Купить мерч «Эха»:

Сэм Клебанов - Особое мнение - 2013-08-23

23.08.2013
Сэм Клебанов - Особое мнение - 2013-08-23 Скачать

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Здравствуйте. Это «Особое мнение», меня зовут Нателла Болтянская. Наш гость – Сэм Клебанов, генеральный директор компании «Кино без границ». Здравствуйте.

С.КЛЕБАНОВ: Здравствуйте.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: И вы знаете, прежде, чем мы начнем говорить на другие, актуальные темы, я, все-таки, хотела вас попросить несколько слов сказать о Вадиме Юсове. Возможно, вы вместе и не работали, но вообще человек, который за кадром – он, ведь, наверняка, делает кино.

С.КЛЕБАНОВ: Конечно. Вообще оператор для кинематографа – это одна из ключевых фигур, он отвечает за визуальный язык фильма. Но, как правило, операторы все равно остаются в тени, потому что обычно зрители знают актеров, идут на фильмы с полюбившимися актерами, реже режиссеров, вспоминая просто «От создателя того-то», да? Но вот когда на афишу фильма ставят оператора большими буквами, это такого практически не бывает никогда. Но как раз Вадим Юсов – это одно из немногих исключений. Все-таки, это оператор, которого знаю. Ну, потому что, во-первых, это был постоянный оператор Андрея Тарковского. И, в общем-то, их воспринимали как такой, творческий тандем.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Дуэт, да.

С.КЛЕБАНОВ: Да. Ну и он работал с многими другими выдающимися режиссерами, например, с Григорием Данелия фильм «Не горюй» он снимал. В общем, это был легендарный человек, один из столпов советской, российской операторской школы. А если как раз в чем-то российское кино находится на уровне мирового, может конкурировать и не уступать, то это как раз в том, что касается операторов. Российские операторы очень ценятся, и Вадим Юсов помимо того, что он был сам оператором, он был еще и, по-моему, заведующим Кафедрой операторского искусства во ВГИКе.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну, то есть создатель школы.

С.КЛЕБАНОВ: Да, создатель школы. И у него училось очень много людей. Например, сейчас вот люди как-то в интернете, в Facebook отзываются на его смерть. Я вдруг узнал, что английский оператор Крис Марис, с которым я работал, который был оператором-постановщиком на фильме, который я продюсировал, он пишет «Скончался мой мастер». То есть его ученики есть во многих странах, и это, действительно, легендарный человек. Это, конечно, очень жаль, потому что вот так постепенно мы видим, как на наших глазах исчезает эпоха, как от нас уходят великие.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Уходят наши легенды, да.

С.КЛЕБАНОВ: Да. Да.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Светлая память ему. Напомню, Сэм Клебанов у нас в гостях. Ну а теперь мы начнем, так сказать, предъявлять претензии лично вам.

Вот, пожалуйста. «Наезды на трекеры свободного интернета не делают вам чести. Не для того созданы произведения искусства (внимание), чтобы на них наживались перекупщики прав на трансляции».

С.КЛЕБАНОВ: Ну, я, в общем-то, знал, что большая часть эфира, большая часть вопросов будет посвящена пиратству. Это очень такая, актуальная тема. Это моя тема, я на нее люблю говорить и мне есть, что сказать.

Почему-то люди, которые предъявляют мне претензии, они исходят из того, что кто-то обязан за свой счет бесплатно их развлекать, что кино должно быть для них таким, бесплатным удовольствием.

Дорогие друзья, вам никто бесплатного кинематографа никогда не обещал, да? Коммунизм – он не построен и, скорее всего, его не построят. Кино – это индустрия. Оно стоит больших денег. Я просто сейчас... Извините, я говорю такие прописные истины. Но каждая дискуссия, которая у меня начинается, там, в Facebook, еще где-то, она всегда приходит к тому, что я понимаю...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: А поделитесь с тезисами.

С.КЛЕБАНОВ: Да, делюсь тезисами. Кино вы смотрите, да? Люди мне говорят «Мы смотрим кино без вашего участия. Вы нам не нужны как дистрибьюторы». Нет. Вы смотрите кино с моим непосредственным участием, даже если вы ничего не платите, потому что я уже за эти фильмы заплатил и многие другие дистрибьюторы.

Кино снимается, потому что кто-то за него платит, потому что это реально фильм стоит снять от нескольких сотен тысяч до нескольких десятков миллионов долларов. Кто-то эти деньги должен вложить. Эти деньги вкладываются под некий бизнес-план, где должен быть возврат. Часто, кстати, деньги вкладываются под то, что дистрибьюторы типа меня покупают еще не снятый фильм. То есть мы покупаем фильм, заключаем договора, зная, что будет фильм, и продюсер может под эти договора, показав их банку, взять кредиты. Это работает система финансирования и система распределения рисков. Мы все несем риски.

Видел я фильм, покупаю я его на стадии, когда он не снят, или на стадии, когда он снят, я плачу деньги вперед. Я не знаю, заработаю я или нет. Но благодаря этому, крутится вся машина.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вы должны то, что называется, отбить?

С.КЛЕБАНОВ: Конечно, я должен отбить. Далее мы пытаемся отбить разными способами. Мне говорят «Ты против прогресса». Нет. Я как раз за то, чтобы люди смотрели в сети фильмы онлайн, я сам подсел на это дело. И все наши фильмы, которые мы пытаемся блокировать, они все есть в онлайн, в легальном доступе. Причем, цены очень небольшие. Ну, на некоторых ресурсах это стоит, например, 39 рублей посмотреть фильм в HD-качестве.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Так это ж дешевле, чем билет в кино.

С.КЛЕБАНОВ: Это на порядок дешевле, чем билет в кино. Они могут стоить дороже, например, если фильм – новинка. Если он идет проверенно с кинопроката, он может стоить 300 рублей, но вы можете всей семьей сесть перед большим экраном телевизора дома и посмотреть его в том же HD-качестве по цене одного билета в кино всей семьей.

А фильмы, которые уже прошли в прокате, они стоят от 39 рублей. На каких-то ресурсах, на iTunes, где наши фильмы есть, они могут стоить 69. Но, в общем, все это достаточно...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Да можно и до нуля.

С.КЛЕБАНОВ: Да. Достаточно небольшие деньги. Есть фильмы, кстати, которые... Вот, мы сегодня только открыли права для бесплатного просмотра на фильм «Шальные деньги», потому что мы выпускаем сиквел на следующей неделе, он есть на нескольких ресурсах (там, Megogo, TVZavr). Там просто идет реклама. То есть существует множество легальных моделей просмотра фильмов в интернете от бесплатно с рекламой до...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Сэм, а скажите, пожалуйста. Человек, который не ставит своей идейной, идеологической, если хотите, задачей сделать то, что... Забыла, как зовут автора этого вопроса. Вот, вы хотите деньги получить? Фигушки вам. С помощью знаний, с помощью технического прогресса может наплевать на вас?

С.КЛЕБАНОВ: Конечно, может. Понимаете, так же, как можно... То есть обойти закон и обойти преграды могут все. Любой человек может, зайдя в супермаркет, незаметно положить Сникерс в карман и выйти с этим Сникерсом из супермаркета и, скорее всего, не поймают.

Я постоянно вижу, как люди перепрыгивают через турникеты в метро. Это тоже довольно сложно – это не требует какой-то особой физической подготовки. Люди постоянно пытаются получить бесплатно то, за что надо платить деньги. Но благодаря тому, что, все-таки, 99% за метро платят, мы имеем в Москве метрополитен и в других городах. А также мы имеем супермаркеты, потому что люди, все-таки, идут в кассы и платят там деньги. Иначе нам пришлось бы ездить с бидончиком на ближайшую ферму, чтобы купить молока.

И люди говорят «Мы не хотим платить перекупщикам, мы хотим платить напрямую режиссерам». Дорогие товарищи, тогда вам придется платить не только режиссерам – актерам, постановщикам декораций, операторам, осветителям, гримерам. Там десятки...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Хотите сказать, что Клебанов берет оптом?

С.КЛЕБАНОВ: Я плачу... Знаете, это система, да. Я плачу продюсеру. Продюсер платит зарплату всем этим людям, потому что он получил деньги от дистрибьютора. Дистрибьютор тоже платит зарплату своим сотрудникам, и нам нужно получать как-то деньги со зрителя.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вот на этом месте мы сделаем паузу. Я напомню, Сэм Клебанов, президент компании «Кино без границ». Мы продолжим буквально через минуту-другую.

РЕКЛАМА

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Сэм Клебанов, я напомню, наш гость. И много очень вопросов связано с антипиратской вашей деятельностью. В частности, мол, что это вы тут защищаете российское кино, будучи сами гражданином Швеции, да? И вообще еще один вопрос на эту же тему, что, мол, чем больше пиратов увидит, тем больше людей узнают о фильме и вы препятствуете... Понятно, да?

С.КЛЕБАНОВ: Вы знаете... Да. У меня про пиратство периодически разгорается дискуссия, например, в моем Facebook. И у меня очень много друзей, там десятки, может быть, больше сотни друзей, которые вообще непосредственно занимаются созданием кино: режиссеры, актеры, сценаристы, каскадеры, продюсеры, естественно. И я пока не слышал, чтобы кто-то из них написал мне «Действительно, Сэм, не мешай людям смотреть наше кино». Почему-то вылезают какие-то постоянно персонажи очень странные, которые ничего не понимают ни в киноиндустрии, ни вообще в основах экономики и начинают мне говорить «Почему ты мешаешь нам напрямую коммуницировать с авторами, смотреть его кино?»

Еще раз говорю, для того, чтобы кино было, кто-то должен за него платить. Можно, конечно, сказать «Давайте мы не будем платить». Я недавно общался с одной девушкой, интеллектуальной девушкой довольно левых взглядов, которая сказала мне «Нет, в наше время никто не должен ни за что платить». Я говорю «А за какие деньги кино снимать?» Она говорит «Ну как? За деньги от эксплуатации недр». Так вот мы получаем то, что, в общем-то, было в Советском Союзе, то, к чему мы движемся сейчас. Потому что если кино не будет бизнесом, если там не будет рынка, то кино тогда полностью будет под управлением государства, потому что деньги от эксплуатации недр находятся в руках государства. Тогда вы должны понимать, что, о’кей, вы за кино платить не будете, оно будет сниматься на деньги государство, но государство в лице министра Мединского и прочих будет диктовать вам, что смотреть. То есть это будет не рынок, когда вы как зрители голосуете рублем за те фильмы, которые вам понравились, а это будет такое государство, которое определяет ваш вкус. Или это будут капризные олигархи.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Но извините, а в случае с вами мы идем за вашим вкусом.

С.КЛЕБАНОВ: Правильно, да. Но я не один.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Мне нравятся фильмы имени вас. Но есть куча людей, вон, пишут «Да фигню вы снимаете».

С.КЛЕБАНОВ: Совершенно верно. Но это открытый рынок, да? Вы можете завтра, любой из тех, кто пишет мне, возмущается, может взять, заложить свою квартиру как я когда-то это сделал, потому что я создавал компанию свою кинопрокатную за деньги от проданной в Москве квартиры. Пожалуйста, продайте свою квартиру, создайте кинопрокатную компанию и привозите те фильмы, которые нравятся вам. Или ходите смотреть фильмы других компаний, да?

Моя компания имеет на рынке, может быть, полпроцента доли. Мы небольшая независимая компания. Компаний много, выбор огромный. Смотрите все, что угодно, именно потому, что существует свободный и независимый рынок.

Ну а когда мне говорят, что я там гражданин Швеции, да? Ну, во-первых, Россия – часть мирового пространства. Во-вторых, знаете, гражданство – такая вещь... Это всё стечение обстоятельств. Когда-то я, действительно, уехал в Швецию. И, знаете, как я потерял из-за этого гражданство, да? Я мог бы даже его сохранить, если бы я не начал заниматься бизнесом с Россией где-то там в начале 90-х, в середине 90-х.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Тогда удобнее было.

С.КЛЕБАНОВ: Даже не то, чтобы удобнее. Знаете, я когда уехал, мне в Швеции... Да, я же уехал из Советского Союза еще. Мне дали такой серенький паспорт иностранца, где в графе «Гражданство» было написано «Гражданство неизвестно». Ну, потому что страны больше не было.

Потом я получил шведское гражданство, что было намного удобнее, чем иметь неизвестное, и начал ездить в Россию. А потом мне в посольстве России сказали «Слушай, вот, мы тем, кто уехал из Советского Союза, требуем: или возьмите русский паспорт, или не ездите, мы вам не дадим визу. Или...»

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Сэм, очень короткий ликбез. Вот, в Швеции или в Греции, или, не знаю в «гдеции», работает такого плана закон?

С.КЛЕБАНОВ: Такие законы есть в разных странах. Они разные. Я не говорю, что российский закон идеален. К нему очень много претензий, там в том числе по механизму блокирования по IP-адресам. Но законы разной степени жесткости есть во многих странах.

Например, в Швеции посажен на 2 года основатель крупнейшего мирового пиратского сайта Pirate Bay. И, в общем-то, сайт Pirate Bay был вынужден из Швеции уйти.

Во Франции существует такой закон HADOPI, правило трех предупреждений, который очень эффективно сокращает пиратство. В Германии за каждый случай скачивания с торрентов (а, ведь, скачивание с торрента там еще связано и с тем, что раздаешь на торрентах) штраф то ли 300, то ли 400 евро. Небольшой, но чувствительный штраф.

И, в общем-то, я считаю, что тренд такой, что в мире пиратство уменьшается, потому что действуют 2 фактора. С одной стороны, некие ограничительные меры, в разных юрисдикциях они разные. В Штатах тоже существуют. Там есть закон, но там есть еще более жесткое объединение основных всех провайдеров, которые сами отслеживают, чтобы не было пиратства и, там, высылают предупреждения, снижают скорость интернета у тех, кто злоупотребляет. И второй фактор, который еще более важен, это наличие удобных и недорогих легальных сервисов.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Да, вот это, кстати, очень важно.

С.КЛЕБАНОВ: Когда в Швецию пришли, вообще в Скандинавию пришли сервисы Netflix и iTunes, видеопиратство снизилось в 4-5 раз при том, что Швеция (ну, шведы – такие, законопослушные люди) была одной из самых пиратских стран мира – там и Пиратская партия прошла в Европарламент.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну хорошо. А, может быть, прежде, чем принимать какие-то законы, имеет смысл озаботиться удобством?

С.КЛЕБАНОВ: Это уже есть. Понимаете, вот, мы прославились тем, что мы первыми подали иск по новому закону. Интересно, кстати, что иск не приняли, но он сработал просто потому, что на сайте Вконтакте этих фильмов больше нет. То есть даже сам факт неудачной подачи иска сыграл в нашу пользу.

Так вот все фильмы, которые мы пытаемся заблокировать, они все есть на легальных ресурсах. В общем-то, это наша позиция. Мы не пытаемся запретить наши фильмы в сети, если у нас нету легальной альтернативы.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ильяс задает вопрос: «Не кажется ли вам, что принятый антипиратский закон в сети – это в большей степени лоббирование интересов иностранных, а не защита прав отечественных режиссеров? Потому что скачивают, в основном, зарубежные фильмы. И почему же американские и мировые селебрити выступили в защиту Megaupload?»

С.КЛЕБАНОВ: Значит, по поводу защиты чьих прав. Ну, если вы знаете, первый сайт, который закрыли, по-моему, он называется freesharing.org, я не помню точно (не будем делать ему рекламу). А, вот у меня листочек.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну и не надо. И не делайте.

С.КЛЕБАНОВ: Да. Так вот первый сайт, который закрыли, был закрыт по заявлению от ЗАО «Дирекция кино» в связи с тем, что там были российские как раз фильмы и сериалы «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Адмирал», «Любовь под прикрытием» и так далее. Но если мы говорим о каких-то законах, они едины для всех, да? И для российских, и для иностранных производителей.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Хороший комментарий: «Гуттенберг был сукин сын, разорил монахов-переписчиков? Так?»

С.КЛЕБАНОВ: Нет. Гуттенберг создал новую индустрию. И, в общем-то, опять же говорю, я не луддист, я не хочу запретить кино в интернете. У меня сейчас полкомпании работает на то, чтобы в интернете наше кино было в достойном качестве. Зайдите на iTunes – там наши фильмы появляются.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Хорошо. Еще такой вопрос. Не кажется ли вам, что подобные меры приведут только к увеличению уровня пиратов?

С.КЛЕБАНОВ: Нет. Не кажется. Потому что, опять же, мировой опыт показывает: когда пиратство становится неудобным, ну, просто потому, что ты пошел на сайт какой-то, начал чего-то закачивать, потом появляется надпись «Фильм удален по обращению правообладателя» и еще что-то происходит, да? И тебе на каждом шагу говорят, что это воровство. При этом ты можешь зайти, подойти к своему телевизору СмартТВ, там у тебя будет множество приложений уже встроенных в телевизор. Сейчас гигантскими темпами развивается именно рынок приложений для СмартТВ. Я вот у себя дома, в Швеции, я просто уже... Я не знаю, у меня лежит огромное количество нераспечатанных Bluray и DVD, но я с удовольствием просто захожу на Netflix или еще какие-то приложения, и просто включаю, у меня тут же на экране появляется. Или заплатив подписку небольшую, или просто заплатив, там не знаю, полтора доллара, посмотреть фильм... Ну, зачем тогда пиратить?

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну, давайте теперь о произволе, о котором вы уже сказали. Режиссер Миндадзе сдвинет время действия в своем будущем фильме, дабы снять претензии Министерства культуры.

С.КЛЕБАНОВ: Ой...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну что, что, что?

С.КЛЕБАНОВ: Не, ну это какое-то безумие, потому что вот как раз то, о чем мы говорим, да? Когда государство начинает диктовать, что снимать и что смотреть, вот мы получаем, что, в общем-то, какое государство, такое и кино, да? Как российское государство (я думаю, никто не будет со мной спорить) далеко очень от идеалов демократии, и такие права на свободу слова и свободу творческого самовыражения, которые гарантированы Конституцией, они здесь достаточно условны (ну, скажем, ограничены несколько), то вот мы имеем такой результат.

С фильмом Миндадзе произошла, конечно, дико неудобная история, потому что... Я просто знаю этот проект, он давно создавался. Это российско-немецкий проект, который поддержала российско-немецкая киноакадемия, которая была специально создана для того, чтобы такие совместные проекты между двумя странами поддерживать. Я вообще хорошо знаю продюсера с немецкой стороны, Симону Бауман, которая прекрасно говорит по-русски, она очень хорошо знает русскую историю, училась здесь.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну хорошо, давайте, все-таки, к...

С.КЛЕБАНОВ: Да. Это, в общем, такой, серьезный проект. Там было уже обеспечено финансирование с немецкой стороны, подтянуты большие немецкие звезды. Потом Фонд кино, который должен поддерживать, переформатировали, все передали в Министерство культуры. Министерство культуры передало это на рассмотрение экспертов, которые поддержали проект. Вдруг выяснилось, что, в общем-то, Министерству культуры эксперты не указ, потому что... Вот, ведь, Мединский – он же великий историк и он печатал множество книг. Я читал просто там его высказывания в Википедии. Не знаю, так или нет, но вот в Википедии приводится его цитата «В исторической науке важны не факты, а любовь к родине».

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Да.

С.КЛЕБАНОВ: Поэтому... Что такое любовь к родине? Каждый ее трактует по-своему.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Но знаете что, Сэм? Вот, все-таки, возвращаясь к предыдущей теме и объединяя ее с возможностью или невозможностью произвола, недавняя, пожалуйста, история режиссера Гарри Бардина, который получил отказ от Минкульта. И в интернете за 2 дня, что ли, ему собрали сумму, вдвое большую, чем ему нужно.

С.КЛЕБАНОВ: Да. Это вообще очень интересное явление, оно очень такое. Оно новое.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Рублем проголосовали?

С.КЛЕБАНОВ: Да. Да. Оно новое, оно очень важное. Это так называемый краудфандинг, когда люди сами могут дать деньги на тот фильм, который они хотят увидеть в будущем. И, в общем-то, это работает. Но я бы не сказал, что краудфандинг...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Но вам это не выгодно?

С.КЛЕБАНОВ: Нет, почему? Это очень хорошо. В общем-то, я имею и продюсерский опыт, да? И сейчас бы я, наверное, тоже бы попробовал этим воспользоваться. Потому что краудфандинг, как правило... Ну, вот, случаев, когда полностью фильм был финансирован через краудфандинг, ну, их считанные единицы на весь мир.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: А чего, мало дают?

С.КЛЕБАНОВ: Ну, понимаете, дать денег на фильм, которого вы еще не видели, который, может, вы хотите увидеть, ну... Не так сильна мотивация, да? Можно собрать на фильм иногда несколько сотен тысяч долларов. Это, кстати, очень приличные деньги. Даже если несколько десятков тысяч долларов, любой продюсер скажет, что когда он работает над фильмом, если он может получить дополнительные деньги, это просто счастье. Просто это вряд ли вытеснит, точнее точно не вытеснит традиционную систему, ну, просто потому, что, во-первых, это работает с теми, кого уже по каким-то причинам кто-то знает, да? Гарри Бардин – понятно, в общем-то, ему есть, что предъявить зрителю.

А молодому режиссеру – ему сложно убедить вот этот крауд, вот эту толпу людей, которые должны давать деньги, что ему надо дать деньги. Ему проще убедить продюсера и несколько инвесторов, показав им историю и так далее. Они прочитают этот сценарий, они подумают о нем и они поверят в него.

Убедить весь мир довольно сложно. Но, в общем-то, это такое, растущее направление. И довольно много сейчас фильмов независимых снимается, где какой-то процент бюджета через это собирается. Там в (НЕРАЗБОРЧИВО) чуть ли не больше половины фильмов уже имеют...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: То есть этот камень нужно уже столкнуть с горы, а потом будет легче. Я правильно вас понимаю?

С.КЛЕБАНОВ: Что вы имеете в виду?

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну, вот, когда начинается сбор денег?

С.КЛЕБАНОВ: Да, конечно, да. Когда уже есть первые деньги и даже то, что появился этот краудфандинг, такие, серьезные инвесторы (потому что все равно они нужны для фильма, да?), они понимают «О’кей, к фильму уже есть интерес. Фильм еще не снят, а люди уже готовы давать деньги».

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну вот давайте вернемся теперь к Миндадзе. На ваш взгляд, что было бы проще в данной ситуации? Не искать условно госфинансирования, а обратиться к вам, например? М?

С.КЛЕБАНОВ: Ко мне?

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Угу?

С.КЛЕБАНОВ: Ко мне довольно сложно обратиться. Ко мне можно обратиться, да.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Но сложно.

С.КЛЕБАНОВ: Ко мне можно обратиться, но, опять же, в индустрии сейчас денег мало просто потому, что, опять же вам говорим, потому что индустрия несет убытки от пиратов.

Мне кто-то сейчас пишет тоже в связи с эфиром «Вот, вы выпускаете фильм «Шальные деньги» через год после мировой премьеры. Что же вы так плохо работаете?»

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Действительно.

С.КЛЕБАНОВ: Ну, потому и работаем, что денег мало. Мы выпускаем как раз...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Пираты сперли.

С.КЛЕБАНОВ: Конечно, нам пираты портят бизнес, потому что даже, например, телеканалы сейчас меньше платят за фильмы. Говорят «Зачем нам платить за фильмы большие деньги, когда все их смотрят пиратским образом?» То есть мы, наконец, заплатили за фильм и теперь его выпускаем. Ну вот когда заплатили, тогда и выпускаем. Вот.

Конечно, он может попробовать сделать краудфандинг. Я бы на его месте попробовал бы это сделать, независимо от результатов того, что будет в Министерстве культуры. Просто Министерство культуры своим таким, странным решением создало фильму потрясающую рекламу.

Понятно, что речь идет о довольно больших деньгах, и не факт, что он их соберет. Вот, Гарри Бардину собрали несколько сотен тысяч рублей. А Миндадзе – я не знаю, о каких деньгах. Может быть, ему нужен... Скорее всего, ему нужно, ну, порядка миллиона долларов. И, в общем, такие деньги в России, насколько я знаю, еще никто и никогда не собирал краудфандингом.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Но вы считаете, что имеет смысл попробовать?

С.КЛЕБАНОВ: Это будут дополнительные деньги, это всегда хорошо.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Я напомню, что наш собеседник – Сэм Клебанов. Мы продолжим буквально через несколько минут. Это программа «Особое мнение» в эфире «Эха Москвы» и телеканала RTVi.

НОВОСТИ

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Это особое мнение Сэма Клебанова в эфире «Эха Москвы» и телеканала RTVi. Станет ли актер Вентворт Миллер, отказавшийся от посещения петербургского кинофестиваля, примером и для других звезд шоу-бизнеса и политических деятелей зарубежья? Насколько реален и поддерживается ли вами такого рода бойкот России в качестве протеста против дискриминации секс-меньшинств?

С.КЛЕБАНОВ: Ну вот мы пришли к теме, без которой в наше время никак нельзя.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Это не единственная тема.

С.КЛЕБАНОВ: Нет, конечно, это такое, громкое событие. И таких событий будет все больше, да? Но Вентворт Миллер под это дело сделал еще такой каминг-аут, да? Но, в общем-то, это будет происходить не только от актеров, спортсменов, вообще звезд так называемой нетрадиционной ориентации. Это будет происходить от всех, потому что те же самые шведские спортсменки... Вот, я был тогда в Швеции, где все радиостанции, все каналы показали их жест и к ним все очень уважительно отнеслись за то, что они так сделали. Они сами не представительницы ЛГБТ-сообщества. Но я думаю, пример Миллера и шведок будет подхвачен.

Вот, дело в том, все-таки, что западное общество построено вокруг некоторых ценностей, которые люди разделяют. И, вот, уважение к меньшинствам – это одна из таких фундаментальных ценностей, вокруг которых есть такой, очень широкий консенсус. И, вот, когда меньшинства начинают притеснять, то, в общем-то, это вызывает такую бурную реакцию. Это вот и актер не приезжает, и, естественно, все больше разговоров про бойкот Олимпиады. Я читаю Twitter Александра Барда, известного певца, музыканта, поэта группы Army of lovers. Он просто каждый день что-то про это пишет. Так что все это будет продолжено и, в общем-то, я...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вас спрашивают, когда вы будете снимать фильм, ну, там, про одного из кандидатов в мэры Москвы?

С.КЛЕБАНОВ: Ну, я, все-таки, пока сконцентрирован на дистрибьюции. Если кто-то этот фильм снимет, я с удовольствием его покажу.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ага. То есть вы, все-таки, готовы это сделать?

С.КЛЕБАНОВ: Я, мне кажется, догадываюсь, о каком кандидате идет речь. Тут, по крайней мере, есть один кандидат, вокруг которого можно выстроить очень крутую историю, который очень кинематографичен. Остальные – они как-то, вот, не тянут на киногероев.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: «Назовите 3 фильма, которые вы рекомендуете посмотреть всем, кто хочет понять, что такое авторское кино».

С.КЛЕБАНОВ: Ох.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вот скоро один из кандидатов придет – может, ему что-то посоветуете.

С.КЛЕБАНОВ: Это я отдельно посоветую, да. Но я могу сказать... Даже не знаю, как, вот, стоишь перед огромным морем фильмов, за что схватиться.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Три.

С.КЛЕБАНОВ: Три. Хорошо. «Семь самураев», «Седьмая печать».

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Один.

С.КЛЕБАНОВ: «Идиоты» Ларса фон Триера.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Принято.

С.КЛЕБАНОВ: Но при этом если вы меня спросите через 5 секунд, я назову 3 других фильма.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: И это понятно. Так. «Антипираты пилят бюджет своих спонсоров. Прямой вопрос Клебанову: есть ли в России свободный рынок киноиндустрии?»

С.КЛЕБАНОВ: Ну, как раз рынок киноиндустрии в России довольно свободен. Я занимаюсь этим бизнесом с 1995 года. Я, в общем-то, не сталкивался ни с какими ограничениями. Есть несвобода, вызванная некоей монополизацией рынка. Но это, в общем, нормальные такие экономические процессы. Но как раз государство минимально в это вторгается пока что, и, в общем-то, рынок свободен. Любая компания может купить любой фильм, выпустить его. Все, в общем-то, зависит от спроса зрителей.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Несколько вопросов по поводу качества. Вот, например, один вопрос, почему импортные фильмы с таким скверным качеством дубляжа.

С.КЛЕБАНОВ: Ну, к сожалению... Я просто сам предпочитаю смотреть фильмы с субтитрами. К сожалению, в России сложились традиции дубляжа. Ну почему? Есть студии, мы там работаем. Мы тоже периодически дублируем фильмы с Мосфильмом. Они очень хорошо это делают. Но мы... Во-первых, есть много небольших студий, которые делают это за небольшие деньги и с не тем качеством, как делают лучшие компании, занимающиеся дубляжом. Плюс мы, все-таки, стараемся все наши фильмы, если мы их дублируем даже, выпускать в двух версиях – в дубляже и с субтитрами. Ну и в интернете они тоже появляются в двух версиях.

Кстати, возвращаясь к вопросу, что бы еще я посоветовал посмотреть одному из кандидатов. Вот, вы сказали, что придет Алексей Навальный. Вот, ему лично (надеюсь, он услышит меня) я хочу посоветовать посмотреть фильм чилийский Пабло Ларрейна под названием «Нет». Это прям пособие для оппозиции, как надо выигрывать выборы. Это история о том, как чилийские пиарщики придумали кампанию, благодаря которой Пиночет проиграл выборы. Она просто должна войти... Вот, просмотр этого фильма должен стать просто ежедневным, мне кажется, упражнением для любого политика.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: А вот скажите, пожалуйста. Упоминает Андрей из Казани (я, к сожалению, не в материале), Зак Брафф собрал 2 миллиона долларов на свой фильм «Wish I Was Here» через краудфандинг. Было такое дело?

С.КЛЕБАНОВ: Кто собрал?

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Зак Брафф.

С.КЛЕБАНОВ: Знаете, я не знаю про все случаи. Наверняка... Ну, во-первых, это было не в России, да? Я сказал, что в России никто еще не собрал таких денег. Единичные случаи, когда можно собрать полностью бюджет фильма, они, безусловно, есть. Если кто-то скажет «Давайте мы соберем полностью бюджет фильма, после этого я выложу в свободный доступ», имеет полное право.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну, вот, вам тут предлагают «Нужно 30 минут бесплатного просмотра, чтобы понять, стоит ли или не стоит ли».

С.КЛЕБАНОВ: Ну, 30 минут не 30 минут...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: 3 минуты трейлер – нормально. (смеется)

С.КЛЕБАНОВ: Знаете, это есть разные. Может быть, мы сделаем... Когда мы сделаем свой ресурс, мы, может, дадим там 5 или 10 минут бесплатного просмотра. Конечно, надо давать пользователю возможность выбрать. Мы работаем с существующими уже там сайтами, и у них свои правила, сколько давать бесплатно. Я бы давал бы, по крайней мере, минут 5-10 точно.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Хорошо. Как вы прокомментируете запись Антона Носика о том, что права при покупке контента действительны только в одной стране, а при перемещении в другую фильм на мобильном устройстве удаляется. Это неправильно?

С.КЛЕБАНОВ: Знаете, там есть множество еще таких несовершенных моментов в законодательстве. В общем-то, мне самому многое не нравится. Но если вы скачали фильм в свое вечное пользование, то вы можете, конечно, его смотреть в оффлайне где угодно. То есть, пожалуйста, вы можете купить его на сайте, где есть скачивание, и смотреть.

Я, действительно, считаю, есть некоторая проблема (и мы как-то пытаемся ее решить) с тем, что, в общем, люди в наше время очень много перемещаются. У меня есть аккаунт на каком-нибудь легальном сервисе. Вот, например, в Швеции я подписан на Netflix. В России его, к сожалению, нет. И когда я нахожусь в России, я, например, смотрю «Breaking Bad» (он у меня там есть на Netflix), в России я не могу его смотреть просто потому, что я не там, да?

Компания Apple через iTunes поступает по-другому. Ты там регистрируешь свой аккаунт через кредитную карту. И где бы ты ни находился, если твоя кредитная карта зарегистрирована в России, то ты можешь смотреть.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: То ты уже клиент.

С.КЛЕБАНОВ: Мне это кажется более правильным, и я всячески лоббирую это. Пока что большинство сервисов блокируют по месту нахождения. Но если вы скачали себе легально фильм, можете смотреть его где угодно – он не будет автоматически удаляться.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вы знаете что? Я вам не могу не задать вопрос, который не имеет никакого отношения к кинематографу, но с вашей позицией по пиратству и антипиратству мне интересно услышать ваше мнение на этот счет.

Вот история с «Гардиан», которая под воздействием британских властей решила, что она не будет печатать материалы. связанные со Сноуденом. Опять же есть желание власти и есть права потребителей, потребителей информации, в частности, в «Гардиан», мы с вами. Кто прав, кто не прав?

С.КЛЕБАНОВ: Ой, вы знаете, это сложный вопрос, связанный там и со...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Скажите, что правы британские власти.

С.КЛЕБАНОВ: Ну, сложный вопрос и со Сноуденом, и с Викиликс, да? Конечно, у граждан есть право получить информацию. Но вообще-то у граждан тоже также есть еще спрос на свою безопасность. И граждане платят свои налоги и требуют от государства, чтобы оно предохраняло их от всего, в том числе и от террористических атак. И, естественно, в наше время, когда огромное количество, практически большинство коммуникаций идет через интернет, в общем-то, мы должны быть готовы к тому, что этот интернет кто-то контролирует. Когда мы пишем какое-то письмо, скорее всего, никто не прочитает, но мы должны понимать, что если вдруг кому-то понадобится, если вдруг мы попадем под подозрение, это письмо из какого-то архива извлекут.

Все-таки, обратите внимание, что на Западе происходит, в общем-то, в Америке произошло очень мало терактов после 11 сентября, хотя желающих совершить их было сколько угодно.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Потому что наступили на свободу личности, так вы хотите сказать?

С.КЛЕБАНОВ: Ну, потому что произошло некоторое вторжение в эту сферу. Тем не менее, все-таки, речь идет о демократических государствах, где, насколько я знаю, за инакомыслие никого не преследуют. Вы можете сколько угодно ругать Обаму, вы можете хоть каждый день, вас будут приглашать даже с удовольствием на...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Поругать Обаму?

С.КЛЕБАНОВ: Да. Куда-нибудь на Foxnews и, там, на соответствующие ресурсы. Но, в общем, тут есть некие балансы. Тот же Сноуден, наверное, он что-то открыл американцам глаза на какие-то нарушения, но при этом он, все-таки, раскрыл некоторые секреты, как занимаются американские службы разведки. И, в общем-то, он нанес ущерб американской национальной безопасности так же, как и нанес ущерб Брэдли Мэннинг. Вот, он выложил там 750 гигабайт информации. Он их даже сам не читал (эти 750 гигабайт), их никто еще не прочитал целиком.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Запретили-то британские власти.

С.КЛЕБАНОВ: Запретили британские власти, да. Ну, опять же, я не специалист в этом деле, я высказываю только свое такое мнение дилетанта, да?

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Но согласитесь, что эта сама тема имеет отношение к вопросам пиратства и не пиратства?

С.КЛЕБАНОВ: Конечно, конечно, да. Но эта тема всегда к балансу интересов в обществе, да? Что мы больше хотим узнать? Мы хотим узнать всю подноготную, как работают спецслужбы? Но когда у нас потом взорвется электричка, мы будем говорить «А почему нас вообще не защитили спецслужбы от этого?» Ну, потому что мы раскрыли все методы, как они что прослушивают.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Понятно. «Отбивайте в кинотеатрах как певцы на живых концертах. Вот, я бы с удовольствием посмотрел там то-то, то-то. Снимайте шедевры», - Снейк пишет.

С.КЛЕБАНОВ: Ну, знаете, я могу назвать очень много шедевров, там, начиная от «Гражданина Кейна» (тоже, кстати, посмотрите, чтобы знать, что такое авторское кино), которые провалились и не окупили свои расходы.

Знаете, мне тут тоже пишут вопросы «А почему в кинотеатрах фильмы идут только 2 недели?» Вот, как я могу отбить фильм, который стоил много миллионов долларов, за 2 недели в кинотеатре при том, что, когда я покупаю права, я плачу за все права? И, в общем-то, кино потребляют очень комплексным образом. Почему за кинотеатр надо платить, в других местах нет? А идут фильмы в кинотеатрах только 2 недели, потому что... Ну, во-первых, в России не хватает кинотеатров, не хватает залов. Конечно, прогресс гигантский в этой отрасли. Но мы далеки там еще и до американских, до шведских, до французских показателей. Но главное, чего не хватает, это не хватает цифровых залов. Сейчас уже процесс тоже идет, но во многих странах действуют государственные программы поддержки перевода кинотеатров на цифру. Просто, вот, даже залов хоть и много...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Время истекает. Вы как считаете, отобьетесь, вот, с такого рода направлением деятельности? Победите?

С.КЛЕБАНОВ: Ну, мы стараемся. Главное, мы, все-таки, видим рост очень большой в интернете легального сегмента. На это и надеемся.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Это Сэм Клебанов, напомню, гость программы «Особое мнение». Спасибо.