Купить мерч «Эха»:

Андрей Кураев - Персонально ваш - 2015-10-07

07.10.2015
Андрей Кураев - Персонально ваш - 2015-10-07 Скачать

Е.Бунтман

«Персонально наш» сегодня дьякон Андрей Кураев, мы, Евгений Бунтман и Алексей Голубев, приветствуем вас в нашей студии. Добрый день, отец Андрей. Будем говорить о словосочетании «Крестовый поход» - саудовское духовенство призвало объявить «джихад» против России – это не сегодняшняя новость, но новость последнего времени. И сделала это, как утверждают саудовские клирики, - 53 человека, которые подписали письмо, - в ответ на позицию Русской православной церкви, которая устами Всеволода Чаплина назвала авиаудары по сирийской территории «священной борьбой». Вопрос в следующем - РПЦ может приветствовать войну как таковую, по вашему мнению?

А.Кураев

Давайте с конкретики начнем, а не вообще. В данном случае просто, извините, этого идиота надо гнать ссаными тряпками с его занимаемой должности. Сказать такое, совершенно не думая о последствиях? Я еще на прошлой неделе говорил о том, что это очень опасная вещь – одобрение, пусть даже в очень мягких словах, которые были сказаны у патриарха Кирилла по поводу начавшейся военной акции России в Сирии. Но и тогда говорил о том, что понимаете, есть угроза, что мы, стараясь защитить христианские меньшинства, маленькие общинки, которые там остались, на самом деле можем помочь их раздавить тем самым, - своей неуклюжей помощью.

Потому что у них была определённая «шапка-невидимка»: мы маленькие, мы просто у себя в домиках растим наших детишек, мы в ваших разборках, алавитов, суннитов, шиитов, и так далее, не вмешиваемся. Мы со стороны всем желаем добра, и так далее. А тут вдруг появляется – пришла большая Россия с бомбами, и вдруг заявляет, что мы тут «священное дело» делаем, и патриарх это одобряет. То есть, им будет гораздо тяжелее оправдаться, когда к ним придут те или иные исламские активисты, - неважно, с какой стороны.

А.Голубев

Простите, но они уже приходят. И это было еще до этого, до объявления этой войны «священной».

А.Кураев

Вновь говорю: у них было хоть какое-то оправдание. Сейчас же этого оправдания их лишили. И уж тем более, понимая, насколько хрупок мир на Ближнем Востоке, насколько легко там любые столкновения принимают характер «священных», тем более, надо быть крайне осторожным в том, чтобы выдавать такие священные ярлыки на те или иные военные действия в этом мире.

А.Голубев

А какая война может быть священной тогда?

А.Кураев

Во-первых, священной может быть, по христианским установлениям - вообще-то это формула еще Цицерона, а отнюдь не христианская, - «за очаги и алтари». Священная война по любому в христианском понимании может быть только оборонительной. И в этом отличие от исламского понимания священной войны, где напротив, священной является война, распространяющая знамя Пророка. И поэтому как раз она не может быть оборонительной, она может быть только экспансией. Вот в этом есть серьезное различие, их надо учитывать.

А. Голубев

Подождите, вы говорите про то, что война оборонительная – все правильно. Там «Исламское государство», в Сирии, разрушает христианские храмы, ломает кресты и убивает верующих - христиан. Приходит страна, Россия, которая может помочь местным христианам защититься.

А.Кураев

Простите, - эта страна так обозначила цель своего присутствия?

А. Голубев

Ну, по крайней мере, это…

А.Кураев

Президент сказал, что это священная война?

Е.Бунтман

Нет, он говорил, что это борьба с терроризмом.

А.Кураев

Вот именно. Тогда зачем ему было сюда лезть? И создавать совершенно иное измерение с совершенно понятными и предсказуемыми реакциями? То есть, любая попытка в любой частный конфликт привнести религиозный фактор, означает увековечение конфликта. Потому что одно дело, когда мы с вами деремся из-за какого-то яблочка - мне оно достанется, или вам. В конце концов, мы можем разделить это яблочко, или вообще оно протухнет, пока мы за него деремся, прокиснет, или кошка его утащит, или какая-нибудь белочка, и так далее.

А другое дело - деремся за вечные ценности, в которых не может быть компромисса. Или вы – или мы, или ваш бог, или наш. Ну, что это такое? Тогда это навсегда.

Е.Бунтман

То есть, до сих пор война была священной исключительно со стороны «Исламского государства», потому что она не была для курдов «священной», христиан и алавитов?

А.Кураев

Совершенно верно. И мы это тоже постоянно подчеркивали, и устами патриарха, в том числе. Что с нашей стороны война не носит религиозного характера, Российская армия, федеральные войска идут в Грозный или еще куда-то не для того, чтобы отомстить за разоренный храм Архангела Михаила в Грозном, ни для того, чтобы на мечетях поставить кресты, - вовсе нет. Просто во имя Конституции РФ.

Е.Бунтман

Но мы можем смотреть на западном примере, на примере Католической церкви, где Папа Римский - ну, разумеется, Он никак не оправдывает войну, не поощряет войну.

А.Кураев

Причем, заметьте – он не говорит слов поддержки даже американским акциям или французским, или английским.

Е.Бунтман

Нет, он только говорит, как это возмутительно, когда вообще люди убивают друг друга.

А.Кураев

Совершенно верно.

Е.Бунтман

А во-вторых, - например, в последней проповеди - он говорил про христиан Ближнего Востока, в числе прочих погибших, - что это плохо, что гибнут христиане. Но не поддерживал.

А.Кураев

Есть моменты, когда надо ограничиться святыми банальностями. Не претендовать на оригинальность, а просто сказать: «дети, любите друг друга» - все.

А.КУРАЕВ: Надо быть крайне осторожным, чтобы выдавать священные ярлыки на военные действия в этом мире

Е.Бунтман

Роль церкви - она в этом?

А.Кураев

Иногда - да. Если у тебя есть какое-то интересное «ноу-хау», очень глубокое, интересное, продуманное видение ситуации – конечно, изложи его – почему нет? Но если у тебя нет готового рецепта, и ты понимаешь, что каждое слово может быть перетолковано в худшую сторону, - и не для тебя, не тебе придется расплачиваться, то твоя черная фраза в золотой мисочке останется с тобой, в твоем папском или патриаршем дворце. А вот тем бедным людям, которые под выстрелами – вот им за это придется расплачиваться.

Е.Бунтман

Интересно, как будут воспринимать этот термин, введенный в этом конфликте, протоиереем Всеволодом Чаплиным. Например, «кадыровские бойцы», которые туда отправятся воевать с «Исламским государством»? Это я так уже рассуждаю, - это довольно странно уже.

А.Кураев

Вот за Кадырова я совсем не хочу думать. Он что думает, то и скажет – сам по себе.

Е.Бунтман

Просто если здесь позиционироваться, что почти как «крестовый поход» против терроризма - крестовый поход против «Исламского государства», то это странно получается, конечно, когда и с одной стороны мусульмане и в другой стороны мусульмане.

А.Кураев

Это и странно, и неожиданно еще и по той причине, что мы всего лишь десятилетие назад – официальные слова нашей Церкви в таких случаях были совсем иными. И в этом смысле я остаюсь консерватором, я верен той Церкви, которая была при патриархе Пимене или при патриархе Алексие. А вот бардак, который сейчас начался, это, простите, какие-то уже личностные факторы здесь действуют.

А. Голубев

Тем не менее, если бы меня, например, отправили воевать в Сирию, - Россия, президент бы сказал: езжайте, воюйте, надо там спасать кого-то или что-то, - я бы хотел знать позицию Церкви по этому вопросу. Потому что я еду не в командировку, а я еду убивать. И я хочу знать, что по этому поводу думает Церковь, благословляет она это, или не благословляет. Люди, которые там воюют, тоже, на мой взгляд, многие из них наверняка верующие, православные – они в этом нуждается, что Церковь должна здесь сказать?

А.Кураев

Именно Церковь – с большой буквы, - об этом сказала простыми словами Иоанна Крестителя: «Слабых не обижайте» - вот его слова, сказанные римским солдатам.

А.Голубев

«Исламское государство» это слабые, я не совсем понял?

А.Кураев

Слабые это женщины, дети, старики, вдовы, бездомные – те, у кого нет оружия. Те, кто заведомо слабее тебя.

Е.Бунтман

То есть, просто не нарушайте законов войны, - если светскими словами.

А.Кураев

Конечно. Оставайтесь людьми даже в бесчеловечной ситуации.

А. Голубев

То есть, наши солдаты должны понимать, что эта война, в общем, благословляется Церковью?

А.Кураев

Не знаю. Во-первых, совершенно необязательно. Понимаете, ест разные вещи – о чем-то можно умолчать. Но автоматическое благословление любого конфликта, в который захотелось ввязаться государю, это, в общем, не есть нечто обязательное.

Е.Бунтман

Я что-то не припомню конфликтов последнего времени, которые благословляла бы та или иная христианская конфессия – кроме конфликта в Югославии.

А.Кураев

В Югославии, например, сербский патриарх Павел резко осуждал политику президента Милошевича.

Е.Бунтман

Патриарх - да. Но рядовые священники вполне себе поддерживали.

А.Кураев

Я говорю о Церкви с большой буквы. Мнения разных людей – клириков, иерархов могут быть действительно очень разные.

Е.Бунтман

А здесь протоиерей Чаплин – это позиция Церкви?

А.Кураев

Позиция патриарха, несомненно. То есть, Чаплин не существует, это медиум, который озвучивает волю патриарха.

Е.Бунтман

Перейдем к другой теме, тоже связанной…

А.Кураев

Пока патриарх не собрался сделать то, что я привел в первой фразе нашей беседы - гнать его с поста ссаными тряпками, - до той поры, увы, приходится говорить о том, что они близнецы - братья: позиция одного есть позиция другого. Тогда мне очень стыдно за нашу Церковь. Всю. Весь официоз.

Е.Бунтман

Это достаточно печальная и прискорбная ситуация. Русская православная церковь и царская семья. Опять поднимается этот вопрос, опять примерно так же обсуждается, как обсуждалось тогда, когда этот вопрос поднимался, это было два десятилетия назад. В чем проблема, почему РПЦ не может безоговорочно признать принадлежность царских останков царской семье?

А.Кураев

Ну, у нас есть на это немножко времени, я объясню.

Е.Бунтман

Да, есть время.

А.Кураев

Итак, смотрите: найдены некие останки. Предположительно, что они относятся к семье Романовых. Даются останки на экспертизу, что такое генетическая экспертиза? Берется одна косточка, и передается в какую-то лабораторию, - в данном случае, несколько лабораторий по миру анализировали, независимых, и пришли к выводу, - да, действительно, это генетический код.

Е.Бунтман

Я вас перебью – отношение Церкви к генетике, как науке, как к процедуре здесь важно?

А.Кураев

Это другая проблема.

Е.Бунтман

Хорошо.

А.Кураев

И они говорят, - да, это Романовы. Сложность, однако, в чем? У Церкви не было возможности контролировать судьбу, траекторию передвижения этой косточки. Представьте себе, - я иду на скотомогильник, нахожу там останки какой-нибудь коровки и заявляю: знаете, это такой-то святой человек. Мне говорят: как так? У него рога и копыта. А я готов на экспертизу. И при этом я беру реальную косточку человеческую, маленькую, причем, какого-нибудь родственника того человека, кому я приписываю эти рогатые останки, и говорю: вот возьмите эту косточку и проведите ее экспертизу. И она докажет, - да, в самом деле, - потрясающе: оказывается, Романовы были с рогами и копытами. Вот эта непрозрачность для Церкви тех экспертиз 90-х годов были серьезным основанием для того, чтобы воздержаться от признания.

Второе – конечно, там было, конечно, такое психологическое, а отчасти политическое – понимаете, комиссию этого правительства возглавлял г-н Немцов, и к нему, конечно, было сложное отношение в православно-патриотических кругах.

Е.Бунтман

Почему?

А.Кураев

Ну, как? – либерал, не наш, и вообще еврей, - это очень озвучивалось в то время, в кулуарах это были важные факторы тогда.

Е.Бунтман

Консервативной части?

А.Кураев

Да. Ну и, наконец, те эксперты, которым доверял патриарх Алексий Второй, некий археолог Беляев говорил, что – да, это не согласовывается с бумажными версиями, то есть, тем или и иными письменными свидетельствами о том, как проходило захоронение тех останков в 18-м году. Кроме того, тогда наши иерархи подвергались жесткой критике со стороны православных фундаменталистов, которым казалось, что иерархи и епископы предают Церковь, потому что не протестуют против электронных карточек, штрих-кодов, и так далее - такая Диомидовская тема «Конца света» и Антихриста была очень модна, на рубеже тысячелетия. И решили: ладно, мы пожертвуем этой темой, потому что вроде бы народное мнение успели сформировать, - у нас как всегда, епископат включается в последнюю секунду. Уже всем радио «Радонеж» рассказало всем, что это фальшивка, всех убедили. И тут выяснилось, что голос епископата неубедителен. Ну ладно хорошо, давайте воздержимся, скажем, что, скорее всего это неизвестные останки, не Романовские. Но это прозвучало официально.

Прошли годы. Во-первых, изменился политический строй в стране. С сегодняшним президентом Синод уже не будет спорить, это точно. С Ельциным можно было, с Путиным такие фокусы не проходят. И доказательная база стала более убедительной. И опять же, риторика государственной власти, которая признает, что это подлинные останки, она сегодня вполне убедительна.

Е.Бунтман

Тем не менее, по-прежнему сдержанная, более чем.

А.Кураев

Поэтому произошло удивительное дело – Синод перенес свое заседание. Должны были завтра буквально заседать, перенесли на 22 октября. И я думаю, что главная причина именно в этом – чтобы дать время для экспертиз, успеть как-то обсудить и выработать свою позицию.

Е.Бунтман

Захоронение запланировано на 18 октября останков царевича.

А.Кураев

Да нет, вроде уже перенесли. Вроде бы сказали, что нет никаких дат.

А. Голубев

Очень много остается до сих пор вопросов, учитывая, что хотя бы предполагаемый череп Николая Второго не имеет следа от покушения, которое на него было совершено при жизни – этого нет. А оно должно там быть. Здесь очень много вопросов. И что с этим делать?

А.Кураев

Но главный вопрос, я думаю, сейчас для наших синодалов он совсем не в этом. А в том, как, если соглашаться с подлинность, то, как тогда быть с пресловутой непогрешимостью нашего епископата и Синода. ТО есть, оказывается, когда-то раньше погорячились, сказали одно мнение, прошло 20 лет - пересмотрели. Как-то тут корпоративный этикет не очень-то это позволяет.

Е.Бунтман

Видимо, тут нужен какой-то дипломатический ход, замысловатый.

А.Кураев

Вот они его сейчас и придумывают.

Е.Бунтман

Вот чего я только не понимаю – мы с вами все это обсуждаем с научной точки зрения, с точки зрения судебной медицины, патологоанатомической точки зрения. А, тем не менее, это же останки канонизированные.

А.Кураев

Нет, останки не канонизируются, простите. Канонизируется имя человека, память о нем.

Е.Бунтман

А их останки это реликвии святых? С точки зрения Церкви?

А.Кураев

Церковью уважаемы и почитаемы любые человеческие останки. И на языке богослужебном «мощами» называется останки любого человека. Слово «мощь» означает, прежде всего, «скелет» - древнеславянское слово «мощь» - «основа, сила» - скелет. И когда отпевают человека, то кадят, священник как икону кадит гроб с останками любого человека, который пожелал, чтобы он был отпет.

Дальше - молитва наша обращается не к костям, а к имени того человека, которому я молюсь. Поэтому не так важна генетическая идентичность той или иной косточки, - скажем, не очень понятно, что сейчас возят по всей Руси под именем «мощей Князя Владимира». Скажем, православная энциклопедия, официальное издание, весьма серьёзно сомневается в этом.

Е.Бунтман

Так со многими мощами такая история.

А.Кураев

Да. Но молитвы-то искренние у людей князю Владимиру. Не челюсти, которая в этом золотом ящике, а к князю Владимиру молитвы искренние. И ответ на них может быть от Бога и князя Владимира тоже.

Е.Бунтман

Но тогда с останками Романовых?

А.Кураев

Совершенно верно. Именно поэтому тоже многие церковные люди не очень понимали, зачем тогда патриарх отказался ехать в петропавловский собор - патриарх Алексий. Потому что если последняя панихида или прославление, так какая разницам.

Е.Бунтман

Ведь прославление не костей

А.КУРАЕВ: Если у тебя есть интересное «ноу-хау», продуманное видение ситуации – изложи его – почему нет?

А.Кураев

Конечно. То есть, такое недоумение тоже тогда было.

Е.Бунтман

Обсуждаются с научной точки зрения подлинности частей «Животворящего Креста Господня», и многие были дискуссии, и это как раз была козырной картой у протестантов, кальвинистов, - что вот, это все просто кусочки дерева.

А.Кураев

Ну, неизвестно, что здесь какие-то серьёзные экспертизы проводились.

Е.Бунтман

А нужны ли они?

А.Кураев

Я помню, что было решение Синода специально на эти темы – о том, что прежде, чем какие-то останки называть «мощами», необходима научная экспертиза.

Е.Бунтман

То есть, это решение Синода?

А.Кураев

Это решение Синода было. Оно, конечно, забыто, опять и снова, но оно было. Это было после скандала, когда общины Пустыни перепутали, где какой старец. Достали его останки и одного выдали за другого. Потом спохватились, что не совсем так. Но после этого…

Е.Бунтман

Опять вернусь к своему вопросу – научная экспертиза это определенное испытание веры.

А.Кураев

В чем?

Е.Бунтман

С точки зрения Церкви. А какая разница, чьи кости?

А.Кураев

Дисциплина православной веры, скорее, призвана сужать количество предметов веры, а не расширять. Вера всегда борется с суевериями. Основу христианской веры никакая научная экспертиза доказать или опровергнуть не может – веру в троичность Бога, воскресение Иисуса Христа, боговоплощение Распятия, простите, при чем тут любые научные данные? Они несколько об ином говорят. А если я выхожу из области чисто религиозной проповеди и начинаю утверждать некий исторический факт, тем более, исторический из нашей относительно недавней истории, - недавней по отношению к библейским, патриархальным событиям, - то здесь, естественно. Я должен быть готов к тому, что меня попросят: докажите, почему вы считаете так, а не иначе.

Е.Бунтман

Новость сегодняшнего дня, связанная с царской семьей и с приближенными царской семьи. РПЦ рассматривает возможность канонизации Евгения Боткина, лейб-медика императорской семьи. А до этого РПЦ отказывалась его канонизировать. Почему?

А.Кураев

Я тоже не понимаю, почему раньше отказались. Эти люди испили одну чашу, и почему надо разбирать, кто царских кровей, а кто простолюдин?

Е.Бунтман

Речь шла именно о царской крови, да?

А.Кураев

Я понимаю. Там есть другая тема на самом деле, действительно серьезная, богословски-серьезная. Дело в том, что один из этих людей, сопровождавших государеву семью на эту Голгофу, был лютеранин. И зарубежная церковь еще давно царскую семью и его тоже прославила в лике святых, - хотя он не православный. У нас некоторые наши ритористы, ригористы, по этому поводу показывали пальцем - вот как они неправильно сделали, лютеранина прославили. Но сейчас, кажется, мы близки к этому решению.

Е.Бунтман

По правилам это можно, ведь есть определенные правила?

А.Кураев

По правилам – нельзя. Но исключение есть. Как прецедент – назову имя императора Константина Одиннадцатого, это последний император который принял унию, но вскоре после этого погиб как защитник Константинополя. И Греческой церковью он почитается как мученик.

А. Голубев

То есть, вам кажется это правильным, несмотря на то, что многие богословы подвергали сомнению необходимость прославления в лике святых самой царской семьи Николая Второго, в первую очередь. Это очень спорный вопрос для наше Церкви.

Е.Бунтман

Нет, мне кажется, для нашей Церкви - какой вопрос, о прославлении царской семьи?

А. Голубев

Даже о прославлении царской семьи, я уже не говорю о враче.

А.Кураев

Нет, по-моему, спорный вопрос для Церкви только один: выводы из этой канонизации. То есть, что именно является предметом иконическим в жизни последнего русского государя. Образ его правления, его семейная жизнь, его отношение к Церкви - иногда вполне безобразное, на мой взгляд. Или же его по-настоящему христианское высокое отношение к своим страданиям, к страданиям своих близких людей. Мне кажется, что самое важное, как страстотерпец прославлен – то, что этот человек не озлобился, когда все основания для этого были. Сидя в заключении – мечтать: вот ужо, сейчас меня освободят, неважно, кто, бело-чехи, Колчак или еще кто-то, и вот тогда я отомщу этим генералам-предателям, большевикам и прочим. Ничего этого нет ни в его письмах, ни в дневниках.

Е.Бунтман

В письмах – семья.

А.Кураев

Да. Удивительное умение встретить по-христиански Крест – нериторический Крест, а реальный Крест, - вот это, по-моему, вызывает глубочайшее уважение у всех.

А. Голубев

Хорошая ли это черта для монарха?

А.Кураев

Опять, - это уже выводы, это толкования, что иконично, должны ли мы подражать. Если сегодня Путин, скажем, предложит: или делай то-то и то-то и вместо тебя приходят к власти люди, которые заведомо будут вести анти-православную политику, а они этого не скрывают - типа Ленина и Троцкого, грубо говоря, - а ты спокойно уходишь. Должен при этом ты подражать Николаю Второму, или кому-то иному? Это вопрос интерпретации, в общем.

Е.Бунтман

Дьякон Андрей Кураев у нас в эфире. Мы продолжим беседу после новостей середины часа и рекламы.

НОВОСТИ

Е.Бунтман

Продолжаем программу. У нас в гостях дьякон Андрей Кураев. Перейдем к светским вопросам – исключительно светским. «Нобелевская неделя» у нас сейчас. Мы не будем обсуждать сегодняшнюю премию по химии, хотя, безусловно, она, на мой взгляд, гораздо важнее, чем «премия мира». Но кому бы вы дали в этом году «премию мира», если бы у вас была такая возможность?

А.Кураев

даже не думал об этом никогда, и сейчас в порядке импровизации не буду гадать.

Е.Бунтман

Я просто, когда готовился к эфиру, думал, что может быть, у нас зайдет разговор о «премии мира».

А.Кураев

Путин?

Е.Бунтман

Нет, у меня нет ответа. Вообще, надо давать «премии мира», когда каждый год происходит какая-то война? Не будем про персоналии - глупый будет разговор про персоналии.

А.Кураев

Если по персоналиям, я бы предложил, может быть, - конечно, со своей колоколенки, - может быть, киевский митрополит Онуфрий?

Е.Бунтман

Почему?

А.Кураев

Потому что он как раз умудрился не предать украинскому внутреннему конфликту священного статуса. Хоть давление на него и с одной, и с другой стороны. Вспомним, как он не стал аплодировать при заседании рады, когда президент Порошенко призвал особо почтить память героев «Небесной сотни», и так далее. Митрополит Онуфрий остался сидеть, не присоединился к общим восторгам. Ну, несколько таких вещей было. А ему, конечно, очень в этом смысле тяжело.

А. Голубев

В связи с этим, к вопросу о Киевской митрополии - чуть ли не каждую неделю к нам приходят новости о том, что радикальные националисты на Украине отжали очередной приход Московского патриархата в пользу Киевского патриархата. Постоянно это происходит. На ваш взгляд, РПЦ должна что-то предпринимать, или не должна? Как должны развиваться события?

А.Кураев

Во-первых, эти случаи весьма и весьма редки - по сравнению с масштабом пропагандистской кампании, которая веет над нашими странами, интернет-озлоблении, которое очень хорошо фиксируется. Единичность случаев поражает. То есть, удивлены все, в том числе, и украинские раскольники. Нет массовых переходов. Ну, 20, 30 приходов за год перешло – из десятков тысяч. Это очень немного.

Е.Бунтман

И так всегда происходило, еще до событий.

А. Голубев

Много, если приходят люди, может быть, не всегда с пустыми руками и просто отбирают храм и выгонят оттуда прихожан.

Е.Бунтман

У нас катакомбников тоже выгнали не так давно, и реликвии еще у них отняли.

А. Голубев

Нет, речь идет все-таки о каких-то более традиционных структурах. Приходят люди, националисты, которые с черно-красными флагами отбирают приходы. Это такое абсолютное повторение ситуации, когда рушился СССР и там с кровью, а иногда даже с убийствами, отбирались приходы на Западной Украине. А теперь еще и не только на Западной.

А.Кураев

Думаю, что каждый такой случай должен отдельно разбираться. Не думаю, что здесь есть общий сценарий. По крайней мере, очевидно одно: все-таки само по себе украинское государство, высшая государственная власть, все-таки к этому не имеет отношения. То есть, политики на то, чтобы гнобить церкви Московского патриархата – там у них этого нет.

А. Голубев

Нет, учитывая, что г-н Порошенко сам является…

А.Кураев

Да, и поэтому.

А. Голубев

Но, тем не менее, это происходит.

А.Кураев

Происходит. Но еще раз говорю - в удивительно малых размерах. Удивительно малых. Не случайно – вот мы помним, что мы из уст нашего президента слышали о том, что один из мотивов нашего участия в сирийских событиях то, что две тысячи наших граждан там воюют на стороне ИГИЛ, и каких-то иных таких радикальных группировок. То есть, Путин, по сути: нам бы хотелось, чтобы они там и остались, или желательно в гробах, но не вернулись назад. Это серьезнейшая проблема – не навоевавшиеся люди возвращаются домой. А то же происходит и в донбасской войне, причем, с обеих сторон.

Е.Бунтман

С обеих сторон. Одни в Ростовскую область возвращаются, а другие…

А.Кураев

У нас же засекречена информация о преступности в Ростовской области, - что там сейчас происходит, как там отдыхают ополченцы, приезжая?

Е.Бунтман

Мы только самые вопиющие случаи какие-то знаем.

А.Кураев

Да. То же самое происходит и на Украине.

Е.Бунтман

Это большая проблема. Еще одна большая проблема, которая у нас очень активно обсуждается всевозможными пропагандистскими каналами – это проблема беженцев. Понятно, что Россия уже с этой проблемой столкнулась с беженцами с Донбасса, но как-то поглотила, более или менее, - вы абсолютно справедливо сказали, что проблема людей, возвращающихся с войны, в том числе, с оружием, воевавших, а не пострадавших, это сложнее. Беженцы в Европе – это преувеличивает пропаганда, или это большая проблема? Я имею в виду не экономическую проблему, не политическую, а ментально это большая проблема?

А.Кураев

Во-первых, начнем с тех беженцев, которые в Россию идут с Украины. На самом деле, конечно, это вранье, что мы всерьез им помогаем. Есть одна семья в Украине - они мне близки, я стараюсь им помогать, в курсе их событий. Никакого просвета. Год они бьются, им откровенно: 200 тысяч взятку дадите, тогда…

Е.Бунтман

А чего они добиваются?

А.Кураев

Патента на работу хотят.

Е.Бунтман

Всего-то?

А.Кураев

Всего-то.

Е.Бунтман

Не жилье и не гражданство?

А.Кураев

Нет. Патент на работу. 200 тысяч на стол – пожалуйста. Так что на самом деле здесь нам тоже не надо бить себя в грудь, говорить, что у нас все прекрасно, мы приняли миллион человек, их обустроили. Не обустроили. Все очень сложно.

Е.Бунтман

Нет, ну, проблем нет в том смысле, что нет каких-то гигантских лагерей беженцев в Ростовской или Воронежской области.

А.Кураев

Я много раз слышал на разных серьезных научных конференциях, что главный ресурс 21 века это рабочие руки. И выиграет мировую конкуренцию та страна, которая будет наиболее привлекательна для потоков трудовой миграции. /И в этом смысле у России был огромный плюс – мы окружены странами, где уже знают, возможные мигранты, уже знают наш язык.

Е.Бунтман

Прежде всего, нужны рабочие места для рабочих рук.

А.Кураев

Было бы неплохо для них – не говоря уже о том, чтобы брать русских из-за границы, программу переселения соотечественников, и так далее. Все это, конечно, стухло, все это на словах осталось, но тем не менее. Так вот, на мой взгляд, если сейчас мы видим, что с Украины есть массовое перемещение людей к нам, то, на мой взгляд, напротив, - наши паспортные службы должны бегать и умолять: возьмите, пожалуйста, паспорт – мы уже заранее изготовили, только расписаться надо. И мы еще вам денежку дадим, чтобы вы остались, стали гражданами России и остались здесь.

Е.Бунтман

Видимо, просто бланки паспортов закончились в Крыму, поэтому на беженцев уже не хватает. Извините за сарказм.

А.Голубев

Сегодня пришла интересная новость о том, что - она вот так подается: «Россияне стали больше доверять президенту и меньше Церкви» - наверное. Это все-таки не совсем верная трактовка. Потому что президенту действительно, больше, а Церкви в прошлом году доверяли 54%, - а в этом году - 53%. Наверное, это все-таки говорит о какой-то стабильности. Почему, на ваш взгляд, несмотря ни на что, люди верят Церкви, верят ее представителям, хотя в СМИ в последнее время у нас чего только нет - что только ни обсуждают, и скандал на скандале. Тем не менее – стабильное количество людей, которые верят Церкви.

А.КУРАЕВ: Оставайтесь людьми даже в бесчеловечной ситуации

А.Кураев

А верят в чем? В чем лично вы поверили Церкви в последний раз? Если бы был уточняющий вопрос, было бы жутко интересно.

А.Голубев

Ну, доверие. Вот говорят «утратили доверие» - в этом смысле.

А.Кураев

Я понимаю. Вот почему-то уточняющего вопроса нет: скажите, когда последний раз, в чем вы сомневались, так или нет. Вот кто-то из Церкви вам сказал, и вы сказали: доверяю, - патриарх, епископ.

Е.Бунтман

Может, просто сомнений не возникает?

А.Кураев

Да думаю, люди просто не помнят таких ситуаций. Они как привыкли отвечать, так и отвечают. А если копнуть, они говорят: ну, вроде Церковь учит «не убий», поэтому я ей доверяю. И не более того.

Е.Бунтман

Церкви мы доверяем, а Путину еще больше.

А.Кураев

Вы меня спросите, смогу ли я вспомнить какое-нибудь выступление премьер-0министра Медведева - в ключе «доверяю – не доверяю» - ну, не помню я. У меня стекает с ушей то, что он говорит.

Е.Бунтман

Как, - про бадминтон.

А.Кураев

Ну, не знаю. Может быть, у меня такое личное отношение. Но я с ним незнаком, и не помню, что он говорил. Также обычные телезрители – ну, не помнит он, что там от Церкви в последний раз кто сказал.

А. Голубев

Вы так говорите, как будто есть у наших граждан, если бы они, конечно, могли это осознать – огромное количество оснований не доверять Церкви.

А.Кураев

Не в этом дело. Если г-н Медведев для меня на периферии моего сознания и интересов, - вот точно так же для обычного обывателя Церковь и ее спикеры.

А.Голубев

Как же, для Руси православной, святой нашей матушки-Церкви на периферии?

А.Кураев

Для дорогих телезрителей – да.

А. Голубев

Разве? Как же?

А.Кураев

Да, безусловно.

А. Голубев

Они же на Пасху забивают все приходы. Не протолкнешься.

А.Кураев

Это да. Но и на Пасху наши храмы по площади могут вместить не более 5% городских жителей наших мегаполисов. А где остальные 95%?

Е.Бунтман

Во всяком случае, таких "стояльников", как на Курбан-Байрам около Соборной мечети, не наблюдается.

А.КУРАЕВ: С сегодняшним президентом Синод уже не будет спорить, это точно

А. Голубев

Тем не менее.

А.Кураев

Курбан-Байрам, простите, это политическая демонстрация, и не более того. К религии имеет слабое отношение.

А.Голубев

Группа «Стоп-храм», которая так себя именует, - это активисты, которые борются со строительством новых храмов в Москве, в том числе. Мы говорим, что их не хватает, а люди борются постоянно. Вот и на этой неделе очередной конфликт в районе Москворечья-Сабурово, идо этого много таких точек, пунктов, где это противостояние. С чем это связано, что за борьба со строительством новых храмов, тем более что их правда не хватает в Москве, по крайней мере.

А.Кураев

Думаю, что это сублимация невозможности политических действий. То есть, людям на самом деле хотелось бы что-то такое сказать про государственную власть или столичную, или федерального уровня. Но им этого не дают.

Е.Бунтман

Это проекция такая получается?

А.Кураев

Да. Здесь можно побить тех, кто заведомо не ответит.

Е.Бунтман

Ну, как не ответить? Обычно при строительстве храмов как раз наоборот происходит.

А. Голубев

Ну, там происходит абсолютно по-разному.

А.Кураев

Подождите, - ОМОН никого в кутузку не тащит, с работы за это не увольняют.

Е.Бунтман

По-моему, там активисты на активистов.

А.Кураев

ну, нет, это как раз очень редкий случай. Обычно все довольно мирно. Даже если есть несогласие.

Е.Бунтман

А храмы нужны?

А.Кураев

Конечно, нужны.

Е.Бунтман

А что, их не хватает в Москве? Вы же сами только что говорили, что никто не ходит?

А.Кураев

Знаете, во-первых, здесь есть элементарный психологический принцип: если рядом со мной нечто не положить, в пределах досягаемости моей руки и глаза, я буду думать, что спокойно без этого можно прожить. А когда храм появляется рядом с домом, некоторые жители, которые раньше чисто ментально, виртуально относились к православию, начинают в него ходить.

А. Голубев

То есть, это как миссионерская задача ставится?

А.Кураев

Строится храм – строятся души, строится община вокруг него. За 25лет мы это очень хорошо видели и видим. Так что поэтому новые храмы то новые люди, которые и раньше считали себя православными, но для них было по каким-то причинам трудно поехать через полгорода куда-то. А когда это совсем рядышком, во-первых, в пешковой досягаемости, то замечательно. Ну и напомню, что особенность нашей городской инфраструктуры в том, что храмы в центре Москвы, где москвичи уже не живут. Это офисный, гостиничный, туристический центр. Поэтому, как ни странно, приходы в центре города сегодня самые бедные. И напротив.

Е.Бунтман

Но в пределах досягаемости получаса на периферии, мне кажется, можно найти храмы везде в Москве.

А. Голубев

Получаса?

А.Кураев

Видите ли, этот получас связан с пересечением автотрасс, например, что тоже очень бывает психологически просто напряжённо, человек привык: вот мой район, аза этим проспектом он кончается. Поэтому было бы важно, чтобы именно в зоне психологического комфорта.

Е.Бунтман

Впрочем, я столкнулся совсем недавно, - рядом с домом не было. Мне нужен был храм для отпевания, ближайший оказался храм Михаила Архангела.

А.Кураев

Раз вы упомянули Михаила Архангела - это на юго-западе?

Е.Бунтман

Да, на юго-западе.

А.Кураев

Это храм, в котором я служу. И обратите внимание – нам пришлось построить, наверное, в нарушение каких-то архитектурных стандартов, рядом с нашим храмом дубликат. Потому что просто во время обычной воскресной службы дети н умещаются в храме.

А.КУРАЕВ: Эти люди испили одну чашу, и почему надо разбирать, кто царских кровей, а кто простолюдин?

Е.Бунтман

А там и рядом ничего нет.

А.Кураев

Есть – в 300 метрах построили храм. Но он за ленинским проспектом. И вокруг него - вот это полный показ того, что на самом деле в Москве очень трудно все делать, вроде бы, при всем благоволении властей. Поэтому

Е.Бунтман

Там, где Миклухо-Маклай?

А.Кураев

Да, храм – аккуратно в центре эстакады. Вокруг него со всех сторон – карусель съездов и выездов. Подойти пешком совершенно невозможно. И вот там его поставили. Очень тяжело людям туда ходить.

Е.Бунтман

Видимо, для галочки поставили?

А.Кураев

Да.

Е.Бунтман

Не для людей. Потому что там домов рядом толком нет.

А. Голубев

Ну, с православными понятно. Еще одна новость, которая мне не совсем понятна – в плане цифр и числе, - миллион буддистов в России, оказывается, насчитывается сейчас, - сегодня пришла такая новость. И я не понимаю, много это, или мало, плохо это, или хорошо, - миллион буддистов?

Е.Бунтман

А почему это может быть плохо?

А.Кураев

Людей, просто из переписи населения, - бурят, калмыков, тувинцев, - просто автоматически записали всех в буддисты, что не вполне корректно. Потому что среди этих этносов немало людей просто светских и атеистических, во-вторых, людей уже православной идентичности, и в-третьих, просто шаманистов.

А. Голубев

То есть, на самом деле каков процент?

А.Кураев

Я не знаю. Сколько по чисто-этической принадлежности людей в этих регионах живут – я не знаю.

А.КУРАЕВ:На Пасху наши храмы могут вместить не более 5% городских жителей наших мегаполисов. А где остальные 95%?

Е.Бунтман

И исключительно светский вопрос, хотя не знаю, можно ли его «мучеником за идею» назвать. История со Сноуденом. Сноуден попросился домой, в США, говорит, что так хочет вернуться в США, что готов даже сесть в тюрьму, хотя никогда не считал себя виновным. Это что за поступок, это его заявление?

А.Кураев

Знаете, меня не это интересует. На этой неделе все о нем вспомнили, потому что он обнаружил «смурфиков» у себя в телефоне.

Е.Бунтман

Да-да.

А.Кураев

У меня вопрос, кто их ему подсунул. Он уже несколько лет сидит, давно мог бы уже рассказать, или, может быть, это все-таки наши спецслужбы ему сказали слушай, расскажи и об этом заодно. Так что интересно, по каким критериям он актуализирует ту или иную якобы имевшуюся у него давно информацию. Потому что вряд ли он какую-то новую получает сам по себе, находясь в изоляции. Значит, ему кто-то в клюве ее приносит. Интересно, кто. Ну а дальше? – ну, пусть он сам решает, где ему хочется жить.

Е.Бунтман

Он борец за правду? Или орудие?

А.Кураев

Я не настолько хорошо знаю этого человека, чтобы об этом говорить.

Е.Бунтман

Ну, может быть, эмоционально?

А.Кураев

Нут, нет, не могу его подозревать.

Е.Бунтман

Во всяком случае, Ассанжа называли исключительно «борцом за правду», а здесь какая-то чуть более мутная фигура. И последняя история, жизненная – опять же, это вызвало возмущение многих, - в Чите заранее выкопали могилы для живых ветеранов. Ну, потому что зимой копать сложно. И им заранее выкопали могилы. Причем, именные. Это допустимая этическая история?

А.Кураев

Ну, если люди с этим согласны, то да.

Е.Бунтман

Нет, местные жители с этим не очень согласны.

А.Кураев

Что значит «местные жители»? если это сами…

А. Голубев

Будущие обитатели этих могил.

А.Кураев

Потому что в традициях Западной Европы это в порядке вещей, когда человек заранее сам себе изготавливает памятник, покупает участок на кладбище - это в порядке вещей.

Е.Бунтман

Это фатализм?

А.Кураев

Нет, это не фатализм.

Е.Бунтман

Это практическое отношение?

А.Кураев

Знаете, у Экзюпери в «Цитадели» есть такой герой - он приходит в некую деревню и видит, что там все люди счастливы. Спрашивает: почему вы счастливы? - ну, ты же шел по дороге, проходил мимо кладбища? – Да. Проходил. - Понимаешь, мы знаем, где каждый из нас будет лежать, а что еще надо для счастья? Но действительно, это очень серьезно, это очень хорошо. Я в свое время, например, так же сделал со своим отцом, - естественно, я спросил, ставя общий памятник – мать моя раньше ушла. И я заранее сказал: давайте, пусть памятник будет общим, участок общий, и имя выбили, и только одна дата там оставалась несколько лет незаполненной.

Е.Бунтман

Но у нас как-то это не принято. Может быть, из-за суеверия?

А. Голубев

Слушай, наоборот. У нас к смерти не такое брезгливое в православии отношение.

А.Кураев

В Чебоксарах, я помню, митрополит Варнава водил меня на экскурсию к своей могиле. Он построил там Татьянинскую церковь, университетскую, и в крипте, - вот, говорит, уже все готово, вот здесь я лягу. То есть, мне кажется, у христиан довольно спокойное к этому отношение. Надо всматриваться в смерть, заранее с ней познакомиться, со своей смертью, и быть к ней готовым.

А. Голубев

В некоторых приходах на западе, христианских, насколько я знаю, там, когда отпевают человека, даже гроб в углу храма поставят. И проходят службы, это такое отпевание. Потому что смерть такая страшная, не хочется с ней соприкасаться.

Е.Бунтман

Мне кажется, это несколько вольная интерпретация. А. ГОЛУБЕВ: Нет, есть такое. Спасибо большое, дьякон Андрей Кураев у нас был на протяжении этого часа. Спасибо большое за разговор.

А.Голубев

Спасибо.

А.Кураев

Всего доброго.

Е.Бунтман

Ждем вас снова.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025