Купить мерч «Эха»:

Леонид Радзиховский - Особое мнение - 2006-09-07

07.09.2006

О.БЫЧКОВА: Добрый вечер и добрый день. Это программа «Особое мнение». Прямой эфир телекомпании и радиостанции. В студии Ольга Бычкова. С особым мнением вернувшийся, наконец, из всяких летних каникул журналист Леонид Радзиховский. Добрый вечер.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Добрый.

О.БЫЧКОВА: Итак, наши слушатели как обычно присылают разные свои соображения в больших количествах по большому такому спектру политических тем и событий на сайт «Эха Москвы» в Интернете. Я буду этим пользоваться. Пишите нам также во время этого разговора на наш эфирный пейджер. И телефоны прямого эфира мы, конечно, тоже включим. Начать я хотела с послания Михаила Саба, учителя из Мукачево, который, ну, вот просто… как-то просит совета – я прошу прощения, Михаил, – если я правильно интерпретирую ваше послание. Михаил пишет: «Боюсь ехать в Москву из Мукачево. Говорю с акценту, украинец по матери, венгр по отцу. С усами. Знаю, что бьют не по паспорту. Когда кончится ксенофобия в России?»

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Ну, я не знаю, что посоветовать конкретно Михаилу – я его не видел.

О.БЫЧКОВА: Ехать или не ехать в Москву.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Ну, Михаил, смотрите на меня – вот я тоже брюнет. Не знаю, говорю ли я с акцентом, но на русского я абсолютно не похож. И во ничего хожу по Москве, без фингала, как видите, жив. А у меня отец и мать даже не венгры, представляете? Так что не так уж всё страшно, как его малюют. Что касается того, когда кончится ксенофобия в России – я думаю, что ни раньше, ни позже, чем она кончится на всём этом шарике. Тут, конечно, вопрос, что раньше кончится – шарик или ксенофобия на нём. Но с тех пор, как разные племена стали встречаться – одни из одной пещеры, другие из другой пещеры, все племена понимают, что вся беда, все несчастья происходят от племени из соседней пещеры. Это чувство биологическое, бороться с ним разумом довольно трудно, хотя определённый прогресс, конечно, есть, как и во всём, так и в этом. Как говорится, рука не та, глаз не тот, характер стал покороче. Ну, например, когда в средние века шло великое смешение народов, это была резня на десятки, сотни тысяч человек, войны и т.д.Сейчас смешение народов происходит сравнительно мирно. Ну, где-то кое-кого могут побить, могут убить, но масштаб резни по поводу ксенофобии, масштаб эмоций, которые всё это вызывает, естественно, не тот, что был, допустим, в средние века.

О.БЫЧКОВА: Хорошо, тогда вопрос от программиста Эдуарда из Риги. По поводу Карелии он спрашивает: «Какова причина такого усиленного придатия этому событию «национального» вектора?» Это «придатие» вектора?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Придатие вектора? Ну, по-моему, есть. Ну, там видите, как? Насколько я знаю, там ситуация такая. Там был какой-то Сергей Мозгалёв – человек сугубо русский, которого кое-кто…

О.БЫЧКОВА: Которого сегодня, по-моему, как раз арестовали?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Да, Да. Которого кое-кто уже записал в новые Минины и Пожарские. Г-н Мозгалёв кокнул какого-то местного авторитета 10 лет назад и оттяпал у него некое имущество. Сел в тюрьму. Как говорят, чалился. Вышел с зоны. Решил отметить это радостное событие в компании других людей, тоже русских. Пошли в бар. Бармен оказался человеком не русским и, боюсь, не самым законопослушным и не самым благородным.

О.БЫЧКОВА: Из барменов.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Из барменов. Из нерусских, и из русских. Началась маленькая ссора. К русским мозгалёвым с другой стороны подошли чеченские мозгалёвы. Ну, закипела кровавая битва, и боец молодой тут поник головой – комсомольское сердце пробито. После этого, с одной стороны, законопослушный премьер одной из республик в составе России сказал, что он пошлёт своих абрагов, джигитов и прочих кунаков наводить порядок в непокорной русской провинции. С другой стороны, защитники русских из Москвы, из Ленинграда приехали поднимать на флаг и на щит…

О.БЫЧКОВА: Кинули клич.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: …г-на Мозгалёва и его сотоварищей как истинных мучеников России.

О.БЫЧКОВА: Так вот придатие вектора-то, оно в какой момент произошло?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Так, а с первой же секунды, поскольку все люди поделили на своих и чужих: для чеченцев свои – это чеченцы, для русских – это русские. Вот оно так и произошло по факту. Потом, конечно, приехали наши, которые и без пола, и без национальности, и без возраста, которые стали говорить: «Ребята, давайте жить дружно. Это криминальная разборка. Никакого национального момента тут нет. И вообще, национальный момент – это такая ерунда в наше просвещенное время». Но наши говорят то, что им написали в Кремле. В Кремле написали хорошие правильные слова. Только правильные слова без вкуса, без цвета, без соли и без запаха. Все понимают, что для чеченцев наши – это чеченцы, для русских наши – это русские. Запад есть Запад, Восток есть Восток. И встретились они в пивной или в кофейне в городе Кондолокша…

О.БЫЧКОВА: Кондопога. Боже ты мой.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Кондопога – я извиняюсь. Как встретились, так и разошлись – три трупа с одной стороны, сугубо русские, сотня, насколько я знаю, поколоченных чеченцев с другой стороны. Вот так пошли события. Я должен сказать, что абсолютно, по-моему, несправедливы те, кто говорят, что власть это дело разжигает. Наоборот, власть, как может, старается это дело сгладить. Я ещё раз говорю – приехали наши, которые говорят…

О.БЫЧКОВА: Наши – которые в кавычках пишутся.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Да, наши говорят, что нет у этих людей ни национальности, ни пола, ни возраста, ни лица, ни фамилии, и вообще, о чём мы тут говорим? То есть усилия власти – сгладить. Но есть такие вещи, которые плохо сглаживаются. Вот есть такое Движение – против незаконной иммиграции.

О.БЫЧКОВА: Подожди, давай мы сейчас на этой новой теме, вот таком повороте сюжета, сделаем маленький перерыв, потому что нам нужно расстаться буквально на пару минут. Это программа «Особое мнение» с Леонидом Радзиховским. Мы продолжим очень скоро, и звоните нам и пишите, пожалуйста.

РЕКЛАМА

О.БЫЧКОВА: Итак, мы продолжаем программу «Особое мнение» с Леонидом Радзиховским, который начал комментировать события в Карелии в Кондопоге. Ну, надо сказать, что вот уже сколько дней, да?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Уже больше недели.

О.БЫЧКОВА: …продолжаем мы обсуждать эту тему, ну, а вот Женя из Москвы откликнулась на сообщение Михаила Саба из Мукачево, которая говорит, что она «блондинка, голубоглазая, говорю без акцента, знаю, что бьют не по паспорту, а по роже. Так вот, как я буду себя чувствовать по месту жительства вашего слушателя?» - пишет Женя. Ну, я не знаю, как можно себя чувствовать на Украине?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Я думаю, она себя будет спокойно чувствовать.

О.БЫЧКОВА: Да, нормально.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Ведь ситуация в этой самой Кондопоге тоже ведь не просто так появилась. Понимаете, вот если вы, уважаемая слушательница, пойдёте в Мукачево в какой-нибудь ресторан, заспорите с местным барменом, ну, и у вас ещё будет группа активных приятелей. И так далее, и так далее. Тогда действительно вы взорвёте скучный город Мукачево. А если вы туда просто так приедете, пройдётесь, уедете – думаю, что без особых последствий. Так вот, есть такое движение, называется Движение против нелегальной иммиграции. Очень такое пристойное они себе подобрали название, осторожное, а на самом деле это ведь не так. Дело в том, что нелегальной мигарцией могут быть…

О.БЫЧКОВА: Иностранцы.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Под нелегальную иммиграцию подпадают люди, которые являются подданными иностранных государств. Ну, например, Азербайджана, Армении, Грузии, Афганистана, Вьетнама и т.д., и т.д. Но главные-то проблемы в России происходят – и все это знают – с наизаконнейшими подданными Российской Федерации, выходцами с Северного Кавказа, которым никакую нелегальную миграцию не пришьёшь. Вот действительно «Бьют не по паспорту, а по морде» - это правда. А паспорта у них такие же точно российские, как и у тех, кто их бьёт. И никакого малейшего юридического преимущества голубоглазой, белокурой, в пятом поколении живущей во Пскове или в этой самой Кон… ну, в общем, забыл я название этого города.

О.БЫЧКОВА: Эх.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Да, забыл. Иван Петрович Николаев ну, ни малейшего юридического преимущества не имеет перед точно таким же гражданином России Асхарбеком Мухарбековичем каким-то, который приехал, допустим, из Чечни. В этом-то и проблема, понимаете? Проблема эта, которая действительно пугает власти, заключается в том, что никакого, увы, единого российского народа не существует, как выясняется по факту. Что разные племена или этнические группы друг друга не очень-то любят, и объединить их никак не удаётся. Ну, вот что может сделать в этой ситуации власть? Обрушить карающий меч революции на русских людей в этом городе? Невозможно. Это значит обозлить всех русских. Обрушить карающий меч революции на чеченцев? Невозможно – обозлить весь Северный Кавказ. Обрушить и на тех, и на других в равных долях? Теоретически можно и теоретически правильно и практически вроде бы это и делается – арестовываются зачинщики с той и с другой стороны безотносительно к национальности. И власть всячески старается показать, что она власть не русская и не кавказская, и не чеченская, а равноудалённая – российская.

О.БЫЧКОВА: Ну, слава Богу, если это так.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Старается. Но плохо это получается. Потому что две толпы всегда будут считать, что обидели каждую из них.

О.БЫЧКОВА: Ну, обидели действительно каждую из них.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Друг друга обидели.

О.БЫЧКОВА: Но с другой стороны, ведь существует такая проблема, когда приезжают люди из одних регионов в другие регионы. И вот те, куда они приезжают, недовольны даже не тем, что к ним приезжают, и даже, как это ни странно, они недовольны не тем, что у них там, например, отнимают рабочие места и торговые площадки. Они недовольны тем, как вот эти приезжие люди ведут себя в их городе. Такая проблема существует. Это чистая правда.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Дело в том, что приезжие люди, вообще-то говоря, приезжают не с экскурсионными и не с краеведческими целями, а приезжают они с целью вытолкнуть местных жителей, занять их места и заработать деньги, понимаете? Вот так устроена история человечества в течение последних 10 тысяч лет. Приезжие всегда активнее тех, кто сидит на месте. Просто потому, что у них хватило сил приехать.

О.БЫЧКОВА: Сдвинуться.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Потому что у них пятки жжёт. И они, как ни странно, приезжают не заниматься благородной богоспасаемой деятельностью типа учителя, врачи, рабочие на металлургическом заводе. Знаете, нет. Они приезжают торговать, они приезжают работать извозчиками, они приезжают воровать, они приезжают загонять наркотики, они приезжают строить, они приезжают заниматься бизнесом, — они приезжают делать деньги. Вот местное население – какое бы оно не было: русское, датское, исландское, - не важно, местное население берёт на себя много нужных, необходимых работ: те самые учителя, врачи и т.д. А приезжие приезжают не учить как правило и не лечить как правило, хотя бывают среди них и учителя, и врачи, и профессора, – они приезжают зарабатывать деньги. Они активнее по определению, потому что они приехали. Естественно, это вызывает соответствующие эмоции, естественно, эти эмоции помножаются на цвет их волос и форму их носов. А они, приезжие, как правило далеко не ангелы, а они, приезжие, как правило, спаяны друг с другом, потому что их мало, потому что они понимают, что их не любят, потому что они ищут защиты друг у друга. Вот так оно и идёт. В этом нет абсолютно ничего драматического и абсолютно ничего трагического, пока это идёт в определённых рамках. Иногда переливается через край. Ну, вот тогда происходят вот такие события. Главное, чтобы критическая масса взрыва в целом в масштабах страны не накапливалась. А это — отчасти, по крайней мере, — в руках государство. И ещё одно. Кроме того, наше государство пытается сплотить российский народ, найдя для него какого-то внешнего равноудалённого врага. Ну, вот американцы, например. Ну, в общем-то, все понимают, что в событиях в Кондологе виноваты…

О.БЫЧКОВА: В Кондопоге.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: А, вот в Кондологе виноваты – в Кондопоге нет — виноваты американские шпионы и политика американского империализма. Вот американцев равно ненавидят или не любят, или не уважают и русские, и кавказцы, и украинцы и прочее население Российской Федерации.

О.БЫЧКОВА: 55% жителей России, по последнему опросу.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Да, их не любят, но беда в том, что общая нелюбовь к американцам не позволяет вот дружить против американцев всему российскому народу – не получается.

О.БЫЧКОВА: Ещё только этого нам не хватало для полного счастья.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Вот не хватало – не получается.

О.БЫЧКОВА: Послушаем телефоны прямого эфира, которые вот сейчас я начинаю включать ваши вопросы, а может быть, реплики Леониду Радзиховскому. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

О.БЫЧКОВА: Добрый вечер. Как вас зовут? Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Зовут меня Константин, город Чехов Московской области.

О.БЫЧКОВА: Слушаем вас.

КОНСТАНТИН: Леонид, скажите, пожалуйста, как вам такое юридическое… (дальше неразборчиво)…

О.БЫЧКОВА: Нет-нет, Константин, извините, у вас там связь очень сильно прерывается, мы слышим вас через слово. Простите, пожалуйста. Может быть, в следующий раз лучше получится.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Я ничего не понял.

О.БЫЧКОВА: Я просто не поняла. Ещё примем один звонок. Алло?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый вечер.

О.БЫЧКОВА: Добрый вечер, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Галина Михайловна, Москва. Леонид, вот как вы думаете, в нашем кошмаре, в котором мы живём…

О.БЫЧКОВА: Уже хорошо.

ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА: …и в этой парадоксальности не будет ли преемником г-на Путина Кадыров?

О.БЫЧКОВА: Ах, какая замечательная идея!

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Да, идея хороша.

О.БЫЧКОВА: Спасибо, Галина Михайловна.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Я, правда, не понял энергичного начала «в нашем кошмаре»… Знаете, может быть, у вас какой-то кошмар, я, например, в кошмаре не живу. Но дело не в этом. Не будет ли преемником Путина Кадыров? Ну, вы знаете, в чём дело? Если хватит сил доскакать до Москвы и занять её, то будет. Но мне кажется, что таких сил у него нет и таких желаний, насколько я понимаю, тоже нет. И у Путина нет. Так что…

О.БЫЧКОВА: Ещё один звонок. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

О.БЫЧКОВА: Добрый вечер. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Москва, Георгий.

О.БЫЧКОВА: Слушаем вас, Георгий.

ГЕОРГИЙ: А вот если обратиться вообще к истории, к таким вот вещам, как стенка на стенку, деревня на деревню, из одной деревни в другую – но не то, чтобы жениться там на ком-нибудь, поухаживать, а просто не пройдёт – морду набьют?

О.БЫЧКОВА: Ага, но это вы к чему, Георгий?

ГЕОРГИЙ: А к тому, что… искать, вот например…

О.БЫЧКОВА: Что?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Оборвалось.

О.БЫЧКОВА: Пропал, да. Оборвалось.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Ну, я думаю, что смысл вопроса, если я могу его реконструировать…

О.БЫЧКОВА: Да, вот я вспомнила, кстати говоря…

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: …такой, что дело не в национальном, а вот деревня на деревню, стенка на стенку, двор на двор. Ну, есть такое тоже.

О.БЫЧКОВА: Я вспомнила, знаешь, что сейчас? Что… вот один роман польский читала про польскую семью, которая по каким-то экономическим, политическим причинам в 80-90-ые годы жила в Швеции. И они как-то совсем не подружились с местными всякими шведами, хотя были благодарны этой стране, что она их приютила. И они там говорят, что вот вы знаете, в шведском языке, когда говорят, что пришли гости, это по-шведски звучит, как «пришли чужие». Ну, не знаю шведского языка, но вот так написали поляки.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Мы люди гостеприимные, очень любим, когда приходят гости, ещё больше любим, когда они, наконец, уберутся куда подальше. Я думаю, что действительно ксенофобия… душа человеческая широка, знает, как Достоевский говорил: «Широк человек, даже слишком широк. Я бы сузил». Он вмещает столько ненависти, что просто удивляешься. Он может ненавидеть, естественно, людей другой национальности. Он может ненавидеть людей своей национальности, живущих на соседней улице, в соседнем дворе, в соседней квартире. Понятие чужой очень широкое. Но биологическое основание «чужой», оно совсем простое на самом деле – чем больше он от вас чисто физически отличается, тем больше он похож на чужого. А дальше уже чужой, помноженный на его активность. И вы получаете те самые удовольствия. Но ещё раз повторяю – я не склонен воспринимать это трагически и говорить о том, что чуть ли не это… Это может запросто взорвать страну, тем более такую, как Россия, а может запросто и не взорвать. Это зависит от того, какие целенаправленные усилия будет прилагать государство. Или никаких усилий не будет прилагать. Это опять же ситуация такая… И неизвестно, что когда лучше – прилагать большие усилия или не прилагать большие усилия. Это надо решать конкретно. Но очень важный момент один. Я думаю, что в этом плане пока, по крайней мере, упрекнуть власть не в чем. Она не заинтересована в том, чтобы это дело разжигать. Вот сто лет назад была в России царская власть, которая это дело специально разжигала – думала таким образом перебить другой огонь: политических, социальных и т.д., и т.д. Там было деление свои – чужие: дворяне – крестьяне. Была гениальная идея – зачем нам такое дурацкое деление, давайте лучше вместо чужих подсунем евреев, ещё кого-то, и одним огнём собьём другой.

О.БЫЧКОВА: Понятно.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Не получилось.

О.БЫЧКОВА: Последняя до ближайшего перерыва реплика с пейджера от Ольги из Москвы, которая говорит, что: «Дело не в цвете волос и не в национальности, а, приезжая к нам, они не хотят придерживаться наших правил. Детская площадка, сидят женщины, кавказские женщины, лузгают семечки, шелуха летит в песочницу? Что это?» - Ольга. С этим, конечно, можно было бы согласиться, если бы у нас тут были все жуткие невероятные такие вот немецкие педантичные аккуратисты. Это, к сожалению, не так, увы.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Проблема не в этом, а проблема в том, что, да, не хотят. И что с ними делать? Зарыть головой в эту песочницу? Выход-то какой?

О.БЫЧКОВА: Нет, вначале самим научиться не бросать мусор в детские песочницы. С этим пока не очень просто у нас тоже. Продолжим через несколько минут.

НОВОСТИ

О.БЫЧКОВА: Продолжаем программу «Особое мнение» с Леонидом Радзиховским. Вопрос от Аллы Залесской из Москвы. Она пишет, что: «Г-н Лавров, российский министр иностранных дел заявил, что мы готовы принять участие в восстановлении инфраструктуры Ливана. Следует ли считать, что проблемы дорог и мостов в России больше не существует?»

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Нет, просто следует считать, что честь дороже. Наша честь не в том, чтобы восстанавливать свои мосты, которые никто не увидит, и свои дороги, которые всё равно плохие, сколько ни восстанавливай. Наша честь в том, чтобы восстанавливать мосты и дороги Ливана, чем мы и займёмся.

О.БЫЧКОВА: Ну, что ж, телефоны прямого эфира продолжают работать. Я вижу, что звонки идут. Идут. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Аллё, здравствуйте.

О.БЫЧКОВА: Здравствуйте. Как вас зовут? Говорите погромче.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Владимир. Я из Петербурга.

О.БЫЧКОВА: Слушаем вас внимательно.

ВЛАДИМИР: Я бы хотел задать вопрос г-ну Мадзиховскому. Значит…

О.БЫЧКОВА: Вы уже в эфире, задавайте.

ВЛАДИМИР: Вы знаете, когда говорят о Кондопоге, немножечко неправильно акценты расставляют. Ведь в чём дело? Вот смотрите, оскорбили бармена. Ну, бармен вызвал там своих ребят, скажем, да?

О.БЫЧКОВА: Ну, да.

ВЛАДИМИР: Но они их не побили, они их не вышвырнули. Они их просто убили. Вот в этом вся соль проблемы, понимаете? Там образуется какая-то мафиозная структура, которая устанавливает свои порядки. То есть вот эти акценты почему-то у вас не расставляются как бы. То есть если это была просто бытовая драка – убили, я думаю, таких бы не было при простой бытовой драке, таких выступлений.

О.БЫЧКОВА: Ну, понятно, да. Понятно мнение.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Нет, ну, то, что… чего тут расставлять – не расставлять. Это и так все знают, что те, кто приехали по вызову этого бармена, убили там, всякие приводятся душераздирающие подробности – с отрезанными ушами, отрезанными носами и прочими удовольствиями. Ну, да, так оно там и было. Я, правда, должен заметить, что – ещё раз повторяю – граждане, на которых они напали, это тоже были, насколько мне это известно из прессы, не ученики воскресной школы, и не физики-теоретики на отдыхе, ещё раз повторяю, один только что вышел из лагеря, где он сидел за убийство, а тоже не за кражу помидоров. То есть кто там был бандитом, а кто не был – вот эти убили точно, а тот, который начал, тоже убил, только несколько лет назад.

О.БЫЧКОВА: Но надо ещё заметить, что…

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Понимаете, я…

О.БЫЧКОВА: …этих убийц выдала местная диаспора милиции, в конце концов.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Ну, а куда бы она делать?

О.БЫЧКОВА: Куда бы она делась?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: О-ля-ля, куда бы она делась? Понимаете, я противник того, чтобы здесь устраивать футбольный матч – кто кому больше отрезанных голов забил. Я думаю, что обе компании – и те, кто отмечали выход приятеля, сидевшего за убийство, и те, кто приехали отрезать уши и носы и убивать – обе хороши. Когда по определению кавказцы всегда правы, потому что они кавказцы – вот есть такая группа правозащитников – я к этой группе правозащитников не принадлежу. Понимаете, нет такой нации – будь то евреи, к которым отношусь я, кавказцы, русские, американцы и т.д., которые всегда правы по определению. Господь Бог такой нации не создал. Но ещё раз повторяю, это относится ко всем нациям. В точно такой же мере это относится и к русским – ко второй стороне, которая в этой драке участвовала. В драках двух толп, насколько я понимаю, трудно найти одну толпу – абсолютно белую и непорочную, непосредственно непорочным зачатием произведённую, и вторую толпу – абсолютно чёрную и порочную. Можно болеть за своих – ради Бога. Только надо сказать честно: «Я болею за «Динамо», и поэтому «Спартак» на мыло». Или: «Я болею за «Спартак».

О.БЫЧКОВА: Ну, всё понятно.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Вот и всё.

О.БЫЧКОВА: Ещё один вопрос. Алло? Добрый вечер, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Константин. Вот я дозвонился.

О.БЫЧКОВА: Давайте, а то, может быть, сейчас вас будет получше слышно.

КОНСТАНТИН: Как знать. Скажите, пожалуйста, Леонид, вот почему, если на местах люди будут против чиновников выступать, это будет экстремизм, а погромы любой национальности, любой – это уже, ну, хулиганка…

О.БЫЧКОВА: Хулиганство – резонный вопрос, резонный.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Ну, вопрос предполагает… Ответ заложен в вопросе – потому что законы принимают чиновники. Соответственно, когда выступают против чиновников это есть экстремист по определению.

О.БЫЧКОВА: Все тут экстремисты собрались буквально – что слушатели…

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Я против чиновников не выступаю, я не экстремист – прошу прощения.

О.БЫЧКОВА: А, толерантный.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Я толерантный абсолютно.

О.БЫЧКОВА: Ещё один вопрос. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, Георгий из Москвы, здравствуйте. Вот я бы хотел задать вопрос…

О.БЫЧКОВА: Слушаем вас.

ГЕОРГИЙ: …г-ну Радзиховскому…

О.БЫЧКОВА: Давайте, вы его уже задаёте.

ГЕОРГИЙ: …о массовых беспорядках в Кондопоге. Дело в том, что, вообще, вот… (гудок)…

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Вот те на.

О.БЫЧКОВА: Что-то у нас сегодня с Георгиями плохая связь получается. Алло? Так, сейчас я сделаю ещё одну попытку. По-моему, это потому, что много идёт звонков на одну линию. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.

О.БЫЧКОВА: Добрый день, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Георгий, Москва.

О.БЫЧКОВА: Слушаем вас внимательно (смеется).

ГЕОРГИЙ: У меня вопрос к Леониду – вы слышали сейчас в новостях по поводу запрета оперы Шостаковича «Балда»?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Чего, чего?

О.БЫЧКОВА: Слышали, слышали.

ГЕОРГИЙ: Не ведёт ли к маразму – запрету Пушкина, а равно и Брюсова и прочих, прочих, и Баркова тоже с его «Лукой Мудищевым»?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Кого запретили?

О.БЫЧКОВА: Сейчас я тебе всё расскажу. Понятно, не ведет ли к маразму? Ну, так вот это как раз про оперу «Балда», которую запретили по инициативе, ну, фактически запретили, или сняли, или что-то такое сделали с ней по инициативе как раз местных церковных кругов.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: А, ну, и правильно. Там что показано? Что, извините, попа бьют по башке – вы что, смеётесь? Сегодня попа бьют по башке – это, кстати, тоже экстремизм, я извиняюсь, потому что православие, самодержавие, народность. Если вы против самодержавия, против чиновников – вы экстремист по определению, правильно? Правильно. Если вы против православия – а оно суть основа самодержавия – вы кто? Не экстремист случайно? Опять же экстремист. Да, написали. Пушкин написал. А что, Пушкин мало глупостей писал? Много глупостей писал. Вы знаете, что Пушкин написал, извиняюсь, говорят, про царя – «властительный злодей…»…

О.БЫЧКОВА: Про самого?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: «…тебя, твой трон я ненавижу».

О.БЫЧКОВА: Так это он про вертикаль власти написал?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Вы понимаете, в чём дело, конечно, Пушкин писал правильные стихи, за что мы его и любим «Клеветникам России», так? «Иль, может, мало нас – Иль от Перми до Тавриды – От финских хладных скал до пламенной Колхиды…»

О.БЫЧКОВА: Ладно, мы поняли, мы поняли твою точку зрения…

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: «… от потрясённого Кремля…»

О.БЫЧКОВА: Да, мы поняли.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: То есть Пушкин в принципе был государственный человек, но по молодости бывало.

О.БЫЧКОВА: Но иногда срывался.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Иногда срывался.

О.БЫЧКОВА: А что ж теперь?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: А бить попов в нашей стране вообще не рекомендуется. Это есть экстремизм. И очень советую всем слушателям это запомнить.

О.БЫЧКОВА: Так что теперь будет-то в результате? Пушкина будем запрещать?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Ну, почему? Не всего.

О.БЫЧКОВА: Детскую сказку в школе проходят, кажется?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: «Клеветникам России» будем учить. Будем учить. А «…самовластительный…»… Или вот, был один поэт такой – написал про Россию: «Прощай, немытая Россия – страна рабов, страна господ, и вы – мундиры голубые, и ты – покорный им народ». Как говорится, ну, и убирайтесь в свой Тель-Авив. Что это такое? Страна рабов, страна господ. Это он о ком, простите? Это есть экстремизм. Но он был молодой, он был гениальный, его убили, и он написал «Бородино». За это ему многое можно простить.

О.БЫЧКОВА: Послушаем последний звонок, если нам повезёт. Опять будет Георгий номер четыре. Алло, здравствуйте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Виктор зовут.

О.БЫЧКОВА: Слушаем вас, только очень быстро, хорошо?

ВИКТОР: Я бы хотел спросить Радзиховского прокомментировать следующее. Я своего парня отдавал в школу, в первый класс – был один нерусский в классе, заканчивал – уже 9 их было. Эта группа была очень организованная, нахальная, дерзкая. И вот после окончания школы я узнал, что он неоднократно был бит этими ребятами.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Чего, чего, чего?

ВИКТОР: После школы приезжают, понимаете, ихние родственники, братья, открывают…

О.БЫЧКОВА: А вы в каком городе живёте, Виктор?

ВИКТОР: В Ростове-на-Дону.

О.БЫЧКОВА: В Ростове-на-Дону, понятно.

ВИКТОР: Открывают машины, свою музыку включают, к девочкам пристают.

О.БЫЧКОВА: Мы вас поняли, мы вас поняли. Остаются буквально считанные секунды.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Что он хотел сказать?

О.БЫЧКОВА: Виктор живёт в Ростове. В школе, где учился его сын, очень много, как сказал Виктор нерусских, которые устанавливают свои порядки.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Так.

О.БЫЧКОВА: Вот. Всё.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: И что? Мораль?

О.БЫЧКОВА: Комментируй. Что с этим делать…

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Ну, какая…

О.БЫЧКОВА: …спрашивает Виктор. Не нравится…

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Ну, извините, Виктор, значит, слабенькие русские попались в этой школе, если они позволяют другим устанавливать свои порядки. Борьба за существование.

О.БЫЧКОВА: А, ну, то есть всё равно нужно давать в глаз, как ты считаешь?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Давать в глаз не то, что нужно, это просто обязательно делается по факту. Другое дело, что не нужно из этого устраивать маленькую гражданскую войну в Ростове – вот и всё.

О.БЫЧКОВА: Ну, что ж, на этом закончим программу «Особое мнение». Спасибо Леониду Радзиховскому и нашим слушателям, которые пытались пробиться в эфир.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024