Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2005-03-05

05.03.2005

К.ЛАРИНА – Ирина Петровская здесь в студии. Есть у тебя кофемолка?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Есть. Кофе пью.

К.ЛАРИНА – Кофеварка?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Кофеварки нет.

К.ЛАРИНА – Так, а соковыжималка?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Есть, но не пользуюсь практически.

К.ЛАРИНА – Есть. Посудомоечная машина?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Есть.

К.ЛАРИНА – Экскурсия по квартире Петровской.

К.ЛАРИНА – Есть после ремонта. Удивительно полезная вещь.

К.ЛАРИНА – Полезная, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я забыла что такое мыть посуду руками. Это так прекрасно…

К.ЛАРИНА – Это полезно.

И.ПЕТРОВСКАЯ –…Сложил, засыпал порошочек и все тебе отмыла до просто сияния.

К.ЛАРИНА – Что еще есть? Коллекция картин, живописи?

И.ПЕТРОВСКАЯ – У меня дома? Телевизор.

К.ЛАРИНА – Телевизор и не один.

И.ПЕТРОВСКАЯ – И не один.

К.ЛАРИНА – А живопись?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Живописи…С живописью как-то нет, пока не вышло. Только если самой начать писать.

К.ЛАРИНА – Так, ну Вы поняли, что подарить Петровской? Что еще, чего у тебя нет? Живописи нет…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да много чего нет на самом деле, поэтому давай лучше исходить из того, что есть, а вот с телевизором точно полный порядок.

К.ЛАРИНА – Да, телевизоры у нас в огромном количестве присутствуют в нашей передаче, тем более напомню, что в рамках этой программы мы с Вами обсуждаем просмотренные передачки, задаете Вы вопросы Ирине Петровской, а она на них отвечает. Просмотренные передачки…Ну что тебя спросить сразу? А вот, Лариса Ивановна пишет: «Мне очень жаль Вас, что Вам приходится быть телекритиком. Смотреть ровным счетом почти нечего, все яркое убирается и заменяется серым. Мне в этом году кажется, что показывают все старое, что идет летний прогон старых фильмов за редким исключением». Вот просит сказать что-нибудь по этому поводу Лариса Ивановна.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, Людмила Ивановна…

К.ЛАРИНА – Лариса Ивановна.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Лариса, извините, Ивановна, не все так трагично все-таки, потому что поверьте мне, мне из недели в неделю приходится об этом писать. Поэтому если бы вот так все было трагично, то я бы конечно уже подумала о том, чтобы сменить специализацию, и куда-то уйти на другое направление. Бывает хорошее, на каждой неделе обязательно. Ну, вот допустим, я с огромным интересом смотрела на этой неделе программу «Тем временем» Александра Архангельского на «Культуре», где, в общем, явно в преддверии 8-го марта, шел разговор о том вредит или помогает политкорректность искусству, художественной литературе.

К.ЛАРИНА – Хорошая тема.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Это очень интересная тема, где тоже участвовала наша записная феминистка Маша Арбатова, где она, кстати сказать, намного более достойно выступила, нежели в программе «К барьеру» на НТВ.

К.ЛАРИНА – Да, она там произвела, конечно, впечатление какое-то очень удручающее.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да там все, в общем откровенно говоря были хороши, потому что было в общем не возможно понять какую тему все-таки они дискутируют…

К.ЛАРИНА – И на каком уровне.

И.ПЕТРОВСКАЯ – И ведущий Соловьев в этот раз вообще, почему-то выбрал для себя не нейтральную все-таки, отчасти позицию (у него только в последнем раунде есть право конкретно задавать вопросы и мучить участников), а он явно присоединился к мужской точке зрения Никонова, которая тоже была очень часто им высказываема крайне не корректно, и все это выглядело в общем, как какой-то дурной балаган. А в программе «Тем временем», где, кстати, участвовал наш Сережа Бунтман, там шел именно такой очень интересный, на мой взгляд, и глубокий разговор о том, что политкорректность, как сказал наш Сергей - это в общем необходимое лекарство для того чтобы уберечь общество от ксенофобии, от разных других фобий, но в то же время это лекарство оно тоже должно быть дозировано иначе можно убить вообще весь здравый смысл в искусстве тоже. И это было очень интересно и я смотрела, в общем, не отрываясь.

К.ЛАРИНА – Ира, я хотела бы вот что прояснить для себя, и думаю, что и слушателям будет интересно, поскольку ты знакома, наверное, лучше нас с законом «О средствах массовой информации», вообще: что можно, а что нельзя. Почему вопрос этот вообще возник: мне позвонил мой товарищ актер Сережа Колтаков совершенно в состоянии бешенства по поводу телевизора и рассказал мне такую историю: смотрел он каким-то таким совершенно чудесным образом канал «Муз-ТВ», и было это где-то в районе 17-ти часов, от 17-ти до 18-ти часов. Там идет у них какое-то СМС голосование «Выбери кого-то», «Выбери из семи, пятерых или одного» - ну не важно. Короче говоря, там мальчик лет, наверное, 17-ти сидит в баре совершенно в пьяном состоянии и рассказывает своим товарищам по столу о том, как он хочет какого-то мальчика из футбольной команды, и как он его так хочет, и что он будет с ним делать, каким образом он будет его ласкать, и теребунькать, и прочее, прочее, и ждет он не дождется когда он к нему подойдет «И тогда уж я ему и это, и это, и это», - говорит он практически прямым текстом, там пикает чего-то. Все это происходит в течение этого часа с 17-ти до 18-ти. Возникает вопрос: а не является ли это грубым нарушением действующего законодательства?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ты знаешь, я не думаю, что я не до такой степени, конечно, знаю закон «О средствах массовой информации», что бы сказать, что там это прописано, но вообще-то требование пристойности, оно в общем входит как правило, даже в условия лицензии и в Уставы, которые принимают телекомпании. Ведь телекомпании действуют на основе определенного тоже документа. И этот вопрос мне кажется, обязано все-таки регулировать конкретное Федеральное агентство по печати, которое должно отслеживать на сколько соблюдаются условия лицензии, а в лицензии записано требование соблюдения каких-то нормальных этических норм. Я думаю, что это там сформулировано, я просто не знаю…

К.ЛАРИНА – А есть ли какие-то критерии: что пристойно, что – нет?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Вот в этом вопрос. У нас однажды уже был этот разговор с Матвеем, в тот период, когда я по понедельникам выходила в эфир вместе с ним.

К.ЛАРИНА – А, там тоже была какая-то гомосексуальная программа, которую вела Тутта Ларсен, которая тоже в дневное практически время.

И.ПЕТРОВСКАЯ – По-моему тоже «Муз-ТВ», примерно в это же время...

К.ЛАРИНА – Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ – В дневное часов в 5, где тоже там был «выбери…

К.ЛАРИНА – Я смотрела эту передачу, да, да, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ – И вот тогда, кстати, в этот же вечер к нам пришел сам Михаил Сеславинский и в общем мы сошлись на том, что конкретно такой вещи: что можно, что нельзя и критерии, не прописано, но это как бы критерий, который по идее (пристойности), заложен в основе деятельности любой уважающей себя компании, потому что представить себе, что какая-нибудь британская компания, например BBC, хотя британцы сейчас тоже постепенно несколько желтеют, да, но тем не менее, позволит себе подобного рода штучки в своем эфире – это просто не допустимо, потому что компания заботится о собственной репутации. А в это входит, в том числе и соблюдение этих вот приличий. И мы тогда, в общем долго спорили естественно, ни к чему не пришли и Матвей тогда говорил, что раз это не записано ни где, что…

К.ЛАРИНА – То это можно…

И.ПЕТРОВСКАЯ – не возможна пропаганда гомосексуальных отношений…

К.ЛАРИНА – Что не запрещено, то разрешено.

И.ПЕТРОВСКАЯ – То значит, что это разрешено. Мне кажется , что это довольно порочная точка зрения, потому что наверное, в законе в любом, и в том же законе «О средствах массовой информации» не прописано например, что невозможна пропаганда какой-нибудь зоофилии, еще каких-то…Ну, мало ли у нас есть, если не патологий, то не традиционных влечений, которые присутствуют в обществе и как с этим быть не знаю. В ряде случаев, когда скажем, демонстрируются какие-то откровенные сцены в кино раньше 11-ти часов времени, вот это Федеральное агентство, а раньше просто Минпечати, выносило предупреждение в адрес канала, которые это себе позволял. Большие каналы, если ты заметила, все-таки практически перестали это делать, там есть свои проблемы, но такого рода…

К.ЛАРИНА – Откровений.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Скажем откровений все-таки они себе не позволяют. Эти вот…канал «Муз-ТВ», такие как бы маргинальные, мелкие каналы, я думаю, что за их деятельностью просто никто давно не следит.

К.ЛАРИНА – Они для тебя мелкие…

И.ПЕТРОВСКАЯ – В том-то и дело…

К.ЛАРИНА – А для огромного количества молодежи…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Вот именно, я о том и говорю…

К.ЛАРИНА – И подростков – это главный канал.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Разумеется, я о том и говорю, что, тем не менее, у взрослых дяденек облеченных властью, ты понимаешь, ни руки, ни глаза, ни какие другие, ни мозги, не доходят до отслеживания вот этих каналов.

К.ЛАРИНА – В таком случае я хочу сделать заявление в прямом эфире: уважаемое Федеральное агентство, Михаил Сеславинский, уважаемый, пожалуйста, обратите внимание на телевизионную деятельность канала «Муз-ТВ», посмотрите телевизор, в конце концов, что Вы там все смотрите новости по первому каналу, посмотрите «Муз-ТВ», и посмотрите какие передачи там выходят в дневное и в ранне-вечернее время. Может быть тогда какой-то вывод Вы сделаете, потому что это конечно… Для меня это все чудовищно, потому что я…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Именно чудовищно, потому что это попадает, как правильно ты сказала, на эту адресную аудиторию: на молодых, на подростков. Взрослые люди действительно туда редко заглядывают. Поэтому тем, кстати сказать, тем должна быть больше ответственность таких каналов, если они в прямую занимаются формированием, так скажем, мировоззрения, установок этих молодых людей. Но действительно, туда даже у меня-то редко руки доходят до того, что бы посмотреть «Муз-ТВ», я только опять же, по наводке каких-то своих юных друзей, друзей своего ребенка иногда туда подглядываю, и несколько раз действительно тоже хваталась за голову. И лексика эта совершенно невероятная, которая там употребляется, и вот эти странные такие темочки. Посмотрим. Кстати надо действительно серьезно этим заняться.

К.ЛАРИНА – Потому что вместо того, что бы «Звезду» запускать, нужно действительно следить хотя бы за тем что бы есть уже…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, «Звезду», опять же скажем, справедливости ради, все-таки не Федеральное агентство запускало, и «Звезда» как раз и хочет воспитывать наше население исключительно…

К.ЛАРИНА – Она мимо него не пролетела.

И.ПЕТРОВСКАЯ – …в разных идеалах. Нет, они выдали лицензию – это безусловно, на конкурсной комиссии. Там собирается конкурсная комиссия, выдается лицензия, ну, да, надо, наверное туда обращать наши взоры тоже.

К.ЛАРИНА – «Ирина, Вы написали об образе женщины в рекламе», - пишет нам Анна из Москвы, - «А если посмотреть на наше ТВ, ведь за редким исключением вроде Т.Толстой и Д.Смирновой, С. Сорокиной, образ женщины-ведущей такой же, как и в рекламе. Умных женщин раз два и обчелся».

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, я бы так не сказала, потому что все-таки у нас женщины либо ведут новости, либо ток-шоу, как уже сказал наша Слушательница, ну, либо есть еще некоторое количество, и кстати их тоже не так уж много, которые ведут дневные ток-шоу, так называемые ток-шоу для домохозяек. Ну, и в общем там встречаются конечно…

К.ЛАРИНА – Персонажи.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Такие персонажи, которые, да, пожалуй их интеллектуалками не назовешь, но если их туда вводят, видимо кому-то это интересно, надо, кто-то специально приходит, что бы на них посмотреть. Вот это тот самый случай, когда бывают женщины двух типов: либо «ужас какие дуры», либо «прелесть какие дурочки». Вот значит там такие встречаются. Но на самом деле сегодня выйдет ( я у себя в газете написала, что в пятницу, а они меня не предупредили) «Пять вечеров» такая. Перед 8-мым марта они сделали запись, где хотели поговорить о женщинах ведущих, вот о сексизме, как раз в рекламе. И когда наши мужчины начали говорить о том, кто им нравится, какие женщины ведущие и по какому принципу, я ощутила дикое чувство неловкости, потому что вот это тот самый и есть натуральный сексизм, когда они оценивают женщину с точки зрения того какая у нее грудь, ноги. В частности там…

К.ЛАРИНА – Почему тебя обижает?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, это как-то нехорошо, ну почему нужно оценивать именно по этому принципу? Почему мы ведущего не оцениваем по тому какие у него ноги и какой у него подбородок и какие у него глаза.

К.ЛАРИНА – Ну, не знаю, мне кажется сексуальность – это не самое последнее.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Прекрасно, прекрасно, пусть будет, но когда в этот момент мужчина ведущий (тоже там были и ведущие телевизионные люди) говорят о том, что одна из ведущих наших (я надеюсь, что может быть этот кусочек будет вырезан) «Почему она все время в брюках, а не в юбках?». Хочется сказать: «Не Ваше дело».

К.ЛАРИНА – А почему она в брюках, действительно?

И.ПЕТРОВСКАЯ – А потому что ей так нравится, вот ей хочется быть в брюках!

К.ЛАРИНА – Женщина должна вызывать желание у аудитории, чем она и занималась.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Она для этого юбку должна одевать?

К.ЛАРИНА – И короче желательно.

И.ПЕТРОВСКАЯ – А, это другой вопрос. Это тогда по поводу дневных ток-шоу, там можно, что бы ноги были видны, а если женщина ведет нормальную умную общественно-политическую программу…

К.ЛАРИНА – Она должна вызывать желание все равно.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Она при этом вызывает, она вызывает и в брюках и как угодно, но просто это неприлично, мне кажется, обсуждать вот на этом уровне, вот и все. А так, понятное дело, что женщина, работающая в кадре…

К.ЛАРИНА – Должна быть женщиной.

И.ПЕТРОВСКАЯ – … поскольку она воспринимается глазами, а мы понимаем, что 80% любой информации человек воспринимает исключительно через картинку, а 20% только через слова, то разумеется, она должна быть во всем хороша, безусловно. Мы как видим, в общем у нас нет на экране не уродок, ни в общем таких уж откровенных идиоток, а есть совершенно нормальные люди, нормальные женщины. Это не имеет значения – женщина она или мужчина.

К.ЛАРИНА – Имеет.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Есть хороший ведущий, есть плохой ведущий. Но просто к женщине чуть больше требований, чтобы она еще глаз радовала.

К.ЛАРИНА – Ну, не знаю, здесь все-таки мне кажется, лукавишь ты все-таки. Человеческое восприятие, оно достаточно простое на самом деле когда мы смотрим телевизор, по простым меркам мы строим все. Все равно я вспоминаю, как человек выглядел, и я на это обращаю внимание. Есть очень плохие ведущие женщины, но при этом они очень сексапильны, приятно на них смотреть.

И.ПЕТРОВСКАЯ – И что теперь, ну хорошо - посмотрела, а дальше: увидел какую-то жуть несет и что?

К.ЛАРИНА – Мужчины не слушают жуть, они смотрят на женщину.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Слушай, ты меня удивляешь просто. У тебя какая-то мужская позиция! А я слушаю, что мужчин, что женщин, потому что посмотреть я могу сходить куда-нибудь на манекены посмотреть, на картинки красивые.

К.ЛАРИНА – Мне нравится, я даже очень люблю смотреть телевизор вообще без звука, знаешь как интересно.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, вероятно, это совет, я попробую.

К.ЛАРИНА – Попробуй, знаешь сколько мыслей новых возникнет.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Сейчас, поскольку у нас настало время новостей, то я закончу эту мысль, потому что там была одна замечательная женщина на этой записи, к ней я вернусь ровно через то время, когда прозвучат…

К.ЛАРИНА – Прекрасная, рыжеволосая зеленоглазая девушка Аня Козакова сейчас прочтет Вам новости.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Кофточка в полосочку.

К.ЛАРИНА – Она неприлично хороша, и очень жаль, что она по радио выступает, а не по телевизору, потому что смотреть на нее одно удовольствие.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА – Заканчивай мысль, ты обещала…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Заканчивая тему, о том какой должна быть женщина- ведущая, опять же в студии «Пяти вечеров» собирались гости и входили современные некоторые ведущие и публика кричала «вау» и хлопала в ладоши. А потом вошла такая замечательная женщина, которую мы не видели на экране уже по меньшей мере наверное лет пятнадцать. Ее имя Светлана Жильцова. Я думаю, что и наше поколение и, тем более зрители более старшего возраста, конечно ее помнят. И вот реакция была совсем не «вау», ей устроили овацию от души совершенно, я смотрела в этот зал и видела, как у людей совершенно сделались другие лица, светлые какие-то. И вот я там, когда меня спросили, какой должна быть ведущая, я уклонилась вот от этого анатомического разбора, что у нее должно быть на каком месте, а именно сказала: «Для меня главный критерий того, что сделала ведущая, например, как ее воспринимают: если человек через много лет, когда его не видели на экране, вошел в студию и его вот так приняли, так вспомнили, встретили. Вот согласись: это какое-то другое обаяние.

К.ЛАРИНА - Я понимаю, я с тобой согласна, понятно, но все равно не надо прятать грудь, если она у тебя есть.

И.ПЕТРОВСКАЯ - То есть, ты хочешь сказать, чтобы «топлес» выходила в эфир?

К.ЛАРИНА - Нет, не надо ее драпировать.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Да никто не драпирует ничего.

К.ЛАРИНА - Нет, у нас есть одна ведущая с роскошной грудью, она ее все время драпирует, чтобы ее не было видно, это не правильно.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Послушай, я не знаю, кого ты имеешь в виду…

К.ЛАРИНА – Это гордость!

И.ПЕТРОВСКАЯ – Наверное, гордость.

К.ЛАРИНА - Ноги красивые не надо упаковывать в брюки, надо их показывать.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну хорошо, ладно, допустим кто-то воспримет это как руководство к действию, но правильно сказала ведущая нового поколения Яна Чурикова, что она не разделяет вообще никакую сферу деятельности вот по этому половому признаку, для нее существует профессионал в какой-то области, и совершенно неважно это кто – мужчина или женщина

К.ЛАРИНА - Мужское обаяние или женское обаяние, это часть, извини меня профессионализма…

И.ПЕТРОВСКАЯ - Я согласна…

К.ЛАРИНА – Что такое харизма?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я согласна, но обаяние исчерпывается размером груди ведущей женщины…

К.ЛАРИНА - Размер груди тоже имеет значение.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну сколько мы видели тех, у кого с грудью как раз был супер порядок, а вот с остальным как раз подкачало, поэтому все очень условно.

К.ЛАРИНА - Должна быть гармония.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Именно! В человеке, как говорил, как мы считали, Антон Павлович Чехов, а на самом деле это говорил доктор Астров: «Все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа…»

К.ЛАРИНА - И грудь!

И.ПЕТРОВСКАЯ - И грудь. В человеке.

К.ЛАРИНА - Ира, я вопрос тебе хочу задать от мужчины: «На НТВ в субботу, сразу после 23-х показали фильм «Женщины», откровенная, грубая порнография. Вы как женщина-критик, почему молчите?»,- спрашивает Александр.

И.ПЕТРОВСКАЯ - После 23-х?

К.ЛАРИНА - В 23.50, я смотрела этот фильм, я тоже очень удивилась

И.ПЕТРОВСКАЯ - В прошлую субботу?

К.ЛАРИНА - В прошлую субботу.

И.ПЕТРОВСКАЯ - По-моему это был Тинто Брасс?

К.ЛАРИНА - Да, Тинто Брасс «Женщины», порнуха в чистом виде.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну как Тинто Брасс. Даже практически и не на грани, там много именно порнографических кадров. Дело в том, что после 23-х наступает послабление для телеканалов. В ночи там позволено кое-что. Не уверена, должна при этом сказать, что позволена откровенная порнуха. Я как раз включила на таком кадре, от которого я просто…

К.ЛАРИНА - Оторваться не могла.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я вздрогнула и не поняла, где я в общем нахожусь, на каком канале…

К.ЛАРИНА – Я была в шоке.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я не была в шоке, но просто я была несколько изумлена тем, что это происходит на канале НТВ. Мы знаем, что сегодня многие каналы, особенно те, кто стремительно теряли популярность, завоевывают ее…

К.ЛАРИНА – Поднимают ее.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Поднимают определенным образом и так, что действительно берет иногда оторопь. Не знаю, мне кажется, хотя и прежде в ночи кое-что себе позволяли. Ну что тут можно сказать? Если это, опять же, не запрещено, а разрешено, ну тогда нужно предупреждать телезрителя, что сейчас будет жесткое кино.

К.ЛАРИНА - Жесткое порно.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну порно, не порно, но должны быть какие-то отметки, значки, потому что это не только для детей нужно.

К.ЛАРИНА - Почему это вообще показывают по федеральному телевидению, почему это не уходит на кабельное, платное телевидение, объясни мне пожалуйста, на спутниковый канал, пожалуйста, сколько угодно?

И.ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе объясняю: для того, чтобы привлечь зрителей. Другого у меня объяснения нету. Особенно, когда с популярностью некоторые проблемы, на спутнике да, конечно, там есть кодированный канал, ты можешь его с помощью специального ключа подключиться, платить, ради Бога. Я тоже сторонник того, чтобы все-таки такие откровенно эпатирующие и шокирующие вещи ни в какое время не показывали по федеральным общедоступным открытым каналам, потому что это большая иллюзия, что вечером, ночью детям не доступно. Мы знаем прекрасно, что сегодня во многих семьях, опять же, по два-три телевизора и родители думают, что их чадо спит, а оно в этот момент подключается и смотрит черт знает чего.

К.ЛАРИНА - И потом, почему взрослые даже обязаны это смотреть, с какой стати?

И.ПЕТРОВСКАЯ - Взрослые – тут другой вопрос, обязаны, не обязаны, противно – не смотри, в общем такой конечно есть подход, но с другой стороны, все равно в открытом эфире, опять же мы об этом с тобой и в прошлый раз говорили, есть такая вот психологическая штука, как: человек часто не в состоянии отключиться, перейти на другой канал или просто выключить телевизор, тут есть определенный элемент насилия, не осознанного человеком.

К.ЛАРИНА - Это форменное безобразие. Мне кажется, опять же, резюмируя эту тему, это вообще надо запрещать, запретить показывать такого рода фильмы на общедоступных каналах, о чем вот сейчас и сказала Ирина Петровская, потому что для меня это показатель цивилизованности вообще общества. Это все похоже на какую-то страну даже уже не третьего, а сорок восьмого мира.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну да, потому что уже даже в гостиницах, если ты знаешь, там в хороших гостиницах в любой стране и в наших больших городах у тебя есть перечень каналов, и спутниковых, и любых, потом ты включаешься, щелкаешь кнопочной, там появляется некая завлекательная картиночка, но через несколько секунд, через полминуты там примерно, появляется надпись «Платное». Пойди, заплати и смотри себе сколько угодно, хоть всю ночь или весь день с утра до ночи.

К.ЛАРИНА - Возьмите, пожалуйста наушники, Ирина Петровская. 2031922 – это телефон, по которому можно звонить и задавать вопросы. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, Ксюша

К.ЛАРИНА - Я.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте

К.ЛАРИНА - Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Я чрезвычайно рад.

К.ЛАРИНА - Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Владимир Васильевич.

К.ЛАРИНА - Владимир Васильевич, я здесь не одна.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, Ксюша и Ирочка. Позвольте мне в такой форме к вам обратиться, я думаю, что я на это имею право, во-первых, потому что вы прекрасно ведете передачу обе, и, во-вторых, мой возраст позволяет так. Я просто люблю вас и ваши передачи.

К.ЛАРИНА - Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: Но у меня вопрос к вам обеим. Дорогие женщины, любимые женщины, так вы хорошо ведете передачи, но есть ли у вас организационный потенциал, административный какой-то потенциал, ну чтобы по тому же «Эху Москвы», по тем же каналам федеральным телевизионным, которыми вы владеете, ну чуть-чуть расширить передачи из области оперного искусства, балетного искусства, симфонического искусства

К.ЛАРИНА – А вы не смотрите на «Культуре», мне кажется, там более чем достаточно.

СЛУШАТЕЛЬ: «Культуру» я за скобки выношу и «Орфей» выношу за скобки, но ведь «Эхо Москвы» такая массовая, многие ее слушают, но бедно, вот эта тематика очень обеднена на этом канале. Так же по всем федеральным кроме «Культуры», Если бы не было «Культуры» и «Орфея», вообще можно было все это выключать.

К.ЛАРИНА - Спасибо вам большое, но я не знаю, насколько это корректно, я бы еще вас отослала на радио «Культура», там у них есть и концерты симфонические, и трансляции из Большого театра, так что сейчас выбор есть, не только «Орфей», а что касается радио «Эхо Москвы», сейчас Ира про телевидение скажет, но, к сожалению, для Вас, наверное к сожалению, все-таки мы политическое радио, информационное радио, поэтому, к сожалению, то, что касается культурного пространства, оно у нас сужено до размера, до формата новостного, но ночью, пожалуйста, у нас программы музыкальные программы есть.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я так поняла, что Владимир Васильевич хочет, чтобы мы по «Эху Москвы», используя его как определенный административный ресурс, говорили о том, что необходимо увеличить долю классической музыки в эфире федеральных каналов. Здесь все очень просто и упирается в такую опять же отвратительную и в то же время неизбежную для телевидения штуку как рейтинг. Я помню где-то в начале года как раз редактор по связям с общественностью первого канала говорил, что они бы и рады были поставить какой-то хороший концерт, но знают, что никогда не соберет он той аудитории, которую необходимо собирать в определенное доступное время. И, кстати сказать, я помню, прямо на исходе новогодних праздников, где-то числа 10-го, первый канал поставил в эфир роскошный концерт Спиваков и Хворостовский, называлось «Новогодний фейерверк» и даже не проанонсировали должным образом, потому что мы знаем, как умеет первый канал анонсировать то, что ему хочется анонсировать, возьмем тот же «Турецкий гамбит», который уже скоро все и песни наизусть выучат, и ломятся из-за этого в кинотеатры, а тут поставили вот так, как будто бы стыдливо в 12 часов ночи или даже после 12-ти. А почему нет? Вот мне кажется, что это тоже уже такие предрассудки и стереотипы, во власти которых пребывает руководство каналов, потому что не исключено, что концерты такого уровня посмотрела бы просто из-за того, чтобы приобщиться, потому что модным становится то, что правильно подается, как это ни цинично звучит, и подается, и продается. Почему на Западе модным и популярным является классическая музыка, и туда вкладываются деньги, и показываются? Именно потому.

К.ЛАРИНА - Это отдельные каналы.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Нет, но тем не менее, все равно. Это и люди ходят, и концертов там очень много и так далее. Поставить, поэкспериментировать, мне кажется, что не убыло бы у наших основных каналов, они достаточно зарабатывают на своих рекламах-рейтингах. Но попробуйте, вот хотя бы ради того, чтобы удовлетворить потребности меньшинства и так же проверить, а может быть это не такое уж трагическое меньшинство?

К.ЛАРИНА - Еще звонок. Пожалуйста 2031922. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Доброе утро.

К.ЛАРИНА - Доброе.

СЛУШАТЕЛЬ: Это Игорь.

К.ЛАРИНА - Да, Игорь.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня нет никакого настроения задавать противные вопросы, я хочу поздравить вас с праздником…

К.ЛАРИНА – Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ - …пожелать всего-всего хорошего, И у вас, и у Ирины Петровской чтобы все было хорошо и в семьях, и со здоровьем.

К.ЛАРИНА - Спасибо, Игорь.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Спасибо, Игорь, очень приятно. Настоящий мужской звонок.

К.ЛАРИНА - Алло, здравствуйте, мы слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я в эфире?

К.ЛАРИНА - Да, мы слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вы знаете что, это «Эхо Москвы»? Вот я тоже по поводу телепередач. Алло!

К.ЛАРИНА - Да, мы вас слышим, говорите.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ага, отлично, вот теперь я поняла, что вы Ксения Ларина. Во-первых, я тоже вас поздравляю, девушки. А потом, вы знаете, был анонс передачи на канале М1 и мой ребенок, которому 10 лет, спрашивает, мы часто когда у нас откроется такой же канал, ты наверное, слышала по телевизору? Так что это действительно вы правы абсолютно, что нормальные люди и нормальные дети не ждут и не ищут вот таких передач. Мы ищем и по радио, и по телевидению. И еще вот что. Это было давным-давно. Я выросла с передачей на радио, называлась «Театр у микрофона». Нельзя никак их разыскать или хотя бы, если вы знаете, где их...

К.ЛАРИНА - На другом радио. Уже не буду больше повторять, а то меня здесь повесят. На другом радио есть рубрика «Театр у микрофона» и там можно услышать все лучшее из нашего Гостелерадиофонда, все спектакли, в том числе и радиоспектакли, которые были созданы в годы советской власти. Что-нибудь скажешь ты?

И.ПЕТРОВСКАЯ - Кстати сказать, и канал «Культура» возобновил эту традицию снимать лучшие спектакли.

К.ЛАРИНА - Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Это долгое время ведь никто не делал, поэтому целое десятилетие наверное, если не больше, вообще провалилось в тартарары, потому что ничего не осталось и сейчас канал «Культура» это постепенно наверстывает. И вот был недавно фестиваль из спектаклей, которые идут в театре Петра Фоменко, еще время от времени появляются, они, кстати, из архивов тоже показывают, они показали вот эту знаменитую запись, телеверсию «Мещан» товстоноговских с Лавровым, с Лебедевым. На этой неделе будет «Поминальная молитва» в память о Горине, которому исполнилось бы 65 лет, так что все-таки, я скажу, что это уже не такая драматичная и даже трагическая ситуация, которая была еще там 5-7 лет назад.

К.ЕНИЯ ЛАРИНА: Когда не было «Культуры».

И.ПЕТРОВСКАЯ - «Культура» уже, допустим, была, но еще все-таки было очень мало возможностей для того, чтобы… Ведь это очень серьезная вещь такая квалифицированная запись, съемка телеспектакля. Это не просто поставил камеры и сделал, снял и все, и показал. В каких-то случаях это так происходит, но иногда это делается по своим уже законам, специально нужно выставить свет, специально поставить камеры и сделать нормальное просто произведение уже телеспектакль или телеверсию этого спектакля.

К.ЛАРИНА - Следующий звонок. Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте.

К.ЛАРИНА – Говорите.

СЛУШАТЕЛЬ – Я в прямом эфире, да?

К.ЛАРИНА – Да. Я звоню сказать по поводу пятничного показа вот этого фильма по НТВ, который обсуждался. По мне, так это вообще процесс достойный. Я не знаю, почему появилось вокруг него такое движение-то. Во всем мире в пятницу вечером начинается показ этих фильмов.

К.ЛАРИНА – Во всем мире, в пятницу вечером, по общедоступному каналу, да?

СЛУШАТЕЛЬ - Что такого необычного в этом? Это в конце концов влияет на демографию, знаете, это как чем обусловлено? Этот процесс влияет на демографию. В нашей стране можно показывать эти фильмы с утра до ночи, чтоб только детей больше рождалось. Понимаете?

К.ЛАРИНА – Кошмар какой вы говорите. Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Евгений, я звоню из Казани, это мое мнение, мне 40 лет и мне кажется это очень полезно.

К.ЛАРИНА - Уважаемый Евгений, мне даже уже больше сорока лет, я даже сама этот фильм просмотрела с начала до конца с неизбывным наслаждением, я большая тетя, понимаете? Мы говорим как раз…

СЛУШАТЕЛЬ – Ну, не такая уж и большая.

К.ЛАРИНА – Мы говорим про общедоступность, имея в виду разнородность возрастную аудитории, вот про что мы говорим.

СЛУШАТЕЛЬ: Ночью, я вам скажу честно, на самом деле, ночью не смотрят дети НТВ, не смотрят они, понимаете, что угодно, только не это.

К.ЛАРИНА - Да смотрят. Тем более не ночь это.

СЛУШАТЕЛЬ - Ну НТВ, ну кто смотрит?

К.ЛАРИНА – Спасибо вам, Евгений.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Получается, что много кто смотрит НТВ, вон какая у нас разнообразная аудитория, посмотревшая это.

К.ЛАРИНА - Что-то я сомневаюсь, что по всем каналам и во всем мире в пятницу вечером показывают порнографические фильмы

И.ПЕТРОВСКАЯ - Нет, абсолютно. Возьмем ту же самую Америку, которая у нас многими считается вообще гнездом разврата. На самом деле это действительно это не реально и не возможно на основных каналах. У них нет государственных каналов, но у них есть общенациональная сеть, во всяком случае, будучи в Америке, я никогда не видела в открытом эфире ничего похожего. Там вообще крайне ревностно относятся к тому, что там какая-нибудь, я не знаю, кусочек обнаженного тела попадет в эфир. Начинаются штрафы, претензии и суды. Кстати сказать, зрители подают в суд, а не кто-нибудь.

К.ЛАРИНА - Кстати мы на эту тему уже с тобой говорили.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Более того, ты извини, я недавно тут услышала, что там родительские комитеты такие создаются, которые подают в суд на телеканалы. Тут опять же можно говорить о том, что в Америке немножечко свихнулись и на политкорректности, и вообще на всякой корректности, уже скорей всего скоро придут просто к какой-то полной стерильности, тут есть свои всегда плюсы и минусы, нет золотой середины, либо так, либо сяк, а золотой середины редко кому удается достичь.

К.ЛАРИНА – Да, у них крайности.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Но тем же, кстати сказать, британцам, в общем как правило, удавалось. Но вот тот проект, который сегодня запускают британцы, с пытками, это что-то, на мой взгляд, уже тоже за пределами добра и зла. Может быть вы уже видели? И вчера по моему про это был сюжет и уже писали, что британцы решили воспроизвести ситуацию концлагеря, как он называется? Гуантанамо, где…Происходят периодические издевательства, унижения…

К.ЛАРИНА – Над заключенными.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Заключенных. Да. И они решили, вот они отобрали добровольце, и они нашлись главное, добровольцы, которые согласны некоторые из этих пыток на себе испытать. По идее такая задумка как принято говорить (ненавижу это слово) у организаторов, что это должно до такой степени шокировать зрителей, что бы они поняли как ужасно, что происходит, что нарушаются права человека. Но я не уверена, что это такой адекватный в общем способ шокирования зрительской аудитории. Следующий шаг тогда уже можно расстрелов в прямом эфире. После пыток что еще остается? Казни.

К.ЛАРИНА - Ну не знаю, мне все-таки они декларировали такие благородные цели, просто привлечь внимание к этому, к тому, что там происходит. И там нет никаких призов, они же не будут голосовать за самого лучшего заключенного.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Вероятно, да. Там будет просто, кто раньше сойдет с дистанции, не выдержав этого, но все равно, ты понимаешь, ну еще не хватало призов действительно или миллионов, и тем не менее, есть какие-то вещи, как мне кажется, которые не оправдываются даже очень благородными целями. Тот самый случай, когда не все средства оправдывают, пусть даже и благородную, цель.

К.ЛАРИНА – Ира, давай мы прейдем уже к анонсам на следующую неделю, поскольку там у нас помимо праздничного дня 8-го марта, там я думаю анонсировать там нечего, поскольку там будет все петь и плясать во главе с Региной Д…как фамилия забыла. Ах!

И.ПЕТРОВСКАЯ – Забыла, правда?

К.ЛАРИНА – Забыла фамилию!

И.ПЕТРОВСКАЯ – От слова дуб, так скажем.

К.ЛАРИНА – Дубовицкая, Боже мой.

И.ПЕТРОВСКАЯ – К стати сказать там будет один «Аншлаг», а вообще там выходит еще одна юмористическая программа на канале «Россия», я просто диву даюсь. Все-таки это какая-то изумительная просто плодотворность пары Петросян – Степаненко, программа под названием «Бабы вперед». Такой большой концерт с участием все тех же Новых русских бабок, Сердючки и т.д. и т.п. Но, кстати, будет по одному из каналов, если мне память не изменяет по первому, фильм под названием «Мужская работа в юбках» и там будет исследоваться этот феномен современный…

К.ЛАРИНА – Переодевания?

И.ПЕТРОВСКАЯ – …переодевания мужчин артистов в женские наряды, и там предполагается участие и Сердючки, и Гальцева, и Юрия Стоянова, и Нагиева. Ну, может быть там наконец нам ответят на вопрос чем это вызвано, почему в таких количествах это происходит, и в общем кому это особенно-то нужно.

К.ЛАРИНА – Это эксбиционисты люди. Стоянов, конечно он артист замечательный Юрий, и он это делает очень изящно и очень как-то красиво, потому что он мужик…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, иногда тоже перебарщивание тоже идет.

К.ЛАРИНА – А вот у остальных которых ты перечислила, там мне кажется, там большие проблемы у этих людей.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я не стану это обсуждать, с точки зрения политкорректности, но во всяком случае проблемы могут возникнуть у людей которые это смотрят…

К.ЛАРИНА – Ты хотела бы быть мужчиной?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я?

К.ЛАРИНА – Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ты знаешь, в детстве (я задумалась ), но подумала, что в детстве – да, почему-то хотела, мне нравилось играть с мальчишками, нравилось стрелять из пистолетиков, а потом я некоторое преимущество в женском своем существовании уловила. И в данный момент я, честно говоря, об этом не думаю, но брюки я ношу, и никто мне не скажет, что не надо их носить. Я отвечу на это: «Не Ваше дело». Продолжая анонсы. Ксения, что-то сегодня как-то прям Вас куда-то все уводит в сексизм какой-то…Продолжая анонсы: будет «Москва слезам не верит», как водится…

К.ЛАРИНА – Будет какой-то фильм про Веру Алентову, или про кого?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Будет фильм с участием Меньшова, Алентовой, Баталова будет целая программа по окончании фильма «Москва слезам не верит», посвященная четвертьвековому юбилею картины и, соответственно они будут рассказывать, как что делалось и как снималось. И еще очень важная вещь – 9-го марта исполняется 5 лет с того момента трагического, когда самолет Як-40 в московском аэропорту «Шереметьево-1» поднялся было в воздух и через несколько секунд рухнул. И там погибли все, и погиб Артем Боровик. Это случилось уже 5 лет, просто не вероятно как летит время. Потом было следствие, которое вроде бы признало, что это была техническая что ли там какая-то ошибка, обледенение. Но коллектив компании «Совершенно секретно», судя по всему, не поверил этим версиям, и проводил все это время собственное расследование, и вот 9-го марта в программе первого канала объявлен фильм документальный, как раз посвященный этой трагической гибели Артема Боровика. По-моему «Артем Боровик – то ли прерванный полет…» не знаю, не могу сейчас…Ну, Вы увидите довольно поздно вечером 9-го марта. И там обещают нам журналисты компании «Совершенно секретно» рассказать о том как они проводили это расследование, и судя по тому что, в анонсах написано они обнаружили некоторые сенсационные вещи во всем этом. И на канале ТВЦ, по- моему, тоже будет посвященный Артему фильм. Это, я так поняла, это тот фильм, который сделал Генрих Боровик – отец Артема года два назад, тоже к очередной трагической дате. Ну, что мы должны заканчивать уже нашу программу. Ирина Петровская как всегда каждую субботу с 11-ти до 12-ти с Вами говорит про телевизор, делится с Вами впечатлениями. Ну, как-то позитива мало было в нашем разговоре. Что же тебе запомнилось хорошее?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я тебе уже сказала. Из минувшей недели что мне запомнилось?

К.ЛАРИНА – Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Вот программа «Тем временем» мне запомнилась. Мне запомнилось…

К.ЛАРИНА – Я посмотрела с удовольствием сериал. Я сейчас редко их смотрю, поскольку как-то мне надоели они изрядно. Но вот сейчас закончился фильм, который мне очень понравился, называется он «Потерявшие солнце» - это тоже детектив, но он такой психологический детектив с замечательными актерскими работами: Александр Домогаров и Андрей Смоляков блестяще по-моему здесь работают в этом фильме.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, мы может быть потом еще об этом поговорим: вчера был вот этот вот фильм «предисловие к «Турецкому гамбиту», когда Леонид Парфенов и Борис Акунин проехали по местам, где снимался этот фильм. И мне показалось, что в этом фильме намного более внятно вся эта история рассказана, нежели в самом супер- «Турецком гамбите», который сейчас бьет все рекорды по сборам в кинотеатрах.

К.ЛАРИНА – Ты смотрела передачу обсуждение «Турецкого гамбита» «5 вечеров»?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, да, да.

К.ЛАРИНА – Мне кажется, что провальная получилась программа, потому что там обсуждения, как такового не было.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Это другое дело, а это все-таки фильм уже, где рассказывались конкретные вещи: почему так, почему здесь происходило. И более тог, из этого фильма я поняла про некоторых персонажей кто есть кто, потому что там, я например, не понимала кто этот генерал, а кто этот там я не знаю, подпоручик. Во всяком случае – это любопытно, как все что делает Леня Парфенов.

К.ЛАРИНА – Ира, ты красива, умная женщина, талантливая…

И.ПЕТРОВСКАЯ – В брюках.

К.ЛАРИНА – По этому я тебя тоже поздравляю с наступающими праздниками, поскольку их у тебя много будет на следующей неделе, и желаю тебе всяческого процветания.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Спасибо, я тебя поздравляю, в также замечательных наших коллег девушек, которые сейчас находятся в студии, но их пока не слышно.

К.ЛАРИНА – Спасибо до встречи.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024