Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская, Элина Николаева - Человек из телевизора - 2003-06-07

07.06.2003

К. ЛАРИНА - 11 часов 12 минут. Программа "Человек из телевизора". Сегодня мы посвящаем нашу передачу российским телесериалам, скажу общо. Поскольку, конечно, повод для нашей встречи тот самый "Идиот", который недавно завершился на РТР. Я призываю наших слушателей для того, чтобы высказать свое мнение и поговорить в принципе о том, как развивается наше художественное телевещание. Наш телефон в эфире 783 48 83, наш пейджер 961 2222, в гостях у нас Элина Николаева - обозреватель газеты "Московский комсомолец" и Ирина Петровская, "Известия". Доброе утро. Сразу понятно, как разговор будет двигаться. Первое письмо. "Спасибо создателям фильма за бережное отношение к Достоевскому". Второе: "Этот новодел для меня невыносим. Может быть, для тех, у кого нет опыта старого фильма, это и приемлемо", - считает Татьяна. Третье письмо: "Догадываюсь, благодаря прошлым эфирам, что программа предполагает поругать Вележеву. Но мне это искренне непонятно, считаю успешным ее исполнение роли", - Таня из Екатеринбурга. Четвертое: "Миронов выше всяких похвал. Машков есть Машков, иного Рогожина трудно себе представить, хороша и необычна Чурикова. Сомнения вызывает Вележева". Вот такие критические заметки от наших слушателей и телевизионных зрителей. Для начала каждый из наших участников выскажется по этому поводу, какие общие впечатления. Элина, давайте с вас начнем.

Э. НИКОЛАЕВА - Думаю, очень хорошо, что российский канал обратил свой взор к классическому произведению "Идиот". Я считаю, что открыт новый жанр, который найдет свое продолжение, не только в эфире этого канала, наверное, и другие телекомпании.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Самое главное достижение этого сериала это восприятие его. В течение ряда лет люди, умные, образованные, которые делали телевидение, бесконечно доказывали, что телевидение, которое они делают - для массового зрителя, а для себя бы они делали нечто другое. То, что РТР, режиссер Бортко, актеры, которые снимались в "Идиоте", отнеслись с абсолютным доверием к своему зрителю, не посчитав его дурачком с пальцем во рту, а посчитав равноценным партнером, способным воспринимать именно Достоевского, потому что одно из главных достоинств этой работы - бережное отношение к Достоевскому, мне кажется, важнейший итог этой работы.

К. ЛАРИНА - Какие опасности кроет в себе это новое начинание нашего отечественного телевидения?

Э. НИКОЛАЕВА - Основная опасность должна заключаться в том, чтобы не перекормить своего зрителя жанром. Вы прекрасно помните, в свое время канал ТНТ открыл жанр "ментов", которые пошли гулять по всем каналам. Он стал популярен, он приелся, в конце концов, перекормили. Это были и "Убойная сила", и пр. Опасность есть в том, что нашего зрителя, и российского, и столичного, и петербургского, перекормят жанром классики. Но думаю, все-таки грамотные создатели этого жанра не перекормят зрителя. Почему? Потому что даже следующие работы, которые планирует в своем эфире Российский канал, это "Бесы", "Братья Карамазовы", "Анна Каренина". Все это найдет свое воплощение лишь только в 2004 минимум, а, скорее всего, это будет 2005 год. Потому что работа над фильмами начнется только с осени этого года, и выйдет в эфир к концу, ближе к 2005.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже считаю, что наверняка сейчас будут попытки, воспользовавшись формулой успеха, которую воплотили создатели "Идиота", растиражировать эту формулу.

К. ЛАРИНА - Другие каналы ринутся это делать, безусловно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверняка. Но мне кажется, довольно сложно повторить этот успех, потому что для этого нужно много составляющих, и в первую очередь, деньги. Пристальное, дотошное отношение к источнику, такой первоисточник, такой коллектив звёздный, такое время, такой PR, тут много всего совпало. Но, в конце концов, даже если будут работы менее высокого уровня... Пусть лучше некоторое время потиражируют классику, чем тиражируют всякие такие мелкие вещи. Вот сейчас идут сериалы, два даже по Российскому каналу, и после "Идиота" особенно понимаешь, когда сделано, даже на современном материале, когда сделано на коленке, тяп-ляп, кое-как

К. ЛАРИНА - Особенно удручают сценарии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сценарии, всё, и актеры же сами. Они же ведь тоже понимают, где они работают и как они работают. Поэтому видишь, как откровенно люди халтурят. Поэтому эта опасность, такая, знаете ли, даже я бы сказала, радостная опасность - пусть перекормят, потому что я уверена, что телевидение даёт определённый толчок людям, которые потом обращаются к книге, если не читали. Многие наверняка посмотрели "Идиота" и открыли для себя тему. Я вспоминаю, как на опере "Евгений Онегин" в Большом театре кто-то был на опере и услышал диалог молодых людей за спиной, кто-то говорил: "Давай пойдем". А второй говорил: "Нет, давай останемся, посмотрим, чем закончится". Так же и здесь. Оставались, чтобы посмотреть, чем закончится, а потом, возможно, обратятся к книжке, прочтут. В любом случае, это воспитывает некий вкус к литературе, образцам культуры. Чем плохо? Пусть тиражируют.

К. ЛАРИНА - То есть, если говорить о работе режиссера, можно назвать это удачей Владимира Бортко.

Э. НИКОЛАЕВА - Несомненный успех, конечно. Потому как Владимир Бортко взял и нанес три точечных удара. По законам жанра он выступил классически, потому что в первую очередь, он соблюл действия, там очень много действия насыщенного. А сколько текста, очень хорошие костюмы. И точечный удар самый основной это колоритные персонажи. Насколько я знаю, все роли, главные роли, да там нет неглавных ролей, были уже заранее им определены: кто будет играть идиота, кто Рогожина, а кто Настасью Филипповну. Можно спорить, конечно, о достоинствах и удачности игры актера. Все это обсуждают, что Вележева не совсем удалась в роли Настасьи Филипповны. Об этом тоже можно спорить. Но также можно спорить с тем, что, наверное, среди наших актрис трудно найти более яркую, более эффектную.

К. ЛАРИНА - Я бы, Элина, сказала пожестче. С актрисами у нас проблема, большая. Если говорить о мужских персонажах, актерах, замечательную целую когорту можно назвать из тех, которые играли в "Идиоте" и тех, кто не играл там. Можно по каждому театру пройтись, наберешь там 2-3 замечательных молодых, ярких, красивых личностей. С актрисами беда. Мы тут разговаривали с Сергеем Соловьевым, с режиссером, который когда-то мечтал снять Анну Каренину, и даже у него был рабочий материал. Конечно, когда говоришь о Ирине Метлицкой, понятно, что если бы Ира была жива, молода и красива, она бы сыграла Настасью Филипповну блистательно просто, была бы звездой, это ее роль. Такого уровня актрису я сегодня не вижу. Мы часто обсуждаем это с гостями, друзьями. Кто сегодня вспоминается, если говорить о молодых актрисах на сегодняшний день? Чулпан Хаматова. Открытие эпохи нашей, и все. Посмотрите, как она работает на сцене, как она работает в любом фильме, это совсем другой уровень, о чем тут говорить. Хорошая девочка Оля Будина, хорошая девочка Лидия Вележева. Мне понравился очень термин, который придумал кто-то из наших то ли режиссеров, то ли обозревателей - "серийные артисты". Этот уровень "серийных артистов" тут-то и обнаруживается, на таком материале. Когда вы смотрите на Миронова, на Машкова, на Сашу Лазарева, это понятно, это люди, которые работают по-настоящему, по системе Станиславского. А рядом есть набор серийных артистов, которым все равно, какие слова произносить, но ничего не сделаешь. Я не стану говорить, что не удалась роль Вележевой. Мне кажется, все, потолок. Тут можно переживать, спорить, защищаться, обижаться. Она, наверное, переживает. Она же тоже читает эти газеты и видит, что про нее пишут.

Э. НИКОЛАЕВА - Да, и в "МК" у нас выставляли баллы, характеризующие игру каждого актера. Но мне кажется, удача ее в том, что она перевоплотилась. Может быть, в минус ей сыграла в картине "Идиот" ее роль в "Воровке". Здесь она совсем другая. Может быть, зрители не готовы были принять ее именно в этом амплуа. А вы обратили внимание, как Бортко работал, и режиссер, и гример. Совершенно не похож на себя тот же самый Машков. Действительно, настолько точно проработан образ, что представляешь себе грязного, вонючего купчину.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По поводу Вележевой я прочитала в какой-то рецензии, что роль Бортко не мог не понимать, что роль эта слабая. Сложная, но кандидатура актрисы, Вележева, не соответствует. Но, видимо, он использовал именно ее фактуру, внешние данные. Анализируется прием, использованный Бортко многократно, когда какой-то персонаж говорит, а мы смотрим не глазами на него, не видим лицо, а видим, как его воспринимают другие люди. И в том числе, когда Вележева, мы видим, как на нее смотрит Машков. Он ее воспринимает так, как он ее воспринимает у Достоевского, а на самом деле, она безумная, вздорная и т.д. Поэтому только фактурные данные в данном случае использованы Бортко, потому что другого объяснения нет. А Боярский совершенно замечательный.

К. ЛАРИНА - Басилашвили, Боярский, Ильин. А, там есть еще одна! Опять же про женщин. Есть одна заноза, под названием телеведущая программы "Слабое звено". Вы мне можете объяснить, зачем это было сделано? Кто кому чего хотел доказать?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, у меня тоже это вызвало некоторое удивление.

Э. НИКОЛАЕВА - Это разговор уже о том, кто, кого и каким образом продвигает в эфире, в телевидении. Каким образом у нас становятся ведущими, благодаря чему.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Зачем РТР продвигать ведущую другого канала?

Э. НИКОЛАЕВА - Вы знаете, Ира, у нас в газете "МК" готовится к публикации одна очень скандальная, на грани фола тема. Мы пытаемся проанализировать пути-дороги всех известных, ставших в последнее время известными телеведущих, звезд. Кто у них знакомые, мужья, любовники.

К. ЛАРИНА - Поняла? Люди делом занимаются, Ир! (смеются)

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я сразу подумала, у меня был опыт ведения, звездой, правда, не стала, пути-дороги такие бы отыскались. Представляете, где-то невзначай сказанное слово

К. ЛАРИНА - И какая закономерность наблюдается?

Э. НИКОЛАЕВА - Закономерность относительно Маши Киселевой, я пыталась проследить. Муж, по-моему, ватерполист, сама она "с прищепкой". Может, это грубо, но на самом деле, это так. Естественно, хочется поменять и свой имидж, и занятие в жизни любому человеку. Если оно его не устраивает, то дай бог, что он находит удовольствие в том, что он нашел в своей жизни. Тут трудно предположить, что муж-ватерполист провел ее. Может, есть просто какие-то хорошие связи.

К. ЛАРИНА - Она еще закончила факультет журналистики.

Э. НИКОЛАЕВА - На самом деле, она очень хорошая, милая девушка, как мне говорят. Просто хороший человек, доброжелательный. Тот образ, который ей навязали в программе "Слабое звено", настолько ей не соответствует, не сочетается.

К. ЛАРИНА - Проиграли соревнования-то, между прочим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это говорит о том, что она как раз актриса неплохая, потому что она в этом образе ведь очень хорошо действует.

К. ЛАРИНА - Актрисой я не знаю. Это такие исключительные случаи бывают. Хоркина тоже вышла на сценические подмостки, чтобы сыграть любимую женщину Генри Миллера. Ну и что из этого вышло?

Э. НИКОЛАЕВА - Ксения, она хороша тоже. Может быть, просто Владимир Бортко решил поискать новое лицо.

К. ЛАРИНА - Если бы там бассейн построили, она бы там поплавала бы, понимаешь.

Э. НИКОЛАЕВА - Какие все злобные! (смеются)

И. ПЕТРОВСКАЯ - Другой вопрос, когда ведущий участвует еще и в рекламе, потом еще играет в сериале. И когда это перемежается - "Галина Бланка, не называй бульон"...

К. ЛАРИНА - От Достоевского к куриному бульону.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут, да, возникает множество вопросов.

Э. НИКОЛАЕВА - Все подозрительно, неспроста это все. Можно сделать вывод.

К. ЛАРИНА - Все заканчиваем мы наши злобные разговоры в эфире. Сейчас у нас будут новости, а потом, уважаемые друзья, вы можете присоединяться откровенно, открыто и анонимно, если вы не хотите представляться в эфире, если вы хотите такое сказать, за что вам потом будет стыдно.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА - Мы здесь зачитались вашими репликами, уважаемые друзья. 783 48 83, ваши мнения и впечатления. Может быть, с чем-то вы были не согласны, с тем, что было высказано в первой части нашей программы? Или у вас есть какие-то вопросы к нашим уважаемым гостям. Алло, здравствуйте, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛИ - Меня зовут Светлана, хочу выразить, во-первых, благодарность всем создателям фильма. Дело в том, что такие фильмы, конечно, нужны. Это побудительно и для молодежи обратиться к самому произведению. Скажу честно, сама смотрела с удовольствием, и книжку взяла. Какие-то моменты перечитать пришлось. Второе, что касается актерского ансамбля, который задействован здесь, в фильме. Машков, слов нет, это прелесть, это игра, которая достойна восхищения. Чурикова замечательная. Басилашвили, великий артист, но здесь не самый потолок в его мастерстве, спорно. Киселева, о которой говорили, слабым звеном, я считаю, казалась в этом ансамбле. Не вписалась, на мой взгляд. И вам, как ведущим, пожелание. Сейчас у нас все-таки дискуссия о фильме, об актерах. В ту подоплеку, кто, каким способом, путем пришел в этот фильм, не время для этой дискуссии в таком эфире. Это просто замечание к ведущим. Спасибо вам. Очень благодарна программе. "Эхо Москвы" - любимая радиостанция. Слушаю всегда.

К. ЛАРИНА - Спасибо. Сейчас мы все на себе проверим. Элина, каким путем Вы попали в МК?

Э. НИКОЛАЕВА - Я пришла в 1986 году в газету МК в отдел писем. Я сидела и читала письма читателей.

К. ЛАРИНА - Просто так?

Э. НИКОЛАЕВА - Да. Я только-только закончила школу, отработала младшим редактором в издательстве "Русский язык", в издательстве "Малыш". И думала о том, что нужно заняться чем-то другим. Я не думала, что стану журналистом. Я просто обрабатывала письма читателей, у нас была такая рубрика "Нам пишут", и не совсем гладкие стилистические послания, которые присылались в газету МК. Я старалась сделать под предводительством Ивана Подшивалова, который тоже известный журналист сейчас, он работал в нашей газете. Он меня учил, как сделать так, чтобы маловразумительное письмо зазвучало, и была выделена главная мысль автора. После этого получались смешные, забойные письма, колонки. В общем-то, они отмечались всегда. После этого я стала работать в отделе информации. И стала писать репортажи, ездя по всей Москве и области.

К. ЛАРИНА - То есть прошли весь этот путь, эту лестницу?

Э. НИКОЛАЕВА - Да, единственное, что я не поработала секретаршей и экспедитором. У нас тоже есть такая должность в газете, это самое как бы младшее звено. Секретарь первый человек в газете. (смеются). Не хочу обидеть наших секретарей. После этого началась телевизионная карьера. Кстати, Ксения, Вы подкинули благодатную тему, я бы хотела об этом сказать, спасибо, что предоставили мне такую возможность. Я бы хотела отметить, не в укор Ирине, мнение которой я уважаю, что первой публикацией, предтечей всех телевизионных изданий, будь то в газетах, журналах, глянцевых или просто в обычных иллюстрированных, это была телегазета МК, она появилась раньше всех.

К. ЛАРИНА - "Телега", я помню, она называлась.

Э. НИКОЛАЕВА - Да. И тогда для всех шок. Но у нас было постоянное бодание со звездами, начал еще в нашей газете это бодание, то самое телекритиканство, Саша Аронов. Был Саша Аронов, он обращал всегда свое мнение, но он воспринимал телевидение как искусство. Мы стали относиться к телевидению более потребительски и стали думать о том, что все-таки, я настаиваю на этом, что в большей степени, это индустрия, в которой основную роль играет имидж ведущего, рейтинг и деньги. Сами понимаете, рекламодатель и рейтинг основное, что движет. А харизма, конечно, должна присутствовать. И успешной передача становится тогда, когда есть харизматический ведущий.

К. ЛАРИНА - Смотрите, какой подробный ответ от Элины Николаевой, она нам рассказала подробно о своем творческом пути. И еще вот кратенько представила свое творческое кредо. Ирина, каким путем, родившись в Красноярске (смеются)

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здесь просто вопрос был: "Как приятно, Ирина, что вы родились в Красноярске". Мне было бы тоже крайне приятно родиться в Красноярске, но я в Красноярске исключительно бывала в командировках. Я по советской квалификации - летун, я много прошла разных изданий, прежде чем оказалась в газете "Известия". Притом я уже сейчас со второго захода здесь. Получается, через какое-то время я ответвляюсь, потом возвращаюсь.

Э. НИКОЛАЕВА - Куда Вы уходили, мне интересно?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я была в "Общей газете" до той поры, пока она не закончила свое существование, плюс еще "Пресс-клуб". А что касается телеполосы, то я тут в данном случае просто историческую справедливость восстанавливаю, потому что первые публикации появились в газете "Советская культура" в 1960-70 гг. Это был не Саша Аронов, это были Муратов, Деревицкий, Александр Руденко. По сравнению с нами, это предшествующее поколение телекритиков. А потом уже Саша Аронов в МК параллельно это вел. Я очень уважаю, люблю и помню Сашу Аронова. Он действительно был очень ярким человеком, не только. Не только, в отличие от нас, телекритиком, но еще и поэтом.

Э. НИКОЛАЕВА - Ира, а Вы себя считаете телекритиком?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я считаю себя журналистом. И когда мне говорят, что Вы не обращаете внимание часто на какие-то эстетические моменты, и не анализируете, как там по законам жанра что-то создано, как это сделано изобразительно. Я говорю, что мой предмет - телевидение как социальный институт и контекст общественный. Через телевидение я пытаюсь писать о настроениях общества.

К. ЛАРИНА - Никаких интимных тайн вам не рассказали ни Ирина Петровская, ни Элина Николаева. Все закономерно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отчасти есть интимное. Я должна была бы работать на телевидении, потому что закончила телевизионное отделение. Но так сложилось, что на телевидение было очень сложно попасть. И мой муж, за которого я только-только вышла замуж, пристроил меня работать, журналист, в журнал "Журналист" тогда еще. Где я начала писать о телевидении, поскольку была в декретном отпуске. Мне говорили: что тебе делать, смотри телевизор и пиши о нем. Так и получилось в дальнейшем.

Э. НИКОЛАЕВА - Вы сами прекрасно знаете, что телевизионщики ненавидят людей, пишущих о телевидении в газетах.

К. ЛАРИНА - Так же, как артисты ненавидят театральных критиков и режиссеров. О чем говорить!

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но при этом, если не пишут, то они очень обижаются. И всячески намекают: хорошо бы, чтобы написали. К сожалению, не могут одни без других существовать, как театр без критики, так и телевидение не может. Получается, один сплошной рейтинг. А это очень условная категория.

К. ЛАРИНА - Будьте внимательны, обращаюсь я творцам и телевизионным, и театральным, к кинодеятелям. Когда вы говорите, не пишут про вас, и вы просите: напиши, скажи что-нибудь, пожалуйста, хоть что-нибудь. Иру просили-просили про Караулова сказать, она долго держалась, но потом как сказала!

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не очень приятно, когда так просят. У меня возникает сразу какой-то тормоз, когда намекают, бесконечно обхаживают. Даже никто не предлагает давным-давно, и в мыслях не держит предлагать за это деньги, поход в ресторан, зная, что это бессмысленно.

Э. НИКОЛАЕВА - Могли и сходить, отчего бы и нет в приятной компании.

И. ПЕТРОВСКАЯ - (смеются) Давно не предлагают. Бывает это странно. Я знаю, что откликнешься так или иначе на то, что ты сам заметил, на то, что тебе или приятно или активно неприятно.

К. ЛАРИНА - Давайте вернемся в русло, поскольку время бежит. Здравствуйте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - Меня зовут Елена. Хочу возразить слушательнице, которая говорила о том, что те, кто смотрел фильм Пырьева, те не могут воспринимать этот фильм. Наоборот, я очень любила фильм Пырьева. И с опаской начинала смотреть этот сериал. Но сначала испытала удивление, потом восхищение, и в этом состоянии пребываю до сих пор. Знаете, я даже смирилась с Вележевой. Она мне понравилась в кульминационной сцене с Зудиной. Я хотела бы еще, чтобы мы сказали о замечательной музыке Корнелюка.

К. ЛАРИНА - Спасибо Вам, Елена, за Ваш звонок. Еще один звонок сразу. Здравствуйте, как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - Здравствуйте, Римма Яковлевна. Москвичка и пожилая. Я половину сериала "Идиот" пролежала в больнице. Там не было телевизора. Я хотела что попросить. Повторить его, если не трудно, в сентябре-октябре, когда все соберутся.

К. ЛАРИНА - Я думаю, это сделают для вас обязательно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - Не только для меня.

К. ЛАРИНА - Для всех.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - Это очень хороший был сериал, я смотрела, мне очень понравилось. И потом, я вообще люблю Достоевского, как ни странно. Мне очень полезен, очень приятен, я его уважаю. И хотелось бы посмотреть, потому что работа очень хорошая. Поэтому я звоню, потому что мне жаль, что не успела увидеть всего.

К. ЛАРИНА - Спасибо Вам, Римма Яковлевна, за звонок. Еще один звонок примем. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, меня зовут Сергей. Я просто хотел сказать насчет этого сериала "Идиот". Вы знаете, когда я смотрел этот фильм, очень уж по деталям он напоминал первый фильм Пырьева.

К. ЛАРИНА - Может, он просто напоминал вам роман Достоевского, а не фильм Пырьева? Просто очень подробно.

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, именно фильм по деталям. Другое дело, что те наши замечательные нынешние актеры, на мой взгляд, забивают ту режиссерскую находку молодого режиссера, или старого, я не знаю.

К. ЛАРИНА - Скажем так, среднего возраста, опытного режиссера.

СЛУШАТЕЛЬ - У меня сложилось впечатление, что не надо было делать этот фильм, что ничего нового он не показал, кроме актеров.

К. ЛАРИНА - Интересно. Первое мнение, мужское, обратите внимание, первый мужчина, он такую высказал точку зрения, достаточно спорную. Бортко хотя бы до конца роман показал для тех, кто его не читал, как дальше развивались события.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это и есть самое новое для многих.

К. ЛАРИНА - Для нас-то все кончалось деньгами в камине и все.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как раз очень хорошо, что ничего нового не показал. За последние годы отношение к русской литературе, классике, как мы знаем, выработалось такое. Либо делаются ремейки, либо комиксы: "Анна Каренина", "Евгений Онегин", все сжимается дайджесты. Очень хорошо, что не было такого подхода, осовременивания.

К. ЛАРИНА - "Даун-хаус". У нас уже был один "Идиот".

И. ПЕТРОВСКАЯ - Или перенесения в наши дни. Прекрасно, что было дотошное исследование первоисточника.

К. ЛАРИНА - Обратите внимание, что ни один режиссер большого кино, вслух никто не высказывался, но в кулуарах ни один человек не признал эту работу удачной, у всех были свои претензии. Кто-то это называет диванным Достоевским, в чем смысл, что это простая, тупая иллюстрация, что он ничего не понял, что он плохо читал текст, чистая иллюстрация, картинки, комиксы. Кстати, такое тоже звучало. Это соотношение: авторское кино и экранизация в чистом виде, классика жанра. Если на весы положить, как из этой ситуации выходить? Кто здесь прав. Потому что, наверное, со стороны творцов эти претензии вполне обоснованы. Потому что они хотят видеть автора. Я бы снял, они говорят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пусть снимут, сейчас есть масса возможностей себя продемонстрировать, показать. В данном случае, мне кажется как раз, что классическая, дотошная, подробная экранизация и выиграла перед тем, что могло бы быть самовыражение, авторское кино. Это не тот жанр. Наверное, не стоит называть это сейчас национальным достоянием, превозносить это как что-то невероятное, что войдет в историю большого кино. Но то, что это поворотный пункт в телесериальном строительстве, безусловно. Оказалось, что можно сделать на таком, очень сложном материале, с огромным количеством сложнейших текстов, которые произносятся, а не играются, можно сделать экранизацию, которая привлечет такое количество людей. И даже то, что спорят, очень хорошо, это говорит о том, что работа интересная как минимум.

Э. НИКОЛАЕВА - Самое главное, понятно, что тяжелая. Мы уже говорили в начале передаче, что будут экранизироваться и "Анна Каренина" и "Бесы". Когда я узнавала на канале, кто же будет режиссером этих работ, и предполагала, что возможным претендентом станет режиссер Владимир Бортко, мне сказали, что он не в состоянии, потому что очень тяжелая была работа с "Идиотом". И были отданы очень большие силы. А самое главное, мне кажется, тот пример, у нас есть много знакомых, они живут в Чеховском районе Московской области. Библиотекари говорят, что из их библиотек взяли буквально всего Достоевского и "Идиота". Ни для кого не секрет, что с наибольшими рейтингами "Идиот" прошел в двух столицах - в Питере и Москве. Это можно объяснять удачной рекламной кампанией. О том, что буквально каждому жителю этих городов раздавались пригласительные билеты. И когда мне рассказывали, что в лифте валялись пригласительные билеты. Люди просто в ужасе: как же так, почему мне не дали, дайте его мне, у меня нет его, я тоже хочу на премьеру "Идиота". Это очень удачный рекламный ход. Самое главное, что в регионах "Идиот" прошел с меньшими рейтингами, в отличие от той же самой ругаемой, ненавистной всеми "Бригады", но в то же время и любимой "Бригадой", прошедшей по всей России с огромными рейтингами и успехом. Самое главное, что показатель того, что, несмотря на то, что эти рейтинги были ниже, чем у "Бригады", в том же самом Чехове смели "Идиота", пусть люди хотя бы почитают это произведение.

К. ЛАРИНА - А испортить можно? Режиссер может испортить классическое произведение?

Э. НИКОЛАЕВА - В данном случае этого не случилось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А вообще сколько угодно. Тот же "Ревизор" последний с тем же Мироновым.

К. ЛАРИНА - Газаровский фильм. Тоже, казалось бы, цветник артистов.

Э. НИКОЛАЕВА - Михалков, Гердт, кого там только нет! А абсолютно пустой звук, и никто не вспоминает.

К. ЛАРИНА - Посмотрим, что нам дальше предложат, "Анну Каренину" и "Бесов", хотя "Бесов" я с трудом представляю в качестве экранизации.

И. ПЕТРОВСКАЯ - "Бесы", насколько мне известно, тоже планируется Бортко.

Э. НИКОЛАЕВА - "Анну Каренину" - нет.

К. ЛАРИНА - А кто?

Э. НИКОЛАЕВА - Пока Тодоровский-младший работает над этим.

К. ЛАРИНА - Кстати, тут нам говорят, почему не позвали кого-нибудь из создателей. Товарищи, все на "Кинотавре"! Потому что Валера хотел прийти, но он вообще председатель жюри на "Кинотавре". К нашему сожалению, он сейчас находится в Сочи, но он готов прийти поговорить на эту тему. Думаю, что осенью мы этот разговор обязательно продолжим. Что касается Евгения Миронова, которого тоже просят все услышать. И мы ему звонили честно. Но мама, его секретарь и мама, сказала, что Женя умолял: мамочка, огради меня от всех интервью. Потому что он сейчас в работе у Някрошюса, работает над "Вишневым садом". И не готов пока разговаривать на эту тему. Мне кажется, что его работа выше всяких похвал. Эта работа останется в истории российского актерского искусства. Я в этом убеждена. Хотя здесь вспоминают Юрия Яковлева и Иннокентия Смоктуновского в спектакле БДТ, которого на пленке не осталось, фрагменты только остались. Э. НИКОЛАЕВА - Юлию Борисову.

К. ЛАРИНА - Просят назвать в качестве претенденток на роль Настасьи Филипповны Ольгу Дроздову и Анну Большову, и упомянуть Оксану Мысину. Это к тому, что нет актрис. Актрисы есть, но их очень мало. Хотя это, действительно, штучный товар, тут ничто не поделаешь, так и должно быть. А Домогарова я просто люблю. Пусть просто ходит. Хороший, красивый мужчина. (смеются)

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это же обычная вещь такая, когда экранизируется какое-то классическое произведение, или просто сериал делается или фильм. Потом начинают говорить: нет, этот не такой, как я его себе представляю. Это очень интересный эффект, многократно описанный. И, в конце концов, вольная воля каждого представлять себе персонажа таким, каким он представлялся при чтении. А кто-то теперь навсегда, прочитав после сериала "Идиот", навсегда будет видеть Мышкина Евгением Мироновым.

К. ЛАРИНА - Кстати, Женя играет блестяще в спектакле "Карамазовы и ад", он играет Ивана. Совершенно неожиданный выбор Валерия Фокина на эту роль, это было достаточно давно, он идет уже года 4. Совсем он там другой. Он, конечно, актер от бога. Тут ничего не поделаешь, поэтому надо соответствовать всем остальным, быть аккуратнее. У нас заканчивается время. Поскольку мы все-таки о телевидении говорим, я бы хотела в конце нашей передачи затронуть еще одну тему. Мы будем сейчас наблюдать еще один передел, очередной телевизионный. Я имею в виду судьбу канала ТВС, и все, что связано с предстоящим политическим сезоном. Может быть, у вас есть какие-то мнения по этому поводу, какой-то прогноз или реплика.

Э. НИКОЛАЕВА - Мне очень жаль, что коллектив ТВС, о нем принято говорить, что он уникальный, суперпрофессиональный. Наверное, все люди профессиональные работают на всех каналах. Потому что, несмотря на то, что это все-таки не искусство, и, кстати, в этой теме, я бы хотела продолжить Ирину мысль, что говорят, что вместо этого героя - этот, все-таки тут искусство, а там - нет. Потому что никто не говорит, что вместо Кирилла Клейменова, например, надо, чтобы в эфире новостей Первого канала был кто-то другой. Каждый человек на своем месте и он находит свою харизму. Потому что этот процесс постоянный, это индустрия, это поток. Поэтому профессиональные люди там работают. Очень жаль, что они попали в такую неблаговидную ситуацию. Им не выплачивается сейчас зарплата. И Женя Киселев не так давно, недели две назад сказал, что те, кто будет распространять слухи о том, что денег не дадут на канал, с тем я самолично разберусь. Тем не менее, зарплату люди не получают, очень жаль. И ведущие ходят сейчас по всем каналам, предлагают свои услуги. Мне кажется, изначально, конечно, Ира тоже могла бы об этом сказать, что было неправильно принято решение о том, что будет очень много тех людей, которые будут финансировать этот канал, так называемый колхоз олигархов, акционеров, его просто раздирают на части. Жаль, что именно те люди, которые пошли Киселевым, попали в такую ситуацию. Думаю, что их профессионализм не пропадет, они устроятся на любом канале. Только не надо кричать о том, что они уникальны. Они просто хорошие журналисты, как и многие прочие, работающие как на радио, так и на телевидение. Иначе бы они там не работали. Можно пожелать, чтобы все благополучно разрешилось. Большая проблема существует со спортивным каналом, который в свое время очень хорошо зарекомендовал себя на этой кнопке. НТВ +, я имею в виду. У него были хорошие рейтинги, его все смотрели. Цинично, конечно, так говорить, но, наверное, идеальный вариант, и думаю, к этому идет, из этого канала сделают эдакий, не даром на горизонте замаячила фигура Саши Любимова, который представитель ВИД, а в свое время там сидел Ваня Демидов, и это был развлекательный канал с такими программами, как "Знак качества" и многими прочими. Просто не нужен еще один политический канал к выборам. Потому что каждый из акционеров представляет разные политические партии. И ничего из этого не получится.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Классическая история: у семи нянек дитя без глазу. Удивительно недальновидно, расточительно ведут себя вроде бы умные, вроде бы ответственные люди, имею в виду олигархов, которые в колхоз собрались, пытаясь переложить друг на друга эту финансовую обузу. Могу сказать о своих ощущениях. У меня со среды отключен этот канал. Я испытываю такое чувство, когда было чуть больше года назад, мне не хватает их. И я не согласна, что нам не нужен еще один общеполитический канал. Он нужен. Их не так уж и много. Их всего 3 или 4. Мне всегда было очень важно выбрать самостоятельно. Я настаиваю, что у зрителя должен быть собственный выбор. А когда за тебя решают, то это очень печально. Вот сегодня суббота. Я привыкла смотреть "гавань", "дачников", и я по-прежнему нажимаю на эту кнопку, а там у меня рябь. И спортивный канал в данном случае ничего не решает. Потому что спортивный канал во всех нормальных странах идет по кабелю, спутнику. Специализированные каналы вообще по подписке распространяются. А это общеполитический канал, общедоступный. Его сейчас не стало, и я понимаю, что мне без него пустовато.

К. ЛАРИНА - Мне повезло. Я посмотрела "Однокашников" с Явлинским, замечательно!

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она мне бередит душу. И "Однокашники" с Явлинским. Как раз в среду это произошло, это отключилось. Поэтому очень жалко, невероятно обидно за коллег, которые там работают, потому что, действительно, там много профессиональных и очень интересных журналистов.

К. ЛАРИНА - На этой горькой ноте мы заканчиваем наш телевизионный радиоэфир.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пожелаем только, чтоб вернулся этот канал в те дома, у кого он уже отключен.

К. ЛАРИНА - Я надеюсь. Но если что, наши коллеги знают, что двери радиостанции "Эхо Москвы" всегда для них открыты. И, возможно, программа "Итоги", программа "Бесплатный сыр", и Владимир Кара-Мурза вместе с "Дачниками" и Марианной Максимовской появятся в нашем радиоэфире. Я думаю, что это тоже будет неплохой вариант, пусть промежуточный. Давайте для вас найдем экран. Спасибо большое, Ирина Петровская, спасибо большое, Элина Николаевна, до встречи на страницах, в телевизоре и на радио. Пока, счастливо.