Купить мерч «Эха»:

Виктор Ерофеев - Особое мнение - 2018-12-21

21.12.2018
Виктор Ерофеев - Особое мнение - 2018-12-21 Скачать

О.Пашина

Приветствую всех, кто нас смотрит и слушает, меня зовут Оксана Пашина, это особое мнение писателя Виктора Ерофеева, здравствуйте.

В.Ерофеев

Здравствуйте.

О.Пашина

Про Латвию хочу начать – там рассекретили архивы регионального республиканского КГБ. Как не побоялись они это сделать? Не боятся, что начнется самосуд, раскол в обществе, неразбериха?

В.Ерофеев

Это всегда сложная проблема. Потому что, с одной стороны. Надо рассекретить, с другой стороны действительно общество раскалывается. И есть люди, которые после этого не разговаривают с соседями, которые были связаны с КГБ, или наоборот, даже злорадствуют, что их так рассекретили и это касается не просто мелких соседей, но и самых крупных, то есть, те люди, которые сидят на верхушке власти, тоже могут попасться. Тут нет какого-то окончательного решения, что делать, а что не делать, но мне кажется, что если брать германию то можно как—то по-человечески, как они поступили со «Штази» - в общем, не перерезали друг друга немцы восточные и западные, не убили друг друга, как-то этот вопрос решают.

О.Пашина

То есть, Латвия готова получить такую информацию?

В.Ерофеев

Потихоньку, конечно. Потому что эти балтийские страны все-таки активно европеизируются, а там все-таки система ценностей построена все-таки на каком-то доверии человеку, даже если он совершил какую-то ошибку. Вот у нас на троллейбусах написано «Не сдавай своих», а мне кажется, что Европа специализируется на лозунге «Не сдавай чужих», и это гораздо более серьезное и ответственное дело – не сдавать чужого человека.

О.Пашина

В этой картотеке обнаружились имена известных политиков, музыкантов, публицистов, журналистов и даже митрополита рижского. То есть, общество готово все это принять, простить, как сказал президент, «перевернуть чёрную страницу этой истории».

В.Ерофеев

Тут непонятно. Общество, конечно, расколется. Не думаю, что прямо все возьмут и простят. Думаю, что просто связь с КГБ это все-таки черная метка. Но КГБ умело и ловко клеило людей. Я помню, как в Союзе писателей практически приставали к любому молодому кандидату в члены Союза, чтобы он сотрудничал. Меня тоже дважды таскали. Но поскольку у меня был папа посол, покрупнее их, то, в общем, я на них плевал с горы.

О.Пашина

Ну, вы росли между сталинизмом и Западом. Как удавалось отговориться?

В.Ерофеев

Удавалось просто авторитетом отца - что тут говорить? Тогда человек был вообще беззащитным. Естественно, я себе позволял гораздо больше и будучи школьником, и будучи студентом - безусловно. И при этом еще либерал мама и тайный либерал отец. И все было как-то понятно. Другое дело, что потом, когда с «Метрополем», - да нет, даже раньше, когда уже объявили мою статью идеологической ошибкой журнала, то тут уже папа ничего не мог сделать. Это было уже слишком.

О.Пашина

И тогда уже ничего не предлагали?

В.Ерофеев

Нет, они предлагали дважды.

О.Пашина

Они на чем-то ловили? Или что-то обещали?

В.Ерофеев

Не ловили и не обещали – что мне обещать – я в Париж ездил, а они не ездили. Обещать мне было нечего. Моя первая работа на первом курсе была «Неологизмы Хлебникова». И вдруг позвонил человек, сказал, что он заинтересован - и как-то так замутил, что было непонятно, откуда он. Мы с ним встретились на лавочке на Тверском бульваре. Я его увидел, сразу подумал, что КГБэшник. Он говорит: знаете, такая работа, - а мне 17 лет, мальчишка.

О.Пашина

Вот-вот – романтика, Штирлиц.

В.Ерофеев

Да, - такая работа интересная. Вы не можете объяснить, почему Хлебников писал «свобода приходит нагая»? Я говорю - а вы сами не понимаете? – Нет, не понимаю. - Ну, тогда не интересно и разговаривать. Но они второй раз еще меня дернули за то, что я ходил французский фильм смотреть во французское посольство и в дома французских дипломатов – они тоже показывали всякие фильмы интересные. Но тут я сказал: знаете, если у вас есть какие-то претензии ко мне, поговорите с отцом - лучше я его послушаю. Ну, после этого они пропали навсегда.

Хотя потом этот тип, который спрашивал про Хлебникова, -причем, они почему-то все были с отчествами «Иванович» - об этом говорили все мои друзья – когда они представлялись, они все были «Ивановичи». И вот этот Борис Иванович, он появился потом через какое-то время и почему-то стал просить меня, чтобы я ему помог с сестрой, потому что сестра его где-то в Индии застряла. Ну, я его как-то так пугнул, цыкнул на него. А потом, уже через много лет, я его встретил на улице, он сказал, что его выгнали из Комитета за то, что я участвовал в «Метрополе». Я сказал – ну, молодец.

В.Ерофеев: Балтийские страны все-таки активно европеизируются

О.Пашина

То есть, он неведомо и негласно за вас отвечал.

В.Ерофеев

Да, а я его подвел. Как и многих других.

О.Пашина

В тот же латвийской картотеки не все люди, которые там фигурируют, сотрудничали, они могли находиться в разработке и даже может быть не знали, что их считали перспективными объектами. А отношение будет все равно как к сотрудникам?

В.Ерофеев

Не знаю. Один из моих друзей пробил картотеку - у нас был какой-то момент, - и он сказал, что там на тебя очень были сердиты, у тебя была такая тайная кличка «Воланд». Я сказал – Господи, хоть в одном разобрались.

Но вообще в принципе в то время, когда начался «Метрополь», они не играли самой страшной роли. Самую страшную роль играл как раз московский Союз писателей, кузнецов и Гришин – вот эти люди хотели все перечеркнуть.

О.Пашина

А может они и были сотрудниками?

В.Ерофеев

Они были точно сотрудниками. Но сам Комитет пытался притормозить - там было слишком много знаменитых людей. А эти наоборот. И естественно, потом тот же Кузнецов повышение получил за работу против «Метрополя» и нас с Женей Поповым погнали из Союза один раз, потом второй. В общем, на нас там сделали карьеру тоже.

О.Пашина

В России мы когда-нибудь дождемся открытия подобных архивов, или не стоит сейчас этого делать – мы сейчас к этому не готовы?

В.Ерофеев

Если Россия не развалится после такого силового приема руководства и проведения политики, то тогда, наверное, дождемся. Но она уже прямо в каких-то таких тисках – я имею в виду наша страна.

О.Пашина

Понятно, что сейчас, конечно, нет.

В.Ерофеев

Нет, я имею в виду, что она сама сейчас в таких тисках - сейчас даже не говорим о том, чтобы что-то открыть – она просто все закрывает. Я уже не говорю о том, что этот период стране очень трудно пережить. Все-таки ей не дают дышать, не дают развиваться. Она в каком-то очень трудном состоянии находится. Как будто на нее надели какую-то такую одежду, в которой дышать и жить невозможно.

О.Пашина

Но, так или иначе, думаю, что мы догадываемся, что Церковь была так или иначе связана со спецслужбами, политики, да и крупные деятели искусства, наверное. Да что там – Пушкина вербовал Бенкендорф. Может, наше общество отнесется к этому так же спокойно, как и к Панамским офшорам? Ну да, это данность, мы итак это знали, просто получили документальное подтверждение.

В.Ерофеев:Тема гедонизма,когда человек радуется жизни – это сильный вызов государству, отвратительный системе

В.Ерофеев

Тут надо разделять. Конечно, Церковь играла на два фронта – как сейчас Белоруссия играет на Восток и Запад. И тут нельзя их укорять, потому что они все-таки несли слово божие, а кесарю кесарево все-таки отдавали. Если внимательно читать архивы, связанные с Церковью, то было выделено четыре категории священников.

О.Пашина

Мы буквально на секунду прервемся, а потом продолжим.

РЕКЛАМА

О.Пашина

Мы остановились на взаимоотношениях Церкви и спецслужб.

В.Ерофеев

Ну да, там было четыре категории – по крайней мере, насколько я себе это представляю. Первая категория – это был такой абсолютно наш КГБЭшный деятель, потом был такой как бы полу-наш, как полузащитник, а потом был полу-не наш, полу-чужой и четвертая категория - совсем не наш. Вот с последней категорией они расправлялись, а других - как попутчиков – то приближали, то пугали. А были наши КГБэшные деятели Церкви, которые, конечно, больше верили в свои погоны, чем в Бога. Так что тут по-разному.

Дело в том, что мы вообще с нашим российским максимализмом считаем, что человек должен был - это–такое манихейство русское - или он должен быть белый, или черный. Но в основном люди действительно это 50 оттенков серого, поэтому здесь надо быть очень аккуратным в оценке человека, который попал под каток тоталитаризма или авторитаризма. А поскольку мы сами находимся под этим катком, то очень трудно сказать, где наступает сотрудничество. Ну и вы знаете знаменитые слова Бродского, что «с властью пойдешь, тоже коллаборантом станешь». Так что здесь надо быть аккуратным.

Я бы сказал, что наоборот, тема гедонизма, когда человек радуется жизни, просто получает удовольствие от жизни, от своей внутренней жизни, от своей интеллектуальной жизни, творческой – это очень сильный вызов государству, противный государству, то есть, отвратительный системе. И это больше способствует. Так же, как в конце советской власти концептуальное искусство, которое иронизировало над соцреализмом, разрушало его больше, чем то искусство, которое всерьез ему противостояло.

Поэтому если кто решил противостоять чему-то противному, то лучше – как у французов в 68-м году - были всякие правильные лозунги, среди них был лозунг «Если не можешь помочь революции, занимайся любовью».

О.Пашина

Сейчас в той же Латвии рассекреченные разные деятели говорят: да, я сотрудничал, но я использовал это только во благо – например, писал хорошие характеристики тем, кто хотел уехать за рубеж. И сейчас этот вопрос точно так же стоит: можно ли сотрудничать с властью, которую ты считаешь преступной? Для того чтобы приносить благо другим людям?

В.Ерофеев

Сложный вопрос. И он много раз возникал в жизни. Потому что отец, в общем, был, что называется, все-таки верным сыном Советского Союза. И конечно, либерал, но либерал в семье, но делал какие-то вещи, если вдуматься, чудовищные. Но с другой стороны, например, я еще мальчишкой, поскольку в нашей семье существовал на правах друга Шаура Василий Филимонович, который был важнее даже Фурцевой – он занимался культурой. Вот я честно могу сказать – я чем-то помогал, в основном, музыкантам, в основном авангарду – Денисову, и прочим.

И самый главный случай, когда я кому-то в чем-то помог – это был Аксенов, который в 75-м году рвался в Америку, а его точно не пускали. Я позвонил тогда помощнику Брежнева, Александру Агентову - очень близкому другу моего отца, и сказал ему: Андрей Михайлович, как же так? И он звонил Андропову, отменил решение Андропова, и Аксенов поехал. И написал тогда книжку о путешествии с Бродским через всю Америку «В поисках грустного бэби» и мне в качестве подарка привез перочинный нож американский.

О.Пашина

Но все-таки это ситуация другая – вы не сотрудничали.

В.Ерофеев

Не сотрудничал.

О.Пашина

Помочь людям, пользуясь этим положением? Или не подавать людям руки, или сделать хорошему человеку что-то полезное?

В.Ерофеев

Тут очень трудно найти эту линию.

О.Пашина

А надо ее искать?

В.Ерофеев:Риторика и дискурс должен быть корректным по отношению к своей стране. И соответственно к врагам

В.Ерофеев

Я думаю, что у каждого есть своя линия, начиная даже с «Эха», которое тоже находится в связи с определенным каким-то государственным большим концерном. Конечно, тут надо искать какие-то возможности. Потому что в любой стране, где возникает тоталитаризм, власти стараются прошить всю страну насквозь. И если ты только не самое маленькое место занимаешь в жизни, ты все равно, так или иначе, пропадаешь.

О.Пашина

И будешь вовлечен.

В.Ерофеев

Конечно. Даже своим молчанием, или голосованием, или отсутствием голосования – как угодно ты попадаешь в эту систему. И это очень трудно. Особенно, если ты попадаешь уже в систему абсолютного зла – скажем, фашистской Германии или 37-го года в Советском Союзе – тут вывернуться почти невозможно. Мы знаем историю прекрасных переводчиков, прекрасных писателей, которые доносили друг на друга, уже когда сидели на лубянке или в Питере, - и что? Мы от этого не снижаем к ним любви творческой. Можно сказать – да, он сломался, можно было, конечно, прикинуться сумасшедшим, как у Заболоцкого получилось это, - но это мало кто смог.

О.Пашина

Ну, у нас сейчас не 37-й год, как говорит наш президент. Тем не менее, вопрос о том, нужно ли сотрудничать с властью, если по-другому ты не можешь делать свое дело и помогать тем, кому ты хочешь помочь, он обсуждается.

В.Ерофеев

Да, постоянно. Дело в том, что есть правозащитники, которые должны вступать в контакт с властью, иначе им невозможно работать. Есть оппозиционные политики, непримиримые или примиримые. Единственно, что я здесь не приемлю – хамства оппозиционного. Когда люди говорят хамским языком, они, в общем, сигнализируют о том, что если они придут к власти, они такими же хамами и останутся. Поэтому мне кажется, что риторика и дискурс должен быть корректным по отношению вообще к своей стране. И соответственно, и по отношению к врагам. То есть, это момент уже какой-то корректности

А что касается включения и выключения, то мне кажется, - вот смотрите, наши писатели 19 века - ну, Пушкин волей-неволей был включен в это дело. Лермонтов – нет. Лермонтов наоборот, надерзил, с дочкой царя завел какой-то полуроман, - в общем, это было чудовищно со стороны двора, на него смотрели, как на преступника.

Но в принципе, многие, конечно, шли на какой-=то контакт. Уж не говоря о том, что некоторые и по цензуре работали - как Гончаров. Но были и те, которые никуда не шли, ни на какой контакт, хотя защищали родину в Севастополе – мы говорим о Толстом, но потом его выгнали из Церкви и до сих пор, кстати говоря, этот момент не закрыли. То есть, вообще до сих пор не реабилитировали.

Достоевский тоже интересно – он прошел через каторгу как радикал, а потом в коцне жизни стал консерватором и общался с очень консервативными людьми. Но когда его спросили, прямо под конец жизни – вот если бы в соседней квартире у вас было бы революционное собрание, вы бы донесли? И он сказал: никогда.

То есть, тут очень сложные моменты. Был у меня как-то момент разговора на одной из радиостанций вольных, и кто-то мне стал говорить, что вот, Пушкин какой был нехороший, сотрудничал с царем. Ну, что можно сказать? Думаю, что его творчество, даже одно стихотворение, важнее, чем все его сотрудничество. Хотя я даже и не думаю, что это было сотрудничество – это был способ выживания.

Поэтому войти в этот дремучий лес и вдруг превратить его в какой-то парк культуры и отдыха, невозможно. И это не три сосны, запутаться очень сложно. Потому что эти люди – особенно у нас – они уже генетические профессионалы вербовать, пугать, руки выкручивать и одновременно покупать, одновременно чем-то прельщать. Так что здесь, конечно, многие головы летят в смысле морального осуждения прямо в корзину под гильотиной.

О.Пашина

Хочу сказать о безупречном человеке - об Илье Пономареве. Сегодня была совершенно безобразная история с тем, как его отпустили. После того, как о нем говорили с Путиным, и в СПЧ, и на пресс-конференции, - вот такой демарш. Это демарша, это демонстрация? И демонстрация чего?

В.Ерофеев

Ну, это демонстрация того, что конечно, режим приближается к известному германскому аналогу. И, в общем, врага надо презирать и плевать ему в лицо – я имею в виду так поступают власти. И потом, разговор с властью, и с высшей властью, не значит, что власть что-то услышит. Потому что от сержанта милиции до высшей власти, в общем, идет одна и та же силовая линия. Другое дело, что сержант будет за свое сержанство держаться всю жизнь.

О.Пашина

Сделаем небольшой перерыв и затем продолжим.

НОВОСТИ

О.Пашина

Это «Особое мнение» писателя Виктора Ерофеева. Пока у нас был перерыв, слушатели пришли к выводу, что Пушкину можно сотрудничать с Бенкендорфом, а остальным нельзя. Потому что есть такая вещь, как репутация. Или это уже не имеет значения?

В.Ерофеев

Ну, не знаю. Смотрите, - многие фонды, которые критикуют власть, они с другой стороны каким-то образом связаны с властью. И мне кажется – если не ошибусь, если ошибусь, вы меня поправьте - и у Пономарева был какой-то грант, который был связан с президентским направлением. Получалась, конечно, несколько странная штука - то есть, ты получал президентский грант и отправлялся критиковать от президента до полицейского.

Но с другой стороны, - правильно. Я считаю, что это правильно – бери грант и критикуй. И конечно, я с большим почтением, большим уважением отношусь к Пономареву. Хотя, конечно, у нас разные дороги – мы с ним спорили, и не раз, и довольно жёстко – помню, в Италии был такой спор. Потому что я говорил примерно то, что люди думают про Пушкина, и, будучи не Пушкиным, у меня есть какая-то возможность ходить не только в сторону зайчиков, а смотреть и то, как живут другие. Потому что даже по праву рождения или по не праву рождения я, так или иначе, связан с теми, кто правил и правит. Но, тем не менее, естественно совершенно, что когда ты близок, да еще с детства, то степень такого сначала разочарования, а потом возмущения, она гораздо выше даже. Потому что ты как бы видишь это все изнутри и все эти эманации власти тебе доступны.

В.Ерофеев:У нас нет аналитического мышления, нам никто его не привил с начала развития российской государственности

Но потом уже начинается другая история - начинается история слабости вообще человеческой души. Это уже тема довольно странная – когда ты понимаешь, что человек не выдерживает власть, не выдерживает свое собственное тщеславие, не выдерживает какие-то контроли и какие-то саомиронические мотивы по отношению к своей индивидуальности, своей агрессии. И ты понимаешь, что либерал замечателен в политическом ключе, но если ты включаешь в себя знания о человеке, то тут надо, конечно. Понимать, что либерализмом не отделаешься. А чем тогда? Ну, понятно. Политически все равно надо идти в сторону демократизации, и так далее. А как сдерживать человека, где осваивать его агрессию и уничтожать это – это очень тонкий вопрос, на который мало кто может ответить.

О.Пашина

Путин сказал – правда, не на пресс-конференции, а гораздо раньше, и, кстати, по поводу Пономарева: «Вы что, хотите, как в Париже»? А что там в Париже? Там все так ужасно, как нам рассказывает президент, или все так хорошо, как нам рассказывает либеральная общественность - что там люди, которые отстаивают свои права, которые возмущены, и где глава государства говорит «мне единство нации дороже, чем ваши налоги».

В.Ерофеев

Понимаете, они живут все равно в том измерении, которое нам очень редко доступно.

О.Пашина

То есть, нам это вообще не понять?

В.Ерофеев

Их можно понять, но для этого все-таки там надо пожить и пообщаться. Я, например, когда наши журналисты там как-то очень резко говорят о левом береге политики западной, я не понимаю. Потому что когда я приезжаю на запад и живу там, то я тоже становлюсь гораздо левее, чем хотелось бы. Потому что есть какая-то правда и в этом крыле. И есть правда и в этом радикализме. Насколько я – а я довольно неплохо знаю французов, дружу с ними, да и мне французы, как вы знаете, и ордена надавали – я могу сказать, что я абсолютно понимаю систему этого бунта. Этот парижский бунт он совершенно не бессмысленный, это люди, которые доведены до предела – они так выражают себя и они так побеждают в этом.

Ну да, грабить магазины это безобразие, и сжигать машины частные тоже безобразие, - да. Но тут мы опять вспомним человеческую природу. А так, в принципе, если говорить о социальном значении этого бунта, то это продолжение той революции 68-го года.

В.Ерофеев:С Украиной большая вероятность войны. И Запад тут уже будет доведен до предела

О.Пашина

А почему мы так не можем? Вот у нас была пенсионная реформа, которая затронула всех. Все были недовольны, кто-то выходил на улицы. И все это ушло в никуда.

В.Ерофеев

Дело в том, что у нас очень плохо развита аксиология. Аксиология – это история о ценностях. И мы запутываемся. Мы не прочистили свою систему ценностей, поэтому делаем первый шаг в правильном направлении, а потом нас куда-то относит. Нам кажется, с одной стороны, что мы можем требовать у государства, а с другой стороны русский человек понимает, что государство требует это от тебя, и ты должен это выполнять. То есть, кто мы - слуги государства, или хозяева государства? - тут все совершенно запутано. Вроде по Конституции нам дают возможность чувствовать себя хозяевами государства, а с другой стороны поведение начальства говорит о том, что мы рабы и слуги.

И представляете себе, если у человека не сильно развит понятийный аппарат и вообще у нас плохо с анализами - я имею в виду анализ не физиологический, а интеллектуальный. И он начинает сразу запутываться. То есть, тебя в армию призывают, предлагают погибнуть, и ты даешь присягу, - то есть, ты служишь. Почему же тогда в другом случае ты не можешь от государства чего-то требовать? Ты абсолютно запутан - это не выяснено, и государство не хочет это распутывать.

И либералы не ставят эту проблему, потому что они постоянно путаются в оценке своего собственного народа – хороший народ? бунтарь? Оккупированный, или это бараны? И вообще ничего не решают? И поэтому до выборов все борются за народ, потому что он оккупированный, а после выборов все говорят о том, что это бараны. И опять так, и опять так. Понимаете, все каждый раз идет с нуля. И мне кажется, что вот этой настоящей серьезной политической мысли не вырабатывается.

В то время как ты приходишь в Париже в книжный магазин, и там по политической культуре стоят ряды полок – ты можешь взять и читать – это и 19 век, и 20-й, и нынешний.

О.Пашина

Ну, мы и здесь можем все читать – не на полке, так в интернете найти.

В.Ерофеев

Можем. Но не читаем.

О.Пашина

Не хотим.

В.Ерофеев

Дело в том, что у нас нет аналитического мышления, нам никто его не привил с начала развития российской государственности. У нас просто нет аналитики. Мы же сказочный народ, мы больше сказки любим, в Колобка верим.

О.Пашина

Ну и при этом в России максимума за последние 10 лет достигла ностальгия по СССР. Причем, ностальгируют все – и старшее поколение. Ну, хорошо, для младшего это сказки про Колобка и счастливую жизнь, справедливость. А старшее поколение, почему засобиралось обратно?

В.Ерофеев

В общем, слабые мозги – ну, что тут говорить? Слабые мозги, отсутствие представления о свободе. Наверное, вы знаете – у меня первая жена была замечательная, полька. Я из СССР в Польшу все время ездил туда-сюда. И мне казалось, что понимание того, что такое свобода, здесь у 5%, а 95% ни хрена не понимают. А переезжаешь маленькую вонючую речку Буг - и получается, что там 5% ни хрена не понимают, а 95% все понимают. Я имею в виду только свободу, только про свободу, чем она отличается от несвободы, или чем она отличается от вольности или еще чего-то. У нас это вообще – просто люди терялись и не знали.

То же самое осталось. Если тебе не дорога и ничего не значит свобода, то тогда да - Советский Союз это такое стабильное болото, - я имею в виду брежневский СССР. Брежнев и сам был такой дедушка Перестройки, если не говорить о его военных ошибках. И он... мне рассказывали, что в Ялте ему девушек заворачивали и возили в коврах. Ну, вот это такой образ – знаете, как блинчики такие с мясом получались. Ну вот. Это и есть. Ну как же – это красиво, замечательно.

О.Пашина

А разве наше время сейчас не похоже на брежневское? Ну, в ковры не заворачивают, но президент говорит, что когда-нибудь, как честный человек, он женится – непонятно только, на ком.

В.Ерофеев

Ну, слово разведчика это, конечно, мифическое слово.

О.Пашина

И обещать жениться не значит жениться.

В.Ерофеев

Нет, вообще разведчик женат на собственной легенде и больше ни на ком. И здесь получается вот, что – действительно, в какой-то степени брежневское время было более спокойное. Потому что, в общем, не было ощущения того, что надо выстраивать заново борьбу за мир. Сейчас есть такое ощущение, что в принципе, нужно поднимать такое большое международное движение борьбы за мир против ядерной войны, и так далее.

Хотя я понимаю, что если тут поднимешь такое движение, тебе голову открутят довольно быстро. Потому что совершенно ясно, куда ты упрешься с этим движением за мир.

Но тут же есть просто высокая степень возможности большой войны. В то время как - ну, понимаете, там не было свободы, но я делал «Метрополь», был Воландом, - все как полагается. Но не было такого момента, что «завтра будет большая война» - с Америкой, например. Сейчас неосторожное какое-то движение может привести к непредсказуемому…

О.Пашина

Думаете, возможна война с Америкой? Уж скорее с Украиной – за защиту прав верующих УПЦ Московского патриархата, которых сейчас там будут притеснять, гнать.

В.Ерофеев

Украиной не ограничится. С Украиной большая вероятность войны. И Запад тоже тут уже будет доведен до предела. Естественно, он не ввяжется в эту войну, но он не простит этой войны. И тогда начнется уже просто лоб в лоб конфронтация. Нет, мы можем тут просто действительно молиться – тут другого слова нет - молиться просто, чтобы этот блеф, это безумие, эта вера в какие-то теперь уже – это не связано с мракобесием, - в суеверия, сказки, - чтобы они не восторжествовали над здравым смыслом.

Потому что все-таки призыв «пойти в рай», да еще в раю там кто будет главный? Опять же, он? Куда же такой рай?

О.Пашина

Вчера президент сказал: «вы что хотите, повеситься? А я не хочу. Давайте сначала вы». Думаю, что и про рай он так же скажет: знаете, я в рай тоже пока не хочу - давайте сначала вы.

В.Ерофеев

Ну так разведчик. И все уже зависит от степени доверия к аудитории. Это уже другой вопрос – не будем обсуждать кодов разведчика. Потому что это интересно. И действительно, и Путин сам по себе интересный персонаж для литературы. Но я хочу сказать другое. Я хочу сказать, что сейчас – и это действительно очень важно понять, что мы находимся, безусловно, на грани войны. Безусловно. И с этим надо как-то разбираться.

О.Пашина

Это «Особое мнение» писателя Виктора Ерофеева. Всего вам доброго, спасибо и до свидания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024