Ирина Петровская - Ирина Петровская - Особое мнение - 2002-12-09
9 декабря 2002 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Ирина Петровская, телекритик
Эфир ведет Матвей Ганапольский
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Можете уже сейчас присылать на пейджер для Ирины Петровской какая из телевизионных программ на этой неделе произвела на вас благоприятное впечатление, и почему. А злобный критик Петровская, по причине своей профессиональной вредности, будет говорить, что ей нравится или не нравится. У нас с вами сегодня народная акция "Убеди критика, что он не прав". Но начнем вот с чего появилась новая передача "Фактор страха", производства одной из американских компаний, которую ретранслирует НТВ это как бы новая грань смелости, с одной стороны, или бесстыдства потому что ради 50 тысяч долларов люди идут на все. Напомню формат программы - 4 людям предлагаются три этапа, в которых они должны преодолеть свой страх например, кто съест больше тараканов. В одной из передач нужно было перепрыгнуть с дома на дом естественно, со страховкой. В одной из передач по узенькому мостику между двумя небоскребами было нужно проехать на велосипеде. Мы провели интерактивное голосование, я спросил, нужна ли такая передача нашему телевидению. Проголосовало более 3 тысяч человек. 83% сказали, что не нужна, остальные сказали нужна. Так нужно нам такое?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Чтобы постичь природу человека, может быть, и стоит иногда такое посмотреть. Я, например, диву даюсь 50 тысяч долларов сумма серьезная, но если бы даже на кону было 5 миллиардов опуститься в яму, кишащую крысами, и вытерпеть, как эти крысы ходят по твоему обнаженному телу, гадят на тебя, и кусают, - у меня вызывает не просто омерзение, а оторопь перед природой человека, который, получается, отметает все животные ужасы ради того, чтобы получить 50 тыс.долларов. Я понимаю, почему такого рода программа появилась именно в Америке потому что это та же природа, почему там появляются жуткие триллеры люди живут в хорошей, сытой, благополучной, до поры до времени вообще безопасной, как казалось, стране. Им не хватает адреналина в крови, и таким образом не только участники программы, но и зрители этот адреналин себе добавляют. И я понимаю, что при появлении подобного рода нашей программы, у нас будет не меньше желающих опуститься в яму, кишащую крысами есть желающие испытать и преодолеть в себе экстремальный ужас. Но есть и огромное количество людей, которые будут это смотреть. Может быть, здесь еще один момент посмотреть, как другой за эти деньги унижается. Извините, что я на крысах зацикливаюсь это мой внутренний животный ужас.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я возражу мне кажется, что эта передача сделана корректно там нет унижения, там действительно преодоление физического, природного страха, - боязнь высоты, боязнь отвратительного животного.
И.ПЕТРОВСКАЯ: У меня только один вопрос зачем это делать? Что дает это преодоление? Еще одно познание самого себя?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Андрон Кончаловский, который был вчера у нас в эфире, сказал замечательную вещь "все, что мы создаем, посвящено двум вопросам кто мы такие, и для чего мы существуем". Телевидение тоже в какой-то степени этому посвящено.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Согласимся в этом с Кончаловским. Но у нас столько всего экстремального в жизни, что мне кажется, даже особенного адреналина нам не нужно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вы считаете, что такая передача категорически не нужна, или она все-таки имеет право на существование?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я не считаю, что категорически не нужна, потому что вы правы там есть действительно определенная корректность, т.е. людей не ставят в заведомо унизительное положение, заставляя раздеваться, совокупляться. М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Но наш вариант будет именно такой.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Наш да, и еще параллельно крысы.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Передача "Полюби крысу".
И.ПЕТРОВСКАЯ: Скорее всего.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Сообщение: "Очень понравился "Поединок" Соловьева" и программа "Однокашники", - сообщает Инна Алексеевна. Дальше "Самое гениальное на ТВ "Кремлевский концерт" на шестой кнопке умно и актуально". "Итоги" на ТВС, - Артем, "Хорошая передача "Школа злословия", - считает Валерия. Сергей из Петербурга пишет: "Выключенный телевизор". Очень понравился фильм Бермана и Жандарева "Ирина Печерникова. Неоконченный роман" и "Новый век" с Ильей Зиминым.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Попробуем прерваться. Кстати, мое мнение абсолютно совпадает с мнением слушателей, потому что я как раз хотела сказать, что на этой неделе было несколько отменных программ, которые достойны не просто упоминания, а даже разбора. Скажем, действительно, фильм Бермана и Жандарева из цикла "Интересное кино" "Неоконченный роман" с Ириной Печерниковой. Кстати, я всего месяц назад с ней познакомилась в Сочи на фестивале, и это тот самый удивительный случай, когда я увидела, что мое первое впечатление о Ирине Печерниковой абсолютно точное она действительно такой открытый, беззащитный, невероятно искренний человек, и Берман с Жандаревым не перешли той грани, за которой начинаются слюни. В противовес всем этим "женским взглядам", где в противовес истории творится некая бульварная гламурная история с бантиками. Здесь никаких бантиков, есть просто удивительная по своей эмоциональной внутренней сути героиня, и удивительная деликатность авторов по отношению к героине, которая, действительно, очень много пережила. Потрясающая работа. Кстати, опять же в противовес на том же канале, на ТВС, вышла очередная порция "Любовных историй", и рассказывалась трогательная история, как Борис Моисеев по голосу влюбился в исполнителя нескольких песен, французского юношу, можно сказать, Нильду Фернандеса. И эта работа сделана так, что просто оторопь берет хотя бы потому, что не совсем типичная история вообще Бориса Моисеева, и из этого делается какая-то сладенькая и, в общем, не очень приятная история. Честно говоря, такие подробности из жизни Бориса Моисеева совершенно не обязательно знать массовой аудитории.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А почему - разве гей не имеет права на любовь?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Имеет.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Разве подобная любовь не имеет право быть освещена?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Имеет, но не на федеральном канале, и не на такую аудиторию. И более того, - это сделано как-то примитивно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Секундочку, - либо это сделано примитивно, либо геи под запретом.
И.ПЕТРОВСКАЯ: У нас, к сожалению, нет запретов. Но я думаю, что эта история не настолько замечательная, чтобы она имела право на экранное воплощение.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Но у нас нет телевидения для меньшинств.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И что теперь? Ну, пусть оно будет где-нибудь "на кабеле" пусть платят меньшинства, и смотрят.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я просто прояснил вашу позицию.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Время, в которое вышел этот продукт - около 10 часов вечера в пятницу мне жалко было бы отдавать на подобного рода истории. "Школа злословия" в этот раз я была в полном восхищении, потому что там не было как такового застудийного, заэкранного злословия, а герой был полностью открыт и показан со всех сторон непосредственно во время разговора в студии. Героем был Никас Сафронов, достаточно известный художник. И то, как Татьяна Толстая и Дуня Смирнова показали главные его черты там было очень смешно, когда они листали его альбом, где что ни портрет то портрет начальника, - портрет Патрушева. Шанцева, и Татьяна Толстая смешно очень сказала, она сказала, что всегда полагала, что импульс живописцу дает всегда что-то другое, а не только начальник, на что Никас Сафронов совершенно серьезно сказал а почему нет, - Шанцев, Толкачев тоже дают потрясающий творческий импульс художнику. Там много было любопытного - в частности, когда Сафронов сказал, что в Ульяновске есть школа его имени, и женщины вдвоем вскрикнули "При жизни?", а он абсолютно не увидел в этом ничего удивительного, и сказал ну да, они так захотели.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А что здесь такого, если школа при жизни?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что имени кого-то называют, обычно, после жизни. В Ульяновске, оказывается, даже бюст есть, что называется, на родине героя, в этой школе. Это некоторые проявления такого нарциссизма, я уже не знаю, в какой степени в кубе, или выше, - но это было поразительно, как они точно, никоим образом не оскорбляя и не унижая, предъявили нам портрет художника. Теперь - "Однокашники" на редкость симпатичная программа, уже были несколько выпусков, в последнем выпуске был Борис Немцов, - это принцип, когда собирают класс после долгих лет разлуки, и взрослые люди вспоминают свои каверзы и шалости, общаются с одноклассниками за пределами России, обязательно кто-то выходит из бывших учителей на связь. Доброе, хорошее телевидение. Модель стара, как мир, но мне кажется, что в такого рода программах мы очень сегодня нуждаемся, потому что они не несут ничего, кроме нечто типа социального ролика "позвони родителям, вспомни о близких".
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Терапевтическая программа.
И.ПЕТРОВСКАЯ: В общем, да, психотерапевтическая. И поскольку в этих программах есть знаменитый герой, это тоже позволяет его лучше понять его корни, истоки, каким он был. Люди на наших глазах превращаются в мальчишек - это очень любопытный момент, когда солидный и взрослый человек, видя своих одноклассников, вдруг становится бесшабашным и юным, каким был 20-40 лет назад. Просто очень хорошая программа, на мой взгляд. И заметим, что это все - ТВС кроме "Школы злословия". "Новый век" тоже бывают хорошие программы, это расширенные репортажи, точнее, даже документальные фильмы, над которыми работают те же репортеры канала, но только в объемном формате. Должна сказать, что Илья Зимин, не знаю, получил ли он "ТЭФИ" этого еще до сих пор никто не знает, как известно, церемония была отложена в связи с печальными событиями, но я знаю, что Илья номинировался как репортер, и мне кажется, что он в наибольшей степени достоин премии, потому что он, действительно, профессионал высокого класса.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Идем дальше. Алла: "Очень понравилась программа "Графоман"", "Гордон", "25-й кадр", - Любовь Андреевна, "Очень понравилась передача "Поединок" с Митрофановым и Новодворской", - Алла, "Большая стирка с Ириной Мишиной". "Культурная революция", "Без галстука" - это наш пейджер.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Меня радует в этой ситуации то, что наши слушатели из огромного количества очень разных и не очень хороших программ все-таки умудряются находить то, что им кажется наиболее интересным.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: От Ольги: "Считаю, что программа Тутты Ларсен "Разум и чувство" прекрасный противовес многочисленным "Окнам" и "Моей семье". Я, правда, не видел эту программу.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я, к сожалению, тоже. По-моему Тутта Ларсен на MTV, - обязательно посмотрю. Потому что мне Тутта Ларсен очень интересна она любопытная ведущая, без сомнения. Так же, как Яна Чурикова, хотя проект "Фабрика звезд" мне не очень нравится хотя бы потому, что из людей, которые ничего практически не умеют, видимо, пытаются, и видимо-таки сделают какую-то группу, которая будет некоторое время существовать, - в этом смысл программы.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Если подвести итог недели, и говоря о хорошем было что-то, что вас сильно разочаровало?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, пожалуй, на этой неделе, чтобы я чего-то ждала, и была очарована, а потом разочаровалась не было. Это была неделя на редкость урожайная даже то, о чем мы уже упомянули - не часто каждая неделя дает такой улов.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Спасибо вам большое, и спасибо слушателям, приславшим свои соображения. Смотрите внимательно эту неделю, потому что ровно через неделю Ирина Петровская будет у нас в гостях, и читайте ее колонку в "Известиях" по субботам.