ЧЕЛОВЕК ИЗ ТВ - Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2004-10-02
К.ЛАРИНА - Ирина Петровская здесь в студии. Добрый день, Ирина!
И.ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро, Ксюша.
К.ЛАРИНА - У нас закончилась наша телевизионная викторина, но нам так понравилось с Ирой задавать вам вопросы, что мы, может быть, возобновим, придумаем какую-нибудь такую игру в нашей передаче. Тем более, у нас есть специально обученный человек, который знает все по истории телевидения, и, наверное, возобновим. А что касается нашей игры, которую, мы условно назвали 'Игра ТЭФИ', она завершилась, и у нас набрали наибольшее количество очков 5 человек. В течение ближайших 45 минут вы можете присылать ваши вопросы к Ирине Петровской, и она с удовольствием или без удовольствия на них ответит. Напомню также, что теперь колонка Ирины Петровской выходит в 'Известиях' по пятницам. Вот вчера был очередной выпуск, и там еще прибавилась такая большая телевизионная страничка в этом пятничном номере газеты 'Известия'. Вчера был опрос телевизионных критиков по поводу телевизионного месяца: персона, антиперсона, события и прочее, прочее. А что касается самой статьи Ирины Петровской, то вчера, хочу просто сориентировать наших слушателей, тех, кто не читал. Статья была посвящена в основном документальным фильмам, которые были показаны на канале НТВ. 'Теракт с предоплатой' - неожиданный совершенно фильмец, который был показан без объявления, что называется.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Войны.
К.ЛАРИНА - И второй фильм по тому же каналу в рамках передачи 'Совершенно секретно', фильм под условным, под кодовым названием 'Миша'. Как выяснилось, посвященный президенту Михаилу Саакашвили. Вот что интересно, Ирина! Чтобы не повторяться то, что ты написала.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Но не все же читали.
К.ЛАРИНА - Да. Но. Кто у нас отвечает за документальное кино на канале НТВ?
И.ПЕТРОВСКАЯ - Я предполагала, что на канале НТВ за документальное кино отвечает Савик Шустер, и специальная дирекция, которая создана под него. Но перед тем, как я посмотрела фильм Миша. У меня не было анонсов никаких, и я думала, что же за Миша-то такой? Опять Ходорковский? Или олимпийский Мишка? Ну, кто еще - Миша может быть? Не Горбачев же, в конце концов? Я позвонила одному из сотрудников, бывшему шеф-редактору 'Свободы слова', и он сказал, что ни малейшего отношения к этой продукции, ни к 'Теракту с предоплатой', ни к 'Мише' эта дирекция не имеет.
К.ЛАРИНА - Так каждый раз придется так и отмываться что ли после очередного показа? Говорить, я к этому не имею никакого отношения.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, вот я то же самое высказала. Но, может быть, это можно объяснить тем, что еще пока там не все устоялось, пока дирекция Шустера начинает работать, необходимо какой-то документальный продукт ставить в эфир, вот и находят, вот и ставят.
К.ЛАРИНА - Вообще как-то не очень корректно, мне кажется. Такая подстава получается.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Не просто не корректно. А помимо всего прочего, что вот действительно это подстава того же Савика Шустера, людей вполне достойных, которые работают. А, во-вторых, честно говоря, я давно уже не видела, так называемого, документального кино, исполненного в такой стилистике и вот таким тоном. Ну, достаточно сказать, что президент Грузии, к нему, наверное, можно по-разному относиться, хотя я боюсь, что далеко не вся информация до нас доходит, а доходит вполне определенная, называется вот - Миша. Я представила, как если бы фильм о нашем президенте в той же Грузии показали под названием 'Вова'. И давали там такие оценки, какие Рогозин дает господину Саакашвили, абсолютно неприемлемые вообще для оценок президента все-таки дружественной, будем надеяться, страны, да и любого другого человека. Просто домыслы.
К.ЛАРИНА - Он там намекает на психику не очень здоровую.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Он не намекает, он говорит просто прямым текстом, там, этот парень пойдет на все и у него явные проблемы с психикой. И это позволяет сделать вывод, что проблемы с психикой все-таки, наверное, у телевидения, которое это оставляет в эфире. И так все - очень непросто, и так межгосударственные отношения оставляют желать лучшего, а также подумать еще о наших русскоязычных, русских, которые там живут, прежде чем - это все-таки довольно провокационное произведение - прежде чем ставить его в эфир одной из общенациональных компаний.
К.ЛАРИНА - Еще напомню, что это в рамках передачи 'Совершенно секретно' вышла эта программа.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, вот это меня особенно неприятно поразило, потому что мне казалось, что эта компания в общем такая довольно заслуженная. Как правило, они работали все-таки взвешенно и аккуратно, а здесь то ли это было такое - заказ.
К.ЛАРИНА - Ну, что это - спецзаказ? Или что это?
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, не знаю. Есть же в принципе в обществе, мне кажется, сегодня заказ на поиск врага. Врагов ищем в разных совершенно направлениях. Вот 'Теракт с предоплатой' обнаружил известных врагов - олигархи и международные террористы-чеченцы. Притом доказательств - ноль. Как доказательств, наверное, у следствия. Если бы оно было, уж, уверяю вас, мы бы узнали давно, что Михаил Ходорковский связан с чеченскими бандформированиями. Узнали бы, наверняка. Ну, нет ничего похожего.
К.ЛАРИНА - Тем более, что там собрано все старое, сконцентрированы старые, хорошо известные кадры, телефонные переговоры Березовского с Удуговым.
И.ПЕТРОВСКАЯ - А в случае с ЮКОСОМ не просто старые, а вся история, которая описывается, как крышевали бандиты эти нефтяные компании. Это все - до того, как Ходорковский пришел и сделал компанию частной. Это все относится к периоду, когда компания была государственной. Таким образом, весь пафос этой борьбы направлен на государство, потому что пока государственной была компания - там были бандиты и была контрабанда, потом, когда стала частной - все изменилось. Но наш простой зритель не разбирается в таких именно частностях: государственная, частная, когда, кто.
К.ЛАРИНА - То ли он украл, то ли у него украли.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Именно. Вот это - самый отвратительный тип обвинений.
К.ЛАРИНА - А что касается стилистики, то здесь можно поздравить с победой стиля Андрея Караулова, поскольку абсолютно в его стиле все это сделано. Я еще вспомню, хотела сказать мультфильм, документальный фильм 'ЦРУ против СССР'. По первому каналу был показан. Видела? Вещь!
И.ПЕТРОВСКАЯ - Да, да, но это вот возвращение какое-то идет, это меня очень пугает. Идет возвращение таких произведений, которые раньше делались совместно искусствоведами в штатском и деятелями кино или телевидения, когда нужно было разоблачить какого-нибудь очередного оборотня, шпиона или диссидента. Вот эта вот стилистика возвращается.
К.ЛАРИНА - Короче говоря, ставка на документальное кино принимает такие странные, изощренные формы.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, да, странноватые и даже, я бы сказала, пугающие.
К.ЛАРИНА - Еще одно кино, которое прошло по каналу REN TV 'Чеченский капкан'. Вот твое мнение об этой работе Игоря Прокопенко?
И.ПЕТРОВСКАЯ - Это другая история. Мне кажется, что это, пожалуй, впервые за те, сколько уже, 10 лет прошло, как ведутся все эти боевые действия. Собственно говоря, этот сериал, 5-ти серийный документальный, он и делался к 10-летию. Но на канале рассудили, что сейчас настолько опять все обострилось, что нужно, очевидно, людям рассказать о том, как это все было. На мой взгляд, я понимаю, что ребята действительно ходили, ну, в переносном, конечно, смысле, по минному полю. Потому что тема до такой степени сегодня болезненная и острая, направо, налево, не туда пойдешь и угодишь под то, что, я не знаю, у канала чего-нибудь там - лицензию заберут. Но они все-таки умудрились, мне кажется, некоторую такую объективность и информационность соблюсти. Они собрали огромное количество материалов документальных и в общем рассказали почти бесстрастно, хотя невозможно, конечно, говорить о бесстрастности, о том, как это все начиналось, как проходило. Для меня там было довольно много нового и неожиданного, и действительно история предательств на самом высоком уровне.
К.ЛАРИНА - История людей конкретных. Самое ценное, конечно, тот самый средний офицерский состав, которого мы поименно никогда не узнаем ни из каких сводок новостей. В основном, нам генералы все докладывают. А здесь впервые Игорь Прокопенко показал людей.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Людей, которые прошли через это, людей, которые там остались. Один из самых страшных моментов, когда дают в эфир, я думаю, некоторые ревнители общественной нравственности, может быть, и были шокированы, но это - пленка, там радиоперехват или как это называется. Когда погибающий командир Майкопской бригады просит подкрепление и, естественно, понятно, в каких выражениях, он практически уже предсмертно хрипит. И они уходят после этого на, не помню сейчас, там какая классическая музыка, по-моему, на 'Реквием'. И это производит, конечно, совершенно невероятное впечатление. И кстати, удивительным образом этот документальный серил, он, как бы сказать, корреспондируется. Ненавижу это слово, но другого сейчас не могу вспомнить. Со 'Штрафбатом', который идет, художественный сериал на канале 'Россия'. Просто понимаешь, вот до какой степени это отношение к людям как к пушечному мясу, которого не жалко, которого можно пачками, сотнями, тысячами пускать в распыл. Вот оно все сохраняется. Этот чеченский капкан, когда показывают этих несчастных наших ребят, 18-летних, которых туда бросали тысячами, зная, что они оттуда не вернутся. И других пошлем! Вот это все производит, конечно, чудовищное впечатление.
К.ЛАРИНА - О сериале 'Штрафбат' мы будем говорить завтра в программе 'Отдел кадров', поскольку мне бы хотелось оценивать это кино именно по законам кинематографа, а не по законам телевидения. Мне кажется, этот фильм этого достоин, фильм 'Штрафбат'.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Да, конечно. Мне кажется, вообще за последнее некоторое количество лет это такое - некоторое событие. А еще я обращала всегда внимание, что, вот когда реклама кажется уже совсем невыносимой, когда прерывает какое-то произведение. Совсем невыносимой, просто тебя шарахает по голове, по душе, по чему, вот тогда - это критерий того, что тебе показывают действительно кино настоящее. Потому что в других случаях, ну, там какая-нибудь сериальная картинка, мало, чем отличается от самой рекламы. И вполне можно спокойно отвлечься, пойти в этот момент покурить. А вот здесь это как-то очень по нервам бьет.
К.ЛАРИНА - К позитивным впечатлениям прошедшей недели я бы добавила то, что я уже говорила Ирине - сериал, совершенно неожиданный, на который я попала совершенно случайно на канале ДТВ. Сериал, который называется 'Джуди Гарланд'. Создан он американскими телевизионщиками, 2001 г фильм. Там замечательная играет актриса, причем с самого начала, буквально с детства прослежен весь путь, трагический путь этой потрясающей актрисы и певицы. И самое главное, что там звучит голос Джуди Гарланд, поскольку актриса, которая исполняет главную роль, она, естественно, замечательно имитирует пение, ту самую страстность, которой так славилась Джуди Гарланд. И, естественно, голос звучит настоящей Джуди Гарланд. Я с большим удовольствием это кино посмотрела. Вчера оно закончилось. И еще одно кино, хотя, наверное, это - передача, программа или документальная программа, посвященная Олегу Басилашвили, которая прошла на канале 'Культура'. Опять же загнали это в глубокую ночь.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Непонятно, почему.
К.ЛАРИНА - В глубокую ночь.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Да, в полпервого. А вторая история с Олегом Басилашвили была совершенно поразительная. Мне позвонили мои знакомые - продюсер и автор этой программы. В воскресенье днем шла программа как раз к юбилею. Ну, любят у нас каналы именно к юбилею. Хотя этот фильм был сделан о Басилашвили чуть ли ни прошлой весной, где-то года за 1,5. Так вот, авторы с ужасом обнаружили, что картину кастрировали на 7 минут. Ну, понятно, это всегда объясняют.
К.ЛАРИНА - Это где проходило?
И.ПЕТРОВСКАЯ - На российском канале посвященная 70-летию Олега Басилашвили. Но самое поразительное, что там вырезали, ну, ладно там эпизоды, хотя обидно, с Гурченко, с Юрским. Это они рассказали. А потом они мне принесли и показали, какие еще там фрагменты вырезаны. Один целиком кусок вырезан, где Басилашвили говорит о том, что мы с легкостью отказались от свобод, в том числе от свободы информации. Он вырезан вообще. И там так и объяснили из канала, что это было прямое указание одного из руководителей этой дирекции, вырезать именно этот кусок. А второй, видимо, вырезать не стали, но решили, что тоже сомнительно звучит. Там примерно так он говорит: 'Разве может существовать страна, которая не покаялась? Нет, не может. У такой страны нет будущего'. Вот на этом месте звук смикшировали, просто затерли. И несколько, 10 секунд или 20, Басилашвили просто шевелит губами.
К.ЛАРИНА - Потрясающе.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Вот это меня совершенно поразило и потрясло, потому что, ну, до такой степени тупо.
К.ЛАРИНА - Товарищи, вы, вообще, пользуйтесь возможностью. Никто же никогда в жизни вам об этом не расскажет. Вот пришла Ира Петровская и рассказала.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Да и я не часто об этом узнаю. Просто потому, что мне позвонила Олеся Фокина - это довольно известный кинодокументалист, которая делала эту работу и продюсер этой студии Светлана Резвушкина, которая тоже была в диком потрясении. К тому же ей звонят из Ленинграда, из Питера, точнее, жена, насколько я понимаю, Олега Валериановича и тоже крайне недоумевает, как это может так быть. Но ей говорят, эфирный брак. Ну, какой эфирный брак? Любую кассету прежде, чем принимает канал - там, я не знаю, с линейкой меряют уровень звука, света, всего. Никак не мог быть никакой брак.
К.ЛАРИНА - Теперь надо будет звонить после каждого просмотра, звонить знакомым и друзьям, которые делали конкретную программу, и спрашивать, что вырезали.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, вот здесь, как говорится, ничто не предвещало. Т.е. 1,5 года назад эти куски не вызвали никаких идеологических опасений. Вот за 1,5 года уже так изменилось, что просто конкретно по словам вырезают или же вычищают звук. Представляя человека - ну, мягко говоря, в самом каком-то идиотском свете.
К.ЛАРИНА - Ирина Петровская здесь в студии 'Эха Москвы'. Сейчас у нас Новости. Потом продолжаем и уже смотрим на ваши вопросы, пожалуйста, присылайте.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА - Напомню, что сегодня у нас в студии Ирина Петровская, как, впрочем, и каждую субботу в это время в нашей телевизионной радиопрограмме. И сейчас пришло время отвечать на ваши вопросы. И сразу хочу сказать, что Ксения Ларина, которая на острове кувыркается, по мнению одного из наших слушателей, - это девушка из 'Фабрики звезд'. Вот моя полная тезка. Так уж получилось. Мне она очень симпатична. Очень симпатичная резвая девушка. Посмотрим, насколько удачным будет ее участие в программе 'Последний герой'. Но это - не я, вы что! Я, к сожалению, совершенно не спортивный человек.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Нет, тут пришло сообщение, Ксюша умалчивает. Пришло сообщение, что, якобы, Николай Дроздов рассказывал, что вытворяла Ксения Ларина на острове необитаемом. Типа - Эмануэль отдыхает. Я тоже изумилась, подумала, что я не знаю все резервы нашей Ксюши, но это - действительно, фабрикантка, участница 'Фабрики звезд'. Сегодня, по-моему, стартует уже, наконец, заключительный проект 'Последнего героя'. В общем, довольно забавно звучит: последний герой - 1, 2, 3, 4.
К.ЛАРИНА - Там упросили. У нас была Татьяна Догилева в гостях и она вот раскрыла тогда впервые эту тайну, что все-таки продолжили, поскольку просто упросили создателей этой передачи участники. Очень хотели. Это наркотик какой-то.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, понятно. Нет, я говорю, что просто это выглядит немножечко курьезно, звучит: последний герой - 5, последний герой, там, 25. Но вроде бы это действительно уже завершение. И там будут действительно и простые, и знаменитые люди, бывшие участники уже этих островных приключений, состязаться с фабрикантами.
К.ЛАРИНА - 'Будьте добры, попросите Ксению Ларину и Ирину Петровскую, чтобы они хоть слово сказали про 'Красную площадь'. Это сериал 'Красная площадь' тополиный, как я называю эти сериалы, поскольку по книге Эдуарда Тополя. Мне кажется, что это абсолютно провальный проект.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Мне тоже показалось, более того, что это - такая развесистая клюква. Совершенно не попадает в то время, в котором происходит все это действие. Там есть какие-то, ну, откровенно просто неправильные вещи. Такого не было, и быть не могло, как описывается московская жизнь этого времени. На мой взгляд, как-то все это очень лобово. В общем, я посмотрела не очень много и поняла, что похоже, что это - не прорыв.
К.ЛАРИНА - Но мне всегда жалко артистов в таких случаях.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Но с одной стороны, жалко, а с другой стороны, все ж таки работа. К.ЛАРИНА - Это - да.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, хорошо, пройдет, тут уже такая история, что столько сериалов
К.ЛАРИНА - Можно выбрать.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Раневская говорила, что участие в плохом фильме - это плевок в вечность. Но тут уже никто даже не успевает эти плевки подсчитывать, потому что явно - в вечность это не войдет.
К.ЛАРИНА - Кого-то там уже сильно оплевали. Там кто-то в вечности стоит уже, отирается. Алла пишет из Москвы: 'Вы напрасно сотрясаете воздух вашими вопросами из-за плохой работы ТВ. Лучше бы основали какой-то орган, куда можно было обращаться с жалобами и получать ответы на жалобы'.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, дорогие мои, органы у нас уже были разные, куда можно было обращаться с жалобами. А вообще это намерение бесконечно жаловаться, оно тоже, конечно, пугает. По идее, если бы у нас существовала такая вещь как общественное телевидение, то тогда это может быть наблюдательный совет - тем органом, который принимал бы какие-то пожелания зрителей. К тому же общественное телевидение существует на абонентскую плату, поступаемую от зрителей, и таким образом тоже зритель может влиять. Но у нас, как мы знаем, нет такого типа телевидения, поэтому приходится принимать, а жаловаться бессмысленно. Я много раз говорила, отключайте лучше телевизор, возьмите книжку, пойдите, погуляйте, сходите в кино, в театр, если есть такая возможность. Но не надо себя доводить до нервных срывов и вот этого желания в ООН написать или английской королеве.
К.ЛАРИНА - Дорогая передача, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ - Дорогая передача, да, вот туда можно.
К.ЛАРИНА - Так. Пошли в кухню телевизионную: 'Уважаемая, Ирина Евгеньевна, на чем остановилось вчера собрание учредителей телеакадемии?', - спрашивает Александр.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Но, насколько мне известно, все было достаточно мирно.
К.ЛАРИНА - А Вы там были?
И.ПЕТРОВСКАЯ - Нет. Там было только правление и учредители. Есть специальный такой высший орган академии. Президент, вице-президенты. И туда даже пришли трое руководителей главных каналов Эрнст, Добродеев и Кулистиков.
К.ЛАРИНА - Которые не были на церемонии.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Которые не пришли на ТЭФИ. Самый позитивный итог, то, что мне рассказали, что все-таки не было разговоров. До этого собрания многие поговаривали, что будет обсужден вопрос вообще о том, чтобы Академию прикрыть, создать новую, еще что-то отменить. Но пока решили, что церемония ТЭФИ, которую по моим сведениям оценили не очень хорошо сами члены вышестоящие академии, а решили, что в следующем году церемонию надо делать более домашней. Даже, по-моему, высказывались предложения ее не транслировать. Но, по-моему, это принято не было. И что-то там еще-то было? А! И теперь церемония будет проходить снова, как в начале, в конце мая. Раньше так мотивировали, что сезон от сентября до мая, и в сентябре, в следующем подводятся его итоги, предыдущего сезона. Теперь решили так далеко не относить, и как только сезон заканчивается, в конце мая проходит церемония. Сейчас еще будет ТЭФИ-регион, с февраля начнется. Опять три тура, поедут уважаемые члены академии в разные города и веси. Пришло рекордное количество в этом году заявок программ. Я даже не представляю, как это можно будет посмотреть. Опять, видимо, будут разбиты на секции.
К.ЛАРИНА - Ира, еще вопрос, скорее, такой философский: 'Считаете ли Вы отсутствие свободы слова на ТВ, является ли это признаком наступления диктатуры?' Второй вопрос более конкретный от того же автора, от Федора из Петербурга: 'Каковы планы подписантов письма на церемонии ТЭФИ?'
И.ПЕТРОВСКАЯ - Отсутствие свободы слова. Я там думаю, что без кавычек, да? Не программы, а свободы слова как таковой. Ну, диктатуры - не диктатуры, но отсутствие свободы слова - всегда признак определенного ужесточения системы, режима. Ну, и, как минимум, - авторитаризма, хотя, я повторю еще раз, что заявления различные, которые делал глава нашего государства последнее время, позволяют надеяться на то, что все-таки сворачивание свободы слова не будет до такой степени радикальным. Я боюсь, что есть желающие на самом телевидении, о чем, кстати, было сказано в этом письме, которое мы подписали. Есть желающие просто даже часто бежать впереди паровоза. Но вот скажите, в случае с Басилашвили кто, кремлевская администрация, лично Путин? Кто позвонил на канал, чтобы у 70-летнего уважаемого человека вырезать невинные слова о том, что вот у нас уже нет свободы информации? Абсолютная перестраховка, самоцензура. Что касается планов подписантов, то они те же, что и до написания письма. Дальше продолжать работать и существовать. По-моему, планов никаких, выходить и сжигать себя на площади, обливая бензином, ни у кого нет. Высказались все, и слава Богу. А это действительно, на мой взгляд, стало определенным событием, неожиданным для общества, неожиданным, уверена, для власти, потому что было все-таки ощущение, очевидно, такого воцарившегося, мало того, что единомыслия, но и полного согласия с тем, что происходит. Вот и впрямую, и не впрямую, путем тайного голосования, которое позволило победить закрытым программам, Академия выразила свое отношение и свое несогласие с той политикой, которая сегодня существует.
К.ЛАРИНА - А как все-таки расценить отсутствие генеральных директоров крупнейших каналов на церемонии ТЭФИ?
И.ПЕТРОВСКАЯ - На мой взгляд, это такой некий демарш. Они хотели, видимо, показать. Ну, им было же известно и о существовании письма, и о том, что там, возможно, какие-то не сильно протестные, но в некотором смысле, протестные акции. Очевидно они не хотели, чтобы их каким-то образом ассоциировали вот с этим направлением деятельности Академии. Может быть, обида, потому что накануне состоялось голосование во внеэфирных номинациях, и первый канал в некоторых случаях прокатили действительно несправедливо. Этим можно объяснить.
К.ЛАРИНА - Критические реплики на пейджер я не игнорирую, когда есть не реплики, а вопросы, я читаю. А реплики. Ну, что, ну, прочту я какую-нибудь критическую реплику. И что? Нам нужно, чтобы знак вопроса был, в конце концов? Давайте несколько телефонных звонков послушаем. Напомню, здесь в студии Ирина Петровская. Можно звонить по телефону и задавать ваши вопросы. Пожалуйста. Але, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день!
К.ЛАРИНА - Добрый день! Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ БОРИС ИВАНОВИЧ - Это Борис Иванович из Подмосковья.
К.ЛАРИНА - Пожалуйста, Борис Иванович из Подмосковья.
СЛУШАТЕЛЬ БОРИС ИВАНОВИЧ - Дорогая Ирина, будьте добры, скажите. Вы, как и многие другие, упоминаете: они выключили, они выкинули, они не включили и т.д. У этих 'они' есть какое-то имя или это марсиане? По Москве уже ходит призрак Чаушеску. Вы так не считаете?
И.ПЕТРОВСКАЯ - Я вот не поняла кто - 'они', которые вырезают? Руководство. Дело в том, что на каждом канале, конечно, это делает не Добродеев и не Эрнст. В каждом подразделении, в информации, в дирекции, которая занимается документальным кино, есть свои начальники. Фамилии вам, как правило, если даже мы будем их называть, ничего не дадут, не скажут. Но это именно - люди среднего руководящего звена, которые перестраховываются еще больше, чем большие руководители. Знаете, в свое время, когда Лапин руководил Гостелерадио, рассказывали, что, когда ему сдавали какое-нибудь кино, программу. До того, как ему сдавали, просматривало огромное количество начальников, которые под ним. И каждый делал свое какое-то замечание, которое требовало вырезки, и многие шли по этому пути. И когда программа или фильм приходили к Лапину, то уже было кастрировано до нельзя. А не помню сейчас, кто, по-моему, Алексей Габрилович что ли, который сказал, давайте я все это выслушаю, запишу, и потом к Сергею Георгиевичу, уже последняя инстанция, и потом я все это уберу. И сам Лапин придрался к какой-то сущей ерунде, а все остальное он оставил. Вот это вот тот же принцип чем мельче начальник, тем больше он будет перестраховываться.
К.ЛАРИНА - Ну, что касается местоимения 'они', оно, конечно, имеет более широкий смысл, чем какие-то конкретные люди, в данном случае, начальники среднего состава на телевидении. Когда это местоимение 'они' появляется уже в лексиконе граждан - это один из тех самых тревожных звоночков. Да?
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, да, уж про Чаушеску, я вообще не поняла, где он там бродит.
К.ЛАРИНА - Ну, Бог с ним, с Чаушеску, а что касается 'они' - при советской власти мы именно так их и называли.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, да, да. Выше стоящие там, власть, когда ты себя не можешь отождествить с людьми в этой власти, то, естественно, начинаешь - 'мы' и 'они', противопоставление очевидное.
К.ЛАРИНА - Еще один звонок, пожалуйста, 203-19-22. Але, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА НИКОЛАЕВНА - Здравствуйте, извините, я немного простужена. Меня зовут Нина Николаевна.
К.ЛАРИНА - Пожалуйста, Нина Николаевна.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА НИКОЛАЕВНА - Ирина, я всегда с большим удовольствием слушаю Ваши точные, взвешенные, но нравятся мне ваши критические замечания по поводу нашего телевидения. Слышали ли Вы когда-нибудь по 'Эху Москвы' программу 'Телехранитель' и как Вы к ней относитесь?
К.ЛАРИНА - Нина Николаевна, я отвечу за Ирину, мы не обсуждаем программы наших коллег, тем более, которые идут на нашей радиостанции. Хорошая передача, про телевидение, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ - Да, больше передач хороших и разных. Я ответила бы точно так же, как ты, но действительно не обсуждаем коллег.
К.ЛАРИНА - Следующий звонок, пожалуйста, 203-19-22. Але, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА - Здравствуйте, Ксения, здравствуйте, Ирина! Я не предлагаю обсуждать программы коллег, но я просто лексику хотела обсудить, если можно, но в преломлении к тому, что говорила раньше Ирина. Я с большим уважением отношусь к тому, что Ирина сказала, что мы должны уважать президента любой страны, в данном случае, Саакашвили. Не важно, симпатичен он нам или нет, вот мне лично - нет. Но если мы будем уважать президентов всех, то допустима ли такая лексика: 'гарант' в оскорбительном смысле оскорбительным тоном применительно к нашему президенту, 'братела', 'Владимир Владимирович' затем кукольным голосом 'товарный знак', 'отставной фельдфебель', про его сотрудников 'подручные', 'питерские'. Не является ли это неуважением к нашему президенту, не зависимо от того, как мы к нему относимся?
К.ЛАРИНА - Заметьте, не мы это сказали! То, что сейчас было перечислено по отношению к нашему президенту, это сказала наша слушательница.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Мне хотелось понять, это цитата из фильмов тоже?
К.ЛАРИНА - Это цитаты из 'Владимир Владимирович.Ру', это сайт Максима Кононенко. И у нас есть звуковая версия этого произведения, которая выходит в эфир, если мне не изменяет память, по воскресеньям в 3 часа.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже за то, чтобы корректность соблюдалась по отношению к любому президенту. Здесь только одна существенная разница. В данном случае, это происходит в России и оценивается, хотя, может быть, и не всегда справедливо, и даже этически верно свой собственный президент. В данном случае, мы показываем этот фильм и оцениваем в самых нелицеприятных выражениях, а также, подбирая очень точно, по принципу, вот я, потом мне пришла эта мысль, когда про молодость Саакашвили рассказывали: 'Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст'. Припомнили ему Институт международных отношений в Киеве, отдельную квартиру, куда там девушки приходили. А кто к нему должен приходить, к молодому человеку? И прочее, там очень нехорошо говорится. Это все-таки президент другой страны. И заметим, опять же заметим, что, например, Туркмен-баши ни разу не удостоился такого вот отдельного произведения. Бывали какие-то сюжеты
К.ЛАРИНА - А заслужил. Правда, же?
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, безусловно, заслужил, и были эти сюжеты выдержаны, скорее, в тоне и стиле журнала 'Корея', который рассказывал. В свое время журнал 'Корея' мы читали просто как комическое произведение, когда там, на полном серьезе, описывалось как он посещал какую-нибудь птицефабрику. Я помню прекрасно фразу, что ему работники фабрики поднесли целую корзину яиц и дальше была фраза: 'Так в эти яйца вложено все чувство горячей любви корейского народа к своему любимому руководителю'. Вот в таком еще духе, вроде бы как на полном серьезе, ну какие-то сюжетики о том же Туркмен-баши делались. А было бы интересно оценить то, что происходит в той стране, но туда, заметим, не пускают журналистов. Да и никто, а поскольку там еще есть труба, в прямом смысле, то тоже особенно отношения не портят.
К.ЛАРИНА - Ну, а что касается 'Владимира Владимировича.Ру', 'Как это было на самом деле' - это программа, которая теперь у нас выходит, это, все-таки шутка, юмор. Это - юмористическая программа, которая моделирует некие ситуации, аналогичные тем, которые происходили в нашей политической жизни. Мне кажется, что там иногда бывают некие издержки по части вкуса, но это неизбежно, поскольку тексты человек пишет ежедневно. Так что что-то хуже, что-то лучше. Мне кажется, ничего страшного в этом нет, как, впрочем, и было в программе 'Куклы' когда-то или в программе, которую делали Хрюн и Степан. 'Тушите свет' и 'Красная стрела'.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Нет, но, вообще, есть такой жанр как политическая сатира. Он по другим уже законам строится. И, кстати сказать, политическая сатира - тоже показатель именно свободы и свободы слова в стране. Потому что, если мы вспомним 'Куклы', то при Ельцине, как там к нему ни относись, один раз всего лишь попытались завести уголовное дело на 'Кукол', но оно, естественно, рассыпалось. Более того, было обсмеяно многократно всеми, кто наблюдал или прогнозировал возможный процесс такой над 'Куклами'. Там было обвинение, чуть ли ни в издевательстве над властью в особо циничной форме. А сейчас даже уже представить невозможно, что возможны 'Куклы'. Или появились бы 'Куклы'.
К.ЛАРИНА - Невозможно. Давайте, еще звонок, пожалуйста, 203-19-22. Але, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ - Вы знаете у меня следующий вопрос. В свое время мне запомнилось и понравилось выражение уважаемого автора в отношении творчества Шендеровича, что, когда побудительной причиной становится озлобленность, то талант автору часто отказывает. Как она оценивает применимость данного определения к настоящему моменту? Спасибо.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, я по-прежнему утверждаю, что когда озлобленность, действительно, превалирует над всеми остальными чувствами, то талант часто отказывает. И в этом, кстати, была проблема 'Кукол', когда озлобленность начала зашкаливать и когда политически тонкая сатира превратилась, в общем-то, в такое откровенное издевательство. Это было тоже часто. Я думаю, что это тоже не простили в том числе и каналу НТВ. А сейчас я не вижу никакой особенной озлобленности. Озлобленность теперь только направлена в сторону внешних врагов, ищем их, создаем, а все остальное, на мой взгляд, весьма и весьма благостное у нас в эфире. Никакой озлобленности.
К.ЛАРИНА - Нет, есть еще озлобленность в адрес так называемой пятой колонны. Окрестили, Владислав Сурков очень точно. Ты читала это интервью в 'Комсомольской правде'?
И.ПЕТРОВСКАЯ - Да, читала, читала. Это даже не озлобленность. Это уже такие какие-то звонки и доносы, такое даже ощущение. Кстати, последние 'Времена' Познера были в этом смысле характерны. Это была очень хорошая программа, первая вышедшая в эфир после длительного отпуска. И там была попытка, действительно, дискуссии и попытка в этой дискуссии разобраться, а кто же эти наши враги, которые стараются кусок пожирнее от России отхватить, кто такие конкретно. И тоже там участники столько всего наговорили. И пятая колонна, и третья сила, и еще какая-то сила. И когда человек просто, Познер просто делал в тот момент, он просто задавал вопросы: кто они, кто, назовите конкретно имена, фамилии. Часто вот демагоги, которые используют этот прием, теряются, потому что ясно становится, придумываются какие-то страшилки. И вот эти страшилки распускаются, а дальше - больше. Поэтому, мне кажется, чего действительно не хватает. Даже дискуссия с участием представителей так называемой интеллектуальной элиты показала, какая каша в головах. Можно представить, что в головах у многих наших сограждан. Поэтому, очень важно сегодня дискуссии серьезные на эти темы, чтобы чуть-чуть как-то просветлить мозги.
К.ЛАРИНА - И аргументация. Потому что насколько убедителен всегда в своем праведном гневе Михаил Леонтьев в качестве монологиста, настолько же он не убедителен, когда вступает в диалог, когда от него требуют какой-то аргументации. То, что было, кстати, блестяще показано и в программе 'Времена'.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Да, да, да, потому что он на этом запале, когда он эти свои пятиминутки, которые уже прозвали 'пятиминутки ненависти'. Он, естественно, как газетный тоже пишущий человек, он выстраивает соответствующим образом текст, показывает маленькие иллюстрации, сюжетики. Это кажется убедительным, потому что он такой - страстный, он верит в то, что он говорит, а в полемике теряется. Потому что в полемике еще что-то нужно кроме темперамента и искренней любви и уважения к определенным персонажам, и ненависти, тоже к определенным.
К.ЛАРИНА - Еще звонок, пожалуйста, напомню, здесь в студии Ирина Петровская.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА МАРКОВНА - Добрый день, всем, всем, всем, я Галина Марковна.
К.ЛАРИНА - Да, Галина Марковна.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА МАРКОВНА - Ирина Евгеньевна, Вы, конечно, очень подробно всегда просматриваете все телевизионные программы. И там существует теперь такой жанр как коротенькие аннотации к художественным фильмам. И особенно к сериалам.
К.ЛАРИНА - А, это Вы имеете в виду анонсы.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА МАРКОВНА - Они чудовищные. Скажите, кто этим занимается и как это можно исправить?
К.ЛАРИНА - Специально обученные люди, наверное.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Есть целые службы, службы промоушн, так называемые, на каналах, специальные люди пишут анонсы. В ряде случаев это неплохо, в ряде - действительно бывает ужасно. Это давно, кстати, уже появилось. Первым, насколько я помню, это начал делать первый канал, а вслед начали все другие. Вообще-то, это - вещь полезная, потому что иначе мы с вами сможем не сориентироваться в этой карте подробной, огромной карте расписания всех телепрограмм. Мы должны знать, что нас ждет. Ну, очевидные вещи говорю. Другой вопрос, да, иногда не хватает мастерства, вкуса, чувства языка, но дело - поправимое. Это - не самая большая беда, мне кажется.
К.ЛАРИНА - 'Вы считаете, что оппозиционная пресса может писать все, что ей вздумается. А когда выступил в печати Сурков, вам это не понравилось', - говорит нам Николай Петрович.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, почему, мне понравилось, что он выступил, откровенно сказал, и потом, что значит - оппозиционная пресса? Вообще задача прессы писать, только не то, что вздумается непосредственно. Мало ли чего вздумается, а писать откровенно и честно о том, что сегодня происходит, по возможности объективно. Вот и Суркову, слава тебе Господи, да, есть свободная пресса, которая может Суркову слово предоставить и напечатать то, что он сказал. А может тому, кого он упоминает, например, Явлинскому или Лимонову. А иначе, что тогда, мы не узнаем, что есть, помимо Суркова, еще чье-то мнение.
К.ЛАРИНА - Еще один звонок успеваем принять.
СЛУШАТЕЛЬ ДЕНИС - Я из Челябинска. Я хотел узнать, я с удовольствием посмотрел передачу 'К барьеру!' в четверг между Рыжковым и Жириновским. А не знает ли Ирина, какие там результаты были по Дальнему Востоку и по Москве?
И.ПЕТРОВСКАЯ - Нет, к сожалению, я просто не помню. Знаю, что только Рыжков победил. Из того, что я видела.
К.ЛАРИНА - Еще один звонок.
СЛУШАТЕЛЬ ГАЛИНА - Ирина, скажите, как вы относитесь к информационным программам, к выступлениям Ольги Романовой?
К.ЛАРИНА - Во-первых, Вы можете поздравить Ольгу Романову с присуждением ей ТЭФИ.
СЛУШАТЕЛЬ ГАЛИНА - Да, конечно, всегда с нетерпением жду 23:15, чтобы понять, что к чему.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Коротко, у нас мало времени осталось, Ольга Романова, конечно, не традиционный телевизионный ведущий. Она - не диктор, она - человек со своей позицией, недаром все-таки она победила в номинации не информационная, а информационно-аналитическая программа. Действительно, сегодня на этом поле, как сказать, подравняли много чего, сегодня Ольга Романова выглядит просто профессионалом. Она и раньше выглядела профессиональным, я уточню, но просто раньше была возможность получать разную информацию из разных источников.
К.ЛАРИНА - Хотя бы с НТВ можно было конкурировать.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Хотя бы с НТВ. Сегодня этого становится меньше, хотя пока еще есть, конечно, и 'Страна и мир' сохранилась. А Ольга Романова позволяет не только увидеть то, что происходит, но она еще позволяет себе оценивать это. Вот этого почти совсем уже не осталось. Постепенно роль ведущего информационной программы сводится к роли диктора, который читает подводки к сюжетам. Поэтому в этом смысле я очень приветствую присутствие на нашем экране Ольги Романовой. Хотя, вот скажем, если бы моя воля, номинация ведущей информационной программы, все-таки здесь - немножечко выход за рамки этой номинации. Она - именно автор собственной программы. И в меньшей степени, просто ведущий - информационной. Но получилось смешно просто, победила '24 часа' как информационно-аналитическая программа, а потом Ольга Романова победила как ведущая информационной программы.
К.ЛАРИНА - Но Савик Шустер тоже - не автор развлекательного ток-шоу. Правда же?
И.ПЕТРОВСКАЯ - Но там по принципу, там очень смешно, там просто свели в такие блоки жанры. А поскольку превалировало, число развлекательных ток-шоу было больше, чем общественно-политических. Поэтому просто по формальному принципу - ток-шоу - 'Свободу слова' туда включили, что, конечно же, совсем абсурдно.
К.ЛАРИНА - Но что касается Ольги Романовой, она, кстати, прекрасно понимает, что сейчас происходит в телевизионном мире, мире аналитики, прежде всего, политической. И, кстати, ее интервью, по-моему, тоже было в 'Комсомольской правде' вместе с Сурковым. Она там очень точно про себя сказала, вполне отдавая себе отчет, что я - не лучшая, я - оставшаяся. Это очень точно.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Это, по-моему, в 'Новой газете' она сказала. Но сейчас несколько было интервью. Я вообще просто всегда уважаю, люблю, ценю умных женщин.
К.ЛАРИНА - Я тоже, поэтому я очень люблю тебя, Ирина Петровская.
И.ПЕТРОВСКАЯ - Взаимно. 'И надеюсь, что это взаимно'.
К.ЛАРИНА - На этом мы прощаемся. Пойдем дальше обниматься с Ириной Петровской, а вас оставляем в гордом одиночестве, но ненадолго. Спасибо всем, счастливо!