Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2004-11-13
К.ЛАРИНА: 11 часов 16 минут. Перед тем, как начать нашу телевизионную радиопрограмму, я хочу сообщить имена наших победителей, поскольку вы обижаетесь, если я этого не делаю. (перечисление победителей). А ты у нас Петровская осталась без подарков.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот я всегда так.
К.ЛАРИНА: Да. Участь твоя только.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ни на джазовый фестиваль, никуда. Ходишь, ходишь к вам …
К.ЛАРИНА: Итак, Ирина Петровская в студии – обозреватель газеты «Известия» и обозреватель радиостанции «Эхо Москвы». Мы говорим о телевидении во всех его проявлениях. И сразу анонсируем наш следующий эфир, который будет не через неделю, а прямо в понедельник, то есть послезавтра вечером. В рамках программы «Ищем выход» мы будем говорить об этике и эстетике, и морали телевизионного пространства. Я думаю, что нам придется поговорить и о тех поправках, которые приняли в первом чтении наши законодатели, да, Ир, по поводу насилия и жестокости и трупов. И, кстати, как раз один из законодателей к нам и пожалует в гости. Это будет Валерий Комиссаров – глава комитета по информационной политике.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, насколько мне известно, он как раз против этих поправок.
К.ЛАРИНА: Да, но проголосовал-то за. Там единогласно все сделали.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что это он член фракции «Единая Россия», там единогласно голосуют. Но сам он, в общем, по-моему, судя по его комментариям, против.
К.ЛАРИНА: Ну, посмотрим, что с ним до понедельника случится, в каком он состоянии к нам придет, какая у него будет позиция. И тогда на эту тему поговорим. Ну, а пока давайте начнем наш разговор. Я напомню, все средства связи, которыми мы располагаем в течение прямого эфира. Телефон 203-19-22. И номер нашего пейджера 974-22-22 для абонента «Эхо Москвы». И вопросы по Интернету, которые мне передали наши референты. Здесь есть несколько интересных вопросов. Ну, чуть позже я их в эфире озвучу. Но начнем мы по традиции с того, что уже написано. Что написано пером, то, как говорится…
И.ПЕТРОВСКАЯ: …не вырубишь уже, точно.
К.ЛАРИНА: Да. Итак, телевидение, которое само себя критикует, - тема очередного комментария Ирины Петровской в газете «Известия» в пятницу, вчера. По мотивам передачи «Сериальный отдел» - какое-то не очень красивое, по-моему, название, «Пяти вечеров».
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, да, в общем, это странная такая вещь. Все это связано опять-таки с «Московской сагой». Сколько прошло? Ну, чуть больше половины на прошлой неделе «Московской саги», и вдруг Первый канал вместе с программой «Пять вечеров» решает эту программу обсудить, высказать претензии к сериалу, наоборот, позитивные мнения. Все это происходит на самом же Первом канале, сериал не закончен. Я лично такого не помню. Притом что , в перестроечные времена, если ты помнишь, я думаю, что и наши слушатели помнят, показывали какой-то небесспорный фильм…
К.ЛАРИНА: А потом в студии собирались.
И.ПЕТРОВСКАЯ: …а потом в студии собирались специалисты, критики, историки.
К.ЛАРИНА: Кстати, и звонки принимали, это был прямой эфир.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно. Причем это очень хороший в принципе очень хорошая вещь. И я бы вот предложила Первому каналу после того, как закончится показ «Московской саги» на следующей неделе. А что, я думаю, что это будет грандиозный рейтинг. Очень многим телезрителям и нашим слушателям важно сверить впечатления. Это обычный эффект такой. Человек что-то посмотрел, он обменялся мнениями со своими близкими, со своими коллегами, соседями. Неоднозначная оценка. Он должен понять, он должен выслушать как аргументы за, так и аргументы против. Это просто интересно. Но…
К.ЛАРИНА: То, что у нас происходит.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но это должно быть. Возможно, съемочная группа в студии, критики, историки, потом ведь это же удивительный факт – обычно экранизация происходит в то время, когда автор, первоисточник романа уже давно ушел в мир иной. В данном случае прекрасная возможность пригласить живого и, слава тебе Господи, здорового автора Василия Павловича Аксенова и поговорить вообще об экранизации, о способах взаимоотношений кино и литературного первоисточника. Это, мне кажется, было бы интересно. Но то, что устроили в «Пяти вечерах», это, в общем была такая чуть-чуть завуалированная та же самая реклама, промоушн.
К.ЛАРИНА: Самореклама.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Очень смешно было сформулировано, что мы пригласили сегодня простых зрителей. И в простых зрителях сидели наши детективщицы – Маринина, Донцова.
К.ЛАРИНА: Лолита - главный простой советский…
И.ПЕТРОВСКАЯ: Лолита – простой советский зритель, тренер Александр Яковлевич Гомельский, ведущий Новоженов…
К.ЛАРИНА: Ну, там были какие-то люди, которые пытались какое-то свое мнение высказать, но как-то все это было пострижено.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но поскольку это же, мы понимаем, что запись и монтаж, то остались какие-то минимальные критические замечания, а в целом, это тоже очень смешно – в конце сами критики, подводя итог, говорили: «Фильм замечательный, смотрю с удовольствием, но какие-то мелкие блошки мы отыскали». И я поняла, что телевидение поступает часто, вот как раньше в советское время поступала советская реклама, рекламируя все, что угодно, и впаривая, извини за грубость, товар, иногда и залежалый, как правило, залежалый. Поэтому когда вот такая массированная реклама собственного продукта на телевидении, у меня всегда возникает подозрение – да что ж вы так, ребята, напрягаетесь? Ощущение такое, что тебе хотят что-то впарить.
К.ЛАРИНА: Впарить.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но при этом вот в данном случае, с «Московской сагой» изначально было такое… позиционировалось это как шедевр, если ты помнишь все эти рекламные…
К.ЛАРИНА: Главное событие сезона телевизионного.
И.ПЕТРОВСКАЯ: …акции. Главное событие сезона, шедевр и так далее. И это вещь такая опасная, палка о двух концах и так далее. Потому что рождает завышенные ожидания. Почему сегодня очень многие зрители говорят, что они разочарованы? Да потому что они ожидали невесть чего – какого-то невероятного события, шедевра. Если бы не было такой массированной рекламы и промоушна, то я не исключаю, что отношение было бы совершенно другое. Даже у меня. У меня рождается чувство протеста, когда мне все время навяливают это и говорят, что это чудесно, замечательно, судьбоносно, я обязана это посмотреть и посмотреть уже с позитивным настроем. Я так не хочу. Я хочу свое собственное мнение какое-то сформировать.
К.ЛАРИНА: А вот, Ир, я прочитала буквально вчера, по-моему, интервью с Борисом Берманом, если мне не изменяет память, по-моему, это была «Комсомолка», но не суть важно, как раз вот именно об этом «Сериальном отделе». Судя по всему, они решили это сделать постоянно, вот судя по словам Бориса Бермана, который нас сейчас наверняка слушает, поскольку он у нас активный слушатель радиостанции «Эхо Москвы». Он как раз там и говорил, что мы ведущие не имеем права высказывать своего мнения о фильме, который обсуждается в студии, но конечно же, мы будем обсуждать не только сериалы, которые выходят на нашем, на Первом канале, но и сериалы, которые выходят на других каналах тоже, и иностранные сериалы, поскольку вот уже пришло время, когда – я цитирую по памяти – количество переходит в качество, уже есть, о чем говорить, обсуждая вот сериалы по все-таки, по счету вот… Гамбургскому.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Гамбургскому. По честному. Я совершенно согласна. И более того, я как раз и подумала вот в связи с этой акцией – пришло время вообще вот нормальных опять кинопередач, я не знаю, кинопанорам.
К.ЛАРИНА: Программ про кино.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Программ про кино. Если ты помнишь, а ты, конечно, помнишь, что в начале 90-ых их было ведь очень много.
К.ЛАРИНА: Та же «Комада-2» - сколько там было…
И.ПЕТРОВСКАЯ: «Команда-2» на «России», «Киномарафон» - причем они были многочасовые – на Первом канале, по нескольку было программ. У Петра Шепотинника была программа. Сейчас что осталось? Малюсенький и нерегулярный такой выход Шолохова на Первом канале, как правило, посвященный какому-нибудь зарубежному кинофестивалю.
К.ЛАРИНА: И глубоко ночной Шепотинник, чуть ли не в 2 часа ночи…
И.ПЕТРОВСКАЯ: Уже нету Шепотинника.
К.ЛАРИНА: Уже даже в 2 часа ночи нет?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Уже нету даже в 2 часа. И тоже это, в общем, как правило, о фестивалях, притом, что Шепотинник делал очень качественные ведь программы.
К.ЛАРИНА: А там что-то еще осталось на «Культуре», какие-то новые программы появились, насколько я помню.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, мне кажется, что вот как раз на «Культуре»-то тоже проблема, что о кино говорят постольку, поскольку – либо в новостях культуры, либо иногда в «Культурной революции» у Швыдкова, например, да? Но вот такой нормальной программы, кинопрограммы, которая бы каким-то образом анализировала текущий процесс, ее ведь нету. И действительно, сериалы сегодня уже это целая отрасль мощнейшей индустрии. Естественно, очень много проходных, естественно, таких однодневок. Но бывают и события – как «Штрафбат», в той или иной степени «Московская сага»…
К.ЛАРИНА: …который, кстати, сам себя не рекламировал, между прочим.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно, да. «Штрафбат» не рекламировал. И при этом зритель-то все равно пришел. Это о чем говорит-то, что зритель у нас далеко не дурак.
К.ЛАРИНА: Конечно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Он не то, что он должен обязательно видеть, что со всех билбордов на улицах смотрят на него герои того или иного сериала. Зритель каким-то удивительным чутьем распознает нормальное, распознает талантливое. И было бы очень интересно, если бы была такая программа. Но я понимаю, во что это будет упираться. Поскольку сериалы сегодня – это такая главная площадка, или, не знаю, поле битвы за рейтинги, за зрителей. И я уверена, что никогда на Первом не будут рассказывать о сериале, который вышел на Втором или на НТВ…
К.ЛАРИНА: Ну, а вдруг, видишь, раз начальник заявил?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я знаю эту просто историю. В свое время я предлагала уже Российскому каналу, и мы долго с Добродеевым это обсуждали, программу о телевидении. Естественно, там тоже могла бы идти речь и о сериалах, и о чем угодно. Но все упиралось в то, что – а как мы будем…
К.ЛАРИНА: …конкурентов…
И.ПЕТРОВСКАЯ: …оценивать конкурентов. Это неэтично. Нас не так поймут. Хотя и говорилось, что – как в газетах пишут, что мнение колумниста не всегда может совпадать с мнением редакции. Точно так же у меня, например, совершенно очевидная уже есть репутация среди тех же телевизионщиков, да? То есть вполне отдельного и независимого человека.
К.ЛАРИНА: Ой, ты мне напомнила, Петровская. Ты же газет не читаешь других.
И.ПЕТРОВСКАЯ: То есть можно говорить, что мнение Петровской не совпадает с мнением канала. Чего там было?
К.ЛАРИНА: Вот смотри, сейчас тебе расскажу. Ты же газет не читаешь?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Почему, я в Интернете читаю.
К.ЛАРИНА: «Культуру» ты не читаешь?
И.ПЕТРОВСКАЯ: «Культуру» давно не видела.
К.ЛАРИНА: На «Культуре», в газете «Культура» буквально в прошедший четверг была статья, посвященная телевизионной критике, автор Максим Гуреев – наверное, известный тебе автор.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Не-а.
К.ЛАРИНА: Нет? Ну, он печатается в «Культуре». Ничего плохого он там не сказал, нет-нет-нет.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но и хорошего, судя по твоему выражению лица, тоже ничего.
К.ЛАРИНА: Я так хохотала, потому что ты попала в список старейшин через запятую – «Наши старейшины и ветераны в области телевизионной критики Ирина Петровская, Богомолов и Муратов». Ну, я как-то думаю, может быть…
И.ПЕТРОВСКАЯ: Хорошо еще, что они покойного Совпака в этот ряд не включили.
К.ЛАРИНА: Так что вас я поздравляю, уважаемая.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо большое, мы старейшины…
К.ЛАРИНА: А ты действительно когда начала писать, старейшина?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Старейшина начала писать…
К.ЛАРИНА: Ну, вот уже так…
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вообще о телевидении?
К.ЛАРИНА: О телевидении, да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: В восемьдесят шестом, седьмом году, когда я родила своего ребенка, сидела дома, муж мой работал в журнале «Журналист» и его коллеги сказали тогда: «Чего она у тебя там сидит, ничего не делает?» - ну, мужской такой подход, с ребенком – совершенно делать нечего, пусть смотрит телевизор. Вот тогда я начала писать отдельные маленькие рецензии. Потом уже из декрета вышла в журнал «Журналист» и стала там вести телевизионную тему, потом был «Огонек». А вот в таком регулярном, конвейерном режиме, из недели в неделю – я с 1992-го года в «Независимой газете», потом в «Общей», потом «7 дней», «Известия», опять «Общая» - ну, в общем… Действительно, такой путь.
К.ЛАРИНА: Все. Старейшина.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Старейшина. Монстр, как мне сказала одна молоденькая девушка из «Новой газеты» - пришла брать интервью, посмотрела, то есть мы поговорили, она уже уходит, посмотрела на меня и говорит так, с чувством: «Спасибо вам огромное. Мне было с вами очень интересно, с вами – монстром современной журналистики».
К.ЛАРИНА: Замечательно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И я упала.
К.ЛАРИНА: Итак, монстр у нас в студии – Ирина Петровская. Наши слушатели уже пишут свои реплики и свои мнения, и свои вопросы на пейджере, и, кстати, подсказывают по поводу программы о кино. «Действительно, – Дмитрий подтверждает, – что есть программа «Магия кино» на «Культуре» - каждую неделю по субботам».
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, ну, я знаю.
К.ЛАРИНА: Так что спасибо.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это все-таки не вполне программы, которые анализируют именно, как «Кинопанорама», если ты помнишь. Все-таки это была же потрясающая программа, где рассказывали…
К.ЛАРИНА: Ну, в разные периоды…
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, в основном она осталась как очень хорошая программа, где рассказывалось и о том, что снимается, и о том, что только что вышло, и приглашались в студию люди, которые только что снялись в том или ином фильме или его сделали. И как показывает исторический опыт, это всегда было интересно зрителям.
К.ЛАРИНА: Ну, что же, мы продолжим нашу передачу после выпуска новостей. Я думаю, что сразу после новостей мы примем несколько телефонных звонков с вашими вопросами или мнениями о каких-то программах или предложениями обсудить что-то. И затем уже продолжим отвечать на ваши вопросы, которые приходят на наш пейджер.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА: Напомню, что в нашей телевизионной радиопрограмме принимает участие Ирина Петровская. И, как я обещала, давайте мы несколько телефонных звонков послушаем. Ир, бери наушники. Пожалуйста, 203-19-22 – телефон прямого эфира. Ваши реплики, ваши мнения, ваши предложения. И, естественно, ваши вопросы к Ирине Петровской. Алле, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алле, это «Эхо Москвы».
К.ЛАРИНА: Добрый день, здравствуйте. Это «Эхо Москвы».
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я первый раз дозвонилась.
К.ЛАРИНА: Очень приятно. Как зовут вас?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Римма Михайловна. Я хочу узнать мнение Ирины Петровской по поводу программы Юлии Бордовских.
К.ЛАРИНА: «Короткие встречи»?
РИММА МИХАЙЛОВНА: «Короткие встречи».
К.ЛАРИНА: Римма Михайловна, может быть, для начала вы свое мнение выскажете, поскольку все-таки мы для этого и существуем.
РИММА МИХАЙЛОВНА: Ну, у меня мнение, даже сложно сказать, настолько отрицательное, что не хочется говорить.
К.ЛАРИНА: А вот почему, объясните, ведь благие намерения?
РИММА МИХАЙЛОВНА: Потому что это все неестественно, это все неправдоподобно. Ну, нет слов. Нет слов.
К.ЛАРИНА: Ну, хорошо. Спасибо вам за звонок. Ир.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я, в общем, согласна. Я уже высказывала свое мнение о «Коротких встречах». Мне кажется, что это не просто неудача какого-то выпуска, а это системная неудача. Она заложена была и в…
К.ЛАРИНА: …концепции…
И.ПЕТРОВСКАЯ: …выборе. Даже не в концепции. Потому что программы с такой концепцией успешно существуют. Похожей концепцией, «Жди меня», например, да? Об этом мы говорили. Но в первую очередь, сама ведущая Юлия Бордовских, которая не понимает, что ей делать, не умеет разговаривать, о чем мы с тобой уже не раз говорили. Она, может быть, слишком молода, может быть, слишком хороша для такой программы. У нее не виден вот этот вот эмоциональный собственный опыт жизненный, опыт переживаний на ней, на лице этого не написано, во всем облике. И это тоже имеет значение. Плюс, мне кажется, сами редакторы просто плохо работают. Потому что они привозят людей, просто их сводят по принципу – я тебя вызывал, приди сюда, но дальше ничего не происходит. Дочь вызывает папу, они говорят два слова и уходят, якобы уезжают в счастливое будущее.
К.ЛАРИНА: То есть драматургии никакой нету.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Драматургии никакой. Вот тут был прекрасный момент, когда юношу привезли из Сахалина, и он не захотел встретиться с девушкой, которая организовала эту встречу. Это можете себе представить, какие затраты, везти из Сахалина…
К.ЛАРИНА: Ну, смотри, интересно все-таки.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, привезли – он не вышел из поезда, и поезд дальше уехал. При этом невозможно понять, что его с этой девушкой связывало. В общем, абсолютно случайные какие-то необязательные встречи.
К.ЛАРИНА: И разговаривать не о чем.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Разговаривать не о чем. В ряде случаев эти люди могли бы, я думаю, легко найти друг друга и встретиться, но им просто лень. А здесь еще прекрасная возможность за счет телевидения организовать вот эти вот…
К.ЛАРИНА: …прокатиться…
И.ПЕТРОВСКАЯ: …восстановить какие-то связи. Хотя и не видно, что они восстанавливаются. В общем, во всем действительно невероятная искусственность и необязательность этих встреч. В общем, печальное зрелище.
К.ЛАРИНА: Да, может быть, там по поводу опыта переживания, нам может быть не столь важен собственный опыт переживания, сколько все-таки желание сопереживать чужому какому-то… чужой беде, какой-то неподдельный интерес к чужой судьбе. Вот его нет в Юле.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот не скажи. Все равно в такого рода программах должны работать, и успешны, как правило, более успешны люди все-таки более старшего возраста. Потому что именно этот опыт переживаний и возможность сопереживания, способность к сопереживанию дает необходимый эмоциональный заряд.
К.ЛАРИНА: Ну, Маша Шукшина не намного старше.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Маша там в роли человека расспрашивающего, а Кваша…
К.ЛАРИНА: Но все равно она искренне сопереживает людям.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, при этом она сопереживает. А Кваша вот в роли вот этого мудрого пожившего человека. Я имею в виду Игорь Кваша, как один из ведущих программы «Жди меня», в роли пожившего мудрого человека, который просто часто даже слов не говорит, а вот какой-то интонацией, выражением лица дает вот этот необходимый настрой. Ну, и плюс там, естественно, очень сильно работают редакторы. И это не просто случайные встречи короткие…
К.ЛАРИНА: …для телевизора, да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: …а часто это судьбоносные встречи, люди встречаются после того, как уже навсегда, наверное, разуверились в том, что это возможно. Они же находят и – я просто помню эти программы – бывших солдат Великой Отечественной, которые оказались за границей или, скажем, людей, женщин или мужчин, с которыми у наших женщин или мужчин во время войны были какие-то связи, родились дети, потом их разбросала эта «холодная война» и все остальное. И вот они находят. Это просто действительно часто какие-то… фильм из этого можно делать. Драмы человеческие.
К.ЛАРИНА: То есть это должно быть заложено в ведущем, конечно, вот это желание выступить в роли человека-посредника, человека, который помогает людям. Не знаю, Кириченко вспомним…
И.ПЕТРОВСКАЯ: Возьмем даже Гордона.
К.ЛАРИНА: Кириченко Женя…
И.ПЕТРОВСКАЯ: И Кириченко, да. Ну, Кириченко, это была просто тема его, он военный, он все это через себя пропускал в программе «Забытый полк». Даже взять Гордона при том, что мне тоже очень не нравится эта программа, но он умеет разговаривать с людьми при всем, при том. Я сейчас не беру вот тот страшный беслановский выпуск – он был за пределами добра и зла, а в обычных выпусках, где чёрти что тоже там часто несут и происходит, все равно он умеет разговаривать, он находит интонацию.
К.ЛАРИНА: Потому что эти люди ему интересны во всех проявлениях. Понимаешь, ему интересны эти люди.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Во-первых, ему люди интересны, и во-вторых, тот самый тоже опыт переживания у Гордона тоже есть.
К.ЛАРИНА: Вообще, мне нравятся его программы.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот, мы так постепенно от того «ой, какой ужас!» приходим к «нет, ничего», а потом так и даже «прелесть, прелесть».
К.ЛАРИНА: Нет, так даже с козой, я посмотрела про козу, которую ты нещадно ругала, я посмотрела – мне с козой понравилось. Понравилось, правда. Я понимаю его, это продолжение его образа, который был заявлен еще в «Хмуром утре». Конечно, в этом есть некая провокация. Но вы этого хотите, дандены, вы этого хотите, вы это получаете – я так себе эту логику представляю. Это, да, это такой жанр, который может быть.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Жанр… Может быть, да, ну, вот «Окна» же существуют успешно.
К.ЛАРИНА: Нет, другое. Не надо.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Он может быть.
К.ЛАРИНА: Не надо. Другое.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Хорошо, я не буду с тобой спорить. Я еще буду смотреть и не исключено… У меня такое бывало, кстати, я к Гордону даже вот в ночном его эфире поначалу относилась очень скептически, особенно когда там изображения переворачивали – помнишь, первое время эксперименты?
К.ЛАРИНА: Да, да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Камера в ухо куда-то герою залезала и там стояла 5 минут. И так далее. Потом часто просто был такой язык, что вообще непонятно, кто это слушает. Апофеозом, кстати, было, когда целиком один ночной выпуск по-английски они провели, потому что герой был американец.
К.ЛАРИНА: Нет, молодец. Я люблю такие проявления необычные.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но потом выяснилось, потом, когда уже с изображением все устаканилось, и более или менее сформировалась какая-то концепция, выяснилось, что это как минимум интересно или любопытно. И это находит, что самое главное, своего…
К.ЛАРИНА: …аудиторию…
И.ПЕТРОВСКАЯ: …потребителя.
К.ЛАРИНА: Записывали на видео ночью эти передачи люди некоторые.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И мне позвонила такая замечательная женщина есть, раньше тоже на телевидении работала, Галина Михайловна Шергова, я помню, какое-то количество лет назад, когда Гордон был еще в ночи, и сказала: «Вот ты должна обратить на это внимание, потому что это дико интересно». Даже если ты не понимаешь, о чем идет речь – об обонянии у насекомых или о каком-нибудь электромагнитном поле, или черт знает, о чем, просто интересно, как люди думают на экране, как они говорят, вот эти лица совершенно необыкновенные.
К.ЛАРИНА: Вообще, нет, он, конечно, телевизионный человек, и ему это интересно, он делает это с удовольствием. У меня были сначала попытки всерьез смотреть программы «Стресс», потом я поняла, что этого делать не стоит, вот, конечно, исключением, абсолютно особняком стоит программа, связанная с Бесланом, - там можно вообще говорить об этом. А что касается самой драматургии, и всех этих историй, и всех этих людей, это, мне кажется, это такая многоуровневая передача, для любого уровня зрителя она будет интересна, если ты, конечно, захочешь в ней что-нибудь найти. Для меня – это продолжение вот того самого стеба, который устраивали грандиозно когда-то Курехин с Шолоховым по поводу Ленина-гриба. Помнишь? Потрясающая была программа.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Помню, да. Но для меня это все-таки другого порядка зрелище. И мне кажется, что вот здесь ты не права – это не для каждого, не для всех уровней зрителей тем не менее. Я думаю, что все-таки, затевая эту программу, руководство исходило из успеха – вот здесь я сейчас безоценочно говорю – вот этих самых «окОн» или «Окон», потому что в свое время они взяли аудиторию, о которой мечтает большинство телепродюссеров. Вот эту молодую аудиторию – 25 лет, от 25 до 40. И когда проводили социологические исследования, почему эта аудитория смотрит «Окна», то один из главных был ответов – «прикольно». То есть эти люди понимают, что там не настоящее, они понимают, что там актеры, что это стеб, что это прикол. И именно таким образом и смотрят. Пожилое население смотрит как реальность, и даже там переживает, и возмущается. А эти смотрят, потому что «прикольно». И я думаю, что это попытка создания подобного, но немножечко иного, вот в том числе с привлечением Гордона.
К.ЛАРИНА: Потому что человек умный.
И.ПЕТРОВСКАЯ: С привлечением интеллектуала, умницы Городна, который вот этот смысл, которого, вероятно, там и нет, но ты его увидела. Он сообщает тот смысл, которого нет в этой программе.
К.ЛАРИНА: Я его видела.
И.ПЕТРОВСКАЯ: А ты его увидела. Значит, он есть, вероятно.
К.ЛАРИНА: Давайте еще звонок. 203-19-22 – телефон прямого эфира. Вы слушаете нашу телевизионную радиопрограмму. В студии «Эха Москвы» Ирина Петровская и ведущая передачи Ксения Ларина. Алле.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте.
К.ЛАРИНА: Здравствуйте. Слушаем.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я очень рада, что дозвонилась.
К.ЛАРИНА: Да, очень приятно.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я хочу сказать, Ирина, что мне кажется, что даже сравнивать «Жди меня» с передачей, о которой вы говорили…
К.ЛАРИНА: «Короткие встречи».
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: «Короткие встречи» даже невозможно, потому что та серьезная, глубокая, настоящая передача, а это какая-то никому не нужная ерунда. Но я еще хочу вас спросить по поводу передачи об Олеге Борисове. Как вы ее смотрели? «Пришельцем новым…» она называлась, и читал там дневники Евгений Миронов.
К.ЛАРИНА: Это на «Культуре», да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: На «Культуре», да.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: На «Культуре».
К.ЛАРИНА: Как вас зовут, простите?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ирина Романовна меня зовут.
К.ЛАРИНА: Спасибо, Ирина Романовна вам за звонок. Я не видела, к сожалению, этой программы.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я смотрела. Это мне было очень интересно.
К.ЛАРИНА: Это 8-го, наверное, было в понедельник?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не помню уже сейчас, какой это был день.
К.ЛАРИНА: Жалко. Я работала.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но вечером в один из юбилейных дней. Это было очень интересно. Я не знаю, вот Юрий Борисов – это сын Олега Борисова?
К.ЛАРИНА: Да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Был режиссером.
К.ЛАРИНА: Да, он – режиссер.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это фильм фактически, не программа. А что касается сравнения «Жди меня» и «Коротких встреч» - это только лишь… это не сравнение конкретных передач, а сравнение принципа этих передач. Принципа, по которому они построены. То есть это телевидение берет на себя роль организатора вот этих встреч между людьми, которые потеряны. Отчасти, мы уже говорили, у «Жди меня» есть тоже свой первоисточник – программа «От всей души». Только лишь о том, что происходит в принципе на программе драматургически. Но воплощение, разумеется, никакое сравнение там невозможно между «Жди меня» и «Короткие встречи».
К.ЛАРИНА: Следующий звонок, пожалуйста. 203-19-22 – телефон прямого эфира, напоминаю я вам. Алле. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день, уважаемая Ирина Евгеньевна и Ксения. Это Георгий Васильевич.
К.ЛАРИНА: Только быстро. Быстро.
ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ: У меня значит так, быстро, четыре замечания.
К.ЛАРИНА: Ой, нет, два. Два.
ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ: Хорошо. Значит, прекрасная «Неделя» с Максимовской, прекрасная документалистика «Аэродром специального назначения». Что нехорошо. У меня крайне тягостные впечатления вот от этого дайджеста и от этой встречи критиков. Я возмущен тем, что Соломин, при всем моем уважении к нему, отнесся к мнению Гомельского примерно на уровне – «Суди, дружок, не выше башмака», понимаете, в чем дело? Стыд. Вот эта телеверсия «Запрещенных песен» мне крайне не понравилась из-за того, что, ну, конечно, на мой взгляд, неудачное исполнение Сукачевым Высоцкого. Вот эта вот врезка Козлова на Юзе Алешкевиче. И то, что выбросили Галича и Городницкого.
К.ЛАРИНА: Понятно. Спасибо. Все-таки успели четыре сказать.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, успели четыре сказать. Согласна абсолютно насчет Марианны Максимовской. У нас как-то не доходит все время, времени не остается на то, чтобы сказать, что это действительно…
К.ЛАРИНА: …хорошие слова…
И.ПЕТРОВСКАЯ: …очень хорошая программа. И, пожалуй, она сегодня единственная из итоговых и аналитических программ вот этого жанра, я имею в виду…
К.ЛАРИНА: И давай добавим тогда уже и Олю Романову с ее ночным выпуском новостей, который просто ценен как вот факт сегодняшнего дня.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Разумеется, ну, Олю Романову уже оценила Академия, вручила «Тэфи», а Марьяна работает в этом жанре, усвоив, переняв…
К.ЛАРИНА: Парфенова?
И.ПЕТРОВСКАЯ: …перенеся на РЕН-ТВ лучшие традиции старого НТВ. И действительно, если ты хочешь понять, что на этой неделе происходило, и услышать разные мнения от разных участников этих событий, то прямой путь на РЕН-ТВ к Марианне Максимовской. Очень достойно, очень. И всем рекомендую. Значит, поскольку у нас Георгий Васильевич всегда много говорит, а такой закон есть, что не все запоминается…
К.ЛАРИНА: «Запрещенные песни», мне кажется, что все равно стоит похвалить этот проект за то, что он был абсолютным таким «вставным зубом» на этой ниве праздничной, которую вот мы наблюдали, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Согласна. Хотя тут есть одна вещь такая, которая мне кажется, это ошибка была. Запрещенные песни – те, которые тогда не исполнялись, как я поняла.
К.ЛАРИНА: При советской власти на официальных концертах.
И.ПЕТРОВСКАЯ: …при советской власти, на излете, может быть, советской власти. А здесь было довольно большое количество песен, которые были написаны уже после того, в перестроечное время. Поэтому я не очень понимала принцип.
К.ЛАРИНА: Ну, там кто-то, один из зрителей, по-моему, высказывался, чуть ли не у нас в эфире: «Хотелось бы чего-нибудь позапрещенней», говорил он.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я согласна, что Галич. Без Галича это довольно странно все выглядело. Но тем не менее, как один из вариантов…
К.ЛАРИНА: Альтернативный проект музыкальный, о чем там говорить?
И.ПЕТРОВСКАЯ: …альтернативы, это неплохо, да. Потому что мы вот не вспомнили праздник, да, а в целом это как никогда просто, это была такая вакханалия и веселье. Понять, что это за праздник, понять совершенно было невозможно. Всякая идеология уже ушла. Раньше как, на 7-ое ноября, первое время, когда еще боялись обидеть коммунистов, стариков, давали старые фильмы. В этот раз считанные, по-моему, «Неуловимые» только были.
К.ЛАРИНА: Зато концертов.
И.ПЕТРОВСКАЯ: А концерты, юмористические программы – валом просто. И я представила, что если в следующем году этот праздник перенесут на 4-ое, совсем уж будет невозможно понять. Или нужно будет сейчас немедленно снимать фильм об этом смутном времени.
К.ЛАРИНА: Да какая уже разница, Ира, ну, главное выходные. Они ничем не отличаются от других выходных дней. Все эти концерты.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, отличаются только вот этим невероятным валом юмористических, развлекательных и музыкальных программ. При этом я поняла, что вот если, например, наши каналы, особенно Первый, будут существовать вообще вне общения с внешним миром, то им и так хватит. Потому что какой-то из дней я сидела – начала днем смотреть, по-моему, был бенефис Шифрина, и закончила поздно ночью. Одни, абсолютно одни и те же лица, Максим Галкин здесь, Максим Галкин – ведущий «Миллионеров» следующий, Максим Галкин – ведущий «Золотого граммофона», последние герои в «Последнем герое», они же на «Фабрике звезд», они же там, сям. То есть это как раз к теме моего…
К.ЛАРИНА: И «Менты», «Менты», «Менты» по всем каналам.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И «Менты». Это, кстати, отдельная тема, боюсь, что… нет, еще успеваем. Это тема моего материала в «Известиях», что в общем, телевидению фактически никто не нужен…
К.ЛАРИНА: Никто не грозит.
И.ПЕТРОВСКАЯ: …ни посторонние лица, ни критики, никто – оно абсолютно стало самодостаточным и капсулируется с каждым днем. У него есть набор персонажей, которые можно в разных совершенно программах использовать, тасовать и хорошо себя чувствовать.
К.ЛАРИНА: Вот поэтому надо все-таки сказать спасибо авторам проекта «Запрещенные песни» хотя бы за попытку альтернативного телевидения музыкального.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, и просто демонстрация не только этих песен, но и людей, которые, как правило, редко появляются на телевидении. Тот же самый Юз Алешковский, которого, наверное, не все знают.
К.ЛАРИНА: Я хочу еще один проект НТВ похвалить, если ты мне разрешишь, я не знаю, видела ты или нет. Совершенно случайно я включила, был показан юбилейный вечер, посвященный группе «Несчастный случай», под названием «Циркус».
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, очень хороший был проект.
К.ЛАРИНА: Просто мы включили – не могли оторваться. Настолько все это было живое, настоящее, с хорошим юмором, с полной отдачей. Молодец Леша Кортнев, что у него был такой лирический образ, что он отдал все свои такие стебные песни другим исполнителям, а сам остался таким грустным клоуном. В этом что-то было очень важное произнесено им в этот вечер. Я вот просто аплодирую. Мне кажется, это просто замечательная была история.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно согласна. Я тоже обратила на это внимание. Также альтернативу я… то есть не альтернативу, а другое ощущение – это милицейский концерт. Если ты его видела.
К.ЛАРИНА: Да. Я фрагментарно. Не выдерживает моя душа тонкая.
И.ПЕТРОВСКАЯ: У меня тоже не очень выдерживает тонкая душа. Но в этом для меня все-таки невероятная загадка, почему при таком, мягко говоря, негативном в целом отношении к нашей доблестной милиции, почему праздник милиции становится чуть ли не главным праздником в стране, когда собирается весь бомонд…
К.ЛАРИНА: Попробуй откажись.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Какой-то невероятный пафос. Меня вначале страшно раздражало, а потом стало просто веселить. Вот это вот, артисты все, выходя, артисты, певцы, выступать, они как будто заклинали – вы самые прекрасные, вы самые честные…
К.ЛАРИНА: Мантры такие, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: ...только не трогайте нас.
К.ЛАРИНА: Чудовищные номера в своей пошлости.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И я уж не говорю о том, кстати, что когда шел концерт, «Вести» уже сообщили, что вот этот пожар страшнейший случился…
К.ЛАРИНА: В Кызыле?
И.ПЕТРОВСКАЯ: …в Кызыле, в Туве. А в 9-часовом выпуске «Времени» не сказали об этом вообще, чтобы не омрачать вот этот праздник чудесный милицейский.
К.ЛАРИНА: Ну, никто уже этому не удивляется, о чем ты говоришь.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, а меня, почему-то, то ли, я такой еще человек, идеалистически настроенный, меня это всегда как-то изумляет. Так же, как меня невероятно изумляло, похороны Арафата при жизни. Я несколько раз включала какие-то новости и попадала на слова, что похороны состоятся, организация похорон, а потом выяснялось, что человек-то жив. И у меня никаких нет нежных чувств, и никаких вообще к Ясиру Арафату, но мне кажется, что вот эти вот ситуации жизнь и смерть, они требуют более к себе какого-то трепетного и бережного отношения. А уж тем более не бесконечного стеба по этому поводу. А стебались-то все по полной программе.
К.ЛАРИНА: Серьезно? Потому что стеба я не слышала.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, в «Стране и мире», например, была очень остроумная фраза у Алексея Пивоварова, по-моему, Пивоварова, что состояние Ясира Арафата остается неизбежным, низменным, он по-прежнему очень богатый человек. Ну, вот. Ну, это такое – смешно, конечно. Но, не дай, говорится, вам Бог.
К.ЛАРИНА: Ну, что, еще телефон. Давай, я так посмотрела, зависло на какой-то реплике от Олега: «Милые дамы, что вы хвалите «Запрещенные песни» и концерт «Несчастного случая». Получила минимальный рейтинг. Зрители этого не смотрят. Все это мимо. Поэтому ваши похвалы остаются на уровне междусобойчика», - пишет нам Олег. Ну, и ради Бога. Мы… все равно это не междусобойчик, мы все равно вслух об этом говорим.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Знаете ли, для меня, например, рейтинг – отнюдь не измеритель, как было сказано в этой программе «Пять вечеров», которую провели вместо Малахова Берман с Жандаревым, рейтинг – измеритель зрительской любви. Ничего подобного.
К.ЛАРИНА: А как любят Регину Дубовицкую!
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да вот именно. Рейтинг – это измеритель зрительского поголовья людей, которые включили в этот момент телевизор. И не более того. Это количественная характеристика. А то, что на «Запрещенные песни» и на вечер Кортнева, программу Кортнева пришло не очень много людей, так это замечательно, это говорит о том, что на НТВ сотворили качественный, качественный, можно сказать, опять же, извините, в кавычках, продукт, который по сердцу не массе вот этой безликой, и в общем-то, страшноватой для меня, для которых именно это событие, а не милицейский концерт, совершенно традиционный. Он уже, 25 лет, наверное, сколько там существует. И уж тем более не вот эти бесконечные юмористические программы. Наоборот, значит, это такая тонкая штучка.
К.ЛАРИНА: Давайте еще телефон – 203-19-22, напомню, вы слушаете программу «Человек из телевизора». Человеком из телевизора у нас выступает каждую субботу Ирина Петровская. Алле, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Добрый день. Здравствуйте, Ксения, здравствуйте, Ирина. Меня интересует такой вопрос – на «Культуре» ночью шла программа «Черный квадрат». Куда она делась?
К.ЛАРИНА: Как вас зовут, простите?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Алексей.
К.ЛАРИНА: Я не знаю, Ира ответит на этот вопрос?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Программа «Черный квадрат» это был такой, в общем, после Гордона, после вот этого ночного проекта какой-то аналог. Умные люди, философы, физики, люди разных совершенно направлений научных тоже обсуждали различные, философские, прочие проблемы. Тоже была такая тонкая штучка, не для масс. Наверное, я думаю, канал отказался по той же самой причине – нет рейтинга. Производило это, насколько я помню, Авторское телевидение. Ну, действительно он немножечко совсем посуществовал. И в результате исчез. Но, к сожалению, это судьба многих- многих передач.
К.ЛАРИНА: А вопросы из Интернета, которые пришли до программы, хочу в конце к ним вернуться. Сергей Николаев из Москвы: «Не кажется ли вам, что на сегодняшнем телевидении многовато Михаила Швыдкого? Вот и его новая программа «Жизнь прекрасна» какая-то беспричинно жизнерадостная», - пишет нам Сергей. Вот мы по этому поводу говорили как раз до эфира. Я Иру спросила, видела ли она эту передачу. Она не видела. Я видела, передача мне очень понравилась. При всем моем критическом отношении ко всякого рода музыкальным проектам она мне понравилась именно своей живостью во всех смыслах этого слова – и в атмосфере, и то, что там живой звук, там нет никаких фонограмм, не дают в студию, там люди поют вживую. И, по-моему, делают это очень искренне. Я вот Ире сказала, что по атмосфере мне это напомнило «В нашу гавань заходили корабли». Ну, я надеюсь, Ира посмотрит эту передачу.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Разумеется, конечно. Я не думаю, что уж очень много Швыдкого на нашем телевидении. Всего две программы – «Культурная революция» и вот этот проект, притом на канале СТС. Ну, вот у меня такое ощущение, что Швыдкой явно не портит наше телевизионное пространство.
К.ЛАРИНА: Да уж.
И.ПЕТРОВСКАЯ: А напротив, его как-то улучшает и украшает. И дай Бог, чтобы у нас было побольше таких, в общем, осмысленных и живых ведущих. К сожалению, мы часто видим каких-то кукол, которые играют какие-то навязанные им продюсерами или еще кем-то роли. Здесь человек живой, всегда со своим мнением, со своей историей, вот с тем самым эмоциональным опытом, опытом жизни – ну, чем плохо? Меня это совершенно не раздражает. Причем, замечу, что здесь нет с нами рядом Швыдкого, поэтому я говорю это абсолютно искренне без всякой, без всякой лести.
К.ЛАРИНА: «Скажите, пожалуйста, почему поссорились Константин Львович и Игорь Яковлевич? Эрнст и Крутой», - спрашивает Олег, студент.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Насколько мне известно, я не буду в подробности, там возникла какая-то история – не поделили права не последней, а теперь уже предпоследней «Фабрики звезд», которую курировал, патронировал, проводил Игорь Крутой. Мы теперь понимаем, что это ведь не только телевизионный проект, а это еще в дальнейшем уже шоу-бизнесовый проект: это гастроли, это большие деньги. И что-то там вот по этим правам и процентам не поделили два великих продюсера. И таким образом разошлись Иван Иванович и Иван… Константин Львович и Игорь Яковлевич.
К.ЛАРИНА: Ну, что же, на этой оптимистической ноте мы закончим нашу программу. И еще раз повторю, что телевизионную тему мы продолжим в понедельник вечером в рамках программы «Ищем выход». И встретимся в студии вновь с Ириной Петровской. Также участником нашего «круглого стола» будет Валерий Комиссаров и, я надеюсь, кстати, Александр Гордон, если он будет свободен в понедельник вечером, он к нам присоединится. Так что к телевидению мы еще вернемся. Спасибо, Ирина.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо. До свидания.
К.ЛАРИНА: До встречи.