Максим Шевченко - Особое мнение - 2017-04-19
А.Нарышкин
―
Всем здравствуйте! В эфире «Эха Москвы» и телеканала RTVi программа «Особое мнение», меня зовут Алексей Нарышкин, напротив меня журналист Максим Шевченко. Я вас приветствую.
М.Шевченко
―
Здравствуйте, Алексей.
А.Нарышкин
―
Я вас, знаете, сразу хотел спросить. Вот, принято говорить в сетях социальных: «Вышел, например, свежий Кашин». Я в свою очередь сегодня обнаружил свежего Максима Шевченко по теме, которая сейчас, к сожалению, наверное, отходит на второй план. «Новая газета», Чечня, геи и угрозы, в том числе в адрес «Эха Москвы». И если позволите, несколько цитат из вашей колонки, и хотелось бы, чтобы вы прояснили. Вот, прямо тезисно.«Чеченцев хотят опозорить или оболгать» - это у вас заголовок. «Второй этап уничтожения чеченского народа», «Они искренне полагают, что так называемая свобода распространяется и на то, что подавляющее большинство людей считает грехом и извращением». Можно уже на этой стадии от вас какие-то пояснения?
М.Шевченко
―
Конечно. Какие именно вы хотите пояснения?
А.Нарышкин
―
Ну, как вы относитесь...
М.Шевченко
―
Да, я считаю, что приписывая чеченцам наличие среди чеченцев сотен ЛГБТ-активистов, как написала Елена Милашина, чеченский народ пытаются представить не тем, кем он является на самом деле. Чеченский народ – это народ, прежде всего, кавказский, мусульманский, переживший несколько геноцидов на грани Холокоста в своей истории. Последний из геноцидов был развязан ельцинским режимом в 90-е годы против чеченского народа. И против русского народа тоже, на мой взгляд, на территории Чечни, когда стравили русских с чеченцами ельцинское окружение.
М. Шевченко: Я не считаю, что либеральное свободное общество обязательно должно быть гомосексуализировано
Так вот чеченский народ пережил все эти ужасы и кошмары для того, чтобы сегодня его обвиняли в том и приписывали ему то, что по всем нормам этики чеченцев, кавказцев и мусульман является позорным, постыдным, греховным и недопустимым.
А.Нарышкин
―
Можно тогда сразу мы определимся с терминологией?
М.Шевченко
―
Давайте.
А.Нарышкин
―
Разве геи, ну, гомосексуализм или просто, вот, человек-гей – разве, он с этим не рождается?
М.Шевченко
―
Нет, человек с этим не рождается.
А.Нарышкин
―
Объясните, пожалуйста.
М.Шевченко
―
С этим рождается один из очень большого числа, миллионов, там не знаю, человек с какими-то морфологическими изменениями. Всё остальное – это психологическое просто допущение для себя идти по пути разврата, вот и всё. Это или в детстве человек попадает под влияние взрослого развратника, гомосексуалиста, который определенным образом формирует в нем эротическое, как бы, взросление, такое возрастание. Либо человек допускает для себя такие какие-то, ну, стыдные мысли, похотливые буквально. Всё это описано Достоевским в том числе – у него в романах встречаются намеки на совершенно разные происходящие внутри человека такие соблазны тяжелые мрачные, которые отбрасывают его душу и тело в состояние животного.Это всё известно отцам церкви, это всё есть в церковных монашеских книгах, потому что грех – он всегда во все века один и тот же грех.
Я считаю, что мы не живем в эпоху Великого инквизитора, мы не живем в эпоху, естественно там, религиозных догм и запретов, которые вы не хотите сами соблюдать. Но каждый народ живет по-своему. Народ, который так истребляли и унижали как чеченский народ, мне кажется, имеет право на этическую, моральную и, в конце концов, этническую (для них это синонимы) самозащиту.
А.Нарышкин
―
То есть я вас правильно понимаю: там, где более свободные нравы, там появляются геи? И геи – это плохо?
М.Шевченко
―
А я не считаю, что это более свободные нравы. Я знавал, видел в Афганистане боча так называемых, понимаете? Это мальчики-гомосексуалисты. Я не считаю, что это свободные нравы. Я считаю, что это такие, языческие девиации, языческие извращения. Поэтому я не считаю, что либеральное свободное общество обязательно должно быть гомосексуализировано. Я, честно говоря, видал свободных людей, которые полагали гомосексуализм грехом, и так и вели себя в соответствии с тем, что это греховность. Они, как бы, может быть, и не оскорбляли, не унижали... Хотя, это естественно: всякое отклонение от естественного человеческого нормоповедения выталкивает за рамки социума, где приняты естественные человеческие нормы поведения вот таких людей. Но их, как бы, изолировали.Мы, на самом деле, живем в другом обществе, и я достаточно терпимо отношусь лично к людям, которые не навязывают мне свою сексуальную природу. Знаете, когда к вам подходит человек, говорит «Вы знаете, я люблю трахаться в зад», например, или там еще чего-то. Вот, вы говорите, странно, правда, да?
А.Нарышкин
―
Подождите, а вы знаете таких геев, которые открыто об этом говорят?
М.Шевченко
―
Нет, просто когда человек говорит о том, что он предпочитает секс с людьми своего пола, это такая же декларация своего секса, своих предпочтений сексуальных, которые считаются неприличными.
А.Нарышкин
―
Я таких людей не встречал.
М.Шевченко
―
Ну, почему? Ну, вот, человек говорит, он гей. Вот, человек заявляет себя геем. Он сразу заявляет свои...
А.Нарышкин
―
Но, слушайте, сразу сказать, что человек гей и рассказать...
М.Шевченко
―
Слушайте, человек же не говорит «Мне нравится Бодлер», человек не говорит «Мне нравится Рембо и отношения его с Верленом». Человек же вам, ведь, не заявляет это с точки зрения культуры, что, допустим, мне нравятся некоторые там интонации Чайковского. Или, допустим, читая «Пир» Платона, я понимаю, что некоторые диалоги «Пира» соответствуют его (этого человека) представлениям о реальности. Человек фактически...
А.Нарышкин
―
Слушайте, вам какие-то, видимо, неправильные попадаются геи.
М.Шевченко
―
На мой взгляд...
А.Нарышкин
―
Потому что геи относятся спокойно к своей ориентации, и вот так вот ее...
М.Шевченко
―
Пусть геи относятся как угодно.
А.Нарышкин
―
Тем более с подробностями.
М.Шевченко
―
Я ничего не хочу знать про сексуальную ориентацию другого человека.
А.Нарышкин
―
Давайте тогда зафиксируем, что в Чечне вы в этом смысле солидаризируетесь, по крайней мере, с Альви Каримовым, в Чечне геев нет?
М.Шевченко
―
Я солидаризируюсь...
А.Нарышкин
―
В Чечне геев нет?
М.Шевченко
―
Я не знаю. Я считаю, что девиация греховная есть в каждом человеческом сообществе. Я просто не чеченец, но я понимаю чеченский народ, уважаю чеченский народ и я понимаю желание духовных учителей чеченского народа... Это не Альви Ахмадович Каримов, а это, собственно говоря, собрались уважаемые люди чеченского народа, которые пережили две войны эти жуткие истребительные, и сказали «Мы не хотим». Я считаю, что мнение этих людей репрезентативно для подавляющего большинства чеченского общества.
М. Шевченко: Я ничего не хочу знать про сексуальную ориентацию другого человека
А.Нарышкин
―
Если в чеченском обществе затесался один маленький гей и его, например, задерживают именно за то, что он гей...
М.Шевченко
―
Я не чеченец, я не понимаю...
А.Нарышкин
―
Нет, подождите, нет. А я вас спрашиваю...
М.Шевченко
―
Я не понимаю чеченского языка...
А.Нарышкин
―
Максим, Максим. А я вас хочу спросить как правозащитника. Заслуживает ли вот этот маленький один единственный гей на всю Чечню внимания правозащитников? Надо биться за его права? Или поскольку он гей...
М.Шевченко
―
Я считаю...
А.Нарышкин
―
...он содомит, то бог с ним?
М.Шевченко
―
Это ваш термин – я его не употреблял сейчас.
А.Нарышкин
―
Ну, вы сказали «грех».
М.Шевченко
―
Ну, я сказал «грех», но я ж не сказал «содомит». Это вы произнесли слово «содомит».
А.Нарышкин
―
А, хорошо. Просто обычно это в связке идет.
М.Шевченко
―
Ну, это для вас обычно в связке.
А.Нарышкин
―
Хорошо.
М.Шевченко: Я
―
то считаю, что вообще нет запретов. Можно какие угодно слова использовать. Просто напомню, что в эфире это вы первый произнесли это слово.
А.Нарышкин
―
Безусловно, да.
М.Шевченко
―
Да.Так вот, я хочу сказать, что я полагаю, что человек, который своим моральным поведением идет наперекор, вопреки мнению народа не очень большого (миллион 300 тысяч), который полагает, что определенные этические нормы есть синоним того, чтобы быть чеченцем и быть мусульманином, эти люди должны уехать из Чеченской республики и не жить там внутри. Они могут поехать в Лондон, в Брюссель, в Амстердам, жить, как угодно, называть себя какой угодно национальностью (принадлежать), но они не являются частью того чеченского народа, который я знаю и который я люблю.
А.Нарышкин
―
По этой же логике если ты либерал, а вокруг тебя больше фанатов Владимира Путина, то тебе тоже не место в этом обществе.
М.Шевченко
―
Это совершенно разная логика.
А.Нарышкин
―
Давайте сейчас...
М.Шевченко
―
Это не моя логика – это вы сказали.
А.Нарышкин
―
Хорошо. Может быть, продолжим именно эту тему. Сделаем паузу небольшую. Программа «Особое мнение» в эфире «Эха Москвы» и телеканала RTVi. Максим Шевченко, журналист в эфире, скоро вернемся.РЕКЛАМА
А.Нарышкин
―
Максим Шевченко, журналист в программе «Особое мнение» в эфире «Эха Москвы» и телеканала RTVi. Все-таки, про тему геев и Чечни. Вот, у нас с вами даже за пределами эфира возник спор.
М.Шевченко
―
Я хочу дояснить свою мысль, да.
А.Нарышкин
―
Да, пожалуйста.
М.Шевченко
―
Мысль до конца довести.
А.Нарышкин
―
Пожалуйста.
М.Шевченко
―
Итак. Я принадлежу к народу численностью как минимум в 110 миллионов человек. Это огромный русский народ, для которого если, там допустим, в русском народе будет миллион геев, ну, это не большой процент. Чеченский народ... То есть мы, русские... Ну, я так, как мы, русские, говорим «Есть геи в хорошем смысле и в плохом смысле». В моральном, этическом и, скажем так, физическом смысле.
А.Нарышкин
―
Да.
М.Шевченко
―
Поэтому, ну, для нас это является предметом шуток, анекдотов, там не знаю, гомофобии какой-то культурной там и так далее. В целом, для огромного народа это такая вещь, которая не влияет на его культурную составляющую. Даже в чем-то, как говорится, соотносит его с некоей античностью в чем-то.Теперь возьмем народ численностью в миллион человек, каким является чеченский народ. Народ, который всегда в своей истории испытывал явления, которые я бы назвал похожими на геноцид. Истребление. Только одного Ермолова читаешь, там пошел в это чеченское село, в Гихи... Сжег Гихи, вырубил сады, чтоб им было неповадно. XVIII-й век.
А.Нарышкин
―
Причем здесь?..
М.Шевченко
―
Секунду.
А.Нарышкин
―
Подождите.
М.Шевченко
―
Секунду.
А.Нарышкин
―
Если чеченский народ страдал, это не значит, что там не может быть геев.
М.Шевченко
―
Секунду. Секунду. Милашина это опубликовала еще не в простую дату. Это годовщина смерти шейха Мансура, одного из лидеров восстания против Российской империи чеченского народа.
А.Нарышкин
―
Ну, давайте обвиним еще «Новую газету» в том, что это спланированная кампания.
М. Шевченко: Теперь ни один мусульманин Кавказа не обратится в «Новую газету»
М.Шевченко
―
Секунду. Я это проговорил Дмитрию Андреевичу Муратову в телефонном с ним разговоре. Я вообще считаю, что это серьезная ошибка, что это была спецоперация, подброс.
А.Нарышкин
―
Чья?
М.Шевченко
―
Теперь ни один мусульманин Кавказа не обратится в «Новую газету». Спасибо Елене Милашиной. «Новая газета» воспринималась раньше как защитник униженных и оскорбленных на Кавказе. Теперь она будет там защищать только ЛГБТ-активистов. Вот, всё, что делала Ира Гордиенко, все ее статьи про репрессии в Дагестане, про пытки, убийства, расправы, похищения, земельные вопросы, теперь закрыто. Для мусульман «Новая газета» закрыта, благодаря этой публикации. Поздравляю Дмитрия Муратова, Елену Милашину, Ирину Гордиенко и всех, кто, как им кажется, занимался правами человека на Кавказе. Это во-первых.
А.Нарышкин: Лгбт
―
активисты тоже требуют защиты, Максим.
М.Шевченко
―
Значит, если в чеченском народе есть активисты ЛГБТ, то они враги чеченского народа.
А.Нарышкин
―
Это разные вещи. Геи требуют защиты?
М.Шевченко
―
Это разные вещи, потому что геи... То есть человек...
А.Нарышкин
―
А геи? Геи имеют право на защиту?
М.Шевченко
―
Ну, если человек, вот...
А.Нарышкин
―
Если их задерживают.
М.Шевченко
―
Секундочку. Между активистом и геем есть разные... Это огромная разница. Живет себе человек, он гей, он испытывает разные желания, с которыми он...
А.Нарышкин
―
Вы подождите, Максим, вы статью Милашиной читали?
М.Шевченко
―
Можно я договорю? Да, читал.
А.Нарышкин
―
Милашина говорит, что задерживают гомосексуалистов и тех, кого даже подозревают. У них проблемы возникают.
М.Шевченко
―
Я считаю, что насилие противозаконное – это вещь неправильная. Но я пытаюсь вам объяснить, почему так себя ведут чеченцы.
А.Нарышкин
―
Пожалуйста.
М.Шевченко
―
Потому что для них эти люди, их действия, тем более если их сама Милашина называет «активистами» (это заголовок «Новой газеты»)...
А.Нарышкин
―
Да.
М.Шевченко
―
Активисты, то есть это политические деятели. Это деятели, которые...
А.Нарышкин
―
Которые борются за свои права.
М.Шевченко
―
Это политика, которая угрожает...
А.Нарышкин
―
Правозащитники, которые борются за права...
М.Шевченко
―
Вы дадите мне договорить?
А.Нарышкин
―
...определенной группы, это...
М.Шевченко
―
Вы дадите мне договорить?
А.Нарышкин
―
...тоже политики.
М.Шевченко
―
Чеченский народ – это не группа, а это народ. Народ – это не группа. В этом вот ошибка вас, либералов. Вы воспринимаете народы или религии...
А.Нарышкин
―
Я не либерал. Зачем вы меня записываете?
М.Шевченко
―
А тогда зачем вы повторяете эту либеральную чушь? Народ – это не группа. Народ – это субъект истории, который имеет особый язык, особую этику, особый менталитет, особую религию, особую историю, в конце концов, свою, оригинальную и уникальную. Как раз именно либералы пытаются представить различия между людьми, этнические различия, религиозные как не существенные. С точки зрения либералов все люди являются биологическими социальными животными.
А.Нарышкин
―
Вы... Слушайте, опять же, Максим, вы каких-то не тех либералов встречали и не тех геев.
М.Шевченко
―
Я читал классиков либерализма, поверьте, и знаю...
А.Нарышкин
―
Это не значит, что все либералы такие.
М.Шевченко
―
Да. Но можно я договорю, опять-таки?
А.Нарышкин
―
Пожалуйста!
М.Шевченко
―
Вот, в целом либеральная идеология – она описывает... Во-первых, она безбожная, потому что так называемая религиозная этика – она отметается (суровая). Если я, допустим, встречаю в интернете, там, геи-мусульмане сразу появились. В Медузе, по-моему, была публикация или где-то еще. Там что-то такое: «Геи-мусульмане». Сидят такие два таких создания утонченных и называют себя мусульманами. Это не мусульмане с точки зрения мусульман. Так же, как евреи-гомосексуалисты – это не иудеи с точки зрения евреев.
А.Нарышкин
―
Я понял. Мы возвращаемся к началу программы. Вы сказали, что геем родиться нельзя или это очень-очень редкий случай.
М.Шевченко
―
Это очень редкий случай. Во всем остальном это просто потакание собственным желаниям. Телесным.
А.Нарышкин
―
Хорошо. Время бежит, и еще вопрос. Если чеченцы узнают, что, например, сосед у них гей и убивают его, это нормальная история?
М.Шевченко
―
Нет, это не нормальная. Я считаю, что убивать человека плохо за его взгляды. Но я вам объясняю, почему такая реакция в чеченском народе.
А.Нарышкин
―
Если чеченцы сделают так, что жизнь этого гея будет невыносимой, это нормально?
М.Шевченко
―
Чеченцы воспринимают пропаганду гей-активизма... Да, это нормально. С точки зрения безопасности...
А.Нарышкин
―
Если выдавливают из общества. Мы живем в России...
М.Шевченко
―
Да, это нормально!
А.Нарышкин
―
...у нас 2017-й год.
М. Шевченко: Если в чеченском народе есть активисты ЛГБТ, то они враги чеченского народа
М.Шевченко
―
Да, это нормально! Потому что для чеченцев эти люди угрожают самой сути, природе, историческому бытию чеченского народа, за которую пролиты моря крови чеченским народом. Понимаете? Не для того умирал Кунта-Хаджи в ссылке, не для того Байсангур погибал, не для того умирают другие люди...
А.Нарышкин
―
Но если я вас буду... Максим, если я вас буду...
М.Шевченко
―
...чтобы сегодня из чеченцев...
А.Нарышкин
―
...выдавливать из студии, потому что у вас...
М.Шевченко
―
Пожалуйста. Это ваше...
А.Нарышкин
―
...глаза голубые, а у меня карие, это нормально?
М.Шевченко
―
Совершенно... Это не одно и то же. Вы передергиваете. Мы с вами... Вы не можете понять небольшой народ. Миллионный народ – это небольшой народ. На Кавказе есть народы численностью 300 тысяч, 50 тысяч человек, 30 тысяч человек.
А.Нарышкин
―
Они должны играть по общим правилам...
М.Шевченко
―
Нет!
А.Нарышкин
―
...которые установлены...
М.Шевченко
―
Не должны они играть по общим правилам!
А.Нарышкин
―
...для Российской Федерации, для всей территории.
М.Шевченко
―
Российской Федерации или империи приходят и уходят, а народы остаются. В Коране сказано: «Мы сотворили вас племенами и народами, а не государи, не президенты и не премьеры создали народы». Всевышний Аллах с точки зрения мусульман создал народы.
А.Нарышкин
―
Хорошо.
М.Шевченко
―
Поэтому не временным этим политическим лидерам... Сегодня они либералы, завтра они консерваторы...
А.Нарышкин
―
Безусловно.
М.Шевченко
―
...пытаться народы менять.
А.Нарышкин
―
Значит, Чечня у нас...
М.Шевченко
―
Народы сопротивлялись и будут сопротивляться.
А.Нарышкин
―
...Чечня у нас отдельное государство.
М.Шевченко
―
Мы – союз народов.
А.Нарышкин
―
Мы, все-таки, союз?
М.Шевченко
―
На...
А.Нарышкин
―
У нас общее законодательство?
М.Шевченко
―
Мы – союз народов, а не общностей, которых вы называете «народами» и которых вы хотите унифицировать. Мы союз разных народов – чеченцев, русских, евреев, чукчей, украинцев, понимаете, там не знаю, разных! 192 народа живет в России, и это не ряженые, одетые в костюмы, а это люди, которых объединяет их собственное переживание трагической истории, язык, религия и, как бы, любовь к родному краю, к родным пепелищам. Поэтому есть в России народы, для которых пропаганда гей-активизма является угрозой их этническому, историческому бытию. Таким, на мой взгляд, является чеченский народ. Это моя позиция.
А.Нарышкин
―
Когда комментировали публикацию в «Новой газете», Совет, который собирался в Чечне, принял вот эту резолюцию по поводу...
М.Шевченко
―
Я не подписывал эту резолюцию...
А.Нарышкин
―
Нет, хорошо.
М.Шевченко
―
...и не собирался подписывать.
А.Нарышкин
―
...По поводу возмездия. Это не угроза?
М.Шевченко
―
Это совершенно не угроза, это нормальная форма речи. Как говорят, на тебя падет божья кара – это в русском языке нормальная форма речи. Это не значит, что кто-то вас придет и убьет. Бог тебе за это воздаст, - говорит вам женщина, с которой вы ссоритесь, допустим. Понимаете? Что, это не было никогда в вашей жизни? Много раз бывало.
А.Нарышкин
―
То есть вообще когда из Чечни раздаются такие оскорбления, какие-то угрозы...
М.Шевченко
―
Вообще... Слушайте, вообще...
А.Нарышкин
―
...надо легче к этому относиться?
М.Шевченко
―
Мы не обсуждаем «вообще».
А.Нарышкин
―
Когда Касьянов появляется...
М.Шевченко
―
Мы не обсуждаем «вообще».
А.Нарышкин
―
...в прицеле в Инстаграме у Кадырова, то надо проще относиться?
М.Шевченко
―
Ну, ничего страшного. В интернете полно видеороликов...
А.Нарышкин
―
Фотожаб, да.
М.Шевченко
―
...где Кадыров появляется в прицеле, например, понимаете?
А.Нарышкин
―
Конечно, конечно.
М.Шевченко
―
В интернете меня оскорбляют, мне угрожают, поверьте... Вот, зайдите на сайт какой-нибудь там Девятого канала израильского...
А.Нарышкин
―
Спасибо. Спасибо.
М.Шевченко
―
...Там cursorinfo.co.il – там меня призывают убить, расстрелять, мою, значит, жену призывают убить, понимаете, мою семью, моих детей. Там требуют, чтобы меня Моссад уничтожил. Я не кричу, что «Ах, спасите меня!» Потому что господь нас хранит всех, понимаете? Меня, например. Вот, у меня такое отношение к жизни: «Да подумаешь! Нормальная полемика в современном мире. Ничего страшного. Это война».
А.Нарышкин
―
Журналистам «Новой газеты» и журналистам «Эхо Москвы», в адрес которых...
М.Шевченко
―
Я считаю конкретно...
А.Нарышкин
―
...тоже были угрозы.
М.Шевченко
―
...заявление богословов Чечни угрозой не является.
А.Нарышкин
―
А, это не угроза?
М.Шевченко
―
Да. Это из мухи вы сделали слона. Это нормальная формула речи оскорбленных людей, которая не является угрозой жизни. Она выражает крайнее возмущение и крайнее чувство боли, которую испытывают эти люди после того, как им навязали эту постыдную и уничтожающую их народ тему для публичного обсуждения.
А.Нарышкин
―
Ну, и это не призыв ни в коем случае для?..
М.Шевченко
―
Нет, это не призыв ни в коем случае.
М. Шевченко: Есть в России народы, для которых пропаганда гей-активизма - угроза этническому, историческому бытию
Вот, когда аятолла Хомейни сказал, что если Рушди оскорбляет Пророка, то он может быть приговорен к смерти, да, это была фактически санкция на убийство Салмана Рушди. Это можно обсуждать с точки зрения той войны, которую тогда вел иранский народ, является ли смерть Салмана Рушди в той ситуации какой-либо ценностью на фоне того, что миллионы иранцев были убиты в войне с Саддамом Хусейном, за спиной которого стоял Запад.
Но в данном случае чеченцы – это никакой не призыв к убийству, это просто боль и горечь оскорбленного чеченского народа.
А.Нарышкин
―
Журналист Максим Шевченко в эфире «Эха Москвы» и телеканала RTVi со своим особым мнением. Скоро вернемся. Оставайтесь с нами.НОВОСТИ
А.Нарышкин
―
Продолжается эфир «Эха Москвы» и телеканала RTVi. Максим Шевченко, журналист со своим особым мнением. Оставим публикации «Новой газеты», Чечню. Я вас понял – мы достаточно времени посвятили этой проблеме.Международный суд ООН в рамках иска Украины против России...
М.Шевченко
―
Хочу только сказать про себя, еще раз, завершая эту тему. Я никогда не выстраиваю с человеком отношения, исходя из его сексуальной ориентации...
А.Нарышкин
―
Это правильно.
М.Шевченко
―
...она меня просто не интересует. Но я не чеченец, я русский. Москвич...
А.Нарышкин
―
...Хорошо.
М.Шевченко
―
Родившийся в центре Москвы, коренной москвич. У меня, понимаете, другое культурное восприятие мира. А я вам объясняю, как видят мир чеченцы или даргинцы, или аварцы, или пуштуны, допустим. А вы полагаете, что люди одинаковы. А я вам говорю, люди разные. А вы считаете, что все одинаково переживают психические или культурные какие-то там фрустрации. А это не так.
А.Нарышкин
―
Хорошо. Я вас понял. Международный суд ООН в рамках иска Украины против России принял решение, согласно которому Россия в Крыму должна обеспечить соблюдение прав крымских татар и разрешить деятельность Меджлиса крымско-татарского народа*. Как быть конкретно с Меджлисом, который был в свое время признан экстремистской организацией прокуратурой, которую возглавляла Наталья Поклонская?
М.Шевченко
―
Ну, вам лучше позвать бывших членов Меджлиса, которые являются членами правительства, допустим, Крыма сегодня. Заура Смирнова, например. И спросить их, например. Там, допустим, Руслан Бальбек всегда был против Меджлиса, всегда был врагом. А многие члены Меджлиса являются сегодня чиновниками российскими, работают и учатся.Я считаю, что международный суд ООН... Я вообще не очень хорошо знаю, что это за организация такая, какой у нее статус, потому что я ни разу не слышал, чтобы какая-либо страна исполняла его решения. Я знаю международный трибунал по военным преступлениям в Гааге, где судили нацистские преступления, там, Милошевич судился и так далее, по бывшей Югославии был трибунал специальный. Но международный суд ООН – мне просто не понятно, кто судьи, как туда можно пожаловаться, и каким образом ООН, организация, в целом, консультативная может заставить кого-либо принять решение этого суда? И кто-либо когда-либо на Земле принимал решения этого суда?
Но так или иначе равно как требовать восстановления Меджлиса можно, допустим, потребовать в Америке восстановления какой-нибудь запрещенной Аболиционистской партии. Почему нет? Или требовать восстановления радикального крыла Ирландской Республиканской Армии.
А.Нарышкин
―
Я по-другому спрошу. Меджлис как структура, которая...
М.Шевченко
―
Или Сендеро Луминосо, допустим...
А.Нарышкин
―
Вот. Объясните мне, пожалуйста... Максим.
М.Шевченко
―
...Сендеро Луминосо в Перу. Почему ее можно запретить, а Меджлис нельзя запретить?
А.Нарышкин
―
Вы для себя понимаете Меджлис? Какие функции выполнял?
М.Шевченко
―
Я очень хорошо знаю Меджлис, лично знал его руководителей и Мустафу Джемилева, и Рефата Чубарова...
А.Нарышкин
―
Которым нельзя в России...
М.Шевченко
―
...многих региональных руководителей.
А.Нарышкин
―
...находиться.
М.Шевченко
―
Ну, я был всегда против того, чтобы лишать Мустафу Джемилева возможностей, как и Рефата Чубарова посещать свою родину. Я считаю, что это жестоко.
А.Нарышкин
―
Меджлис чем занимался?
М.Шевченко
―
Политической деятельностью, которая с точки зрения властей Российской Федерации в ситуации необъявленной войны с Украиной является деятельностью, угрожающей безопасности Российской Федерации. Возможно, если эта война прекратится...
А.Нарышкин
―
Это вы сейчас решение прокуратуры пересказали или свое собственное ощущение?
М.Шевченко
―
Это мое собственное ощущение, к которому я в итоге пришел. Я считаю, что в Меджлисе очень много достойных, порядочных людей. Я считаю, что Мустафа Джемилев совершил чудовищное политическое преступление перед своим народом, когда после разговора с президентом России Владимиром Путиным он не попросил у Путина, допустим, Крымско-татарской республики, земли, мест в муниципальных образованиях.
М. Шевченко: Когда отношения между Россией и Украиной установятся, возможно и восстановление Меджлиса
А.Нарышкин
―
А это когда, простите, разговор был?
М.Шевченко
―
А, вот, когда был разговор у них, телефонный был разговор как раз в мартовские дни 2014 года, который был организован при посредничестве Минтимера Шаймиева.
А.Нарышкин
―
То есть Джемилев упустил свой шанс?
М.Шевченко
―
Не свой! Наплевать на его личные шансы! Он получает гранты Евросоюза и является депутатом Рады. Стоял за ним... Он говорил как представитель 200-тысячного или 300-тысячного народа, который при Украине не был восстановлен в своих правах и который...
А.Нарышкин
―
Упустил шанс для своего народа.
М.Шевченко
―
Конечно!
А.Нарышкин
―
Хорошо.
М.Шевченко
―
Вот этот разговор мог превратиться в то, что полностью права крымско-татарского народа были бы восстановлены.
А.Нарышкин
―
Джемилев – фиговый дипломат.
М.Шевченко
―
Ну, почему? Он предпочел просто собственную синицу политическую в руке, как бы, журавлю для всего крымско-татарского народа. Он сделал крымско-татарский народ заложником собственных политических амбиций.Дальше, я считаю, что вина огромная руководства Крыма – Сергея Аксёнова и господина Полонского, министра информации, которые развернули травлю информационных политических структур крымско-татарского народа. Закрытие ATR (телеканала крымско-татарского), всего этого комплекса.
А.Нарышкин
―
То есть там, все-таки, с правами крымско-татарского народа не всё гладко?
М.Шевченко
―
Там не всё гладко с правами крымско-татарского народа.
А.Нарышкин
―
Хорошо.
М.Шевченко
―
Вы никогда не читали моих публикаций на эту тему, я так вижу?
А.Нарышкин
―
Нет, нет.
М.Шевченко
―
Ну, вам надо было бы подготовиться к программе.
А.Нарышкин
―
Слушайте, я не могу всё читать. Простите.
М.Шевченко
―
Там не всё так гладко, но руководство Меджлиса заняло откровенно враждебную позицию по отношению к России, что в ситуации необъявленной войны между Россией и Украиной делает Меджлис организацией, которая не может существовать на территории Крыма.
А.Нарышкин
―
За что и поплатились в итоге – лишением легального статуса.
М.Шевченко
―
Поплатилось руководство Меджлиса и еще достаточное количество крымско-татарских активистов, включая бизнесмена Ленура Ислямова, у которого забрали бизнес и который стал врагом и проповедником терроризма сегодня просто против Крыма.Я считаю, что, к сожалению, каждый из нас делает шаги, которые выводят его на тот или иной путь судьбы. Я думаю, что когда все эти отношения между Россией и Украиной установятся, возможно и восстановление Меджлиса, и возвращение, там не знаю, живого или праха Мустафы Джемилева. Я за то, чтобы Мустафа-бей увидел живым родину своих предков, я против того, чтобы изгонять какой-либо народ или его представителей с родины и запрещать им туда въезд.
Но пока идет эта ожесточенная риторика, пока там крымско-татарский батальон на Перекопе угрожает вторжением, а Ленур Ислямов в приступе безумия говорит, что у нас там тысячи сторонников, которые готовы подняться с оружием в руках за нас.
А.Нарышкин
―
Я просто не в курсе. Действительно, есть какой-то батальон, который стоит у границы, да?
М.Шевченко
―
Да, есть. На Перекопе стоит батальон с украинской стороны, которые взрывали линии электропередач. Вы не слышали тоже об этом?
А.Нарышкин
―
Про ЛЭП слышал, да. Я просто не слышал про батальон.
М.Шевченко
―
И как Ленур Ислямов в камуфляже позировал около взорванных этих вышек ЛЭП? Вы тоже не видели этого никогда, да?
А.Нарышкин
―
Слышал.
М.Шевченко
―
Ну, вот теперь посмотрите ради интереса.
А.Нарышкин
―
Не видел – слышал.
М.Шевченко
―
К сожалению, конфликт дошел до острых степеней, и я считаю, что он не должен отражаться на судьбе крымско-татарского народа. Меня заботит то, что его права в Российской Федерации в полной мере не восстанавливаются. Они в Украине саботировались украинской властью, потому что главное в правах крымско-татарского народа – это земельный вопрос.
А.Нарышкин
―
Кто должен сейчас заниматься правами крымско-татарского народа?
М.Шевченко
―
Я считаю, правами крымско-татарского народа должен заниматься президент России Владимир Путин, который лично...
А.Нарышкин
―
А почему он не занимается?
М.Шевченко
―
Это я не знаю. Он, очевидно, поручил местным властям. И посмотрим, в правительстве Крыма нету ни одного крымского татарина на министерском посту. Ни одного. В парламенте есть небольшая группа крымских татар.У меня есть полный список по муниципальным образованиям, по всем государственным политическим структурам. Доля крымских татар там мизерная просто! Такое ощущение, что поручение президента по восстановлению прав крымско-татарского народа, о якобы исполнении которого ему докладывают крымские власти, сознательно этими властями саботируется. Это могут вам подтвердить многие крымские татары.
Да этот списочек я вам готов предоставить для публикации, «Эху Москвы». Вот эту структуру, как бы, национальный состав руководящих работников современного Крыма.
А.Нарышкин
―
Без проблем. Договорились.
М.Шевченко
―
Он без комментариев говорит сам за себя. Сегодня же я вам его перешлю для публикации после эфира.
А.Нарышкин
―
Давайте, хорошо. Вернемся в Москву и в Петербург. Алексей Учитель пожаловался на Наталью Поклонскую в Думскую Комиссию по этике, потому что Поклонская ему продолжает мешать с фильмом «Матильда». Я знаю, что вы Поклонскую, ну, не очень любите, в частности, за вот ту историю с бюстом мироточащим Николая.
М.Шевченко
―
Нет, я не за это не люблю Поклонскую.
А.Нарышкин
―
Вот! Хорошо. Вопрос у меня следующий. Когда закончится вот эта вот вся история с Поклонской?
М. Шевченко: Народы важнее государства. А религия важнее народов
М.Шевченко
―
Ну, когда будет показан фильм «Матильда», пройдет широким показом в кинотеатрах и все его посмотрят. А история с Поклонской никогда...
А.Нарышкин
―
Поклонская признает, что не права, и уедет в Крым?
М.Шевченко
―
Нет, она не признает, что она не права – это ее религиозная вера. Она сектантка. Она, вот, как были во время...
А.Нарышкин
―
Подождите, а сектантка – это же плохо.
М.Шевченко
―
Ну, мы живем в свободной стране.
А.Нарышкин
―
Может, ее изолировать надо тогда?
М.Шевченко
―
Ну, вы хотите изолировать? Вы либерал?
А.Нарышкин
―
А, «в свободной стране». Вы только что говорили про чеченцев и про геев, которых надо...
М.Шевченко
―
Я не чеченец. Я не чеченец.
А.Нарышкин
―
А...
М.Шевченко
―
Я русский.
А.Нарышкин
―
Там отдельно?
М.Шевченко
―
Да, там отдельно, там другая культура.
А.Нарышкин
―
Там, как бы, не Россия.
М.Шевченко
―
Там...
А.Нарышкин
―
Ну, что? Ну, Максим, ну, я пытаюсь понять логику вашу.
М.Шевченко
―
Государства для меня имеют относительное значение. Народы важнее государства. А религия важнее народов.
А.Нарышкин
―
Хорошо.
М.Шевченко
―
Это мое отношение к миру.
А.Нарышкин
―
Судьба Поклонской как вам видится?
М.Шевченко
―
Да никакая. Вот, она будет сидеть до конца этой Думы вот этого созыва, сколько бы он там ни продолжался.
А.Нарышкин
―
И будут бюсты разные мироточить периодически?
М.Шевченко
―
И будут... Вот этот бред она будет множить и размножать. Сейчас она участвует в промоушене, в прокате, просто в рекламе проката фильма «Матильда», за что ей спасибо...
А.Нарышкин
―
Потом с Учителем поделит гонорар.
М.Шевченко
―
Это я не говорил, это ваша мысль.
А.Нарышкин
―
Ну, я предполагаю.
М.Шевченко
―
Нет, это неправильное предположение. Я не думаю, что она пойдет на это. Думаю, она искренний человек и она искренне хочет защитить память, как ей кажется, святого государя-императора от нападок.
А.Нарышкин
―
А он святой?
М.Шевченко
―
С точки зрения Русской Православной Церкви он святой...
А.Нарышкин
―
А с вашей?
М.Шевченко
―
...хотя, митрополит Николай Арзамасский, ветеран войны, герой Сталинградской битвы был тот, кто написал на бумаге о канонизации «Поддерживаю канонизацию новомучеников кроме 13-го пункта, кроме царской семьи. Митрополит Николай». Поэтому не было единогласного голосования на Соборе. Это владыка Николай (царство ему небесное) лично сказал мне в интервью, которое было опубликовано в «Независимой газете».Несколько епископов выступили против канонизации царской семьи, полагая, что это политически навязанная Русской Православной Церкви решение. Я думаю, что это именно так оно и есть. Это ошибка. Чем больше мы узнаем про эту историю, тем меньше этот человек видится святым.
Допустим, история с убийством Распутина. Феликс Юсупов и его любовник Дмитрий Павлович, великий князь, и там госпожа Палей, известная лесбиянка из их окружения и жена Феликса Юсупова – это убийцы, гомосексуалисты мужского и женского пола, которые убили Григория Распутина, в принципе человека, которого многие почитали старцем.
Царь помиловал убийц Распутина, открытых содомитов и гомосексуалистов, о чем Юсупов хвастался в своих мемуарах. Как этого человека можно считать святым, госпожа Поклонская, может объяснить только ваше религиозное фанатическое сознание.
А.Нарышкин
―
У нас меньше минуты с вами остается. Сегодня про Алексея...
М.Шевченко
―
Ну, это как один из примеров просто.
А.Нарышкин
―
Да. Сегодня...
М.Шевченко
―
Я уж не говорю о гибели там 4 миллионов людей, граждан Империи, подданных Империи, которых он бросил за британские и французские кредиты в пекло войны.
А.Нарышкин
―
Дональд Трамп в связи с атаками на сирийский аэродром и бомбой на территории Афганистана стал вызывать у вас больше уважения? Полминуты.
М.Шевченко
―
Ну, он мне кажется просто хитрым и наглым таким человеком, который работает на американский электорат. А у меня перестал вызывать уважение американский электорат. Люди, которые вчера ненавидели Трампа за его шевелюру, за манеру, за оскорбления женщин, сегодня ему рукоплещут и слезами радости заливаются, стоило убить сирийцев или бросить бомбу на афганцев, как он сразу стал кумиром. То есть американцы – настолько извращенные существа, что убийство других людей, которых они считают существами низшего сорта или которых они объявили исчадием зла...
А.Нарышкин
―
Это ваша трактовка.
М.Шевченко
―
Моя трактовка, безусловно. ...для них сразу Трампа делает симпатичным. Это та самая толпа, которая в Риме кричала Цезарю, сжигавшему христиан, «Аве, Цезарь!»
А.Нарышкин
―
Хорошо. Максим Шевченко, журналист в программе «Особое мнение». Спасибо и счастливо.* - деятельность организации запрещена в РФ