Андрей Кураев - Особое мнение - 2018-09-24
О.Бычкова
―
Добрый вечер, добрый день, это программа «Особое мнение», у микрофона Ольга Бычкова, с особым мнением сегодня у нас дьякон Андрей Кураев. Добрый вечер.
А.Кураев
―
Добрый вечер.
О.Бычкова
―
Давайте мы начнем прямо с вот такой вот, внутрироссийской политики. Я знаю, что вы следите за этой темой, имеете свое отношение к этому вопросу, потому что видела ваш ЖЖ – там перепост какого-то социолога с каким-то незнакомым мне ником про недостатки плебисцитарной демократии, вот, на примере этих вторых туров выборов, которые мы сейчас все наблюдали с большим изумлением. Вас удивляет всё это?
А.Кураев
―
Нет, ну, во-первых, я должен сказать, что вечер не очень добрый и никогда в жизни я не ненавидел так «Эхо Москвы», как сегодня. Потому что ради нашего с вами свидания мне пришлось в этих экстремальных условиях под проливным дождем осенним, холодным, порывистым ветром...
О.Бычкова
―
Мы очень высоко ценим этот подвиг.
А.Кураев
―
Мой двухколесный друг, в общем, да... (НЕРАЗБОРЧИВО)
О.Бычкова
―
Нет, вы понимаете, я должна объяснить. Я тогда уже объясню, раз вы сказали об этом. Я объясню нашим зрителям и слушателям, что Андрей Кураев приехал сюда не просто под дождем проливным, который сегодня заливает Москву (просто заливает, это абсолютный потоп), но он приехал сюда как обычно на своем мотоцикле. И поэтому это просто представить себе вообще такое совершенно невозможно.
А.Кураев
―
Так.
О.Бычкова
―
Да.
А.Кураев
―
Ну да. Что касается выборов. Знаете, самое замечательное, что в этом втором туре в некоторых областях есть – это то, что во втором туре явка избирателей в 2 раза зачастую выше, чем в первом. Это означает, что люди поверили в то, что от них что-то может зависеть и они могут не только в пьяном виде на кухне говорить свое истинное отношение к власти, да?Плохо что? Плохо то, что им всё равно, за кого, кому отдать свои голоса. То есть голосование, на самом деле, проходит в режиме против всех и не важно, какую фамилию носит этот самый «против всех». Главное – не тот единоросс, который надоел за предыдущие бесконечные годы своего правления в регионе.
О.Бычкова
―
Так там либо единоросс, либо неизвестно кто.
А.Кураев
―
Вот, я поэтому и говорю, что это не знак симпатии к коммунистам или к жириновцам, это скорее такой сигнал власти «Достали. Кто угодно, любой черт, кроме вас».Конечно, это крайне опасная позиция, а кроме того циничные политтехнологи кремлевские – они специально это и готовят с тем, чтобы любые конкуренты, которые есть у их кандидатов, выглядели бы как, вот, нечто совершенно несуразное.
Более того, я даже не исключаю, что, может быть, этим регионам как раз Центр организует веселую жизнь в ближайшие годы, чтобы на примере их руинирования всем остальным сказать «Ну вот видите, что бывает, когда вы не вместе со всей страной шагаете, не в ногу?»
Но тем не менее, все-таки, замер общественных настроений – он достаточно ясный, он совсем не такой радужный, как говорит официоз.
О.Бычкова
―
Да. Но что из этого должно последовать?
А.Кураев
―
А с чьей точки зрения?
О.Бычкова
―
Ну, например, с нашей с вами как граждан. А, может быть, с точки зрения условного мифологического Кремля.
А.Кураев
―
Нет, ну, конечно, отсюда должен следовать банальный призыв «Граждане, исполняйте свой гражданский долг, будьте последовательны. И всё равно в самой безнадежной ситуации, все-таки, ходите на выборы». Да, наверное, это надлежит в этой ситуации сказать.
О.Бычкова
―
«Ходите на выборы, даже если вам приходится выбирать неизвестно кого из неизвестно чего».А.Кураев: Главное препятствие на пути украинской Автокефалии сегодня не Патриарх Кирилл, а Патриарх Филарет
А.Кураев
―
Вы знаете, история показывает очень такую, странную вещь, что иногда, действительно, бабочка ломает хребет не то, что верблюду, но и льву. И режимы, которые казались вчера железобетонными, не шатаемыми, вдруг совершенно непонятно, из-за какой-то ерунды, казалось бы, вдруг сразу рушатся, потому что внутри, на самом деле, опоры уже нет. Какой-то экзоскелет в виде там космонавтов с дубинками – он это держал, а внутренней опоры совершенно нет. Поэтому, на самом деле, любой какой-то более-менее массовый политический движ в стране может иметь непредсказуемые последствия. Проблема в том, что это понимаем не только мы с вами, но и власть, и поэтому она против любых движений.
О.Бычкова
―
Но, с другой стороны, она пока не показывает какого-то большого хитроумия. Всё, что вот сейчас, например, нам может сказать власть, что «Да-да-да. Это не то, что мы тут вот так вот облажались, а просто так всё с самого начала и было задумано. Да, это хитрый коварный план».
А.Кураев
―
Ну, дело в том, что какое нужно хитроумие, если у них в запасе все телевизионные каналы? Они считают, что они владеют умами в стране. До некоторой степени, в значительной степени так оно и есть. Вот. И поэтому что тут хитрого-то нужно?
О.Бычкова
―
М.
А.Кураев
―
Особо ничего.
О.Бычкова
―
Ну да.
А.Кураев
―
Вот. А плюс к этому уровень зарплаты и жизни в стране занижен настолько, что даже для того, чтобы малость поднять его, ну, особо больших усилий не требуется.
О.Бычкова
―
Да, это правда. Вот, коротко хочу вас спросить, чтобы потом перейти к другой теме более подробно. Государственная Дума ускоряет всячески изо всех сил просто рассмотрение этого законопроекта о повышении пенсионного возраста, прямо каждый день там новое чтение практически запланировано и всё очень быстро. Вот, почему тут-то никто не слушает людей? Это ж прямо буквально рыть себе, не знаю, ну, не могилу, наверное, но политическую могилу, да.
А.Кураев
―
Ну, во-первых, я так понимаю, что, действительно, у государства просто, действительно, маловато средств на это, да?
О.Бычкова
―
Да как-то разные мнения есть на этот счет.
А.Кураев
―
Ясно, что у них есть более приоритетные проекты, очень для них чем-то интересные, там где и попилить легче можно и так далее. Но поэтому им очень не хочется озадачивать себя какой бы то ни было социалкой. И в этом смысле это тренд всех путинских лет, а, впрочем, еще и ельцинских: вот, избавиться от социального наследия Советского Союза.Вот это для них интересно. И, как бы, вот в том сегменте своих расходов, которые (НЕРАЗБОРЧИВО) ну, не для меня, а для того, чтоб меня не зарезали... То есть это, вообще-то, на самом деле, с их точки зрения расходы на Пенсионный фонд – это обеспечение... То же самое, что расходы на Росгвардию. То есть обеспечение некоей минимальной своей безопасности. Но всё равно не очень хочется: лучше Росгвардии отдать. То есть внутри этой статьи большой перераспределяются вот так вот для них средства.
О.Бычкова
―
То есть это просто Росгвардия в любом случае эффективна? Вот, как...
А.Кураев
―
Ну, им кажется, что да. Да.
О.Бычкова
―
Как доброе слово и пистолет (приблизительно).
А.Кураев
―
Да, да, да.
О.Бычкова
―
Приблизительно в этом же списке.
А.Кураев
―
А в остальном я могу только банальности повторить, одна из которых, на самом деле, как бы, мне государство ничего не должно в отношении пенсии как таковой, да? То есть я сам всю жизнь откладывал. Это мои деньги, которые я временно, вот, в данный момент переложил, доверил, отчисляя с зарплаты и доходов.
О.Бычкова
―
То есть вы озаботились лично этим вопросом.
А.Кураев
―
Да. Почему эти деньги кто-то должен конфисковывать, урезать или на ходу менять договор? В общем, конечно, это разбой.То есть если бы была бы норвежская система, что, скажем, государство говорит, что от доходов, которые государственные компании получают от продажи общенационального достояния, мы сформируем фонд национального достояния, в том числе Пенсионный фонд, и оттуда мы вам, гражданам, даем. Или как в Кувейте что-то там выплачивается. В конце концов, бесплатный газ в Туркменистане или еще что-то, да? То там это было бы понятно (эта логика), что вот государство – мать, вот его сиська и вот на пенсии вы туда припадете, да?
И вдруг эта мамка говорит «Знаете, детишки, вот у меня сейчас проблемы. Я чуть-чуть приболела, поэтому подожди немножко. Сиська всё равно твоя, но чуть попозже». Да? Это можно было бы понять. Но в нашей модели получается...
Знаете, вот есть такой замечательный фильм «Последний отпуск», американский фильм, где одна замечательная милая толстая американка, афронегритянка узнает диагноз, что у нее рак и осталось ей жить буквально месяца полтора. Она бедная женщина, работает кассиршей в каком-то супермаркете и она решает последний месяц своей жизни (врач уже четко поставил ей приговор) провести красиво. Ей попадается на глаза рекламный буклет, вот, Карловы Вары. Это жутко далеко для американцев от Луизианы, да?
О.Бычкова
―
Да, это другая планета, конечно.
А.Кураев
―
Жутко далеко, да. Вот такой вот супер-отель есть, вот, надо полететь туда. И что она делает? Она идет и требует у какого-то Пенсионного фонда, к которому она приписана, «Дайте мне все деньги, которые я вам перечислила». И они ей дают. На эти деньги она первым классом летит, вот, в Карловы Вары, снимает суперлюкс. Ну, дальше уже начинается скорее комедийный сюжет, трагедия переходит в комедию. Замечательный, действительно, фильм.Но вот сама по себе такая возможность – она жутко интересна. В принципе, у нас то же самое должно было быть: «Дайте мне эти деньги или хотя бы завещайте их моим детям. Передайте их моим детям, если я умер до того момента, как пришла пора мне... Пока я, вот, от вас получать то, что я вам уже передал». Этого нет. Поэтому, вот, в нынешней ситуации это иначе как грабеж назвать нельзя.
О.Бычкова
―
Давайте мы сейчас сделаем очень небольшую паузу. Я напомню, что это программа «Особое мнение», Андрей Кураев у нас в студии. Мы, конечно, сейчас после очень маленького перерыва, мы, конечно, обратимся сейчас к главному вопросу, по которому нужно именно спрашивать Андрея Кураева: это всё, что происходит между Константинополем, Россией и Украиной. Сейчас вернемся.РЕКЛАМА
О.Бычкова
―
И мы продолжаем программу «Особое мнение», у микрофона Ольга Бычкова, с особым мнением Андрей Кураев. Ну, одна из последних новостей на тему отношений с Константинополем в том, что Синод на экстренном заседании принял решение прекратить в храмах Московского Патриархата молитвенные поминовения Патриарха Константинопольского Варфоломея за божественной литургией. Говорится уже о том, что Москва Константинополю не подчиняется. Я, по-моему, даже сегодня в вашем ЖЖ прочитала пост о том, что с «имперцами, - вы написали, - Евангелие у меня раскрывается на разных страницах». Это что значит?
А.Кураев
―
Давайте-ка начнем с вами с другой новости.
О.Бычкова
―
Давайте.
А.Кураев
―
Римский Папа Франциск как раз заявил о том...
О.Бычкова
―
А, я хотела вас тоже об этом спросить.
А.Кураев
―
Нет, не об этом.
О.Бычкова
―
Да?А.Кураев: Вот государство – мать, вот его сиська и вот на пенсии вы туда припадете
А.Кураев
―
Потому что это такое, узкоинтересное заявление, что, вроде бы, Ватикан договорился с Министерством культа в Китайской Народной Республике о легализации присутствия Католической церкви в Китае.
Дело в том, что в Китае очень жесткая установка последние там лет 70: «Никакая религиозная структура не имеет права иметь зарубежный центр». Поэтому было заявление ЦК КПК о том, что Далай Лама отныне будет утверждаться и назначаться ЦК, а не по случайностям рождения где-то там за пределами Тибета и так далее. Только проверенные товарищи будут считаться реинкарнациями Далай Ламы. На что Далай Лама остроумно ответил, что «Ну, хорошо. Я, может, вообще девочкой в следующий раз перерожусь, чтобы вы меня не нашли». Ну и так далее.
О.Бычкова
―
А надо объяснить, опять-таки, что это не шутки.
А.Кураев
―
Это на полном серьезе.
О.Бычкова
―
Да. То есть Андрей Кураев – остроумный человек, он умеет шутить, но это не шутки, это, на самом деле, так.
А.Кураев
―
Да. При всей дружбе Путина и нынешнего Мао, тем не менее, Московская Патриархия не может создать, воссоздать китайскую автономную православную церковь и не может туда послать епископа, опять же, по этой же причине: они никому не разрешают иметь зарубежный центр.А, вот, с Китаем, все-таки, они как-то договорились, да? И, в частности, что объявил Ватикан? Китайцам удалось вывести свою породу католиков. Они называются «Католическая патриотическая церковь Китая». То есть они во всем католики, но они заявляют, что «мы Римскому Папе не подчиняемся, а так мы во всем католики».
Ватикан, естественно, их, как бы, отлучил от церкви. Ну, это было еще давно, это чуть ли не в 50-е годы. А сейчас Франциск заявил, что он признает этих товарищей, в том числе даже и покойного епископа одного, который уже умер, признает их саны, хиротонии и так далее, да?
То есть теперь у Католической церкви есть некая легальная перспектива, потому что Ватикан признал патриотов этих и теперь, соответственно, и правительство их тоже признает. То есть теперь есть перспектива развития, стабильного развития китайского католичества.
Как видите, перед нами пример, когда раскол, длившийся по политическим мотивам десятилетия, тем не менее, он был преодолен. За счет чего? За счет того, что более умный и старший уступил. В данном случае, все-таки, Ватикан старше, чем эта Китайская патриотическая церковь.
О.Бычкова
―
Ага.
А.Кураев
―
Вот, смотрите. С Украиной аналогичная ситуация. На самом деле, за последние, ну, не то, что 200 лет, даже 500 лет все рождения национальных поместных церквей в православном мире начинались с конфликта. Ну, всегда роды любого существа – это катастрофа. Это боль для матери, боль для самого малыша. Это некая такая катастрофа болезненная. Но через это появляется некая новая веточка жизни. Соответственно, всегда новая так называемая национальная церковь рождается через конфликт с церковью-матерью. А церковь-мать – это обычно такая, имперская старушка со своими амбициями и которая привыкла считать себя величайшей и очень не хочет кого-то отпускать. Ну, вообще любые родители не хотят подростков отпускать от себя, да?И вот этот конфликт подростков и родителей, когда вдруг родители не понимают, что в их квартире появилась комнатка, в которую лучше без стука не входить, да? Вот, родители съезжают. По известному анекдоту: «Скажите, а на каком сроке вы заметили, что ваш ребеночек шевелится?» - «Ну, лет в 30, когда он, все-таки, съехал на самостоятельную квартиру».
Так вот возникает период, когда ребеночек начинает шевелиться, съезжает на самостоятельную квартиру, родители его проклинают и какое-то время они друг на друга смотрят. Потом этот ребеночек, скажем, рождает дитенка, внучонка, и уж ради внучонка мама, которая говорила «Да если ты за этого мерзавца замуж выйдешь, я тебе никогда!..» Ну, перед люлькой она не может устоять...
О.Бычкова
―
Раскрывает объятья.
А.Кураев
―
...и признает «Ладно, так и быть. Признаю я этого зятя. Хотя он мерзавец, но придется мне признать и даже в завещании упомянуть». Вот, нечто подобное и в церковных отношениях.Почти 100 с лишним лет Русская церковь была в расколе с Константинополем, прежде чем Константинополь ее признал. Аналогично потом, когда родилась самостоятельная Греческая церковь, не подчиняющаяся Турецкому Патриарху и султану, в ходе войны за независимость в 20-х годах XIX-го века, тоже раскол несколько десятилетий. Затем болгарская схизма, румынская, албанская, сербская. Все эти церкви – они когда-то были же введены Османской империей, включая, между прочим, Закарпатье, которое потом одно время было советским. Вот. И вот на руинах Османской империи по мере ее выжимания возникали национальные королевства, которые, естественно, требовали «Хотим своего Патриарха».
Константинополь сопротивлялся, но иногда под давлением, как ни странно, турецких властей, иногда для того, чтобы ослабить единую эту христианскую солидарность, они поддерживали... Скажем, болгар они поддерживали: пусть у болгар будет своя церковь, не подчиняющаяся нашему Турецкому Патриарху.
О.Бычкова
―
Ну, политика там какая-то.
А.Кураев
―
Политика-политика, да. И в конце концов, опыт исторический показывает, что есть 3 пути реакции на этот раскол. Первый, ну, действительно, окопаться и столетия подряд посылать по ту сторону анафему и проклятия. Не очень красивый путь.Второй путь – делать то же самое, предвкушая, что имперская армия однажды реинтегрирует взбунтовавшуюся провинцию в свой состав, и тогда на броне танков или в седле каких-нибудь янычар, гусаров и так далее войдут наши правильные епископы и станут просто частью оккупационного режима нормально. И так было, когда, скажем, замечательный такой был человек, который вошел в историю с именем «Император Василий», а прозвище его такое милое, христианское «Болгаробойца», который просто так отгеноцидил болгар, в средние века присоединил их царство назад к Византийской империи, ну и заодно, конечно, ликвидировал Автокефальную церковь и Патриархат. Вот, иногда такое в истории бывало.
Так вот я полагаю, что многие московские политологи на это надеются, что, вот, ну, как? Ну, в мягком варианте, что, вот, беды и невзгоды украинского народа под порошенковским игом станут столь невыносимыми, что народ устроит очередной там пятый Майдан, восстанет, свергнет жидобандеровский режим, попросит нашей помощи. И тогда, вот, задача правильной церкви – украшать цветами и гирляндами наши танки по дороге во Львов. Вот такая, мне кажется...
О.Бычкова
―
А они еще сами приползут, конечно.
А.Кураев
―
Ну, естественно! Тоже под гусеницы, естественно, и тоже с цветами. Вот.И третий вариант... То есть иногда в истории такое бывает, поэтому... Да, бывает.
И третий вариант. Вместо того, чтобы перестреливаться анафемами, сказать «Вы знаете, ну, это факт». И иногда божий промысел... Мы верующие люди, и понимаем: божий промысел действует через людей, которые, ну, в общем-то, на наш взгляд, чумазы и не очень рукопожатны, и от них нехорошо пахнет, и они, конечно, беззаконники, и много канонов нарушили. Но у бога свой замысел, и поэтому давайте не будем противляться: раз это устоялось... Как однажды один мудрый член Синедриона сказал своим еврейским коллегам «Если дело этих самых учеников Иешуа Га-Ноцри – оно не от бога, оно не устоит, оно развалится. А если не устоит само, зачем нам марать руки в их крови? А если оно устоит, зачем нам быть богоборцами? Давайте поэтому оставим и посмотрим, что получится, да?»
И, вот, иногда и Константинопольский Патриарх тоже за тысячелетия своей истории научен тому, что иногда вот такие-то неприятные и такие хулиганы и так далее, которые говорят с акцентом, плохо знают нашу родную великую греческую культуру и прочее, нарушают наши каноны, но бог действует и через них тоже.
Вот это, в конце концов, Константинополь избрал такую позицию. Как мы когда-то подарили Автокефалию хулиганящей Москве, так же мы это сделаем с нахулиганившим Киевом, покроем любовью.
Это масса исторических прецедентов. На стороне Москвы их в этом вопросе нету, потому что, вот, заявление Синода, которое вы упоминали, от 14-го сентября, самое страшное, что там есть, это то, что там нет ничего. Там нет позитива. Там, вот, просто декларация идет «Мы будем отстреливаться до последнего украинца». Вот. А позитив-то?
О.Бычкова
―
То есть это просто такая злая ревнивая реакция?
А.Кураев
―
Да. Такое мстительное причисление обиды: «У нас это отняли, это, это». И это вранье, потому что Константинополь не отнимал: он не себе брал, а давал свободу всем тем восставшим, отколовшимся от империи частям – Польше, Финляндии.
О.Бычкова
―
Да, это важный момент, что он не забирает себе. Это не передел, конечно же, там каких-то субъектов или объектов.
А.Кураев
―
Да.
О.Бычкова
―
Но разве был вообще хороший выход у Русской Православной Церкви, если мы вспомним о том, что всё это является, наверное, следствием вовсе даже политических событий, «Крымнашего» и, вот, всех этих историй?
А.Кураев
―
Выход... Знаете, даже у съеденного пирожка всегда есть 2 выхода. Так и здесь. Выход был и, в общем-то, он еще даже возможен: это если желаемую украинцам Автокефалию мы подарим им сами.А.Кураев: Этим регионам Центр организует веселую жизнь в ближайшие годы
Понимаете, в чем еще тут сложность? Ведь, главное препятствие на пути украинской Автокефалии сегодня – это не Патриарх Кирилл, а это Патриарх Филарет. Потому что он очень хочет так вот, в той же белой патриаршей шапке перейти из своего раскольничества в ту структуру, которую создаст Константинополь. А Константинополь, скорее всего, поставит фильтр и скажет «Мы готовы принять через некое покаяние, но в том достоинстве, в котором он был в русской церкви, то есть в сане Митрополита, но не Патриарха».
О.Бычкова
―
Это что значит?
А.Кураев
―
То есть он должен будет...
О.Бычкова
―
В смысле что это меняет?
А.Кураев
―
...хотя бы имитировать хотя бы на один день то, что он складывает с себя достоинство Патриарха.
О.Бычкова
―
А...
А.Кураев
―
Ему этот вариант предполагал Варфоломей еще 10 лет назад, в 2008 году. Он отказался тогда, поэтому этот план Варфоломея рухнул. И сегодня Филарет – это некое главное препятствие.Поэтому если бы мы дали Автокефалию Украине (пусть даже не Филарету, там, нашему митрополиту Онуфрию), то дальше эту Автокефалию не признал бы Константинополь. Он вообще не признает всех автокефалий, которые дарила Москва (скажем, Американская Автокефальная церковь).
О.Бычкова
―
Ну да. Понятно.
А.Кураев
―
Но тогда, смотрите-ка, замечательно было бы: тогда бы украинцы (НЕРАЗБОРЧИВО) должны были бы бодаться с Константинополем за признание своей Автокефалии.
О.Бычкова
―
То есть перевести стрелки можно было?
А.Кураев
―
Конечно, стрелки были бы переведены «Мы что могли, сделали, подарили». Кроме того, при этом подарке можно было бы...
О.Бычкова
―
А почему не догадались до такого прекрасного варианта?
А.Кураев
―
А потому что я думаю, что Патриарх Кирилл не вполне адекватно отразил реальность, когда 10 дней назад при встрече с финскими лютеранами сказал, что ни один Патриарх в истории не был так свободен, как я.Во-первых, есть несколько видов свободы, один из них – свобода от страстей и амбиций. Это чисто аскетическая психологическая вещь. Вторая, конечно, это политическая свобода и несвобода. Вот.
Понимаете, все-таки, не будем забывать. Удивительная вещь. Когда 14-го сентября с утра собрался наш Синод для того, чтобы выработать свое отношение к Украине, то параллельно этому пресс-секретарь президента Песков сказал, что мы внимательно следим за ходом этого Синода. Чего-то никогда в истории такого не было.
О.Бычкова
―
Прозвучало зловеще.
А.Кураев
―
Да. Вот. Так вот я думаю, что, на самом деле, по этому вопросу решения главные принимаются не в Даниловом монастыре.
О.Бычкова
―
Да. Давайте мы сейчас сделаем очень небольшую паузу. Это важная тема, мы ее продолжим. Есть еще несколько вопросов, и наши слушатели тоже хотят что-то уточнить. Это программа «Особое мнение», Андрей Кураев в эту студию вернется.НОВОСТИ
О.Бычкова
―
Мы продолжаем программу «Особое мнение», у микрофона Ольга Бычкова, с особым мнением Андрей Кураев. Мы продолжим разговор по поводу отношений между Константинополем, Россией и Украиной.Вот, вы можете объяснить такую вещь? Для Русской Православной Церкви вот эта вот потеря Украины – это что такое? Это вопрос уменьшения в размерах? Это вопрос престижа? Или за этим стоит еще что-то материальное тоже?
А.Кураев
―
Я думаю, что слова «Евангелие» и «престиж» вообще плохо совместимы, первое. Второе, размер имеет значение в каких-то иных областях, но вряд ли в области духовной жизни. Есть я, есть мой бог. Какая разница, сколько нас? Большинством голосов духовные вопросы, ну, не решаются. Вот. Есть замечательная формула «Один человек плюс бог – это уже большинство».Для русской церкви, собственно, обретение Украиной Автокефалии ничего плохого не значило бы. Обычному священнику, тем более прихожанину какая разница, молятся о Патриархе Кирилле в Харькове или не молятся? Вот, честное слово, что до этого? Ну, вот, в Болгарии не молятся о Патриархе Кирилле. Что? Поэтому если уж ты приехал в Болгарию, у тебя какие-то проблемы там? Ты не можешь пойти в храм, помолиться, еще что-то?
То есть, понимаете, это как-то очень надуто. Вот, обычные законы манипуляции рекламы. Первое, что делает нормальная реклама при продвижении товара на рынок – создает у потребителя ложное чувство потребности: «Ну, как ты без этой фигни жил? Да без этого вообще жить нельзя! Поэтому все уже имеют, а у тебя еще нету», да?
Вот, так же и здесь: создаются ложные и фиктивные потребности. Но понимаете, я так переживаю за Украину, что аж вот кусок в рот не лезет, как они там без меня?
Если же человек не настолько искалечен вот этой имперской пропагандой, то для него тут ничего не происходит, ничего он не теряет.
Вот кстати и вообще во всеправославном мире никогда не голосуют акциями, пакетом акций «Вот, у меня столько прихожан, столько приходов, поэтому вы должны со мной идти». У Александрийского Патриарха мало прихожан или у Иерусалимского совсем мало. Это никак не сказывается на авторитетности его голоса, на всеправославных собраниях.
О.Бычкова
―
Ну, тем не менее, мы наблюдаем, как Москва просто страшно сопротивляется этому решению и, в общем, насылает все вот эти вот проклятия, о которых вы говорите. Значит, есть какие-то еще резоны кроме тех понятных, которые перечислили вы.
А.Кураев
―
Конечно. Как человек, который профессиональный религиовед, культуролог, историк философии, меня учили всегда пробовать понять чужую вселенную, логику непонятной для меня мысли.Там же она есть? Она может быть очень необычной... Ну, как? То есть логика-то всегда обычная, а, вот, просто базовые материалы, с которыми работает эта логика, они могут быть незнакомые для меня, не вполне понятными для меня.
Значит, в данном случае позиция Кремля и Патриархии очень понятна, но только при одном предположении, что церковь выступает в качестве заградотряда или партизанского отряда в планах реинтеграции Украины. Или, напротив, ее дезинтеграции для, опять же, интеграции хотя бы кусочков.
О.Бычкова
―
То есть если церковь является инструментом или заложником политической власти?
А.Кураев
―
Совершенно верно.
О.Бычкова
―
А она является им, получается.
А.Кураев
―
Вы знаете, ну, за конфетки надо платить. Вот.
О.Бычкова
―
А конфетки – это что такое у нас?
А.Кураев
―
Конфетки? Ну, это, скажем, камуфляжный храм, например, который собираются строить в пустыне, в лесах и болотах Подмосковья по инициативе Министерства обороны.
О.Бычкова
―
Это невероятно, конечно. Просто картинка невероятная этого проекта.
А.Кураев
―
Да. Не менее невероятная указивка, которая прошла 17-го сентября, по МЧС распоряжение во всех пожарных частях страны отслужить молебен перед иконой Божьей Матери Неопалимая Купина.
О.Бычкова
―
Зачем?
А.Кураев
―
Государственное ведомство и вдруг приказ молиться. То есть, понимаете, это было в программе «6 кадров» комедийной, когда объясняет стюардесса «Уважаемые пассажиры, в случае аварийной ситуации делать так, как я. Итак, складываем пальчики, вот так три пальчика вместе, касаемся лба, потом живота, правого плеча и левого, и кричим «Господи, помилуй!» Понимаете? Ну, что? Так работает наше МЧС теперь?
О.Бычкова
―
Неужели это правда про МЧС? Это не фейкньюс какой-нибудь?
А.Кураев
―
Нет-нет-нет. Как бы, мне даже прислали и саму бумажку. Ну, когда, понимаете, по тысячам пожарных депо, скажем так, страны это расходится и в том числе и священники это видят (не только сами пожарные)...
О.Бычкова
―
А пожарными у нас только православные работают?
А.Кураев
―
Да они, естественно, разные, да? Но, вот, это вот административный восторг, дурь такая, что, вот, если начальник считает, что это важно, все остальные должны это делать. А причем тут Конституция? Кто ее читал?Так вот. Поскольку такие конфетки регулярно государственный аппарат делает Патриархии, то естественно...
О.Бычкова
―
А они нужны Патриархии (такие конфетки)? Вот, в виде вот, например, вот таких вот дурацких конфеток, извините?
А.Кураев
―
Да, конечно, нужны. Потому что, опять же, там своя логика. Своя логика у Константинополя, кстати говоря. Это логика мужиков, играющихся в реконструкцию империи. Но просто Константинополь свою империю и свой пазл собирает, Византийскую империю пусть хотя бы виртуальную такую, да? Такое, византийское содружество наций (используем термин византолога Оболенского).А в Москве своя империя, которая, вот, совсем, вроде бы, и недавно еще, как бы, и была, и поэтому кажется, что ее очень легко, вот... Это же недавно этот товарищ умер, поэтому еще можно реанимировать.
А.Кураев: Есть несколько видов свободы, один из них – свобода от страстей и амбиций
О.Бычкова
―
Да. Это, к сожалению, было прям, вот, еще всё очень свежо и чувствительно. А что это за история вокруг Афона, когда выглядит всё это снаружи для тех, кто не очень в теме, например, что там не дают визы, не пускают, не хотят, не любят, как будто бы оттирают там наших от какого-то участия и присутствия?
А.Кураев
―
Ну, действительно, история очень необычная, потому что Греция, все-таки, всегда очень, скажем так, благодарна и добра по отношению к России. Вот. И то, что они решились в публичную область вынести недоразумения, которые есть, это означает, что достало. Вот.А ситуация какая? Мы в свое время, скажем, переживали в 90-е годы, что какие-нибудь богатые олигархи западных стран приезжают и подешевке скупают наши оборонные предприятия, стратегические и так далее, и вот, пользуясь своим временным преимуществом в долларах, соответственно, начинают слишком влиять на нашу жизнь (что, правда, так оно и было, да?).
О.Бычкова
―
Ключевое слово – «временно».
А.Кураев
―
Да. А сейчас, по сути дела, то же самое делают и некоторые российские олигархи из Афонского клуба, которые явно не без одобрения Кремля пробуют создать такое, промосковское лобби в странах православного влияния, в том числе и в Греции.
О.Бычкова
―
А это зачем им?
А.Кураев
―
Ну, во-первых, «чтоб было». Понимаете, ведь, Россия при Путине всё время ищет слабое звено в цепи НАТО и ЕС. То предлагаем Исландии оплатить все долги, но главное, чтоб вы правильно голосовали, да?
О.Бычкова
―
А Грецию тоже хотели прикупить же, да.
А.Кураев
―
Потому что решения же там в этом ужасном прогнившем Западе – там же консенсусом принимаются. Поэтому нам нужен хоть какой-то акционер... Сейчас, вот, с Венгрией, с Орбаном дружат, да? Вот, кто угодно. Одно время делали ставку то на какого-нибудь французского президента, то на немецкого канцлера. Ну, какой-то, вот, свой человек должен быть в Ватикане, да? Который должен там за нас словечко замолвить.И в этом смысле, конечно же, Греция тоже... Одновременно и Эрдоган в чем-то, да? Ну вот... Поливекторная игра «А где удастся?» Понимаете? Как, вот, Брусиловский прорыв. Говорят, гениальность Брусилова в том, что он решил «Давайте всем кагалом навалимся. Не будем выбирать и готовить одну или два места удара. Вообще каждая армия прет прямо». Вообще план довольно бездарный, может быть, самый бездарный, что может быть: просто всем фронтом шаг вперед.
О.Бычкова
―
Ну, не умением, а числом.
А.Кураев
―
Да. Но противник просто оказался еще дурее. Австро-Венгерская армия той поры оказалась еще дурее. Да. Поэтому был определенный успех. Вот.Так вот так же здесь: пробуют везде, а вдруг где-то удастся такая разведка боем. Вот. И вот эта разведка боем – она ведется и в Греции. Там, казалось бы, есть преимущество, там православные люди, общее византийское наследие, в том числе византийское наследие предполагает культуру взятки, денежные подарки чиновникам, иерархам и так далее...
О.Бычкова
―
Вот эта скрепа сквозь века, конечно, проходит.
А.Кураев
―
Да, конечно, да. А учитывая, что и там церковь не очень отделена от государства, то поэтому через, соответственно, архиереев можно влиять на правительство и так далее. Вот.Поэтому было создано Российское палестинское общество императорское, но во главе поставили откровенного чекиста Степашина, который еще недавно был глава ФСБ. Вот. То есть, ну, предельно откровенно, понимаете? Ну, вот, дальше некуда.
Точно также был создан фонд Российского (НЕРАЗБОРЧИВО) единства, во главе господин Алексеев, который был старший научный сотрудник Института Марксизма-Ленинизма еще в 80-е годы. И вдруг он воспылал, вот, любовью к эллинам и на православной именно почве.
О.Бычкова
―
Ну, просветленные все люди, конечно.
А.Кураев
―
Да. В общем, это определенная когорта, совершенно определенная когорта товарищей, которым при этом дали карт-бланш финансовый прежде всего и начались огромные вливания, да? То есть прежде всего это пункты русского присутствия в этом мире – там, Миссия в Иерусалиме, скажем, или тот же русский монастырь на Афоне. Ну и всевозможные подарки, конференции, где там, пожалуйста, премиум-класс, всё за наш счет. Это фонд Якунина уже, тоже чекиста и бывшего главы РЖД «Диалог цивилизаций».Слушайте, вы когда-нибудь видели, чтобы у конференции, такой, кочующей конференции то на Крите, то еще где-нибудь, а у них, оказывается, в центре Берлина есть огромный свой центр. То есть это постоянно действующая, простите, резидентура под названием «Диалог цивилизаций».
О.Бычкова
―
Ну, Берлин-то такое, намоленное место в этом смысле.
А.Кураев
―
Естественно. Да, я понимаю.И, как бы, грекам, очевидно, это всё немножко надоело. Причем, интересно, что скандал возник даже не из-за Украины, а из-за того, что конфликт греков и Македонии. То есть России, ну, всё равно где, любой плацдарм на Балканах почему-то очень хочется. Хорошо. Давайте перекупим македонцев. Вот. Раз у них бодание со всеми, давайте сделаем вид, что хотя бы мы македонцев поддерживаем. Опять же, из-за этого решили даже греков бросить. Вот.
Пробовали устроить правильные выборы в Черногории, да? Если там Сербию не удалось удержать, она, все-таки, всё равно в евроинтеграцию идет...
О.Бычкова
―
Но тоже провалилась эта идея, слава богу.
А.Кураев
―
Да, с Черногорией – тоже. То есть, понимаете, вот именно брусиловская атака на всё, что можно. Да? И, вот, греки этим и возмутились: «Что вы, понимаете, участвуете в этом деле и даете взятки, чтобы как-то правильно пророссийскую, а не прогреческую позицию занимали (НЕРАЗБОРЧИВО)?»
О.Бычкова
―
Ну, то есть теперь получается, что они будут всячески сокращать там русское присутствие на Афоне, да?
А.Кураев
―
Нет, всячески не будут. Не русское присутствие, они не монахов оттуда выселяют.
О.Бычкова
―
Ну да.
А.Кураев
―
Речь идет о том, чтобы вот эти вот якобы православные элитные чиновники, которые приезжают с большими чемоданами, вот, как бы, вы здесь не очень желательны. А особенно те, которые с чекистским прошлым.
О.Бычкова
―
Чтобы они там не чувствовали себя, вот, как дома. А они, кажется, примерно так себя чувствуют.
А.Кураев
―
Да. Ну и поскольку крышу представляет Патриархия, то поэтому и некоторых чиновников Патриархии тоже осадили.
О.Бычкова
―
Вот у нас осталось буквально 30 секунд. Я хотела успеть вас спросить про Папу Римского, который высказался про секс как дар божий. Что-то новое, вот, это обозначает в этой теме «Христианство и секс» или нет?
А.Кураев
―
Совершенно нет. Это спросите любого раввина, что означают слова в первой главе Книги бытия, что «Плодитесь и размножайте землю» или «Создавал животных по роду их», и он вам скажет то же самое, естественно. И инстинкт размножения, возможность этого, возможность любви – конечно, это божьи дары. Так что ничего нового в этом нет.
О.Бычкова
―
Спасибо вам большое. Это Андрей Кураев в программе «Особое мнение». Спасибо, что пришли, несмотря на дождь и всю эту непогоду. Мы очень вам благодарны.