Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2005-02-26

26.02.2005

К. ЛАРИНА – Еще раз добрый день, Ирина Петровская. С чего нам начать, давайте все-таки начнем с праздничного дня, 23 февраля, Ира, впечатления твои какие, что-нибудь новенькое ты там увидела?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Мне кажется, уже довольно сложно увидеть новенькое, здесь уже раз и навсегда устоявшаяся традиция.

К. ЛАРИНА – Набор.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Раз в году, а точнее, два раза в году, 23 февраля и 9 мая, чуть было не сказала – мы с друзьями ходим в баню, но это совершенно другая история, т.е. телевидение начинает активно показывать армию, программы про армию, концерты с исполнением патриотических песен, старое кино. Таким образом, телевидение приобретает цвет хаки в это время. Тут еще добавился еще один сегмент, если можно так сказать, этого телевизионного пространства, потому что накануне стартовала в тестовом режиме так называемая «Звезда». Мне кажется, что они чуть-чуть поторопились, потому что этот патриотический такой, патриотический штурм, что ли.

К. ЛАРИНА – Патриотическое обострение.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Или обострение, да, оно не очень было заметно зрителю, потому что по всем другим каналам примерно то же самое шло, только в намного более качественном исполнении. Мне кажется, что, в данном случае, сработал этот принцип, во-первых, ввязаться в бой, а там посмотрим, что получится, а, во-вторых, отрапортовать, как водится, как раньше было.

К. ЛАРИНА – Там все время стреляют, Ира, у меня работала эта «Звезда» в течение недели, без конца меня ребенок спрашивает – мама, а что у тебя все время стреляет?

И. ПЕТРОВСКАЯ – А что ты хотела?

К. ЛАРИНА – Я говорю, это канал патриотический «Звезда».

И. ПЕТРОВСКАЯ – А что же ты хотела? Там стреляют.

К. ЛАРИНА – Все время стрельба.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Потому что хоть и руководители теперь говорят, что он не военно-патриотический.

К. ЛАРИНА – А мирный.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А государственно-патриотический, но, тем не менее, одна из главных таких основополагающих задач – это вызвать любовь народа к армии, поэтому, разумеется, там будут и стрелять. Я видела, например, что-то такое очень патриотическое, стояли военные среднего офицерского состава и говорили что-то такое, что мы наш контингент, я не знаю, где это сделано и в каком году, мне показалось.

К. ЛАРИНА – Какие-то старые программы они, по-моему, транслируют армейские и наше кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Поскольку руководитель этой центральной студии министерства обороны господин Лебедев, капитан первого ранга, прежде руководил студией Черноморского флота, то я думаю, что часть программ, видимо, прямо прямиком оттуда. А старое кино тоже довольно сложно смотреть, потому что нет же программы, и ты не успеваешь к началу, потом мучаешься страшно.

К. ЛАРИНА – А ты не узнаешь?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кое-что я не узнаю, вроде так что-то брезжит, но узнать невозможно, потому что ни титры не сопровождают, субтитры, как обычно сейчас, я думаю, все заметили, это очень удобно, многие каналы это взяли на вооружение. Начинается фильм, а после рекламного блока внизу дают строчечкой название фильма. Действительно, если не успел и у тебя нет под рукой программы, то хочется узнать хотя бы, что ты смотришь. Поэтому, в общем, отрапортовать, что взяли эту высоту, условно отрапортовали к празднику, как раньше была традиция, брали все высоты, не жалея ничего, а дальше, в общем, тишина пока что.

К. ЛАРИНА – Но пока он похож на такой канал «Наше кино», НТВ+ то, что делает, старенькое.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Если только не считать этой заставки, этой картинки. Мне кажется, что все-таки, сейчас посмотрим, конечно, как стартует этот канал «Домашний» 6 марта, но пусть это тестовое вещание, не тестовое, но начинать вещание, имея в виду, что ты хочешь захватить как можно большее количество и часть аудитории без даже одежки, грубо говоря, все привыкли, что у канала есть одежка.

К. ЛАРИНА – Звезда же есть.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Но только звезда, причем я бы ее лучше нарисовала, мне кажется, честно.

К. ЛАРИНА – Кривоватая.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я помню, нас в школе учили по таким лекалам, что ли.

К. ЛАРИНА – Звездочки рисовали.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, рисовали звездочки.

К. ЛАРИНА – Разучились, Ира, другое поколение, уже не умеют звезды рисовать.

И. ПЕТРОВСКАЯ – В общем, эта «Звезда», она как-то потом начинает так тоже еще больше криветь и расползаться на весь экран, пока, мне кажется, это все, в лучшем случае это какой-то такой казус напоминает непонятный. А в худшем случае все-таки это какая-то авантюра.

К. ЛАРИНА – Кино хорошее там иногда показывали, я смотрела там фильм, который я очень люблю, «Анна и командор».

И. ПЕТРОВСКАЯ – «Анна и командор», да, это я тоже видела, даже опознала. Но сейчас все каналы показывают хорошее кино.

К. ЛАРИНА – А тут рекламы нет зато.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Будет. Сказали, что будет.

К. ЛАРИНА – Пока нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я понимаю, канал «Культура», который стартовал и взял это как принцип основополагающий, что у них нет рекламы и не будет рекламы. И они придерживаются этого. А здесь говорится о том, что это будет коммерческий канал с рекламой.

К. ЛАРИНА – Что они будут рекламировать?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Отечественного производителя.

К. ЛАРИНА – Оружие? Автомат Калашникова?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Отечественного производителя оружия, автомат Калашникова. Я тут, кстати, изумилась как раз, 23 февраля, когда во всех, во многих заставках поздравляли военных разные люди, актеры, если ты видела, и вдруг сидит изобретатель автомата Калашникова сам Михаил Калашников в форме и говорит следующий текст, что автомат Калашникова – это очень надежная система. Я думаю, надо же, автомат уже рекламируют. А выяснилось, что он рекламирует какую-то систему связи, посадили человека во всех его генеральских погонах, в мундире, это, оказывается, в чистом виде реклама вовсе не автомата, а не буду говорить, чего, чтобы не сделать рекламу.

К. ЛАРИНА – По поводу рекламы. Интересный я наблюдаю момент, Ира, мне как профессионалу интересно, чтобы ты это прокомментировала. Я смотрела достаточно неплохой фильм по каналу СТС на этой неделе «Умножающий печаль», не знаю, видела ты или нет, это экранизация романа Георгия Вайнера. Очень симпатичный фильм, мне кажется, удачная получилась история, Роднянский как продюсер это делал, сериал, хорошие актеры. Но дело не в этом. Дело в другом, они там навязчиво все угощаются пивом «Золотая бочка», очень навязчиво, просто чуть ли ни открывают холодильник, открывают книжный шкаф, открывают будку, выходят на улицу, садятся в кафе, присаживаются на лавочки, им везде это пиво суют. Из чего я сделала естественный вывод, что это реклама.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Абсолютно.

К. ЛАРИНА – Поскольку у нас реклама пива запрещена в течение дневного времени суток, понятно, что сейчас все эти пивные и водочные, кстати, и водка там тоже рекламируется, не буду называть, потому что не помню, не буду называть я марку, но это же идет в повторе и днем. Допустим, начинается это все в 21.30, более или менее попадает, а ведь повтор-то идет днем, и вся эта реклама валом валит в течение всего фильма. Скажи пожалуйста, это действительно такую лазейку они нашли?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Конечно, это такая хитрость, это даже есть английское выражение, я сейчас не помню, но смысл такой, что это реклама, размещенная внутри произведения.

К. ЛАРИНА – И ничего не сделаешь с ней.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Она, в общем, по сути, скрытая в каком-то смысле реклама, т.е. это не идет отдельными блоками. И если мы присмотримся к другим сериалам в другое время, может быть, там нет пива, например, но мы увидим или определенную марку кофе.

К. ЛАРИНА – Или йогурты.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Или йогурты определенной марки, это такой способ тоже рекламировать, как правило, кстати, бывает такое, особенно на маленьких каналах, я просто знаю, у меня есть друзья, которые занимаются производством и продажей программ этим маленьким каналам. Им не платят, но зато им отдают это внутри программы, ту рекламу, которую они таким способом разместят. Не открыто, пейте пиво пенное, а в том, что герои этой программы ненароком выпьют где-то там.

К. ЛАРИНА – Как-то они очень нароком, уже просто из ушей это пиво лилось, вплоть до того, что начальник, не знаю, какой-то то ли генерал службы безопасности открывает книжный шкаф и достает оттуда поднос с двумя бутылками пива.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это непатриотично, особенно со стороны начальника безопасности.

Значит, это сделано так неизящно, предполагается.

К. ЛАРИНА – И это будет всегда теперь.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Вряд ли это будет всегда, видишь, ты это заметила, я думаю, что есть некоторые контролирующие службы.

К. ЛАРИНА – Антимонопольная служба не обратит внимание на это?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Которые тоже наверняка могут на это внимание обратить, потому что, в конце концов, может быть, если какой-то кофе или сок рекламировать.

К. ЛАРИНА – Или соус.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Вчера, например, было «Поле чудес», там все пили сок «Моя семья», потом рассказывали, в конце появился еще один такой ролик, где было понятно, что на этом выпуске этот сок выступает спонсором этой программы. Тут разные возможны способы.

К. ЛАРИНА – Это понятно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Но то, что ты заметила, это абсолютно такой один из конкретных способов рекламирования тех или иных продуктов. Если речь идет о запрещенном в это время суток пиве, то, я думаю, что и цена, очевидно, такой рекламы, она, очевидно, достаточно высока.

К. ЛАРИНА – Учитывая, что там и водка была.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А это уж совсем за гранью, потому что если по ходу действия художественно оправдано выпивание крепкого спиртного напитка, то, я думаю, что он должен появиться в каком-нибудь графинчике запотевшем, чтобы было понятно, что они пьют не воду, а водку, но ни в коем случае нельзя марку.

К. ЛАРИНА – Она принесла бутылку водки из холодильника своему партнеру сексуальному в постель.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Раньше был кофе в постель.

К. ЛАРИНА – И он смотрит на нее, называет марку этой водки и говорит – интересно, а почему у вас на вашей фирме все только эту водку пьют. Она говорит – это наш маленький корпоративный каприз.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Дивные дела, дивные. Тем удивительнее, что это все-таки делается на довольно цивилизованном канале, при том при всем. И мы будем надеяться, что это случайность, это случайно не заметили продюсеры.

К. ЛАРИНА – Не станет нормой.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Что это не станет нормой, действительно, потому что в противном случае это будет такой вал вообще любого продукта, который и запрещен, и не запрещен. И потом, должны быть просто какие-то правила игры установлены, а они все-таки более или менее установлены. И зритель все-таки должен понимать. Хотя ты понимаешь, что и в западном кино это точно также делается, если актер по ходу действия курит сигареты, скажем, «Мальборо», то это именно потому, что эта именно фирма, возможно, хотя сейчас в западном кино, поскольку идет полная борьба с курением, то там все меньше и курящих, и тем более рекламирующих эти табачные брэнды. Но, тем не менее, это никогда не появляется случайно.

К. ЛАРИНА – Ира, я хочу обратиться к вопросам наших слушателей, я думаю, что здесь немало тем, которые тебе и самой хотелось бы обсудить, поэтому давай сделаем с помощью нашей аудитории. Уважаемая Ирина, скажите пожалуйста, какое ток-шоу на нашем ТВ вы считаете лучшим, выделяющимся из других, спрашивает Мария из Московской области.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Трудно сказать, потому что, как вы понимаете, ток-шоу становится все меньше. Есть эти ток-шоу, так называемые дневные, из них я считаю лучшим, из условно дневных, которые выходят, допустим, после четырех часов, все-таки «5 вечеров» Малахова, потому что там могут быть разные темы. Бывает, что, на мой взгляд, тема вообще недостойна обсуждения, мы уже, по-моему, это обсуждали, распался дуэт «Смэш», какое великое событие.

К. ЛАРИНА – Как водка в постель.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, а бывают, например, очень интересные темы, обсуждение отсрочек от армии, усыновление детей, суррогатных матерей и т.д. Мне кажется, что все-таки там это делается более элегантно и умно, нежели, скажем, на «Принципе домино», но таково мое мнение. На «Принципе домино» много этих всяких женских ужимок, прыжков, иногда бестактностей.

К. ЛАРИНА – Там темы уже такие.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Причем я заметила, что темы просто пересекаются иногда буквально день в день.

К. ЛАРИНА – С «Окнами»?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, «Принцип домино» иногда и «5 вечеров», тем интереснее смотреть, как это решается. Там, мне кажется, этот упор на такую бульварность, он очень дает о себе знать, в «Принципе домино» в то время, как «5 вечеров», когда они берут более или менее серьезные темы, они все-таки стремятся к мало-мальски серьезному обсуждению этой темы.

К. ЛАРИНА – Кстати, я обревелась на передаче, которая была как раз посвящена дню советской армии, передача «Любовь и война», не видела это?

И. ПЕТРОВСКАЯ – «5 вечеров»?

К. ЛАРИНА – Да, «5 вечеров», замечательная, просто все соблюдено, и чувство меры, и просто все очень тактично. И Андрей себя замечательно вел в этой программе.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я о том и говорю, что в тех случаях, когда берется тема, приглашаются правильные, скажем так, в смысле гости, которые могут говорить.

К. ЛАРИНА – Которым есть, что сказать, да.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А не только себя показывать, тогда получается интересное именно ток-шоу. «Культурная революция», все зависит от темы.

К. ЛАРИНА – Последняя тема, мне было интересно, хотя странная была тема по поводу того, что искусство должно служить государству, Владимир Познер и Михаил Гусман спорили по этому поводу. Меня совершенно потрясла позиция Михаила Соломоновича Гусмана, который большой защитник вообще государства, это, конечно, спор был странный, я помню, как Владимир Владимирович Познер себя иногда просто чувствовал чужим на этом празднике жизни, противопоставить невозможно такому набору аргументов, которыми пользовался государственник.

И. ПЕТРОВСКАЯ – До этого, да, до этого был не менее странный спор на прошлой неделе, лучше были люди в СССР или сейчас они лучше, когда спорили Михаил Веллер, если это можно сказать, назвать спором, и Ольга Свиблова. Там тоже были любопытные очень аргументы.

К. ЛАРИНА – Но интересно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Интересно, да, и мы с тобой недавно принимали участие в записи программы, которая, я надеюсь, в ближайшее время выйдет, там как у нас формулировалось?

К. ЛАРИНА – С телевидением надо что-то делать.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, телевидение пора призвать к порядку.

К. ЛАРИНА – Да.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И я не знаю, как кто другой, а мы с тобой, по-моему, тоже были несколько изумлены как раз позицией Андрея Кончаловского, который единственный видит выход в том, чтобы призвать телевидение к порядку, это ужесточить государственный контроль над телевидением. И тоже это вызывало некоторую оторопь.

К. ЛАРИНА – А как ты относишься к ток-шоу, если это можно назвать ток-шоу, наверное, можно, это все-таки круглый стол, Александра Архангельского «Тем временем»?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Мы с тобой уже это обсуждали, тут тоже все зависит от темы.

К. ЛАРИНА – Про ислам последняя была интересная программа.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, но это другого уже уровня, это, в общем, в чистом виде интеллектуальная беседа, мне кажется, это именно такой хороший формат и продукт, если можно так сказать, для канала «Культура», когда можно вникнуть, когда не мешает никакая рекламная пауза, рекламные паузы с рекламированием всего, чего только возможно. И опять же, когда приглашаются, действительно, компетентные гости, тогда это бывает интересно, и сам Александр Архангельский, он, как правило, всегда в теме. Он не просто такой живчик-ведущий, который на любую тему может говорить, он может говорить, но именно на темы интеллектуально-насыщенные, наполненные. И мне тем приятнее это говорить, что мы с Александром Архангельским коллеги по газете «Известия», коллегу похвалить всегда приятно. Тем более если он того достоин.

К. ЛАРИНА – Заслуживает.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И заслуживает.

К. ЛАРИНА – Уважаемая Ирина, смотрите ли вы проект «Настоящее документальное кино» на ТВЦ, как такой проект возник, что вы о нем знаете, спрашивает Леонид из Москвы.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Смотрю и знаю, этот проект инициировал, если можно такое слово употребить, Михаил Дегтярь, его вы знаете как долгого очень, он долгое время вел программу «Профессия – репортер» на Российском телевидении, получил две премии ТЭФИ. Потом, как это часто бывает, ТЭФИ, как мы знаем, никакая не индульгенция и не охранная грамота, как-то его вытеснили с канала «Россия», он перешел на ТВЦ и начал делать этот проект. Он собирает, в общем, со всей страны интересные работы. Мало того, что их показывает на канале, так еще и зрители имеют возможность голосовать. Это своего рода такой всенародный фестиваль, там даются указания, сайт, по которому можно давать свои голоса за ту или иную работу. И где-то к лету, по-моему, этот фестиваль закончится. Могу путать, конечно, по срокам, когда закончится, тогда зрители сами выберут победителя в этом конкурсе. Но фильмы очень интересные, они часто авторские.

К. ЛАРИНА – А когда это идет?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это идет по воскресеньям в 17.25, так вот примерно.

К. ЛАРИНА – Т.е. это новое документальное кино?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это абсолютно новое, т.е. оно фестивальное. Я, например, кое-что видела где-то на каких-то фестивалях, но то, что большинства из этих фильмов точно до этого не было в эфире, это я знаю однозначно.

К. ЛАРИНА – Перед новостями скажу только, что твой рассказ красочный о городе Ханты-Мансийске вызвал живейший округ среди наших слушателей, гостей. Михаил Козаков, который был следом в нашей передаче после тебя, он сказал – я, говорит, понял, куда я хочу, я понял, зачем я ездил в Израиль, я понял, куда я хочу, я хочу в Ханты-Мансийск.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я взволнована, потому что я думаю, если столько людей туда хотят, так надо быстрей, пока еще, пока есть возможность, лыжи туда вострить.

К. ЛАРИНА – Мы продолжим после новостей, будем уже впрямую с вами общаться по телефону.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Ну что, давайте поедем дальше, тут нас поправляют наши слушатели по поводу ТВЦ.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, я хотела сама сразу поправиться, потому что это в субботу выходит этот проект «Настоящее документальное кино», у меня просто суббота с воскресеньем как-то так сливаются, поэтому я ошиблась.

К. ЛАРИНА – В субботу в 17-20.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, в 17-20, иногда бывает и в 17-25, но, в общем, т.е. сегодня, короче говоря.

К. ЛАРИНА – Вопрос, который повторяется каждую неделю с тех пор, как возникли анонсы новой программы Владимира Соловьева – а где новая программа Владимира Соловьева?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Сама в диком волнении, потому что буквально руки чешутся, как ты понимаешь, новый клиент. Т.е. клиент старый, а продукт у клиента новый, поэтому очень хочется, наконец, увидеть, что это такое. Но то, что было, как мы в прошлый раз с тобой уже объявляли, то, что было намечено на воскресенье прошлое, не вышел этот выпуск. Причем, что меня особенно поразило, никто не объяснил это зрителям, я считаю, что это, в общем, такое пофигистское отношение, очень неуважительное. Многие люди ждали этой программы. В результате, вся программа передвинулась.

К. ЛАРИНА – «Терминатора» зато показали.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Пусть хоть пять «Терминаторов», но просто я хочу понимать, когда и что идет. И потом, так не принято, ребята, если у вас стоит и объявлено в программе, плюс были всякие широковещательные интервью в прессе – выходит программа такого-то числа, все об этом знали, потом бабах, абсолютно пустота. Не принято так делать, надо как-то объяснять.

К. ЛАРИНА – Интрига.

И. ПЕТРОВСКАЯ – В общем, интрига затягивается, потому что на этой неделе я с изумлением обнаружила, что вообще не значится эта программа, хотя, как мы знаем, программы ведь печатаются задолго. Т.е. такое ощущение, что уже тогда дней 10 назад знали, что следующего выпуска не будет.

К. ЛАРИНА – Это, может быть, какой-то ход пиаровский.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Не знаю, может быть, это ход, но, в любом случае, какой-то ход очень не симпатичный для меня.

К. ЛАРИНА – Видишь, все в ожидании замерли.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Объявили – давайте выходите, ребята, хотя у вас и декорации могут быть не готовы. Но я знаю, что 6 марта, я посмотрела в программе, там значится «Золотой соловей».

К. ЛАРИНА – Это кто?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это он же, но это просто программа очередная Соловьева, он любит свою фамилию в разных вариациях использовать, «Соловьиные трели», еще.

К. ЛАРИНА – А чем «Золотой соловей» отличается от другого?

И. ПЕТРОВСКАЯ – От «Воскресного вечера с Соловьевым»? Это что-то другое, но один раз это было, не помню, на какой-то праздник, на новый год, по-моему, под новый год точно была программа.

К. ЛАРИНА – А, там, где они хором пели.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Где политики пели – лица стерты, краски тусклы, выбирали дураков года.

К. ЛАРИНА – Мило.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Такое шоу, да, я теперь думаю, что это будет приурочено к 8 марта, единственное, что меня волнует, если в прошлой программе выбирали дураков года, то не придумали бы дур выбирать года, это было бы как-то странновато для 8 марта. Но, в общем, поживем – увидим. И еще, по моим сведениям, скоро выйдет на канале НТВ итоговая, примерно на месте Герасимова, герасимовской программы «Личный вклад» программа Глеба Пьяных, если кто помнит, был такой ведущий.

К. ЛАРИНА – На Третьем канале сначала.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Вначале на Третьем канале, потом на Втором он вел «Вести+».

К. ЛАРИНА – А почему, его выгнали из «Вестей+»?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это мне трудно сказать, выгнали или нет, но, наверное, может быть, в чем-то не устроил, а, может быть, сам ушел, может быть, НТВ ему предложило какие-то новые условия.

К. ЛАРИНА – Но он такой активный товарищ телевизионный, как-то очень такой своеобразный, очень эмоциональный, очень любит шутить над всем.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Посмотрим, как он будет шутить на канале НТВ. Во всяком случае, хоть что-то, потому что тут мы стали перебирать новые имена, например, нет фактически новых имен. Новые программы, какие-то форматы – нет фактически, да не фактически, а просто нет. Поэтому всякое появление чего бы то ни было, тут, например, на канале «Россия» появились «Вести. Подробности», если ты заметила, правда, один раз в неделю, я еще пока это видела, это, по-моему, было в понедельник перед выпуском 8-часовым «Вестей». И там вице-премьер Жуков объяснял, опять-таки, подробности.

К. ЛАРИНА – Подробности закона о монетизации.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Закона о монетизации, Андрею Быстрицкому, руководителю информационной службы канала «Россия». Хотя бы так, все-таки какие-то появляются осмысленные программы, мне так кажется, что это можно только поприветствовать. А вообще просто беда, я каждую неделю, мне нужно не только писать обзор, но мне еще нужно анонсировать программы, и поскольку Иван Дыховичный у меня рядом на полосе анонсирует кино, то у меня задача проанонсировать программы именно. И я понимаю, что с каждым разом мне все труднее, потому что на канале НТВ, например, фактически осталась только сериальная продукция, при том часто уже очень такая бывшая в употреблении и совсем недавно, прямо скажем. Т.е. раньше каналы обменивались и покупали друг у друга сериалы, но все-таки проходило не менее полугода, когда канал вслед за своим коллегой запускал тот сериал, который зрители уже успели посмотреть. А здесь уже даже этот период не выдерживается.

К. ЛАРИНА – Ира, давай послушаем телефон.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Еще, что меня, извини, это я тоже тут заметила, так получается, я поскольку от НТВ и жду больше, чем от всех остальных, эти чрезвычайные происшествия, которые теперь идут уже в режиме намного более активном, чем сами новости. Даже «Профессия – репортер» уже в этот уклон пошла, то дети-маугли, которые выросли вместе с кошками, собаками, коровами и никак не могут вернуться к человеческой жизни, тут увидела в 19.40, кстати сказать, в субботу, в хорошее время огромный такой репортаж очень симпатичного мне и уважаемого Вадима Такменева про маньяков. Он объездил огромное количество колоний и снимал маньяков, причем все маньяки производят какое-то очень жалостное впечатление, в общем, жалко, в основном, маньяков, а не их жертв.

К. ЛАРИНА – Кто-то делал, по-моему, у Парфенова в программе такой жалостливый репортаж про каннибалов.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это была как раз одна из последних программ. И кто бы мог подумать, что это направление, в общем, для «Намедни» в тот момент и для НТВ достаточно такое новое, оно вдруг возобладает уже широкомасштабно на канале. И в частности, меня, например, совершенно поразило, что снимают некоего потенциального маньяка, который уже в свое время, в той же программе Такменева.

К. ЛАРИНА – Интересно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, прапорщик, который приезжает из гарнизона в Ростов-на-Дону и ходит по улицам. И он приходит наблюдаться у этого знаменитого психиатра Бухановского, который в свое время помог разоблачить Чикатило, найти его. И дальше идет такой разговор, что, в общем, это такой скрытый маньяк, который думает, он сидит с этим психиатром, его показывают со спины, он говорит о том, что его по-прежнему мучают фантазии, фантазии его связаны, извините, исключительно с детьми от 12 до 14 лет, что пока он ездит к психиатру из своего гарнизона, все нормально. Но поскольку сейчас отменили льготы на транспорт для военнослужащих, то если он не приедет, то понятно, что будет. Просто жуть берет, среди людей.

К. ЛАРИНА – Это когда все показывают?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я тебе говорю, в 19.40, в субботу.

К. ЛАРИНА – «Чрезвычайное происшествие» называется?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, это была «Профессия – репортер» Вадима Такменева.

К. ЛАРИНА – Есть, что посмотреть, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ты знаешь, мне кажется, это одна из крайностей.

К. ЛАРИНА – Я понимаю, шучу.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Одна крайность идет у нас на каналах, это такая лакировка жизни, то, о чем мы говорили в прошлый раз, когда нам показывают счастливых старушек, которым три рубля прибавили, они теперь могут себе позволить банан купить, еще какие-то такие ситуации, когда понятно, что это все приглажено, это не имеет отношения к реальной жизни. А это какая-то вторая крайность, причем поскольку этого тоже очень много на любых каналах, кстати, на Первом канале в понедельник, я посмотрела, тоже программочка, правда, попозже, «Диагноз – маньяк». Мне кажется, это поскольку мы перестали, наше телевидение, вообще показывать, снимать, анализировать реальную жизнь, то эти заменители. С одной стороны, где все хорошо, а, с другой стороны, такая жуть впотьмах.

К. ЛАРИНА – Патология, да.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Патология, глядя на которую зритель думает – боже, так я же живу совсем даже и неплохо. Вон люди в какие жуткие ситуации попадают, а все-таки меня, смотри-ка, обошло это, и маньяки, педофилы, черти кто, я еще жив-здоров и не болен.

К. ЛАРИНА – Может быть, это все-таки какой-то позитив? Кому-то хуже, чем мне.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Если в этом искать позитив, то вероятно, да, вероятно, это и есть тот самый позитив. Но поскольку такой вал этого рода программ, то создается ощущение, что это такая реальная жизнь, и этого так много всего. И не очень много говорится о том, что это все-таки такая запредельная патология.

К. ЛАРИНА – Видишь, это новую нишу открыло наше телевидение, понимаешь, они одно вытопчут, просто чтобы уже ничего никогда не росло на этом поле, понимаешь, принимаются за следующее. Теперь это поле будут топтать маньячное.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это поле, если ты помнишь, уже топтали в начале 90-х.

К. ЛАРИНА – Невзоров начал его топтать, да.

И. ПЕТРОВСКАЯ – В том-то и дело, да, тут недавно, кстати, в «5 вечерах» обсуждалась проблема жестокости и насилия, если ты видела, на прошлой неделе.

К. ЛАРИНА – Нет, не видела, там Венедиктов выступал?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Где наш Венедиктов был и были многие деятели телевизионные, и Познер, и Андрей Максимов, и множество других людей, там повод был в том, что отец ребенка, который посмотрел мультфильм «Симпсоны», подал в суд на канал «РенТВ». И дальше обсуждали не только этот мультфильм, а вообще проблему, существует ли она, жестокости и насилия. И там как раз выступал и Невзоров, телемост был с Питером, и он сказал вещи, крайне циничные, в том числе, что когда мы делали «600 секунд», то мы всегда говорили, хороший труп – это всегда оживляет программу, это рейтинг. Этот период, ты помнишь, мы проходили, он был у нас уже, потом как-то потихоньку это все-таки все устаканилось и съехало в какое-то цивилизованное русло, и вдруг опять этот всплеск. Причем тот же Невзоров сказал замечательно – будьте бдительны и не давайте детям смотреть телевизор, это вообще сегодня воспитывает непорядочных и нездоровых людей.

К. ЛАРИНА – Правильно-правильно, они, кстати, все запрещают свои детям смотреть телевизорам, все телевизионные киллеры.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Между прочим, это для меня было особенным потрясением, когда, в результате, пафос-то был этот, а зачем вообще вы даете детям смотреть телевизор. А зачем же вы тогда его делаете, ребята?

К. ЛАРИНА – Маньяки для маньяков это называется.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И самое забавное, извини, если можно сказать забавное, что у меня встык, я записала к этой программе, когда Невзоров говорит фразу «Будьте бдительны», следом у меня идет это про маньяка, бубух и пошел маньяк. Просто нарочно не придумаешь.

К. ЛАРИНА – Ира, мне Венедиктов оторвет голову, если я не включу телефон.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Конечно, конечно.

К. ЛАРИНА – Мы же программа для народа, мы как маньяки, давайте, продолжаем наш разговор про телевидение, алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – По поводу отмененных программ я хочу спросить, а когда-то был анонс программы Андрона Кончаловского «Жизнь – это судьба» или как-то так она называлась, и очень много ее рекламировали, так она и не вышла почему-то. И никто не объяснил, почему. Вы не знаете?

К. ЛАРИНА – Спасибо за вопрос, но я что-то даже и не слышала. Ты слышала?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, я очень хорошо помню, только я не помню, как она называлась, это еще в прошлом сезоне рекламировали или даже в позапрошлом на канале «Культура», Андрон, Андрей, неважно, Кончаловский должен был ездить и рассказывать о разных культурах разных стран, такая программа, связанная с путешествиями культурными. И действительно, с тех пор она так не вышла и никаких объяснений. Так бывает, между прочим, я помню, как Первый канал, еще тоже не в начале прошлого, а позапрошлого сезона рекламировал программу с участием, даже не с участием – ведущим Геннадием Хазановым. Причем уже просто шел анонс, там с такого-то.

К. ЛАРИНА – И ничего?

И. ПЕТРОВСКАЯ – И ничего, и потом я спросила у Геннадия Викторовича, он сказал, что, в общем, его поставили так перед фактом, а потом не объяснили ни его задач, ничего, и он сказал, что ребята, я не понимаю, как в таких условиях работать. Такое отношение, несколько наплевательское. Тебе предложили, ты должен немедленно побежать, загордиться, а когда тот же Хазанов попытался обсудить, что он должен делать в этой программе, ему сказали – типа это дело десятое, и он отказался.

К. ЛАРИНА – Еще звонок, пожалуйста, алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Вы знаете, я по поводу, Юлианна Шахова ведет передачу «Цена любви». Это, в общем-то, тоже похоже на маньяков, целая передача сделана на почве этих статей, которые в газетах печатают.

К. ЛАРИНА – А что вы хотите спросить, что делать, закрыть?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Нельзя ли поменьше таких передач?

К. ЛАРИНА – Нельзя ли поменьше таких передач, Ирина?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я говорю, что, на мой взгляд, можно было бы поменьше, но только «Цена любви» на канале ТНТ одна, а этих программ, которые чрезвычайные происшествия, диагнозы, маньяки и все, на основных каналах, их очень много, иногда даже в течение дня. И создается какое-то странное впечатление, что только и происходит что-то страшное вокруг, а мы же знаем, что страшное совсем другое происходит. Это когда людям денег не дают, когда людей лишают денег, когда людей не защищают, когда их избивают, как мы знаем, ни за что, ни про что фактически, вот страшное реальное. В результате, этого-то нет практически. А есть эти ужасы, патологии, они, безусловно, есть в жизни, да, но все-таки они не занимают все пространство нашей жизни. Надо знать о том, что это есть, безусловно, но, в данном случае, иногда это похоже на какое-то смакование.

К. ЛАРИНА – Ирина, конечно, профессиональный, действительно, телекритик, обязана смотреть все. Все, что она сегодня рассказывает, я ничего этого не видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Меньше знаешь, лучше спишь.

К. ЛАРИНА – Может быть, потому что, понимаешь, хотя телевизор у меня работает круглые сутки, но, действительно, хотя бы еще есть возможность выбора, в конце-то концов.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Между маньяком и самоубийцей, да, есть, безусловно.

К. ЛАРИНА – Почему? Я ни на одной из этих программ, которые ты рассказываешь, «Цена любви» я тоже даже не знаю, про что это, и никогда не видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это на ТНТ идет такая программа, это делается своего рода фильм, где рассказывается.

К. ЛАРИНА – Так вот, зачем они смотрят, Ира?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Если у кого-то есть.

К. ЛАРИНА – Потребность? Это качество такое?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Понимаешь, это ведь как наркотик, я думаю, что в этом есть определенная опасность, потому что уже что-то такое более спокойное, оно уже не вырабатывает, не дает такого вброса адреналина в кровь, вероятно.

К. ЛАРИНА – Не у всех.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я клянусь тебе, что я это смотрела, действительно, исключительно потому, что я увидела анонс и поняла, что, в общем, повторяются уже очень многие темы.

К. ЛАРИНА – Нет, ты должна смотреть, это твоя работа.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Должна, да.

К. ЛАРИНА – А то, что касается рядового зрителя, коим я, например, являюсь, я все-таки стараюсь выбирать. Если меня что-то раздражает, я ухожу, ей-богу, еще есть, куда уйти, есть и «Культура» канал, «Торпедоносцы» показали же, великий фильм, понимаешь?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ты понимаешь, в чем дело, есть такая вещь, и это все социологи и психологи отмечают, что телевизор, он действует как некое такое насильственное, человек основной, нормальный человек, даже нормальный, взрослый человек, и то он не всегда может сам отключить телевизор. В этом, почему мы говорим, что эфирное телевидение, оно само по себе насилие, потому что оно включается и действует вначале как фон, а потом человек привыкает к этому фону, потом уже человек становится, это как наркозависимый, так и телезависимый. И когда говорят, что дети не могут отключать, само собой, детей, действительно, часто манит и влечет то, что самое страшное, ужастики, причем ужастики как художественные, так и документальные. Но и взрослый человек не может часто сам этот выбор сознательный делать. Это не говорит о том, что он какой-то там дебил или урод, так устроена психика. Есть что-то такое притягательное в этой телевизионной картинке, что не позволяет человеку переключиться, выбрать очень многим людям. Поэтому да, конечно, это самый простой совет, не смотрите, переключайте, вообще выключите и читайте книжки.

К. ЛАРИНА – Выключить, может быть, и не надо, все равно не выключит никто.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Тем более переключайтесь, почему-то этот механизм с телевизором не работает.

К. ЛАРИНА – Почему?

И. ПЕТРОВСКАЯ – С видеомагнитофоном, это нужно нам пригласить социологов и психологов.

К. ЛАРИНА – Психиатра.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И, кстати, психиатров, и они разъяснят этот механизм. Но то, что он зафиксирован и он реально существует, этот феномен привыкания и невозможности отключаться вовремя, сделать выбор, это факт. Психиатрический, возможно.

К. ЛАРИНА – Еще звонок, пожалуйста, алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА – Я хочу поблагодарить вашу гостью за прошлую передачу, когда она хоть одно-единственное произнесла, что очень хорошо в каком-то другом городе. Для меня это был праздник на целый день.

К. ЛАРИНА – Спасибо, опять про Ханты-Мансийск вспомнили, спасибо большое.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я, между прочим, сама с радостью это произносила, потому что, как вы понимаете, у меня нет ни малейшей, в общем, заинтересованности в том, чтобы делать рекламу г. Ханты-Мансийску, но если все пойдет, как идет хотя бы сейчас, в общем, скорей всего, переезжать мне туда не придется. Но меня, действительно, за многие годы, наверное, очень приятно удивляет развитие.

К. ЛАРИНА – Спасибо ЮКОСу, опять же, между прочим.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, ЮКОСу, между прочим, потому что рабочие места, те же самые налоговые поступления в бюджет края этого, это все от нефтяников, газовиков. Там не только ЮКОС, там и «Лукойл», не будем никому делать, опять же, дополнительную рекламу, но это к вопросу и о том, что эти люди дают, которые сидят якобы на трубе, присосались к трубе и выкачивает.

К. ЛАРИНА – Грабит народное добро, да.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Дают и это, в том числе, очень много рабочих мест, высокие зарплаты, развитие всей инфраструктуры вокруг, это факт. И это реально когда видишь своими глазами, понимаешь, что такое нормальное развитие, оно до поры до времени было нормальным, но, тем не менее, бизнеса, который, наконец, осознает свою ответственность, потом ему выгодно, потому что он создает рабочие места, он укрепляет и создает инфраструктуру. Ему выгодно, что люди живут в человеческих условиях и работают тоже по-человечески, дают отдачу такую, которая не снилась многим другим отраслям.

К. ЛАРИНА – Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕНТИНА (ТЮМЕНЬ) – Вы знаете, после того, как закрыли НТВ, я телевизор практически не смотрю, я слушаю только «Эхо Москвы». Так у меня вопрос, является ли это патологией, если все нормальные люди не могут выключить телевизор, а я его выключила в 2002 году?

К. ЛАРИНА – Является, это тоже патология, Валентина, спасибо вам. Правда же, только маньячество.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, мы говорим сейчас о том, что есть выбор такой между телевидением и радио, я считаю, что это не патология, но это тоже ненормально, если человек совершенно сознательно, ненормально не для Валентины, боже упаси, а ненормально, что создалась такая ситуация, когда человеку неинтересно смотреть телевизор и он вынужден его выключать совсем. С другой стороны, может быть, действительно, здоровее будет, хотя мы тут тоже не особенно радостные вещи часто рассказываем.

К. ЛАРИНА – Товарищи, да, товарищ Валентина слушать круглые сутки «Эхо Москвы» – это тоже опасно для здоровья для психического, о чем вы говорите? Еще звонок, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ – Будьте любезны, Валентина, расскажите пожалуйста, почему бесследно исчезла, совершенно справедливо, бесследно исчезла программа «Пресс-клуб», в которой Ирина была одним из главных действующих лиц?

К. ЛАРИНА – Она была ведущей этого «Пресс-клуба».

СЛУШАТЕЛЬ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ – Ведущей была.

К. ЛАРИНА – Хорошая была программа.

СЛУШАТЕЛЬ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ – Очень хорошая.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Спасибо, Владимир, что вы это помните.

К. ЛАРИНА – Время ушло, наверное.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, я, правда, не очень долго, я два года всего была ведущей, так сложилось, что да, действительно, время изменилось, потому что «Пресс-клуб» возможен при условии полной свободы. Тогда интересно, тогда возникает дискуссия. Можно приглашать, ведь принцип был в том, что приглашаются журналисты из разных изданий, разных взглядов, разных принципов, они могли поддерживать того или этого, но они могли свободно изложить свои взгляды, а потом в дискуссии могла родиться, не родиться истина. А потом постепенно стал редеть этот круг людей, которых можно было приглашать в эфир. И стало неинтересно, стал постепенно обуживаться, так скажем, этот ряд тем, которые можно было обсуждать, а которые не надо было обсуждать. Кстати, тогда все-таки еще, я закончила свою деятельность в качестве ведущей «Пресс-клуба», это был две тысячи все-таки второй год, а сейчас, например, я недавно разговаривала с одним из начальников Первого канала. И он мне с грустью сказал, что стоп-лист, так у них называется, все больше и больше стоп-лист.

К. ЛАРИНА – Табуированные темы?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, лица, которые нельзя приглашать ни на какие ток-шоу. И это очень печально. А табуированных тем, тем более, огромное количество, сейчас «Новая газета» выпустила целое приложение, посвященное медиа и ситуации с цензурой, где приводятся так называемые темники. Помните, мы вспоминали об этом, когда говорили об украинской ситуации, что некоторое время все журналисты украинского телевидения, всех каналов, работали по этим инструкциям, которые присылались из администрации их прежнего президента. И там подробно расписывалось, как освещать какие темы, с каким уклоном, с какими оценками. Так вот, все то же самое существует у нас. Когда я работала на «Пресс-клубе», все-таки этого не было. Уже начали бояться, но не до такой степени все-таки. И слово, кстати сказать, фамилия Путин еще могла время от времени прозвучать.

К. ЛАРИНА – На этой фамилии мы и закончим нашу сегодняшнюю встречу. Ирина Петровская, Ксения Ларина, программа «Человек из телевизора», до встречи через неделю.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024