Дворцовая площадь, д. 2 - 2013-07-28
К. БАСИЛАШВИЛИ: Утверждать, что объект нашего внимания – шедевр, никто и не будет, но отчего бы не рассмотреть его как грандиозное интерьерное чудо, славного монстра, которого касались мастеровитые руки императора Петра I? А это, как следует из истории от хранителя фондов научных приборов и инструментов Эрмитажа Григория Ястребинского, уже немало. Итак, люстра и Петр I.
Г. ЯСТРЕБИНСКИЙ: Едва ли не любимейшим из занятий Петра было занятие токарным художеством. Создав свою придворную мастерскую, или как ее еще тогда называли, токарню, еще в Москве в самом начале XVIII века, царь переместил ее в 1712-м году в новую столицу, в Петербург. Сюда был приглашен токарь и механик Франц Зингер, или Зенгер, работавший при дворе герцога Тосканского Козимо III Медичи. В токарной мастерской Петра работали и другие замечательные русские и иностранные мастера. На токарных станках создавались как прикладные предметы (тарелки, стаканы, кубки, табакерки), так и сюжетные композиции в виде медальонов или цилиндров.
Не дай бог было кому-то потревожить Петра во время его токарных упражнений. Охране мастерской было приказано не пускать в такое время даже ближайших к царю людей, включая Меншикова. Выточенные руками российского царя табакерка или медальон были, несомненно, лучшими подарками монарху-союзнику или другому высокому гостю Петра.
Великолепных памятников любимому занятию Петра сохранилось множество. Сейчас же мы поведаем о самом значительном из них – большом многоярусном паникадиле, ну, или большой люстре, на 27 свечей. Оно и сейчас поражает зрителя. Люстра-паникадило два с четвертью метра высотой и более метра в диаметре, с рожами в четыре яруса и изумительным завершением внизу. Все это полностью выточено из слоновой кости. Петр потратил на это паникадило несколько последних лет своей жизни, задумав поместить его в собор Святых Петра и Павла в петербургской Петропавловской крепости. Для изготовления составных частей люстры Петру пришлось работать на самых разных станках. Рожки у люстры трех размеров, S-образно изогнутые. Внизу ажурное завершение, внутри которого шар, утыканный иглами. Несмотря на то, что паникадило было закончено уже после смерти великого монарха, с полным правом на люстре помещена надпись на русском и латинской языках: «Дело многотрудных рук Петра Великого, императора и самодержца всероссийского».
Лучше всего привести здесь выдержку из описания петровской коллекции ее хранителя в конце XVIII века библиотекаря Кунсткамеры Осипа Беляева: «Вообще все изделие с его работой есть в своем роде превосходнейшее, но вящше усугубится в нас удивление когда представим себе, что великолепное сие паникадило есть дело собственных рук государя императора Петра Великого, которое неутомимый сей монарх точил несколько лет в свободные часы, уделяя оные на сию работу от важнейших государственных упражнений».
К. БАСИЛАШВИЛИ: Довольно громоздкое, но привлекательное в своих непонятных нынче объемах паникадило вы найдете в 161-м зале Зимнего дворца. Мимо пройти действительно сложно.