Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2004-11-20
К. ЛАРИНА: Доброе утро, добрый день! А то у меня уже язык заигрался на всех каналах, все подряд! Но Вы поняли, это программа «Человек из телевизора», Ирина Петровская здесь в студии, и Ксения Ларина. Наш пейджер 9742222 для абонента «Эхо Москвы». Телефон прямого эфира 203 19 22. Вопросы в Интернет уже пришли… Давай сразу с вопросов начнем.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Давай!
К. ЛАРИНА: Что бы нам вообще…
И. ПЕТРОВСКАЯ: Хозяин - барин…
К. ЛАРИНА: «Смотрю русское телевидение, - пишет нам Юрий Коломеец, студент из Англии, - и не могу избавиться от впечатления, что передо мной кривляются дети. Особенно это касается программы «Время». Хотелось бы узнать ваше мнение по этому поводу».
И. ПЕТРОВСКАЯ: Но, если говорить о программе «Время», то у меня нет ощущения, что там дети кривляются. А наоборот – по-моему, вполне взрослые люди делают что-то, отличное от новостей, в том смысле, в каком мы привыкли за истекшие десятилетия. Что касается детей, то, конечно, довольно много площадок, где есть ощущение, что кривляются дети. Но как ему программа «Время» вот показалось такой – мне…
К. ЛАРИНА: Может, это какая-то конкретная программа?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, не знаю…
К. ЛАРИНА: Владимир Александров, аспирант из Ростова-на-Дону: «Уважаемая Ирина Евгеньевна! Озвучьте, пожалуйста, свое мнение по поводу первой части фильма Якубовича «Одесса – сентиментальное путешествие». Как сказал мой папа, Якубовича там было больше, чем Одессы. О таком городе, в котором провела юность моя мама, Якубович рассказывал как-то нудно и неинтересно. Вы согласны?»
И. ПЕТРОВСКАЯ: Я согласна. И я вспомнила фильм, который показывали, по-моему, перед летом на канале «Культура». Назывался он… как он назывался-то… «Сделано в Одессе», по-моему. Но, может быть, я ошибаюсь. Это по своей Одессе водил зрителей…
К. ЛАРИНА: Жванецкий?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, не Жванецкий, а Роман Карцев. И там была вот эта энергетика. Начиная с этого характерного говорка одесского, который у Романа Карцева в принципе есть, но еще когда он оказался на своей почве, он вернулся к нему. И включая самые неожиданные встречи на улице, когда просто входили в кадр люди и вот тоже в своей характерной одесской манере общались, ну и плюс естественно очень много было рассказано Карцевым о самом городе. Здесь мне тоже показалось, что Леонид Аркадьевич делал это вот с таким холодным глазом, хотя он очень аппетитно…там был один кадр… когда вот он был в своей тарелке, очень аппетитно ел одесский борщ с пампушками. Ну, и пожалуй, все. Все остальное, во-первых, известно, а, во-вторых, действительно это можно было бы согреть и одухотворить присутствием неравнодушного к этому городу человека. Здесь было все-таки ощущение некой отстраненности.
К. ЛАРИНА: Кстати, свое мнение высказать по поводу этой программы вы можете лично Леониду Аркадьевичу Якубовичу, который завтра будет гостем программы «Телехранитель», гостем Елены Афанасьевой. Так что можете там по этому поводу поговорить.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Тем более, да… А вот в «Поле чудес»… Я вчера почему-то посмотрела целиком очередной выпуск «Поле чудес» и все-таки он действительно абсолютно мастерски ведет эту программу, потому что, вот, мне кажется, другой бы человек на месте Якубовича уже давно бы палкой по башке треснул людей, потому что до последнего не угадывать, когда есть уже все буквы и, тем не менее, не угадывать до последнего…
К. ЛАРИНА: Да они не хотят!
И. ПЕТРОВСКАЯ: Незнакомое слово…
К. ЛАРИНА: Они хотят подольше там!
И. ПЕТРОВСКАЯ: Или подольше, или еще три шкатулочки получить, потому что… Две шкатулочки, когда угадываешь три буквы подряд. Но, в общем вот, бывают такие ситуации, как бы люди многие не относились к «Полю Чудес», к Якубовичу… Все равно. Вот единство места и человека. Человек красит это место. Безусловно, он «Поле Чудес» давно уже превратил в некое дополнительное шоу. Главное, действительно, не то, что угадывают, а как себя люди из глубинки, из провинции часто проявляют. Это бывает ужасно смешно.
К. ЛАРИНА: Ирина, ваше впечатление от «Школы злословия» с Сергеем Ястржембским, - просит поделиться впечатлениями своими Анна, москвичка. Я не видела, к сожалению…
И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, Сергей Ястржембский, естественно, в силу того, что он дипломат с большим стажем и чиновник с большим стажем, не раскрылся нашим девушкам ведущим, чем их тоже достаточно раздражал и в конце они высказали это раздражение, что вот, «за кого Вы нас принимаете», и что он не говорит о себе правды и не бывает естественным. Но, девушки, либо не берите тогда такого героя, либо сделайте все, чтобы его каким-то образом все-таки раскрыть и сделать более-менее похожим на человека. Конечно, у Ястржембского такая школа, что, не знаю, что может его вывести из себя, я имею в виду, из себя, вот этого, застегнутого на все пуговицы. Даже когда он сообщал о себе какие-то вещи более или менее такие человеческие, все равно, он ни на секунду не забывал о том, что он в первую очередь функция, а во-вторую очередь – человек.
К. ЛАРИНА: Но это его право.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Безусловно. Или же, или – сделайте как-то так, чтобы вывести его из себя, например, да. Но что тоже наверное очень сложно. Журналисты, когда он был пресс-секретарем Ельцина, пробовали – ничего не получилось.
К. ЛАРИНА: Вопрос от Ольги из Москвы: «Вчера посмотрела фильм по НТВ про женщин-смертниц. Недавно похожий фильм с теми же героями шел по «России». Разница лишь в том, - пишет Ольга, - что НТВ представило шахидок как жертв, вынужденных делать это под давлением, а Второй канал снабжал слова исповедующейся смертницы комментариями специалиста о том, что она говорит неправду, что сама сознательно шла на этот шаг. Видели ли Вы эти фильмы? Каково Ваше отношение к ним? Почему такая разная информация? Кому верить?»
И. ПЕТРОВСКАЯ: Я видела эти фильмы и ни в коей мере не берусь судить, кто в какой степени прав, потому что, скажем, вчерашний фильм, поскольку он просто ближе по времени – там рассказано о тех девушках, которые должны были взорвать… То есть, даже не то, что рассказано, а показано: там есть в частности интервью с вот этой вот девушкой Мужахоевой, которая должна была взорвать кафе на Тверской, но не стала этого делать – ее вовремя обнаружили. И так, если помнишь, взорвался взрывотехник только.
И, конечно, у этих девушек, как мне показалось, и это рассказано в этом фильме, вполне драматичная история. Каждая драматичная история собственной жизни, своя в жизни трагедия, которой пользуются, и это бывает всегда и во всем мире, специальные люди, которые на этом играют и привлекают таким образом этих девушек к исполнению вот этой вот страшной миссии. Не дай Бог оказаться ни на их месте, ни рядом с ними. Просто это с точки зрения информации мне кажется довольно любопытным. А как бывает в разных случаях – наверное, кто-то идет осознанно. И там рассказана история другой шахидки, которая это делала вполне осознанно.
А кто-то так, по молодости, по, наверное, можно сказать, глупости, по нищете невероятной… В первую очередь всегда играют на этом: на нищете, на том, что погибли родственники; первая любовь неудачная, и много-много разных причин, которые заставляют этих девушек забыть обо всем и идти на такие вещи. Очень сложно судить, потому что это все из категории «жизнь-смерть», да, и вот однозначно сказать, что они говорят неправду – я не могу.
К. ЛАРИНА: Но что касается самого жанра документалистики телевизионной, мы уже об этом много говорили, и вот кстати я читала анонсы твои в «Известиях» на следующую неделю. Просто вот… «Фильм на фильме и фильмом погонят» документальный…
И. ПЕТРОВСКАЯ: И более того. У меня такое ощущение, что есть какой-то общий, хотя такого нет, разумеется, но некий штаб, продюсерский центр, который на все каналы распространяется… И, более того, дублируют: «У вас Сталин – у нас Сталин», «У вас Хрущев – у нас Хрущев», «У вас шахидки – у нас шахидки». И даже вот дневные ток-шоу… Тут у меня была возможность посмотреть. Очень смешно. Темы практически переходят из одного дневного ток-шоу, с одного канала на другой – и обсуждаются. Можно ли рожать от нелюбимого мужчины? Можно ли воспитывать ребенка одной, там, или одному папе, и так далее. Вот ощущение абсолютное, что кто-то один это все планирует и дублирует по каналам. На самом деле, мне кажется, что темы иссякают. Уже все, что можно, обсудили, а надо еще все-таки эфир заполнять каждый день.
К. ЛАРИНА: Ира, я знаю твое отношение к «Грехам отцов», которые тебя вообще повергли в состояние кошмара на улице города, но, тем не менее, очень много вопросов по поводу странного, как пишут наши слушатели, неожиданного окончания этого сериала. Известно ли тебе что-нибудь? Пишут, что досрочно закончился сериал «Грехи отцов».
И. ПЕТРОВСКАЯ: Я вам честно скажу…
К. ЛАРИНА: Это СТС…
И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, я, к сожалению, как-то вот упустила этот вот трагический момент, что он досрочно закончился. Насколько я помню, хотя я могу ошибаться, вот не ручаюсь сейчас, что он все-таки не сделал, не взял того рейтинга, который был запланирован, и, по-моему, его начали переносить по сетке. Но, может быть, я ошибаюсь. Но так бывает. Если вы помните, совсем недавно вот, как раз перед «ТЭФИ», Первый канал запустил повторно, стал показывать сериал «Участок». И если во время премьерного показа в прошлом году, «Участок» взял что-то небывалый какой-то рейтинг, такого вообще не было в истории сериалов, половина всего населения, которая включала телевизор, смотрела этот сериал. В этот раз он вдруг провалился, потому что на «России» очень скоро пошел «Штрафбат», и канал был вынужден вообще отменить через какую-то серию показ «Участка», и показали вначале «72 метра», а потом перешли к «Московской Саге».
К. ЛАРИНА: Что за…
И. ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, извини, и еще любопытно, скажем, что «Бедная Настя», которая прошла с необыкновенным успехом, премьерный показ был на СТС…
К. ЛАРИНА: Провалился на «России»…
И. ПЕТРОВСКАЯ: Да. Абсолютно провалился на «России». Его тоже переносили по разным клеточкам и в результате, по-моему, теперь показывают утром или где-то днем.
К. ЛАРИНА: Я забыла, что у тебя хотела спросила, но на другой вопрос наткнулась: «Понравилась ли Вам программа Швыдкого «Культурная революция», последняя?» Судя по всему, как пишут наши слушатели, там речь шла о «Штрафбате», но я не видела эту…
И. ПЕТРОВСКАЯ: И я, к сожалению, вот в этот раз пропустила…
К. ЛАРИНА: Там дискуссия вокруг «Штрафбата», - просит нас оценить эту передачу…
И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, понятно какая дискуссия, она сейчас продолжается.
Что авторы фильмов во многом отступили от исторической правды – мы уже об этом говорили. Вероятно, так оно и есть. Но в то же время я слышала разные мнения и, включая мнение фронтовика Бориса Васильева, например, который очень высоко оценил этот сериал, несмотря на то, что он тоже видел отступления от исторической правды. Видимо, там есть некая художественная правда и достоверность…
К. ЛАРИНА: Что сильна художественная правда, что она не требует подтверждения от правды реальной, да?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Исторической?
К. ЛАРИНА: Да. Кстати, закончилась «Московская Сага», и вчера или позавчера был этот фильм о фильме…
И. ПЕТРОВСКАЯ: Да…
К. ЛАРИНА: То, что очень модно…
И. ПЕТРОВСКАЯ: Позавчера.
К. ЛАРИНА: … сегодня стало, да. И там как раз режиссер Дмитрий Барщевский все время в качестве главного аргумента, что это хорошо, говорил о том, что все настоящее. Что вот если у нас тут танк такой-то, то будьте уверены, что он именно такой-то. Вот это как раз меня и удивило в этом фильме, вот это странное сочетание абсолютной правды и всего такого настоящего, что касается как бы там декораций, наверное, танков, одежды, погон и прочей атрибутики и при этом абсолютная фальшь все, что касается человеческих отношений. Вот это вот три вещи совершенно несочетаемые. А «Штрафбат»? Да, наверное, там можно найти этих блох, то, что касается правды исторической. Но при этом настолько сильно этот фильм сделан такой пронзительный и художественно сильный, что, конечно же, об этом не вспоминаешь. Я не знаю, согласна ли ты…
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я абсолютно согласна. Вот в том-то все и дело, что в какой момент, если есть вот эта вот художественная сила, то ты забываешь или даже перестаешь думать, о том, достоверно это или недостоверно. Все дискуссии вокруг «Московской Саги» ведь вертятся как раз вокруг этого. В какой степени Сталин похож на Сталина, Берия на Берию. В конце концов, если бы были эти сильные роли и сильные образы, наверное, этот вопрос бы и не возникал.
К. ЛАРИНА: Конечно.
И. ПЕТРОВСКАЯ: А здесь вот, меня, например, совершенно поразил этот момент с Берией, когда он получается благородным джентльменом. Потому что не стали, естественно, щадя чувства зрителей, показывать сцену грубого изнасилования Елки Градовой, внучки профессора Градова, которая оказалась у Берии. Выяснилось, что просто вот Берия объясняется ей в любви: красивая ваза, элегантный мужчина, а потом он говорит: «Приходи, потому что, типа, я тебя люблю». Это уже не просто, извините меня, какие-то там блохи и детали, это уже явное противоречие исторической правде и правде личности этого действительно страшнейшего человека.
К. ЛАРИНА: Мы продолжим наш разговор после выпуска новостей. Телефон включим обязательно. Напомню номер: 2031922.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА: Мы продолжаем нашу телевизионную радиопрограмму. Здесь, в студии, Ирина Петровская и Ксения Ларина. Напомню еще раз номер нашего пейджера – 9742222 для абонента «Эхо Москвы» и телефон, сейчас будем включать, телефон прямого эфира 2031922. И еще такой вопрос Ирин, задам про программу Михаила Швыдкого на СТС. Просит Таня об этом сказать. «Жизнь прекрасна» называется эта программа.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Я видела один выпуск пока что. А по-моему, вышло к сему моменту два. Мне показалось, что он такой очень энергетически наполненный, что там многие поют живьем,
К. ЛАРИНА: Живенько так.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Живенько…Сам Швыдкой необыкновенно живой. Например, меня восхитило, как он под козинское танго «Осень, прозрачное утро» подхватил Аллу Духову и выдал такое просто знойное танго. Подумал – кто еще вот из ведущих может так просто сымпровизировать, причем сымпровизировать очень качественно. Поэтому, мне кажется, что это вполне удачно. Именно то, что это канал такой не пафосный, как была «Россия». Там нет этой вот пафосной студии Большого зала. А есть ощущение…
К. ЛАРИНА: Нет большой советской Родины
И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, большой советской Родины… Вот такого концертного зала «Россия». А есть ощущение… Действительно, по-моему, в прошлый раз ты сказала, что вот такая атмосфера, близкая к «Гавани».
К. ЛАРИНА: Да.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Но вот просто на «Гавани» было больше людей, что называется, «из простого народа», и это иногда дополнительные краски какие-то вносило. Здесь в основном поют, разумеется, люди профессиональные, но тем не менее… Сама атмосфера вот такой вот дружеской посиделки очень симпатичная в этой программе. И еще симпатично то, что она довольно долго длится и поэтому это дает возможность и спеть эти песни по новой, послушать, как это пели в оригинале исполнители и поговорить в связи с песней об особенностях эпохи. По-моему, очень неплохой проект.
К. ЛАРИНА: Жалко, что я не могу его не досмотреть уже…
И. ПЕТРОВСКАЯ: Действительно, там слишком часто повторяют, что жизнь прекрасна. Но… Понятно, что это такой слоган, и всякие перебивки-переходы от одной песни к другой должны сопровождаться еще какими-то общими словами. Но в целом очень симпатично.
К. ЛАРИНА: Но она теперь будет выходить по воскресеньям утром, эта передача…
И. ПЕТРОВСКАЯ: И длится она два часа…
К. ЛАРИНА: Жалко, раньше… Ну что, давай мы телефон, послушаем, Ир. Пожалуйста, 2031922 – телефон прямого эфира, можно задавать свои вопросы, высказывать свое мнение по любой телевизионной теме. Сделайте это. Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Доброе утро, Ксения! Доброе утро, Ирина!
И. ПЕТРОВСКАЯ: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Это Георгий Васильевич. Я очень коротко. Поскольку о «Московской саге» говорить даже как-то неприлично.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Неприлично, я с вами соглашусь.
СЛУШАТЕЛЬ: Есть два кратких момента. Конечно, заговор 1962 года по России был.
К. ЛАРИНА: Так.
СЛУШАТЕЛЬ: Это потрясающее!
К. ЛАРИНА: И второе быстренько, Георгий Васильевич.
СЛУШАТЕЛЬ: И второе то, что это сериал, который прошел по НТВ, старый, но прекрасный, это «Господа офицеры»… Я до этого не видел. Финал его меня потряс. Это, я не знаю, при всей моей любви к боевикам… Это прекрасная вещь!
К. ЛАРИНА: Спасибо.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, кстати, «Господа офицеры» и в первый раз очень хорошо прошли, и во второй, в отличие от «Участка», да. Я бы хотела вернуться к «Московской Саге». И во-первых, я не считаю, что неприлично о ней говорить. Мне кажется, поскольку она своей рейтинг уже выбрала, закончилась, все у нее хорошо и успешно…
К. ЛАРИНА: Нет, это не кончается!
И. ПЕТРОВСКАЯ: Сегодня, последний уже удар…
К. ЛАРИНА: Последний хлопок!
И. ПЕТРОВСКАЯ: Второй покажут… Да, при всем при том, действительно здесь есть несколько, как минимум, две важные вещи. Угадан, просчитан, не знаю – что угодно, вот этот вот изменяющийся, меняющийся интерес зрителя от боевика, от страшилки, от чистой бытовухи вот к такому историческому повествованию через судьбы людей. Это важно, согласись. Второе: что после очень долгого перерыва, вернулись к теме сталинских репрессий. Опять же, сейчас я оставляю за кадром как это сделано, как об этом рассказано, но, тем не менее… было ощущение, что этот период истории вот так вот искусственно отсекается и замалчивается. И вот сейчас пойдут «Дети Арбата» с понедельника. Это, в общем, примерно тот же самый период истории. Думаю, что интерес будет не меньший. Ну, а все остальное – почему это не стало действительно телевизионным событием, почему это не стало…
К. ЛАРИНА: Художественным событием?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Художественным произведением, о котором можно говорить именно с точки зрения его художественности. Но это, очевидно, на совести его создателей. И меня, например, не шокировала, но неприятно удивила последняя серия, когда они дописали линию судьбы…
К. ЛАРИНА: Жуть!
И. ПЕТРОВСКАЯ: … всех своих героев, то, что не сделал автор.
К. ЛАРИНА: Жуть!
И. ПЕТРОВСКАЯ: Интересно, как автор к этому отнесся. Причем это дописано это было настолько ходульно и кондово, включая диалоги. Вероника говорит Вадиму: «Будь со мной!». А он молчит, и потом говорит: «Я просто не привык к счастью». Ну, мне сложно представить, что люди…
К. ЛАРИНА: А Нина Градова, которая встретили 91-й год на баррикадах у Белого дома, читала свои стихи и умерла с успокоившимся сердцем, что «Россия, мол, в надежных руках».
И. ПЕТРОВСКАЯ: В надежных руках Бориса Николаевича Ельцина, а муж Сандро стал участником бульдозерной выставки и так далее. В общем, вот это мне кажется вещи совершенно недопустимые…
К. ЛАРИНА: В такое мыло превратилось все!
И. ПЕТРОВСКАЯ: Можно дописывать, наверное, какие-то отдельные ответвления в судьбах, убирать характер… Понятно, что экранизация – у нее свои законы. Но вот это вещь, мне кажется, какая-то уже совершенно запредельная. Если ты заметила, Василий Павлович, автор, там присутствует исключительно в фильме «О фильме». Да, как статист. Его показывают, что он приходил на съемки.
К. ЛАРИНА: А закадровый текст там совсем другой. Он там ничего не говорит.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Вот именно. Или говорит, но что-то «Здрасьте!», говорит он актеру, здоровается. И там какие-то необязательные слова. А вот свое мнение о сериале он не высказывает и, мне кажется, это тоже о многом говорит. Потому что, повторю: обычно мы имеем дело с экранизацией произведения, автор которого давно уже ушел в мир иной. Здесь мы имеем дело, наоборот, слава тебе Господи, с живым автором, который, наверное, имеет право в том числе и на трактовку в кино образов своих героев. Он это все придумал, написал и уж тем более вот такая вот вольность с судьбами, мне кажется, мало допустима. Тем паче, что он собрался сам, по-моему, дописывать свою «Сагу».
К. ЛАРИНА: Я думаю, что теперь он откажется от этой мысли.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, теперь, может быть, и да, потому что он мог проникнуться некоторым отвращением к ряду героев, им сотворенным.
К. ЛАРИНА: А ты видела самого… образ Василия Павловича Аксенова в фильме? Кулагин там прошелся буквально тридцать секунд. Я не поняла, для чего это было сделано.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Видела, и совершенно непонятно…
К. ЛАРИНА: Вдоль забора прошелся артист Кулагин …
И. ПЕТРОВСКАЯ: От имени, там же авторское повествование ведется от имени постаревшего уже Бориса Градова, который должен сообщить, что друг Вася…
К. ЛАРИНА: В сущности все хорошо.
И. ПЕТРОВСКАЯ: … нет, друг Вася будет писать роман о клане Градовых. В общем, честно говоря, это уже было анекдотично, все это выглядело, последние серии, не говоря уж о том, что действия-то нету, а просто на картинках рассказывается о том, что стало с тем или иным героем.
К. ЛАРИНА: Я надеюсь, что все-таки благополучно забудут об этой экранизации, ей-богу. Вот в этом сила телевидения: что все, что прошло и закончилось, ну поговорят еще какое-то время, а потом все закончится. И будут новые кумиры.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Но дело в том, что, поскольку, все-таки согласись, нечасто о сериалах говорят столь заинтересованно и подробно, сколько уже это длилось, и в каждом нашем эфире радиослушатели хотят высказывать свое мнение, так или иначе, мы к этому обращаемся. И отдельные статьи уже появились в прессе. Это говорит все-таки о том, что что-то такое этот сериал уловил, нащупал, и в том числе изменение зрительского интереса и взгляд в эту сторону, в сторону собственной истории человеческих персонажей. Значит, что-то все-таки удалось, поэтому я не стала бы так столь однозначно говорить о том, что это неприятно, страшно и прочее.
К. ЛАРИНА: Ира!
И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, бывают блины комом.
К. ЛАРИНА: То, что касается финальной серии, это просто безобразие. Как ты говоришь, «ходульным языком» дописанное.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Это я о том же самом и сказала.
К. ЛАРИНА: Что касается песни в исполнении многоуважаемого Иосифа Давыдовича Кобзона – это такое вот средоточие пошлости по всем параметрам – и по тексту, который написал Николай Добронравов, и по манере исполнения в лучших советских традициях.
И. ПЕТРОВСКАЯ: А журбинская музыка хорошая, на мой взгляд, в основном. Хорошая музыка Журбина. Так что есть плюсы, их, может быть, меньше чем минусов, но, тем не менее, еще раз повторю. Что-то угадано, это вот легло, прошло, слава тебе Господи. Ну, будем дальше ждать. И только вот я боюсь…
К. ЛАРИНА: «Дети Арбата»…
И. ПЕТРОВСКАЯ: «Дети Арбата», а дальше пойдет, как обычно, да, таким сплошным потоком, эта тема…
К. ЛАРИНА: И сталинская тема превратится в мыло!
И. ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно. Вот это вот самая опасность большая, поскольку это не материал для «мыла».
К. ЛАРИНА: Ну что, мы телефон опять включаем. 2031922, пожалуйста, говорите что хотите, или спрашивайте. Алло, здравствуйте:
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Наталья, я из Москвы.
К. ЛАРИНА: Здравствуйте, Наталья.
СЛУШАТЕЛЬ: Я бы хотела спросить у Ирины – вот три раза подряд, случайно, на прошлой неделе посмотрела программу «Однако», просто время так совпало и телевизор работал. И одно и то же. Вроде аналитическая должна быть. Ющенко страшный, за ним фашисты… И уже знаете, на третий раз было даже смешно немножко. Ничего не менялось: одно и то же, одна и та же информация три раза подряд. Вот как вы думаете, что он – он думал, что он как Кашпировский гипнотизирует, или… ну правда, было очень смешно.
К. ЛАРИНА: Понятно, спасибо, Наталья за Ваше мнение! Ирина, у тебя такое же мнение?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, абсолютно. Дело в том, что эта неделя последняя перед вторым туром украинских выборов и снова началось это вот массированное давление на избирателя, зрителя по поводу того, что, скажем, дебаты однозначно выиграл Янукович. Потом можно было включить новости НТВ и услышать мнение, что… эксперты ведь по-разному оценили. Кто-то сказал, что выиграл Янукович, кто-то – Ющенко. Здесь была вот просто такая однозначность. Все сюжеты в программе «Время» опять сделаны в лучшей пропагандистской манере. Я, честно сказать, не могу понять, зачем все это нужно, тем более, что это другая страна при всем при том, Украина. Первый тур уже показал, что ребята – ваши пропагандисткие политтехнологические штучки не работают на этой территории, в этой стране, а может быть, если и работают, то с противоположным знаком, вынуждая избирателей украинских просто из чувства протеста голосовать не за того, за кого нам, извините, все время навязываете. И потом мне показалось, что они сейчас должны успокоиться. Первый тур – это, в общем, пощечина нашим политтехнологам, которые посчитали украинский народ за такое быдло, который пойдет за ним, как за крысоловым, как крысы на дудочку. Не пошли.
К. ЛАРИНА: Нет, смотри, перед вторым туром опять в меньшей степени, меньше бесстыдства в этом было. Но, тем не менее, все равно опять эти пропагандистские штучки пошли в ход. Сегодня день, когда уже нельзя агитировать за кандидатов, надеюсь, что этого и не будет. А завтра будет результат, вот тогда это очень интересно будет посмотреть, как начнут те же наши любимые аналитики, включая Мишу Леонтьева из «Однако», это комментировать.
Еще звонок. Пожалуйста, 2031922 – напомню телефон прямого эфира. Алло, здравствуйте! Как зовут вас?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Нина Михайловна.
К. ЛАРИНА: Пожалуйста, Нина Михайловна.
СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, может, мы немножко отошли от этой темы, но хотелось бы сказать по поводу сериала «Грехи отцов». Конечно, это второй раз СТС так поступает с нами. Если фильм шел в восемь вечера, и четверть сериала уже прошла, и вдруг переносить его на восемь утра! Вот я работаю – в восемь утра я в транспорте. Как-то знаете, согласитесь, это неуважительно!
К. ЛАРИНА: Спасибо, Нина Михайловна, понятна ваша реплика.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Соглашусь, Нина Михайловна, соглашусь – что это неуважение. Но дело в том, что СТС тем более в значительно большей мере, чем наши большие каналы, коммерческий канал, и, очевидно, там все напрямую зависит от этого самого рейтинга и, когда поняли, что он не достигает контрольной величины, то вот таким образом поступили. Но вот зрители, которые к этому привыкли и полюбили может быть даже, или как минимум просто начали следить за теми или иными судьбами героев, совершенно не виноваты в том, что остальные зрители с ними эту радость не разделили. Поэтому все-таки, наверное, канал должен придерживаться какой-то одной линии. Уж поставили ребята, так поставили! И показывайте дальше!
К. ЛАРИНА: Что бы не случилось.
И. ПЕТРОВСКАЯ: А если Вы произвели такой продукт, который не хочет смотреть зритель, как вы запланировали, значит, надо думать о том, чтобы качество его было более или менее пристойно в следующий раз.
К. ЛАРИНА: Следующий звонок, пожалуйста! Алло, здравствуйте!
Здравствуйте, как зовут вас?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Лена.
К. ЛАРИНА: Лена, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ: Почему мало, очень мало, и в прессе и везде говорите о «Штрафбате»? У меня родители были в штрафбате, и один из них живой. Изумительная вещь!
К. ЛАРИНА: Лен, мы не согласимся с вами. Мы очень много об этом говорили, когда фильм шел, и говорили в превосходных степенях об этом фильме и сейчас вдогонку сравниваем с фильмами, которые сегодня идут на эту тему, тему войны на различных каналах. Безусловно, «Штрафбат» выигрывает.
СЛУШАТЕЛЬ: Хотелось бы, чтобы вы передали, если это возможно, что есть такие мелочи, о которых мне рассказывала мама до последних лет жизни, что над ними просто все знающие могут только рыдать. Изумительный фильм!
К. ЛАРИНА: Спасибо, Лен, большое.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо!
К. ЛАРИНА: Думаю, Николай Николаевич действительно слушает наш эфир.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, мы много говорили. И, более того, и в прессе, кстати сказать, была довольно активная реакция, и дискуссии были, и мнения военных специалистов и историков, и мнения критиков. Так что вот уж что-то другое, но не «Штрафбат» обделен вниманием.
К. ЛАРИНА: И еще звонок, пожалуйста. 2031922. Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте, это радио «Эхо»?
К. ЛАРИНА: Это радио «Эхо».
СЛУШАТЕЛЬ: Мне очень хочется сейчас поговорить, там идет передача про кино…
К. ЛАРИНА: Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Прасковья Петровна.
К. ЛАРИНА: Прасковья Петровна, она не там идет, передача. Она идет сейчас, прямо здесь.
СЛУШАТЕЛЬ: Вот сейчас я очень хочу с вами поговорить!
К. ЛАРИНА: Вот вы и говорите!
СЛУШАТЕЛЬ: Я говорю? Я слышу там занято! Ну хорошо. Знаете, по какому вопросу?
К. ЛАРИНА: Да-да.
СЛУШАТЕЛЬ: Утром, очень рано, идут детские фильмы. И «Тимур и его команда», и все. У меня есть внук, который учится в пятом классе. Он приходит после 6-ти уроков и идут все фильмы, которые не поймешь какого возраста… Хулиганские, форменным путем! И я бы хотела эти детские фильмы передавать после 6-ти или утром, ну вот воскресное утро…
К. ЛАРИНА: Спасибо, Прасковья Петровна, я думаю, что вас слушают депутаты Государственной Думы…
И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну не депутаты, хорошо послушали бы руководители. Действительно, с детским вещанием у нас полная беда.
К. ЛАРИНА: Кстати, в шесть утра я с удовольствием собираюсь на работу по субботам и воскресеньям. Как раз для меня показывают эти фильмы детские, «Тимур и его команда», в 6 часов утра…
И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну вот я «Тимура» в последний раз видела на праздники или в каникулы…
К. ЛАРИНА: И в 6 утра?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, не в 6, в 8, что ли. Но предполагается, видимо, что дети должны вот в такую рань вскочить и заставить родителей вместе с ними вскакивать. А так в пять, в шесть часов идет то, что разумеется, не нужно ни детскому уху, ни глазу. Даже эти вот самые дневные или ранние праймовые ток-шоу, там есть вещи, которые не нужно слушать нашим детишкам. Хотя они стараются, конечно, не заходить за какие-то там рамки, но все равно, часто просто сами темы не располагают к тому, чтобы там были дети. Детское вещание – беда, проблема, не дают денег…
К. ЛАРИНА: У нас нету его!
И. ПЕТРОВСКАЯ: Его нету. В лучшем случае рано утром фильмы или мультфильмы, ну и по субботам и воскресениям какие-то отдельные вкрапления детских передач. Ну, и конечно, это огромная проблема.
К. ЛАРИНА: Был вот только Сергей Супонев, которого нет на свете уже, который этим занимался. У него это здорово получалось, поскольку он это дело любил. Он умел делать детские передачи привлекательными для рекламодателей, что тоже особый талант.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, поэтому, потому что главный аргумент, которым обычно пользуются руководители каналов, что это не рекламируемое производство. Рекламодатель туда не пойдет, а денег для того, чтобы так вот производить за свой счет тоже никто не дает. А я думаю, что это должно быть как госзаказ, это должно быть в лицензии определено у больших компаний. Их обязанность в процентном четком отношении прописанной просто на бумаге: сколько? Хотя бы государственные каналы обязаны производить детское вещание. Это просто действительно обязанность государственного в первую очередь телевидения, его ответственность.
К. ЛАРИНА: Еще звонок пожалуйста. Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день!
К. ЛАРИНА: Добрый день, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Олег, я из Москвы.
К. ЛАРИНА: Да, Олег.
СЛУШАТЕЛЬ: Будьте добры. Во-первых, впечатления о передаче «Ночной полет». Очень хорошая передача и цитата: «Читателей нужно считать не по количеству, а взвешивать». Это из Цицерона так привел Леонид Зорин.
К. ЛАРИНА: Так.
СЛУШАТЕЛЬ: И во-вторых, по разговору. Однажды в одной из программ обнаружилось, «Чук и Гек» – в три часа ночи.
К. ЛАРИНА: Да что Вы?
И. ПЕТРОВСКАЯ: Это просто совсем какое-то ноу-хау.
К. ЛАРИНА: Нет, это просто для тех, кто давно вырос и даже просто постарел. Бессонница. Но это произведение их детства. Я тоже недавно в ночи неожиданные самые вещи обнаруживаю. Что касается цитаты, что читателей нужно не считать, а не взвешивать, в этом есть, мне кажется, большая мудрость. Имеется в виду, что читателей или зрителей может быть, как понимаю, не очень даже и много с точки зрения зрительского и читательского поголовья, но каждый из них тянет на что-то. Не знаю, в каких единицах мерить. Я совершенно согласна, рейтинг – бездушная, абсолютная, количественная величина и зацикливаться на нем и говорить, что это измеритель зрительской любви, совершенно неправомерно. Это измеритель зрительского поголовья людей, которые включили телевизоры по какой-либо причине и не ушли, не переключили. Таких людей огромное количество. Телевизор работает как фон, но они, что называется, рейтинг дают.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Извини, можно я только скажу две еще программы, которые на этой неделе показались важными. Это спецвыпуск Савика Шустера, посмертно, да, памяти Ясира Арафата, когда он свел впервые двух бывших министров иностранных дел – Евгения Максимовича Примакова и Игоря Иванова, которые вспоминали о судьбе Арафата и о том, как мы к нему относились. Очень такая взвешенная политическая программа, каких у нас очень мало. И второе – я все больше подсаживаюсь на «Исторические хроники» Николая Сванидзе. И в этот раз был выпуск, посвященный 29-му году, году Великому Перелома, началу коллективизации, которая привела к страшнейшим последствиям. И эта история была дана через судьбу конкретного курганского крестьянина Малькова, его семьи. И было много свидетельств – выросших, уже постаревших детей раскулаченных. В общем, это очень любопытно, интересно, очень хорошо сделано. С какой-то очень хорошей интонацией, а следующий выпуск – 30-й год – будет посвящен Владимиру Маяковскому.
К. ЛАРИНА: Мы встретимся с Ириной уже через неделю, в программе «Человек из телевизора», и обсудим новые передачи, новые фильмы. Кстати, уже «Дети Арбата» пройдут первую неделю, надеемся, что нам повезет, поскольку произведение литературное очень хорошее.
И. ПЕТРОВСКАЯ: А теперь вот трудно даже об этом судить, надо опять перечитать. И очень страшно. Потому что тогда, как ты помнишь, это все было в новинку. Я помню, как в журнале «Дружба народов» же это печаталось, и ждали каждый месяца, когда придет журнал. Потом вся семья рвет друг у друга из рук – кто первый будет читать. Это было особое время, может, именно с этим связан флер этого романа. Поэтому хочется перечитать, но как-то страшновато.
К. ЛАРИНА: Но ожидание опять же, ожидание у меня связано с этой экранизацией, поскольку, во-первых, замечательный совершенно выбор актера на роль Сталина, Максим Суханов, во-вторых, Андрей Эшпай, все-таки очень тонкий режиссер. Вспоминаю эту его работу «Униженные и оскорбленные» с Настасьей Кински и Никитой Михалковым. То, что там играет Чулпан Хаматова в главной женской роли…
И. ПЕТРОВСКАЯ: … которая не сыграла в «Московской Саге» Нину Градову…
К. ЛАРИНА: Ну, я боюсь этих ожиданий.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Я тоже боюсь.
К. ЛАРИНА: Посмотрим. Спасибо Ир, до встречи!
И. ПЕТРОВСКАЯ: До встречи!