Персонально ваш - 2017-02-11
С.Бунтман
―
Добрый день всем! 14 часов, 6 минут. Сергей Бунтман у микрофона в этой программе сегодня и Наталья Кузьмина – звукорежиссер. Прежде чем приступить к обзору ваших вопросов, где есть часто повторяющиеся по всевозможным социальным сетям и у нас на сайте, я хочу напомнить вам одно объявление, что «Дилетантские чтения» состоятся 24 февраля, как раз после выходного дня, в пятницу.И, наверное, эта пятница тоже будет выходной день, но я не буду лезть здесь во всевозможные календарные тонкости, которые никогда не понятны тем, кто работает без всяких календарей: понедельник, вторник… и так далее, вне зависимости от того, какие дни переносятся. Но, во всяком случае, 24 числа в 17 часов в Историческом музее, в его новом здании, том, которое было Музее Ленина состоятся «Дилетантские чтения». Николай Сванидзе.
И мы будем говорить о Николае II. До этого за 8 дней будет разминка для вас очень серьезная, это программа «Дилетанты». Будет ее вести Алексей Венедиктов тоже с Николаем Сванидзе и на похожую тему. Естественно, у вас останется масса вопросов, которые вы сможете задать в зале глаза в глаза прямо Николаю Сванидзе. Так что покупайте билеты, они еще есть.
Теперь переходим к вашим вопросам: «Как будет проходить работа «Эха», если 15 отключат ее от эфира?»; Решится ли вопрос с Роскомнадзором?» - это все «ВКонтакте» задают нам вопросы. - «За что вас так?» Ну, я должен сказать, что ничего нас не собираются отключать. До 15 числа, как в письме сказано, Роскомнадзору надо представить документы о структуре собственности. Тут надо уточнить многие вещи и многие юридические тонкости. Это дело юристов и администрации.
Причем вчера уже были ответы: сенсационное сообщение Life News о том, что, собственно, творится на самом деле, и были сообщения и от генерального директор «Эхо Москвы», и от Роскомнадзора, что все в процессе урегулирования уже сразу с того момента, как получили это письмо. Понедоумевали, что там, собственно, творится. И приводили это в нормальное состояние. Значит, надо доприводить.
Можно сколько угодно обсуждать, правильно или неправильно ограничивать иностранное присутствие в финансировании СМИ в России. Можно это делать, рассуждать, куда идет Россия. Но это, скажем, для другого времени и других мест.
Здесь же существует административное письмо, существует задача: ответ, переговоры, разъяснения. Я не будут на себя брать роль ни юристов, ни администраторов. Здесь все спокойно, все нормально. Но вот вчера нужно было выскочить зачем-то Life News, а потом еще и замминистра Волину в своей обычной фривольной манере все это комментировать, обязательно сказать что-нибудь о свободе слова, как кто за нее борется. Ну, господин Волин это известный шутник, любит комментировать все что угодно, особенно учить молодежь он очень любит.
И спасибо тем, кто напоминает в комментариях ко вчерашней моей реплике у нас на сайте – посмотрите – дела и высказывания господина Волина о том, как поживает у нас свобода слова и что с ней надо делать и про «работу на дядю». В общем, хорошо он учит всех, замечательно, прекрасно. Ну, а с «Эхом», конечно, у него есть абсолютно и личные дела, которые ему хочется продолжать – то, что не завершил господин Лесин, безвременно нас покинувший.
Здесь говорят… тут, как всегда, конспирологические… пишут уже: «Лесин жив, он под программой защиты свидетелей». Да, конечно, он жив. И Элвис жив, точно совершенно. Да, Наташа, Элвис жив. А Майкл Джексон, он просто не умирал, он отправился на свою планету. Он вернулся. Мы это все прекрасно знаем.
Так что здесь такая ситуация. Но знаете, есть люди, которые нас никогда не подводят своим поведением, своим отношением. У меня, как вы знаете, есть любимый персонаж доктор Мединский. Он никогда меня не подводит - никогда просто! Я знаю, что он спорет что-нибудь, какую-нибудь замечательную хреновину выскажет чудесную – и он всегда ее высказывает! Я знаю, что он займет какую-нибудь позицию, что он напишет в своих работах или книгах полный бред – и он всегда его пишет.
Так же господин Волин. Я знаю, что он сделает здесь какой-нибудь крендель ножкой и с кривой ухмылкой что-нибудь скажет про свободу слова, когда его спрашивают, конечно – когда он не при делах просто, не при делах, как в случаях с этим письмом, обязательно что-нибудь скажет. И вот я с наслаждением это читаю. Остальное все, пожалуйста, посмотрите. И документы есть и текст письма. Единственное, что я могу сказать, текст письма… и Life News приводит выводы – это совершенно другое дело, а текст письма есть, и у нас он есть, и мы его читаем. И начинаем следующую неделю мы с 13-го, 14-го, 15-го… и далее везде.
Дальше: «Венедиктов, почему он…». Какая разница, где Венедиктов? Был бы он в Костроме, Талды-Кургане или Синее, совершенно это ничего не значит. Я даже никогда не знаю, куда уезжает, если это не командировка, касающаяся, например, «Эха Москвы». Я знаю, когда его не будет – то ли отпуск, командировки. Здесь это все абсолютно нормально. Это просто в больных мозгах Life News или кого-нибудь еще…
Так. Дальше. Здесь Виталий Авилов говорит: «Именем Гиви назовут школу в Москве и мост в Крым». Что касается убийства Гиви…. Вы знаете, один человек, который поддерживает все это донецко-луганское дело и писал панегирик такой, торжественную эпитафию Мотороле и Гиви, он написал… у него проскользнуло: это настоящее, когда люди выдвигаются ниоткуда, и он написал странную фразу: «Вот это настоящий социальный лифт». И если вспомнить, где убили Моторолу – в кабине лифта это произошло – я не знал, что это социальный лифт.
Почитайте и блог Варламова, который очень подробно всю историю с «Французом», который якобы принял на себя ответственностью за убийство Гиви. Посмотрите внимательно. Это очень мутная история, необычайная. И то, что там особенно еще и после Авдеевки все как-то усилилось, новое обострение среди героев Донецкой и Луганской народных республик, в основном Донецкой сейчас – среди вот героев войны, героев сопротивления. Там происходит такой процесс разложения всего, и здесь даже не нужно никакой Службы безопасности Украины, чтобы в этих разборках даже участвовать.
С.Бунтман: Утопию нельзя доводить до бесчеловечного предела, которым занималась советская власть
Что там делает Россия тоже не совсем понятно. Вот меня тут спрашивали, считаю ли я, действительно, то, что происходит на Востоке Украины, гражданской войной с элементами интервенции? Ну, я бы не так определил. Я бы определил, что это попытка интервенции, попытка того, что называется, действительно, без всяких ярлыков гибридной войной.
И мгновенное после того, что случилось в Киеве, после революции киевской, движение и продвижение, я не скажу именно армейских частей России, а продвижение России с поддержкой всех намеков, а также организации всех намеков на сепаратизм. И это желание где-то приобрело длительный характер, но получилось такой молниеносной операцией, которую уже никто не отрицает, что это была операция, и не отрицает российское руководство – операция в Крыму.
Так что, я считаю, что без России там ничего бы не существовало. И очень характерно – это вот товарищ Сталин любил применять и, вообще, вся советская история – любили применять такие ответные пропагандистские ходы, в которых очень читаются собственные намерения и собственное поведение хорошо. Когда приписывается противнику собственные намерения. «Ничего бы там не было без США», - говорит российская пропаганда о Майдане и украинской революции. И это полная и, может быть, даже искренняя убежденность, потому что сама Россия действует именно так. Россия никогда не доверяет каким-нибудь движениям, которые образуются даже в миниатюре и даже очень сильным. Россия принимает непосредственное участие. Как и недавние заявления, например, совершенно поразительные и, я бы сказал, только распропагандированным Москвой здесь кажется все связным и логичным: и о количестве танков у сепаратистов, и откуда они взялись эти танки, это тяжелое вооружение.
Наверное, это создание действительности, в которую верят люди и даже верят на самом верху, вот это создание достоверной и многократно повторенной схемы, причем эта схема, о которой мы в этой студии достаточно много говорили: само начальство заказывает всевозможную пропаганду на телевидении, а потом ее приводит в качестве примера. Как сказано было замечательно одним человеком: «Как же нет никакого Маркиза Карабаса, когда, когда об этом говорит сам Кот в сапогах?» Вот это такая история, печальная для нас.
И тут вот умер актер Джон Херт. И, может быть, в связи с тем, что он умер, его вспоминали. Один из спутниковых каналов, наших причем, показал фильм «1984» по роману «Оруэлла», где в главной роли снимался Джон Херт. Фильм потрясающий, снят ровно в то время, которое описано у Оруэлла, то есть весной 1984 года. И мы так все все время сравниваем нашу действительность и попытки ее создать с оруэлловским «1984», так все это делаем… И все больше можно заметить, что Оруэлл – это, конечно, идеальный рецепт того, что сделано: и уничтожение прошлого, и новояз, и двоемыслие, и вот этот показ… сколько ты видишь пальцев, когда тебе показывают четыре – а сколько надо партий, столько и пальцев я показываю. Это может быть пять, это может быть три. Главное, угадать момент, когда действительность надо представить в том или ином виде.
И, мне кажется, что сейчас создается такой конгломерат в сознании абсолютно разных эпох, разных представлений, которые прекрасно уживаются друг с другом. Вот здесь был вопрос, посмотрев некое ток-шоу: Кто такие все-таки либералы, о которых столько говорят? Вот и Проханов говорил, еще много людей, которые костили и честили: и «фашисты на Украине у власти, они же либералы», «либералы помогают фашистам».
Сегодня я только одну вещь скажу, предваряя программу в 16 часов, программу «Вот так», посвященную началу 37-му году, его начальному периоду, не совсем раскрутке репрессий. Там есть поразительные вещи. Вот проходит второй московский процесс и там говорят о связи Радека через Троцкого с немецкими нацистами. И вот, как на это реагируют нацисты. Геринг писал и многие другие - поразительные совершенно вещи. Оказывается, главная цель германской политики в Советском Союзе – это чтобы посадить и отправить во власть еврея Бронштейна, то есть Троцкого. «Интересно они себе представляют нацистскую политику», - пишет Геринг, причем пишет это для себя. А дальше раскрываются все псевдонимы подсудимых, того же Радека и так далее. Вот это все уживается в голове: как Радек и Троцкий поддерживают германский нацизм. И получается такое, что верят абсолютно во все, абсолютно, если тебе это говорят, настоятельно повторяя. Так что вот так.
Дальше. Вот вы пишите: «Вчера ждал, как всегда, «Суть событий» с Сергеем Пархоменко, но он не пришел. Не подскажете, что случилось? Дед Малевич из Норвегии». Дорогой, любимый дедушка, как писал Ванька Жуков, я вам скажу, что все в порядке. Сережа просто позвонил. Вчера он не мог. Он, когда переезжает с места на место – он сейчас в США – и находится вне интернета и не может сесть за Скайп на час, то тогда он предупреждает, что передачи не будет.
Дальше: «Что, не договорились, как врать о методе убийства Гиви? Бомба и огнемет – две большие разницы». Ну да, бомба или огнемет «Шмель», говорили… Ну, там вообще темная история. Я же вам говорю, что это очень темная история. И вы почитайте, действительно, Варламова, он абсолютно хладнокровно описывает всю странность этой истории с так называемым «Французом», который берет на себя ответственность.
Так: «Белоруссия для нас бесценна…». Это всё с Белоруссией такие странные вещи. Действительно, Лукашенко не то что паникует, а беспокоится, уже начиная, действительно, с войны 8-го года, войны с Грузией. И умный и очень хитрый Александр Григорьевич Лукашенко, конечно, себе представляет, что никто не может быть гарантирован от всевозможных поползновений России, и что придет России в голову, никто не может знать, и что все-таки эта ситуация тревожная.
Вспомните, как он выступал после Крыма, после Украины, он говорил: «Да я бы, если бы хоть кусочек, хоть квадратный миллиметр бы был задет белорусской территории, я бы пошел воевать…» - а не военнослужащие, которые для этого и предназначены.
Дальше: «Почему Киев не хочет федерализации Украины, несмотря даже на призывы бывшего президента США Байдена и продолжает политику…?» Так, смотрите, федерализация Украины – это очень хитрая вещь. И что такое федерализация Украины? Украина – страна демократическая при всех издержках советского режима. И сделать Украину федерацией такой… даже это скорее конфедерация – вот чего хотели бы в идеале в России и с возможностью отделения разных частей. Это не федерализация в нормальном смысле слова. И чем больше будут давить на Украину, тем более унитарной страной она останется.
И так как становится это, действительно, опасным, это приводит еще к определенной паранойе украинских властей. Они зажаты между тем, что им нужно делать в действительности и тем, что об этом нужно говорить людям, в особенности такому напряженному общественному мнению, которое царит на Украине. Украинская власть делает очень много антидемократических ошибок. Но это опять к той же истории - кто бы говорил. И, мне кажется, что именно это советское… (правильно, советское) – российское давление, российская очень серьезная угроза, которая продолжает висеть над украинской, нерешенность массы проблем внешних, она приводит к нерешенности проблем и внутренних. Она приводит к тому, что здесь шаг за шагом и осторожно нужно приходить к урегулированию, которое становится почти невозможным – мирному урегулированию на Востоке Украины.
С.Бунтман: Само начальство заказывает всевозможную пропаганду на телевидении, а потом ее приводит в качестве примера
И абсолютно права была Савченко, которая потом затоптана определенной частью украинского общественного мнения была, когда Савченко сказала, что путь к мирному решению проблемы Востока Украины – Донбасса… Луганской и Донецкой областей – это забвение на долгий срок проблемы Крыма. Она констатировала факт. Она ничего не пропагандировала и не предлагала пути. Этого у нее никто и не спрашивал.
- «Можно ли не экать после каждого слова?» Можно, конечно, но я не буду. Мне нравится.
Дальше: «Для меня Николашка - враг и все белые. А для прокурора он святой. Нина». Это возникшая сейчас проблема: чем дальше мы внедряемся в 2017-й год, тем глупее становится ситуация со 100-летием революции 17-го года. Хорошие идеи, что можно сделать, отмечать революции… Есть хорошие идеи. Например, можно отметить Республику. Это абсолютно не моя идея, я ее слышал. Она мне кажется очень хорошей. Например, праздник Республики. Россия все-таки считает себя Республикой сейчас, хотя слово «республика» не написана. Написано: Россия или Российская Федерация.
Да, хорошо, но это возможно только при отсутствии монархии. И это примеряющее очень многих на основе республиканских ценностей, но тогда надо признать республиканские ценности: это выборность и сменяемость руководства, это разделение властей, это, действительно, отсутствие авторитарной власти. Хотя во многих республиках или том, что называлось республиками, авторитарная власть присутствовала, хотя очень скоро убирала название республики из имени своей страны. День Республики.
Нет, но у нас существует истеричка Поклонская. Влюбленная гимназистка, которая пьет уксус – вот пьют уксус, чтобы не полнеть и чтобы поддерживать бледный вид. Я не говорю, что Поклонская пьет уксус, надеюсь, что нет. Но ощущение такое, что вот эта истерическая любовь к Николаю II, она прекрасно уживается и может уживаться в обществе, но только на государственном уровне это очень странно. Депутат, все-таки.
Давайте на пять минут прервемся.
НОВОСТИ
С.Бунтман
―
Я напоминаю, Сергей Бунтман у микрофона. Наталья Кузьмина – звукорежиссер. И наш телефон для sms: +7 (985) 970 45 45, аккаунт vyzvon в Твиттере. Можно посылать и с сайта, там внизу есть специальная форм для отсылки сообщений.Мы начали говорить о 17-м годе, о революции. Вот здесь меня обвиняют в том, что я польстил или констатируются просто, что я польстил Поклонской, назвав ее экзальтированной гимназисткой. Нет, это очень такое странное явление. Но когда экзальтированная гимназистка у нас депутат Думы, а также прокурор одного из самых проблемных и аннексированных регионов – что она там творила в Крыму, хлопая глазами вот такими, это вы прекрасно, я думаю, вы знаете; что она несет периодически, я уж не говорю, о Суворове, Грибоедове и этой замечательной коллизии - это сложная ситуация для наших с вами мозгов, для всеобщих мозгов российских жителей.
С.Бунтман: Истерическая любовь к Николаю II прекрасно уживается в обществе, но на государственном уровне это странно
Потому что, смотрите, не в том дело, что в одной стране могут уживаться представления о царе-мученике, о великом Сталине, о Ленине, как руководителе всех угнетенных, Николае I и Александре II равно, я бы сказал, почитаемым – Николай I как установивший порядок, Александр II как царь проведший реформы, - о Руси допетровской и империи послепетровской Российской – это все может уживаться. Но это все уживается в историческом сознании. Дело в том, что сознание как раз не историческое, все происходит одновременно. И расстрел Николая II, и установление советской власти, которая тоже замечательная власть и нечего ее порочить. Все это происходит одновременно, оно не разделено эпохами. Между эпохами нет переходов. Нет революций. Революция – страшная слово. Как сейчас скажем революция – это хорошо - и получится майдан? Это неисторическое мышление приводит к тому, что нет никакой базы для того, чтобы и Николай II и представление о Сталине определенные, и победа во Великой Отечественной войне, и хрущевская оттепель, чтобы это выстраивалось в единую какую-то предысторию нынешней России, а нее ее сегодняшнюю жизнь.
Дело в том, что есть такое свойство, - и в нашей стране такое свойство очень ярко выражено – хочется выбрать что-то, выбрать раз и навсегда и пойти. Выбрать что-то в прошлом, какой-то образец и по нему начать лепить.
Вот здесь вопрос был очень интересный: «Почему большевики постоянно сравнивали – в Фейсбуке вопрос – Французскую революцию со своей?» Я не буду перенимать ваш, Олег, ернический тон. Но, действительно, сравнивали, потому что это, действительно, был образец. Они хотели сделать так же, только лучше. И для этого нужен был образец поведения. «Отечество в опасности!» - «Социалистическое отечество в опасности!». Тирана мы убьем каким-то образом… То есть большевики не пошли ни на какой процесс, ни на какой суд, и это было подлое убийство Николая II, подлый, подпольный расстрел, чем бы он не оправдывался, расстрел со всей семьей. Но здесь было это тираноборчество Французской революции.
С.Бунтман: Лукашенко, конечно, себе представляет, что никто не может быть гарантирован от поползновений России
А Французская революция использовала другие образцы, использовала образцы английской революции и одновременно римских республиканских доблестей, о которых там много говорили и в политике и в искусстве. Да, это образцы для действия. И у каждого человека есть какие-то образцы, какие-то почитаемые люди. Как Обама ставит у себя Мартина Лютера Кинга, потому что не будь Мартина Лютера Кинга, который стоял в кабинете у него – ну, сейчас где-то в уголке, как Трамп сказал стоит, наверное, тихонько поставил назад, чтобы не кричали очень – не было бы никакого Барака Обамы президента, если бы не исправили то положение через 100 лет после отмены рабства и реконструкции, о которой так хорошо наш гость говорил в программе «Дилетанты», не было бы этого.
Выбирайте себе образец. Но это не значит, что он должен, во-первых, отрицать все остальное. Во-вторых, он не должен строить какую-то новую нормальную… Видеть цель – благосостояние граждан, видеть цель в процветании своей страны, в понимании своей страны. Он не должен тупо следовать образцу, который есть. Возрождение церкви, например, православной, оно никак не может означать возвращения какой-то эпохи. Вот патриарх Кирилл, когда вступал в свою должность, он, к моей большой радости, сказал не только о периоде советском, угнетении церкви и прочее, а он сказал об ужасе синодального периода, когда церковь в Российской империи стало просто духовным учреждением, просто вот министерством, стало государственной институцией. Но на деле, конечно, патриарх потом ничего не сделал. Такая же институция, которая в сотрудничестве с государством проводит политику на удержание власти и удержание власти и удержание духовной власти. Удержание духовной власти ведет к копированию просто каких-то старых приемов.
И потому столько сейчас новообращенных за последних 25 лет в православие, как они считают, которые просто соблюдают обряды и все старое, хорошее. И вот этот ответвление, к которому прекрасно принадлежит и Поклонская, это почитание именно Николая II во всех его видах, дети, поющие «Боже, царя храни», собирающиеся где-то… Во эти благостные, ведущие не к духовному пониманию современной жизни, а ведущие к какому-то копированию внешних и, часто, придуманных обрядов, уже даже, кстати, придуманных и в советское время.
- «Так же было в Византии». Нет, не так же было в Византии. – «Эхо неприятно слушать из-за мусора в эфире». Можно не слушать. Слушайте прекрасную, совершенно гладкую, по писанному речь. Дело в том, что если вы хотите нормального общения, то, пожалуйста, - я не буду на зацикливаться, - входите в диалог. А диалог бывает разный.
- «Мы любим мертвых… Нет, чтобы при жизни…». Вот сейчас опять. В одном из спектаклей Константин Райкин произнес о некрофильском государстве речь. Ну, там была реплика. И вот пошло-поехало. И вот все идиоты, как всегда возбудились, все несчастные больные начали: «Вот, против государства!..» Да, есть такая привычка и не только в нашей стране… Замечательно когда-то сказал мой любимый поэт Жан Кокто, он сказал примерно так: «Франция очень любит убивать своих поэтов, чтобы набить потом чучело и этому чучелу поклоняться». Мы прекрасно так же делаем.
Отметьте, опять же 80 лет исполнилось 100-летию со дня смерти Пушкина. Вот здесь говорят, почему «Эхо» не упоминало юбилей смерти поэта в эти дни: 8-10 число – дуэль, смерть. Ну да, 80 лет такое удивительное затеяли мероприятие, как широчайшее по всей стране отмечание 100-летия смерти Пушкина. И каким представлялся тогда Пушкин и каким его пытались представить во всяких увеселениях и торжественных заседаниях мы с вами еще поговорим меньше чем через два часа – в 16 часов – о 37-м годе.
- «Я не историк, во-первых, но, пожалуйста, объясните, почему и зачем без обсуждения демократической России поменяли герб на монархический? Ирина». Герб может быть тот же самый. Вот, когда взяли орла не «февральского» - ну, он какой-то несчастный: мокрая двуглавая курица, без корон, на рублях он был – надо посмотреть – без корон. Да вот у нас еще на старых – 10 рублей у меня старые – еще без корон. А новый рубль, он уже с коронами. Что взять, какой герб? Ну, замечательно – взяли двуглавого орла. Ну и что? Двуглавый орел со всеми коронами. Ну, пускай он и будет. Главное, что в мозгах.
Вот партия «ПАРНАС» на этой неделе приняла программу декоммунизации России. Я бы сказал, что это странная программа. Потому что в вопросе о либералах, между прочим, содержалась очень важная вещь: это разница между настоящими понятиями, определенными, научными, историческими, и кличками, ярлыками, которые приклеивают и вешают совершенно произвольно, создавая новую реальность. То же самое с либералами, с коммунизмом.
С.Бунтман: Лукашенко не то что паникует, а беспокоится, уже начиная, действительно, с войны 8-го года, войны с Грузией
Что сделал с тем же самым коммунизмом советский строй? Уже попытка хрущевская опять приблизить коммунизм, опять что-то провозгласить вызвала достаточно короткий период энтузиазма в построении справедливого общества. Что плохого в построении справедливого общества? Дело в том, что эту утопию нельзя доводить до бесчеловечного предела, которым занималась советская власть в особенности при Сталине, и, конечно, террор при Ленине тоже не надо сбрасывать со счетов.
Что такое декоммунизация России? От какого коммунизма освобождаться? Мне кажется, освобождение именно от тоталитарного мышления – оно не всегда коммунистическое, оно может быть православным, оно может быть каким угодно. Я себе с трудом представляю буддистское тоталитарное мышление, очень трудно себе представить. Это может быть любое: исламистское, монархическое тоталитарное, православное тоталитарное, нацистское тоталитарное мышление.
И здесь дело не в конкретной декоммунизации – вот освобождение от старшего брата, освобождение от несамостоятельности. Но как же можно освобождаться от несамостоятельности, когда только предлагается выбор между разными тоталитаризмами, между разными фундаментализмами: религиозным или антирелигиозным, монархическим или коммунистическим? И этот тоже клички. Вернуться к нормальным понятиям. Вот это попытаться прояснить, разложить это во времени и допустить, действительно, плюрализм и, действительно, разнообразие мнений и поверять эти мнения, если речь идет об истории, фактами, поверять это научной истиной, научными фактами, не альтернативными, а настоящими. Вот научные факты. Наука или лженаука.
Возникла тут полемика о гомеопатии. Ничего в этом не понимаю. Понятия не имею, не знаю, и, честно говоря, даже знать не хочу. Да, признала комиссия по лженауке лженаукой. Что здесь должны делать, как это? Потом возник ответ от Минздрава. Потом стали выступать те или иные. И, действительно, если мы против лженауки, значит, мы должны, обязаны выступать против гомеопатии, да? А если мы сомневаемся в то, что гомеопатия – это какая-то ерунда и никому ничем не помогла, то значит, мы поклонники лженауки. Это опять же тоталитарное мышление. Причем тоталитарное мышление и у тех, кто называет себя либералами, демократами, кем угодно – вот это самая опасная штука, понимаете? Именно тоталитарное мышление, а никакой такой коммунизм.
Так. – «А ведь дико интересно, как они промеж себя договорятся – монархисты со сталинистами, - кого им жальче: беднягу Николая №2 или его бедных могильщиков? Выбрать-то придется». Вот именно этот выбор – ложный. Понимаете? У них нет критерия для того, чтобы выбрать. Я очень хочу, чтобы у них сгорела материнская плата от противоречия задач. От невозможности выбрать. Мне очень хочется. Но слушатели здесь, конечно, как-то осадили и сказали, что ничего у них не сгорит, потому что при таком сумбуре в информации и накопленных данных это не вызывает никакого противоречия.
Что такое либеральный тоталитаризм, Денис? Вот, понимаете, это тоже самое, что «жидобандеровцы», это тоже самое, что «пархатые казаки». Это оксюморон, это невозможность – либеральный тоталитаризм. Каждый раз, Денис, когда какому-нибудь кретину затыкают рот, потому что он несет то, что противоречит объективно существующим фактам, потому что он несет какую-то чушь и ему об этом говорят, он начинает кричать про либеральный тоталитаризм.
Вы не даете высказать свое мнение. Вы понимаете, в чем дело – вот равенство всех мнений, вот все может быть абсолютно. Все может быть и нет никакого критерия, чтобы выяснить, как на самом деле. Путаются мнения и факты, утверждения ложные… просто человек или знает или слишком увлечен, и вопреки всем фактам начинает что-то утверждать и интерпретация фактов, которая может быть разной… Диалог подменяется битвой. Но если в этом диалоге человека просто сажают на место фактами, сажают аргументами, он начинает кричать, что это либеральный тоталитаризм. Денис, это стопроцентная каша, просто каша.
Дальше: «Материнские платы не горят, горят процессоры. Виктор из Саратова». Да хоть бы все сгорело. Вот что-нибудь бы сгорело! Вот скажите мне, Виктор, я с вами соглашусь, Виктор из Саратова, когда вы мне как явный специалист подскажете, что может от этого сгореть и что, хорошо бы, сгорело в этих мозгах – вот я с вами тут же соглашусь. Подскажите, что должно сгореть.
- «Вы можете себе представить финансовый монетарно-экономический тоталитаризм?» Экономический - да. Мы при нем жили. Монетарный тоталитаризм, он не может быть тоталитаризмом, понимаете, в чем дело. Потому что он может быть доминирующей тенденцией – монетаризм. Но он слаб по сравнению с тоталитаризмом. Он не утверждает силой оружия. Он дает некую модель, которая может и провалиться. И когда она проваливается, начинается объективный кризис, с которым надо бороться. Его нельзя скрыть, кризис. Его нельзя просто признать не бывшим как кризис в идеологии, как абсолютный упадок страны, если она идеологически тоталитарно управляется. Опять путаница в понятия.
Хорошо. Дорогие мои друзья, не будем мы сейчас вдаваться в эти невероятнейшие совершенно дебри. Я бы хотел сказать об одной конкретной вещи в конце. Как мы, действительно, очень интересно такое вот видим… может быть, в шелесте листьев какую-то отдаленную бурю, а иногда ошибаемся в этом.
Вот сегодня очень много говорят о новом законе об охране и о Федеральной службе охраны. И вот, например, как что-то такое умопомрачительное сегодня… дополню словами: «На трассах проезда можно ограничивать движение транспортных средств и пешеходов. На трассах проезда (передвижения объектов государственной охраны)». Да это просто узаконенное то, что есть. И вот получается так, что мы, когда кладем это в контекст того, что происходит – битва спецслужб, паранойя власти уже не поводу народных выступлений, майданов, а заговора, убийства, покушений – боятся больше всего этого и считают, что это организует Америка, и передышка с Трампом, которой так желали, как-то не очень получается. Надо с Америкой договариваться, чтобы они больше не затевали у нас переворотов и убийств. Конечно, это в этом контексте существует.
Но тут именно то, что мы видим на этих трассах, - на такой трассе, простите меня, и работаем, живем и передвигаемся. Дополняется просто пункт 10-й статьи 19-й «принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств граждан на отдельные участки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств». Здесь уточнение: «После слов «транспортных средств и пешеходов» - ставим галочку – дополнить словами: «На трассах проезда (передвижения объектов государственной охраны). Ну вот и всё, в общем-то.
С.Бунтман: Чем больше будут давить на Украину, тем более унитарной страной она останется
А законодательное предложение не светиться фэсэошникам в социальных сетях – ну, может быть, оно для этой службы и разумно. Так что здесь, мне кажется, не стоит делать какие-то далеко идущие выводы из достаточно элементарных вещей. Это такая просьба от меня просто: внимательно читать новости. Так же, как вчера надо было внимательно читать все, что говорил Роскомнадзор, а не быстро бежать… Я понимаю, конечно, спасибо «сливному Life», который так все это возбудил, но реальность бывает гораздо проще, чем нам кажется. Так что давайте внимательно смотреть на новости.
Спасибо большое. Мы с вами встретимся через несколько минут на «Парковке». А потом я вам обещал и обещаю программу «Вот так», посвященную 1937 году. Это не единственная будет программа в год 80-летия 37-го и террора и всего остального, что происходило в этом году. Сейчас мы с вами разойдемся, только хочу напомнить, не ленитесь, если вы хотите и не откладывайте на потом – купите билеты на «Дилетантские чтения» о Николае II. Николай Сванидзе. Это будет 23 февраля в 17 часов в Историческом музее.