Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Ирина Петровская - Особое мнение - 2002-11-18

18.11.2002

18 ноября 2002 года

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" - Ирина Петровская, телекритик.

Эфир ведет Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН Ирина Петровская, "Персонально Ваша". Ирина, добрый вечер.

И. ПЕТРОВСКАЯ Добрый вечер.

С. БУНТМАН Да, сегодня я - Матвей Ганапольский.

И. ПЕТРОВСКАЯ Да, я вижу, немножко изменился, похудел.

С. БУНТМАН В росте уменьшился, ссохся несколько. Ничего, Матвей вырастет к следующему понедельнику. Ирина, я начну, скажем так, с объективно пришедших данных, во всяком случае, это рейтинги программ еженедельных, разнообразных за весь уик-энд, начиная с пятницы. И вот я скажу, что "Свобода слова" Савика Шустера получила 6,97, это рейтинг у нее был, и доля 16,15.

И. ПЕТРОВСКАЯ На мой взгляд, очень и очень прилично для пятницы, вечера.

С. БУНТМАН Для пятницы, вечера. Напомню, что тема у нас была возможность не силового подхода в Чечне. Сванидзе, "Зеркало", 6,19 и 13,58.

И. ПЕТРОВСКАЯ Тоже неплохо, это в общем все говорит о том, что некоторые предположения политика надоела, серьезные вопросы надоели вот на самом деле не так, все-таки собирают свою аудиторию стабильно.

С. БУНТМАН Теперь уже уик-эндные программы, которые мы привыкли считать собственно еженедельными, аналитическими такими, итоговыми программами. Это "Времена" Владимира Познера, 7,03, 17,27, очень большая здесь доля.

И. ПЕТРОВСКАЯ Вопрос, кстати, тот же. Варианты урегулирования в Чечне.

С. БУНТМАН Да. Программа, как она называется, "Вести недели", да, 8,31 и 17,16 доля. "Намедни" Леонида Парфенова 7,56 и доля 15,13, и "Итоги" Евгения Киселева 5,58 и доля 11,78.

И. ПЕТРОВСКАЯ Для меня единственное, пожалуй, удивление, потому что все остальное, Познер уже начал некоторое время тому назад расти, я имею в виду рейтинг программы "Времена", поначалу он ниже был, а удивляет достаточно низкий для "Намедни" рейтинг. То есть он меня, в общем, удивлял бы, потому что программа-то вчера была просто, если можно так сказать, хитовая, там был набор очень сильных сюжетов.

С. БУНТМАН Да.

И. ПЕТРОВСКАЯ Причем очень разнообразных и не только политических. Все очень просто. Это как раз результат этого грамотного контрпрограммирования, мы когда-то об этом уже говорили, как каналы борются за аудиторию. И если посмотреть по времени, то вначале у Леонида Парфенова аудиторию отбирал Ревенко, потому что многие зрители приходят, чтобы посмотреть такое, как бы официальное изложение, примерно, версии того, что происходило.

С. БУНТМАН Оно становится все официальнее и официальнее.

И. ПЕТРОВСКАЯ Да, это отдельная, кстати, тема. А потом часть аудитории ушла на "Крепкий орешек 3", это совершенно понятно, там процентов, по-моему, 40 доля, т.е. почти половина смотрела "Крепкий орешек", а часть аудитории ушла на юбилейный капустник в честь Эльдара Александровича Рязанова.

С. БУНТМАН Которого мы поздравляем сегодня.

И. ПЕТРОВСКАЯ Да.

С. БУНТМАН С удовольствием поздравляем.

И. ПЕТРОВСКАЯ Как правило, юбилейные программы раньше обычно в эфир не дают, до дня рождения, но тут немножко они сместили по времени. И таким образом аудитория, которая могла бы быть у "Намедни", она разбрелась. Это обидно, потому что я повторю, еще раз, что программа была очень острая, очень хорошо сделанная, на мой взгляд, ну, что-то лучше, что-то хуже, с очень большим набором, разнообразным, сюжетов, в частности, был потрясающий, на мой взгляд, сюжет, как "Notre-Dame de Paris", мюзикл, поставили в женской колонии. И туда приезжал Петкун, который исполняет роль Квазимодо здесь в театре.

С. БУНТМАН Хорошо, что это вошло в еженедельную программу, потому что это было, сообщения об этом были небольшие в информационных программах.

И. ПЕТРОВСКАЯ Да, я видела.

С. БУНТМАН И на ТВС были сюжеты, вот вечерних выпусков.

И. ПЕТРОВСКАЯ Но в результате это же действительно событие.

С. БУНТМАН Да, я бы сказал, я, правда, у меня были такие смешанные чувства, когда я это смотрел, у меня было какое-то чувство чрезвычайный, очень человеческий был, важный какой-то момент, и какой-то жалости, и какой-то вот такой, вот было, не знаю, как-то это защемило, я бы сказал.

И. ПЕТРОВСКАЯ Место такое, во-первых, и как сделан сюжет, такой, в общем, всюду жизнь, что по-своему оптимистично.

С. БУНТМАН А вот если принять в соответствие, происходили какие-то события, важные темы, важные, скандальные темы. Действительно, эпохальное высказывание президента России В.В. Путина было насчет обрезания. И разные другие темы тоже. Как они были отыграны, насколько ясно, например, съезд КПК, тоже тема, которая подвергалась анализу, например, в "Итогах".

И. ПЕТРОВСКАЯ В "Итогах" и "Намедни".

С. БУНТМАН И в "Намедни", вот здесь, конечно, было очень у Евгения Киселева, все было очень ясно, точно и так вот, я бы сказал, эксплицитно построено, т.е. до конца выведены были.

И. ПЕТРОВСКАЯ Кстати, и вот эта тема высказывание по поводу обрезания тоже была очень точной там и у Парфенова в "Намедни", была продемонстрирована техническая пленка, это перевод, который синхронисты в лучших традициях прежнего времени несколько изменили для иностранной публики, о чем уже и вы говорили, и все говорили, но пленку, по-моему, в первый раз такую продемонстрировали. Конечно, и "Итоги", и "Намедни" сделали одно из ударных тем, это тема о грядущих поправках к СМИ, т.е. примет президент или не примет этот закон, подпишет, точнее, или нет.

С. БУНТМАН Здесь какое-то было умопомрачительное начало.

И. ПЕТРОВСКАЯ У "Намедни".

С. БУНТМАН Я как раз прозевал "Намедни", начало, из-за этой скачки по каналам, между прочим, я вот прозевал.

И. ПЕТРОВСКАЯ У меня технология, я что-то пишу, что-то смотрю, иначе бы я тоже многое что пропускала. Игорь Кириллов читал, это для тех, кто не видел, как это было сделано, Игорь Кириллов, тоже в лучших традициях программы "Время", со своим замечательным государственным голосом, читал эти поправки, а на фоне Игоря Кириллова сзади танцевали маленькие лебеди, на картинке, танец маленьких лебедей. Потом был очень точный, очень жесткий комментарий самого Парфенова.

С. БУНТМАН Мы продолжим через минуту после кратких новостей. Напоминаю, что сегодня "Персонально Ваша" Ирина Петровская.

НОВОСТИ

С. БУНТМАН Ирина Петровская. Наш пейджер 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы". В Интернете были вопросы, а кроме того, был и должок.

И. ПЕТРОВСКАЯ Да, я хотела только одно закончить.

С. БУНТМАН Да, закончим сейчас мысль.

И. ПЕТРОВСКАЯ Эта тема и поправки к СМИ. И вот это высказывание на саммите в Брюсселе про обрезание. Естественно, оно всю неделю практически обсуждалось. И поразительно, что в программе "Вести недели", на государственном канале, вообще этого не заметили. И один из телевизионных деятелей, правда, с другого канала, он сказал: "А получается что, они стесняются своего президента? Или что, или он им не всякий нравится? Они его таким образом цензурируют или что?" Вот они не рассказывают об этом. Это конечно вызывает огромное количество вопросов, потому что это было, так или иначе, событием. Ведь необязательно президент должен быть исключительно сладким, хорошим, правильным. Да, вот происходят такие вещи. И что, теперь вот так, не замечать?

С. БУНТМАН Там вот министр Иванов позволил себе комментировать.

И. ПЕТРОВСКАЯ Или в этой манере, да, как министр Иванов, хотя бы так тогда. Но тем не менее.

С. БУНТМАН Я не понимаю, что собой представляет программа "Вести недели". Вчера переключал на нее, и мне казалось, что все идет на одну и ту же тему. Идет комментарий различных тезисов, которые важны для проведения той или иной государственной политики. И они здесь иллюстрируются, подкрепляются. А кроме того, меня поразил откровенный навет, донос, я не знаю, может быть, там действительно с точки зрения государства татарское телевидение неправильно себя вело во время захвата "Норд-Ост". Но вот такой откровенный совершенно поклеп, "спешу доложить", "сигнализирую вам, товарищи, о том, что татары себя неправильно на телевидении вели, отдельные деятели".

И. ПЕТРОВСКАЯ Ну да, странно, тем более, если иметь в виду, что, по-моему, речь шла как раз о государственное телерадиокомпании Татарстана.

С. БУНТМАН Да, государственной. Там, говорят, приняты меры.

И. ПЕТРОВСКАЯ Приняты они естественно сразу же, снят председатель. Но действительно, мне кажется, что все-таки, наверное, это не дело коллег вот такие сюжеты делать. Может быть, прессы, не знаю, газеты, я имею в виду, обычно пишут о таких вещах. Но как-то так вот, этически уже повелось, да, что это не делают сами телевизионщики в собственном эфире.

С. БУНТМАН Какая-то подмена там все-таки происходит, подмена самого смысла телевизионной аналитической передачи.

И. ПЕТРОВСКАЯ А рейтинг, тем не менее, очень даже приличный.

С. БУНТМАН Да, рейтинг замечательный. А может быть, это и нужно очень многим людям, получается, чтобы их пропагандировали?

И. ПЕТРОВСКАЯ Наверное, потому что сегодня я ехала на канал "Дата", это на ТВЦ выходит такой утренний канал, дневной даже, точнее, и вез меня водитель, а ехали мы с Андреем Павловичем Петровым, композитором, который приехал на юбилей к Эльдару Александровичу Рязанову. И мы ехали в один эфир, и оказалось, что Андрей Павлович всей этой истории не видел и не слышал, потому что он был все это время в Америке и ее прозевал. Я имею в виду историю с высказыванием Путина. Я пересказала, и водитель вдруг обернулся и сказал: "Почему?", мягко сказал, но смысл такой, почему вы отказываете президенту, он же тоже человек, он же тоже может выйти из себя. И как можно мы пытались, конечно, в принципе, довольно сложно объяснить, что президент не вполне человек вот в этом смысле. И ответственность, которая лежит на высшем должностном лице государства, тем более там, когда он сидит вместе с лидерами мировыми, имеет перед собой всю практически мировую прессу, представителей, здесь ответственность возрастает просто за каждое слово, тем более, когда это касается такой тонкой материи, как межнациональные, национальные, конфессиональные и прочие вопросы. Попытались объяснить, но он в общем, одобрил такой экспрессивный поступок, я бы сказала, своего президента, водитель.

С. БУНТМАН Ну понятно. Здесь есть вопрос у нас в эфире, и он совпадает с тем долгом, который у вас с Матвеем Ганапольским накопился.

И. ПЕТРОВСКАЯ Должок.

С. БУНТМАН Да, должок. Зури Бадалов спрашивает, из Москвы наш слушатель: "Сейчас почти на каждом канале поздно вечером идет интервью с интересным собеседником, хотел бы, во-первых, узнать, почему все работают в одинаковом жанре, и во-вторых, кому бы вы отдали предпочтение? Диброву или Жиндареву с Берманом? Их передачи похожи, но очень большая разница". Интересно Ваше компетентное мнение.

И. ПЕТРОВСКАЯ Первое, значит, ответ на вопрос, почему у всех одинаково - потому что, если вы заметили, наши уважаемые радиослушатели, каналы вообще работают, как будто они копируют друг друга, кто-то первый находит, как ему кажется, некую формулу успеха, и дальше это клонируется, тиражируется. Поэтому в одно и то же время идут разные сериалы, в одно и то же время идут и новости, такая вот прямая конкуренция, кто выхватит больше зрителя, тот и победитель. На мой взгляд, программы не похожи. Естественно, они похожи по жанру, потому что это действительно вечернее, ночное общение, но у Бермана с Жиндаревым при всех минусах, минусы это отдельно можно обсуждать, в общем, есть все-таки попытка выявить что-то в человеке, то, что, может быть, мы прежде не знали. Хотя часто они некоторые, мне кажется, этические грани переходят, иногда это выглядит просто довольно странно, этот парный конферанс, он довольно смешно выглядит, когда два мужчины, взрослых, вдруг разыгрывают что-то как по нотам, по ролям. Потом очень много зависит от их настроения, как правило, и отношения к гостю. Вот несколько раз было, когда, скажем, какой-то интересный достаточно гость, но почему-то они ему не симпатизируют, и тогда они его всячески давят. Дибров вообще отдельная история. Вот то, что сейчас вышло в новом формате, меня крайне изумил, потому что называется "Апология", и очень, кстати, четко соответствует этому слову, апология, т.е. восхваление чего-либо. Отчасти отсылает к "Антропологии", потому что вы помните, что на НТВ это был один из самых успешных дибровский проектов, но там были беседы, там всегда у Диброва были или попытки, или очень даже удавшиеся многие программы, когда он открывал людей совершенно с неожиданных сторон, он вытаскивал неожиданных героев, на растиражированных. И даже те, кто были растиражированы, тоже каким-то образом там открывались по-новому.

С. БУНТМАН Там по форме она была иногда очень.

И. ПЕТРОВСКАЯ Она была сильная, студия изысканная, что-то во всем это было.

С. БУНТМАН Странная в хорошем смысле.

И. ПЕТРОВСКАЯ Странная, да, и вот именно в ночное время, именно канал НТВ. То, что сейчас вышло, я посмотрела 4 программы, каждый вечер смотрела, честно, помня об обещании перед зрителем, это какая-то такая бесконечная патока, которая заливает просто экран, бесконечное взаимное восхищение зрители звонят, восхищаются Дибровым, Дибров восхищается гостем, гость восхищается Дибровым, все вместе друг другом восхищаются. Но для меня апофеозом этого был четверг, вот была программа, где Дмитрий Дибров устроил собственный день рождения в собственном эфире. Такой, творческий вечер, он решил попеть, он решил о себе рассказать, к нему приходили именитые гости, поздравляли его с днем рождения, ему преподнесли торт, где он был вылеплен из крема, понимаете, такая копия сладкая студии, и на стульчике сидит маленький из крема Дибров. Я писала как раз в субботу про это у себя в "Известиях", и мне показалось, что этот торт с мини-сладкой студией из крема, бисквита и чего-то еще, вот это такой образ пока сегодняшней программы. Очень приторно, много, обильно, но довольно сложно это съесть, потому что очень как-то уж жирновато.

С. БУНТМАН Засахарилась, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ Именно такой сироп сладкий. Я понимаю, что очень много негатива, что люди устали от хамства в эфире, от этого всего неконструктивного и непозитивного, но какая-то мера все-таки должна быть. И если беседуешь с человеком, то наверное можно не только ему петь прямо в глаза осанну, то еще о чем-то более дельном поговорить. Вот мне так кажется. Может быть, в дальнейшем эта программа будет трансформироваться, поглядим, потому что вообще Дибров, конечно, потенциально очень талантливый человек.

С. БУНТМАН Еще одна новость, много здесь вопросов о вчерашнем кремлевском коротком концерте.

И. ПЕТРОВСКАЯ Я пока не готова об этом говорить, потому что я пока не поняла, честно говоря, и не могу сказать, что мне это понравилось. У меня вообще ощущение, что политическая сатира, как таковая, она сегодня пробуксовывает. Как-то вот не смешно. А задача все-таки этой программы чтобы было остроумно как минимум.

С. БУНТМАН А в связи с этим, после того, какие были громкие неприятности и громкие разговоры о громких неприятностях с "Бесплатным сыром", как последний "Бесплатный сыр"?

И. ПЕТРОВСКАЯ Мне кажется, он выравнивается в том смысле, что Витя, Виктор старается теперь в сторону "Итого", прежней вот формы, и там меньше становится вот этих придуманных сюжетов. Хотя по части вкуса там тоже не все в порядке. Но я просто рада, что программа, во-первых, вышла, было на этой неделе огромное количество слухов, что Шендеровича уволят, что огромные неприятности после той, действительно, очень сильной программы, которая вышла сразу после штурма "Норд-Ост". И слава Богу, что она сохранилась. А уж все проблемы вкуса и формы, я думаю, что будем обсуждать, когда все более или менее устаканится.

С. БУНТМАН Короткий вопрос от Елены: "Вы рады, что из эфира ушел "Большой Куш"?"

И. ПЕТРОВСКАЯ Дело в том, что я не то, чтобы рада, я не хочу людям никогда никаких неприятностей, но что канал СТС это сделал, я думаю, что самостоятельно и, может быть, без особого какого-то давления с чьей-то стороны, а только лишь ориентируясь на зрителя, это делает ему честь, а также это делает честь зрителю, потому что того рейтинга и той доли, на которые рассчитывал канал, запуская программу, в результате не получил. Это значит, что этот эпатажный, доведенный до абсолюта и иногда, извините, до маразма все-таки стиль, он отторгается аудиторией. Это хорошо, это вот как раз разговор о рейтингах, о том, что смотрят, что не смотрят. Вот не смотрят пожалуйста, и программа ушла. И разговора нет уже.

С. БУНТМАН Вот здесь из Братска от госпожи Поповой: "Я считаю, что Ирина Петровская перехваливает "Намедни", у Киселева все точнее и понятнее, настоящая аналитика", - считает госпожа Попова из Братска.

И. ПЕТРОВСКАЯ Вероятно, но у каждого живые же люди, я тоже живой человек, у меня есть свои в этом смысле пристрастия, потому что мне важно, чтобы было не только так все точно, строго, понятно. Я считаю, что да, сейчас "Итоги" вполне тоже приблизились к какому-то уровню, который прежде, к своему уровню. Но я люблю еще, чтобы было это ярко, чтобы была форма, чтобы было слово, а вот чего уж не отнимешь у Парфенова, это умение сочетать видеоряд, необходимый для телевидения, с очень точным словом. Причем не только он это делает, но и те корреспонденты, которые у него делают сюжеты в программе. И я люблю вот этот блеск, который ему присущ.

С. БУНТМАН Ну что же, Ирина, спасибо. Как всегда, не хватает времени на такие разговоры, потому что мы можем говорить достаточно долго. Но давайте со слушателями договоримся.

И. ПЕТРОВСКАЯ На завтра, т.е. на следующий раз пожеланий нет?

С. БУНТМАН Пожелание есть, поговорить о программе Караулова.

И. ПЕТРОВСКАЯ Мы уже говорили не очень давно.

С. БУНТМАН А я не знаю, почему значит, было.

И. ПЕТРОВСКАЯ Хорошо, нет, можно возвращаться.

С. БУНТМАН Вы меня не обманывайте, если Ганапольского нет здесь, можно обмануть ведь.

И. ПЕТРОВСКАЯ Программа цикловая, поэтому всегда есть возможность вернуться.

С. БУНТМАН Но мы вернемся когда-нибудь к ней, хорошо. Или с Матвеем Ганапольским. Спасибо, Ирина Петровская, "Персонально Ваша".


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024