итоги месяца в газете «Время новостей», которая выйдет на следующей неделе, я Илью Овербуха назвала среди персон этого месяца, потому что мало того, что это прекрасный спортсмен (к нему можно по-разному относиться), но он открылся как телевизионный продюсер. То, как он болеет за каждую свою пару и как он ставит танцы, неподражаемо.
К.ЛАРИНА: Не только как продюсер он открылся, но и как творец, как тренер. Я уверена, что у него будет блестящее будущее. Какая у него фантазия! Как он чувствует индивидуальность! Когда есть, что похвалить, я прямо получаю удовольствие.
А.БОРОДИНА: Есть свое обаяние и у проекта второго канала. Более того, у нас в отделе, в отличие от нас с Вами, Ксения, моя коллега смотрит больше второй канал. Мы с ней постоянно это обсуждаем. Она говорит, что второй канал ей нравится больше, потому что там спорт и соревнования. Я говорю, что мне нравится больше Первый, но смотрю оба. Иногда я смотрю в записи, потому что времени порой физически не хватает. Я ловлю себя на мысли, что я отдыхаю, когда смотрю в субботу вечером на Первом канале это шоу. Более того, я всегда проверяю одну вещь. У меня есть коллеги, которые работают на телевидении в том числе, моя подруга очень редко смотрит телевизор. Как выяснилось, (мы с ней недавно говорили) они смотрят этот проект всей семьей. Хотя она практически не включает телевизор за исключением одной-двух программ. По работе она, естественно, смотрит новости. Для меня это всегда срез.
К.ЛАРИНА: Я бы еще добавила. Раз мы уже так много говорим про эти танцы.
А.БОРОДИНА: Нас, наверное, начнут упрекать в какой-то восторженности. Если это стоит того, то об этом надо говорить.
К.ЛАРИНА: Конечно. Мне кажется, что еще большая разница между ведущими. Для меня Плющенко и Слуцкая – это тоже открытие. Просто чудо. Виден путь, который они проходят. Видно, какими они были робкими, зажатыми вначале.
А.БОРОДИНА: Плющенко, говорят, берет уроки. Я читала об этом в «Комсомольской правде». Я считаю, что они молодцы.
К.ЛАРИНА: Им это интересно. Они болеют за это. Они не любуются собой, что мы наблюдаем в такого рода шоу. Это я вижу на соседнем канале. Мне кажется, что это неудачнейший выбор: Заворотнюк и Николаев. Каждый по-своему неудачен.
А.БОРОДИНА: Я считаю, что Анастасия Заворотнюк великолепна в сериале «Моя прекрасная няня». Еще в прошлом году в проекте «Танцы со звездами» подобный выбор ведущих был неудачен.
К.ЛАРИНА: Неудачные тексты, чужие слова.
А.БОРОДИНА: Телевидение – это все-таки картинка. Есть проблема с костюмами. Это очень важно. Их надо выбирать. Есть проблема со светом. Я, конечно, говоря, что восторгаюсь проектами, смотрю на все компоненты. На «России» меня покорила пара Татьяна Догилева и Алексей Урманов. Это было настолько эмоционально и трогательно. Эти вещи покоряют, но ведение меня отталкивает. В этом проекте оно по сути не нужно. На «России» оно только мешает. Там очень конкурсное соревнование. На Первом все-таки шоу, поэтому там необходимо ведение. Я стала постоянным зрителем этого шоу, и я знаю, что сегодня будет замечательный номер: Слуцкая и Плющенко будут танцевать в паре. Это анонсируется уже несколько дней. Я думаю, что для тех, кто любит фигурное катание, это будет интересно. Я знаю, что у Константина Эрнста была еще одна задумка в связи с этим проектом, не знаю, удастся им это сделать или нет. Если удастся, то это будет тоже очень интересный ход. Не буду сейчас говорить, что это, потому что это пока только задумка. Это показательная история.
К.ЛАРИНА: Сейчас будем слушать телефоны. Мы так увлеклись собственными восторгами. Здравствуйте.
ЕЛЕНА: Здравствуйте. Меня зовут Елена. Я согласна с Вами: Илья Овербух просто гений. Он ставит столько танцев за одну неделю. А няня в своей пошлости превзошла себя в прошлый раз.
К.ЛАРИНА: Это не ее пошлость. Это ей слова такие написали.
ЕЛЕНА: Не знаю, но она могла бы, наверное, своими словами…
К.ЛАРИНА: Это очень сложно. Это отдельная тема. Мы ее как-то касались. Артистки – ведущие – это всегда сложно.
А.БОРОДИНА: Сложно. Не у всех получается. Это две разные профессии.
К.ЛАРИНА: Тот же самый эффект у Ольги Кабо, которая читает только то, что ей написали.
А.БОРОДИНА: А вот Татьяна Догилева как ведущая очень хороша. Мы не говорим о шоу.
К.ЛАРИНА: Она умеет хотя бы импровизировать и слушать.
А.БОРОДИНА: Она мне понравилась именно как ведущая. Она меня очень порадовала. Я за нее очень переживала. Про шоу говорить не хочу. Там просто искусственно собранные истории.
К.ЛАРИНА: Здравствуйте.
СЕРГЕЙ: Добрый день. Меня зовут Сергей. Я из Подмосковья. Я хочу высказать отрицательную сторону. Просто отвратительна Лолита. Очень низкий интеллектуальный уровень, очень низкий художественный уровень. Больше говорить не буду. Вызывает возмущение. У няня тоже настолько низкий интеллектуальный уровень…
А.БОРОДИНА: Вы имеете в виду сериальный проект?
СЕРГЕЙ: Да, безобразный сериал. На телевидении очень мало разума и интеллекта. Тот же сериал «Автономка» - 5 или 6 авторов сценария.
К.ЛАРИНА: А что смотрите в удовольствие?
СЕРГЕЙ: Ничего не смотрю.
А.БОРОДИНА: Как же ничего не смотрите? Вы перечислили столько проектов и так подробно их описали.
СЕРГЕЙ: Я на 2-4 минуты включаю и сразу выключаю. Этого достаточно. Достаточно посмотреть один эпизод и все станет ясно об авторах, потому что мне жалко актеров. Я сам актер. Мне жалко актеров: им играть нечего, а зарабатывать надо. Приходится туда идти.
К.ЛАРИНА: А Вас приглашают?
СЕРГЕЙ: Приглашают.
К.ЛАРИНА: И что Вы делаете?
СЕРГЕЙ: У меня разные роли.
К.ЛАРИНА: В сериалах тоже участвуете?
СЕРГЕЙ: Нет.
К.ЛАРИНА: А почему?
СЕРГЕЙ: Я считаю это ниже моего достоинства.
К.ЛАРИНА: А если жить не на что?
СЕРГЕЙ: Я другим путем зарабатываю.
К.ЛАРИНА: Каким?
СЕРГЕЙ: Я не буду говорить.
К.ЛАРИНА: Порекомендуйте. Это же очень важно.
А.БОРОДИНА: Вы актер. Актер должен реализоваться.
К.ЛАРИНА: Вы пытаетесь сохранить чувство собственного и профессионального достоинства. Это возможно?
СЕРГЕЙ: В нашей стране это очень тяжело сделать, потому мы, народ, страна, потеряли самое главное в двуногом существе – чувство человеческого достоинства. Страной руководят воры и бандиты, а мы молчим и ведем себя, как стадо баранов. Куда еще дальше ехать? Отсюда все, в том числе художественная часть.
К.ЛАРИНА: Да, Сергей, спасибо большое. Я желаю Вам удачи в творчестве.
А.БОРОДИНА: Об этом говорят уже много лет: о бездуховности, о ворах и бандитах во власти. Какую власть не ругают? Мне нужно отвечать?
К.ЛАРИНА: Прокомментировать, если есть желание.
А.БОРОДИНА: Я знаю, что Лолита вызывает очень противоречивые впечатления. Если говорить обо мне, то мне кажется, что она работает в целом очень хорошо. Я недавно смотрела ее программу об усыновлении. Очень трудно было не скатиться в фальшь. Она провела эту программу очень хорошо. Она эпатирует, у нее весьма вызывающий внешний вид для многих консервативных зрителей, порой даже я смотрю и думаю, что очень смелые декольте и вырезы, но в целом видно, что она выкладывается. Она эмоциональна, и она хорошо умеет разговаривать со зрителями, нефальшиво, что очень редко бывает в жанре шоу на телевидении. Что касается «Моей прекрасной няни», то я не думаю, что это предел бездуховности.
К.ЛАРИНА: Этот формат тоже уже в тупике.
А.БОРОДИНА: Конечно. Он заканчивается в октябре. Там только свадьба на 4 серии растянута.
К.ЛАРИНА: Шутки уже не те. Вначале мне она тоже нравилась.
А.БОРОДИНА: Сейчас я перестала смотреть, потому что она идет в 9 вечера, а это не то время, когда я смотрю телевизор, но в течение предыдущих сезонов это был достаточно весело и остроумно сделанный проект. Про последние серии говорить не буду, потому что мне кажется, что затянули. Что касается «Автономки»…
К.ЛАРИНА: Что это такое?
А.БОРОДИНА: Это сериал, который идет в прайм-тайм на НТВ.
К.ЛАРИНА: Художественное кино?
А.БОРОДИНА: Да, про моряков-подводников. Его делает Петр Штейн, который делал «Зону».
К.ЛАРИНА: Хороший режиссер.
А.БОРОДИНА: Да, то есть это такой профессиональный жесткий мужской сериал, в котором должно было быть 150 серий, но видимо, будет больше. НТВ тоже вошло в жанр мыла. Но он не очень пошел на канале, хотя попал в мужскую аудиторию, которой, как говорят, у НТВ очень много. Я посмотрела кусок, чтобы иметь представление. На мой взгляд, неоправданно растянут сценарий. Там нет известных актеров, но на это и была сделана ставка. В «Зоне» тоже не было известных актеров, но «Зона» шла очень хорошо. Мы помним печальную судьбу этого сериала. «Автономка», видимо, будет идти очень долго в силу разных обстоятельств, в том числе и коммерческих.
К.ЛАРИНА: Арина, можно я о грустном скажу?
А.БОРОДИНА: Да у нас и так не очень весело.
К.ЛАРИНА: Есть одна вещь, которую я хотела бы сказать. Не знаю, смотрела ты или нет. Меня вчера совершенно убила программа «Театр + TV» на канале «Россия».
А.БОРОДИНА: Я смотрела не всю, но почти до конца.
К.ЛАРИНА: Она была посвящена актерским дебютам. Напомню, что эту программу ведут Екатерина Уфимцева и Михаил Швыдкой. Это такая актерская курилка. Она меня совершенно убила. Это к звонку Сергея, актера. Мне кажется, что если говорить о падении нравов и девальвации профессии, то к этому многие актеры имеют непосредственное отношение. Я не понимаю, как можно сделать главной темой передачи осмеивание своих коллег с называнием имен и фамилий, связанное с их неадекватным состоянием.
А.БОРОДИНА: Это Вы про Бондарчука говорите?
К.ЛАРИНА: Это меня убило. Во-первых, это было рассказано не в прямом эфире и можно было это потом убрать на монтаже. Во-вторых, меня убило, что все коллеги, которые сидели там за столами, восприняли это с готовностью поржать. В-третьих, меня убило, что после этого тему подхватили очень многие участники этого разговора, начали самодовольно и самовлюбленно рассказывать о своих столкновениях с различного вида пьяными проявлениями своих коллег. Это было отвратительно. Это ничего не говорит о профессии, это веселья не прибавляет. Это не имеет никакого отношения к теме разговора - «Мой первый дебют». Эта программа давно уже грешит такой гранью для меня лично, потому что я помню, как она начиналась. Ты тоже наверняка помнишь «Театр + TV». Это была программа Екатерины Уфимцевой. Это было то самое уникальное сочетание зрелищности, ума, обаяния и удивительно трепетного отношения к драматическому искусству без придыхания и сюсюканья. Я помню замечательные программы про Виктюка, про Волчек. Потом на программу пришел Михаил Швыдкой, и она начала потихонечку менять свой формат. Там стали появляться медийные персонажи, которые к театру имеют весьма далекое отношение, то есть сериальные артисты.
А.БОРОДИНА: Я включила уже ближе к середине. Когда я увидела Федора Бондарчука, я немного удивилась, потому что он как театральный актер не замечен. Я, конечно, не отнеслась так радикально, как Вы.
К.ЛАРИНА: Я не могу этого слышать. Это неприлично.
А.БОРОДИНА: Я согласно.
К.ЛАРИНА: Их зашкалило. Они так увлеклись собой. Когда Абдулов рассказывал, как на него свалился пьяный монтировщик и сломал об него свои ноги, и тут стали все ржать над этим, мне показалось это дикостью.
А.БОРОДИНА: Это был перебор. Выступал Валерий Гаркалин, который говорил об одной очень известной актрисе. У меня появились свои догадки, но о мертвых либо хорошо, либо никак. Он рассказал, не называя фамилии, байку. Некоторый градус перебора я для себя отметила. Уж очень как-то ушли в междусобойчик, хохму. Мне было не смешно, хотя я посмотрела программу до конца, потому что актеры были известные, интересно было, что говорили. Так радикально, как Вы, я это не оценивала, хотя удивилась. Удивилась истории, которую рассказывал Бондарчук. Он говорил долго, со всеми подробностями. Меня поразило еще и другое. Он несколько раз назвал суммы, которые были затрачены на технику при съемках «9 роты». Это не имело отношения к рассказу и к теме программы тоже. А Вас что-то удивляет? Телевидение ведь тяготеет к тому, чтобы там были известные люди, байки.
К.ЛАРИНА: Они пишут письма президенту, чтобы их оградили от желтой прессы.
А.БОРОДИНА: Это другой вопрос. Это вопрос к Абдулову.
К.ЛАРИНА: Это что такое?
А.БОРОДИНА: Но ведь президент отреагировал на это письмо. Тогда вопрос к президенту.
К.ЛАРИНА: Нет, у меня сейчас к ним вопрос. Президент в этой части меня волнует меньше всего.
А.БОРОДИНА: Я думаю, что рейтинг у программы будет высокий.
К.ЛАРИНА: Для себя лично надо выбирать, кем ты себя считаешь.
А.БОРОДИНА: Мы возвращаемся к тому, с чего начали. Это вопрос воспитания и личного понимания, что хорошо, а что плохо. Я отметила, что я не смеялась, но программу-то я смотрела. Значит она рассчитана на среднестатистического зрителя. И Вы, Ксения, ее смотрели.
К.ЛАРИНА: Я ее смотрю, потому что мне это интересно, но я была убита.
А.БОРОДИНА: Значит в следующий раз они потеряют зрителя. Мы опять возвращаемся к вопросу, почему зритель уходит.
К.ЛАРИНА: Нет, я буду ее смотреть. А куда мне деваться? Я больше не вижу других программ, где люди бы разговаривали. Но этот разговор меня убил. Они наверняка вчера смотрели на себя. Они, интересно, смеялись, сидя по ту сторону экрана?
А.БОРОДИНА: Я не смеялась. Я, более того, некоторые выступления смотрела уже без звука.
К.ЛАРИНА: Кстати, замечательная рекомендация.
А.БОРОДИНА: Я просто говорила по телефону и выключила звук. Если мне был интересен актер, то я прибавляла звук.
К.ЛАРИНА: Мы на этом закончим нашу сегодняшнюю встречу. Арина Бородина, спасибо большое. До встречи.
А.БОРОДИНА: Спасибо Вам. Всего доброго.