Артемий Троицкий - Персонально ваш - 2016-03-31
Д.Пещикова
―
Андрей Позняков, Дарья Пещикова и персонально наш и ваш сегодня журналист, музыкальный критик Артемий Троицкий.
А.Троицкий
―
Здрасьте, юноши и девушки и дорогие радиослушатели.
А.Позняков
―
Здравствуйте. На одной из первых позиций, общеполитических, общих новостей, это история с возможным сносом советских памятников в Польше. Институт национальной памяти польский призывает власти демонстрировать сотни памятников советским воинам. Там есть исключения, они говорят, что не надо трогать места захоронений, но памятники из других мест, по мнению президента института, Лукаша Каминского, нужно перенести в одно место и там как в музее они будут храниться.
Д.Пещикова
―
Типа нашего Музеона.
А.Позняков
―
Как относитесь к такой идее?
А.Троицкий
―
Равнодушно. Я так думаю, что если бы там стали сносить памятники Ленину, то это и вовсе было бы вполне оправдано. Ну, был такой фильм «Ленин в Польше». Ну и хватит. Памятники военнослужащим? – ну, не знаю. Они Польшу, с нашей точки зрения, освобождали, с точки зрения поляков освобождали, и тут же сразу оккупировали. То есть, это спорный вопрос. В любом случае, насколько я понимаю, эти памятники бульдозерами никто не сносит, а просто была высказана какая-то рекомендация. По-моему, это малоинтересная тема.
А.Позняков
―
А это ударяет, по-вашему…
А.Троицкий
―
Пусть поляки сами занимаются своими делами и своими памятниками.
А.Позняков
―
По памяти о фашизме это ударяет, как вы думаете, - им ставят в вину, что они на самом деле тем самым стирают память о том, какой ужасный фашизм, какая тяжелая борьба была с ним, сколько человек погибло в этой войне.
А.Троицкий
―
Ну, опять же, с какой стороны посмотреть. Фашизм ужасен, спора нет. Но для поляков коммунизм и большевизм ничуть не лучше, чем фашизм. Жертв тоже было предостаточно. Так что я думаю, что все эти споры, все это бесконечное смотрение и глядение в зеркало заднего вида, по-моему, мало что дает. Можно спокойно без этого в жизни обойтись.
А.Троицкий: Вся сегодняшняя Россия это музей России: все, что у нас было – все в прошлом.
Д.Пещикова
―
Но российские политики уже начинают сейчас критиковать, возмущаться.
А.Троицкий
―
Для российских политиков это хлеб. У нас вообще вся страна посвящена прошлому. То есть сегодняшняя Россия это, с одной стороны, полный разнос и разброд, а с другой стороны такой музей России: все, что у нас было – все в прошлом. Там тебе и великая победа, и великая империя, и завоевания, и заболевания, и все остальное. Поэтому, поскольку о будущем у нас сейчас вообще не говорят по той простой причине, что будущего этого никакого не просматривается при нынешней политике, все разговоры идут о прошлом. Поэтому естественно, как только где-то кого-то тронут, выскажутся, какой-то памятничек снесут, - тут же вся эта наша доблестная рать этих идиотов выступает дружными шеренгами и колоннами на защиту каких-то непонятных символов из прошлого. Не знаю, я думаю, что для российских политиков это, естественно, хлеб. Но я считаю, что нормальные граждане вообще на эту тему париться не должны.
А.Позняков
―
Давайте к музыке обратимся. Самое громкое – во всяком случае, среди обсуждавшихся у нас в эфире тем за прошедшую неделю – это история с заявлениями композитора Юрия Лозы. Сначала он выразил мнение, что Кит Ричардс из «Rolling Stone» не очень хорошо играет, потом он уточнил, что на самом деле имел в виду, что Ричардс играет плохо, а Ричи Блэкмор хорошо. И тут же в интервью «Ленте.ру» он выразил интересное мнение о том, что – цитирую: «западная музыка она не наша, потому что корни русской музыки лежат в традиционных плачах, минорном строе души, а темнокожие свои мелодии могли выстукивать на коробке, не понимая традиционного музыкального строя». Есть у нас какая-то русская музыка с какой-то русской основой?
А.Троицкий
―
Здесь имеется в виду русская народная музыка, и были прекрасные мастера, кстати говоря, настоящие композиторы. Потому что «композитор Юрий Лоза» уже само по себе звучит комично. Был Дмитрий Покровский и его замечательный ансамбль, наши фольклористы, которые собирали прекрасный русский древний деревенский фольклор. И есть такая музыка, и есть, в том числе, и плачи. Но точно так же есть и плясовые и хороводные, и сводить всю русскую музыку к одному этому заунывному стону, как бы этого кому ни хотелось, но это никак не получается. Все-таки русские веселиться тоже умели и делали это очень даже неплохо.Сейчас, конечно, стон стоит по всей Руси великой - это понятно. Ну и Лоза, естественно, тут приплелся со своими теориями, оправдывающий этот самый стон, хотя его итак можно оправдать самыми логическими соображениями.
Лоза, конечно, парень такой, не до конца умный, - скажем так мягко. Он подставился этими своими высказываниями. Потому что мог бы просто сказать, что группа «Deep Purple» ему нравится так же, как Дмитрию Медведеву. А группа «Rolling Stone" и «Led Zeppelin» ему не нравятся. По его скромному мнению. Тогда, естественно, ни у кого претензий к нему не было бы – мало ли что кому нравится, а кому не нравится. Я, скажем, терпеть не могу группу «Queen», тоже в высшей степени авторитетную и почитаемую многими. А меня дико раздражает и вокальная манерность Меркьюри, - кстати, я из-за этого один раз с Земфирой поцапался просто не на шутку в одной частной беседе. Потому что она его обожает, а я совсем наоборот. Ну и так далее. То есть, есть у меня какие-то аргументы и я их охотно предъявляю – почему мне лично не нравится группа «Евин».
Д.Пещикова
―
А почему тогда заявления Лозы имеют такой успех?
А.Троицкий
―
А заявления Лозы они были не то, что «нравится-не нравится, спи, моя красавица», а заявления эти как бы претендовали на какую-то…
Д.Пещикова
―
Авторитетность?
А.Троицкий
―
На объективность. Он же сказал, что Кит Ричард не попадает в ноты, и что у него гитара всю жизнь нестроит, а Мик Джаггер не попадает в ноты, а музыка «Led Zeppelin» вообще вся одинаковая и бездарная. Но это высказывание очевидно смехотворное. Это примерно то же самое, что сказать, что, скажем, русский писатель Лев Толстой ни фига не знал русского языка, постоянно путал падежи, делал грамматические ошибки и вообще писать не умел.
Д.Пещикова
―
А я – классный.
А.Троицкий
―
Понятное дело, что это чушь собачья. И любому человеку, необязательно даже обладающему абсолютным слухом и музыкальным образованием, понятно, что это не так. Так что он тут взял и подставился.
А.Позняков
―
Тут вопрос возникает – а дело не в личности Юрия Лозы? Ко всем была бы такая же претензия, слова любых музыкантов вызвали бы такую же реакцию, в том числе и негативную? Например, если бы Кит Ричардс о других музыкантах так говорил?
А.Троицкий
―
Дело в том, что Кит Ричардс не является клиническим идиотом.
Д.Пещикова
―
Давайте не будем так.
А.Троицкий
―
А если он о ком-то так высказывается, то делает это, по крайней мере, аргументировано и со знанием дела. Я думаю, что личность Юрия Лозы вообще никого не интересует. То есть некоторые малосимпатичные личности, - скажем. Стас Михайлов, - ну, это как бы человек известный.
Д.Пещикова
―
Для многих много симпатичный.
А.Троицкий
―
Да-да. Это человек известный, его мнение кого-то интересует. Юрий Лоза вообще всплыл из какой-то тины, куда его засосало еще лет 30 тому назад, и с тех пор о нем никто не вспоминал.
Д.Пещикова
―
А если бы Михайлов или Лепс сказали то же самое?
А.Троицкий
―
Если бы то же самое сказал бы Лепс, - опять же, думаю, Лепсу хватило бы тактичности так не высказываться, - думаю, что на эту тему разговоров было бы гораздо больше и это, может быть стали бы обсуждать более оживленно, и не с одной стороны, поскольку тут, понятное дело, игра в одни ворота: ну, человек сморозил идиотизм – ну все, приехали. Думаю, что если бы это сказал кто-то на самом деле значимый и авторитетный, то разговоров было бы больше и может быть, споры даже какие-то возникли. Здесь же ситуация абсолютно бесспорная.
Д.Пещикова
―
С другой стороны, кто про Лозу вспоминал в последнее время и так активно его обсуждал?
А.Троицкий
―
Никто.
Д.Пещикова
―
А теперь зато, хоть и в таком контексте, его обсуждают. Может быть, это такая целенаправленная своеобразная пиар-акция?
А.Троицкий
―
Я немножко знаю Лозу лично, однажды мы с ним в поезде ехали, в купе, в СВ из Москвы в Петербург и довольно долго разговаривали. Он парень, как мне показалось, весьма простодушный и не особо ушлый. То есть, я уверен практически в том, что конечно, это не какая-то продуманная акция Юрия Лозы, призванная привлечь к нему внимание спустя 30 лет полного забвения.Если бы это был бы, скажем, Сергей Шнуров, то это другое дело – вот это профессиональный провокатор, человек, имеющий опыт профессионального пиарщика, и так далее. Вот он мог бы что-нибудь такое сделать. А Лоза нет, конечно. Это у него все от особо выдающихся умственных способностей, я думаю.
А.Позняков
―
Раз у нас всплыл Ленинград, давайте обратимся к нему. Новость про смену состава вокалисток, про уход Вокс, мне кажется, тут все более или менее понятно – человек пошел делать карьеру дальше. Но удивительная совершенно история с набором новых вокалисток, поговаривают, сам он писал, что, дескать, подобрал девчонок, которые стриптиз пришли танцевать на вечеринке. Это такая провокация, или это действительно будут новые Вокс, которые когда-то смогут делать сольную карьеру?
А.Троицкий
―
Во-первых, я так думаю, что Вокс не ушла, а Вокс уволили. Не думаю, что она ушла бы по своей воле. Полагаю, что Сергей Шнуров просто-напросто дал ей «от ворот поворот». По каким причинам – не знаю. Я со Шнуровым в последнее время не общался, вопросов ему на интимные темы не задавал.
Д.Пещикова
―
Но судя по его комментариям, он начал говорить, что слишком она «зазвездилась».
А.Троицкий
―
Очень может быть. На самом деле это первая причина, которая приходит в голову. Надо сказать, что роль Серёги Шнурова в группировке «Ленинград» точно такая же, как роль Путина в российском государстве. То есть, «Ленинград» - это Шнуров Россия, как нам было сказано каким-то столоначальником из президентского аппарата – это Путин. И это на самом деле так. То есть, Путин, скажем, ни с кем, как известно, не советуется. Захотел, - ввел, захотел, - вывел. Скажем, войска в Сирию, а потом из Сирии.Точно так же Шнуров. Захотел – ввел солистку Алису, захотел – вывел. До этого у него, кстати, тоже была очень приличная, на мой взгляд, так и даже более интересная, чем Алиса Вокс солистка по имени Юлия Коган.
Д.Пещикова
―
Но она вроде из-за беременности ушла, или там тоже?
А.Троицкий
―
Вот я свечки не держал, ничего не знаю. Но, во всяком случае, не стало ее в группировке «Ленинград», - не стало и ничего, все в порядке. Спрашивать Шнурова, зачем он это сделал, это точно так же бесполезно, как спрашивать Путина, почему он что-то такое сделал, - так надо. Это государственные интересы группировки «Ленинград». Он там Альфа и Омега, хозяин-барин. В России - Путин ВВ, в «Ленинграде», в группе Шнуров СВ.
Д.Пещикова
―
Но Шнуров хотя бы не пытается декларировать какой-то демократии, все-таки у него коллектив, наверное, имеет право как основатель.
А.Троицкий
―
Какая может быть в коллективе демократия? У коллектива имеется лидер, имеется такой музыкальный лидер, так же, как национальный лидер. В «Ленинграде» это Шнуров, он может всех уволить подчистую, то есть, просто наголо выбрить весь состав группы «Ленинград» и набрать себе негров или таджиков в этот коллектив – это его полное право, хозяин-барин.
А.Позняков
―
То есть, политика подчеркнутого самодурства?
А.Троицкий
―
А вот необязательно это самодурство. Вот у Путина это самодурство, а может быть, и нет, впрочем – кто его знает? У Шнурова – он-то человек способный, он человек талантливый. Он, в общем, думаю, держит в голове какие-то соображения, какую-то тактику-стратегию, и так далее. Во всяком случае, до сих пор – ну, он вот с конца 90-х годов держится на плаву как никто из наших музыкантов и по-прежнему не только какие-то ностальгические бабки зарабатывает, но и пишет новые песни и снимает какие-то сенсационные видеоклипы – в общем, чувствует себя вполне неплохо и очень даже успешно. И никаких кризисных явлений типа как у нашего государства в области экономики, у группировки «Ленинград» не наблюдается. Напротив, бабло…
Д.Пещикова
―
Течет и течет.
А.Позняков
―
Такого бы президента нам.
А.Троицкий
―
…как из рога изобилия. Вот именно. И я думаю, что обсуждать какие-то телодвижения и кадровые решения Шнурова это абсолютно бессмысленно. То есть, он знает, что делает.
Д.Пещикова
―
Слушайте, как вы думаете…
А.Троицкий
―
И его аудитория ему верит.
Д.Пещикова
―
Действительно, как он сам говорит, он может из любой средней певички сделать звезду? Кого бы он ни взял, он сможет раскрутить?
А.Троицкий
―
Ну, если он сделал звезду из Алисы Вокс, которая, на мой взгляд, очень средняя певичка и движется примерно с изяществом заводной куклы, думаю, что может, на самом деле эти девушки – из стриптиза вы говорите?
Д.Пещикова
―
Мы не знаем.
А.Троицкий
―
Ну и отлично. Снял в бане девчонок, сделал их звездами. Это, я думаю, вполне возможный вариант. Собственно, кто может Шнурова за это дело укорить? В конце концов, ни одно животное, даже не один человек не пострадал в результате этой самой акции. Единственное, что мне не понравилось во всем этом деле – правда, я посмотрел концертную видеозапись, клипа еще нет, а может, еще и не будут, дай бог – песенки с этими самыми девушками. Это песня про какие-то «очечьки у Собчачьки» - что-то такое про Ксению Собчак и ее очки. Вот песня ужасная. При том, что я, скорее, поклонник Сергея Шнурова, да и знаю его очень давно лично и неоднократно им восхищался, но вот это худшая песня, пожалуй, из всего, что я слышал когда-либо в исполнении группы «Ленинград». Очень пошлая. Причем, какая-то вымученная песня. То есть, явно он что-то хотел сделать в духе последних сочинений по поводу «лабутенов», но в данном случае музыка просто откровенный, голимейший кабак. Очень плохая музыка, очень банальная.
А.Позняков
―
Там есть какая-то роль солисток?
А.Троицкий
―
А они поют эту песню.
Д.Пещикова
―
Но они же не пишут, они поют, что дают.
А.Троицкий
―
Вот это и плохо. К солисткам вообще претензий нет, это марионетки, как в песне Макаревича. А вот то, что песня явно крайне неудачная, какая-то вымученная и жалкая, я бы сказал, песенка – говорю об этом, кстати говоря, вовсе, не будучи поклонником Ксении Собчак - вот это вот уже как раз гораздо более тревожный сигнал. Поскольку если эта тенденция будет продолжена, то группа «Ленинград» станет просто кабацкой группы, чем-то вроде группы «Руки вверх» или «Дискотека Авария», но с матом, естественно. Но это было бы, конечно, довольно обидно. Поскольку парень он, как я уже говорил, талантливый и способен на гораздо большее.
Д.Пещикова
―
А почему, возвращаясь к «Лабутенам», эта песня стала такой популярной? Даже не сама песня, а клип, скорее?
А.Троицкий
―
Думаю, что скорее видеоклип. Хотя припев этой песни тоже довольно цепляющий, как говорят в попсовых кругах. Ну, мне кажется, что тало он популярным в основном потому, что это такой клип для семейного просмотра. Каждый член семьи может найти в нем что-то для себя. То есть, мужские половые шовинисты говорят: «вот эти телки ради нас на все готовы, ха-ха-ха - о, портки поехали, о, мордой стукнулась»- очень приятно это все видеть жлобскому нашему мужчинскому человеку.Девушки, напротив, - с одной стороны, тоже узнают себя во всем этом – я слышал уже от нескольких такие признания: «ой-ой, у меня было что-то такое», аналогичное, - узнают себя. С другой стороны, все это смешно. С третьей стороны, вроде как «а у других еще хуже бывает», - что тоже естественно, приятно.
А.Троицкий: Я терпеть не могу группу «Queen». меня дико раздражает вокальная манерность Меркьюри
Д.Пещикова
―
А те, кто себя не узнает, позлорадствовать могут.
А.Троицкий
―
Да. Ну, феминистки, естественно, могут позлорадствовать. Хотя, с другой стороны, для феминисток этот клип, конечно, это просто как красная тряпка для быка, точнее, для коровы. Так что, - да, много есть у этого клипа плюсов. И в этом, кстати, великая сила Сергея Шнурова. Он, как профессиональный пиарщик и маркетолог, он вот эти штуки просекает, конечно, как никто.
Д.Пещикова
―
Я читала историю создания клипа – насколько я понимаю, клипы вообще делает в последнее время одна и та же контора, а сам Шнуров не принимает участия в разработке сценария.
А.Троицкий
―
Ну, так вы и поверили. Естественно, он может не принимать участие в разработке сценария. Но что касается идеи клипа, что касается его окончательного варианта, - как вы понимаете, его Шнурову показывали, и Шнуров говорил: вот это клево, а вот это на фиг. Так что он имеет к этому самое прямое отношение.
А.Позняков
―
Хочется про Шнура-Путина – все группы так устроены, с абсолютной властью лидера, с отсутствием возможности выбиться на равных или стать рядом?
А.Троицкий
―
Естественно, не все группы так устроены. Я бы сказал, что, в общем, это такая российская модель. Потому что если говорить о тех же «Beatles» и «Rolling Stone», «Led Zeppelin», то там таких единоличных лидеров-диктаторов не было. И даже в нелюбимой мною группе «Queen». Там тоже были, с одной стороны фронтмен-Меркьюри, с другой стороны музыкант Брайан Мей.У нас – да, как-то так повелось, что «Аквариум» это Гребенщиков, «Алиса» - Кинчев, ДДТ - Шевчук . «Кино» - Цой. Честно говоря, я не знаю, почему так происходит, но тенденция, несомненно, имеет место.
Д.Пещикова
―
А есть какие-то исключения у нас?
А.Троицкий
―
У нас – ну, я бы сказал, среди групп знаменитых таких исключений почти нет. Ну, может быть, группа «Аукцыон» - с одной стороны имеется Лёня Федоров, прекрасный гитарист. С другой стороны еще один парень, клавишник у них пишет все тексты, с третьей стороны Олег Гаркуша такой шоумен-фронтмен, и так далее. Но это. Скорее, исключение, а не правило.
Д.Пещикова
―
А группа «Воскресенье», которая недавно, кстати, отличилась на концерте в Крыму?
А.Троицкий
―
У группы «Воскресенье» такая довольно долгая и травматическая история. У «Воскресенья» было фактически три, а иногда даже четыре лидера. То есть, был Костя Никольский, был Андрей Сапунов, Алексей Романов, по-моему, единственная константа в группе «Воскресенье», еще некоторое время там Женя Маргулис подвизался. Так что «Воскресенье» можно считать еще одним исключением, но эта группа немного другого плана, это такая группа солистов, тем более что, скажем, то т же Маргулис и тот же Костя никольский - они в «Воскресенье» долго не продержались. Но они там пели свои песни. То есть, просто была группа, а у нее было несколько лидеров, каждый из них вел свою репертуарную линию. Это вообще редкий случай.
Д.Пещикова
―
А вы слышали историю про то, как их на выходных минувших забросали яйцами на концерте в Крыму?
А.Троицкий
―
Я читал эту историю, и там какие-то совершенно противоречащие друг другу версии. Кто-то говорит, что Лёша Романов сказал, что Андрей Сапунов не поехал в Крым в знак протеста, сам Романов сказал, что ничего подобного, что он сказал, что Сапунов заболел.
Д.Пещикова
―
Кстати, я читала разные комментарии самого Романова. Одной из радиостанций он давал интервью по этому поводу и, в общем, признал, что - да, сболтнул, не совсем правильно выразился.
А.Троицкий
―
То есть, если неправильно выразился и если участник группы сознательно не поехал на гастроли в Крым, то я думаю, было бы правильнее со стороны коллектива проявить солидарность со своим другом и товарищем и не ехать туда вообще. Это мое личное мнение. А если уж поехали, тогда надо придерживаться официальной линии.
А.Позняков
―
Какой-то угрожающий кризис в группе, получается, если у них такие расхождения.
А.Троицкий
―
Ну, мне трудно сказать. Насколько мне известно, крымская история не только по семьям прошла, но и по музыкальным группам. Скажем, в «Машине времени», насколько мне известно, там тоже имеется, с одной стороны, Андрей Вадимович и его фракция, с другой стороны некоторые другие члены группы, которые взглядов Макаревича на украинскую войну не разделяют. Так что эта история, конечно, тяжелая и каким образом выживать творческим коллективам в такой парадигме, конечно, большой вопрос.
Д.Пещикова
―
Про Макаревича мы знаем и многие знают, а еще какие коллективы так пострадали?
А.Троицкий
―
Мне трудно сказать. Это я сейчас если начну вспоминать, мы потеряем массу драгоценного времени.
А.Позняков
―
Вопрос про такие условно-олигархические группы – оказывается ли «Воскресенье» в заложниках отсутствия какой-то единоличной власти, потому что получается, что продюсер имеет гораздо больше власти в такой группе, гораздо больше полномочий, нежели сами солисты.
А.Троицкий
―
Я не знаю. Если говорить об искренней музыке, если говорить об искусстве вообще, то, в общем, оно создается, конечно, по гораздо более глубоким законам, чем всякие эти продюсерские продукты. Я думаю, что естественно, роль коммерции, роль так называемого «бабла», она неадекватно высока, к сожалению, даже в таком искреннем, казалось бы, безбашенном жанре, как рок-музыка. Поэтому думаю, что тут дело не в политике и не в диктате продюсера. Думаю, что дело, на самом деле, просто в том, что было сделано выгодное коммерческое предложение и ребята решили, почему бы на него не согласиться.
А.Позняков
―
Спасибо большое. У нас в эфире Артемий Троицкий. Мы сейчас прервемся и вернемся через несколько минут.НОВОСТИ
А.Позняков
―
Продолжаем программу. В эфире журналист, музыкальный критик Артемий Троицкий.
Д.Пещикова
―
Артемий хотел, насколько я понимаю, добавить…
А.Позняков
―
Про слова Мединского?
Д.Пещикова
―
По поводу всего.
А.Троицкий
―
Да, «в связи с вскрывшимися обстоятельствами» - по поводу памятников. Во-первых, там какой-то умник из партии «Справедливая Россия» сказал, что на снос памятников мы ответим сокращением импорта консервов из Польши. Ну, вот это, конечно… - смешно, да?
Д.Пещикова
―
Наш асимметричный ответ.
А.Троицкий
―
Да. Тут памятник солдатам, а тут чем мы можем ответить? – а мы у них консервы не будем покупать.
А.Позняков
―
А мы их тушёнку есть не будем.
А.Троицкий
―
Они что, эти депутаты, они сами не понимают, что ли, насколько тупо, жалко и неадекватно они выглядят с такого рода выступлениями?
Д.Пещикова
―
Наверное, не понимают. Сколько у нас эмбарго ввели в ответ на санкции, и нормально.
А.Троицкий
―
Ладно.
Д.Пещикова
―
Это продолжение стандартной линии. Которая у нас была взята.
А.Троицкий
―
Дело в том, что эмбарго ввели за более существенные действия с нашей стороны.
Д.Пещикова
―
Нет, эмбарго это то, чем мы ответили.
А.Троицкий: Юрий Лоза всплыл из какой-то тины, куда его засосало еще лет 30 тому назад
А.Троицкий
―
Послушайте, ребята, я кто? – я музыкальный критик. А вы меня каким-то эмбарго грузите. Вот это вот, пожалуйста, к Алексашенко – вот пусть он вам все про эмбарго и рассказывает.
Д.Пещикова
―
Нет, мы это все к тому, что еду у нас запрещали в ответ на санкции. Теперь хотят опять еду запретить в ответ на снос памятников. Мы все время в последнее время еду запрещаем в ответ н что угодно.
А.Троицкий
―
Понятно. Ну, ничего, гречка останется – благо, что ее больше нигде в мире не едят. И как ни странно, я считаю, что довольно адекватно высказался как раз министр культуры пресловутый по фамилии Мединский, который сказал, что для самих поляков это должно быть оскорбительно. Вот я думаю, что это примерно так же. Как то, что вы сейчас. Скорее всего, будете меня спрашивать про свадьбу Гуцериева. Вот мне совершенно до лампочки и Гуцериев и все его потомство.
Д.Пещикова
―
А вот вы сами сейчас заговорили, а мы и не собирались даже спрашивать.
А.Троицкий
―
И неясные доходы, и так далее. Я считаю, что те, кому должно быть стыдно на самом деле, как полякам за снос памятников, так вот это Стингу, Элтону Джону, Алле Пугачёвой, - ну, Алле Пугачёвой в меньшей степени, она все-таки женщина местная, может, ее что-то связывает с кланом Гуцериевых. Но вот этим людям точно должно быть стыдно. Я так думаю, что вряд ли они хоть кому-нибудь у себя на западе рассказали о том, что они поучаствовали в этом мероприятии. Потому что, в общем, для тамошних артистов класса «А», Стинг, Элтон Джон, Бьёнсе, кстати, несомненно, и может быть даже щекастая Дженнифер Лопес – это все-таки артисты класса «А», это статусные артисты, несомненно.Вот для них выступать на корпоративах, тем более, на свадьбах и похоронах – это позор. То есть, они…
Д.Пещикова
―
Даже если хорошо заплатят?
А.Троицкий
―
Они это делают подпольно. Это точно так же, как известно, что были некоторые голливудские актрисы, которые за огромные деньги подвергались - ну, не сексуальной, но скажем так – светской консумации со стороны арабских шейхов, скажем. То есть, они приглашали какую-нибудь Бриджит Нельсон и так далее, чтобы она у них там « ты ходи, ханум, ходи» взад-вперед и тряси своей блондинистой гривой. Это позор. Это то, о чем говорить не принято, что принято скрывать. Поэтому я думаю, что никакой Стинг и Элтон Джон, они, естественно, этого никак не оглашают в своих родных Британиях, Америках и так далее. И что им должно быть стыдно за это. Это действительно позорище для богатых и, в общем-то, в далеком прошлом, довольно неплохих артистов.
А.Позняков
―
То есть, дело даже не в «пире во время чумы», в чем винят Гуцериева и всех сопричастных, дело даже не в социальном расслоении?
А.Троицкий
―
А вот тут я солидарен с пресс-секретарем Песковым. То есть, у богатых свои причуды, пусть делают, что хотят. То есть, если вы хотите разобраться с «пиром во время чумы», то сначала узнайте, откуда у Гуцериева такие бабки. Вот это будет уже серьёзный разговор. На какие такие денег были приглашены такие-то-такие-то? А чтой-то вы у нас тут раздражаете население? И, опаньки, – начали копать. И естественно окажется, что так же, как и у всех отечественных олигархов, деньги имеют более чем сомнительное происхождение – посадить. Вот так примерно надо разбираться в таких случаях. А так вряд ли разбираться, кто захочет. Тем более, кстати, что с Гуцериевым уже была попытка разборок.
Д.Пещикова
―
А в происхождении денег, кстати, музыканта Сергея Ролдугина, про которого написали наши коллеги из РБК, по следам анонса Дмитрия Пескова про «вброс» возможный против Путина – надо разбираться?
А.Троицкий
―
Я в первый раз услышал фамилию такого виолончелиста. Боюсь, что Ростроповича знают, а Ролдугина ни фига не знаю. Ничего не могу сказать по этому поводу. Фамилии этой ранее не слышал, и о происхождении денег не мне судить ну, наверное, тоже поигрывал на виолончели на разных корпоративах.
Д.Пещикова
―
То есть, это не какая-то знаковая фигура. Я, честно говоря, тоже впервые эту фамилию услышала.
А.Троицкий
―
Для музыкального мира, думаю, это не знаковая фигура. Может быть, для Петербурга - да, поскольку он там преподавал, помню, даже ректором был петербургской консерватории. Но в качестве концертирующего музыканта он себе имени не сделал, это определенно.
Д.Пещикова
―
Выяснили.
А.Позняков
―
Выяснили. Хочется снова обратиться к вечному вопросу о музыке и политике. История с Земфирой – тем более, что наши слушатели уже замучили СМС-сообщениями – чем Земфире так не понравился украинский флаг? Вообще насколько надо стараться дистанцироваться музыкантам от всевозможных политических вопросов? Тут разные трактовки – что вывели из себя, - вообще стараться не выходить из себя в таких ситуациях.
А.Троицкий
―
Знаете, это личное дело каждого музыканта. Ест музыканты, которым на политику глубоко положить, есть музыканты, которых она искренне торкает. И вы знаете имена и тех, и других – по крайней мере, многих.
А.Позняков
―
Про Земфиру непонятно.
А.Троицкий
―
Могу сказать, что Земфира политикой интересуется. Она совершенно определенно интересуется политикой и в этом смысле она человек неравнодушный. Каких политических взглядов она придерживается, я не буду говорить, поскольку, может быть ей бы не хотелось, чтобы я об этом говорил – так что в данном случае без конкретизации. Но она к политике относится вполне сознательно, - скажем так.История с флагом? – на мой взгляд. Это просто опять какая-то мелкая, высосанная из пальца, немного обидная для Земфиры история. То есть, естественно, можно на концерте размахивать каким угодно флагом, будь то флаг русский, американский или хоть Организации атлантического договора, или флаг с Винни пухом. То есть, если это не флаг какой-нибудь запрещенной террористической организации, или не флаг с матерным словом, выведенным крупными буквами –то ради бога.
То есть, в данном случае, ей особо ополчаться на украинское знамя не надо было. Но с другой стороны понятно, что ее достали со всеми этими историями с флагами. Там она флаг взяла, здесь не взяла.
Д.Пещикова
―
Ну да, немного непоследовательно выглядело все это.
А.Троицкий
―
Артист не должен быть политическим последовательным. У артиста имеются совершенно иные способы высказывания, художественные. Думаю, что она тут просто занервничала. А может быть, достали ее эти флаги – ну, взяла, взбрыкнула. Думаю, что она сожалеет об этом. То, что она матюгнулась – ну, зачем заниматься ханжеством? Естественно, матюгнуться может кто угодно в сердцах, особенно если человека достали. Так что с одной стороны, тут я ни в чем не виню Земфиру. С другой стороны, я и не считаю людей с украинским флагом каким-то преступниками и злостными провокаторами.
Д.Пещикова
―
К вопросу о соотношении музыки, культуры и политики. Наши слушатели интересуются, в частности. Виталий Вавилов: «Почему современная рок-музыка не поднимает политические темы? Опасно?»
А.Троицкий
―
Дело в том, что рок-музыка вообще уже лет 30 как не поднимает политические темы в глобальном масштабе. Был такой период - в Америке это было особенно ощутимо в 60-е годы, в Англии – в 70-е годы, когда был даже целый такой суб-жанр под названием «песни протесты», или «протестный рок», «социальный рок», «полит-рок», и так далее. То есть, пели песни против мировой буржуазии, против войны во Вьетнаме, за ядерное разоружение и даже против английской королевы. Но эти времена, к сожалению, на мой взгляд, - ну, не могу сказать, что уж к такому трагичному сожалению, - эти времена давно прошли.Сейчас, если рок-артист и поп-артист хотят каким-то образом, искренним образом, поучаствовать в политике, они просто делают какие-то собственные политические заявления, не музыкальные. Они высказываются, скажем. В поддержку того или иного политика, того или иного кандидата в президенты, и так далее. Как, скажем, сейчас практически вся американская богема встала за Берни Сандерса. Поэтому Берни Сандерс, - кстати, хороший дядька, я его даже знаю лично, потому что он из Вермонта, это мой родной штата. И думаю, во многом именно благодаря поддержке со стороны музыкантов, художников, актеров и так далее, он показывает на праймериз такие шикарные результаты, чего вообще никто не ожидал категорически.
А вот этих вот песен на политические темы - их почти не стало. То есть очень сложно мне что-то вспомнить из международной практики, какие-то яркие политические песни последнего времени. Если есть, то скорее там что-то такое бывает у реперов в связи с тем, что копы застрелили черного подростка. Но опять же, это, скорее, какие-то разовые социальные проблемы, а не политика и не идеология.
Д.Пещикова
―
То есть, это вопрос неосторожности, а моды просто, как вы говорите?
А.Троицкий
―
Это вопрос о тенденции, это, я думаю, вообще во многом проявление того, что музыка, в общем и целом утратила ту роль, которую она играла в 60-70-е, а в нашей стране еще и в 80-е годы. Музыка сейчас не так важна, и отношение к ней далеко не такое серьёзное, как раньше. Это раньше слушали рок-артистов как проповедников – Джон Леннон, Джим Моррисон, Боб Марли – это же были мировые моральные авторитеты. Сейчас нет таких, вообще в помине нет.Ну а у нас в этом смысле, кстати, ситуация как раз такая, даже может быть, более что ли живая, чем в остальном мире. Потому что есть тот же Макаревич, который пишет песни протеста, есть тот же Вася Обломов, который вообще строчит песни на социальные политические темы как передовицы в газетах. Есть Noize MC, есть Юра Шевчук. Миша Борзыкин, - то есть у нас этого как раз довольно много. Ну и слава богу, молодцы, ребята.
А.Позняков
―
У нас не будет таких гигантов с протестными песнями?
А.Троицкий
―
Мне трудно сказать. Я считаю, что в области музыки делать прогнозы это еще более безумное и спекулятивное занятие, чем делать прогнозы в области политики. Я могу сказать, что в конце 70-х годов, когда только-только появился стиль рэп, все как один говорили, что это курьез, это музыкальный анекдот, это какие-то маргинальные негры выпендриились и через год-полтора об этом рэпе все напрочь забудут. А где сейчас те критики и где сейчас тот рэп? Так что прогнозировать не берусь.
А.Троицкий: Роль Шнурова в группировке «Ленинград» такая же, как роль Путина в российском государстве
А.Позняков
―
Еще про политическую музыку – это вопрос спроса, или вопрос предложения все-таки?
А.Троицкий
―
Я думаю, это вопрос витка нынешней культурной ситуации. То есть, спрос и предложение в данном случае очень взаимосвязаны. Если говорить о поп-музыке, то это все-таки часть массовой культуры. Как всякая массовая культура это явление, с одной стороны, художественное, в большей или меньшей степени, но с другой стороны, рыночное. То есть, в общем, оно делается на потребу публике, оно делается в значительной степени, а иногда и очень талантливыми людьми, но на продажу. Поэтому обычно тут все по-честному, то есть, если нет спроса, то нет и предложения, и наоборот.
Д.Пещикова
―
А есть ли спрос на другую музыку, не протестную, а наоборот, некую патриотическую? Если вы помните, тут сын Киселева выпустил как минимум одну песню, которую у нас даже крутили по радио – по поводу нашего президента, великого и прекрасного, такой своеобразный рэп – это все почему крутится? Потому что есть спрос, или потому что этот спрос искусственно создается и продавливается такая музыка?
А.Троицкий
―
Спроса на такую музыку нет, все эти предложения вроде того, которое вы сейчас упомянули – все они провалились. То есть, было некоторое количество просмотров, потом все это сошло на ноль. И то эти просмотры были, скорее всего, обусловлены тем, что - а ну-ка, что там про Путина, рэп какой-то.
Д.Пещикова
―
Ну, вы же слышали, вы же знаете, о чем речь.
А.Троицкий
―
Опять же, из области курьеза. То есть реально популярной песней эта песня не стала. И надо сказать, что такие попытки, они проводились несколько раз, ещё на заре Путинской карьеры какая-то девичья группа пела песню «Хочу такого, как Путин». Опять же, это все публикой воспринималось как анекдот, и поскольку стало очевидно, что это не тот метод пропаганды, которым следует продвигать и продавливать в массы наших лидеров, то я думаю, что какие-то ушлые люди, типа того же Суркова, они решили, что нет, что не надо нам патриотической попсы. Потому что дело это сомнительное и контрпродуктивное. И соответственно, так это все и не пошло.К тому же я думаю, что наши люди, они в свое время такой передоз очень сильный произошел в области патриотической и пропагандистской музыки у нас в советское время. Потому что вот тогда-то - вы люди молодые и не помните, - а тогда практически процентов 70-80 всей советской эстрадной песни это были песни про комсомол, про партию, про строительство БАМа и прочее. И репертуар артистов типа того же Кобзона, он на 95% состоял из пропагандистских песен.
Естественно, в общем, этого количества хватило надолго и до сих пор у людей постарше, конечно, от всех этих краснознаменных песен сильная изжога.
А.Позняков
―
А вот протестное политическое искусство – продолжается сейчас перформанс Петра Павленского, который начался с сожжённой двери ФСБ и продолжается уже в виде процесса и его выступления на этом процессе. Это пользуется спросом, это находит отклик, или это все в стол, для будущего?
А.Троицкий
―
Я думаю, что то, что делает Пётр Павленский, это очень сильно и убедительно. Я думаю, что это работает на будущее. То есть да, сейчас его считают сумасшедшим. А я думаю, что через сто лет, если кого и вспомнят из нашего времени, то это, скорее, будет Пётр Павленский, а не Стас Михайлов, и уж точно не Юрий Лоза.Петра Павленского, - кстати, спасибо большое, Андрей – вот тут от него пришло письмо из карцера, где он пишет о том, почему он попал в карцер. Собственно говоря, и приводит три причины – я сейчас тут в конспективном порядке это дело и зачитаю.
Первая причина: «Я отказался подчиняться дрессировке распорядком дня. Мне надо читать и писать, а в 10 вечера выключали свет, оставляя тусклый ночник. При таком освещении я бы испортил себе зрение. Здоровье мне дороже, чем имущество ФСИН, поэтому я начал заниматься регулировкой света самостоятельно.. Ночники тусклые я разбивал и разводил на этом месте огонь для освещения» - молодец. Правильно делал.
Второе: «Отказался подчиняться дрессировке потребностями». То есть, на самом деле, мусора они унижают…
Д.Пещикова
―
Ну, давайте тоже…
А.Троицкий
―
Сотрудники. Сотрудники ФСИН. Они заключенных унижают всячески. То есть, это там совершенно бесправные люди, с ними делают, что хотят, и при этом говорят: так надо. Вот будешь, скажем, ходить в этой гнусной арестантской робе, потому что так надо. Это правило такое. На самом деле нет таких правил. А Павленский пишет о том, что «в карцере я отказываюсь от специальной робы, потому что в выборе одежды каждый может быть свободен, иначе это армейская унификация. Я не нахожусь при исполнении, поэтому не должен исполнять приказы сотрудников ФСИН – я с ними контракт не подписывал».
А.Позняков
―
То есть протест Петра Павленского на самом деле продолжается и за пределами камер, за пределами телекамер, за пределами тех мест, где его видит широкая публика.
А.Троицкий
―
Он просто ведет себя как свободный человек. В то время как все остальные прогибаются. А надо вести себя так, как ведет себя Пётр Павленский. Необязательно при этом приколачивать свою мошонку. А надо быть свободным.
Д.Пещикова
―
И мы ставим на этом точку. Спасибо вам большое. Нашим гостем был журналист, музыкальный критик Артемий Троицкий.
А.Троицкий
―
Пока.