Купить мерч «Эха»:

Андрей Архангельский - Особое мнение - 2005-11-07

07.11.2005

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: В особом мнении журналист канала "Культура", обозреватель газеты "Известия" Александр Архангельский, добрый вечер.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Добрый вечер.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Правый марш у нас, левый марш во Франции, Великая Октябрьская социалистическая революция.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: И 4 ноября. Справа – налево, слева – направо.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Но почему-то как-то хочется начать не с этого, хочется вспомнить Отто Рудольфовича Лациса.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да, да будет земля ему пухом. Он был удивительно странным образом честным человеком. Карьера была такая, что в принципе человек должен был быть "неправильным". Журнал "Коммунист", такой левый коммунист. А на самом деле, человек абсолютно чистый, ясный, прозрачный. Я таких в номенклатуре, даже на том низовом уровне, где находился Отто Рудольфович, никогда больше не встречал. Но с другой стороны, были люди, которые вместе с ним готовили наши свободу, это Александр Николаевич Яковлев, ушедший незадолго до Отто Рудольфовича, Егор Владимирович Яковлев, ушедший незадолго до Александра Николаевича. И я, не потому, что работаю в газете "Известия", но мне действительно очень понравилась редакционная статья, не знаю, кто ее писал, о том, что заканчивается эпоха, уходит целая эпоха, уходят не просто люди, а целая эпоха, уходят 80-е, уходят 90-е. И чего очень не хотелось бы, чтобы с уходом этих людей мы окончательно забыли о 80-х и 90-х. Вообще, нас к этому аккуратно подталкивают, не знаю, осознанно или подсознательно. Если вы замечали, то у нас в информационном пространстве есть советская власть и есть новые времена, после 2000-го.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Да, это заметно.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: 90-х нет вообще. Если есть, то какая-то общая краска: смута.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: В грязной Волге черный снег, перестройка, странные вещи.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: А 90-е гг., это только 1993, это так называемый расстрел парламента, хотя с моей точки зрения подавление бунта, вооруженного восстания. И намеки на то, что мы будем сейчас выходить из смуты 1990-х.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот вам и 4 ноября.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да, так же, как Минин с Пожарским выводили народ из смуты 1612. С моей точки зрения, в 1993 году действительно была смута. Но выводили из нее не Минин с Пожарским, и даже не нынешние вожди, а Борис Николаевич Ельцин, который во многом запутал ситуацию, но который нашел в себе политическое мужество вывести нас из этой ситуации, и который пошел на избрание нового, и который пошел на новую конституцию, конституцию 1993 года. И с этой точки зрения, наш общенациональный праздник это не 7 ноября и не 4 ноября, а 12 декабря, который с этого дня перестанет быть выходным днем. Выходным днем перестанет быть, а я убежден, что рано или поздно Россия вновь воспрянет ото сна, но не в революцию.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Нельзя в России никого будить.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: А в нормальную, свободную демократическую жизнь, и тогда праздник 12 декабря будет главным календарным днем.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Давайте может быть с точки зрения, одна эпоха уходит, почти ушла, а другая нарождается. На стыке этих эпох, может быть, будем эти события, которые происходят, и будем рассматривать. Давайте начнем с Франции.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Тем более, что мы никакого отношения к ней не имеем, это не по нашей воле происходит, за нашими пределами, хотя для нас и урок.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Тем не менее.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Тут несколько вещей. Во-первых, в истории рано или поздно за все приходится расплачиваться, от винограда, который ели отцы, у детей оскомина на зубах. Если отцы имели колонии и пользовались ими, то рано или поздно детям приходится, распуская колонии, призывать жителей этих колоний на свою территорию, открывать им двери.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Извините ребята – так им надо говорить?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: А деваться некуда. Не надо было из них выкачивать ресурсы. Другое дело, что возникает следующая задача, которую решают уже внуки. Каким образом перемолоть все это новое население, втянуть их в свою культуру, сделать их, грубо говоря, французами. С неграми, не северными, не мусульманами, это, скорее всего, удалось сделать. Потому что любой, кто был, как я, во Франции, начиная с конца 1980-х -начала 90-х, а потом постоянно туда наезжал, тот видел, как менялась ситуация. И негры действительно перестали быть отбросами общества. Они втянулись даже в элиты. Вы можете увидеть то, что 15 лет назад, например, невозможно было увидеть, как в дорогой ресторан входит молодой белый француз из очень хорошей семьи явно, совершенно, и молодая французская конголезка тоже из очень хорошей семьи. Это значит, что здесь конфликт преодолен. Потому что не важно, какой цвет кожи, не важно, каково происхождение человека, важно, кем он себя ощущает, и в какую культуру вписан. Там проблема в том, что целые пласты населения Франции оказались «невписанными» во французскую культуру, оказались за ее пределами.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Может, не хотели вписываться?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: А вот тут у любого государства, у любого общества есть право жестко предъявлять свои требования. Если вы хотите въезжать на эту территорию, если вы хотите вписываться в эту экономику, пользоваться хотя бы частью ее благ, извольте меняться, учиться, либо до свидания. Франция такую политику не проводила. Она в этом смысле некоторую волю потеряла к жизни, и это расплата.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: "Вот возьмите, ребята, пособие, возьмите вам это, то, и живете как хотите", так, что ли получается?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Так было. Так не должно было быть.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: "А чего я буду работать, когда у меня пособие есть, тут встревают, да не хочу я, зачем?"

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Пособие может быть предоставлено в обмен на определенную культурную работу.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Так должно быть?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да, так должно быть.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А на самом деле оно предоставлялось?..

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Просто так.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: В обмен на "извините"?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да, а потом, когда начались проблемы вообще с мировым исламом, Франция, как и Англия, как и Испания, пошла на попятную, ребята, делайте, что хотите за пределами нашей территории, взаимодействуйте со своими бородатыми братьями где-нибудь далеко, только здесь ничего не творите. И этот сговор, не общественный договор, а общественный сговор привел к тому, к чему он привел.

НОВОСТИ

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Говорили мы о Франции. Теперь, что делать. Сообщение от Александра на пейджер. "Дорогой г-н Архангельский, если в ваш дом придет гость, которого вы не очень звали, захочет остаться у вас навсегда, начнет распоряжаться по-хозяйски и хамить вам, что вы сделаете? Выбросите его за дверь или будете произносить благочестивые проповеди о правах человека и политкорректности?"

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Очень хороший вопрос, просто отличный, постараюсь дать отличный ответ. Если ко мне в дом вломится хулиган, которому ни я, ни мои родители никогда не имели, я этого хулигана, мало того, что выставлю за дверь, я постараюсь ему руки-ноги поломать. Если же ко мне заявится человек, в чей дом мои предки вломились, не спрашивая разрешения, пожили там, похозяйничали, а потом ушли, мне придется этого человека впустить, правда, поставив ему жесткие встречные условия: если ты хочешь, чтобы я расплатился по счетам моих предков перед тобой, ты должен соблюдать такие-то правил. Если ты не будешь их соблюдать, я свободен от каких бы то ни было обязательств по отношению к тебе. Тогда ты будешь не просто изгнан из моего дома, но у тебя будут проблемы с головой, руками, ногами и всеми другими частями тела. Будешь соблюдать мои правила в моем доме, пожалуйста, я расплачиваюсь за исторические ошибки своих предков. Во Франции, несомненно, я считаю, что правильно себя вел Николя Саркози, министр внутренних дел, сначала жестко подавить бунт, а потом разбираться, каковы были его причины.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Жесткого подавления-то не видно.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Потому что, прошу прощения, там во Франции идет раздрай между политиками. Там Ширак безмолвствовал почти 11 дней, не мешая Саркози, нелюбимому Саркози сгореть в этом политическом пожаре. Вы знаете, если политики Европы будут пользоваться такими случаями, чтобы сводить счеты друг с другом, от Европы мало что вскорости останется. От нее, боюсь, что на самом деле мало что останется. Потому что у меня такое ощущение, что католицизм оттуда уйдет, а мусульманство придет, не потому что я этому радуюсь, а просто потому, что мусульмане в свои идеалы верят, а европейцы готовы на все, лишь бы их не трогали. Обычно так проигрывают. Так гунны пришли в свое время, не стало Римской империи. Правда, гуннов удалось обратить. Удастся ли «переобратить» тех, кто будет заселять Европу, не знаю. Но вообще вещи происходят довольно страшные. Франция устоит, могу всех успокоить, порядок воцарится, и даже сопредельные страны, Бельгия, Германия, Дания, везде, где начались беспорядки, все будет восстановлено.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Великобритания.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Великобритания. Все будет временно восстановлено. Но самое страшное уже, с моей точки зрения, произошло. 11 сентября европейский и американский, то есть, мир и удел христианский устоял, а после 11 марта, когда испанцы сдались на милость победителя, все начало разноситься вдребезги. Началось там, затем в Америке, в Новом Орлеане, миру было продемонстрировано, что самая сильная власть в мире не может ничего сделать, бессильна перед группой отморозков. Сейчас Франция демонстрирует, что она точно так же, одна из сильных европейских демократий, что она бессильна перед группой отморозков. Даром это не пройдет, кто-то этой ситуацией рано или поздно воспользуется.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Давайте примем несколько звонков, потом перейдем к левому маршу.

СУХАРЬ, МОСКВА: Александр, как вы оцениваете электронный подсчет голосов на выборах в Мосгордуму.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: У нас тема немножко другая, вы слышали, Франция.

СУХАРЬ, МОСКВА: Франция далеко, Россия ближе.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Хорошо, тогда до свидания. Попозже.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: До 4 декабря у нас еще время есть. От 4 ноября к 4 декабря, хороший слоган.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Сейчас кто-нибудь воспользуется непременно. Добрый вечер.

СТАНИСЛАВ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: У меня сначала реплика по поводу оскомины на зубах, к сожалению, Россия пережила тоже не самые лучшие годы, это и татаро-монгольское нашествие и так далее, поэтому не согласен с вашим гостем. А вопрос следующий. Я тоже был в Европе и США, там идет обратная волна с точки зрения темнокожего населения, выходцев из других регионов. Там им отдается большее предпочтение, чем белому населению, или населению англосаксонскому и так далее. То есть идет обратный процесс, очень похожий на расистский.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Я не наблюдал того, чтобы им давали больше, чем белым. Но то, что дают больше, чем нужно, совершенно очевидно. Дай палец – откусят руку. В данном случае надо как следует надавать по мозгам, поставить на колени, а потом с позиции силы вести переговоры об улучшении ситуации.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Еще один звонок.

МАРИНА, МОСКВА: А вы не смотрели анти-глобалистские французские сайты и газеты, причем оппозицию. Там связывают события с провокацией, связанной из-за того, что Франция отказалась принимать обще европейскую конституцию. И этот процесс, который поднялся, пошел снизу, от азиатско-африканского населения, что спровоцирован еще и тем, что во Франции сейчас поднимается вопрос с антисемитизмом, то есть это месть?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Не очень понимаю, как мусульманское население может?..

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Им играют, я так понял, может быть, я понял так вопрос.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Может быть, и играют, но в трансформаторную будку два подростка залезли умирать вовсе не для того, чтобы спровоцировать волнение, а чтобы спрятаться от полиции. К сожалению, там и погибли. Поэтому, думаю, что набухало и взорвалось. Управлять процессами можно. Вспоминая о празднике, которые некоторые отмечают сегодня, 7 ноября, революция тоже набухала-набухала, взорвалось. Кто-то воспользовался.

ВЛАДИСЛАВ, САРАТОВ: Скажите, пожалуйста, а почему у нас либералы такие нетерпимые? У нас появились правые, был правый марш. Правые находятся в любой стране мира. У нас либералы находятся уже у власти 15 лет. Они у нас большевики, что ли? Будут 75 лет находиться у власти? Демократия, имеется в виду, должна быть смена партий.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вы о чем сейчас?

ВЛАДИСЛАВ, САРАТОВ: О правом марше. Почему такой визг среди либералов по поводу правого марша? Это же естественно. Во всех странах мира правые есть.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Фашизм – это естественно.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Во всех странах мира правые есть. Правые должны быть и будут. Я бы не сказал, что либералы 15 лет находились у власти. Это мне кажется мягкое преувеличение. Но вопрос о правых, какие правые? Есть правые правые. Есть Ле Пен и Ширак. А Ширак правый, между прочим. Ле Пен тоже правый. Хочет ли Франция, чтобы Ле Пен прошел? Боюсь, что может и захотеть. Как вы помните, он проскочил во второй тур.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Со свистом.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Со свистом. И Ширак поэтому получил больше 80%. Потому что за него проголосовали все левые, лишь бы не Ле Пен. Другое дело, что если не слышать сигнала, которое таким образом раздраженное общество посылает наверх, то можно доиграться до прихода Ле Пена. Действительно, можно доиграться до прихода крайне правых. Я между прочим против крайне левых в той же мере, в какой и против крайне правых. Мир состоит из нормальных людей, и должен управляться нормальными людьми. А ненормальные должны быть на обочине и за пределами политического поля вообще. Проблема правого марша, что это был не правый марш, а что это был фашизоидный марш.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: У нас.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Если бы это был правый марш и анти-либеральный, ничего страшного.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Руки-то они вскидывали в нацистском приветствии.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да. А так, против либералов любой имеет право быть против либералов. Боритесь на политическом поле, создавайте партии в рамках действующего законодательства. А это уже за пределами закона, то, что мы видели.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А зачем разрешили этот нацистский марш? Для кого? Для чего? Чтобы что?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: В заявке, если в помните, не было никаких крайне националистических организаций.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Было понятно, что это за люди.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Евразийский молодежный союз – это правые.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Нет, эта национал-державная партия России, это все?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Нет, в заявке был Евразийский молодежный союз и какая-то еще действительно правая, но не запредельно правая организация, к ним присоединились другие. Вообще, если митинги разрешают, то разрешают, глядя в документы. В документах было все вполне себе прилизано, вычищено и аккуратненько. Другое дело, что попались в ту ловушку, которую сами расставили. Придумывали, придумывали, как заменить революционный праздник праздником умеренно-националистическим, дали повод появиться неумеренно националистическим чувствам.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: И дальше что? Вот они вышли, они там себе промаршировали, их, правда, закидали презервативами, и потом ребятишки напали, они скрылись в метро бегством. Но тем не менее, дальше-то что? Они почувствовали, что в них интерес какой-то есть.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: А дальше они выйдут, с ними подерутся "Наши" и разгонят их.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вы считаете, что с ними подерутся "Наши"?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да. И вы пойдете к "Нашим", не вы лично.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну я как, да, как символ.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Представитель незащищенного, либерал.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Либерал такой, мягкотелый.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да, просить: защитите, ребята, от этих проклятых фашистов. И вас защитят.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Получается, что они кому-то выгодны?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: В политике всегда кто-то кому-то выгоден.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть у нас будут продолжаться эти хождения с поднятыми вверх руками?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Так же, как во Франции будут продолжаться левые беспорядки. Пока не подавят.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Все дело в принятии решения, да?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Когда сверху позвонят и скажут: давить.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да. Либо скажут, не давить.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А будет такое?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Не думаю.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Мы вновь уходим на перерыв.

НОВОСТИ

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Сообщение на пейджер, "г-н Архангелський сегодня во всей свое красе и все норовит решить с позиции силы. Так где же место демократии? Или она для вас только вывеска?"

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Есть старое правило, «неотменимая» демократия - для тех, кто признает принципы демократии.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Для демократов?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Для демократов.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Россия для русских, демократия для демократов?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Если бы наша страна называлась не Россия, а Русь, то да, Русь – для русских, а Россия – для россиян, и демократия – для демократов.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Давайте поговорим о ситуации внутри у нас. Сегодня вечером на радиостанции "Эхо Москвы" будет дискуссия "Ищем выход", возможно ли такое, то, что сейчас творится во Франции, в России?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Пока, мне кажется, невозможно. Во-первых, потому что все-таки наши мусульмане жили здесь всегда, они не пришлые, они инкорпорированы внутрь российской культуры, не русской, а российской.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Это наши, есть мигранты еще.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Что касается мигрантов, это проблема будущего. И это проблема роковая, и то, что пишет выдающийся социо-этнограф Вишневский, вызывает конечно у меня глубочайшую тревога. Очень огрубляя, проблема состоит в следующем. Либо нас, по среднесрочному прогнозу, к концу этого века останется на территории нынешней примерно 90 миллионов, это означает, что мы территорию теряем, мы со 145 млн. ее с трудом заселяем. Либо мы пускаем мигрантов, и так может получиться, что у нас к концу столетия будет 50% населения, не европейски, ни христиански ориентированного, то есть смена культурного кода. Если с этим ничего не делать, то мы получим сначала бунты. А потом мы начнем утрачивать идентичность свою цивилизационную. И тут надо включать школу, которая способна переламывать самые разнородные традиции и приводить их к какому-то единому знаменателю. Тут нужны общенациональные проекты, гуманитарные, в которые были бы включены люди разных национальностей, разных вер. И тут нужна работа, конечно, политиков.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Америка как-то справилась с этим.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да, плавильный котел. Плавильный котел, как оказывается, гораздо более эффективное средство чем мульти-культурализм, который избрала Европа.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Телефонные звонки. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вас как-то страшно слушать. А где правовое поле? Например, 7 ноября отменили. И у меня, например, такое ощущение, что это не уничтожили остатки советской идеологии, а как раз наоборот, уничтожаются остатки демократии у нас. И что это является страхом перед тем, что народ выйдет с демократическими лозунгами в этот праздник, и что-нибудь такое скажет не то.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: 7 ноября? Спасибо. Народ выйдет 7 ноября с демократическими лозунгами. "В белом венчике из роз"…

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Народ и выходит 7 ноября с демократическими, у коммунистов сегодня вполне демократические лозунги, поскольку они потеряли власть, соответственно, они вынуждены быть, временно исполнять обязанности демократов, пока эту власть им не вернут, уже не вернут, думаю, никогда. Нет, никто не мешает выходить 4 ноября со своими демократическими лозунгами, 12 декабря, и в любой другой день недели, зарегистрировавшись, как того требует закон, с митингом и шествиями.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Кстати, с недемократическими лозунгами тоже никто не мешает, зарегистрировавшись.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Как показывает практика, да.

ТАМАРА: Александр, у меня к вам такой вопрос. Если я не ослышалась, я к сожалению, только недавно подключилась к вашей замечательной беседе, что вы назвали вновь назначенный праздник, 4-го, националистическим, да?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Нет. Я сказал совершенно о другом, что вводили 4 ноября, чтобы дать возможность проявить здоровые национальные чувства, а получили нездоровый шовинизм.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Некоторые приватизировали, пытались, во всяком случае, приватизировать праздник.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да, вот о чем говорили.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Добрый вечер, мы вас слушаем внимательно.

ТАМАРА: Простите, пожалуйста, вы меня зачем-то отключили, я не успела задать свой вопрос.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Пожалуйста, это случайно.

ТАМАРА: Не думаю, извините. Вот если есть какие-то не праздники, но очень памятные даты, извините, за сравнение, с большим уважением к жертвам нацизма, есть Холокост. Никому в голову не придет говорить, что это придуманный националистические день. Я не называю праздником, потому что это день трагический, день памяти погибших людей. Почему же в данном случае, мне кажется, такими рассуждениями мы провоцируем людей, они зацепку берут, они говорят, вы видите, что вы творите, праздник, который связан с историей Руси, не важно, какой точно день это был, события, это ни один историк не отрицает, 1612 года. И они говорят, вы лишаете русский народ, и вообще многонациональный народ России праздника, пусть это было 400 лет назад? Почему?

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Правда некоторых народов не было вообще.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Дело не в этом. Я еще раз говорю, что во-первых я говорил о том, что задумывали праздник для проявления здоровых патриотических чувств. Раз. Вторая позиция, получили выплеск шовинистических настроений. Что дурного мы говорим при этом о празднике, я не понимаю, боюсь, что нас не понял наш слушатель.

ИРИНА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Я считаю, что дело собственно не в эмиграции, а в качестве эмиграции. Потому что за последние 15 лет у нас утрачена система ПТУ. Таджики – это не выход, а выход – китайцы. И на Дальнем Востоке китайские мужчины – желанные женихи, потому что они не пьют, работают, у них хорошая квалификация.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: На Дальнем Востоке и отчасти в Сибири несомненно китайцы, поскольку они более конкурентоспособны, а в столицах, в европейской части это таджики, узбеки, азербайджанцы, те, кто готов работать на тех работах, на которых не готовы работать москвичи. Так проблема турок возникла в Германии. Кто такие турки, это люди, которых привозили, чтобы они работали там, где немцы работать не хотели. Не хотели, теперь не жалуйтесь. Другое дело, что турок удалось в Германии в общем и целом не только инкорпорировать в немецкую культуру, но и спроецировать немецкую культуру на территорию Турции, через вложения этих самих турок на своей родине.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Есть же опыт, в конце концов, надо воспользоваться, пока не поздно.

АЛЕКСАНДР: Как вы считаете, либеральные праздники будут отметаться хоть когда-нибудь народом празднично, или они будут вспоминаться с отвращением и ненавистью?

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: У нас с вами как всегда 30 секунд.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Когда народ будет жить славно и хорошо, и поймет прямую связь между своей свободой и своим жизненным успехом, несомненно, радостно будут отмечать либеральные праздники.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: И напоследок сообщение на пейджер: "демократы не находились 15 лет у власти, да и сейчас не находятся. От того, что кто-то назовет себя демократом, он им не станет".

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Немножко находились, конечно, не 15 лет. Так что, темной краской тоже не будем все закрашивать. Чуть-чуть им досталось. Правда, это были самые тяжелые времена.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Мы прощаемся с Александром Архангельским до следующего понедельника, до 19 часов. Всего хорошего.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025