Купить мерч «Эха»:

Ольга Грозная - Человек из телевизора - 2002-01-05

05.01.2002

К. ЛАРИНА У нас в гостях сегодня замечательная женщина, красавица, умница, телеведущая, конечно же, Ольга Грозная. Оля, здравствуйте, доброй утро.

О. ГРОЗНАЯ Доброе утро.

К. ЛАРИНА Оля пришла к нам не одна, а со своим супругом, Юрием, которому я тоже говорю доброе утро.

Ю. ГРОЗНЫЙ Доброе утро.

К. ЛАРИНА Все это не случайно, поскольку пришли к нам в гости люди, а оказалось, что у них сегодня юбилей. Сколько лет исполняется, Оль, вашему союзу?

О. ГРОЗНАЯ 11 лет как мы зарегистрировали свой брак.

К. ЛАРИНА Я вас поздравляю, надеюсь, что наши слушатели тоже присоединятся к этому, и ваши зрители тем более. Поздравляем вас с законным браком. Это срок.

О. ГРОЗНАЯ Большое спасибо. Самое смешное, я сегодня случайно подошла к телефону с утра, мне надо было позвонить. И рядом лежала записная книжка мужа. Читаю: "110 лет Юра и Оля женаты". Я не успела спросить, под каким это соусом рассматривать.

К. ЛАРИНА Оль, ну тогда пришло время сказать, как это все произошло.

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, мы не хотели расписываться, я считаю это пережиток прошлого, в этом нет совершенно необходимости, потому что если люди любят друг друга и бережно относятся, уважают, в принципе, штамп в паспорте не нужен вообще. Мы пошли только потому, что и моя мама, и его мама настояли. Мы не могли сказать нет родителям, которых мы уважаем, и мы оказались во Дворце бракосочетаний "Аист" 5-го января 91-го года.

К. ЛАРИНА Вот смотрите, как интересно. Тем не менее, понятно, что массу бытовых сложностей влечет за собой гражданский брак, особенно при советской власти. Это же было при советской власти. Или нет, не сталкивались?

О. ГРОЗНАЯ Да нет, ничего особенного.

К. ЛАРИНА А ребенок?

О. ГРОЗНАЯ А ребенок родился очень скоро.

К. ЛАРИНА Он родился в браке, законнорожденный ребенок?

О. ГРОЗНАЯ Да, да, ради этого родители, видимо, и настаивали.

Ю. ГРОЗНЫЙ Ну, и мы тоже, конечно, все-таки, ребенок повод не сомневаться в серьезности наших отношений. Поэтому уже брак как бы традиция, закрепили просто его и все.

К. ЛАРИНА Как познакомились?

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, это очень смешно, потому что в 88-м году я начала работать. В то время, помните, зарождалось кооперативное движение, я работала в кооперативе "Наша марка", была демонстратором одежды. И, естественно, мы путешествовали по Советскому Союзу в то еще время, и надо было ехать на Урал, показывать новую коллекцию. А Юра работал в Музее Космонавтики. И у него был отпуск. Его пригласили как режиссера слайд-программ. Шоу состояло именно из слайдов, эстрадные номера, и показ коллекции. Естественно, он мог отказаться, но почему-то он этого не сделал. И вот с тех пор мы вернулись в Москву, это было в 88-м году, вот 13 лет мы вместе.

К. ЛАРИНА А работаете вместе сейчас?

О. ГРОЗНАЯ Нет, нет, у него свои, что называется, направления, потому что он и музыкант, и режиссер. В основном он занимается лазерными программами. Я вам даже сейчас покажу журнал, мы ехали, купили. О нем была написана статья. А у меня телевидение. Так что мы ни коим образом не пересекаемся. Просто как два творческих человека.

К. ЛАРИНА Ну, я думаю, что естественно, вопрос к Юре, как к мужу телезвезды. Наверное, все-таки, к этому стоит долго привыкать? Были же моменты, когда вам ее хотелось забрать оттуда, из этого кошмара?

Ю. ГРОЗНЫЙ Вы знаете, на 111-м году совместной жизни, я до сих пор не могу привыкнуть. Поэтому слово долго хорошее слово, но недостаточное. Это бесконечно надо привыкать, и боюсь, что это не получится. Помните, о прочитанной и не прочитанной книге? Я где-то так на шестом томе сейчас, собрание сочинений где-то в бесконечность уходит корешками туда. Не знаю, чем это кончится, но вот пока

К. ЛАРИНА Вот к вам вопрос, Юр, как к стороннему наблюдателю, профессия телеведущего, она какой-то отпечаток накладывает на характер человека? Что-то появляется, что раньше не было свойственно Оле?

Ю. ГРОЗНЫЙ Ну, хочется сказать, что нет, хотя на самом деле, конечно, откладывается, естественно.

К. ЛАРИНА Ну, например, что можно сформулировать?

Ю. ГРОЗНЫЙ Ну, манера поведения, естественно, ответственность.

К. ЛАРИНА За каждое произнесенное слово.

Ю. ГРОЗНЫЙ И там масса проблем, которые человек должен предусмотреть, которые возникают. То есть, как выглядеть, все-таки, о чем говорить. Не как говорить, а о чем говорить. Как вести, как отвечать в контактах серьезных, потому что очень много таких контактов. И случайных, когда люди звонят вообще там и по делу, и не по делу. А так Оля достаточно самостоятельный, как один режиссер сказал, самодостаточный человек, поэтому не сильный отпечаток это накладывает.

О. ГРОЗНАЯ Ксения, я вам больше скажу, звездная болезнь в принципе не могла во мне зародится. Я не могу себе этого позволить, но опять-таки, это заслуга Юры, потому что он актер по образованию, и режиссер театрализованных представлений. У нас представляете, что дома творится? И вот вы знаете, он всегда корректировал мои эфиры, мое поведение. То есть, я прихожу и я знаю, вот я спрошу, Юра, как я работала, я знаю, что я получу реальную оценку событий. Если так себе, он мне скажет так себе. Если неважно, он скажет неважно. Он не хвалит меня вот просто так, не по делу. У нас это в семье не принято. А поскольку человек профессионал именно в этой области, я очень доверяю его мнению, он мне очень помогает, вообще помогает. Это очень важно, иметь рядом человека, который разбирается.

К. ЛАРИНА Получается, что он занимается вашими проблемами. Вы приходите после работы домой, начинаете ему рассказывать о своей работе. И он тут же начинает активно включаться в эту вашу жизнь.

О. ГРОЗНАЯ Вы представляете, а я прихожу-то в первом часу ночи! И вот он ждет, накроет мне на стол. И пока я ужинаю, я ему говорю: ты представляешь, а вот тот, а вот этот, а вот так Он говорит: Оля, ну вот этот человек сделал потому что этот потому что Я прихожу в себя, и где-то к трем часам уже могу заснуть спокойно.

К. ЛАРИНА Вы работаете достаточно много времени в одной и той же передаче. Ну, пусть она там перешла на другой канал, но, тем не менее, программа, форма одна и та же. Не превратилось ли это для вас в какие-то трудовые будни? Несмотря на то, что это такая, казалось бы яркая вещь, передача?

О. ГРОЗНАЯ Ксения, не превратилась, потому что я не только нахожусь внутри студии, я снимаю репортажи. Вот только это не позволяет относиться как к обыденной жизни. Очень яркие темы выбираю себе. Совсем недавно, одна из ярких, мне очень бы хотелось бы об этом рассказать, вот Андрей Кончаловский снимал фильм

К. ЛАРИНА Про сумасшедший дом?

О. ГРОЗНАЯ И снимает до сих пор, да, "Дом дураков". Ну, вы знаете, такие бешенные эмоции испытываешь, потом приезжаешь, пишешь текст, а как обычно, его надо выдать тут же, в прямой эфир в этот же день. То есть, столько адреналина, ты не можешь к этому привыкнуть. Я опять-таки хочу сказать, что в 98-м году я закончила школу Познера, я прослушала курс для ведущих политических программ. Естественно, моя голубая мечта работать в отделе информации, это уже всем давно известно. Это моя голубая мечта.

К. ЛАРИНА А почему?

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, я пришла на телевидение только потому, что в детстве, в школе каждый день я смотрела программу "Время", я не могу вот сейчас вспомнить, что там было 20 лет назад, почему я это делала. Но, тем не менее, вся семья в 9 часов мы садились, включали первую кнопку, это было святое.

К. ЛАРИНА А голоса вражеские?

О. ГРОЗНАЯ Нет, в 5-м классе я еще плохо помнила и знала, что они есть. Все-таки, это было очень давно, представляете, это был 70-й год какой-то С пятого класса, я вот на себя взвалила роль зав политическим сектором. Раз в неделю я читала политинформацию. Да, да, да, с пятого по десятый класс. То есть, в принципе, я всегда этим занималась. Сейчас с этим сложнее, потому что люди принимают тебя, какая ты на экране. То есть, очень мало, кому хочется копать глубже, увидеть что-то другое, спросить что ты хочешь. Потому что, как говорил Станиславский: "энергия страстно отношение к делу", все можно превозмочь, короче говоря. Особенно, если человек этого хочет, я думаю, все получится.

К. ЛАРИНА А не было предложений, Оль, за все это время? Вам не предлагали вести, допустим, программу новостей?

О. ГРОЗНАЯ Предлагали. И я, представляете, не смогла пойти. У меня был контракт с другой компанией. Это черный момент в моей жизни. Когда я это вспоминаю, не очень хорошо мне становится. Это было, представляете, как важно ценить настоящее, как важно в нем разбираться, понять. Вот, тебе это нужно, ты должен закрыть на все глаза, переступить и сделать то, что ты хочешь.

К. ЛАРИНА То, что вы сейчас работаете на дециметровом канале, вас это не обижает?

О. ГРОЗНАЯ Меня ни коим образом это не обижает, потому что людей, которые звонят и в прямом эфире говорят мне добрые слова, настолько добрые, вот я 8 лет работаю, я не перестаю удивляться, какие удивительные люди живут у нас в стране. То есть, передача для народа, народная, не очень богатые звонят в эфир, и при всех их трудностях и сложностях, у них находятся ну такие солнечные слова! Я не перестаю поражаться, я так благодарна этим людям.

К. ЛАРИНА Юр, к вам вопрос, как к телезрителю. Вот, допустим, нет программы Ольги Грозной в эфире, тьфу-тьфу-тьфу, конечно, не дай бог, но просто, чтобы мы не зацикливались на присутствующих. Чего не хватает на ваш взгляд, вот нашему родному телевидению на взгляд телезрителя, вот вам лично?

Ю. ГРОЗНЫЙ Ну, это глобальный вопрос. Ну, вот буквально 5 минут назад Ольга сказала хорошую фразу. Раньше был штучный товар, а сейчас массовое производство. Это первое, да, потому что если мы говорим о массовом производстве "Мерседесов", то они вложили огромные деньги, труд гениев, инженеры там ведущие, и так далее, и поэтому этот массовый товар действительно очень хорош. Сейчас, наверное, я боюсь, из-за того, что денег всем не хватает вложить, чтобы привлечь очень хороших специалистов, и сделать действительно штучный товар. Это первое. Ну, так же, как в театре. Второе, я думаю, что те люди, которые владеют телевидением, ориентируются на неизвестных мне зрителей. Я, иногда слушая радио, иногда смотря телевизор, не понимаю, для кого это. То есть, моему уму это недоступно, я не могу понять для кого это делается. Наверное, существует некая прослойка людей, и, наверное, она очень большая, потому что очень многие программы вот в этом формате работают. Какой-то безумно бездарной, никому не нужной, ни о чем не говорящей информации. То есть, там иногда и эмоций нет, а иногда просто какие-то эмоции есть, типа повторения 150 раз двух слов, понимаете. Я не понимаю, очень сложно. Что касается телевидения с точки зрения профессионала, то, конечно, сейчас очень прибавилось качество картинки, сценография, и так далее. Есть студии, тот же самый Угольников, просто приятно смотреть. Это и мастера, это и видно, что вложено, это и сделано с душой, с любовью и с профессионализмом. Что касается развлекательного телевидения, вот эти концерты бесконечные, мне ужасно надоели говорящие головы, извините, ведущие, которые 150 лет как-то все время улыбаются Нет, можно я откровенно, да? Меня это просто Ну, меня это не трогает вообще-то, но иногда удивляет. Почему одно и то же, одно и то же? Вы знаете, как у нас едешь по мосту какому-то и 150 раз написано: "Текила", "Текила", "Текила". Я тоже этого понять не могу. Наверное, это какие-то исследователи вычислили, что так лучше. Кому лучше я не знаю.

К. ЛАРИНА Оль, согласны?

О. ГРОЗНАЯ Ой! Вы знаете, я хочу вспомнить Ролана Быкова, который как-то сказал, что телевидение это оккупация. В том смысле, что хочется чего-то глубокого. Вот хочется и все тут. А эта мишура внешняя, легкомысленная, действительно уже нет сил терпеть.

К. ЛАРИНА Вот смотрите, все-таки мы уже несколько периодов в истории телевидения пережили на наших глазах. Сначала это было все советское, одинаковое и отличное, потом, когда появились частные вложения коммерческие, каналы стали авторскими, как в свое время были такие авторские театры. Там узнавали прямо по первым звукам, что это театр Любимова, или театр там, Виктюка, тоже самое произошло и с телевидением. Наверное, это был самый благоприятный период, мне так кажется. Сейчас вновь все стало одинаковым. Почему вопрос пока не ясный, так скажем.

О. ГРОЗНАЯ Мы так для себя определим.

К. ЛАРИНА Мне кажется, что это невыгодно никому. Ни зрителю, ни в первую очередь даже тем, кто считает, что на телевидении, и правильно считает, можно заработать большие деньги. Потому что клонированные ведущие, тут я соглашусь, наверное, с Юрой, клонированные передачи, тут, наверное, стоит указать даже на программу, которую Оля ведет.

О. ГРОЗНАЯ Правильно.

К. ЛАРИНА Клоны ее появились на многих каналах. И так далее, тому подобное. Я не знаю, с чем это связано, может быть, вы мне это объясните.

О. ГРОЗНАЯ Нет, подождите, я вам лучше другое скажу. Сейчас мы немножко можем даже отойти от телевидения. Я недавно вела презентацию во Дворце боулинга. Там были солидные гости: Филипп Киркоров, Валентин Юдашкин, и космонавт Гречко ленточку перерезал. И потом с ним поговорили. Я его спрашиваю: что для вас сейчас самое ценное в жизни? И он мне отвечает: после вот этих полетов в космос, и прочих сложностей и перегрузок и необычностей в его жизни, он стал мне цитировать Сент-Экзюпери, "роскошь человеческого общения". Вы представляете?! Космонавт Гречко. То есть, телевизор это сам по себе, как Юра сказал, я не понимаю, для кого оно работает. Для человека, наверное, опять, как в 60-е годы собирались на кухне, сейчас, по-моему, опять мы к этому вернемся. Роскошь человеческого общения. Я с ним согласна, это очень ценно.

К. ЛАРИНА Между прочим, бедный Гречко!

О. ГРОЗНАЯ Почему же?!

К. ЛАРИНА В связи с телевидением. Вот где это видано, чтобы летчик-космонавт Советского Союза вел прогноз погоды?!

О. ГРОЗНАЯ А я с ним и по этому поводу поговорили! Он жутко доволен!

Ю. ГРОЗНЫЙ Вы знаете, мне тоже понравилось, как он ведет.

К. ЛАРИНА Но это ужасно на самом деле!

Ю. ГРОЗНЫЙ Нет, ну почему!

К. ЛАРИНА В контексте истории, в космическом масштабе это ужасно. Это ненормально. Это значит в стране что-то не так.

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, я сейчас боюсь монаршьи особы герцог или кто у нас считается? Ну, не важно, выставка проектов, и он вынужден вручать главный приз, 20 тысяч фунтов. Проект выиграл который, лампочка включается через определенное время и выключается. Включается, и выключается. И так до бесконечности. Но он сказал, "конечно, я предпочитаю другое искусство" и так далее, а вот Гречко, мне кажется, я когда его первый раз увидел, я был изумлен, просто тоже мне это немножко знакомо. Мне кажется, он это делает "кон анимо", и там есть даже какая-то режиссура, потому что это не просто так. Мне показалось это интересно.

К. ЛАРИНА Ну, дай бог! Лишь бы ему было хорошо.

-

К. ЛАРИНА В гостях у нас Ольга Грозная, и муж ее, Юрий Грозный. Особенно приятно, что это настоящая фамилия, потому что я так побоялась рисковать, скажу в эфире Грозные, а вдруг они скажут, что это псевдоним, это мы придумали для телевизора. Нет, это есть такая настоящая фамилия семейная. Я правда, не сказала, что программа "Сегоднячко", которую ведет Оля, выходит на канале ТНТ.

О. ГРОЗНАЯ В полдевятого. Каждый день.

К. ЛАРИНА В полдевятого, каждый день. Вот вопрос, который пришел от Андрея: "когда очередной выпуск программы "Сегоднячко" в новом году?"

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, у меня эфир 8-го января, в 20.30. Пожалуйста, включайте, будем общаться.

К. ЛАРИНА Вот смотрите, давайте продолжим разговор о телевидении. Действительно, сейчас, как мне кажется, наблюдается некий кризис идей. Конечно, все телеканалы сбились с ног в поисках каких-то новых решений, новых программ, ради этого несчастного голого рейтинга. Но, тем не менее, как вот правильно сейчас Оля сказала, за кадром, что не цепляет, не входит, все остается действительно за стеклом, в буквальном смысле этого слова. Почему, Оль, как вы думаете?

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, начну издалека. Полтора года назад я заинтересовалась Востоком, восточной философией. Теперь читаю книжки, ушу, даосизм, смотрю фильмы про монахов. Безумно интересно. И расскажу случай, или притчу, которая может, на мой взгляд, послужить ответом на ваш вопрос. Ученик спрашивает наставника: в чем смысл великого пути Дао? Тот отвечает: в повседневном здравом смысле. Когда голоден, ем, когда устал, сплю. Но разве не все люди делают так? спрашивает ученик. Нет, - отвечает учитель, - большинство людей никогда не присутствуют в том, что делают.

К. ЛАРИНА Да.

Ю. ГРОЗНЫЙ Красиво.

О. ГРОЗНАЯ По-моему, ответ

К. ЛАРИНА Это обо всем, наверное, да?

О. ГРОЗНАЯ Да.

К. ЛАРИНА Хорошо, тогда вопрос к вам. А почему не присутствуют? Что, устали, все осточертело?

О. ГРОЗНАЯ Нет, вы знаете, на мой взгляд, главное это талант к этому делу, талант, харизма, без нее никак на телевидении. Можно кальку снять с западных передач, что мы часто делаем. Но действительно мало же кто вкладывает душу. Мало кто сопереживает происходящему. Таких же единицы. В основном холодные лица. Вы согласны со мной?

К. ЛАРИНА Согласна, согласна. Но хочется же отдачу какую-то иметь. Я имею ввиду не только материальную. Когда человек во что-то вкладывает свою душу. Вот актер, который выходит на сцену, он чувствует эту отдачу сразу же, из зала, она либо есть, либо нет. Он понимает, за что он здесь погибает, на этой сцене. А здесь?

О. ГРОЗНАЯ А здесь у него рейтинг! Такая же отдача! Пусть она не сразу, на следующий день придет. Но он может также посмотреть. И убедиться.

Ю. ГРОЗНЫЙ Я бы хотел добавить. Вот мы говорили про массовое производство, штучное и массовое. Это действительно очень большой бизнес, это действительно производство. И отношения между режиссером и актером, которые существуют в театре здесь практически невозможны. Если вы вспомните, как снимают некоторые передачи, то их нарезают, их монтируют, люди повторяют по пять раз. Они в гонке. Это аренда студии, аренда камеры и так далее, то есть, это все такое производство, такое все машинное, что счастливы те продюсеры, которые нашли ведущего, хоть как-то держащего эмоциональный фон. То есть, он может там ошибаться по десять раз, никто слова не говорит, ради бога, Петенька, Васенька, только доведи до конца! Понимаете, какой дефицит! Но при этом, что даже если есть ведущий, который какой-то ритм держит, какой-то градус держит, то все это потом в монтаже, все это падает, сажается и еще надо вспомнить, где эти самые режиссеры монтажа. Там тоже всегда люди с опытом с большим работают и они выигрывают, потому что нужно во времени все это сделать. Вот как Оля говорили, сегодня нужно репортаж сделать. А если на это есть только час монтажной? Вот и сделайте все это дело. То есть, там производство. И, как всякое производство, вспомним Форда, он говорил, что чтобы производство было выгодно, нужно поставить все на поток, на поток, и штамповать, штамповать, штамповать.

К. ЛАРИНА И очень циничное производство. Все уже знают прекрасно, как тот самый доктор Гаспар из сказки "Три толстяка", как выбить слезу, как превратить камень в воду, и так далее.

Ю. ГРОЗНЫЙ Угу, штампы, приемы.

К. ЛАРИНА Все эти штампы нам известны. Кстати, вот на это зрители покупаются. Вот мы говорим, там, не цепляет, не трогает. Но ведь все равно ревут в три ручья там на какой-нибудь ерунде.

О. ГРОЗНАЯ Подождите, мы говорим о прослойке.

К. ЛАРИНА На подставах, вот я смотрю, подставы, артисты работают. Нет, сидят все рыдают. И рассказывают, ты представляешь, я вчера видела, пришла учительница, бедная, беременная, бедная беременная учительница пришла!

О. ГРОЗНАЯ Подождите! Но это же прослойка! Это же не все рыдают, это же есть сериалы кто смотрит, поэтому что ж мы будем Все люди разные

Ю. ГРОЗНЫЙ Ну, да, обо всех мы не сможем.

О. ГРОЗНАЯ Обо всех мы не сможем!

К. ЛАРИНА Ну, вот, наверное, телевидение, кстати, ориентируется именно на эту прослойку. Вот, к разговору

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, это не страшно, у нас есть книги, и как мы помним, "роскошь человеческого общения".

К. ЛАРИНА Ну, кто-то сказал правильно, что интеллигентный человек не должен смотреть телевизор, он должен книжки читать.

О. ГРОЗНАЯ Правильно! Хотите, я вам прочту стих?

К. ЛАРИНА Давайте.

О. ГРОЗНАЯ Перейдем к лирике, мне кажется, это приятно. Читаю всем своим друзьям эти строчки, безумно их люблю, потому что это "Рождественский романс" Иосифа Бродского. А скоро же Рождество, всех поздравляем.

Плывет в глаза холодный вечер,

Дрожат снежинки на вагоне,

Морозный ветер, бледный ветер

Обтянет красные ладони.

И льется мед огней вечерних,

И пахнет сладкою халвою,

Ночной пирог несет Сочельник

Над головою.

Твой Новый год,

По темно-синей волне

Средь моря городского

Плывет в тоске необъяснимой.

Как будто жизнь начнется снова,

Как будто будут свет и слава,

Удачный день и вдоволь хлеба,

Как будто жизнь качнется вправо,

Качнувшись влево.

К. ЛАРИНА Ольга Грозная. Вот такой вы ее не видели никогда на экране телевидения, а жаль. Вопросы есть к нашим гостям, к Ольге, к Юре. "Что важнее карьера или семья? Можно ли совмещать карьеру с хорошим хозяйством? Мне кажется, что пьющие дети вырастают в семьях, где матери не уделяют им внимания".

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, у меня очень хороший режим дня. Я ухожу вечером, когда практически ребенок закончил делать уроки под моим чутким руководством. Юра очень помогает мне по хозяйству. И бабушки, бабушки очень сильно нас выручают. Без них, конечно, ничего бы не состоялось в нашей жизни. А что важнее, карьера или семья, недавно я давала интервью журналу "Наш малыш". И последняя строчка этого интервью звучит так: "работа и семья - два слагаемых счастливой жизни".

К. ЛАРИНА "Кто же воспитывает вашего ребенка, если вы постоянно заняты своими делами?" спрашивает Алла Александровна.

О. ГРОЗНАЯ Все вместе. Все, все вместе, все приложили руку.

К. ЛАРИНА Спрашивают, смотрит ли Оля Грозная программу "Времечко"?

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, редко смотрю, потому что в принципе уже все понятно. Все понятно.

Ю. ГРОЗНЫЙ Но иногда смотрим, коллеги там все-таки.

О. ГРОЗНАЯ Коллеги, и Анатолий Григорьевич Малкин. Уважаю его, он не стоит на месте, что-то всегда человек делает. Хочется нового, продвигается вперед и выше, за это очень люблю и уважаю. Не смотрю, но заочно хорошо отношусь.

К. ЛАРИНА Еще вопрос, конечно, связан с главным телевизионным скандалом ушедшего года, с НТВ. Ваше отношение к этой истории, и как, лично с кем-то там у вас отношения изменились, испортились, нет?

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, это странно очень, но я до сих пор не могу включить ни НТВ, ни ТВ-6. Вот только в ноябре опять стала смотреть "Итоги" с Евгением Киселевым. А это было в апреле, представляете? Для меня это был жуткий шок, стресс, особенно, когда знаешь обратную сторону медали, новости в основном теперь ОРТ и РТР. И вот говорю, теперь только Евгений Киселев, только с "Итогами". Сложно все это, очень сложно, жалко.

К. ЛАРИНА Жалко, да.

О. ГРОЗНАЯ Жалко Опять-таки, почему такое телевидение? А потому что мало профессионалов. Вот это вечно установка, я не знаю, начальников, или кого, она постоянно звучит, что нет незаменимых людей, она делает свое дело.

К. ЛАРИНА Ну, это на самом деле так, Оль. Не будем уж обольщаться. На телевидении нет незаменимых людей.

О. ГРОЗНАЯ Я с вами не согласна.

К. ЛАРИНА В литературе есть незаменимые люди, в музыке, в театре, в искусстве. А телевидение, это что?

О. ГРОЗНАЯ Простите, нет!

Ю. ГРОЗНЫЙ Вот поэтому телевидение у нас такое.

О. ГРОЗНАЯ Нет, Ксения, я с вами принципиально не согласна.

К. ЛАРИНА Почему? Это что, искусство?

О. ГРОЗНАЯ Это искусство, это называйте как хотите. Незаменимых людей нельзя говорить эту фразу. Надо беречь и уважать жемчужины, а они там есть. Есть люди, которые рождены быть журналистами. Это также тяжело как быть космонавтом, кем угодно. Надо очень уважительно относиться к этой профессии, и тогда все будет по-другому.

К. ЛАРИНА Ну, я не хочу так черт возьми! Ну, пример мне приведите.

О. ГРОЗНАЯ Пример очень много тех же самых профессионалов, которые разделились на НТВ и ТВ-6, и теперь нет того единого храм, может быть, не храм, но взять МХАТ, Таганка, вот люди расходятся, лучше почему-то не становится. Был бы канал с одними профессионалами. Потому что все равно видно, как человек работает: с душой, без души, ради денег. Я с вами не согласна.

К. ЛАРИНА Ну, вот смотрите, казалось бы, Владимир Ворошилов, уж такая величина на телевидении. Но нет его, но программа идет. И я вас уверяю, как бы это ни было грустно, через какое-то время, если она, даст бог, будет идти в эфире, следующее поколение уже не будет помнить, кто это был, что это было, что это за человек.

О. ГРОЗНАЯ Вы будете это помнить! Важно, что останется это опять как восточная философия, надо оставить о себе след, вот в чем, как. Вот Ворошилов его оставил, и для меня это ценно, я буду это помнить. А что кто-то другой, который относится опять же, поверхностно, не хочет копать глубоко, человек не видит разницы, он не способен это видеть. Это его боль, это плохо, когда у человека мир в одной плоскости, он должен быть сферичным. Это его сложности, у него мир бедный. А не у тебя, поэтому опять-таки, эти проблемы ну, вот он такой.

К. ЛАРИНА Еще вопрос, связанный с профессиональной деятельностью вашей, что вам дал опыт работы на телевидении, и что вам дал семинар, тот самый, который вы прослушали у Владимира Познера?

О. ГРОЗНАЯ Очень много, потому что, если говорить про семинар, вы знаете, кто там читал лекции? Гений, гений информационной журналистики, Олег Добродеев. У вас еще есть после этого вопросы?!

К. ЛАРИНА А я не знаю, откуда вы взяли, что он гений? Кто это сказал? Вот мы все живем в плену этих мифов.

О. ГРОЗНАЯ Нет!!

К. ЛАРИНА Когда мне говорят, Гоголь гений, я понимаю. Открыла книжку и прочитала. Это гений.

О. ГРОЗНАЯ Нет! Я вам говорю как человек, который, допустим, снимает репортажи. Вот как он объяснял этим ребятам, и мне в том числе: едешь там, приходишь туда, за столько, за столько, спрашиваешь вопросы эти, те, любая ситуация просчитана им на 100 шагов вперед. Не как вот журналист рядовой. Вот вы говорите, так себе, телевизионщики. Вот вы знаете, волосы просто дыбом встают от его масштаба. Это потрясающе, это нельзя передать, это можно только пережить. Но я это видела. Человек видит на 100 шагов вперед.

К. ЛАРИНА Я поражена! Сколько, 8 лет вы на телевидении?

О. ГРОЗНАЯ Я? Да.

К. ЛАРИНА Ужас! И осталась такой вообще идеалисткой. Влюбляется в телеперсонажей!

О. ГРОЗНАЯ Почему? Он не работает в эфире. Он же начальник.

К. ЛАРИНА Ну, все равно, он человек из телевизора. Он же живет в этом ящике.

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, я не знаю, как он сейчас, мы же не общаемся, слава богу

(хохот)

Ю. ГРОЗНЫЙ Слава богу, давно.

О. ГРОЗНАЯ Нет, я хотела сказать, что я его знаю только с профессиональной точки зрения, и мне 8 лет, а не случайно забредшая сюда, это видно, профессионал с такой буквы! С ума сойти!

К. ЛАРИНА Вы себя считаете профессионалом с большой буквы?

О. ГРОЗНАЯ А я не отвечаю на провокационные вопросы.

К. ЛАРИНА Ну, что вы себя так принижаете? Еще неизвестно, кто из нас гений, Добродеев или Грозная.

О. ГРОЗНАЯ Нет, вы что, вы что! Нет, нет! Добродеев это святое!

К. ЛАРИНА Перестаньте! А что вы про Новоженова ничего не говорите?

О. ГРОЗНАЯ Лев Юрьевич совсем недавно, да, по-моему, даже вчера, он был в передаче "Домино", он молодец. А знаете, за что я его очень люблю и уважаю? Вот он скажет что-нибудь, до сих пор, в принципе, он мэтр правильно, слава богу, вместе с 93-го года. И вот вы знаете, он скажет что-нибудь в эфире, и смотрит на тебя. То есть, начинается репортаж, а он смотрит на тебя оценивающим взором: как я сказал, хорошо, нет, так себе? То есть, не вот, сказал, и стою довольный собой. Человек, который выпустил столько книг, уже признанный всеми, и т. д. и т. п. Вот за это его очень люблю. А когда-то мы с ним были на ТЭФИ, во МХАТе, по-моему, это было давно, давно, в самом начале, лет 5, наверное, назад. И вот, вы представляете, опять-таки, нас пригласили, мы были с ним как номинанты, чтобы "Времечко" ТЭФИ дали, но дали почему-то программе "Сегодня", непонятно почему. И вот, вы знаете, человек идет и говорит налево-направо всем здравствуйте. Вот я с ним солидарна. Знаешь мало человека, много, он тебя помнит - не помнит, он говорит налево-направо. А были звезды, которые гораздо моложе его, и передачи их не так интересны, но их нос был так далеко где-то там, задран. Вот, обратная сторона Льва Юрьевича Новоженова. Очень за это его уважаю.

К. ЛАРИНА Но, согласитесь, может быть, не согласитесь, что телевидение в нашей стране, как и политика, все-таки мужское пространство, несмотря на обилие телеведущих и депутаток, и различных уровней женщин в руководящих структурах, все равно это мужское пространство. Есть какой-то потолок, куда вот выше которого не допускают женщину. Вот, кстати, вернемся к началу. Вот вы мечтаете работать в службе информации, мечтаете работать новостями.

О. ГРОЗНАЯ Да.

К. ЛАРИНА Работать в аналитике. У нас же нет женщин в этой сфере вообще. Я не беру ведущих новостей, это все-таки другое. А аналитиков у нас нету на телевидении женского пола. Нет политиков женщин, кроме Хакамады и кто там еще?

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, насчет аналитики, почему? Вот почему не знаю, почему их нет.

Ю. ГРОЗНЫЙ Не женское это дело.

О. ГРОЗНАЯ Не женское это дело.

К. ЛАРИНА А почему, Юр?

Ю. ГРОЗНЫЙ - Ну, это вопрос очень сложный.

К. ЛАРИНА Почему на западном телевидении полно женщин-аналитиков?

Ю. ГРОЗНЫЙ Я не знаю. И вообще, вы знаете, только недавно поверил моему другу, который говорил, что все-таки женщины от мужчин отличаются. Раньше мне казалось, что это все-таки не вопрос, который стоит обсуждать. Мне казалось, что тут все в порядке, и каждый может и умеет, и так далее.

К. ЛАРИНА А на самом деле?

Ю. ГРОЗНЫЙ На самом деле мой опыт подсказывает, что все-таки какая-то разница есть.

О. ГРОЗНАЯ Предлагаю поставить точку!

Ю. ГРОЗНЫЙ Женщинам в аналитику, может быть, не стоит. Хотя отдельные, конечно, дамы дадут фору, конечно, многим мужчинам. Новодворскую возьмем, наверное, она смогла бы.

К. ЛАРИНА Она все-таки политик.

Ю. ГРОЗНЫЙ Но она более того, она революционер.

К. ЛАРИНА Даже историк. Ну, ладно, если говорить по профессии, она историк. Хорошо, но есть же, в конце концов, Кондализа Райс, есть Маргарет Тэтчер, и последняя-то мадам, я уже забыла, видите, как быстро забывается

Ю. ГРОЗНЫЙ У нас?

К. ЛАРИНА Большая тетя в Америке.

О. ГРОЗНАЯ Которая умерла в "Вашингтон пост"?

К. ЛАРИНА Да, да. Есть же? Есть.

Ю. ГРОЗНЫЙ Ну, и слава богу.

К. ЛАРИНА Это же не проявление, наверное, политкорректности в этом случае. Мне кажется, что вряд ли. А это именно дань профессионализму.

О. ГРОЗНАЯ Мы очень часто киваем на Запад, берем с них цены на бензин, за квартиры, и прочее. Есть предложение выдвигать женщин на руководящие посты. И в телевидении тоже, и в том числе.

К. ЛАРИНА А почему нет, действительно?

Ю. ГРОЗНЫЙ А жизнь сама выдвигает, а потом обратно задвигает. Кто выдержал, тот остался. Вот, кстати, о производстве, некоторые люди просто не выдерживают. Тонкие люди ведь не предназначены для машинного труда, понимаете? Они говорят, а зачем? А почему я должен быть в этом процессе быть какой-то гайкой, болтом и так далее. Ведь жизнь действительно такая вечная и ценная вещь, что менять ее на производство или на то, что кто-то считает, что вы там винтиком пригодитесь, не всем это нравится. Да и вообще, гении часто молчат, мы слышим только шум суеты.

К. ЛАРИНА Дорогие Оля и Юра! Я считаю, не знаю, как вы, что мы с вами сегодня совершили просто подвиг. Пятого января, в 11 часов утра говорить на столь серьезные и важные темы, на это, мне кажется, не каждый сможет решиться. Я вам очень благодарна, что вы сегодня, в свой день пришли к нам, на "Эхо Москвы", завершая нашу встречу, как быстро она закончилась, и без музыки, видите. Давайте вернемся к новогодним праздникам и немножечко заглянем вперед, что вы ждете от наступившего уже года 2002-го, на что надеетесь?

О. ГРОЗНАЯ Вы знаете, поскольку я уже обозначила, что для меня большую ценность в последнее время имеет Восток, их знания, их философия, я очень хочу доехать до Тибета. Я очень хочу почувствовать эту гармонию, испытать неизведанные чувства, это моя голубая мечта. Прикоснуться вот к этому неизведанному, божественному миру. Все остальное тоже хорошо, но это новое, это то, чего не было в жизни никогда. Все остальное было. Вот мне бы хотелось воплотить это в жизнь. Вот как сказал Конфуций, того, кто перешагнул за 40, не отвлекают мирские страсти. Мне еще долго до 40-ка, но иногда хочется уже уйти в монастырь, заняться созерцанием, потому что вот этой глубины, чтоб она была всегда и вокруг рядом постоянно, вот этого в последнее время очень не хватает. И еще вот Хорхе Каррера Андрадо написал замечательные строчки, тоже сейчас прочту.

Доживать бы век на атолле,

Позатерянней и поглуше,

Правя дикими племенами

Голубых цветов и ракушек.

О. ГРОЗНАЯ - Хочется вот такого мира. И дай бог, чтоб он был в этом году здесь, в Москве.

К. ЛАРИНА Юр, а ваши мечты с чем связаны?

Ю. ГРОЗНЫЙ В этом году, поскольку ребенок подрос, я надеюсь начать заниматься своими делами.

О. ГРОЗНАЯ Это тебе не удастся! Можешь не желать.

Ю. ГРОЗНЫЙ Много проектов. И год, мне кажется, вполне благоприятный, я так надеюсь.

О. ГРОЗНАЯ А с завтрашнего дня мы уже переезжаем на новую квартиру, так что, бытовых проблем полно, вертимся как белка в колесе.

К. ЛАРИНА Это замечательно. Новая квартира, новая жизнь. Я желаю исполнения ваших мечтаний в этом году. Но в монастырь пока, все-таки, не уходите, Оль.

О. ГРОЗНАЯ Рановато, думаете?

К. ЛАРИНА Рановато.

О. ГРОЗНАЯ Ну, я подожду, у меня все впереди!

К. ЛАРИНА Спасибо вам большое.

О. ГРОЗНАЯ Вам спасибо, Ксения, до встречи.

К. ЛАРИНА Пока.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" были Ольга Грозная ведущая программы "Сегоднячко" на ТНТ, и ее муж Юрий Грозный.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024