Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2004-10-09

09.10.2004

9 октября 2004 года

В прямом эфире "Эхо Москвы" Ирина Петровская - телекритик.

Эфир ведет Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА: В студии "Эхо Москвы" Ирина Петровская. Добрый день, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Напомню, что Ирина в своей колонке представляет на ваш суд в газете "Известия" каждую пятницу, и вчера тоже было. Вот Вита говорила в предыдущей программе, про что писала Ира, про "Чеченский капкан" на РЕН-ТВ и про "Штрафбат" на Российском канале. Это абсолютно логичная связка, мы тоже про это говорили, когда у нас в гостях был Николай Досталь, он все пытался откреститься от политики, но тут уж никуда не деться, аналогии сами собой напрашиваются.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Мы с тобой на прошлой неделе тоже чуть-чуть все-таки задели эту тему.

К. ЛАРИНА: Я напомню, что вопросы можно присылать на пейджер 974 22 22, для абн. "Эхо Москвы", звонить по тел. 203 19 22, отправлять СМС-сообщения 970 45 45. Начнем мы, наверное, с очередной командировки, потому что Ира всегда отчитывается перед нашими слушателями, где была, что видела. На самом деле, была важная поездка, хотя все-таки цели и задачи, я бы хотела, чтобы ты еще раз прояснила в эфире. Вы ездили в Тбилиси с коллегами?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, я была там всего лишь полтора дня в составе достаточно представительной журналистской делегации, ведущие журналисты из самых разных газет. Кстати, с "Эхо Москвы" был Сережа Бунтман и Женя Альбац. От "Российской газеты" до "Независимой", "Коммерсанта", журнала "Огонек". Нас было человек 25. Мы летали по приглашению правительства Грузии, и задача их была - непосредственно журналистам рассказать о том, что происходит сегодня в стране, как они видят взаимоотношения с Россией. Я не политический журналист, думаю, что и Бунтман, и Альбац в ближайшие дни расскажут намного более подробно. Я только поняла одно, до какой степени все-таки мы здесь находимся в ситуации информационной изоляции. Мы, действительно, ничего не знаем о том, что происходит реально в Грузии. В лучшем случае нам представляют вырванные из контекста цитаты, в худшем случае, как этот знаменитый фильм "Миша", который, кстати, на этой неделе НТВ повторило, мы подробно в прошлый раз говорили о нем. Это такого доносительского характера фильмы, где фигура президента весьма своеобразно трактуется, и скорее, трактуется не как фигура потенциального партнера и союзника России, а врага и человека, который чего-то такое хочет сделать ужасное, а что ужасное - тоже из этого фильма не понятно.

К. ЛАРИНА: Причем это не сегодня началось. И не с того момента, когда Михаил Саакашвили стал президентом Грузии. Помнишь, долгое время внедряли в наше сознание мысль, что это грузинский Жириновский.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, и грузинский Жириновский, и что это ставленник Америки, и переворот, как назвали в этом фильме, революция роз, розовый переворот произошел на американские деньги. И, разумеется, довольно сложно понять все-таки, из чего исходят наши руководители, доводя ситуацию до какого-то абсурда.

К. ЛАРИНА: Что для тебя все-таки было главным в эти полтора дня?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Поскольку главным вообще в эти полтора дня было как раз общение, и с их министрами, и с премьер-министром Зурабом Жвания, и с самим Саакашвили, то просто было любопытно услышать информацию из их уст, что называется, из первых рук. А также, конечно, поскольку это был 20-летний перерыв у меня, например, я была в Тбилиси ровно 20 лет назад, посмотреть как, что, что стало.

К. ЛАРИНА: Ну и как?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Мало удалось, естественно, это сделать.

К. ЛАРИНА: Есть ощущение другого города? Не тот, который ты помнишь?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Он такой пока несколько потухший. Тогда было ощущение праздника. Кто был в Тбилиси, наверное, помнит.

К. ЛАРИНА: Я была в 1986 году последний раз, тоже практически 20 лет назад.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я в 1984, и у меня осталось воспоминание: город-праздник, яркий, очень энергетичный. Конечно, может быть, только-только сейчас они начнут вылезать из всей своей предыдущей истории, и есть такое ощущение упадка. И потом мы немножко проехали в сторону Кахетии, и это ощущение тоже есть, конечно: обшарпанность, неустроенность. Но, судя по тому, что нам рассказывали, все-таки новое руководство пытается страну выводить из этого затяжного кризиса. И мне смешно, когда я собиралась ехать, маме говорю, мама, я лечу в Тбилиси. Она мне говорит, ах не надо, может быть, может, откажешься. А что такое? - Там же опасно! И я поняла, что мама реальная жертва нашего телевидения. Все время намекают, что там что-то не так. Кстати, их дико оскорбило, они все время об этом говорили, эти намеки на то, что и боевики пришли из Беслана, и что чуть ли они не пособники боевиков. Хотя они абсолютно искренне говорили, что это трагедия такая же и для них, поскольку это общечеловеческая трагедия. И Саакашвили рассказал, что как только это стало происходить, они послали свои скорые помощи машины на границу, их туда не пропустили, то есть дифференцируется помощь, от кого-то принимается, а от вас не надо

К. ЛАРИНА: Зато Кокойты приняли помощь.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Мне показалось, что они очень озабочены этой ситуацией, и они, действительно, видят Россию в качестве своего доброго соседа, а никак не конкурента, тем более, не враг. И просто хотят понимания, чего, на самом деле, происходит, и почему их даже инициативы какие-то, нормальные, разумные, не встречают здесь:

К. ЛАРИНА: И даже не обсуждаются.

И. ПЕТРОВСКАЯ: В частности, например, они облегчили визовый режим, и теперь ты можешь взять билет, прилететь в Тбилиси без всякого приглашения и там, прямо в аэропорту, за 10 долларов получить визу, как в Турцию летают россияне, а наши этого не сделали, не отменили и не упросили визовый режим.

К. ЛАРИНА: Давай вернемся к телевизору. Что-нибудь было для тебя важное на прошлой неделе, о чем хотелось бы сказать. Я, когда готовилась, листала неделю телевизионную прошедшую, и кроме возмущения фильмом "72 метра" я больше ничего не вспомнила. Ты смотрела "72 метра"?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Смотрела, он не вызвал возмущения, но он у меня не вызвал и восхищения.

К. ЛАРИНА: Когда он закончился, он меня просто возмутил какой-то своей кукольностью.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, есть такое ощущение, что это не люди, а сошедшие то ли с плакатов, то ли из оперетты вышедшие.

К. ЛАРИНА: Апельсины едят в воде.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это помимо всего прочего. А вот эта вся ретро-история, когда только завязываются отношения, молодые люди, это все ощущения, что какие-то такие пародийные немножечко персонажи из советских оперетт, "Севастопольский вальс". Ничего особенного у меня этот фильм не вызвал.

К. ЛАРИНА: Никакого развития не было ни в одном характере. Очень жалко. Таких собрали звезд, замечательных актеров, которым играть бы-играть.

И. ПЕТРОВСКАЯ: В общем, Хотиненко Владимир тоже хороший режиссер, профессиональный. Другой вопрос, что я не видела киноверсию, основной фильм, который шел в кинотеатре.

К. ЛАРИНА: Я думаю, что не сильно отличается.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Бывает.

К. ЛАРИНА: Например? Есть пример положительный?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я думаю, но мне кажется, что:

К. ЛАРИНА: Бывает только хуже

И. ПЕТРОВСКАЯ: Хуже бывает, когда начинают разбавлять.

К. ЛАРИНА: "Граница. Таежный роман", помнишь, было кино такое, не известно, что хуже: сериал, превращенный в кино, или кино, превращенное в сериал. Я таких примеров не знаю хороших.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я подумаю, может быть, вспомню.

К. ЛАРИНА: Нет, не вспомнишь.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Зато "Штрафбат" закончился на этой неделе. Конечно, это очень сильная работа. И в какой-то момент, действительно, ощущение, что это даже не художественное кино, а документ. Настолько это, понятное дело, что это все усиливается тем, что это именно искусство. Но когда в конце, в последней серии несколько минут плывут списки штрафных рот и батальонов, и постепенно камера отъезжает, и все мельче и мельче буквы, и ты понимаешь, какая прорва была этих батальонов и рот, и значит, сколько людей там как пушечное мясо бросалось на все прорывы, использовалось так, как здесь используется, просто оторопь берет, и ужас. И очень, конечно, там музыка потрясающая, она не давит на нервы, можно было пафос использовать, она именно как реквием по всем убиенным, погибшим.

К. ЛАРИНА: Вообще, конечно, то, самое главное, что каждый человек имеет имя и биографию, и историю, это очень важно, когда мы говорим о таких массовых вещах: войны, бедствия, сражения. И вдруг здесь про каждого человека. Это, конечно, здорово.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И потрясающие там есть актерские работы. В общем, можно сказать, что там очень хороший ансамбль актерский.

К. ЛАРИНА: Так что, еще раз поздравим Николая Досталя с безусловным успехом, с безусловной удачей.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И канал "Россия" с тем, что он этот фильм показал, потому что это, мне кажется, от этого канала требовало определенного мужества. Хотя бы даже то, как трактуется в полном соответствии с исторической правдой роль особистов, роль НКВД, и не просто роль, а отношение этой организации к людям, которых они считают абсолютно отработанным материалом и швалью, как они там не стесняются их называть.

К. ЛАРИНА: Со следующей недели, с понедельника начинается "Московская сага". Я думаю, что наверняка мы об этом будем говорить на следующей неделе уже, какое-то впечатление можно будет уже составить по этому фильму.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я уже чуть-чуть составила.

К. ЛАРИНА: Ты смотрела на презентации?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да? потому что авторы устроили летом еще презентацию и показали первые серии, точнее, сбитый такой дайджест из первых серий. И мне показалось, что это тоже очень любопытно. И потом, это тот самый, такой очень востребованный зрителями жанр жизнеописаний, когда одна семья и ответвление от этой семьи, и проходит это на протяжении 25 с лишним лет, история семьи и всех ее членов. И соответственно, все исторические события тоже преломляются через конкретные персонажи и судьбы. Очень, мне показалось, хорошие актерские работы, потрясающий там Александр Балуев, Чурикова, конечно, как всегда, Юрий Соломин. Я думаю, что те, кто любит такой жанр, должны получить от этого удовольствие. Сделано как-то очень основательно, в частности, там рассказывали, что даже для интерьеров, дачи, например, старой подбирали материал, какой-то ситчик или что это было, когда еще не обои клеили, а материал именно и находили. Точно костюмы тех лет, эти материалы, которыми стены обивали, различный антураж, это все подлинное. Может быть, от этого еще ищет ощущение такой не клюквы исторической, самое неприятное всегда бывает ощущение от исторических многих фильмов, а подлинности.

К. ЛАРИНА: Будем смотреть и обсуждать этот фильм обязательно. Кстати скажу, что у нас с понедельника будет еще и игра, посвященная "Московской саге". Группа, которая этот фильм снимала, и Первый канал, прежде всего, предоставят призы для наших слушателей. Они много там чего наделали: там и буклеты есть, и календари, и книга "Московская сага". А ближе к финалу мы, наверное, будем разыгрывать даже и комплект видеокассет. Так что, смотрите это кино и участвуйте в наших играх, о которых мы будем вас предупреждать.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, тоже как интересно, уже стали по-другому предлагать тот или другой продукт.

К. ЛАРИНА: Вот "Ночной дозор", пожалуйста.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Тот же "Ночной дозор", это все очень грамотно, очень по-западному, и это работает, в случае, конечно, если есть что предлагать, и если это продается.

К. ЛАРИНА: Я всегда немножко с осторожностью воспринимаю активную рекламу какого-нибудь творческого продукта, потому что боишься, что, а вдруг в фантике ничего нет. Я всегда это очень боюсь. Поэтому я дотошно у вас спрашивала, у тебя и у Виты Рамм, как кино-то, "Московская сага", стоит оно того, чтобы так о нем много говорить?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Мне кажется, стоит.

К. ЛАРИНА: Дай бог. Ира, очень много вопросов про различные передачки, которые выходят, в частности, на Первом канале тоже. Про "5 вечеров" просят сказать твое мнение, про передачу Андрея Малахова.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я с большой опаской подступала к смотрению этой программы, потому что не могу сказать, что была поклонником "Большой стирки", но при этом хочу и могу отдать должное тому, что Андрей Малахов за это время очень вырос, как ведущий. К сожалению, этот хвост, флер "Большой стирки" за ним будет очень долго еще тащиться и тянуться.

К. ЛАРИНА: Ему в том образе все-таки, как мне кажется, было комфортнее, он здесь немножечко себя ломает, это очень чувствуется.

И. ПЕТРОВСКАЯ: А мне кажется, что он, во-первых, повзрослел, а во-вторых, у нас путают часто образ, создаваемый человеком, ведущим, и его самого. Малахов намного глубже и интереснее, чем образ, который он создавал в "Большой стирке". И потом, согласись, что это тоже свидетельство способностей человека, ведущего, когда он соответствует жанру, в котором он работает.

К. ЛАРИНА: Не знаю. Я помню эти знаменитые истории, которые уже стали ходячим анекдотом про белого, пушистого, тонкого, интеллигентного Николая Фоменко, когда он вел программу "Империя страсти". И так практически каждый материал про него начинался: "а на самом деле он такой, он вышивает гладью по вечерам".

И. ПЕТРОВСКАЯ: На самом деле, он действительно такой. Кстати сказать, я смотрела сейчас, мы вернемся к вопросу о Малахове, о "5 вечерах", когда недавно совсем, не помню, какой канал, по-моему, канал ТНТ, показывал старые программы "Империи страсти". И то ли оттого, что этот временной уже взгляд.

К. ЛАРИНА: Хороший ведущий, остроумный.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Более того, сейчас понимаешь, что это, действительно, была пародия на человека.

К. ЛАРИНА: И никакой пошлости там не было.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Он же рассказывал, я помню, очень смешно, что некоторые приходили на эту "Империю страсти" и мгновенно раздевались, и очень удивлялись, что нужно еще там что-то сделать, какие-то конкурсы пройти. То есть, это пародия на нашего с тобой любимого соотечественника, и не только нашего, во всем мире есть такие зрители и участники программ.

К. ЛАРИНА: Шоу Джерри Спрингера, пожалуйста.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, которые готовы сделать все что угодно ради того, чтобы попасть на экран и, тем более, выиграть какой-то приз. На это неделе, возвращаясь к "5 вечерам", было несколько очень хороших программ.

К. ЛАРИНА: Про национализм и ксенофобию.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да.

К. ЛАРИНА: Очень удачная программа.

И. ПЕТРОВСКАЯ: На прошлой неделе ко Дню учителя про образование.

К. ЛАРИНА: Где был Алексей Венедиктов.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И это, конечно же, не аналитика, конечно, не те ток-шоу, которые в идеале ведет Светлана Сорокина, или вела, или, тем более, "Свобода слова", но это намного уже более качественное ток-шоу для тех самых, в кавычках, "домохозяек", которые уже позволяют им о чем-то задуматься, потому что тема "Больших стирок", если ты помнишь, "что лучше: встать с левой или с правой ноги", или "какая грудь, большая или маленькая, лучше".

К. ЛАРИНА: Попытка, если не решить проблему, то хотя бы ее проговорить.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да причем такие достаточно болезненные, хотя и часто обсуждаемые ранее проблемы, скажем, проблема иностранного усыновления детей. Но это все сделано уже на вполне приличном уровне, я не говорю с точки зрения технологии, а именно на уровне обсуждения уже такого, что не для одноклеточного.

К. ЛАРИНА: И подбор гостей мне очень нравится, абсолютно разные, полярные.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И Малахов работает очень хорошо, очень точно, не давит, он не пережимает, он не преувеличивает свою роль, он именно работает как модератор, то есть, предоставляя слово и ведя программу от начала до конца.

К. ЛАРИНА: Так вот на этом фоне, не знаю, согласишься ты или нет, мне очень жаль, глубокое разочарование, что со скоростью света вниз, к полной желтизне, летит "Принцип домино", который раньше еще, в прошлом сезоне можно было говорить про эту передачу как, действительно, про удачную, которая пытается, опять же, говорить о каких-то вещах, которые волнуют всех. Сегодня эти темы: "с какой ноги лучше встать" постоянно тут фигурируют в качестве главных тем для обсуждения.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Вот они поменялись почему-то какими-то функциями и ролями. То есть, на первом канале осознали, что формат "Большой стирки", а также ее идеология, действительно, для одноклеточных, и абсолютно развлекательный, и очень часто дурной, не формат даже, а именно по содержанию. Они решили, что это время прошло, зритель этого наелся, и рейтинги, кстати, показывали, что у "Большой стирки" в прошлом сезоне стали падать рейтинги. А почему-то "Принцип домино" решил, что нужно, наоборот, в ту сторону идти. Может быть, это как раз сегодняшняя идеология НТВ, потому что, если мы посмотрим на многие, ну некоторые фильмы, которые недавно были показаны, раньше их показывали по государственным каналам, теперь это почему-то делает НТВ, не заботясь о своей репутации.

К. ЛАРИНА: Зато туда возвращаются "Дачники" Маши Шаховой.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, но это совершенно отдельная вещь, чтобы не дай бог не замарать ни "Дачников", ни Машу Шахову. Конечно, там есть вполне приличные программы, но эти составляющие идеологически "с душком", что называется, и то, что ты сказала, стремление к желтизне, мне кажется, что НТВ немножечко опаздывает, изменилось направление, изменилась тенденция. И жалко мне, конечно, ту же Елену Хангу, которая изначально:

К. ЛАРИНА: Умная, тонкая, интеллигентная, вышивает гладью по вечерам.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, Елена Ханга изначально выше этой программы даже в ее прежнем виде.

К. ЛАРИНА: Времени не остается, потом будем вопросы задавать. Но все-таки, может быть, не знаю, согласишься ты или нет, по поводу "Школы злословия".

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я бы отдельно хотела поговорить после новостей, потому что этот выпуск последний с Машей Арбатовой был очень показательный.

К. ЛАРИНА: Хорошо, мы тогда вернемся еще к дамскому ток-шоу "Школа злословия", будем отвечать на ваши вопросы, а сейчас у нас новости.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Давайте поговорим про "Школу злословия". Ир, пожалуйста, скажи свое мнение.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Последний выпуск мне показался крайне показательным. Была Маша Арбатова в гостях у Смирновой и у Толстой.

К. ЛАРИНА: Я так хотела, чтобы ее что-нибудь спросили.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, удивительно, я потом, когда посмотрела, подумала, какой смысл идти на часовое интервью с абсолютно заданной для себя, имею в виду и Толстую, и Смирнову, идеей, что посмотри, абсолютная дура. Давай-ка мы с ней поговорим и докажем, что она абсолютная дура. Я сейчас говорю дура, потому что сама Маша в конце довольно обескураженно сказала - что же вы меня такой пустой дурой-то представили. Их совершенно мало интересовало, что она реально делает. Была задача, и она была достаточно мастерски исполнена, доказать, что это такая пустышка, которая тусуется бесконечно на разных светских мероприятиях, и все. Мне кажется, это не вполне цель, достойная часовой программы в лучшее время на канале, это во-первых. Во-вторых, мне, действительно, жалко героя, потому что человек идет, что называется с полным расположением.

К. ЛАРИНА: И готов отвечать на любые вопросы.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Готов, а ему задают одно и то же: "и вы ходите на тусовки?" - "Хожу", - "А я не хожу", говорят с некоторым снобизмом Татьяна Никитична и Авдотья Андреевна.

К. ЛАРИНА: "Как вы можете отвечать на вопросы про личную жизнь", причем это уже вторую передачу. С Сергеем Белоголовцевым была прошлая программа, они тоже возмущались, почему он отвечает на вопросы про личную жизнь.

И. ПЕТРОВСКАЯ: С Сергеем Белоголовцевым было более деликатно, потому что, во-первых, сам Белоголовцев достаточно остроумный человек, и он где-то выходил из положения за счет своих шуточек. Во-вторых, мужчина. Здесь еще была такая гремучая смесь, потому что были три женщины. Очевидно, что у ведущих, мне так показалось, во всяком случае, есть некоторое предубеждение.

К. ЛАРИНА: В этом и состоит концепция, наверное, "Школа злословия", вот тебе явили.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да и злословия толком не было, а было вот пережевывание того, что было с первых минут программы очевидно. И просто это пришло в конце концов к закономерному финалу: "посмотрите, человек дутый". Нам хотели показать, что эта фигура дутая. Но, тем не менее, я считаю, что это совершенно несправедливо, потому что Маша Арбатова очень любопытна в разных своих ипостасях, она всегда была украшением многих программ.

К. ЛАРИНА: Умный человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И она ярко говорит, она не боится каких-то эпатажных вещей. Потом, мне показалось, что опять же ведущие не читали того, что она писала, а у нее есть любопытные книжки. Обидно. И я думаю, со временем станет мало людей, которые согласятся ходить, не понимая, что из них сделают.

К. ЛАРИНА: Я скажу больше, как зритель - и смотреть неинтересно, настолько все предсказуемо. Мне кажется, что "Школа злословия" много потеряла, когда они перешли на другой канал. Там была все-таки драматургия, когда они работали на "Культуре", в этом был какой-то смысл концептуальный. Здесь я какую программу смотрю и понимаю, что уже неинтересно.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Последние программы на "Культуре", в прошлом сезоне, они примерно тоже в этом направлении двигались. Я много раз говорила, что мне сам подход драматургический не кажется корректным и удачным. Это ведь прекрасная возможность, если ты не дотянул в ходе беседы, где-то у тебя что-то провисло, а где-то тебя, напротив, герой "сделал", что называется, то очень легко уйти за кадр, и там оттоптаться, как это было, я помню, с Ильей Глазуновым. Он оказался тот еще крепкий орешек.

К. ЛАРИНА: А Проханов?

И. ПЕТРОВСКАЯ: И Проханов, да. "А где строгая логика?", и разбивал построения, которые были придуманы ведущими. Но принцип "Школы злословия" позволяет прервать на полуслове героя, уйти за кадр и там :

К. ЛАРИНА: Пошептаться.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Либо пошептаться, либо как бы усилить себя. Потому что, понятное дело, когда ты уже отсмотрел всю программу а, может быть, еще и консультанты здесь были, вполне можно дотянуть себя именно в этой дискуссии, которую ты не смог нормально провести, там даже не дискуссия, а просто разговор в кадре. Сам принцип мне все равно по-прежнему кажется порочным, хотя временами мне было интересно, как они делали.

К. ЛАРИНА: Ира, что ты хочешь, чтобы мы поехали на дачу, или чтобы тебе оторвали голову? Хочешь, я почитаю тебе пейджер?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Очень страшно?

К. ЛАРИНА: "Кто Арбатова? Да такая же бабища, как и вы", пишет нам товарищ Семенов К.П.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Тов. Семенов, по половые признакам, безусловно, такая же бабища, как я, и слава богу, что все-таки половые признаки ярко выражены. Но помимо того, что и она, и я, как вы очень интеллигентно говорите, бабищи, еще что-то такое делают, например, с помощью мозгов. При этом часто у бабищ мозги бывают немного или даже больше намного, намного интереснее, чем у людей с мужской фамилией.

К. ЛАРИНА: На самом деле, здесь очень много разных мнений, здесь от любви до ненависти все. Ты любишь, когда тебя больше ненавидят или когда тебя любят?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Чтобы оторвали голову. Рубите.

К. ЛАРИНА: Тогда берем наушники. Тел. 203 19 22, пожалуйста, ваши вопросы, уважаемые телезрители и радиослушатели. Алло, здравствуйте.

ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ: Первое. "Штрафбат", это, конечно, блестящий. Для меня самой дорогой критикой этого фильма являются слова, сказанные моим другом, старым солдатом, который прошел войну не писаришкой штабным, а пехотинцем. Весь израненный, инвалид. Он сказал, это да, это правда жизни, картина заслуживает. Второе, во что превращается НТВ. На мой взгляд, было определение в свое время одного журналиста, которого называли "сливной бачок", НТВ превращается в это же. В этом плане я полностью солидарен с тем, что написал Страхов в "Московском курьере" вчера, "телепоказ с предоплатой", что это использование старой репутации НТВ.

К. ЛАРИНА: Спасибо вам за мнения. Мне как-то не хочется возвращаться уже к оттоптанным темам, мы про это говорили достаточно много на прошлой неделе, поэтому пока давайте перейдем дальше к вашим звонкам. Вот обижаетесь, что телефон не включаем, а когда включаем, иногда, действительно, разочарованы мы бываем с Ириной. Давайте вопросы задавайте. Алло, здравствуйте.

СВЕТЛАНА: Только не отвечайте мне сразу. Ирина, мне хочется задать вопрос несколько необычный. Насколько я знаю, в Тбилиси с вами был, во всяком случае, должен был быть господин Соловьев, да? Мне интересно, он плевал вслед или вел себя как интеллигентный человек, потому что то, что он запускает в эфире...

К. ЛАРИНА: Светлана, я все-таки вас отключу, мне как-то жалко времени обсуждать то, что где-то кто-то вещает.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я только отвечу. Соловьева не было, он должен был быть, но не поехал в последний момент.

К. ЛАРИНА: Следующий звонок. Как всем интересно копаться в "больших стирках".

ЛИДИЯ: У меня очень наивный вопрос, простите, пожалуйста, очень хочется знать, "72 метра" - какой конец получился? Или нам дано на наше усмотрение?

К. ЛАРИНА: Там нет конца, вы же видели. Он вышел, увидел там: люди, порт, люди, он и рухнул. Нет, там конца нету.

ЛИДИЯ: Ах как жаль. Мне дали додумать, а я хочу хороший конец.

К. ЛАРИНА: Поэтому вам и дали такую надежду, что всех позовут, всех спасут обязательно, а как же. Там достаточно все однозначно, мне кажется.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Мне кажется, что там как раз есть выбор: хочешь хорошего конца - он будет хорошим, а нет - так думай сам.

МАРИЯ: Там нет выбора, там в фильме было сказано, что воздуха осталось на один день, он утром пришел, уже рассвет показывают.

К. ЛАРИНА: То есть, все уже погибли?

МАРИЯ: Конечно, а фильм неплохой, зря вы так.

К. ЛАРИНА: Спасибо за ваше мнение. Алло, здравствуйте.

НАДЕЖДА: Меня интересует, побольше информации о Тбилиси, если что-нибудь можете еще дополнить, пожалуйста.

К. ЛАРИНА: Что вас конкретно интересует?

НАДЕЖДА: Что человек видел своими глазами.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я уже сказала, что я там была сутки. За сутки, вы понимаете, довольно сложно что-либо увидеть своими глазами. Я увидела, естественно, тот же Тбилиси, слава богу. Из окна автобуса, мне даже не пришлось походить. Мы приехали в 6 вечера, через полчаса у нас уже начались встречи и разговоры. Хорошая, кстати, гостиница. Когда я была 20 лет назад, там ее не было. Говорят, что это одна из новых гостиниц, и слава богу, значит, строят чего-то. Не видела никаких следов разрушений, я больше всего этого боялась. Помню, что какое-то количество лет тому назад, когда показали проспект Руставели, и там был в том числе и полуразрушенный театр, это ужасно было больно видеть. Видела, когда нас возили в Кахетию, как собирают виноград. Огромные прицепы, самосвалы везут виноград. Кстати, наша делегация тоже приняла участие в сборе винограда, первый раз в жизни эти корзины, и мы срезали гроздья винограда. Очень увлекательное занятие. Конечно, я понимаю, что увлекательное только потому, что это мы не делаем круглосуточно.

К. ЛАРИНА: Ногами не месили?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, только сбор. Вот и все. Собственно говоря, после этого мы встретились, потом съездили, посмотрели Кахетию и уже улетели в Москву. Там руководители каналов предлагали мне и моей коллеге, тоже занимающейся медиа, телевидением, приехать посмотреть их телевидение, что мы и сделаем, я надеюсь, буквально через 2-3 недели, потому что это интересно. Там, представляете, такая маленькая страна, и при этом 7 или 8 телеканалов, которые находятся все друг с другом, естественно, в конкурентной борьбе. По тому, сколько камер снимали наш приезд, задавали нам вопросы, интервьюировали, понятно, что не очень много событий происходит пока что в Тбилиси. Поэтому это оказалось событием, как минимум, для их информационных программ. Люди очень приветливы, это я могу сказать, потому что вокруг по городу не пришлось походить, а люди исключительно расположены, все, кого мы встречали и в деревне, где мы были в Кахетии, и на высшем уровне, абсолютно то же самое ощущение, которое было много лет назад, когда приезжала в Грузию. Эта открытость, исключительно добрые слова в адрес России, россиян, москвичей на уровне человеческих контактов.

К. ЛАРИНА: Ты знаешь, у нас была передача про учителей русского языка в странах бывшего Советского Союза. И у меня в студии тогда были учителя русского из Латвии, из Украины и Грузии. И как бы это ни было парадоксально, самая лучшая ситуация с русским языком в Грузии. И именно сейчас, при президенте Михаиле Саакашвили, когда стали возрождать и русские школы, когда русский язык преподается практически во всех школах, когда русский театр стал возрождаться, Грибоедовский был очень хороший театр в Тбилиси.

И. ПЕТРОВСКАЯ: На русском абсолютно все говорят, и более того, во всех школах, и в грузинских тоже, наряду с английским или другим иностранным языком изучают русский.

К. ЛАРИНА: Несколько вопросов с пейджера задам. "Ирина, ваше мнение о программах "Народ хочет знать" и "Момент истины", просит Галина.

И. ПЕТРОВСКАЯ: "Момент истины", я много раз говорила о ней, примерно тот же принцип использует Андрей Караулов, как "теракт с предоплатой". Если он хочет доказать, что человек - подлец, жулик и убийца христианских младенцев, то он это сделает любой ценой, нанизывая на эту одну нитку совершенно разнородные факты. Иногда даже если нет доказательства вины какого-то конкретного человека, то просто по тому, как он подбирает события, как он выстраивает видеоряд, вкрапляя иногда туда портрет этого несчастного, можно уже сразу понять, что он хочет сказать. То есть в контекст такой поместить того или иного персонажа, что никаких сомнений, даже если нет никаких доказательств, не остается, что этот человек вообще предатель и исчадие ада. Мне этот принцип не нравится, я не считаю его журналистским, не считаю его порядочным. Другой вопрос, что это очень доступно. Почему у "Момента истины" столько поклонников.

К. ЛАРИНА: То, что когда-то Невзоров делал.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, это, это, во-первых, удовлетворяет потребности многих людей, видеть конкретных врагов, получать простые ответы на очень непростые вопросы. Во-вторых, это такая страшилка, которой можно как дубиной долбить по голове тех, кто не нравится Караулову, либо кому-то еще, каналу, например. Хотя мне трудно предположить, что тот же Олег Максимович Попцов этот принцип такой журналистики поддерживает. Все-таки, мне кажется, Олег Максимович человек другого рода, тем более, уж поколения.

К. ЛАРИНА: Он всегда здесь защищает рьяно Андрея Караулова, считает самым главным журналистом у себя на канале.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Если иметь в виду, что на канале ТВЦ это рейтинговая программа, иногда набирает просто невероятные 14% рейтинга, остальные все ниже, то, наверное, можно это любить. Что касается "Народ хочет знать", мне представляется она несколько архаичной по форме, потому что иногда темы бывают интересными. Мне непонятно, зачем там 2 ведущих, зачем там поэт Андрей Дементьев. Его роль сводится к тому, что он зачитывает отрывки из собственных стихотворных произведений. Мне кажется, что из-за того, что программа идет в записи, у меня такое есть ощущение, что пишется она очень долго, а потом приходится ее буквально рвать ножницами, чтобы уложиться в хронометраж, необходимый для эфира, поэтому часто невероятная невнятица, непонятно, чего вообще человек вылез, чего сказал. Но в целом хотелось бы, чтобы все-таки программ, обсуждающих некие актуальные темы, было побольше, но при этом, чтобы возможности прямого эфира использовались, возможности интерактивного общения со зрителем. Этого сегодня не хватает.

К. ЛАРИНА: Про Гордона очень много вопросов, просят сформулировать свое отношение к программе "Стресс".

И. ПЕТРОВСКАЯ: Очень хорошая студия, хорошо сделана, Гордон - прекрасный ведущий.

К. ЛАРИНА: Умный опять же.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Умный, деликатный, иногда ироничный, иногда даже злобноватый. Но непосредственно эта программа, "Стресс", у меня оставляет такое ощущение, когда я заканчиваю просмотр: Все то, что сказала, супер, все хорошо сделано, "А зачем это все было?". Так же, как программа "Окна", я уже говорила, для меня есть некая связь в этих программах.

К. ЛАРИНА: Там какие-то добрые дела делаются?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Там рассказываются истории самые разные, дикие, невероятные. Потом выбирается победитель из тех историй, которые были рассказаны. Чья история была интереснее. Но если в программе "Окна" подсадные люди, это какие-нибудь актеры из массовки мосфильмовской, из картотеки, здесь вроде бы реальные, но ощущение все равно одно и то же остается. Кроме того, что там много хамства и мерзости в "Окнах", здесь этого нет совершенно, но я не очень понимаю, для чего эти истории рассказываются. Стресс как таковой это не снимает, особенных уроков тоже не выносишь. Не знаю, пока не "въехала", но я тут слышала краем уха, что вроде бы идут переговоры о возобновлении "Ночного разговора" гордоновского, и, может быть, это будет интереснее. Просто и для Гордона, мне кажется, это было бы интереснее, и для многих зрителей, которые любят Гордона в этой интеллектуальной абсолютно ипостаси.

К. ЛАРИНА: Спрашивают про Кучера, он вообще есть?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Есть, если, конечно, за эти 1.5 дня, которые я отсутствовала, ничего не произошло. Но вообще он ведет через неделю в очередь с Ильей Колосовым на канале ТВЦ. Он ведет ночную программу "25-й час". Она просто поздно выходит, может быть, многие до нее, в кавычках, "не доживают", но на прошлой неделе, по-моему, был Кучер.

К. ЛАРИНА: "Когда исчезнут с нашего экрана "Аншлаг" и "Юрмалина", спрашивает Валентина из Казани, задушенная нашим юмором уже.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Вы, видимо, были в отпуске, потому что "Аншлаг" исчез, видимо, уже безвозвратно.

К. ЛАРИНА: Нет его?! Да ладно. Никто не заметил даже.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, заметили, потому что была целая история летом. Не о чем было говорить, и летом пришло это известие, для кого-то печальное, для кого-то жизнеутверждающее, что "Аншлаг" уходит в некоторый отпуск и будет работать над тем, чтобы несколько поменять формат. Но потом пришло новое известие, что "Аншлаг", скорее всего, уже не вернется. Но свято место пусто не бывает, потому что там Евгений Петросян со своей супругой Степаненко работают, "Кривое зеркало" делают, и много других еще юмористических программ. Так что, в одном месте убыло, но немедленно на это же место опять прибыло. Так что, те, кто любит этот жанр, они не останутся без внимания.

К. ЛАРИНА: Брошенными.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Кто не любит, что поделать, не смотрите, переключайтесь. Единственная у меня к вам просьба, не изводите себя и не доводите до нервных приступов, если вы взрослый человек и в состоянии выбирать то, что вам по вкусу.

К. ЛАРИНА: Юлия Бордовских что будет делать, спрашивают наши слушатели, очень беспокоятся о ее судьбе.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Юлия Бордовских делает свою программу, как я слышала и читала, это будет что-то похожее на "Жди меня", то есть, некоторые поиски, программа-поиск людей. И я так понимаю, что ничего у нее трагического в жизни, слава тебе господи, не произошло, кроме того, что она ушла из программы "Страна и мир". Но мне кажется, что новая ведущая Юлия Панкратова вполне достойная.

К. ЛАРИНА: Она информационщик настоящий.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Мне все-таки казалось, что Юлия Бордовских немножко была не в жанре, не отсюда. Было ощущение, что она читает не свое, то есть она здесь была как актриса, а не как ведущая. А у Юлии Панкратовой более адекватный образ.

К. ЛАРИНА: Про Парфенова расскажите что-нибудь, просит Лариса.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Завтра будет фильм после программы "Время", по-моему, чуть ли не часа полтора идет, называется "О мир, ты - спорт". Это то, что Парфенов снимал на Олимпиаде в Афинах. Я думаю, что это должно быть интересно, потому что он снимал не собственно и не столько спорт и спортивные достижения, а психологию, страсти. У него главные герои - это Хоркина и Александр Попов. Также там есть вся эта история с Немовым и аплодисментами. Я думаю, что это должно быть интересно. Также знаю, что сейчас Леонид Парфенов приступил к работе над фильмом, посвященном 150-летию Крымской войны, по заказу украинского телеканала "1+1". И так же он планирует и в дальнейшем продолжать пока.

К. ЛАРИНА: Разовые акции делать, разовые проекты.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, делать документальное кино. И когда мы с ним на эту тему говорили, что у него теперь нет постоянного эфира, регулярного, он сказал, а что, мне не привыкать. Просто никто не помнит, что когда он закончил в свое время цикл "Намедни. Наша эра", у него не было тогда постоянного эфира, и он начал делать кино, делал "Живого Пушкина", Хазанов, Жванецкий. Потом он уже сел в кадр как ведущий итоговой программы канала. Но был период, когда он этого не делал. Поэтому, я понимаю, что он здесь в данном случае еще и так, опять же в кавычках, "хорохорится", но, во всяком случае, не чувствуется, что он сейчас совсем уж отлучен от профессии.

К. ЛАРИНА: Про "Фабрику звезд" спрашивают и про "Народного артиста". Ну, что тут скажешь. "Последний герой" вот пошел.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я удивляюсь, как Николай Николаевич Дроздов, уже побывав на островах, снова поехал. Но вот он такой энтузиаст. Я помню, что после первого его "Последнего героя" мы были на каком-то фестивале. Все к нему подходили и говорили: "Николай Николаевич, какой ужас, как же там вы ели лягушек, спали на земле?!" Он говорил, "Это такое счастье, я вам передать не могу, как это прекрасно и интересно".

К. ЛАРИНА: Да, я разговаривала с Татьяной Догилевой, действительно наркотик, просто невозможно, так и тянет туда. Вот они это пережили один раз и опять туда хочется.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Тем более, Дроздов биолог, ему там, тем более, в 10 раз интереснее, чем многим другим.

К. ЛАРИНА: Героические люди. Давай последний звонок сделаем. Алло, здравствуйте.

ВЕРА ИВАНОВНА: Я хотела сказать, что на той неделе был замечательный фильм по каналу "Культура" об Александре Яковлевиче Михайлове, у него юбилей, очень хочется его поздравить, пожелать здоровья, творческих успехов и сказать, что мы все его обожаем, и очень хотелось бы, чтобы фильм повторили.

К. ЛАРИНА: Я присоединяюсь к вам. Михайлов - замечательный артист, я, кстати, сейчас подумала, что, наверное, стоит его к нам в гости позвать.

ВЕРА ИВАНОВНА: Обязательно, это просто счастье будет.

К. ЛАРИНА: Я, пользуясь вашей подсказкой, хочу сказать, что на следующей неделе переживает свой юбилей еще один замечательный актер нашего времени, это Михаил Михайлович Козаков, которому 14 октября исполняется 70 лет. И, насколько я знаю, проглядывала передачи на следующую неделю, там есть несколько программ, посвященные его жизни.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, на "Культуре", там есть и театральные постановки, и программа, ему посвященная.

К. ЛАРИНА: Только все это очень поздно, как обычно, происходит, к сожалению.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Не все поздно, потому что на "Культуре" есть и программы, которые идут во вполне доступное время.

К. ЛАРИНА: Скажи что-нибудь напоследок, что будешь смотреть на следующей неделе.

И. ПЕТРОВСКАЯ: На следующей неделе я буду смотреть телевизор и буду смотреть в том же самом плотном режиме. Жду. Но мои ожидания - как раз фильм Леонида Парфенова, а потом, что называется, там видно будет. "Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь". Но мне делать нечего, мне нужно смотреть, и тогда я либо жемчужины отыскиваю, либо, наоборот, другую субстанцию, в которой трудно найти жемчужину.

К. ЛАРИНА: А сегодня не забудьте посмотреть программу "Неделя" Марианны Максимовской. Мы каждый раз с Ириной говорим, что надо обязательно сказать про Марианну Максимовскую. Все время забываем в эфире об этом вспомнить.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я, во всяком случае, каждую неделю ее смотрю, и мне кажется, что особенно сейчас, на этом фоне, когда нет программ-итогов, аналитических, нормальных, Марианна все больше и больше набирает. У нее очень хорошая, без истерик, взвешенная программа, которая позволяет узнать, что происходило, и даже понять некоторые мотивы того, что происходило.

К. ЛАРИНА: Спасибо большое, Ирина Петровская каждую субботу, пожалуйста, готовьтесь к обсуждению телевизионных передач в нашем эфире с 11 до 12 дня. А колонку Ирины Петровской в "Известиях" читайте по пятницам. Спасибо, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024