Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Ирина Петровская - Особое мнение - 2002-06-17

17.06.2002

17 июня 2002 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Ирина Петровская, телекритик.

Ведущий эфира Матвей Ганапольский, Алексей Венедиктов.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Добрый день! У нас в гостях сегодня Ирина Петровская, добрый вечер!

И. ПЕТРОВСКАЯ Добрый вечер!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Здесь же в качестве гостя мало знакомый вам Алексей Венедиктов, добрый вечер, известный телекомментатор, никогда не знали!

И. ПЕТРОВСКАЯ Так вот как он выглядит!

А. ВЕНЕДИКТОВ Я зритель, Матвей.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, прошу прощения. Ну и начнем, пожалуй, с анализа телепрограмм. Напомню наш пейджер 974-22-22 для "Эха Москвы" для ваших вопросов. Ира, вам слово. Что было интересного?

И. ПЕТРОВСКАЯ Я должна сказать, что на меня наибольшее впечатление в конце этой недели, потому что мы чуть шире смотрим, уикенд, да, на меня произвела, конечно, "Свобода слова", где бузил Жириновский. Это было что-то несусветное, на мой взгляд, со времен 1995 года, когда он плескал, вместе с Немцовым они плескались

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, это было в прямой передаче, потому что я видел кусочек в "Намедни"?

И. ПЕТРОВСКАЯ Это было, т.е. фактически, если говорить о второй половине программы, а может, и раньше, то Жириновский фактически сорвал программу, если говорить о содержательной части, потому что по части зрелища все удалось, конечно. И, в общем, это действительно большой подарок, наверное, хотя если бы я была ведущей этой программы, я бы умерла, наверное. Но, наверное, это большой подарок, когда такое происходит, некое, яркое зрелище, будь то скандал, буча или что угодно. Но мне кажется, что в целом программа пострадала.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Савик в Афганистане видел то же самое, только с применением автоматического оружия, поэтому ему легко должно быть

И. ПЕТРОВСКАЯ Я должна сказать, что Савик, я опять же ставлю на его место себя, понимаю, как это сложно, но Савик, конечно, в начале растерялся. А потом он разозлился. И вот это, мне кажется, не помогло ему в этой ситуации выйти так, как можно было бы выйти. Ведь он, вот вы не видели, а в то время, как Жириновский кричал как, извините, зарезанный

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Говорится кричал как резаный.

И. ПЕТРОВСКАЯ Да, так в это время Савик пытался еще перекричать с криком: "Нет, вы замолчите! Здесь я хозяин, я только имею право сказать молчите!" И когда уже Жириновский что-то совсем уже несусветное понес, что-то вы как коммунисты, они тоже нас загнали в ГУЛАГ, и тут Савик очень искренне сказал да ну вас к черту! И так сам себя схватил за язык. Но, мы уже с Алексеем успели это обсудить коротко, что наверное, там же сидела Любовь Слиска, как бы коллега, и она старше по рангу, она первый вице-спикер, а он второй. И можно было бы, наверное, апеллировать к ней, сказать, уймите своего подчиненного или выведите его.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Но там просто была горячая ситуация. Трудно было сообразить.

И. ПЕТРОВСКАЯ Но для меня еще загадка, что же так его сорвало с катушек. Потому что я так наблюдаю в течение долгого времени этого товарища, я видела, что он очень умеет дозировать эмоции, он знает, когда устроить скандал, а когда выйти из него, замолчать, когда нужно. Что вот тут его прорвало?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте предположим, что неожиданно он узнал, что рейтинг у ЛДПР упал, поэтому нужно было его как-то собрать. Вообще трудно себе это представить.

И. ПЕТРОВСКАЯ Невероятно просто! Такого я давно уже не помню. И наверное, мне кажется, что с этим надо что-то делать. Потому что если ты приходишь на программу, ты политик, не просто человек, а политик, достаточно известный, среди части людей авторитетный, значит, ты принимаешь правила игры. Если ты намеренно их срываешь и орешь как тот же самый резаный, то, наверное, либо НТВ, канал, должен объявить какой-то бойкот, либо еще какие-то меры, но так это оставлять просто нельзя.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А где же шоу-мены? Ему объявишь бойкот, а кто же придет, кто весело сделает? И давайте себя не обманывать его ведь со смыслом берут.

И. ПЕТРОВСКАЯ Безусловно, как и Шандыбина, о котором я тоже имела удовольствие высказываться, берут со смыслом, потому что это, считай, полдела сделано, если не все дело, как в случае с последней "Свободой слова", когда уже больше ничего никому не надо было делать, говорить. Хотя тема-то серьезная была обсуждали национальное достоинство в связи с нашим поражением в футболе.

А. ВЕНЕДИКТОВ Это серьезная проблема для журналистов, которые занимаются политикой. Скажем, вот сегодня, когда у нас была тема приватизации памятников культуры, когда мы ее обсуждали с Шишловым и с Москвиным-Тархановым, они сказали что же ты не позвал Шандыбина? Было бы веселее, а то мы тут серьезно говорим про творческие инициативы. Я говорю знаете, я еще по этому поводу сделаю шоу, но сейчас мне хотелось бы немного со смыслом разобраться. И это действительно проблема, я не имею в виду этот случай, когда политическое обсуждение происходит всегда на грани шоу, это же должно смотреться, слушаться. Действительно есть 2-3-4 шоу-мена, которые полностью закрывают смысл, но держат форму. Это г-н Шандыбин, Жириновский, в частности. И здесь выбор всегда между составляющей скучной, никакой. Вот не будь их в ГД, вообще бы никто ГД не показывал! И вот этого шоу. Это проблема для журналистов.

И. ПЕТРОВСКАЯ Когда я вела "Пресс-клуб", например, у меня тоже приходили, как правило, политики, и часто бывали люди, что мы называем, скучные. И вдруг начиналось какое-то оживление, начинался легкий скандал, и режиссер мне всегда кричал помолчи, посиди чуть-чуть, пусть чуть сцепятся. Зрелище!

А. ВЕНЕДИКТОВ Знаешь, а это нужен другой профессионализм. Мы привыкли, я себя включаю в это число, привыкли к легкости в обсуждении политических проблем, к форме, видимости, и поэтому нам нужны такие люди. Мы, я имею в виду, и зрители, и слушатели, которым это надо, и журналисты, которые это делают. Очень легко позвать Жириновского, Шандыбина, сделать хорошую передачу. Поди, сделай хорошую передачу с заместителем председателя комитета по бюджету, который говорит вещи, отражающиеся на твоем кармане!

И. ПЕТРОВСКАЯ К слову, вчера была у Познера передача, целиком посвященная здравоохранению, был министр здравоохранения, очень важные вещи обсуждали. Но я знаю, что есть люди, которые довольно быстро ушли с этого обсуждения. Мы уже отучили, к сожалению, многих наших зрителей и слушателей всерьез воспринимать разговоры, важные и полезные. Потому что здоровье, это понятно, не фунт изюма.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Все-таки министр здравоохранения, который вчера был у Познера, был очень яркий человек. Он очень артистичен был в своем, другое дело, что он говорил, с этим можно спорить. Продолжим после новостей.

НОВОСТИ.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ У нас в гостях два телеаналитика. Один на ставке это Ирина Петровская, и другой по совместительству это Алексей Венедиктов.

А. ВЕНЕДИКТОВ Конкуренты прямые. Кстати, не знаю, как выдерживает Ира, а у меня с того момента, как Женя вышел со своей программой, у меня возникло 4 программы как минимум, которые я должен смотреть в субботу-воскресенье. В общем, это производит на мое здоровье неизгладимый отпечаток.

И. ПЕТРОВСКАЯ Аналогичный случай.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ирина, мы можем возвратиться в связи с этой выходкой, поступком. Ну, по Сеньке шапка если Жириновского пригласили, естественно, надо просчитывать алгоритм его поведения, он может быть и такой.

И. ПЕТРОВСКАЯ Да вроде бы уже просчитали. Вроде был он стал себя вести, т.е. во всяком случае, он знал, когда остановиться.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я сейчас о другом. Мне не хотелось бы, чтобы мы Жириновскому, самому факту его поведения, ну, он поступил так и так, Савик как он считал нужным. Я бы хотел, чтобы мы коснулись другого и поговорили, помнишь, та самая главная тема, которая лично меня интересует в ТВ, в итоговых программах: насколько итоговые программы действительно итоговые? Насколько адекватно замысел их авторов сделать панораму новостей и подать ее тебе с результатом, совпадает он или нет? Вот что для тебя на этой неделе было интересно?

И. ПЕТРОВСКАЯ Для меня итоговые, по-прежнему, "Намедни", потому что они широки, там очень широкий охват от политики до выхода книжки в свет потомка украинцев, который живет в США, съездил на Украину и написал неожиданно бестселлер, которым сейчас зачитывается Америка. Это событие, которое, если бы не "Намедни", то просто мы бы никогда не услышали. В то же время, на мой взгляд, в "Намедни" очень интересно отработали тему российско-белорусского союза, то, что было главным на этой неделе, одно из главных событий, когда Путин очень резко говорил об этом союзе. Потом, праздник 12 июня, который очень странный, но как-то все так стыдливо помалкивают, не очень понимают, от чего независимость, от какого года считать Россию рожденной, днем рождения ее какой день. И Ревенко, скажем, в своей программе тоже это все обыграл, но по-другому. Там было 12 июня, и рассказ о государственных символах. Ну, почему бы и нет? Потому что, скажем, после "Намедни", да, пожалуй, Ревенко наиболее обширно, судя по тем событиям, которые замечают. Понятно, что там другой взгляд, там больше чистого официоза, больше уделяется внимания тому, как и что сказал Путин, кто-то из госдеятелей. Там интервью с Касьяновым по поводу бюджета. Но, во всяком случае, главные события, безусловно, отражаются. Это 2 итоговые программы. Остальные, а это у нас "Итоги" и "Времена" - это вариации на тему. Это означает, что совершенно произвольно, очевидно, т.к. программа авторская, то по-авторски, выбираются некоторые события, которые автору кажутся в той или иной мере значительными.

А. ВЕНЕДИКТОВ Ну, "Намедни" тоже авторская. Если Ревенко это хроника недели, только не в хронологическом порядке, а вот все, можно объять необъятное это "Вести недели". Вот все, что мы пропустили, все, что вы не пропустили на неделе, вот вам. И там нет аналитики, это хроника недели. Аналитика только в том, в каком порядке они расставляют, в порядке важности.

И. ПЕТРОВСКАЯ Да, и плюс более расширенные сюжеты.

А. ВЕНЕДИКТОВ "Намедни" - абсолютно авторская программа

И. ПЕТРОВСКАЯ Согласна, но я не об этом. "Итоги" мы сейчас вообще считать не можем, как мне кажется, ни аналитической, ни итоговой программой. Они в поиске

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Простите, я не понимаю, что такое в поиске?

И. ПЕТРОВСКАЯ Формы, в частности, потому что

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Форма, это что? Читающего человека, понятно, я говорю условно, сменяет балалаечник, а поют еще хоры? Вот в чем поиск формы?

И. ПЕТРОВСКАЯ В том числе и это. У Сванидзе в прошлом сезоне были слоны, ослы, медведи в юбочках и девушка танцующая.

А. ВЕНЕДИКТОВ А разве "Намедни" не были в поиске, когда Парфенов сел на эту программу, продолжая доставать то бочонок с медом, то еще что-то? Это тоже поиск, только "Намедни" устоялись теперь, уже человек влился в свою форму.

И. ПЕТРОВСКАЯ Вот это определенный прием, который он использует, что-то для наглядности показывая непосредственно в студии.

А. ВЕНЕДИКТОВ Понятно, что Киселев не может себя повторять и не может повторять никого из них, существующих. Он оказался в состоянии по форме догоняющим. Его выкинули из эфира, и он в течение длительного времени не мог как бы Его держали на старте за ноги. Они бежали, в форме, я имею в виду, а его держали. И вот он теперь должен догонять, имея в виду, что свою форму делать, придумывать колесо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Честно говоря, не могу с этим согласиться. Я считаю, что ему не надо ничего догонять, потому что форма у него была абсолютно чистая. Если только задача его сейчас не стоит как бы найти форму в чистом виде, т.е. что мы понимаем под этим, т.е. еще раз повторяю, какие-то некие украшательства программы, то его программа была аналитичная по своей сути.

И. ПЕТРОВСКАЯ Без сомнения.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И как бы вот этого и жду от его программы.

И. ПЕТРОВСКАЯ И еще в ней была очень важная вещь. Особенно она была важна, такая главная составляющая, еще во времена НТВ, когда были Малашенко, Добродеев там необыкновенно сильные корреспонденты работали. Они делали специально для "Итогов" очень интересные материалы, которых нигде кроме не было. Сейчас там в первую очередь нет этого. Нет материалов как таковых. И есть разговор о том, что представляется автору-ведущему важным на этой неделе, или не обязательно на этой, просто некий разговор. Вот на минувшей неделе, т.е. вчера, там появились в качестве экспертов, например, журналисты. По всем темам были журналисты из разных газет. Очевидно, это опять один из вариантов поисков этой формы. Может быть, он так и будет делать, но тогда Алексей прав, что это будет напоминать немного "Пресс-клуб".

А. ВЕНЕДИКТОВ Я просто хочу сказать, и возразить Матвею опять, а мы зрители

И. ПЕТРОВСКАЯ Ну, я тоже зритель.

А. ВЕНЕДИКТОВ Ты специфический, хронический зритель. Я просто хочу сказать, когда Матвей говорит аналитика, я тоже у Жени всегда искал еще и аналитику. Но ведь ТВ это форма, в том числе. Матвей, нельзя сидеть перед экраном сейчас уже, и монологом И Женя прав абсолютно в том, что он ищет другие формы. Это радио, на радио это можно, а на ТВ нельзя. Тебя перебивают телевизионными средствами, интерактивным голосованием, тебя перебивают чисто телевизионные "Намедни" с разными прибамбасами. Тебя перебивают, там, камеры, куда Ревенко их может послать, и только Ревенко. Тебя перебивает Познер с мостами с Колином Пауэллом. Понимаешь, нельзя сидеть. И Женя ищет. В этом его держали за ноги, пока другие искали. В этом была проблемы другие искали в эфире, и двигались, и развивались, а его держали на старте судебными решениями. Я говорю только об этом.

И. ПЕТРОВСКАЯ Ну, тогда мы будем приветствовать, что он ищет, и будем смотреть с интересом.

А. ВЕНЕДИКТОВ Я приветствую, что он ищет. Другое дело, что результат, думаю, что Женя как опытный человек найдет, соотношение всего. И сам поиск, и то, что Видимо, он прав, надо признаться, я тоже недоумевал, что они выходят летом видимо это полигон в эфире с драйвом зрителя. Да, надо признать, что это полигон в эфире. Значит, будем считать, что старт в сентябре, я так думаю.

И. ПЕТРОВСКАЯ Нет, хорошо, что летом, потому что нам будет, во-первых, что смотреть, обычная практика каналов переходить на повторы, закрывать основные программы выходных, поэтому для меня, как для критика, просто наступает невероятно тяжелая пора, потому что надо будет выискивать жемчужины.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я хотел бы, чтобы ты сегодня, Ира, уделила внимание каналу ТВЦ, чтобы мы не забывали о нем. И, кроме того, РЕН-ТВ с их устоявшимися новостями и аналитикой. Это тебя каким-то образом привлекает? Тебе это интересно?

И. ПЕТРОВСКАЯ Я стараюсь. Дело в том, что сейчас в данный момент у меня есть одна чисто технологическая проблема по субботам-воскресеньям, если иметь в виду аналитические программы выходного дня, я уезжаю за город, где сидит мой ребенок, и там, к сожалению, эта каналы не принимаются. Когда я зимой и в Москве, конечно, я стараюсь

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ ТВЦ ты видишь?

И. ПЕТРОВСКАЯ На этой неделе я ТВЦ не видела.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Но вообще мы рассуждаем, и сегодня у нас будет Попцов в эфире, и я думаю, что так или иначе коснемся в разговоре его канала, потому что мы же не просто будем говорить абстрактно. Мы все время говорим, что там чего-то все не хватает. Или перестало не хватать? Вообще твои впечатления об аналитике? В частности, много спрашивают слушатели о программе "Постскриптум".

А. ВЕНЕДИКТОВ Которой, кстати, на следующей неделе 4 года.

И. ПЕТРОВСКАЯ Давайте так договоримся, что я это посмотрю внимательно на этой неделе, и мы в следующий раз будем уже говорить прицельно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давай, прицельно. Значит, нагружаю тебя: третий канал и РЕН-ТВ. И вот какие-то еще существуют, которые убегают от нашего внимания в силу технических или авторитетных

И. ПЕТРОВСКАЯ Но у них там нет, к сожалению, такой вот воскресно-субботней аналитики, итоговых программ как таковых.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, хотя бы о новостях.

И. ПЕТРОВСКАЯ А о новостях да, можно. Там появляется немало интересного.

А. ВЕНЕДИКТОВ Я бы хотел напомнить, что у нас сегодня был Марат Гельман, назначенный зам. директора ОРТ, который говорил об усилении аналитических программ и о том, что видимо, в сентябре выйдет на ОРТ еще одна аналитическая программа. Итоговая.

И. ПЕТРОВСКАЯ Дай бог, конечно! Было бы что анализировать.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот твой общий вывод об этой неделе?

И. ПЕТРОВСКАЯ Мне кажется, что сегодня все по-прежнему живут под футбольным ажиотажем, если можно так сказать. Поэтому не случайно почти все итоговые программы и начинались, и заканчивались все-таки в той или иной степени, во-первых, футбольными репортажами, во-вторых, попытками разобраться, что же происходило в то воскресенье на Манежной площади. И это главное, определяющее, и, наверное, самое интересное, при всем при том, вот как это было подано, как решено в том же "Намедни". Мне показалось, что это были такие самые живые интересные куски во всех программах.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Т.е. некий баланс между содержанием новостей и их подачей.

И. ПЕТРОВСКАЯ Нет, я имею в виду, что говорили о футболе как об очень важном событии, но еще и пытались это анализировать с точки зрения того, насколько уязвляется национальное достоинство, если по большому счету, ну, игра и есть игра. Да, там огромная роль удачи или неудачи, плохого настроения и т.д., но говорили о том, что это кому-то, наверное, а некоторые даже указывали, кому выгодно, наполнять спортивные события политическим смыслом и в какой степени это вообще вредит и футболу, и политике. Тема была интересная. И попытка Савика, неудавшаяся из-за Жириновского, тоже была интересной именно с этой точки зрения. Анализ того, что происходит и то, с чем мы столкнулись, по сути, в общем, не так давно.

А. ВЕНЕДИКТОВ Я хотел бы рассказать напоследок анекдот по поводу футбола. Анекдот заключается в следующем: господи, когда я просил, чтобы наша сборная играла на чемпионате так же, как сборная Франции и сборная Аргентины, я совсем не это имел в виду! Вот так надо относиться к таким вещам, легче! У нас сегодня день телевидения. Я хотел напомнить, что либо в эту субботу, либо в следующую мы проведем большой круглый стол про телевидение наступающего века, вместе с тобой, Ира, и Ксенией Лариной. Что ждет телевидение, куда оно идет

И. ПЕТРОВСКАЯ Это тоже как в анекдоте: ваши планы на ближайший век? Очень скромные: большую часть времени я проведу в гробу.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот на этой оптимистичной ноте мы и заканчиваем нашу программу!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025