Дворцовая площадь, д. 2 - 2013-07-07
К. БАСИЛАШВИЛИ: В перспективе – канал, скромный образ небольшого города, на первом плане – художник в свободных одеждах пишет портрет девушки с младенцем на руках. «Святой Лука, рисующий Мадонну». Об этом известном полотке в собрании Эрмитажа и о происхождении полосы, будто разделившей картину на две части, говорим с научным сотрудником Аллой Камчатовой.
А. КАМЧАТОВА: Европейские живописцы считали Луку своим небесным покровителем, его именем в эпоху Возрождения называли гильдии художников. И сюжет, запечатленный в эрмитажной картине, получил тогда широкое распространение.
Автором нашего полотна является Рагир ван дер Вейден, один из великих нидерландских мастеров XV века. В конце того же века картина «Святой Лука, рисующий Мадонну», написанная в Брюсселе, где работал художник, была приобретена испанской королевой Изабеллой Кастильской, а позднее оказалась в одном из испанских монастырей и следы ее затерялись. Именно в этот темный для нас, не документированный период ее жизни картина была разделена на две части. В XIX веке правая часть, с изображением святого Луки, всплыла в коллекции нидерландского короля Виллема II и на ее посмертной распродаже в Гааге в 1850-м году была куплена для императорского Эрмитажа.
Спустя 30 лет в Париже торговец картинами Антуан Бер купил на распродаже собрания барона Бернонвилля доску с изображением Мадонны с младенцем, ранее принадлежавшую якобы испанской королеве Изабелле. В 1883-м году Бер привез картину в Петербург, и ее приобрели для Эрмитажа. По этому поводу я в шутку говорю, что нашему Луке Мадонна явилась дважды: один раз – в видении, а второй – в стенах императорского музея.
Действительно, когда оба изображения волею судьбы оказались в Эрмитаже, специалистам не составило особого труда заключить, что это части одной композиции. Визуальные впечатления были подкреплены анализом деревянной доски, состава красок и авторского почерка. Тогда же оба изображения, долгое время существовавшие порознь, были переведены со старых досок на холст и благополучно воссоединены.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Не исключено, что образ святого Луки носит автопортретные черты художника. Картину найдете в галерее старой нидерландской живописи Эрмитажа.