Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2005-03-12
К. ЛАРИНА: Мы начинаем нашу телевизионную радиопрограмму, здесь в студии Ирина Петровская, доброе утро.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Доброе утро.
К. ЛАРИНА: Присылайте ваши вопросы на пейджер 974 22 22, для абн. "Эхо Москвы", позднее включим телефон. Ира, я обратила внимание на некую тенденцию в телевизоре, которая заявилась, как мне кажется, достаточно ярко. Впрочем, ты сама об этом упомянула в статье вчерашней в «Известиях». Это магия и ее разоблачение, то есть просмотр художественного произведения с последующим обсуждением. Это мы наблюдали с фильмом Ренаты Литвиновой «Богиня. Как я полюбила», потом было обсуждение. Это была попытка обсудить «Турецкий гамбит» в рамках программы «5 вечеров». Вчера же, не знаю, видела ты или нет, в «5 вечерах» пытались обсудить новый альбом певицы Земфиры в ее присутствии. То есть, целая появилась новая линия.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Еще, если заметила в этом же ключе, в этом русле обсуждение, точнее не обсуждение, а празднование может быть 25-летие фильма «Москва слезам не верит» тоже в рамках ток-шоу.
К. ЛАРИНА: Это я не видела, к сожалению.
И. ПЕТРОВСКАЯ: «Турецкий гамбит» – это, конечно, отдельная вещь, здесь мы имеем дело с мощнейшей пиар-компанией всеми возможными средствами.
К. ЛАРИНА: Из всех щелей уже.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Практически да. Сюда же входит и фильм Парфенова «Акунин», сюда же, как ты правильно говоришь, обсуждение в «5 вечерах».
К. ЛАРИНА: Клип с песней Максима Покровского.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Который уже практически в каждой рекламной паузе нам показывают. Но мы видим, что это эффективно, если еще плюс к этому мы добавим, что в каждой программе «Время» рассказывают, какие сборы сейчас у «Турецкого гамбита» не только в Москве, но и в разных городах, раньше мы с таким не сталкивались, потому что даже пиар-компания «Ночного дозора» была намного скромнее. Сейчас такая смесь кино и телевидения, то есть, 1 канал, он же выступает фактически продюсером этого фильма очередного, и мы видим, насколько это эффективно, потому что сборы действительно грандиозные.
К. ЛАРИНА: Это очень индивидуально. Я, например, не хочу уже. Ты же смотрела?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Посмотрела на премьере. У меня все время ощущение, что речь идет о другом фильме, не том, который я видела. Еще не забудем, что нас ждет еще сериальный вариант, 4 серии, которые, я надеюсь, хотя бы для меня, эти пустоты, которые существуют в самом фильме «Турецкий гамбит», для меня было ощущение от него, что это собрание, кто-то на эту тему уже говорил, клипов: красиво очень снято, с использованием всех возможных спецэффектов. Но нет того, что для меня определяет кино: развитие сюжета, развитие образов, характеров. Фандорин один из эпизодических героев, как ни странно. Там получается, что все герои эпизодические, ты не успеваешь ни понять, кто он, ни привыкнуть к нему, а он уже ба-бах либо его зарезали, либо он погиб от вражеской пули, либо, как Фандорин, остался жив, но при этом ничего не осталось в фильме от акунинского плетения, у него же всегда такое плетение сюжета, я не говорю уже о том, что невозможно в кино воспроизвести его манеру авторскую, его стилистику. И тем не менее посмотри, какой эффект потрясающий. Вторая вещь, то, что было с обсуждением премьеры со зрителем, это новая рубрика, обсуждался фильм Ренаты Литвиновой «Богиня. Как я полюбила», мне кажется, это очень важная и очень полезная, и перспективная вещь, особенно, когда речь идет о спорных картинах. Для меня она бесспорна, допустим, Рената Литвинова, но я представляю, что зритель был бы в некотором недоумении, если бы канал показал просто как премьерный фильм, там действительно есть вещи, о которых можно говорить и которые необходимо обсуждать. Да и сама Рената Литвинова, она такой персонаж, можно теперь уже сказать, что забавный, особенно после пародии Максима Галкина, когда уже непонятно, где пародия, где самопародия.
К. ЛАРИНА: То есть, Максим Галкин ее не жалел в этом обсуждении.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Тем не менее, достаточно все было деликатно, если не считать довольно агрессивной позицию самой Ренаты Литвиновой.
К. ЛАРИНА: Вот. Творцы у нас совершенно не умеют обсуждать свое собственное творчество.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Это обычная вещь, когда ты высказываешь критическое замечание, а тебе говорят либо ответ, сам дурак, либо ты ничего не понимаешь в этом.
К. ЛАРИНА: Зачем пришел.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Мне кажется, там были персонажи, в частности, Дима Быков, которые избрали очень правильный, они иносказательно говорили, они не обсуждали саму по себе работу, но по тому, что и как они говорили, было очевидно понятно их отношение к работе и фильму. В принципе, если ты вспомнишь, у нас были такие премьеры, скажем, на НТВ, когда была премьера фильма «Брат», он тоже был спорный, и остается для меня, например, то подключили зрителей в студии, участвовал сам Балабанов, по-моему, еще Сережа Бодров. Была программа, скажем, «Киноправда», где смотрели старые картины, глубоко идеологизированные, и потом обсуждали их с участием историков, критиков, актеров, которые тогда снимались.
К. ЛАРИНА: Тогда надо разделять, какая цель преследуется, когда заявляешь такую передачу, либо действительно магия и ее разоблачение, либо это пиар-компания активная.
И. ПЕТРОВСКАЯ: В данном случае, по поводу премьеры со зрителями, это не пиар-компания, и даже не разоблачение, это действительно попытка помочь зрителю понять, о чем кино.
К. ЛАРИНА: Не знаю, для меня это было разоблачение полное, все, что касается Ренаты Литвиновой.
И. ПЕТРОВСКАЯ: В некоторых случаях получается, помимо замысла, и какое-то разоблачение. И в том числе приходит понимание того образа, который создан, культивируется, а потом оказывается, что на самом-то деле …
К. ЛАРИНА: Голый король.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Даже не голый король, а что касается Ренаты Литвиновой, надо разделять образ и реального человека, все, что мы видим, с заламыванием ручек, с придыханием, это образ, а на самом деле, действительно, абсолютно реальная.
К. ЛАРИНА: «Простая русская баба, мужем битая, врагом стрелянная…»
И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, простая-непростая, но другой человек, это тоже важно иногда увидеть и понять людям. Вообще, это же в природе человека, мы знаем это прекрасно, и мы сами в этой природе существуем, когда мы что-то видим, нам очень хочется обменяться мнением, толи я такой, я ничего не понял, или наоборот, я что-то так понял, чего совершенно автор не закладывал. Ведь любое произведение многозначно именно в этом смысле, даже если там абсолютная пустота и полный вакуум, все равно найдутся люди, которые увидят то, что сам автор даже близко не предполагал. В этом есть определенный смысл, потому что зрителю хочется обсудить, сверить, обменяться мнениями, таким образом, у него появляется эта возможность.
К. ЛАРИНА: Ир, ты Земфиру не видела?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет.
К. ЛАРИНА: Позвали Земфиру, выпустила она новый альбом, называется «Вендетта», позвали, посадили в кресло красное, назвали музыкальных критиков различных: «Земфира, ты гений, Земфира, ты чудо, Земфира, ты богиня». Она сидит молчит. Бедный Андрей Малахов, когда задают ей вопрос, видно, что ему уже плохо, потому что он понимает, что ответа не получит никогда. Мало этого, на лице ее гамма всех чувств тут же пробегает, мол, что вы какие-то глупости спрашиваете, написала и написала, я вообще про песни не люблю, и вообще, зачем, не знаю, нет, да еще про это будете спрашивать, ну конечно. Вот такой разговор идет, и при этом: «ты гений, ты чудо». И вдруг один человек через 40 минут, не помню его фамилию, говорит вдруг, а мне этот альбом не понравился, и все как на него набросились, ты сволочь, козел, ничего не понимаешь, и вообще выйди вон. Вот такая была передачка. Из чего я делаю вывод, что задачи были другие, что задача была отпиарить это дело по полной программе, наверное, а не обсудить.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, и так, хотя ты понимаешь, что эта грань между пиаром и просто рассказом просветительским, очень тонкая, мы не можем точно утверждать, что в данном случае была задача отпиарить. С «Турецким гамбитом» все понятно, с «Ночным дозором» все абсолютно понятно. Даже когда обсуждают сериалы в формате тех же «5 вечеров», тоже все понятно, потому что обсуждают все же сериалы свои, а не чужие, и не тенденции, а конкретный сериал, чтобы дальше зритель еще включился и смотрел. Но тем не менее все равно есть определенная польза в этих программах, особенно, когда речь идет о каких-то спорных произведениях, вокруг которых много разговоров, а чаще не вокруг произведений самих, а того человека, который это произведение создавал, это тоже любопытно. Самое любопытное в «Богиня. Как я полюбила» было как раз наблюдать реакцию.
К. ЛАРИНА: Кино нечто, конечно, как ты сказала, «под пыткой».
И. ПЕТРОВСКАЯ: Тем не менее, я старалась посмотреть, потому что хочется понять, на кого это рассчитано, для чего сделано. Я как-то по старинке еще, ищу смысл в произведении.
К. ЛАРИНА: Не надо, Ир, наивная ты, Петровская.
И. ПЕТРОВСКАЯ: А тут получается, что смысла особенно искать не надо, да и вообще на самом деле сейчас довольно все более и более сложно находить какие-то смыслы в том ящике, который одновременно является еще и моей кормушкой.
К. ЛАРИНА: Часть вторая, лирическая. Канал «Домашний».
И. ПЕТРОВСКАЯ: Давай сравним это просто, потому что рядом стартовали два канала, «Звезда» и «Домашний».
К. ЛАРИНА: Я вчера с удовольствием посмотрела по «Звезде» любимый фильм детства, «Дубравка».
И. ПЕТРОВСКАЯ: Давай оставим сейчас в покое фильмы, которые там показывают, просто две довольно одинаковых, стартовые условия примерно одинаковые. Только лишь технически конечно у «Домашнего» есть преференции, потому что это уже обкатанный канал, бывший «М1». Меня радует, что они стартовали, имея абсолютно готовую концепцию, имея полное оформление, кстати, довольно стильное. Я еще раз повторю, я смотрела, сейчас болела несколько дней, и регулярно смотрела. Он ни на что особенно не претендует.
К. ЛАРИНА: Они все время там чего-то обсуждают.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Это продленное на весь день дамское ток-шоу.
К. ЛАРИНА: Они в прямом эфире?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Эти между программами идущие включения – это все прямой эфир. Когда в гости приходит кто-то из тех, кто заваривает чай.
К. ЛАРИНА: А вот «Поговори с ней».
И. ПЕТРОВСКАЯ: Думаю, что запись. Такие конкретные рубрики, как делают ремонт, это все, конечно, запись. А все остальное в промежутках – прямой эфир, более того, там же идут звонки, смски, все это продумано, со сквозным ведущим в течение дня, с разными прикладными штучками, что очень ценят наши зрительницы-домохозяйки. Поэтому для тех, кто любит такое: домашние журналы, в меру гламурные, глянцевые, это очень познавательное, ни на что не претендующее зрелище. По сравнению со «Звездой», у которого сегодня нет ни концепции, ни оформления, кроме невероятной практически картонной звездочки, непонятно, как, на что он будет существовать, как он себя позиционирует, даже не очень понятно, идеологически как государственный, патриотический канал, но при этом предполагается привлечение частных денег, тут все более-менее понятно, они продумали и взяли, кстати, мне кажется, довольно удачных ведущих, частично тех, кто был на канале «М1», частично – кто был на других каналах, та же Ищеева, которая ушла из «Принципа Домино».
К. ЛАРИНА: Такая милая здесь.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Ее очень многие зрительницы именно любят и предпочитают многим другим. И она здесь кстати вполне органична. Так что, еще раз повторю, что в данном случае Роднянский как продюсер, менеджер, человек, который очень четко просчитывает возможности рынка, мне кажется, он опять угадал.
К. ЛАРИНА: Часть третья. Трагическая. Не надоело ли тебе в течение всех этой недели лицезреть труп товарища Масхадова во всех видах круглые сутки, каждый день, в каждом выпуске новостей по любому поводу. Уже труп давным-давно увезли, а они нам его все его показывают и показывают.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Дело даже не в том, надоело или нет, думаю, что мы вызовем на себя волну негодования, потому что есть среди нашей аудитории люди, которые считают, что труп врага поверженный надо на кол, и это необходимо нам видеть. Мне кажется, что, во-первых, не буду сейчас ничего оценивать, но если говорить о Масхадове, не вполне доказано, что он такой уж оголтелый, это не Басаев, скажем так, плюс еще всегда понимаешь, что человек не в вакууме же существовал, у него есть свои родные, близкие. Достаточно вполне одного-двух раз, и то, не стала бы так наезжать конкретно, крупно.
К. ЛАРИНА: Я еще понимаю, в день события, но потом 2, 3,4, 5 неделю!
И. ПЕТРОВСКАЯ: Оставьте в конце концов, в покое. И если говорить, вот вчера была попытка у Светланы Сорокиной в «Основном инстинкте», один-единственный формат, где была хотя бы попытка понять, а что дальше будет, что произойдет с Россией, с той же Чечней, после того, как это произошло, и его убили. Потом, меня смущает огромное количество версий, кто убивал, как убивали, почему убивали, меня смущает, когда корреспондент в «Вестях», на кадрах убитого Масхадова говорит, что он очень любил фотографироваться, но это его последняя фотография. Вообще, это трупоедство, которое у нас очень любят, оно меня всегда смущает, независимо от того, чьи это тела, погибших в теракте, или тут, поверженного врага. Мне кажется, с этим надо очень осторожно и аккуратно, потому что все равно главное понятие – жизнь и смерть, и особенно со смертью и с производными от нее мертвыми телами не надо ни шутить, ни заигрывать, ни плясать на костях, кто бы это ни был, такое мое ощущение.
К. ЛАРИНА: Чувство меры зашкалило.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Именно, потому что из дня в день, потому что, когда это произошло?
К. ЛАРИНА: 8 марта, до вчерашнего глубокого вечера я это каждый день смотрю.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Я тебя уверяю, мы посмотрим это и сегодня, и завтра, во всех аналитических программах это будет.
К. ЛАРИНА: К завтраку, к обеду и к ужину этот труп пихают. Ну, молодцы, дайте еще Героя советского союза за это.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Дадут. Тут не надо совершенно сомневаться, дадут, конечно, но пощадите, что называется, наши нервы. Все-таки у православных отношение к смерти трепетное, как мне кажется.
К. ЛАРИНА: Плохо ты знаешь наших православных.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Мне так кажется, у настоящих православных.
К. ЛАРИНА: У нас сейчас новости.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА: Почитать тебе на ночь? «Сколько можно искать блох в банальнейших и тупых передачах ТВ?! Лучше пригласите российского ученого Магнюшина, и поговорите с ним об эпигенетике. Это будущее человечества. С уважением, Клара»
И. ПЕТРОВСКАЯ: Я предлагаю на референдум этот вопрос поставить, пригласить ли с утра в субботу замечательного ученого Магнюшина или все-таки поискать блох.
К. ЛАРИНА: «Уважаемая Ирина, смотрели ли вы на «Рублевских жен»? Как бы вы могли прокомментировать показ такого фильма на НТВ в праздничный день в неплохое время. Как вы думаете, связано ли его появление с недавно вышедшим романом Оксаны Робски Casual? Лола из Москвы». И здесь несколько вопросов в интернете по поводу этой передачи есть.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Конечно, связываю появление фильма с романом Оксаны Робски, потому что Катерина Гордеева, автор фильма, делала репортаж в новостях, и на его основании в программе сегодня сделала не фильм, конечно а именно репортаж в духе «Намедни», она пытается в ироническом ключе рассматривать девушек, которые стали героинями фильма, но иногда, мне кажется, ирония уступает место все-таки восхищению.
К. ЛАРИНА: «Какие люди! По 5 образований!»
И. ПЕТРОВСКАЯ: Стилем жизни, да. Я не имею ничего против, мне кажется, опять же, с познавательной точки зрения любопытно.
К. ЛАРИНА: Зоологический интерес.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Потому что появилось некое племя, которое мы совершенно не знаем, а оно, в свою очередь, совершенно не представляет нашу жизнь, и там есть об этом, в фильме Катерины Гордеевой «Рублевские жены», что люди эти не видят ни страну, да и видеть, и знать не хотят. Другое дело, что все-таки старая буржуазия, западная, она научилась быть скромной, она не выпячивает своих богатств, шика, денег.
К. ЛАРИНА: Потому что давно живет.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Вообще, само слово «буржуазно», оно там считается не очень приличным, этим не кичатся. Наши, в связи с тем, что они недавно зародились, из грязи в князи фактически пробрались, у них дикая тяга к публичности, к тому, чтобы о них рассказывали, знали. Мне кажется, это не очень прилично в наших условиях, такого социального расслоения, несправедливости. Потому что, естественно, всегда возникает вопрос, а кто вы такие, а откуда у вас такие возможности.
К. ЛАРИНА: Тогда тем более хорошо, что их показывают, прекрасно.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Только не дай бог, чтобы это стало постоянным предметом исследования телевизионщиков, как это стало в случае с персоной, не к утру будь помянутой, Ксении Собчак, потому что у слабонервных девушек возникает иллюзия ощущения, что больше ничего и не нужно. У Ксении Собчак в данном случае неравные стартовые возможности, она эксплуатирует имя, которое ей досталось просто по факту рождения, и не лучшим образом, наверное, если иметь в виду ее выдающегося папу. Другой вопрос, что эти люди могут стать новыми героями нашей современности, это совершенно неправильно. Но в познавательном смысле, как «Планета неизведанного», или «В мире животных», условно говоря, потому что это совершенно другие особи, которые к тому же преисполнены этого снобизма, там есть девушки, которые в фильме говорят, что надо общаться только с равными.
К. ЛАРИНА: Жена Пельша меня совершенно убила.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, неравные будут всегда завидовать. Я надеюсь, что у большинства зрителей хватит иронии и чувства юмора, чтобы относиться к этому не как к социальному злу и предмету, который заставит идти на баррикады и делать революцию. Надо иметь в виду, что все-таки, слава тебе господи, что таких людей не очень много, а может и не «слава тебе, господи».
К. ЛАРИНА: У меня чувство жалости они вызывают.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, жалость параллельно возникает.
К. ЛАРИНА: Убогие девчонки-то.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Потому что если представить, чем эти люди живут, то, наверное, не приведи господь.
К. ЛАРИНА: Кстати, книжка очень неплохая. Я благодарна Оксане за книгу, потому что то, о чем мы здесь говорим, прописано в книге, очень лаконично и понятно, что, про что она пишет. Там, конечно, есть такой момент саморазоблачения, безусловно.
И. ПЕТРОВСКАЯ: И самолюбования одновременно тоже, как и в фильме.
К. ЛАРИНА: Чувство, которое пробуждает и книжка, и передача, жалости, как жалеют убогих. Жизнь их понятна, ограничен круг этот.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Мне понятны вопросы наших слушателей, я бы не стала видеть в этом стремлении канала НТВ в данном случае либо эпатировать, либо воспевать своих, что называется. Нет, это на самом деле задача теледокументалиста, репортера, исследовать разные явления жизни, вот есть и такое явление, больше ничего, мне кажется, в это вкладывать не нужно. Другое дело, если вспомнишь, программа «Намедни» выходила по принципу: есть такое, а есть такое. И когда подряд встык ставили, например, Куршавель, где самый простенький номер стоит 4 или 3 тыс. евро, а рядом сюжет про несчастного прапорщика из Краснодара, которого лишили квартиры и он живет с семьей в старом «Москвиче» или «Запорожце», то здесь волей-неволей возникает контекст классовый, когда волей-неволей человек, который живет лучше этого прапорщика, все равно преисполняется ненавистью к этим богатым. Они есть везде, эти богатые, еще раз повторю, просто во всем мире это не выпячивают, миллионеры ходят в майках, и никто на входе в супермаркет или в дорогущий магазин не скажет им, куда прешься в такой майке, а у нас могут легко сказать, и фейс-контроль ты не пройдешь, допустим, если придешь не так одетый. У нас это еще все пока гипертрофированно, утрированно, патологически ненормально.
К. ЛАРИНА: Лимузины, большие машины.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Такое самоутверждение, чем круче машина, тем, предполагается, круче ее хозяин.
К. ЛАРИНА: Евгений из Москвы, историк, «г-жа Петровская, а не смущает ли вас то, что каждый выходной день, начиная с нуля часов, на канале «Культура» большим потоком идут мелодраматические молодежные сериалы с перчинкой, сиськи, поцелуйчики, а еще хуже голые жопы, простите за откровенность».
И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, Евгений, после 12 часов меня не очень смущает, тем более, что вы знаете, когда я днем на канале НТВ перед праздником смотрю программу «Принцип Домино»…
К. ЛАРИНА: «То я уже ко всему готова».
И. ПЕТРОВСКАЯ: И эти слова произносятся впрямую, и обсуждаются темы, которые не только не для детских ушей, но и не для ушей многих взрослых.
К. ЛАРИНА: Пьяные бабы у них гостят.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Очень сомнительные персонажи приходят, вот это меня смущает. Потому что есть законы во всем мире, мы об этом регулярно говорим, что в дневное так называемое время, когда люди разных возрастов, воспитания, установок, собираются у экрана, то необходимо показывать то, что называется пристойным. А определение пристойности они везде одинаковые, это не должно шокировать, нельзя произносить ненормативных слов, а в этом эфире они произносятся.
К. ЛАРИНА: Как можно вообще что-то требовать от гостей, если ты называешь программу «Для кого важнее секс: для мужчины или для женщины», как после этого можно тут же в эфире говорить, Лена, нас же смотрят дети, мы же днем выходим. Смешно. Что ты хочешь от этой Лены, ее позвали на программу. Про это.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Причем явно позвали, потому что она именно будет говорить так, а не иначе, доказывая, что мужчины это исключительно средство для удовлетворения собственных физиологических потребностей, и ничто иное. Конечно, разумеется, и чем пошлее, тем ярче получится программа. Но зачем же путать программу «Про это», которая выходила когда-то в глубокой ночи, и обсуждала иногда более острые, иногда такие же темы, и программы дневного ток-шоу, когда сидят домохозяйки, бабушки и младшие школьники, открыв рты. Я думаю, и хотя, может быть, дети уже сейчас до такой степени образованы и подкованы, что рты уже не открывают, когда слышат это. Но, на мой взгляд, вот уж типичный, натуральный, неразбавленный маразм просто, и еще строить из себя, действительно, этих девушек на цыпочках, которые говорят, зачем же вы так говорите, у нас дневной эфир, нас смотрят дети. Друзья мои, вы как-то определитесь, либо дети вас смотрят, либо такую тему затевайте, тогда, пожалуйста, промаркируйте эту программу, до 16, до 14, чтобы хотя бы те же бабушки, которые собрались в очередной раз послушать из домашней жизни, не прогоняли метлой детей от экранов.
К. ЛАРИНА: Кстати, мы продолжим эту тему, что можно, что нет, в понедельник в рамках программы «Ищем выход», она как раз будет посвящена телевизору, что запрещено, а что разрешено. Мы в прошлый раз с Ириной в качестве примера приводили передачи Муз-ТВ.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Тоже, кстати, не поздно далеко.
К. ЛАРИНА: Так что, в понедельник, в 20.15, «Ищем выход», Ира Петровская, надеюсь, будет обязательно в этой передаче, кроме этого, еще соберутся гости.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, с точки зрения права, что очень важно, потому что создается впечатление, что у нас какой-то правовой вакуум, я не исключаю, что есть в нашем праве определенные лакуны, позволяющие в том числе и вот такие проблемы, с одной стороны, решить, с другой стороны, пока это не решено, делать в дневном эфире, или в эфире когда далеко не поздно, то, что наши телевизионщики делают.
К. ЛАРИНА: «Ирина, Ксения, сейчас не полночь, вас слушают дети».
И. ПЕТРОВСКАЯ: Я не произносила, кроме слова секс, ни одного неприличного слова. Ну что поделаешь, мы обсуждаем телевизор, мы вторичны в данном случае.
К. ЛАРИНА: Берите, пожалуйста, наушники, пришло время телефонных звонков, 203 19 22.
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ: Меня интересует, по радио «Маяк» слышал новую новость, откроется новый канал, программы которого будет составлена из заявок телезрителей, что вы по этому слышали?
К. ЛАРИНА: Я слышу в первый раз об этом.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, имеется в виду один из спутниковых каналов, я тоже не слышала. И более того, у нас в дециметровом диапазоне больше каналов-то и не осталось. Неплохо, наверное, было бы, по заявкам телезрителей, кто фильм закажет, кто чего.
К. ЛАРИНА: А заявки-то разные, вот и посмотрим друг на друга, какие вы разные.
СЛУШАТЕЛЬ: Я купил телепрограмму, и не обнаружил по 3 каналу "25-й час", информационную программу, вы знаете, в чем дело?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Честно говоря, я не знаю, имеется в виду следующая неделя, хотя я ее изучаю, думаю, что там ничего не должно было произойти, я ничего не слышала, чтобы "25-й час" постигла неприятная участь. Кстати, если говорить о следующей неделе, тем более, что у нас не очень много времени остается, я бы рекомендовала всем обратить внимание, я лично обращу точно свое внимание, на 4-серийный фильм, который будет идти с 14 по 16 марта по НТВ, называется «Страсти по Горбачеву», авторы которого Василий Пичул и Савик Шустер, я думаю, что это должно быть интересно, потому что сам Михаил Сергеевич будет участвовать, каждая серия будет посвящена, одна – началу, перестройка, преобразования, вторая – любви, которая тоже огромную роль сыграла в жизни Михаила Сергеевича Горбачева, даже не тоже, а самую большую, это роль Раисы Максимовны и Михаила Сергеевича, причем об этом будет рассказывать их дочь Ирина, и так далее. Мне кажется, что вообще пока что вот газеты очень внимательно и серьезно анализируют сейчас эти 20 лет, прошедшие с начала перестройки. А вот телевидение пока это пристально не делает. Зря, потому что само телевидение, через зеркало телевидения можно очень много понять, как оно раскрепостилось, благодаря, кстати, 85-му году, приходу Горбачева, оно опережало в некотором смысле довольно долгое время это освобождение, оно предвосхитило, оно во многом помогло тому, что происходило в стране. Сейчас мы видим, что ситуация опять сильно меняется, тем интереснее, как меняются контексты времени и какую роль в этом играет телевидение. Вот вчера в программу «5 вечеров» позвали героя перестроечного времени г-на Кашпировского. И говорили, кстати, о том, что появление таких людей, на экране, в первую очередь, признак смутного времени. Я подумала, сколько лет мы его не видели и ничего о нем не слышали, и сейчас он опять возник, и снова те же споры, это говорит о том, что мы снова живем на очередном витке смутного времени. Хотя, надеюсь, уже не будет такого маразма как предоставление подобным людям миллионных аудиторий, если ты вспомнишь, что это было.
К. ЛАРИНА: На стадионах.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Такие трансляции были, потом, слава богу, закрыли. Тем не менее, какие-то персонажи вдруг возникают из того времени. А чтобы понять, какой путь прошло телевидение, я рекомендую, у кого есть возможность, кто, может быть, выписывает «Российскую газету», они как раз вчера опубликовали, в рамках большой статьи о том, что для нас значила перестройка, во-первых, кто кем был в 1985 году, это очень любопытно, из нынешних людей, которые на слуху, и плюс еще они опубликовали две рядом программки, 1985 года и 11 марта 2005 года. И я, честно говоря, поняла, что даже не могу вспомнить то телевидение, и как это могло быть, что в самый прайм-тайм, тогда такого понятия не было, огромная программа «навстречу XXVII съезду КПСС», обсуждаем типа актуальные проблемы, и вообще, что-то невероятное, небо и земля. Можно говорить о том, что нынешнее телевидение, и продажное во многом, и коммерциализированное, и опошлившееся, но братцы мои, это очень полезно, посмотрите, вспомните, что мы имели практически по одному каналу, потому что один канал был основной, второй его дублировал, и четвертый, так называемый, это был учебный, довольно приличный канал, тем не менее, из этого меню мы выбирали, невероятно. Мы все забываем.
К. ЛАРИНА: Это еще не финал, хотя получилась такая кода у Ирины, время еще есть, поэтому давайте еще звонки.
НАТАЛЬЯ: Мне хотелось бы, чтобы оценила ваша гостья передачу, которая по каналу "Культура" идет довольно поздно, Николая Александрова о французской литературе, мне они очень нравятся.
И. ПЕТРОВСКАЯ: С удовольствием смотрю программы Николая Александрова, тем более, он наш коллега, причем дважды для меня, и по "Эхо Москвы", и по «Известиям», он действительно делает очень интересные программы. Другой вопрос, конечно, что не все лично я из этих французов читала, но тем более для меня это дополнительный стимул это найти и прочитать. Мне нравится, как он делает и «Разночтения», литературную программу по пятницам. Это тот случай, когда человек знает литературу, абсолютно на своем месте, мало того, что он действительно, я поражаюсь, как он успевает столько читать и столько знать.
К. ЛАРИНА: А он раньше читал, это он на старых запасах.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Раньше, но сейчас-то современная литература, и плюс еще хорошо говорит, оценивает, не этим вот языком, как часто говорят литературоведы и вообще всякие – веды, а совершенно по-человечески, и, по-моему, он довольно обаятельный человек.
К. ЛАРИНА: И со вкусом все в порядке.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Это я с удовольствием смотрю и по возможности анонсирую в «Известиях».
К. ЛАРИНА: Ира, я не целиком смотрела «Рублевские жены», выборочно, что-то про Жванецкого все пишут, возмущаются какой-то его репликой, скажи, пожалуйста, что там было.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Хотела этого избежать.
К. ЛАРИНА: Просто потоком идут телеграммы по этому поводу, «бедных надо любить в определенных местах», так он сказал?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, 8 марта был фильм «Рублевские жены», а 9-го, сразу после праздников, был Михаил Михайлович «Дежурным по стране». Мы понимаем, что многие артисты и писатели и таким образом зарабатывают, они выступают на разных аудиториях. Но там кусочек был показан, как в одном из рублевских роскошных зданий или в ресторане, частная вечеринка, и выступает там Жванецкий, и взяли эту именно фразу, что «бедных надо любить, но, во-первых, я не понимаю, за что их любить, во-вторых, предлагаю их любить в специально отведенных для этого местах». Народ, который там сидит, естественно, далеко не бедный, а что называется, все свои, умирают от хохота, это как-то меня немножечко тоже покоробило, хотя, если бы это не проникло в виде синхрона в программу, но опять же повторю, многие и артисты, и писатели, а Жванецкий и писатель и артист одновременно, выступают в разных местах.
К. ЛАРИНА: И думают, что их никто не видит, кроме аудитории, которая перед ними сидит.
И. ПЕТРОВСКАЯ: В том-то и дело. Но просто после этого возникает не очень приятное ощущение, что человек не вполне искренен в разных форматах, когда он дежурный по стране, он говорит от имени основного населения. Кстати, там была перекличка в двух программах. Жванецкий, выступающий на Рублевском шоссе, в одном из шикарных ресторанов среди новой русской буржуазии, и артист Высоковский, который в программе «Дежурный по стране» читает один из старых монологов Жванецкого, «Хорошо бы на танке подъехать к рынку и спросить из прорези: «скока-скока?!», и Высоковский говорит, я бы сейчас только осовременил, и кое-какие адреса изменил: еду по Рублевке на танке, подъезжаю к Рублевскому супермаркету и спрашиваю, «скока-скока?! Это за одну сотку, или за всю Рублевку?» Понятно, что есть в жизни каждого человека определенные двойные стандарты, но, тем не менее, либо да, ты выразитель, что называется, интересов народных, либо постарайся сделать так, чтобы эта жизнь, когда ты зарабатываешь деньги, все-таки не попадала на экран, чтобы не разочаровывать.
К. ЛАРИНА: В том-то дело, что главная их ошибка, что их никто не видит. Аналогичный случай произошел недели две назад с небезызвестным тебе Владимиром Владимировичем Познером, который, выступая на RTVI в программе «Персонально ваш», высказал свои соображения по поводу кандидата в президенты, будущего. И в качестве единственного кандидата назвал Михаила Ходорковского, думая, что никто не услышит, кроме двух-трех русских из Брайтон-Бич, а все не так просто.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Это же в эфире «Эха» идет.
К. ЛАРИНА: И тут же откликнулась Независимая газета» на реплику. И там тоже возник вопрос, Титусы пишут Советологовы, к Владимиру Владимировичу, где вы кто?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Я насколько помню, в той программе, что он готов это подтвердить, просто его, типа, на собственном канале не спрашивают.
К. ЛАРИНА: Так вот, автор этой реплики и пишет, так что ж не говорите, готовы, так и говорите.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну что тут поделаешь, мы прекрасно знаем, что все существуют в тех рамках, которые им отведены и вынуждены играть по тем правилам, по которым их заставляют играть, но когда вылезают эти вещи, то действительно начинаешь задаваться некоторыми вопросами. Возьмем из другой оперы того же Филю Киркорова, который оскорбил девушку Ароян в Ростове-на-Дону. Почему это произошло? Потому что он был самим собой, во-первых, во-вторых, он думал, что в каком-то Ростове-на-Дону, на пресс-конференции с какими-то ростовскими журналистами, пусть даже с камерами, никто ничего здесь-то не увидит. И точно так же многие политики, которые дают интервью западным всяким СМИ, а потом говорят, они меня не так поняли. Просто уже никак наши мозги, и мои, наверное, и твои, что мы живем в другой истории, в глобальной деревне, где все становится доступным, потому что такова уже распространенность всех информационных систем. И все становится известным, даже если ты вякнул в какой-нибудь урюпинской газетенке что-нибудь, и все это можно прочитать потом на сайте, все это вывешивается, я лично сама находила собственные интервью, которые давала в разных маленьких городках журналистам, и понимала, что я, слава богу, говорила то, что думаю, но даже не помня факта интервью.
К. ЛАРИНА: Тут уже рублевские жены уже пишут телеграммы, что мы завидуем их счастливой жизни.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Конечно, завидуем. Тут бьешься-бьешся, даже на сотку не заработал. У меня нет дачи, например, и знаю точно, что не будет уже приличной нормальной дачи, и конечно, тут позавидуешь. Но ужас в том, что все остальные тоже невольно завидуют. Зачем же вызывать таким способом, я имею в виду не фильм, а людей, которые напоказ все это делают, зачем вызывать такую зависть, себе же дороже, потом придут с кольями люди и порушат это прекрасное благосостояние. Хорошо вам, живите у себя тихо.
К. ЛАРИНА: Не высовывайтесь.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Вы уже высунулись, дай боже, и там у себя вы дивы красотки, там у себя вас всех знают в лицо, по фамилии, по имени, и детей ваших, и домработниц, но не надо дразнить гусей.
К. ЛАРИНА: Спасибо большое.
И. ПЕТРОВСКАЯ: До понедельника, пока.