Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2005-01-29

29.01.2005

К.ЛАРИНА: Ну, что, друзья мои, перед тем, как начать нашу телевизионную радиопрограмму, я должна выполнить долг перед нашими радиослушателями – называть наших победителей из передачи «Все на выход». Внимательно слушайте, чтобы потом не перезванивать и не узнавать: «А я выиграла?» (Перечисление победителей)

ЗАСТАВКА

К.ЛАРИНА: Здравствуйте, Ирина Петровская.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Здравствуйте, Ксения Ларина.

К.ЛАРИНА: Ирина Петровская – обозреватель газеты «Известия»… кстати, я вот категорически против, когда тебя называют телевизионным обозревателем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, да.

К.ЛАРИНА: Это как писатель-сатирик, понимаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, это во-первых, а во-вторых, телевизионный, значит, я работаю на телевидении. Еще иногда говорят тележурналист Ирина Петровская. Ну, был небольшой опыт в тележурналистике, но это… Вообще, я не люблю, когда говорят «телекритик», мне нравится журналист, поскольку…

К.ЛАРИНА: Да, журналист – обозреватель.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и пишет на определенную тему.

К.ЛАРИНА: На все темы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, через телевизор, на все темы.

К.ЛАРИНА: Ты же отвечаешь на любой вопрос радиослушателей «Эха Москвы».

И.ПЕТРОВСКАЯ: На все вопросы отвечает Ленин.

К.ЛАРИНА: До сих пор, да. Итак, друзья мои, 974-22-22 для абонента «Эхо Москвы». Это номер нашего пейджера, а телефон прямого эфира 203-19-22. Обязательно телефон мы включим в течение программы. Ну, и смс-эфир тоже напомню номер – 970-45-45. Ну, с чего бы вы хотели начать, Ирина?

И.ПЕТРОВСКАЯ: С того же, с чего и вы, Ксения.

К.ЛАРИНА: Прочитали мы заметки нашего фенолога Ирины Петровской в последнем номере газеты «Известия» вчерашнем. Там, напомню слушателям, и даже может быть, коротко представим эту статью, поскольку она была посвящена программе «Розыгрыш». И вообще, вот неслучайно я сказала, что фенолога. Действительно иногда кажется, что это так, такие наблюдения за явлениями природы. Поскольку персонаж по имени Ксения Собчак – это, скорее, явление природы. Как ты думаешь, Ир?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, такой специфической очень природы, экзотической. Да дело даже не в персонаже по имени Ксения Собчак. А речь идет о жанре этой программы…

К.ЛАРИНА: «Розыгрыш»?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, «Розыгрыш», основанном на провокациях, как известно, и провокации, как я потом подумала бывают разные. Бывают – хотя в самом слове «провокация», безусловно, заложен негативный смысл, но бывают провокации, которые выявляют в человеке что-то хорошее, человеческое достоинство.

К.ЛАРИНА: Да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот, в частности, например, Маша Арбатова, когда ее разыграли – тупейшим, надо сказать, образом – не только не дала согласия на показ этого розыгрыша, там дело в том, что вначале тебя разводят и снимают, а потом ты еще должен подписать бумагу, что ты…

К.ЛАРИНА: …я не против….

И.ПЕТРОВСКАЯ: …что ты не против, и когда это пойдет, и что это пойдет в эфир. Так вот Маша не только возмутилась этой ситуацией, но еще сейчас и судится с создателями программы. Мне кажется, это делает определенную честь человеку, который отстаивает собственное достоинство таким образом.

К.ЛАРИНА: А сюжет-то показали с ней?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, сюжет, конечно, не показали, потому что она не дала согласия. И в этом, собственно, все и дело. Сюжет снят, он лежит, а Маша судится. Кстати сказать, вот на днях была запись в программе «Пять вечеров» у Малахова, посвященная программе «Розыгрыш». Они теперь организовали …

К.ЛАРИНА: …обсуждалово…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …постоянную рубрику под названием «Телеклуб» и обсуждают разные программы, которые вызывают наибольшее количество споров, Дискуссий, и в частности, вот эта программа была посвящена «Розыгрышу». Там были жертвы «Розыгрыша», там были критики – я и Галина Мурсалиева из «Новой газеты», была психолог, которая объясняла, как в принципе опасны розыгрыши, основанные на этом вот стрессе. Человек часто испытывает в этой ситуации стресс. Кстати, была Анастасия Волочкова, которая…

К.ЛАРИНА: Ну, кстати, был симпатичный очень розыгрыш у нее.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, может быть, он и симпатичный…

К.ЛАРИНА: Когда она говорила: «Люди-и-и, люди-и-и-и»…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …но девушку подвесили над костром в костюме Жанны Д’Арк…

К.ЛАРИНА: Ау-у-у!

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и она там висела, и потом она говорила, что испытала ужасный стресс. Ей было страшно невероятно.

К.ЛАРИНА: Но это было очень смешно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Она потом рыдала. Но сейчас она благодарна создателям. Вот почему она благодарна, я не поняла. И она сказала прекрасную фразу: «Потому что мы, публичные люди, уже себе не принадлежим». И тут Маша Арбатова воскликнула: «Боги! Блин!» Ну, действительно, у них такое ощущение, что любое их проявление, любая ипостась, появление в каком бы то ни было дичайшем, экзотическом виде, все это в конечном итоге будет востребовано благодарным зрителем.

К.ЛАРИНА: Ну, я с тобой соглашусь по поводу проявления человеческих качеств – вот человек виден, как на ладони. Вот я, например, вспоминаю, что я видела, меня очень трогательный был, было очень его жалко, но в то же время было понятно, из чего человек состоит. У меня очень положительный образ остался от Владимира Сорокина – писателя. Если ты помнишь, был такой розыгрыш, когда его разыграли в ресторане, он там как бы давал интервью. И к нему все время подходил один и тот же человек, который тоже был Владимиром Сорокиным.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да-да-да.

К.ЛАРИНА: И потом в итоге девушка пошла и влепила ему тортом в лицо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, кстати, и вот в этой программе, о которой я говорю, а говорю я и в газете об этой программе, потому что она вернулась после долгого перерыва. И авторы и создатели сообщили, что они больше не будут такие жесткие, стрессовые розыгрыши организовывать, хотя вот девушка Собчак как раз вот попалась на жестком очень розыгрыше. Хотя он из прежней серии, как было сказано, это еще остаточное явление. А, скажем, Малахова разыграли очень смешно и совершенно не унизительно. Малахову сказали, что он среди лучших людей России: артистов, бизнесменов, менеджеров и прочих должен нести факел эстафеты Олимпийского огня. Вот этим летом, когда были Олимпийские игры, от Шереметьево-1 до Красной площади, и вызвали на репетицию в Лужники. И вот Андрюша добросовестнейшим образом бегает, репетирует, поднимает колени. Потом ему говорят, чтобы привыкнуть к огню, надо зажигалку на вытянутой руке держать. Ну, абсолютно бессмысленный…

К.ЛАРИНА: Издевались, как хотели.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …но в то же время очень смешной. И хотя все эти розыгрыши, конечно, они основаны все-таки на эксплуатации таких черт человеческих, как тщеславие, желание получить что-то на халяву, алчность, ну, сниженные представления о неких моральных принципах, как это было, скажем, с девушкой Собчак. Поэтому говорить о том, что они все-таки проявляют что-то лучшее в человеке, ну, пока во всяком случае не приходится. Но хотя бы, вот эта новая серия, там был…

К.ЛАРИНА: Они проявляют человека.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …не очень смешной розыгрыш, но там был очень достоит Бутусов. Вот он тоже мог бы кричать, как Ксения Собчак: «Вы знаете, кто я? Вы знаете, что здесь… Вам вообще не поздоровится». А он вел себя как интеллигентный человек. То есть в любой ситуации, если у человека что-то заложено от воспитания, от мамы с папой, он остается нормальным, интеллигентным, приличным человеком.

К.ЛАРИНА: Хотя и в состоянии стресса.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хотя и в состоянии стресса. А Собчак, конечно, развели по полной программе. Причем ее поместили в очень типичную для нее ситуацию, очевидно, час ночи, ресторан, какие-то арабско-азиатские мужчины, которые дарят бриллианты, которые делают комплименты и в глубокой ночи везут на вечеринку, и вот тут вот…

К.ЛАРИНА: И она соглашается.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …мышеловка-то и захлопывается. И она соглашается, конечно. И потом тоже очень хорошо она проявилась, когда практически каждую фразу забипивали, поскольку там ненормативной лексики было выше крыши. И вот это вот: «Вы знаете, кто я?! Кто я?!» И там очень смешной момент, когда она говорит: «Слушайте меня внимательно. Я Ксения Собчак». И этот араб падает перед ней на колени и кричит: «Ксения Собчак! Оу!» - и начинает целовать ей ноги. Вот это, конечно, было очень жестоко. Я понимаю, что девушка, наверное, пережила не лучшие мгновения, потому что ей сообщили, что сейчас самолет улетит в эту неведомую африканско-арабскую страну. Но называется, как мамы учат своих детей, дочек: «Дочка, не садись никогда в машину, пусть даже дорогую, с чужим дядей. И не надо обманываться, если дядя предлагает тебе конфетку, куклу Барби и все, что угодно». Здесь вот девушка сама обманываться рада. И поделом, что называется. А каких-то вот других людей, скажем, этот розыгрыш не вышел, но почему-то о нем все знают – про Чулпан Хаматову, которую якобы взяли в заложники.

К.ЛАРИНА: Причем это было сразу же после Беслана.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Сразу через неделю после Беслана вот такую ей придумали историю. Ну, это уже какое-то, мне кажется, смещение уже всех вообще представлений.

К.ЛАРИНА: Кстати, Нина Чусова, которая принимала участие в этом розыгрыше Чулпан, которая была в маске, вот там открывалась среди остальных участников, она потом каялась в одном из своих интервью – я читала, не помню где, но не суть важно – что она, конечно, поступила ужасно глупо, поскольку… Но оправдывала себя тем, что она только-только приехала откуда-то из заграничного путешествия…

И.ПЕТРОВСКАЯ: И не знала, что был Беслан?

К.ЛАРИНА: Нет, и знала, что был Беслан, но не представляла себе масштабов вообще этой катастрофы. Не представляла себе, насколько сейчас общество заражено этим ужасом, этим кошмаром.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но это вообще отдельная история. Ведь каждый розыгрыш может состояться только в том случае, если кто-то из близких или коллег, или друзей, или детей, или мужей…

К.ЛАРИНА: …тебя подставляет…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …задействован. То есть ты веришь не потому, что тебя куда-то позвали, тем более в какую-то совершенно нелепую ситуацию, а потому что тебе об этом сообщил ребенок или каким-то образом задействован любимый человек. Или твой собственный редактор или продюсер. И поэтому в том числе на этой программе этот вопрос и возник, а, собственно, как тогда оценивать вот такое вот поведение провокативное твоих близких людей, которые знают, что тебя подставят, тем не менее идут на это. Ну, ладно, когда ты бегаешь, высоко задирая ноги на стадионе «Лужники», как Андрей Малахов, а в случае с… Не буду просто рассказывать, пусть зрители через неделю это увидят…

К.ЛАРИНА: Обсуждение?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Случай с Машей, да, Арбатовой. Ну, там, как-то было, в общем, довольно странным поведение ее мальчиков-близнецов – сыновей, которые были в курсе. Хотя опять же и Маша, и ее сыновья говорят, что сценарий, который видели сыновья до розыгрыша, один – на чем, собственно, и Машин иск основан, а то, что с ней произвели в результате, это было нечто другое.

К.ЛАРИНА: Ну, хорошо. Если у вас будут еще свои мнения по поводу «Розыгрыша», милости просим. Я бы хотела вот что, Ир, спросить. Огромное количество документального кино выходит каждую неделю. Я вот вчера почитала еще твои анонсы на следующую неделю и поняла, что опять просто полный вал по всем каналам, документальные фильмы. Невозможно посмотреть все. Но вот на прошедшей неделе я посмотрела фильм про Владимира Ильича Ленина, «Анатомия легенды», по-моему называется. Опять же Василий Пичул поставил это кино. И его же фильм идет на канале НТВ «Четвертая мировая». Вот если ты смотрела что-то, может быть, скажешь несколько слов по поводу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот «Четвертая мировая» меня несколько разочаровала, потому что у меня ощущение, что это слишком серьезный и слишком массивный материал, с которым Василий Пичул перестал справляться. В частности, серия «11 сентября», она у меня вызвала это разочарование. Там как-то не систематизировано, ощущение такое вот вала, необобщенного, непроанализированного. Причем про 11 сентября мы уже видели множество очень хороших фильмов. А что касается вот анатомии Владимира Ильича Ленина, ну, я не знаю, может быть, кто-то чего-то новое там для себя открыл. Но вот этот сам по себе метод развенчания мифа и показ очень известного и совершенно однозначного и одиозного как будто бы персонажа с разных сторон, в том числе и при помощи, с использованием, точнее, песенок о нем, как лейтмотива, по-моему, это было интересно.

К.ЛАРИНА: Да, интонация. Вот что самое главное.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, интонация сама.

К.ЛАРИНА: На фоне наших бесконечных ностальгий, связанных с советскими временами, мне, например, отрадно, что такое кино ироничное идет по федеральному…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Именно ироничное, да.

К.ЛАРИНА: …по общенациональному второму каналу. Это очень все-таки важно. Немножечко все-таки так остановиться.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хотя, думаю, интонация вызовет, конечно, протест у очень многих людей…

К.ЛАРИНА: Да, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …которые до сих пор молятся на этот персонаж, как на икону. Ну, это их возможность и право – найти себе нечто, что позволит им продолжить свои моления. А в данном случае, может быть, для молодых людей, которым, в общем-то, уже этот Ленин по фигу, и все остальное, что связано с тем периодом истории, может быть, это полезно.

К.ЛАРИНА: Рушанна, критик пишет нам из Москвы: «Интересно, Ларина обратит на этот раз внимание на мой вопрос? – обратила Ларина на ваш вопрос внимание, и в прошлый раз обратила, но я как-то, честно говоря, мужчин мы еще можем обсуждать с Ирой…

И.ПЕТРОВСКАЯ: А что, мы женщин собираемся обсуждать?

К.ЛАРИНА: А женщин-ведущих, не знаю, мне как-то, мне не очень ловко. Но тем не менее я прочту все, что Рушанна написала: «Ваше отношение к ведущим женщинам на телеэкране. Первое: Андреева с квадратными глазами, с нестареющим пробором, одетая в стиле Крупской с вечной присказкой: «Как дальше будут развиваться события, вновь покажет «Время». А, каково? – пишет нам Рушанна. – Второе: Ситель со скорбным выражением. После ее вещания…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кто, прости, второе?

К.ЛАРИНА: Ситель, Мария Ситель.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, да-да.

К.ЛАРИНА: …после ее вещания хоть в омут от безнадеги. Третье: по-моему, ее фамилия была Шахова, но не Маша, а та, которая сейчас стиральные машины рекламирует…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Юлианна.

К.ЛАРИНА: …и подписывается «телеведущая». Что, кого и куда она телеведет? И четвертое: почему опять замена у Ханги в виде Даны? Спасибо за ответ»

И.ПЕТРОВСКАЯ: Так, ты там следи, потому что я могу просто кого-то забыть. Ну, во-первых, действительно, мне кажется, это не вполне корректно обсуждать женщин-ведущих, хотя они, в общем, как та же самая Волочкова сказала: «Публичные люди себе не принадлежат», - и значит, всякий, кому не лень, может их обсуждать от прически и до формы коленок, если их показывают. Это ужасная на самом деле вещь. Я вот так думаю, да? Люди, которые все время живут вот в этом поле, которое освещено софитами, и каждую секунду, ну, мало того, что нужно думать, как ты выглядишь, а еще вот это – иметь в себе внутренние силы вот это все принять как-то или, наоборот, не реагировать. Потому что если будешь реагировать, можно сойти с ума. Екатерина Андреева – ну, что, она абсолютно такой сухой информационный ведущий, квадратных глаз я не заметила. Я даже не думаю, что она ведущая, она скорее, наверное, уже диктор.

К.ЛАРИНА: Диктор.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Она читает новости.

К.ЛАРИНА: Ну, она и была диктором.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И была диктором, кстати сказать. Очень многим она нравится именно потому, что она достаточно бесстрастна и…

К.ЛАРИНА: Ну, не всегда, Ира.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я опять же говорю, это же не она сама произносит эти слова.

К.ЛАРИНА: На украинских событиях она превзошла самою себя…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Совершенно верно.

К.ЛАРИНА: …просто по количеству эмоций, интонаций и намеков.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Совершенно верно. И тем не менее это не ее слова – вот что самое главное. Другой вопрос, может быть, там она себе позволяла чуть более эмоциональной быть. Ты меня перебила, я что-то такое умное хотела сказать…

К.ЛАРИНА: Про Андрееву, ну, скажи.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Про Андрееву, да, я и хотела. И, кстати сказать, вот эта ее манера – застегнутость на все пуговицы, костюмы достаточно строгие, классические, иногда галстуки, - я думаю, что они импонируют многим зрителям, которые привыкли к тому, что в главной программе страны – программе «Время» именно строгие дикторы, застегнутые на все пуговицы. Ну, что поделаешь? Слоган, который она произносит: «То, что произойдет, покажет «Время»…

К.ЛАРИНА: Так принято.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …специально и произносится, потому что это тоже одна из составляющих фирменных этой вот программы. Не знаю, у меня не вызывает особого ни восхищения, ни протеста Екатерина Андреева.

К.ЛАРИНА: Ситель.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Что касается Марии Ситель, да, там есть некое, я бы даже сказала, комическое сочетание вот этих вот поднятых бровей, скорбного рта. Она очень симпатичная внешне.

К.ЛАРИНА: Она мне, кстати, нравится.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я увидела ее на «Тэфи», и она совершенно другое впечатление производит. Больше того, скажу, что ее открыл один конкурсов новостных открыл несколько лет назад – по-моему, она из Перми. И именно она понравилась тем, что она такая породистая, красивая, молодая девушка.

К.ЛАРИНА: Ну, ее хотя бы не заносит.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ее, в общем, не заносит, но единственное, что мне кажется, там надо поработать над мимикой, чтобы иногда, когда идет сообщение отнюдь не скорбного характера, все-таки немножечко как-то лицо изменять. Кто-то ей поставил, что ли, мимику, наверное, мне так кажется. И она с тех пор никак из этого образа не выйдет. Кто там у нас еще-то?

К.ЛАРИНА: А мне как раз между прочим нравится, что в «Вестях» на Втором канале все вот эти жизнеутверждающие новости сообщаются со скорбным….

И.ПЕТРОВСКАЯ: …со скорбным видом?

К.ЛАРИНА: …выражением лица. Это, в этом что-то есть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вероятно, да, вероятно, если на этот контрапункте работают, то тогда это высокий полет. Кто там третий у нас?

К.ЛАРИНА: Телеведущая, которая…

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, Юлианна Шахова.

К.ЛАРИНА: Юлианна Шахова, которая, неизвестно, куда нас телеведет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Совершенно известно, куда она телеведет. Она начинала со «Времечка», «Сегоднячка».

К.ЛАРИНА: А сейчас?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Сейчас она на канале ТНТ делает такую программу «Цена любви». Она выходит, по-моему, два раза в неделю, потом повторяется. Это разные криминальные истории, связанные с тем, как вот человек любил, а потом взял топор и кого-нибудь замочил от любви.

К.ЛАРИНА: Интересная история.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, такого вот рода истории. Их находят какое-то дикое количество. Даже страшно, думаешь, так вот полюбишь, и топором так тебя и саданут. Но тем не менее, ведет вот туда, куда ведет. И я бы не стала в таком вот уничижительном виде говорить о вполне приличном ведущем, каковым является Юлианна Шахова. К тому же она еще очень хорошо поет, у нее потрясающий, прямо практически чуть ли не оперный голос.

К.ЛАРИНА: Вообще, обаятельная девушка.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Обаятельная. Все при ней. Ну, и наконец…

К.ЛАРИНА: Дана Борисова.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Оставим этот конец. Дана Борисова – ее тоже называли, я совершенно ничего плохого не хочу сказать – куклой Барби. Она начинала свою деятельность в «Армейском магазине».

К.ЛАРИНА: Очень любили ее мальчики.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И она была, да, любимой девушкой всех солдат срочной службы. Утро, воскресенье или суббота, там, не помню, солдаты начинали просмотр программ с Даны Борисовой. Как ни странно, мне кажется, в «Принципе домино» она несколько изменилась вот в чем. На Первом канале, мне кажется, эксплуатировался образ, ну, вот именно куклы Барби…

К.ЛАРИНА: Дурочки.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Такой дурочки, сексапильной, не возбуждающей…

К.ЛАРИНА: Кошечки.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …кошечки, которая несет такую нечеловеческую дурь, но при этом вызывает восхищение в основном мужской части населения, потому что они не слушают, что она говорит.

К.ЛАРИНА: А делают совсем другое.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это как в анекдоте: «Ты не пой, ты ходи туда-сюда». Вот она ходит туда-сюда, и мужчины определенных категорий сходят просто с ума. А здесь она думает о чем… Вдруг я заметила, несколько выпусков я посмотрела – она думает, о чем она говорит. Даже если она иногда что-то ляпнет, то это производит впечатление, ну, такого искреннего ляпа…

К.ЛАРИНА: Очень искреннее любопытство к персонажам.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …очень искреннего любопытства, да, такая. Ну, вот беленькая девочка, которая искренне хочет узнать, правда, ли что белые или черные маги…

К.ЛАРИНА: А как это называется у взрослых?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Другой вопрос, какие там темы обсуждаются, и нужно ли там какая-нибудь интеллектуалка. Ну, безусловно, нет. Мне искренне жаль, например, Лену Хангу, которая уже намного переросла этот формат.

К.ЛАРИНА: Вернулась опять к этой передаче, с которой она начинала когда-то.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Больше того, он все ниже, и ниже, и ниже опускается…

К.ЛАРИНА: К плинтусу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я имею в виду уровень обсуждаемых тем.

К.ЛАРИНА: Вот. Рушанна, я надеюсь, что вы удовлетворены таким подробным ответом на все ваши четыре пункта. Да? Мы сейчас делаем перерыв на новости. Потом продолжим нашу программу, включим телефон и бросимся в пучину телевизионных обсуждений с Ириной Петровской.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Еще один вопрос хочу прочитать, который пришел по Интернету, даже, может быть, и не один, здесь я отметила для себя несколько вопросов, на которые стоит обратить внимание. Вот: по поводу вашей статьи в газете о Собчак в Чечне и «Розыгрыше» - напомним, что Ксения Собчак принимала участие в акции на территории Чечни, в Грозном она закладывала капсулу с посланием будущим потомкам в связи с тем, что там аквапарк начинают строить. Итак, Вика Грустина нам пишет из Москвы: «Представьте себе, пригласили бы в Чечню на закладку парка порядочного человека. Вроде бы как его репутация соответствовала бы репутации хозяев, - пишет Вика. – А тут все ясно – пригласили, извините, содержанку. Как говорил Патриарх Тихон: «По мощам и елей». Это когда в Мавзолее канализацию прорвало».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, совершенно верно. Хотя, конечно, этот сюжет на меня произвел впечатление такого крепчающего маразма и абсурда.

К.ЛАРИНА: Ужас.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Собственно, он вышел через два дня после «Розыгрыша», и было такое ощущение, что сейчас скажут: «Ребята, это все розыгрыш, это продолжение».

К.ЛАРИНА: И Рамзан достанет букет цветов.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И на самом деле, розыгрыш, нет меня разыгрывают, зрителя. В это невозможно поверить – аквапарк в Гудермесе, втором по величине городе Чечни…

К.ЛАРИНА: А, это в Гудермесе было?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …в Гудермесе, где, по-моему, водопровода еще даже нет, не говоря об электричестве, обо всем остальном. И вот последнее, что необходимо разрушенной войной республике – это аквапарк. Понимаете ли, ну, видимо, чтобы можно было еще там с этой водой и какие-то денежки отмывать, не знаю. И почетнейшая гостья из Москвы, светская львица. НТВ очень изящно сделало этот сюжет. Без такого откровенного стеба, но все было понятно. Вот появилась там эта дива на фоне тех же бородатых, просто ее в «Розыгрыше» пихали автоматами чернокожие люди, которые пытались ее в самолет затолкать и увезти в арабскую страну.

К.ЛАРИНА: Здесь бородатые сопровождающие лица.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А здесь бородатые люди в хаки форме и с автоматами. Ну, и герой России Рамзан Кадыров. И более того, и председатель правительства Чечни Сергей Абрамов – все съехались на это супер-мероприятие, из которого, конечно, можно сделать вывод, что жизнь в Чечне наладилась окончательно, и вот уж теперь аквапарк закладывают. А у меня, конечно, страшнейшая мысль, если уж в городе Москве аквапарк известно, что, какая судьба постигла, то не приведи Господь, в самой Чечне. И там были еще какие-то детали невероятные. Они и символичные, и совершенно абсурдные.

К.ЛАРИНА: А тексты, которые она произносила?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, она всегда такие тексты произносит.

К.ЛАРИНА: «Рамзан показал нам другую Чечню». О чем там говорить?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Стой, хоть падай. Ну, будем в эту Чечню скоро приезжать как туристы на отдых, а в этот момент, говорит, на концерт уже прорывалась группа «Мертвые дельфины». И вот это сочетание «Мертвые дельфины»…

К.ЛАРИНА: …Ксения Собчак, аквапарк и Чечня…

И.ПЕТРОВСКАЯ: И само мероприятие, исполненное высочайшего смысла, вот у меня точно было ощущение, ну, не может такого быть в реальности, это какой-то дурной, возможно, но розыгрыш. Нет. Ан нет. Оказалось, что это все взаправду. Как и многое сейчас вот на экране смотришь и понимаешь, это все правда.

К.ЛАРИНА: Сысоева Мария из Московской области: «Добрый день, Ирина, Ксения. Какие вы могли бы выделить передачи на наших телеканалах, где на ваш взгляд, можно услышать, обсудить адекватно происходящие события в стране? Прямой передачей многие зрители уже считают не то, что идет без записи и монтажа, а то, где ощущается неподстриженная редакторскими ножницами искренность, раскрепощенность высказываний, непредсказуемость поворотов действия». Я могу назвать такую передачу, я не знаю, как ты, Ир, к ней относишься, но я ее смотрю, стараюсь смотреть постоянно. Тем временем на канале «Культура», по-моему, твой коллега по газете.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, это мой коллега.

К.ЛАРИНА: Во всяком случае там интересные обсуждаются темы, которые касаются любого человека в нашей стране, и очень интересные гости, и то, что касается непредсказуемости мнений и суждений, там это присутствует, несмотря на то, что эта программа в записи выходит.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, да, только все дело в том, что там в большей степени разные культурные и культурологические темы обсуждаются, которые позволяют сохранять вот эту непричесанность, как говорит наша…

К.ЛАРИНА: Но они очень важны.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Они очень важны, безусловно.

К.ЛАРИНА: Потому что не узко специализированные, не узко профессиональные темы выбираются.

И.ПЕТРОВСКАЯ: ДА, но я понимаю вопрос нашей радиослушательницы, как о программах, в которых обсуждаются действительно насущные сегодняшние проблемы, которые касаются каждого, я имею в виду и законы принимаемые, и та же Чечня, и очень много другого. Такого практически не осталось. Ну, вот вышел Познер во «Временах» после долгого перерыва. Это довольно забавно звучало, когда 23 января говорят: «С Новым годом вас». Кажется, как будто чего-то ты проспал, что ли. Но тем не менее…

К.ЛАРИНА: Ну, как бы, меня нет и ничего нет, понимаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …состоялось там обсуждение, мне кажется, серьезное и полезное.

К.ЛАРИНА: С членами правительства, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …с членами правительства. Но при этом все-таки Познер задавал не те вопросы, которые задают официальные мальчики, которых посылают на интервью с членами правительства…

К.ЛАРИНА: …на протокольных съемках.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …а те вопросы, которые действительно сегодня реально волнуют многих людей.

К.ЛАРИНА: Ну, они, кстати, весьма растерянно выглядели, все члены правительства, обрати внимание.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, и это тоже был результат неплохой, между прочим, если говорить о программе, в которой обсуждается насущное. Светлана Сорокина, как мы видим, по-прежнему не выходит, и на следующей неделе программа не стоит в эфире. И у меня ощущение такое, что…

К.ЛАРИНА: …и не будет…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …не удается ей договориться, видимо, о каких-то условиях, в которых она чувствовала бы себя более свободной. Потому что в тех рамках, в которых сегодня существуют многие ведущие и на Первом, и на Втором канале, ни о какой минимальной свободе выбора действия, выбора темы говорить не приходится. И я понимаю Светлану, у нее, очевидно, какое-то… вот накопилась эта критическая масса, в том числе и недовольство собой. Потому что играть по определенным правилам, ну, можно до поры, до времени, пока ты не чувствуешь, что твоя репутация от этого уже начинает серьезно хромать. Многие зрители – это у нас такие подкованные радиослушатели, зрители, которые понимают, что ведущие в нынешних обстоятельствах…

К.ЛАРИНА: …в клетке просто…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …далеко не всегда свободен, он в клетке. А другие просто изумляются, если что-то происходит судьбоносное, скажем так, в стране, или очень важное, а в этот момент то ток-шоу, которое предназначено, собственно, для обсуждения, вдруг обращается к какой-то вечно-зеленой теме. Их множество, вечно-зеленых…

К.ЛАРИНА: В крайнем случае про Филиппа Киркорова.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, или Филипп Киркоров, или, я не знаю, то же самое усыновление детей. Важнейшая тема, невероятно больная, какая угодно, но есть некая приоритетность – когда что-то происходит, да, нужно говорить о том, что происходит. А если уж нет, и слава Богу, тогда уж обсуждать вечные проблемы, которых тоже море в стране.

К.ЛАРИНА: Кстати, у Андрея Малахова бывают серьезные темы, и там по поводу непредсказуемости сюжета, там очень часто бывают вещи, которые вдруг раз, проговариваются вот здесь и думаешь, Боже мой, неужели это возможно еще сегодня?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот, по-моему, по-моему, это единственная программа, например, которая обсудила отсрочки в армии, вот это вот отмена отсрочек и какие можно отменять, и как к этому относятся и те, у кого эти отсрочки отберут, и военные чины. Важная тема, более, чем важная – жизненно необходимая многим людям. Но, правда, там очень неровно, потому что, скажем, в среду, по-моему, обсуждается тема отсрочек в армии, а на следующий день…

К.ЛАРИНА: …гадание и колдуны…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не-не-не, распался дуэт «Смэш».

К.ЛАРИНА: Мне кажется, что там… что-то… Там один из участников, я видела эту программу, и Саша Пряников – из музыкальных ведущих – он как раз сказал: «Я как-то не очень понимаю, почему я принимаю участие в рекламе…

И.ПЕТРОВСКАЯ: В бесплатном пиаре…

К.ЛАРИНА: Да, в бесплатном пиаре малоизвестной группы».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я думаю, что на самом деле там по-прежнему борются два направления в этой программе. Одно тянет «Пять вечеров» в русло «Большой стирки», которая была очень успешна и имела супер-рейтинг. А другое все-таки в сторону, ну, условно говоря, того же «Основного инстинкта», то есть обсуждения социально значимых тем. И иногда вот это вот идет параллельно. Но вот я как раз там не обнаружила особенно заказного характера программы про «Смэш». Мне просто было дико смешно, я потом даже и Малахову сказала – вот событие, так событие, вот как теперь жить? Дуэт «Смэш» распался. Даже помыслить невозможно, как мы теперь без этих сладких, сладкоголосых мальчиков проживем.

К.ЛАРИНА: Народ хочет знать. Вот я вчера смотрела, во всяком случае мне было отрадно увидеть Владимира Рыжкова, наконец-то на нашем телевидении. Хоть такую возможность ему предоставил канал ТВЦ поучаствовать в этой передаче. И вчера речь шла там о возможности появления такой сильной оппозиции в стране.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, согласна. Но…

К.ЛАРИНА: Хотя бы там можно увидеть людей, которых нигде не увидишь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мы тут сталкиваемся с такой даже не проблемой, а с некоторым феноменом. Вот если бы продолжали существовать такие яркие программы – ну, яркие я имею в виду, и как это сделано, и студия, и все продумано, «Свобода слова», например, или тот же «Основной инстинкт» в лучших проявлениях, то эту программу можно было бы оценивать с точки зрения телевизионного продукта. А сейчас, когда ничего нет, это уже можно оценивать только как благотворное явление, что все-таки что-то еще где-то на ТВЦ, в частности, вот обсуждается, и в том числе обсуждаются важные темы.

К.ЛАРИНА: Там, кстати, у них Млечин ведет передачу вот такую вот…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне… Да, ну, мне, вот просто честно сказать, действительно не нравится, как там многое сделано. И то, что это идет, не просто в записи, а я так понимаю, что каждая программа пишется несколько часов, потом она обстригается, не потому, что отсекаются какие-то острые мысли, а просто потому что надо уложиться в хронометраж. Это все видно. Может быть, какому-то такому неискушенному взгляду этого не видно. А тут видно, когда эти уши торчат или наоборот не торчат, а все это отрезано.

К.ЛАРИНА: Монтажные.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Но тем не менее, согласна с тобой. Это есть. «К барьеру» мы еще с тобой забыли.

К.ЛАРИНА: Ну, шоу больше.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но «К барьеру» все-таки по-прежнему, и даже больше, чем раньше. Скажем, прошло… как сказать? прошлонедельный выпуск, когда схватились в обсуждении закона о монетизации Андрей Дементьев и Жириновский. Ну, абсолютно ничего нельзя было понять. Было шоу – оба орали, Дементьев, было понятно, что выиграет, и он начал выигрывать с первых минут. Хотя он, я потом посмотрела второй раз, он произносит абсолютно общие слова, клише, он ничего не добавляет…

К.ЛАРИНА: …праведный гнев.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Праведный гнев, да. Но вот просто выраженный в лице поэта Дементьева праведный народный гнев. А Жириновский просто комичный, когда представитель оппозиционной партии, который говорит, что я хочу придти к власти, вдруг начинает орать, что голосуйте за Путина, потому что Путин, ну, не голосуйте, а в смысле поддерживайте Путина, потому что Путин – это наше все. А вот когда я приду к власти, я залью кровью города, всех поставлю под ружье, ну, согласись, это тоже напоминает уже какой-то розыгрыш. Когда человек пугает собой, чтобы не дай Бог, никто, если выборы вообще будут еще, не подумал за него голосовать. Это какая-то такая совершенно изощренная оппозиция или извращенное представление об оппозиции. Но ужас заключается в том, что в этом единственном на НТВ формате, где возможно что-то обсуждать, в результате просто кричат темпераментно два ярких человека. Да и все, собственно говоря, больше ничего не добавляет и не убавляет эта программа.

К.ЛАРИНА: Если говорить о культурных программах, я не знаю, обратила ты внимание или нет, сменился ведущий на передаче… про кино… я не помню, как называется. «Великая иллюзия», то, что вот делал Станислав Говорухин когда-то.

И.ПЕТРОВСКАЯ: На ТВЦ?

К.ЛАРИНА: На ТВЦ, да, сейчас эту передачу ведет Павел Чухрай – известный режиссер.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я видела несколько раз.

К.ЛАРИНА: Ну, во всяком случае, это приятная программа, на которую приглашаются интересные люди, еще оставшиеся в большом количестве в нашей стране, и всегда интересно послушать умного человека. И, по-моему, Павел Чухрай это делает очень хорошо и с большой любовью к своим гостям, что тоже немаловажно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я согласна. Но повторю, что у ТВЦ есть некоторая одна такая сущностная проблема – они не умеют себя подавать, они не умеют себя продавать.

К.ЛАРИНА: Пиар плохой.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот как это делает тот же Первый канал. Уж если нужно что-то показать…

К.ЛАРИНА: …то уж прям из ушей.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это тоже бывает, что слишком, но тем не менее, зрителя заинтриговывают, держат его в некотором напряженном внимании, пусть это потом не оправдывается, это напряженное внимание, но тем не менее. Вот на ТВЦ никогда не знаешь, на что ты попадешь.

К.ЛАРИНА: Правда, что закроют?

И.ПЕТРОВСКАЯ: ТВЦ-то?

К.ЛАРИНА: Какие у тебя есть источники?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Только те, что были опубликованы версии, что Михаил Лесин высказался на тему, что ТВЦ не набирает нужного зрителя. Действительно очень небольшие рейтинги на канале. Иногда просто, ну, невероятно маленькие, в размере какой-то статистической погрешности. И что их нужно перевести на, куда, там, кабель, что ли? А на месте ТВЦ – у нас же мало метровых каналов, всего-то шесть – организовать вот такой русский СИ-ЭН-ЭН.

К.ЛАРИНА: Между прочим, по поводу русского СИ-ЭН-ЭН, Ир, хотя я понимаю, что каждый раз мы это обсуждаем, когда что-нибудь случается в мире важное. Вот я имею в виду 60-летие освобождения Освенцима. Мы смотрели дома – по всем каналам западным: СИ-ЭН-ЭН, БИ-БИ-СИ, - прямая трансляция в течение всего этого мероприятия. Я не понимаю, почему наши каналы, в том числе, вот в первую очередь, Первый и Второй, не смогли пожертвовать какими-то своими передачами, которые в это время идут, и сделать такое же прямое включение. Там нет никаких политических сомнительных вещей, это такая общечеловеческая история. Выступление, извини меня, нашего президента.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это показали.

К.ЛАРИНА: Это показали в новостях.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, конечно.

К.ЛАРИНА: Почему не показать? Потрясающая акция по силе вообще воздействия на аудиторию.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я думаю, что…

К.ЛАРИНА: По какой-то объединяющей силе, это очень важно, нам этого не хватает.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Особенно в нынешней ситуации.

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да и не нынешней. Действительно всегда у нас исторически существовал этот пошлейший такой стихийный, природный антисемитизм. И я думаю, именно поэтому и не показали: «Давайте не будем».

К.ЛАРИНА: Ты думаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Уверена. Ты помнишь, как раньше слово «еврей» произносили шепотом, так «еврей». Или лицо еврейской национальности. Потому что «еврей» как-то неловко произнести. Хотя, да, большинство евреев погибли в Освенциме, но были и не только евреи.

К.ЛАРИНА: Ну, как, конечно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Как, кстати, характернейшая фраза у Владимира Кондратьева на НТВ в репортаже об этой акции в Освенциме: «Там погибли не только (сколько-то там приводится цифра чудовищная) евреев, но и многие наши сограждане». Вот как тебе? Но и многие… Как будто наши сограждане не могли быть евреями или евреи ни при каких обстоятельствах не относятся к категории наших сограждан.

К.ЛАРИНА: Вообще, это чудовищно просто.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это идет даже не от сознательного какого-то посыла, это именно что-то, что сидит у многих людей… Уж Кондратьева, конечно, не заподозришь в специальном каком-то антисемитском… Ну, как мне кажется, не заподозришь. И тем не менее. Я думаю, что именно по этой причине не показывала. Чтобы не будоражить. Там у нас скинхеды, у нас фашисты…

К.ЛАРИНА: Все президенты, Виктор Ющенко, у которого там отец…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …у нас Крутов выступает против еврейских организаций.

К.ЛАРИНА: Ой, я так не хотела, ну, их на фиг.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мы не будем это обсуждать, я просто говорю о…

К.ЛАРИНА: Ну, их на фиг.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Понимаешь, ведь есть же неприличные вещи. И те депутаты, которые это письмо подписали…

К.ЛАРИНА: Вот уже одного забрали в больницу. Бог – не Тимошка! Андрей Савельев! Изголодался? Забрали в больницу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет. Европейские организации предложили ни при каких обстоятельствах с этими людьми дела не иметь. И совершенно правильно. Потому что в нормальном обществе людям после таких акций рук не подают.

К.ЛАРИНА: Вонища от них идет, извините за выражение.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Именно. Но вот у меня ощущение, что соображение не показывать эти акции в Освенциме, если вообще кто-нибудь… Честно говоря, думаю, что это даже в голову никому не пришло, мне так кажется.

К.ЛАРИНА: Да ты что? Ну, хотя бы из-за того, что там присутствует президент нашей страны. Разве этого мало?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, президента покажут в новостном исполнении, да и достаточно. А в принципе, если и приходило, то наверняка были такие соображения: «Давайте не будем, давайте на всякий случай…

К.ЛАРИНА: Идиотизм.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …у нас такая сложная страна, у нас такие проблемы, у нас пенсионеры там выходят на митинги, а мы вот сейчас заведем речь об убиенных евреях». Думаю, что если были обсуждения, то они были вот такого тупого и глупого свойства.

К.ЛАРИНА: Мы с тобой проболтали опять всю программу. Давай послушаем телефон?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, нам было хорошо?

К.ЛАРИНА: Нам было хорошо. А как нашим слушателям там чувствуется себя? 203-19-22 – телефон прямого эфира. У нас осталось несколько минут до конца программы. Успеем несколько телефонных звонков принять здесь, прямо сейчас. Пожалуйста. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я прошу передать Елене Авакумовой большой привет.

К.ЛАРИНА: Кому?

СЛУШАТЕЛЬ: Елене Авакумовой.

К.ЛАРИНА: А у нас нет такой.

СЛУШАТЕЛЬ: Натэлле Болтянской – журналисту.

К.ЛАРИНА: О, Господи. Вот так всегда. Натэлле Болтянской вы сами сможете передать привет. Буквально завтра вечером она ведущая эфира. Как-то прямо странно. Давайте. 203-19-22. Алле. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Скажите, пожалуйста, когда же это закончится безобразие «Школа злословия». Невозможно ее поймать. В какие часы?

К.ЛАРИНА: А, в этом смысле? Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Валентина.

К.ЛАРИНА: Спасибо за вопрос. Ну, здесь ответ как бы есть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, безобразие, видите, оно продолжается, потому что – такое слово модное – «мотыляют» по эфиру, но теперь она в 12 в воскресенье. Завтра – я видела анонс, кто будет героем – главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. И разговор пойдет о желтой прессе и ее заслугах перед отечеством. Мне тоже обидно, что программа таким образом теряется. Действительно нужно все время…

К.ЛАРИНА: …ловить…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …смотреть, искать, ловить.

К.ЛАРИНА: Я вообще уже лишена возможности ее смотреть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, мы договорились, что я тебе буду записывать.

К.ЛАРИНА: И передавать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но у многих людей тоже нет такой возможности смотреть, именно потому что надо все время внимательно следить, куда же она в следующий раз переместится. Это для особенно канала НВТ, у которого далеко не все идеально, по рейтингам, по всему… Хотя мне очень тут понравилась статья Кичина в «Российской газете», моего коллеги Валерия Кичина, он пишет, что рейтинг – это вот царь и бог нынешнего эфира, но никто не видел никогда ни одного человека, который бы, вот собственно, участвовал в определении рейтинга.

К.ЛАРИНА: Да. У которого бы стояла какая-нибудь кнопочка специальная.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ты видела хотя бы одного?

К.ЛАРИНА: Нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И я ни одного не видела. Он прав. Это какой-то фантом такой. Но все говорят: «Рейтинг, рейтинг».

К.ЛАРИНА: Давайте дальше. 203-19-22. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алле. Я хочу задать вопрос.

К.ЛАРИНА: Да, пожалуйста. Говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я, значит, вот никак не мог к вам попасть, наконец вот попал. Мне очень нравится ваша передача. И вот вы, будьте добры, прокомментируйте выступление Жириновского, да и скипера нашей палаты…

К.ЛАРИНА: Скипера?

СЛУШАТЕЛЬ: …в отношении пенсионеров. Как так можно призывать расстреливать, как в царское время, стариков и старух, то есть своих родителей? Будьте добры, прокомментируйте.

К.ЛАРИНА: Как вас зовут? А что тут комментировать, вы сами уже все прокомментировали.

СЛУШАТЕЛЬ: Дмитрий Михайлович.

К.ЛАРИНА: Дмитрий Михайлович, вы сами уже все сказали по поводу скипера и по поводу Жириновского. Чего тут скажешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, мы уже, во-первых, сказали, что этот человек – провокатор. И если говорят – «черное», он тут же скажет – «белое».

К.ЛАРИНА: А скипер?

И.ПЕТРОВСКАЯ: И скипер. Ну, скипер-то ладно, а вот этот вице-…

К.ЛАРИНА: Вице-скипер.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вице-скипер. И тем удивительнее, что каждые выборы, которые были, приносили голоса этому человеку. То ли у нас есть некоторая категория людей, которые тоже очень любят провоцировать, которым кажется, что вот в этом есть какое-то зерно, ну, то ли, я не знаю, что. Но во всяком случае, действительно звучало многое безобразно. Единственное, что это нельзя принимать близко к сердцу и воспринимать как какую-то истину. Это человек, его несет. Он если бы кто-то сказал, другой, тот же Дементьев сказал, что надо расстреливать пенсионеров, он бы кричал, что, наоборот, пенсионерам надо дать зарплату 30 тысяч долларов.

К.ЛАРИНА: Да, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но вообще это все бесстыдство такое невероятное, когда ему задают реальный вопрос, сколько получает депутат, сколько получает министр, и вот сколько он будет получать пенсию. И тогда понимаешь, каков же все-таки – мы уже на эту тему много раз говорили – разрыв…

К.ЛАРИНА: …размах цинизма…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …разрыв между тем, что имеют нормальные люди, и что имеют вот эти слуги народа. Это была безобразная сцена, когда он начал деньги доставать из кармана. Вот хотите, вам на это дам, на это дам. В общем, это просто, я хочу нашему уважаемому радиослушателю сказать, не принимайте близко к сердцу. Этот человек – провокатор. У него такая роль.

К.ЛАРИНА: Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Я Наталья Алексеевна. Два момента хочу сказать. Первое по поводу провокаторов. Вот Жириновский провокатор, а еще Цыпко очень большой провокатор. Знаете такого?

К.ЛАРИНА: Знаем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, знаем, конечно.

НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА: Политолога. Вот бесконечные провокации.

К.ЛАРИНА: Второе.

НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА: И еще вот по поводу Освенцима. А я хочу сказать как закончившая МГУ, и дочка у меня закончила. Безобразное отношение. Показывают все, как в новостях и по чуть-чуть. А фильм «Татьянин день» - я его осенью посмотрела на даче, вообще можно сказать, изнемогая от желания сна, и в этот раз – по «Культуре» в 23:30 и по Первой программе без 10 час был фильм об Университете. И все. Это же Московский университет.

К.ЛАРИНА: Спасибо, Наталья Алексеевна вам за ваши комментарии. Ну, наверное, с вами можно согласиться во многом.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, да, тут не добавишь, не убавишь. Опять же в сюжетах новостных было посещение Владимиром Владимировичем новой библиотеки, открывшейся в МГУ, а как такового праздника мы не увидели. Хотя 250 лет. Когда дождемся? Многие-то из нас и не дождутся следующей круглой даты. А как можно было это красиво сделать, представляешь? Костюмы…

К.ЛАРИНА: Я смотрела в новостях, большие были блоки, посвященные этому шабашу студенческому. Поскольку все это одно на другое налезало, показывали в вечерних новостях, что там было с самого раннего утра, Путин, медовуха, пресс-конференция, гулянки тут, гулянки сям, пик этой самой – Университета, куда должны все залезать. Мне все это напомнило такой день ВДВ, понимаешь? По своему эмоциональному накалу. Я даже как-то немножко испугалась этих студентов. Думаю, Господи, они сейчас еще и ночью гулять пойдут, не дай Бог.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и кстати говоря, ведь приняли тогда решение, что в эту ночь не задерживать студентов за мелкие правонарушения…

К.ЛАРИНА: Да, в любом состоянии.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …в любом состоянии, после медовухи. Ну, я, как воспитанник Московского государственного университета, тем не менее солидарна с Натальей Алексеевной. Хотелось бы, чтобы это было как-то более торжественно. Или не столько торжественно, сколько трогательно. Ведь огромное количество людей закончили множество факультетов. И каких людей! Я не себя имею в виду.

(смеются обе)

К.ЛАРИНА: Ну, еще один звонок успеваем принять. Пожалуйста, 203-19-22. Только очень коротко, поскольку времени уже нет совсем.

СЛУШАТЕЛЬ: Алле, здравствуйте. «Эхо Москвы»?

К.ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Иван Васильевич. Москва. Добрый день, Ирина, добрый день, Ксюша. У меня такой вопрос. Вот мне очень нравятся передачи «Культуры» музыкальные. Я бы хотел во всеуслышание, чтобы вы назвали фамилии директоров – там режиссера и два директора. Чтобы все знали, какие они хорошие передачи делают.

К.ЛАРИНА: Директоров и режиссеров именно музыкальных программ?

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ: Потом на канале «ТВ 3» передаю рекламу в течение часа, хотя разрешено там по 15 минут, и в такое время, как с 6 до 7. Вот. И в-третьих, скажите, пожалуйста, о 57-ом канале – когда он начнет работать, какая его будет тематика? Спасибо.

К.ЛАРИНА: Спасибо, Иван Васильевич, очень много всего сказали.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Поскольку у нас совершенно не осталось времени, уже стоит наша ведущая новостей...

К.ЛАРИНА: Про 57-ой канал скажи.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Только про 57-ой канал: это то, что сейчас широко обсуждается, это военно-патриотический канал, под который просит, по-моему, бюджетное финансирование министр обороны, это канал «Звезда», специально узко направленный патриотического содержания. На эту тему можно спорить, потому что, как правильно считают многие умные люди, патриотизм невозможно вот так тематически подавать и насаждать.

К.ЛАРИНА: Мы тебя научим Родину любить, Петровская.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А Родину любить хочется, когда ты видишь другие каналы, и вот оттуда что-то возникает, и когда в том числе ты смотришь вокруг себя, тогда тоже Родину либо любишь, либо страдаешь, что не можешь никак полюбить с той силой самоотверженности, с какой любят многие наши представители власти.

К.ЛАРИНА: Я очень переживала за наших поваров, которые приехали на конкурс во Францию – не видела ты?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Видела.

К.ЛАРИНА: Так очень трогательно. Прямо прослезилась. Так переживала. Ребята такие хорошие.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот в тебе разыгралось патриотическое чувство. Тебе хотелось, чтобы наши повара во Франции выглядели достойно. Это оно и есть, оно и есть. Гордость.

К.ЛАРИНА: Вот на этой оптимистической ноте мы и завершим сегодня нашу программу. Ирина Петровская, Ксения Ларина, «Человек из телевизора». Через неделю слушайте нас в это же время. И читайте Ирины статьи по пятницам в газете «Известия».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024