Купить мерч «Эха»:

Андрей Норкин - Человек из телевизора - 2001-09-15

15.09.2001

К. ЛАРИНА Сегодня у нас в гостях "Человек из телевизора" - ведущий информационных программ и программы "Опасный мир" на ТВ-6 Андрей Норкин. Андрей, здравствуйте.

А. НОРКИН - Здравствуйте, добрый день!

К. ЛАРИНА На нашем пейджере много вопросов Андрею, очень много телеграмм с признаниями в любви в адрес Андрея приходит, и все как один, одна, вернее, по поводу сильного мужского начала. Это как, благоприобретенное качество?

Р. ВАЛИУЛИН - Период признаний в любви прошел, пережили уже или продолжается?

А. НОРКИН Да, честно говоря, он и не начинался. Вы меня сейчас просто в краску вогнали. Я никогда не считал себя каким-то "суперстар" телевизионным, который обременен безумной любовью поклонников. Или, может, мои поклонники очень интеллигентные люди, они стараются не досаждать этим.

К. ЛАРИНА Но, вот видите, может, просто нет возможности на телевидении впрямую обратиться к своим любимым ведущим. У нас есть такая возможность, у нас есть пейджер, на который идут в ваш адрес вот такие замечательные телеграммы. Конечно же, в основном, от женщин.

Р. ВАЛИУЛИН Почитай, порадуй человека. Возможность-то редкая довольно.

К. ЛАРИНА Почитать, Андрей?

А. НОРКИН Да, не надо, зачем?

К. ЛАРИНА Давайте! "Уважаемый Андрей, примите слова восхищения вашим благородством, достоинством и талантом. Искренне желаем вам счастья и дальнейших творческих удач. Светлана Мстиславовна и Серафима Петровна". "Как я рада, что не одинока в своем отношении к Андрею как к блестящему журналисту и в высшей степени достойному человеку. Именно эти качества проявились в самые сложные моменты последних месяцев и дней. Всем сердцем надеюсь, что сочетание этих качеств не помешает ему в дальнейшем, как это случается, увы, в России. С уважением, Юлия Николаевна".

А. НОРКИН Спасибо большое. Это действительно, дорогого стоит. Спасибо.

Р. ВАЛИУЛИН Давайте тогда, может, начнем с этапов большого пути. С чего вы начинали ваш путь в журналистике? По-моему, насколько я помню, это радио было?

А. НОРКИН Радио, да, конечно. Сейчас, дайте вспомнить, это был 91-й год. Как раз осень, сентябрь-октябрь. То есть, уже после путча, получилось так, что создавалось тогда радиостанция "Максимум". Ну, тогда FM вещания практически не было. Что было кроме "Эха"?

Р. ВАЛИУЛИН "Европа плюс" было.

А. НОРКИН Да, "Европа плюс" было, "Рокс", и что-то еще

К. ЛАРИНА "Ностальжи" было.

Р. ВАЛИУЛИН - Да, "Ностальжи" было.

А. НОРКИН На "Максимуме" тогда работал человек, который у нас тоже подрабатывал, делал вечерние музыкальные программы, забыл, вылетело из головы.

К. ЛАРИНА А, да-да-да-да, не помню.

А. НОРКИН С армянской фамилией.

К. ЛАРИНА Не помню. Не важно.

А. НОРКИН Я даже не вспомню, потому что на "Максимуме" там был совсем небольшой период времени, где-то месяца 3-4, ну, до конца года. А потом уже "Радио 101", которое тоже вышло в эфир тогда, в 92-м году, в январе, тоже тогда только-только появилось.

Р. ВАЛИУЛИН Туз, по-моему, там работал в этом время

А. НОРКИН Нет, Вовка работал всегда на "Роксе" И потом как-то все так тянулось-тянулось, различные радиостанции, по разным причинам были переходы. "Панорама", "Ностальжи", и вот уже с "Ностальжи" пришел на НТВ. Когда НТВ выходило уже в полный эфир, с 6-ти утра, они набирали людей. Значит, с 96-го года на НТВ и с этого года на ТВ-6.

К. ЛАРИНА Подождите, а до радио что было?

А. НОРКИН До радио была армия.

К. ЛАРИНА Сколько вам лет-то, Андрей, можно сказать?

А. НОРКИН 33.

К. ЛАРИНА Хороший возраст, 33, господи. Так.

А. НОРКИН До этого была армия. До армии был год на заводе. У меня в военном билете, как там написано-то, основная специальность, слесарь. Я работал слесарем на заводе "НИИДАР", есть такой на "Преображенке", ну, москвичи знают, наверное. Раньше это считалось небоскребом, теперь, конечно, как-то так не производит впечатление, есть даже выше дома. Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи, это были наши шефы в школе, мы там проходили практику, а поскольку в институт меня не взяли, в театральный после школы, ну, я туда и пошел.

К. ЛАРИНА В театральный поступали?

А. НОРКИН Ну, конечно, поступал в театральный.

К. ЛАРИНА А почему конечно?

А. НОРКИН Куда же еще мне было идти-то?

К. ЛАРИНА А почему? Давайте поподробнее.

А. НОРКИН Тогда мы сейчас с вами уйдем вообще в босоногое детство. Потому что я с 4-го класса школы занимался, как раньше говорили, в художественной самодеятельности.

Р. ВАЛИУЛИН В Доме пионеров.

А. НОРКИН В Доме культуры "Чайка". Это на "Семеновской" метро, проспект Буденного, там был эстрадно-цирковой коллектив, которым руководил замечательный человек, ныне покойный, к сожалению, Леонид Борисович Мельников. Бывший артист цирка, его жена, Надежда Васильевна, она, слава богу, сейчас жива-здорова. Они вместе работали, а циркачи же выходят на пенсию очень рано. Он работал и коверным клоуном, акробатом. 40 лет это уже пенсионный возраст для цирковых людей. И он для себя выбрал вот такой путь. Он не остался в цирке, он организовал цирковой коллектив, в котором занимались дети, сначала дети, потом, так получилось, что были и взрослые. И вот, с 4-го класса школы и до ну, активно, пожалуй, до армии, а потом уже просто, ну, это уже как вторая семья была, конечно, для нас всех. И за это время я успел 5 раз стать лауреатом Москвы, и как конферансье, потому что я вел эти программы.

К. ЛАРИНА Вот откуда язык-то подвешен! Все теперь понятно!

А. НОРКИН Конечно, именно Леонид Борисыч меня и приучил не бояться публики. Потому что приходилось работать на площадках довольно больших: и Дворец пионеров тот же самый, и ДК ЗИЛ. По советским меркам, по старым, там залы были очень приличные, ну, и для подростка, для ребенка, нужно было найти

К. ЛАРИНА То есть, не просто объявлял, это надо было какой-то диалог устанавливать с публикой, если вы говорите про конферансье?

А. НОРКИН Ну, это зависело от того, что мы, собственно, представляли. Эстрадно-цирковой коллектив, вот уже в этом объяснялось. Там были и эстрадные номера, и цирковые, как-то так все мозаично было. Я был, если мы говорим цирковым языком, классическим белым. У нас был с братом дуэт коверных клоунов: брат был рыжий, маленький, гадкий, а я был белый такой весь из себя, которому рыжий строит всякие пакости. Так что теперь, я думаю, понятно, куда мне было еще идти, кроме как в театральный.

Р. ВАЛИУЛИН В этой связи возникает вопрос. Выступая на митинге в защиту НТВ, вспоминались ли какие-нибудь ощущения от работы на площадках?

К. ЛАРИНА На сценических площадках. Наверное

А. НОРКИН А я на митинге, в общем-то, не выступал почти. Я открыл московский и побежал на другую сторону Королева, потому что я впрямую включался в новости Вот в Питере, да, выступал. Но тоже, что значит выступал? Вышел, сказал. Нет, я не думал об том, что у меня какой-то опыт, и что мне надо как-то правильно

Р. ВАЛИУЛИН Правильно повернуться.

А. НОРКИН Да. Добавить в голосе в голосе что-то, или там жест какой-то. Нет, об этом не думалось.

К. ЛАРИНА А брат кем стал?

А. НОРКИН Брат у меня работает в метро. На Арбатско-Покровской линии, водит поезда.

К. ЛАРИНА Тоже, наверное, мечтал стать артистом, да?

А. НОРКИН Ну, тоже, конечно, мечтал. И даже нас одно время хотели взять в ГУЦЭИ, это училище циркового и эстрадного искусства, причем, без экзаменов. Нас брали туда без экзаменов. Но там получалось, что как-то мы не попадали по возрасту, он не попадал, нельзя было в этом возрасте, классов не было. Как-то так я уж не помню. Ну, а потом что-то завертелось, закрутилось, и в общем, не получилось у нас.

К. ЛАРИНА Андрей, правильно ли мы поняли, что у вас нет образования?

А. НОРКИН Да, совершенно верно.

К. ЛАРИНА Никакого?

А. НОРКИН Ну, как! Высшего нет, среднее есть. Ну, была какая-то там сумасшедшая попытка там, уже будучи на НТВ проучиться, но не получилось. Так что я где-то застрял в дебрях журфака, потому что в 30 лет сидеть за партами, когда у тебя 2-е детей и такая сумасшедшая работа, это, конечно, совершенно не реально. И в силу разных причин, я убедился, что научиться, по-настоящему научиться профессии, я смогу только на работе, а не в институте. Возможно, я кого-то сейчас обидел, но это так.

Р. ВАЛИУЛИН Я считаю, что с этим можно согласиться.

К. ЛАРИНА А самообразование? Языки знаете?

А. НОРКИН Ну, самообразование я английский, но это так нет, ну я могу объясняться, там, за границей, с голоду не помру, как говорится, но сын у меня гораздо лучше знает иностранные языки, чем я. Самообразование для меня, как я его понимаю, заключается в том, что я считаю себя достаточно наблюдательным человеком, я старался у коллег всегда брать то лучшее, что у них есть. У любого человека, с которым я работаю, можно найти какие-то черточки в его стиле, в его стиле работы, в его навыках профессиональных, которых у меня нет. Для любого человека это, по-моему, очень

Р. ВАЛИУЛИН Вот, возвращаясь к этому, возвращаясь к ремеслу, к журналистике как к ремеслу. Можно ли наблатыкаться журналистики хорошей там, нахвататься, или еще что-то нужно?

А. НОРКИН Наверное, еще что-то нужно

Р. ВАЛИУЛИН Что, если можно?

А. НОРКИН Я не знаю. Может быть, какой-нибудь, все-таки, талант. Талант, это, конечно, врожденное.

Р. ВАЛИУЛИН Хорошо, тогда вот сферу таланта. Умение выступать на публике, умение правильно говорить

К. ЛАРИНА Импровизировать, не бояться.

Р. ВАЛИУЛИН Да. Вот что наиболее важным является?

К. ЛАРИНА Это опыт, наверное.

А. НОРКИН Нет, я бы не сказал

Р. ВАЛИУЛИН Ну, талант в чем тогда, если грубо определять? Конечно, это почти бесполезное занятие, определить, что важнее для журналиста, но по-вашему, все-таки? Какие вещи наиболее важными являются? Кроме владения ремеслом?

А. НОРКИН Ну, наверное, все-таки, образно мыслить, литературный хороший язык, без этого просто нельзя, даже нечего соваться туда. По-моему, как раз, у нас происходит это иногда. Может, сейчас в меньшей степени, но был какой-то период, когда журналистика в головах молодых людей представала таким светским развлечением, как я это для себя понимал. Это постоянно какие-то светские мероприятия, тусовки, как говорят. Общение со звездами кино, музыки, и вот журналистика. На мой взгляд, это не журналистика, это, не знаю, что-то другое. Наверно, еще важно понимать просто, что зачем ты это делаешь, что ты делаешь, для кого ты это делаешь, для чего ты это делаешь. Вот, наверное, так. Какие-то громкие слова получились.

К. ЛАРИНА Ну, вот смотри, Ринат, давай про другое вспомним, про журналистику. О чем ты говорил по поводу товарища Коха, который нынче ведет передачу на канале НТВ.

Р. ВАЛИУЛИН Да, я понимаю и определяю для себя вполне четко задачу создания такой передачи. Это попытка, по-моему, довольно удачная, дискредитировать журналистику как таковую.

К. ЛАРИНА Как профессию.

Р. ВАЛИУЛИН Как профессию. И снять с нее ореол такой торжественности.

А. НОРКИН Ну, я с вами не соглашусь

К. ЛАРИНА Любой, в принципе, может, получается.

А. НОРКИН Нет, ну, данный пример, он, на мой взгляд, не очень удачен, потому что "Алчность", как телевизионная игра, она с любым ведущим она не имеет отношения к журналистике. Это шоу-бизнес, это развлекательная, здесь нужно быть шоуменом. Здесь совершенно не надо быть журналистом. И, насколько я понимаю, дальше у них будет вести программу Игорь Янковский, актер. Вот, это гораздо более правильно. Вот для таких вещей, как раз, не нужно быть журналистом. Хотя формально человек работает на телевидении, в области журналистики

К. ЛАРИНА Ведущий программы

А. НОРКИН Ну, нет, это немножко другая область, конечно.

Р. ВАЛИУЛИН Я говорю не о том, я говорю о том, почему она была затеяна, эта программа. Это элемент PR акции, направленной против журналистики.

К. ЛАРИНА Это твоя версия.

Р. ВАЛИУЛИН Это мое личное мнение, да.

А. НОРКИН Это именно появление Коха?

Р. ВАЛИУЛИН Со стороны Коха, да.

А. НОРКИН Кто его знает.

К. ЛАРИНА Он так долго пытался убедить, вас, в том числе, что вы никто, ничто, и звать никак, вообще.

А. НОРКИН Когда он нас убеждал, он был блестящим: у него горели глаза, у него были совершенно другие движения, у него по-другому голос звучал. А когда я посмотрел его здесь, это я не знаю, как будто у него проблемы с ногами, там, со всем.

Р. ВАЛИУЛИН Как будто кол проглотил.

А. НОРКИН Еле ходит, еле говорит. Совершенно ни в какие ворота не лезет. Когда с нами было шоу, тогда он был хорош, а теперь

К. ЛАРИНА Убедителен, да?

А. НОРКИН Нет, не убедителен.

К. ЛАРИНА Ну, что, вывод после первой части: журналистика, это профессия, говорим мы.

Очень много вопросов на пейджер от слушателей и зрителей. "Андрей, скажите, пожалуйста, кому пришла идея делать передачу об экологии. Передача замечательная, но просто интересно. Вы сами захотели?" - спрашивает Елена Георгиевна.

А. НОРКИН Я сам захотел участвовать, идея не моя, идея ребят, которые работали в программе "Среда" на НТВ, так же как и я, и многие мои друзья, они оттуда ушли в силу известных событий. И у них родилась немножечко другая концепция делать эту программу по-другому, не как новостийный выпуск, маленькие репортажики на экологическую тему, а делать монотемно каждый выпуск программы, то есть небольшое такое расследование документальное, и, наверное, чуть-чуть расширить само понятие экологии. Вот как я сам для себя определил, я называю это социальной экологией. То есть, не только о том, что где-то загадили реки, леса, поля нехорошие люди на каком-нибудь заводе или военные, а говорить о каких-то других вещах, в том числе о социальных каких-то. Я не знаю, пока мы разные темы, естественно, рассматриваем

К. ЛАРИНА Ну, сегодня что будет?

А. НОРКИН Сегодня будут желтые дети. Помнят, наверное, очень много людей у нас. Это конец 80-х годов, начало 90-х, когда на Алтае началась эпидемия, дети желтели, после рождения на 2-й, 3-й день они желтели, и никто не мог понять причину. В сегодняшней программе, которая выйдет в эфир, после пятнадцатичасовых новостей, это вот наша версия того, чем это вызвано. И мы, естественно, постарались эту версию подкрепить, доказать факты.

К. ЛАРИНА Очень трудоемкий процесс. Как это можно успеть, учитывая вашу загрузку информационную?

А. НОРКИН Это благодаря коллегам моим по программе, там несколько человек ищут темы, потом, когда эти задумки мы все вместе утверждаем, начинают преобразовываться в сценарий. После того, как готов сценарий, на моей неделе, свободной от выпусков новостей, мы все это пытаемся сделать. То есть, параллельно иду я, параллельно снимаюсь в нескольких программах сразу, получается так, несколько сценарных групп. Если нужно командировка, поехать, вот опять же, свободная неделя. Единственное, что я могу делать на неделе, занятой новостями, это озвучивать программу. Вот вчера, как раз мы заканчивали это дело Так что, конечно, это все заслуга коллег.

Р. ВАЛИУЛИН Вообще, коллектив большой? Чтоб понять, как делается такая программа. Если вот, возможно, то даже штатное расписание. Если это не будет выдачей тайны какой-то.

К. ЛАРИНА Не надо!

Р. ВАЛИУЛИН Нет, мне интересно просто как зрителю, сколько человек создают такую программу.

А. НОРКИН У нас режиссер, ассистент режиссера, 2 шеф-редактора, по идее должно быть 4 редактора, включая вот этих 2-х шефов, они тоже пишут сценарии, оператор-постановщик. Это я на ваш вопрос, Ринат, отвечаю, это штатное расписание, потому что все равно мы ездим на съемки, еще там должен быть и осветитель и техник, и звукооператор.

Р. ВАЛИУЛИН Ну, это понятно, приданое подразделение.

А. НОРКИН Да, это уже как бы внештатные. Но все равно их тоже надо считать, потому что без них никуда не денешься. Ну, естественно, должны быть гримеры

К. ЛАРИНА Понятно.

А. НОРКИН Так что человек 15 получается.

К. ЛАРИНА Вот по поводу вашей передачи, видимо, от юной девушки: "Андрей, мне ваша передача очень помогла. Надо было писать сочинение по экологии, я использовала материалы вашей программы. Спасибо вам большое", - пишет Ксюша.

А. НОРКИН Пожалуйста.

К. ЛАРИНА Вопрос есть по поводу событий последних трагических в Америке и просто опять же по кухне интересует наших слушателей. Александр спрашивает: "Как вы узнали о том, что произошло в Соединенных Штатах Америки?"

А. НОРКИН Ну, я должен опять повторить то, что я сейчас говорил о ребятах, с которыми работаю в программе "Опасный мир", то же самое и мои коллеги, с которыми я уже много лет. Мы всей нашей бригадой ушли с НТВ и работаем как работали на НТВ, вот этот вот костяк, так мы все работаем сейчас. Без них, конечно, ничего бы не получилось у меня. Я просидел в эфире 5 часов. С 17-ти, был плановый выпуск, когда мы узнали об этом, пришло срочное сообщение. Сразу после этого пришла картинка, мы просто CNN включили напрямую. И ровно в 18 мы начали спецвыпуск, который у нас закончился без 15-ти 12 ночи. Если будем считать время, когда я не был в эфире, Киселев, Света Сорокина, вот где-то, у меня получается чистых 5 часов прямого эфира.

К. ЛАРИНА Информационный канал.

А. НОРКИН Да, вот 5 часов я там сидел в этом кресле. Двое или трое постоянно следили за лентой, за новостями, сразу распечатку. У нас компьютер на столе ведущего не стоит, поэтому, они подносили патроны, двое или трое следили за картинкой телевизионной, кто-то таскал в студию воду, потому что 5 часов проговорить, конечно, тяжело, пару раз у меня

К. ЛАРИНА Перехватывало? Конечно.

А. НОРКИН Да. И в аппаратной, ну, там и Гриша был, Кричевский, руководитель службы информации, он постоянно тоже следил, потому что я тоже не мог сразу все охватывать. Кто-то переводил бегущую строку по CNN, кто-то там еще что-то, все это в ухо мне сыпется. А я старался это как-то Ну, и вот тут как раз, вот тут тот момент был, когда моя школа старая пригодилась, потому что, в основном, то, что я делал, это был комментарий картинки. Это были или прямые включения, которые мы давали, или то, что записывалось после перегонов, и потом, с опозданием минуты 2-3, мы выдавали в эфир. То есть, мы это все обрабатывали, ребята там, в аппаратных, монтажеры, ассистенты режиссеров, режиссеры. То есть это был чистой воды комментарий. Там уже некогда было писать подводки, что-то там особенно раздумывать.

К. ЛАРИНА Не боитесь делать прогнозы политические? Вот в таком режиме прямого эфира, абсолютного? Импровизации?

А. НОРКИН Ну, вообще, наверное, это не очень правильно, но это была такая ситуация, когда иначе просто нельзя было. Я прекрасно знаю, что я совершенно не так работал во вторник, как это принято, но, как мне кажется, это было единственно правильным, потому что совершенно отстраненным быть, я, во-первых, не имел права, во-вторых, я просто не мог, потому что я живой человек и мне просто, наоборот надо было как-то сдерживать свои собственные эмоции. Андрей, вот еще такой вопрос, прекрасно понимаем, что это очень сложный момент в работе ведущего новостей, или информационного канала, мы знаем это и по работе на радио, вот такие вот моменты, эксклюзивные. Но очень много приходит в этот момент, то, что называется, сыпется непроверенная информация. Есть ли возможность в такое время проверять или нет? Или вы все отправляете, все, что выходит?

А. НОРКИН Нет, не все, но не потому, что нет возможности проверять. Тут как-то по значимости. Просто я старался всегда подчеркивать, что информация непроверенная, но, я думаю, что люди, на самом деле, понимали что происходит. Что информация будет, действительно, самая разнообразная. И, когда паника, там совершенно немыслимые вещи могут сообщать. Мы не поверили, когда второе сообщение пришло. Когда пришло второе сообщение, что второй самолет врезается во вторую башню, мы сначала решили, что это другое агентство, или там опоздало, ну, что-то такое там, неправильный перевод. Такое тоже бывает.

К. ЛАРИНА Вообще, ваши ощущения эмоциональные в этот момент? Если можно их описать как-то словами.

А. НОРКИН Да трудно описать это словами, я потому что, когда мы домой возвращались, ехали с Юлей домой, женой моей

К. ЛАРИНА Она работает вместе с вами?

А. НОРКИН Да, она вот, как раз во вторник на ней висело, так же как еще на некоторых наших коллегах, поднос снарядов. Она следила за информационными сообщениями. Как тоже сели я сел в эфир, она и еще несколько девчонок, они уткнулись в компьютеры и постоянно бегали ко мне в аппаратную. Вот, мы ехали домой, в 2 часа ночи, практически, слушали Сашку Плющева, а в голове у меня не укладывалось все равно, что это произошло на самом деле. Я вчера вечером опять зашел на сайт CNN, смотрел, открыл у них Real Video, эпизод первый, второй Первая, случайная съемка, еще никто ничего не знает, там ходит какой-то пожарник ну, все видели эти кадры самолет врезается и первая реакция shit!

Wow! Shit! Что за черт возьми случилось такое? И потом начинает идти дым все вот эти 18 минут. Все люди, которые находятся в пределах видимости, они все эти 18 минут смотрят туда. И они видят, что летит второй самолет, и тогда они кричат совершенно другое, они кричат: "Jesus!" Вот как они пережили вот это, я просто не понимаю. 18 минут смотреть и говорить, боже мой, что случилось, какое дерьмо, какой-то там дурак врезался на самолете в небоскреб, и тут летит второй самолет, и они понимают, что это совершенно другое. Я прекрасно понимаю американцев, которые говорят сейчас, что у них новая война.

Р. ВАЛИУЛИН Вот к вопросу, когда там уже через пару дней эмоции, нельзя сказать, что они улеглись, но, тем не менее, мы стали уже смотреть и на картинку, и на все, что нам рассказывали, несколько по-другому, более взвешенно, может быть. Не возникло такое ощущение, что у CNN, конечно же, есть чему поучиться.

А. НОРКИН Да, бесспорно.

Р. ВАЛИУЛИН Но, вы наверняка заметили, как профессиональный человек, что они не показывали, практически, вообще не показывали погибших.

А. НОРКИН Не показывали.

Р. ВАЛИУЛИН Вот, стоит ли нам на такую позицию постепенно перейти, нашему телевидению?

А. НОРКИН Абсолютно правильно, абсолютно правильно, потому что настолько хладнокровно люди работали, сохранили полностью всю технологическую цепочку в событиях, которые просто не имеют никаких аналогов. И то, что вы сейчас, Ринат, сказали, это абсолютно правильно. Мы почти постоянно, сутками смотрим все эти трансляции. Вот, смакования этого не было, не было.

Р. ВАЛИУЛИН Да. Еще один вопрос. Если мы вернемся к вашей программе "Опасный мир", и к тому, что вы сказали, что команда покинула другую программу, сходную, может быть, в какой-то степени, перешла на ТВ-6 практически без потерь, они перешли на этот канал. Вот как вы в этой связи вы относитесь к тем вашим друзьям, коллегам, журналистам, которые вроде как ушли, а потом вроде как вернулись? Вы осуждаете их, считаете своими врагами, руки не подадите, либо у вас все-таки другое отношение?

А. НОРКИН - Я прежде всего хочу еще добавить, что вместе с нами, теми, кто ушел с НТВ, в "Опасном мире" работает очень много ребят с ТВ-6, технический состав, операторы, звуковики, они все оттуда, все с ТВ-6. Это к вопросам, кстати, которые часто раздаются, что мы всех выгнали оттуда, чушь собачья. А как я могу относиться ну, как я могу относиться я с самого начала для себя, у меня был принцип: я никого не осуждаю

К. ЛАРИНА А вы сами не метались, внутренне?

А. НОРКИН Нет, абсолютно.

К. ЛАРИНА То есть, решение было принято сразу?

А. НОРКИН Самое смешное, что, видимо, это было не очень понятно окружающим, потому что и Кулистиков Владимир Михайлович до последнего момента был уверен, что я буду работать на НТВ, потому что он другим моим коллегам говорил: "вот вы там держитесь Норкина, у него большое будущее, все будет нормально". А Норкин взял и на другую сторону перебежал. И, я так понял, что для многих моих коллег, которые ушли на ТВ-6, это тоже было неожиданностью. Но я такой, на самом деле, скрытный немножко человек Не скрытный, а

Р. ВАЛИУЛИН Медленного зажигания?

А. НОРКИН Нет, я просто не люблю, чтобы во мне кто-то копался. Туда, куда не нужно, я никого не пущу. А когда тут все это выплеснулось, оказалось, что Норкин, он не совсем такой, как о нем думали. Вот почему для меня безумно ценной была фраза Генриха Боровика, когда он пришел утром на ТНТ, не буду ее сейчас в эфир говорить, но то, что он мне сказал, я не забуду никогда. А осуждать ребят, ну что осуждать? У них своя свадьба, у нас своя. Есть, конечно, некоторые вещи, которые очень тяжело переживались, были люди, с которыми были очень близко знакомы, многие годы считали их своими друзьями. С этими людьми я не общаюсь с апреля месяца. А с другими ради бога.

К. ЛАРИНА В общем, переоценка какая-то произошла?

А. НОРКИН Конечно.

К. ЛАРИНА А если говорить не о человеческих отношениях, это пусть будет вашим личным, а о телевизионном сообществе. Изменилось отношение к этому миру у вас? Вы же не так хорошо его знали до этого момента.

А. НОРКИН Ну, в общем, да.

К. ЛАРИНА По каналам не бегали, у вас только НТВ был?

А. НОРКИН Нет, по каналам не бегал, слава богу. Я даже не знаю, изменилось или нет. Было немножко обидно, что ну, что значит, обидно, я все это все равно прекрасно понимаю, могу объяснить почему центральные каналы все это освещают так, а не иначе. Почему региональная пресса освещала это так, а не иначе, все это понятно. Даже те люди, на других каналах говорили что-то такое, что мне было бы неприятно, в новостях так все это преподносили, а на самом деле они потом к нам прибегали, и на ТНТ, и с ОРТ люди, и с РТР, я не буду их сейчас называть в эфире, это не нужно. Ну, вот они не нашли в себе силы этого не делать, они остались на своих рабочих местах, и слава богу, и правильно сделали. Пусть работают, потому что они делают важное дело. А мы вот устроили такую революцию. Ну, я не думаю, что у меня изменилось отношение к телевизионному сообществу. Наверное, как раз сейчас, я и понял, что это такое. Вот, наверное, это пришел первый опыт, большой, действительно важный, не профессиональный, а не знаю как сказать

Р. ВАЛИУЛИН А чтоб поставить точку, развейте и мои сомнения тоже. Действительно НТВ никого не выдавило с ТВ-6? Или практически никого? Чтобы зрителям, слушателям тоже это было понятно.

А. НОРКИН Значит, я объясню две разницы. Вот этот термин выдавило. С НТВ сразу же, ночью, уволили 4-х человек: Кричевский, Максимовская, Кара-Мурза, Норкин и Маша Шахова. Ее как-то там вообще, просто сказали, что все, ее не существует. Этих четырех и Машу не пустили ночью на работу. Вот мою жену пустили, а меня нет. Я говорю: а кто? Извините, вам отказано в праве прохода в эфирную зону. Сказал мне какой-то новый охранник. Я говорю: кем отказано? Руководством телекомпании.

Вот это выдавили называется. Никого потом не заставляли этого делать, все написали заявления и ушли. Теперь ситуация с ТВ-6. Когда Березовский предложил вот этот вариант, Патаркацишвили Киселеву, сразу было поставлено условие, мы же тоже не дураки, мы же прекрасно понимали, что нас сейчас будут в том же самом обвинять. Служба информации на канале ТВ-6 тогда, насколько я помню, насчитывала 4 телевизионные камеры, рейтинг был, вернее не был. И было предложено работать вместе. Кто-то не захотел этого делать, демонстративно не захотел делать, как Михаил Пономарев, например, а кто-то остался. Я вам расскажу другой пример: к продюсерам пришли 27 операторов-постановщиков канала ТВ-6 с заявлениями об уходе. Им сказали, ребята, подождите, пожалуйста, сейчас мы разработаем новую сетку, и вам предложим новые проекты, или работу в старых, только немножко видоизмененных, и через 2 недели вы придете к нам с заявлениями об уходе, тогда мы их вам подпишем. Через две недели заявление об уходе принес один, а 26 работают сейчас у нас, на ТВ-6, вместе с нами. Так что, никого мы не выдавливали. Просто кто-то не захотел с нами работать, это вполне объяснимо.

К. ЛАРИНА Ну, сейчас, слава богу, ситуация не такая болезненная.

А. НОРКИН Ну, сейчас, конечно, все это сгладилось.

К. ЛАРИНА Да, все сгладилось и у каждого есть чем заниматься и на 6-м канале, и на НТВ. Вот к нам приходил в прошлую программу, да, Ринат, Олейников Саша, который рассказал о новых программах на НТВ. Ну, о чем-то пожалели, все-таки каждый пребывает в ожидании, прежде всего зритель любого канала. Это самое главное. У нас, к сожалению, не осталось совсем времени на ответы слушателей, но они, в основном, интересуются внутренними разборками, мне бы не хотелось на этом заканчивать нашу встречу, ну, ей богу!

Р. ВАЛИУЛИН Больше каналов, хороших и разных.

К. ЛАРИНА Ну, там вот ну, про семью, Андрюша, хотите про семью сказать в конце встречи? Юля работает вместе.

А. НОРКИН Семья у меня замечательная. Мы работаем, слава богу, с Юлькой очень давно вместе, так получилось, с года 92-го у нас удалось работать вместе и сейчас работаем. Она в моей бригаде работает, в новостях. У меня двое детей.

К. ЛАРИНА А с кем дети в это время. Родителей, считай, нет.

А. НОРКИН Старший ребенок далеко, заграницей, учится в школе, звонит каждый день, и мы ему звоним.

К. ЛАРИНА Сколько лет-то ему?

А. НОРКИН 15. Младший ребенок стал в этом году школьницей. Стала школьницей, пошла в первый класс. Сейчас спит, нет, сейчас уже не спит, уже проснулась. Сидит дома с дедушкой. Ну вот так получается.

К. ЛАРИНА А как же общение с детьми? Научите. Успеваете?

А. НОРКИН Как общение? По утрам, по вечерам, дочку все равно же приходится в школу возить. По утрам, по вечерам так и общаемся. Еще у нас в доме живет 4 собаки, 4 кота, 2 черепашки и попугай.

К. ЛАРИНА Они сами ходят гуляют, друг с другом?

Р. ВАЛИУЛИН Попугай выводит черепах.

А. НОРКИН Сами они гулять могут только на даче, в основном это на дедушке висит, ну, а мы так ну, коты, они разные там: один гуляет спокойно, другие не очень но на даче совершенно другими зверьми становятся, уходят в лес, и нету их. Так что вот такая семья.

К. ЛАРИНА Ну что ж, молодцы. Андрюш, спасибо, что пришли, мы вас отпускаем.

А. НОРКИН Вообще, я должен сказать, что с вашей стороны это просто немилосердно было назначать на 11 часов утра, после того, что мы вчера отмечали день рождения "Эха", вы так больше не делайте, пожалуйста.

К. ЛАРИНА Нет, ну, все нормально, вы в прекрасной форме.

А. НОРКИН Ну, а куда ж мне деваться, мне еще сегодня в эфире сидеть.

К. ЛАРИНА Когда?

А. НОРКИН Так сегодня еще новости, в 7 вечера.

К. ЛАРИНА Ваши?

А. НОРКИН Конечно.

К. ЛАРИНА Вот здесь был вопрос, кстати, из Красноярска: "а почему он не на рабочем месте, сегодня его день?" спрашивал там дяденька строгий. Будет на рабочем месте Андрей Норкин и напомним еще раз, что программа "Опасный мир" выходит по субботам в 15.25, после новостей.

А. НОРКИН И на следующей неделе в пятницу, повтор в 14.35, по-моему.

К. ЛАРИНА Смотрите программу "Опасный мир" на канале ТВ-6. Спасибо, Андрей.

А. НОРКИН Спасибо вам.

Р. ВАЛИУЛИН Спасибо.