Юрий Шевчук - Особое мнение - 2009-07-08
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Здравствуйте. Это программа «Особое мнение», которая выходит в параллельном эфире телекомпании RTVi и радиостанции «Эхо Москвы». Меня зовут Татьяна Фельгенгауэр, я рада приветствовать моего сегодняшнего гостя, это музыкант Юрий Шевчук. Здравствуйте, Юрий.
Ю.ШЕВЧУК: Здравствуйте.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы можете присылать свои вопросы Юрию на SMS +7 985 970-45-45. Полгода, даже, может быть, больше чем полгода вы не были у нас в студии. И в свой прошлый визит тоже в программе «Особое мнение» были достаточно оптимистично настроены, когда спрашивали вас о тех людях, которые приходят на концерты вашей группы, что вы видите в их лицах. Сейчас, я знаю, вы тоже очень много ездите по городам с концертами.
Ю.ШЕВЧУК: Начали.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Начали? Ну, позади уже Нарва, Казань.
Ю.ШЕВЧУК: С июня. Нарва – фестиваль, Казань, замечательный фестиваль. Самара, фестиваль тоже не менее замечательный.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Буквально завтра вы выступаете в Москве?
Ю.ШЕВЧУК: Завтра Москва, да.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: И 11-го числа будет у вас еще один концерт.
Ю.ШЕВЧУК: Два концерта. В клубе «Би-1», клуб большой, но, все-таки, 2 концерта – Москва туда не поместится в один концерт.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Да. Все-таки в прошлый раз-то вы, по-моему, в Олимпийском собирали полную площадку.
Ю.ШЕВЧУК: Ну, да. Но задачи сейчас другие, мы завтра будем мучить народ новыми песнями, которые записались, которые мы репетировали пару месяцев. Песни еще сырые, но ДДТ – странная группа. Нам интересно прежде чем записать эти песни, сложить их, вложить в новый альбом. Захочется их попробовать на жизнестойкость, как бы сказать? В залах попеть. Ты сразу чувствуешь и слышишь, что ей не хватает. Потому что когда ты ее поешь, совершенно новую песню, впервые, я как бы раздваиваюсь что ли. У нас вообще мир дуалистичен, но вот я-то точно. И страна у нас такая.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: И орел у нас двуглавый.
Ю.ШЕВЧУК: И орлы у нас двуглавые, и так далее, и так далее. Вот я тоже. И ты становишься немножко залом, и ты чувствуешь ее – что ей не хватает. Может быть, ее вообще в корзину. Ну, в общем, такие будут концерты.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Сейчас вы обкатываете новую программу?
Ю.ШЕВЧУК: Да. Именно обкатываем, да
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: На слушателях?
Ю.ШЕВЧУК: Да, на слушателях. На бедных, да.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, пока, наверное, никто не жаловался?
Ю.ШЕВЧУК: Ну так. В Самаре немножко обиделись, что «Осень» не спели. Ну, ничего, сейчас лето.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А вы как вообще относитесь к требованиям фанатов исполнять вот эти вот хиты старые обязательно на каждом концерте?
Ю.ШЕВЧУК: Я считаю, что нельзя идти уж совсем на поводу. Нет, понятно, что люди пришли и старые услышать. Но, все-таки, и нам интересно, и умной части публики тоже интересно, чем мы в данный момент живем, чем мы дышим, наше мироощущение. Это очень важно, и тогда только, по-моему, получается не концерт, а диалог, беседа. Потому что я говорю о сегодняшнем, я говорю о своих мыслях, именно которые во мне просто живут сейчас. И зал отвечает.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: И что сейчас беспокоит Юрия Шевчука?
Ю.ШЕВЧУК: А когда ты выходишь с хитами, тогда ты гуру, рок-звезда, ненавижу это слово. И все тебе хлопают, и старые хиты вот эти вот слушают. И в этом мало рок-музыки. Рок-музыка – она всегда проблема, она всегда то ли жива, то ли мертва. Она всегда то ли воскресает, то ли совсем уже помирает. Она как жизнь. Она дышит. И поэтому, конечно, свежак всегда, новое всегда. Один из наших принципов, кстати, ДДТ – никогда не играть одну и ту же программу в городе, допустим. Поэтому мы мало ездим.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: То есть в Москве 2 программы будут?
Ю.ШЕВЧУК: В Москве будет не 2 программы, но эти 2 концерта – они, как бы, один концерт. Но и то, эти концерты, я думаю, они будут разные.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А что сейчас больше всего беспокоит Юрия Шевчука?
Ю.ШЕВЧУК: Завтрашний концерт. Я уже на концерте. Я, вот, после нашей с вами беседы как раз еду репетировать. Мы будем звук слушать, будем экраны, видеоарт, как-то чистить свет и так далее, и так далее. Какие-то части постановки новой большой программы. Это не будет полностью новая программа, конечно, но какие-то фрагменты, какие-то композиционные, там, какие-то вещи завтра будем проверять, опять же на той же многострадальной публике.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но для многих, все-таки, вы не только музыкант, но и человек, который...
Ю.ШЕВЧУК: Ну, теперь чукча уже и писатель, да.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Теперь еще и да, теперь еще и чукча и писатель, и читатель.
Ю.ШЕВЧУК: Вот напротив в Новоарбатском книжном магазине впервые в жизни в Москве раздавал автографы. Ну, писателем быть тоже, кстати, очень, ну так, суеты много – автографы раздавать.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Да. Но вот эта вот книга «Сольник», которая вышла, в общем-то, совсем маленьким тиражом, 3000 экземпляров всего.
Ю.ШЕВЧУК: Но они распроданы уже.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Один из наших слушателей как раз спрашивал, что ж это за тираж такой?
Ю.ШЕВЧУК: Тираж – он пробный такой. Сейчас, вот, у меня в гостинице новый вариант этой же книги, немножко переработанный, дополненный и уже без опечаток. И вот, просто завтра-послезавтра отдадим ее в печать, будет следующий тираж.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Юрий Шевчук у нас и писатель, и читатель, и музыкант.
Ю.ШЕВЧУК: И танцор. (смеется)
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: И танцор. А главное, человек с гражданской позицией.
Ю.ШЕВЧУК: И это есть немножко.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Потому что очень много вопросов, конечно же, связанных и с участием в марше несогласных. Ну, кстати, подобных акций – их, ведь, не было уже очень давно, таких вот, действительно, хороших, больших акций оппозиционных. Где вы сейчас ищите себе площадку для озвучивания своей гражданской позиции?
Ю.ШЕВЧУК: Конечно, концерты. Я думаю, в чем-то и завтра будет, ну, не марш несогласных, но мы будем говорить и петь о том, с чем мы не согласны. Но видите, разные вещи. Я не люблю последнее время говорить, что мы против. Мы не против дурной политики, мы не против, там, ворья какого-то, мы за добрую политику, человечную, мы за честных граждан. Мы не против попсы, мы за живую музыку. Вот позиция очень четкая, очерчена и, не знаю, там, как можно к ней прицепить сейчас этот термин «Марш несогласных», эту шапку? Ну, наверное, в этом тоже есть какое-то несогласие, потому что мы за те вещи, против которых очень много против всякого разного бюрократического народа.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, при том, что смысл, в общем-то, не меняется, меняется некоторый формат.
Ю.ШЕВЧУК: Ну, это очень важно, опять же. То есть не негатив «Вот мы против, против, против», а посыл другой – мы с добром, мы «за». Мы за просто нормального человека в России.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А вокруг позитивного посыла люди могут объединиться?
Ю.ШЕВЧУК: На каждом концерте, достаточно много людей.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, концерты – это да.
Ю.ШЕВЧУК: Ну, это наша жизнь, так скажу. Это наше пространство, это наша поляна, по которой мы ходим, там, и которую засеваем, убираем урожай, работаем. Иногда лежим, смотрим в небо, наблюдаем за облаками. Красиво.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Слушатель на концертах как-то меняется?
Ю.ШЕВЧУК: Меняется. Но все больше вырастают какие-то пацаны, девчата, приходит все новая и новая молодежь. Это больше всего нас радует.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Это вас радует. Слушатель меняется вместе с вашими песнями?
Ю.ШЕВЧУК: Ну, как правило, знаете, какая-то публика, которая была, допустим, 20 лет с нами – они уже любят именно те песни.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Они не выросли с вами?
Ю.ШЕВЧУК: Некоторые выросли, а некоторые нет. И они, все-таки, вот новое их уже ДДТ – как-то для них слишком радикально, слишком резко, может быть, меньше лирики или еще чего. А вот молодежи как раз вот это новое наше нравится, то что мы выдаем на-гора. Ну, то есть по-разному. И поэтому всегда огромная сложность у нас какой-то большой концерт играть, потому что стилистически концерт начинает разваливаться. Потому что какая-то часть публики приходит и жаждет услышать там какую-то душевную песню, где, как один критик написал, «Шевчук простоватый такой рубаха-парень, рвет ее на своих грудях и поет жалостливые песни про Родину». (смеется) Кстати, написал так весело, да. Но а с другой стороны приходит несогласная, опять же, молодежь, которая разговаривает совершенно на другом уже языке и мыслит другими категориями. И которая именно жаждет услышать от нас что-то совершенно современного, какого-то нового взгляда на жизнь. Ну, взгляд-то у нас, может быть, старый, но, все-таки, в новой форме в какой-то музыкальной. Это и нам интересно. И поэтому большой концерт, как правило, сложить очень сложно нам бывает. Ну, иногда получается.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Старые слушатели никогда не упрекают вас в излишней политизированности?
Ю.ШЕВЧУК: Ну, упрекают. Ну, Бог с ними. Наша программа новая достаточно социальная, да. Мир социален.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Полгода назад вы говорили, что кризис – это неплохо в том плане, что он заставит людей думать.
Ю.ШЕВЧУК: Всегда любой кризис.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы видите? Люди начали думать?
Ю.ШЕВЧУК: Больше всего людей заставляет думать война, но не дай Бог. На войне люди очень быстро взрослеют и очень, так, быстро начинают соображать – это факт. И это много раз наблюдал. Но не дай Бог, конечно, таких нам школ – хватит уже. Ну, вы знаете, мир не изменился. Ведь посмотрите, вот эта Кантовская мысль о том, что мир был дик, жили люди в пещерах, управляло тело, эмоции, чувства. А чем больше разума и духа, тем человечество все одухотвореннее с каждой страницей, с каждым новым веком, все выше поднимается над животиной в себе. И XX век, посмотрите, все это разрушил. Что, казалось бы, XX век, сознательные люди и сколько об этом писали, как Сартр писал о начале XX века: «Вы посмотрите, это же золото! – ну я ж своими словами – Это, ведь, господа во фраках, замечательная Европа, каждой даме целуют ручки, дамы с зонтиками по этим тротуарам по чистым парижским, европейским, и через 5-6 лет эти господа вспарывают этим дамам животы просто с криками «Мать-перемать!». И куда это все делось? И XX век – он порушил все идеалы, он порушил идеализм, очень сильно разрушил его.
И сейчас, потому что человек не стал духовнее, не стал цивилизованнее мир. И новые войны – они гораздо более жестокие, чем те же войны наполеоновские или еще какие другие. И XXI век – это колоссальный страх у многих. Вы посмотрите творчество многих художников, кинематографистов – оно, ведь, такое армагеддонистое. Эпитет. Все мы стоим над пропастью. Ощущение. Художник – он чувствует болевые точки.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Сейчас, вот, XXI век – продолжает разрушение? Или есть некое такое замирание в ожидании, что же будет дальше? Или, все-таки, разрушение продолжается?
Ю.ШЕВЧУК: Есть холодок над пропастью. И в искусстве мировом – я слежу за этим в меру сил – я говорю, в современном кино, в музыке очень много мрачных интонаций. И очень мало не попсового позитива вот этого дурацкого, такого страусиного с закрытыми глазами, а вот именно такого разумного. Как сказал художник, что, в принципе, что такое художник? Это, конечно, пессимист, во многом, но работает с оптимизмом и говорит об этом. Не знаю – этого сейчас мало. Но многие художники ощущают вот это вот какое-то стояние над таким оврагом, таким, бездонным. Не дай Бог, конечно. Не дай Бог.
Но очень много иллюзий пало, очень много иллюзий, что человек – это гуманное существо, что человек не способен уже быть рабом. Пожалуйста – многие способны, и в нашей стране, очень многие способны быть рабами. Что человек поднялся, и это звучит гордо. Какого черта? Гордо ничего не звучит, потому что люди доверяют лживым средствам массовой информации, они любят быть зомбированными.
С другой стороны, вот это зомбирование – оно идет не только у нас, по всему миру. И в результате вот сейчас глобализация, да? Это же огромное насилие над индивидуумом, над обычным человеком. Это насилие страшное.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы поддерживаете антиглобалистов?
Ю.ШЕВЧУК: Конечно! Конечно. Я за свободу личности. Но с другой стороны, антиглобализм меня не устраивает, может быть, вот своей чрезмерной левацской радикальностью. Потому что это тоже уже человечество все проходило. А откуда эта радикальность? Чего? Неужели они не читали ничего, французские марксисты про ГУЛАГ? Или наши буйные головы, сталинисты не знают про Колыму, что ли? Ну, они должны помнить, к чему это ведет. Но вот это зомбирование современное политическое, информационное, как бы псевдообщепланетарное сознание, которого на самом деле нет, оно заставляет индивидуумов, мусульманский мир. Все больше, и больше, и больше, и больше растет радикализм в мире как ответ на это глобальное насилие над человечеством. Художник это чувствует, нормальный художник это чувствует. От этого колотит и трясет.
Близость конца света – не дай Бог. Но то, что мы стоим над пропастью, - это, ну, я скажу, что я это чую тоже и мне от этого несладко. И наша новая программа, я хочу сказать, размышление об этом. Там есть песня, например, «За тобой пришли». Я не объясняю кто – ангелы, демоны, но за тобой пришли, парень, все. Все! Они уже у дверей, за тобой пришли – и мороз по коже.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Почему-то в этот раз какие-то апокалиптичные картины вы рисуете. В прошлый раз вы были источником такого оптимизма. Просто, удивительного оптимизма.
Ю.ШЕВЧУК: А я и сейчас оптимист.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Нет, сейчас вы рисуете очень темные картины.
Ю.ШЕВЧУК: Я просто размышляю о мире. Но я оптимист.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Хорошо. Тогда как вот вы оцениваете... Вы говорите в целом про мир, ну, и про Россию в частности.
Ю.ШЕВЧУК: Россия – часть мира.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: В нашей стране – все же, больше рабов?
Ю.ШЕВЧУК: У нас в стране – да, конечно. Конечно. К сожалению. Многие даже об этом и не задумываются. К сожалению.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы чувствуете себя свободным человеком?
Ю.ШЕВЧУК: Я чувствую себя свободным человеком, но я знаю, что я настолько, вот, в социальном смысле бесправен, что я это тоже чувствую, и это меня бесит.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы пытаетесь как-то с этим бороться?
Ю.ШЕВЧУК: Да. Я всегда говорю о гражданском обществе. Единственной защитой, какой-то шажок от пропасти, например, для России – это независимый суд, независимая исполнительная власть и независимая законодательная власть. Никакой ни авторитаризм, ни царь-батюшка, ни монарх, ни государь-император, ни тиран, который за нас думает и дает нам хлебушка пожевать за каторжный труд – это все пропасть. Я считаю, что Россия сейчас еще пока на перепутье, не совсем ее там примяли, замяли, хотя этого рабства сейчас очень много.
Посмотрите на эти съезды вот этих «Единых Россий», как это все по команде происходит. Видишь просто эти лбы бесконечные губернаторские и так далее, и депутатские, как они совершенно не скрипят. И эти глаза сытые, и немножко такие, суетливые.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Бегающие.
Ю.ШЕВЧУК: Все это, да, к сожалению... Уповаю на молодежь.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Молодежь?
Ю.ШЕВЧУК: Ну, молодежь у нас тоже забивают, зомбируют.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вот да, хотелось бы узнать, где же вы?..
Ю.ШЕВЧУК: Пивными тучами, фестивалями, попсой и так далее, и так далее. Ну, вы знаете... Ну, так вот. Так вот. Ну что делать? Что получили...
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но вы, наверное, уповаете на ту молодежь, которая к вам приходит, которая воспитана на других идеалах?
Ю.ШЕВЧУК: Не только. Которая к нам не приходит. Я уповаю на молодежь, которая думает, которая размышляет о мире. И естественно, любит страну не меньше, чем какой-либо член «Единой России» там, не меньше в ней патриотизма нормального. Я за эту молодежь, да.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Такой молодежи много?
Ю.ШЕВЧУК: Достаточно, чтобы свернуть шею и устроить в стране Перезагрузку (смеется), как сейчас модно говорят.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Как это модно, да. Песню про Перезагрузку не планируете?
Ю.ШЕВЧУК: Чтобы свернуть бюрократии шею и устроить в стране Перезагрузку, да.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Это был бы шикарный сюжет для какого-нибудь творческого вечера. Я бы хотела – у нас, к сожалению, до перерыва буквально минута – но я бы хотела, чтобы вы рассказали о сентябрьском проекте, который представляется мне очень важным и именно как выражение в том числе и гражданской позиции.
Ю.ШЕВЧУК: Лидер. Ну, еще один такой, да. Приходите, 2-го сентября будет концерт, ВДНХ – прямо вот на этой площади ВДНХ, прямо напротив вот этой гагаринской ракеты «Восток» будет большой концерт-акция по спасению ВДНХ. Московские архитекторы во главе с Сергеем Морозовым, моим старым другом, коренным москвичом. У них душа болит. У меня тоже, кстати. Потому что это детство, это наш Диснейленд детский, как, вот, мы туда ходили и как мы там радовались вот этим коровам, быкам, достижениям вот этим, этой мифологией. Ну, это все было наше детство. И там, действительно, была дружба народов, там был павильон Украины, Грузии, Азербайджана и так далее, и так далее.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, давайте... Про дружбу народов обязательно продолжим, буквально через несколько минут поподробнее расскажем про этот проект. Сейчас прервемся. Никуда не уходите.
НОВОСТИ
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Здравствуйте еще раз. Мы продолжаем программу «Особое мнение», которая выходит в параллельном эфире RTVi и «Эха Москвы». Меня зовут Татьяна Фельгенгауэр, мы продолжаем разговор с Юрием Шевчуком. Закончили несколько минут назад на концерте, который должен состояться 2-го сентября на ВДНХ. Дружба народов, спасти ВДНХ, и я так понимаю, что вы хотите именно эту самую дружбу народов там и показать?
Ю.ШЕВЧУК: Да. Спасти этот клочок когда-то рая на земле. Ну, попытки создания – это же столько здесь, еще раз повторяю, мифологии. Спасти памятник Мухиной, кстати, который где-то лежит в бурьяне. Кстати, нашелся во Франции, архитекторы нашли человека, который помогал Мухиной устанавливать Рабочего и Колхозницу на знаменитой выставке, и у него осталось очень много в Париже запчастей от этого памятника. И он с ними носится, вот как-то надо у него их забрать.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но вы хотите пригласить на этот концерт группы из других стран?
Ю.ШЕВЧУК: Да, разных. Ну, из наших стран, да. Из наших.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Бывшего СССР?
Ю.ШЕВЧУК: С Украины, да, с той же Грузии, с других наших бывших республик. Потому что все мы присутствовали, будучи детьми, в этом замечательном месте ВДНХ. Там же и памятники архитектуры, все-таки, 50-х – 60-х годов. А это уже памятники. Это уже памятники архитектуры, которые нужно сохранить для поколений. Концерт-акция по спасению.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Я надеюсь, что ближе к сентябрю вы еще раз придете к нам в эфир, мы уж будем по программе.
Ю.ШЕВЧУК: С более подробной информацией, да.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Я бы хотела, знаете, какой вопрос затронуть? Фестиваль «Сотворение мира», который проходил в Казани сравнительно недавно, судя по всему, очень больно ударил по горожанам. И сужу это по тем вопросам, которые приходили на сайт, и вот, в частности, по SMS, которую прислал Алексей. Он пишет: «У нас прошел фестиваль «Сотворение мира». По официальными данным ушло около 30 миллионов рублей. А сейчас городские власти собираются экономить на уличном освещении и сэкономить 20 миллионов рублей. На ваш взгляд, фестиваль этого стоил?»
Ю.ШЕВЧУК: Стоил. Не думаю, что такой большой бюджет – 30 миллионов рублей. Я там был, думаю, гораздо меньше, раз. Но во-вторых, он стоил. Крадутся, уважаемые граждане, из ваших карманов просто миллиарды. А здесь – фестиваль замечательный. Это, во-первых, очень гуманный, он международный, по-настоящему. Там были замечательные группы из 10 стран мира. А во-вторых, этот фестиваль в центре России, в Татарстане, что очень тоже важно – не в Москве, не в Питере. Это разговор с молодежью о мире, о братстве, о терпимости, о многих-многих вещах. Фестиваль этот – он воспитывает, он несет хорошую душевность, духовность даже, я бы сказал. Это очень важные вещи, которые необходимы. Вот, например, вот это Евровидение, которое, на мой взгляд, ничего не несет и на которое там наше государство потратило 40 или 60 миллионов долларов, а не рублей, вот это мне непонятно. То есть я не думаю, что в результате Евровидения, вот в результате этой "клюквы", шоу с этими бездарными песнями, тема которых вся ниже яиц, не думаю, что они благодаря вот этому Евровидению, вся Европа нас вдруг полюбила. А вот такие фестивали гуманные, где играют живьем, не под фанеру, где живые музыканты, где хороший обмен идеями, где царит добро – это замечательные вещи. Чем больше будет таких фестивалей, я считаю, вот на это денег тратить не нужно. Но жалеть не нужно.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Еще один вопрос от слушателя Никиты из Петербурга. Пишет: «Не показал ли опыт ДДТ, что социальный протест рок-движения не имеет смысла, так как все равно ни к чему не привозит? А небо, - пишет Никита, - и при коммунистах было красивое».
Ю.ШЕВЧУК: А я хочу сказать, что, во-первых, я один в поле воин, все приводит. Потому что, Алексей, душа-то она у вас и у меня – она одна, и жизнь на этой земле – она не заканчивается, это раз. Во-вторых, небо и при коммунизме – то же самое, согласен. Но с другой стороны, если это небо, допустим, для вас – оно безоблачно, а для вашего соседа оно в решетку и он смотрит на это небо сквозь колючую проволоку, а вам пофиг и вы сидите на кухне, трындите и пьете чаек, я считаю, что на том свете с вас спросят за это.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: По поводу тех, кто за решеткой, и по поводу социального протеста, в частности, рок-движения.
Ю.ШЕВЧУК: Вы просто за равнодушие ответите, за свое. А человек – это существо неравнодушное, все-таки.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Обратили ли вы внимание на то, что Светлана Сурганова, очень известная тоже певица, рок-певица на одном из своих концертов, который пришелся как раз на день рождения Михаила Ходорковского посвятила ему песню «Неужели не я?»
Ю.ШЕВЧУК: Их две барышни. Сурганова, а вторая?
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Арбенина.
Ю.ШЕВЧУК: Арбенина – она более попсовая, да. Сурганова мне больше нравится, да.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вас теперь, судя по всему, двое, кто не боится высказать.
Ю.ШЕВЧУК: А она что сделала?
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Посвятила песню «Неужели не я?» Ходорковскому.
Ю.ШЕВЧУК: Молодец, молодец.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Все это снабжалось видеорядом соответствующим.
Ю.ШЕВЧУК: Молодец. У нас есть, вот, в стране такой сиделец, такой очень честно поступил, он никуда не сбежал, не уехал. Вообще, страстотерпец такой серьезный. Ну, кроме уважения, у меня к нему никаких эмоций нет.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы поддерживаете как-то связь с Михаилом Ходорковским?
Ю.ШЕВЧУК: Я пытаюсь через его адвокатов, там, пластинку послать, привет. Но а почему нет? Я вообще считаю, что его пора уже давно выпустить. А то у нас такие уроды ходят на свободе, которые столько украли и столько всего наворотили в бедной матушке России. А человек уже ответил, если он там что-то и украл. Хотя, я прекрасно знаю, весь наш бизнес – он на этом построен полностью. Тогда надо всех сажать. Его-то, ведь, посадили не за это, а за его нелояльность к правительству. А это уже политика, это политический заключенный, я считаю, Ходорковский. Его надо выпускать, потому что наши кремлевские говорят, что у нас политических нет. А как же нет? Есть.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы бы не хотели устроить концерт какой-то в поддержку Михаила Ходорковского?
Ю.ШЕВЧУК: С удовольствием, с удовольствием. Я выступаю иногда на зонах, в тюрьмах. У нас осенью будет. Но я не знаю, он сейчас же в Москве. Вот я даже думал в Иркутске на зоне сделать концерт не только для него, но и для других заключенных. Почему нет, если разрешат?
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Он в Чите сидел.
Ю.ШЕВЧУК: Нет, я всегда, как говорил в прошлой передаче, за любой кипиш. (все смеются) Как говорят на улице, да.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Когда в ближайшее время можно кипиш в вашем исполнении кроме завтрашнего концерта?
Ю.ШЕВЧУК: Завтра.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Завтра основной кипиш будет у вас?
Ю.ШЕВЧУК: Да нет, ну, какой кипиш? Достаточно такая... Ну, я не знаю, я не умею и не люблю говорить о том, что будет. Посмотрим. Самое главное, не облажаться нам, как говорят музыканты – сыграть нам вот это все, чтобы энергию не потерять и контакт с залом. Но это всегда эти вопросы стоят перед концертами. Но у нас большой тур будет.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы потом в Петербург, ведь, уезжаете?
Ю.ШЕВЧУК: В сентябре мы планируем проехать всю Россию: Магадан, Камчатка, Сахалин, Дальний Восток, Сибирь. Мы тащим туда аппарат свой. Мы сейчас ищем самолет, но очень дорого, но нам, вроде, помогают хорошие друзья. И вот сейчас идут переговоры. И хочется на Колыме сделать концерт, чтобы 100 киловатт звука было, чтобы экраны были, чтобы европейский уровень дать на Колыме, а я там родился. И меня оттуда увезли 6-ти лет отроду, и вот просто мечта. Но это очень дорого. Мы ничего фактически не зарабатываем, ну, потому что все убивается в эти дороги и поездки, и друзья нам помогают, спонсоры нужны нам, кстати, очень. Может быть, отзовутся какие-то господа-бизнесмены, там, сибиряки или магаданцы? Было бы очень здорово. То есть привести туда мощный аппарат.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: То есть вот такой формат вам видится на Колыме?
Ю.ШЕВЧУК: Да, никак иначе.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Кипиш.
Ю.ШЕВЧУК: Ну, там нет аппаратуры.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Надо на Колыме устроить кипиш.
Ю.ШЕВЧУК: На Дальнем Востоке, в Сибири во многих городах – туда же ездит попса-фонограммщики, они с минидиском ездят, там 3 колонки – «ме-е-е», и всё – получают свои тугрики и уезжают. На Колыме, кстати, какие-то дрова там оставил Дима Билан. По-моему, он их оставил там потому, что их дороже было сюда привезти. Но это неважно. То есть если концерты будут, то они будут такого же качества, как завтра в Москве. Только так. Для нас нет людей плохих зрителей, мы не имеем права где-то играть на дровах – это исключено, один из принципов.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Спасибо большое. К сожалению, закончилось время нашего эфира. Но я очень надеюсь, что до сентября вы еще раз придете к нам в студию, мы поподробнее поговорим обо всем.
Ю.ШЕВЧУК: Обязательно. Поговорим про ВДНХ и Колыму.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Это была программа «Особое мнение», в которой сегодня главной звездой был Юрий Шевчук.