Артемий Троицкий - Персонально ваш - 2017-08-08
Е.Канакова
―
15 часов и 6 минут в Москве. Начинается программа «Персонально ваш». Здесь – Яков Широков…
Я.Широков
―
Добрый день!
Е.Канакова
―
И я, Екатерина Канакова. И сегодня персонально ваш – журналист, музыкальный критик Артемий Троицкий. Здравствуйте!
А.Троицкий
―
Всем привет!
Я.Широков
―
И сразу же вопрос про Сергея Удальцова. Он сегодня вышел на свободу. Вот его шансы вернуться в активную политическую деятельность в России?
А.Троицкий
―
Я думаю, единственный, кто сейчас может что-то на эту тему сказать, это сам Сергей Удальцов, поскольку никому неизвестно, в какой форме, в каком настроении, в каком состоянии здоровья, в конце концов, он возвращается из тюрьмы.Что такое российская тюрьма, в общем, известно всем. И хотя отсидка Удальцова проходила без особых эксцессов, скандалов, жалоб и так далее, естественно, это был не санаторий отнюдь, и с Удальцовым там могло случиться все что угодно.
Поэтому я допускаю самые разные сценарии; самый благополучный и симпатичный и то, на что мы все надеемся, - это то, что он будет бодр, весел и полон сил и захочет тут же принять активное участие в политической деятельности, и восстановит какие-то левые молодежные организации, которыми он раньше заправлял; и станет снова видным деятелем оппозиции, пламенным трибуном и, вообще, таким парнем, каким мы его знали.
Но это совершенно не обязательно единственный возможный сценарий, потому что известно, что Сергей Удальцов по некоторым принципиальным вопросам с большинством оппозиции расходится.
В частности, когда его только судили, он носил даже майку с логотипом «Крым – это Россия», выступал, соответственно, за аннексию Крыма, и, может быть, что с тех пор он еще более утвердился в этом своем мнении. И, может быть, он станет уже политиком не оппозиционного толка, а напротив патриотического толка.
А может, он зашел по этому пути и вовсе далеко и как-нибудь скооперируется, например, с Гиркиным. А, может быть, скажет, что «я так страшно соскучился страшно в тюряге, что возьму-ка я, пожалуй, калашников и поеду на Донбасс воевать» - тоже может быть такое.
То есть, я думаю, что могут быть очень разные сценарии, но проясниться это все должно очень быстро, потому что Удальцов уже, кажется, объявил о том, что даст пресс-конференцию, расскажет там всю правду и о 6 мая, и о судебном процессе над самими собой, и, естественно, о своих будущих планах.
А я сегодня, кстати, звонил… но до Навального не дозвонился, дозвонился до Коли Ляскина из штаба Навального. Спросил, как они относятся к освобождению Удальцова. Коля сказал, что они всячески приветствуют это освобождение, и что они будут очень рады, если он снова станет их соратником и товарищем по борьбе.
Хотя, я так думаю, что для лагеря Навального эта новость не без тревожности, так скажем, потому что, ожидается, что из Удальцова будут как раз делать такого анти-Навального или, по крайней мере, спойлера для Алексея Навального. И в этой роли Удальцов, кстати, может быть более убедителен, чем многие другие, поскольку и человек харизматичный и отсидел, в общем, отмотал весь срок.
А. Троицкий: Очень хорошо, что Навальный не использует и не раскапывает уже до последних крупиц одну и ту же жилу
Я.Широков
―
Многие говорят, что какой спойлер, если у Удальцова и Навального совершенно разная поддержка, электорат?
А.Троицкий
―
Я думаю, что поддержка, на самом деле, не настолько разная, как может показаться, потому что, если говорить о тех, кто против нынешнего режима, тот, кто не особо любит президента Путина и его курс, то таких людей очень много, и они могут поддерживать и Удальцова и Навального. Дальше уже начинаются разные нюансы: вы ближе к либералам или вы ближе к патриотам; вы ближе к коммунистам или вы ближе к социалистам. Но первый и основной критерий – это то, что мы против существующего режима.
Е.Канакова
―
Хорошо, раз уж мы заговорили о Навальном, слушатели спрашивают: «Не удивляет ли вас, что Навальный так резко забросил тему Димона, реновации. После 12 июня он к ним так и не возвращался. Это была фича или это баг»?
А.Троицкий
―
Не знаю, что такое фича и что такое баг. Это, наверное, какие-то современные компьютерные термины. Но я, как Путин примерно, в интернет не хожу практически и мало в этом деле разбираюсь.Я думаю, что, наоборот, очень хорошо, что Навальный не использует и не раскапывает уже до последних крупиц одну и ту же жилу. Есть такое английское выражение One Trick Pony. То есть цирковая лошадка, которая умеет делать один трюк. Если бы Навальный оседлал бы Димона и постоянно вылезал бы только на этом: «А вспомните про Димона, а вспомните наше расследование… А что там сейчас происходит…» и так далее, - вот это было бы скучно. Это бы означало, что он, на самом деле, нашел для себя золотую жилу и пока не исчерпает ее полностью, ничего не сделает.
Но он старается быть все-таки более разнообразным, он старается открывать какую-то новую повестку дня. Так что я бы, напротив, записал бы ему это в плюс.
Что касается до Димона, то, по-моему, окончательно это дело забывать и забрасывать никто не собирается, но из активной стадии это расследование, разумеется, уже вышло, и это тоже понятно, потому что изначальное расследование было проведено практически безупречно.
Е.Канакова
―
А это не говорит о том, что он просто не пытается довести дело до конца – то, что он забросил это расследование о Димоне?
А.Троицкий
―
Я думаю, что у политика, тем более, у политика такого амбициозного и деятельного как Навальный, у него должна развиваться повестка дня. Как он может закончить дело о Димоне? Естественно, закончить его можно единственным образом, а именно, привлечь Димона к уголовной, в крайнем случае административной ответственности. Я думаю, что какая-то работа на эту тему идет. И, я думаю, что рано или поздно этим закончится. Но я совершенно не в курсе каких-то деталей этого дела.Потом, как вы понимаете, с судопроизводством у нас дела вообще обстоят самым наистраннейшем образом. То есть, скажем, имеется какой-то гражданин Петрунько, который облил Навального ядовитой жидкостью, и пострадало его зрение и так далее. Есть видеокадры с этим Петрунько. Всем всё известно. При этом не могут его найти, не могут ему ничего предъявить. Дело до сих пор не заведено и не расследуется. Так это касается какого-то богом забытого Петрунько, а уж, что касается до Димона, я думаю, то там гораздо более серьезные силы встанут на защиту.
Я.Широков
―
Вот, кстати, интересный момент. Вчера судья Люблинского суда Наталья Максимовских отказала в иске Сергея Михайлова к Навальному из-за фильма «Чайка», где говорилось, что Михайлов является тем самым Михасем из «солнцевской преступной группировки». А вот это, о чем говорит? Внезапно суд встал на сторону Навального.
А.Троицкий
―
Я думаю, что надо просто смотреть, от кого поступил иск. В данном случае он поступил от этого самого Михася. О том, кто такой Михась, известно хорошо, достоверно и очень-очень давно.Думаю, что если бы иск поступил не от Михася, а, скажем, от Сечина или от какого-нибудь даже видного депутата Государственной думы, думаю, что результат был бы иным. В данном случае, я думаю, что Михасем как мелкой фигурой, даже не фигурой, а пешкой, его решили просто дополнительно не баловать. Вот, собственно, и все.
К тому же там имеются и совершенно конкретные юридические основания для этого, поскольку в иске отказали на том основании, что не сказано, что имеется в виду в фильме «Чайка» именно этот Сергей Михайлов. Ну, а Сергеев Михайловых, я думаю, в России несколько десятков тысяч. Поскольку не шла речь о том, что Сергей Михайлов, да еще с таким-то отчеством, да еще с такого-то года рождения, да еще лидер пресловутой «солнцевской ОПГ» - вот этого там сказано не было. Поэтому, собственно говоря, и взятки гладки.
Поэтому, я думаю, что это, с одной стороны, нормальное юридическое крючкотворство, которое в данном случае адвокаты очень вовремя подметили, а, с другой стороны, Михась – это не та фигура, ради которой стали бы возводить какие-то оборонительные рубежи.
Е.Канакова
―
То есть важно, кем подается иск.
А.Троицкий
―
Думаю, что да.
Я.Широков
―
Я напоминаю, что можно еще присылать вопросы через СМС на номер +7 985 970 45 45. Аккаунт vyzvon в Твиттере.Хочется спросить все-таки, что должно случиться во внутренней политической жизни в России, чтобы мы, образно говоря, вновь увидели на сцене и Навального и Удальцова, но и, условно, Ксению Собчак?
А.Троицкий
―
Для этого, естественно, должно случиться какое-то повторение конца 2011, начала 2012 года. Возможно ли то в принципе, мне сказать трудно, потому что оппозиция и тогда была, как известно, сильно разобщена. С тех пор ближе и дружелюбнее друг к другу они отнюдь не стали, а прямо наоборот.Поэтому, я думаю, должны будут произойти какие-то серьезные общения между ними самими, прежде чем они снова окажутся за одним столом. То есть сначала они должна оказаться за одним круглым столом, ну, а потом уже, может, окажутся на одной трибуне. Но думаю, что это маловероятно. Думаю, что и с Удальцовым все будет сложно, а о прочих деятелях оппозиции я и не говорю.
А. Троицкий: C судопроизводством у нас дела вообще обстоят самым наистраннейшем образом
Удальцов, в конце концов, если говорить об этом деле, по которому он сел - вы же помните, какая там была история. Это был очередной подлый слив ФСБ то есть они слили оперативную свою съемку на телеканал НТВ, где показали какие-то секретные переговоры Удальцова с каким-то грузинским авантюристом по фамилии Таргамадзе, по-моему…
Я.Широков
―
Гиви.
А.Троицкий
―
Гиви. С самим вот таким Гиви… И надо сказать, что Удальцов во время этого разговора, на самом деле, вел себя высшей степени – как бы это помягче выразиться – беспечно, скажем так. Поэтому, я думаю, что и к Удальцову тоже могут быть предъявлены претензии не только со стороны властей – с их стороны претензии понятно, - но и со стороны товарищей по борьбе.
Я.Широков
―
Еще к одному судебному делу. Сегодня стало известно, что будет открытый процесс над бывшим министром экономического развития Алексеем Улюкаевым, и по слухам, туда даже может прийти глава «Роснефти» Игорь Сечин. Вот вам такой расклад был бы интересен как обычному наблюдателю?
А.Троицкий
―
Мне такой расклад интересен только с одной точки зрения, потому что в этом процессе есть, на мой взгляд, одна очень толстая деталь, такое просто бревно в глазу, о котором почему-то не говорят.Может быть, это я такой просто наивный парниша, что на это обращаю внимание, но дело в том, что в любом деле о даче взятки имеются две стороны. То есть для танго требуется два партнера. Это взяткополучатель, в данном случае предположительно Улюкаев, и взяткодатель, а взяткодатель – это Игорь Сечин.
Так вот, совершенно непонятно, почему Игорь Сечин при этом не присутствует ни в качестве свидетеля, ни, что было бы еще более логично, в качестве обвиняемого. Если он дал взятку – дача взятки, как вы прекрасно знаете, это уголовно наказуемое преступление, особенно дача взятки в особо крупном размере.
Я.Широков
―
А если он сначала пришел и сказал: «У меня вымогают взятку»?
А.Троицкий
―
В любом случае, даже если он сначала пришел в полицию и сказал, что у него вымогают взятки, он должен проходить по этому делу в качестве одного из фигурантов, как минимум в качестве свидетеля.Так что этот вопрос, он меня очень сильно интересует. А в остальном, я думаю, что там уже все решили, все расписали, и получит Улюкаев столько, сколько ему там придумали.
Я.Широков
―
А вы думаете, это будет все-таки реальный срок или условный? Все-таки министр бывший.
А.Троицкий
―
Дело в том, что взятка в особо крупном размере – там же речь идет о 2 миллионах в иностранной валюте – это, действительно, особо крупный размер. И мне представляется, что условные сроки за взятки такого объема вряд ли положены. Думаю, что это будет срок, конечно.
Е.Канакова
―
Хорошо. Переходим к другому свидетелю, уже другого уголовного дела. Это Кирилл Серебренников. Почему, зачем у него забрали загранпаспорт, как вам кажется?
А.Троицкий
―
История к Кириллом Серебренниковым, она вообще абсурдна, абсолютно абсурдна. Я совершенно не понимаю, из какого места там растут ноги, потому что совершенно очевидно, что Кирилл Серебренников – это не та фигура, с которой надо реально бороться. Более того, это человек, борьба с которым для властей абсолютно нерентабельна. То есть это известный и популярный режиссер, известный не только в России, но и за границей. То есть это серьезнейший удар по репутации России.Затем, он никакой не политический активист, как вы прекрасно знаете. Культурный активист – да. Так у нас до относительно недавнего времени действовало такое негласное соглашение между властями и мастерами культуры, что мастера культуры резвятся, экспериментируют как хотят, но не лезут в политику, а власти, соответственно, предоставляют им поле для этой самой творческой резвости.
И, в общем-то, я бы не сказал, что этот пакт о ненападении так уж фундаментально разрушен, хотя есть некоторые истории, в том числе, история с Алексеем Учителем, которые настраивают на грустный лад. Но все-таки это еще не то, то есть еще не началось, скажем, массовое закрытие театров, массовая заброска снятых кинофильмов на полку и так далее, как это было при советской власти.
Я.Широков
―
А вообще, идет к этому?
А.Троицкий
―
Вообще, медленно, но верно. Уже закрывали, как известно оперные всякие постановки, тот же «Тангейзер» и так далее. Есть постоянные проблемы у некоторых театров, типа Театр. doc. Так что, в принципе, конечно, ветерок дует именно с той стороны, но я повторяю, пока что в полном масштабе это не осуществляется. И поэтому, зачем надо было, в общем-то, без особого на то прагматического резона затевать дело против Кирилла Серебренникова, мне непонятно.Второе: там же обвинение строится на том, что Серебренников и его «7-я студия» получили деньги на постановку спектакля, которые они же целиком и полностью разворовали, а спектакль не был поставлен.
Я.Широков
―
Который идет, на самом деле, уже несколько лет.
А. Троицкий: В любом деле о даче взятки имеются две стороны. Для танго требуется два партнера
А.Троицкий
―
На самом деле, имеются тысячи свидетелей. Просто можно пригонять ряд за рядом театральных зрителей, которые все скажут, что «этот спектакль идет, и мы его видели, и он нам понравился» (или не понравился). Но то, что он идет и то, что он поставлен со всем необходимым размахом и является полноценным образцом театрального искусства, это могут подтвердить тысячи человек. Каким образом на такого рода псевдодоводах можно строить обвинение, я просто не понимаю.
Е.Канакова
―
Вот этот жест с изъятием загранпаспорта, это говорит о чем? Что «мы не дадим Кириллу Серебренников работать за границей», или, что «мы можем себе позволить все и оставить его здесь»?
А.Троицкий
―
На этот вопрос было бы проще ответить, если бы знать, кто именно копает под Кирилла Серебренникова. То есть это Следственный комитет или это ФСБ, или это прокуратура, или это Министерство культуры, которая у нас тоже, наверное, скоро войдет в число силовиков.
Я.Широков
―
Там, кстати, тоже Минкультуры - верхушку почистили, начиная с замминистра Пирумова.
А.Троицкий
―
Ну да. В общем, не очень понятно, кто ведет антисеребренниковскую кампанию. Если бы это было понятно, то тогда можно было бы сказать, по чьей инициативе и по какой причине у него отобрали загранпаспорт. В данном случае, естественно, отобрали его по чисто формальным соображениям, а именно потому, что он проходит свидетелем по делу. Соответственно, возможно, с него взяли подписку о невыезде, хотя, кстати говоря, с него вряд ли взяли эту подписку о невыезде, потому что Кирилл сейчас в основном находится в городе Санкт-Петербурге, где снимает филь «Лето» про Виктор Цоя. То есть из Москвы-то он точно выехал и находится не по месту прописку.
Я.Широков
―
Может, это был секрет, и мы его сдали?
А.Троицкий
―
Нет, нет. Почему? Это известный факт, и мы его не сдали. И фильм вовсю снимается. Уже скоро съемки даже закончатся даже. В общем, дело абсолютно абсурдное с любой точки зрения. То есть обычный выстрел в собственную ногу со стороны наших властей, что культурных, что бескультурных.
Я.Широков
―
А может, это показательная порка просто?
А.Троицкий
―
Тогда непонятно, почему для показательно порки выбрали такого невыгодного персонажа, как Кирилл Серебренников.
Е.Канакова
―
А есть выгодные разве?
А.Троицкий
―
Есть люди гораздо более беззащитные с одной стороны, и гораздо более политически ангажированные с другой. Среди тех же деятелей культуры. В данном случае напали на человека, у которого имеются – это всем известно – у Кирилла Серебренникова в аппарате президента. Он ставил, насколько мне известно, спектакль по пьесе известного Владислава Суркова.
Я.Широков
―
«Околоноля»
А.Троицкий
―
Да, «Околоноля». То есть это человек не то чтобы с большой мохнатой лапой, но, во всяком случае, человек, который принимается в верхах. А сколько народу, который в верхах не принимается и который на самом деле можно гнобить безнаказанно и сколько угодно?
Я.Широков
―
Ну, выбрали самого яркого и показали, что «вот смотрите, сейчас этого словим, и больше никто не надейтесь».
А.Троицкий
―
Да нет. Какие-то, Яков, у вас очень-очень хитрые расчеты. Я думаю, что власть, она намного тупее, чем вы думаете.
Е.Канакова
―
На этой ноте прерываемся на новости и рекламу. Через несколько минут вернемся.НОВОСТИ
Е.Канакова
―
15 часов и 35 минут в Москве. Продолжается программа «Персонально ваш». И сегодня персонально ваш журналист, музыкальный критик Артемий Троицкий.
А.Троицкий
―
А вот что такое фича и баг все-таки?
Я.Широков
―
Фича – это, собственно, приспособление такое или дополнительная программка, которая помогает исправить ошибку, а баг – это, собственно, сама ошибка, если так образно и грубо говоря.
А.Троицкий
―
Bug - через «u», в смысле «жучок»?
Я.Широков
―
Да.
А.Троицкий – А
―
а, ну, понятно.
Я.Широков
―
Хотелось бы к еще одному режиссеру перейти. В Крыму прокуратура Симферополя запретила в кинотеатрах трансляцию трейлера фильма «Матильда», а прокуратура Крыма сейчас проверяет прокуратуру Симферополя, которая это решила. Вот что вокруг фильма «Матильда сейчас происходит, на ваш взгляд: масштабная реклама, или кто-то, действительно, пытается вылезти за этот счет, за счет фильма?
А.Троицкий
―
Я думаю, что история вокруг фильма « Матильда» она, с одной стороны, спровоцирована одной эмоционально неустойчивой барышней, а именно Натальей Поклонской, с другой стороны, тем, что большому количеству людей Натальи Поклонской просто нечего делать, и вот они решили на пустом месте устроить некую бузу – бузу абсолютно неоправданную, поскольку никто из них этого фильма не видел.Вот я сегодня при вас разговаривал с Алексеем Учителем. Спросил его, в частности, встречались ли они когда-либо с Натальей Поклонской, или вся эта их взаимная пикировка происходит в исключительно публичном пространстве?
На что Леша мне сказал, что встречались они один раз. Кто-то из них друг к другу подвел, познакомил. Общались в течении буквально пяти минут. И Алексей спросил Наталью: «Наталья, вы когда-нибудь фильм все-таки посмотрите? Потому что для того, чтобы вам все-таки его аргументировано его критиковать, вы должны его видеть». Она сказала: «Нет, я эту гадость никогда смотреть не буду, не собираюсь и даже никогда не ждите от меня этого?»
На что Алексей, естественно, задал ей вопрос: «А как же вы тогда вообще можете утверждать, что в этом фильме что-то есть, если вы его не видели?» На что она сказала: «Зато у меня есть эксперты». Как выяснилось, со слов учителя, ни один из ее экспертов этот фильм также не видел.
То есть история – это клиника, конечно. Это реальный такой nuthouse. И радует только то, что там, где влияние Натальи Поклонской не простирается и там, где ее эта славная когорта кликуш ее не поддерживает, там всё происходит нормально. То есть трейлеры фильма «Матильда» запретили только в Крыму, больше нигде. Они вовсю идут в тысячах кинотеатрах по всей России. Премьера фильма состоится в 20-х числах октября в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В Москве будет премьера, по-моему 24 октября. То есть все идет своим чередом. Реклама, естественно, сделана на много миллионов долларов. И я надеюсь, что все будет в порядке.
Может быть, где-то, опять же на каких-то отдельных киносеансах кто-то забросает экран гнилыми помидорами, но в общем и целом, я думаю, что обойдется вся эта история, и кинозрители убедятся в том, что нет там никакой порнухи с участием Николая Второго, и вообще, что фильм вполне уважительный и добропорядочный.
А. Троицкий: История с Серебренниковым абсурдна. Серебренников – не та фигура, с которой надо реально бороться
Я.Широков
―
И, кстати, несмотря на эту кампанию со стороны Поклонской Фонд кино выделил деньги студии Учителя на новый фильм.
А.Троицкий
―
А, да, еще, кстати, забыл сказать, что сейчас Учитель летит в Нью-Йорк и 10 августа будет показывать фильм «Матильда» кому бы вы думали?..
Я.Широков
―
Членам императорской семьи?
А.Троицкий
―
Нет.
Я.Широков
―
Потомкам Кшесинской?
А.Троицкий
―
И то и другое логично, но ответы неверные. Барышникову Михаилу.
Я.Широков
―
Ого! Это будет какой-то индивидуальный показ, или это будет что-то такое в рамках общего показа?
А.Троицкий
―
Я так понимаю, что это будет индивидуальный показ. То есть он сказал, что «я лечу показывать фильм Барышникову». Так что вот такие дела.
Е.Канакова
―
Хочу затронуть все-таки другую новость, которая тоже вызывала огромный ажиотаж. Уход Андрея Малахова с «Первого канала». Чем это грозит каналу? Большой рейтинг, видимо, потеряют владельцы.
А.Троицкий
―
Об это что-нибудь расскажите, потому что я об этом ничего не знаю.
Я.Широков
―
Прошла новость, что он написал заявление об уходе с «Первого канала». Долго осуждали, что он, по слухам пока, что он может уйти на другой конкурирующий федеральный канал. И вообще, ходят слухи, что у него конфликт с главным на «Первом канале» Константином Эрнстом.
А.Троицкий
―
В общем, я об этом ничего не знаю. Думаю, то никакой особой политической подоплеки тут быть не может, если только Малахову не предложили на «Первом канале» новую роль, близкую к Киселеву или Соловьеву, то есть сказали: «Вот что-то бьет нас 2-й канал своими этими «пропагандонами». Давай-ка ты, Андрей, у нас будешь вести какую-нибудь зубодробительную политическую передачу там про Трампа, про Украину про «пятую колонну». И вот тут Андрей Малахов, который, в общем, парень вполне нормальный – когда-то мы с ним общались, и относился я к нему очень даже неплохо – тут он мог сказать: «Нет, Константин Львович, на это я пойти не могу». Но вряд ли эта история именно такая.Но, скорей всего, история или личная или денежная. Ну, что, уйдет Андрей Малахов с «Первого канала» на еще какой-нибудь канала. Может быть, ему там больше заплатят, может быть, там ему дадут больше творческой свободы. Малахов - человек достаточно интеллигентный и заниматься ему изо дня в день полосканием грязного белья, говорить о каких-то незаконнорожденных детях, изнасилованиях и прочих скандальных и грязных вещах, может быть, ему просто надоело, просто обрыдло, и вилы подступили к горлу. Такое тоже может быть.
Я.Широков
―
Кстати, новость срочная пришла: Пресс-служба Замоскворецкого суда подтвердила, что Игорь Сечин выступает свидетелем обвинения по делу Алексея Улюкаева. Все-таки Сечин фигурирует как свидетель.
А.Троицкий
―
Ага, вот если он фигурирует как свидетель, это уже интересно. Если он будет выступать в суде, это будет очень здорово. Если он сможет быть полноценно допрошен адвокатами Улюкаева, если у Улюкаева сильные адвокаты – я, честно говоря, не знаю, кто это, - то дело может принять интересный оборот.
Я.Широков
―
По крайней мере, они добились для него домашнего ареста, а могло бы все закончиться и СИЗО, как вы понимаете.
А.Троицкий
―
Да. Так что это любопытная история. Так что будем ждать публичного шоу Игоря Ивановича Сечина.
Е.Канакова
―
Перейду у другому публичному шоу. Фонд развития гражданского общества заявил, что муниципальные выборы в Москве станут самой конкурентной местной кампанией за 5 лет. Вообще, на каких-либо выборах есть еще конкуренция?
А. Троицкий: По-моему, это уже жутко всем надоело: Украина, Украина, Украина…
А.Троицкий
―
Я думаю, что конкуренция на московских муниципальных выборах точно есть. Почему я об этом говорю – потому что оказался совершенно неожиданно по касательной этими выборами задет. То есть ко мне обратились уже несколько групп кандидатов в муниципальные депутаты. Это все наши юго-западные ребята – Гагаринский район, Зюзино и так далее, - где баллотируются у нас, кстати, очень-очень хорошие ребята разных возрастов, юноши, девушки, все такие умные, активные, ответственные, ну просто прелестные. Они ко мне приходили домой, рассказывали о всяких своих делах. Ну а я для них записывал агитационные ролики.Так что вот сейчас, кстати, тоже всех призываю: Голосуйте за «Союз жителей Гагаринского района», кто живет в Гагаринском районе, и голосуйте за организацию под названием «Штаб Зюзино» - это те, кто живет в Зюзино. А я как раз в Зюзино на Перекопской улице в 60-е, 70-е годы проживал, а сейчас довольно часто бываю в рюмочной в Зюзино. Замечательное, надо сказать, место.
Я.Широков
―
Еще один вопрос от слушателя: «А почему некоторые наши сенаторы вместо того, чтобы заниматься проблемами своих регионов, на федеральных телеканалах клеймят позором Запад, киевскую власть и всех российских инакомыслящих?»
А.Троицкий
―
Ну, это абсолютно справедливый вопрос. Я им тоже иногда задавался. Вообще, я очень редко смотрю все эти наши пропагандистские кричалки телевизионные. Но мне тоже было странно, что там постоянно находятся эти депутаты и сенаторы, которые, в принципе, должны заниматься нашими российскими делами, нашими российскими законами, запросами российских депутатов и прочее. Этих дел огромное количество, их просто невпроворот.Вот вместо того, чтобы заниматься непосредственным делом, эти депутаты занимаются Украиной и Америкой. С какой стати они это делают, я вообще не понимаю. Я думаю, что они просто профнепригодны и умеют только болтать по телевизору и больше ничего, или им совершенно наплевать на своих избирателей. Не знаю.
В общем, думаю, что совершенно законный вопрос. И я бы, конечно, кого-то, кто курирует Государственную думу, как-то озаботился этим фактом, а именно тем, что, причем довольно часто, я думаю ,в рабочее время, народные избранники занимаются совершенно не народным делом.
Е.Канакова
―
Может быть, это сделано с целью отвлечь людей от наших внутренних проблем на внешние, чтобы они не обращали внимание на то, что у них под носом.
А.Троицкий
―
Да нет, ну отвлекают уже с 2014 года, только тем и занимаются, что отвлекают, точнее, можно с казать, что даже с 13-го года, как пошла Олимпиада и всё прочее, так и начали отвлекать со страшной силой.Мне кажется, что, по крайней мере , украинская тема сейчас уже в качестве такой приманки для отвлечении такого вкусного запаха, на которых зритель пойдет, чтобы отвлечься от насущных проблем, - вряд ли она уже работает. По-моему, это уже жутко всем надоело: Украина, Украина, Украина… То есть в те редкие минуты и десятиминутки, что я смотрю в вечернее время наше телевидение, я постоянно вижу новости Украины, причем интересно: идут какие-то жуткие передачи о том, что творится на Украине .
Последнее, что я видел, был какой-то сюжет на канале «Россия», по-моему, как там закрыли главный на Украине кардиоцентр и отправляют людей умирать домой, поскольку денег на оплату операций нет, в общем, что гибнут там все подряд, смерть там косой просто всех косит.
И притом, что шел этот сюжет, они же использовали видеоматериалы. Так вот своих видеоматериалов там практически вообще не было; все материалы ими были почерпнуты с украинских телеканалов, что означает как минимум одно: что на Украине это все прекрасно известно, что эта проблема там действительно стоит, что они пытаются с ней разобраться; что они делают расследование по этому поводу, что уже очень хорошо. У нас, как правило, такие расследования, а уж, тем более, на федеральных каналах уж никак не проводятся.
Я.Широков
―
Хочется спросить вдогонку с Малобродским, Серебренниковым и с Учителем. Вот Учитель сейчас получил деньги на новый фильм про Цоя, а Серебренников в свое время получил деньги на этот спектакль от государства. Так вообще, стоит ли брать у государства деньги, или это все-таки очень рискованно?
А.Троицкий
―
Все зависит от масштабов амбиций. Естественно, если вы работаете в каком-то небольшом экспериментальном театре, то, разумеется, можно у государства ничего не просить и ставить спектакли практически безбюджетные.Если вы снимаете опять же какой-то микробюджетный фильм с помощью ручной камеры или даже фотоаппарата без участия знаменитых актеров, которым надо платить гонорары, тоже, я думаю, можете совершенно спокойно обойтись без того, чтобы запускать руку в закрома родины.
Но если план другой, если вы уже человек избалованный, известный режиссер, известный кинорежиссер, хотите снять нечто крупное с привлечением дорогостоящих кадров и так далее, то тут без какой-то сторонней финансовой помощи не обойтись никак.
Я.Широков
―
А краудфандинг? Про панфиловцев же сняли.
А. Троицкий: Я бы никому из своих друзей не советовал одалживать деньги у государства
А.Троицкий
―
Краудфандинг никогда не дает достаточно количество денег. Думаю, что история с тем, что сняли фильм про панфиловцев исключительно на деньги, полученные исключительно за счет краудфандинга, думаю, что эта история слишком красивая, чтобы быть правдоподобной. То есть наверняка какие-то деньги там присутствовали, но думаю, что основная часть бюджета пришла не из краудфандинга, а из каких-нибудь фондов, а, скорей всего, непосредственно от государства.Поэтому лучше всего, конечно, чтобы кино снималось так, как оно снимается во всем остальном мире. То есть киностудии – так же какая Columbia, Disney, Pixar, 20th Century Fox, Sony Entertainment и прочее, HBO, в конце концов – чтобы они отслюнявливали свои деньги; на эти деньги снимались бы фильмы с неограниченными бюджетами в сотни миллионов, а потом по возможности эти бюджеты окупались бы во время проката.
Если речь идет о каких-то заведомо артхаусных фестивальных фильмах, то для этого имеются какие-то фонды поддержки кино, какие-то художественные специальные организации, какие-то коммерческие спонсоры. Опят же эти деньги идут через фонды. И опять же все получается честно. Государство тут никогда не скажет: «Мы вам дали деньги, поэтому будьте любезны… кто девушку ужинает, тот её и танцует. Так что, давайте-ка, ребята, играйте по нашим правилам».
Е.Канакова
―
Есть такое мнение, что если деятель культуры берет деньги у государства, он подписывает себе смертный приговор и заключает договор с дьяволом. Это так, как вы думаете? То есть он идет на осознанный риск, что с ним может рано или поздно произойти то, что с Серебренниковым.
А.Троицкий
―
Я думаю, что он не обязательно заключает договор с дьяволом. Но дьявол, как известно, кроется в деталях, то есть очень может быть, что в целом человек поставит тот спектакль, снимет тот фильм, который ему хотелось сделать, но, все равно, зная, что там лежат государственные деньги, может быть даже на подсознательному уровне он все равно какую-то сервильность будет проявлять. Поэтому я бы сказал, что, в принципе, я бы никому из своих друзей и деятеле кино, театра или еще чего-нибудь подобного не советовал бы одалживать деньги у государства. Но если по-другому никак не получается, то, ребята, будьте готовы к тому, чтобы слегка прогнуться.
Я.Широков
―
Я напоминаю, что это была программа «Персонально ваш». И сегодня был персонально ваш и персонально наш журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий. Ну, а мы с Екатериной Канаковой вернемся через насколько минут в эфир.
А.Троицкий
―
Пока, Катя! Пока, Яков!