Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Ирина Петровская - Особое мнение - 2003-11-10

10.11.2003

10 ноября 2003 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Ирина Петровская журналист, телекритик.

Эфир ведет Матвей Ганапольский.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Добрый вечер.

И. ПЕТРОВСКАЯ Добрый вечер.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ирина Петровская телекритик, автор постоянной телевизионной колонки в газете "Известия", в нашем эфире. Давайте начнем, Ирина, пока приходят сообщения на эфирный пейджер. Я напоминаю, что в 35 минут будет телефон. Сейчас мы были с вами свидетелями начала дебатов, и на Первом канале, и на втором. Огоньки сияют, кандидаты стоят. Вот давайте с этого начнем, для разгона. Давайте ваши вопросы, 203-19-22, это в 35 минут, а сейчас 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы".

И. ПЕТРОВСКАЯ Матвей, а мы объяснили нашим радиослушателям, почему у нас нет сегодня гостя Марата Гельмана, который был заявлен?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А его Эрнст вызвал.

И. ПЕТРОВСКАЯ Да. Просто чтобы объяснить.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я хочу сказать, что мы вызываем этих людей, но вы понимаете, в первый день дебатов Я вообще, кстати, Ирина, хочу вам сказать, я думаю, что пока что мы будем довольствоваться только теми каналами, вот в период до выборов, где нет рекламы вот подобной.

И. ПЕТРОВСКАЯ Да. Хотя я думаю, эта реклама тоже достойна своего обозрения, я имею в виду политическая реклама. Вот даже то, что мы сейчас с вами видели, этот ролик пафосный под гимн Советского Союза, это о многом говорит, согласитесь. Такой пафос, такой видеоряд, страна великая, поля, леса, вот как бы, естественно, эта партия, я так понимаю, речь идет о "Единой России", подводит зрителя к мысли о том, что вот благодаря им страна будет такой, которой она была, в том числе и много лет назад. Потому что видеоряд, как мы видим, такой он и вечный, и в то же время конъюнктурный. Поэтому я думаю, что мы потом еще когда-то вернемся к разговору о том, какие ролики и какие представления о себе пытаются формировать те или иные силы и движения посредством политической рекламы.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте так.

И. ПЕТРОВСКАЯ В 96 году была, например, презабавнейшая. Я помню, что ни один материал, я имею в виду в газете "Известия", строила вот именно на анализе и даже просто описании этих самых роликов, потому что бывало просто чрезвычайно забавно. А что касается пока ощущений, впечатлений, поскольку только-только начали, мне кажется, что на Первом и Втором каналах особенно ничего острого, интересного, к несчастью, потому что так построена вот эта программа. В принципе, журналист либо транслирует вопросы зрителей, как мы сейчас увидели, Мацкявичус на канале "Россия", либо задается кандидатам какая-то не остро актуальная тема, и они под вот это щелканье циферок, минута кончается, выдают, в общем, лозунги. По законам, журналист не имеет права вмешиваться, он не имеет права спорить со своими гостями. Поэтому, конечно, это сложно назвать в чистом виде дебатами. Ну а то, что там студии красивые и какие-то циферки бегут по дорожке, это единственное, что будет оживлять, очевидно, эту картинку. Мне кажется, наиболее приближенный к жанру, пока что во всяком случае, формат это "Свобода слова". Вот говорят, зачем нам коммерческие компании. Вот хотя бы для этого. Потому что коммерческая компания, по закону, не обязана предоставлять кандидатам в депутаты официальное бесплатное время и может таким образом задавать свои правила игры за деньги, которые впрямую, открыто платят им те или иные партии и движения, которые согласились участвовать в таких вот дебатах на коммерческом телеканале.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ На "Свободе слова" не скрывалось, что это коммерческий эфир, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ Абсолютно. Это говорится с самого начала. Каждому из четверых там было 4 представители партий и движение, по 4, каждому дается ровно 12 минут. Ты можешь это использовать сразу в виду программного заявления, ты можешь это растянуть на весь эфир, ты приводишь с собой сторонников, но их высказывания тоже идут в зачет твоего времени. Помимо всего прочего, это создает определенную интригу, драматизм и динамичность, потому что не только сами выступающие, но и зрители начинают следить, сколько у кого осталось, они, политики, таким образом учатся это время экономить и использовать рационально. Потому что вышел там один из политиков, 8 минут как маханул все, времени почти не осталось никому, ни для спора, ни для дискуссии.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мы сейчас после новостей перейдем к вашим вопросам на эфирный пейджер. Присылайте, наш эфирный пейджер 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы". Новости.

-

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ира, если не возражаете, короткие вопросы, короткие ответы.

И. ПЕТРОВСКАЯ Только в довершение вот этой темы, дебаты, которые будут в формате "Свободы слова". Под это, во-первых, что самое важное, идет прямой эфир. Т.е. политики, которые согласились участвовать в этих дебатах, они себе можем говорить выторговали, добились того, что программа, которая выходила уже с начала сезона в записи, идет-таки в прямом эфире.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Но если они оплатили этот эфир, они оплатили прямой.

И. ПЕТРОВСКАЯ Так же и сказал Савик Шустер, когда Немцов поздравил его с тем, что программа, наконец, снова, после перерыва вернулась к этому прямому эфиру, Савик сказал: "За ваши деньги". И все зааплодировали.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Так если Савик будет оплачивать эфир своей передачи

И. ПЕТРОВСКАЯ Или кто-то, вот получается. В общем, в любом случае, хочу сказать, что это, мне кажется, должно получиться любопытно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Тут есть другие точки зрения. Сейчас прочитаю. Света: "Уважаемая Ирина, я не часто с вами соглашаюсь, на этот раз вы правы. Я впервые посмотрела программу Максимовской, хочу сказать, что это отличная программа, в лучших традициях старых "Итогов". В дальнейшем она может быть конкурентом "Намедни". Есть комментарий?

И. ПЕТРОВСКАЯ Дело в том, что так или иначе конкурент "Намедни", потому что все работают примерно в одном жанре, с теми или иными особенностями, в основном стилистическими, я бы сказала. Поэтому задача здесь не чтобы стать конкурентом "Намедни", а чтобы вообще создать вот этот конкурентоспособный продукт, что, мне кажется, Марианне вполне удается, и от раза к разу программа, действительно, растет и становится все интереснее.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вопрос от Георгия, странный, но какой есть: "Ирина, не считаете ли вы, что такой канал, как М1, является на сегодняшний день нерентабельным и непопулярным?"

И. ПЕТРОВСКАЯ Мне трудно судить, потому что раз он существует, раз там выходят программы, создаются какие-то программы, кино, наверное, он по-своему рентабельный. Что касается популярности, опять же нужно смотреть рейтинги, но мне кажется, что среди вот этих так называемых малых каналов он вполне занимает свое какое-то место.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нина Сергеевна: "Скажите, пожалуйста, смотрели ли вы последнюю версию "Сага о Форсайтах" по "Культуре"? Какое у вас впечатление?"

И. ПЕТРОВСКАЯ Не смотрела "Сагу о Форсайтах" по "Культуре" и уже неоднократно говорила, что у меня на многие фильмы просто не хватает времени. Я предпочитаю смотреть и анализировать вот так называемый в чистом виде телевизионный продукт, сами программы.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Александр: "Г-жа Петровская, что произошло с телепередачей "Слабое звено", которую вела Киселева? После лета передача, как ни странно, не возобновилась".

И. ПЕТРОВСКАЯ Она возобновится в ближайшее время. Я сама лично слышала или читала, как этот вопрос задавали генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту, он сообщил, что в ближайшее время программа выйдет в эфир после, в общем, несколько затянувшегося летнего перерыва. Я думаю, это связано в первую очередь с тем, что сейчас там сетка еще до конца не устоялась.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Саша пишет: "Чем отличается Петровская от Латыниной? Они у вас все, как из-под одной наседки". Саша, дай бог нам больше таких наседок, из которых появляются одинаковые Петровские и Латынины.

И. ПЕТРОВСКАЯ Я могу сказать. Я не рыжая, например.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ У нас, знаете, пейджер очень странно работает. У нас когда приходят сообщения, вот когда они именно приходят, невозможно перебросить курсор. "Насколько неприятный осадок, пишет Марина, после первых же дебатов в рамках "Свободы слова". Один Рогозин чего стоит. Если говорить о лидерах СПС и "Яблоко" особенно, тут не просто амбиции, а сплошная фанаберия. На этом закончим просмотр дебатов".

И. ПЕТРОВСКАЯ Дело в том, что, собственно, дебаты и должны нам показать, кто есть кто. Если у вас такое ощущение значит эти люди постарались вызвать такое ощущение, хотя, вероятно, было запланировано совсем другое. Одно дело, когда мы видим людей, произносящих какие-то лозунги, когда мы видим людей, читающих по писаному что-то. И другое дело, когда мы их видим в свободной дискуссии. Естественно, я когда говорю о том, что именно в "Свободе слова" дебаты наиболее приближены к тому жанру, в котором они должны происходить, я не говорю о том, что там все замечательные и приятные. Да, они такие, и мы должны знать в лицо многих своих, я не знаю, будущих избранников или не избранников, но чтобы голосовать осмысленно, не сердцем, а головой. Да, мы должны знать, как они себя ведут, как говорят. И то, что на вас такое впечатление произвел, скажем, Рогозин, да, вот оно такое. Но давайте опять же согласимся, что сколько людей, столько и мнений. Кому-то это понравится, кому-то нет. Как сказал Немцов про него в этой же программе, это вот такой Жириновский для интеллигентов. Только единственное, где возьмутся интеллигенты, которые будут голосовать за такой тип политика. Но, наверное, найдутся.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Тут 15 вопросов по поводу какого-то пассажа, который произошел с Татьяной Толстой в программе Савика Шустера. О чем идет разговор?

И. ПЕТРОВСКАЯ Это была очень неприятная ситуация, потому что, в общем, это происходило я имею в виду "Свобода слова", первые дебаты 7 ноября, до этого Чубайс написал письмо Явлинскому, где говорил о необходимости объединиться перед угрозой общего не врага, но перед общей угрозой наступления на демократические ценности. В этот же день мы видели, что Немцов пришел на митинг "Яблока". В общем, вполне мирно Немцов и Явлинский сосуществовали на программе, до той поры, пока не взяла слово сторонница СПС Я говорю, что по этому формату каждый из представителей той или иной партии или движения может с собой привести сторонников, до трех. И Татьяна Толстая вместо того, чтобы как-то подумать о том впечатлении, которое произведет ее реплика, сказала примерно следующее: Григорий Алексеевич, я вам прогнозирую нескорую, но, в общем, смерть в Нью-Йорке или в Лондоне, в своей постели, как Керенский; после вас в энциклопедии останется единственная строчка: Григорий Явлинский губитель русской демократии. Воцарилась общая какая-то неловкая пауза, потому что ну зачем подливать масло в огонь, хворост подбрасывать, когда было некое ощущение такого если не согласия, единства среди наших либералов, но какой-то попытки. Я думаю, что на многих зрителей это произвело крайне неприятное впечатление, потому что это было как-то очень неприятно сказано, провокационно. А я была, кстати, на этих дебатах, просто пришла посмотреть, как это все будет происходить. И сами, не все, но представители СПС, от имени которых выступала Татьяна Толстая, были как-то очень раздражены этой репликой и понимали всю ее неуместность.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Без комментариев. Я пролистал сообщений 25. Ничего, относящегося к вам, не могу найти. Вот с трудом нашел.

И. ПЕТРОВСКАЯ А про что спрашивают-то?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не хочу на это тратить время. Вера Федоровна спрашивает, действительно, интересный вопрос: "Ирина, были анонсированы передачи Кончаловского на исторические темы по каналу "Культура". Когда они появятся?" Еще у нее вопрос: "На канале "Культура" много лет идет цикл передач "Кто мы?" Разумовского. Видели ли вы эти передачи, каково ваше мнение?"

И.ПЕТРОВСКАЯ - Что касается Кончаловского, то должно появиться в самое ближайшее время. Я так понимаю, это очень трудоемкий проект, который связан с путешествиями по разным странам. Очевидно, сейчас происходит такой процесс накопления, чтобы было сделано несколько программ, это позволило бы на некоторое время, очевидно, авторам делать передышки, это понятно. Так что в ближайшее время, во всяком случае "Культура" это объявляет как премьеру. "Кто мы?" видела несколько программ. Мне кажется, довольно любопытно, как и очень многое, что выходит на "Культуре", программа вот такого дискуссионно-философского уровня. Я бы вот что еще сказала, забываю сказать. На канале "Культура" прошел целый сериал, там было, по-моему, 9 серий, посвященный 60-летию Школы-студии МХАТ, назывался "Театральный лицей". Мне показалось, что тоже очень достойная работа. Ну и естественно, об истории Школы-студии, о непростых взаимоотношениях между выпускниками, в разные годы работавших на разных сценических площадках. А завершилось это все вчера показом такого вечера встреч, что ли, выпускников в зале уже, вел Анатолий Смелянский. Жалко, если мои радиослушатели этого не увидели. Очень достойная, очень интересная и очень такая с ностальгической нотой работа.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ У нас еще 2 минуты до рекламы, новостей, рекламы. Началась передача, я видел эти рекламы городские, на ТНТ

И. ПЕТРОВСКАЯ "Голод".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы видели?

И. ПЕТРОВСКАЯ Видела. Они только что стартовали.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это интересно?

И. ПЕТРОВСКАЯ Это интересно, если кто-то является большим поклонником жанра реалити-шоу, это в чистом виде реалити. Идея в том, что 12, по-моему, человек, женщин и мужчин, привезли в другую страну, поселили их в доме, где есть все есть постели, интерьеры, одежда. Нет одного только еды. Т.е. они должны будут каким-то образом еду сами себе добывать.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А денег нет у них?

И. ПЕТРОВСКАЯ Денег тоже, по-моему, нет. Деньги, было бы просто, пошел в магазин и купил. Нет, они именно что без денег и без еды, должны, очевидно, какими-то своими собственными способностями

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Языка не знают, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ Языка как будто бы тоже не знают. Но в качестве приза тот, кто уцелеет, получит 1000 долларов ежемесячно до конца своей жизни, вот так вот.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вообще это крутой замах.

И. ПЕТРОВСКАЯ Крутовато, да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сейчас реклама, новости, реклама. И телефонные звонки от вас.

-

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ирина Петровская и телефонные звонки в нашем эфире. Наш телефон 203-19-22. Пожалуйста, не забудьте представиться.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮДМИЛА Ирина, Матвей, я вам звоню, потому что я чувствую по настроению, что я могу с вами говорить. И мои слова, конечно, относительно "Свободы слова", потому что душа болит, все это смотреть.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я понимаю о душевной боли. Вы знаете, какая идет передача, кто у нас в эфире?

ЛЮДМИЛА Знаю. Относительно "Свободы слова" хочу сказать и хочу задать в связи с этим вопрос.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Кому?

ЛЮДМИЛА Вам.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я не герой передачи. У нас Ирина Петровская.

ЛЮДМИЛА Ирине вопрос. Во-первых, просьбу, чтобы она продолжала свою работу замечательную, чтобы она посоветовала Григорию Алексеевичу меньше оправдываться перед Рогозиным, потому что рогозинская партия у власти стоит давно

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Людмила, я вас сейчас выведу из эфира. У нас передача о телевидении. Если есть вопрос, задавайте.

ЛЮДМИЛА Вопрос. Не пора ли более простыми словами, менее интеллигентными, но говорить так, чтобы люди понимали?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы кого спрашиваете?

ЛЮДМИЛА Ирину.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ О ком? О телевидении или о том, как вести себя Явлинскому?

ЛЮДМИЛА Посоветовать Явлинскому.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Благодарю вас. Следующий телефонный звонок.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА Ирина, неоднократно я вас спрашивала, вы просто обещали узнать и сказать, почему НТВ не повторяет сериал "Пятый ангел".

И. ПЕТРОВСКАЯ Дело в том, что в нашем эфире был генеральный директор компании, буквально недели три назад. Да, Матвей?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да.

И. ПЕТРОВСКАЯ Николай Сенкевич. И кто-то, я не знаю, может быть, даже вы, этот вопрос ему задал, почему НТВ не повторяет сериал "Пятый ангел". И Николай Сенкевич, что это никакая не проблема, конечно же, повторим. Вот я, собственно, цитирую его. А почему до сих пор этого не сделали? Наверное, какие-то свои планы программные.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ 203-19-22, вопросы ваши о телевидении.

СЛУШАТЕЛЬ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Уважаемая Ирина Евгеньевна, скажите мне ваше мнение о программе Марианны Максимовской "Неделя". На мой взгляд, ей удалось сохранить лучшее, что было в НТВ. А вот показ "Гамлета" филатовского это было вообще фантастика.

И. ПЕТРОВСКАЯ Георгий Васильевич, я не знаю, может быть, вы к нам присоединились чуть позже. Потому что в самом начале нам пришел вопрос на пейджер, где как раз были сказаны примерно те же самые слова, что программа Марианны Максимовской "Неделя" наследует лучшие традиции, которые были в "Итогах", ну вы говорите шире, НТВ. Я абсолютно с этим согласна, потому что Марианна сейчас вышла на новый уровень, потому что она в этом жанре еще не работала, а была ведущей информационной программы. Мне кажется, повторю только, что от раза к разу ее программа становится все более интересной и достойной, абсолютно не уступающей старшим, так скажем, братьям на других каналах.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ 203-19-22, Ирина Петровская в нашей студии.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИННА ГЕОРГИЕВНА Уважаемая Ирина, я бы хотела услышать ваше мнение по поводу показа по Первому каналу в один день двух фильмов по Радзинскому "104 страницы про любовь".

И. ПЕТРОВСКАЯ Да, была такая история. Я смотрела, естественно, не знаю уже который раз, первый фильм, "Еще раз про любовь" с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым днем.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А показали одновременно два?

И. ПЕТРОВСКАЯ Конечно. Днем показали этот фильм, первый, а вечером римейк с Ренатой Литвиновой. Абсолютно только свое мнение скажу. Несмотря на то, что первый фильм уже старый, много раз виденный, там абсолютно живое дыхание, живая энергетика, ты проникаешься этой историей, ты, даже не зная, что, может быть, впереди трагедия, драма, ты ждешь какой-то такой развязки Но самое главное поразительная искренность, поразительная убедительность актеров. После чего смотрю вот это "Самолет. Девушка" с Ренатой Литвиновой, которая мне, в принципе, интересна и как актриса, и как сценарист. Знаете, ощущение абсолютной искусственного, вымороченного, начиная со всего с игры актеров, с образов, которые они пытаются создавать, с картинки, тоже вымороченной какой-то такой авангардистской, не авангардистской, псевдоавангардистской. И никакого ни соучастия нет

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ой-ой, какие ярлыки пошли.

И. ПЕТРОВСКАЯ Да я не про ярлыки, я говорю по свое ощущение. Когда ты видишь одно, абсолютно живое, дышащее, несмотря на то что создано много лет назад, и вот другое мое опять же ощущение, искусственное. Знаете, вот как хай-тек и квартира в каком-то старом стиле, там дворянская усадьба

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ В хай-теке тоже есть своя прелесть.

И. ПЕТРОВСКАЯ Я еще раз говорю, что это вот мои ощущения от этих двух работ.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет вопросов.

И. ПЕТРОВСКАЯ Может быть, если бы они были во времени разведены и нам все время не говорили, что это продолжение, это римейк, и Рената говорила сама, что она, в общем, брала за основу игру, стиль Татьяны Дорониной, и есть какие-то вещи, в чем она пытается подражать, не подражать, но что-то делать похоже, и тем не менее ощущение искусственности и чего-то неживого.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ У нас осталось 2 минутки, это, наверное, еще один телефонный звонок.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА ВЕНИАМИНОВНА Я, во-первых, хочу сказать, что я совершенно согласна с Ириной насчет "104 страниц про любовь". А во-вторых, я хочу сказать вот о чем, о главном. Я очень мало читаю о детских передачах на телевидении, которых вообще очень мало, я считаю. И вот мне бы хотелось узнать ее мнение, например, насчет "Спокойных ночей", которые, по-моему, очень уже старо выглядят. Старо выглядят куклы, уже это какой-то несовременный технологический несовременные куклы. Мне кажется, там необходимо просто какое-то обновление.

И. ПЕТРОВСКАЯ Понятно. Нина Вениаминовна, я совершенно согласна. Мне тоже кажется, что детское вещание, как никакое другое, переживает просто очевидный кризис, его, действительно, по-настоящему интересного, и современного, и адекватного, что ли, сознанию нынешних детей, действительно, нет. Я вот в прошлом году отсматривала по всей стране детские программы и пришла просто в ужас. Что касается "Ночей спокойных", как их называют на телевидении, ну да, да, есть уже ощущение архаики. Другое дело, что когда там сидела живая уже много лет назад я имею в виду живая, она и сейчас, слава тебе господи, живая, Валентина Леонтьева, умеющая разговаривать с детьми, умеющая читать сказки, умеющая общаться с этими куклами, то и создавалась какая-то другая аура. Потому что, наверное, ребенку важнее даже не просто видеть современных каких-то кукол, игрушек, мультики, а воспринимать живого человека, и чтобы с ним общались, с нынешними детьми мало общаются. А вот то, что я изредка вижу сейчас, мне кажется, обе ведущие, в общем, как-то они еще не научились, не нашли свой подход к этим детишкам маленьким. Это мое ощущение, я уже, естественно, давно не ребенок, более того, у меня уже ребенок давно не ребенок, но они холодные, они разговаривают, не видя за экраном, а это очень важно увидеть за экраном, живое какое-то детское личико.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо большое. В эфире "Эха" была Ирина Петровская. Через неделю мы будем уже говорить о некоторых последствиях телевизионной предвыборной кампании. Будем о чем поговорить. Спасибо большое, Ирина. До встречи через неделю.

И. ПЕТРОВСКАЯ До встречи.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024