Александр Невзоров - Персонально ваш - 2016-10-05
А.Невзоров
―
Всем здравствуйте! Начинается дневной «Разворот» на волнах «Эхо Москвы». Алексей Соломин, Алексей Нарышкин здесь. И в ближайший час персонально ваш Александр Невзоров в студии в Санкт-Петербурге, в отеле «Гельвеция». Рядом Арсений Веснин. Еще раз всем…
А.Веснин
―
Всем добрый день, всем привет!
А.Невзоров
―
Привет-привет, дорогие мои Леши. Мы в «Гельвеции», где в ближайшее время ожидается пришествие Веллера… Чего вы так испуганно сразу замолчали?
А.Веснин
―
Все подумали, второе это пришествие или нет?
А.Невзоров
―
Кстати, второе пришествие Веллера, потому что он один раз уже был и собрал полный и совершенно, я бы сказал, восторженный зал. Вероятно, второй раз будет то же самое.
А.Соломин
―
Александр Глебович, позвольте я тогда сразу перейду к повестке, тем более, что она достаточно насыщенная. Вот Владимир Мединский вчера…
А.Невзоров
―
Назвал меня законченной мразью.
А.Соломин
―
Я хотел как раз спросить, принимаете ли вы это на своей счет. Ответ я, в принципе, уже получил. Теперь скажите, пожалуйста, может ли министр культуры так говорить?
А.Невзоров
―
Ну, вообще, министр культуры России может говорить как годно и на каком угодно языке и с применением каких угодно идиоматических оборотов. Ничто не испортит нашего впечатления от Мединского, которое уже сложилось. И странно, как можно предъявлять претензии к гражданину с лишней хромосомой. Его к этому, в общем, обязывает медицина и генетика – говорить подобные вещи. Естественно, я не буду писать на Мединского кляуз и обращаться куда-нибудь, хотя он меня называл законченной мразью, просто потому что кляузы – оставим это христианам, это профиль, это их любимое занятие…
А.Соломин
―
Только «конченной мразью» - это, по-моему, немножко там есть коннотация…
А.Невзоров
―
А я «конченная мразь», да?
А.Соломин
―
Конченная.
А.Невзоров
―
Да-да-да, конченная мразь. И я подозреваю, что это касается не только меня, но и очень многих людей, в частности тех, кто, как я понимаю, не верит в подлинность Змея Горыныча и всего того, что с ним делал Алеша Попович. Это относится и к тем, кто отрицает колосальную роль Бабы Яги в становлениях русского государства и первых попытках бомбежки в Сирии. Я, правда, не знаю, летала ли тогда Баба Яга и уже образовалась ли Сирия в современном смысле этого слова как государства, но любое отрицание роли Бабы Яги и Змея Горыныча с точки зрения Мединского также, вероятно, переводит в разряд конченных мразей всех, кто в это не до конца верит.Ну что ж, мне все это только все больше и больше нравится, потому что в этой дикой фантасмагорической компании из попадьи, милиционерши, министрихи образования, Мединский абсолютно уместен. И я с ужасом жду, что же будет, если его попытаются лишить ученой степени, и если его бедную диссертацию все-таки ваш зловредный «Диссернет» завалит и забракует. Я за то, чтобы Мединский вечно пребывал на посту министра культуры, по крайней мере вечно в России – это как минимум год-полтора. Потому что вся эта идея мракобесия, державности, идея ненависти ко всему миру, она должна дозреть, этот гной должен скопиться и прорваться. Не надо его пока стравливать, не надо ставить какие-то катетеры.
К тому же, как мы понимаем, если Мединский в отместку за то, что он называл всех конченными мразями, по крайней мере, всех, кто сомневается в роли Бабы Яги и 28 панфиловцев, если он уйдет, то на место министра культуры может встать кто угодно.
А.Веснин
―
Может быть, появится еще какой-нибудь более харизматичный персонаж?
А.Невзоров
―
Возможно, но, знаете, лучшее – враг хорошего.
А.Соломин
―
Но, судя по всему, Кремль все-таки заступился за господина Мединского. Во всяком случае, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что министр культуры в совершенстве владеет русским языком, который весьма многогранен.
А.Невзоров
―
Ну, Песков умеет скрыть в усах любые смыслы. И я подозреваю, что когда усы Пескова станут предметом разбирательства антропологов, то анализ этих усов выявит масс удивительных нюансов внутренней и внешней политики.
А.Веснин
―
А как вы считаете все-таки, Мединского могут лишить ученой степени? Вот все эти попытки «Диссернета»?
А.Невзоров
―
Его могут высмеять, его могут совершенно обоснованно развенчать. Потому что даже я не поленился просмотреть его эту диссертацию - конечно, это белиберда на постном масле от начала до конца. Но это настолько ахинея, что этим она и прекрасна. Ведь иметь образец химически чистого бреда так же трудно, как и получить в действительности гениальное или серьезное произведение. Он предложил миру абсолютную ложь, абсолютно бред. И в этом смысле, конечно, он блистательный мастер, нельзя ему не поклониться.
А.Веснин
―
А вот вы сказали, что Мединский, он в компании как раз такие с новым министром образования госпожой Васильевой – появилось такое предложение, мне кажется, что оно может вам и понравиться – ввести астрономию в школе.
А.Невзоров
―
Я уже говорил в эфире «Эхо Москвы», что это абсолютное лицемерие и лукавство, поскольку людей, которые способные в школах преподавать астрономию, сейчас в России в товарных количествах просто не существует. Это нужно 10 или 12 лет, чтобы воспитать педагогические кадры, которые могли бы это делать.
А.Соломин
―
Но представьте…
А.Невзоров
―
Да, представим.
А.Невзоров: Церковь паразитирует на популярности местночтимых святых и делает свой бизнес на свечках и поклонениях
А.Соломин
―
Представим на секунду, что они есть. Дело в том, что сейчас же вторая часть заявления Васильевой, так сказать, определилась. Она собирается астрономию вводить вместо второго иностранного, который она считает профанацией. Вот, с вашей точки зрения, это справедливый выбор в пользу астрономии вместо второго иностранного в школах?
А.Невзоров
―
Нет, я вообще всегда в данном случае при всей моей дикой любви к астрономии и понимании важности я всегда за язык, потому что язык все-таки дает возможность свалить из нашего государства и дает какие-то шансы тому, кто это делает. Поэтому, конечно, второй язык, третий, четвертый и языки – это, вообще, самое главное, это то, что надо в первую очередь выносить с собой из всех образовательных процессов.
А.Нарышкин
―
Арсений, мы узнали, потому что Васильева хочет астрономию вместо языка - чтобы народ не сваливал, правда?
А.Невзоров
―
Я думаю, что это все равно не в ее власти. Насколько я знаю, есть гораздо более интересная инициатива. Я просто давал сегодня несколько интервью с утра и, в частности, меня все спрашивают по поводу инициативы Вербицкой и инициативы известного любителя совокупления черепашек, о котором он всегда говорил сказочно обаятельных голосом Дроздова – ввести вместо классической русской литературы, в частности, всяких Достоевских и Толстых – ввести в школах изучение Библии.
А.Нарышкин
―
А, простите, любитель черепашек – это кто?
А.Невзоров
―
Это, по-моему, Дроздов его фамилия.
А.Веснин
―
Николай Дроздов.
А.Невзоров
―
Очень милый дядька, но явно уже как-то заговаривается, что называется.
А.Веснин
―
Но он предложил читать Библию не в школах, а читать на радио и по телевидению.
А.Невзоров
―
…по телевидению, да. Это замечательно! Мне очень нравится эта инициатива. Мне очень нравится инициатива Вербицкой, которая предлагает поменять чуму на холеру и заменить принуждение к этой всей архаичной русской литературе – к этим всем князьям, графиням и прочему нафталину Библией. И очень нравится предложение устраивать публичные чтения Библии.Более того, дорогие мои Леши, дорогой мой Арсений, если вы позволите, я бы хотел сегодня здесь, прямо в эфире радиостанции «Эхо Москвы» начать эту традицию и устроить эти небольшие «Библейские чтения». Я надеюсь, вы мне это позволите.
А.Нарышкин
―
Хорошо. «Дилетантских чтений» вам мало – еще и бибейские…
А.Невзоров
―
Мне мало. Я за то, чтобы устраивать на «Эхо Москвы» периодически «Библейские чтения», и я готов выступать в качестве библииста-чтеца, который даст понять, что же, собственно говоря, должны услышать граждане России.
А.Веснин
―
То есть вы пошли на поводу у любителя совокупления черепашек.
А.Невзоров
―
Конечно. Я к нему отношусь с большой нежностью. Ведь поймите, все эти интеллигенты, они почему призывают читать Библию – что Вербицкая, что Дроздов – они никогда в жизни ее не читали. Как читают книжки интеллигенты? Видел я этих интеллигентов. Они сперва открывают – позевают над первой страницей, закроют, положат сверху свои очечки и продолжают смотреть свой сериал, а потом говорят: «Какая необыкновенно глубокая, потрясающая книга – Библия!» Так вот, чему же может научить Библия детей в школе и слушателей.Давайте посмотрим на прямые призывы к духовности и любви, которых мы можем обнаружить в Библии огромное множество. Откроем книгу Исход, 32-ю главу и посмотрим, что же Бог велит своим верным.
И сказал им: Так говорит Господь Бог Израилев: «Возложите каждый свой меч на бедро свое. Пройдите по стану от ворот до ворот и обратно и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего и каждый ближнего своего… потому что сегодня вы посвяти руки свои Господу вашему…
И как дальше следует по тексту, «пало в тот день из народа около трех тысяч человек».
На каждой странице практически призыв к уничтожению людей, храмов, святилищ. Как в Исходе в 34-й главе мы можем обнаружить: «Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите их священные рощи и изваяния богов их сожгите огнем».
Открываем дальше книгу Левит: «И хулитель имени Господня должен умереть камнями побьет его все общество».
А далее еще более интересные вещи, которым тоже, наверное, пора учиться детям. Когда израильское войска возвращается из похода, Моисей встречает – это в книге Чисел - войско: «И прогневался Моисей на военачальников тысяченачальников, пришедших с войны. И сказал им Моисей: Для чего вы оставили в живых всех женщин?.. Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;
А.Соломин
―
Вам скажут, что это вырвано из контекста.
А.Невзоров
―
Да почему же? На каждой странице. Я готов представить таких цитат штук 80 как минимум. Я сейчас просто, что называется, что осталось под рукой. Давайте посмотрим на то, какие примеры поведения предлагает богоотец, пророк и царь Давид, известный библейский персонаж. Это возьмем первую книгу Царств и прочтем о его подвигах:«И опустошал Давид ту страну. Не оставлял в живых ни мужчины и не женщины. И сказал Давид в тот день: Всякий убивая их, пусть поражает копьем их хромых и слепых…»
А.Нарышкин
―
Александр Глебович, дорогой, Библия большая…
А.Невзоров
―
Нет, дорогой мой, она не такая большая…
А.Невзоров: «Бук» - это уже нарицательно, как газовая камера в Освенциме. Все же понимают, что означают эти слова
А.Нарышкин
―
Нет-нет, вы что, хотите подвести слушателей к тому, что Библию надо запретить, это экстремистская книга или что?
А.Невзоров
―
Подождите. В вас говорит всего-навсего обычная догматическая неграмотность. Согласно представлениям о Библии данная книга вся является боговдохновенной и может восприниматься только комплектно, никто не имеет права делать в ней какие-либо купюры, и никто не имеет права из текстов, предложенных для чтения изымать какие бы то ни было фрагменты. Поэтому все то, что я читаю, всё, что находится между этими вещами, в частности например, как царь Давид убивал своих врагов. Вы думаете, что он выводил их куда-нибудь в пустынное место и поражал стрелами? Ха-ха! Для него это было слишком просто.
А.Соломин
―
Нет, о другом речь…
А.Невзоров
―
Молчите! И народ, бывший в этих городах, он вывел и положил под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, а также бросил людей в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами: «И младенцы их будут разбиты пред глазами их, дома их будут разграблены и жены их обесчещены». Ну, и так далее.
А.Веснин
―
Александр Глебович, подождите…
А.Невзоров
―
Вот мы устроили прекрасные «Библейские чтения», с моей точки зрения.
А.Веснин
―
Все-таки есть Ветхий Завет, есть Новый Завет.
А.Невзоров
―
Да, замечательно! Если мы обратимся к Новому завету, то мы без проблем обнаружим в Новом Завете, например, откровение Иисуса о том, что «не мир я пришел привнести, но меч… и пришел восставить отца на сына». И, в частности, когда ученики о чем-то спрашивают Иисуса, он говорит – это Евангелие от Луки, 19-я глава, стихи 26-28 – «Врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». Сказав это, он пошел далее, восходя в Иерусалим. Совершенно не важно, пользовался он цитатой, это все равно была его речь, обращенная к ученикам. Вероятно, это то, что необходимо постигать с младых ногтей русским детям.
А.Соломин
―
Может быть, если они будут читать Библию, они будут вам благодарны, потому что самые темные вещи вы выбрали, прочитали – им этого уже читать не придется.
А.Невзоров
―
Это далеко не самые темные вещи. Друзья мои, Леши, признайтесь честно, что вы никогда эту книжку всерьез не читали. Я ее знаю очень хорошо. Просто бесконечная жалость к эфирному времени, которая есть во мне, как в телевизионщике с многодесятилетним стажем, спасает вас от зачитывания всех бесконечных фрагментов. Поверьте, в этой книге практически ничего, кроме призывов к убийству, к ненависти на основании разности мировоззрений, нету.
А.Соломин
―
Есть, есть.
А.Невзоров
―
Про что именно.
А.Соломин
―
Знают же все эти цитаты. Я, может быть, не знаю хорошо текст Библии…
А.Невзоров
―
В том-то и дело. Поймите, там любовь в весьма своеобразном смысле слова.
А.Соломин
―
Милосердие.
А.Невзоров: Владимир Владимирович Путин большой затейник
А.Невзоров
―
Поищите в Библии примеры милосердия и расскажите мне. Вы пользуетесь такими общими словесами и не можете ни одной цитатки… А я, хорошо зная Библию, могу легко вам любую из этих цитат расшифровать в ее подлинном виде. Давайте закончим с библейским…
А.Веснин
―
Можно буквально один вопрос по поводу Библии? Вам не кажется, что, может быть, такое желание вернуть Библию, читать ее, смотреть, где есть и такие вещи, которые вы зачитываете – это, например, своего рода ответ на радикальный ислам, которые все больше и больше проникает в Европу и в Россию, и так далее. Там идет радикализация – и мы пытаемся ответить какой-то своей религиозной радикализацией?
А.Невзоров
―
Ну, правильно. Но поверьте, заболевание туберкулезом на спасает от сифилиса. Невозможно одним тяжким недугом вытеснить другой тяжкий недуг.
А.Нарышкин
―
Я вас хочу спросить про кадровые перестановки и слухи, которые оправдались. Вот вы говорили, что у нас в руководстве такая кампания с Мединским, с Кузнецовым. Вот в такую активную политику сегодня вошел Сергей Кириенко, который был в «Росатоме» и теперь стал вместо Володина, в Кремле будет курировать нашу внутреннюю российскую политику. Вам его жалко?
А.Невзоров
―
Это лишний раз подтверждает мой тезис про то, что Владимир Владимирович Путин большой затейник. Вот ему вдруг захотелось ввести эту резко контрастную фигуру, потому что тот, о ком вы говорите, очень сильно затронут цивилизацией и свободомыслием и каким-то представлениями о том, что не все может быть так просто. Но, возможно, это подготовка к тому моменту, когда наступит относительное прозрение, и граждане поймут даже в отношении того же самого Крыма или начнут понимать в отношении Донбасса, что совершенно не важно, как к Крыму и Донбассу относятся в России, сколько процентов поддержки есть в России у Крыма или у Донбасса. Важно только одно - как к этому факту относится мир. И вот, когда осознание этого простого факта придет, вероятно, государственная идеология будет нуждаться, скажем так, в более иезуитских, более хитрых и изощренных методов, нежели те, что практиковались до настоящей минуты.
А.Веснин
―
Вы думаете, что Кириенко способен предложить что-то новое?
А.Невзоров
―
Он неглуп. Но, правда, и Володин неглуп, но Володин, скажем так, предпочитал самые простые методы. Кириенко, вероятно, того же самого будет добиваться сложными способами. Хотя, мы же видим, с тем же самым «Буком». Ведь всем уже все понятно, как оно, впрочем, и было понятно. Но если мы будем, например, эту ситуацию анализировать с точки зрения самой простой физиологии мозга, то мы поймем, что, вероятно, секрет отношения в России к этой истории заключается в том, что при том, что все всё понимают, но россиянам это нравится. Иначе бы не появились детские кроватки в форме «Бука». Ведь «Бук» - это уже нарицательно, это примерно, как газовая камера а Освенциме, это примерно, как отравленный кинжал средневековых хроник. Все же понимают, что означают эти слова. И посмотрите, популярность детских кроваток, сделанных в форме и подобии того самого «Бука», из которого был уничтожен самолет. Я подозреваю, что России нравится эта история.
А.Веснин
―
Сегодня Путин выступал на первом заседании нового созыва Государственной думы, и он говорил о том, что Россия должна быть сильной, но в этой силе нет никаких великодержавных ноток, и в том, что подразумеваем под этой силой, о том, что Россия не должна никому ничего навязывать, что, в общем-то, должна налаживать отношения. То есть все-таки какая-то официальная риторика, она немного другая.
А.Невзоров
―
Она немного другая. Не забывайте, что у Владимира Владимировича очень хорошая школа. И надежда на то, что не разразиться Третьей мировой войны и все мы тут не сгорим в ядерном пламени – только на ту школу, которая есть у Владимира Владимировича, которая может его удержать от совершения крайних поступков.
А.Веснин
―
Вы имеете в виду школу КГБ.
А.Невзоров
―
Конечно.
А.Веснин
―
Раз вы сказали про ядерную войну, тут у нас сразу появляется законопроект президентский…
А.Нарышкин
―
Арсений, прости, пожалуйста. Просто, чтобы не отходить от Путина и его выступления в Государственной думе, я вот хотел Александра Глебовича спросить. Владимир Путин сегодня перечислил, в чем заключается сила России. Я смею предположить, что вы еще не видели эти пункты. Вот, по-вашему, сила России, она в чем? Потом мы можем сопоставить ваши ответы с ответом президента.
А.Соломин
―
Сравнить.
А.Невзоров
―
Я, честно говоря, вообще не вижу. Я вижу силу России только в способности совершать быстрые фазовые переходы из одного состояния в другое. Я вижу силу России в том, что в ней еще никогда не было настоящей революции, и в том, что она все-таки способна порвать с прошлым, порвать с маразмом, но просто сейчас этот маразм должен вызреть и явить себя во всем великолепии. Есть силы, безусловно, но Россия – страна, у которой нет ничего, кроме будущего.
А.Соломин
―
Так, если этого никогда не было, почему вы решили, что сейчас это произойдет?
А.Невзоров
―
Вы знаете, некоторое понимание вопросов, которые послужили причиной получения… Кстати, главное событие, которое вы почему-то обходите – то, что состоялось вручение Нобелевских премий.
А.Невзоров: Не важно, как к Крыму и Донбассу относятся в России. Важно только одно - как к этому факту относится мир
А.Нарышкин
―
А мы на вторую часть отложили.
А.Невзоров
―
Да, но, поскольку об этом зашел разговор, как раз Дункан Халдейн (не путайте его с Джоном Бёрдоном Сандерсоном-Холдейном, который одновременно с нашим академиком Опариным разработал когда-то теорию абиогенеза, с блистательным ученым и моим главным любимцем) – вот Дункан Халдейн и его коллеги, они получили Нобелевскую премию как раз за то, что мы стали чуть больше понимать о том, что такое фазовый переход. Понимаете, вообще, что такое фазовый переход? Представьте себе абсолютно идеальную плоскость - примерно, как юмор Захаровой. И представьте себе, что эта плоскость вдруг становится многомерной и это происходит не по велению каких-то мультипликаторов, аниматоров, а вполне естественным, подчиняющимся законам природы, законам. Это очень важный момент.И вот этот фазовый переход, которые непременно произойдет в России, когда мнение большинства станет общепринятым, и когда маразм наконец погаснет и отыграет – это очень важный момент.
А.Веснин
―
Так мнение большинства и сейчас вроде бы общепринято.
А.Невзоров
―
Я имею в виду мнение меньшинства стане общепринятым, как это всегда было в человеческой истории.
А.Соломин
―
У нас остается буквально минута времени. Я хотел кратко подвести итоги и другим премиям…
А.Невзоров
―
Ну, другие премии, они требуют более серьезного разговора. Они все даны блестящим людям, они все даны блестящим ученым. Вот, кстати говоря, все равно, когда речь заходит об этом навязывании русской классики, кого мы имеем? Мы имеем в результате неполноценных людей. Так называемые лирики, гуманитарии, он так воротят носы от всего этого технарства, но, если мы посмотрим, кто является неполноценными, то увидим-то как раз гуманитариев, потому что физики, они могут читать книжки лириков - а лирики книжки физиков читать не могут. Они засыпают на второй странице, не понимая, что там написано. И поэтому спор нужно вести не о каких-то там толстоевских, а о том, нужна ли в школах квантовая хромодинамика, нужно ли преподавание более развернутое…
А.Нарышкин
―
Время! Нам нужно прерваться. Александр Невзоров…НОВОСТИ
А.Соломин – 15
―
35. Программа «Персонально ваш». Мы продолжаем. Алексей Соломин и Алексей Нарышкин в Москве, в Санкт-Петербурге – Арсений Веснин и Александр Невзоров – главный герой этой рубрики.
А.Невзоров
―
У нас сейчас поповедение, но только хотел обратить ваше внимание на то, что Носику вынесен приговор. Его приговорили, по-моему, к полумиллиону рублей. Я хотел спросить, куда сдавать деньги – я готов.
А.Соломин
―
За Носика?
А.Невзоров
―
Все же должны сложиться. Откуда у него полмиллиона?
А.Соломин
―
Александр Глебович, подождите, может быть, вам понадобиться себе собирать. Еще передача не закончилась.
А.Нарышкин
―
Еще кто кому будет собирать.
А.Невзоров
―
Соберем, друзья мои. Но Носику, так или иначе, помочь нужно, потому что на политическом театре красоты ему сегодня, в общем, принадлежит первое место. Он по этому подиуму, усеянному битыми стеклами и минами, прошел великолепно. И аплодирую. Храбрец и умница.Итак, значит, поповедение. Сегодня я не намерен шутить. Сегодня тот редкий случай, когда я готов говорить серьезно, потому что сегодня или завтра так называемая Параскева Дивеевская. Это удивительный персонаж. Как только мы отвлечемся от тех формальных, тех фантазийных персонажей древности и перенесемся в Россию, мы увидим невероятные истории. Мы увидим женщину, которая с другими православными христианами, вместе со всей со своей семьей, поскольку она была крепостной, была продана и перепродана несколько раз. Она бежала, будучи крепостной. Ее объявили в розыск, ее искали. И те же самые православные забили ее сапожищами, приволокли обратно к православному хозяину. Тогда эта тетка сбежала еще раз. И после этого она приняла так называемый постриг.
И представьте себе, середина 19-го века, и женщина в России крепостная безграмотная несчастная, все потерявшая, начинает, как выражается ее житие «ногтями рыть для себе пещеру». И она скрывается в этой пещере, где ее тоже периодически бьют и насилуют другие православные. Это всё житие православной святой Параскевы Дивеевской. И заканчивается всё тем, что, будучи лишенной, естественно, навсегда так называемой радости материнства, поскольку она дала монашеские обеты, она начинает шить множество кукол и пытается этих кукол ласкать и кормить их грудью. Поскольку она уже к тому времени считалась блаженной и не от мира всего, ей все эти фокусы, несмотря на монашеский сан прощаются.
И умирала эта несчастная женщина, оставаясь безграмотной, оставаясь в том же страшном положении. Она умирала долго, мучительно, парализованная в койке с множеством своих этих кукол. Но, поскольку она была популярна у людей, то ее канонизировали. Тот самый 19-й век, когда уже грандиознейшие научные открытия были совершены. Конечно, судьба Параскевы Дивеевской, если ее честно сформулировать и честно отобразить, - это будущий материал, может быть, для великих фильмов, если когда-нибудь Россия будет иметь свой кинематограф и научится эти фильмы делать. Такого рода фильм объяснил бы многим многое.
Кстати, вот вам тоже простой пример того, что вот сейчас попы свирепствуют против абортов и говорят о том, как нехорошо, что эти аборты подрывают демографию государства. Но, помилуйте, сами они своими правилами держал и удерживают от деторождения и от любой нормальной биологической жизни сотни и тысячи женщин своими порядками в своих монастырях. Знаете, когда я еще очень серьезно всем этим занимался – я имею в виду поповедение… Не забывайте, кто я такой – я же репортер, репортер бывшим не бывает, и что такое хороший репортер? Это человек которые не только знает, что ему надо найти, но он точно знает, где надо искать. И вот, занимаясь женскими монастырями, я обратился и сумел добыть гинекологические документы обследования сегодняшних девочек и женщин нескольких ставропигиальных монастырей. Ребята, страшнее этого придумать что-нибудь невозможно. Я даже не говорю о тех травмах, которые они вынуждены периодически себе причинять, имитируя какие-то возможности… Это несчастнейшие люди, обреченные на бездетность и на биологический коллапс, который, увы, в их состоянии и положении неизбежен. И та же самая церковь, которая обрекает этих женщин и на бесплодие и не эти муки, она же почему-то выступает противницей абортов.
Кстати говоря, ребята, я еще очень хочу отметить тот факт, что сегодня вышла, наверное, самая выдающаяся за год книга, это книга Андрощука «Преступление против религий по законодательству России». Это исторический, строго документальный, абсолютно объективный без каких бы то ни был пристрастий обзор…
А.Веснин
―
То есть не Мединский.
А.Невзоров
―
Это не Мединский. Это серьезная документально-правовая литература, которая расскажет всем романтикам о том, что же такое была так называемая «святая Русь», которую изображали всякие Нестеровы, Васнецовы на своих полотнах. И понятно, что у этих часиков под названием «святая Русь» был настолько свирепый полицейско-бюрократический механизм, где десятки статей контролировали любое свободомыслие, где ничто не было возможно. И каждый русский рождался уже приговоренный к определенной религии, к определенному мировоззрению. И лазеек, которые определяли это мировоззрение, не было. Понято, что эти часики «святой Руси» всегда заводились пальцами городового. Это должно для всех, кто интересуется данным вопросом, полностью разрушить всю романтику, которую пытаются навязать попы в словах так называемая «святая Русь». Это очень важная книга, и я поклоняюсь перед ее автором Андрощуком. Он создал достойный и крайне нужный сегодня труд.
А.Невзоров: Мне нравится инициатива Вербицкой:заменить принуждение к архаичной русской литературе Библией
А.Веснин
―
Александр Глебович, а вот та история, которую вы рассказали про Праскеву Дивеевскую - вот раз ее признали все-таки святой, не есть ли это показания того, что церковь признала, оценила этот сюжет, который, как вы сказали, может стать основой для великих кинофильмов?
А.Невзоров
―
Церковь признала не ее. Церковь всего-навсего оседлала ее популярность, потому что дремотность народа и дремучесть и темнота тех, кто окружал Параскеву… Ведь в России всегда очень любили юродивых, больных. Притом, что она явно последние годы жила в так называемой аксиальной прогрессирующей деменции, потому что, когда к ней приезжал иеромонах Илиодор, она зачем-то стала раздевать иеромонаха и прятать его вещи в ларец, запирать на ключ. Это вы можете прочитать в ее житие. То есть там с деменцией было все в порядке, тем не менее, это была популярная местночтимая фигура. Я подозреваю, что она в силу своей безграмотности и не имела никаких твердых религиозных представлений. Потому что главную богиню христиан так называемые Божью Матерь, она всегда называла «Маменька за стеклышком», вероятно, плохо себе представляя, о ком идет речь.Нет, здесь всего-навсего умение церкви паразитировать на популярности местночтимых святых и умение собирать, делать свой бизнес на свечках и на крестных ходах и поклонениях.
А.Веснин
―
Александр Глебович, возвращаясь к той теме, по которой мои коллеги не дали мне задать вам вопрос. Все-таки сейчас очень гадают, зачем Путин внес этот законопроект про плутоний, о том, что России прекращает сотрудничество по этой программе по утилизации плутония; и выдвинул какие-то странные требования к США, в общем-то, очевидно невыполнимые – возместить ущерб за санкции и за контрсанкции…
А.Невзоров
―
Да, как видно, санкции – это совсем не так хорошо. То есть он хочет, чтобы нам заплатили за тех гусей, которых давили по приказу российских властей, чтобы все помидоры до последнего, которые задавили и сожгли прокуроры радостно перед новостийными камерами – чтобы всё было компенсировано. Трудно разобраться. Вы знаете, я думаю, есть масса охотников – я не из их числа – людей, которые на эту тему способны взять и так бодро на эту тему взять и начать вешать вам всякую лапшу на уши. Понятно, что с плутонием все очень непонятно. Вы же понимаете, что это такое? Имеется в виду 239-й оружейный плутоний, который всегда был в России очень скверного, очень дерьмового качества из-за того, что к нему примешивался 240-й, который значительно реактивнее. Притом, что длинные период полураспада у плутония - 24 тысячи лет. Но, тем не менее, он всегда себе ведет очень нестабильно. Это тот элемент, от которого все время надо ждать сюрпризов: изменения формы, резких нагревов и остываний. Почему в боеголовках, где, в принципе, этого плутония 239-го много – почему боеголовки нуждаются в таком тщательном уходе и в такой мощной концентрированной опеке…
А.Веснин
―
Так все-таки, Александр Глебович, возвращаясь к политической составляющей, это что - следующий виток новой «холодной войны», какой-то уже необратимой, противостояние США и России выходит на новый уровень – что это такое?
А.Невзоров
―
Даже если сейчас свершится так называемая Третья мировая война, то это будет первая война в истории человечества, для которой не было вообще никаких оснований. Ведь у нас, действительно, нет никаких причин ни с кем воевать, кроме той ненависти, которую мы придумали себе сами и которую мы зачем-то транслировали на все окружающие страны. но сейчас, вероятно, все же это прозрение будет приходить.
А.Невзоров: Иностранный язык дает возможность свалить из нашего государства
Ведь, обратите внимание, сейчас, сегодня вдруг публика озаботилась расстрелом Белого дома в 93-м году. Но я-то хорошо помню… Сейчас они все вроде бы осуждают, и сейчас все вроде бы они говорят как о какой-то драме. Но помилуйте, вот я-то имею права на эту тему говорить, я арестован был в 93-м и Рижский ОМОН на подмогу Белому дому вел, и в Белом доме был и другие активные действия предпринимал. Я-то видел, с каким восторгом расстреливали и уничтожали этот парламент. Я-то видел то народное воодушевление и то злорадство милиционеров, когда меня в наручниках вели в Зеленоградский РОВД, чтобы посадить в тюрьму, когда я оглядывался, пытался разглядеть сквозь осеннюю листву дымы над Москвой и спрашивал: «Ну как там?» – а мне говорили: «Заткнись! Не ваши побеждают». Я помню это.
И однако сейчас приходит осознание и понимание драматургии тех дней. И это произошло не благодаря тому, что какие-то мальчики типа Шаргунова написали графоманские романы по этому поводу бессмысленные. Это произошло, потому что да, действительно, есть фазовый переход, но, увы, в России для него требуется довольно солидное время.
А.Веснин
―
А у нас новый расстрел парламента может быть с таким же воодушевлением?
А.Невзоров
―
А вы меня не спрашивайте, потому что я вдруг вам радостно скажу: «Ой!» - и потру ручки?
А.Веснин
―
Да-да, я этого и жду.
А.Невзоров
―
Нет, я не выдам этим себя, Арсений, не провоцируйте меня. Я себя не выдам. Не забывайте, что я все-таки старый команч.
А.Соломин
―
В сферу человеческих изменений давайте перейдем. Кстати, про вас многие говорят, что у вас такое случилось перерождение, в общем-то.
А.Невзоров
―
Перерождение не случилось. Какое перерождение-то? Происходило естественным образом формирование меня под влиянием фактов, которые я видел и от которых я просто-напросто не прятался. К тому же, дорогие мои, если бы любой на моем месте оказался в том же самом Белом доме, в том же самом Грозном, то, поверьте, эти выводы делаются быстро и неотвратимо, когда ты начинаешь анализировать и понимать, какому, собственно говоря, дерьму ты служил.
А.Соломин
―
Есть другой пример как минимум, который многие обсуждают и публично, открыто и в Фейсбуках…
А.Невзоров
―
Это кто у нас?
А.Веснин
―
Это Норкин, видимо.
А.Соломин
―
Да, господина Норкина, который отличился в последнюю неделю тем, что выгнал человек, позволившего себе сказать, что он лжет в прямом эфире. С вашей точки зрения…
А.Невзоров
―
А это мединщина. Вот Мединский, который называет меня «конченой мразью» и Норкин – это одного порядка явления. Следующее – это, вероятно, моча. Потому что Мединскому остается научиться поливаться мочой. Это единственный аргумент, который у них остался – вот кидаться экскрементами и поливаться мочой и называть оппонентов конченными мразями или выталкивать их из студии. И то, что сделал Норкин – это великолепно, потому что это показывает, до какой степени у них отсутствуют какие бы то ни было вменяемые аргументы и умение противостоять интеллектуально противостоящим собеседникам. А моча, извините, это не 239-й плутоний, это несерьезный аргумент. И даже если Мединский сможет в отличие от «Офицеров России» все же пользоваться гораздо большими объемами мочи – все-таки у него возможности как у министра побольше…
А.Веснин
―
Целое министерство подключать?
А.Невзоров
―
Да. То все равно всех, что называется, не утопит.
А.Веснин
―
Не боитесь, что на вас попадет?
А.Невзоров
―
Черт побери! Я же знал, в какую я втравливаюсь историю. Но вообще, как вы знаете, мне бояться уже поздно, да ни очень и интересно.
А.Нарышкин
―
Александр Глебович, мы с Мединского начинали сегодняшний эфир и Мединским заканчиваем. Я так понимаю, вас довольно сильно задело то, что он сказал про мразей и вы это воспринимаете на свой счет…
А.Невзоров
―
Нет, конечно, я воспринимаю это на свой счет, но, братцы, давайте мы освободимся от ваших этих молодежных предрассудках типа того, что задело – не задело. Во-первых, совершенно не важно, кого что задевает, важно, какую реакцию провоцирует это задевание и какие формулировки рождаются в результате этого задевания. Нет, меня вообще задеть очень трудно. Есть несколько тем, на которые меня задеть можно…
А.Нарышкин
―
Какие?
А.Веснин
―
А что за темы?
А.Невзоров
―
Не-е-ет, фигушки! Поверьте, то, чем я по-настоящему занимаюсь, волнует от силы двух-трех людей и всем остальным просто абсолютно неинтересно.
А.Нарышкин
―
Боюсь предположить.
А.Невзоров
―
Правильно, бойтесь. Я думаю, что Мединский – это та радость и то счастье абсолютного мракобесия, которое мы должны ценить и ждать, когда наконец этот министришка появится на пресс-конференции, имея в руках огромную пятилитровую банку мочи, потому что все остальные аргументы у него уже исчерпаны.
А.Нарышкин
―
И обольет сам себя. Я просто хотел вам предложить, может быть, в худшем случае в суд на него подать или в лучшем позвать его на некие дебаты.
А.Невзоров
―
От дебатов он уклониться, а в суд – я не пишу доносов.
А.Веснин
―
Мединский любит участвовать во всяких таких дебатах. Он участвовал…
А.Невзоров
―
Ну, значит, тогда мы с ним встретимся. Я думаю, что доносов и судебных повесток… - это не ко мне. Я не христианин, доносов не пишу, простите.
А.Соломин
―
Но перчатка брошена, я имею в виду дебаты? Можно воспринимать это…
А.Невзоров
―
Да, но я боюсь… я, честно говоря, думаю, что он придет с мочой. Ничего другого у него нет.
А.Веснин
―
Вы подготовитесь – с дождевиком…
А.Невзоров
―
Да, конечно.
А.Соломин
―
Буквально минута времени. И как с нобелевскими историями, я хочу вас спросить достаточно сложный вопрос – ВКонтакте, сообщество «Эхо Москвы», Виктор Воснихин: «Какое у вас отношение к Алексею Навальному? Как вы думаете, почему он все еще находится на свободе?»
А.Невзоров
―
Ну, а какие причины не находится на свободе? Он чрезвычайно симпатичный персонаж. Но, увы, я его считаю не доктором, а симптомом. И боюсь, что как только сегодняшнее положение дел изменится, то и Навальный со всем его правдолюбием и со всем его странным пристрастием к чужим дачам, катерам, яхтам… Я вот, когда натыкаюсь на очередное разоблачение Навального, мне всегда больно, потому что я понимаю, как глупо я прожил свою жизнь, имея все возможности, будучи питерским, обладая всеми связями, я вместо того, чтобы коллекционировать заводы, яхты и пароходы, я тут, блин, по баррикадам бегал и занимался черт знает чем.
А.Соломин
―
Александр Невзоров персонально ваш. Мы прерываемся, после чего дневной «Разворот» продолжится.