Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2006-01-28

28.01.2006

28 января 2005 г.

11:10-12:00

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Человек из телевизора»

Гость студии: Ирина Петровская

Эфир ведет: Ксения Ларина

К.ЛАРИНА: Ну, здравствуй, Ирина Петровская.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, здравствуй, Ксения Ларина.

К.ЛАРИНА: Вообще, сто лет тебя не видела.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, как это сто? Неделю всего.

К.ЛАРИНА: Ну, ужас. Нет, надо встречаться чаще. Ну, что это такое?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Давайте предлагайте.

К.ЛАРИНА: Давай встретимся на этой неделе?

(Смеются)

И.ПЕТРОВСКАЯ: Легко.

К.ЛАРИНА: В понедельник в 22.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Можно и в понедельник.

К.ЛАРИНА: И в понедельник встретимся, может быть, чего-нибудь придумаем, потому что программа «Коробка передач» остается в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Навсегда?

К.ЛАРИНА: Навсегда, да. Ну, что, мы начнем сейчас наш разговор о прошедшей телевизионной неделе. Есть там кое-какие впечатления приятные. Вот мы сейчас буквально чуть-чуть успели поговорить и с Витой Рамм, и с Мариной Райкиной, и с Ириной Петровской о трансляции «Своей колеи». «Своя колея» - это ежегодная премия, которую вручает фонд имени Владимира Высоцкого, которым руководит его сын Никита. И вот на НТВ – это я уже напоминаю нашим слушателям – был показан этот вечер. Я получила просто колоссальное удовольствие от общения со многими любимыми артистами. И, если… Ир, буквально одну секундочку, у меня просто свой рейтинг есть, первые три места как я распределила в этом концерте. Первое место я лично отдаю Николаю Николаевичу Губенко с его исполнением песни «Дом» Владимира Высоцкого, второе место отдаю Скрипке, Олег Скрипка – лидер «Воплей Видоплясова», который исполнил песню «Беда» на украинском языке, и на третьем месте – меня совершенно поразил Тигран Кеосаян, один из моих любимых гостей, я очень люблю с ним беседовать здесь в эфире, он прекрасно совершенно, оказывается, поет. И мне кажется, что очень много для него значит вся эта история песен Высоцкого. А спел он тоже одну из самых моих любимых песен – «Дорогая передача…»

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Дорогая передача…»

К.ЛАРИНА: Да. У тебя какие впечатления?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я не могу тебе так сказать про рейтинг. Хотя, конечно, Губенко – это потрясающе. Я еще помню в 1981-ом году после смерти Высоцкого Театр на Таганке поставил юбилейный… не юбилейный, а…

К.ЛАРИНА: …спектакль его памяти…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …естественно, спектакль памяти. «Высоцкий» назывался. И там Губенко был в одной из главных ролей. И как он пел песни Высоцкого! Вот я тогда… помнишь, еще как бы было такое ощущение, что никто кроме Высоцкого не сможет петь его песни. А Губенко это сделал, причем по-своему, с каким-то удивительным пониманием. Просто талант, да?

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Очень обидно, что мы этот талант так редко видим.

К.ЛАРИНА: Николай Николаевич, возвращайтесь, пожалуйста, к публике, вы нужны, вы замечательный артист. Замечательный. Очень вас не хватает сегодня.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, в общем, даже из того, что я видела в «Своей колее», естественно, я, как и все зрители, периодически переключалась, мне кажется, что даже особых-то и провалов не было.

К.ЛАРИНА: Ну, без девочек можно было спокойно обойтись. Ну, я бы вот так аккуратно сказала. Потому что ничего нового и интересного не показала ни Лолита, ни Лада Дэнс, ни Диана Арбенина.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, Диана Арбенина ничего – «Мой друг уехал в Магадан». Неплохо.

К.ЛАРИНА: Не знаю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Короче говоря, там еще вот этот хороший был пласт выбран его песен…

К.ЛАРИНА: …и хулиганских, в том числе.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …таких, хулиганско-дворовых. И, по-моему, это один из немногих случаев, когда получилось. И исполнение было адекватно первоисточнику.

К.ЛАРИНА: Кстати, я хотела сказать про Диму Певцова. Просто, может быть, вы не знаете, он там пел песню «Что же ты, зараза, бровь себе подбрила? И зачем надела, стерва, красный свой берет?..» Короче говоря, песню эту он пел еще при поступлении в театральный институт. Это было еще в 1980-ом году. Представляете, сколько человек ее в себе держал? Вот мы, я помню, первую песню, которую мы услышали Высоцкого в исполнении Певцова в институте, вот это была эта песня. И вот сколько уже – 25 лет прошло.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И какая верность одной песне.

К.ЛАРИНА: Да. Да. Вот, потом еще кого-то можно… Кого-то… А, еще очень меня как-то порадовал Олег Газманов. Казалось бы, после таких державных песен вдруг он…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Единственное, что я бы, кажется, сделала на его месте, это все-таки выучила бы текст…

К.ЛАРИНА: Слова бы выучила…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …потому что он не очень сложный, и уж точно был на слуху у поколения Газманова.

К.ЛАРИНА: А уж эта песня про детективную историю, пародия на плохой детектив – то, что он спел, она была очень актуальна сегодня после всех этих романов с камнем…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я сейчас имею в виду то, что он спел…

К.ЛАРИНА: «Москва-Одесса».

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Москва-Одесса».

К.ЛАРИНА: Да, да. У меня здесь все записаны, просто я смотрю…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Все ходы.

К.ЛАРИНА: Ну, «Ума Турман» так себе, ничего особенного.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, «Ума Турман» ничего особенного.

К.ЛАРИНА: Золотухин тоже мог бы лучше выступить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, не важно – там, в общем, была хорошая атмосфера. Может быть, потому, что все это происходило в таком небольшом зале. И, кстати сказать, действительно отчасти знаковом…

К.ЛАРИНА: …историческом…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …историческом, поскольку там рядом жил Высоцкий, в Большом Каретном. И, кстати сказать, мы с моей подругой Светланой Резвушкиной, ныне она продюсер премии «Лавр» документального кино, в свое время пытались делать такой дипломный фильм про Высоцкого, как раз мы заканчивали в 1982-ом. И поэтому мы ходили на эти репетиции спектакля и снимали все это. И Игорь Кохановский и Всеволод Абдулов, ныне покойный, мы с ними связались, и они нас провели по всем местам Высоцкого. Вот как раз с Большого Каретного, сад «Эрмитаж», на 3-ю Мещанскую – ныне проспект Мира, дом на 3-ей Мещанской в конце. И я дико жалею, что тогда по молодости мы не сообразили вот это снимать.

К.ЛАРИНА: Записать на камеру.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что пытались сделать такое что-то более глобальное. А тогда, я помню очень хорошо, мы входили вместе в этот сад «Эрмитаж», и они просто уже взрослые дяденьки, по нашим понятиям тогдашним просто уже практически старые – там им было едва, видимо, за 40 – они преобразились, они как-то вот так… ну, отдельной, особой походкой даже пошли – вот так они вживались в свою какую-то…

К.ЛАРИНА: …молодость…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …в образ молодости. И это было дико интересно.

К.ЛАРИНА: А параллельно, кстати, со «Своей колеей» я смотрела по своему любимому каналу «Ностальгия» цикл передач «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» Эльдара Рязанова. Это был 1987-ой год. Это была первая цикловая…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно. Первая, да.

К.ЛАРИНА: …программа, посвященная памяти Высоцкого. Там впервые были записаны интервью с его близкими, с его мамой Ниной Максимовной, с Мариной Влади, с Всеволодом Абдуловым, со Станиславом Говорухиным. На этой кухне, на Малой Грузинской, в театре. Тогда вообще ничего нельзя было говорить еще. Казалось бы, 1987-ой год, но тогда совсем ничего не говорили ни про его все проблемы, связанные с его здоровьем и психологическим, и со всеми его медицинскими проблемами…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, и слава Богу, что не говорили.

К.ЛАРИНА: …с пьянством, ничего не говорили. Но при этом, конечно, какой-то впервые вдруг… какой-то такой трагический образ получился из него. Мы это увидели впервые в программе Эльдара Рязанова. Вот спасибо каналу «Ностальгия» за то, что он это нам показывает.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, и кстати сказать, канал «Россия» показал опять…

К.ЛАРИНА: «Монолог»?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …«Монолог» - вот эта знаменитая запись, одна из последних…

К.ЛАРИНА: …Ксении Марининой…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …за полгода сделанная до смерти. Она тем хороша, что там нет ничего лишнего. Нет как раз никаких посторонних слов, а только он один, наедине со своей публикой, поет, рассказывает, говорит. И очень, мне тоже кажется, дает много к пониманию самой этой фигуры. И второе – это канал «Звезда», он показал фильм под названием «Автопортрет». Его, по-моему, показывал канал ТВЦ на одну из годовщин то ли смерти… по-моему, вот минувшую годовщину смерти. Там собраны все, ну, почти, очень многие в таком черно-белом варианте, и, видимо, даже то, что было в цвете, переведено в ч/б для единства стиля. Фрагменты из спектаклей, его интервью в разных городах, когда театр приезжал на гастроли. И это тоже очень любопытно было.

К.ЛАРИНА: Ну, давай чего-нибудь плохое теперь скажи.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ой. Ну, ты мне скажи, чего плохо, про что – спроси, а я тогда вспомню про плохое.

К.ЛАРИНА: Ну, я вот сама пытаюсь что-нибудь… какого-то… люди требуют скандала – я же чувствую. Я же чувствую.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, как обычно. Эта неделя была вполне типичной в том смысле, что в очередной раз, оседлав этого рейтингового конька… Мы в прошлый раз говорили про то, что был показан повторно этот скандальный и отвратительный фильм про Гундареву. А в этот раз показали, ну, тоже, в общем, если говорить строго, то это в конце прошлой недели, но укладывается более или менее…

К.ЛАРИНА: Про Малявину?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, фильм про Малявину.

К.ЛАРИНА: Такой же гадкий.

И.ПЕТРОВСКАЯ: На мой взгляд, тоже… ну, просто временами недопустимый. Потому что если Наталья Гундарева уже ушла, то Малявина, несмотря на то, что она тяжело больна и ослепла, она жива, и она это услышит как минимум. И те характеристики, которые там даны, непонятно от чьего имени, по какому праву, те оценки ее жизни, событий ее жизни…

К.ЛАРИНА: …и людей, которые ее окружали…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и людей, которые окружали, они, на мой взгляд, вот просто за гранью добра и зла.

К.ЛАРИНА: Да, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это совершенно недопустимо.

К.ЛАРИНА: Так. А, по поводу, а, вот что хорошего было, кстати. Тут вспоминают про «Баньку», которую пел Евдокимов. Мне очень понравился фильм про Михаила Евдокимова, который был на Первом канале. Ты не видела?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я, к сожалению, пропустила.

К.ЛАРИНА: Ты, знаешь, совершенно поразительно. По-моему, это было в субботу или в воскресенье…

И.ПЕТРОВСКАЯ: В субботу.

К.ЛАРИНА: В субботу, да-да-да, я приехала после эфира и как раз посмотрела этот фильм на Первом канале. «Два заветных слова», по-моему, называется этот фильм. Чем он был поразителен. Во-первых, он очень точный по интонации. Там все, что касается, вообще, отношения к персонажу, все было очень корректно и с огромной любовью и уважением сделано. Но поразительно было то, что даже персонажи из нашей с тобой любимой передачи «Аншлаг» там были с человеческими лицами, в том числе и сама Регина Дубовицкая, которая там была в качестве одного из участников, вспоминала…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я фрагменты, кстати, видела.

К.ЛАРИНА: И меня это просто поразило, что, оказывается, вообще, ничто человеческое им не чуждо, этим людям.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И только «Аншлаг» их испортил.

К.ЛАРИНА: Да. Может быть. Среда заела.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Телевидение их испортило.

К.ЛАРИНА: А так очень хорошее кино, которое тоже очень много говорит о Михаиле. Замечательно было то, что это был фильм об артисте. Там очень мало было о губернаторской его деятельности, о каких-то его политических пристрастиях…

И.ПЕТРОВСКАЯ: И, слава Богу, я думаю, личной жизни.

К.ЛАРИНА: Да. Там было именно его артистическая жизнь, с чего она начиналась. Там показывали его совсем первые старые пленочки с этой «мордой красной», с этой «Баней» знаменитой, когда все это началось. Когда он совсем такой молодой розовощекий парень. И это, конечно, большое спасибо за то, что дали возможность вспомнить хорошего актера. Это было хорошо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да я вообще убеждена, что в воспоминаниях о людях творческих все-таки все равно… да, там наверное, могут быть какие-то фрагменты из жизни семейной, но очень деликатно. Но в целом, когда речь идет о судьбе творческих людей, все-таки следует их судить по законам вот этим вот, творческим. И все-таки они ведь остались у нас в памяти не потому, что кто-то пил, кто-то гулял, кто-то, не знаю, еще что-то делал, даже в тюрьме сидел, а именно потому, что они оставили след в некоем творческом наследии нашей страны. Так для чего тогда нам бесконечно вот это углубление в то, как человек неправильно, допустим, прожил жизнь? Да миллионы людей неправильно проживают жизнь, только от них ничего не остается, кроме страшных воспоминаний их близких и родных о том, какие они были отвратительные. А те люди, которые все-таки становятся героями вот этих документальных так называемых произведений, помимо того, что там в жизни было черти чего, и тот же Владимир Семенович далеко не ангел был, но тем не менее это фигуры, и память о них остается, и они остаются в памяти благодаря тому, что они в первую очередь сделали, а в последнюю – какими они были людьми.

К.ЛАРИНА: А что вчера, ты не смотрела, я не видела, про 24 последних часа Юрия Никулина?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это уже такой типичный формат, когда, в общем, ничего особенно… Ведь это же… ты ожидаешь, что там вскрывается какой-то…

К.ЛАРИНА: …какие-то тайны…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Тайна, да. Что-то было такое, чего вот мы знать не знали. Все известно. Это просто тоже такая вот завлекалочка для зрителя, что, может быть, в этом будет. Обычно такое идет нагнетание, некоторый такой детективный темп. А в результате-то оказывается, жил человек, и вот последние 24 часа – ну, да, операция, больница, болел… ну, и умер.

К.ЛАРИНА: А вот ты сделала свое дело, Петровская…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Гнусное?

К.ЛАРИНА: Народ начал смотреть в 5 часов утра фильм «Лица российской национальности».

(Смеются).

К.ЛАРИНА: И большинство наших слушателей попали как раз в точку – как только они включили телевизор, благодаря твоим призывам, они тут же попали на фильм «Евреи».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да что ты?

К.ЛАРИНА: Понимаешь, Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И что, им что-то не понравилось?

К.ЛАРИНА: Там были Виталий Гинзбург, Илья Авербух и Михаил Швыдкой. «Кто выбирал этих героев?» - спрашивает Алексей.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я думаю, что, как в любом документальном произведении, героев выбирала группа, которая работала над этим произведением. Честно говоря, у меня нет никаких сомнений в том, что эти герои достойны представлять…

К.ЛАРИНА: Эти евреи, надо говорить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …эту группу…

(Смеются)…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …эту группу в этом произведении. А я не понимаю,.. хорошо, ладно, допустим, кто-то против Швыдкого. Я этого тоже не понимаю. А чем Гинзбург-то Виталий не угодил? Гордость наша, Нобелевский лауреат, слава Богу. Это совсем какая-то дичь. Кстати сказать, забавная ведь вещь – на этой неделе по поводу этого фильма разбиралась Дума государственная. И я лично не знаю практически таких примеров…

К.ЛАРИНА: Да ты что?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, да. Это была…

К.ЛАРИНА: Поставили вопрос на повестке дня?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Поставили вопрос на повестку дня.

К.ЛАРИНА: Почему так рано показывают?

И.ПЕТРОВСКАЯ: В чем дело, почему важная работа, госзаказ – а это был фактически госзаказ – во таким образом девальвировалась. А я действительно уверена, что в это время – это все равно, что не показать, на самом деле. Ну, конечно, слава Богу, мы чуть-чуть прорекламировали это, и кто-то увидел. Но вообще-то, в 5:20, ну, я не знаю, кто смотрит телевизор – только ночные сторожа, может быть, и люди, которые какую-то там ночную вахту несут. И в результате рекомендовано, потому что у Госдумы нет прямых рычагов воздействия на телеканалы, рекомендовано Первому каналу и г-ну Эрнсту изыскать более достойное время для показа этого фильма.

К.ЛАРИНА: Значит, что просят наши слушатели? Наши слушатели просят рассказать о своих впечатлениях от фильма, если это можно так назвать, от ролика Мамонтова про камень. И напоминаю, кстати, еще об одной вещи, которая меня очень расстроила, не хочу резко высказываться, хотя ругалась я сильно вслух. Ну, просто я была расстроена окончательно так называемым обсуждением фильма «Мастер и Маргарита».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Это я все видела. Ну, давай начнем с «Мастера и Маргариты». Наконец-то, можно сказать, было бы телевидение… ну, давай будем считать, что оно откликнулось даже и на наше предложение…

К.ЛАРИНА: Не прошло и века.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …обсудить фильм, который действительно стал событием, по поводу которого все спорили, хрипели, кричали: то – не то, хорошо – плохо, Булгаков – не Булгаков. Единственное недоумение вызывает действительно то, что прошло уже… ну, месяц прошел почти, как закончился показ. И в связи с этим ощущение некоторой неуместности этого обсуждения. Тем более встык после программы «Вести плюс», которая выходит в 11 часов. И ведущий Дмитрий Киселев, мне показалось, что он был не вполне в теме.

К.ЛАРИНА: Глубоко было ему наплевать и на вашу баржу… как у Жванецкого.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Было немножчеко и наплевать.

К.ЛАРИНА: Как-то никакого интереса в глазах у него не было.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно, роман он читал, но фильм явно не смотрел, интереса не было. Ощущение было, что это обсуждение ему навязано. А герои-то были все наши, которых как раз мы и предлагали. Это и Мариэтта Чудакова, и Кураев, и Олег Басилашвили, и Владимир Бортко. И в результате вот хорошее начинание, но поставленное таким образом – в самом конце… да в каком конце? Уже когда много чего другого произошло – ведь телевизионное любое произведение, это такое, как бабочка, она пропорхала, в любом случае, да, останется впечатление, да, останется на дисках, как угодно, но дорого яичко ко Христову дню. Что мешало сделать в том же формате немедленно по окончании сериала, я понять не могу. Ну, понятно, там Новый год наступал, но в любом случае все равно обидно, просто обидно.

К.ЛАРИНА: Ну, там есть еще помимо неуместности временной, там есть еще кое-какие моменты, которые мне бы хотелось, чтобы тоже мы с тобой затронули, раз уж мы про это заговорили. Но уже, видимо, после выпуска новостей.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: «Будьте, - говорит, - вы честными. Вам не понравилось обсуждение «Мастера и Маргариты» только потому, что вас не пригласили в эту передачу. Так было уже несколько раз: Петровская ругает формат до тех пор, пока в нем сама не участвует», - пишет нам Андрей Мелехов.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Интересное наблюдение. Я просто пытаюсь вспомнить, какой формат я ругала и перестала, поучаствовав. Например, было «Пять вечеров», но ругала и до, и после, честно говоря, и один раз, по-моему, в таком обсуждении-то и приняла участие. Но это все глупости.

К.ЛАРИНА: У Лолиты не была.

И.ПЕТРОВСКАЯ: У Лолиты точно не была и вряд ли буду. А если и буду, то это совершенно не исключает, что потом и обругаю. Но это все, знаете, частные глупости. Чего обидно? Что обидно в данном случае? Что авторы, не авторы, а участники этого проекта – режиссер и Олег Басилашвили…

К.ЛАРИНА: Дискуссии.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Именно в данном случае проекта «Мастер и Маргарита», оказавшись в этой дискуссии, они доминировали. И скорее всего это ощущение возникает все-таки в монтаже. Потому что они говорят больше всего, они заведомо не согласны с теми критическими замечаниями, которые высказывались…

К.ЛАРИНА: …или могли бы высказаться…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …где-то там, они как бы заочно с кем-то спорят, кому не понравилось то, не понравилось сё. И в результате другие участники – и Чудакова, и Кураев, они оказываются в ситуации, когда вроде как и в лицо неловко какие-то вещи говорить. Хотя, может быть, они и говорили, но опять же они были в процессе монтажа просто отчекрыжены…

К.ЛАРИНА: Конечно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и поэтому, например, Кураев получился вот такой вот весь какой-то обглоданный…

К.ЛАРИНА: …покусанный…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и покусанный. Хотя мне, честно скажу, наиболее интересно было его мнение.

К.ЛАРИНА: Потому что оно другое.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Оно другое и оно именно с точки зрения вот этого христианского учения, в котором мы, большинство из нас, даже те, кто каждый день молится и ходит в церковь, все равно неофиты, большинство из нас. И тем любопытней были вот эти параллели, сравнения, как относится та же самая церковь и сам Кураев к тому или иному персонажу, к Воланду. А это все, к сожалению, куда-то там ушло. И какие-то претензии к его точке зрения были высказаны, но при этом у него не осталось или времени, или права на ответ.

К.ЛАРИНА: Я думаю, что там был ответ, такого быть не может.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, скорее всего. Судя даже по тому, что было в дискуссии на «Эхе».

К.ЛАРИНА: Потому что если человека там конкретно в чем-то обвиняют, потому что Мариэтта Омаровна несколько раз просто его конкретно обвиняла в каких-то его конкретных работах в антисемитизме, еще там в чем-то… Но ответить ему не дали возможности, во всяком случае мы этого не увидели. Там еще один момент, который меня очень смутил, достаточно спорная история, когда Андрей Кураев в качестве аргументации приводил, по-моему, прямые цитаты из черновых набросков романа, на что ему было указано со стороны, по-моему, кого-то из создателей фильма – раз в окончательном варианте романа этих сцен нет, значит, их как бы вообще нет. Это, мол, ни о чем не говорит. Как же не говорит? Товарищи, господа. Все, что сделано человеком в стол, то, что вычеркнуто, перечеркнуто, осталось в черновиках, это и есть та самая удивительная история создания произведения.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, конечно, да, работа мысли.

К.ЛАРИНА: А как же? А как же? Ну, что вы? Уж не говоря о том, что с самого начала меня смутило – Ир, ты знаешь, когда ведущий говорит: «У нас в гостях выдающийся кинорежиссер. Здравствуйте».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ага.

К.ЛАРИНА: «У нас в гостях выдающийся литературовед. Здравствуйте. У нас в гостях…» И все остальные, вот кроме Кураева, Кураев не был выдающимся священником. Все остальные участники были выдающимися, и, в общем, как-то смирились с этим буквально в считанные секунды, и все это носило характер какой-то неприятной комплиментарности и какого-то взаимного обожания.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Когда высказывалась какая-то противоположная или отличная точка зрения все тем же Кураевым, тогда возникало вот такое ощущение – как посмел? Ну, в общем, давай, подытоживая, скажем, что…

К.ЛАРИНА: Вопрос, зачем это было тогда? Я не понимаю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, вопрос – зачем? И тем не менее, все равно, буду до конца идти и говорить, что эта идея очень плодотворная, потому что людям, когда они посмотрели некое произведение, которое все обсуждают, о котором все говорят, которое как-то их задело, им очень важно услышать какие-то точки зрения, совпадающие ли с их, или не совпадающие, но так или иначе сверить вот это свое ощущение, свое впечатление. И в принципе этот формат, мне кажется, должен быть максимально использован.

К.ЛАРИНА: Но он должен быть тогда честный.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но только я бы, опять же,.. это делал редко, прямо скажем, Первый канал, но в частности вот одна из последних после Нового года, это премьера картины Киры Муратовой «Настройщик» и обсуждение в студии. Мне кажется, это более интересное воплощение этой же самой идеи, потому что там больше людей задействовано. И я бы, вообще, ввела бы еще и зал, ну, как бы вот сделала, не жалея, что называется, времени. Хотя я понимаю, что все равно все будут это время жалеть. Именно для того, чтобы удовлетворить потребность людей вот в этом вот, в сверке своих впечатлений.

К.ЛАРИНА: И потом это же интересно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И потом это дико интересно, сколько человек – столько мнений.

К.ЛАРИНА: И высочайший рейтинг. И это интересно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но непосредственно по окончании. Мне кажется, это совсем несложно сделать. И мне кажется, и даже в этом случае-то и прямого эфира не следует пугаться, потому что обсуждаться все-таки будет художественное произведение, а не какие-то актуальности политические.

К.ЛАРИНА: По поводу Кураева мне тут пишут, что а вот вы сами-то, мол, его не зовете. Как это не зовете? Он у нас как раз участвовал, Андрей Кураев в обсуждении того же «Мастера и Маргариты». К сожалению, Ирины тогда не было, она отъезжала.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я отъезжала, но я потом, когда приехала, я прочитала это все в Интернете на сайте «Эха Москвы».

К.ЛАРИНА: У нас там много было интересных мнений высказано.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И, кстати, там было больше времени и больше как бы… дискуссионность-то уж точно была более высокого градуса.

К.ЛАРИНА: Ну, давайте послушаем телефонный звонок.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Подожди, про Мамонтова же мы еще не успели.

К.ЛАРИНА: Про роман с камнем? Я так хохоталась. (Смеется).

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, в общем, понимаешь, все это было бы смешно, конечно…

К.ЛАРИНА: Я, конечно, оцепенела, когда это увидела.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Все оцепенели, тем более, что в течение недели анонсировался совсем другой фильм «Гражданство. Часть II».

К.ЛАРИНА: А ты обратила внимание, сколько оно шло? Минут 7. Это был ролик просто какой-то. По времени минут 7 шло.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, видимо, не успели сделать в том формате, в котором обычно выходит программа «Специальный корреспондент». Я опять же говорю, что я далека от шпионских игр, ФСБ и прочее, но даже на мой совершенно непосвященный, совершенно просто отдаленный от этих всех организаций взгляд, я вижу, что в этом есть какая-то лажа. Хотя бы потому, что мы видели уже в свое время фильм «ТАСС уполномочен заявить» и видели, как работают разведчики. Мне скажут, что хорошенький у вас первоисточник и представление о деятельности разведки. Но то, что я читала после этого фильма, что так, в общем-то, не делается – вначале все-таки бывает дипломатический скандал, представления, ноты и отзыв дипломатов, если они замечены в этой деятельности шпионской, а потом уж, по следам, что называется, делается кино- или телевизионное произведение. Поэтому когда все предваряет, действительно ты права, именно ролик с неизвестным камнем…

К.ЛАРИНА: Такой формат – «Остерегайтесь случайных связей».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, и камней тоже желательно.

К.ЛАРИНА: То, что перед кино показывали в советское время.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Короче говоря, все-таки это очень печально. И еще раз говорю, не знаю: были – не были, шпионы – не шпионы, англичане – не англичане, но чрезвычайно неприятно, когда компанию телевизионную, телевидение вообще используют в этих играх, мягко говоря, мне кажется, не слишком достойных. И очень печально, что таким образом свою репутацию, хотя уже много было случаев, когда мы наблюдали, мягко говоря, странные вещи, но разменивает журналист Аркадий Мамонтов. Совершенно, мне кажется, не обязательно было свое лицо и свое имя под это под все…

К.ЛАРИНА: Но вряд ли он это и делал. Это уже готовая, по-моему, продукция.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Безусловно, но тем не менее это позиционируется-то как фильм Аркадия Мамонтова.

К.ЛАРИНА: Это его выбор, Ир, чего тут говорить-то?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, это его выбор, но все-таки всегда сообщество не слишком уважительно относилось к тем коллегам,..

К.ЛАРИНА: А плевать хотели.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …которые участвовали в подобного рода мероприятиях, я бы сказала.

К.ЛАРИНА: А плевать хотели коллеги. Плевать, понимаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Плевать, ну, не знаю. Вот говорят, сейчас Аркадий Мамонтов после этого в больнице оказался с тяжелым давлением. Не исключаю, что это плата и за подобного рода компромиссы.

К.ЛАРИНА: Ну, ладно. Ну, ладно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, а что же? Если это только не дипломатические болезни, то… я уверена, что ничего просто так в этой жизни не проходит, и рано или поздно твое слово отзывается всяким замысловатым способом.

К.ЛАРИНА: Ну, что, давайте послушаем телефон, сделаем это. 783-90-25 для москвичей, 783-90-26 для тех, кто живет не в Москве. Здесь, в студии «Эха Москвы» Ирина Петровская и Ксения Ларина. Мы говорим о телевидении, о программах, которые мы посмотрели на прошлой неделе, ну, и вы, конечно, тоже. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Будьте любезны, меня зовут Ирина Михайловна, очень хотела вам задать, может быть, не по теме, но… я очень люблю передачу «К барьеру» и «Культурную революцию». И всегда они показываются в одно время. Вот нельзя ли как-нибудь…

К.ЛАРИНА: Нельзя.

ИРИНА МИХАЛОВНА: Нельзя, да?

К.ЛАРИНА: Нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, мы много раз на эту тему говорили.

К.ЛАРИНА: Ну, что тут, ну, товарищи, ну, как это…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Дело в том, что это разные компании…

К.ЛАРИНА: Выбирайте.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и это еще входит в такое понятие, как контрпрограммирование, для того чтобы зрителей отвлечь. И зритель обязан в этом случае делать выбор самостоятельно.

К.ЛАРИНА: Выбирайте.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нравится «К барьеру»…

К.ЛАРИНА: Повторяется «Культурная революция» на следующий день.

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Культурная революция» на следующий день хотя бы повторяется. Сейчас вот мы сталкиваемся с этой ситуацией впрямую на Первом и Втором канале. В воскресенье, завтра начинается «В круге первом» - давно ожидаемый сериал по роману Солженицына, а в понедельник начинается не менее ожидаемый и культовый во всех смыслах «Золотой теленок» с Олегом Меньшиковым в главной роли. Я, вот честно скажу, в данном случае я на позиции Ирины Михайловны. Мне не понятно, для чего ставить две работы, интересующие, думаю, что по-разному, но интересующие сильно зрителя, в одно практически и то же время.

К.ЛАРИНА: А это прямое соревнование.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это прямое соревнование, но дело в том, что, ну, вы о зрителях-то подумайте. Причем, как Второй канал не будет повторять утром «В круге первом», так и Первый не будет повторять «Золотого теленка», хотя обычно все свои произведения, которые показываются в 21:30 Первый канал повторяет. То есть уже доведена эта конкуренция до последнего предела.

К.ЛАРИНА: Ну, а чего ты переживаешь, Ир, это все равно выбор каждого человека.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, выбор, да, но, например, я хочу посмотреть…

К.ЛАРИНА: Чего тут переживать?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и то, и другое.

К.ЛАРИНА: Ты – критик. Тебе положено все смотреть. Ты и так все записываешь, половину.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я тебя уверяю, что огромное количество людей тоже хотят посмотреть…

К.ЛАРИНА: Пусть выбирает...

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и то, и другое.

К.ЛАРИНА: …количество людей, что им интереснее.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, зачем ставить человека вот в такую ситуацию? Послушай…

К.ЛАРИНА: А я тебе объясню, потому что мы все время сетуем на то, что выбора нет, вот вам выбор, выбирайте, товарищи, а мы посмотрим, что вас больше интересует.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Правильно. Но это уже выбор вот на грани. Получится абсолютная «Бесприданница»: «Не доставайся ты никому», - потому что обычный зритель, у которого нет возможности это записать, допустим, начнут просто прыгать с канала на канал… Ну, хорошо, «В круге первом» начинается в 9, «Теленок» начинается в 21:30. 15 минут вот это сделали бы какую-то погоду? Да не сделали бы. Нет. Вот, чтобы не доставалось никому. И у вас мы рейтинг отгрызем, и у нас он в это время будет меньше, чем могли бы мы его собрать. Это какая-то все равно для меня дичь. Вот честно тебе скажу.

К.ЛАРИНА: Не знаю, я ничего страшного в этом не вижу, хотя мне кажется, что это как раз и хорошо. Я была бы счастлива, если бы у нас по всем каналам шли такого уровня программы…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Так в том-то и дело. Я тебе о том и говорю.

К.ЛАРИНА: …чтобы я могла выбирать, понимаешь? Это мой выбор.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Но такого не будет. Когда закончится «В круге первом» и «Золотой теленок», мы еще месяца два будем жевать…

К.ЛАРИНА: Что?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я не буду цитировать…

К.ЛАРИНА: Сериал «Зону» на канале НТВ.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …сейчас Владимира Владимировича, что мы будем жевать, но короче говоря, мы будем смотреть…

К.ЛАРИНА: «Черную богиню»…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …всякую… намного менее интересную продукцию и как раз думать о том, что у нас нет выбора, потому что и там дрянь, и там дрянь. Ну, так почему же, если и здесь, и там сделали какой-то пристойный продукт, почему же нужно меня ставить вот в эту ситуацию, когда я должна метаться, как сумасшедшая, оголтелая…

К.ЛАРИНА: Ничего страшного. Это твой выбор. Чего ты так, прямо не знаю. Мне кажется, наоборот, надо радоваться, что продукция такого уровня идет по двум центральным каналам. Когда я выбираю…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет. Я не радуюсь. Я не радуюсь.

К.ЛАРИНА: А как в новогоднюю ночь ты прыгаешь? Ну, не ты, а условный зритель.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В новогоднюю ночь ты точно знаешь, что ты ничего не потеряешь, если не допрыгнешь.

К.ЛАРИНА: Это вопрос.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это не вопрос, это практически ответ.

К.ЛАРИНА: Почему? Люди готовят новогодние программы, которые идут все в одно и то же время, ты же их не поставишь… Там же тоже контрпрограммирование. Ты же не поставишь одну новогоднюю программу в час ночи, а другую – в три, чтобы… думая о зрителе, который бы посмотрел и то, и другое? Нет. Он прыгает по каналам.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Тем не менее, ничего не потеряешь, уже это известно, уже это традиция – в новогоднюю ночь, если ты вообще, во-первых, не посмотришь…

К.ЛАРИНА: Нет, я с тобой не согласна. Не согласна я с тобой, Петровская.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, и… А вот я уверена, что уважаемые наши телезрители со мной согласны.

К.ЛАРИНА: Я люблю – в этом есть какая-то интрига.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В этом нет интриги.

К.ЛАРИНА: Есть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кроме одной – чтобы друг другу поставить подсечку, подножку. Я имею в виду конкурентов.

К.ЛАРИНА: Я, кстати, тебе могу сказать по секрету, пока никто не слышит, что я свой выбор сделала.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Солженицын.

К.ЛАРИНА: Нет, ну, я не буду говорить. Зачем я буду говорить? Я посмотрела, думаю, по анонсам, мне кажется, можно для себя какой-то выбор сделать. По тем анонсам, которые крутятся в эфире и того, и другого канала. Ну, а там посмотрим. Все равно повторят одно или другое, Боже мой. Потом можно будет посмотреть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, но людям именно, имея в виду, что начинается дискуссия, начинается обсуждение – хорошо, плохо,..

К.ЛАРИНА: Ну и что?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …им важно посмотреть это вот в этом режиме…

К.ЛАРИНА: Ну и что?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …реального времени.

К.ЛАРИНА: Расскажут. Ты придешь на радио, расскажешь. Чего ты, в самом деле?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, еще раз повторяю, совершенно с тобой не соглашаюсь, просто категорически, ты меня завела просто.

К.ЛАРИНА: (Смеется).

И.ПЕТРОВСКАЯ: И я считаю, что интересы зрителя в данном случае страдают, а не выигрывают.

К.ЛАРИНА: Выигрывают.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет.

К.ЛАРИНА: Выигрывают.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет. Потому что следующие еще два месяца он будет смотреть всякую лабуду.

К.ЛАРИНА: Ну, и что? Пусть расслабится и успокоится. А потом еще два месяца пройдут – нам запустят еще два или три хороших фильма.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Одновременно.

К.ЛАРИНА: Одновременно. И выбирай.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Супер.

К.ЛАРИНА: Ты хотела выбирать? Выбирай. Мы с тобой каждую передачу начинаем с того, что вот опять одно… один кошмар – не из чего выбирать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Вот. А тут, когда есть, из чего…

К.ЛАРИНА: Так вот. Тебе вывалили такой выбор…

И.ПЕТРОВСКАЯ: (Вздыхает) Ой. Я думаю, дорогие мои радиослушатели, что вы в этой дискуссии сумасшедшей совершенно, на моей стороне. И ничего бы не случилось, если бы Первый канал своего «Золотого теленка» поставил бы на 10 дней позже или на 8, или на 10 дней позже, или на 15 минут позже, чтобы мы с вами не носились в мыле с канала на канал, и не чувствовали себя обойденными, обделенными и не смогли назавтра поучаствовать в каком-нибудь споре в собственном рабочем коллективе, потому что, скажем, большинство смотрело «Теленка», а вы смотрели «В круге первом». Или что-то пропустили…

К.ЛАРИНА: Не согласна абсолютно. Я люблю. Мне кажется, что надо относиться к таким вещам не так серьезно и глубоко. В этом есть какая-то интрига, она мне очень симпатична, мне нравится. Я понимаю, как это будет азартно считаться каждый день, кто сколько посмотрел. Это интересно. Это интересно. Я, например, таким образом потеряла, как зритель, как зритель, потеряла один из фильмов на Первом канале, когда, по-моему, во время «Есенина» так же был пущен… Нет, «Есенин» был на Первом канале…

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Есенин» была на Первом.

К.ЛАРИНА: Ну, не помню, что было на Втором. Короче говоря, я потеряла «Турецкий гамбит». «Турецкий гамбит» у нас был сериальный?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, это когда, именно когда шел «Мастер», и пустили «Статского советника»…

К.ЛАРИНА: А, да. Вот. «Статский советник». Я его потеряла, я его не посмотрела в телевизионной варианте. Но ничего. Мне все равно было интересно принимать участие в дискуссиях – в смысле слушать. Мне интересны разные мнения. Что люди говорили по этому поводу. Но когда-нибудь же он повторится, когда-нибудь я его увижу. Это же не то, что пропадет втуне. Это же не концерт одноразового пользования, слава Богу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, телевидение тем и замечательно, что не когда-нибудь, а сейчас.

К.ЛАРИНА: Ну, расскажут. И пусть ты жалеешь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И это дает ощущение сопричастности огромной аудитории.

К.ЛАРИНА: Ну, так это замечательно, когда человек жалеет, что он не посмотрел. «Как жалко».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Еще раз повторяю, еще раз повторяю, что здесь у нас в Москве, когда через неделю, через две появляются наборы дисков, DVD, можно будет еще пересмотреть – это одна история. А по всей стране совсем другая история. Уверяю тебя, что у многих людей немного совсем уж, и прямо скажем, мало каких-то в жизни событий, развлечений, художественных впечатлений. И лишать их вот именно по той вот глупой причине, чтобы конкуренту, извините за выражение, нагадить отчасти и цифры у него забрать вот этого рейтинга, лишать их этих впечатлений, на мой взгляд, это бесчеловечно, и с точки зрения даже экономической все равно расточительно. Потому что вы вложили огромные деньги в то или иное произведение. И, ну, уж сделайте так, чтобы все смотрели, все обсуждали.

К.ЛАРИНА: Не хочу. Я не согласна, потому что если следовать твоей логике, то тогда у нас будет по всем каналам какой-нибудь «Дневной дозор», или я тебе попереключаю, одно и то же…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, почему?

К.ЛАРИНА: Или вот эти самые… Ты сама возмущаешься, когда у тебя в параллель ставятся – тут Петросян и там Петросян…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, у нас мало событий.

К.ЛАРИНА: И вот тебе выбор. А я тебе говорю про другое…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, нет, это то же самое. Послушай.

К.ЛАРИНА: …что, наоборот, надо радоваться, когда возникает такая продукция, которая способна устроить конкуренцию.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это то же самое, что тут Петросян и там Петросян. И такой же выбор. Нету выбора-то. Извините. Здесь хорошее – возможно, мы еще не смотрели, но тем не менее оно многообещающее кино. И здесь. И тоже – это не выбор, извините. Это именно метания, терзания зрителей, которым хочется и того, и сего.

К.ЛАРИНА: Можно телефончик? Ваш телефончик.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ирина Михайловна нас завела.

К.ЛАРИНА: Да. Можно ваш телефончик – 783-90-25? Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алле, добрый день. Я приветствую студию. Ну, конечно, я хочу сказать, что я полностью на стороне вашей гостьи, потому что позиция каналов определяется только одним – чтобы у соседа сдохла корова. Больше ничего. Только этим. Но я, если позволите, не буду с вами спорить. Я все-таки хочу несколько слов сказать по поводу передачи и обсуждения «Мастера и Маргариты». Мне кажется тоже, все это несколько обгрызенным выглядело, но тем не менее это было интересно, и я очень радовалась тому, что Мариэтта Чудакова, простите меня за вульгаризм, так наехала на Кураева. Потому что то, что он говорил, очень хорошо известно тем, кто хорошо смотрел. Были две передачи до фильма. И вот эти его посылы, что это Евангелие от дьявола, а простите, Маргарита – проститутка, это возмутительно просто. И то, что сказала Мариэтта Омаровна – это великолепно было сказано по поводу того, что есть вещи, которые, извините, попам нечего делать в обсуждении.

К.ЛАРИНА: А зачем позвали-то тогда человека?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ну, понимаете, вызвали, да. Я сказала, что, конечно, если бы это был прямой эфир, как предлагали вы, то тогда это было бы гораздо интереснее…

К.ЛАРИНА: Был бы спор тогда, была бы дискуссия.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Был бы спор, было бы интересно. И был бы, так сказать, интересен сам процесс, а не слова…

К.ЛАРИНА: Конечно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: А когда мы имеем то, что имеем, то мне вот хотелось просто прокомментировать ваше же обсуждение.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам большое за ваше мнение. Давайте еще успеваем звонок. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Доброе утро. Это Виталий из Егорьевска. Я хотел бы сказать два вот таких тезиса коротких по поводу как раз двух фильмов и своего мнения об одновременном показе. И по поводу вот Мариэтты Чудаковой, если можно, тоже одна маленькая реплика.

К.ЛАРИНА: Ну, давайте, давайте.

ВИТАЛИЙ: Значит, первое, я бы хотел сравнить, у меня примерно такие ассоциации: вот, допустим, живет ребенок, кушает, допустим, постоянно черный хлеб с водой, и вдруг у него близится день рождения, и очень близкий ему человек готовит ему шикарный стол – ну, допустим, селедку под шубой и торт.

К.ЛАРИНА: Ой, как хочется есть. Да.

ВИТАЛИЙ: И приносит… и вот наступает день рождения, и он знает, что будет селедка под шубой и торт, и вот эта заботливая тетушка ему дает одновременно… или с дядюшкой вместе…

К.ЛАРИНА: Так, так, так.

ВИТАЛИЙ: Один приносит ему селедку под шубой – дядя, а тетя приносит торт.

К.ЛАРИНА: Ага.

ВИТАЛИЙ: И вот он говорит: «Ну, давайте я сначала съем селедочку под шубой, а потом, через часик, торт». Они говорят: «Нет, дорогой. Мы так старались, друг с другом спорили, кто лучше из нас, а ты уж давай или все подряд хавай, или чего-нибудь, отдельно».

К.ЛАРИНА: Я выбираю селедку под шубой!

ВИТАЛИЙ: Вот, видите. А ему хочется, может быть, и то, и другое.

К.ЛАРИНА: А вам чего?

ВИТАЛИЙ: И здесь я согласен с вашей гостьей, с Ириной. Вот. И по поводу, извините, как раз это обсуждение… Я бы хотел заступиться за Андрея Кураева немножко.

К.ЛАРИНА: Пожалуйста.

ВИТАЛИЙ: Понимаете, я в принципе был с ним во многом не согласен, но меня поразило, насколько человек смиренный, насколько он воспитанный. Он ведь Мариэтте Омаровне абсолютно не ответил ничем. Может быть, это, конечно, вырезали…

К.ЛАРИНА: Не дали ответить, скорее всего.

ВИТАЛИЙ: Вы знаете, я очень уважаю тоже и Мариэтту Омаровну, замечательная женщина, умнейший человек, но в данном контексте обсуждался фильм «Мастер и Маргарита». И действительно, вот как сказала предыдущая слушательница, «наезжать» на священника за какие-то его, допустим, ей показалось, антисемитские какие-то книжки, ну, просто это было немножко не к месту сказано. И поэтому мне здесь в данном случае ближе позиция Андрея Кураева. Он просто спокойно это выслушал. И поэтому… Но в принципе, конечно, давали сказать мало гостям. Вы правы. А насчет Воланда – это, конечно, видение режиссера. У него там 90-летний может быть, допустим, и Прокуратор, и Воланд – Басилашвили. Правильно сказала ваша гостья Ирина Петровская, человек, ну, видно, профессор, умудренный опытом, добрый человек. Вот ну, из Басилашвили Воланда я не могу представить – у меня сразу «Вокзал для двоих», понимаете, перед глазами. А вот знаете, вот я просто забыл, был такой актер замечательный, он играл в фильме графа Калиостро, помните?

К.ЛАРИНА: Да, это грузинский актер. Забыла фамилию тоже.

ВИТАЛИЙ: Да-да-да. И еще сериал-то был недавно «По прозвищу Барон». Вы знаете, у меня все время перед глазами – какой же был шикарный Воланд, такие глаза.

К.ЛАРИНА: Ну, спасибо вам больше за звонок. Извините, ради Бога, что вас уже отключаю. Остается очень мало времени. Я хотела бы еще звоночек. Ир, давай попробуем?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, конечно.

К.ЛАРИНА: Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алле. Добрый день. Меня зовут Александр из Москвы. Молодой человек там представил всех зрителей в качестве детей. Ну, понятно, ребенку сложно выбрать, но, по-моему, такие вещи смотрят не дети. Потом я представил вашу гостью мечущуюся с пультом, с канала на канал. А потом, когда все это заканчивается, по сути…(неразборчиво)… А вы не пробовали чем-то другим заняться, кроме как смотреть телевизор?

К.ЛАРИНА: (Смеется). То есть…

СЛУШАТЕЛЬ: …(помехи) …то или другое, а когда не будет, я займусь детьми, семьей, схожу в театр, послушаю музыку.

К.ЛАРИНА: То есть ваш призыв – поспокойней к этому ко всему относиться? Алле? Плохо слышно, у нас как-то срывается. Это работа, вообще-то, Иринина.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я, вы знаете ли, с радостью бы чем-нибудь другим бы занялась. Но это моя работа. И меня через неделю, через две вы же будете спрашивать, что я думаю по тому или другому поводу, по поводу того, кто как роль сыграл и как это соответствует или не соответствует литературному первоисточнику. Поэтому, увы, у меня нет такой шикарной возможности вообще не смотреть или смотреть вот так вот по выбору. Поэтому я в том числе эгоистически печалюсь из-за того, что я на ближайшие две недели обречена на это вот беспрерывное смотрение. А что касается детей, кстати сказать, очень хорошо, если бы это и дети смотрели, потому что и «Золотой теленок», и «В круге первом» - это произведения литературы. И уверяю вас, что многие их даже и не читали. Так, может быть, смотрение стимулирует, как часто это бывает, смотрение телевизионного произведения, кинопроизведения стимулирует их к прочтению книжки. И в данном случае я и за детей, которые тоже, мне кажется, будут в этом смысле обделены.

К.ЛАРИНА: Что бы ты посоветовала еще посмотреть на следующей неделе?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот, собственно, это мне кажется, важные вещи, это премьеры главные. И еще я отметила 1 февраля фильм Николая Сванидзе, которые называется «БН», и он посвящен юбилею первого президента России Бориса Николаевича Ельцина, которому исполняется 1 февраля 75 лет. И там, судя по анонсам, Ельцин будет говорить и о политике, и о семье, и о романе с Наиной Иосифовной. Мне кажется, это должно быть, должно быть интересно. Да и вообще интересно, как сегодняшнее телевидение откликнется на это событие.

К.ЛАРИНА: Ну, что ж, мы на этом завершаем нашу сегодняшнюю телерадиопрограмму с Ириной Петровской. Но я думаю, что продолжим в понедельник вечером. Кстати, вот в понедельник вечером в 22 часа вот мы тоже будем… в это движение вольемся, потому что пока мы будем здесь разговаривать, там будет идти «Золотой теленок» и «В круге первом».

И.ПЕТРОВСКАЯ: «В круге первом» уже закончится.

К.ЛАРИНА: Да? Закончится?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, он начинается в 21 и заканчивается в 21:45. А «Теленок» в 21:30.

К.ЛАРИНА: Ага.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И поэтому весь раздор и весь этот камень раздора – вот эти 15 минут.

К.ЛАРИНА: (Смеется). Спасибо большое. До встречи.