Сергей Доренко - Особое мнение - 2006-04-03
3 апреля 2006 года
В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Сергей Доренко – журналист
Эфир ведет Тина Канделаки
Т. КАНДЕЛАКИ – Добрый вечер. В эфире программа "Особое мнение". Надеюсь, что вы нас слышите и отчасти видите. С удовольствием представляю Сергея Доренко.
С. ДОРЕНКО - Добрый вечер.
Т. КАНДЕЛАКИ – Ну что как у вас дела, расскажите.
С. ДОРЕНКО - Ничего. У меня хорошо.
Т. КАНДЕЛАКИ – Вы в метро последний раз, когда ездили?
С. ДОРЕНКО - Месяца два назад.
Т. КАНДЕЛАКИ – Я, почему спросила, вы понимаете. В контексте последних новостей мне просто интересно, были ли вы сами свидетелем такого столкновения?
С. ДОРЕНКО - Я не был, я, честно говоря, сейчас с трудом себе представляю, как это может происходить. Я помню какие-то фильмы, когда все это в трене нью-йоркском фильмы. Вы помните те фильмы, когда нападают в поездах. Представить, что это возможно в Москве, я с трудом, конечно, мог представить.
Т. КАНДЕЛАКИ – Я тоже об этом думала. Просто я очень хорошо помню, я училась в классе 8-9-м, когда произошла революция. Когда развалился Советский Союз. Когда Грузия самоопределилась и очень смешная история была. Я прихожу из школы, а я училась в русской школе, и естественно 50% было грузин, 50% русских. И в один прекрасный день я пришла в класс, я была единственной грузинкой. Почему я это рассказала. Советский Союз закончился, все это прекрасно знают. Но культуру общения между людьми, которые долгое время убеждались в том, что нет этнической принадлежности как таковой, есть дружная семья советских народов, вот этим вообще никто не занимается. И мне кажется, что это должно было рано или поздно произойти, то, что мы сейчас пожинаем.
С. ДОРЕНКО - Есть такая не одна на самом деле, есть две работы Эриха Фромма очень важных, в которых он исследует феномен морального одиночества и страха свободы. И одна из них называется "Страх свободы" книга, а вторая "Сердце человека". Я не уверен, что правильно перевожу, потому что читал их на испанском. Когда еще не было русского перевода. И вот Эрих Фромм описывает это состояние как моральное одиночество. И когда рухнула система моральных сдержек, моральных ценностей, стержней, какая бы то ни была, это произошло впервые в 1861 году, когда крестьянам сказали, что им дают свободу, но их обманули, мы знаем, они 40 лет выплачивали за землю, после чего у них землю в массе отняли. Почему они наполнили вот эти пригороды, Путиловский завод и прочее. И второй раз это моральное одиночество произошло, сейчас, возвращаясь к нынешнему времени, то, что испытали люди в 1991 году и даже чуть раньше, это моральное одиночество. Когда нечто сдерживающее, нечто пусть уже трухлявое исчезло, пусть уже преданное многажды вождями, а ничего больше не возникло. Нет идеи, нет миссии, нет цели, нет идеала. А для чего жить.
Т. КАНДЕЛАКИ – Нет организации, что самое главное.
С. ДОРЕНКО - И, кроме того, нет идеала и нет неких технических вещей, эта молодежь, слоняясь с пивом, получает только это как готовую оболочку, готовый хабитус, она получает по телевидению. Сейчас только по-моему рекламу запретили. Они знают, что молодежь это пьющая пиво, тусовка. И у них нет рабочих мест, они не могут прогрессировать в путинской России. Потому что прогрессировать в путинской России очень плохо, трудно, мобильность социальная, вертикальная мобильность закрыта, если нет блата или денег или родственников среди чиновничества или возможности заносить чиновникам взятки. А у молодежи нет такой возможности. То они лишены права на прогресс. И даже материальный. То есть, идейного прогресса нет никакого, потому что мы непонятно что делаем на земле. Я просто обращаю внимание на такие идеологические нации как США, идеологическая нация, как бы мы ни смеялись, они сами для себя несут свободу другим народам. Израиль идеологическая нация. Хорош ли, плох ли сионизм, но это есть идеология. Есть и другие идеологические нации, совершенно напрасно полагают, что буржуазные нации не идеологичны. Они жили, страдали, делали революции. И поэтому наши лишены идеи, лишены возможности просто заколачивать бабки, потому что коррупционная система им не позволяет, лишены рабочих мест. И лишены моральных стержней.
Т. КАНДЕЛАКИ – Вопрос, если можно.
С. ДОРЕНКО - Потому что все рухнуло. То есть я не пытаюсь оправдать, но некий ужас я пытаюсь описать изнутри.
Т. КАНДЕЛАКИ – Хорошо. Тогда объясните мне такую вещь. Вот я, например, учусь в РГГУ, там огромное количество студентов из бывшего постсоветского пространства, из Кабардино-Балкарии, из Чечни, я, сколько хожу в институт, я ежедневно его стараюсь посещать. Я никогда не видела таких столкновений. Идем дальше. Вы говорите о безынициативности. С этим я в корне не согласна. Если есть инициатива, к сожалению, основная идеология у молодежи моего поколения, младше меня, это только собственное обогащение. Потому что вы абсолютно правы, никто ни во что не верит. Все верят только в большой кошелек, что его можно нарастить. Инициативные этого добиваются. Неважно, есть у них связи или нет. Я наблюдаю, дети пробиваются, дети добиваются. Дети роют землю носом, у некоторых получается.
С. ДОРЕНКО - Да, в РГГУ.
Т. КАНДЕЛАКИ – Да, в вузах. Это же все равно не такой большой процент, если взять по стране.
С. ДОРЕНКО - Что мы можем сказать об этом. Значит, следовательно, есть РГГУ, но РГГУ не охватывает всего социума.
Т. КАНДЕЛАКИ – Согласна. Тогда у меня возникает вопрос. Что сдерживало вот эту массу, которая так подвластна влиянию и так агрессивно настроена при Советском Союзе и почему эти сдерживающие факторы…
С. ДОРЕНКО - В Советском Союзе была огромная система вовлеченности. Потом уже наше поколение чувствовало, что эта история тухлая, потому что нам говорят об идеалах, а сами, в общем, конечно, заражены материальным, догнать и перегнать Америку, как сказал Хрущев. Уже в индивидуальном порядке все наши боссы догоняли Америку. И, конечно, но мы чувствовали, что история уже тухлая, что уже врут. Но все-таки инерция держалась некой миссии и вовлеченности…
Т. КАНДЕЛАКИ – Почему, объясните мне…
С. ДОРЕНКО - Подростки, у которых нет в голове, допустим, даже трех извилин, а есть, например, полторы, были строго вовлечены в ПТУ и далее везде они понимали, что с ними будет через 10 лет, через 5, понятно да. Сегодняшний парень, которому 15 лет, у него нет другого идеала. Ему внедрено, что он должен пить…
Т. КАНДЕЛАКИ – Оставьте, что такое идеал. Одной фразой. Я знаю, что 10 лет назад к кому-то обратиться и сказать…
С. ДОРЕНКО - И нет прогнозируемого будущего.
Т. КАНДЕЛАКИ – К кому-то обратиться на улице и сказать: эй, чурка, это было даже просто невозможно представить. Почему сейчас это стало возможно, Сереж, вы можете ответить на этот вопрос?
С. ДОРЕНКО - Сегодня возможно, потому что я сказал, я пытался дать ответ на этот вопрос. И мне даже показалось, что дал. Из-за морального одиночества, плюс этому подыгрывает государство.
Т. КАНДЕЛАКИ – Вы слушаете и смотрите программу "Особое мнение". Конечно, через несколько минут мы к вам вернемся.
НОВОСТИ
Т. КАНДЕЛАКИ – Вы слушаете программу "Особое мнение". Надеюсь, и смотрите. Мы говорим естественно о межнациональной розни, о тех конфликтах, которые обсуждались на протяжении последних дней. Я одной фразой, Сереж. Помните, мы с вами говорили об "Американской истории Х", это замечательный фильм с Эдвардом Нортоном, который неоднократно показывался здесь, очень часто показывается в Америке, очень хорошо показывают историю семьи, в которой два мальчика оба скинхеды. Одного сажают за то, что он убивает афроамериканцев. И вот что в их сознании происходит. Эта история не говорит о том, что вот хорошо белое или черное она очень неоднозначна, она заканчивается смертью младшего брата, когда старший уже понял и переоценил. Младшего все равно убивают афроамериканцы, и вот там есть такая безысходность, бесконечность этого конфликта. Для меня в Америке ответ на вопрос: как решить эту проблему противостояния белых и черных, если так можно сказать, он абсолютно открыт после этого фильма. Как вы считаете, как в Америке, насколько там это решено?
С. ДОРЕНКО - Это очень долго. В Америке этим занималась элита. Просто вся элита приняла как обязательство вот эту работу. Вот эту терпимость, толерантность и политкорректность, то есть перегиб некоторый. Такой как, кстати, был в Советском Союзе в то время, когда советские коммунисты воспитывали псевдоевропейские элиты азиатских республик. Я очень хорошо помню, как были квоты специально для узбекских студентов, например, в некоторых городах. То есть, поскольку задача стояла создать…
Т. КАНДЕЛАКИ – Мультикультурное общество.
С. ДОРЕНКО - …почти европейские элиты для Средней Азии, например, то эта задача решалась, и преимущество было у этих людей. Так же как сейчас есть преимущество при поступлении в университеты у чернокожих афроамериканцев. Так вот, в России сегодняшней это не пройдет. Не получится.
Т. КАНДЕЛАКИ – Сразу мне объясните. Вот в Америке связка Буш и Райс естественно она самая показательная, на мой взгляд. Толерантность и терпимость, о которой вы говорите. В России такое возможно? Чтобы первое лицо страны человек русский понятно, а второе лицо страны премьер-министр, допустим, чеченец.
С. ДОРЕНКО - Татарин, по крайней мере, да, пожалуйста, у нас министр внутренних дел. Но речь идет о другом. Речь идет о том, что внезапно, когда все рухнуло, когда рухнул мир (я просто пытаюсь преамбулу еще раз повторить), когда рухнул мир, когда рухнули все обязательства, цели и смысл жизни у людей, когда они поняли, что смысл жизни, в общем, в том, чтобы тырить, но тырят только те, кто близко к правительству, а кто подальше от правительства как будет воровать. Не получается. Они увидели себя как-то отжатыми и вдруг люди, которые внесистемные, стали чемпионами. И сегодня к моему ужасу, я опрашивал тоже людей после всех этих страшных событий субботы и воскресенья, хоть единичных, но системных уже стали. Они единичные системные. То есть избили одного, на следующий день другого. А они между собой все эти "скины" общаются, знаете, что они общаются. В Интернете.
Т. КАНДЕЛАКИ – Естественно. Это очень организованная система.
С. ДОРЕНКО - Да, абсолютно организованная система. И вот поскольку это уже системное, я уже жду, что сегодня опять побьют, начинаю говорить с людьми, просто с людьми. Вы знаете, я прихожу к страшному выводу, что большинство не согласно с методами "скинов", но, в общем, готовы промолчать или отвернуться, когда будут бить иных людей.
Т. КАНДЕЛАКИ – Вы прекрасно помните рекламу партии "Родины" я надеюсь.
С. ДОРЕНКО - Да, я помню. Я все время пытаюсь, понимаете, можно сказать, подонки, негодяи, но я думаю, мне-то с ними жить, значит, мне надо как-то расшифровать эти их чувства. Расшифровать и понять, где же корень прячется. Корней много. С этими людьми надо идти и говорить с ними. Нельзя сказать им просто, то есть плетка нужна.
Т. КАНДЕЛАКИ – То есть вы предлагаете, чтобы была некая встреча официальная власти с представителями скинхедов.
С. ДОРЕНКО - Нет, нет. Общество и интеллигенция должны понять, что с ними случилось. Почему вчерашний мальчик 13-летний, ну давайте подумаем, их надо наказывать, нужна плетка.
Т. КАНДЕЛАКИ – Сразу хочу спросить…
С. ДОРЕНКО - Жестокое наказание. И абсолютно механическое, чтобы они понимали, что точно накажут.
Т. КАНДЕЛАКИ – Сереж, сразу мне объясните…
С. ДОРЕНКО - Во-вторых…
Т. КАНДЕЛАКИ – Это организация. Вы согласны.
С. ДОРЕНКО - Да.
Т. КАНДЕЛАКИ – У этой организации есть лидеры?
С. ДОРЕНКО - Они сетевые. У них много лидеров.
Т. КАНДЕЛАКИ – Этих лидеров можно узнать поименно и пофамильно?
С. ДОРЕНКО - Почти невозможно. В сетевых организациях невозможно ликвидировать лидеров. Это тройки, пятерки, десятки. Невозможно сделать.
Т. КАНДЕЛАКИ – То есть вы говорите это многоголовый дракон, которого невозможно уничтожить.
С. ДОРЕНКО - Сетевая организация.
Т. КАНДЕЛАКИ – Уничтожить, я имею в виду, то есть корень зла невозможно пресечь.
С. ДОРЕНКО - Корень можно. Социальный корень. Нужно думать, как упахать всех этих ребят, хотя бы не тех, которых они уже отняли, а хотя бы тех, которые подрастают 11-13-летние. Как их упаковать, как их социализировать, если угодно, ввести в социум с задачами, с целями, с мечтой. Почему 11-летний мальчик не мечтает стать космонавтом. Как вы думаете, мне интересно. Почему 11-летний мальчик сегодня не мечтает стать космонавтом, а мечтает стать "скином".
Т. КАНДЕЛАКИ – Все-таки они не мечтают стать "скинами" с 11 лет, я думаю…
С. ДОРЕНКО - А знаете, почему мечтает? Потому что у "скинов" ботинки на такой подошве, им нравится эстетика.
Т. КАНДЕЛАКИ – Но кто-то же им дает эту литературу. Это же не происходит в 5 лет.
С. ДОРЕНКО - Конечно. Лидеры.
Т. КАНДЕЛАКИ – Это происходит, Сереж, так. Я же часто хожу в школу. Маленький мальчик, его обидели, побили старшие товарищи, у него нет защиты, его не защищает ни мама, ни папа. Подходят старшие товарищи и говорят: сынок, ты хочешь, чтобы тебя не обижали, ты хочешь быть под нашей защитой…
С. ДОРЕНКО - Корпорация. Мы крутые, у нас такие ботинки, мы можем все, на нас нет закона и прочее. Как социум, как общество может социализировать этого малыша, как мы можем его ввести в нормальную жизненную конструкцию, в которой он будет вознагражден за доброе поведение. Когда он будет вознагражден за доброе поведение. Сидят люди, говорят: мы порядочные люди, хорошие люди, ничего не крадем и так далее. О них вытирают ноги. Все-таки добродетель должна как-то вознаграждаться.
Т. КАНДЕЛАКИ – Сереж, вы сейчас говорите об абсолютно идеальных вещах, которые просто невозможны.
С. ДОРЕНКО - Если вы просто живете…
Т. КАНДЕЛАКИ – Большинство страны живет за чертой бедности.
С. ДОРЕНКО - Подумайте. Вы живете за чертой бедности в Солнцеве, но ведете себя добропорядочно. Вовремя ходите на работу, вовремя приходите с работы способа прогрессировать, у вас нет. Но вы просто за зарплату работаете. Ну что, таких нет в Америке или Голландии. Полно народу работает…
Т. КАНДЕЛАКИ – Очень много…
С. ДОРЕНКО - И вы приходите, и ваша жизнь не вознаграждена. Она становится все время хуже. Вас время обманывает правительство, какие-то сильные люди покупают ваш гастроном, устраивают там казино, черт бы его задрал, еще что-то, начинают торговать наркотиками в вашей школе, и вы видите, как все становится хуже. И вы говорите: если в этом социуме моя правильная простая абсолютно может быть кретинистически простая, но простая жизнь, не вознаграждена, то, что тогда я должен делать.
Т. КАНДЕЛАКИ – Вы меня сейчас простите за это сравнение, но вы фаустовский вопрос поднимаете. Как только человек оказывается на обочине жизни, больше шансов нет, и ему протягивается черная рука, он говорит: да, конечно я с тобой подписываю договор кровью. Но что вы предлагаете, Сереж. Эти люди все равно находятся на обочине жизни, к сожалению, неудовлетворенные, обиженные, разозленные. Скажите мне, есть ли богатые среди "скинов"? Мне интересно. Кто-то же субсидирует, кто-то же дает деньги. На литературу.
С. ДОРЕНКО - У них не очень большие потребности. Понимаете у таких сетевых сообществ у них копеечные потребности.
Т. КАНДЕЛАКИ – Во всяком случае, из того, что я видела и читала с американской системой…
С. ДОРЕНКО - Их поддерживает мелкобуржуазная среда, в которой достаточно, чтобы каждому сетевому сообществу помогал один какой-то владелец ларька.
Т. КАНДЕЛАКИ – Как вы считаете, если деятели кино при помощи кино, литературы, каких-то передач, возможно, попытаются на это процесс как в Америке как-то повлиять, это даст результаты?
С. ДОРЕНКО - Мы должны продумать систему мер. Как в Америке. Первое – жестокое и жесткое наказание тех, кто уже "скины" и тех, кто делает.
Т. КАНДЕЛАКИ – Публично и молодых.
С. ДОРЕНКО - Абсолютно. Жестокое наказание. Второе - расшифровать корень бед, в том числе, не проклиная их, а, поняв, как хороший 11-летний мальчик становится 15-летним негодяем. Вот нужно это посчитать. Нужны ученые, интеллигенция, безусловно, должна сделать некую духовную работу. И понять, как это произошло с этим 11-летним мальчиком. Дальше, нужно, ответив на эти вопросы, безусловно, проявить некую солидарность и подумать, как бы их устроить. Если мы не умеем делать, как делают правые в Америке, давайте делать как левые в Европе. Если мы не умеем заставить наших богатеев построить в каждом дворе баскетбольные площадки, как это делают богатеи американские, которые строят в бедноте…
Т. КАНДЕЛАКИ – То есть вы опять предлагаете, исходя из партии, в которой вы состоите, богатым делиться.
С. ДОРЕНКО - Я предлагаю. Нет, богатым делиться предлагают правые. Я предлагаю либо государственную, либо общественную роль, либо спонсорско-меценатскую…
Т. КАНДЕЛАКИ – Интересна ваша позиция. Государство этим должно заниматься или богатым делиться. Это же разные вещи.
С. ДОРЕНКО - Мне все равно сегодня. Потому что сегодня проблема не правый или левый путь, сейчас нет проблемы правое или левое решение получит борьба с нацизмом. Я готов и на правое и на левое. Все равно, Тина. Сейчас нужно сказать: хотите правым путем решать, через меценатство, спонсорство, личную инициативу, идите, ребята. Идите в бедные кварталы. Стройте баскетбольные площадки. Если вы можете это решить левым путем, государственно-социалистическим, каким угодно, сегодня мы стоим перед лицом нацизма. Поэтому сейчас я сказал, любой путь для меня хорош.
Т. КАНДЕЛАКИ – Алло. У нас есть минута, я попытаюсь коротко вывести звонок. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Владимир из Петербурга. В этом году Юлия Латынина небезызвестная была удостоена чести быть приглашенной на день рождения к Березовскому. Я знаю, Доренко он верой и правдой много лет служил, но возможно и служит данному персонажу. Был ли он приглашен на день рождения?
С. ДОРЕНКО - Ваши знания абсолютно исчерпывающие. Что еще могу ответить. Человек все знает. Что была Латынина приглашена, что я был приглашен. Кто верой и правдой служил. Владимир, ваша осведомленность настолько поразительна и потрясающа, что я вами восхищен. Что еще я могу добавить к вам. Расскажите, в другой раз позванивайте и рассказывайте мне про меня, если у вас найдется время.
Т. КАНДЕЛАКИ – Но сейчас очень много интересных дней рождения будет в апреле. Я надеюсь, что вас тоже на эти дни рождения пригласят.
С. ДОРЕНКО - Нет, я еду в долину Сы-Чу-Ань. А какие дни рождения?
Т. КАНДЕЛАКИ – А вам сейчас за эфиром расскажу. У нас сейчас реклама и новости, после которых мы обязательно вернемся. Вы сможете задать любой вопрос Сергею Доренко. Присоединяйтесь.
НОВОСТИ
Т. КАНДЕЛАКИ – Это программа "Особое мнение". Я Тина Канделаки, я представляю вам Сергея Доренко. Надеюсь, вы нас еще и смотрите.
С. ДОРЕНКО - Сижу и думаю, а можно ругаться в эфире. Нельзя? Вот этот говноецкий вопрос предыдущий.
Т. КАНДЕЛАКИ – А вы всегда так изысканно это делаете, что вам можно.
С. ДОРЕНКО - Сижу и вспоминаю, почему я не поехал к Березовскому в этот раз. Мне теперь даже стыдно стало, что я не поехал.
Т. КАНДЕЛАКИ – Мне кажется, что вам нужно красиво ответить…
С. ДОРЕНКО - Хочу обратить ваше внимание, что я был в прошлый год. На дне рождения. Или нет. Черт, парень лучше меня знает. Если бы он вел какую-то запись за меня. И в позапрошлый, мне кажется я был. Я был в 2001 году у Березовского на дне рождения еще в Ницце.
Т. КАНДЕЛАКИ – Тогда возникает вопрос, простите меня, что произошло, почему в этом году вы пропустили.
С. ДОРЕНКО - Был занят или не знаю.
Т. КАНДЕЛАКИ – Ничего себе ваша занятость мне нравится. Вы были настолько заняты, что отказали Борису Абрамовичу.
С. ДОРЕНКО - Ему 60 лет и было много гостей, я подумал, что будет столько народу, что нет смысла, лучше я потом подъеду, и с ним как-то семейственно…
Т. КАНДЕЛАКИ – Ну вы хотя бы подарок ему купили?
С. ДОРЕНКО - А, вот теперь я понял, почему я не был. У меня не было подарка, и мне было в лом искать подарок. Из-за этого. Я сэкономил.
Т. КАНДЕЛАКИ – А что вы ему дарили в прошлый раз? Тоже интересно. Что можно подарить Борису Абрамовичу.
С. ДОРЕНКО - Книгу о масонах. Я ему нашел какую-то книгу о масонстве в России потрясающую.
Т. КАНДЕЛАКИ – Вы надписали книгу?
С. ДОРЕНКО - Не я ее написал.
Т. КАНДЕЛАКИ – Нет, надписали, когда дарится книга, что-то пишется, торжественная надпись.
С. ДОРЕНКО - Нет, подарил и все. Ему как масону, наверное, будет интересно.
Т. КАНДЕЛАКИ – И вы каждый год ему книги, что ли дарили, если вы на пяти днях рождения…
С. ДОРЕНКО - Не помню я сейчас. Вы думаете, что я уделяю этому внимание.
Т. КАНДЕЛАКИ – Не знаю. Борису Абрамовичу, наверное, много денег тратится на подарок, поэтому должно помниться все-таки.
С. ДОРЕНКО - Я ему дарил рогатку однажды. Превосходную.
Т. КАНДЕЛАКИ – Замечательно. Самоделку?
С. ДОРЕНКО - Как такому плохишу и озорнику. Нет, профессиональную рогатку.
Т. КАНДЕЛАКИ – Знаете, что я хочу вас спросить. Я думаю, что когда поднимается тема скинхедов, "Россия для русских", бей, спасай, куда денется С. А. Пушкин в этой ситуации, у меня сразу возникает вопрос.
С. ДОРЕНКО - Конечно, черномазые, что теперь делать с Александром Сергеевичем придется расстаться, я полагаю.
Т. КАНДЕЛАКИ – Серьезно…
С. ДОРЕНКО - С Гоголем тоже, потому что он наверняка был бы за Ющенко.
Т. КАНДЕЛАКИ – Естественно.
С. ДОРЕНКО - Потом сейчас со многими придется расстаться.
Т. КАНДЕЛАКИ – Остался бы Лесков сто процентов.
С. ДОРЕНКО - Чехов слишком интеллигентен для скинхедов. Нет, Лесков тоже вряд ли.
Т. КАНДЕЛАКИ – Есенин, наверное.
С. ДОРЕНКО - Я думаю, Победоносцев остался Константин. Кумиром. Вот давайте тогда, правда, отменим Пушкина, а Победоносцева на его место.
Т. КАНДЕЛАКИ – Здесь много чего нужно будет отменять. Окуджаву, Данелия надо будет отменять
С. ДОРЕНКО - Окуджаву уж точно.
Т. КАНДЕЛАКИ – С Бродским надо будет попрощаться, извините меня.
С. ДОРЕНКО - Уже попрощались не раз, и вновь придется попрощаться.
Т. КАНДЕЛАКИ – Здесь вообще ничего не останется. Камня на камне мне кажется. Добрый вечер. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Ахмеджан. Я из Узбекистана. Сергея Доренко можно?
С. ДОРЕНКО - Вот вы уже говорите.
СЛУШАТЕЛЬ – Огромное вам спасибо, я очень вас уважаю, уважаемый. И вообще радиостанции "Эхо Москвы" огромное спасибо, потому что это единственное радио, на котором можно услышать правду.
Т. КАНДЕЛАКИ – У вас вопрос есть, я прошу прощения, просто времени не так много.
СЛУШАТЕЛЬ – Вопроса нет. Просто я хотел поблагодарить вас.
С. ДОРЕНКО - Спасибо.
Т. КАНДЕЛАКИ – "Эхо Москвы" это радиостанция, на которой люди пытаются рассуждать, думать, искать, в том числе интеллектуально искать, духовно. И понимаете, вот это, наверное, то, о чем говорит наш слушатель. Я поэтому, кстати, тоже слушаю "Эхо Москвы".
Т. КАНДЕЛАКИ – Я тоже слушаю "Эхо Москвы".
С. ДОРЕНКО - С 1991 года.
Т. КАНДЕЛАКИ – Вы раньше стали слушать.
С. ДОРЕНКО - Я завел собаку в марте 1991 года, и она научила меня слушать "Эхо Москвы".
Т. КАНДЕЛАКИ – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Борис, я из Москвы. Хотел Сергею Доренко задать такой вопрос. Как коммунисту и левому. У меня сейчас такое хобби достаточно долгое время провожу в Интернете в так называемом "Живом журнале". И одно из моих хобби это политические… Так вот на что я обратил внимание. На то, что левые коммунисты красные они сейчас смыкаются с коричневыми. Просто, понимаете у них могут быть самые разные взгляды, но они тусуются вместе, образуют единые команды, которые между собой рассуждают о том, о сем. И все по-разному, кто-то мягче, кто-то жестче, но все…
Т. КАНДЕЛАКИ – Вопрос понятен.
С. ДОРЕНКО - Я должен сказать, понимаете, что такой "Живой журнал", это место, где человек сам себя называет, определяет. Человек может себя определить последователем Конфуция и тусоваться при этом спокойно с каким-то анархистом, противоположность конфуцианства. Ну, хорошо, это, во-первых, самоназвание людей, которых видит человек в "Живом журнале". И очень важно понимать, что все-таки основания есть того, что сказано сейчас. Потому что среди левых, которые себя называют по привычке левыми или сторонниками советского строя очень много этатистов, государственников в разной степени этатистов от деголлевского этатизма до муссолиневского, извините за выражение, не в эфире будет сказано. Поэтому это такие этатисты, которые почти фашисты. Среди них есть. Потому что в Советском Союзе есть несколько доминант. Есть левая доминанта, есть солидарность, есть интернационализм, а также есть этатизм бесконечный и чего больше в Сталине, ну-ка угадайте. Поэтому я бы этому совершенно не удивлялся. Вы как человек умный, думающий, и сидящий в "Живом журнале", вы знаете ответ на этот вопрос. Зачем вы мне задаете этот вопрос.
Т. КАНДЕЛАКИ – Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ – Сергей. Москва.
Т. КАНДЕЛАКИ – Пожалуйста. Ваш вопрос.
СЛУШАТЕЛЬ – Сначала реплика небольшая. Вы спрашивали, что с Пушкиным делать. Я думаю, в нынешней ситуации он бы вписался, если вспомнить его отношение к польским мятежникам и призывы душить их. А так я хотел спросить, почему вы утверждаете, что в Советском Союзе не было всего этого, антисемитизма, ксенофобии…
С. ДОРЕНКО - Все было. Ну что вы.
СЛУШАТЕЛЬ - Я вырос на Западной Украине, я с детства знал, что такое москаль, в 11 лет я переехал в Россию на Черное море в Туапсе. Я выучил, что такое хохлы.
Т. КАНДЕЛАКИ – Все понятно.
С. ДОРЕНКО - Западная Украина не характерный пример. Что значит, я вырос в Советском Союзе, и дальше начинаете: Западная Украина. Территория, которая исторически полагала себя захваченной.
Т. КАНДЕЛАКИ – Сереж, а простите, пожалуйста, а что было бы за точно также же преступление при советской власти? Если на улице кто-то кого-то…
С. ДОРЕНКО - Слушайте, я вырос в советских гарнизонах, доверюсь вам, где про это просто никто не слыхал. Ни про что вот такое. Я допускаю, потому что я учился, отец служил в городах больших, я учился в городах время от времени, не только в гарнизонах. Я должен сказать, что все было, но все это подавлялось, запрещалось.
Т. КАНДЕЛАКИ – Вы помните, какая была мера наказания?
С. ДОРЕНКО - Да просто нельзя было, неприлично было это говорить.
Т. КАНДЕЛАКИ – Вот смотрите, вы очень точно ответили, Сереж. То, что я вас сегодня всю передачу спрашивала. Было просто неприлично. Даже если у тебя была такая точка зрения.
С. ДОРЕНКО - Конечно, это можно было где-то прошипеть, поддав на кухне, что эти кумовство, тащат своих, ты их в дверь, а они в окно. Я слышал такое шипение от ряда людей. Но сказать публично больше чем одному человеку, если нас трое или четверо, сказать публично стыдно просто.
Т. КАНДЕЛАКИ – Это было практически то же, что стать дезадаптантом, как вы любите говорить.
С. ДОРЕНКО - Для образованного класса это было абсолютно стыдно, неприлично, непристойно, паскудно.
Т. КАНДЕЛАКИ – Ответ на один вопрос и на этом мы попрощаемся. Как вы думаете, почему сегодня это стал приличным?
С. ДОРЕНКО - Моральное одиночество, потеря идеалов. Никто не знает, для чего мы на земле живем. Для чего мы, русские, для чего мы, Россия. Ничего непонятно. Людям непонятно. Они знают, что все украдено, идеалы украдены, жизнь украдена, нас призывают наживать, жрать и срать, извините. Но в этом не может быть идеал. Идеал должен быть какой-то. Мы - для того чтобы что? Если бы даже был идеал, мы - для того чтобы нести людям свет толерантности - и то было бы хорошо.
Т. КАНДЕЛАКИ – Вы же сами мне говорили, что мне не нужны никакие идеалы организации, мой идеал внутри меня. Это мой Бог. И то это не так, как принято обычно в традиционном православии.
С. ДОРЕНКО – Нужно, чтобы таких людей было довольно много, у которых есть Бог внутри.
Т. КАНДЕЛАКИ – Это была программа "Особое мнение". Мы с вами обязательно встретимся ровно через одну неделю в следующий понедельник. Спасибо большое за то, что были с нами. До свидания.