Артемий Троицкий - Особое мнение - 2011-03-08
О.ЖУРАВЛЕВА: Добрый вечер, это программа «Особое мнение», меня зовут Ольга Журавлева. Наш гость сегодня – это сюрприз – Артемий Троицкий, журналист и музыкальный критик, он сегодня у нас праздничный и нарядный, за что ему отдельное спасибо. Про праздник обязательно поговорим.
А.ТРОИЦКИЙ: А вы знаете, почему?
О.ЖУРАВЛЕВА: Почему?
А.ТРОИЦКИЙ: Потому что сегодня международный женский день, Ольга.
О.ЖУРАВЛЕВА: Да ладно? Кто вам сказал?
А.ТРОИЦКИЙ: И в вашем лице я поздравляю всех наших гражданочек, девушек, женщин, бабушек, девочек с этим самым праздником, который я не то, чтобы принимаю очень близко к сердцу, тем не менее, я знаю, что многим он нравится. Так что будьте счастливы, здоровы, любимы и независимы.
О.ЖУРАВЛЕВА: Хорошо. Особенно независимы – мне это нравится. Я только хочу напомнить, что мы, тем не менее, от всякой техники зависим и, вот, в данной ситуации техника нам позволяет всякие удивительные вещи совершать. У нас есть видеотрансляция традиционная на сайте «Эха Москвы», там же на сайте есть кардиограмма, где можно соглашаться или не соглашаться с тем, что говорит наш гость, да или нет – вот она уже показана на экране. А также компания Сетевизор предоставляет возможность нашим интернет-пользователям и, в том числе, пользователям всяких современных устройств iPhone и так далее, иметь трансляцию из этой студии на 4-х экранах. Полиэкранный формат у нас опробуется, так что можете наблюдать нашу студию и таким тоже образом. Ну а SMS как обычно +7 985 970-45-45.
Вопрос из интернета, из Тулы от историка, который пишет: «Россию постигло 2 несчастья. Пропали «результаты» участия Путина в шоу-бизнесе и Басков расстался с Федоровой. Что будем делать?»
А.ТРОИЦКИЙ: Да, я думаю, обе темы очень хороши, я начну с Баскова и Федоровой. Сразу хочу сесть на одних таких вот, сентиментальных, романтичных и сердобольных слушательниц «Эха Москвы» успокоить, что ничего страшного не произошло. А с другой стороны, всяких молодых романтических и порывистых, напротив, расстроить. То есть если они решили, что теперь сердце Николая Баскова, наконец-то, свободно и объявлен сезон охоты за этим завидным женихом, то, вот, рано радуетесь. Потому что, естественно, никаких отношений кроме товарно-деловых у Николая Баскова с Оксаной Федоровой не было.
О.ЖУРАВЛЕВА: Удивительное рядом.
А.ТРОИЦКИЙ: Да, да. Кто бы мог подумать? То есть их и не было, и быть не могло, поскольку это вообще, как бы, не в природе Николая Баскова. Естественно, и Оксана, и Николай – они люди публичные, им нужно периодически подогревать интерес к собственным персонам. Что подогревает интерес лучше, чем всякие истории романтические, полуэротические съемки там на каких-то дальних островах и прочее, и прочее? Ну, в общем, такая... Приятное с полезным. Очень милая история. Ну а сейчас, значит, естественно, контракт расторгнут, дело сделано, то есть бизнес-проект завершен. Поэтому...
О.ЖУРАВЛЕВА: Но это говорит о том, что российский шоу-бизнес ничем не отличается от западного шоу-бизнеса, что мы идем в той же струе.
А.ТРОИЦКИЙ: Нет, нет. Он слегка отличается от западного шоу-бизнеса, потому что в западном шоу-бизнесе, там вот так вот особо нагло врать не принято.
О.ЖУРАВЛЕВА: Что вы говорите?
А.ТРОИЦКИЙ: То есть, скажем, вот, был у них там в Англии такой парень Клиф Ричард, который также постоянно, как бы, бывал замечаем в каких-то платонических связях с женщинами, но никогда не был женат и, в общем-то, как бы, ходили о нем слухи в плане его сексуального меньшевизма. Клиф Ричард на эту тему вообще молчал и не притворялся, что у него вообще с кем-то имеются из женщин отношения. То есть там принято более или менее говорить правду. У нас почему-то правду говорить не принято, вот даже если это всем всё ясно. И Боря Моисеев тоже, вроде как, недавно женился и, вроде бы как, уже развелся, и прочее, и прочее. В общем, такие, интересные ребята. Я их, кстати, называю «гомопуты», то есть они такие, очень маленькие, очень сладенькие, очень любят власти.
О.ЖУРАВЛЕВА: Вот! О власти. Вот, первая часть вопроса. Пропали результаты «участия» Путина в шоу-бизнесе. На самом деле, речь идет о, действительно, странной и я бы даже сказала о подставе для премьер-министра, потому что была громкая история, да? Были там репортажи по телевидению, как блистательно выступал Владимир Владимирович Путин на благотворительном концерте. Было сказано, что, ну, вот, все пойдет куда положено. Видимо, действительно, пригласили в Ледовый дворец там самых супер вообще звезд, каких нашли – Микки Рурк, Шэрон Стоун и все остальные там побывали. А потом проходит с декабря уже какое-то время, и вдруг какая-то мама говорит, что «нет, не было никаких денег». И начинается какая-то непонятная совершенно возня. Что было, на самом деле, как вам кажется?
А.ТРОИЦКИЙ: Ну, во-первых, очень хорошо, что нашлась такая мама и что есть интернет, все такое прочее. То есть, в принципе, эта история – она вообще не должна была бы всплыть. И то, что она всплыла, это спасибо информационному сообществу, блогерам, ну а также заботливым мамам. Еще раз, кстати говоря, с женским днем.
Что за история? Значит, никаким инсайдером я в этой истории не являюсь, в Ледовом дворце не был, но я себе примерно представляю, что это такое с чисто профессиональной точки зрения. Значит, могу сказать, что для того, чтоб пригласить Шэрон Стоун... Кто там еще? Микки Рурк, Моника Белуччи и так далее. В общем-то, нужно много денег. Вот, все эти звезды, они бесплатно приезжают только на престижные кинофестивали, поскольку это связано с их профессиональной деятельностью, они продвигают там свои фильмы и так далее.
Что касается до акции такого рода, то они участвуют в них за большие гонорары. Если это день рождения какого-то олигарха или его жены и дочери, там гонорары могут доходить до миллиона – вот это абсолютно точно, я просто знаю такие случаи. В данном случае благотворительный концерт, как бы. Ну, не настолько, скажем, позорная для человека, заботящегося о своей репутации, история. Поэтому я думаю, что гонорары там были, ну, 100 тысяч, 200, 300 тысяч долларов, то есть это очень большие деньги, которые, естественно, Владимир Киселев, продюсер этого мероприятия должен был заплатить.
И тут возникают 2 сценария. Один сценарий такой, как бы, тухлый и лживый, но более или менее нормальный. Заключается он в том, что Киселев Владимир из своего фонда или бюджета, или собственного кармана выложил эти самые деньги. Я так думаю, что общий бюджет всей этой истории, он где-то в районе миллиона долларов, не меньше. Вот. А потом, естественно, ему надо было эти деньги, что называется, отбить. То есть те деньги, которые были выручены от продажи билетов, он, естественно, прежде чем они пошли бы на больницы, благотворительность и так далее, естественно, как минимум, он должен был бы положить их к себе в карман, что он, естественно, и сделал. Если было так, то это, конечно, все достаточно, как бы, тухло, но, в принципе, это история, ну, такая, более или менее нормальная.
О.ЖУРАВЛЕВА: Но а в наваре, я прошу прощения, мы что имеем? Бульон из-под яиц?
А.ТРОИЦКИЙ: Почти все остались при своих. То есть Киселев приобщился ко всяким знаменитостям. Кстати, его жена вела эту церемонию, его бывшая группа «Земляне» там выступала. Путин в очередной раз пропиарился, в этот раз продемонстрировав себя в качестве музыканта и вокалиста (не все же ему на этих самых, байках ездить и самолетах летать, да?) Соответственно, голливудским там всем этим шаромыжникам тоже упала какая-то денежка типа на ремонт забора у себя в Малибу. Единственные, кто остался ни с чем, это вот эти самые детишки. Но им, что называется, бог поможет.
Но есть второй вариант. Я, как бы, оцениваю вот эти 2 сценария как примерно одинаковые по вероятности, где-то 50 на 50. И это уже сценарий такой, что это был изначально коммерческий проект Киселева, что он, пользуясь, ну, чем угодно (именем Путина, фамилией Белуччи, своими связями, тем, что это, как бы, детишки и дело государственной важности), что он потратил на это казенные деньги, то есть, условно говоря, наши с вами деньги. Ну, а полученную прибыль, естественно, положил себе в карман. Это, конечно, дело, которое в таком случае требует расследования.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, мне кажется, это нужно быть очень храбрым человеком, чтобы вот так вот наколоть премьер-министра.
А.ТРОИЦКИЙ: Да. Киселев в этом случае, естественно, заслуживает суда и посадки. Я думаю, что так не произойдет. Я так думаю, что договорятся они, там, как-то между собой. То есть в худшем для себя случае Киселеву Владимир Владимирович, который Путин (кстати, Киселев тоже, по-моему, Владимир Владимирович), скажет: «Что ж ты, парень, что ж ты, голубчик, меня подводишь-то? Отдавай денежки, покупай, что обещал больницам, клиникам, и больше так не балуй».
При другом раскладе эти денежки, опять же, будут выделены из бюджета, что, конечно, ну, очень прискорбно, но с другой стороны, хоть детишкам что-то достанется.
Что же касается до расследования, которое, естественно, тут надо было бы проводить, которое, естественно, во всем остальном мире было бы проведено немедленно, думаю, что его не будет, потому что Киселев – это личность одиозная, но такая, немного загадочная. То есть он, во-первых, распространяет слухи о том, что они с Путиным учились в одном классе, что неправда.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, я прошу прощения, Артемий. Извините. Вот на этом месте как раз у меня возникает вопрос. Вы сейчас рассказываете о человеке, который вам известен, большинству страны абсолютно нет, потому что, ну, в этой среде, скажем, не все всё понимают, и возникает такое ощущение, что это невероятно могущественный и храбрый человек, у которого есть какая-то кнопка, при помощи которой он на свою какую-то там, не пойми какую тусовку может вот так вот запросто позвать премьер-министра, и он там будет кувыркаться, извините, на сцене. Это что значит? У него ядерный чемоданчик?
А.ТРОИЦКИЙ: Ну, вот, Оль, продолжаю рассказывать историю. Дело в том, что Киселев и Путин вместе работали под началом Собчака в городе Санкт-Петербурге, в так называемые лихие 90-е годы.
О.ЖУРАВЛЕВА: Они же славные.
А.ТРОИЦКИЙ: Они там работали-работали, а потом там, когда Собчака уже стали валить, то произошла такая штука, что Киселев переметнулся в стан врага, именно Яковлева, который, собственно говоря, Собчака и свалил, причем, переметнулся к нему со всеми денежками предвыборной кампании, за что его Анатолий Собчак всячески заклеймил, назвал предателем, мошенником и прочее, и прочее. И по слухам, Владимир Путин, который всегда говорил, что он верный друг, ученик и оруженосец Собчака, по идее, должен был бы, сам возвысившись, став известно кем, то есть сделав серьезную карьеру в нашем государстве, должен был бы этого самого Киселева размазать. Однако, он этого не сделал – более того, Киселев перебрался вслед за Путиным в Москву, откуда имеется, как бы, 2 версии. Первая версия, на мой взгляд, менее вероятная – это то, что, на самом деле, не такой уж был Путин друг, последователь Собчака. Вторая версия, более вероятная – что у Киселева имеется на В.В.Путина какой-то совершенно ядерный компромат, что, собственно говоря, и позволяет ему баловаться не по-детски.
О.ЖУРАВЛЕВА: Удивительные истории вы рассказываете. Я просто по поводу звезд вот тут еще нашла цитату интересную, по поводу благотворительности и того, заплатили ли звездам. Ну, звездам явно заплатили. Представитель актера Микки Рурка из агентства ICM говорит: «Я помню, что Микки Рурк участвовал в таком концерте, но я не могу вам сказать, собирались ли на нем какие-то средства или нет». То есть Рурк отработал просто номер, то есть ни в какой благотворительности он там официально не участвовал, если я правильно понимаю. Просто пришел за деньги поработать.
А.ТРОИЦКИЙ: Ну, так оно всегда и бывает. Более того, это международная практика. Это не то, что, вот, в нашей варварской стране это происходит, а больше нигде такого нет. Нет. Естественно, если бы позвали бы, скажем... Даже Шэрон Стоун, по-моему, как-то общается с Горбачевым. Если бы Горбачев позвал бы Шэрон Стоун к себе на 80-летие...
О.ЖУРАВЛЕВА: Он позвал.
А.ТРОИЦКИЙ: А, позвал, да?
О.ЖУРАВЛЕВА: Да. И она, вроде бы, согласилась.
А.ТРОИЦКИЙ: Я не в курсе, я там не был.
О.ЖУРАВЛЕВА: В городе Лондоне дело было, да.
А.ТРОИЦКИЙ: Вот. Естественно, она приехала бы и пришла бы бесплатно. Это одно дело. А в данном случае, когда имеет место мероприятие типа фандрейзинга, то есть такая, как бы, коммерческая благотворительность, естественно, все те, кто эти деньги поднимают, они сами требуют подъемные.
О.ЖУРАВЛЕВА: «Получается, что на таких концертах так и так денег на благотворительность не собрать?» - интересуется Тамара. Ну, если никто не будет воровать, то, в принципе, можно, мне кажется. Нет?
А.ТРОИЦКИЙ: Да нет. Ну, поначалу все благотворительные акции и эти благотворительные телемарафоны и так далее в нашей стране как раз в эти самые 90-е годы – это была просто такая узаконенная экзотическая форма мошенничества, чистого мошенничества, из-за чего, собственно говоря, всякое доверие к благотворительности у нас на долгие годы было подорвано. Потом появились какие-то симпатичные фонды типа вот этого фонда Чулпан Хаматовой и Дины Корзун, и так далее, которые, в общем-то, искренне ребята и девчата делают что-то хорошее, и люди им помогают искренне. Но, естественно, в семье не без урода. А то, что Киселев – человек с достаточно уродливыми наклонностями, это, в общем-то, очевидно.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, у вас... Как бы, ваша собственная информация, вы вот так это видите. Окей, хорошо. Есть еще одна вечеринка, о которой многие спрашивают. Леван из Тбилиси просто не унимается, присылает одну смску за другой: «Как вы оцениваете вечеринку «Putin Party»?»
А.ТРОИЦКИЙ: Вы знаете что? Я не был на этой вечеринке.
О.ЖУРАВЛЕВА: Как? И на этой не были?
А.ТРОИЦКИЙ: Она прошла, по-моему, вчера, что ли. Да нет... У меня грудной ребенок – какие, к черту, вечеринки? Нет, вчера я, кстати, был на концерте Васи Обломова и даже спел там с ним одну песню. Нет, на «Putin Party» я не был. Что там было, я не знаю. Тем не менее, история мне представляется довольно симптоматической. То есть представить себе, чтобы еще где-то года 1,5-2 тому назад, тем более 5-6-7 в таком, в гламурном кислотном московском клубе, каковым является популярное заведение «Рай», провели бы так называемую тематическую вечеринку на тему «Путин», ну, это просто невозможно себе было бы представить. Потому что тематическая вечеринка это что? Это, там, скажем, садо-мазо или Супермен и Кэтвумен, или там что-нибудь такое гейско-лесбиянское, там, и прочее-прочее. А тут, соответственно, национальный альфа-кобель Путин В.В., тематическая вечеринка. Это значит, что: а) народ исключительно осмелел, б) что Путин В.В. себя позиционировал или, скажем так, уронил, ну а, может быть, в чьих-то глазах и возвысил таким образом, что к нему стали относиться просто, вот, как к такому фетишу.
О.ЖУРАВЛЕВА: Медиа-персонаж некий.
А.ТРОИЦКИЙ: Фетишу для тематической вечеринки, и не более того. В принципе, я считаю, что это абсолютно здоровое отношение к национальному лидеру.
О.ЖУРАВЛЕВА: А, вот, где произошел? Где этот момент оздоровления? Вот, пишет наш слушатель: «Путин еще никого толком не размазал. Похоже, его прихлебатели, поняв это, просто начинают борзеть». Ну и не только прихлебатели, как вы видите. Такая, вот, светская, я не знаю, молодежь или, там, люди среднего возраста тоже начинают борзеть. Откуда это все взялось?
А.ТРОИЦКИЙ: Да. Я не думаю, что в клубе «Рай» прихлебатели. В клубе «Рай» это просто такие примодненные трендовые ребята, которые чувствуют какие-то вот эти легкие весенне-оттепельные...
О.ЖУРАВЛЕВА: Флюиды.
А.ТРОИЦКИЙ: Да, флюиды в нашей атмосфере. И, соответственно, они это сделали. Причем, насколько мне известно, пытались эту вечеринку прикрыть. Они сказали: «Нифига, деньги уплочены. Ребята уже шьют костюмы, а девушки прикидываются Кабаевыми и Аннами Чапман. Так что все в порядке, и не портите нам вечеринку», - сказали они. И все провели. И молодцы, ребята – я их за это очень уважаю.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, Маша, вот, пишет: «Путин очень непопулярен. Ага. «Putin Party» этому доказательство». Путин там, напомню, был избран лучшим мужчиной. На самом деле, там они говорили, что проводили опрос среди дам и кого выбрали идеальным мужчиной. Может, это, на самом деле, культ личности, а не оборзели? Это совсем другое?
А.ТРОИЦКИЙ: Да нет-нет. Я думаю, что это не так. По поводу идеальных мужчин в нашей стране. Кстати, можно вернуться вот к этим гомопутам, с которых мы начали. Однажды меня Боря Моисеев, мой старинный приятель пригласил на свой концерт. Я никогда в жизни не был на концертах Бори Моисеева, а тут... Дело было в Риге. Значит, как-то мы там с ним схлестнулись, он говорит: «Приходи ко мне на концерт». Я подумал, я туда приду, а там будут сплошные вот эти самые гей-парочки или, там, ребята на съем и так далее, в общем, такая зябкая для меня как натурала атмосфера. Но, все-таки, собрался с храбростью и пришел на концерт Бориса Моисеева.
Я был в шоке, потому что 95% аудитории Бори Моисеева были женщины. То есть это были дамы, дамы, дамы, ну, где-то, в основном, в возрасте где-то от 40 до 50-ти лет. Огромное количество фанатичных женщин, судя по всему, таких, вполне ничего себе и семейных, и симпатичных, и, наверняка, с детьми.
О.ЖУРАВЛЕВА: Не, ну я прошу прощения: Моисеев-то хоть танцует и поет. А Путин-то что? Если вы говорите, что это такого же порядка явление.
А.ТРОИЦКИЙ: Я говорю о том, что наши женщины просто крайне не избалованы нашими мужчинами. Вот. И потому они тянутся к Моисееву, к Баскову, к Путину. При всей, в общем-то, ну, на мой взгляд очевидной по той или иной причине неадекватности этих персонажей, что они, по крайней мере, хорошо выглядят. Они следят за собой, они нормально одеваются, от них, скорее всего, вкусно пахнет. Потому что, вот, фоном этому выступают вот эти вот пресловутые наши мужики, которые, соответственно, дамочек с концерта Моисеева поджидают у себя в квартире, которые жирные, которые хотят в майках-алкоголичках, которые ничего не хотят знать кроме футбола, которые, соответственно, бухают и утром, и днем, и вечером, и прочее, и прочее. Естественно, на этом фоне любой козел покажется источником добра. Поэтому... Это, кстати, тоже в связи с женским днем.
О.ЖУРАВЛЕВА: Да. И о перспективах наших выборов.
А.ТРОИЦКИЙ: Желаю всем нашим женщинам, на самом деле, избавляться от этого остаточного принципа и быть, на самом деле...
О.ЖУРАВЛЕВА: Ценить себя выше.
А.ТРОИЦКИЙ: ...сильными, самостоятельными, ни в коем случае не опускать планку, когда речь идет о партнерах, в том числе и о партнерах в виде главы государства.
О.ЖУРАВЛЕВА: Спасибо большое. Но мы еще продолжим этот разговор, а в «Особом мнении» сегодня Артемий Троицкий, журналист и музыкальный критик. Меня зовут Ольга Журавлева. Никуда не уходите – мы скоро вернемся.
НОВОСТИ
О.ЖУРАВЛЕВА: И снова с вами программа «Особое мнение», меня зовут Ольга Журавлева, все средства связи к вашим услугам, а вопросы вы задаете и комментируете высказывания Артемия Троицкого, журналиста и музыкального критика, который сегодня в нашей студии, чему мы очень рады. Вот есть еще один вопрос от служащего из Минска: «Господин Троицкий, в Белоруссии после так называемых выборов снова появились списки запрещенных музыкантов, певцов, артистов, кто имел свинство усомниться в непогрешимости, миссионерстве, незаменимости Лукашенко. В них, кстати, кроме самих белорусов попали и российские исполнители – тот же Шевчук, группа «Тараканы», «Мурзилки International» и др. Вот, что все это значит? Что вы думаете по этому поводу и как нужно на это реагировать? И нужно ли?» Вот, Путин сейчас сказал: «Юру-музыканта не обижать».
А.ТРОИЦКИЙ: Нет, понятно, что я делаю по этому поводу, что я думаю по этому поводу. Делаю то, что засылаю своих друзей-музыкантов в Минск для проведения...
О.ЖУРАВЛЕВА: Подрывной работы?
А.ТРОИЦКИЙ: ...культурных диверсий, да. Кстати, группа «Барто» там регулярно выступает. Надо сказать, ни разу ее еще не повязали в отличие от некоторых российских городов.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну а если повяжут, вы чувствуете ответственность?
А.ТРОИЦКИЙ: Да нет, конечно. Как повяжут, так и развяжут. В принципе, это хорошее рок-н-ролльное приключение. У нас уже и Нойза вязали, а уж о том, что было в 70-е – 80-е годы и говорить нечего.
Естественно, акт этот и трусливый, и антидемократический, и прочее, и прочее, далее по списку. Но я хотел бы сказать несколько вещей. Значит, вещь первая, что все эти меры – это как мертвому припарки. То есть они не действовали даже в старом Советском Союзе. А сейчас, во времена интернета это просто смешно. То есть абсолютно такая, беспомощная какая-то декларативная такая чудаковатая акция. Это пункт №1.
Пункт №2 заключается в том, что в России, на самом деле, происходит примерно то же самое. Просто в Белоруссии – там все делается в открытую и выходят какие-то постановления и публикуются черные списки, и прочее. А у нас же, естественно, у нас же страна, типа, демократическая и, как бы, цензуры нет и все такое прочее, поэтому у нас происходит все точно то же самое, только подспудно, что, на мой взгляд, только подлее, а ничуть не лучше, чем в Белоруссии.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну а какие-то примеры конкретные можете привести? Ну, помимо того, что на Первый канал не приглашают и так далее.
А.ТРОИЦКИЙ: Примеры такие, скажем, что тот же Юра Шевчук и еще можно привести длинный список артистов, там, Михаил Борзыкин, группа «Телевизор», Василий Шумов, группа «Центр», там куча молодых артистов, тот же Нойз ЭмСи, прочее-прочее. Никогда их не будет ни на Первом, ни на втором канале, и, думаю, и на НТВ.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну а им это надо, позориться-то?
А.ТРОИЦКИЙ: А это вопрос №2. Им это, действительно, нафиг не надо. Им это не надо, потому что они живут в другой, параллельной вселенной. Их вселенная – это живые концерты и интернет. А, вот, зомбоящик, корпоративы и все такое прочее – это вообще не их среда обитания, так что им этого не нужно. Я просто говорю о том, что не надо думать, что в Белоруссии у них последний диктатор, а у нас, типа, все отлично. На самом деле, у нас все примерно то же самое, только, ну, естественно, в чекистском стиле все делается под прикрытием.
Ну, а последнее, что я могу сказать по этому поводу, так это то, что такого рода акции... Почему я к ним отношусь более, чем легко, и даже с легким воодушевлением? Они всегда способствуют усилению и интенсификации творческого процесса. То есть известно, что в нашей стране лучшая рок-музыка была создана в первой половине 80-х годов, как раз когда все было под запретом и были эти черные списки, и гэбэшные рок-клубы, и прочее, и прочее. Вот, был невероятный расцвет вот этой самой протестной музыки.
О.ЖУРАВЛЕВА: Спасибо товарищу Путину за рок-н-ролл.
А.ТРОИЦКИЙ: Нет. Путину, на самом деле, спасибо, потому что в последнее время у нас музыкальная обстановочка в стране складывается несравнимо веселее, чем это было вот в эти сытые, скучные, коматозные нулевые годы. Так что все в порядке, верным путем идет и Лукашенко, и его белорусские музыкальные оппоненты.
О.ЖУРАВЛЕВА: Еще один интересный вопрос, потому что... Вот, вы сейчас говорили только что про то, что «Putin Party» свидетельствует о том, что какой-то расслабон некоторый присутствует. С другой стороны, есть огромное количество людей, те же начальники каналов. Им же не звонит Путин и не говорит «Не приглашайте Шевчука». Наоборот: там что Медведев, что Путин везде говорят: «Да-да-да, конечно, и оппозиционеров, и всех на свете». Но все равно кто-то чего-то боится. Почему? Ради чего это делается?
А.ТРОИЦКИЙ: Нет. Во-первых, они боятся не потому, что им звонит Путин или Медведев, а потому, что им звонит Сурков или какие-то там его еще замы и порученцы. Для этого имеются специально обученные люди, которые, как бы, держат всех этих наших информационных холуев в тонусе, да? Ну и потом, естественно, действует такая замечательная вещь как самоцензура, никто не хочет, чтобы его уволили, никто не хочет потерять хлебную должность и так далее. По этой же причине люди подписывают вот эти письма типа...
О.ЖУРАВЛЕВА: Про письмо 55-ти.
А.ТРОИЦКИЙ: ...письмо 55-ти.
О.ЖУРАВЛЕВА: Вы читали письмо?
А.ТРОИЦКИЙ: Да. Я читал это письмо и, надо сказать, что я вполне солидарен. Было высказано остроумное мнение политологом Сатаровым, по-моему, который сказал, что, на самом деле, диссидентское антипутинское письмо, где все прямо говорится.
О.ЖУРАВЛЕВА: Что не надо давить на суд.
А.ТРОИЦКИЙ: Не надо давить на суд, не надо манипулировать общественным мнением, и прочее, и прочее. То есть, в принципе, все сказано правильно, да? Но вот это уже такая, чистая Оруэлловщина, да? 1984, как там у них было? «Свобода – это рабство, война – это мир» и так далее. Ну, в данном случае, ложь – это правда. То есть люди говорят, как бы, правду, но в данном контексте, естественно, это абсолютная ложь. И это всем понятно, что это ложь, и понятно, для чего это письмо было написано точно так же, как прекрасно понятно, кто это письмо подписал.
Я знаю троих из подписантов. Один из них – это Николай Расторгуев. Ну, в общем, несчастный парень. То есть он плохо себя чувствует, я так думаю, что тяжелая болезнь, а также рекордное количество корпоративов, особенно в праздничный, новогодний период, а также бремя репутации любимого певца лидера нации альфа-кобеля Путина, все это сделало, соответственно, из прекрасного, надо сказать, парня Коли Расторгуева, ну, в общем-то, совершеннейшую такую вот... Овощ, да? Вот. Жалко мне его.
Потом там имеется Тина Канделаки. Ну, сегодня 8 марта, поэтому о женщинах или хорошо, или ничего.
О.ЖУРАВЛЕВА: (смеется) Как о мертвых.
А.ТРОИЦКИЙ: Про болтливую Тину промолчу. Третий персонаж – это человек, который там значится как «Сергей Бугаев (Африка), художник-музыкант». Вот этого парнишку я знаю лучше всего. Надо сказать, что музыкант он – вообще не музыкант (причем тут музыкант, это не очень понятно). Художник – в принципе, да, у него имеется, как бы, имя в художественных кругах, при том, что рисовать он не умеет вообще. То есть вообще категорически не умеет рисовать.
О.ЖУРАВЛЕВА: Но, скажем так, человек искусства.
А.ТРОИЦКИЙ: Тем не менее, парнишка очень талантливый, я бы сказал, тусовщик и фарцовщик, который, собственно говоря, сделал себе имя в годы перестройки и гласности очень правильным образом: не умея рисовать и вообще не держа в руках никаких вот этих предметов, которые ассоциируются с художественным творчеством, он скупал просто тоннами никому не нужные картины в стиле соцреализма, потом к ним что-то привешивал, ставил свою подпись и загонял иностранцам. То есть он даже не усики пририсовывал (это было бы слишком сложно для него). Ну, вот, скажем, там, картина какого-то краснознаменного балтийского моряка, написанная каким-нибудь народным художником. Он взял, вот, и на физиономии этого моряка просто приклеил салфетку. Соответственно, на Западе пишут, какая это глубокая аллегория типа «одурманивание советского народа», там, и прочее, и прочее. Ну, на Западе хватает и искусствоведов-идиотов, и галеристов-циников. Поэтому у Африки, значит, у него определенная такая успешность возникла.
О.ЖУРАВЛЕВА: Я прошу прощения. Вы сейчас говорите о людях, которые просто, по-вашему, либо конформисты, либо просто не задумываются о том, чем они заняты. Неужели, там нет ни одного человека, который среди подписантов, который искренне верит в то, что вот так надо, так для Родины будет лучше, а не Путину понравится?
А.ТРОИЦКИЙ: Я думаю, что нет. То есть, вот, судя... (смеется) Судя по тем, кого я знаю, я могу сказать, что Тина, по-видимому, просто во что-то вляпалась, я не знаю, во что и за это ее держат на каком-то максимально коротком поводке, так что она, как бы, делает, что ей скажут. Африка – это именно такой, супер-гипер-конформист, у которого, по всей видимости, не заладилась окончательно карьера на Западе, соответственно, он прагматично решил, что своя рубашка ближе к телу, и уж если его перестали брать там, то надо, значит, брать здесь, и решил сделать тут себе какую-то такую хорошую политическую подстилочку. Там, может, пойдут какие-нибудь госзаказы, то да се.
О.ЖУРАВЛЕВА: Будет краснознаменного Путина рисовать?
А.ТРОИЦКИЙ: Да. И, может, станет он там каким-нибудь таким...
О.ЖУРАВЛЕВА: Придворным живописцем.
А.ТРОИЦКИЙ: Шиловым, там, или...
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, для этого нужно как минимум хоть как-то рисовать.
А.ТРОИЦКИЙ: Да. Но он это сделает по-своему, я думаю. Он будет покупать бюсты Сталина, отбивать усы и удлинять нос, а также, соответственно, убирать там часть волосяного покрова с макушки – я думаю, это ему под силу было бы.
О.ЖУРАВЛЕВА: Спасибо большое. Это было особое мнение Артемия Троицкого...
А.ТРОИЦКИЙ: А про футбол?
О.ЖУРАВЛЕВА: А про футбол мы не успеваем. Тоже интересно.
А.ТРОИЦКИЙ: Я просто хочу сказать, что Рамзан Кадыров сделал удивительный подарок чеченским женщинам, да? То есть именно 8 марта – футбол.
О.ЖУРАВЛЕВА: Бразильцы настоящие.
А.ТРОИЦКИЙ: Да-да-да. Настоящие бразильцы, и мужиков нет дома.
О.ЖУРАВЛЕВА: Это был Артемий Троицкий. Меня зовут Ольга Журавлева, всем спасибо, всего доброго.
А.ТРОИЦКИЙ: Пока. Счастливо.