Купить мерч «Эха»:

Анна Качкаева - Анна Качкаева - Особое мнение - 2004-06-14

14.06.2004

14 июня 2004 года

В прямом эфире радиостанции 'Эхо Москвы' А. Качкаева - журналист радио 'Свобода'

Эфир ведет Алексей Венедиктов

А. ВЕНЕДИКТОВ - Добрый вечер. Мой первый вопрос будет очень простой, я напомню, что Анна Качкаева будет в основном отвечать на ваши телефонные звонки. 203-19-22 телефон прямого эфира 'Эха Москвы'. Есть какие-то рейтинги, которые ты уже знаешь показа спортивных матчей Европа-2004?

А. КАЧКАЕВА - Нет, к сожалению, сегодня еще ничего не видела, но предполагаю, что впервые: ведь впервые за последние годы канал 'Россия' передвинул государственные 'Вести' на час раньше, дает трансляции в прямом эфире в 8, в самый прайм-тайм и Первый канал не отстает, дает в хорошее время - после 10 вечера. И, в общем, приучает страну к общеевропейскому событию. Олег Добродеев когда-то сформулировал, вернее, пару месяцев назад сформулировал свое отношение к футболу и спорту как к психотерапевтическому эффекту, но я думаю:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Знаешь, это от результата матча зависит, психотерапевтический эффект может быть обратный. Как у лондонских болельщиков.

А. КАЧКАЕВА - Но, тем не менее, это событие действительно становится главным телевизионным событием этих 10 дней. Все остальное уходит на периферию. Думаю, что рейтинги будут соответствующими.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я напомню, что передвигается программа 'Время' между прочим. Редко такое бывает.

А. КАЧКАЕВА - Так я и говорю, что за последние годы даже такой фанатик телевизионного вещания как Добродеев внятно говорит собственно, нам и стране: футбол - это жизнь, как говорил когда-то Савик Шустер.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Кстати, к вопросу о Савике Шустере. По Интернету к тебе пришел вопрос. 'Если Савика Шустера, - видимо вслед за Леонидом Парфеновым, - уволят по каким-то причинам с НТВ, возьмет ли радио "Свобода" его назад?'

А. КАЧКАЕВА - Этот вопрос лучше задать руководству радио 'Свобода'. Я думаю, что Савику Шустеру не с руки возвращаться на радио 'Свобода', после телевизионной славы, хотя все, конечно, может быть. Кстати, он у нас появился в эфире, чего не было года полтора. Его приглашают мои коллеги, и думаю, что и я приглашу. А руководство НТВ я думаю, в ближайшее время не будет убивать еще одну курицу, которая несет золотые яйца.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вопрос с Парфеновым закрыт уже в телевизионном мире. Я не имею в виду с его программой:

А. КАЧКАЕВА - Нет, он не закрыт в том смысле, что все теперь гадают, где он появится в сентябре.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А это имеет значение?

А. КАЧКАЕВА - В общем, имеет.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А какое это имеет значение? Главное, чтобы появился.

А. КАЧКАЕВА - Нет, это имеет значение. Потому что, смотря с каким проектом появится, и на каком канале. Одно дело, если он появится на Первом, о чем говорят и я сомневаюсь, чтобы это был проект, подобный 'Намедни'. Это, скорее всего, может быть какой-то просветительский проект типа 'Российской империи'. Вряд ли на Первом канале может быть что-то иное с его участием. Другое дело, если Леонид Парфенов вдруг появится на таком канале как СТС, там тоже будет, конечно, почищена его политическая составляющая, но он может оказаться тем самым флагманом, за которым пойдет молодая аудитория, которая разглядит, что на канале СТС есть еще фильмы Би-би-си, программы 'Дискавери', программы 'Самый умный ребенок' и так далее. И тогда у этого канала может сильно поменяться имидж, который уже впрямую столкнется с НТВ. И так-то в этом году все время СТС по цифрам подпирал канал.

А. ВЕНЕДИКТОВ - В связи с этим вопрос. Очень многие наши слушатели смотрят, как выяснилось, СТС, когда к нам приходил Александр Роднянский, но, тем не менее, в последний месяц НТВ сделало рывок, я имею в виду, прежде всего, сериалами.

А. КАЧКАЕВА - За счет сериалов.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Как я понимаю, собственного производства. 'Бальзаковский возраст:' и 'Господа офицеры', но мало ли, все показывают сериалы, почему рывок, как ты объясняешь?

А. КАЧКАЕВА - Я это объясняю тем, что, на самом деле, чем больше сериалов, непохожих на те сериалы, которые показывают Первый и Второй канал. И чем больше они, даже если они не очень хорошего качества, отличаются от содержания и тем на первых двух каналах, в основном на Втором, потому что на Первом сериальная линейка, кстати, все больше сокращается, тем привлекательнее то, что можно видеть на четвертой кнопке. И я думаю, что это еще такое ожидание женской истории, хотя, на мой взгляд, она чрезвычайно пошловатая и не сильно талантливая:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Подожди, у вас все истории пошловатые, я имею в виду у женщин. Поэтому это отражение жизни.

А. КАЧКАЕВА - Как сказать. Дело в том, что я иногда обижаюсь и за вас мужчин, потому что: все мужчины сво: - дальше можно сказать: все бабы - :

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ду:

А. КАЧКАЕВА - Дело даже не в этом, я думаю, что еще на НТВ стала сильно меняться аудитория и каналу предстоит принципиально принять для себя решение. Он все-таки должен расстаться со своим прежним имиджем, он и так уже умирает.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Имидж имеется в виду, не канал.

А. КАЧКАЕВА - Да. Имидж.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Потому что я посмотрел результаты рекламных сборов, они очень приличные по всем каналам.

А. КАЧКАЕВА - Приличные, безусловно. И у канала есть ниша, вот только как он сейчас ее заполнит, это тоже все-таки ориентация на костяк информационный. И вокруг этого какой-то новый сериальный продукт или это возвращение каких-то брендов и лиц, а канал строился всегда так, на лицах основных. И насколько я понимаю, сейчас ведутся какие-то переговоры о возвращении прежних программ энтэвэшных с других каналов. Если это как-то все сольется в некую новую такую телевизионную среду, может быть, что-то там получится. Но совершенно для меня очевидно, что сезон будущий для НТВ это такой решающий во многом сезон, потому что он расстался, как говорят маркетологи, с прежним брендом, он перепозиционируется, превращается во что-то иное и он, наконец, должен понять, он какой, для кого.

А. ВЕНЕДИКТОВ - То есть, грубо говоря, с нового сезона с сентября канал НТВ должен выйти уже в определенном формате. Для себя определенном.

А. КАЧКАЕВА - Для себя, какой он и для кого, это очевидно совершенно.

А. ВЕНЕДИКТОВ - У нас сегодня продленный эфир до 19.51, там будет еще выпуск новостей, реклама. Но пока наши телефоны 203-19-22, алло, добрый вечер.

ДМИТРИЙ - Добрый вечер. У меня вопрос и просьба. Вопрос. Почему, вас Аня, очень мало слышно на 'Свободе', а просьба такая, я начинаю 'Свободу' слушать где-то без двадцати 11 и где-то до часу, до двух.:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Это реклама.

ДМИТРИЙ - Извините, пожалуйста. Вы же понимаете, кончаются новости:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Дмитрий, извините, мы говорим о телевидении, а не о сетке 'Свободы' или 'Эха Москвы'.

А. КАЧКАЕВА - Но я так поняла, Алексей, и чтобы было понятно слушателям, потому что мне тоже пришел на пейджер вопрос: 'Вы будете сегодня у Венедиктова?', мы с вами уже по этому поводу шутили, что нас немного осталось, иногда ходим друг к другу. По поводу того, что меня мало слышно. Почему, у меня своя программа, которая называется 'Смотрим телевизор', по понедельникам, в прямом эфире с 16.00 до 17.00. Извините, Алексей, за рекламу.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ради бога, только поддерживать друг друга, сейчас это возможно.

А. КАЧКАЕВА - Которая повторяется в 1 ночи, тоже в понедельник, а все события, которые происходят в телевизионном или медийном мире, я, так или иначе, комментирую. Обсуждаю в итоговых программах радио 'Свобода', которая называется 'Время свободы вечером' или в утреннем эфире.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Дмитрий, и все-таки мы говорим о телевидении, а не о наших собственных планах. Алло, добрый вечер.

ЮРИЙ - У меня к Анне большущий вопрос. Скажите, пожалуйста, все-таки как вы относитесь к тому, чтобы прекратить все распри насчет Чечни. Пусть она работает сама себе, давайте пусть Южная Осетия придет к нам, мы дадим людям то, что они хотят. Как вы к этому относитесь, скажите, пожалуйста.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Про распри вокруг Чечни я не понял, вот пусть Южная Осетия придет к нам. Дадим людям, что хотят. Отвечайте.

А. КАЧКАЕВА - Ну тогда, я не знаю, пусть Чечня придет к ним, видимо, так. Это все-таки вопрос такой очень сложный. Очень тонкий. И на самом деле можно ведь и про Грузию с Абхазией тоже что-то по этому поводу сказать. И вообще обсуждать, а мы День независимости от чего отмечаем, праздники у нас сейчас собственно, какие? То ли мы День независимости от того, что Советский Союз распался, все обрели некую независимость или мы День независимости отмечаем от бывших республик Казахстана, Прибалтики и так далее. Тут ведь можно очень много дров наломать. Если мы приняли для себя международные правила и признали и живем по ним, то говорить так легко, пусть кто-то придет к нам, то чего мы удивляемся, что кто-нибудь когда-нибудь скажем: а почему бы, нам не пойти к вам. Ну, например, Китаю.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Во как завернула. Анна Качкаева. 203-19-22, добрый вечер.

САМУИЛ - Добрый вечер. Мне очень понравилась телевизионная картинка и вообще содержание празднования дня России на Первом канале.

А. КАЧКАЕВА - На Втором. На Первом не показывали.

САМУИЛ - И на Третьем было. У меня вызывает опасения вот какая вещь. Не может ли подать Северная Корея за плагиат на наших организаторов.

А. КАЧКАЕВА - Самуил, извините, вы какого возраста?

САМУИЛ - Мне 69 лет, 70-й.

А. КАЧКАЕВА - Вы помните, так лет 15-20 назад то, что происходило на Красной площади?

САМУИЛ - Да.

А. КАЧКАЕВА - Так при чем тут Корея?

САМУИЛ - Но дело в том, что Советского Союза нет:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Некому подать.

А. КАЧКАЕВА - Вы имеете в виду в том смысле, что Корея. Да нет, я думаю, что уже вряд ли, потому что зачем? А вот тема, которую вы затронули, она для последнего года на телевидении очень актуальна, потому что началась такая, если хотите романтизация советской эпохи, даже культивирование всего советского. Никто кстати, не говорит, что там не было хорошего. Но вот романтизация и культивирование начинается или наоборот зиждется не на том, у нас каждый большой концерт или каждое большое событие это такое, по сути дела, торжественное собрание или мероприятие ЦК КПСС. Оно по стилю, форме с заключительным концертом, с предоставлением речей, с отзывами и откликами, оно выглядит стилистически так. От этого оно выглядит несколько старовато, старомодно и не в русле того, о чем на самом деле говорят, не в русле слов 'модернизация', 'свободное общество свободных людей' и так далее. Я уж не говорю о том, что опять кидаемся в другую крайность, пытаясь создать такой благостный образ бывших вождей. Опять же они разные люди, любившие, умницы, страдавшие - разные. Но, на мой взгляд, Андрону Кончаловскому стыдно заходиться в слезах и трепетных восхвалениях Андропова, - чего же он тогда в 70-е годы отправлялся за границу. Или вот эти попытки не говорить о том, чем собственно были эти люди. А вот попытка обелить и все. Вот эти крайности. Как и крайности, другие, когда пытались все затоптать, они, конечно, сейчас приводят к каким-то таким странным вещам и аберрации сознания. Например, Андропову поставили памятник к 90-летию, Визбору не поставили к 70-летию. Да, и на одной неделе празднуют их юбилей. Телевидение, кстати, празднует юбилей и того и другого, и Визбора, надо сказать, больше. По количеству программ в эфире. Но, тем не менее, два фильма об Андропове тоже показывают. Один Евгений Киселев, другой премьерный на Первом канале. Это как раз эта неделя, когда мы это все увидим. Может быть, тогда надо как-то уравновешивать эпохи, события, людей. И вот эта тема она меня действительно беспокоит, потому что мы опять шарахнулись в историческую крайность.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Кстати, про праздник 12 июня, во-первых, Самуил можно было сравнить это с празднованием высадки союзников 'Нормандии', это показывало наше телевидение.

А. КАЧКАЕВА - Но оно тоже странно показывало эту высадку. Главным образом показывали таким - приземлился самолет:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Они показали эту всю:

А. КАЧКАЕВА - Очень коротко. В первых рядах сидел:и так далее.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну понятно. На самом деле как правильно сказали люди, которые видели по телевидению: это все напоминает фильм 'Цирк', помнишь, концовку фильма, но это такая стилистика, видимо, и она очень многим нравится.

А. КАЧКАЕВА - Да нет, я не вижу ничего дурного в праздниках, трибунах, полках, коннице, но понимаете, и слушателям это хочу сказать, и вам, Алексей. Дело в том, что какой-то он не натуральный, нет радости, нет ощущения, опять же трибуны и функционеры. Народ-то где? Он смотрит, не смотрит, он реагирует, не реагирует, гимн, почему не поют. Если уж это такое национальное ощущение.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Можно скажу, на обратной стороне приглашения на Красную площадь:

А. КАЧКАЕВА - Вы там, кстати, были.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я там был. Был написан текст гимна. Я могу сказать, что среди тех людей, с которыми я стоял, по бумажке, но истово, для себя, не для камеры, пел Жириновский. По бумаге.

А. КАЧКАЕВА - Все остальные молчали. Слушали. И теперь посмотрите на картинку открытия чемпионата мира по футболу. И вообще эти трансляции, посмотрите на них. Эти ликующие возбужденные трибуны, эти одухотворенные лица: эти знамена, которые просто перекрывают эти трибуны национальные:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Наши же болельщики вдохновленные.

А. КАЧКАЕВА - И это совсем другая образность. Вот Россия рассталась с той образностью и никак не обретет новую, потому что, на мой взгляд, вот это все ряженое, оно никак не рождает нового мифа и новой идеологии. А новая Европа она создает новое информационное пространство. И показывает на самом деле, как из этого разнообразия создается это единое:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Видимо, трудно выйти из этой мощи парадов, ракет, провезенных по Красной площади.

А. КАЧКАЕВА - Да мне-то кажется, что если не задаваться этой целью, то можно выйти.

А. ВЕНЕДИКТОВ - В следующем году 60-летие Победы. Вот 'Нормандия' и Победа. Несравнимые величины, посмотрим, сколько там будет крашеных досок или на самом деле это будет праздник. Это важно. Но есть вещи совершенно потрясающие. Некоторые, если я правильно понимаю, я сидел на трибуне и смотрел, что происходит на площади, некоторые вещи, очевидно, были сделаны под телевидение. То есть телевидение диктовало. Я не говорю, хорошо это или плохо, но телевидение диктовало, то есть мы, которые сидели на трибунах, увидели меньше и не видели вид сверху, я не понимал, чего они прыгают, кидают платки вверх. Оказывается, когда камера показала, я уже посмотрел вечером, там просто сверху образовался российский флаг. Но людям на трибунах это не было видно. Девушки кидают вверх платки.

А. КАЧКАЕВА - А на стадионе посмотрите, в Испании. Где, какой там зритель увидит этот проезд и крупные драматические планы этих футболистов, которые готовятся к этой схватке, это только телевизор может сделать. Это эффект зрелища. Это состояние некого глобального информационного пространства, которое работает, начиная от политиков до целых наций на телевизионную картинку.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да, телевидение:

А. КАЧКАЕВА - У него потрясающая манипулятивная и зрелищная функция.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я просто обращаю ваше внимание на то, что без телевидения мы бы это видели по-другому. И в кинохронике дня.

А. КАЧКАЕВА - Я думаю, что этих бы событий:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Они бы делались по-другому. Гораздо более камерно. Вопрос с пейджера. 'Куда делись Гордон и Дибров и что известно про их планы?', - Юля.

А. КАЧКАЕВА - Гордон как я понимаю, готовит новый проект вроде бы для НТВ, боюсь сейчас говорить определенно, потому что все начальники каналов сейчас очень аккуратны в разговорах с журналистами. Точно знаю, что его программа, та, такая научная, умная, видимо, в эфир больше не появится, будет что-то другое. Дибров, насколько мне известно, готовит какой-то вечерний, ночной проект на канале 'Россия'.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Екатерина пишет: 'Слушаем эфир и ловим себя, что мы просто считаем, сколько раз повторяете вы, - то есть я, - на самом деле'. Если вы для этого слушаете эфир, Екатерина, я два вас скажу: на самом деле много. Алло, добрый вечер.

ОЛЬГА - Будьте любезны, у меня такой вопрос. Может быть, это не к месту, но очень многих интересует судьба Олега Лурье. Очень хорошего журналиста.

А. КАЧКАЕВА - Он газету начал делать.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Свою газету начал делать. Ольга, попытаюсь для вас узнать, честно говоря, тоже не знаю. Тоже пропустил, поэтому извините. Прежде чем уйти на новости, хочу спросить, ты-то знаешь, что такое "Черная мамба"?

А. КАЧКАЕВА - Нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ - 'Убить Билла' не смотрела. Это Ума Турман.

А. КАЧКАЕВА - Понятно.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Масса наших слушателей угадала. Но мы принимали правильный ответ - змея или ядовитая змея или Невеста, так называется персонаж. Мы еще разыгрываем 'Убить Билла-1', но это уже в 20.35. Прервемся на рекламу, новости, и затем ваши вопросы Анне Качкаевой.

НОВОСТИ

А. ВЕНЕДИКТОВ - У нас в гостях Анна Качкаева, которая специализируется на такой политико-телевизионной, как это обзывается у вас?

А. КАЧКАЕВА - Это медиателевидение. Телевизионный обозреватель.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Сейчас небольшой блиц с пейджера. 'Берман и Жандарев программа 'Без протокола', - спрашивает Елена. Будет ли что-то в новом сезоне?

А. КАЧКАЕВА - Они же работают на Первом канале. И делают 'Интересное кино'. Эта программа сохранится.

А. ВЕНЕДИКТОВ - 'По какой программе ведет передачу адвокат Астахов и как она называется?', - Ирина Владимировна.

А. КАЧКАЕВА - Суд, точно. На РЕН-ТВ. А программа, вылетело название:

А. ВЕНЕДИКТОВ - 'Как вы относитесь к программе Конеген 'Книга отзывов' в 16.45 на ТВЦ'

А. КАЧКАЕВА - Это не мое время, редко смотрю.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Наша слушательница под именем Девочка-Припевочка можешь сразу понять, о какой программе идет речь: 'Что вы думаете про проект 'Фабрика звезд' и про свежую кровь молодых артистов?'

А. КАЧКАЕВА - Можно развернутый ответ?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да, конечно.

А. КАЧКАЕВА - Я на минувшей неделе просто такое испытала удовольствие натуралиста, потому что одно дело, смотришь то, что видишь на экране и другое дело, когда ты погружаешься в эту атмосферу 'Фабрики'. Я была на финальном концентре в 'Олимпийском', где 17 тысяч молодых людей:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ты среди них была или тебя все-таки потом завели:

А. КАЧКАЕВА - Нет, я сходила и до, и после:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Но сидела среди них?

А. КАЧКАЕВА - Сидела на трибуне. Не выдержала в середине этого 4,5-часового марафона и выходила, конечно, на часик просто, чтобы уши отдохнули, но я просто посмотрела что это. Во-первых, сразу могу вам сказать, что процентов 60, а то и 70 - это девочки от 12 до 18 лет.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Зрители:

А. КАЧКАЕВА - Да, это танцующий партер. Потрясающий.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А как он набран, неизвестно?

А. КАЧКАЕВА - Билеты.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Просто продажа билетов? То есть это не вывозят школьниц, ПТУ:

А. КАЧКАЕВА - Нет, девочки в сопровождении мам, чуть постарше в сопровождении некоторых компаний.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Бойфрендов.

А. КАЧКАЕВА - Да, но в основном купленные билеты. И зрелище феерическое, потому что нужно снимать шляпу перед людьми, которые придумали этот формат, потому что это больше чем шоу-бизнес, и эта 'Фабрика' четвертая уже делает для шоу-бизнеса гораздо больше, чем весь шоу-бизнес за эти годы. Они собственно этого и не скрывают сами. Что там такого неожиданного и, на мой взгляд, любопытного. Опять же о возможностях телевидения. То есть этот 17-тысячный партер, а и еще миллионы молодых людей, которые в пятницу видели этот заключительный концерт.

А. ВЕНЕДИКТОВ - И не очень молодых. Это я про себя.

А. КАЧКАЕВА - Да, кстати говоря, мужчины, я видела раскладку по возрасту, по социологии это потрясающе, попадают почти во все возрастные аудитории, в том числе для мужчин между 61 и 70.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Лолиточки.

А. КАЧКАЕВА - Поэтому что происходит, что может телевидение, то есть 3 месяца назад эти 20 мальчиков и девочек на сцене не были известны никому, кроме мам, пап и одноклассников, которые знали, что у них есть амбиции, желание, они в чем-то талантливы, умеют добиваться. И через 3 месяца партер и миллионы, абсолютно восторженно вопят, прыгают, готовы:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Кумиры.

А. КАЧКАЕВА - А какие кумиры. Этот визг, когда выходил кто-то из ребят и говорил: девочки, и там: вау. Просто зашкаливало все. Как там колонки не рухнули, я не очень понимала. Это один эффект и очень важный, потому что это такое продуцирование успеха, когда любому человеку даже в глубинке, у которого принимает 2 телеканала, понятно, что не только, как сказал Даня Дондурей, дочка Аллы Борисовны или Игоря Крутого может стать на этой сцене и чего-то добиться. Хотя дети знаменитостей там тоже есть. Но они проходят эту фильтрацию, и еще как через эту музыкальную среду легко внедрять многие идеологемы и мифы. Чего видимо, до конца телевидение не делает, но по большому счету такие позитивные вещи просматриваются там, и такие стереотипные вещи тоже просматриваются. И, кстати, неплохая была песня, которую молодые люди исполнили вместе с Малининым, посвященная войне. И я понимаю, что из этого будет рождаться, наверное, и клип, и некое отношение к событиям. И то, как слушал партер и зал эту песню, говорит о том, что хотя бы интуитивно они будут ощущать вот это эхо этой боли или этой скорби, может быть, не понимая деталей. Другой очень важный патриотический миф был вполне футбольный гимн: давай, Россия, давай красиво, мы выиграем гонку, Россия чемпионка. Зал заходится с флагами, раскрашенными фейерверками, с воплями. Вообще я удивилась, что Первый канал до сих пор не крутит этот клип в качестве промо футбольного чемпионата.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Пока рано.

А. КАЧКАЕВА - Видимо, да. Но, тем не менее, памятуя о повадках наших государственников, это можно было бы использовать. И еще несколько вещей, которые совершенно очевидно утверждаются таким образом в аудитории. Думают об этом организаторы, создатели или нет, я не знаю, но это вопрос успеха, любви, естественно, что для этих девочек совершенно очевидно, и например, вопрос, некоей, я бы сказала псевдотолерантности, потому что песня 'Вот идет прохожий мальчик чернокожий', которую обязательно исполняют мальчики, в каждой 'Фабрике' есть темнокожий мальчик. Я бы предпочла, чтобы: темнокожий тоже замечательно, но это такая извините, экзотика, экзотическая толерантность. И терпимость. А вот если бы на этом месте, например, оказался кавказец, это гораздо ближе с точки зрения свой-чужой. И я понимаю, что таким образом можно разбивать очень многие представления и стереотипы. И в этом смысле это проект с колоссальными возможностями, в том числе манипулятивными.

А. ВЕНЕДИКТОВ - В связи с этим был вопрос, какое будущее у реалити-шоу в России. 'Как вы относитесь к проекту 'Дом-2'', - спрашивает Айрат.

А. КАЧКАЕВА - Мне кажется, что после успеха такого скандального успеха застеколья:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Все перешло в 'Фабрику звезд'.

А. КАЧКАЕВА - Да, и лучшего с точки зрения зрелища проекта чем 'Последний герой', например, уже никто не снял. Все это некое повторение и такая жвачка. Я так понимаю, что поскольку, тем не менее, это все смотрится, и все больше телевидение будет уходить от дорогого кино и большого количества сериалов в такую псевдожизнь, околодокументальность, я думаю, что 'реалити' будут. Это будут и розыгрыши, и стрессы, и всякие:

А. ВЕНЕДИКТОВ - 'Фактор страха'.

А. КАЧКАЕВА - И факторы страха, это же тоже все одна цепочка. И я думаю, что будут программы, которые будут эксплуатировать вот этот интерес такого длинного проживания с одними и теми же героями желанием самоидентифицироваться с ними. И я допускаю, что они просто будут гораздо более дорогими и, может быть, гораздо более остросюжетными.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Отвечу на вопрос Владимира: 'Вы пригласили корреспондента радио 'Свобода' или ТВ-обозревателя?' ТВ-обозревателя с радио 'Свободы' я пригласил Владимир, сегодня понедельник, время ТВ-обозрения. 'Час суда', нам пишут слушатели. Спасибо.

А. КАЧКАЕВА - Да, да. Извините, я не всегда помню название программы. Я, кстати, пользуясь возможностью, Алексей, можно скажу, так же как я в недавнем рейтинге 'Известий' говоря о том, что ни одна из аналитических программ не рассказала о пощечине, который Страсбургский суд нанес судебной системе России в связи с делом Гусинского, как-то просто забыли, я имела в виду большие вроде бы каналы, а забыла, что например, программа 'Неделя' на РЕН-ТВ вышла, открылась с этой новости. То есть:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы помогаете нам ликвидировать наши промахи. Мы же тоже люди. Давайте остаток времени уделим нашему телефону. 203-19-22. Напоминаю, что Анна занимается, прежде всего, медиа, но постольку, поскольку это связано с политикой. Алло, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ - Я попал?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я не знаю, куда вы звоните.

СЛУШАТЕЛЬ - Я звоню на жидовское радио 'Эхо Москвы'.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы попали не туда. Я сейчас ваш телефончик запишу, подождите, не отключайтесь, у меня циферки высветились, мы к вам приедем.

СЛУШАТЕЛЬ - А?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Мы к вам приедем. Привет. Спасибо, записал. Куда попал, туда попал. Ждите ответа, мой добрый друг. Еще был вопрос, некоторые наши слушатели считают, что вы преувеличиваете успех 'Фабрики', полный провал в 'Евровидении'.

А. КАЧКАЕВА - Дело в том, что это одно с другим не очень связано, потому что выбор нынешний конкурсантки от России, это ведь не выбор продюсеров 'Фабрики'. Это выбор продюсеров музыкальных в котором, как я понимаю, например, Первый канал участия не принимал. И я не думаю, что Савичева уж такая слабенькая, она молоденькая, прежде всего. И я думаю, что ей просто тяжело далось переживание этого масштабного события, этого стресса. И, наверное, здесь во многом проблема психологии, а то, что она вполне способная, по-моему, и специалисты говорят. Весь вопрос в том, как себя представлять на этом конкурсе. И мне-то кажется, что ведь какая тоже забавная вещь с этим 'Евровидением'. Вы посмотрите, голосовали в том числе за Руслану славянские государства. И она сказала, что если бы не славянские соседи, а за Савичеву голосовали в том числе страны СНГ и Прибалтика, что тоже любопытно. Это ведь тоже состояние поддержания своих-чужих.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Все Балканы голосовали за балканцев.

А. КАЧКАЕВА - И Россия голосовала за Руслану.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Первое место.

А. КАЧКАЕВА - Да, поэтому я так это не расцениваю. Отчасти 'Евровидение' тоже футбол, там его по-разному называют - конкурсом домохозяек и прочее, но это такой выбор масс, с этим реально действительно ничего поделать нельзя. А то, что мы никак не можем нащупать опять же себя в этом пространстве, ну, наверное, это проблема нашего шоу-бизнеса. Была же Алсу, которая тоже была очень юной. Но она была второй.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Алсу была второй. 'Тату' были третьими или вторыми.

А. КАЧКАЕВА - И весь вопрос в том, что мы никак не можем, может быть, порадоваться этому обстоятельству, что участвуем.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вера Леонидовна говорит: 'Спасибо, интересная передача'. 'В нашу гавань заходили корабли', - Ольга спрашивает.

А. КАЧКАЕВА - В смысле, куда она делась или что?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Будет она или нет.

А. КАЧКАЕВА - Насколько я знаю, в телевизионном варианте она не предусмотрена, нигде не слышала:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Никого не заинтересовала.

А. КАЧКАЕВА - Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ирина пишет: 'Девушка киприотка на 'Евровидении', которой всего 15 лет, пела как настоящая сформировавшаяся звезда'.

А. КАЧКАЕВА - Да. Я еще раз говорю пример Алсу. То есть, разумеется, возраст в данном случае тоже ничего не объясняет. Я не специалист, но думаю, что песня была немножечко не ее, нервничала она очень. Собственно, ничего нового я в этом смысле не скажу, все об этом уже написали и весь вопрос - какой должен быть антураж, сколько в этом должно быть зрелищности. Какая должна быть энергетика и так далее. Это все-таки законы действительно большого телевидения и большого шоу-бизнеса.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Павел пишет: 'Анна, как вы думаете, кого будут слушать через сто лет? 'Битлов', 'АББА', Азнавура или 'Фабрику?' Это с тобой полемизируют в таком закрытом режиме.

А. КАЧКАЕВА - Даже нечего полемизировать. Слушать будут 'Битлов', Азнавура. Совершенно даже разговаривать не о чем. 'Фабрика' это 'Фабрика', она ведь так и называется - фабрика. Но может быть кто-то и проявится.

А. ВЕНЕДИКТОВ - 'Ночной дозор' по Первому каналу. 8 июля, по-моему.

А. КАЧКАЕВА - Сейчас идет промо. Он начнется в кинозалах.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Разве? Ребята, пошли в кино это называется.

А. КАЧКАЕВА - "Ночной дозор" это фильм по Лукьяненко в стиле фэнтази. Говорят, нечто потрясающее, я видела некоторое количество материалов, до конца не могу внятно сформулировать свое отношение, но это действительно не похоже ни на что предыдущее.

А. ВЕНЕДИКТОВ - И последний вопрос. Караулов. Ты смотрела последнюю передачу?

А. КАЧКАЕВА - Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну?

А. КАЧКАЕВА - Как всегда наотмашь. Ясности все равно нет, чего же хотел сказать. Понятно, что всех не любит, но чего хотел сказать, ноги вытереть об Чубайса, конечно, легко, и коммунистов теперь уже разоблачать, тоже небольшая смелость нужна. Но Дмитрий Рогозин, который теперь выступает в роли демократа-оппозиционера:

А. ВЕНЕДИКТОВ - Произвел хорошее впечатление.

А. КАЧКАЕВА - Произвел, произвел.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Спасибо большое. В прямом эфире была обозреватель Анна Качкаева, радио 'Свобода'. Напоминаю, что у нас выходит программа 'Телехранитель' с Еленой Афанасьевой по воскресеньям, где Аня принимает участие.

А. КАЧКАЕВА - Иногда.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Но тут говорят: нельзя ли сделать эту передачу на час длиннее. Люся, для вас всё.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024