Купить мерч «Эха»:

Евгений Киселев - Евгений Киселев - Особое мнение - 2004-10-13

13.10.2004

С. БУНТМАН - Евгений Киселев, 'Персонально ваш', Женя, добрый вечер.

Е. КИСЕЛЕВ - Добрый вечер. Можно я сразу выскажу свою точку зрения по поводу того, есть ли у нас ностальгия по всему советскому?

С. БУНТМАН - Можно, конечно.

Е. КИСЕЛЕВ - Поскольку я не смогу сегодня участвовать в этой дискуссии, хотя хотелось бы, на самом деле.

С. БУНТМАН - Почему, можно остаться.

Е. КИСЕЛЕВ - Не могу, к сожалению, задержаться, завтра газету сдавать, а у меня там еще, что называется, конь не валялся, в том числе и собственный материал еще не готов, поэтому увы, но высказаться хочу, тем не менее. Мне кажется, что если, действительно, мои друзья Борис Берман и Ильдар Жандарев так думают, мне кажется, что они не совсем правы, потому что ностальгия у нас по советскому присутствует повсюду. Она у нас и в политике присутствует, она у нас и у президента присутствует, вы помните, как Владимир Владимирович, выступая после Беслана, с обращением по телевидению, сказал 'к сожалению'. Раз жалеет президент о том, что СССР распался, значит, ностальгирует, я так понимаю. И ностальгия по советскому присутствует в деятельности наших властвующих политических элит, поскольку им явно хочется вернуться к тем формам и методам управления, которые продемонстрировали себя на протяжении какого-то периода советской истории достаточно эффективно. Эта централизация, эта властная вертикаль, всех назначить, никаких выборов, однопартийная система. Я знаю, это не секрет, что многие высокопоставленные кремлевские чиновники в частных беседах выступают за то, чтобы государство было унитарным, за то, чтобы система была однопартийная, максимум двухпартийная, бог с ним, пусть будет 1-2 таких символических партий, как это было в некоторых государствах.

С. БУНТМАН - Типа ГДР.

Е. КИСЕЛЕВ - Типа ГДР, Болгарии.

С. БУНТМАН - Кстати, ГДР очень такая точка отсчета во многом для нашего руководства, да.

Е. КИСЕЛЕВ - ГДР вообще точка отсчета, посмотрите на кино, на телевидение, знаете, я не говорю, что обязательно плохо, но смотрите, очень многие крупные кинематографические проекты, телевизионные проекты возвращают нас в наше прошлое. Причем совсем необязательно возвращают ради того, чтобы, понимаете ли, критически его переоценить. Нет, скорее, поностальгировать. Это давно началось. Началось, элементы ностальгии о прошлом были, скажем, в этих знаменитых проектах 'Старые песни о главном', один из самых успешных.

С. БУНТМАН - Кстати, между прочим, мне кажется, с этого началось очень серьезно.

Е. КИСЕЛЕВ - Может быть, что с этого началось очень серьезно, да, там была доля иронии, там была попытка это переосмыслить, человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. А потом пошла героика, сериал 'Граница', один из самых успешных телевизионных проектов. Его делал замечательный, любимый, уважаемый мной режиссер Александр Митта, он по праву получил тогда, по-моему, два или три приза ТЭФИ за этот сериал, но это сериал, который, на самом деле, в известной степени героизирует наше советское прошлое. Еще посмотрим, сейчас началась 'Московская сага', я посмотрел первые две серии, у меня такое противоречивое к этому отношение. Но я вам скажу, что я не удивлюсь, если там тоже будут моменты, знаете ли, героизации нашего прошлого, во всяком случае, такого ностальгирующего отношения к нему.

С. БУНТМАН - Это очень странно, по произведению Аксенова, это было бы странно. Там другие проблемы, мне кажется, в этом фильме, это достойно подробного разговора, просто вчера уже сказал несколько слов, что, по-моему, там очень странное художественное качество, странноватое немножко, хромает оно.

Е. КИСЕЛЕВ - Неровное, во всяком случае, очень неровное впечатление.

С. БУНТМАН - В отличие, скажем, от блестящего 'Штрафбата', который был очень хорош, даже несмотря на смазанность последних серий.

Е. КИСЕЛЕВ - Да, в отличие, кстати, от блестящего чухраевского фильма 'Водитель для Веры'.

С. БУНТМАН - Абсолютно согласен, Женя, я об этом говорил достаточно много, это просто очень большая работа, серьезная очень. И несмотря на некоторые там неточности исторические, которые мало кого волнуют, я так думаю, кроме специалистов, там очень правильно дух, направленность, характер взаимоотношений, абсолютно точно, я просто не знаю, как это учуял Павел Чухрай. Не знаю, каким-то таким человеческим и художническим нутром, что это вызывает только восхищение. Хорошо, мы сейчас почти уже дожили до кратких новостей, после чего отвечать будет Евгений Киселев на ваши телефонные вопросы, где вы, может быть, повторите ваши пейджерные главные темы. Одна забавная такая тема, о которой спрашивают сейчас, сообщали, что будет мюзикл о Романе Абрамовиче, как вы к этому относитесь?

Е. КИСЕЛЕВ - Да, сегодня, действительно, много сообщений из Лондона о том, что есть такой проект, по книге английского автора Криса Хатченса, которая называется 'Миллиардер ниоткуда', поставить мюзикл, чуть ли ни сам Элтон Джон, сэр Элтон Джон напишет музыку к этому мюзиклу. Вы знаете, я, на самом деле, считаю, что это хорошо. Поверьте мне, я не тот человек, который должен был бы радоваться каким-либо успехам Романа Аркадьевича Абрамовича, поскольку Роман Аркадьевич приложил руку и к тому, что рухнуло старое НТВ, не без его участия, знаете ли, меня с НТВ в свое время поперли. Не без его участия, я бы сказал, даже достаточно деятельного участия не состоялся проект ТВС. Так что любить мне его не за что, но, тем не менее, я считаю, что такие финансовые гении, как Абрамович, рождаются не чаще, а, может быть, даже реже, чем выдающиеся композиторы, писатели, поэты. Эти люди двигают страну вперед, какие бы они ни были, может быть, неприятные в частной жизни. А нам, россиянам, гордиться надо, что об одном из наших даже мюзикл поставили.

С. БУНТМАН - Хорошо, Евгений Киселев, 'Персонально ваш', через минуту мы продолжим.

НОВОСТИ

С. БУНТМАН - Так, чтобы покончить с этим до времен, отвечу на два вопроса про 'Сагу'. Любовь Павловна говорит - как вам не стыдно лягать 'Сагу', мне страшно, так рассказывали эти времена, я боюсь, что они вернутся. Мы не про то, во всяком случае, о чем, а про то, как.

Е. КИСЕЛЕВ - Мы не лягаем.

С. БУНТМАН - Почему вы боитесь сказать, что 'Сага' - бездарная режиссерская работа? Пока не знаю, за полторы серии, которые я смотрел, мне активно не нравится. Нравится только Чурикова, как она играет. В ней, кстати говоря, дух времени.

Е. КИСЕЛЕВ - А Соломин? Или он слишком привычен?

С. БУНТМАН - Честно говоря, он достаточно привычен. Я видел гениальную работу Юрия Соломина в фильме, который почти не видел никто, Рустама Хамдамова фильм 'Анна Карамазофф', он играет генерала, это послевоенная сталинская Москва, он играет очень страшную роль, изумительно. Жаль, что это мало кто видел, мне кажется, что это лучше вообще всех ролей Юрия Соломина, даже 'Адъютанта'.

Е. КИСЕЛЕВ - Я даже не слышал, что есть такой фильм, честно говоря.

С. БУНТМАН - Это прекрасный был фильм, но с ним большая и сложная история.

Е. КИСЕЛЕВ - Я пока готов согласиться, к сожалению, что мне тоже кажется, что это не есть режиссерская удача.

С. БУНТМАН - Актеры замечательные, Юрий Соломин, Балуев прекрасный.

Е. КИСЕЛЕВ - Актеры замечательные, Соломин, может быть, видно, что это очень хороший профессиональный актер, видно, что он играет хорошо.

С. БУНТМАН - Ему почти нечего играть, вот в чем беда.

Е. КИСЕЛЕВ - Похож, но ему почти нечего играть, это правда.

С. БУНТМАН - Ну что же, давайте к телефону мы перейдем, как обещали. Если что-то вы по телефону именно не упомянете, то я прочитаю с пейджера среди важнейших тем. Но думаю, что вы будете об этом говорить.

СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ - Мне хотелось бы узнать мнение Евгения Киселева о передачах 'Апельсиновый сок' и 'К барьеру', немножко о ТЭФИ, как он относится к НТВ прежнему и к нынешнему.

С. БУНТМАН - Ответ примерно часа на два.

Е. КИСЕЛЕВ - Я вам так скажу, что программа 'Апельсиновый сок', она была раньше под другим названием на шестой кнопке, когда мы там вместе с Владимиром Соловьевым работали. Я не был, честно скажу, не в обиду Владимиру Рудольфовичу это будет сказано, я имею в виду Соловьева, я не был большим поклонником этой программы, потому что, как мне казалось, Соловьев в этой программе периодически сбивался на некий комплиментарный тон. Что, впрочем, не мешало ему вести программу 'Смотрите, кто пришел', была такая версия программы 'Герой дня', мы не могли на шестой кнопке пользоваться названием 'Герой дня', потому что этот брэнд принадлежал НТВ. И мы на ТВС делали программу 'Смотрите, кто пришел', программу, где у Соловьева в гостях каждый день был ньюсмейкер, и там он подчас этот разговор вел весьма и весьма жестко. Кроме того, что касается программы 'К барьеру', раньше это был 'Поединок', у меня много вопросов по поводу этой программы. Она бывает иногда очень удачной, но она записная, давайте не будем забывать о том, что эта программа делается в записи, уже масса вопросов. Ее очень сложно делать в прямом эфире, потому что просто технологически это сложно, хотя можно было бы, на мой взгляд, ее и в прямом эфире делать. Но Владимир Рудольфович любит работать в записи. Вы знаете, у меня сложное отношение к Владимиру Соловьеву, я считаю, что он, с одной стороны, человек, безусловно, очень талантливый. С другой стороны, ему, на мой взгляд, свойственно самолюбование, элемент самолюбования, элемент позерства. В общем, мое отношение не дает мне возможности так однозначно об этом судить, такое мое отношение. Бывают удачные.

С. БУНТМАН - Женя, про ТЭФИ мы говорили.

Е. КИСЕЛЕВ - Про ТЭФИ мы говорили, что говорить про ТЭФИ? Про ТЭФИ все очень просто и понятно. Была церемония, накануне этой церемонии были академики, члены академии, которые отважились подписать известное заявление, по сути дела, декларацию против цензуры. Они остались в меньшинстве, по разным данным, от 28 до 36 человек, вполне вероятно, что цифра возросла просто из-за того, что кто-то не заглянул вовремя в свою электронную почту, есть люди, которые неактивно принимают участие в работе академии, может быть, не сразу среагировали. Но будем считать, что там 36 подписей собралось, все равно это абсолютное меньшинство, но большинство зато сложило пальцы в кукиш, показывая фигу в кармане, непосредственно уже в ходе самой церемонии проголосовали и за те программы, которые к моменту их награждения ТЭФИ были уже изгнаны из эфира, я имею в виду 'Намедни', я имею в виду программу Савика Шустера 'Свобода слова', я имею в виду 'Красную стрелу'. Проголосовали и за другие программы, голосование было, безусловно, протестным, ничего нового я вам здесь не скажу. Другое дело, что есть вопрос о будущем ТЭФИ, о будущем российской академии телевидения. Вы знаете, понятно, что это профессиональная организация, которая, по сути дела, занимается только одним, присуждает эту самую премию. Лучшие профессионалы, выдвинутые сообществом, присуждают своим коллегам премии за лучшие работы, за личные и профессиональные достижения. Наверное, это должно быть вне политики. Я готов согласиться, что в нормальных условиях эта организация должна быть вне политики. Но простите, когда в стране происходят те процессы, которые происходят, когда такой разгул цензуры и самоцензуры, когда такой пресс на СМИ, прежде всего, на телевидение, рано или поздно встает вопрос, а с кем вы, мастера культуры? И это с одной стороны. С другой стороны, конечно, будет жалко, если руководители госканалов, я имею в виду Эрнста и Добродеева, которые, в общем, наверное, имеют определенные основания для того, чтобы обижаться, потому что некоторые по-настоящему хорошие работы, которые были выставлены на ТЭФИ, не получили высшую награду только из-за того, что было протестное голосование, а на самом деле они заслуживали. Если судить на основе только профессиональных критериев, они заслуживали победы. Так вот, я боюсь, как бы обида этих господ не привела к тому, что ТЭФИ закроют. Так же, как закрыли те программы, которые получили этот приз.

С. БУНТМАН - Евгений Киселев, 'Персонально ваш'. Здесь забавный вопрос, забавное замечание по поводу закрытых стран, Виктор - известно, что Япония долгое время была закрытой страной, японцам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за пределы страны, но что-то не слышно ропота японцев на такие варварские законы. Виктор, вы, наверное, что-то пропустили по информации, в 1867 г. произошла революция Мэй-дзи, после чего Япония невероятно пошла вперед. Наверное, все было в порядке, и революция произошла происками, наверное, России, Англии, США.

Е. КИСЕЛЕВ - Да, посмотрите фильм с Томом Крузом.

С. БУНТМАН - Да, очень трогательный.

Е. КИСЕЛЕВ - 'Последний самурай', как раз где показана Япония, в начале фильма как раз показывают Иокогаму, по-моему, там не Токио, там начало фильма происходит в Иокогаме, когда Том Круз приезжает туда в Японию.

С. БУНТМАН - Как и все, как и у Акунина тоже, да.

Е. КИСЕЛЕВ - И как раз видно, насколько она стремительно, авторы фильма попытались так восстановить эту атмосферу стремительной европеизации страны.

С. БУНТМАН - Итак, уже все у нас с телефонными звонками пока, все 10 минут будут у нас телефонные звонки. Очень интересно, я просил задавать короткие вопросы, все правильно, но бывают короткие вопросы, которые требуют очень и очень долгого ответа, так что простите, что только один звонок был за это время. Евгений Киселев, 'Персонально ваш', через 7 минут мы вернемся к вам.

НОВОСТИ

С. БУНТМАН - Евгений Киселев. Не подписано было, к сожалению, будем ждать телефона про комиссию и про Беслан, может быть, по телефону спросят. Алло, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАТАША (МОСКВА) - Как раз вы как в воду глядели, я бы хотела узнать мнение Евгения Алексеевича по поводу заявления депутата Савельева о Руслане Аушеве и о том, что нам лучше не знать истину о трагедии в Беслане.

С. БУНТМАН - Понятно, спасибо. Дело в том, что вчера депутат Савельев сделал такой замечательный как бы слив, сказал, что никогда мы можем не узнать о выводах, которые сделала комиссия, потому что там так страшно, что могут быть кровавые конфликты. А вопросов очень много именно к Аушеву, почему его отпустили живым, кого он, собственно, вывел оттуда.

Е. КИСЕЛЕВ - Наверное, на эти вопросы должен ответить сам Руслан Аушев.

С. БУНТМАН - Он неоднократно отвечал на эти вопросы.

Е. КИСЕЛЕВ - К сожалению, я знаю, что Руслан Аушев не пойдет завтра на заседание комиссии, куда его пригласили. Я не уверен, что это правильное решение с его стороны, но он, насколько я знаю, об этом заявил.

С. БУНТМАН - У нас в эфире он сказал об этом, да.

Е. КИСЕЛЕВ - Да, сегодня в эфире 'Эха Москвы'. Давайте дождемся все-таки каких-то выводов.

С. БУНТМАН - Меня это тревожит, но я сегодня об этом в 'Реплике' говорил, меня тревожит, здесь очень много спрашивают, действительно ли возможны конфликты, на пейджере масса вопросов, конфликты осетино-ингушские, меня тревожит, что об этом так настойчиво говорят. Хотя нам звонят люди из Владикавказа, звонили, пока нас не отключили после Аушева там быстренько как-то так, может, совпало. Говорят, что нет, мы не собираемся, никто не собирается ничего, мы не хотим этого не хотим конфликтов. Но как-то уж очень настойчиво, я боюсь, что это такое отвлечение гнева, переадресация такая людей, к сожалению. Но тоже сделаем выводы, наверное, по факту.

СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ - Я студент юридического факультета московского вуза, вопрос хотел бы задать уважаемому Евгению Киселеву, сейчас очень много разговоров ведется и в прессе, и по телевидению о гонениях на либеральную общественность в России. И в связи с этим я хотел бы спросить, на ваш взгляд, не являются ли действия самой либеральной общественности отчасти причиной этих гонений?

Е. КИСЕЛЕВ - Скажите, Дмитрий, какие действия вы имеете в виду?

СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ - Скажу сначала, что, в принципе, я сам демократических взглядов придерживаюсь, четко отделяю их от либерализма в этом смысле. Я считаю, прежде всего, критику, необоснованную критику, подчас не сдобренную фактами и какими-то, действительно, аргументируемыми замечаниями.

С. БУНТМАН - Понятно, спасибо.

Е. КИСЕЛЕВ - Дмитрий, я с вами готов согласиться в том, что да, безусловно, среди представителей либеральной демократической общественности как, между прочим, и среди представителей их оппонентов, есть достаточно горячих голов, которые критикуют власть, критикуют президента, критикуют президента, критикуют депутатов ГД или членов СФ или силовиков, знаете, по принципу 'было бы за что - убил бы'. Т.е. не утруждая себя аргументацией. Мне кажется, таких людей меньшинство, согласен, такая проблема существует. Мне кажется, что всякая критика, всякий серьезный человек, критикуя кого-то или что-то, должен утруждать себя некой системой аргументов. Когда такой системы аргументов в тех или иных публичных выступлениях нет, это плохо. Но, понимаете, пока что у нас существуют конституционные права и свободы граждан, в том числе право на свободу выражения своих мнений, это называется свободой слова, кажется, пока что эту свободу никто не отменял. Выступать официальным лицам, представляющим власть, представляющим Кремль, как это сделал не так давно Владислав Сурков в своем интервью нашумевшем в 'Комсомольской правде', называть оппонентов, политических оппонентов 'пятой колонной', это путь который ведет к фашизму.

С. БУНТМАН - Есть еще один нюанс, конечно, есть масса необоснованной критики и с той, и с другой стороны. Такие вещи в приличном обществе гражданском решаются в суде, если есть клевета, если есть оскорбление чести и достоинства.

Е. КИСЕЛЕВ - Совершенно верно, если есть клевета, если есть оскорбление, если есть попытки распространения информации, не соответствующей действительности, наносящей ущерб репутации, чести, достоинству.

С. БУНТМАН - Подал Лужков на Комеча в суд, на Алексея Комеча.

Е. КИСЕЛЕВ - Подал Лужков на Комеча в суд, пожалуйста.

С. БУНТМАН - И на канал, который дал слово Алексею Комечу, это решается.

Е. КИСЕЛЕВ - Кстати, наш мэр, он являет собой образец того, как надо отстаивать свою правоту. Известно, что Юрий Лужков регулярно обращается с исками в суды, когда распространяется какая-то информация, с которой он не согласен. Кстати, частенько эти иски выигрывает.

С. БУНТМАН - Да, что есть, то есть, он это использует. Так, Юрий, вы говорите, что вы на работе прекрасно слушали нас до 6 часов после выступления Руслана Аушева. Судя по всему, вы работаете не в Северной Осетии, не во Владикавказе.

Е. КИСЕЛЕВ - Наверное, Юрий просто не понял, речь шла о ретрансляции 'Эха Москвы' во Владикавказе.

С. БУНТМАН - В Северной Осетии вообще, во Владикавказе, включая Беслан.

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ (МОСКВА) - Я посоветовал всем тем, кто слушает вас на Кавказе, очень серьезно подумать перед тем, как приступать к необратимым действиям.

С. БУНТМАН - Абсолютно верно, то, о чем мы и говорим, да, абсолютно верно, спасибо. Если кто-то не очень слышал - я бы посоветовал всем, кто слушает на Северном Кавказе, говорит слушатель, очень сильно подумать прежде, чем приступать к необратимым действиям. Это самое главное, это вообще всегда очень правильно.

Е. КИСЕЛЕВ - К этому мнению можно только присоединиться.

С. БУНТМАН - Абсолютно верно.

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР - Вопрос к Евгению Алексеевичу, можно ли было стать олигархом законным путем за тот период, за который эти люди стали? И реплика в ваш адрес, я слушаю разные радиостанции, а насчет возможного конфликта на Северном Кавказе больше всех говорите вам. Спасибо, жду ответа.

С. БУНТМАН - Понятно, я могу на вторую часть, отвечу.

Е. КИСЕЛЕВ - Я думаю, что и я могу кое-что сказать по поводу этой реплики, дело в том, что другие СМИ очень часто и не только по поводу ситуации на Кавказе действуют по принципу набрать в рот воды и сделать вид, что проблемы не существует. Есть такой подход. 'Эхо Москвы' честно говорит о том, что существуют определенные опасности, 'Эхо Москвы' говорит о том, что да, существует определенная угроза обострения обстановки на Кавказе.

С. БУНТМАН - Плюс, вы понимаете, еще одна такая вещь, если государственный канал может, который передает одну точку зрения, в основном, может ограничиться заявлением депутатов, официальных лиц, тех, кто угоден, тех, кто стоит у власти, и никогда не дает реакцию на это, например, не даст реакцию того же Руслана Аушева, не даст реакцию общественных деятелей, не даст реакцию жителей. Естественно, вы понимаете, объем информации у нас увеличивается как минимум вдвое, потому что мы обязаны дать это с разных сторон, представить. Так что здесь так получается.

Е. КИСЕЛЕВ - А что касается олигархов, можно ли стать было такими богатыми людьми, имеются в виду, наверное, Роман Абрамович, потому что мы о нем говорили раньше. Я готов повторить то, что говорил много раз в прошлом. Все эти люди сколотили свои гигантские состояния, действуя по тем правилам, которые тогда писала власть. Которые писали Ельцин, Черномырдин, Чубайс, те, кто формулировал правила, по которым происходила приватизация, передел собственности, бывшей собственности государственной Советского Союза. Не они эти правила придумывали, тех правил они и тех законов, которые были в середине 90-х, они не нарушали.

С. БУНТМАН - Евгений Киселев, 'Персонально ваш', гл. редактор 'Московских новостей', каждую среду мы проводим эту передачу с 19:05 до 19:45. Спасибо, Женя, всего доброго.

Е. КИСЕЛЕВ - До свидания.