Андрей Зубов - Персонально ваш - 2016-07-11
О.Чиж
―
15 часов и 5 минут в Москве. Всем здравствуйте! Дневной эфир, который для вас ведут Оксана Чиж и Владимир Варфоломеев. Добрый день!
В.Варфоломеев
―
Здравствуйте!
О.Чиж
―
Персонально ваш Андрей Зубов, историк уже в этой студии. Здравствуйте!
А.Зубов
―
Здравствуйте!
В.Варфоломеев
―
Историк и политик все-таки. Андрей Борисович баллотируется в Государственную думу. Теперь уже открещиваться поздно.
А.Зубов
―
Открещиваться поздно, а вести агитацию рано, так что не будем об этом много.
В.Варфоломеев
―
Не знаю, следите ли вы за спортивными событиями. Я не футбольный даже чемпионат имею в виду и победу Португалии, за которую лично я очень рад. Сейчас в центре внимания, причем многих политических деятелей и самого высокого руководства нашей страны подготовка к летней Олимпиаде в Бразилии. Там же коллизия: допинг, допускают наших спортсменов, не допускают. И вот в итоге в эти выходные выяснилось, что из всех наших замечательных большого числа легкоатлетов в Рио может попасть только один человек.
О.Чиж
―
Ну, пока.
В.Варфоломеев
―
Пока. Еще ждем через неделю решения международного спортивного арбитража. Я имею в виду Дарью Клишину. Но в данном случае вот, в чем речь. Её допустили, посчитали, что раз она живет в Америке, там сдает допинг-тесты, она априори чистая и может поехать на соревнования. Всем остальным нашим отказано. И вот поднялась вдруг настоящая волна. Словно свора какая-то набросилась на живущую за океаном спортсменку. «Ты предательница!» - что ей только не пишут в социальный сетях: в Фейсбуке и в Инстаграме… Я посмотрел некоторые комментарии – там их тысячи – и многие из них просто несут в себе откровенную ругань и оскорбления: «Ты предательница. Ты пошла против нашей родины. Почему ты благодаришь международную федерацию, которая тебя допустила? Тебе что, наплевать на судьбы десятков твоих других товарищей?» И призывают: «Распни ее!», «Накажите ее!», «Не пускать ее…» и так далее. Откуда это берется?Причем удивительно для меня, что в данном случае не было никакой отмашки. Вот, если бы выступали какие-то представители Кремля, правительства или хотя бы Министерства спорт со словами «Дарья Клишина поступила нехорошо. Вы должны осудить ее, она не имела на это право» - что-нибудь в этом роде, тогда еще можно было бы понять. Люди, которые легко манипулируемые, они легко откликаются на подобного рода призывы. А здесь ничего этого не было. Более того, официальная позиция наших властей другая. Министр спорта говорит: «Хотите – наши спортсмены – выступать на Олимпиаде, вот если вас пускают туда, только под нейтральным флагом олимпийским – пожалуйста, мы не будем этому препятствовать» Кремль сегодня сказал: «Никаких бойкотов Олимпиады. А люди до всякой команды, еще фас не прозвучало, они уже вот этой сворой бегут, нападают и кусают. Почему, откуда это?
А.Зубов
―
Вы знаете, во-первых, я хочу самой госпоже Клишиной пожелать мужества и ни в коем случае не поддаваться на эти вопли. Любой человек, который выступал подобную волну ненависти – я ее испытал, я знаю, как это тяжело, особенно в первый раз – но здесь надо просто очень твердо стоять, помнить, что твое дело правое, и спокойно делать свое дело, в данном случае готовиться к Олимпиаде и выступать на ней.Что касается того, что поднялась эта волна в нашей стране, ну что ж, я уверен, что в былые времена – я имею в виду до 17-го года – такой бы волны не было. Только среди интеллигенции, может быть. Тогда тоже были волны. Но сейчас общество невероятно испорчено советским временем. Именно советским временем, когда эти все кампании были против кого угодно: троцкистов, бухаринцев, космополитов, еврейских врачей, чеченцев, калмыков, крымских татар, буржуазных специалистов, Промпартии, и так далее. И все это часто кончалось, естественно, самыми жестокими карами тех людей, против кого поднималась кампания. А те, кто поднимали кампанию, им нужна была всеобщность, массовость, и они приучали к тому, что не может быть нейтральных в этой кампании. Кто не проголосовал за смертный приговор, тот сам пойдет в тюрьму, тот сам пойдет на Лубянку. Таким образом, общество было ориентировано на зло. Я уверен, что первые разы люди с большим трудом на это все шли, постепенно привыкли.
Сейчас у нас общество исключительно деморализовано. Вы понимаете, когда шли активные боевые действия на Донбассе и участвовало огромное количество добровольцев из Российской Федерации, очень со многими же делались интервью, снимались фильмы. И часто люди ехали просто зарабатывать деньги. Другое дело, они их не заработали, но мотивация убивать других людей, да еще вчера, скажем, граждан той же самой страны – Советского Союза – просто, чтобы заработать деньги, расплатиться с кредитами, скажем - это высшая степень аморализма, высшая степень! Такая ненависть к другому, ощущение, что если другой не похож на тебя, он просто отвратительное некое зловредное существо, которое надо уничтожить, оно вот было характерно для нашего общества, и оно сохранилось.
Так же точно было ведь и в нацистской Германии. Когда уже где-то в 50-е, 60-е годы спрашивали немцев, а совсем недавно французов: «Как вы могли вполне терпимо относиться к уничтожению евреев» - и одни говорили, что они ничего не знали, они врали, конечно; а другие говорили откровенно: «Пропаганда так сделала, что мы их считали какими-то зловредными насекомыми, и чем быстрее мы их уничтожим, тем нам легче будет жить».
А.Зубов: Сейчас общество невероятно испорчено советским временем, когда эти все кампании были против кого угодно
Вот, к сожалению, так управляем человек. И для исцеления русского человека надо еще много времени. Нужна демократия, свобода, собственность, достоинство – все то, чего нет сейчас. Поэтому старые болезни, было приглушившиеся, они вылезли снова. Мы здесь опять в Советском Союзе, как во многих других вещах.
О.Чиж
―
Но дело в том, что с момента окончания Советского Союза прошло четверть века. Если мы посмотрим на профили людей, которые кидаются у нее в комментариях словами вроде «предательница» и «дешевка», то мы поймем, что они Советский Союз застали только на стадии дефицита детского питания.
А.Зубов
―
Конечно, конечно. Ведь речь идет не о том, что это старые ветераны советские. Конечно, нет. Дело в том, что сознание, оно транслируется. Оно транслируется через родителей, через учителей, вузовских профессоров. И главное, чтобы для него была благоприятная почва, тогда оно прорастает и идет из поколения в поколение. Иначе бы мы сказали: «А как хорошо, эти вымрут – другие будут другие». Не будут другие, не будут.Именно из-за того, что создано опять… Мы же опять по очень многим параметрам, скажем, отношения с внешним миром: изоляция, «холодная война»; по параметрам отношения к собственности: все больше и больше опять государственной собственности, практически частная собственность пренебрегается… Вот совсем недавно Собянин взял и снес всю частную собственность в Москве торговую, плюнув на тысячи владельцев этой собственности.
Вот всё это опять нас возвращает просто в советское. Отсюда и советская ментальность… Даже в Германии нацистская ментальность до сих пор не до конца изжита в обществе, и в болезненный момент, она вновь вспыхивает, не у всех, но у какой-то части населения. А уж тем более у нас, где ее особо и не изживали. И авторитарный режим, которые усиливается… Все это способствует тому же самому.
Это не имманентное свойство русского народа, так же, как нацизм не имманентное свойство советского народа, а это, если угодно, очень плохая нынешняя среда такого кагэбэшно-советского ренессанса и очень плохое прошлое, которое этот ренессанс легко эксплуатирует.
В.Варфоломеев
―
Наш сегодняшний гость – доктор исторических наук Андрей Зубов. Еще один есть у меня вопрос. Он как бы из другой сферы, но, мне кажется, тоже во многом о моральном выборе. В конце той недели случилась одна история. В агентство РБК и в целом в медиа-холдинг РБК назначили новое начальство из государственного агентства ИТАР ТАСС и вот там состоялась внутри закрытая встреча с коллективом вот этих новых боссов. Кто-то из сотрудников РБК сделал запись, ее передал, расшифровку опубликовали.И вот даже журналистское сообщество Москвы, оно во много раскололось. Они считают, что вот этот партизан сделал все правильно; общество имеет право и должно знать, что происходит с масс-медиа. А другие говорят – нет, ведь была же, дескать, договоренность, что все это не выносится за стены кабинета, где встреча проходила, и эти договоренности надо соблюдать; человек, который опубликовал, поступил непорядочно. Где здесь баланс? Кто прав, кто не прав, понимаете?
А.Зубов
―
Вы понимаете, была договоренность, зафиксированная в Конституции, что у нас будут независимые средства массовой информации. И уже таких СМИ независимых почти нет. И РБК – это очередной труп независимого средства массовой информации. Эту договоренность не соблюдает государство, поэтому власть, которая нарушает Конституцию, с ней должны бороться и требовать восстановления тех принципов, которые зафиксированы в Конституции. И в этом смысле этот человек поступил совершенно правильно. Он, действительно, вы сказали, партизан. Он не ради того, я думаю, чтобы прославиться, а для того, чтобы помочь сохранению свободы СМИ…
В.Варфоломеев
―
Точно не ради славы, потому что имя его неизвестно, а подвиг он совершил.
А.Зубов
―
Да, да. Я думаю, что он совершил подвиг во имя – очень высоко можно сказать – во имя нашей свободы, во имя Конституции. Молодец!
О.Чиж
―
А как так получается – тогда, значит, одним нельзя нарушать какие-то этические договоренности, а другим можно, если они против плохих.
А.Зубов
―
Кому нельзя и кому можно?
О.Чиж
―
Мы же требуем от наших оппонентов, чтобы они стояли на принципах того, что СМИ независимы, например, и так далее…
А.Зубов
―
Если наши оппоненты, дорогая Оксана, будут соблюдать Конституцию, то, разумеется, и их оппонентов осудят за то, что они совершают такие действия против договоренностей. Но, понимаете ли, ну, если угодно, в террористическом обществе человек, который ради того, чтобы спасти заложников, убивает террориста, он совершает подвиг, а не преступление. Я не хочу сказать, что здесь надо убивать, но здесь, если угодно, было «убийство слова». И «убийство слова» можно компенсировать только свободным словом, вот это свободное слова и произнесено.
В.Варфоломеев
―
Еще о свободе слова. В конце прошлой неделе Роскомнадзор неожиданно объявил, что он заблокировал несколько интернет-сайтов, где содержатся призывы к бойкоты выборов в Государственную думу. Мне кажется, эта тема для вас актуальная, ведь вы же идете на выборы, собираетесь идти, и вам нужна поддержка избирателя в том или ином виде.
А.Зубов
―
Безусловно.
А.Зубов: Очень плохая нынешняя среда кагэбэшно-советского ренессанса и прошлое, которое этот ренессанс эксплуатирует
В.Варфоломеев
―
В сообщении Роскомнадзора говорится, что агитационные материалы имели целью сделать более популярными среди населения идею бойкота выборов в Государственную думу, однако это противоречит конституционным принципам, где зафиксировано народовластие как основа всего в нашей стране. Вы считаете, что призывы к бойкоту выборов нужно ликвидировать, сделать так, чтобы у граждан не было к ним доступа?
О.Чиж
―
Вообще, с ними бороться.
А.Зубов
―
Безусловно, как кандидат я бы очень хотел, чтобы активность – вообще, наверное, как любой гражданин разумный, но как кандидат, тем более – я бы хотел на выборах в думу, чтобы активность была как можно больше, как можно выше. Но не идти на выборы – суверенное право человека, в нашей стране, по крайней мере. Есть страны типа Бельгии, где штрафуют за неучастие в выборах, но у нас, слава Богу, этого нет. Это, я думаю, неправильное решение, хотя они сами знают, как жить. Я не хочу им давать уроков. Но, слава Богу, у нас этого нет. И в этой ситуации каждый принимает для себя решение, участвовать или не участвовать в выборах. Соответственно, призывы к участию в выборах и призывы к неучастию в выборах имеют равные права на существование. Поэтому то, что совершил Роскомнадзор, то, что он сделал, заблокировав эти сайты, я думаю, это нарушение как раз Конституции. Это нарушение принципа свободы слова, свободы получения, распространения информации, мнений и идей.
В.Варфоломеев
―
В общем, все это очень похоже на откровенную цензуру.
А.Зубов
―
Это и есть откровенная цензура. Давайте будем называть вещи своими именами: это откровенная цензура, причем явно нарушающая основной закон. Поскольку Роскомнадзор – это государственное учреждение, то, соответственно, государство нарушает Конституцию, которую ему – государству – дали граждане России. Граждане России поставили государству определенные рамки, дав ему Конституцию. Государство распоясалось и пытается само управлять гражданами и не давать гражданам управлять им. Это вот самая большая и трагическая проблема нашей России и, вообще, многих авторитарных стран - когда власть, созданная для пользы граждан, действует на пользу себе и во вред граждан. Вот именно это происходит у нас.
В.Варфоломеев
―
Историк Андрей Зубов наш сегодняшний гость. Я напомню, что это программа "Персонально ваш". И если у вас есть вопросы к нашему собеседнику, то присылайте их на номер для sms +7 (985) 970 45 45, аккаунт vyzvon в Твиттере.Оксана, прежде, чем ты продолжишь… Я тут смотрю за лентами информационных агентств, и сейчас ТАСС возвращает нас как теме, с которой мы начали. Министр спорта Виталий Мутко говорит: «Легкоатлетка Дарья Клишина, которая получила разрешение ехать в Рио, честно заслужила это право и обвинять ее в предательстве нельзя». Вот это тот случай, когда я с министром спорта абсолютно солидарен.
А.Зубов
―
Безусловно.
О.Чиж
―
Не частый случай, но бывает.
А.Зубов
―
Нет, слава Богу! Всегда как-то легче на душе, когда наши правительственные чиновники говорят разумные вещи.
В.Варфоломеев
―
И еще одна новость, теперь уже от агентства «Интерфакс»: В Санкт-Петербурге жители города начали сбор подписей против установки 80-метровой статуи Иисуса Христа, изготовленного Зурабом Церетели. Сегодня да, появилась такая тема. И выяснилось, что вроде как городские власти в Питере дали поручение рассмотреть этот вопрос об установке, может быть, найти подходящую площадку, какие-то дополнительные условия согласовать. А в местной епархии уже сказали: «Знаете, вообще-то, это не в наше православной традиции - устанавливать такие гигантские памятники. Это 80 метров. Для сравнения – москвичи поймут – это почти как памятник Петру работы того же Церетели, если убрать только верхние ряды парусов, вот как раз с головой Петра будет примерно 80 метров, как планируется сделать для Санкт-Петербурга Иисуса Христа.
А.Зубов: То, что совершил Роскомнадзор, заблокировав эти сайты, это нарушение Конституции. Это откровенная цензура
О.Чиж
―
Я видела в сравнении, по-моему, 20-этажный дом. В одном из изданий посчитали – получилось внушительно.Но дело в том, что даже в той же местной епархии говорят про архитектурный облик города, который пострадает.
В.Варфоломеев
―
Даже об этом заботятся.
А.Зубов
―
Правильно.
В.Варфоломеев
―
На ваш взгляд, уместна подобная гигантомания в том, что касается религии, церкви?
А.Зубов
―
Она вообще неуместна. Даже статуи великим людям - в том же Санкт-Петербурге есть статуи Петра Первого, Екатерины Великой – но они вполне соизмеримы с размерами города, невысокого, кстати говоря, по вертикали. Поэтому это просто бред. И Зураб Церетели в очередной раз демонстрирует полное отсутствие собственного художественного вкуса и, к сожалению, демонстрирует огромный лоббистский талант, который заставляет тем или иным образом отцов того или иного города принимать эти безумные архитектурные проекты.
В.Варфоломеев
―
Но тут он встретил сопротивление совершенно с неожиданной стороны даже вот от представителей РПЦ. Я сейчас хочу спросить слушателей "Эха Москвы": Вот вы бы хотели, например, чтобы в вашем городе появилась 80-метровая статуя Христа? И голосование: Если вы считаете, что да, вашему городу такой монумент вполне подойдет, и вы бы желали, чтобы он появился, позвоните по номеру: 660 06 64.
О.Чиж
―
Если нет, то – 660 06 65. Может быть, среди нашей аудитории есть любители такого жанра.
А.Зубов
―
Я предполагаю, что первый номер – это номер студии Зураба Церетели.
В.Варфоломеев
―
Нет, это номер студии "Эха Москвы". Но для Зураба Константиновича эта линии открыта, разумеется, тоже. Мы пытались сегодня достучаться до него, поговорить, но, к сожалению, не удалось.
А.Зубов
―
Я думаю, в первую очередь первым ее противником был бы сам Иисус Христос, человек очень скромный и себя совершенно не выставлявший.
О.Чиж
―
Нет, ну а что? Я сейчас немножко поработаю адвокатом…
А.Зубов
―
Ну да, в Рио-де-Жанейро стоит же.
О.Чиж
―
Большая достопримечательность, чудесный вид.
А.Зубов
―
Конечно.
В.Варфоломеев
―
Многие туда едут чуть ли не специально для того, чтобы посмотреть на эту статую на одном из холмов, окружающих Рио.
А.Зубов
―
Но, я думаю, что, слава Богу, в Санкт-Петербурге нет холмов, окружающих город…
В.Варфоломеев
―
В епархии уже сказали, может быть, перенести куда-нибудь в залив и роль бы маяка, может быть, он бы исполнял.
А.Зубов
―
Все это ужасно. На самом деле, это безобразная идея. Я очень рад, что епархия очень здесь тверда - это, конечно, очень хорошо для православной традиции. Понимаете, в католической традиции – напомню, что Бразилия – страна, в общем, католической традиции христианства – статуи святых это норма; для православной традиции – это, скорее, исключение. То есть, там есть определенные сюжеты, но их мало. И в этом смысле такая статуя была бы, разумеется, нарушением традиции. Россия, скажем, петровского времени была православной страной, но ведь статуи Иисуса Христа не ставили нигде. Поэтому, мне кажется, что это абсолютное безумие. Но боюсь, что подписи граждан будут здесь мало чего стоить. Вспомним, сколько подписей собирали против кадыровского моста.
В.Варфоломеев
―
Не так много подписей, кстати, Андрей Борисович.
О.Чиж
―
И не так много людей пришли на акцию.
А.Зубов: Церетели в очередной раз демонстрирует полное отсутствие художественного вкуса и огромный лоббистский талант
А.Зубов
―
Тысяч 90 собрали подписей?
В.Варфоломеев
―
Но это по всей стране, и, если угодно, со всего русскоязычного мира. Подписывать мог кто угодно.
О.Чиж
―
Но, если вернуться к истории с памятником – тогда я не очень понимаю, где проходит граница логики и государственно, и церковной. Почему, например, первоначальный проект Владимира, который должен установиться в Москве, он одобрение встречает, а проект Иисуса – нет?
В.Варфоломеев
―
Но все-таки, наверное, ведем речь о разных героях, о разных подходах. С одной стороны, русский князь, пусть и возведенный в лик святых. С другой стороны, основатель, глава церкви.
О.Чиж
―
Так тем более.
А.Зубов
―
Да нет, это разные вещи, разумеется. И кроме того гигантомания и во втором случае совершенно не красит. Вспомните такой замечательный памятник, как 1000-летие России, поставленный в Великом Новгороде. Ведь он же сравнительно небольшой. Он вполне соизмерим со стенами и башнями и двух и трёхэтажными постройками Новгородского детинца. Понимаете, у людей был вкус. Они понимали, что значимость не в величине. В общем, гигантизм – это особенность людей низкого вкуса, которые величиной пытаются заменить художественные качества объекта. Так что здесь для города с такой культурой эстетики городской как Санкт-Петербург, строительство такого… Иисуса Христа – это, конечно, просто вопиющее…
В.Варфоломеев
―
Тут уже что-то фрейдистское напрашивается.
О.Чиж
―
Опасно!
В.Варфоломеев
―
Это к доктору Фрейду.
О.Чиж
―
Ну что, останавливаем голосование?
В.Варфоломеев
―
Конечно, можно подвести его итоги. Не так уж мало – 18% наших слушателей хотели бы, чтобы в их городе появился 80-метровый Иисус Христос, однако. Но большинство – 82% сказали, нет, спасибо, не надо. Кстати, как сегодня сообщают, первоначально Зураб Церетели, если верить сообщениями, предлагал эту статую для города Сочи. Горы, кстати. И, может быть, на фоне этого пейзажа смотрелась такая гигантская статуя более уместно.
О.Чиж
―
Опять-таки немножко вспоминается пейзаж Рио даже. Все-таки крупные ландшафтные формы, они есть…
В.Варфоломеев
―
Море рядом.
О.Чиж
―
Давайте продолжим тему взаимоотношений власти земной и высшей какой-то. Тем более приходят сообщения и слушатели этим интересуются. Вот на прошлой неделе журналисты заметили какое-то отсутствие Владимира Путина в публичном пространстве, которое длилось несколько дней. Вот сегодня по каналам «Интерфакс» пришло сообщение, что президент причастился в Валаамском монастыре. Зачем он туда ездит?
А.Зубов
―
Вы знаете, вообще, я думаю, что президент, тем более, если он причастился, понятно, зачем он ездил – наверное, ездил причаститься. Беда заключается в том, что эти вещи демонстративны. Я вспоминаю, как историк, естественно – я тогда не жил – как Александр I направился в паломничество в тот же самый Валаамский монастырь. Он отплыл на простой лодке с 8-ю гребцами. Он, совершенно никем не замеченный, приплыл на Валаамский монастырь. Он сидел на паперти до рассвета, пока не началась служба - после того как лодку еще потрепало штормиком – и ждал, когда придут первые монахи в храм. Он был одет так, что понять, что это император, было нельзя. Но потом, конечно его узнали, и когда его узнали, он, тоже причастившись, получил благословение и тут же уехал. Вот это поведение реально достойного главы государства. А когда это всё делается с какими-то катерами, невероятной охраной, помпезностью… и патриарх, и президент… Всё это та же самая безвкусица, как и с 80-метровым памятником Христа.
В.Варфоломеев
―
Ведь российские императоры, они считались христианскими государями.
А.Зубов
―
Да, конечно. При этом, по крайней мере, Александр I, который для меня является примером, в общем, русского императора, они себя вели скромно. Даже Николай, который немножко так любил погордиться своим статусом, и то, я помню, его паломничество в Киево-Печерскую лавру – их было два – они были очень скромные: на возке с игуменом вдвоем. Отнюдь вот не так, как сейчас.Видимо, что-то потеряно в нашем обществе, не только в отношении нашей спортсменки Даши, но и в отношении правителей. Люди перестали чувствовать, что можно, что нельзя. Уровень культуры отношения ко всему – к власти, к славе, к какому-то политическому поступку и поступку вообще, в том числе, и спортивному – в нем утерян вкус. Вот эта мера и вкус – то, что отличает, кстати, красоту города Петербурга, оно совершенно потеряно в поведении правителя. Поэтому то, что он поехал причаститься, я как христианин, могу только приветствовать. Очень хорошо, давно, как говориться, пора. Чем больше, тем лучше. Но это его частное дело, его личное дело, тем более, что у нас сейчас не православное государство. И правитель имеет право быть адептом любой религии. Он может следовать ее традициям и канонам, но это его частное дело. Их вообще не надо выставлять на глаза публике. Не надо это превращать в агитматериалы, и тем более, не надо это обставлять с помпой, которая усложняет жизнь массы людей. А я знаю, что даже съемки этих катеров, которые шли в Валааму, они были запрещены ФСБ, всюду сидела охрана ФСО. Кому это нужно?
В.Варфоломеев
―
Да, были такие сообщения. Наш сегодняшний гость в программе "Персонально ваш" Андрей Зубов, историк. Мы продолжим наш разговор после новостей.НОВОСТИ
О.Чиж
―
15 часов, 35 минут. Напоминаю, это дневной эфир, который для вас ведут Владимир Варфоломеев и Оксана Чиж. И персонально ваш сегодня историк и политик Андрей Зубов.
В.Варфоломеев
―
Завершая нашу предыдущую тему, я все пытаюсь понять, должна ли быть эта граница, видимая для общества, между личным и политическим, между личным и публичным в том, что касается религиозных взглядов?
А.Зубов: Россия времен Петра была православной страной, но статуи Христа не ставили. Поэтому, это абсолютное безумие
Вот в США, например, проводились исследования, в ходе которых простые американцы рассказывали, что им импонирует, когда их лидер является человеком верующим. Ну и, собственно, в американской истории, наверное, и не было исключений: все 44 президента были христианами, и программа все из них были протестантами. И причем опросы показывали, что вне зависимости от того, какую религию президент или виц-президент исповедует, для избирателя просто важно, что политик разделяет религиозные ценности как таковые. Но я не припомню, скажем, в период двух каденций Обамы, чтобы он посещал святые места вроде Афона или что там ценно для протестантов, не ездил в Ватикан кроме как с визитом государственным: президент Америки едет к главе государства Ватикан. И он не посещает монастыри, он публично не принимает участия в богослужениях. В Вашингтоне говорят, что тот же самый Барак Обама, он молится ежедневно, но публика этого не видит. Просто публика знает, что из президент – человек верующий и публике это нравится.
Вот нет ли в нашем случае, действительно, перебора? Я сам, как избиратель, как житель над этим задумываюсь.
А.Зубов
―
Вы знаете, конечно, Обама, будучи протестантом, естественно, не ездит к Папе Римскому с личными визитами, не посещает монастыри, которых в протестантской церкви нет, и так далее. То есть особенности протестантского почерка. Я думаю, что он ходит в церковь и участвует в конгреционных богослужениях, и это совершенно нормально. Но этим никто не афиширует. Ведь был католик Кеннеди, который бы мог ездить по монастырям, который, может быть, это и делал, но никогда это не говорил. И, мне кажется, что все эти вещи от плохого вкуса и от непонимания того, что должно быть личным, что должно быть частным.
В.Варфоломеев
―
А, может быть, просто глава государства чувствует, что нет некой опоры. Не случайно же у нас периодически возникают разговоры о том, что да, Конституция запретила некую общую государственную идеологию, но страна в чем-то подобном нуждается. И президент - вот он таким образом нащупывает, куда можно ступить, что можно использовать как эту самую платформу.
А.Зубов
―
Вы знаете, мне трудно сказать. Я в душу Владимира Владимировича залезть не могу, насколько он искренне там причащается…
В.Варфоломеев
―
Исходить из того, что он делает это искренне.
А.Зубов
―
Да, но я бы ему очень серьезно рекомендовал не делать это публично. Потому что… «Поклонись отцу твоему втайне, - говорит сам Иисус Христос, - и то, что делаешь втайне, станет явным». Когда ты все делаешь явно, это называется, в общем-то, лицедейство, и это не приветствуется никогда в христианстве. Другое дело, если это публичные государственные церемонии с участием неких религиозных знаков, как в США присяга президента. Президент присягает на Библии, если он христианин. Если бы, скажем, президентом был иудей, то он бы присягал бы на Торе. Это ясно, это уже не раз Верховный суд объяснял. Но, я думаю, что в принципе и у нас президент мог бы присягать на Библии или на кресте, если он верующий человек, поскольку гражданам важнее видеть, что это для самого присягающего акт высочайшей нравственной важности, которому он не может изменить. И здесь была понятна публичность, и присутствие патриарха, и если это еврей, то присутствие рабе было бы вполне понятно.А вот частные религиозные действия превращать в публичные – это дурной вкус. И, к сожалению, этим дурным вкусом… Ну, и дурной вкус, скажем, при посещении Афона стоять фактически… только не сидеть разве что на троне византийских басилевсов, когда они посещали до 15-го века Афон. Да, монахи могли тоже не от большого ума пригласить Путина из уважения воссесть на этот трон после того, как он лет 600 почти был вакантный. Но, естественно, даже не самому Путину а шефу протокола надо было сказать: «Вы знаете, спасибо, но не надо». Увы, увы и увы... Это такие же печальные вещи – я уже подчеркиваю – как и оголтелая реакция народа на Клишину. Это то же самое, это отсутствие вкуса и отсутствие какого-либо чувства меры, которые, видимо, должны воспитываться ответственной жизнью, ответственной политической жизнью граждан. У нас нет ответственной политической жизни граждан по массе причин. И из-за этого просто правители скоморошничают на глазах у всех.
В.Варфоломеев
―
Давайте перейдем немного к международным новостям. Как гражданина России вас не напугали или, может быть, встревожили результаты последнего саммита НАТО, тем более, что они приняли решение о размещении дополнительных сил на своих восточных рубежах?
А.Зубов
―
Конечно, встревожили. Но я прекрасно понимаю, что первооснова этих решений. И никому не советую забывать, что первооснова этих решений не животная или там атавистическая ненависть Запада к России, как пытаются это выдать официальные пропагандисты глупо и пошло, а это результат того, что Россия совершила агрессию, аннексировала Крым; ведет до сих пор… поддерживает, скажем, ведение войны на востоке Украины, не подтвердила суверенитет Украины на всей ее территории, не исполнила Минских соглашений. Она является латентным агрессором в глазах всего европейского мира, и особенно в глазах тех стран, которые непосредственно примыкают к ее границам. Это страны Балтии, которые, собственно, предшественник нынешней России – Советский Союз – оккупировал, держал в оккупации полвека. Это Польша, разумеется, где в Варшаве происходил этот саммит НАТО.Поэтому это безобразно, что это имеет место; безобразно, что мы довели - мы довели – Запад до того, что он вынужден в противоречие всем договоренностям, которые были когда-то между Горбачевым и западными лидерами после ухода советских войск из Восточной Германии и Восточной Европы, размещать свои вооруженные силы в этих восточно-европейских странах. Я напомню, что очень долго ничего там не размещалось. Там были только вооруженные силы самих этих государств – балтийских, Польши. И западные натовские войска там не были дислоцированы, ни войска, ни техника. Но сейчас положение изменилось. Его спровоцировала сама России, совершив огромную геополитическую, если угодно международную ошибку.
В.Варфоломеев
―
А насколько адекватный и пропорциональный тогда ответ Запада?
А.Зубов: Он поехал причаститься, но это его частное дело. Не надо это превращать в агитматериалы
А.Зубов
―
Я думаю, что он абсолютно пропорционален. Он на самом деле почти символический. Он говорит о том, что Запад будет сопротивляться любой дальнейшей агрессии России. А если вы поедите в Таллин, или в Ригу, или в Варшаву, вы встретите массу людей… или в Хельсинки, кстати говоря, или даже в Стокгольм – вы встретите массу людей, обеспокоенных возможностью дальнейшей российской агрессией. Разговоры о «зеленых человечках» о гибридной войне – они очень распространены повсюду вдоль границы Российской Федерации. И в этом смысле символическое присутствие нескольких тысяч военнослужащих разных стран НАТО – это некоторые залог того, что НАТО не отдаст восточно-европейские страны «на съедение» Российской Федерации, если безумные головы в Кремле заходят продолжения какой-либо агрессии.
В.Варфоломеев
―
А мне почему-то кажется, Андрей Борисович, что если вдруг России захочет вернуть себе, как это было в 40-х годах Латвию, Литву, Эстонию и предпримет какие-то конкретные действия, ничего НАТО делать не будет. Оно испугается вступать с нами в серьезный конфликт какие бы заявления они сейчас не делали.
А.Зубов
―
Я думаю, что уже то, что сделано к сегодняшнему дню, это исключительно много. Потому что система санкций, в общем, разрушила и так уже очень слабую нашу экономику. И мы сейчас катимся к экономическому коллапсу. Так что без всякой войны все это сделано. Мне кажется, что сейчас в Кремле уже никто не будет разворачивать агрессию. Сейчас думают о том, как бы ее свернуть. Но страны, пережившие ужас, я бы сказал, весны и лета 14-го года – вот эти балтийские страны – они хотят гарантий. Я сам бывал в это время и в Варшаве и в Риге, и я помню, как меня все буквально на улицах спрашивали, будет – не будет, нападут - не нападут. А какие-то люди ждали этого, особенно русскоязычные какие-то ждали этого, какие-то потирали руки. Так же всегда бывает, это же естественно. Я напомню, что в 2004 году американский госсекретарь прибыл в Варшаву на годовщину Варшавского восстания 1944 года, и там сказал, что никогда больше США не предадут Польшу, как они ее постыдно предали тогда, во время войны, передав ее фактически Сталину. И, я думаю, что они исполнят это свое обещание.
О.Чиж
―
Польские издания сегодня пишут о городе Санок, где власти решили демонтировать памятник благодарности Красной Армии. Это часть большой кампании, о которой сообщалось, она по всей стране проходит. Вот эта кампания, эта общественная реакция, которая вылилась в такую политику – это тоже результат того, что Россия это спровоцировала и результат политики России последних лет, или все-таки это отдельная болезненная проблема с памятью, которая вне зависимости от всего развивается?
А.Зубов
―
Вы знаете, это и то и то. Если между Польшей и Россией сложились бы сейчас совершенно радужные и достойные отношения, если мы бы дали всю информацию по рухнувшему самолету в Катыни, потом бы дали всю информацию – у нас до сих пор засекреченная информация по Катыни – дали бы всю информацию по Катыни; дали бы всю информацию о том, как, к сожалению, убивали, морили голодом жен и детей тех поляков, которых расстреляли в Катыни и в Медном, а их все семьи отправили в Казахстан, и там многие умерли от голода, от нищеты, притеснения, то есть была совершено невероятное преступление – если бы мы во всем этом покаялись, поставили бы монументы, я уверен бы, что и к нашим воинам было бы другое отношение. Потому что у поляков какое отношение к нашим воинам? Воины освобождали – Сталин порабощал. Это разные вещи. Воины, действительно, освобождали Польшу от нацистов, но одновременно отряды НКВД воевали не только с нацистами, но и с Армией Крайовой.
В.Варфоломеев
―
Простой человек может отделить одно от другого?
А.Зубов
―
Я думаю, что любой человек, если ему немножко эти вещи объяснить, сможет отделить, если только при одном условии: если мы расскажем правду о преступлениях, которые творила советская власть в Польше даже во время войны, не грубо говоря уже о послевоенном времени.
В.Варфоломеев
―
Но Сталин забирал не только Польшу. Я в том году бы впервые в Чехии и в Словакии, и там огромное количество памятников Красной Армии, и эти монументы стоят на центральных площадях чешских и словацких городов. Там нет этой проблемы, а в Польше она есть.
А.Зубов: Присутствие военнослужащих НАТО – залог того, что НАТО не отдаст восточно-европейские страны «на съедение» РФ
А.Зубов
―
Да. А разница заключается в том, что в Чехии и Словакии практически не было до 44-го года повстанческого движения. Чехи, в общем, смирились. И чтобы устроить бомбу для Гейдриха (которую некоторые наши слушатели помнят), надо было засылать группу из Великобритании. А в Польше воевала огромная, порядка 200 тысяч армия, которая подчинялась лондонскому правительству. Эту армию уничтожали сначала немцы, потом – коммунисты из Москвы, Сталин уничтожал. Пригласил на переговоры руководство Армии Крайовой в конце 44-го года, всех арестовал, хотя обещал полную неприкосновенность, и почти никто не вернулся обратно в Польшу, все погибли в наших застенках.Так что у поляков другие счеты. Для них русская армия не только освободитель, но и поработитель и изничтожитель. И оттого, как бы они к ней отнеслись, зависит то, как сейчас Россия бы относилась к Польше и к общей исторической памяти. Была бы она соучастником, если угодно, разоблачения преступлений сталинщины, я думаю, она бы приветствовалась. И даже статуи бы не ломались. А если она является практически продолжателем этой исторической памяти советского периода и замалчивателем правды, то тогда достается, к сожалению, и памятникам.
В.Варфоломеев
―
Не только у нас непростые отношения складываются с соседями на почве того, что происходило когда-то в совместной далекой истории. Вот сегодняшний день, я имею в виду просто календарный – 11 июля в Польше может быть объявлен национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан Речи Посполитой. Но речь идет о так называемой Волынской резне - то, что случилось в 43-м году. А ведь пытается Киев наладить, немножко сгладить эти противоречия. И впервые, по-моему в истории, Петр Порошенко, когда был на саммите НАТО, приходил с цветами к монументу жертв этой Волынской резни. Но между тем польский Сейм рассматривает вопрос как раз об объявлении дня геноцида. Теперь Верховная рада задумалась, как на этот отвечать. Насколько это серьезный момент, осложняющий польско-украинские отношения?
А.Зубов
―
Я думаю, так и отвечать. Надо признавать, потому что то, что произошло в 43-м, 44-м году на Волыни, это, конечно, геноцид. Это геноцид поляков, да. Так же, как немцы осуществляли геноцид евреев, потому что убивали не каких-то там… Скажем, могло быть соперничество двух армий подпольных – это украинской ОУН и Армии Крайовой – потому что украинцы считали Восточную Польшу Украиной, а поляки считали Западную Украину Польшей. Но было уничтожение женщин, детей, стариков, повальное уничтожение городков и местечек. И это, безусловно, геноцид. Но геноцид не объявленный никакой государственной властью – никакой государственной власти на Украине тогда не было, - но это геноцид, который проводили эти силы, кто вели борьбу и с поляками и, кстати, и с Красной Армией тоже. И мы знаем, что во главе этих… ну, правда Бандера не стоял, он сидел в лагере немецком, между прочим – но люди, которые были ему близки, они продолжали вот эту борьбу…
А.Зубов: РБК – это очередной труп независимого средства массовой информации
В.Варфоломеев
―
Это была Украинская повстанческая армия и запрещенная у нас организация украинских националистов ОУН.
А.Зубов
―
Да, да. Это было именно то самое. И масштаб, конечно… это не то что в одной деревне что-то сделали – это тоже ужасно, но всякое бывает во время войны. Это была, конечно, масштабная акция, в которой погибло огромное количество людей. И, я думаю, Рада не должна следовать по пути турецкого парламента, который до сих пор отказывается признавать армянский геноцид.Я, например, когда написал статью об армянском геноциде, мне из турецкого посольства прислали целую сумку книг, где доказывают, что никакого геноцида там не было. На английском там языке… По-моему, они сгоряча и на турецком что-то положили.
Но, я думаю, надо признать. Другое дело, что эти вещи можно объяснить, что, конечно, это геноцид не на пустом месте, конечно, это не из-за нелюбви поляков к украинцев, которая была тысячу лет – это, конечно, глупости все. Во много это из-за неправильной политики самого польского правительства в предвоенные годы, в том числе, того же самого Пилсудского, который очень способствовал заселению поляками украинских и белорусских земель востока Польши - так называемое осадничество – это известное понятие. И в этом смысле, если стоит в Польше, в Варшаве на месте, кстати, взорванного поляками в 20-е годы православного собора, памятник Пилсудскому, то почему не должен стоят памятник Бандере на Украине? Вот это, понимаете, такие сложные вещи, где, видимо, надо много говорить историкам…
В.Варфоломеев
―
А политикам?
А.Зубов
―
А политикам надо признать это геноцидом. Кстати, Бандера в нем не виноват лично, поскольку он сидел в лагере в этом время, никаких приказов отдавать не мог, так же, как его ближайшие несколько сторонников. Немцы их очень боялись. Но то, что это геноцид – да, это геноцид.
В.Варфоломеев
―
Сегодня мы много говорили об истории, о том, как она вмешивается в нашу сегодняшнюю жизнь.
О.Чиж
―
Нигде она не закончилась.
В.Варфоломеев
―
Гостем радио "Эхо Москвы" в программе "Персонально ваш" были историк, доктор исторических наук Андрей Зубов. Андрей Борисович, больше вам спасибо!
А.Зубов
―
Я очень рад.
В.Варфоломеев
―
Приходите к нам еще. Программу провели Оксана Чиж и Владимир Варфоломеев.