Светлана Дружинина - Человек из телевизора - 2003-01-04
К. ЛАРИНА Ну, что ж, из телевизора к нам в гости на радио пожаловала режиссер и актриса, я на этом настаиваю, Светлана Дружинина. Здравствуйте, Светлана Сергеевна.
С. ДРУЖИНИНА Доброе утро, здравствуйте.
К. ЛАРИНА С Новым годом, Вас.
С. ДРУЖИНИНА И Вас также, и всех слушателей, который сейчас, надеюсь, нас слышат.
К. ЛАРИНА Ну что, поскольку мы с Вами встречаемся в первые дни нового, 2003 года, я конечно попросила бы Вас некий свой личный анализ ушедшего года провести. Вот что для Вас было главным, что получилось, что не получилось?
С. ДРУЖИНИНА Я обречена сейчас на творческий отчет, и как бы его сделать более оптимальным, потому что дел безумное количество, нужно как-то рассказать очень коротко и ясно. С 95-го года я и моя команда, мы делаем "Тайны дворцовых переворотов", это значит, мы заключили договор в прошлом веке, и в этом веке еще продолжаем работать.
К. ЛАРИНА Пишите историю.
С. ДРУЖИНИНА Да, над этим огромным проектом. Конечно же, каждый день без смены я работаю над этим проектом на киностудии "Мосфильм", и поэтому для меня весь прошлый год был практически в 18 веке, потому что открывался экран, закрывалась за мной дверь, начиналось озвучивание, шумовое, речевое, затем все это сведение и т.д.
К. ЛАРИНА Хорошо Вам в 18 веке?
С. ДРУЖИНИНА Я обожаю этот век хотя бы потому, что там какие-то все со мной согласные. Мне не надо с ними спорить. Я практически там командую парадом. По крайней мере, я никого не заставляю менять свои воззрения, позиции, я стараюсь с ними разобраться во всех их состояниях, во всех их установках, и политических, и человеческих, и государственных, и по возможности объективно рассказать об этом тем зрителям, которые это смотрят, тем руководителям, которые, надеюсь, это когда-нибудь увидят. Я хотела бы посоветовать не наступать дважды, трижды, многократно на одни и те же грабли.
К. ЛАРИНА Бесполезно, мы с Вами прекрасно знаем.
С. ДРУЖИНИНА Понимаете, мое дело сказать. Знаете, как по Библии, важно предупредить, я не чувствую себя грешной, я вас предупредила. А дальше, имеющий уши да услышит, имеющий очи да увидит. А тут, значит, нужно прочистить ушки и промыть глазки, в конце концов.
К. ЛАРИНА Но все успели, Вы довольны прошедшим годом?
С. ДРУЖИНИНА Я довольна, если говорить о своей работе, но наша работа имеет огромное количество всяких совершенно непредсказуемых и объективных факторов, поэтому конечно же, все, что происходило в нашей стране, мы живем в ногу с нашей страной, со всем, что здесь происходит. И конечно же, все, что происходит сейчас, и самая трагическая ситуация, я считаю, это "Норд-Ост", мы все не спали. Вся команда, вся наша группа, несмотря на то, что мы много работали, мы все не спали. Мы все пытались предугадать события, мы все пытались что-то рассказать, что-то передать, взявшись за руки, докричаться. И хочу вам сказать, это конечно во многом, по-моему, очень во многом определило некую характерность поведенческую, не только нас, но и всего нашего общества. И вообще мира в целом. Вот 11 сентября это Штаты, Соединенные Штаты, и "Норд-Ост" это у нас. Это какая-то совершенно новая веха в нашем времени, и думаю, друзья, надо объединяться, взявшись за руки, как говорится, чтобы не пропасть поодиночке.
К. ЛАРИНА Как Вы думаете, что-нибудь изменилось в сознании общества после этих событий?
С. ДРУЖИНИНА Да, я надеюсь. Да, потому что даже мои далекие поездки. Вот я вам, по-моему, уже говорила, я была даже в далеком таком месте, это Ямало-Ненецкий АО, столица Кудымкар, где невероятно трепетно и очень искренне, люди, которые так далеко от этих мест, от Москвы, от этого большущего зала, где так болезненно и так страстно обсуждали эту проблему. Как раз об этом мы и говорили, показывая наш фильм, и мне кажется, что понимаете, ведь сначала все происходит на эмоциональном уровне, все страдают, все сопереживают, все соболезнуют. А в понятия это все переходит чуть позже, но пусть каждый воспримет на том уровне, на который он на сегодняшний день готов, мне кажется, это имеет невероятный эмоциональный и даже политический отклик.
К. ЛАРИНА Как Вы думаете, возможно ли снять фильм о таком событии?
С. ДРУЖИНИНА Конечно. Я абсолютно уверена, что за рубежом давно бы схватились за эту идею, тем более такая яркая и, как вам сказать, очень социально ассоциативная подоплека, потому что на фоне этого роскошного мюзикла можно вообще закручивать, там все компоненты для того, чтобы сделать совершенно невероятный, яркий и, кстати, очень созидательный фильм. Не разрушительный, а созидательный. И если кто-нибудь найдется, даст Бог ему сил и самое главное денег, никуда не денешься, мы все от этого зависим.
К. ЛАРИНА Как-то мы все-таки боимся и по следам событий реальных, если речь идет о нашей истории, тем более недавней. Вот смотрите, "К-19" сделали американцы.
С. ДРУЖИНИНА Да, я хочу вам сказать, я думаю, мы ничего не боимся. Мы вообще-то народ невероятно смелый, я бы сказала даже отважный, стреляный, мудрый, невероятно талантливый и, по-моему, безгранично одаренный. Бесхозный зачастую, в данном случае мне кажется, по крайней мере, кинематограф был долгое время бесхозный после развала СССР. Я думаю, вопрос в финансировании.
К. ЛАРИНА Вы думаете?
С. ДРУЖИНИНА Абсолютно, я в этом уверена.
К. ЛАРИНА А как, здесь неизбежны оценки, как ни крути, прекрасно все понимаете.
С. ДРУЖИНИНА А что значит оценки?
К. ЛАРИНА Вы же тоже оцениваете историю 18 века и людей, да?
С. ДРУЖИНИНА А как же. Я хочу вам сказать, я никому не навязываю своих оценок, ни в коем случае, я как раз стараюсь быть очень объективной и показать, не нарушая ни исторической концепции, ни событий, ни расстановок сил, всяких политических партий, но хотите или не хотите, в этом есть мое эмоциональное соучастие, потому что если говорить, например, о этих наших 6 фильмах, об этом цикле, "Тайны дворцовых переворотов", Россия, 18 век, вот который сейчас шел, я эти 6 фильмов, все говорят ну как это так, ты взяла целых 6 фильмов, во времена, когда вообще кинематограф помирал, все предрекали ему черную кончину. А я не могла взять меньше, потому что в центре событий стояла детская душа, удивительная, трагическая, самая, по-моему, яркая в показательном плане. Потому что мальчик, Петр II, который с 9 лет оказался на политическом небосводе или небосклоне, арене, и который помер в 14 лет 2 месяцев от роду, сирота, стало быть, совершенно незащищенный, совершенно был не готов к политической карьере. И надо было проследить его судьбу, и человеческую, и политическую, и это растянулось на эти 6 фильмов. Конечно же, я отдаю ему какое-то свое, как бы сказать, и человеческое, и материнское, и хотите, государственное, и политическое - любое предпочтение. Потому что это по всем рассказам и письмам, которые были, и по заметкам, вот леди Ронда, это жена посла английского, Ронда оставила свои дневники, где она писала, что он был ангелом, и от Бога был невероятно одарен и красив. Но затем, став игрушкой в руках политических карьеристов и Меньшикова, и Долгоруких, и Остермана, и т.д., он, как говорится, все мы твари по паре, вот очень важно, какую пару, черную или белую вытягивает ситуация, и каков выбор происходит в самый отчаянный момент. Вот мальчика ставили перед выбором и провоцировали на отрицательный вариант. И конечно же, эта ситуация вызывает у меня боль. И если говорить о человеческом факторе, я всячески пытаюсь убедить зрителей в том, что это одна из самых трагических, во-первых, фигур, как мне кажется, на нашем политическом российском месте, троне. Потому что в 19-м веке были покушения, были смерти, но уже взрослых императоров, которые уже полюбили, детей родили, познали радости побед и поражения трагические, пытались вырулить на какие-то, как им казалось, лучшие законы, пытаться их как-то осуществлять, то здесь ребенок, который не успел даже полюбить, он был дважды обручен, ни разу не венчан, любил тетку свою, Елизавету, которая была на 6 лет его старше и т.д. Я хочу сказать, что конечно же здесь моя позиция очевидна. А если говорить о политической или идеологической концепции, которой я придерживаюсь, я считаю, что на Руси должна быть очень мощная волевая власть.
К. ЛАРИНА И сейчас?
С. ДРУЖИНИНА Обязательно.
К. ЛАРИНА Подождите, давайте мы вернемся все-таки к жанру. Это историческая драма, хроника, все-таки это же не иллюстрация каких-то событий исторических. Вот в чем Вы допускаете художественный вымысел? Это же художественный фильм?
С. ДРУЖИНИНА Конечно, это художественный фильм. И вообще сделать документальный фильм на эту тему невозможно хотя бы потому, что столько лет прошло, да и не надо. Это, конечно же, художественный фильм, это метод рассказа, метод художественного образа, и тут я имею некие права как, не буду говорить художник, как режиссер, который обращается к этому материалу. И я не новатор, я не делаю никаких открытий, в литературе было колоссальное количество подобных примеров, и вы знаете прекрасно, и Фейхтвангер, и был Булгаков.
К. ЛАРИНА А Пикуль?
С. ДРУЖИНИНА И Пикуль, пожалуйста, можно любить или не любить, но не отдать должное ему в этом направлении советской литературы нельзя. Я лично к нему отношусь с уважением.
К. ЛАРИНА А Радзинский?
С. ДРУЖИНИНА С Радзинским вопрос сложнее. Недавно я разговаривала с серьезными историками, вот как-то стали они ко мне тяготеть, а я к ним еще больше, и у них есть такая очаровательная книжка, "История в горошек", они очень печалятся, что для Радзинского 50 лет ничего не значат, подумаешь, 50 лет меньше, 50 лет больше, а для них это полвека. И 50 лет туда и обратно, фифти-фифти, это очень большой шаг в историческом плане. Поэтому, например, когда мне задают какие-то очередные вопросы, я говорю подождите, большие знания это большая печаль. Я сижу сейчас в 18 веке.
К. ЛАРИНА Точно называете число.
С. ДРУЖИНИНА В первой четверти 18 века, от 1725 года, 25 января, даты смерти Петра Великого, до 1730 года, 18 февраля, дата смерти Петра II, вот дайте мне разобраться с этим временем. И тогда можно разговаривать с персонажами на "ты".
К. ЛАРИНА Вот по поводу персонажей. Понятно, что когда речь идет о событиях, тут есть событие, вот оно и есть, оно случилось, факт. А когда персонажи, это живые люди, Вы сами говорили о человеческом факторе. Вот как Вы придумываете характеры?
С. ДРУЖИНИНА Я не придумываю, они все уже.
К. ЛАРИНА Все уже написано?
С. ДРУЖИНИНА А как, они все уже существуют. Ведь каждый поступок определяет характер. Также, как характер диктует поступок, так можно по поступку определить характер, это совершенно естественно, это школа от внутреннего к внешнему, или у Мейерхольда, от внешнего к внутреннему, поэтому все характеры история уже написала, она просто их очень четко запечатлела. Моя задача, если говорить о режиссуре, - попытаться это расшифровать именно в тех поступках, которые уже зафиксированы в документах. Я же работаю больше по документам. Я работаю по Соловьеву "История государства российского в документах".
Это моя путеводная звезда и самое очаровательное, увлекательное чтиво последние 15 лет. Поэтому даже перед тем, как войти сюда к вам, в ателье, я внимательно, мне надо было рассмотреть несколько книжек, и уже новых наших историков, которые хотя бы не зафрахтованы временем, они более свободны в своих открытиях и версиях, что очень важно. Поэтому характеры уже существуют, моя задача эти характеры понять, проникнуться их причинами, вот это очень важно, понять причинно-следственную связь, откуда могла пройти, как начинается, как зарождается мысль для того, чтобы осуществить тот или реализовать тот или иной замысел, собственно говоря, моя задача.
К. ЛАРИНА Артистов не перегружаете знаниями? Им нужно знать все?
С. ДРУЖИНИНА Нет, артистам не надо знать все. Вот мальчику, который играет Петра II, зачастую на творческих встречах задают какие-то совершенно невероятные, сумасшедшие по сложности вопросы. И всякий раз я беру его за свою спину и говорю: "Не задавайте ему этих вопросов, иначе бы он никогда не сыграл этой роли". Он просто играл, он просто был точно угадан. В этой ситуации очень важно угадать характер и дальше предложить ему те обстоятельства, которые зафиксированы историей, а мальчик должен быть, максимально в этом раскрыться, вот такой, какой он есть, таким, каким его создала жизнь, родили мама и папа, и Господь наделил его какой-то духовной ценностью, вот и все.
К. ЛАРИНА Про актеров мы еще поговорим, я напоминаю, что сегодня в гостях у нас режиссер Светлана Дружинина, говорим мы о фильме "Тайны дворцовых переворотов". Вы можете присылать вопросы для Светланы Сергеевны, обязательно эти вопросы я ей задам здесь же в прямом эфире. После новостей продолжим.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА Светлана Дружинина у нас в гостях сегодня, фильм "Тайны дворцовых переворотов" наверняка многие наши слушатели смотрели, большинство во всяком случае, потому что вопросов огромное количество к Вам приходит, Светлана Сергеевна. Здесь много вопросов про актеров, вот мы как раз говорили про маленького артиста перед новостями. А если говорить о больших артистах, не только в смысле взрослых, но и больших по масштабу, да, у них же наверняка у каждого, у Сергея Шакурова, Натальи Егоровой, есть свое видение персонажа, свое видение этой истории, тут не возникало никаких противоречий?
С. ДРУЖИНИНА Абсолютно, во-первых, сценарий писался сразу на Сергея Шакурова, ибо, если кто-то помнит Сурикова, великолепную его работу "Меньшиков в Березове", то каждый увидит практически повторение этого медальона, этого медального профиля. И нужно сказать, как мне и казалось раньше, как практика доказала, это очень похоже, нет ни одного человека одинакового, все мы разные, но есть удивительные точки совпадения. И Сергей это очень четко и точно определил, еще сразу на уровне сценария. С ним работать было очень интересно, удобно и легко несмотря на то, что многие говорят, что он ершистый паренек, душа в душу, в любви мы с ним до сих пор. И я считаю, что это удивительная роль, по крайней мере я получила очень большое количество комплиментов в его адрес и таких актеры-режиссеры как Владимир Этуш, Михаил Козаков, Алексей Петренко, многие. Гораздо проще играть роли современных героев, потому что в современных костюмах, современный лексикон.
К. ЛАРИНА Достаточно быть органичным и все.
С. ДРУЖИНИНА Только органика. И поэтому всякий раз, выставляя его на номинации на фестивалях, я бываю доверчиво уверена в том, что наконец-то высокие судьи неких фестивалей, многочисленных жюри определят свою позицию, высокую позицию по его работе. К сожалению, нет. Я считаю это глубокой несправедливости, именно сейчас хочу в какой-то степени это компенсировать, я считаю, что это одна из удивительных работ, которая доказывает, что еще жива профессия, что есть великая школа русского драматического артиста, которую учили очень многие наши русские актеры, даже Голливуд. Если мы помним Михаила Чехова и его последователей по школе и т.д. в Голливуде. Я считаю, что это удивительное совершенно проникновение в ситуацию, в характер, в образ независимо от того, что у него камзол, шпаги, у него парики, это постоянно исторические места, это музеи, и абсолютное отсутствие денег, и поэтому по одному дублю, мы зачастую снимали по одному дублю. И это с листа вход в десятку, один-единственный дубль, что мне и монтировать было страшно, потому что как только влезешь ножницами в его единственный дубль, который я берегу как золотой фонд, его не дай Бог потом переделывать, уже один кадр пропадет.
К. ЛАРИНА Дворянское происхождение наконец-то получилось у наших артистов? А то помните претензии Михаила Жванецкого знаменитые.
С. ДРУЖИНИНА Я помню, но дело в том, что очень сложно говорить о дворянском происхождении детей гнезда Петрова, потому что как правило именно к ним, к этим детям гнезда Петрова, предъявляли претензии высокородные, боярские фамилии, такие как Долгорукие, которые шли от Рюриковичей, они этим очень гордились, такие, как Голицыны, которые шли от Гедеминовичей, и все время называли "голь перекатная" и т.д., поэтому говорить о дворянском происхождении сложно, хотя в процессе работы я познакомилась с очень многими, с удивительными, уникальными учеными, которые работают очень целенаправленно, адресно, например, только по Меньшикову. Так вот выяснилось, что Меньшиков вовсе не тот самый мальчишка, который торговал пирожками с зайчатиной, вовсе неправда это все, это в свое время придумал Алексей Толстой скорей всего в угоду времени и требованиям народного происхождения неких наших государственных деятелей. На самом деле, уже практически доказано, что представитель польско-литовского, очень древнего, очень известного и богатого рода. По крайне мере, я лично видела его первые подписи, они были такими Мен и отдельно Шик "суровый мужчина", что значит в переводе. А в его гербе есть, если говорить о геральдике, наследственности, то его герб преследуют некие детали из герба этого польско-литовского рода.
К. ЛАРИНА Давайте вспомним и Михаила Жарова в первой экранизации толстовского романа, и Николая Еременко в фильме у Сергея Герасимова.
С. ДРУЖИНИНА Да, так вот все как-то и стараются вспоминать и проводить определенные сравнения и параллели. А я все время говорю пожалуйста, воспринимайте с чистого листа то, что вы видите всякий раз.
К. ЛАРИНА Это трудно. Вы прекрасно знаете, что это практически невозможно. Когда у тебя есть какой-то груз, все равно ты сравниваешь, никуда не деться.
С. ДРУЖИНИНА Почему, надо, в этом есть культура зрительского восприятия и есть культура зрителя. И я хочу обратиться к нашим зрителям, всякий раз, когда вы смотрите какой-либо фильм, пусть это будет римейк, пусть это будет спектакль-римейк, т.е. повтор, нужно очиститься от предыдущего груза эмоционального, смотреть с чистого листа на новый. А затем возродить то, что у вас было раньше в памяти, и попытаться найти какой-то баланс и подумать, почему автор обратился к повтору, и что нового привнес. Это такая же ситуация, я ее когда-то переживала, но тогда это было на уровне серьезных писем из Политбюро и т.д., когда я экранизировала "Принцессу цирка". И огромное количество писем шли сразу тогда в ЦК партии, в отдел культуры и искусства, потом меня вызывали в министерство, читали письма от ветеранов, какое я имела право перевернуть Кальмана, его гениальную оперетту "Мистер Икс" в исполнении Отса, назвать ее "Принцесса цирка".
К. ЛАРИНА У Вас такой красавец играл, да?
С. ДРУЖИНИНА Да, а на самом деле, практически мы нашли настоящую партитуру по тем временам. Чуть-чуть подсократили дивертисмент, потому что нужно было уместиться в указанное время, и у Кальмана не было ни в одной оперетте мужского имени, все оперетты Кальмана носили женские имена, "Марица", "Фиалка с Монмартра" и вот "Принцесса цирка". Это переживается постоянно, и мой совет зрителям для того, чтобы вы были богаче эмоционально, что у вас был порог зрительской культуры выше, постарайтесь всегда воспринимать здесь и сейчас, жить конкретно в тот момент, когда вы смотрите или слушаете предлагаемое вам произведение искусства. А затем уже сравнивайте. И в этом будет ваше приобретение, вы просто станете на какую-то часть выше.
К. ЛАРИНА Я бы хотела, Светлана Сергеевна, обратиться сейчас к вопросам наших слушателей и Ваших зрителей, вопросов огромное количество, наверное, задам вопрос, который чаще всего повторяется, поскольку сейчас идет по телевизору "Петр Великий", спрашивают Ваше мнение, Ваша эпоха, да.
С. ДРУЖИНИНА Я поняла. Я очень хочу посмотреть эту картину.
К. ЛАРИНА А Вы не видели ее?
С. ДРУЖИНИНА Нет, я ее не видела, потому что это картина, которую снимал Голливуд. Они снимали ее очень давно, они не показывали эту картину, картина была в какой-то степени судьбоносной для Андрейченко, потому что именно там они встретились.
К. ЛАРИНА С Петром I.
С. ДРУЖИНИНА Да, с Петром I, и дети у них, и все прекрасно. Но я эту картину увидела совершенно случайно в переводе на испанский язык в Мексике в 88 году, потому что они здесь ее не показывали, они увезли эту картину, очень хотели увезти все декорации, которые они построили в Суздали, потому что декорации были потрясающие, совершенно сумасшедшие. Там бешеные деньги. Вот всякий раз, когда я зачастую смотрю многие картины, в том числе и современный хай-тек, я вижу там огромное количество денег.
К. ЛАРИНА Из каждого кадра видны.
С. ДРУЖИНИНА Ну, дайте хотя бы десятую часть этих денег, и Россия потрясет весь киномир, так было везде, всегда. И в балете, и в конькобежном спорте, и в теннисе, но денег чуточку. Так вот, я смотрела это в Мексике, ночью, очень хотелось спать, и я включила телевизор и посмотрела. Хохотала невероятно, разбудила даже хохотом своего мужа, который снимал там картину "Надежды Эсперанца", потому что когда я услыхала в переводе "Педро, Педрито", и в это время выходил Петр, рафинированный, Шелл, а потом был Меньшиков, такой блондин худосочный, голубоглазый, который выпивал какой-то бокал и стукал, а вокруг было такое живое, такое российское эпизодическое окружение наших потрясающих ребят, которым не надо было ничего изображать, они просто были такие, какими были тогда все персонажи. И там были потрясающие артисты, и Всеволод Ларионов, удивительные персонажи были. И так резко контрастировало, когда вы смотрите подряд всю картину, по крайней мере я успела просмотреть 2-3 эпизода, и все-таки не понимая языка, посмеялась громко над всем тем, что пытались изобразить широту русской души эти европейцы. И конечно же наши ребята, хоть и в эпизодах, их всех переигрывают. Там даже, простите меня, пусть на меня не сердится Наташа Андрейченко, даже Наташа Андрейченко вдруг решила стать голливудской звездой. Она вдруг резко исхудала, хотя, простите меня, Нарышкина была мощнее, они были все мощные красавицы, ядреные.
К. ЛАРИНА Давайте еще вопрос задам от Ларисы: "Скажите, пожалуйста, где вы снимали сцены охоты с роскошными люпинами синими и сколько еще серий будет впоследствии?"
С. ДРУЖИНИНА Спасибо. Сразу, я очень обидчиво всегда говорю, что это не серии, это большие кинофильмы, исторические, постановочные, сложнопостановочные, вообще они шестиканальные, Dolby Digital, они вообще могли бы преспокойно идти у нас в центральных кинотеатрах, но пока их смотрят только регионы с большим интересом. А вот наши отечественные центральные кинозалы, их по каким-то причинам резко отстраняют, я думаю, чем лучше, тем хуже, вот тут так может быть. Хочу вам сказать, что все это снималось ни много, ни мало в Нижнем Новгороде.
К. ЛАРИНА Люпины?
С. ДРУЖИНИНА Да, это все Нижний Новгород, и все эти охоты это Нижний Новгород, это огромное дагестанское стадо оленей, которое стало погибать в Дагестане, потому что были войны. Это был 97-99 годы, и то ли их пожирали там, то ли продавали, то ли их там отстреливали, и один совершенно ненормальный фермер взял это стадо под Нижний Новгород. И когда мы его гоняли там, т.е. туда и обратно, он один это все делал, он кричал одно слово, между многими, какие-то десятки матерных слов, вдруг включал одно удивительное и трогательное та-та-та, они же сенсорные, та-та-та. Вот они сенсорные, т.е. очень нервные, пугливые, их надо было беречь. Могу также сказать, не надо бояться, все, что касается убитых как бы оленей, это все были руки наших удивительных гримеров, и этой крови, которую рисуют или у мужчин, или у женщин во всяких боевиках.
К. ЛАРИНА Еще вопрос от Тани: "Есть ли что-то неизменное в нашем обществе, что было присуще ему в 18 веке и сейчас?"
С. ДРУЖИНИНА Да, к сожалению, эти великие смутные времена, времена переломов и перемен. И неслучайно мы там вставили в первом фильме цитату время перемен, не дай Бог жить во времена перемен, и это большое испытание для всего народа. Как правило и зачастую такие жесткие перемены, как мне кажется, это опять моя сугубо личная точка зрения, зачастую они связаны с амбициозностью многих политиков, причем амбициозность не в государственном, а в личностном плане. И это очень заметно, и сейчас это очень заметно. И вообще очень многие печальные события сегодняшних лет, последних лет перестройки нашей, которые мы переживаем на своей собственной жизни и биографии, мне кажется, они во многом связаны с этим повышенным барьером амбициозности, причем именно в личностном плане. Если в государственном пожалуйста, вот сейчас Путин, он очень амбициозен в государственном плане, я это поддерживаю. Но в личностном посмотрите, как он скромно себя ведет, и как ярко выделяются в отрицательном плане очень многие амбициозные политики пытаются с ним полемизировать. Я не буду называть их фамилий, потому что однажды сказав что-то такое, помните у Светланы Сорокиной, по поводу гимна, я получила потом очень много телефонных звонков с угрозами, я поэтому не буду теперь называть ничего адресного для того, чтобы эти звонки не повторились.
К. ЛАРИНА Не надо. "Уважаемой Светлане Дружининой. Значит, Пушкин ошибся, называя Меньшикова в "Полтаве" счастья баловень безродный?", спрашивает Мария.
С. ДРУЖИНИНА А почему бы и нет?
К. ЛАРИНА Почему бы ему не ошибиться.
С. ДРУЖИНИНА Пушкин же живой человек, он может ошибаться. Но он действительно счастья баловень был, никуда не денешься. Вообще, это был правитель России несколько лет, два года точно, он диктовал условия нашей жизни.
К. ЛАРИНА Сейчас еще Вам прочту такую телеграмму восторженную из Саратова от Сергея. "Драгоценная Светлана Дружинина, фильм Ваш гениальный, Голливуд просто отдыхает. Вчера смотрел голливудскую ерунду. Верьте мне, с низким поклоном, Сергей из Саратова".
С. ДРУЖИНИНА Спасибо большое, Сергей. Все, что касается Сергеев, у меня с этим получается, я сама Сергеевна, вообще очень люблю святого Сергия Радонежского, игумена всея Руси, и всякий раз практически всегда цитирую его высказывания. Сильная семья, крепкая семья сильное и крепкое государство, которое зиждется на трех постулатах, любовь, дружба, терпение.
К. ЛАРИНА А династия у Вас получилась? Сын-то занимается кино?
С. ДРУЖИНИНА Да, у меня сын Михаил Мукасей, один из ведущих клипмейкеров, который когда-то вывел в люди Федю Бондарчука и очень многих своих сокурсников. А он первый начинал снимать клипы вместе с известным Хлебородовым. И его первые клипы с Сарухановым снимал мой сын. Затем пошло очень много других клипов, которые он снимал, к сожалению, он работает в малой форме. И вот только последние картины, две, которые были показаны, "Даун Хаус" с Качановым и с Ваней Охлобыстиным, а до этого они с Ваней сняли диплом, "Арбитр", вот это большая форма.
К. ЛАРИНА Смотрите, Вы с такой любовью об этом говорите, хотя вот вспоминая эти работы, они абсолютно другие, они вот к Вам, к Светлане Дружининой, они никакого отношения не имеют. Вот я смотрю, Вы к этому относитесь достаточно легко, пусть будет и это.
С. ДРУЖИНИНА Нет, я хочу сказать, пусть все цветы цветут, помните, однажды Мао так сказал, все цветы расцвели, а потом половина цветов потеряли свои завязи вместе с корнями. Но я без этого, я совершенно спокойно говорю, да, искусство ведь очень многообразно, многолико, и слава Богу, что есть такие картины. Я например хочу сказать, если мне Господь разрешит, позволит и судьба улыбнется, и деньги мне дадут все-таки, то я буду снимать, продолжение уже лежит, Анна Иоанновна, Бирон, продолжение, в нашем департаменте Госкино, пишите туда письма, чтобы давали продолжение, вот оно и будет тогда, то я конечно же буду использовать современный язык, необязательно хай-тек, нет, а может быть и что-то из этого. Но уже за это время, с 95 года, язык достаточно определенно и резко изменился. И это так называемое клиповое мышление, оно резко сказывается и на большой форме. Поэтому, конечно, не надо считать количество склеек. Например, мне было бы невероятно жаль резать кадры Шакурова и Егоровой, или планы у мальчика или у Ильина, или у Жаркова будет пятый фильм, потому что их жизнь духа невероятно точна, гораздо дороже склеек, потому что склейками можно создать характер, а здесь вы прослеживаете их проживание в чистом виде. Но даст Бог, если будет дальше продолжение, я буду работать в более современном ключе, чисто визуально, да и звуково тоже.
К. ЛАРИНА Т.е. какая-то энергетика другая уже появится? Все равно мне, например, будет жаль, если Вы уйдете от этой своей привычной неторопливости в хорошем смысле этого определения.
С. ДРУЖИНИНА Всему время, это все совместимо. Например, если там будут какие-то такие экшн, а они будут, потому что тоже все будет связано с политическим детективом, а я все время говорю это смесь двух жанров, политического детектива и мелодрамы. И там будут и экшн. Другое дело, что там нельзя на вертолетах летать, но все равно кони скакали, люди бегали, шпаги блестели и т.д., это все будет современно сделано, по возможности. А как только вы зацепитесь за эту самую сложную, самую трудную работу, вот я говорю, жизнь человеческого духа, то тут дай Бог проследить этой с той глубиной, с тщательностью, с которой у нас работают артисты. А это интересно наблюдать как закат, восход, огонь и воду.
К. ЛАРИНА Скажите, не скучаете ли Вы по актрисе Светлане Дружининой? Как вообще к ней относитесь, хорошая артистка?
С. ДРУЖИНИНА Вы знаете, я недавно посмотрела фильм, который очень редко показывают на экранах, это один из моих любимых фильмов актерских, он называется "Где-то есть сын", это экранизация повести Холендро, снимал киевский режиссер Войтецкий. Но я играла там с прекрасными двумя артистами, с Авдюшко, царство ему небесное, и Николаем Симоновым, царство ему небесное. Это совершенно удивительный был треугольник, где несколько кадров, снятых потрясающим, я считаю, гениальным кинооператором Юрием Ильенко, который сейчас в Киеве уже ведущий один из кинематографистов украинских, это был его большой дебют тогда в большом кино. Вот многие кадры из этого фильма вошли в учебное пособие киноинститута нашего, операторского факультета, вот, пожалуй, это верх работы актрисы Дружининой. Но всякий раз в своих режиссерских работах я пишу себе роль. Один из ярких примеров, если вы помните "Гардемарины, вперед!", то там роль Анны Бестужевой. Она написана для меня, потому что она очень выгодно написана. Она появляется в первом фильме вся в жемчугах и злате и парче, затем ее арестовывают в жемчугах и злате и парче, затем о ней говорят все серии, и в конце она появляется, в финале она появляется в отрепье, с крестом. Вот она такая жертвенная, красивая, очень разноплановая роль. На меня были сшиты костюмы, парики, у меня есть даже фотопробы, но за неделю до съемок я была на съемочной площадке, я всегда смотрю в камеру, все-таки операторская жена, муж оператор Анатолий Мукасей, с которым мы работаем постоянно, и я всегда смотрю в камеру. И я всегда вижу площадку, я всегда точно знаю, что, где и как я должна объяснить с мизансценой. И я подумала Боже мой, через неделю в кринолине, в фижмах, с наклеенными ресницами, в парике через кусты и грязь я буду бегать, между камерами и гвардейцами там, здесь я буду говорить: "Внимание, мотор, начали, стоп", там я буду говорить: "Пошли вон, мерзавцы" и еще что-то, рыдать, и в этом была какая-то несерьезность и даже какая-то клоунада. Я подумала, как смешно, будут смеяться все зрители, которые всегда собираются на съемочной площадке окрест, и актриса Дружинина получила отказ от режиссера Дружининой.
К. ЛАРИНА Очень строго.
С. ДРУЖИНИНА Строго, и тут же я сказала своему художнику по костюмам Мариночке Потиновской: "Сядь!". Она села. Я сказала: "Завтра другая актриса наденет этот костюм". Она упала со стула. Но пришла Нелли Пшенная, все ей было влитое, и она великолепно сыграла роль Анны Бестужевой, лучше, чем я.
К. ЛАРИНА Светлана Сергеевна, заканчиваем на этом наш разговор, мне было очень приятно с Вами познакомиться, желаю Вам удачи и чтобы наступивший год тоже, как задумано, пусть так оно и будет.
С. ДРУЖИНИНА Вам тоже всех сотворений.
К. ЛАРИНА Спасибо.