Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2006-05-20
20 мая 2006 года
В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Ирина Петровская – телекритик
Эфир ведет Ксения Ларина
К. ЛАРИНА – Я как-то переживаю, смотрю за судьбой Димы Билана. Здравствуй, Ира Петровская.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Здравствуй, Ксения. Я тоже.
К. ЛАРИНА – А ты его послушала?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Послушала. На общем фоне, как-то "Евровидение" в принципе никогда не было уж такой кузницей талантов.
К. ЛАРИНА – Мне понравилась украинская девочка.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Как карта ляжет.
К. ЛАРИНА – Которая стала потом рупором "оранжевой революции".
И. ПЕТРОВСКАЯ - Руслана. Да, она там зажигала. Вся Европа просто упала и стала дрыгать ручками ножками.
К. ЛАРИНА – Ты посмотрела уже состав участников, нет ярких личностей?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы пока видели только полуфиналистов, но которые вошли в финал. Давай посмотрим, кто там еще будет. 14 финалистов. Сегодня Первый канал будет точно так же как обычно, студия в начале.
К. ЛАРИНА – А кто ведет все это действо?
И. ПЕТРОВСКАЯ - У нас Яна Чурикова.
К. ЛАРИНА – Ну и как?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, ничего. Яна Чурикова уже собаку съела на таких мероприятиях.
К. ЛАРИНА – Здесь в основном идет про Диму Билана. Все переживают. И "Дом-2" уже появился наш любимый. Здесь называются имена, должны даже судить кого-то из "Дома-2". Ты знаешь об этом?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я уже давно говорила, что я все-таки не отслеживаю.
К. ЛАРИНА – "Андрей Чуев из "Дома-2" дважды судим. А Май и Рома Третьяков купили справки о здоровье. Что вы насчет этого думаете?" - спрашивает Зинаида Прокофьевна.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне стыдно, Зинаида Прокофьевна, вам признаться, но я ничего на эту тему не думаю. Дело в том, что уже много раз говорили, что наверное этот "Дом-2" войдет в историю не только телевидения, а вообще в историю как самый долгоиграющий…
К. ЛАРИНА – Книга Гиннесса плачет по ним.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …реалити-шоу, при том, что оно не собирается заканчиваться. Уже два года и будет еще и еще видимо, потому что это такая курица, которая несет каналу ТНТ золотые яйца. Но признаюсь, сейчас, когда начнется постепенное затухание активной жизни на телевидении, потому что понятно, что это последний месяц май, а дальше начинаются уже уходы на летний отдых, многие программы…
К. ЛАРИНА – Возвращение Малахова в ежедневный режим.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, вероятно да.
К. ЛАРИНА – Говорили об этом.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Надо действительно чем-то заменять. Тогда у меня бывает возможность уже от полной безнадеги…
К. ЛАРИНА – Писать про Малахова.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Про Малахова мы уже пишем в течение года, а "Дом-2 и прочие проекты, я на них уже обращаю пристальное внимание, когда понимаю, что уже совсем не о чем.
К. ЛАРИНА – Ира, во-первых, я хочу напомнить слушателям, что передача открытая. И наш пейджер 725-66-33 и телефоны прямого эфира 783-90-25 и 783-90-26. Я телевизор смотрела на этой неделе мало, поскольку сдавала очередной номер театрального журнала. Но, судя по тому, что я успела увидеть, я так понимаю, что я попала в самый эпицентр, и это было главное событие телевизионной недели.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну-ка.
К. ЛАРИНА – Светлана Петровна Горячева произнесла в эфире слово "педерасты".
И. ПЕТРОВСКАЯ - А ты думаешь, она первый раз это произнесла?
К. ЛАРИНА – В эфире она, по-моему, себе такого раньше не позволяла. Она производила впечатление всегда совсем другого человека. Мне казалось, что она таких слов-то не знает. Это случилось, сказала она.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Поскольку у нас был такой коммунистический руководитель в свое время Никита Сергеевич Хрущев, который еще более оригинально произносил это слово, то в принципе особой революции я здесь не вижу. По сути, просто человек повторил, причем в более грамотном варианте.
К. ЛАРИНА – Извини меня, одно дело, если бы это Михаил Леонтьев произнес в эфире Первого канала.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тебя только смутило, что произнесла Светлана Петровна. Там и тема была, конечно. Мне кажется, что программа "К барьеру!", как только возникает где-то намек на эту тему, немедленно приглашает обсуждать и понятно всегда, что предопределен исход подобной дискуссии и понятно, что выигрывает, разумеется, всегда сторонник гетеросексуальных отношений. Поэтому я не вижу особенного смысла это обсуждать. Тем более что не вижу особенной угрозы "голубой".
К. ЛАРИНА – Сегодня, кстати, у Глеба Пьяных на эту тему будет целый сюжет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, это понятное дело. Там самое, что ни на есть, обсуждать подобные вещи. Честно говоря, уже осточертело и подобные темы…
К. ЛАРИНА – Ну как осточертело, ты меня извини. Это же новость, новость номер один. Если всю неделю обсуждался этот самый пресловутый гей-парад, в итоге московское руководство запретило его проведение в Москве.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не бог весть, какая новость. Заранее уже давно известно, что запретило и собиралось запретить.
К. ЛАРИНА – Они подали в суд уже.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да это все понятно.
К. ЛАРИНА – Все длится и длится.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но просто понимаешь, в чем дело, это все равно для меня такие подмены. Потому что другое ничего не обсуждается. А обсуждаются исключительно темы с таким скандальным желто-голубым оттенком.
К. ЛАРИНА – Почему, я тут с тобой не соглашусь. Потому что эта тема сегодня она как мне кажется, ходит по тому же полю, что и тема ксенофобии и шовинизма, темы, которые актуальны для Москвы в частности. И вспомни, пожалуйста, когда это было, недели две назад, когда акцию гомофобскую устроили наши православные с хоругвями, которые собрались около клубов…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это понятно. Подобные обсуждения, во-первых, они только как раз провоцируют эти гомофобские настроения.
К. ЛАРИНА – Ты думаешь?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Уверена абсолютно. Хотя бы результатам голосования. Я совершенно как ты понимаешь, не гомофил, но, тем не менее, я не думаю, что эта тема до такой степени сегодня приоритетна, чтобы ее бесконечно муссировать, мусолить и обсуждать. Вот мне только это кажется. Другое дело, ксенофобские, я понимаю в каком смысле на одном поле. Что общая нетерпимость ко всем иным и другим и непохожим и отличающимся во всех смыслах. Тогда да, может быть. Но опять же…
К. ЛАРИНА – Потому что уже призыв "бей голубых" – он уже прозвучал. Он уже существует. Так же как "бей черных".
И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть бей любых иных. Вот в чем дело. Это да. Я согласна. Но опять же повторю, что подобное обсуждения, нас к терпимости и толерантности мне кажется, к сожалению, не приучают. А скорее наоборот.
К. ЛАРИНА – А как тогда говорить на эту тему или вообще не говорить?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю. Может быть как-то более умно. Чтобы об этом говорили, может быть, психологи, может быть врачи, может быть философ. Но не очевидные представители столь полярные. Светлана Петровна Горячева и этот вот несчастный юноша.
К. ЛАРИНА – Несчастный юноша он, по-моему, занимает какую-то большую должность в гей-сообществе.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть. Ну и что теперь?
К. ЛАРИНА – Поиграл вчистую.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, конечно он мог вообще ничего не говорить, просто его объявили, какую он должность занимает и какой ориентации придерживается. Дальше он мог молчать. Дальше они просто могли стоять и голосование, я тебя уверяю, было бы таким же, если бы еще не больше в сторону мнения Горячевой.
К. ЛАРИНА – А помнишь, как Макашов победил Леонова? Такая же была история.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну конечно. Только другая тема обсуждалась.
К. ЛАРИНА – Тема другая. Тоже могли бы просто стоять.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Так оно в принципе и получилось. Потому что по одну сторону барьера был интеллигентный космонавт Леонов, который доказывал, что евреи имеют право на существование и наоборот, все банкиры совершенно необязательно евреи, потому что там была такая логика. Все олигархи, как обычно. И Макашов, который естественно, ему достаточно было две фразы сказать и все, он победил. Понимаешь, там еще проблема в том, что резко поменялась структура аудитории канала НТВ. И поэтому иногда бывают какие-то вещи даже намного более очевидные и, тем не менее, побеждает какая-то густопсовая абсолютно точка зрения. А человек вменяемый, и с нормальной точкой зрения проигрывает просто, потому что всякая вот такая популистская…, самые характерные примеры, когда участвует Жириновский, и скажем, Немцов с другой стороны. Немцов, который пытается брать иронией, высказывает какие-то знания, аргументы, с другой стороны стоит Жириновский, который кричит, как обычно заводится, устраивает истерику по любому поводу, совершенно неважно даже какая тема. И побеждает просто, стоя по другую сторону барьера, и начинают голосовать еще, не успев услышать никакие аргументы.
К. ЛАРИНА – Еще один вопрос, который меня тоже интересует. Я обратила внимание, что программа "Национальный интерес" уходит все глубже в какую-то ночь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Она вначале началась в ночи.
К. ЛАРИНА – Но она не была так поздно. Сейчас я смотрю, она уже стоит в 1.45 в программной сетке. Ты можешь себе представить такое время?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну почему, могу. Вот в этот раз "Школа злословия" вышла в 0.50.
К. ЛАРИНА – Кстати, прекрасный был Доренко. Респект просто передаю огромный. Сергей Леонидович, браво. Замечательный был. Все в рамках жанра, молодец.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он так классно валял дурака…
К. ЛАРИНА – Блестяще.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Что даже обескуражил…
К. ЛАРИНА – Вкусно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, именно изображая периодически то какой-то наив, то раскаяние, то такой подростковый драйв. Я думаю, что он отчасти поломал некоторую схему разговора.
К. ЛАРИНА – Поломал, они на это купились. Они купились, их вывод про 12-летнего мальчишку был конечно… Не поняли девчонки.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но он его задел этот вывод, тем не менее. Это было очевидно. Но это было невозможно отовраться. Потому что это была действительно такая все равно дуэль равных. Другой вопрос, что, конечно, этот орешек оказался в данном случае не по зубам именно потому, что он прекрасно понимает все эти законы публичного общения и он, в общем, валял временами их как взрослый кот маленьких котят.
К. ЛАРИНА – Мышей.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, не мышей. А именно знаешь как кошки играют со своими котятами. Вот так их валяют, не давая им подняться на лапки.
К. ЛАРИНА – Хорош, хорош. Я как-то опять пожалела в который раз, что его сейчас нет в телевизоре. Ему очень идет это пространство. Впрочем, как выяснилось, и радио ему тоже очень идет. Молодец.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне показалось, хотя он был весьма ироничен по отношению к своей прошлой телевизионной ипостаси, все-таки ему действительно этого тоже не хватает и в общем, вот если исключить все то, что в свое время мы обсуждали, и это было очевидно, участие, в общем, в очень некрасивых историях. И, разумеется, не по доброй воли самого Доренко, а, разумеется, по исключительному политическому заказу в данный момент и власти и канала, который это обслуживал все, конечно, давно уже телевидение не видело вот таких харизматичных мужиков. В свое время помню, кто-то даже задавал такой вопрос. Кого вы можете привести на экране такого ярко выраженного мужчину с мужской харизмой. Это был, в общем, по сути, единственный человек Доренко.
К. ЛАРИНА – Так что вот как меняются времена и нравы, что самое главное.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Кстати как меняются времена и нравы, из-за того, что ты сдавала свой журнал, может быть, не видела, был еще один такой документальный фильм на канале "Россия", который назывался "Афганский капкан" и посвящен Александру Каверзневу. Александр Каверзнев это для тех, кто…
К. ЛАРИНА – Для молодых.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …не застал, действительно был совершенно суперярким политическим обозревателем того Центрального телевидения. Он ушел, трагически погиб после командировки из Афганистана, он приехал, видимо, то ли заразился чем-то, до сих пор непонятно. То ли был отравлен. И буквально за неделю в прямом смысле сгорел. Ему 50 лет всего было. Сейчас, когда думаешь на эту тему, прям оторопь берет. Но я к тому, что в любое время, его время было самое тяжелое, 70-80-е, Гостелерадио, натуральная цензура. Невозможность выйти за флажки. И, тем не менее, были люди во всех обстоятельствах и во все времена, которые выходили за эти флажки, и пробивали вот это непробиваемое пространство, и поэтому, собственно говоря, и остались в памяти. Сколько было других политобозов. Да огромное количество. А остался в памяти Каверзнев. И даже здесь, когда показывали маленькие кусочки, записанные его выступлений, вот это видно тоже. И эта мужская харизма, и это умение разговаривать. Ну, уж программа "Содружество" о мире социализма, о чем и как там можно говорить по-человечески. Он даже там умудрялся говорить по-человечески. Не говоря о том, что он еще прорывал это пространство и показывал, в частности была знаменитая программа "Мир встречает Новый год", хотя порезали сильно, но он показал все многообразие мира. Не то, что было за железным занавесом, нерадостные лица англичан и вот она хваленая буржуазная демократия, а именно вот эта рождественская новогодняя красота мира. И даже совершенно железобетонный Сергей Георгиевич Лапин прощал ему все. Потому что известно было, что Александр Александрович Каверзнев он периодически должен был, как тут деликатно говорили "периодически взять паузу" и отдохнуть, но здесь же привели фразу Лапина, когда ему очередной раз нажаловались на какой-то финт Каверзнева, Лапин сказал: я одного пьющего на пять непьющих не променяю. Такого. Это я к тому, что даже воспоминания эти они вроде бы такие безобидные, но они, так или иначе, нас все равно относят в ситуацию сегодняшнюю. Во все времена можно делать то, что не делает никто. Во всяком случае, пробовать. И иногда временами это получается. У него был совершенно фантастический фильм тогда же в начале 80-х, назывался "Тридцать восьмая параллель". Ему каким-то чудом удалось получить разрешение на съемки в Северной Корее. 38-я это та параллель, по которой разделены Северная и Южная Корея. И он сделал фантастический совершенно фильм, причем закадровый текст у него был абсолютно в духе журнала "Корея". Там привели этот кусочек, корейцы были в восторге. То есть не то, что не разрыва дипломатических отношений, а наоборот, слали бесконечные благодарности. Но это было примерно так: на строительстве этого комбината побывал сам товарищ великий руководитель Ким Ир Сен, который дал указание. Эти указания числом 47 золотыми буквами высечены на стенах цеха, в котором мы сейчас находимся. То есть абсолютно текст в духе тогда журнала "Корея", который мы читали в свое время как абсолютно анекдот, хотя он официально распространялся. Но вот этот стиль большой пропаганды, которая, в общем, при избыточности, противоположное значение приобретает, и вот это все Каверзнев делал удивительно. Ювелирный мастер.
К. ЛАРИНА – Где был этот фильм о нем?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Был фильм на канале "Россия". Назывался как раз "Афганский капкан", потому что последняя командировка Каверзнева была в Афганистан. Это была еще война. Он снимал в самых напряженных местах. В Кандагаре, разных других и собирался сделать тоже какой-то, он написал, во всяком случае, в дневнике или кому-то из родных, что набрал фантастический материал. Но в результате он его не успел сделать, потому что едва только он вернулся в Москву, он в начале вроде загрипповал, потом стало хуже, хуже, хуже. Но, так судя по всему, как описывают это течение болезни, тиф ему ставили диагноз. Скорее всего, какой-то сильнодействующий яд, как в случае с Юрой Щекочихиным, который буквально за неделю полностью разрушил организм.
К. ЛАРИНА – И еще один вопрос. Я прочитала колонку Арины Бородиной, которая как обычно подводит итоги рейтингов за две недели, по-моему.
И. ПЕТРОВСКАЯ - За неделю.
К. ЛАРИНА – И меня совершенно поразили эти цифры. Они меня убили совершенно по поводу полного провала "Доктора Живаго". Чем ты это объясняешь? Действительно ли такая убийственная программная политика канала НТВ или это что-то может быть, мы с тобой ошибаемся.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, мне кажется, много тут сошлось обстоятельств. И то, что я тоже на эту тему на этой неделе написала, дело в том, что у нас все-таки зритель ведомый в массе своей. Ведь трудно предположить, что все так кинулись толпой смотреть "Идиота" или "В круге первом".
К. ЛАРИНА – Там подготовили нас.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В том-то и дело. Это очень важная вещь. Вот это предэфирный, извините за выражение промоушен, когда человека готовят к событию. И любой даже тот, кто не читал, а может быть, даже имени автора не слышал, тем более название его романа…
К. ЛАРИНА – Он знает, что это будет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он понимает, что ему готовят какое-то очень важное событие. И поэтому он неделю-две пребывает в этом предвкушении, предвосхищении, то есть формируют заранее отношение. Это такая вещь, которую просто неприлично не посмотреть, потому что ты тогда выпадешь из этого дискуссионного поля, потому что все будут смотреть. А вот ты окажешься за пределами этого. К сожалению огромному канал НТВ этого не сделал. Почему – точно так же как в случае с "Казусом Кукоцкого", я даже назвала материал "Казус Живаго". Что один, что "Казус Кукоцкого", что "Доктор Живаго" оказался провален в первую очередь, как мне кажется, таким вот отношением, что зритель может и сам придет, а может и не придет. По определению зритель массовый не должен придти сам по себе на "Доктора Живаго". Это совершенно понятно. Потому что и книга была, в общем, не для всех и в свое время и когда она стала доступна. Она довольно сложна для восприятия.
К. ЛАРИНА – Солженицын тоже все-таки не…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Все равно другое. Солженицын на слуху. Многие не читали, но знают.
К. ЛАРИНА – А что Пастернака не слышали?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Намного в меньшей степени, уверяю тебя. Нет, слышали, конечно, что был такой какой-то, Пастернака не читал, как говорили раньше, но скажу. Поэтому здесь особенно мне кажется, нужно было приложить усилия, для того чтобы этот, извините, в данном случае товар продвинуть к потребителю. И мы знаем, что этого ничего не было сделано. И много других обстоятельств. И смена опять же этой структуры, изменение кардиальное структуры аудитории НТВ. Вся эта аудитория она распределилась по другим каналам, поняв, что от НТВ ждать того, что раньше предлагали, то есть чего-то для умных и продвинутых, не стоит. Туда пришла та аудитория, которую очень хотели новые руководители. Этакие брутальные мужчины и женщины, склонные к тому, чтобы посмаковать разные такие страсти-мордасти. На страсти-мордасти идут идеально. Самая рейтинговая программа канала - "Максимум", "Чистосердечное признание", "Профессия – репортер", которая тоже, в общем, в эту сторону дрейфует. Ну а дальше еще причину скажу после новостей, потому что у нас уже в студии готовы…
К. ЛАРИНА – Очаровательные новости.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.
К. ЛАРИНА – Давайте.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА – Ну так давай еще про причины провала "Доктора Живаго". Программная политика НТВ в том смысле, что практически совсем не было никакого…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Промоушен.
К. ЛАРИНА – Такое слово.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Неприятное слово, но сопровождение, скажем так.
К. ЛАРИНА – Подготовки события.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Подготовки создания, ощущения предчувствия, предвкусия, чтобы зрители понимали, что это необходимо посмотреть.
К. ЛАРИНА – Мне кажется, что еще сыграло свою роль, что давно сняли, давно готов, а все где-то валяется и валяется. То чего-то пираты выпустили, какие-то слухи бродили, что фильм давно снят. Мне кажется, передержали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это может быть и то, что передержали, очевидно. Потому что май, пусть даже такое время не дневное как "Казус Кукоцкого", тем не менее, все равно это уже теплые и светлые вечера, у нас, правда, тут до тепла еще бежать и бежать. Но вот, так или иначе, почему каналы, как правило, в мае не запускают никаких премьер. При том, что канал объяснял, что он хотел как раз развести по времени свои премьеры с премьерами Первого и Второго канала.
К. ЛАРИНА – Так они уже сто лет назад прошли.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но последняя премьера на "России" – "В круге первом", это когда было-то. Вскоре сразу после Нового года. Поэтому было, что называется долгими зимними вечерами какой-то март, февраль, я думаю, что это привлекло намного более массовую аудиторию. Еще один очень важный фактор. Это конечно реклама, которая чудовищно мешает восприятию. Она всегда мешает восприятию любой программы и фильма. Но в особенности этого. Я думаю, что то, как поступали на канале "Россия" когда они в свои премьерные показы, во всяком случае, несколько первых серий вообще не давали рекламу, а потом давали очень дозировано, это очень грамотно. Потому что потом во время второго, третьего показов вы заработаете, а здесь очень важно и, к сожалению, на НТВ этого почему-то не понимают. Или понимают, но не хотят этого делать. Бывает, что репутационные эти дивиденды, которые приносит для репутации показ того или иного фильма, важнее, чем коммерческая прибыль. А притом, что, поскольку в каждой серии очень много рекламы, значит, все-таки канал позиционирует эту работу как коммерческий проект.
К. ЛАРИНА – Еще, на что я обратила внимание, сейчас тебя слушаю и понимаю, что это тоже имеет значение. Когда готовился показ премьерный фильмов "Мастер и Маргарита" или "В круге первом", обрати внимание, где происходили встречи с создателями. В рамках допустим, передачи "Зеркало". У Николая Сванидзе. Или в конце они устроили обсуждение, Дмитрий Киселев вел. Но это хорошо, когда уже кино прошло. А здесь во время показа фильма как бы интерес к нему подогревается в утреннем эфире канала НТВ, где актеры, которые заняты в этом фильме приходят утром к Юлии Бордовских, и это все с рюшечками, с кофейком и под хи-хи, ха-ха, как третьесортный сериал абсолютно дежурный, который у них проходит. У них такая как я понимаю, линейка, которая поддерживает сериалы, которые идут на канале. Это совсем другой уровень.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, другой уровень. Но Первый и Второй наряду с тем, что они делали и вечернее обсуждение, они использовали эту возможность. И на утренний эфир к ним приходили создатели, актеры.
К. ЛАРИНА – Там как-то по-другому разговаривали, бог его знает.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть по-другому.
К. ЛАРИНА – Другие были задачи. По-другому формулировались для ведущих в том числе.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Все вместе, понимаешь. И повторяю, конечно, все равно, что говорить, аудитория, разумеется, предпочтет всегда что-то более облегченное такому зрелищу…
К. ЛАРИНА – Почему у "Александровского сада" такой рейтинг.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что ничего другого. Очень все просто. Аудитория, которая не поверила каналу НТВ и не стала смотреть "Доктор Живаго" или не захотела смотреть именно на этом канале, не веря тому, что там может быть что-то качественное или просто ничего не знала об этом и знать не хотела, откровенно говоря. Она распределилась, у нас тройка лидеров. Не будем сейчас считать другие каналы, куда тоже какие-то проценты оттекают. На "Няню" достаточно много уходит. На канал СТС и его продукцию. Но все-таки массовый зритель он распределяется в этом вечернем эфире на сериалах между Первым и Вторым. И поэтому большая часть пришла на "Александровский сад", у которого рейтинг, доля зрительская в три раза больше, чем у "Доктора Живаго".
К. ЛАРИНА – Почему она не ушла оттуда? Почему она пришла и осталась?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Некуда было уйти. Потому что на Втором канале был повтор, "Тайны следствия" и там тоже был очень неплохой рейтинг. Тоже выше, чем у "Доктора Живаго".
К. ЛАРИНА – Но это же смотреть невозможно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Послушай, у нас есть книжки, которые по нашему с тобой убеждению читать невозможно. И, тем не менее, массовый зритель читает их. Кто это говорил, я не могла никак эту фразу вспомнить, что совершенно невозможно доказать, почему Фердыщенко хуже, чем А. П. Чехов. Не помню, чья эта прекрасная была фраза. Вот действительно как ты докажешь, что Пиманов хуже, чем Прошкин, Арабов и Пастернак. Да никак. Потому что цифры говорят о том, что он лучше. Что он успешнее. Называется, после смерти нам стоять почти что рядом: и тебе на "п", и мне на "п".
К. ЛАРИНА – Кстати, Пиманов, Прошкин.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И Пастернак. Но вот Пиманов в данном случае при полной беспомощности этого произведения, но там навороты, тайны, клады, шпион, диверсанты, черти чего там только нет, драгоценности, бриллианты, и чего еще. В результате он переиграл и, к сожалению, это всегда следует учитывать, потому что есть абсолютно продукты массовой культуры, в данном случае даже не продукт культуры и есть некие штучные работы, которые по определению не могут соперничать с такими даже, в общем, кошмарными произведениями. И в этом смысле особенно важно подготовить аудиторию, чтобы она просто опять же из самоуважения, это очень важная вещь, люди, которые смотрят некоторые вещи, даже не потому, что они их очень привлекают, а из чувства некоего самоуважения, повышения самооценки. Потому что я это посмотрел, потому что посмотрел мой сосед и мой коллега по работе. И вот эту вещь делает как раз Второй канал и частично Первый, когда нужно привлечь к чему-то, что выходит за рамки основного конвейера этой продукции. Скажем, "Гибель империи" там тоже не было такого уж суперрейтинга, но, тем не менее, канал постарался сделать все, чтобы это стало событием и чтобы туда тоже пришло больше зрителей, чем бы они пришли сами по себе. Ну, мы знаем, пойдем в Дом книги и посмотрим, что лежит в новинках, и что расхватывают, как пироги, а что стоит на полках, фантастические издания, но, тем не менее, они несопоставимы ни по тиражам, ни по продажам.
К. ЛАРИНА – "По поводу показа "Доктор Живаго", - пишет Ирина, – большой ущерб фильму нанесло то, что показывали вечером и днем, а не утром, когда люди могли бы его посмотреть те, которые не могут смотреть вечером". Здесь еще есть. "Обилие рекламы доконало, стал записывать и даже в этом случае реклама мешает". "Прекрасный фильм "Доктор Живаго", - Александр пишет, - необходимо смотреть без перерыва в 4 дня и даже в один день, не говоря о рекламных паузах". Вот такие мнения.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но между прочим, если бы так представить, что этот фильм показала бы "Культура", то я думаю, что доля и рейтинги, может быть, были еще меньше. Потому что это наши некоторые иллюзии, что люди тянутся к высокому, да ничего подобного. Вот есть же канал "Культура", куда, пожалуйста, тянущиеся, идите. Тем не менее, их показатели уж настолько разнятся с показателями основных массовых каналов, то есть канал "Культура" в чистом виде проявитель реального интереса аудитории. Там, где можно посмотреть без рекламы, там, где тебе покажут в принципе то, что ты ожидаешь. Хотя остается одна маленькая надежда, что поскольку второго показа, я сомневаюсь, что они сейчас это будут делать, наверное, это уже в следующем сезоне будет, я думаю, что они постараются все-таки сделать из этого то событие, которое они обычно делают из подобного рода. Хотя даже подобного рода у нас, пожалуй, еще и не было. Притом, что были с точки зрения, да с любой точки зрения "Мастер и Маргарита" был событием социокультурным, независимо от того, какого он был художественного уровня. "В круге первом" тоже было событием. И политическим в то же время. А в этом смысле "Доктор Живаго" это именно событие, потому что мы видим необычайно высокого качества большое многосерийное кино. Его даже не хочется, язык не поворачивается называть сериалом. Сериал всегда хочется поставить знак равенства с "мылом". Это никакое не "мыло". Это именно очень хорошее кино. Это киноверсия. Поэтому все крики о том, что это не буквально повторяет роман, они не выдерживают никакой вообще критики, потому что в данном случае это адекватная, тут именно смысл и дух сохранен. А может быть не всегда буква.
К. ЛАРИНА – Я могу прочитать, еще от Оксаны пришла телеграмма: "Уважаемые дамы, "Доктор Живаго" вызывает странные конечно чувства в смысле фильма, но чем дальше, тем больше нравится. Последняя серия просто потрясла. Очень хорош Меньшиков".
И. ПЕТРОВСКАЯ - Последняя из показанных.
К. ЛАРИНА – "Посмотрели три серии "Доктор Живаго", плюнули, - пишет Георгий Васильевич, - и купили диск и получили вдобавок "Гибель империи" и посмотрели и получили громаднейшее удовольствие".
И. ПЕТРОВСКАЯ - Видишь, Георгию Васильевичу повезло, потому что ему есть, на чем это посмотреть. Мы много раз об этом говорили. Если бы у большинства подавляющего зрителей были…
К. ЛАРИНА – Тогда телевизор не нужен был бы вовсе.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …носители, да тогда другой вопрос, зачем тогда вообще телевизор.
К. ЛАРИНА – Давайте мы послушаем телефонные звонки ваши. Пожалуйста, любые темы прошедшей недели можно затрагивать, поскольку 2-3 мы успели обсудить. Но наверняка чего-то пропустили.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Виктор. Здравствуйте, дорогие дамы. Вы знаете, наверное, все-таки и Борис Леонидович внес свою лепту в то, что "Доктор Живаго" не смотрится так, как нам хотелось бы. Потому что Борис Леонидович, сын Пастернака говорил о том, что не соответствует…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Евгений Борисович.
СЛУШАТЕЛЬ – Да. Извините.
К. ЛАРИНА – А вы знаете, Виктор, для меня это какая-то загадка. Потому что Евгений Пастернак был у нас в студии как раз во время озвучания уже фильма "Доктор Живаго", и Евгений Пастернак тогда говорил в эфире прямом, что ему кажется, что это будет адекватное произведение, что он бывал на съемках, что он знает о кастинге, то есть, кто кого играет. И все это исключительно одобряет. Что он читал сценарий Юрия Арабова, который ему очень понравился. Я была свидетелем, он это говорил в "Книжном казино", когда у нас был в гостях.
СЛУШАТЕЛЬ – Верно. Но дело в том, что Мастер и Маргарита", есть в "Круге первом", все-таки там было приближено к оригиналу. Там был текст литературный. Там был закадровый голос писателя. К сожалению, с Борисом Леонидовичем это не могло произойти. И потом еще был Меньшов как актер совсем недавно…
К. ЛАРИНА – Виктор, я вас отключаю. Вот прежде чем делать какие-то оценки, давайте все-таки будем произносить правильно фамилии актеров. Ну, некрасиво это, вы звоните в прямой эфир. Давайте напомним, что это Олег Меньшиков.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Могла быть просто оговорка, в конце концов.
К. ЛАРИНА – Очень любят у нас слушатели высказываться…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже прочитала все, что говорил Евгений Борисович, что это не Пастернак…
К. ЛАРИНА – Для меня это загадка.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не соответствует роману. Но при всем при том он делает вывод, что это произведение имеет право на существование, что авторы выполнили условия родственников, которые владеют правами на это произведение. И написали, что по мотивам. Это не экранизация в чистом виде, а это отдельное произведение по мотивам романа Пастернака "Доктор Живаго". И вот в смысле фабулы, выписанности образности и сюжетов следует признать, что кинопроизведение более, не интересное даже, но я имею в виду, что в романе есть очень много и обрывов сюжетных линий и очень много отвлечений от сюжета, от фабулы. Потому что Пастернаку мне кажется, в этом романе было не самое главное вот эти сюжетные линии проследить и то, что делает роман романом. Для него это была возможность высказаться по более серьезным и важным проблемам. Здесь же строится произведение по законам драматургии, по законам киноповествования и даже в каком-то смысле эпопеи…
К. ЛАРИНА – Ир, спорить бесполезно. К сожалению, спор о произведении искусства он бесконечен.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот я и говорю, может быть, мне кто-то напомнит эту прекрасную цитату. Как объяснить, что Фердыщенко хуже, чем Гоголь или Чехов.
К. ЛАРИНА – Кому-то да, кому-то нет. А Олег меня, кстати, совершенно поразил, я стала вспоминать его работы, Олег Меньшиков, за последнее время, мне кажется, что это его, по крайней мере, на сегодняшний день…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вершина.
К. ЛАРИНА – Лучшее. Все что он успел сделать за свою жизнь и накопить как актер и как человек, и вот по поводу закрытости, по поводу которой мы с тобой иронизировали, когда ночь новогодняя была с Олегом Меньшиковым, настолько это все был какой-то пшик, если говорить о раскрытии личности человека. То здесь конечно. Есть какие-то сцены, когда ты не понимаешь, как человек это играет. Крупные планы, вы себе не представляете, что это такое. Это же такая вещь, под микроскопом разглядывают тебя, и ни к чему не придерешься. Такая глубина. Мне кажется, он сам еще не до конца понимает и отдает себе отчет, что он сыграл в этом фильме.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это раз.
К. ЛАРИНА – Великолепная работа.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И еще очень важно, что бы там ни говорили, а в данном случае особенно, присутствие режиссера, его видения, потому что мы видели того же Меньшикова в "Золотом теленке" ну самым что ни есть выигрышном образе, который есть и в литературе и может быть в кино конечно. Остап Бендер. Но когда актеру не поставлена задача, когда его не ведут, получается вот то, что получилось. Полный провал. А в данном случае это понятно, что был режиссер Прошкин, для которого мне кажется это тоже очень серьезная этапная работа.
К. ЛАРИНА – Александр Петровский пишет: "Горжусь своей однофамилицей. Так держать, Ирина".
И. ПЕТРОВСКАЯ - Спасибо, дорогой однофамилец.
К. ЛАРИНА – Давайте еще звонок.
СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Меня зовут Михаил, Москва. Я бы еще раз хотел поблагодарить канал "Культура" за спектакли "Современника". Прекрасно. Трудно бывает попасть в "Современник".
Т. ЛАРИНА – А вы откуда звоните?
СЛУШАТЕЛЬ – Москва. Спасибо им большое за показ и мне кажется, что со звуком там немножко плоховато воспринимается. Трудновато. А так большое спасибо.
К. ЛАРИНА – Спасибо, Михаил. Но в виде исключения я вас оставила на линии. Еще раз повторю, 783-90-25 это телефон для москвичей и 783-90-26 для тех, кто живет и слушает нас в других города России и не только.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я хотел спросить про Муслима Магомаева.
К. ЛАРИНА – Простите, как вас зовут и откуда вы?
СЛУШАТЕЛЬ – Я из Санкт-Петербурга. Про Муслима Магомаева была передача, вам понравилось?
К. ЛАРИНА – А вам?
СЛУШАТЕЛЬ – Очень даже. И еще вопрос. По РЕН-ТВ есть передача "Два против одного", там встреча была с Козаковым, журналисты оскорбляли все время окружение Ельцина. Обзывали окружение Ельцина.
И. ПЕТРОВСКАЯ - На каком канале, простите?
СЛУШАТЕЛЬ – РЕН-ТВ. "Двое против одного" передача. Два журналиста там все время нехорошо себя ведут.
К. ЛАРИНА – Это что же за передача. Я первый раз про такую слышу. Ты знаешь?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже.
К. ЛАРИНА – Это точно РЕН-ТВ?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Региональное РЕН-ТВ.
К. ЛАРИНА – Понятно. Это то, что у вас там смотрят.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А, это, наверное, питерское.
К. ЛАРИНА – Да.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если из Санкт-Петербурга, то да, это совершенно не имеет никакого отношения к РЕН-ТВ. Я кстати специально узнавала, что там как-то так сделан на этом канале логотип, что многие думают, что смотрят РЕН-ТВ или они как-то делят одну частоту. Это та самая программа, в которой произошла драка Борового. Что там его по национальному признаку в высшей степени мерзко оскорбили…
К. ЛАРИНА – А кто, журналисты?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Журналисты.
К. ЛАРИНА – Да то что?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, да. Мне это рассказывали коллеги из Питера, что вообще это совершенно дикая программа. И даже приличные люди в Питере стараются ее не смотреть. Второй у нас какой был вопрос.
К. ЛАРИНА – Про Магомаева. Я видела анонсы, и мне захотелось посмотреть. Это что такое было?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это тоже в рамках этой документальной линейки. "Прерванное молчание", по-моему, называлось. В общем, это рассказ вообще о творчестве Магомаева и интервью его сегодняшнее и где он пытается объяснить, почему он так рано сошел со сцены. Хотя у него есть и голос и возможности, но, тем не менее, он считает уже нужным не выступать. И там много обстоятельств, в частности он считает, что всему свое время и не нужно на сцене демонстрировать свое угасание, увядание. И считает, что многим бы уже сегодня, наверное, не стоило бы выходить на сцену. Но ни в коем случае никого он не задевает. Второе, а может быть даже существенное самое, что в принципе вот это обожание и фанатизм, с которым он один из первых может быть, наших исполнителей столкнулся, когда его машины выносили на руках, чуть не сминали, на гастролях он не выходил из номера, дежурили просто толпы фанатов. И все это нанесло ему явную совершенно травму, и он больше этого не захотел и не хочет и живет в общем затворником со своей женой Тамарой Синявской и мало с кем общается. У него, оказывается, есть собственный сайт в Интернете. И там есть некий круг его единомышленников и друзей, с которыми он общается. Это было тоже на канале "Россия" и тоже как в случае с Каверзневым это наводит все равно на аналогии и сравнения, то есть, есть некая высшая требовательность какая-то артиста к себе и его взаимоотношения с публикой. И вот если он считает, что он уже не соответствует тому уровню, которому он бы хотел соответствовать и как он бы себе представлял этот уровень, он уходит.
К. ЛАРИНА – Дорогого стоят такие признания.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это фантастическая вещь. Потому что мы видим, как сегодня, куда с меньшим талантом и дарованием и голосами, люди цепляются за эту сцену, за эфир тем более, и сами готовы платить, чтобы только быть все время на плаву. И вот здесь меня тоже именно это в этой программе и в этом человеке поразило. Вот эта высочайшая требовательность и возможность самому, а мы понимаем, что сам ты оцениваешь себя, наверное, если ты честен сам с собой, наедине с собой, все-таки наиболее адекватно. Тебе могут сколько угодно дуть в уши, что ты в той же прекрасной форме, вы гений, ваше величество, но если ты сам понимаешь, что ты уже не тот, то это требует еще огромнейшего мужества, чтобы уйти, зная, что в принципе все могло… Ему и сейчас, ему всего оказывается, 63 года. И сейчас бы мог спокойно…, меньше, чем, кстати, некоторым из тех, кто сегодня еще зажигает.
К. ЛАРИНА – Звездит. Давайте еще звонок. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Андрей из Москвы. Вы знаете, наверное, "Доктор Живаго" не прошел на ура, потому что люди устали от слова "сериал". Это, во-первых. Это мое субъективное мнение. А во-вторых, наверное, потому что далеко не высокого качества фильм. Потому что когда был фильм "Место встречи изменить нельзя", никакого не было промоушена, рекламы, но, тем не менее, вся страна смотрела.
К. ЛАРИНА – Перестаньте, это на Высоцкого смотрели.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сравнение тут некорректное. Потому что это показ был уже 555-й, если вы имеете в виду в сегодняшнее время.
К. ЛАРИНА – А уж "Семнадцать мгновений весны".
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, уже уверяю вас, никакой промоушен этому не нужен. А кстати, если говорить о том, что устали от сериалов, то извините меня, пожалуйста, то должны были убежать как черт от ладана от "Александровского сада". А все случилось ровно наоборот. Не могут люди устать от сериалов. Это основной хлеб, это основное содержание всех программ всех телеканалов, большинства телеканалов мира, поэтому собственно это и производится в таких совершенно промышленных масштабах.
К. ЛАРИНА – Светлана Ивановна пишет: "Девушки, меня удивляет, что вас раздражает, что победила Горячева. Человек с нормальной ориентацией. Радоваться надо". Во-первых, Светлана Петровна Горячева ничего о своей ориентации не говорила. Я, например, не знаю ее ориентацию.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, там были какие-то. Как-то было очевидно совершенно.
К. ЛАРИНА – Прямо так сказала, что я нормальной ориентации. В смысле люблю мужчин.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это было очевидно, поскольку она отстаивала эту позицию.
К. ЛАРИНА – Мало ли, мы ничего не знаем про интимную жизнь наших политиков.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Знаешь, это очень революционное предположение. В случае чего.
К. ЛАРИНА – Ира, скажи пару слов про следующую неделю. Что там тебя зацепило, что нам ждать. Скажи нам всем.
И. ПЕТРОВСКАЯ - О, Господи, ты меня врасплох застала.
К. ЛАРИНА – "Доктор Живаго" понятно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - "Доктор Живаго" продолжается.
К. ЛАРИНА – Ты писала анонсы в газете?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я писала, но только убей бог, почему-то они все у меня выпали из головы совершенно. Но вот сегодня посмотрите финал "Евровидения". Это очень сближает и как правило провоцирует и возбуждает невероятно патриотическое чувство, даже если тебе совершенно по барабану вся эта эстрада, но кажется, если твой не пройдет, то это просто проигрыш во Второй мировой войне. Или как футбольные чемпионаты. Много там на следующей недели документалки. Посмотрите, сами дорогие друзья. И на канале "Россия" и на Первом канале. Кстати, будет несколько программ, посвященных 65-летию Даля. И на Первом, по-моему, канале будет документальный фильм "Олег Даль и народный артист".
К. ЛАРИНА – 25 мая ему бы исполнилось, Ира, всего 65 лет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А умер он в 40 лет. Это же конечно совершенно невероятно тоже вообразить.
К. ЛАРИНА – А ощущение, что совершенно из другой эпохи, что это было так давно, когда он был жив и работал. А всего-то 65 лет. Ну, как и Высоцкому, мы отмечали 65 лет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И будет несколько фильмов по разным каналам с его участием и будет несколько программ, в частности я запомнила то, что будет документальный фильм специально сделанный к этой дате, к этому событию.
К. ЛАРИНА – Ну все. Мы на этом завершаем сегодняшнюю нашу телевизионную встречу. Ирина Петровская и программа "Человек из телевизора".