Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2006-03-04

04.03.2006

4 марта 2006 г.

11:10-12:00

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Человек из телевизора»

Гость студии: Ирина Петровская

Эфир ведет: Ксения Ларина

К.ЛАРИНА: Вот народ по-прежнему, по инерции заказывает какие-то билеты. Я уже про все забыла, ничего не помню. У меня информация держится ровно вот время передачи, вот 50 минут, затем все стирается, как в компьютере.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Память девичья.

К.ЛАРИНА: Да. Ирина Петровская здесь в студии «Эха Москвы». Ирочка, добрый день.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Доброе утро.

К.ЛАРИНА: Смотри, что я с собой принесла.

И.ПЕТРОВСКАЯ: «ТВ-Парк» ты принесла.

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И что ты там в нем, чем ты хочешь меня поразить?

К.ЛАРИНА: Хочу посмотреть, что было на прошедшей неделе.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А-а.

(Смеются).

К.ЛАРИНА: Ну, что, мы сейчас с чего-нибудь начнем, только напомним все наши средства связи. 726-66-33 – это номер нашего пейджера. Телефоны прямого эфира 783-90-25 – Москва и 783-90-26 – не Москва. Ну, давайте я прямо так запросто и спрошу у Ирины Петровской, что вот самое… самое позитивное впечатление от прошедшей недели?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, так, ну, надо предупреждать, что называется.

К.ЛАРИНА: А, видишь, как. Вот о хорошем. Что-нибудь ты помнишь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не берусь так сразу – самое позитивное. Ты мне предлагай варианты.

К.ЛАРИНА: Сейчас я тебе все расскажу. Вот смотри, значит, я начинаю: понедельник, понедельник – «Школа злословия» Евгений Попов.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это было, как тебе сказать, это было интересно, потому что Евгений Попов сам по себе интересен. Но это такая – вот есть две разновидности, на мой взгляд, «Школы злословия»: для более широкого круга зрителей и для более узкого, потому что всегда, когда появляется персона, широко всем известная, то это понятно, что несколько другой характер разговора. В данном случае он был более такой камерный в том смысле, что, может быть, не понятный очень большому количеству людей.

К.ЛАРИНА: Ну, писатель достаточно известный все-таки.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, все-таки не скажи.

К.ЛАРИНА: Ну, он не Оксана Робски, понятное дело.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не Оксана Робски, безусловно. Но мне это было интересно, да.

К.ЛАРИНА: Дальше. «Казароза».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ой, вот каюсь, «Казарозу» я… до «Казарозы» так и не дошло.

К.ЛАРИНА: Я посмотрела буквально последние 10 минут последней серии и подумала о том, что, наверное, стоило посмотреть этот фильм. Ну, кстати, если есть какие-то мнения у наших слушателей, мы с удовольствием послушаем вас. Поскольку это такой минисериал…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Я тоже между прочим нацелилась на то, что это будет какая-то длительная история, и думала что вот-вот дойду, но на этой неделе меня поразило острое вирусное заболевание с температурой…

К.ЛАРИНА: Надеюсь, это не…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, не птичий грипп. Я, в общем, так прислушиваюсь к себе – ничего пока. Поэтому какие-то вещи, к сожалению, просто в силу этого…

К.ЛАРИНА: …выпали…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, выпали из поля зрения.

К.ЛАРИНА: Гордон.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Гордон – да, частично смотрела.

К.ЛАРИНА: Про что было?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Обсуждалась наука. Что-то в этом такое формате все-таки есть для меня… как тебе сказать? Он как-то провисает. Потому что… то ли из-за того, что он именно выходит уже в глубокой ночи, слушать вот эти концепции такие глубокомысленные, я просто себя поймала на том, что это практически невыносимо становится.

К.ЛАРИНА: Ну, подожди, а вот до этого, когда у него была передача ночная, совсем уж научная?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Там была тем не менее другая форма беседы.

К.ЛАРИНА: Стилистика другая, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что там, как правило, был либо один человек, либо два или три, которые вступали в диалог. Здесь всего как-то очень много вокруг накручено. И путаешься, где там народ, где будущее поколение, где экспертное какое-то сообщество. И в результате вот он тяжеловесный, на мой взгляд. Хотя, может быть, это свидетельствует о том, что отвыкаешь в принципе от каких-то таких мало-мальски серьезных дискуссий в эфире. Но я думаю, что все равно все-таки достаточное количество зрителей к этому моменту, ну, просто уже физически не в состоянии следить за этим, воспринимать…

К.ЛАРИНА: …воспринимать. Товарищеский матч сборная России – сборная Бразилии. Ты смотрела?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, к сожалению, тоже не смотрела.

К.ЛАРИНА: Такое смешное зрелище – ой, чума.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но знаю результат.

К.ЛАРИНА: Но такие прямо переживания – каждый раз переживаешь, в надежде, что что-нибудь произойдет. Чудо. Но чуда не происходит. Чуда не происходит.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но все-таки 1:0, согласись…

К.ЛАРИНА: И то рукой забил.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это по-своему чудо.

К.ЛАРИНА: Рукой забил.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, тем более, да. Нет-нет, это своего рода чудо. Ну, что еще – был юбилей Михаила Сергеевича… я вот просто пытаюсь…

К.ЛАРИНА: «Политический роман» - Михаил Сергеевич Горбачев, Первый канал.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне показалось, что это достаточно формальный такой – знаешь, как раньше – отписки к юбилею. У меня было большее какое-то ожидание.

К.ЛАРИНА: А что-то еще было?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что мне казалось, что это персона, достойная, ну, какого-то такого и серьезного, и в то же время эмоционального кино. Здесь это мне напомнило скорее, ну, какой-то такой просто… ну, попытка какую-то биографию…

К.ЛАРИНА: Формально подошли к юбилею.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, есть вот это – ощущение формализма у меня осталось. Притом, что делал Павел Шеремет…

К.ЛАРИНА: А больше нигде ничего не было, скажи?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и даже почему-то – обычно он свои фильмы сам озвучивает, а здесь он даже это и не озвучивал. К юбилею был повтор фильма Зайцевой и Костина утром на канале «Россия», который назывался – фильм я имею в виду, назывался – по-моему, «Процесс пошел». Это тоже вот такая попытка рассказать историю перестройки. Это показывали еще, по-моему, года два назад…

К.ЛАРИНА: А еще будет…

И.ПЕТРОВСКАЯ: И сегодня, по-моему, в час будет…

К.ЛАРИНА: «История любви», да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …в цикле «Любовь и власть» - «Михаил и Раиса».

К.ЛАРИНА: Да, в 13:00.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, надеюсь, что здесь, ну, как минимум, с какой-то такой необходимой мерой деликатности к этой теме подойдут. Но, как я выяснила, это запущен целый цикл, потому что на следующей неделе в этом же цикле «Любовь и власть» будет фильм «Хилари и…» - кто там у нас? Как его звали-то, Клинтона?

К.ЛАРИНА: Билл.

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Билл и Хилари».

К.ЛАРИНА: «Герцеговина Флор от Сталина» - фильм Генриха Боровика.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это очень тоже старый фильм, это повтор, связанный с Ленинградским делом.

К.ЛАРИНА: «К барьеру» — Боровой – Васильев, закон о противодействии терроризму.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, была такая, достаточно, на мой взгляд, спокойная дискуссия.

К.ЛАРИНА: Мне кажется, что Константин Натанович Боровой там очень такие резкие, не привычные для сегодняшнего телевидения вещи озвучивал. Абсолютно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, дело в том, что Констанину Натановичу…

К.ЛАРИНА: Абсолютно. Я вообще поразилась, как это пропустили.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я имею в виду спокойная – в том смысле, что там никто…

К.ЛАРИНА: …не подрался…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …как в последнее время, не орали друг на друга.

К.ЛАРИНА: Кто такой Садчиков из «Известий»? На меня произвел он какое-то очень сильное впечатление.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это один из журналистов.

К.ЛАРИНА: Вот тут интересная – не знаю, видела ли ты или нет – интересная была «Культурная революция», я просто смотрю, здесь отмечено моей рукой, значит, я это смотрела. Тема была: можно ли… деньги и искусство, короче говоря. Вот такая была тема.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, да, я видела тоже несколько фрагментов.

К.ЛАРИНА: Леонид Ярмольник и Павел Каплевич. Интересная была программа.

И.ПЕТРОВСКАЯ: К сожалению, не весь эфир, потому что он пересекался с соловьевским.

К.ЛАРИНА: «Большой спор», Дмитрий Нагиев.

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Большой спор» - это второй уже выпуск. Ты видела?

К.ЛАРИНА: Нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: По-моему, та же самая история…

К.ЛАРИНА: Та же самая тема (смеется).

И.ПЕТРОВСКАЯ: …что и с первым. Нет, тема тут… Это развлекательная программа, где предлагается звезде, которая приходит в студию в гости, заключить пари с ведущим. Ну, например, как вчера заключали пари с Риммой Марковой – можно ли за время, пока идет программа, испечь тысячу блинов и т.д., залезть на 25 ящиков в считанные секунды. Все это – я повторю, как уже говорила по поводу первого выпуска – это все шикарно, это все очень так антуражно, интерьерно, это несколько площадок, это задействована масса людей, которая участвует во всех этих… ну, розыгрыш, наверное, можно сказать. Нет, не розыгрыш, а в ситуациях, которые подвергаются спору. Но почему-то это очень быстро становится смертельно скучно смотреть.

К.ЛАРИНА: Да надоело потому что.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да дело не в том, что надоело, еще вроде бы и надоесть-то не успело бы. Но вот как-то…

К.ЛАРИНА: …не идет пока…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Пока не идет, чего-то там отсутствует. Может быть, дело в самом Нагиеве, в котором нет пока какого-то такого драйва и легкости развлекательной. Он выступает в образе какого-то такого мрачного мачо, и этот образ приходит в некоторое противоречие с… хотя, может быть, можно иногда на противоречиях работать, но в данном случае он как-то выглядит неорганично. Вот не знаю – второй раз смотрю и второй раз себя ловлю на том, что начинаю смотреть вроде бы с интересом, и очень быстро этот интерес куда-то скатывается и уходит. Хотя там нет каких-то запредельных гадостей, сальностей, пошлостей и т.д.

К.ЛАРИНА: Ну, среди удач безусловных, я даже думаю, что здесь и спорить нечего, конечно же, «Театральная летопись» - это такой формат…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ия Саввина.

К.ЛАРИНА: …традиционный для канала «Культура» - к юбилею делаются такие сериалы, посвященные актерам. Вот Ия Саввина, мне кажется, очень удачно и интересно. Еще одна программа, которая мне тоже очень понравилась , посвященная юбилею Валерия Фокина – тоже на канале «Культура», по-моему, «Острова» или «Эпизоды», что-то типа этого. Ирочка, вот тут пишет Светлана Мстиславовна: «Уважаемая Ирина, прокомментируйте, пожалуйста, совершенно жуткий фильм об Аркадии Гайдаре телекомпании «Цивилизация» и тенденциозную статью, к сожалению, в газете «Известия». Я что-то слышала, но не хочу ничего говорить, потому что что-то слышала.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я, откровенно говоря, не слышала. Когда он был, этот фильм, скажите, если можно, число, потому что тогда мы попробуем его как-то достать, посмотреть и прокомментировать.

К.ЛАРИНА: Наши слушатели отмечают фильм «Анна Каренина» на «Культуре».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я, кстати, тоже вчера…

К.ЛАРИНА: Я очень люблю этот фильм.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …случайно на него, не собиралась смотреть и вдруг поймала себя на том, что не могу переключиться и оторваться. И, кстати, точно так же – хотя совершенно другая история, другое время, другой режиссер и всё – вчера случайно опять же уже почти в ночи переключилась на второй канал, и там как раз началась «Интердевочка». И я подумала, что смотреть не буду…

К.ЛАРИНА: …но потом…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …а потом…

К.ЛАРИНА: …в отличие от «Большого спора» тут как раз наоборот.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Тут как раз «Большой спор» уже подходил к концу, и я, туда-сюда попереключавшись, поняла, что тоже…

К.ЛАРИНА: Вот тут хочу быть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …понимаешь, есть какие-то фильмы определенных эпох. И что говорить, что Петр Ефимович Тодоровский – конечно, большой мастер.

К.ЛАРИНА: Кстати, Лену Яковлеву поздравляем с днем рождения.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да?

К.ЛАРИНА: Я думаю, что неслучайно это кино появилось. У нее сегодня или вчера был день рождения. Поэтому поздравляем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А вот на следующей неделе будет юбилей – 8 марта исполнилось бы 65 лет Андрею Миронову. И я писала анонсы как раз для «Известий». Там довольно много. Есть программы, ему посвященные, на «Культуре», ну, а также фильмы, естественно, с его участием и «Безумный день, или женитьба Фигаро» на канале «Культура». Запись 1973-го года, Театр Сатиры – знаменитый спектакль.

К.ЛАРИНА: Здесь наши слушатели еще отмечают фильм «Ехали два шофера» – замечательную лирическую комедию, которую запихнули на 1:15 ночи в среду. Многие не посмотрели. Светлана пишет, замечательное кино. Светлана, мне кажется, что его уже не первый раз показывают по телевизору, тот, кто хотел бы этот фильм посмотреть, тот его посмотрит. Фильм действительно очень хороший.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, и «Водитель для Веры» в этот раз опять на этой неделе показали.

К.ЛАРИНА: Тоже интересная вещь – я себя поймала на том, что я смотрела этот «Водитель для Веры» где-то с середины, тоже так же, как ты, переключала, и вот остановилась на «Водителе для Веры». Тоже – чем больше смотришь этот фильм, тем больше проходит времени, тем интереснее и тем глубже он мне кажется.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.

К.ЛАРИНА: Потому что первый был просмотр – у меня было такое прохладное к нему отношение.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Более того, мне он вообще с первого раза откровенно не понравился, а тут я то ли более как-то внимательно посмотрела, и… конечно, в нем там что-то есть, безусловно. И актерские работы очень хорошие.

К.ЛАРИНА: Хвалят очень фильм «Казароза» наши слушатели, называют тут актеров замечательных. Я думаю, что его еще повторят, и, может быть, еще раз тогда мы с Ириной его и посмотрим. Тем более там три серии, по-моему, всего. Так: «Первый канал как всегда все перепрограммировал – фильм «Раиса и Михаил» начался в 10:30». Да-а?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не знаю, вот по программе, если судить, более того я, уезжая, поставила, зарядила свой видеомагнитофон…

К.ЛАРИНА: (говорит звукорежиссеру) Наташ, а поставь на Первую, мы проверим.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …в программе в 10:30 значится премьера совершенно без анонса, которая называется «Поймать вора», или в 10:15.

К.ЛАРИНА: Сейчас проверим.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А я как раз для себя отметила, что я должна к часу попасть домой, чтобы посмотреть фильм «Михаил и Раиса». Но в любом случае, в этом случае я радуюсь, потому что у меня заряжен видеомагнитофон.

К.ЛАРИНА: Да, идет. Идет. В 10:30 начали.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.

К.ЛАРИНА: Привет Первому каналу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, тут два объяснения может быть. Потому что, как мы знаем, все, кто покупают программы – «7 дней» и «ТВ-Парк»…

К.ЛАРИНА: Вот «ТВ-Парк».

И.ПЕТРОВСКАЯ: …обычно там внизу пишут: «За изменения, которые произойдут, редакция ответственности не несет».

К.ЛАРИНА: Ну, это понятное дело.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, таким образом, можно объяснить, что изменения произошли, но редакции не сумели внести их в программу.

К.ЛАРИНА: Жалко.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но, с другой стороны, я, например, как потребитель этой программы и зритель нацелена именно на то время, которое напечатано. Да, очень обидно.

К.ЛАРИНА: Жалко.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но я тебе обещаю, что у меня там заряжено и пишется…

К.ЛАРИНА: А у тебя там все записывается подряд?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот я поставила на 10:30, и оно там у меня пишется.

К.ЛАРИНА: А почему на 10:30 поставила?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что там значилась какая-то премьера. Ну, посмотри по «ТВ-Парку» - вот у меня в «7 днях» значилась премьера «Поймать вора» или…

К.ЛАРИНА: Да, «Поймать вора». Отменили.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Так что, вора, видимо, не поймали вовремя и решили перенести время показа. В принципе, конечно, меня эта практика очень удручает – несоответствие часто времени показа. Причем это может быть на 10 минут позже, на 10 минут раньше. Еще позже-то ладно, в конце концов, дождешься, если не ушел из дома и действительно чего-то не запрограммировал.

К.ЛАРИНА: Так я тебе сейчас скажу про «Казарозу».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Так что?

К.ЛАРИНА: Она была на прошлой неделе объявлена.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Так что ж ты мне рассказываешь?

К.ЛАРИНА: И она не прошла.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я тебе объясняю, почему. Мы же об этом говорили.

К.ЛАРИНА: Олимпиада потому что была.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Они объявили, поскольку шла Олимпиада, они объявили…

К.ЛАРИНА: А-а-а, вот закончился уже «Горбачев» - всё.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …что по многочисленным просьбам трудящихся мы будем транслировать в прямом эфире самые зрелищные и самые важные соревнования. А «Казарозу» мы переносим на неделю вперед. И вот таким образом «Казароза», значит, задержалась.

К.ЛАРИНА: Ну, что, давайте послушаем телефон, начнем это делать, потом продолжим. Может быть, слушатели нам еще какие-то подкинут темы для разговора, я имею в виду телевизионные программы, которые мы не упомянули. Давайте 783-90-25. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Наталья. Я вот как раз хотела сказать то же самое, что и вы, Ксения, что с удовольствием смотрю цикл передач к юбилею Ии Саввиной. А вот у меня вопрос какой и ваше мнение, не знаю, смотрите ли вы передачи с Петром Вайлем?

К.ЛАРИНА: Стараюсь, когда есть возможность. Ира тоже старается.

НАТАЛЬЯ: Вы знаете, обозначено, конечно, это все очень интересно, смотришь там города, в которых никогда не был и, наверное, не будешь. Но вы знаете, не знаю, как вам, он, в последнее время особенно, мне как-то так мешает своим присутствием, его как-то так много, он везде появляется. То есть он постоянно находится в кадре. Причем, когда я его впервые увидела, я немножко удивилась – такая необычная фигура у него. И главное, ему еще помогает женский голос за кадром. Вот не лучше ли было бы ему оставить этот голос? Вообще, у нас сейчас такая манера по всем программам, когда показывает прежде всего себя корреспондент. Вот, допустим, в новостных передачах…

К.ЛАРИНА: Как вас зовут, простите?

НАТАЛЬЯ: Меня зовут Наталья.

К.ЛАРИНА: Наталья, я вам хочу сказать честно, как на духу, вы сейчас озвучили все мои сомнения по поводу передачи «Гений места» с Петром Вайлем. Поскольку, я не знаю, как Ира, я читала книгу, она на меня произвела очень сильное впечатление. Мало того, я к ней возвращаюсь сейчас, когда идет этот документальный цикл на канале «Культура». И мне кажется, что книга, она гораздо больше и полнее рассказывает об этих городах и об этих людях, чем сам Петр Вайль, находящийся в кадре. Но в принципе вы все сказали.

НАТАЛЬЯ: Да.

К.ЛАРИНА: Те же самые сомнения меня как-то посещали. Я не знаю, что Ира по этому поводу скажет. Спасибо вам.

НАТАЛЬЯ: Спасибо, что вы со мной согласны.

К.ЛАРИНА: Спасибо.

НАТАЛЬЯ: Я боялась, что вы меня будете ругать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Там, безусловно, есть проблема с режиссурой. А точнее мне кажется…

К.ЛАРИНА: Не найден какой-то телевизионный аналог.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Именно так. Потому что, ну, во-первых, несправедливо называть Петра Вайля корреспондентом – он в первую очередь писатель, и очень хороший.

К.ЛАРИНА: Ну, скажем так, ведущий этой передачи.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но он не просто ведущий.

К.ЛАРИНА: Автор?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Он в данном случае автор. Он же…

К.ЛАРИНА: Он автор книги получился.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Книги, но здесь сделана попытка также, вот его устами это все рассказать. Да, получается… хотя я, в силу того, что хорошо знаю Петра и очень хорошо к нему отношусь, то я не раздражаюсь на его присутствие.

К.ЛАРИНА: Но книжка лучше.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, так… это, к сожалению, о чем бы мы ни говорили – возьмем мы просто классическую экранизацию, всегда скажем, как правило, что книжка лучше. Редко бывает так, что кинопроизведение или какая-то телеверсия лучше, чем первоисточник.

К.ЛАРИНА: Ну, что-то здесь не придумано – какая-то форма.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, именно здесь проблема в отсутствии… там есть режиссер, Екатерина какая-то… я сейчас не вспомню, к сожалению, как фамилия. Именно не придумана вот адекватная форма книги. Хотя все равно безумно интересно, мне кажется. И все равно люди много узнают и о персонажах, как правило, великих, то есть только великих, и о тех городах, которые воспособствовали их развитию, их творчеству, повлияли на них. Это все равно безумно интересно. Но вот, да, есть проблемы, и совершенно точно наша слушательница уловила в этой вот адекватной форме.

К.ЛАРИНА: Да. Здесь наши слушатели ругаются, что совершенно мы молчим про «Доктора Живаго». Я, честно говоря, его не смотрю. Это английский или американский сериал?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, это сериал.

К.ЛАРИНА: Ты смотришь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я попыталась посмотреть.

К.ЛАРИНА: Ну, что?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это, по-моему, ужасно.

К.ЛАРИНА: Хуже, чем фильм с Омаром Шарифом?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хуже, безусловно. Ни в какое сравнение даже не идет.

К.ЛАРИНА: Так это же недавнее кино, вроде железного занавеса уже нет?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но ужас заключается в другом. Так, кстати, спрямлены многие линии, отходы есть от сюжетных линий. Я все не смотрю, но то, что я посмотрела. Дело в том, что уже некоторые мои коллеги, и я думаю, что совершенно справедливо тут вот какую вещь уловили в том, что вдруг Первый канал поставил ни с того, ни с сего этот сериал, причем там где-то, в какое-то раннее время он идет. Дело в том, что сейчас на подходе новый сериал «Доктор Живаго».

К.ЛАРИНА: Это мы знаем. А зачем нам – напоминают краткое содержание, что ли?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, это все тоньше, извините. Давай, поскольку у нас…

К.ЛАРИНА: То есть конкурирующая фирма опять?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это выбивание возможного будущего рейтинга, вот этой вот табуретки из-под ног своего конкурента.

К.ЛАРИНА: То есть типа: «Вы нам так намотались с вашим «Доктором Живаго», что мы уже и это смотреть не будем», да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Это прекрасная такая история, можно вот так вот ставить, как «Золотого теленка» и «В круге первом» и просто переманивать зрителя, а можно показать чудовищную версию. И человек посмотрит и скажет…

К.ЛАРИНА: «Какая гадость!»

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Да видел я этого «Живаго». Чего там по этому поводу закрутили? Смотреть-то не стоит». Улавливается здесь этот моментик.

К.ЛАРИНА: Аналогичный случай был среди тех же самых товарищей, когда бы «Есенин» - наш любимый фильм по Первому каналу, по НТВ одновременно запустили фильм «Бригада». Чтобы затошнило всех.

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Бригада» ладно – это просто переманивание с тем же актером.

К.ЛАРИНА: Чтобы актер всем надоел.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А здесь, в данном случае – «Живаго» мало кто читал, прямо скажем. И поэтому, вот даже я сейчас понимаю, что надо перечитать, потому что многое забылось из романа, а те, кто или не читал, или уж совсем не помнят, вот такую лабуду посмотрят и скажут: «Господи, да зачем я буду второй раз время тратить?» Хотя это будет совсем другой «Живаго».

К.ЛАРИНА: Мы сейчас делаем паузу, слушаем новости вместе с вами, потом продолжим программу «Человек из телевизора». Здесь в студии Ирина Петровская и Ксения Ларина. Будем принимать по-прежнему ваши звонки с вашими вопросами и вашими мнениями.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Про «Хамас» услышала в новостях и вспомнила, что меня просил передать вам всем наш главный редактор, что сегодня после 7 часов вечера в нашем эфире ожидаются как раз представители «Хамас», делегация, которая сейчас в Москве находится с визитом, обещали к нам зайти в прямой эфир. Так что будьте, пожалуйста, что называется, на стреме, после 7 часов обещали придти. Будут когда подтверждения, обязательно вам об этом сообщим. Ну, а сейчас продолжаем программу «Человек из телевизора». Здесь в студии «Эха Москвы» Ирина Петровская обозреватель «Известий» и Ксения Ларина. Я бы вот еще что хотела спросить, Ир, про твою программу. Здесь спрашивают тебя: «Будет ли продолжаться ваша передача на «Домашнем», поскольку в анонсе на это время указано «В мире животных»?»

И.ПЕТРОВСКАЯ: Будет продолжаться. Да, действительно, туда пришел Николай Николаевич Дроздов. Но я не знаю, там из-за этого какие будут сдвиги по времени. Но вообще, канал сейчас празднует год, и можно его поздравить с этим.

К.ЛАРИНА: Поздравляем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: На мой взгляд, за год все-таки он… каким-то образом…

К.ЛАРИНА: Только потеряли доктора Курпатова, потеряли Лену Дробышеву.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, видишь, у каждого канала, очевидно, есть своя какая-то политика. Но во всяком случае я пока не знаю, откажутся или не откажутся от моих животных…

К.ЛАРИНА: Но животные Дроздова тебе не помешают.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но в любом случае у Николая Николаевича – свои животные у него, как правило, более экзотические, а вот всякие мелкие домашние обитатели будут приходить вот… буквально на днях записывали очередную порцию этих программ. Ну, я совершенно не хочу, что называется, использовать эфир в личных целях.

К.ЛАРИНА: Вы спросили – мы ответили.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, вы спросили – мы ответили.

К.ЛАРИНА: Ну, вот про «Дом-2» мне рассказала очень интересную очередную историю Ирина Петровская, пока шла реклама, что очередное количество жалоб разбиралось на общественной комиссии по СМИ…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Давай я расскажу, потому что это беспрецедентный был все-таки случай и очень показательный. Есть такая служба, и если вы помните, у нас был в эфире…

К.ЛАРИНА: …Боярсков…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …Борис Боярсков. Это федеральное агентство по надзору за соблюдением законодательства в области СМИ. И это вот федеральное агентство, которое по идее наделено полномочиями в каких-то крайних случаях отзывать лицензии, закрывать какие-то программы или средства массовой информации, обратилось не куда-нибудь, а в совершенно общественную организацию под названием Общественная палата по жалобам на прессу – не путать с Общественной палатой вот этой вот большой федеральной. Это совершенно общественная организация, куда избраны представители как медиа-сообщества, так и так называемого сообщества, представляющего зрительскую аудиторию, или слушателей, читателей – то есть это тоже уважаемые авторитетные люди, но из других профессий: в частности, адвокат Михаил Барщевский, в частности, актер Александр Филиппенко и много еще кто. И вот это федеральное агентство предложило рассмотреть Общественной палате по жалобам на прессу обращения многочисленные трудящихся гневные в адрес программы «Дом-2» и требование эту программу закрыть, как растлевающую, деструктивную и демонстрирующую сниженные образцы поведения для молодежи. Ну, разумеется, когда – а я вхожу от медиа-сообщества в эту палату, возглавляет ее Михаил Александрович Федотов, известный очень человек, юрист, один из авторов закона о печати – и происходило все это очень цивилизованно. Был представитель ответчика Роман Петренко, руководитель канала ТНТ, были представители этой Общественной палаты и представители агентства…

К.ЛАРИНА: Не путай только слушателей, а то они сейчас опять, как и я, перепугаются.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, назовем это, раньше называлось это Большое жюри. Специально созданное такое, никем не назначенное. Это выбиралось опять же среди членов медиа-сообщества, назывались персонажи, которые входят в это жюри для рассмотрения информационных споров. Дальше было рассмотрено множество представленных материалов, статистика, и Общественная палата, куда входят, повторю, очень разные люди в основном не юного возраста, признав, что эта программа не соответствует ее личным вкусам, признав, что, да, временами в этой программе действительно не лучшие образцы и модели как поведения, так и лексики, тем не менее признала, что эта программа имеет право на существование, порекомендовала каналу все-таки следить за тем, чтобы лексика соответствовала нормативу или нормативам…

К.ЛАРИНА: Они там запикивают всё.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, ну, тем более, там запикивают, но тем не менее, может быть, каким-то образом способствовало бы повышению хотя бы в этих вот экранных вариантах, улучшению что ли, или повышению, не знаю, как сказать, уровня культуры общения среди героев. Но тем не менее, благодаря Эдуарду Сагалаеву, который тоже входит в эту палату, вспомнили, что в свое время программа «12-ый этаж» была закрыта Политбюро ЦК КПСС, причем по представлению лично Егора Кузьмича Лигачева с формулировкой «Такой молодежи у нас нет». Так вот в данный момент признали, что мы не знаем свою молодежь и тем более не можем ей навязывать какие-то иные образцы, а только рекомендовать что-то можем. И в данном случае оценили вот этот прецедент, что государственная структура все-таки не берет на себя сегодня эту ответственность – взять и закрыть. И обращения трудящихся, причем в основном трудящихся существенно более зрелого возраста нежели составляют адресную аудиторию этого «Дома», это еще не повод для того, чтобы расправляться с той или иной программой. То есть в данном случае это только рекомендательный был характер, сделать как-то, улучшить эту программу, сделать так, чтобы она все-таки не шокировала другие какие-то слои населения. Но в частности, например, там были отмечены и позитивные моменты. Я повторю, я не люблю «Дом-2», я считаю, что это все, ну, такие глупости и пустота определенная. Но позитивные, например, моменты, что «Дом-2» целенаправленно ведет антинаркотическую кампанию и уже сколько-то там 400 минут эфира было уделено вот этим призывам нынешних кумиров молодежи, участников программы ни в коем случае не употреблять всякие наркотические гадости. Вот такая история. Ну, наблюдается, что ли, в этой сфере, сфере СМИ, медиа вот такая попытка цивилизованного диалога между государственной структурой и общественной структурой, которая выступает в качестве арбитра от имени и общества, и медиа-сообщества, что, как все отметили, в общем, впервые произошла такая вещь – именно что государственный орган, который мог бы спокойно позволить себе изъять лицензию и позволить себе настучать кулаком, он тоже сегодня, по счастью, я считаю, потом что слишком много мы видим, какие происходят глупости с теми же самыми региональными газетами, которые в одночасье закрывают, не предъявив толком никаких обвинений, ну, вот из-за карикатурного скандала. Как правило, когда государственная структура вмешивается в деятельность СМИ, это как кованым сапогом получается. Можно находить какие-то более адекватные и времени, и самой ситуации, и сфере попытки разрешения таких споров, если они существуют. Ну, и конечно, там рекомендация аудитории, особенно если она взрослая, не доводить себя до умоисступления, а все-таки находить себе другие виды зрелищ, которые для вас конкретно предназначены.

К.ЛАРИНА: Другие формы досуга. Я, кстати, на эту тему можно добавить печальную совершенно историю с судьбой, пока еще не выясненной, фильма Юрия Грымова «Казус Кукоцкого», который до сих пор так и не показан и не заявлен на канале НТВ, который является, как я понимаю, основным правообладателем на этот кино. Это кино продается на dvd-дисках. Фильм, по-моему, очень удачный, во всяком случае из фильмов Юрия Грымова – это самая значительная работа, уж не говоря о первоисточнике литературном, о блестящем романе Людмилы Улицкой. Мне очень жаль, что этого фильма до сих пор не видели слушатели наши и зрители телевизионные. Если есть у кого возможность посмотреть дома это, посмотрите. Это достойная работа. Мне очень жаль, что НТВ вот таким… по-моему, по каком-то глупому совершенно поводу этому фильму пока отказывает в показе. Глупость какая-то несусветная, связанная с темой мародерства наших советских войск на территории Германии в 1945-ом году. Почему-то они решили, что эта тема, невозможно ее сегодня никоим образом упоминать, и попросили режиссера убрать вообще упоминания на эту тему из фильма. Режиссер отказался. И в итоге хорошее кино не видит никто. И мне очень жаль, что я Лену Дробышеву вспоминала в связи с каналом «Домашний», замечательная актриса, блестящая роль ее здесь, она играет одну из главных женских ролей – жену Кукоцкого, великолепно работает в этом фильме, и жаль, что этого никто не видел. Увы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, а тем более жаль, что, в общем, на канале НТВ, мы знаем, большой дефицит настоящего хорошего кино. И эта тема, из-за которой, собственно, закрыта дорога на…

К.ЛАРИНА: …очень странно…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …экран этому фильма, очень странна. Потому что не первый раз звучит, она в общем уже и на экране тоже не один раз звучала.

К.ЛАРИНА: И на экране, и в литературе, и в документальных фильмах – все это было.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но раз уже это появилось на dvd, то, к сожалению, у меня прогноз печальный, потому что как правило бывает наоборот. Весь, собственно, этот экранный промоушн, он строится на другом – сначала показывают…

К.ЛАРИНА: Ну, а вот «Штрафбат» тоже продавался на dvd, а потом его показали. Показали.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, там, видимо, в какой-то последний момент изменилась ситуация.

К.ЛАРИНА: Потому что не хотели сначала.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что вначале было принято решение не показывать, а потом что-то такое изменилось, кто-то на кого-то, может, надавил – кто его знает, но действительно обидно.

К.ЛАРИНА: Обидно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что насколько я слышала, что даже и самому автору понравился фильм.

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Что вообще редко бывает.

К.ЛАРИНА: Ну, что, давайте мы еще несколько звонков послушаем. Здесь смешная пришла телеграмма: «Наша 80-летняя соседка с упоением смотрит «Дом-2». Сын, невестка и внук ничего не могут с ней поделать. Бывает и такое», - пишут нам товарищи Майоровы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Между прочим, нам там представили такое очень интересное со всех точек зрения исследование фокус-групп, которые смотрят более всего программу «Дом-2». И в частности, после вот этой адресной аудитории – подростки и выше, до 25 лет – на втором, по-моему, месте группа пожилых женщин, то есть совсем пожилых, зрелых очень женщин, для которых это способ повышения самооценки, потому что они смотрят по принципу «мы были лучше, мы себе такого не позволяли». И это тоже очень любопытная мотивация для телесмотрения.

К.ЛАРИНА: Да. Ну, что, давайте еще…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Видимо, бабушка как раз из этой…

К.ЛАРИНА: Продвинутая.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Или очень прогрессивная, продвинутая бабушка.

К.ЛАРИНА: Бывают и такие.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что я, например, хоть и не бабушка, но, честно говоря, я просто вот устаю от пустоты.

К.ЛАРИНА: От пустоты.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я, кстати говоря, задала вопрос Роману Петренко, предусмотрены ли какие-нибудь потом компенсации после того, как участники этого проекта будут выходить на пенсию, потому что у меня ощущение, что он не закончится никогда. Некоторые там с самого начала уже сидят, года два, то есть молодые люди вместо того, чтобы как-то развиваться, делать карьеру, они два года жизни, на мой взгляд, ну, на мой взгляд…

К.ЛАРИНА: …угробили…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …пустили псу под хвост.

К.ЛАРИНА: Лучше бы в армию пошли.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хотя тот же Роман говорит, что наоборот они тем самым делают и карьеру тоже. Кто-то стал телеведущим – действительно их пробуют на том же ТНТ в ночи, кто-то там какой-то музыкой займется или уже занялся.

К.ЛАРИНА: Кстати, вот альтернативная программа, я уже про это говорила, это ток-шоу «Большие» на канале «Культура» - там тоже молодежь, ровесники тех, кто в «Доме-2». Совсем другие люди. Совсем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Там тоже. Но там что-то пока для меня вот в этой программе «Большие» есть что-то очень искусственное. Я объясню, что…

К.ЛАРИНА: Ну, все-таки попытка думать. Ну, разве…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, попытка, может быть, думать и есть, но, во-первых, меня очень раздражают вот эти имитации прямого эфира, когда там эти включения…

К.ЛАРИНА: …из Интернет-кафе?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …в режиме он-лайн, совершенно очевидно, что идет записная программа, и вот эти стульчики, этот антураж…

К.ЛАРИНА: Стульчики, да, они несколько унизительные, конечно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Что-то во всем этом меня пока отвращает. Ну, не то, что отвращает. И, кстати сказать, «Большие» там, как правило, достаточно уже взрослые мальчики и девочки.

К.ЛАРИНА: А в «Доме-2» нет?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да «Дом-2» и не позиционирует их как детей, а «Большие» предполагается, что вот этот вот почти что дети, но они уже ведут себя, размышляют, думают, как большие. А здесь я вижу там когда, например, обсуждался вопрос рожать, не рожать, в «Больших» сидит уже мама с ребенком, держит его у груди. Ну, какие большие? Это уже взрослые люди, студенты, некоторые уже молодые специалисты, они уже натурально большие. А вот я, кстати, прочитала, что новая программа готовится. Мне кажется, что это может быть любопытно. Она как бы детская или, может быть, тоже, как раньше называли, молодежная или подростковая, кто его знает? «100 вопросов взрослому». Когда приглашается совсем детская и юная аудитория и задает вопросы.

К.ЛАРИНА: А это где такое?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это будет на ТВЦ, по-моему, где-то то ли с конца марта. Делает это авторское телевидение. И приглашается какой-то известный человек, которому дети задают свои детские вопросы. В частности, вот то, что я читала, приходил Олег Павлович Табаков в эту аудиторию. Вот это, мне кажется, может быть интересно. Ну, вот здесь «Большие» именно оно неправильное название. Тогда не те герои должны быть.

К.ЛАРИНА: Кстати, помнишь на «Рен-ТВ» была программа «Маленькая политика»? По-моему, очень симпатичная. Ну, вот там они были совсем маленькие.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, но у меня было все время ощущение, когда я смотрела «Маленькую политику» на «Рен-ТВ», что это какие-то специально обученные дети, которые задают специальные обученные вопросы.

К.ЛАРИНА: Нет. Нет. Вот я тебе говорю, что нет. Я это знаю. Я как раз в то время там работала, я знала всю эту кухню, как это все происходит. Конечно, там существовал некий конкурсный отбор, поскольку были присланы заявки, с детьми проводили собеседование – то есть кто способен каким-то образом самостоятельно мыслить, формулировать свою точку зрения. Так что нет, там все как раз было по-честному.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, может быть.

К.ЛАРИНА: Да, по-честному.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но в любом случае при нынешнем дефиците вообще, я бы даже сказала не дефиците, а просто тотальном отсутствии детского вещания нормального, адекватного сегодняшним детям, я приветствую любые попытки…

К.ЛАРИНА: Да, согласна.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …хоть как-то выйти на эту аудиторию и не на уровне тра-ля-ля и три притопа, два прихлопа, а все-таки, ну, какого-то разговора, потому что мы же знаем, что нынешние 12-, 11-, 10-летние дети, они уже совершенно нормально размышляют, не то, что как большие, они уже вполне… они интереснее, чем большие, в силу того, что еще свежий взгляд.

К.ЛАРИНА: И самостоятельные.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И самостоятельные. Этого же мы ничего не видим.

К.ЛАРИНА: Независимые уж точно. Ну, давай еще послушаем звонки, у нас еще есть время. Пожалуйста, 783-90-25 или 783-90-26. Слушаем мы вас. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алло, здравствуйте. Вы знаете, хочу вам сказать, что ничего мне не интересно стало смотреть по телевизору, как закончились Олимпийские игры.

К.ЛАРИНА: (смеется). Я вас так понимаю.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Это просто беда какая-то. Единственное, я очень жалею, что я не посмотрела «Казарозу». Сестра сказала, что просто чудный фильм.

К.ЛАРИНА: Ну, надеемся, что его повторят все-таки.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, так что будем ходить теперь смотреть Чемпионат мира по легкой атлетике в спорткомплекс «Олимпийский».

К.ЛАРИНА: Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Наталья.

К.ЛАРИНА: Наташ, давайте дождемся Чемпионата мира по футболу. Хоть нас там и нету, но я думаю, что мы с вами получим колоссальное удовольствие.

НАТАЛЬЯ: Да, вы знаете, вот единственное, что я смотрела – это Бразилия-Россия.

К.ЛАРИНА: Да, так что ждем Чемпионата мира по футболу и искать жемчужины, выискивать. Что делать? Спасибо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот я тоже жду – это вне спортивных соревнований – премьеры телесериала или многосерийного телевизионного фильма «Доктор Живаго», потому что я уже слышала мнения людей, ну, правда, работающих в этой же структуре, которая делает кино, но тем более, они как правило достаточно объективно оценивают свою продукцию, что это получилось очень интересно, и что там Меньшиков – вот Меньшиков, а не то, что мы видели в том же «Золотом теленке», что он играет там потрясающе Юрия Живаго.

К.ЛАРИНА: Ну, посмотрим. Я боюсь всегда так.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но вот я говорю еще раз – то, что я слышала от тонких и понимающих людей, которые точно так же, как и я, оценили этого самого «Золотого теленка». И, ну, да, естественно, но там и режиссер между прочим не Ульяна Шилкина, а Александр Прошкин. И там Чулпан Хаматова. Ну, вот какие-то события. Так же, как я ждала «Кукоцкого». Но вот, к сожалению, пока не дождалась на экране.

К.ЛАРИНА: Я тебе дам посмотреть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я и купить могу.

К.ЛАРИНА: Посмотри, посмотри – очень интересная работа.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но если у тебя есть, так давай, я тогда сэкономлю. Но время от времени все-таки, я согласна с тем, что в целом, да, есть особенно какие-то провальные пустые недели, когда возникает вот это отчаянное, а уж для критика оно тем более совершенно…

К.ЛАРИНА: Надо же чего-то искать, выискивать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, да… ужасное ощущение, когда, ну, вот нечего, вот реально не за что зацепиться глазу, даже порекомендовать иногда бывает нечего. Но все-таки потом раз и какие-то бывают всплески. И, кстати, раз уж на то пошло, совершенно меняя отчасти тему, сегодня НТВ…

К.ЛАРИНА: Памяти Ильи Зимина.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …анонсирует уже давно, несколько дней подряд, специальную программу в 19:30 «Профессия – репортер», посвященную памяти Илюши Зимина. И поскольку у меня не было возможности еще сказать по этому поводу слова, это, конечно, самое… самое потрясение последних дней. Поверить в это невозможно, тем более что мы были знакомы, мы участвовали в разных журналистских конкурсах. Он был действительно удивительный человек. Просто, как человек – вот поверьте, редко такое бывает ощущение, без всякого снобизма, без всякого звездизма, который часто отличает людей, которые показывают лицо на экране, и удивительно, конечно, талантливый парень, удивительно. Еще помимо того он был моим соседом, буквально дом в дом, и мы довольно часто вот так накоротке пересекались. И как-то, вот мозг отказывается это вместить просто и осознать, что так вот все это произошло. Чудовищно.

К.ЛАРИНА: Ужасно. Я его не знала, я его видела так вот только, через телевизор. И все равно было все время ощущение какого-то светлого человека от него. Это во-первых, а во-вторых, что поразительно, абсолютно исчезающий вид телерепортеров – ему все было интересно. Вот то, о чем он говорил, я видела абсолютно живой глаз, он вместе с нами постигал вот какие-то новые, новые миры. Это было так здорово. Очень жалко. Не то слово. Ужасно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я помню, замечательный они сделали с Вадимом Токменевым репортаж на два голоса, когда умер Папа Римский, когда Вадим был в Польше и снимал на родине Папы Римского, в его доме, в частности, людей, которые его там с детства помнили, а Илюша снимал в Ватикане и в Риме. Это была очень… просто удивительная… Причем это делалось буквально вот это произошло или Папа Римский вот-вот должен был умереть, там за 3 дня они делали это. И как это было профессионально, все это небанально. Поразительно, поразительно. И при том, что в конвейерном режиме. Ведь получается, что как минимум раз в месяц они выдают вот этот фильм. Это как правило уже можно его назвать не репортажем, а фильмом полноценным.

К.ЛАРИНА: Ну, что, мы успеваем еще послушать пару звонков. Пожалуйста, 783-90-25 либо 783-90-26. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Ирина и Ксения, я бы хотела, вот вы сейчас вспомнили гибель Ильи Зимина, и вот 9-ый номер «7 дней» на 29-ой странице и 30-ой, там пишут о его репортажах, Зимина. И вот что вы думаете по поводу этой статьи?

К.ЛАРИНА: А мы не знаем ничего.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я, кстати, ее читала.

К.ЛАРИНА: А что там такое?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: А там знаете вот написано, ну, вот вы сейчас вспоминаете, Папа Римский он снимал, а еще он снимал о людях, которые хотели покончить жизнь самоубийством. Вот и Зимин решил наглядно продемонстрировать – вот я читаю – новый метод телезрителю и, не побоявшись дурных примет, добровольно лег в гроб. А спустя некоторое время на репортера напали прямо возле его родного подъезда.

К.ЛАРИНА: Да, это было в апреле прошлого года.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Жив он остался. Ногу сломал. Пришлось день рождения – извините, я волнуюсь, - на больничной койке встречать.

К.ЛАРИНА: А что вас смутило в этом материале?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: А не может быть все-таки, что вот когда люди делают с собой такие вещи – ложатся в гроб…

К.ЛАРИНА: Ой, вы знаете, я в эти вещи не верю.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Не верите? А вот на него нападали…

К.ЛАРИНА: Хотя знаю тоже…

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: …люди, какие побили. Нашли этих людей?

К.ЛАРИНА: Вы знаете, так много каждый раз, когда происходят такие трагедии, мы начинаем вспоминать и находим массу предзнаменований, массу. Любая смерть…

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Нет, извините, Ксения, а как раз этот журнал вышел прямо накануне 25 числа февраля.

К.ЛАРИНА: Понятно, понятно. Спасибо вам за звонок. Я не знаю, я не верю в это.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, в этом случае можно посчитать тогда, что и журнал каким-то образом способствовал трагедии, потому что он это вспомнил и связал вот избиение предыдущее… я помню очень хорошо этот репортаж. Действительно Илья… это метод… он рассказывал о методе, как самоубийц избавляют от желания – есть люди, у них такая стойкая склонность к суициду – вот как их лечат, избавляют от этого желания. На некоторое время помещают в гроб, на считанные минуты, и, как правило, это отбивает у этих самоубийц всякое желание в дальнейшем расстаться самостоятельно с жизнью. Ну, вот он это попробовал, как истинный репортер, а чего только репортеры не делают. Ну, актеры многие между прочим снимались в этих обстоятельствах.

К.ЛАРИНА: Есть приметы, многие верят в эти приметы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Есть такие. Но всякие приметы есть, ну, а с другой стороны, сколько людей погибло, не испробовав этого. Мне кажется, нет никакой причинно-следственной связи, и задним числом можно сколько угодно всего напридумывать. Но действительно, я просто отметила, что вот такой был большой материал об этих, четверке звездной репортерской НТВ – он вышел действительно в пятницу, а в воскресенье это случилось. Это не совпадение, а просто напомнили о том, какой был у Ильи репортаж. Но вообще-то репортеры, они сами по себе, они в группе риска, они всегда рискуют из-за того хотя бы, что много летают, значит уже повышается вероятность того, что когда-то кто-то куда-то может и не долететь. Да мало ли что? Господи, и с разными общаются людьми разных слоев, тоже неизвестно, где, когда огребешь по голове. Так что действительно это опасная профессия. Но в данном случае просто совершенно уже мне неважно, отчего погиб. Очень хорошо будет, если найдут этого подонка, который просто поднял руку на человека, но для меня по-прежнему невероятная боль, что вот этого парня нет. И не будет уже никогда. Сегодня мы увидим его репортажи, наверное, они останутся в истории. Ну, а сколько бы мог еще человек сделать. 33 года.

К.ЛАРИНА: Ужас.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вообще в голове не укладывается.

К.ЛАРИНА: Мы должны уже завершать нашу программу. Я смотрю на программу завтрашнего эфира телевизионного воскресного. Здесь есть несколько премьерных вещей. Во-первых, Эдвард Радзинский «Смерть Сталина. Последняя загадка» – это завтра у нас премьера, 5 марта, кстати, это день смерти Сталина. Кроме того, завтра ночью, в 4 часа утра на Первом канале самых стойких наших зрителей и слушателей ждет прямая трансляция из Лос Анджелеса, церемония вручения наград американской киноакадемии «Оскар».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но не расстраивайтесь…

К.ЛАРИНА: Повтор будет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Те, кто не доживет до утра – я имею в виду в переносном смысле, заснет – то повторят в 11 вечера, по-моему, в понедельник.

К.ЛАРИНА: В понедельник. Спасибо большое. Ирина Петровская, Ксения Ларина. На этом мы закрываем наш телевизор, продолжаем слушать радио.