Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2005-04-02

02.04.2005

К. ЛАРИНА: А теперь начинаем программу "Человек из телевизора". Сначала поговорим о Владимире Соловьеве. Смотрю вопросы из интернета, ни одного вопроса про программу "Воскресный вечер с Соловьевым".

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это естественно, потому что у нее был крайне низкий для того позиционирования, которая избрала программа, Соловьев, и рейтинг, буквально 5%, причем народ постепенно уходил во время выпуска. Мне кажется, что здесь много составляющих неуспеха. Один из них это время, конечно. 22-22.

К. ЛАРИНА: "Ту ти ту ту ту".

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, кто-то уже усмотрел, что это заранее проставленные отметки самому себе, четыре двойки, по-моему это в "Независимой газете". Оставим эти 22-22 просто за счет чистых понтов и пижонства. Это воскресный вечер, когда в людей уже традиционно сложилось отношение к программе. Те, кого интересует серьезные разговоры, обсуждение актуальных политических тем, они уже посмотрели к этому моменту в 6 вечера Познера, потом "Вести недели", или кто-то вместо "Вестей" смотрел "Момент истины", аналитическое воскресное "Время". Дальше "идем в кино", тоже традиционно каждый раз на 1 и на 2 канале особенно в это время ставят хорошее премьерное кино. В этот раз на 1-м был "Ван Хельсинг", на 2-м – "Гудзонский ястреб". И понятно, что у людей просто к этому моменту происходит некоторый перебор.

К. ЛАРИНА: Но ожидание-то все равно было огромное. Многие люди включили, ожидая увидеть нечто.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это вторая слагающая неуспеха, потому что мне кажется, что у всех творческих людей в любой сфере существует некое суеверие, не говори "гоп". Ни один театральный человек, ни один кинорежиссер, как бы ни считал себя гением и супермаэстро, он никогда не скажет до премьеры, что он сделал суперхит и что-то невероятное.

К. ЛАРИНА: Можно, я тебе возражу? А Первый канал, он это делает регулярно.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это называется пиар, это совсем другое.

К. ЛАРИНА: Но все равно это гениально.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это такое воспроизведение самого себя и использование своих брендов-ведущих во всех возможных, мы об этом поговорим, потому что сейчас происходит 10-летие ОРТ, и мы это видим. Но мы видим это и во все праздники, и т.д. Но в данном случае, мне кажется, здесь дурную шутку с Соловьевым и его командой сыграло то, что они сразу, еще когда премьера первая в феврале была объявлена, она потом перенеслась, заявили, что это будет что-то невероятное, ни на что не похожее, и когда Соловьеву интервьюеры газетные задавали вопрос, можно ли это сравнивать с Парфеновым или Киселевым, он довольно пренебрежительно отвечал, что Парфенов с Киселевым отдыхают, "это будет Владимир Соловьев", как он говорит. Мне кажется, в последнее время с ним играет дурную шутку отсутствие конкурентов реальных на том поле, на котором он работает, и отсюда человека просто раздувает изнутри, и появляется абсолютная мания величия. Это всегда имеет обратную сторону. Человек рано или поздно ударяется этой манией величия оземь. И здесь так и произошло. Потому что ведь идей никаких новых в программе мы не заметили. Идея-то в чем была, если верить интервью, что это будет не аналитика, не даже инфотейтмент, как у Парфенова, а это, во-первых, буду я, и это, как предполагается, уже 3/4 успеха, а остальное это будет шоу политическое. Шоу мы не заметили, мы увидели достаточно беспомощную компиляцию различных жанров и форматов, которые существуют, особенно Соловьев провалился на первом этапе, после чего на рекламной паузе и повалил народ с канала. Мы увидели беспомощность его в ведении дискуссии политической. Потому что одно дело, когда у него стоят персонажи лицом к лицу у барьера, и он между ними как рефери бегает, и другое дел, когда нужно вести дискуссию. Он утратил, по-моему, на 15-й секунде уже основную тему, разговаривал вместе со всеми, что говорит опять же о преувеличенном отношении к себе и своей функции, функция у человека, который ведет дискуссию, простая – модератор, он должен управлять, и не более того. А не говорить, не высказывать собственное мнение. Для этого, наверное, могут существовать какие-то другие способы высказать свое мнение. Да, не говоря уже о том, что тема киргизской революции и вообще других революций в 22-22 часа в воскресенье вряд ли могла бы вызвать обвальный интерес зрителей.

К. ЛАРИНА: Тем более, они об этом не говорили.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Тем более, что они от этого ушли. И тем более, что эту тему обсуждали с пятницы очень подробно, просто со всех сторон ее отжали, обсосали, начиная с "Основного инстинкта" и заканчивая тем же воскресным "Временем", и даже более того еще потом на ТВЦ в программе "Вчера. Сегодня. Завтра" тоже была Киргизия. И тогда либо нужно выбирать какой-то иной аспект и поворот этой темы. Не знаю, что. Если иметь в виду политическое шоу, то, наверное, там должны были какие-нибудь может уже киргизы на лошадях в студии скакать, не знаю. Или, может быть, телемосты с киргизскими лидерами.

К. ЛАРИНА: Не надо, не подсказывай, пусть сами.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но телемост с Феликсом Куловым был у Познера несколько раньше Соловьева, поэтому получился, мне кажется, абсолютный блин комом. Дай бог, чтобы г-н Соловьев прислушался к мнению коллег, потому что критика была очень жесткой на сей раз, и эта жесткость объясняется, мне кажется, неприятием многих коллег этого самодовольства и ощущения, что с него все начинается. Когда человек отвергает опыт своих предшественников, не худших, прямо скажем, а не исключено, что и лучших, и выстраивает судьбу в чистом поле, когда конкуренты отсечены, их практически нет, и при этом считает, что с него все начинается: телевидение, аналитика, шоу, то коллеги в целом, которые следят за процессом, этого тоже не прощают. Или уж тогда, будьте добры, предоставить что-то суперневероятное и гениальное, либо будьте готовы, что вас этими ножами, как в рекламном ролике, тоже, на мой взгляд, претенциозным и безвкусным, закидают по полной программе.

К. ЛАРИНА: Сколько проживет программа, твой прогноз?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Сколько угодно. Хотя впереди у нас сезон летний, поэтому она может уйти на лето и не вернуться, особенно если она не претерпит каких-то очень существенных трансформаций. Совершенно меня потрясли эти кошки в конце – номер из мюзикла "Кошки", когда повылезали ряженые девушки с хвостами и вдруг запели, это было что-то совсем невероятное, это навеяло мне воспоминания о программе в 19.59, в свое время.

К. ЛАРИНА: А где Минкин ходил среди берез, это что было?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Там и Минкин ходил среди берез, и все ходили, и Людмила Гурченко там пела, тоже была такая попытка на этом информационно-аналитическом поле сотворить что-то такое "три притопа, три прихлопа". Она просуществовала, конечно, очень недолго в силу именно того, что, я не за то, чтобы была бы чистота жанра, наверное, возможны разные варианты, как это делал тот же самый Парфенов, который у кого-то вызывал неприятие, но в целом невозможно не признать, что он экспериментировал, что делал в рамках заявленного жанра очень интересные вещи.

К. ЛАРИНА: Предлагал свои условия игры, а там уж принимали или не принимали.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И им соответствовал, да. У этого инфотейтмента, мы много раз об этом говорили, очень много минусов, в частности то, что серьезная тема часто размывается и пропадает под этими рюшечками, бантиками и красивыми упаковочками. Но в то же время была действительно интересная, по своему времени новаторская программа, то, чем владеет и владел всегда Парфенов, чувство стиля, ритма и жанровое некое единство.

К. ЛАРИНА: Я предлагаю, чтобы потом больше к этому не возвращаться, потому что нам есть что еще обсудить, давай несколько звонков послушаем наших слушателей, именно касающихся программы Владимира Соловьева. А то критика критикой, вот глас народа это очень интересно. Что вы думаете о передаче "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым", понравилось или нет, и почему. Просто интересно, насколько ваше мнение совпадает с мнением в данном случае Ирины Петровской.

АЛЬБЕРТ МИХАЙЛОВИЧ: Здравствуйте. Дорогое времечко, которое вы потратили на эту откровенную бездарь просто… Ну что говорить, его "Соловьиные трели" 2 минуты по радио послушать. И там все ясно будет, это откровенный, что раньше называли, блатняк. Такое мое мнение.

К. ЛАРИНА: А в чем заключается блатняк, что это такое?

АЛЬБЕРТ МИХАЙЛОВИЧ: Человек, который попал явно не по таланту. Вспомните его путь в телевидение. Сначала идет на припевках: три притопа, три прихлопа, и потихоньку вылез на самый высший уровень. Стал за окном ГУМа принимать гостей, помните?

К. ЛАРИНА: Да, спасибо, Альберт Михайлович. Еще несколько звонков успеваем принять. Может быть, кто-то похвалит.

АЛЕКСАНДР: Добрый день. Я тоже согласен с предыдущим зрителем, Соловьев, я считаю, бездарен. Его ведение передачи мне очень не нравится, самодовольство из всех щелей прет. Его фамилия Владимир Самодовольство.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Самодовольцев. Я не очень согласна с тем, что это совсем уж бездарность, давайте все-таки не будем так говорить.

К. ЛАРИНА: Как бросилась, аки тигрица, на защиту.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да. Потому что проблема не в бездарности. Мы уже много раз вспоминали Самойлова, "и все смежили очи гения, когда померкли небеса, словно в опустевшем помещении стали слышны наши голоса". Это писал Самойлов. Но в данном случае, слава богу, не гении, но предшественники живы-здоровы, только на другом поле работают, "но нету их, и все разрешено", вот на этом, к несчастью, вылез, сделал свою карьеру Соловьев. И если мы вспомним, как он на этом телевизионном пространстве утверждался, то именно это происходило тогда, когда то один, то другой уходил с этого поля. Поэтому у него создалось естественное ощущение, что он единственный, неповторимый. Но всегда надо задать вопрос, единственный и неповторимый на чьем поле? Когда все расчищено практически, тогда ты конечно единственный. Но радость приносит ли такая единственность?

К. ЛАРИНА: Давайте послушаем ради справедливости, вдруг кто похвалит. Похвалите уже.

РУСЛАН: Когда я смотрю передачу "К барьеру" Соловьева, мне кажется, что эту передачу он сделал под себя. Он очень много говорит за тех людей, которых пригласил в эфир, он очень явно выражает свою точку зрения, симпатии. Мне кажется, что явно перебирает он во всем.

К. ЛАРИНА: То есть, субъективен, вы считаете?

РУСЛАН: Очень.

К. ЛАРИНА: А такая форма программы вам интересна, "Воскресный вечер", которая была заявлена? Допустим, это не Соловьев, а абстрактный ведущий?

РУСЛАН: Я ее сразу отключил. Мне сразу сам ход ее не понравился, я ее выключил.

К. ЛАРИНА: Понятно. Давайте еще звонок. Алло, здравствуйте.

ТАТЬЯНА: По-моему, Соловьев очень близкий родственник по своему творчеству Комиссарова. То же самодовольство, та же бездарность, и то же вранье.

К. ЛАРИНА: Как-то прямо совсем.

ТАТЬЯНА: Смотреть невозможно.

К. ЛАРИНА: А в чем бездарность выражается? Ирина считает, что он все-таки небездарный человек.

ТАТЬЯНА: Я слушала его беседу в "Школе злословия", как он себя вел и рассказывал о своем творчестве, называя свою работу творчеством. И знаете, это уже даже на уровне интуиции, сразу чувствуется и сразу хочется переключить на другую программу.

К. ЛАРИНА: Спасибо. Наверное, закроем эту тему сегодня.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да. Только единственное хотела прокомментировать, когда он слишком много говорит на программе "К барьеру", это все то же непонимание своей роли, или преувеличенное отношение к себе, слишком большой пиетет, который он испытывает по отношению к себе, ему в какой-то момент начинает казаться, что он сам все знает. И последний был выпуск, сама по себе тема была крайне странная. Горячева с Митрофановым обсуждали драку, в которой сами не участвовали, но при этом 1.5 часа обсуждается тема, хорошо ли бить морду в Госдуме. Тема исчерпывается ровно на 3 минуте, потому что всем все понятно, что морду бить нехорошо даже не только в Госдуме.

К. ЛАРИНА: Там он пытался развить странным образом интригу, когда спросил у Светланы Горячевой, которая защищала Андрея Савельева…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Она не только Андрея Савельева, она вообще говорила, что нехорошо бить морду в Госдуме.

К. ЛАРИНА: А он начал говорить, а вы знаете, что он подписал антисемитское письмо, то есть поворот получился другой, что если он такой, у него такая биография страшная, тогда он жуткий человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, тогда можно ему плевать в лицо и бить. Получился абсолютный фарс. Точно так же, как преувеличена сама по себе история, которая стала едва ли не первой новостью почти во всех новостных выпусках в течение дня, хотя на самом деле дикий эпизод, один из многих диких, которые происходили в Думе. Здесь еще эта тема большого вроде бы политического шоу, и Владимир Соловьев, который все время пытается высказать свою точку зрения, когда его об этом не спрашивают. Ты обязан, я повторю, роль ведущего в такого рода шоу – модератор, ты должен дирижировать этим процессом, направлять его в то русло, которое необходимо, когда он выходит за рамки.

К. ЛАРИНА: Он тебе скажет, не вам, Петровской, указывать, что я должен, что нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Безусловно. Он так и говорит в своем эфире на радио. Когда говорят блатняк, там действительно во многом наверное проявляются такие его исконные свойства личности, потому что он не выбирает выражений, и вообще даже многие его коллеги, обсуждая это, говорят о том, как это непристойно отвечать на критику в таком духе, сам дурак, ничего не умеете и все мне завидуете, тем не менее, человек это делает, что говорит все-таки значит не о палате ума, которую пытается представить по отношению к себе г-н Соловьев.

К. ЛАРИНА: Закрываем соловьиную тему, вернемся через неделю, наверное, если захочется, конечно. Понятно, что необходимо было обсудить эту программу, уж слишком громкая была заява. Продолжение следует. И во второй части программы, я бы хотела, Ира, чтобы мы немножко поговорили о сериале "Брежнев", поскольку много вопросов по этому поводу.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Переходим к следующему номеру программы. Я два вопроса зачитаю из интернета по поводу Брежнева. Михаил из Самары: "Ваше мнение о фильме про дорогого Леонида Ильича, что это за кошмарная ностальгия, пусть расскажут про талоны на колбасу и масло, которые ввели, например, в Куйбышеве в 1980 году, пусть расскажут не про счастливую стабильность, а про ужасы социализма. Все, кто участвовал в этом фильме, для меня умерли", - это, конечно, резковато, игра актеров и режиссеров тоже его не очень устраивает, - "каково ваше мнение?". И вторая телеграмма от Алексея из Кемерова, "здравствуйте, уважаемые Ирина и Ксения, посмотрели ли вы на этой неделе многосерийный фильм "Брежнев"? Как он вам? Почему, на ваш взгляд, авторы фильма показали только старенького, сентиментального старичка с маразмом, бровями, колбасой из сельпо и молодой влюбленной в него по уши медсестрой. А где же тысячи людей, сидевших по психушкам? Где же Афганистан? Или мухи отдельно, котлеты тоже отдельно? Боюсь, что мое поколение, а мне, - пишет Алексей, - 18 лет, никогда не узнает о преступлениях коммунистического режима вообще и КГБ, в частности. Или это задумано нынешним руководством полностью реабилитировать 70-летнюю историю России?"

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я не уверена, что это задумано нынешним руководством. Вообще, если вы заметили, сегодня эта тенденция такая устойчивая – обращение к годам 60-70-м, еще раньше. Если говорить глобально, это свидетельствует о том, что сегодня нынешнюю реальность некому анализировать и интерпретировать. И более того, этой реальности многие художники боятся, и они об этом говорят, что они ничего сегодня еще не понимают, нужно расстояние, и через какое-то время, возможно, они придут к сегодняшнему дню. Не говоря о том, что сегодня не все можно анализировать и интерпретировать. И тогда идет процесс замещения, идут в историю, которую можно со всех сторон трогать и обсуждать и каким угодно образом препарировать. Что касается "Брежнева", я не кинокритик, поэтому говорю о своем зрительском впечатлении. На мой взгляд, там нет истории человеческой и истории как "стори" как рассказанная внятно фабула, сюжет. Мы имеем только явно человека с диагнозом, старый, дряхлый и в маразме, и вокруг него привычную возню его соратников, которым на данном этапе выгодно его сохранить у власти, вот и все. Истории больше нет. Иногда она вкрапляется в виде реминисценций, дряхлый Леонид Ильич вспоминает свою молодость и войну, и тоже не как историю, а как иллюстрацию. На мой взгляд, самая главная проблема в том, что все герои сделаны мало-мальски в реалистической манере, а сам Брежнев сделан в гротескной манере.

К. ЛАРИНА: Хрущев там такой же был клоунский.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, может быть. Но в целом там Андропов вполне вменяемый персонаж, что тоже кстати интересно, почему именно Андропов, может быть, он был в тот момент таковым. Но это доскональное приведение образа в соответствие с тем, каким мы помним, карикатурным, Леонида Ильича, оно, мне кажется, разрушает вообще художественную целостность произведения. Потому что ходит ходячий анекдот, ровно такой, как его представлял Юрий Стоянов в "Городке", с накладными бровями, с накладными ватными плечами, которые укрупняют фигуру актера Шакурова, и самое главное, манера речи с причмокиванием, которое было вызвано неудачным протезированием, с замедленной речью, абсолютно пародийный, анекдотический персонаж. Такая ходячая пародия, ряженый, на фоне в общем-то вполне реалистичных героев. И вот это мне не давало возможности вникнуть в то немногое, что можно назвать сюжетом в этом фильме, потому что я все время пыталась определить, какой это жанр, как мне к этому относиться, мне над этим надо смеяться, или мне нужно посочувствовать этому человеку, хотя, по идее, конечно, такая старость, наверное, должна вызывать сочувствие. С другой стороны, почему я должна сочувствовать маразматическому персонажу историческому, на период правления которого пришлась в частности и часть моей молодости.

К. ЛАРИНА: Практически большая часть жизни на сегодняшний момент.

И. ПЕТРОВСКАЯ: В тот момент мне было отвратительно, стыдно, и наверное, те, кто помнит начало 1980-х гг., это ожидание постоянное того, что того гляди помрет, пятилетка пышных похорон, и бесконечное ощущение того, что страна уже впадает в маразм, особенно, когда требовалось в каждой статье, слава богу, у меня тогда еще не началась профессиональная деятельность, ссылаться на какую-нибудь речь Леонида Ильича или на решение пленума.

К. ЛАРИНА: Кстати, то же самое, что и с передачей "Воскресный вечер": не определены условия жанра. Не понятны задачи, что хотели из этого сделать авторы фильма. Я соглашусь, что все разножанрово, один – анекдот, побасенка, а другой вдруг совершенно реалистичный человек, который всерьез и по-настоящему, как хороший артист, тот же Василий Лановой, хорошая здесь заявка на роль Андропова, мне кажется, было бы интересно дальше посмотреть на него. У меня немножко неровное отношение к фильму, потому что я его смотрела от начала до конца.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я тоже.

К. ЛАРИНА: И там были куски, которые мне понравились, которые меня вдохновили на разговор о явлении искусства, что это не просто телесериал, а что это попытка сделать художественное кино. Я потом посмотрела фильм о фильме, и у меня возникло странное ощущение, что человек Сергей Снежкин, который здесь странным образом позиционируется как режиссер основного материала, в титрах самого фильма было написано, он нам рассказывает совсем про другое кино, я перед передачей тебе цитировала слова, о чем он хотел снять фильм, об ужасе советского лидера, о несчастном человеке, об одиночестве в старости. Ничего это не получилось, на мой взгляд. То есть, совсем другое кино. Мало этого, мне кажется, там в сценарии то ли какие-то недоработки, то ли потом они все это кусками вырезали, потому что там есть, если ты заметила, какие-то брошенные сюжеты. Раз – встреча с так называемой ППЖ на фронте. Кто человек, откуда, явно это фрагмент какой-то истории, линии, которая должна была быть в фильме, а ее нет. Потому что замечательная артистка Маша Голубкина, которую я очень люблю, она явно здесь не эпизод играла, это было видно. Либо история с медсестрой. Нас интриговали все 4 серии, потом тоже бросили. Кто такая, какие таблетки, что за этим стояло? Либо действительно все это покрутили-порезали, поскольку я знаю из интервью того же Снежкина, что изначально было чуть ли не 6 серий, вот 1 канал решил ограничиться 4. При этом, как Снежкин рассказывал, там были удалены некоторые эпизоды, которые были ему дороги как автору фильма, и он даже собирался снять свою фамилию с титров, и вот накануне совсем уже премьеры они его уговорили на эту формулировку – режиссер основного материала. Может быть, стоит к этому фильму вернуться и поговорить с создателями еще раз, может быть, с самим режиссером, а может быть с Андреем Брежневым, внуком Леонида Ильича.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, я прочитала где-то в газете его отклик, что он не то, чтобы возмущен, во всяком случае, как близкий родственник Генсека, что это мало имеет отношения к реальному облику его деда, хотя конечно у родственников всегда есть свои смещения и свое отношение к близкому, это понятно. Но согласись, что тогда это очень интересная и тоже современная тенденция, когда режиссер в результате оказывается не хозяином материала и того кино, которое он собирался делать. А хозяевами очевидно оказываются продюсеры.

К. ЛАРИНА: Ночного дозора.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Так они и есть, продюсеры от "Ночного дозора", потом от "Турецкого гамбита", это тоже интересная вещь, продюсеры, которые диктуют условия телевизионного показа, причем они очень простые, эти условия. Я думаю, что если было 6 серий, и потом стало 4, то это очень простая вещь, не потому, что материал был плох, а потому что есть формат, есть такое слово, формат и неформат. Формат – это 4 серии, то есть недельный показ.

К. ЛАРИНА: Они же не просто удалили 2 серии, я думаю, что они там выбирали, что убрать из каждой.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Разумеется, но 6 никак не вписывается, либо 4, либо 8. Когда получается 6, тогда не растягивают до 8, а убирают до 4, и получается это несколько кастрированное произведение, когда мы можем только догадываться, какие истории там были, какие порезаны до степени, что мы даже не можем ничего понять, а история с медсестрой в общем-то ключевая здесь. И об этом много написано, что действительно была некая медсестра, правда, не такого молодого возраста, которая действительно по просьбе самого Леонида Ильича помогала ему преодолевать периоды старческой слабости и действительно давала какие-то таблетки, от которых в результате он впал в зависимость, ее потом каким-то образом отстранили от него, потому что поняли, что не работает другая терапия.

К. ЛАРИНА: С ней даже интервью было достаточно много.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И интервью, то есть это реальный персонаж, хотя, конечно, тоже вряд ли тянущий на центрального персонажа такой истории.

К. ЛАРИНА: Мне единственное, что здесь понравилось, если можно так сказать, военная вся история, которую мне хотелось побольше увидеть, во-первых, мне понравился парень, который играл Брежнева в молодости.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, действительно интересный парень, причем это, как выяснилось, молдавский не актер, а предприниматель, который чуть ли не всей вино-водочной продукцией, которая сюда поставляется с Молдавии, каким-то образом распоряжается.

К. ЛАРИНА: Мне очень понравилась военная история Брежнева, настоящая правда, что по сути он и не воевал. Там один эпизод в Новороссийске, когда он начался, я подумала, все, сейчас мне еще будут впаривать Малую землю. Оказалось, нет, это случайная операция, на которую он поехал как политрук, потому что ему интересно, как я поняла, у него такой зоологического интерес поучаствовать в операции, и потом, когда начались взрывы, помнишь ли ты эту сцену, и он стоит на этом катере совершенно растерянный, у него в глазах ужас и страх, и ему кричит комбат, ложись, а он ничего не понимает от страха, и практически последний кадр фильма, где он сидит среди горы трупов, и у него кровь из ушей идет, и он с ужасом смотрит на то, что вокруг происходит, на это месиво кровавое. Это я вдруг почувствовала, может быть благодаря актеру, или режиссеру, который эти сцены сделал так точно, это ужас и страх, и беспомощность, и в этом не было никакой фанаберии героизма особого, никаких не было здесь наград, Малой земли, ни всего бэкграунда, который мы с тобой прожили в годы советской власти.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Сочинения писали, песни пели "Малая земля, здесь жизнь и кровь моя".

К. ЛАРИНА: Много мы говорим, получается 2 программы, они, наверное, главные были из просмотренного.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Во всяком случае, из того, что обсуждали на неделе, плюс 10-летие ОРТ, теперь переименованного в Первый канал, и пока я вижу то, о чем мы с тобой в начале сказали, эту возможность буквально из всего делать пиар, в "Пяти вечерах" 2 или 3 вечера сидели ведущие 1 канала, они же в рекламных промо-перебивках между программами, все ведущие 1 канала, потом, вчера было "Что? Где? Когда?".

К. ЛАРИНА: Такой позор, вообще!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Продули, продули ребята.

К. ЛАРИНА: Не умеют ничего, все мордами играют, лицом хлопочут в телевизоре они, ничего не могут. Хочу сказать браво команде Барщевского, молодцы, люди делом занимались!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Неправда, я буду защищать в данном случае, потому что они вели, между прочим, 5:5, потом они решились на решающий раунд. Неправда, если бы совсем прямо было 0:5, тогда другое дело, а тут все-таки кое-чего на ум приходило. Сам подход мне интересен, а сегодня будет "Как стать миллионером" с участием тех же ведущих и того же Николая Николаевича Дроздова.

К. ЛАРИНА: Опасное это дело.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Такой получается милый внутренний праздник, междусобойчик, но при этом на главном канале страны. Я, правда, думала, что еще не дай бог будут какие-то пафосные мероприятия типа концертов в Государственном зале Россия или тем более в Кремлевском дворце, может быть, они и были, но нас туда не звали, может быть, были мероприятия торжественные. Но в эфире ощущение – всегда есть перебор, так же, как есть перебор совершенно очевидный и невероятный с рекламой "Турецкого гамбита".

К. ЛАРИНА: Меня потрясло по поводу пиара 1 канала и их юбилея, в "Пяти вечерах" у них была страничка поминальная, когда они вспоминали ушедших героев, в том числе Сергея Супонева, замечательного парня, который у них занимался детским вещанием и погиб нелепейшим образом. Благое дело, вспомнить о тех, кого нет. Но сидит Константин Эрнст, вспоминает про Супонева, говорит какие-то милые слова: "Суп, суп", но он сидит так, чтобы обязательно за его плечами был виден плакат "Турецкого гамбита". Почему так? Это случайность?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Конечно, случайность, почему не рекламный плакат какого-нибудь другого фильма. Конечно, неслучайность. Мне кажется, реклама "Турецкого гамбита" на 1 канале просто переходит все границы разумного.

К. ЛАРИНА: Они весь фильм, по-моему, уже показали.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Во-первых, он нарезан на эти ролики, которые фактически уже и есть весь фильм.

К. ЛАРИНА: То есть, практически можно уже делать рецензию.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Во-вторых, если ты заметила, чуть ли в каждом выпуске программы "Время" в конце, как раньше "Первомай шагает по планете", так сейчас "Турецкий гамбит" шагает по стране, рапортуют регионы, сколько уже посмотрело.

К. ЛАРИНА: В новостях!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Главная, как принято говорить, программа страны. А потом уважаемые люди говорят о том, какое значение для искусства, киноиндустрии, и остального имеет этот фильм, плюс песни, клипы из фильма. Мне кажется, что с какого-то момента это стало неприличным, просто потому что раньше это называлось использование личного положения в служебных целях. Потому что продюсер Константин Эрнст и Анатолий Максимов продюсировали этот фильм в свободное от основной работы время. Ну и слава богу, что у вас так получилось, что у вас такие сборы, что народ так ходит, но использовать ту площадку, которая в общем-то не предназначена для рекламы, тогда давайте, ребята, рекламировать все фильмы, которые вышли на этой неделе, за этот месяц, иначе получается такое неравное положение у других фильмов.

К. ЛАРИНА: Как "Единая Россия" на выборах.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно, безальтернативно, другого кино у нас нет.

К. ЛАРИНА: У нас остается 10 минут, мы должны принять вопросы от нашей слушателей. Алексей нам пишет: "Брежнева в молодости играет известный питерский актер Артур Ваха", да, действительно, я помню эту фамилию, ты говоришь, что это предприниматель.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Значит, я что-то перепутала, потому что я прочитала про актера, что он вроде бы непрофессионал, может быть, не буду спорить.

К. ЛАРИНА: Узнаем. Ваши вопросы о телевидении.

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ: Мне кажется, вы зря не обратили внимания на "КГБ в смокинге", новый сериал на РенТВ. Мне понравилось, сам удивился, даже соскучился по агентам КГБ, которые никого не травят, не жгут, а спокойно убивают агентов ЦРУ, друг друга – максимум. Мне кажется, это добрые старые времена напомнило. Кстати, благодаря "Эху Москвы" посмотрел. Не стал бы включать, но спасибо Элине Николаевой – пригласила Фомина.

К. ЛАРИНА: Олег Фомин – это режиссер этого фильма.

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ: И я понял, что человек с таким голосом вроде плохого не должен сделать.

К. ЛАРИНА: Спасибо за рекомендацию, я не видела. Ира, ты видела?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, тоже сейчас только подключаюсь, обязательно посмотрю.

К. ЛАРИНА: На той неделе будет еще. Еще звонок.

АЛЕКСАНДР: Доброе утро, здравствуйте, мои дорогие, вам хорошего настроения, хорошего дня. Как российское телевидение должно откликнуться на события с Папой, то, что происходит? Чтобы не превратить это в пафос, с другой стороны, чтобы совсем не было.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Мы видели в новостных программах, вчера, в частности, что эта главная сегодня новость, все, что происходит вокруг здоровья Папы, на ведущих каналах всего мира, и соответственно, мне кажется, что это и для нас должно быть тоже главной новостью. Другой вопрос, что не надо все-таки предвосхищать и опережать события, потому что вчера я смотрела 10-часовой выпуск "Страны и мира" и в середине программы нам сообщили, что Папа умер, сославшись на CNN, и потом тут же показали уже готовый сюжет, явно подготовленный к этому печальному моменту, где уже фигурировали глаголы "был", "делал".

К. ЛАРИНА: А потом…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Через несколько минут сообщили, что, скорее, все-таки Папа жив, чем мертв, и это мне напоминает историю, при разности персонажа, со смертью Арафата, когда буквально каждый день по несколько раз на дню корреспонденты пытались побыстрее сообщить, что уже умер, а он все еще был жив. Очевидно, здесь информационная нацеленность на эксклюзив, на то, чтобы сообщить первым. Но мне кажется, что когда речь идет о жизни и смерти, надо быть очень аккуратным, лучше последним сообщить, а не первым, чтобы потом опровергать эту горькую весть, в конце концов. Вообще, конечно же, это должно быть в приоритетных сегодня информационных направлениях, потому что это один из главных мировых персонажей, человек эпохи, даже если мы отвлечемся от личности конкретно нынешнего Папы римского, хотя она потрясающе интересна, но плюс еще то значение, которое имеет и Ватикан, и сам римский Папа в мировом процессе.

К. ЛАРИНА: Я бы посмотрела какой-нибудь фильм о его жизни. Мне кажется, было бы интересно. У нас пока в новостях только напоминания биографические идут.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Наверняка есть фильмы. Могли бы, конечно, показать, это вообще тема и отношение православных и католиков, и католицизма в мире, мне кажется, заслуживает и отдельной программы с обсуждением. У нас все-таки люди слабо представляют, даже о себе скажу, не очень хорошо представляют, какое это имеет значение, не только отношение православных и католиков, а вообще, что это такое, что это за институт такой, кто эта персона, почему в мире столько говорится, и имеет значение, кто станет следующим Папой. Мне кажется, это было бы интересно с участием экспертов и знатоков обсудить.

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Скажите, мы много говорим о тяжелом состоянии Папы, а почему-то мы как православные люди забываем, что с его участием канонизированы Николай Угодник, Георгий Победоносец, самые великие святые русские и православные в том числе.

К. ЛАРИНА: И ваше предложение какое?

СЛУШАТЕЛЬ: Почему-то об этом не говорят, умалчивают.

К. ЛАРИНА: Мы возвращаемся к идиотской теме, которую действительно стыдно обсуждать. Мы говорим о человеке, а не о функции.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я абсолютно согласна. Мы говорим о человеке, который сыграл большую роль в истории мира. Между прочим, он с 1978 года Папа римский и у него действительно потрясающая человеческая история. Поэтому при чем здесь православие, католицизм, кстати, мы все христиане, если на то пошло, и в данном случае, какие-то обиды такого рода, что мы православные, но весь мир, православный, даже мусульманский, все эти дни молятся за здоровье и спасение Папы римского, отбросив конфессиональные особенности.

К. ЛАРИНА: Кстати в этой связи я все время вспоминаю замечательную фразу Александра Меня, когда он говорил, что все эти перегородки, которые здесь выстроены между конфессиями, до неба не доходят, там их не видно, это очень точный образ. Ира, мы должны заканчивать. Тут две телеграммы о темах, которые мы обсуждали. Во-первых, вспомнили о фильме Евгения Киселева, который посвящен Папе римскому, говорят, очень хороший фильм, хорошо бы, его показали, может быть, кто-то покажет.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Наверняка, потому что права на фильм Киселева наверняка у нынешнего НТВ, поэтому дай бог, чтобы они отбросили свои претензии к нему, и показали.

К. ЛАРИНА: И второе, "уважаемые дамы, молдавский коммерсант, непрофессиональный актер, играл начальника охраны Брежнева". Спасибо.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Извините, перепутала, приношу извинения и молдавскому коммерсанту, и актеру Артуру Ваха, и слушателям, совершенно верно, вспомнила, но бывают такие, особенно по утру.

К. ЛАРИНА: Видишь, на то и щука.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Чтобы я, карась, не дремал.

К. ЛАРИНА: Поэтому спасибо дорогим щукам, нашим радиослушателям, мы на этом завершаем нашу телевизионную радиопрограмму, и продолжим через неделю.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024