Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2006-05-13

13.05.2006

13 мая 2006 г.

11:10-12:00

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Человек из телевизора»

Гость студии: Ирина Петровская

Эфир ведет: Ксения Ларина

К.ЛАРИНА: Ну, что, как обычно по субботам телевизор мы смотрим вместе с Ириной Петровской. Вот лучше с профессионалом посмотреть телевизор – тебе сразу скажут, что хорошо, что плохо. Правда, Ир? Здравствуй.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну… он постарается.

К.ЛАРИНА: Он постарается?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мухтар постарается.

К.ЛАРИНА: Друзья мои, 725-66-33 – это пейджер, 783-90-25 – это телефон московский, 783-90-26 – телефон немосковский. Есть что обсудить. Я думаю, что мы начнем, наверное, все-таки с «Доктора Живаго».Мы смотрели с Ириной эту картину чуть раньше, чем она выщла в эфир. Я скажу нашим слушателям.

И.ПЕТРОВСКАЯ: До эфира еще.

К.ЛАРИНА: А сейчас все равно я стараюсь смотреть вместе с публикой, что называется. Потому что, конечно же, всегда обсуждаешь то, что сейчас увидел, и это совершенно нормальная реакция. Хотя у меня к тебе такой вопрос, Ир, сразу – а как ты думаешь, чем они руководствовались, когда вчера показали вдруг в середине, даже не в середине, а после трех серий, показали вдруг фильм о фильме. Мне как-то было обидно, что они продали там многие и многие вещи, которые еще впереди. И вся дальнейшая сюжетная канва для тех, кто не читал, и, естественно, то, что происходит, какие-то внешние перемены с героями. Зачем это сделано, как ты думаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не знаю, я тоже была вчера крайне изумлена. Более того, я увидела его именно вчера в программе, изумилась и подумала, может быть, у меня какое-то смещение и фильм уже заканчивается.

К.ЛАРИНА: Нет, вот как-то странно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Даже не в середине, а еще первая треть только прошла.

К.ЛАРИНА: Но какая-то логика в этом должна быть, значит, у людей, которые это ставили. Что вот у них возникло, какие причины?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, не знаю, мне кажется, что НТВ вообще идет своим путем, и вот этот свой путь он выливается в том числе вот в такие вот странноватости. Точно так же, как мне казалось, например, что НТВ – хотя я понимаю, коммерческий канал, но мог бы воспринять опыт «России», канала «Россия» и все-таки не до такой степени…

К.ЛАРИНА: …забивать рекламу…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …забивать рекламой. Действительно, в эфире – я тоже попыталась смотреть – это очень сложно. Огромные рекламные блоки. Кто-то даже посчитал: по-моему, на 44 минуты там чуть ли не 18 минут рекламы, может быть, меньше. Но в любом случае, это именно тот случай, когда реклама просто отвлекает и мешает восприятию. И мне кажется, что в связи опять же с тем, что на НТВ не так много подобного – вообще, первый, по-моему, случай за последние несколько лет, когда произведение такого уровня они показывают…

К.ЛАРИНА: «Кукоцкий».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, с «Кукоцким» вообще, ты понимаешь, отдельная история. Я считаю, что они его просто погубили…

К.ЛАРИНА: …показом…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …поставив в таком режиме – не в ежедневном, а в еженедельном. И мне искренне жаль тех зрителей, у которых нет возможности посмотреть это в нормальном режиме – на DVD или на видеокассетах. Да, действительно, ты права, это второй – так и скажем – случай, хотя «Доктор Живаго» все равно мне представляется и более важным и более масштабным во всех смыслах. Совершенно такое знаковое событие. И все это вместе, и вот это напичкание,... пичкание, не знаю как сказать, рекламы в таком количестве и вот эта вчерашняя акция, когда сделали… обычно это делается и на Первом, и на Втором каналах, когда фильм заканчивается. И тогда действительно интересно посмотреть…

К.ЛАРИНА: …а как это было.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …да, как это делалось, как снималось. Не знаю, у меня нет объяснений. Такое впечатление, что… ну, вот это впечатление, ты понимаешь, что, конечно же, оно не соответствует действительности, что на канале сидит какой-то вредитель, который делает все, чтобы даже то, что попадает – крохи ведь попадают…

К.ЛАРИНА: …настоящего чего-то…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …настоящего чего-то в эфир, вот максимально как-то опошлить и дезавуировать и значение, и восприятие. Вот не знаю – других объяснений у меня просто нет.

К.ЛАРИНА: Что говорит народ? Ты же собираешь отзывы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я собираю отзывы, но дело в том, что народ, который посмотрел и смотрит это вот так же на DVD, без рекламы, говорит, как правило, несколько другое, чем тот народ, который смотрит в эфире. Особенно народ, который читал роман, ему не хватает вот этого прямого соответствия, что, на мой взгляд, совершенно не правильный подход.

К.ЛАРИНА: Неправильный подход.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мы видели прямые соответствия…

К.ЛАРИНА: Это еще хуже.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и прямое переложение с литературного на телевизионный. И по сути это получается инсценировка или даже вот такое художественное чтение.

К.ЛАРИНА: Зримая песня – было такое в нашем детстве.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Зримая песня. При том, что я совершенно не отрицаю все равно огромного значения «Мастера и Маргариты», но в данном случае это мы имеем… имеем, поскольку они довольно близки друг от друга по времени, два подхода к экранизации: «Мастер и Маргарита» - детальное, очень аккуратное, даже временами такое занудное следование за текстом и за литературным первоисточником, когда другого, иного качества не получается. Хотя и это важно для людей, которые не читали, которые забыли, которых необходимо привлечь на вот эту сторону, – тех, кто читает и кто любит произведение. И другой случай – это именно Прошкин и «Доктор Живаго»…

К.ЛАРИНА: …и Арабов.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и Арабов, в первую очередь, когда создается произведение в каком-то смысле равноценное литературному первоисточнику, но тем не менее, это все-таки переложенное на язык не телевидения даже, а кино. Мне кажется, это важнее, потому что это все равно стимулирует интерес…

К.ЛАРИНА: …к роману…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …к роману в результате и в то же время дает нам такую версию – киноверсию. Мне кажется, это важнее.

К.ЛАРИНА: Я бы в этот ряд поставила Глеба Панфилова с его версией «В круге первом». Там тоже была, ты вспомни… хотя при том, что сценарий писал сам Солженицын, все равно это было другое произведение. Это не было таким диванным прочтением, такой иллюстрацией к роману.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, согласна. Согласна.

К.ЛАРИНА: Потому что невозможно все это вытащить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А там еще тяжелее было, потому что там все это построено на философии, на диалогах, которые практически невозможно экранизировать, если идти вот этим путем дословного пересказа, переложения. Ну, и кстати сказать, Пастернак всеми признавался не слишком экранизируемым, потому что все-таки роман написан поэтом, а не прозаиком, и поэтому там множество линий, часть из них рвется…

К.ЛАРИНА: …диалоги там все таким высоким штилем написаны…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …невозможно вот эту фабулу конкретную изложить. Поэтому мне кажется, что ничего кощунственного ни Арабов, ни Прошкин по отношению к Пастернаку не осуществили.

К.ЛАРИНА: Вот я с тобой согласна абсолютно. И здесь, конечно, важнее понимание авторов – вот что они пытались оттуда вытащить, какие смысловые вещи они пытались выразить с помощью кино. И мне кажется, что здесь абсолютно ничто не противоречит тому, что написал Борис Леонидович Пастернак, в этом романе.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И главная идея, философия – это все сохраняется, но только просто это делается немножко по-другому, или даже скорее множко по-другому, чем это делается в литературном первоисточнике. И, конечно, фантастические – я вот не знаю, я давно не испытывала именно такого удовольствия от ролей практически всех – от главных до неглавных.

К.ЛАРИНА: Гармаш какой замечательный!

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, Гармаш – ну, он всегда замечательный. И мы не будем уставать ему об этом говорить. Но даже вот Андрей Панин, который появляется…

К.ЛАРИНА: …эпизод…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …всего в первой серии там на три минуты, совершенно иной. И оторваться невозможно. Все, все абсолютно, кого ни возьми, играют совершенно фантастически. Я уж не говорю о вот этой тройке – главной Меньшиков, Чулпан и Янковский.

К.ЛАРИНА: Ну, а Владимир Ильин какой замечательный.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И Владимир Ильин, и Кирилл Пирогов. Вот для меня очень какое-то точное попадание – отбор актеров, и попадание в характеры и образы.

К.ЛАРИНА: Так что режиссеру большое спасибо. Я, кстати, вчера, когда смотрела вот этот фильм о фильме, для себя отметила – понимала это интуитивно, но отметила, насколько для него это было важно это сделать. Для Александра Прошкина. У него есть свои какие-то внутренние отношения и с историей, и с этим романом, и с этим героем. Вот не просто так. Не просто я взял книжку, которую… «А вот возьму-ка я сейчас «Доктора Живаго» сделаю!» - нет же.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно.

К.ЛАРИНА: Здесь какие-то другие мотивы, и они очень чувствуются. Это всегда видно в кадре. Ну, и конечно, еще раз надо, наверное, подчеркнуть, что здесь оригинальный сценарий Юрия Арабова совершенно замечательный, очень точный.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И, кстати, ведь многие экранизации проваливались из-за того, что не сумел драматург, не сумел сценарист адекватно это переложить на адекватный произведению язык.

К.ЛАРИНА: Перевести на киноязык.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно. Вот первый, помнишь, случай экранизации Акунина…

К.ЛАРИНА: …провалившийся…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, провалившийся. Когда, по-моему, чуть ли не сам Акунин этот сценарий писал.

К.ЛАРИНА: Сценарий писал, Адабашьян снимал. И жалко тоже было, потому что ничего не получилось.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это, по-моему, «Азазель» был, да?

К.ЛАРИНА: Да, «Азазель».

И.ПЕТРОВСКАЯ: И именно потому, что это разные профессии и, соответственно, разные законы, по которым выстраивается произведение. И это понимаешь, вот только когда имеешь уже готовый материал и возможность сравнивать одно с другим.

К.ЛАРИНА: Ну, что, теперь надо что-нибудь о плохом. Хотя еще о хорошем я хотела сказать. Мне так понравился фильм про Гердта.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот, я тебе хотела тоже сказать.

К.ЛАРИНА: Ой, просто до слез, до слез. Хотя мне немножечко мешал Леонид Аркадьевич. Я не очень понимаю, при чем здесь он, как ведущий. Потому что полная у меня уверенность в том, что он читает текст, который не им написанный – он здесь выступает в качестве такого… говорящей головы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, так оно и есть. Посмотри титры и ты поймешь, что автор сценария – это все другое.

К.ЛАРИНА: Да? Не Якубович?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, это нынешняя тенденция, когда берется медийное известное лицо…

К.ЛАРИНА: …которое озвучивает…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Человек, который садится в кадре или идет в кадре, или бежит в кадре – я не знаю.

К.ЛАРИНА: Но сам фильм, конечно, просто настолько… Здорово.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А я просто помню этот вечер, и я надеюсь, что он все-таки сохранился…

К.ЛАРИНА: Ну, если они такие фрагменты показали – конечно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я даже хотела звонить Жене Гинзбургу и попросить, может быть, если у него это есть, мне это копировать. Я просто была на этом вечере в Молодежном театре. И все уже действительно знали, что Зиновий Ефимович уходит, а мы дружны с его дочерью, и периодически она рассказывала, что там происходит за кулисами. Действительно он лежал, действительно его привезли буквально уже никакого.

К.ЛАРИНА: Поэтому когда он встал…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но артист, да? Артист взял верх над немощной уже плотью. И это было… Я помню этот финальный уже момент, когда весь зал встал, и он, вот так глядя, уже, в общем, даже не в зал, а куда-то поверх наших лиц и голов, он читал вот это стихотворение Самойлова, что нельзя беречься, и зал стоял и беззвучно рыдал. Потому что было понятно, что вот это прощание.

К.ЛАРИНА: Прощание.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И он еще потом тоже – но поскольку здесь были только фрагменты – он еще долго стоял и вот так просто, немножко закрывшись рукой, всматривался в зал. Совершенно понятно было, что и он очень хорошо понимает, что это последний выход на сцену. И люди, которые стояли на сцене за ним, тоже с трудом сдерживали слезы. И это было что-то невероятное.

К.ЛАРИНА: Так что спасибо Первому каналу за… то, что хорошо – то хорошо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И самое главное, что вот этот цикл, если ты помнишь, мы его не очень полюбили, за то, что там были какие-то вот эти чудовищные реконструкции, совершенно ненужные, с участием подставных людей, актеров – при том, что живые еще есть участники разных событий из жизни знаменитых людей…

К.ЛАРИНА: О, вспомнила плохое!

И.ПЕТРОВСКАЯ: Плохого вспомнить – это не фокус.

К.ЛАРИНА: Фильм, который также был показан по Первому каналу и в котором ты принимала участие.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, про Листьева?

К.ЛАРИНА: Фильм, посвященный Владу Листьеву. Скажи мне, пожалуйста, или я сошла с ума, или я уже все это видела.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ты уже это видела. Я то же самое.

К.ЛАРИНА: Ребята, по-моему, сделали…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я начала смотреть… Потому что ко мне приехала буквально за 3 дня до этого, три, четыре, может быть, съемочная группа. И у меня было ощущение, что снимается некий новый фильм.

К.ЛАРИНА: А они тебе чего сказали?

И.ПЕТРОВСКАЯ: То же самое, что вот они там снимают новый фильм.

К.ЛАРИНА: То есть они там дописали какие-то синхроны…

И.ПЕТРОВСКАЯ: То есть они там дописали синхроны, притом, что я могу предположить, что рассказ мой был не интересен, но тем не менее, из часа там было выбрано по минуте два раза. Точно так же они Олега Вакуловского дописали, по-моему, Любимова – ну, вот несколько интервью… то есть, какие интервью – там вошли маленькие-маленькие фрагментики. Все остальное – это фильм, который был показан, мне кажется, год назад к 10-летию.

К.ЛАРИНА: Нет, не год назад!

И.ПЕТРОВСКАЯ: А когда?

К.ЛАРИНА: Я сейчас скажу тебе, когда это было показано. И мне это подсказал Эдуард Михайлович Сагалаев, который в этом фильме присутствовал как участник, который сказал: «А сейчас, при Ельцине…», - сказал он.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, нет, это точно.

К.ЛАРИНА: Ну, я тебе точно говорю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, нет, это точно абсолютно нет, потому что этот фильм был сделан… во-первых, там взрослый сын участвует. И я его видела уже…

К.ЛАРИНА: Но у меня такое ощущение, что его собрали из кусков, что это уже было всё.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, собрали из кусков…

К.ЛАРИНА: Потому что Сагалаев говорил точно про эпоху Ельцина – «сейчас». «И сейчас, при Ельцине…», - сказал он. Эту фразу я для себя отметила, я даже ее записала себе в тетрадочку.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, нет, Ксюш, ты ошибаешься. Там, значит, это как-то иначе прозвучало…

К.ЛАРИНА: Не ошибаюсь, Ир. Нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я просто приеду и прокручу…

К.ЛАРИНА: Значит, вообще собрали из трех фильмов всё.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, просто по внешнему виду понятно, что все это писалось…

К.ЛАРИНА: Там все люди по-другому выглядят. Извини меня.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ты ошибаешься.

К.ЛАРИНА: Годы прошли. Ты выглядишь прекрасно. Потому что ты…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что я вчера буквально, поэтому на сегодняшний день прекрасно.

К.ЛАРИНА: А остальные – годы, годы прошли.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, нет. У меня ощущение, что этот фильм был сделан к 10-летию со дня убийства. То есть это год назад где-то. И потому что я помню этот пафосный монолог Эрнста по поводу того, что Влад Листьев последний герой телевидения. И дальше он это долго развивал.

К.ЛАРИНА: Короче, хотели как лучше. Ну, так не обманывайте людей-то. Ну, скажите, что в фильме использованы фрагменты из документального фильма такого-то года. Почему не написать-то?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Странная вещь. Я в первый раз, честно говоря, за последнее время с таким сталкиваюсь, что берется уже какое-то готовое произведение и туда чего-то подверстывается, по-другому называется...

К.ЛАРИНА: Зачем? Кого мы обманываем?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хорошо еще, что там еще все живы хотя бы. Я имею в виду из тех, кто дает интервью.

К.ЛАРИНА: Да, участники. А зачем, скажи мне? Кого люди обманывают? Как дети.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это называется даже не обманывать, а просто минимальными средствами, на коленке, сделать датское некоторое произведение. Датское, в смысле – по поводу даты.

К.ЛАРИНА: А почему честно не написать, что в программе использованы фрагменты из фильма такого-то – кого они обижают, они же сами это делали? Это все: и то, и другое, и пятое, и десятое – продукция Первого канала. И то, что было раньше, и то, что сейчас.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, ну, не продукция, там какая-то отдельная фирма, которая снимает для Первого канала. Понятное дело.

К.ЛАРИНА: Ну, неприлично, короче.

И.ПЕТРОВСКАЯ: У меня тоже был абсолютный эффект такого дежавю. Я никак не могла понять. Я видела это или не видела? Если бы меня не снимали три дня назад, то я бы, может быть, решила бы…

К.ЛАРИНА: …вообще бы поняла…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …что это старый какой-то фильм. Но мне это позиционируют, как новый. Довольно странно. И конечно же, ничего особенного нового не добавлено. Да и что теперь добавишь, кроме того, что действительно теперь понимаешь, что таких персон… Главное, что было в Листьеве – может быть, я пристрастна именно потому, что у меня с ним связаны самые нежнейшие воспоминания юности…

К.ЛАРИНА: А я напомню, что Ира училась с Владом на одном курсе.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мы вместе учились и мы дружили, и вместе ездили на картошку, и был он у нас бригадиром. Он был старше нас, потому что он пришел после армии. И он был действительно крайне светлый человек. И вот эту вот светлость и, самое главное, искренность он перенес на экран. И сегодня нам не хватает, мне кажется, искренних людей. Все превратились в некие функции. И даже не знаю, вот сегодня привести пример, кто действительно – вот можно назвать, что человек искренний и вот такой пробивающий экран, как говорит Познер, именной своей вот этой энергетикой и желанием чего-то донести.

К.ЛАРИНА: Владимир Соловьев.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ой, Владимир Соловьев считает себя, видимо, большим актером, и поэтому он играет еще, и это смотреть довольно больно, когда самодеятельное актерство проявляется в кадре.

К.ЛАРИНА: Кстати, что-то его давно не было.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да они все, у нас же мода такая – за неделю или за две уходить на каникулы и возвращаться тоже через неделю, вот, по-моему, завтра возвращаются …

К.ЛАРИНА: Завтра «Времена» будут.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и Владимир Владимирович…

К.ЛАРИНА: Соловьева завтра нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Тоже нет? Слушай, как они хорошо живут все-таки. У меня, особенно в газете – так иногда хочется, чтобы какой-то пропуск был. Ни одного, понимаешь. А уж не говоря про «Эхо Москвы». Каждую субботу на эфир, как на работу.

К.ЛАРИНА: Ну, что, мы сейчас новости слушаем, потом продолжаем программу. Обращаемся уже к вашим вопросам и к вашим мнениям. Все средства связи работают. Пейджер 725-66-33, телефоны прямого эфира 783-90-25, 783-90-26.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Мы продолжаем программу «Человек из телевизора». Здесь в студии «Эха Москвы» Ирина Петровская и Ксения Ларина. И давай мы несколько звонков послушаем, Ир?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Давай.

К.ЛАРИНА: 783-90-25 – это московский телефон и 783-90-25 – для тех, кто живет не в Москве. Мы говорим о телевидении в этой передаче. Пожалуйста, обращаю ваше внимание, все ваши жалобы на работу радиостанции «Эхо Москвы» отправляются в другое место, то есть лично к главному редактору – вот когда он с вами встречается в передаче «Без посредников», пожалуйста, к нему все свои претензии, вопросы или наоборот восхищение. А здесь про телевидение. Пожалуйста. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Выключила радио. Спасибо вам большое за передачу, слушаю каждую субботу с удовольствием. Единственное, что бы хотелось сейчас добавить – завтра будет передача «Линия жизни» в 21 по «Культуре».

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Сегодня.

К.ЛАРИНА: Сегодня, по-моему – в субботу.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ой, а может быть, сегодня. Да, сегодня.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Сегодня.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, сегодня, сегодня. Извините.

К.ЛАРИНА: Это ваша рекомендация?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да. Я просто, чтобы люди не пропустили.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: А вам спасибо за все.

К.ЛАРИНА: А вам спасибо большое, вот вы заодно и проанонсировали еще одну интересную программу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, кстати сказать, я тоже на прошлой, правда, неделе в «Известиях» это проанонсировала.

К.ЛАРИНА: А это не повтор, это оригинальная передача? А то я иногда путаюсь, они там иногда повторяют что-то.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, нет, Арабова точно не было еще.

К.ЛАРИНА: Ну, тогда надо посмотреть обязательно. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый день. Это Виктор из Подмосковья. Я бы вот хотел узнать у вас, может быть, вы в курсе. Я вот начал смотреть «Убеждение» и создается впечатление, что они снимают одновременно с нашим временем. У вас не создается такое впечатление?

К.ЛАРИНА: (тихонько). Я не поняла ничего.

СЛУШАТЕЛЬ: Что все события как будто бы вчера все это происходило. Как это объяснить? Спасибо.

К.ЛАРИНА: Подождите секундочку. А про что вы говорите, еще раз, я не поняла.

СЛУШАТЕЛЬ: «Убить гения».

К.ЛАРИНА: А, фильм, да?

СЛУШАТЕЛЬ: И там идет вот буквально, что… даже буквально бывают моменты, что они опережают несколько события, что мы еще это не видели, а на следующий день смотришь – действительно это было.

К.ЛАРИНА: Спасибо, Виктор. Но я все равно ничего не поняла. Ты поняла что-нибудь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, видимо, какие-то события в фильме, по мнению Виктора,..

К.ЛАРИНА: …опережают что?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …или совпадают с событиями реальными, которые в жизни происходят…

К.ЛАРИНА: То есть там типа послание президента?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не знаю, либо тем более опережают. Ну, есть такая нынче технология – употребила совершенно ненавистное себе слово «нынче» почему-то – есть такая сегодня современная технология, по которой, в частности, ситкомы эти снимаются. «Няня» и прочие. Когда действительно буквально вот за неделю до того, как это выходит в эфир… и иногда бывает, что в ряд фильмов действительно вставляются в канву реальные события, происходящие там в стране. Может быть, это имеет в виду Виктор, но, откровенно говоря, я сериал «Убить гения» на него не подсела, поэтому не могу сказать, соответствует ли это действительности.

К.ЛАРИНА: Надо как-нибудь тебя насильно на что-нибудь подсадить. Вот то, что ты не можешь смотреть, тебе плохо, а вот такую пытку тебе устроить, Петровская.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А ты знаешь, это происходит ведь само собой, вот как было с «Девятью месяцами» - вот по всему, по анонсам…

К.ЛАРИНА: Но этот тебе понравился фильм.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Я не могла представить, что это окажется…

К.ЛАРИНА: А ты что-нибудь с ненавистью смотрела? А у нас был такой случай, я помню.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, да, бывало.

К.ЛАРИНА: Я вспомнила ужас. Ужас ужасов. «Александровский сад» на Первом канале.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот, к сожалению, «Александровский сад» я какими-то только отдельными кусочками…

К.ЛАРИНА: Я сделала это, я посмотрела почти целиком одну серию. Я так хохоталась. Это так смешно. Во-первых, там сюжет, конечно, тот еще.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кремлевские дети.

К.ЛАРИНА: Там все кремлевские алмазы. Какие дети? Забудь про детей. Там кремлевские алмазы все ищут. Там ищут библиотеку Ивана Грозного и кремлевские алмазы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но ищут-то дети кремлевские?

К.ЛАРИНА: Ну, они не дети, они как бы такие старшеклассники, очень смешные, пламенные комсомольцы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, понятно, ну, условно говоря, дети, которые живут в Кремле.

К.ЛАРИНА: Это вообще никого не волнует. Это я тоже на это купилась – что там дети, живущие в Кремле. Это такая… у меня такое ощущение, что Пиманов – автор сценария и режиссер этого фильма и известный телеведущий, он начитался «Бронзовой птицы».

И.ПЕТРОВСКАЯ: (смеется).

К.ЛАРИНА: У него такое вот, понимаешь? То есть он не мог пройти мимо этого произведения классического Анатолия Рыбакова. Это все вот в таком стиле сделано, только сделано, когда это делается взрослым человеком и играют взрослые люди, это, конечно, некое какое-то смещение возникает, странность. Странность. Потому что ты говоришь – дети. Они, во-первых, взрослые, там взрослые дядьки и тетьки.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я понимаю, я видела эти куски…

К.ЛАРИНА: Дядьки и тетьки. У них такие странные диалоги, они говорят, как будто они из детского сада, они друг с другом общаются. Это так смешно…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Этот как раз тот случай, описанный Иваном Андреевичем Крыловым…

К.ЛАРИНА: Посмотри. Ты получишь удовольствие.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да нет, я смотрела отдельные кусочки. Они у меня отбили желание дальше смотреть. Но я понимаю, что это, видимо…

К.ЛАРИНА: Веселое кино.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …тот самый случай, когда беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги, соответственно, тачать пирожник.

К.ЛАРИНА: (смеется). Там страшные цыгане, страшные цыгане черные, с черными бородами похищают кремлевские алмазы. Ты что!

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот человеку почему-то в какой-то момент начинает казаться, что если он появляется в эфире и продюсирует, то он еще и может быть большим художником кино.

К.ЛАРИНА: Видишь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но даже Константину Эрнсту, который, мне кажется, куда более в этом смысле потенциально талантлив, и то в голову не приходит самому режиссировать, тем более писать сценарии. Все-таки, как мы уже – с этого мы начали – это всегда отдельная профессия.

К.ЛАРИНА: Они отдельной книжкой издали уже свой сценарий, как роман.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я видела.

К.ЛАРИНА: Это такая смехота. Я прочитала там фрагменты, кто-то из журналистов, из телеобозревателей, опубликовал фрагменты из этой книги. Это чума вообще. Типа: «Об его голубые глаза разбилось не одно девичье сердце».

И.ПЕТРОВСКАЯ: (смеется).

К.ЛАРИНА: Либо сейчас я еще на память вспомню тебе перл: «Белая краска на ее лице сменилась на красную». Понимаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, красиво, красиво. Дело в том, что…

К.ЛАРИНА: Ну, чудовищно, чудовищно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Когда человек сидит в кадре, то ему тексты часто, может быть, он там пишет, но наверняка кто-то смотрит, корректирует, и вообще разговорная речь отличается от письменной. Мне кажется, что этот «Александровский сад» вот почему-то по моему ощущению, ведь он анонсировался очень давно. И по всей видимости, были попытки канала каким-то образом усовершенствовать это произведение, в связи с чем…

К.ЛАРИНА: Ты думаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я очень хорошо помню, что анонсы пошли еще до «Золотого теленка». А может быть, даже и раньше. И там вот «Скоро на нашем канале» - когда это говорится, то как правило это значит, что через две недели произведение уже выходит. И тут его вот отнесли практически под уже закрытие сезона.

К.ЛАРИНА: Такая смехота.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но по всей видимости, профинансировано, нужно поставить. Но такая вот история (смеется)…

К.ЛАРИНА: То есть это абсолютно полное несоответствие возраста человека, который делает кино, и воплощения.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, это другое – это самодеятельность, это преувеличенное восприятие и отношение к себе.

К.ЛАРИНА: Но почему они так говорят, как будто они, правда, классе в пятом учатся?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что писал человек, который не имеет отношения к, извините, пожалуйста, к сценарному и литературному делу.

К.ЛАРИНА: Но ему кажется, это такая фэнтези, такое приключение получилось на фоне исторической эпохи. Смешно ужасно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это ему так кажется. А канал иногда оказывается, видимо, заложником, потому что заключены какие-то обязательства, и необходимо произведение так или иначе прогнать, прокатать. Но мне кажется, что это нужно было все-таки лучше уж совсем летом сделать…

К.ЛАРИНА: (смеется). Там смешно, в школе там, значит, эта кремлевская школа, они там все учатся в одном классе мальчики и девочки – но они здоровые все, Ир, ты пойми…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я видела, видела. Конечно, здоровые.

К.ЛАРИНА: Они здоровые взрослые дядьки и тетьки, которые играют старшеклассников.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Акселераты.

К.ЛАРИНА: Но они говорят-то почему так, как будто им 5 лет? Я не понимаю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что они по сценарию дети.

К.ЛАРИНА: Там учитель: «Сталин! – там Василий Сталин учится. Типа что-то, типа того, что, – у меня уже мозоль на языке от твоей фамилии!»

(Смеются).

К.ЛАРИНА: А он говорит: «Чего все Сталин да Сталин?»

(Хохочут).

К.ЛАРИНА: Ты знаешь, ты что? Это так поднимает настроение – я до слез хохочу. (Смеется).

И.ПЕТРОВСКАЯ: Обязательно на следующей неделе я возьму…

К.ЛАРИНА: Постмодернизм такой.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Обязуюсь посмотреть это как следует, потому что действительно и посмеяться тоже хочется. Тем более, что форматы, которые предполагают вот этот смех, они пока обманывают ожидания.

К.ЛАРИНА: Да, к сожалению. «Весна».

И.ПЕТРОВСКАЯ: В частности, вот я на прошлой неделе высказывала огромные надежды на то, что вот этот проект Ивана Урганта – «Весна с Иваном Ургантом», а дальше будет «Лето», а потом «Осень», «Зима» - то есть это не то, что весна будет зимой, а предполагается, что каждый сезон. Вот я предполагала, что это будет какое-то новое качество развлечения, но пока, к сожалению…

К.ЛАРИНА: Одно расстройство.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, понимаешь, там не было того, что, конечно же, есть у Петросяна и Дубовицкой – вот этого дуболомного юмора.

К.ЛАРИНА: Ну, ты меня извини, уж такого-то мы и не ожидаем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но я ожидала, да, чего-то другого – какой-то легкости и какого-то необременительного и симпатичного зрелища.

К.ЛАРИНА: Но пока все очень натужно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А пока, да, это натужно. И я очередной раз поймала себя на том, что я совершенно с мрачным лицом, уперев вот так голову и подбородок в кулак, смотрю на это и совершенно ничего не вызывает у меня желания посмеяться.

К.ЛАРИНА: Мало этого, я тебе скажу больше, что у меня временами было какое-то чувство неловкости за хороших людей, которых ты знаешь по кино, тот же Ваня Ургант – замечательный талантливый человек, но видно, что не очень понимает, что ему тут делать. Непонятно. Непонятно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, единственная надежда, может, как-то разгонится. Знаешь, так бывает.

К.ЛАРИНА: Ну, может, разгонится.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что «Большой спор» при всем при том так и не разогнался. Я думала, что он тихо сошел, а вчера обнаружила новую порцию. И все примерно то же самое.

К.ЛАРИНА: Давайте еще послушаем телефон 783-90-25 и 783-90-26. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это Антон из Саратова звонит. Я хотел бы вам сказать, что вы про «Девятую роту» ничего не сказали. Вот была премьера на Первом канале, и не было никаких, как говорится, рекламы на них. Как вы к этому относитесь? И еще сделайте анонс про Евровидение. У нас на следующей неделе будет там некто Дима Билан выступать. Как вы к этому относитесь?

К.ЛАРИНА: Ну, так сделайте сами анонс. Когда он будет выступать-то? Билан?

АНТОН: Ну, он в четверг будет выступать – первый тур. А второй, если он пройдет, то в субботу.

К.ЛАРИНА: Как вам «Девятая рота»-то, Антон?

АНТОН: Ну, «Девятая рота», ну, так, понравилось, в общем-то, но мне кажется, что 9 мая надо было какие-нибудь другие фильмы показывать, более такие…

К.ЛАРИНА: Спасибо, Антон. Мы не обсуждали, потому что это кино, оно в прокате было, и мы о нем говорили, когда…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, я бы действительно на эту тему тоже сказала…

К.ЛАРИНА: Я этот фильм не люблю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …потому что мне показалось... Да, насчет там первое – технический вопрос – почему там не было рекламы. Если вы заметили, весь день на Первом канале не было нигде рекламы. Это у них такой принцип. Они 9 мая принципиально в знак уважения к чувствам ветеранов и всех, кому дорога Победа, отказываются от рекламы. Очень хорошая идея и вещь. И очень редко бывает. Что касается «Девятой роты», то мне тоже кажется крайне неуместным это зрелище в этот день. Потому что, в общем, здесь сходств-то всего ничего: «Девятая рота» - 9 мая, ну, девятка плюс тоже война. И еще, как я выяснила из утреннего эфира 9 мая, у Федора Бондарчука 9 мая день рождения. Ну, в связи с этим, очевидно, канал Первый решил преподнести ему такой подарок, и также всем остальным и всех поздравить с днем рождения Федора Бондарчука, потому что иных сходств нет. Более того, это совсем иная война, которая совершенно не прибавляет славы и не прибавила. Другой вопрос, что там гибли наши молодые ребята и не только молодые…

К.ЛАРИНА: И патриотизма не прибавляет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и патриотизма не прибавляет. И более того, там настолько непонятная, и даже ее и нету временами, грань между героями и ублюдками. Например, герой самого Федора Бондарчука временами совершенный ублюдок, потом оказывается героем. Короче говоря, я не против того, чтобы этот фильм показали, естественно, по телевизору, хотя я бы некоторые лексические элементы оттуда бы все-таки в телеверсии исключила. Ну, мне кажется, что в этот день очень много людей, в том числе детей смотрело, а там, как ты понимаешь и помнишь, не очень воздержанны на язык герои. Пусть бы показали. Но 9 мая это все-таки было, ну, даже временами мне казалось, что, может быть, и оскорбительно.

К.ЛАРИНА: Кстати, в этот же день был показан – называется, «почувствуйте разницу» – «Они сражались за родину». Сергея Федоровича Бондарчука.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, но только утром. Если ты заметила…

К.ЛАРИНА: Ну, вот. Есть разница. Когда говорят, что разницы нету, когда говорят о том, что Федя Бондарчук продолжил традиции отца, и еще там написано очень пафосно «Отцу посвящаю», в конце, в титрах этого фильма – это как бы его личное дело, он, естественно, понятно, почему он это сделал. Но, извините меня, есть все-таки разница.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это, во-первых.

К.ЛАРИНА: Есть колоссальная разница.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Огромная, колоссальная разница, не говоря о том, что там все-таки тоже совсем другая война – именно та война, победу в которой мы и празднуем уже 61 год. А, во-вторых, еще я заметила, вот удивительная тенденция именно почему-то этого года. Почему-то, может быть, раньше мне это в глаза не бросалось – что все старое замечательное кино, начиная с «Баллады о солдате» и заканчивая «Они сражались за родину» показывали по утрам. «Балладу о солдате» - чуть ли не в 6 утра.

К.ЛАРИНА: В 6 утра, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Единственное, «В бой идут одни старики» вечером показали. То ли 8-го, то ли 9-го по Первому каналу. А все остальное это было уже новейшее кино или сериалы про войну, где вроде бы это тоже Великая Отечественная война, но действуют такие супермены в форме того времени, молодые то ли джеймсбонды, то ли кто там, я не знаю…

К.ЛАРИНА: С ухоженной кожей.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …рембо, да, все накачанные, которые совершают что-то невероятное – они в прыжке бросаются на врага. Да, и враг тоже, между прочим, такой сомнительный – враг вообще всегда сомнительный – но я имею в виду, что они какие-то такие лоховатые, потому что они не видят, что у них творится буквально под носом. И впятером уничтожают целое подразделение отборных эсэсовцев. Вот это тоже уже какая-то иная мифология на той… Я бы даже сказала не мифология, а уже спекуляция. Очевидно, таким образом пытаются привлечь молодое поколение к этой теме. Но дело в том, что это никоим образом не проливает свет на ту войну. Это какая-то совсем другая война уже, сконструированная в мозгах молодых…

К.ЛАРИНА: Компьютерная игра.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, вот компьютерная игра. Убей немца. Такие вот роботы, которые действительно просто одним махом семерых убивахом. И никакого не создается этого ощущения и драматизма…

К.ЛАРИНА: Знаешь, на что это похоже по аналогии? На всю эту попсятину, весь этот кошмар, который поет военные песни.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот именно.

К.ЛАРИНА: Вот абсолютно тот же случай. По барабану.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, с ленточками. «Фабрика звезд», которая надела ленточки и, видимо, считается, что таким образом она вспоминает войну.

К.ЛАРИНА: И все равно что петь – с такими оловянными глазами они это поют. Да и снимают так же.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А еще был совершенно фантастический эпизод. Вот это праздничное «Утро» у Арины Шараповой, которое явно было записано накануне. И приходили, кстати, уже не ветераны, ну, во всяком случае, когда я включилась, уже ни одного ветерана не видела, ну, если не считать Этуша, который воевал. А сидел Кобзон, как всегда, и всем задавался вопрос такой – Арина умеет эту интонацию пафосную…

К.ЛАРИНА: …задушевную…

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Что для вас Победа?» Ну, что-то такое сказали, что такое для них Победа. А потом она сказала: «А может быть, вы нам что-то споете?» И дальше была фантастическая мизансцена: сидит Иосиф Давыдович Кобзон и поет. Но при этом явно фонограмма идет концертного исполнения, потому что понятно, что когда человек сидит и у него закрыта диафрагма, он не может такой звук издавать. И это такая была какая-то дичь несусветная. И вообще, вот не знаю, именно от этого телепраздника у меня какое-то осталось ощущение уже удивительной формальности. Практически не было самих участников. Раньше это всегда было – они приходили, что-то рассказывали. Вот в этот раз мы их увидели, но только в малюсеньких эпизодах из новостей, когда они сидели на трибунах и говорили: «Вот пришел, а все мои уже больше никогда в сквер Большого театра не придут». Всё. Единственное, где я увидела все-таки живых людей, которые что-то вспоминают о войне, и не что-то, а конкретно об эвакуации – это 4-серийный фильм, который показало в ночи «Рен-ТВ». Ты не видела? Это проект Самария Зеликина – такого известного документалиста-классика, а продюсер Алексей Ханютин – тоже известный в документальном кино человек. Они сделали 4 серии про эвакуацию. То есть первая серия – это воспоминания детей.

К.ЛАРИНА: А как называется?

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Эвакуация» - так и называется. Дети, которым сегодня уже за 70 или под 70, или уже, ну, не под 80, конечно, но те, кто были тогда 10-, 5-, 13-летними, они рассказывают, как ехали в эвакуацию. И это потрясающее количество подробностей. И еще три серии. Вторая – как эвакуировалась промышленность и создавалась оборонка на уже совсем других местах. И тоже, сколько это было там драм и трагедий. Третья – это про то, как привилегированные граждане Советского Союза эвакуировались. Называется «Лауреатник» - так называли дом, в котором в Алма-Ате поселили самых випов-превипов, которые совсем, конечно, в других условиях существовали. Но даже не столько, потому что их считали цветом нации – это как раз правильно, а потому что необходимо было продолжать творить эти вот мифы про,.. и про вождя в том числе, и про войну. И в этом смысле есть некоторая аналогия – вот нынешнее кино, которое снимают о войне, и то, которое снимали, где тоже одним махом семерых убивахом. Такой примитивный взгляд, но еще более примитивный. И последняя серия называется «Выковырянные». Как известно, в глубинке люди не очень грамотные, и так слово «эвакуированные» трансформировали. И там очень много места занимают рассказы о том, как люди на местах не очень, так скажем, приязненно относились к тем, кто приехал после… то есть приехал в эвакуацию, и нужно было уплотняться. Это тоже понятно. И удивительно просто трагические истории. Вот это, ну, как бы очень просто построено – хроника, хотя оказалось, что, в общем, хроники эвакуации-то и нету, и люди, которые вспоминают, как это было и что они пережили. Уже сегодняшние пожилые люди.

К.ЛАРИНА: А мы тут вспоминали еще в прошлый понедельник, как раз накануне 9 мая, вспоминали с Сергеем Варшавчиком еще фильмы документальные Игоря Прокопенко…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это уже повтор. Это было к 60-летию Победы.

К.ЛАРИНА: Да. И еще Правдюка фильм, цикл программ «Русская версия. Вторая мировая».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, он сейчас продолжает этот фильм, а Прокопенко это сделано, по-моему, к прошлогоднему 60-летию. И это действительно по обе стороны войны – воспоминания наших и немецких участников всяких наших разных сражений. Это действительно был очень интересный проект. Но если уж об этом говорить, об этой теме, был очень хороший, очень тонкий и очень трагический фильм Владимира Молчанова «Мелодии рижского гетто» о том, как буквально в одночасье были сметены тысячи и десятки тысяч рижских евреев, и остались считанные буквально единицы – те, кто вот каким-то образом уцелел. И они это тоже вспоминают. И сделано это очень тонко – то есть без педалирования, без специального выжимания слезы и эмоций. Просто такая вот концентрированная трагедия народа. Это очень хорошо сделано.

К.ЛАРИНА: Ну, что, еще успеваем телефон послушать. Пожалуйста. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алле, я хотела бы узнать. Софья, Москва. Почему теперь нет независимого телевидения?

И.ПЕТРОВСКАЯ: (смеется).

СОФЬЯ: НТВ – не независимое телевидение. Вот такое, как было при Киселеве.

К.ЛАРИНА: Ну?

СОФЬЯ: Я спрашиваю, почему его нет?

К.ЛАРИНА: Нету.

СОФЬЯ: Почему есть только Первый, Второй канал и такое же НТВ.

К.ЛАРИНА: …Ну, понятно, да. Человек как будто приехал из-за границы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что, граждане дорогие, когда оно было независимым, его нужно было поддерживать, вы его не поддерживали.

К.ЛАРИНА: А теперь жалуетесь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И какие-то горстки по сравнению с общим населением хотя бы Москвы приходили на эти митинги. И, в общем, в общем… мне кажется, что это было с согласия молчаливого огромного большинства зрителей. А теперь действительно жалуемся, и действительно нам его не хватает. Ну, что тут делать? Нету.

К.ЛАРИНА: Ничего тут не скажешь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот сегодня 15 лет, кстати, надо поздравить, Российскому телевидению, которое начиналось 15 лет – значит, в каком, получается, 1991-ом году – да, 13 именно мая первые «Вести» вышли в эфир. И хотя оно, естественно, создавалось как государственное телевидение России, но являло собой первые несколько лет тоже пример по-хорошему независимого телевидения. То есть оно не зависело напрямую от конкретной администрации. И надо сказать, что до начала чеченской войны действительно все признают, и руководители тогдашние, что, собственно, в общем, попыток давления было всего ничего, и они их очень успешно и умело как-то отражали. И если мы вспомним, то и любимые вами и по ком вы сейчас тоскуете – и Светлана Сорокина, и Евгений Киселев начинали, то есть не начинали, но во всяком случае начинали то телевидение. То есть они до этого, конечно, работали – Светлана в Петербурге, Евгений Киселев в Москве, но их восхождение на такой вот телевизионный Олимп, оно началось, конечно, оттуда. И Олег Добродеев, который создавал эти «Вести», и Олег Максимович Попцов, и Анатолий Григорьевич Лысенко. И если мы вспомним еще даже Юрий Ростов, помните, с ТСН перешел тогда на «Вести». Сейчас он работает в Америке на русскоязычном телевидении. В общем, все были там. И Слава Флярковский, и очень много людей. Ну, некоторые остались, как, например, Николай Сванидзе остался, ну, а иных уж нет, а те далече, что называется. И тем не менее это вот была удавшаяся на каком-то этапе попытка создания хоть и государственного по статусу, но независимого по сути телевидения. И Попцов в то время именно это отстаивал. «Государство – это мы», - говорил он, используя известную формулу Ленина, хотя это идеализм, а вовсе не те люди, кого мы назначили временно руководить этим государством, чиновники. Ну, на этом он потом погорел, понятное дело, уже в 1996-ом, по-моему, году. Но так или иначе, Российское телевидение состоялось и прошло очень много этапов. И сейчас переживает определенный этап. Вот сейчас Владимир Владимирович Путин встречается с руководством и ведущими – вот буквально в эту секунду они пьют чай и, видимо, намечают новые пути для совершенствования, осознания и просветления.

К.ЛАРИНА: Ну, еще один звоночек успеваем. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Всегда очень интересно слушать ваши передачи. Меня зовут Виктор, Москва. Времени очень мало. Я бы только хотел усомниться в вашей оценке, что «Доктор Живаго» - это некое выдающееся произведение киноискусства. Я сразу хочу сказать, я не читал, к своему позору, роман и могу только воспринимать то, что на экране…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вы по телевизору смотрите, Виктор?

ВИКТОР: Да, да. Но мне одинаково кажутся неудачными и Хаматова, и Янковский, и Меньшиков. Я не вижу даже особой разницы по сравнению с неудачной совершенно этой самой, где он играет эту знаменитую повесть «Золотой теленок».

К.ЛАРИНА: Ну, Виктор, поскольку времени уже мало, спора у нас не получится. Давайте вот что сделаем.

ВИКТОР: Я категорически…

К.ЛАРИНА: Я могу вам только сказать, я думаю, что Ира то же самое вам скажет. Все-таки досмотрите до конца, а потом можно будет обсуждать. Это кино, которое надо смотреть в процессе, в развитии.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это да. Потом мне довольно все-таки странна вот какая логика – я не читал роман, не видел это на DVD полностью, но при этом совершенно чего-то не соответствует. Вот как может чего-то соответствовать, если ты не знаешь первоисточника, как минимум?

К.ЛАРИНА: Пастернак это уже проходил. Ему так и говорили: «Я тебя не читал, но скажу».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, у каждого свой, естественно, взгляд и свой вкус – поэтому мы его уважаем…

К.ЛАРИНА: И будем еще обсуждать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но поверьте, в наши-то планы не входит специально чего-то хвалить, если не нравится.

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Более того, если всем нравится, а нам не нравится, мы будем активно говорить: «А нам не нравится».

К.ЛАРИНА: То есть с нами договориться невозможно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое. Ирина Петровская, Ксения Ларина. Программа «Человек из телевизора». До встречи.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024