Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2005-04-23

23.04.2005

К.ЛАРИНА – Приветствую я Иру Петровскую в студии, Ира, добрый день, доброе утро

И.ПЕТРОВСКАЯ – Доброе утро, Ксюша.

К.ЛАРИНА – У Ирины Петровской начался сезон охоты, поэтому она регулярно отъезжает, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да.

К.ЛАРИНА – Из Москвы в разные регионы. Вот на сей раз путешествие было южным, в Сочи Ира была на очередной…Что это было? «ТЭФИ-Регион» финал или что это?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Это был один из этапов конкурса «ТЭФИ-Регион» развлекательные программы, и также там прошел финал по всем остальным номинациям, которые рассматривались в конкурсе «ТЭФИ-Регион».

К.ЛАРИНА – Давай, прежде чем передать слово нашим слушателям с вопросами с различными вопросами, связанными с телевидением, может быть несколько слов скажешь о своих впечатлениях.

К.ЛАРИНА – Ты, знаешь, региональное телевидение…Меня все время спрашивают: чем отличается региональное телевидение от федерального? Одно из главных отличий, помимо того, что региональное телевидение больше внимания обращает на просветительские программы, на детское вещание и т.д., но главное отличие для меня в атмосфере: там нет конкуренции дошедшей до полного маразма, озлобления. И сами члены Академии нашей основной, когда они присутствовали на церемонии закрытия, все говорили об одном, что совершенно другая атмосфера, когда реально, даже конкуренты способны порадоваться за своего коллегу, который допустим взял приз, а ты вот остался без него. И это очень существенно и важно, потому что это способствует таки развитию регионального телевидения. Если ты помнишь, если слушатели помнят, на одной из церемоний «ТЭФИ» основных, там же регионалы тоже имеют возможность выдвигать свои программы, и победил, по-моему томский телеканал очень сильный, который делает такую программу «Час Пик» с Юлией Мучник, и вышел руководитель этого канала и сказал, что я бы не получил сегодня этот приз, если бы не мои коллеги, и вызвал руководителей еще из Екатеринбурга и из Красноярска - это всех потрясло.

К.ЛАРИНА – У нас пока до этого не дошло, и уже, судя по всему - не дойдет.

И.ПЕТРОВСКАЯ – У нас не только пока до этого не дошло, у нас не дойдет никогда, потому что когда реально находишься в зале во время церемонии «ТЭФИ», ты физически ощущаешь эту атмосферу недоброжелательности…

К.ЛАРИНА – Ненависти, зависти.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Совершенно верно.

К.ЛАРИНА – Мне кажется, что уже на кинопремиях и на кинофестивалях, такой атмосферы уже нет, во всяком случае, я правда не знаю, может ты скажешь? Ты на «Нике» же была, внутри ты это видела. Нет там такого гадостного чувства?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я видела внутри. Мне показалось, что там нет такое…да. Или может быть актеры (там много же актеров), как люди артистические (тавтология), умеют это скрывать и…

К.ЛАРИНА – Умело скрывать.

И.ПЕТРОВСКАЯ – И пытаются играть некую радость за того, кто все-таки получает премию. Но мне кажется, нет, реально этого нет, а здесь это в каком-то концентрированном виде во время церемонии «ТЭФИ», поэтому теперь известно, что церемонии основной уже не будет в этом году, вот этой вот торжественной, в зале…

К.ЛАРИНА – Телевизионной.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, телевизионной. Там будет мини-церемония для участников, победителей, финалистов, но мне кажется, что из участников этого действа мало кто расстроится.

К.ЛАРИНА – Ир, а если по содержанию в региональном? Что там тебя особо привлекает? Там есть вообще какие-нибудь, выражаясь модным языком, тренды, а по-русски говоря, тенденции, которые нам не известны здесь в Москве.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Тенденции, например, что региональные телекомпании многие снимают качественное телевизионное кино документальное, причем оно действительно очень хорошее именно потому, что во многих региональных компаниях еще работают люди, которые в свое время создавали кинопроизводящие структуры на региональном телевидении. Ну скажем вот так, традиционно сильное кино в Ростове-на-Дону, традиционно сильное кино в Вятке, в Кирове. Вот стал одним из победителей в номинации «Телевизионный документальный фильм» Алексей Погребной, такой известный документалист, со своим фильмом. Детское вещание присутствует.

К.ЛАРИНА – То, чего у нас вообще нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да. Довольно любопытные. Как бы есть попытка делать не телевидение про детей, а телевидение для детей, в этом существенная разница.

К.ЛАРИНА – Т.е. полноценные программы, собственный продукт.

И.ПЕТРОВСКАЯ – То, что может быть интересно ребенку: с мультиками, с рассказыванием сказок, причем все это довольно симпатично и профессионально делается и обыгрывается. Информация почти везде очень сильная, но об этом мы говорили, и информация как раз особенно отличается от федеральных каналов, потому что наши федеральные каналы соответственно почти все ориентируются на то, что происходит в Кремле, за кремлевской стеной, т.е. в высших, верхних эшелонах власти, а здесь информация все-таки идет от земли, что называется, от того, что происходит в реальном городе, в реальном поселке. Часто это даже не в чистом виде информация, а сюжеты как повод помочь людям, вмешаться в какую-то ситуацию, исправить что-то. Вот, например есть такой петербургский канал «100», и там регулярная очень симпатичная программа «Добро пожаловаться», когда люди…

К.ЛАРИНА – «Добро пожаловаться»?!

И.ПЕТРОВСКАЯ – «Добро пожаловаться»… обращаются в редакцию и по каким-то самым таким вроде бы мелким вопросам: крыша протекает, дверь в подъезде не закрывается. И выезжает группа, которая находит вот эту цепочку исполнителей, которые по идее по должности обязаны это делать, но не делают, и заставляют их это сделать. Но это делается очень смешно в такой в общем игровой и, я бы сказала, такой стёбной манере, но, тем не менее – реальная помощь реальным людям.

К.ЛАРИНА – Ну, что же мы приступаем теперь уже к Вашим вопросам. Я прям сразу утыкаюсь в пейджер и подряд все читаю: «Уважаемая Ирина, хотелось бы услышать Ваше мнение о программе мадам Пимановой, - именно так и написано, - «Кумиры». Спасибо Валентина Сергеевна.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, мадам Пиманова имеется ввиду, что это делает Валентина Пиманова. Она не только ведущая программы «Кумиры», но и жена…

К.ЛАРИНА – Кумира.

И.ПЕТРОВСКАЯ – …Ведущего программы «Человек и закон» Алексея Пиманова, и он также руководитель телекомпании под названием, кстати, «Останкино» - они этот старый бренд, опять же пользуясь новой терминологией, используют в своих корыстных, в хорошем смысле слова, целях. «Кумиры» иногда у меня вызывают просто приступы невероятного смеха, потому что я не понимаю, зачем ведущая шепчет, как будто она только что отошла за кадр и шепотом рассказывает нечто про героя своей программы. Выглядит это, по-моему, анекдотично. Сами по себе герои бывают очень симпатичные.

К.ЛАРИНА – Мне нравится оформление очень, вот это белое такое, как будто пыль такая белая на всех предметах.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Не знаю, мне это оформление кажется немножечко будуарным каким-то таким.

К.ЛАРИНА – Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Герои, поскольку это известные люди, актеры, там в общем, трудно что либо испортить, но вот эта стилистика некой доверительности достигаемая за счет каких-то таких имитационных фальшивых средств, входит часто в противоречие с искренностью персонажа.

К.ЛАРИНА – Конечно, получается, что человек говорит, а в это время рядом с ним человек оборачивается, отворачивается к нам и говорит: «А на самом деле-то он все врет, на самом деле все было вот так».

И.ПЕТРОВСКАЯ – Анекдот какой-то. И уже это давно длится. Мне казалось, что можно было придумать какие-то иные способы выразить свое отношение к герою.

К.ЛАРИНА – Так: «Ирина, никогда не уезжайте из Москвы. Стоило Вам уехать, тут же разгоняют REN-TV», - пишет нам Василий. Ну если что про REN-TV ты знаешь интересное, какие-нибудь подробности, пожалуйста, нам скажи. Поскольку очень много публикаций было за последнее время в прессе, и предрекают практически скорую смерть тому REN-TV, которое мы привыкли видеть, самое главное – исчезновение совсем уже какого-то альтернативного информационного поля на российском телевидении, так ли это? На сколько эти опасения реальны.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Во-первых, я бы хотела не забегать все-таки вот так вперед. То, что там вот-вот произойдет смена владельца – это уже всем известно, и это было известно мне еще до того, как я уехала из Москвы, так что тут одно с другим не очень связано. Конечно, обидно, если произойдет это, что канал изменит полностью свое направление, но я естественно тоже уверенна в том, что если произойдет эта смена собственника, то мы увидим какой-то иной канал. Все-таки в огромной степени REN-TV, его лицо связано с нынешними, во-первых, с основателями канала и с одними из его владельцев, т.е. как: контрольный пакет и даже больше, принадлежал РАО "ЕЭС", а определенное количество акций…

К.ЛАРИНА – 30%

И.ПЕТРОВСКАЯ – 30, да, Лесневским. Конечно REN-TV без Ирены – это довольно странно, тогда наверное надо будет посоветовать новым владельцам в принципе менять и название тоже, потому что если исчезает Ирена, то исчезает вот это REN в названии канала. Мне кажется, что пока REN-TV вот в этом виде, в каком он сегодня существует, пока он был, присутствовал на нашем информационном поле, он как-то заставлял и других все-таки еще немножечко шевелится…

К.ЛАРИНА – Дергаться.

И.ПЕТРОВСКАЯ – …и не впадать вот в это единомыслие, официоз: как-то не ловко, да, когда существует по сути маленький по сравнению с вами канал, который делает один, то, что по идее обязаны делать все остальные. Тут произойдет, мне кажется, выравнивание и уже мы забудем, что бывают некие иные способы подачи информации, вообще бывает другая информация альтернативная. Очень жаль и очень обидно, но, скорее всего, этот вопрос уже решен, и ничего не изменить. Единственное на что я надеюсь, что Ирена Стефановна Лесневская, как человек крайне креативный, как модно говорить, очень деятельный, все-таки не уйдет вообще куда-то в сторону, в тень, а начнет что-то снова делать, и создавать – я почти в этом уверена.

К.ЛАРИНА – Так: «Киноканал «Звезда» показывает в первой половине дня прекрасные мультфильмы для детей и очень приличные детские полнометражные фильмы. Просьба проинформировать об этом радиослушателей», - сообщает нам Федор Алексеевич. Ну, вот считайте мы проинформировали. Жаль, что программа не печатается этого канала.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Жаль, что программы до сих пор еще как таковой, мне кажется еще не существует, она вот так идет нон-стоп.

К.ЛАРИНА – Тестовый режим.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Тестовый режим, программы, которые создавались далеко не каналом «Звезда», хотелось бы уже посмотреть все-таки на что способна сама по себе «Звезда», кроме трансляции, показа, что само по себе тоже не плохо конечно, но все-таки телевидение состоит не только из демонстрации фильмов и мультфильмов.

К.ЛАРИНА – «Какой процент, - возвращаясь к региональному вещанию, спрашивает наш слушатель, - какой процент на периферии, в регионах гос. каналов ТВ, а какой процент свободных и независимых?»

И.ПЕТРОВСКАЯ – В разных регионах – по-разному разумеется. В каждом регионе существует филиал, или как это можно сказать, дочернее предприятие ВГТРК, т.е. канала «России», в частности везде во всех регионах Вы видите это, когда начинаются «Вести Москва», обязательно есть некая перекличка: а что у нас сегодня в Астрахани, а что у нас сегодня в Саратове. Везде есть свое подразделение «Вестей», которое выходит в одном и том же оформлении, и много общего. Разумеется, во многих регионах есть местное, тоже в общем-то практически бюджетная, государственная можно считать компания губернаторская или мэрская, но независимых, в ряде сильных регионов, тоже мне кажется все-таки, если в процентном отношении, побольше. Другой конечно вопрос, какова там степень независимости и от кого.

К.ЛАРИНА – И кому они принадлежат.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Кому это реально принадлежит, но есть регионы, где действительно довольно много компаний: это Екатеринбург, это Новосибирск, это Красноярск, и они все при всем при том, даже государственные, поскольку они вынуждены существовать в условиях конкуренции с независимыми, они все довольно сильные.

К.ЛАРИНА – «Ирина, объясните, пожалуйста…» - я читаю все подряд, у меня сегодня аттракцион правдивости: ничего…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Заодно поймут наши слушатели, что они пишут.

К.ЛАРИНА – Да, без купюр. «Ирина, объясните, пожалуйста, что это за явление на ТВ - Дана Борисова?», - спрашивает Людмила. Это явление.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Дана Борисова в свое время появилась, как ведущая «Армейского магазина» - такая беленькая девушка, куколка. Говорят, что ее заваливали письмами солдаты срочной службы, которые без принуждения своих командиров с удовольствием смотрели эту программу. Мне кажется, что Дана Борисова действительно, по своему – явление, потому что ее используют, понимаешь, как анекдот был такой: из зала кричат певице: «Ты не пой – ты ходи туда сюда», именно вот для привлечения некой части зрителей, я думаю мужской, которым просто приятно смотреть, а что говорит Дана Борисова, в данном случае не имеет значения.

К.ЛАРИНА – Это образ такой все равно.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Хотя, мне кажется, в «Принципе домино», если мы исключим вообще ориентацию «Принципа домино» сегодняшнюю на бульвар и желтизну, Дана Борисова очень старается быть ведущей, вникать в то что говорят ее гости, но с Леной Хангой они конечно смотрятся как довольно комичная пара.

К.ЛАРИНА – Ты знаешь, мне вот эти явления – Дана Борисова и (прости конечно, у тебя к ней другое отношение) Тина Канделаки, я это в один ряд ставлю, мне это напоминает персонаж, который сыграла Наталья Селезнева в фильме «Тема», помнишь такой фильм был Глеба Панфилова, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да.

К.ЛАРИНА – Вот Селезнева там играла любовницу, по-моему, главного героя, писателя Михаила Ульянова. Вот как-то она это сыграла очень точно, такой есть образ женский в пространстве любом: в культурном, безкультурном, в том числе и в телевизионном.

И.ПЕТРОВСКАЯ – На самом деле ведь телевидение в принципе многообразно и поэтому наверное допускается существование разных женских образов. Ну, пусть будут разные. Тина Канделаки присутствует на развлекательном канале СТС, который смотрят, в общем преимущественно молодые люди, и она нравится, реально нравится этим молодым зрителям. Ну, что поделаешь.

К.ЛАРИНА – Спасибо – это мне комплимент, я поняла: я старая дряхлая бабка.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, Ксюш, это не худшие для меня, честно говоря, образцы. Дана Борисова, я еще раз повторю, ее не нужно рассматривать как ведущую уровня там Митковой, Сорокиной – это совсем иной персонаж.

К.ЛАРИНА – Явление.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Для того, что бы чей-то глаз порадовался, а может быть даже и чье-то ухо, потому что наивность ее некоторых фраз она, в общем, вызывает некоторое изумление, иногда даже восхищение.

К.ЛАРИНА – Кстати, еще одна ведущая есть из этого ряда – Татьяна Арно, в программе «Розыгрыш». И я читала, помню очень остроумно заметил Михаил Петрович Любимов, который высказывает свои мнения о передачах о телевизионных «Независимой газете», он как раз там обратил внимание на то, что Татьяна Арно без декольте проигрывает сильно. Вот декольте убрали – и все. Ты права: главное глаз должен отдыхать.

И.ПЕТРОВСКАЯ – На самом деле Татьяна Арно действует опять же в заданных обстоятельствах, мы не знаем какая она реальная. Она там играет определенную роль.

К.ЛАРИНА – Клоунессы.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Точно так же как и Валдис Пельш в «Розыгрыше», он тоже играет определенную роль, и не знаю, когда я увидела Татьяну Арно не в этом образе, мне показалось, что она совершенно иной человек, она даже выглядит внешне – я ее не сразу узнала. Вот так вот ей такую роль задали, ну что поделаешь, и может быть даже это можно приписать к ее каким-то положительным качествам, что она это делает и довольно умело.

К.ЛАРИНА – К нам пришла Аня Казакова – это новости пришли к нам, сей час мы их послушаем вместе с Вами, а потом дальше пойдем по Вашим вопросам, присылайте, пользуйтесь тем, что мы сегодня не каким образом не купируем Ваши вопросы на нашем пейджере: читаем все подряд.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА – «Вы только что сказали о единообразии информационных программ. А разве нельзя выделить ТВЦ, Караулова, Пушкова и «Русский взгляд»?», - спрашивает Галина.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Можно.

К.ЛАРИНА – Выдели.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Но, во-первых, «Русский взгляд» - это не ТВЦ, это традиционная ошибка.

К.ЛАРИНА – Это «Московия».

И.ПЕТРОВСКАЯ – На одной просто частоте существую два канала: «Московия» и канал ТВЦ. И «Русский взгляд» - это как раз третий канал «Московия», никакого отношения к ТВЦ не имеет. Да, Пушкова и Караулова конечно, я выделяю совсем в отдельный ряд – это конечно не новости, и даже не аналитика, это авторские, я бы сказала, программы. Я Пушкова после некоторого перерыва посмотрела на прошлой неделе, и честно сказать изумилась, что в общем человек, далеко не глупый, каковым является Пушков, работает в стилистике газеты «Правда» какого-то 38-го года восклицая, вопрошая «Доколе?», - обращаясь к тем персонажам, которых он клеймит позором, чем-то им угрожая – это что-то невероятное, не говоря уже, о невероятной тенденциозности многих материалов, какой-то такой, как это сказать, доносности. Например, меня поразило досье на Андрея Илларионова, советника президента, которое в общем, напоминало скорее характеристику для заключенного, которого берут под стражу. Меня также в этой программе совершенно поразил сюжет об усыновлении зарубежном. Естественно шла речь об этом вопиющем случае, когда американская мать приемная убила ребенка русского и действительно такие случаи бывают, но только в этом сюжете не было сказано о том, сколько наших детей у себя на родине погибают…

К.ЛАРИНА – У родных родителей.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Даже у родителей, а уж не говоря о сиротах, которые оказываются просто один на один вот с этой системой карательной нашей собесовской системой. Кто не читал книгу Рубена Гонсалеса…

К.ЛАРИНА – «Черное на белом».

И.ПЕТРОВСКАЯ – «Черное на белом», получившую букеровскую премию, прочитайте, что бы можно было понять как живут больные дети сироты, а как живут здоровые у родных родителей – это тоже отдельная тема. Но сюжет в программе Пушкова «Постскриптум» дезинформировал зрителя намеренно, говоря о том, что скорее всего, для Америки это бизнес: покупать дешевых детей и продавать из потом за дорого на запчасти – это беспардонная, циничная, мерзкая ложь, потому что известно, что за некоторое количество лет, почти 10 что ли, существования этой системы усыновления международной, таких случаев были какие-то там единицы, ну может быть десятки, потому что действительно бывают и уроды, но, дело в том, что в Америке и в Европе система построена таким образом, что это практически невозможно даже собственный родной родитель не может, например в Америке, оставить своего ребенка 12-летнего без присмотра. Если донесут в определенный орган, который занимается надзором за жизнью детей, то родители такие получат огромные проблемы. И уж я не говорю о том, что намного больше, не знаю во сколько раз больше случаев, когда дети счастливы приемные, когда их лечат, когда им делают те операции, которые здесь были бы не реальны, потому что денег нет, потому что сирота и никому не нужен, и выхаживают абсолютно безнадежных детей там. И нужно только сказать огромное спасибо людям, которые берут на себя заботу о тех детях, кто оказался без родителей и брошены.

К.ЛАРИНА – В России.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я лично видела много раз между прочим, как родители эти приемные, я даже иногда не сразу понимала (я даже кажется рассказывала уже здесь): летишь в самолете и вдруг понимаешь, что 10 человек с очень маленькими детишками, иностранцы. Где-нибудь я видела это в Самаре, из Самары они летели, еще в каких-то городах. Они везут вот этих малышей, и как они их к себе прижимают и как они на них смотрят – это не передать словами, поэтому сюжеты подобные они наверно, т.е сюжеты о том, что происходит с нашими детьми за границей, нужны, но вводить так нагло и цинично в заблуждение, мне кажется, что это в нормальной стране за это можно и профессии лишится. А уж я не говорю о том, что Папа римский, который назван поп-идолом, и вот его похороны, и вот это…

К.ЛАРИНА – Show must go on.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, show must go on, под песню кадры действительно потрясающие: вот это единение мировое, и вдруг тоже такой какой-то с мерзким душком, он очень любит Пушков, кстати, это выражение, что там что-то дурно пахнет, так вот это тоже все как-то очень дурно пахнет.

К.ЛАРИНА – Еще у него очень популярное выражение: «На чью мельницу Вы льете воду, господа?».

И.ПЕТРОВСКАЯ – Вот я и говорю, я вот эту стилистику вдруг просто…

К.ЛАРИНА – Стилистика ГБ-шная из газеты «Правда»

И.ПЕТРОВСКАЯ – …на каком-то генном уровне просто почувствовала, как вот эта стилистика здесь возрождена и в общем превращена в творческий прием. Или обращение к президенту другой страны, в частности в этой программе было к президенту Грузии Саакашвили: «Думайте, думайте, господин президент, но типа: поздно будет, когда Вы к чему-нибудь там, к какому-нибудь выводу придете».

К.ЛАРИНА – Возвращаясь к Караулову – просто один и тот же режиссер: то же самое, и по стилистике точно такой же, и прямая речь очень такая, прямые обвинения в чей то адрес, сказанные в камеру, очень любит.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Очень любит, ну и плюс еще у Пушкова это хотя бы сделано более или мене, если сейчас отрешится от идеологии, от этих слов, все-таки там работают явно профессиональная команда и делает с точки зрения профессии, технологии…

К.ЛАРИНА – У кого?

И.ПЕТРОВСКАЯ – У Пушкова…нормальные сюжеты, которые в общем как бы телевидение, можно смотреть.

К.ЛАРИНА – А у Караулова?

И.ПЕТРОВСКАЯ – А у Караулова меня всегда потрясает, что по-моему снимается интервью одной камерой, перебивка такая: обязательно крупным планом руки. Просто смешная была история, я помню в свое время еще Зиновий Ефимович Гердт рассказывал, когда прежний «Момент истины» снимали про героев, да? И когда Зиновий Ефимович Гердт в программе про себя увидел перебивки из квартиры Фазиля Искандера: у него забыли снять в квартире и поставили то, что сняли раньше у Фазиля Искандера. Ну, вот тут так же примерно: непонятно чьи это руки возникают крупным планом.

К.ЛАРИНА – «Каждую передачу шлю свое восхищение сериалом «Кармелита» по каналу «Россия» - никогда не читаете, вот и проверю Вашу честность», - пишет нам Клавдия Егоровна. Клавдия Егоровна, мы прочитали, спасибо Вам, Ваши восхищения услышаны.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да-да-да что-то такое знойное, цыганское…

К.ЛАРИНА – Да, летнее.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Летнее, но оно по-моему и зимнее, и летнее, и совершеннолетнее, по-моему там какое-то количество огромное серий, она идет, идет. Я думаю, что любители такого индийского какого-нибудь кино, …или жгучего какого-то латиноамериканского кино, должны быть очень довольны.

К.ЛАРИНА – Еще один вопрос прочитаю на пейджере, а потом мы телефон включим. «Скажите пожалуйста, как Вы оцениваете документальный фильм «Процесс пошел», который демонстрировался по каналу «Россия»?», - спрашивает Максим.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я увидела один фильм, потому что второй - была в командировке и не посмотрела. Это такая ретроспектива того, что происходило с нашей перестройкой, с нами со всеми…

К.ЛАРИНА – Запоздалый юбилей опять, да, перестроечный?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, он отчасти (извините ради бога, перепад температур сказался на моем горле (кашляет), перепад температур я имею ввиду между Сочи и любимой нашей Москвой). Этот юбилей можно когда угодно отпраздновать, просто нужно взять какую-то точку отсчета и дальше делать…Спасибо большое, Ксения, она мне дает водички попить.

К.ЛАРИНА – Ну, что давайте мы… А ты скажи, «Процесс пошел».

И.ПЕТРОВСКАЯ – Тем не менее, для того что бы восстановить некую последовательность событий, как все это была, все-таки память у нас такая штука хрупкая и мы многое уже забываем, мне кажется, это было сделано довольно симпатично и интересно, и там наконец-то появилась в кадре Ирина Зайцева…

К.ЛАРИНА – Которую так долго ждали.

И.ПЕТРОВСКАЯ – …про которую бесконечно спрашивают наши радиослушатели: «Где она, где она?». Вот там она появилась, будем надеяться, что не в последний раз.

К.ЛАРИНА – "А Караулов и Пушков показывают отрицательные стороны жизни страны, и Вам это не нравится. Наверно Вам лучше, когда белые и пушистые девицы демонстрируют свои достоинства телесные", - пишет Ирина.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я уже сказала про белых и пушистых девиц – я не поклонник достоинств белых, пушистых девиц, но есть определенная категория зрителей, которым нравятся белые и пушистые девицы. Отрицательные стороны: очень, знаете ли, избирательный подход к этим отрицательным сторонам жизни, и хотелось бы, что бы если Вы демонстрируете отрицательную эту сторону жизни, что бы Вы были честны, а не нанизывали на некую свою убежденность, что …в частности этот пример возьмем: «детей усыновленных в Америке поголовно убивают», не нанизывали факты таким образом, что бы у всех сложилось такое же мнение, так – это неправда, это не отрицательная сторона жизни, это в данном случае, вопиющий случай, о котором весь мир по этому и говорит, что он вопиющий, а мы молчим о том, что у нас с нашими детьми здесь происходит именно потому что для нас это не вопиющий случай, когда дети погибают, когда детей убивают либо родные родители, либо педофилы и уроды…

К.ЛАРИНА – А когда их продают за бутылку на вокзалах?

И.ПЕТРОВСКАЯ – И продают. А Вы посмотрите: каждый день ездишь по центру и ходят какие-то немыслимые тетки и держат маленьких детей в руках и не понятно – живой это ребенок или мертвый у нее в руках, и никому нет дела, и ни один милиционер не подойдет и не посмотрит что это за ребенок и где она его взяла.

К.ЛАРИНА – Ну, еще один вопрос, что бы перебить опять эту тему: «Ирина Евгеньевна, очень хотелось бы услышать Ваше мнение о телесериале «Косвенные улики», - спрашивает Ира. Но мы по-моему говорили про этот сериал, Ира его по-моему не смотрела.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Не смотрела.

К.ЛАРИНА – Я смотрела, вчера он закончился, по-моему, вчера это произошло. Утром я вчера смотрела последнюю серию. Мне кажется, что это удача. Это канал НТВ. Интеллектуальный детектив, очень красивая актерская работа Сергея Маковецкого, хорошее интересное кино, умное, что бывает редко. Ну, что давайте телефон включим. 2031922 телефон прямого эфира. Напомню, здесь в студии Ирина Петровская, мы говорим о телевизоре. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день еще раз, Ксения.

К.ЛАРИНА – Нет, я Вас отключаю, Георгий Васильевич, простите ради Бога, но это уже переходит всякие границы – дайте слово другим слушателям. Алло, давайте 2031922, алло, здравствуйте. Алло, пожалуйста.

КОРОТКИЕ ГУДКИ

К.ЛАРИНА – Нет, Вас тут нет. Еще пожалуйста, здравствуйте. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло, здравствуйте.

К.ЛАРИНА – Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Это «Эхо»?

К.ЛАРИНА – «Эхо».

СЛУШАТЕЛЬ – Я хотела бы сказать в защиту Пушкова и Караулова.

К.ЛАРИНА – Как Вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Тамара.

К.ЛАРИНА – Тамара, пожалуйста, только коротенечко.

СЛУШАТЕЛЬ – Я бы хотела сказать, конечно в защиту Караулова и Пушкова. Откуда бы простой народ узнал бы вещи, которые они рассказывают?

К.ЛАРИНА – Например.

СЛУШАТЕЛЬ – Например про Черномырдина, про Сахалин.

К.ЛАРИНА – Это то, что у Караулова было?

СЛУШАТЕЛЬ – Да. Это было у Караулова, да.

К.ЛАРИНА – Понятно. Не знаю, что ответит Ира Вам на это, Тамара.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я вообще не люблю эти формулировки: «простой народ», «мы всем подъездом», «мы всем районом». Откуда бы узнал? В принципе у нас довольно сегодня сложная ситуация с, как говорят, отрицательные стороны жизни редко кто показывает. Я опять же говорю о том, что я совершенно не против того и более того – я за критическое отношение к действительности, но когда это построено все на фактах, когда я не вижу тенденциозности и личной заинтересованности того или иного ведущего в том что бы либо кого-то похвалить, либо что-то наоборот, грубо говоря, замочить.

К.ЛАРИНА – Все.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, все. А, а простой народ - надо газеты читать, смотреть, кстати сказать, свое собственное телевидение, возвращаясь к региональному. Там, как правило, критическое отношение к действительности, во-первых, присутствует, а во-вторых, это делается на честном профессиональном уровне.

К.ЛАРИНА – Еще звонок, пожалуйста. 2031922, алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я Тамара, только другая.

К.ЛАРИНА – Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ – Я хотела высказать свое мнение…

К.ЛАРИНА – Тамар, только коротко.

СЛУШАТЕЛЬ – Какое впечатление произвел сериал «Человек войны»: какая-то беготня по лесу, не известно неизвестно зачем это сделано. Ваше мнение, если можно.

К.ЛАРИНА – «Человек войны», не знаю, Ира смотрела или нет. Я бросила на середине, начала смотреть, но душа моя не выдержала этого кошмара.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я так же эпизодически это смотрела, действительно там довольно странный…

К.ЛАРИНА – Кошмар! Произведение какое-то самодеятельное, непонятно вообще, что там люди делают, кого они играют, они по-моему сами запутались. Я тебе рассказывала: смешно, что там немцы по-русски говорят.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Поскольку немцев играют наши же русские, просто логично, что они говорят….

К.ЛАРИНА – Чего там тратиться.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Между прочим, в фильме «17 мгновений весны» немцы тоже говорят по-русски.

К.ЛАРИНА – Ну, да, но извини меня, там не было такого…, а тут у меня возникает вопрос: почему эти фашисты говорят…

И.ПЕТРОВСКАЯ – На нашей ….

К.ЛАРИНА – Да, на нашем родном языке. Жуть конечно – это жуть, товарищи. «Человек войны» не кончается, Ир, он идет и идет.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Но он еще не так давно, между прочим, начался. Я думаю, что сейчас там какая-то серия наверное 10-ая, не больше.

К.ЛАРИНА – Благое дело вроде бы затеяли, посвященное войне кино, хотелось бы нового кино про войну, но не до такой же степени. Ну просто какое-то не знаю, импотенция, какая-то творческая и по сценарию, и по режиссуре, и по артистам. Просто жалко людей, которые смотрят и пытаются понять, в чем смысл. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.

К.ЛАРИНА – Да.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло.

К.ЛАРИНА – Да, говорите.

СЛУШАТЕЛЬ – Ой, минуточку одну. Пожалуйста, про войну я хочу сказать. Во-первых, то, что говорят – половину врут.

К.ЛАРИНА – Про что Вы сейчас говорите, простите.

СЛУШАТЕЛЬ – Понимаете. Михаил Аркадьевич.

К.ЛАРИНА – Про что Вы говорите сейчас, про какую программу?

СЛУШАТЕЛЬ – Я про все программы, которые показывают про войну.

К.ЛАРИНА – «Про все программы, которые показывают про войну». Так.

СЛУШАТЕЛЬ – Это было просто…я был там - это было просто убийство и больше ничего, трупами всю войну прошли. Сколько можно врать про это все?

К.ЛАРИНА – Скажите пожалуйста, а что конкретно Вы видели, что Вас так возмутило, какую передачу? Может Вы вспомните? Не помните?

СЛУШАТЕЛЬ – Да я сейчас не помню эту передачу, просто я вообще не могу слушать про войну. Все кто там был, не хотят про это слушать, вспоминать эти трупы, понимаете, это все! Сколько можно понимаете, говорить на эту тему?

К.ЛАРИНА – Спасибо большое, мне кажется, что говорить на эту тему необходимо, особенно о том, о чем Вы сейчас говорите, как мы поняли, участник и очевидец всех этих страшных событий.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, но при этом Михаил Аркадьевич, по-моему, представился наш радиослушатель, он какие-то две взаимоисключающие вещи он сказал: с одной стороны он вроде бы сказал, что действительно это было убийство и…

И.ПЕТРОВСКАЯ – И трупы.

К.ЛАРИНА – …и горы трупов, а сейчас он говорит: «Не надо про это говорить», так давайте определимся: надо или не надо, и было это или не было. И действительно сейчас в преддверии праздника все больше раздается как раз таких голосов: "Не троньте нашу войну, не троньте нашу Победу, не надо говорить ничего отрицательного про это, не надо нашу войну сегодня в таком аспекте вспоминать", что все-таки, извините, победили конечно, да, но все-таки мы победили, как в песне Петра Тодоровского, но какой ценой. Так надо, мне кажется, что надо об этом говорить. И делаются к счастью такие попытки, при том, мне кажется, скажем у Познера несколько недель назад вполне деликатные…Никто ни ставит совей целью кого-то обидеть, оскорбить.

К.ЛАРИНА – Я надеюсь, что еще такие программы будут.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я боюсь, что как раз сейчас их не будет именно потому, что все боятся это святое чувство у многих людей как-то задеть и оскорбить. И боюсь, что как раз сейчас будет в основном лоск и глянец, а хорошо это или плохо, мне кажется, скорее – это плохо, потому что такие даты исторические – это повод и в том числе и переосмыслить что-то, открыть какие-то новые обстоятельства, а их наверняка огромное количество еще не открытых. И это совершенно не умаляет победу, больше того, наоборот, она от этого становится еще более великой. Но вот это бесконечное просто умиление: «Ах, как это было и как мы победили», мне кажется оно, мало того, что оно никому не нужно, и самим ветеранам тоже, но оно отвращает и многих молодых людей, которые опять видят в этом какой-то один сплошной парад, официоз, лоск и глянец.

К.ЛАРИНА – «Мы благодарны, что единственная передача, которая преподает правду, и честность народа – это программа Караулова. Мы всем подъездом…»

И.ПЕТРОВСКАЯ – А между прочим…

К.ЛАРИНА – Подожди: «мы всем подъездом за передачу Караулова».

И.ПЕТРОВСКАЯ – Почему, откуда эта уверенность, что это единственная передача, которая передает правду?

К.ЛАРИНА – Потому что человек талантливый, он же театральный человек.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, хорошо, но…

К.ЛАРИНА – Ты же видишь, какая постановка, она же очень сильно действует на эмоции, понимаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ – А на эмоции всегда действует распределение четкое на черное и белое: когда говорят: «Это враг, а это - друг».

К.ЛАРИНА – Никогда ты это не переубедишь.

И.ПЕТРОВСКАЯ – «Это зло, а это - добро». Не важно, что через две программы все переменится, и будет наоборот: то, что в предыдущих случаях было названо злом, будет теперь уже выглядеть добром.

К.ЛАРИНА – Это очень такая веешь хорошая – она действенная. Ты вспомни, как Сергей Леонидович Доренко, практически в том же русле работал.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну это и называется, в общем, пропаганда, манипулирование общественным сознанием.

К.ЛАРИНА – Очень просто.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Но мне очень нравится вот эта убежденность, что это мало того, что единственное, но это правда, как она есть с большой буквы. Скорее – это с большой буквы, но в кавычках.

К.ЛАРИНА – Алексей нам сообщает, что сериал «Человек войны» с понедельника снят и вместо него будет другой сериал, тоже про войну. О как! Посмотрим.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Это вот та самая история: вначале делают, потом ставят в эфир, потом обнаруживают, что кино-то, мягко говоря, так себе.

К.ЛАРИНА – Голое.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Народ, между прочим, тоже уже научился, вот этот самый наш «простой», уже стал не простым и научился разбираться и отличать хорошее от плохого, и тогда кино снимают и ставят что-то другое. Но может быть до того как-то попробовать, все-таки не надо же, мы же не мыши, что бы на нас опыты ставить.

К.ЛАРИНА – Еще давайте 2031922, пожалуйста. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло.

К.ЛАРИНА – Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Это «Эхо Москвы»?

К.ЛАРИНА – «Эхо Москвы», добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Можно вопрос?

К.ЛАРИНА – Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло.

К.ЛАРИНА – Мы слушаем Вас, говорите пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Скажите пожалуйста Ваше мнение…Алло.

К.ЛАРИНА – Да-да, мы слышим.

СЛУШАТЕЛЬ – Так, Надежда.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Вы с нами вообще разговариваете, Надежда?

СЛУШАТЕЛЬ – Я о последней передаче «Культурная революция».

К.ЛАРИНА – Так.

СЛУШАТЕЛЬ – Знаете, «Культура молодежи». Ваше мнение. Такое грустное впечатление!

К.ЛАРИНА – А почему «грустное»?

СЛУШАТЕЛЬ – Грустное, потому что молодежь пришла такая агрессивная…

К.ЛАРИНА – Ну, она же за культурой пришла.

СЛУШАТЕЛЬ – …и Литвинов один огрызался. И объяснить, зачем нужна культура, было некому.

К.ЛАРИНА – А кто огрызался один?

СЛУШАТЕЛЬ – Литвинов.

К.ЛАРИНА – Литвинов это кто?

СЛУШАТЕЛЬ – Режиссер.

К.ЛАРИНА – А, Левитин наверное.

СЛУШАТЕЛЬ – Левитин, да.

К.ЛАРИНА – Да-да-да, Михаил Левитин. А Вы не помните, что-то у меня стерлось из памяти, кто был его оппонентом?

СЛУШАТЕЛЬ – Его оппонентом был Комиссаров.

К.ЛАРИНА – А! Все вспомнила, спасибо, да.

СЛУШАТЕЛЬ – Комиссаров на это раз, по сравнению с этой агрессивной молодежью выглядел просто даже интеллигентно.

К.ЛАРИНА – Спасибо Вам. Ир, ты видела эту «Культурную революцию»?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я не видела эту программу…

К.ЛАРИНА – Я фрагментарно видела, видела самый финал, поняла, что была очень жаркая дискуссия, поскольку Михаил Захарович Левитин был просто, у него было точно такое же удрученное состояние, убийственное. Он был убит тем, что видел, с кем он там разговаривал, с кем-то из зала, с какими-то молодыми людьми, которые, как я поняла по смыслу, настаивали на том, что им, собственно говоря, эта культура и на фиг не нужна.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я не видела эту конкретно программу, но поскольку всегда темы там довольно провокационно формулируются, то я думаю, что если вышла жаркая дискуссия, которая так вот достала и Левитина допустим, достала я имею ввиду до души и сердца, и нашу радиослушательницу, наверное цель была достигнута. Хуже, когда в место дискуссии вялый переброс, обмен какими-то вялыми мнениями, такое тоже все чаще бывает, и темы часто в последнее время, к сожалению, в «Культурной революции» формулируются не интересно. В данном случае, очевидно, все угадано, и если так остро воспринимается и слушателями и участниками, то наверное это хорошо. И в конце концов, действительно - это тема из тем сегодняшних: а нужна ли культура молодежи. И надо послушать и тех и других, кто говорит и так и сяк, и как правило, все-таки в «Культурной революции» дают возможность высказаться и тем и другим там.

К.ЛАРИНА – Ира я предлагаю закончить сегодняшнее выступление, да? Я поставила тут песенку красивую. Спасибо большое всем нашим слушателям, но я тут цитировала тебе отклики на твою рецензию на программу «Постскриптум» Александра… Александра Пушкова?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, Алексея.

К.ЛАРИНА – Алексея Пушкова. Я цитировала тебе в основном людей, которые Пушкова любят, но здесь тоже самое: фифти-фифти. Здесь очень многие люди согласны с твоей оценкой его творчества и творчества Караулова, но с другой стороны есть не мало и поклонников у Алексея Пушкова и у Андрея…Андрей зовут?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Андрей, Андрей Викторович.

К.ЛАРИНА – …Караулова. Спасибо большое, Ирина Петровская каждую субботу мы встречаемся. В понедельник все пытаемся встретиться – нам никак не удается, может быть через неделю все-таки Ира придет на понедельничную программу.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Обязательно, я запланировала.

К.ЛАРИНА – Хорошо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024