Персонально Ваш... - Вацлав Радзивинович - Особое мнение - 2002-08-16
16 августа 2002 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Вацлав Радзивинович собственный корреспондент польской газеты "Выборча".
Эфир ведет Нателла Болтянская.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Как Вы мне только что сказали, через час примерно должен прилететь в Польшу Папа Римский.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Да, через час, в 18:15 по Варшаве, в 20:15 по Москве его самолет приземляется в Кракове, в его городе.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Каковы, вообще, ожидания от этого визита? Чего ждет государство польское от визита понтифика?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Польскому государству, в смысле власти нечего ждать, потому что встречи папы с представителями правительства только протокольные, нет никакой программы политических разговоров, чего-то такого. Ждут, конечно, поляки. Мы ждем, что на встречах с папой в Кракове и в Кальварии Зебжидовской будет 2, может быть 3 млн. людей. Это нормально в Польше, всегда такие толпы приходят просто встретиться с ним.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Уже прошла информация, что для оказания возможной медицинской помощи в двух больницах созданы специальные отделения, где дежурят наиболее опытные врачи. Немолодой, не очень здоровый человек.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Это правда.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Я не знаю, как бы поприличнее задать этот вопрос. Кому более нужен этот визит, самому Папе или гражданам Польши? Как Вы считаете?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Начнем с того, что все обращают внимание, что этот человек уже старый, очень больной. Думаю, что ему очень тяжело. Но я хотел обратить внимание, что этот человек тоже очень-очень сильный. Вы помните, в 81 году было покушение, турок Али Акджа стрелял в Папу. Папа получил те же самые ранения, какие получил от Дантеса Пушкин, точь-в-точь. И через несколько дней он уже работал, был действующим Папой. Это человек сильный. Когда он в Польшу приезжает...
Н. БОЛТЯНСКАЯ Это его родина.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Да. Я помню, когда он был в 97 году, он приехал больной, в очень плохом состоянии, а потом каждый день ему было лучше, он поправлялся на глазах. И ему помогает этот контакт. Нам тоже помогает, потому что это приятно. Есть очень грустное ощущение, что, может быть, это уже его последний визит в Польшу. Но в 99 году тоже говорилось, что это последний визит, что больше уже не будет. Но не нам это решать, и может быть еще по-разному.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Есть информация о том, что достаточно большое количество народу задействовано в обеспечении порядка и безопасности во время визита Папы Римского. Как я понимаю, речь идет не о вероятности покушения. Или такая возможность тоже может быть?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Не слушайте. Это нормально.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Очень много народу будет?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Очень трудно себе представить. Вы помните, какие самые большие скопления людей были в Москве, сколько было народу. Я здесь уже 5 лет, и не помню, чтобы где-то было 100 тыс. человек в одном месте. А представьте себе 3 млн. И этой толпой надо управлять, помогать. Конечно, люди там болеют, надо им помогать. Но разные вещи. И все эти меры нормальные для таких скоплений людей. Это технические меры, а не из-за того, что есть какое-то опасение покушения или каких-то чрезвычайных ситуаций.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Какова программа визита?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Программа очень скромная. 4 дня Краков, город, где он работал, и Кальвария Зебжидовская, это рядом в Краковым. Больше ничего не будет, просто встречи с верующими, и, как я сказал, протокольные встречи с представителями правительства.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Я не ошиблась, Вы присутствовали, когда в 97 году приезжал Папа Римский в Польшу?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Я помню почти все его визиты, почти всегда присутствовал.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Может быть, странно это звучит, но все-таки человек много лет находится вдали от страны, где он родился. Возникают во время таких визитов люди, которые с ним общались когда-то в Польше?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Да, конечно, очень много. У него постоянный контакт с этими людьми. Он их приглашает к себе в Ватикан, он их помнит хорошо, не забывает. Это так и есть. Тем более что его очень много людей знают, потому что когда он был священником, работал в Польше, он был человеком очень активным. Он писал пьесы и с молодежью приезжал на озеро и занимался спортом, просто всем. Круг знакомых у него очень широкий.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Вацлав, а как Вы считаете, в чем на день сегодняшний, век атомный, железный заключается пасторская роль церкви и в частности самого Папы Римского?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Это очень сложно сказать, потому что очень много аспектов. Он встречается со всеми. И с очень богатыми людьми, например, в Америке, в той же Канаде, в которой только был, и с очень бедными людьми. И он пытается в этом мире, таком, какой он есть, очень материалистическом мире, напоминать людям, что есть какие-то другие еще ценности. Я могу Вам дать такой, может быть, чуть странный пример. Когда он приезжал еще во время коммунизма в Польшу, он много говорил о политике. Или, может быть, нам казалось, что он говорил о политике. Знаете, это такой язык аллюзии.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Понятно.
В. РАДЗИВИНОВИЧ В Советском Союзе вы мастера понимания таких...
Н. БОЛТЯНСКАЯ Между строчками.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Между строчками понимать. И мы, может быть, больше понимали, чем там было. Потом, когда коммунизм уже завершился, он начал обращать внимание на нравственные вещи. Я помню, в 97 году он был в Польше и говорил о том, что надо уважать другого человека, что нельзя просто получать удовольствие от своего богатства, благополучия, если вокруг люди бедные. Хорошо, что есть такой человек, который может напомнить, и которого народ хочет слушать. Это хорошо. Но получилось так, что сразу после того, как он из Польши уехал, в тех же самых местах было страшное наводнение. Там было очень много жертв, люди потеряли свои дома. И в одно воскресенье в костелах призвали людей, чтобы помогли жертвам наводнения и просто дали денег. Я помню, на следующий день я сам, на своей машине возил настоятелей храмов с чемоданами денег. Я думаю, что если бы Папы не было, и он бы этого всего не говорил раньше, эти деньги бы тоже были, но не в таком количестве.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Не чемоданами?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Не чемоданами. А это на самом деле были из маленьких приходов просто настоящие чемоданы денег.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Часто возникает разговор в России о том, что после того как тоталитарный режим рухнул, многие из тех, кто, условно говоря, вчера кричал "слава КПСС", сегодня закричал "слава богу". Скажите, пожалуйста, вообще, аналогичная проблема существует в Польше?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Конечно, есть такие люди.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Такие люди есть везде, это понятно.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Но разница такая, что я, например, конечно, знаю бывших коммунистов, но даже среди них я не знаю никого, кто не был крещен, у кого мама даже во время коммунизма не говорила: "иди в костел". То, что говорится, что 98% поляков это католики, это преувеличение. Но то, что у 90% есть связь с костелом это правда, и всегда было. Я думаю, что даже во время коммунизма это было живее, чем сейчас.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Наверное, трудно разделить, но, с Вашей точки зрения, какова доля доброго отношения к Папе Римскому, какова в этой любви доля личного отношения к нему и отношения к понтифику и главе Римской католической церкви? Можно как-то разделить эти две составляющих?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Нельзя, конечно. Я понял дух Вашего вопроса. Конечно, очень много личного. И "Независимая газета", которая вчера или позавчера написала, что каждый поляк чувствует себя, как будто он чуть-чуть сидел на папском престоле, - это правда. Хорошая заметка, думаю.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Существуют ли какие-то необходимые дела, связанные именно с гуманитарностью миссии приезда Папы Римского, есть какие-то вещи, которые ему, что называется, нужно сделать в Польше? Какие-то проблемы, которые нужно решить, и которые, может быть, может решить только он?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Он не решает проблемы.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Ну, Вы же понимаете...
В. РАДЗИВИНОВИЧ Он просто напоминает людям, что делать надо. Может быть, чемоданы денег тоже пригодятся. И, может быть, это будет. Просто еще раз хочу повторить. Может быть, и так это и есть, люди не делают так, как он хочет, так, как бы он хотел, чтобы мы были. Но важно то, что есть человек, который напоминает, что существует нравственность. И важно, что люди его слушают и хотят слушать. Это, по-моему, очень много.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Вы сами встречались с ним?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ А какие впечатления личные, вне того, что Вы журналист, а он, как ни говорите, лицо публичной профессии?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Прямо говоря, со слезами человек посмотрит на него. Просто это трогает.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Если вне протокола, я так понимаю, что когда разговор был, не только Вы задавали вопросы. Какие вопросы он Вам задавал?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Нет, это не был разговор. Просто была встреча, представили нас, и все.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Как он держится? Если не через камеру?
В. РАДЗИВИНОВИЧ К сожалению, это было давно. Это был 91 год. Когда он приезжал, очень много русских приехало с ним встретиться в Польше. Насколько я помню, 60 тыс. приехало из России людей. И тогда он был бодрый, сильный, все было нормально. Сейчас я не могу сказать.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕНТИНА ДМИТРИЕВНА РОЗАНОВА Болтянская, я хотела бы узнать у Вашего корреспондента, как он относится к свидетелям Иеговы, которые очень распространены сейчас у нас.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Вопрос принят. Пожалуйста, Вацлав.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Как я к ним отношусь? Пожалуйста, это человеческий выбор, если он хочет быть католиком, православным или свидетелем Иеговы. Я знаю, что они здесь делают тоже очень много хороших дел, помогают людям.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Видимо, Валентина Дмитриевна задала этот вопрос в контексте того, что у них возникают проблемы во взаимоотношениях с...
В. РАДЗИВИНОВИЧ Да, возникают проблемы у них, возникают проблемы также у Армии Спасения, что тоже очень сильно меня удивляет. Насколько я понимаю, православная церковь считает свидетелей Иеговы не религией, а сектой, и выступает очень сильно против них. Но это далеко не моя точка зрения.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Пан Вацлав, много говорят об идеях экуменистических. Как Вы воспринимаете идею всеобщего братства в масштабе разных религиозных конфессий?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Пожалуйста, если можно, я Вам отвечу примером. Я сам живу в г. Ольштене, это бывшая Восточная Пруссия. В моем городе сейчас три православных прихода, есть два лютеранских прихода, есть и пятидесятники, и евреи, и экуменическая служба, в которой принимают участие и православный священник, и протестантский, и католический. Каждую неделю, в каждое воскресенье есть у нас такие экуменические службы. Я думаю, что священники понимают, что они делают то же самое дело.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Сообщение на пейджер от Игоря Васильевича. "Все мы помним борьбу понтифика с социалистическим адом. Если бы иерархия Русской православной церкви не то чтобы покаялась, а хотя бы признала свое сотрудничество с безбожной властью, на сегодня значительно большее количество людей поверило бы в их благую миссию". Есть Вам как отреагировать на это сообщение?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Я думаю, что православная церковь в Советском Союзе была в очень сложном положении, и нельзя сравнивать положение католической церкви в Польше во время коммунизма. У нас была традиция, когда большая часть Польши была под властью царской России, эта церковь была крепостью, которая защищала народ от Москвы. Церковь была всегда очень сильная, и во время коммунизма она отыграла свою историческую роль. Была какая-то поддержка извне, из Ватикана, с Запада. А церковь русская после большевистской революции не имела никакой поддержки. Ее задачей всегда было укрепление государственной власти. Так сравнивать просто абсолютно нельзя, и говорить, что там хороший папа, потому что сражался, и плохой Алексий II, потому что он не сражался. Не так просто все это.
Н. БОЛТЯНСКАЯ В истории человечества есть колоссальное количество крови, связанной с межрелигиозными конфликтами. Можно их не перечислять, я думаю, что все и так знают, о чем идет речь. Как Вы считаете, насколько сегодня пастыри различных конфессий близки к тому, чтобы сообща сеять разумное, доброе, вечное?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Я думаю, что в Европе, в Америке это уже почти готово. И всегда повисает в воздухе такой вопрос: почему папа не отрекается от престола? Больной человек и все такое.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Поняли бы, как Вы считаете, или нет?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Если бы отрекся?
Н. БОЛТЯНСКАЯ Да.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Я думаю, что да, конечно. И даже мне хотелось бы лично, потому что он уже старый. Но я могу понять. Я полагаю, что у него есть ощущение миссии. И эта миссия это тоже христианских костелов, что он до конца хочет сражаться за это.
СЛУШАТЕЛЬ ЕВГЕНИЙ Пан Радзивинович, у меня такой вопрос к Вам. Польша страна высокой христианизации. Есть ли связь, по Вашему мнению, между высоким уровнем христианизации и нравственностью населения, бандитизмом, убийствами, антисемитизмом? Что Вы на это скажете?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Хороший вопрос. Хотелось бы, чтобы так это было, но, к сожалению, это не так просто. И это тоже может быть большой упрек, что, несмотря на то, что почти все принимают участие в службах по воскресеньям...
Н. БОЛТЯНСКАЯ Но есть еще остальные 6 дней недели.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Знаете, дело не в этом. Дело в том, что 90% принимают в этом участие. А есть и воровство, и антисемитизм, и бандитизм. К сожалению, нет такой прямой связи.
СЛУШАТЕЛЬ ВЛАДИМИР Хотел бы спросить у Вашего гостя, Нателла. Папа Римский уже извинялся за ошибки католической церкви в прошлом. Есть ли у католической церкви еще что-то, за что стоит извиняться?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Давайте подумаем, о чем речь. Он извинялся перед евреями, извинялся перед населением Южной Америки. Сложно так ответить, чего еще не было. Я думаю, что важно, что есть в нем такая готовность, чтобы признаться в том, что было плохо, и не только признаться, а также так действовать, чтобы это не повторялось. Я думаю, что это видно, что такое есть.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Вы знаете, забавный такой вопрос появился на нашем экране пейджера. Вопрос такой. "Как католики, вообще, относятся к книге о Гарри Поттере?"
В. РАДЗИВИНОВИЧ Есть какие-то возражения, я не очень-то их понимаю. Не очень сильные, но есть какие-то возражения, что, насколько я понимаю, я не читал этой книги...
Н. БОЛТЯНСКАЯ Я объясню в двух словах.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Этот мальчик волшебник?
Н. БОЛТЯНСКАЯ Он не просто волшебник. У нас же на "Эхо Москвы" была информация, что после триумфального шествия "Гарри Поттера" по свету, например, в одном из австралийских университетов появился факультет чародейства и волшебства.
В. РАДЗИВИНОВИЧ А где-то в России дети отравились каким-то волшебным порошком. Кто-то им продал что-то.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Видимо, вопрос Алексея связан именно с тем, что чародейство и католицизм.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Одно уж точно: никто не будет его на костре сжигать.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Вы знаете, вообще-то, много. Это уже не так мало. Слава богу, что закончилась эпоха сжигания книг на костре, хотя и не везде, если Вы знаете, что происходит, например, в России. Не так давно такая история была.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Да, но хлорка в унитазе это не костер.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Принято.
СЛУШАТЕЛЬ ПАВЕЛ Я был Польше в 91 году. Наверное, одновременно с Вашем гостем. И я свидетельствую, не будучи ни католиком, ни даже христианином, я ощутил благодать от этого человека. И с тех пор его портрет висит на моей стене.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Прекрасно.
СЛУШАТЕЛЬ ПАВЕЛ Мне хотелось сказать еще, что мои соотечественники, 60 тыс., как сказал Ваш гость, вели себя не совсем так, как нужно. И вначале их называли "группой с Востока", а в конце я понял, что у наших хозяев были основания так говорить. Мой вопрос к Вашему гостю. В Польше уже давно практически нет евреев, но есть антисемитизм. Как объяснить такую механику?
Н. БОЛТЯНСКАЯ Спасибо, Павел. Пан Вацлав, я предлагаю Вам прерваться на новости, а после новостей уже ответить на этот вопрос, если не возражаете.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Да, конечно.
-
Н. БОЛТЯНСКАЯ Итак, пан Вацлав, перед новостями Вам был задан вопрос, если хотите, о причинах антисемитизма. Сейчас Вам придется за всех рассчитываться.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Я, может быть, еще скажу об этой группе гостей из России, которая встречала Иоанна Павла II в Польше 11 лет назад. Мы очень рады были этим гостям, они оставили в нашей памяти очень хорошее, там ничего плохого не было. Мы всегда рады таких людей с таким поведением встречать в нашей стране. Что касается антисемитизма без евреев, это явление типично не только для Польши. Я, к сожалению, не специалист в этом деле. Я советую обратиться, у вас есть такой классный специалист, который разработал теорию еврейского заговора без евреев, в одном отдельно взятом регионе России. Обращайтесь к батьке Кондратенко, он это хорошо разработал, он может все пояснить.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Вопрос на пейджер от Татьяны. "Бывает ли, что церковь выступает против каких-либо светских праздников или концертных выступлений? Осуждает ли церковь другие религиозные течения?"
В. РАДЗИВИНОВИЧ Хороший вопрос. У нас раз в год бывает что-то такое, наподобие вашего "Нашествия". Только если в Раменское приезжает 100 тыс. молодых людей, у нас приезжает где-то полмиллиона. Конечно, есть там и водка, и наркотики. И очень сильно возражала церковь против этих встреч. В этом году церковь была одним из организаторов этого мероприятия. Там работали священники, не только католические, приехали и другие. И как-то казалось, что можно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Еще один вопрос пану Вацлаву. Существовали некие проблемы взаимоотношений с Римской католической церковью на просторах бывшего СССР. На Ваш взгляд, каковы перспективы развития ситуации именно в этом направлении? То есть будут ли продолжаться эти проблемы, или они закончены?
В. РАДЗИВИНОВИЧ В каком смысле? Вы думаете о других республиках или о России?
Н. БОЛТЯНСКАЯ Я говорю о пространстве бывшего Советского Союза.
В. РАДЗИВИНОВИЧ К сожалению, перспективы не очень-то утешительные. Этот странный, с моей точки зрения, конфликт продолжается. Я думаю, в ваших СМИ не было этой информации, но уже третий католический священник не получил российской визы. Только что это случилось. Я имею в виду Станислава Крайнека, это миссионер из Словакии. Он вынужден уехать из России. Я спросил российский МИД, почему случился этот отказ. Даже не ответили, просто уезжает, и все. Значит, конфликт развивается, к сожалению.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Ситуация с неполучением виз религиозными деятелями для России... не так давно прошла информация о Далай-ламе, который не попадает в Калмыкию. На Ваш взгляд, это отдельные события или они как-то взаимосвязаны?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Что касается Далай-ламы, он буддист. А буддизм, как в России говорят, традиционная религия...
Н. БОЛТЯНСКАЯ Государственная религия в Калмыкии.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Государственная в Калмыкии, его пригласил Кирсан Илюмжинов. Но видно, что в этом случае это решение с оглядкой на Китай, который выступает против Далай-ламы, и правительство Тибета в изгнании. И даже такая мотивировка, что в Здараяму хотели приехать члены этого правительства, что Китаю не может нравиться.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Таня из Екатеринбурга задает вопрос. "Насколько "карьера" католического священника популярна сегодня среди польской молодежи?"
В. РАДЗИВИНОВИЧ Очень была популярна, когда Карол Войтыла стал Папой. Очень была популярна во времена военного положения. Сейчас, после коллапса коммунизма уже не так много молодых людей видит для себя эту дорогу, как свою жизнь.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Еще один вопрос в связи с проблемами во взаимоотношениях церкви и общества. Вопрос на пейджер. "Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, какое общество было ближе к христианским идеалам, социалистическое 60-80-х годов или современное, с разгулом бандитизма, всеобщим падением нравов и всеобщим поклонением золотому тельцу?" Вопрос от Николая.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Философский вопрос. Очень сложно на это ответить. Я понимаю подоплеку этого вопроса. Но все-таки думаю, что общество 60-х годов, которое, может быть, Вы вспоминаете так хорошо, не было таким идеальным.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Особенно соцлагери.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Не было, может быть, золотого тельца, но человек человеку тоже был волком, и не было так замечательно.
СЛУШАТЕЛЬ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ Я в первой половине передачи задавал вопрос. Ваш собеседник сказал, что нельзя сравнивать понтифика с сегодняшним руководством Русской православной церкви. Но почему же нельзя? Ведь понтифик покаялся за свои деяния, как он считал, неправедные, в предыдущие годы. Но ведь руководство, иерархия Русской православной церкви даже ни слова не сказали о том, как они сотрудничали с этой безбожной властью. И не только что не покаялись, но и продолжают свои действия, направленные против, я считаю, их паствы. Они даже не могут поддержать требование большинства населения о выносе с Красной площади тела Ленина.
В. РАДЗИВИНОВИЧ Я не сказал, что нельзя сравнивать. Я просто обратил Ваше внимание на то, что положение было совершенно другое. А то, что Вы говорите, конечно, на их совести, это не только их совесть и нравственность, это, можно сказать, их профессиональный, фирменный стиль. Но пускай они сами это решают. В одном я хочу с Вами сразу согласиться. Есть такое, что "покойников похороните", как говорится в святом завете.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Пусть мертвые хоронят своих мертвецов"?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Нет, то, что надо хоронить покойников. И это так и есть.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Юрий Николаевич задает вопрос. "Какова, на Ваш взгляд, причина негативного отношения к католицизму у синода Русской православной церкви?"
В. РАДЗИВИНОВИЧ О... Это очень сложный вопрос. И ответ...
Н. БОЛТЯНСКАЯ Неоднозначный?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Нет, одной фразой я Вам не отвечу. Это странно. Потому что, если посчитать, сколько людей принимают участие в религиозной жизни, и спросить с этой точки зрения, какой страной является Россия, ответ будет простой: протестантской. Потому что больше протестантов принимают участие в службах по воскресеньям, чем в службах в церквях. Это точно. И если кто-то сюда приходит с миссионерской миссией и делает это успешно, это делают протестанты. Я не против. Они дают людям выбор. Я против того, чтобы говорить "каноническая территория православной церкви". Это феодальные понятия. Человек имеет право на выбор. И если люди выбирают протестантов, пожалуйста. Но, с точки зрения маркетинга, конкурентом православной церкви являются протестантские религии, протестантские костелы, а не католические. Очень мало примеров, чтобы православные русские люди принимали католичество. Это на пальцах одной руки можно посчитать. Так почему раздражает католическая церковь, почему она является главным врагом? Я думаю, что просто она является конкурентом, не в смысле борьбы за паству, но это такие же, похожие мужики, одетые в похожую одежду, и у них есть структура, иерархия, такая же самая. И протестантские священники не могут быть партнером для власти здесь, в России, потому что власть любит таких людей, достойно одетых. Но те же элегантные католические священники пожалуйста. Я боюсь, что есть такое опасение, что это может быть конкурент в смысле контактов с властью.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Внешних и внутренних контактов с властью?
В. РАДЗИВИНОВИЧ Да, конечно, что это так может быть.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Вацлав Радзивинович собственный корреспондент польской газеты "Выборча".