Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2004-12-18

18.12.2004

К. ЛАРИНА: Ира Петровская, здравствуй!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Здравствуй, Ксения Ларина!

К. ЛАРИНА: А какой подарок ты хотела бы получить?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Свечей, если можно.

К. ЛАРИНА: Микроволновая печь – много всего…

И. ПЕТРОВСКАЯ: У меня нет микроволновой печи.

К. ЛАРИНА: Нету?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, представляешь?

К. ЛАРИНА: Товарищи – все слышали? То есть – ты хочешь, чтоб радиослушатели скинулись и подарили печку? А как же ты питаешься?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ой, кое-как…Вот поэтому такая все время немножечко злобноватая. Неправильное питание…

К. ЛАРИНА: Подождите – может, нам сегодня повезет, может, еще что-нибудь хорошее выловим в телевизоре. Напомним вам – что работает пейджер 9742222 для абонента «Эхо Москвы». Работает телефон прямого эфира 2031922. Все это для Вас, уважаемые слушатели. Интернет тоже работает, вопросы я тут уже кое-какие собрала для Ирины Петровской, но, для начала, давайте с торжественной части начнем, поскольку вчера состоялось знаменательное событие – была вручена премия «Лавр», которая присуждается произведениям документальным, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, в области неигрового кино и телевидения. У меня такое ощущение, что, в общем, даже этой ночи не было, поскольку буквально с корабля на бал…

К. ЛАРИНА: Банкет был?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, банкет-не банкет, и фуршет, но, знаешь… Я была там ведущей, а у ведущих вырабатывается такой адреналин, что трудно уснуть потом. Потом долго восстанавливаешься. Это очень хорошая, на мой взгляд, премия. Она такая локальная, абсолютно не пафосная, она проходит пятый год подряд. Это была юбилейная церемония. Ее организовала и устроила гильдия неигрового кино и телевидения. Есть такая студия – «Лавр» - специально под это созданная. Было очень много народу. Но это проходило в Театральном центре на Страстном и по 10-ти номинациям вручались эти премии. Номинации эти – неигровой короткометражный, полнометражный фильм. В этом году необычайный просто бум какой-то производства телекино и просто документального кино. Есть даже кино, которое на пленки снимается. Когда они начинали только, то они вот ставили своей задачей такое сближение неигрового кино и телевидения, потому что в 2000 году, когда все начиналось, документальное кино существовало как бы само по себе. Оно было фактом фестивальным, его показывали многие иностранные компании. Я помню, приехала в Данию на фестиваль, в Копенгаген, вошла в номер и увидела, что идет, причем не сразу среагировала, включив телевизор, не сразу среагировала, что русская речь. Шел фильм Манского – «Кто мистер Путин?». Они очень любят там документальное кино, там есть, на Западе, целые каналы, туда вкладываются большие деньги, а у нас, как ты помнишь, в 2000-м году вообще ничего этого не было. Как это производилось, как они существовали – совершенно непонятно. Телепродюсеры и вещатели были уверены, что это никому из зрителей не нужно, и вот за эти в общем четыре с небольшим года картина совершенно, кардинально поменялась. Ты сама видишь, на всех каналах все больше и больше, целые линейки выстроены документального кино.

К. ЛАРИНА: Да, началось все с «Профессии Репортер» в свое время, помню, на НТВ впервые они открыли этот жанр.

И. ПЕТРОВСКАЯ: «Новейшая история» еще была на НТВ тоже.

К. ЛАРИНА: Потом Парфенов. Потом все переросло в такую всеобщую документалистику.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, хотя, конечно, то, что сегодня называется документальным кино – это все-таки немножечко другое.

К. ЛАРИНА: Телевизионные программы…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это документальные программы, и вчера об этом тоже много говорили и шутили, что преимущественно исторического такого направления, и Юрий Рост, когда вышел награждать победителя в номинации «Телевизионный репортаж», он сказал, что ему не хватает сегодняшнего, сиюминутного. Почему нет репортажей о Беслане, почему нет многих других репортажей? Мы там горько довольно шутили, что это будет потом, лет через сорок, под рубрикой «Тайны века». Потому, что вот сегодня многие тайны так официально и легально раскрываются, потому что раскрываются архивы, потому что прошел этот срок давности. И такая сегодня ситуация, что, конечно, к сегодняшнему мало кто обращается.

К. ЛАРИНА: Кто получил, ты скажи нам? Там много вообще номинаций?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Там десять номинаций. Одна из них самая почетная, она называется – «За вклад в кинолетопись». Ее в разное время за эти годы получали Герц Франк, замечательный режиссер, Марлен Хуциев, если ты помнишь, фильм «Застава Ильича»…

К. ЛАРИНА: Угу…

И. ПЕТРОВСКАЯ: … где есть документальные кадры…

К. ЛАРИНА: В Политехническом.

И. ПЕТРОВСКАЯ: …в Политехническом, и та церемония, кстати, и проходила – в Политехническом. Потом есть такой потрясающий совершенно, это даже не режиссер-документалист, а такой философ-документалист, Артур Пелешьян. Он очень мало работает, потому что то, что он делает – это такие… совершенно полотна философские, эссе. В этом году получил замечательный питерский режиссер Владислав Виноградов. У нас не очень знают по фамилиям людей.

К. ЛАРИНА: Виноградова знают.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но, я думаю, если назову фильмы «Я возвращаю ваш портрет», «Я помню чудное мгновенье», «Старые мастера эстрады», если Вы помните – в этих фильмах именно, там такой был прекрасный кадр, как Клавдия Шульженко учит Аллу Пугачеву низко кланяться зрителям, и Алла Пугачева, это ж много лет назад снималось, говорит: «Не, я так не смогу!», а очень уже пожилая Клавдия Шульженко буквально вот в пол этот поклон бьет. Это была такая самая трогательная номинация, потому что вышел Владислав Виноградов. Документалисты – они не избалованы, конечно, никакой популярностью и славой, а тут его приветствовали, овации, потом для него играл Денис Мацуев. Вот, кстати, еще был на церемонии, играл потрясающе этот наш пианист, такой виртуоз Денис Мацуев.

К. ЛАРИНА: Ну, а из сегодняшнего кино кто заслужил награды? Документального…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Получил как сериал документальный награду Виталий Манский в «Тату в Поднебесной». Из телевизионных репортажей, тоже, кстати, его репортаж «Возвращение из космоса». Они снимали такой долгий, долгий репортаж, начиная буквально с момента, когда очередные космонавты начали возвращаться с орбиты. И вот буквально по минутам, что в этот момент происходит в ЦУПе, что в этот момент дома у космонавтов, и до того момента, когда уже космонавты оказываются на земле.

К. ЛАРИНА: А Ren-Tv не получили ничего?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ren-Tv получили, да. Это их такая работа, которая была в эфире – «Норд-Ост, 11-й ряд», по-моему, называлась.

К. ЛАРИНА: Это Оксана Барковская делала…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, Оксана Барковская про то, как, в общем, себя сегодня чувствуют заложники, особенно там одна из героинь, женщина, которая потеряла сына, в котором у нее была вся жизнь. Мальчику лет там 15 что ли…

К. ЛАРИНА: По-моему, это «Дневник с того света», Ира.

И.ПУТРОВСКАЯ: Нет, там как-то иначе…

К. ЛАРИНА: Там у нее два фильма было. «Норд-Ост,11-й ряд» и «Дневник с того света»…Они молодцы.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Оксана Барковская даже привела с собой нескольких героев этого фильма. Им тоже аплодировали. Но остальные имена мне сейчас просто сложно назвать, поскольку они не перед собой, да…

К. ЛАРИНА: А вот, Ир, мы уже плавно переходим к программе телевизионной прошедшей недели. Ты, лично ты анонсировала фильм Сладковского или Сладкова.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Сладкова, да.

К. ЛАРИНА: Сладкова про Дмитрия Разумовского, спецназовца. И. Забыла, как называется.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я тоже название сейчас не помню, но он был в пятницу.

К. ЛАРИНА: Ты посмотрела этот фильм?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я посмотрела.

К. ЛАРИНА: Какое на тебя он произвел впечатление?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я единственное, что его не посмотрела, с самого начала, он у меня писался. Дело в том, что это Александр Сладков, он военный корреспондент, и поэтому там ожидать… Это тоже в общем такой вот посмертный как бы репортаж о том, что там у него есть и живой герой, Дмитрий Разумовский, и потом уже, естественно, посмертная история. Ну обычный такой…Это не кино, конечно, но вполне добротная работа, на мой взгляд.

К. ЛАРИНА: Я как раз смотрела и думала, что вот такие фильмы я бы приветствовала, если можно так это говорить в отношении человека, которого уже нет в живых. Понятно, что при жизни, как он там об этом говорил, что их нельзя назвать по именам и по фамилиям и открыть их лица, когда они живы, здоровы и работают, а можно о них говорить, только вот когда их нет, или когда они уходят в отставку или на пенсию. Уж такова профессиональная …такая обязанность этих людей – быть закрытыми. Но как раз не хватает фильмов про героев, генералов, политиков публичных, и прочих и прочих публичных лиц, а людей, которые делают свою работу.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, хотя, конечно, всегда есть оборотная сторона, как известно, подвига. Это чья-то недоработка, и в случае Беслана, естественно, это тоже так, к сожалению. Потому что бросить элитные войска, ничего не обеспечив, ни подкрепления… но с другой стороны. Да, это вот мужики, которые выполнили свой реально долг, рискуя собой даже там, где, может быть, можно было и не рисковать.

К. ЛАРИНА: Они всегда рискуют, согласись.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это вообще судьбы, на самом деле, потрясающие. А то, что у нас исключить не умеют действительно, я не говорю делать, а вспоминать, увековечивать и показывать героя, как образец, это да. Я думаю тоже, это оборотная сторона нашего прежнего вот такого идеологического делания героев часто.

К. ЛАРИНА: Вот я вспоминала в этой связи фильм, который наверняка ты видела. Он показывался по нашему телевидению после 11-го сентября, посвященный пожарным американским.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, да.

К. ЛАРИНА: Потрясающе кстати!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Де Ниро, кстати, его продюсировал.

К. ЛАРИНА: Потрясающе!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Потрясающий фильм, да, о конкретных судьбах. Это всегда пробирает не то, что вот там, что-то общее, войсковая операция, или все, как один, а конкретные люди. И в этом... Трудно сказать слово «прелесть», но… И задача, и прелесть…

К. ЛАРИНА: Настоящесть.

И. ПЕТРОВСКАЯ: … Тоже документального настоящего кино – через судьбу конкретного человека, показать и трагедию, и что угодно.

К. ЛАРИНА: К разговорам о патриотизме, да, вот как ты назвала этот патриотизм, который был у Леонтьева?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это не я, это Владимир Соловьев, философ, я говорю специально, чтобы не путать с ведущим, - новейший зоологический.

К. ЛАРИНА: Вот-вот, оно самое. Вот чтобы не было новейшего зоологического патриотизма, вот все-таки стоит обращаться к людям.

И. ПЕТРОВСКАЯ: На пустом месте, вот почему ужас этот новейший зоологический патриотизм. Он возникает, как правило, на пустом месте и он основан на ненависти ко всему чужому, непохожему на свое, а вот это патриотизм именно такой нормальный, исконный, душевный.

К. ЛАРИНА: «Понравилась ли Вам последняя передача «Культурная революция» с оппонентами Розовским и Шалевичем, который замахнулся на Антон Палыча, нашего Чехова, и вообще, что это за «Культурная революция» такая? Новый взгляд на устоявшиеся стереотипы и осквернение святого», - спрашивает Степан Волгин из Поволжья.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну я не увидела большого осквернения святого, потому что на то это и «Культурная революция». Там специально заостряются какие-то вещи и специально…

К. ЛАРИНА: Доводятся до абсурда.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Провокационно заостряются вопросы и темы. И прелесть там в том, что всегда существуют два человека. И если один, допустим, по вашему ощущению, оскверняет святое, то другой это все-таки святое защищает.

К. ЛАРИНА: «Смотрела «Детей Арбата», - пишет нам Ольга из Омска, - «не покидала мысль, что история повторяется, что мы все скоро будем переживать то же самое, но, может быть, кроме войны. Все, у кого есть возможность, пытаются уехать за границу. Тут же вспоминается Ходорковский. Параллель с Еленой из «Детей Арбата», которая не успевает уехать. Страшно, ведь у меня еще вся жизнь впереди». Вот такое горькое письмо, немножечко сбивчивое, но смысл, мысль его понятна.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, может быть, несколько, конечно, сгущены здесь ощущения, но, дай Бог, что вот такого рода фильмы вызывают и размышления о сегодняшнем и о том, что с нами со всеми происходит. Я очень надеюсь, конечно, что ничего похожего повториться не может. Но, вообще, «Дети Арбата» закончились и у меня ощущение, что это вполне хорошее кино. У меня есть, конечно, некоторые претензии.

К. ЛАРИНА: Неровный фильм, неровный.

И. ПЕТРОВСКАЯ: В частности, в общем, переписана история Саши с Варей. Наверное, так и должно быть, потому что это все-таки киносериал, и ставили своей задачей на первое место все-таки вывести эту историю любви.

К. ЛАРИНА: Любовную, да.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но мне кажется в том, как она сделана и описана и рассказана у Рыбакова куда больше и подлинности, и трагизма.

К. ЛАРИНА: Ужас! Я прочитала! Ты прочитала сейчас …

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да.

К. ЛАРИНА: Я так рыдала, когда я закончила вот «Прах и пепел» последние, когда поняла, что они, в принципе, вообще не встретились.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Конечно, конечно.

К. ЛАРИНА: Вот после того школьного вечера они больше не встретились никогда. Но здесь…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Они встретились когда Варя уже умирала и была смертельно ранена. И она сказала одну фразу: «Ты пришел». И Саша понял, да, что она ждала его всю жизнь.

К. ЛАРИНА: С другой стороны, Ир, там есть, когда придуманы эти встречи, там есть встречи снятые… Плохо придуманные. Наверное, это сценарные какие-то там сбои. Но есть потрясающая для меня по пронзительности сцена любовная, эротическая почти, когда они друг к другу припадают на этом корабле, да, без единого слова. Но столько в этом тоски, столько такой обреченности, любви. Я аплодирую режиссеру. Это очень трудно снимать. Очень трудно.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И финал тоже, если ты посмотрела последнюю серию, когда очень хорошо, что не показываются, да, конкретно сцены их гибели, да, мы не видим, как они там корчатся и умирают, а в этот момент в рапиде вот эти все их истории и вся история непрожитой любви и непрожитой жизни, причем все герои, даже там мерзковатые, Вашарок или Марасевич, все равно – это изломано, искорежено, совершенно не твоя жизнь, которой люди были вынуждены жить и идти. Естественно, каждый своим путем. Но все равно – это был не тот путь, который в сущности, наверное, человеку был предначертан Богом.

К. ЛАРИНА: Вот, наверное, в любом случае «спасибо» создателям этого фильма. Я знаю, что Татьяна Рыбакова, вдова, она слала и говорила благодарности создателям сериала, несмотря на некие там сюжетные изменения. Просто молодцы. И артисты играют замечательно. Спасибо Вам большое.

Новости.

К. ЛАРИНА: У наших слушателей создалось ложное впечатление, что у тебя ничего нет вообще.

И. ПЕТРОВСКАЯ: В каком смысле?

К. ЛАРИНА: Про печку мы сказали вначале, и вот пошли какие-то телеграммы-соболезнования.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, нет, друзья мои, у меня все в порядке, и у меня техническое обеспечение дома вполне-вполне достойное, но вот почему-то нет печки. Но как-то я без нее, честно сказать, в общем, живу вполне комфортно. У меня есть плита.

К. ЛАРИНА: Тут есть советы, куда обратиться, где распродажи. А потом, если что, прислушаешься к советам наших радиослушателей. Ну что, давайте мы послушаем вопросы. Хотя я тут читала, мне не хочется повторяться. Могу только ответить на вопрос, который задают наши слушатели – «Кто играл пожилого учителя танцев в «Детях Арбата»? Это Михаил Лавровский, известный наш балерун, да.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Танцор.

К. ЛАРИНА: Танцор. Танцовщик!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, да.

К. ЛАРИНА: Сейчас он, естественно, хореограф, очень много работает и в драматическом театре, и, мне кажется, очень удачный кинодебют, какое-то очень лицо красивое, кинематографичное.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, и движения. Я отметила. Вначале не поняла, что это Лавровский.

К. ЛАРИНА: Ну, что, Ира?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Что?

К. ЛАРИНА: Наушники! Телефон 2031922, про телевизор мы говорим, Ирина Петровская здесь, в студии «Эхо Москвы». Алло, здравствуйте! Алло!

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день!

К. ЛАРИНА: Здрасьте!

СЛУШАТЕЛЬ: Я хочу единственное сегодня поздравить Вашего главного редактора с днем рождения! Вы что-то об этом совсем не говорили.

К. ЛАРИНА: А вот зачем вы нас так закладываете? Мы как раз об этом говорим сегодня с утра, даже с ночи. Вот буквально после полуночи все это началось.

СЛУШАТЕЛЬ: Я ночью все узнал и очень рад за него. Желаю ему здоровья, быть таким же настойчивым, быть таким же умным, и таким же волосатым - он так прекрасно выглядит! И вообще – он умница у вас! Просто умница!

К. ЛАРИНА: Как вас зовут, скажите?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Михаил Васильевич.

К. ЛАРИНА: Михаил Васильевич, спасибо большое! Алексей Венедиктов вас услышал!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я должна сказать, что только что, перед эфиром, как раз Алексей Алексеевич, это же вот гигант-то, появился на работе в субботу, в день рождения, и мы только что, перед эфиром, пообщались, и его поздравляли как раз.

К. ЛАРИНА: И он передавал Вам всем большое спасибо за поздравления. Но я Вас прошу, давайте все-таки, если хотите поздравить, на пейджер присылайте, потому что Алексей Венедиктов обязательно ваши поздравления увидит. А сейчас по телефону 2031922 давайте вернемся к телевизору. Вопросы к Ирине Петровской или какие-нибудь ваши впечатления и мнения о просмотренных программах. Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте!

К. ЛАРИНА: Как зовут вас?

СЛУШАТЕЛЬ: Тамара меня зовут.

К. ЛАРИНА: Да, Тамар.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня такой вопрос. Неужели вам понравился финал, где в военное время два главных героя истошно кричат и из-за этого и фашисты их окружают? Это первое.

К. ЛАРИНА: Все, второго не будет, Тамара.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я не поняла, что, из-за чего их окружают фашисты?

К. ЛАРИНА: Что они очень громко кричали и поэтому фашисты пришли.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я как-то не услышала никаких там особенно криков. Даже слов нет. Потом, уж, в военное-то время, наверное, что угодно может быть. И мне показалось, что там нет никакой натяжки. Люди после большого перерыва наконец оказались вместе, и вот это оказался, это… кинематографическая версия. Вот и в последний час. Они жили долго несчастливо, и умерли в один день.

К. ЛАРИНА: Некоторые какие-то условности принимайте, вы же все-таки не документальное кино смотрите, а художественное произведение. Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Доброе утро, говорит «Эхо Москвы».

К. ЛАРИНА: Это да, говорит «Эхо Москвы».

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день!

К. ЛАРИНА: А вы кто?

СЛУШАТЕЛЬ: Это говорит с вами Балашов Виктор Иванович.

К. ЛАРИНА: Оооооо! Вас не спутаешь ни с кем! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Да, спасибо. Доброе утро!

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Это вот у вас сейчас в эфире девушка, как ее фамилия, простите, я не знаком с ней, к сожалению.

К. ЛАРИНА: А про кого вы говорите?

СЛУШАТЕЛЬ: Я говорю про «Человека в телевизоре».

К. ЛАРИНА: Это Ирина Петровская!

СЛУШАТЕЛЬ: Ирина Петровская?

К. ЛАРИНА: Да, обозреватель газеты «Известия».

СЛУШАТЕЛЬ: Угу.

К. ЛАРИНА: Вам незнакомо это имя, Виктор Иванович?

СЛУШАТЕЛЬ: Я не знаком с ней вообще. Я слышал, конечно.

К. ЛАРИНА: А что бы вы хотели спросить у нее, если у вас есть вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ: Сейчас, секундочку, я записываю.

К. ЛАРИНА: Пожалуйста, Виктор Иванович.

СЛУШАТЕЛЬ: Дело в том, что я очень много лет на телевидении, провел передачу, одну из многочисленных, но, по-моему, самую основную передачу. Во всяком случае, для Советского Союза, для России, для воинов Советской Армии, для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны. Называлась она «Клуб фронтовых друзей-победителей». Были у меня на передаче от солдата до маршала, кроме Брежнева. Он заболел, не мог приехать. Это было примерно около ста передач. Причем больших, двухчасовых, трехчасовых даже. Начинал эту передачу Евгений Симонов. Он провел две передачи и сказал, что «ребята, я не могу, у меня не хватает сил, мне тяжело, и время, и все». Ну, в общем…

К. ЛАРИНА: Евгений Симонов – это главный режиссер театра Вахтангова, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Простите, не Евгений Симонов, Боже мой!

К. ЛАРИНА: Константин Симонов.

СЛУШАТЕЛЬ: Константин Симонов.

К. ЛАРИНА: Конечно. Так.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот. Это первое. Потом меня пригласили и я стал вести передачу, как участник Великой Отечественной Войны, фронтовик, и мне вот на передачу. Потом Смирнов появился. Его пригласили. Ну, естественно, Сергей Смирнов, писатель. Человек заслуженный, много сделал, много писал, хорошо писал. Возможности у него были большие – он летал и в Италию, и в другие страны, так сказать, находил там захоронения и прочие, не такие, как у меня, во всяком случае. Но не в этом дело. Он провел несколько передач, получил Ленинскую премию, слава Богу, хорошо. А потом его чуть было не посадили. Убрали, короче говоря. Чуть было не посадили. Было и такое. Но дело не в этом. Я просто историю вам рассказываю, так сказать. А с кем я говорю?

К. ЛАРИНА: Вы говорите здесь, в студии «Эхо Москвы», Ирина Петровская здесь, с нами.

СЛУШАТЕЛЬ: Хотите сказать, я в прямом эфире?

К. ЛАРИНА: Ну, здрасьте, Виктор Иванович, конечно, мы же Вас слушаем внимательно. Вы сразу в эфир попали в прямой.

СЛУШАТЕЛЬ: Ой, Боже мой, извините ради Бога! Я бы покороче.

К. ЛАРИНА: А мне неудобно вас перебить.

СЛУШАТЕЛЬ: Ой, простите меня. Короче говоря, я хочу спросить у Ирины Петровской, вернее, помощи хочу у нее. Я обращаюсь уже несколько лет, хочу найти эти передачи. Это живые участники Великой Отечественной Войны. Повторяю, от солдата, были у меня и Кантария, и все, кто водружал знамя Победы, и маршалы, все были у меня, все. Куда все это девалось? Вы знаете – это же история великая! Пусть Петровская поможет мне хоть как-то!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Хорошо.

СЛУШАТЕЛЬ: Потому что я с современными этими товарищами, которые работают на телевидении – я почти с ними не соприкасаюсь. Им нет дела ни до чего. Абсолютно.

К. ЛАРИНА: Виктор Иванович, подождите. Я вас очень прошу сейчас не отключаться от эфира.

СЛУШАТЕЛЬ: Ради Бога, извините.

К. ЛАРИНА: Да подождите, не бросайте трубку, потому что я очень хочу, чтобы вы нам оставили свои координаты,

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Пожалуйста.

К.ЛАРИНА: ...чтобы мы могли с Вами связаться. А Ира Петровская сейчас попробует ответить на Ваш вот такой вот отчаянный крик души… Виктор Иванович, спасибо, оставьте, пожалуйста, телефон, вот сейчас вот девушка подошла к телефону, а Ира может несколько слов сказать.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо за напоминание. Действительно, история телевидения, программы Сергея Смирнова вошли просто, как принято говорить, в Золотой Фонд. Я надеюсь, что часть программ… Потому что это ведь очень было давно. Я не исключаю, что какие-то программы шли в прямом эфире, когда еще вообще не было видеозаписи. Какие-то программы, я очень надеюсь, сохранились в Гостелерадиофонде. Есть такая организация, которая аккумулирует, собирает и хранит то, что сохранилось, хотя бы какие-то носители. Поэтому я думаю, что это вполне реально во всяком случае узнать, что сохранилось из вот этого вот самого Золотого Фонда. Но вот какие-то фрагменты, скажем, из программ с участием Симонова я видела. Это еще черно-белое телевидение. Какие-то программы из вот этого вот цикла Сергея Смирнова, Сергея Сергеевича Смирнова, замечательного публициста, писателя, кстати сказать, деда Дуни Смирновой, я тоже видела и я надеюсь, что что-то сохранилось. У меня есть просто в собственном доме собственный муж, который…

К. ЛАРИНА: Архивариус.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, который намного лучше, чем я, знает историю, он много об этом писал. И я, Виктор Иванович, искренне вам обещаю все, что смогу, узнать, я обязательно Вам сообщу.

К. ЛАРИНА: Хорошо, мы договорились.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И кстати, я помню ваши, конечно, тоже программы, вот эти победители. Мне кажется, что они шли, в общем, даже какие-то из них, не так-то и давно. Во всяком случае, в начале 90-х…

К. ЛАРИНА: Какие-то фрагменты показывали, да. Так что, Виктор Иванович, мы записали ваши координаты и, чем сможем, поможем. И Ирина, и мы можем. У нас Александр Аркадьевич Шерель есть, наш архивариус телевизионный. Он подскажет, к кому обратиться.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я очень еще надеюсь, что, конечно, сейчас, в связи с тем, что надвигается 60-летие победы над Германией в войне Великой Отечественной. Я надеюсь, что, конечно, наверное, должны сделать еще вот такие программы по архивным материалам. Потому что ведь тот же самый Сергей Смирнов, например, ведь это он открыл многих героев защиты Брестской крепости, например, и об этом тоже рассказывал.

К. ЛАРИНА: Угу. Ну что, еще звонок, пожалуйста. О, какие люди к нам прозваниваются!

И. ПЕТРОВСКАЯ: А голос какой!

К. ЛАРИНА: А я помню, когда я слушала передачу Ирины Петровской с Матвеем Ганапольским, туда прозвонился Владимир Владимирович Познер. Помнишь, такой случай был в твоей практике врачебной?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Бывает, да. Притом нас потом обвинили, не обвинили даже, а подозревали в том, что это было организовано.

К. ЛАРИНА: Подстава?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, сам дозвонился. А у меня вот никогда не получалось никуда дозваниваться.

К. ЛАРИНА: Значит, мало желания, Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Видимо, редко, да, такое желание возникает.

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло!

К. ЛАРИНА: Мы слушаем вас!

СЛУШАТЕЛЬ: Скажите пожалуйста…

К. ЛАРИНА: А как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Петр.

К. ЛАРИНА: Пожалуйста, Петр.

СЛУШАТЕЛЬ: А когда вы разыгрываете купоны?

К. ЛАРИНА: Петр, дорогой, хочется?

СЛУШАТЕЛЬ: Хочется.

К. ЛАРИНА: Ну, потерпите, что делать. Больше ничего не хотите нам сказать? Телевизор-то смотрите иногда?

СЛУШАТЕЛЬ: Смотрю.

К. ЛАРИНА: И что вам там нравится?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну как сказать? Все нравится.

(Хором): Все нравится. Вот идеальный телевизионный зритель. Все нравится.

К. ЛАРИНА: Следующий звонок, пожалуйста. Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте!

К. ЛАРИНА: Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Игорь Борисович меня зовут, из Петербурга приветствую.

К. ЛАРИНА: Да, Игорь Борисович, здравствуйте. Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я хотел бы подискутировать, с уважаемой Ириной Петровской.

К. ЛАРИНА: Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Дело в том, что вот ее мысль в «Известиях» о том, что политический журналист не имеет права поддерживать власть.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, дословно: быть рупором власти.

СЛУШАТЕЛЬ: Быть рупором власти. Вот я бы просил прокомментировать подробнее, потому что я вот почему-то не понимаю, почему не может.

К. ЛАРИНА: Спасибо, Игорь.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Потому что другая функция. Потому что у журналиста другая функция. Он выступает не рупором власти, а рупором общества, если уж о том говорить, и посредником между обществом и властью. И он должен, по идее, политический журналист, ну уж я не говорю о том, что его задача как можно более объективно анализировать существующие какие-то проблемы, а не пропагандировать, как Михаил Леонтьев в данном случае, речь о нем идет в статье. Он обязан рассматривать проблему с разных сторон и, если уж говорить о какой-то функции, то, возможно, критиковать, пусть даже конструктивно, какие-то действия власти, показывать какие-то другие пути. Короче говоря, журналистика – это не обслуживание власти. Вот о чем речь. Тем более - политическая журналистика, которая формирует общественное мнение с огромной силой. Я совершенно в этом убеждена. У публициста, у политического журналиста, да, действительно, может быть своя точка зрения и он нее может и обязан высказывать. Но это своя точка зрения, и правильно указал в программе с Леонтьевым Борис Немцов, что точка зрения, которую считает своей Михаил Леонтьев, всегда, подозрительным образом совпадает с руководящей линией партии, с точкой зрения власти.

К. ЛАРИНА: Он этого не скрывает, тем более, он говорит «мы», ты сама на это обратила внимание.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Он говорит «мы». Единственное, что его в какой-то степени оправдывает, что он очень делает это искренне. Искренне, горячечно. Но тем хуже, да.

К. ЛАРИНА: Караулов тоже говорит «мы» в своих программах. Он тоже клеймит от имени масс.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, тут другая история. У него это скорее от имени масс. И основой вопрос – «доколе?». А дальше варится некая, я понимаю, сейчас опять навлеку на себя недовольство тех, кто любит Караулова, но… Недавно я посмотрела очень подробный его выпуск, на прошлой неделе. Варится некое такое блюдо, не знаю, как это сказать, баланда что ли, ну в общем, что-то жидкое. И туда совершенно несовместимые ингредиенты все время добавляются, которые, в результате…

К. ЛАРИНА: Откройте холодильник и берите все, что там есть, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, откройте, и все буквально, что есть. Они никак не связаны между собой. Это лишено логики, это вот просто создание, отвлекаясь от кулинарной уже темы, сконцентрированной в сгущенном виде таком, картины ужаса, апокалипсиса. Но за этим нет ни аргументаций, ничего. Меня, например, глубоко поразил весь этот пассаж про то, что детей там распродают и чуть ли не на органы. Но, извините, друзья мои, есть уже доказанные вещи, что ни одного нет случая, когда ребенка распродавали, вот, не распродавали, а продавали и использовали вот таким образом. Ничего не доказывается, и вот все в одну кучу сваливается и это тоже, конечно, воздействует на мозги, особенно, если они впечатлительные. А все, на самом деле, либо не так, либо не совсем так, либо нуждается просто в проверке и доказательствах. И никто себя этим не утруждает.

К. ЛАРИНА: На самом деле приемы-то очень простые. Они старые, как мир.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Конечно.

К. ЛАРИНА: Еще до изобретения телевидения, когда еще были только кадры кинохроники, все это умели делать, да вот это сочетание картинки и закадрового текста. Здесь делать нечего. Но удивительно, что это до сих пор действует на людей.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Самое главное, как это еще все архаично сделано. Я понимаю, что, может быть, конечно, для кого-то смысл важнее того, как сделано, но просто уже третье тысячелетие, другое телевидение.

К. ЛАРИНА: Находятся люди, которые в это верят. И будут делать так.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но, видимо, чем примитивнее и грубее, тем оно представляется более доходчивым и…

К. ЛАРИНА: И забористей.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Совершенно верно.

К. ЛАРИНА: Еще звонок, пожалуйста. 2031922, алло!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте! Неужели я попала?

К. ЛАРИНА: Попали. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Тамара Александровна.

К. ЛАРИНА: Пожалуйста, Тамара Александровна, говорите, мы Вас слушаем.

СЛУШАТЕЛЬ: Я от всей души хочу поздравить Алексея Алексеевича Венедиктова.

К. ЛАРИНА: Да. Спасибо. Я за него рада.

СЛУШАТЕЛЬ: Это радио, которое я обожаю.

К. ЛАРИНА: Хорошо, а вопросы у вас есть телевизионные?

СЛУШАТЕЛЬ: Вопросов нет, я просто пользуюсь случаем.

К. ЛАРИНА: Хорошо, спасибо. Еще звонок пожалуйста, 2031922, алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте!

К. ЛАРИНА: Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Сначала хотел также поздравить Алексей Алексеевича и передать ему всех благ.

К. ЛАРИНА: Хорошо, спасибо, передадим. Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ: Это Тихон из Копейска.

К. ЛАРИНА: Тихон, там у вас дети плачут?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, ребеночек у меня.

К. ЛАРИНА: Сколько лет-то?

СЛУШАТЕЛЬ: Ему вот в ноябре годик был.

К. ЛАРИНА: Телевизор смотрит?

СЛУШАТЕЛЬ: Телевизор смотрит. Да, кстати, реклама нравится.

К. ЛАРИНА: Ага. Повторяет что-нибудь уже?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, в принципе да, бывает.

К. ЛАРИНА: Тихон, я вот хочу тоже как раз обратить внимание, как дети реагируют на рекламу, да, Ир? Просто замирают так стоя, замирают, и смотрят, пока реклама не закончится.

СЛУШАТЕЛЬ: Хотел Ирину спросить – как она относится к тому, что дали премию «Золотое перо» журналистке с «Первого канала», не помню как, Андреева, по-моему.

К. ЛАРИНА: Это когда дали?

СЛУШАТЕЛЬ: Где-то недельки три, по-моему, у Вас в новостях об этом говорили.

К. ЛАРИНА: «Золотое перо»? Тихон, я такой информации не помню, спасибо Вам за вопрос. Как-то мне неудобно, ты уверена, что это именно «Золотое перо»?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я не уверена, если даже и дали, то что здесь обсуждать?

К. ЛАРИНА: «Золотое перо», оно же пишет?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это неважно.

К. ЛАРИНА: А хотя Венедиктов у нас тоже получал «Золотое перо»!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, и кстати, Леонтьев в свое время тоже получал.

К. ЛАРИНА: Но он писал что-то, пописывал.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, он уже получал, когда работал на канале…

К. ЛАРИНА: Рупором

И. ПЕТРОВСКАЯ: программа, которая у него называлась тоже, по-моему, «Однако». Не помню сейчас точно, но, по-моему, «Однако». Ну, дали и дали – каждая премия радует того, кому эту премию дают. Кстати, у меня тоже есть «Золотое перо». То есть золотого пера нету как такового, а премия была присуждена к 98-м году. Но только лишь одно могу сказать – приятно.

К. ЛАРИНА: Еще звонок, пожалуйста. 2031922, алло, здравствуйте! Алло!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло!

К. ЛАРИНА: Да, да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня вопрос.

К. ЛАРИНА: А как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ: Василий Иванович.

К. ЛАРИНА: Василий Иванович, здравствуйте. Пожалуйста. Говорите. Мы Вас слышим.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня вопрос к госпоже Петровской. Будьте любезны, создается полное впечатление, что Михаил Леонтьев психически нездоровый человек.

К. ЛАРИНА: Василий Иванович, я вас отключаю. Вот чего-чего, а диагнозы мы с Вами ставить не будем. Я Вас умоляю.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, обсуждать психическое здоровье – это за рамками нашей программы.

К. ЛАРИНА: У нас есть передача медицинская…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, да.

К. ЛАРИНА: Туда обратитесь.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И журналов много тоже этого направления.

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это «Эхо Москвы»?

К. ЛАРИНА: Да. Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Дмитрий, я из Ленинграда. У меня два вопроса.

К. ЛАРИНА: Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Первое. Кому принадлежит канал СТС, если это не секрет? Второе. Кому принадлежит канал ТНТ? Где идут передачи, такие, как «Дом» и «Последний герой»?

К. ЛАРИНА: Спасибо, Дмитрий.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Значит, «Последний герой» идет на «Первом канале», закончится под Новый год, по-моему. И, по-моему, они вообще заканчивают этот проект.

К. ЛАРИНА: Но они уже один раз пытались его закончить.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Один раз пытались. Был конец игры, и вот сейчас еще один, последний, решительный бой. Но там будет что-то такое же экстремальное, и связанное с пребыванием на каких-то безумных экзотических островах и преодолением жары, москитов, голода и так далее. «Дом» идет на канале «ТНТ», причем уже незнамо сколько, чуть ли не полгода. Никак они его не достроят и не влюбятся окончательно. И не получат.

К. ЛАРИНА: А кто кому принадлежит?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Кто кому принадлежит. Канал «СТС» принадлежит такой «Альфа Медиа групп», по-моему, называется, это «Альфа-банк» вообще, это Фридман… Ну там, как всегда, создаются определенные структуры, и американцы там есть, насколько я знаю. «ТНТ» - сейчас не могу точно сказать. Раньше он входил в единый холдинг с НТВ и там, значит, соответственно был и «Газпром» наверное, да, и «Мост Медиа». Но сейчас просто не помню. Я как-то отошла от этой тематике в первой половине своей профессиональной деятельности, я очень внимательно следила за передвижением владельцев – кто, кому, чего продавал, кто у кого что покупал и т.д. Но, во всяком случае, присутствие на канале СТС иностранного капитала, и вообще, присутствие иностранцев – оно очень позитивное. Я была вот не так давно в Эстонии, там, например, все газеты принадлежат шведам, норвежцам. И это очень хорошо, потому что у иностранного владельца есть, в общем, как правило, одна цель – чтобы издание приносило прибыль. И, таким образом, это избавляет журналистов от участия впрямую в политических каких-то играх, либо обслуживания власти или олигархов, что одинаково отвратительно.

К. ЛАРИНА: Все?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Все, закончила, да.

К. ЛАРИНА: Ну что, еще один телефон что ли включить? Потому что я параллельно смотрю пейджер, но ничего там нового не нахожу, к сожалению. Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый день! Здравствуйте, Ирина и Ксения! Хотел бы у Вас спросить. По телеканалу СТС идет программа… Меня Виктор зовут.

К. ЛАРИНА: Да, Виктор.

СЛУШАТЕЛЬ: «История в деталях». И особенно хотелось бы услышать Ваш комментарий по поводу выпуска, где участвовали Вы. Вам понравилось это? Алексею от меня привет и мои поздравления.

К. ЛАРИНА: Спасибо, Виктор.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо. Очень хорошая, мне очень нравится программа «История в деталях», она какую-то соблюдает золотую середину. Она не впадает в желтизну.

К. ЛАРИНА: Такой «Караван историй».

И. ПЕТРОВСКАЯ: Она… Да, в общем, наверное. Хотя я участвовала… Там есть разновидности «Истории в деталях». Вот это называется «История в деталях: Монолог».

К. ЛАРИНА: Ты там про что? Про личную жизнь? Про мужей?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, нет, исключительно о профессии.

К. ЛАРИНА: Ааа…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Вообще, ни одного вопроса не было про личную жизнь и мужей, как ты выражаешься, и детей. Исключительно от телевидения и, кстати сказать, о политике, о том, что сегодня со многими журналистами происходит. Все это довольно откровенно. Это в целой цепочке, я посмотрела, там целый цикл, где участвовали Кара-Мурза, и Доренко, и многие другие какие-то там журналисты и политики, и Киселев кстати, Евгений. Это хорошо, на мой взгляд, сделано, хотя там, у меня, может быть, какие-то там небольшие претензии по монтажу, но, в целом, ничего не искажено и я-то была уверена, но канал не политический, и сегодня особенно на эти темы не принято говорить, скажем, политика и телевидения. Вот целый блок этот остался. Поэтому я вполне довольна участием в программе «История в деталях».

К. ЛАРИНА: Мне тоже нравится эта передача. Мне нравится, у них там подбор хроники очень интересный всегда, когда они рассказывают про каких-то вот актеров. Симпатичные.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И там очень хорошие интервью, и есть просто очень хорошие интервьюеры. Помню, на «ТЭФИ» была выдвинута программа с Вией Артмане. И я на других каналах такого проникновенного и глубокого интервью не встречала и не видела. Так что отношусь хорошо, и относилась, кстати сказать, хорошо до того, как меня в этой программе задействовали. Собственно говоря, именно поэтому я и пошла в нее.

К. ЛАРИНА: А после этого я стала относиться еще лучше, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я отношусь так же хорошо. Но здесь не та история, что «А! сняли! И теперь она ее похвалит!». Нет. Идешь на ту программу и в ту программу, которой ты доверяешь и к которой относишься нормально и знаешь, что тебя не выставят идиотом и после тебя не пойдет какой-нибудь там «Паук», например.

К. ЛАРИНА: Ир, после тебя точно «Паук» не пойдет. После тебя пойдет программа «Кремлевские палаты», затем будет Александр Калягин, затем будет Владимир Зельдин, я думаю, что такая компания тебе…

И. ПЕТРОВСКАЯ: А потом уже «Паук»!

К. ЛАРИНА: А потом уже Паук! Компания такая тебя устраивает. Спасибо большое, до встречи через неделю! Ирина Петровская, пока!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024